Опыты на грядках на учебно опытном участке. Организация опытнической и исследовательской работы на учебно - опытном участке. Опытническая работа на УОУ

К средствам обучения обычно относят все материальные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе.

По сельскохозяйственному труду ими являются:

    учебно-опытным участок,

    оборудование и ручной инвентарь для работ по выращиванию растений в открытом грунте и в помещениях,

    живые растения в составе уголка природы,

    самодельные и заводского изготовления наглядные пособия - сноповой материал, наборы плодов и семян, гербарии, растительные коллекции, муляжи, таблицы, технические средства.

§ 1. Учебно-опытный участок начальной школы

Учебно-опытный участок является основным средством обучения младших школьников сельскохозяйственному труду. Он представляет собой земельную площадь, отведенную школе для постоянного использования в целях воспитания у детей интереса к сельскохозяйственному труду, привития им определенной системы первоначальных знаний, умений, навыков выращивания растений, формирования на основе опытнической работы творческого отношения к труду.

Организация учебно-опытного участка и работ на нем осуществляется в соответствии с утвержденным типовым «Положением об учебно-опытном участке общеобразовательной школы» (1986 г.).

В «Положении...» подчеркивается, что в городских школах в случае невозможности выделения учебно-опытного участка работы детей организуются на межшкольных участках, на учебно-опытном участке другой школы, станции юннатов, в Домах школьников, на участках горзеленхозов и других пригодных для выращивания культурных растений площадях.

Размер учебно-опытного участка зависит от многих факторов, в первую очередь от количества учащихся, их возраста, степени механизации работ, условий выращивания (с поливом или без него), от вида выращиваемой культуры. Для большинства видов растений норма на одного ученика I-II класса составляет 1 м 2 , II-IV классов-1,5 м 2. Под участок отводится земельная площадь, находящаяся, как правило, около школы. Это позволяет сократить расход времени на передвижение детей к месту работы.

По возможности участок должен быть расположен на ровной поверхности, защищен от господствующих ветров зданием школы или зелеными насаждениями, быть хорошо освещен, иметь постоянный источник водоснабжения, удобные подъездные пути.

Особенно велики требования к качеству почвы. В пределах участка она должна быть однородной по составу, структуре, питательности, обводненности, кислотности, глубине пахотного слоя. Для культур, предусмотренных программой для выращивания младшими школьниками, нужны легкие, высокоструктурные, плодородные, достаточно обводненные почвы с нейтральной или слабокислой реакцией среды, незасоренные. Глубина пахотного слоя должна быть не менее 30 см.

На отдельном участке начальных классов обязательно должны быть оформлены овощной, декоративный, плодово-ягодный и коллекционный отделы.

Соотношение отделов по площади неодинаково для разных типов школ. В сельской школе самую большую площадь занимает обычный отдел с овощами, в городской - цветник, декоративные кустарники и деревья. Вся площадь, кроме дорожек, распределяется на делянки размером примерно 0,7X1,0 м или произвольной длины. Вообще же ширина грядки должна быть такой, чтобы ученики, стоя сбоку, свободно доставали руками до ее середины.

Многолетние насаждения целесообразно располагать ближе к краям участка. Это будут культуры для III и IV классов. Ширина центральной аллеи составляет обычно 1,5 м, бо­ковых дорожек - 0,8-1,0 м со скатом к краям, поперечные дорожки между делянками - по 0,5 м, чтобы по ним можно было пройти нескольким ученикам. На легких почвах дорожки обычно протаптываются, на тяжелых прокапываются. При такой планировке участок красив и удобен в использовании. Высота грядок зависит от состава почвы, требований растения и других факторов. Чем легче и суше почва, тем грядки ниже. Некоторые растения лучше растут на грядках (например, корнеплоды), другие - на ровной площади (земляника садовая, капуста, томаты и др.).

Примерный план учебно-опытного участка четырехлетней начальной школы.

Декоративные травы (в обиходе чаще называемые цветами) обычно располагают в соответствии с общим планом озеленения территории школы, т. е. они могут быть вынесены за пределы учебно-опытного участка. Исключение составляет зеленая изгородь из кустарников, окаймляющая участок.

При ежегодном планировании площади посевов в первую очередь нужно учесть требование плодосмена. На одной и той же площади в каждом последующем году целесообразнее выращивать новые виды растений. Основное требование заключается в том, чтобы культуры принадлежали к разным ботаническим семействам. Этим ограничивается распространение специфических для семейства вредителей и болезней, обеспечивается более равномерный вынос питательных веществ из почвы.

