Окончание ок ек правило. Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик" Как писать суффикс ок ек

Суффикс – ок- всегда под ударением.

а) сверчок , жучок

37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.

1) В именах существительных мужского рода пишется суффикс – ец -.

а) братец , красавец

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2) В именах существительных женского рода пишется суффикс иц -.

а) девиц а, красавиц а

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на – ица.

а) сестрица – сестричк а, лисица - лисичк а

б) запиши проверочное слово

4) В остальных случаях пишется сочетание –ечк-.

а) дочка- дочечк а, чашка – чашечк а

б) запиши проверочное слово

38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.

1) Сочетание – инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.

а) вершин а – вершинк а, трещин а - трещинк а

б) запиши проверочное слово

2) Сочетание – енк- пишется в словах, образованных от слов на – на, -ня .

а) вишня- вишенк а, сосна -сосенк а

б) запиши проверочное слово

39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением

пишется буква о , а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е .

а) свечо"й ту"ч ей, карандаш о"м -ду"ш ем

б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

40. Перенос слов.

1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.

3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.

4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.

6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.

9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных

10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,

например: СССР, КЗоТ, ТУ-104.

11) Многие слова можно переносить различными способами; при этом

шу-мный, шум-ный; дет-ский, детс-кий;

лов-кий, ло-вкий;

класс-ный, клас-сный; дерз-кий, дер-зкий, дерзкий; бит-ва, би-тва;

род-ство, родст-во, родс-тво;

скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий

кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.

12) Некоторые слова не подлежат переносу, например:

Азия, узнаю, фойе.

13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:

и т.п., и пр., т.е. ж.д., о-во.

14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме ти-

ре, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью

прерванной прямой речи.

15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открываю-

щие кавычки.

Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.

Анализируем слово как часть речи

1. Название части речи; на какой вопрос слово отвечает; что обозначает(при затруднении выясняй, как оно может изменяться).

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

2. Начальная форма:

им. п., ед. ч.

кто? что?

им. п., ед. ч., м. р.

неопр. ф. гл.

что (с)делать?

3. Постоянные признаки:

склонение

спряжение

4. Форма, в которой слово употреблено:

число

падеж

число

падеж

(Узнай их по слову-

командиру: ×)

время

число

(для прош. вр. ед. ч.)

лицо

(для наст.и буд. вр.)

5. Роль в предложении: каким членом является; если второстепенным, выпиши словосочетание, в

которое оно входит как зависимый член, покажи

Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих

(урок открытия новых знаний)

I Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

К какому уроку надо было подготовиться? Верно.

Что у вас должно быть подготовлено к уроку русского языка? (Учебник, рабочая тетрадь, пенал).

Итак, начинаем урок русского языка.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

Как вы думаете, зачем мы просмотрели этот отрывок из мультфильма? (Вспомнили тему: «Правописание суффиксов -ек/-ик в именах существительных»)

Давайте еще раз вспомним правило правописания суффиксов существительных -ек/-ик

(слайд №1).

Посмотрите на слова (слайд №2). Что необходимо сделать? (Вставить пропущенные буквы).

Давайте выполним это задание. Итак, первое слово. Какая гласная пропущена?

Запишем это слово, выделим суффикс.

Хорошо. Молодцы.

Посмотрите, ребята, на данные слова (слайд №3). Что заметили? (Пропущены буквы).

Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.

Хорошо. Вчера это же задание выполнил другой ученик. Давайте посмотрим, как он это сделал (слайд №4).

Он верно выполнил задание?

III Постановка учебной задачи.

Можем ли мы сейчас с вами ответить на этот вопрос? (Затрудняемся).

Почему? Что мы не знаем?(Не знаем, как правильно написать эти слова. Не знаем, какую гласную необходимо написать).

В какой части слова неясное написание? (В суффиксе).

Какой частью речи являются эти слова (Это имена существительные).