Принятая на ряд лет очередность в смене культур называется севооборотом. Для колхозов и совхозов каждой местности наукой и практикой выявлены свои оптимальные севообороты, обеспечивающие получение высоких устойчивых урожаев без истощения почв района.

В школе целесообразно было бы использовать именно их. Однако для начальных классов наиболее распространенные в хозяйствах травопольные севообороты неприменимы. В овощном отделе можно рекомендовать следующее чередование культур в течение пяти лет:

Культуры

картофель

корнеплоды

корнеплоды

Картофель

картофель

Корнеплоды

картофель

корнеплоды

картофель

корнеплоды

Как видим, севооборот здесь пятипольный. По классам представлен следующим образом: горох выращивают ученики вторых классов, корнеплоды - третьих, остальные культуры - ученики четвертых классов. (Первоклассники овощных растений не выращивают.)

Посмотрим, что дает такой севооборот. В данном наборе культур картофель является самым требовательным к питательности почвы. Его выращивают по большой дозе удобрений в частности навоза и калийных солей. За одну вегетацию удобрения расходуются частично, поэтому за картофелем можно размещать культуры, которые не переносят свежего навоза, но требовательны к питательности почвы. К таким растениям относятся корнеплоды. Кроме того, почва после выращивания на ней картофеля - обычно хорошо очищается от сорняков в результате интенсивной междурядной обработки, развития мощной ботвы, которая затеняет и тем самым угнетает сорняки.

В коллекционном отделе работают учащиеся четвертых классов, выращивают растения, предназначенные для изготовления наглядных пособий для уроков природоведения и внеклассной работы. Чаще всего здесь представлены полевые, технические и другие культуры, типичные для сельского хозяйства данного района. Здесь же возможно выращивание лекарственных растений дикорастущих видов и других культур по программе общественно полезного труда.

При определении видового состава растений для класса надо учитывать, что необязательно все ученики должны выращивать одну и ту же культуру. Главное в том, чтобы учащиеся одного класса выращивали растения со сходной технологией, то есть осваивали умения и навыки одинакового порядка и уровня сложности, принимали одинаковое участие в планировании работ, расчете семенного и посадочного материала, разбивке делянок, подготовке почвы, ее маркеровке, посеве и посадке, уходе за растениями, в уборке и учете урожая, изготовлении наглядных пособий.

На территории учебно-опытного участка, кроме растений, располагают помещения для ручного инвентаря и инструментов, отводят специальное место для занятий с классом, снабженное сиденьями, столами и навесом. Наличие столов и навеса обеспечивает возможность использования такого зеленого Класса не только для проведения здесь занятий, но и для сушки урожая, размещения учебно-наглядных пособий и других целей. На участке должны быть парники и рассадники. Их размеры обычно меньше стандартных. Рассадники представляют собой гряды с высокими краями. Поперек гряд можно положить пленку, укрепив дополнительно ее края. В получившемся укрытии можно временно выращивать рассаду теплолюбивых культур.

На участке должно быть специальное место для хранения, минеральных и органических удобрений, приготовления компостов.

Среди ручного сельскохозяйственного инвентаря, который применяется в начальной школе, различают инвентарь индивидуального и группового использования. К первому относят лопаты, грабли, мотыги, совки для выемки рассады, ручные рыхлители, лейки, рулетки, шнуры, шагомеры. Ко второй группе относят тележки, носилки, маркеры, корзины, ящики для рассады и другое оборудование, которым обычно пользуются вдвоем. Весь инвентарь для сельскохозяйственного труда младших школьников должен быть облегченного и уменьшенного типа - более узкое и короткое полотно лопат, гребенок грабель. Все инструменты и оборудование складываются только чистыми.

Для оказания учащимся первой помощи при возможных травмах на участке обязательно должна быть аптечка.

Подбор культур для выращивания младшими школьниками:

Программа по сельскохозяйственному труду для учащихся I-IV классов дает большой список видов растений для выращивания. Из них необходимо выбрать один-два вида из каждой группы (овощных, декоративных, плодово-ягодных), руководствуясь следующими общими требованиями.

При подборе культур для разных классов большое значение имеет срок вегетации растений, определяемый скоростью роста и развития. Для учащихся I и II классов используются виды быстрорастущие, причем в I классе- декоративные растения, во II - овощные. Чаще всего это горошек душистый, настурция, ноготки, фасоль огнецветная, фасоль обыкновенная, горох посевной, бобы пищевые. Эти растения имеют крупные семена, которые обычно высевают прямо в открытый грунт.

Для учащихся III класса рекомендуются для выращивания виды, также обладающие быстрым ростом и развитием, но требующие другой обработки почвы и отличающиеся в остальных элементах технологии. В большинстве случаев это растения из группы корнеплодов - редис, морковь, репа, свекла, зеленные корнеплоды - петрушка, сельдерей и др. Из декоративных растений для этого класса подходят петунья, львиный зев, однолетние гвоздики и др.

В IV классе дети учатся выращивать растения рассадным способом, т. е. растения, имеющие длительный вегетационный период. Из группы овощных для данного класса программой рекомендуются томаты, огурцы, кабачки, баклажаны, капуста и др. Набор декоративных растений, размножаемых рассадным способом, чрезвычайно велик, из них в школе чаще используют астры, циннии, гвоздики, петунью, георгины однолетние и др.

Кроме семенного размножения, младшие школьники долж­ны научиться и некоторым способам вегетативного: стеблевыми черенками (черная смородина и другие ягодные кустарники, комнатные растения)-III класс, усами, делением куста (земляника садовая, декоративные многолетники открытого грунта» комнатные растения)-IV класс.

Тема «Работы в классе» в основном включает труд детей по выращиванию комнатных растений. Естественно, они не относятся к растениям учебно-опытного участка, но имеют свои особенности, которые необходимо учесть при выборе видов для младших школьников. Например, в 1 классе дети должны „усвоить основные правила ухода за комнатными растениями. Опыт показывает, что в этом возрасте учащиеся знают о необходимости полива растений, рыхления почвы, обмывания и обтирания растений и посуды, но делать это правильно в большинстве случаев не умеют. Поэтому для них комплектуется набор растений, .неприхотливых к условиям, с прочными стеблями, листьями, выдерживающих не столь осторожное обращение с ними. К таким относятся лимоны, аспидистры, сансевьеры, плющи, кливии и др.

Во II классе ученики выращивают комнатные растения из семян. Для этой цели подходят бальзамин комнатный, паслен комнатный, гиппеаструм и др. Кроме того, дети продолжают ухаживать за растениями, которые они выращивали в I классе.

В III классе учащиеся овладевают умениями размножать комнатные растения стеблевыми черенками, в IV - делением куста (или другими сходными несложными способами вегетативного размножения, но не стеблевыми черенками). В связи с этим для III класса целесообразно избрать такие виды, как традесканции, пеларгонии, колеусы, фуксии, плющи, сциндапсус, плектрантус, седумы и др., для IV - папоротники, корневищные бегонии, аспарагусы и т. д.

Таким образом, используя приведенные общие положения, учитель из всего разнообразия имеющихся растений сможет выбрать такие, которые позволят сформировать предусмотренные программой для данного класса растениеводческие знания и умения.

Наша Никольская средняя школа находится в Должанском районе, самом южном районе Орловской области.

В прошлом году школа отметила свой 120-летний юбилей. Безусловно, мы храним и уважаем традиции. Но время идёт вперёд, хочется чего-то нового. Так в прошлом году администрация школы выдвинула идею – создать новый учебно-опытный участок. Обучающиеся школы с радостью поддержали её и приняли в разработке проекта участка. Надо сказать, прежний участок неоднократнозанималпризовые места в районных смотрах – конкурсах. Но он был расположен далеко от школы, что создавало определённые трудности.

Работая по озеленению учебно-опытного участка, мы поставили перед собой задачу – превратить участок в цветущий уголок. Началась работа- воплощениепроекта в жизнь.

Наша работа проводилась в несколько этапов:

1. Выступили с предложением о реконструкции школьного участка перед администрацией школы.

2. Создали инициативную группу.

3. Организовали работу проектной группы.

4. Распределили объекты между классами начальной, средней и старшей школы.

5. Создали звенья

6. Сформулировали вывод и составили проектный план на следующий год.

НАЧАЛО РАБОТЫ.

Мы определили место учебно-опытного участка в микрорайоне школы. Большая часть участка имеет относительно ровную поверхность Структура почвы -чернозём. УОУ расположен на земельном участке, который находится рядом со школой.

Началась работа по подготовке земельного участка.

Произвели разметку территории, огородили участок.