Как бы вы хотели назвать тему нашего урока?(Правописание гласных после шипящих в суффиксах существительных).

Какую цель мы поставим перед собой? Чему мы будем учиться? (Будем учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

Давайте откроем учебник и посмотрим, как назвал автор тему урока. Прочитаем.

IV Построение проекта выхода из затруднения (открытие/алгоритм).

Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд №5).

У вас на столе лежат карточки (слайд №6). Возьмите карточку №1, прочитаем задание (запишите слова, обозначьте суффиксы, поставьте ударение).

Назовите звуки перед суффиксом –ок (ч, ш, ж).

Что общего у этих звуков? (Они согласные, шипящие).

Охарактеризуйте, дайте им характеристику по твердости/мягкости (ч – всегда мягкий, ж, ш - всегда твердые).

Какой вывод можем сделать? Какая гласная пишется в суффиксе имен существительных после шипящих? (В суффиксах им. сущ. после шипящих под ударением пишется буква о).

Проверьте свои предположения, прочитав правило в учебнике на с. 20 (читают правило) (слайд №7).

Составим алгоритм.

Шаг 1. Ставлю ударение.

Шаг 2. Нахожу суффикс.

Шаг 3. Если суффикс находится под ударением, пишу букву о.

Так о каком суффиксе мы сегодня будем говорить на уроке? (О суффиксе –ок в им. сущ.).

Как правильно звучит тема урока? (Существительные с суффиксом –ок, написание суффикса –ок после шипящих).

Физминутка (слайд №8).

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Давайте еще раз проговорим, какая гласная пишется в суффиксах сущ. после шипящих под ударением.

Выполним задание, сделав которое вы узнаете часть пословицы, которую мы соберем, справившись со всеми заданиями.

Работаем с карточкой №2. Необходимо изменить слова по образцу (слайд №9).

(выполняют вместе, с комментированием, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем суффикс) после последнего слова слайд №10.

Что произошло в словах? (Чередовании [г] // [ж], [к] // [ч]).

(Получают карточку – с мешок).

VI Самопроверка по эталону.

1)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №3.

Что необходимо сделать? (Добавить суффиксы –ек, -ок).

Проверяем.

Хорошо. Молодцы. Вы получаете следующую часть пословицы (а слов).

2) Работа по рядам.

Переходим к работе с карточкой № 4. 1-ому ряду необходимо выписать в тетрадь слова, состоящие из корня и окончания; 2-ому – слова, состоящие из корня, суффикса и окончания и 3-ему ряду выписать слова, состоящие из корня двух суффиксов и окончания. Окончания могут быть и нулевыми. Помните об этом.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

снег
снежок
снежочек

вечер
вечерок
вечерочек

свист
свисток
свисточек

звон
звонок
звоночек

шаг
шажок
шажочек

Молодцы, справились с заданием. Вы получаете последнюю часть пословицы.

3)Давайте попробуем теперь составить пословицу (Дел на вершок, а слов с мешок).

Запишите пословицу в тетрадь.

Как вы ее понимаете?

Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни).

4)- Сейчас вы будете выполнять задание в паре со своим соседом. Карточка №5. В этом тексте необходимо исправить допущенные ошибки.

Ребята пришли на лужОк и стали играть в мячИк. С ними был верный пес ДружОк. Вдруг пошел дождИк.

(слайд №11).

Вернемся к началу урока. Какие же буквы мы должны здесь вставить? (слайд №12).

VIII Рефлексия.

Какую цель мы ставили в начале урока? (Учиться писать суффиксы в им. сущ. после шипящих).

Достигли ли мы данной цели? Каким образом? (Выполняя задания).

Что нового вы сегодня узнали на уроке русского языка? (В суф. Им. сущ., корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква о, если суффикс стоит под ударением).

Какие задания вам понравились больше?

(Слайд №13).