Были заложены основные отделы УОУ, требуемых Положением об УОУ:

отдел начальных классов, овощной отдел, коллекционный,полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный.

В отделе начальных классов работают младшие школьники. На небольших делянках они выращивают овощи, цветы, которые не требуют сложного ухода.

Отдел овощных культур – один из самых важных на участке. Здесь выращиваются помидоры, огурцы, капуста, лук, свекла и многие другие овощи, причем самые разные сорта. Здесь проводим большинство опытов, выясняем эффективность различных агротехнических приемов. Прежде чем приступить к опытнической работе, мы знакомимся с требованиями такой работы, т.е. каждый опыт ставим на двух делянках: опытной и контрольной.

Наиболее интересными опытами считаем: 1. «Выращивание тыквы посевом семян в грунт и рассадой» , 2. «Влияние предпосевной закалки на урожай морковки», 3. «Сортоизучение картофеля».

Провели подборку культурных и дикорастущих видов растений, которые смогут произрастать совместно при определенных условиях нашей местности. Определили количество посадочного материала для отделов. Изыскав средства, закупили посадочный материал; цветочно-декоративные растения, деревья, кустарники.


Большую работу провели обучающиеся по созданию экологического отдела. В результате кропотливой творческой работы появился искусственный водоем и альпийская горка с нашим любимым хозяином - хранителем Стёпкой.

лука-125 кг,

морковки-560 кг,

капусты-360 кг,

фасоли-16кг.



Продукция, выращенная на участке, используется для питания детей в школьной столовой. Излишками овощей делимся с монастырем Марии Магдалины, учителями-ветеранами,населением.

Учебно-опытный участок – специально оборудованная территория близ учебного заведения, представляющая собой совокупность определенных географических, ботанических и зоологических отделов, работа в которых способствует практическому закреплению теоретических агрозоотехнических знаний учащихся, т.е. это база для опытной работы. В частности, Я.А. Коменский указывал на необходимость создания при детских учебных заведениях небольшого сада, «куда следует иногда пускать учащихся и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав», а Ж.Ж. Руссо считал садовые работы «важнейшим воспитательным средством».

В России один из первых школьных садов появился при Шляхетском корпусе в Санкт-Петербурге еще в XVIII в. и содержал коллекции лекарственных, культурных растений. Ботанический сад, созданный по системе К. Линнея, существовал и в Царскосельском лицее во времена А.С. Пушкина, где каждый воспитанник имел в нем свой собственный небольшой отдельный участок – садик. Бурный расцвет пропагандистского движения по садоустройству в учебных целях начался в 60-х гг. XIX в. (Н.И. Раевский), в частности были созданы школьные ботанические сады при Псковском (Н. Варнек), Белевском реальных училищах и Педагогическом музее военно-учебных заведений (Н.П. Животовский), колонии малолетних преступников в Охте (А.Я. Герд). По сохранившимся описаниям, это были миниатюрные ботанические сады, включавшие в основном дикорастущие растения, высаженные (высеянные) по семействам с учетом их эстетических качеств, экологических требований к местам произрастания. В конце XIX в. имели место попытки поднять культуру сельского хозяйства через сельскую начальную школу, для чего и использовались школьные сады. В 30-е гг. XX в. на основе обобщения опыта учителей начинает складываться система организации школьного агроботанического участка (Н.М. Верзилин «Агроботанический участок средней школы», 1935), позже расширенная до агробиологического, с элементами животноводства.

На современном этапе планирование пришкольного участка не сводится к элементам агробиологии. Его задачей является наиболее рациональное распределение территории между всеми структурными элементами работы учебного заведения, в том числе спортивной площадкой, игровой зоной для учащихся группы продленного дня, уголком отдыха, метеорологической площадкой и биологической частью. Для содержания участка в порядке целесообразно разделить его на территории-делянки, закрепляемые за отдельными классами. Ежедневно дежурные по классу убирают и сдают свой участок ответственному по школе. Для выполнения же сезонных работ (обработка почвы, посев, посадка, полив и т.д.) используются занятия по общественно полезному и сельскохозяйственному труду. Некоторые виды работы могут быть выполнены членами биологических кружков, учащимися, посещающими группу продленного дня, что необходимо учитывать учителю, ответственному за участок, при составлении подробного плана работ с указанием сроков их проведения.



На участке предполагается организация на отдельной территории отдела начальных классов, хотя нередко допускается и совместная форма работы на цветочно-декоративном, плодово-ягодном, отделе полевых, овощных культур. Вместе с тем методически правильнее первая форма ведения, что обусловлено повышенным, нежели у детей других возрастных групп, интересом младших школьников к такого рода работе.

На предварительном этапе освоения участка необходимо тщательное ознакомление с рельефом местности, свойствами почвы, имеющимися насаждениями и постройками. План участка создается с учетом природно-климатических условий, величины, конфигурации участка, его «специализации» (сад, парк и т.п.), расположения школьного здания, ориентированности по отношению к солнечному свету, окружающим жилым постройкам, прилегающим зеленым насаждениям. При этом необходимо учитывать основное правило экологического дизайна: стремление подражать естественному состоянию растений в мире природы – в глубине, месте скопления воды, можно устроить водоем, рокарий (сад камней).

План пришкольного участка доводится до сведения школьного совета и администрации школы, после чего приступают к разбивке отделов участка, площадок, дорожек. Основной этап освоения участка заключается в подборе культурных и дикорастущих видов растений, которые адаптированы к условиям данной местности (с помощью биолога, агронома); определении количества посадочного материала для изгородей, парковой части и т.п.; планировании цветников; обработке почвы для посадки; обустройстве по возможности искусственного водоема, альпинария и т.д.



В дальнейшем целесообразно проводить следующие виды работ: 1) уроки-экскурсии по междисциплинарным (стержневым) темам: «Растения», «Животные», «Сезонные изменения» в природе, «Экология города», «Общая биология» (для средней школы) и т.п.; 2) уроки-экскурсии при изучении интегрированных курсов естествознания с экологической направленностью; 3) практические занятия в разделе «Растения»; 4) выполнение самостоятельных наблюдений (фенологических) при изучении сезонных явлений, роли отдельных компонентов в жизни агроценоза; 5) выполнение летних заданий по естествознанию учащимися начальной и средней школы; 6) практические занятия и экскурсии с младшими школьниками.

Данный отдел в целом способствует успешному овладению детьми первоначальными знаниями о природе, сельском хозяйстве, некоторыми специальными трудовыми навыками, развитию творческого отношения к труду.

Выбор сельскохозяйственных культур определяется местными условиями и учебными программами. Однако к нормативным подразделениям данной территории и деятельности можно отнести: 1) выращивание цветочных, в том числе однолетних цветочно-декоративных (мак, цинию, бархатцы, астры), и бобовых растений, корнеплодов (редис, свекла, морковь) и проведение простейших опытов с ними; 2) черенкование смородины и других растений; 3) выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений (в ящиках, грунте), их посев и посадка, уход за плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, работа с многолетними цветами, практика по размножению растений отводками и делением куста. То есть на школьном учебно-опытном участке для начальной школы должны быть следующие отделы: овощной, плодово-ягодный (плодовый сад), цветочно-декоративный, коллекционный.

При организации работы на пришкольно-опытном участке необходимо иметь инвентарь, позволяющий осуществлять все операции от подготовки почвы до уборки урожая, который, учитывая особенности возраста, должен быть облегченным. Инвентарь размещается на вешалках и подставках, три этом требуя систематической очистки и ухода (в том числе очистки и смазки после окончания сезонных работ).

При этом работа детей в каждом отделе участка имеет свои особенности.

1. Выращивание цветочно-декоративных растений.

Данная тема предполагает работу как непосредственно на пришкольно-опытном участке, в оранжерее, теплице (высаживание георгинов, пионов и др.), так и в классе (уголке живой природы, кабинете биологии) с комнатными растениями при обязательном хорошем освещении. Поэтому рекомендуется обустраивать уголок живой природы и рабочее место в светлой части комнаты, ближе к окнам.

Параллельно рекомендуется проведение следующих опытов с цветочно-декоративными растениями: влияние света на образование хлорофилла в листьях, затемнения на величину листьев, пикировки на развитие сеянцев при выращивании летников рассадой, удаления отцветших цветков и соцветий на продолжительность цветения (календула, бархатцы, виола, кампанула, эшшольция, львиный зев, люпин, левкой), количества и сроков внесения удобрений на начало и продолжительность цветения летников; изучение сортов астр, флоксов и других дикорастущих растений и их культивирование на участке (лекарственных, красивоцветущих), насекомых-опылителей определенных групп растений и т.д.

2. Выращивание овощных культур.