Поднимите кружок соответствующего цвета:

Зеленый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями

Желтый: узнал для себя что-то новое, справился с заданиями, но некоторые из них вызвали затруднения

Красный: ничего нового не узнал, не справился с заданиями

Оценки за урок.

(Слайд №14) Домашнее задание: выучить правило стр. 98, упр.№59, 60 (ТПО).

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

Когда следует ставить буковку «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.

Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - дивана;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • куст - куста;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • лицо - лица;
  • мальчишка - мальчугана;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождь - дождя;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить буковку «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем приятные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орех - ореха;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусок - куска;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом -ок-

Выше мы разглядели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе -ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петух;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких - «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем приятный пример:

  • бережОк;
  • петух;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусок;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Методы образования слов с помощью суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса -ок-, то он присваивает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
  • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
  • Место деяния (като?к).
  • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
  • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).

2 вариант

1 . Укажите в каком существительном суффикс написан неправильно.

а)дружок б) жучёк в) пастушок

2. Укажите существительное, в суффиксе которого не пишется буква -о-.

а)луж.к б) волч.нок в) ореш.к

3. Найти ряд с пропущенной –о-:

1) чулоч..к, петуш…к, горш..к

2) прут..к, цвет..к, кирпич…к

3) языч..к, стиш…к, горош…к

4) луж…к, пастуш..к, снеж…к

4. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется буква -о-.

а)овраж.к б) жуч.к в) горош.к

5. Укажите существительные с суффиксом –ок-

а) старич…к, б) жуч..к, в) дубоч…к, г) кусоч…к,

д) гребеш…к, е) ящич…к.

1. К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.(например: маленький ученик, маленькое дерево, маленькая девочка, маленькие дети.)

2. У прилагательных выделите окончания и определите число и род.

Голубой –

Красивый –

Самостоятельная работа по теме:

« Изменение имен прилагательных по родам и числа»

1. Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу.

2. Определи число и род прилагательных и выделите окончания.

Яркое, ласковое, весеннее ____________.

Мягкий, теплый, пушистый __________.

Дальняя, трудная, незнакомая __________.

Смешной, забавный, короткий ________.

1 вариант

А) и б) е в) ё г) о

2. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

А) и б) е в) ы

3. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

А) ы б) и в) е

4. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

5. В каком слове не выпал гласный звук?

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

7. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

8. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

Тест №17. "Гласные в суффиксах существительных ек и ик"

2 вариант

1.В суффиксах ек и ик при выпадении гласного следует писать букву:

А) и б) е в) ё г) о

2. В каком слове не выпал гласный звук?



а) замоч...к б) ножич...к в) дождич...к г) куст...к

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

а) комоч...к б) мешоч...к в) диванч...к г) котёноч...к

4. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

а) зайч...к, чайнич...к б) дружоч...к, овальч...к

в) чемоданч...к, мальч...к г) замоч...к, ореш...к

5. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

А) и б) е в) ы

6. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

А) ы б) и в) е

7. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

а) шар...к б) сад...к в) цветоч...к г) зонт...к

9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

а) осколоч...к, внуч...к б) карманч...к, комоч...к

в) фонар...к, горош...к г) ящич...к, листоч...к

1 вариант.

1. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

На гладк…… льду______________________________________

в дальн….. дорогу______________________________________

сладк…… конфетку____________________________________

син….. лента____________________________________________

весенн….. солнышко_______________________________________

стар…… рояль___________________________________________

из перв…… ряда___________________________________________

с маленьк…… братом_____________________________________

перед ранн….. весной_________________________________________

о нужн…… вещи_____________________________________________

столов……. прибором________________________________________

мягк…… диван___________________________________________

под строг….. взглядом _________________________________________

2. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

В лесной () глуши звери и птицы живут спокойно. Рыжая () белочка ловко прыгает с дерева на дерево. Она ищет спелые () орешки и сладкие()ягодки. Деловито ползает по ели серый () поползень в поисках

пищи. Стучит пёстрый () дятел по сухому() стволу старого() дуба.Течёт тихо и размеренно жизнь в лесной () чащобе.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».