Необходимо начать работу с предварительной беседы о весенних явлениях в природе, сезонных занятиях людей – о начале посевной кампании и ее значении для сельского хозяйства, сроках и специфике посева отдельных культур. Занятия можно провести как в классе, так и непосредственно около делянок. Желательно предварительно разделить весь сообщаемый материал на блоки: теоретический, который можно предварительно сообщить, и практический, требующий наглядных, конкретно-практических операций.

Для проведения занятий необходимо иметь семена (гороха, моркови и других овощных растений), ведра для переноски перегноя, песок для смешивания (например, с семенами моркови), мерки (палочки соответствующей длины – на начальной стадии), маркер или шнуры, этикетки.

Перед проведением посева учитель сообщает минимально необходимую информацию о высаживаемом виде. Работа с любым высаживаемым видом осуществляется поэтапно: а) общая подготовка к практической работе; б) сведения о растении: например, горох – хладостойкое растение (температура прорастания семян 2 °С), требовательное к влаге; срок высадки семян – конец апреля – начало мая; способ посадки – двухстрочными лентами. После проведения вводной беседы учитель показывает приемы посева культуры с последующим закреплением освоенной техники детьми на своих делянках; в) показ учителем (при этом необходимо учесть, что расстояние между бороздками для низкорослых сортов – 20 – 30 см, высоких – 40 см, между растениями в грядках – 2 – 3 см): при работе с горохом при помощи маркера на делянке взрослым проводятся бороздки глубиной 5 – 6 см, проводится объяснение и показ порядка проведения сева (приемов посева семян); г) первичное закрепление: два ученика повторяют показанные учителем операции (убедившись в усвоении детьми техники посева, взрослый предлагает перейти к фронтальной работе); д) фронтальная работа; е) фиксирование учащимися в дневниках результатов наблюдений: даты посева, появления всходов (при этом отдельные всходы засушиваются и приклеиваются в качестве иллюстраций к работе), сроки выполнения всех работ; ж) во время сбора урожая необходимо еще раз обратить внимание детей на особенность значимых для человека питательных частей растения (например, корнеплодов свеклы и моркови), время жизни растения (двулетние – в первый год образуются корнеплоды, на второй – семена).

Конечная цель работы в I классе – усвоение детьми на практике основных правил ухода за растениями.

3. Выращивание плодово-ягодных культур (II – III классы (III – IV классы)).

Работа по данному направлению предполагает рассмотрение ряда тем:

III класс (пропедевтически в I и II классах): а) подготовка к посадке черенков ягодных культур (смородина); б) высадка черенков с последующим поливом и мульчированием; в) уход за посаженными черенками.

IV класс: а) подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев; б) посадка ягодных, декоративных кустарников; в) размножение плодовых и цветочно-декоративных растений делением куста; г) высадка на постоянное место укорененных розеток земляники; уход за ней.

4. Фенологические наблюдения на учебно-опытном участке.

Фенология – система знаний о сезонном развитии природы, а наблюдения за периодическими (сезонными) явлениями в жизни последней называются соответственно фенологическими: появление первых проталин, прилет птиц, начало сокодвижения у растений, начало и конец цветения, вегетации, созревание плодов и семян, начало листопада, наступление заморозков и др. Это элементарная и самая распространенная форма работы с детьми любого возраста, не требующая длительной предварительной подготовки и обустройства конкретного места.

В частности, в зависимости от результатов фенологических наблюдений рекомендуются следующие виды сельскохозяйственных работ: 1) зацветание вербы – начало обработки почвы и посева ранних овощей (моркови, петрушки, репы, лука, укропа), выборочный посев овса, гороха; 2) начало цветения черемухи – посев льна, ячменя, яровой пшеницы, свеклы; 3) начало зеленения березы – высадка рассады брюквы, ранней капусты, ранних сортов картофеля; 4) зацветание черемухи – массовая посадка картофеля, высев в грунт декоративных растений (душистого горошка, астры); 5) зацветание желтой акации – начало посева огурцов, фасоли, гречихи; 6) зацветание озимой ржи – начало сенокоса, заготовки силоса; 7) определение начала и конца активной деятельности вредителей, сроков их появления, наиболее уязвимые моменты жизненного цикла.

По материалам фенологических наблюдений желательно составить календарь природы своего района, области (для чего необходимо иметь данные не менее чем за 5 лет).

5. Опытно-практическая работа на пришкольном участке.

Данный вид работы является обязательным в рамках деятельностного подхода к обучению. Его задача – установление влияния экологических факторов на жизнь растений и животных, условий и приемов воздействия на урожай. Любая работа предполагает наличие опытных и контрольных вариантов, в соответствии с чем и будет осуществляться сравнение: например, опытная делянка растений, подкармливаемых удобрениями, и контрольная – без подкормки. Различается единичная работа – при вычленении изучаемого фактора из общего комплекса действующих («принцип единственного различия») и комплексная (проверка действия системы факторов); оцененная с помощью измерений (биологический метод) и органов чувств (органолептический).

Эффективность опытной работы зависит от ее правильной организации. Постановке опыта должен предшествовать подробный план с указанием следующих моментов: схематический план участка, размещение культур; схемы полевых опытов; перечень основных наблюдений; примерные сроки и порядок выполнения работ; потребность в инвентаре, семенах, удобрении.

Для получения достоверных данных опыт следует проводить параллельно на 5 – 6 однотипных делянках (желательно в течение нескольких лет); для цветочных и декоративно-лиственных видов срок исследования должен быть не менее двух лет в нормальных условиях роста.

Экспериментально-опытными считаются те растения, которые выращиваются в одинаковых условиях, поэтому находящиеся на краю опытной делянки являются «защитными» и при обработке результатов не учитываются. Для точности эксперимента агротехнические приемы по уходу за почвой и растениями должны быть едиными во всех вариантах опыта, как и качество, и количество посадочного материала.

В целом предъявляются следующие требования к проведению опытной работы на экспериментальной и контрольной делянках:

а) подбор для сева, высадки растений, семян, одинаковых по качеству: плодовые саженцы должны быть здоровыми, на однородных подводках, одинаковыми по развитию – толщине штамба и корневой шейке, высоте, количеству и длине веток; выборка молодых и плодоносящих деревьев осуществляется по диаметру штамба и кроны (с учетом высоты последней);

б) одновременность проведения работ: одинаковые сроки, условия (смачивание опытных семян в растворе солей, контрольных – в воде);

в) одновременное проведение как на опытной, так и на контрольной делянке прополки, рыхления, полива и других видов агротехнических работ, в том числе и сбора урожая;

г) качественное и количественное изучение влияния факторов на растения; для такого рода комплексных опытов выделяется больше двух делянок, например: при изучении влияния полива на урожайность – первая делянка без полива (контроль), вторая – два полива (I вариант), третья – три полива (II вариант) – при этом все варианты в схеме опыта обозначаются номерами с четким различением нумерованных делянок на местности;

д) соблюдение условия равенства делянок при выборе участка; не следует занимать территорию на крутом склоне, хотя допускается использование пологих склонов без явной эрозии почвы;

е) обязательный учет результатов опыта, например роста и плодоношения растений, условий среды; при этом наблюдения за растениями условно делят на две группы – проводимые надо всеми опытными образцами (выход продукции, ее качество – дички, саженцы, урожай) и типичными, специально выделенными в количестве не менее трех с каждой делянки (динамика роста, формирование урожая);

ж) для получения сравнимых данных необходимо: при описании отбирать одновозрастные и одновременно посаженные растения, их параметры должны соответствовать биологическим особенностям вида, описание декоративных растений следует проводить в период их полного цветения; при оценке признаков используется пятибалльная система: «5» – высшая степень выраженности того или иного признака (махровости, повреждения вредителями и т.п.), «0» – полное отсутствие признака.

К сожалению, в последние годы в большинстве городских школ (из-за плотности застройки, изменения ощущаемого взрослыми и детьми «статуса» горожанина) такая форма работы сведена к нулю, хотя именно ее деятельностно-практический аспект позволяет школьникам лучше усвоить изучаемый природоведческий материал. На небольших земельных участках нет реальной возможности для размещения учебно-опытных площадок, парников, теплиц, а минимум учебного времени и перегруженность детей не позволяют полноценно проводить такого рода трудоемкую работу по уходу за растениями.

Выращивание овощных, плодово-ягодных культур на пришкольном участке неприемлемо в условиях города в связи с экологической ситуацией, в селе же возможно провести наблюдения дома. Поэтому при планировании современных пришкольных участков предпочтение отдается дикорастущим растениям и цветочно-декоративным культурам, которые могут быть объектами для проведения простейших опытов по выявлению характера влияния удобрений, подкормки, величины светового дня, влажности, температурного режима и других факторов на рост растений. Возможно проведение следующих форм работы: сравнение естественных и искусственных сообществ и выявление коэффициента их общности; экологический мониторинг; наблюдения за растениями, насекомыми, птицами, дождевыми червями. Поэтому наиболее целесообразной, по мнению Н.А. Пугал, является организация отделов биологической части пришкольного участка: 1) коллекция растений, приспособленных к разным экологическим условиям; 2) коллекция растений с разными морфологическими особенностями; 3) «живой гербарий»; 4) коллекция лекарственных растений; 5) коллекция дикорастущих растений; 6) дарвиновская площадка; 7) дендрарий; 8) питомник древесных пород и кустарников; 9) парковый цветочно-декоративный отдел.