2 вариант.

1. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

В чистом() небе горят звёзды. В августе звёздный () дождь часто падает на тёмную()землю. Обильная() роса играет в их свете. Полночную

()охоту начали совы. Маленькая() мышка поспешно шмыгнула в высокую() травку.

2. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

От давн… встречи____________________________________________

на ранн… зорьке_____________________________________________

о проезж.. человеке___________________________________________

к растущ… ветке_____________________________________________

на пахуч… ромашку___________________________________________

в узеньк… окошко_____________________________________________

неуклюж… животное___________________________________________

под снежн… шубой____________________________________________

о субботн… передаче___________________________________________

син… ленту___________________________________________________

28. Существительные с суффиксами, которые имеют звуки шк , оканчиваются на -шка либо на -шко . В словах женского рода пишется на конце -шка: бабушка , землишка ; в словах среднего рода — -шко: пёрышко , письмишко ; в словах мужского рода, если они обозначают людей или животных, — -шка: дедушка , воришка , если же неодушевленные предметы, то — -шко: городишко , дворишко .

29. Суффикс -ичк- имеют только уменьшительные от слов на -ица: синичк а , сестричк а (от синица , сестрица ). Поэтому в случае сомнения, писать ли -ичка или -ечка , надо посмотреть, произведено ли это слово от слова на -ица или нет; в первом случае писать -ичка: лестничка (от лестница ), во втором -ечка: кошечка (от кошка ), Ванечка , Манечка (от Ваня , Маня ).

30. В ласкательных словах пишутся суффиксы -оньк- , -еньк-: берёзоньк а , лисоньк а , косоньк а , волосоньк и , Лизоньк а , реченьк а .

Примечание 1. Следует запомнить написание слов заи нька , паи нька .

Примечание 2. От существительных с ласкательным суффиксом -еньк- (реченьк а ) надо отличать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к- (телятинк а, горошинк а ), образованные от слов на -ина , обозначающих или мясо какого-либо животного (телятина ), или единичный предмет (горошина ), а также существительные, образованные от глаголов (завалить завалинк а ).

31. В словах башенка , песенка , вишенка , пашенка и т.п., произведенных от слов на -ня с предшествующим согласным (башня , песня и т.п.), не тот же суффикс, что в словах реченька , дороженька и т.п. В словах реченька , дороженька (от река , дорога ) суффикс -еньк- ; в словах же башенка и т.п. суффикс -к- , присоединяясь к основе на -ен (сравните р. мн. башен , песен ), образует новую основу на -енк . Поэтому в словах башенка , вишенка и т.п. буквы ь не надо писать.

32. Слова с суффиксом -ищ- имеют окончание , если они мужского или среднего рода: домище , старище , удилище , училище ; если же они женского рода, то окончание : бородища .

33. В словах, образованных от существительных среднего рода, пишется -ецо , если ударение на окончании (ружьецо́ , письмецо́ , пальтецо́ ), если же ударение не на окончании, то пишется -ице (пла́тьице , кре́слице , ма́слице )

34. После шипящих пишется под ударением суффикс -о́к , без ударения — -ек: бережо́к , скачо́к , петушо́к , но: овра́жек , вну́чек .

Буква о под ударением после шипящих пишетсся также в суффиксе -он , в котором о беглое: ножо́н (ножны ).

Примечание. Сюда же относятся слова горшо́к , корешо́к , облучо́к . В некоторых словах с затемненным корнем или суффиксом пишется ё (е ): решётка (решето́ ), печёнка (пе́чень ), бечёвка (бечева́ ), учёба (уче́нье ), а в некоторых — о: трущоба , трещотка .

35. В отглагольных существительных после шипящих под ударением пишется суффикс -ёвк-
(-евк- ): ночёвка (ночевать ), раскорчёвка (раскорчевать ), размежёвка (размежевать ) и т.п.