Представленный выше комплекс возможных работ в различных отделах учебно-опытного участка отражает деятельностно-практический характер работы младших школьников в курсе «Окружающий мир» и нацелен на интеграцию естественно-научных и сельскохозяйственных основ обучения.

Учебно-опытный участок

Учебно-опытным участком руководит учитель биологии и химии Топунова Е.В.

1. Учебно-опытный участок (далее УОУ) школы является частью ее материально-технической базы. Площадь участка 1,5 га (1500м2).

2. Структура УОУ

2.1. Учебно-опытный участок школы включает в себя участок открытого грунта, разделенный на отделы: полевой, овощной, цветочно-декоративный, коллекционный, систематический, плодово-ягодный, начальных классов, производственный, дендрологический.

2.2. Назначение отделов открытого грунта:

Полевой отдел (площадь 12 м2) представляет из себя коллекцию зерновых культур, представленную районированными сортами. Растения размещаются на прямоугольных полях шириной4годичного севооборота.

Отдел предназначен для: знакомства учащихся с основными полевыми культурами; условиями их произрастания; использования в качестве продуктов питания; корма для животных; сырья для технической переработки; принципа проведения опытов с с/х культурами.

Цветочно-декоративный отдел

(Площадь 300м2). Представляет из себя коллекцию травянистых, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений и кустарников. Все цветочно-декоративные растения размещаются в различных отделах УОУ. В основе размещения цветочно-декоративных растений положены следующие принципы размещения:

  • принцип использования приемов благоустройства территории (рабатки, газоны, альпийские горки, розарии)
  • принцип эстетического оформления участка.

Отдел предназначен для знакомства с различными цветочно-декоративными растениями, привития умений и навыков выращивания растений и ухода за ними, воспитания чувства прекрасного, выполнения опытнических работ, освоения приемов озеленения территории.

Овощной отдел

(Площадь 180 м 2). Представляет из себя коллекцию однолетних и двулетних овощных культур. Используется 3 - 4годичный севооборот.В овощном отделе выращиваются следующие культуры: морковь, лук, свекла, чеснок, укроп, петрушка. Отдел предназначен для знакомства учащихся с различными сортамиовощных культур, привития умений и навыков ухода за ними, проведение опытнических работ.

Дендрологический отдел

(Площадь 500 м 2). Представляет из себя коллекцию деревьев и кустарников. Располагаетсяпо периметру УОУ и в других отделах УОУ. Размещается по систематическому и географическому принципа. Растения располагаются в виде сложных и простых пейзажных групп. Кустарники служат живой изгородью (шиповник, акация). В дендрарии расположены следующие деревья, кустарники: клен канадский, липа остролистая, береза пушистая, береза повислая, клен обыкновенный, акация желтая, рябина обыкновенная, сосна кедровая, ель голубая, дуб чешуйчатый, сирень обыкновенная, сирень махровая, жасмин земляничный, жимолость обыкновенная, белоягодник снежный, роза морщинистая, барбарис обыкновенный, ива, спирея, лещина, калина, лиственница, можжевельник. Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, проведения фенологических наблюдений, постановки опытов, изготовления наглядных пособий и коллекций.

Коллекционный отдел (площадь 14 м 2) представлен коллекциями лекарственных трав, масличных, раннецветущих, кормовых, растений различных мест обитания (луга, леса, болота). Расположен в разных отделах УОУ. Предназначен для разрешения знаний учащихся о многообразии растений, их использовании, для развития творческих способностей и познавательных интересов.

Систематический отдел (площадь 16 м 2) представлен растениями, принадлежащими к различным семействам (7 семейств): крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, лилейные, злаковые. Отдел предназначен для знакомства учащихся с представителями различных семейств.

Плодово-ягдный отдел (площадь 550 м 2), представлен садом. Культуры, произрастающие в саду: яблоня (35), груша (1), айва (1), слива (2 дерева + 15 саженцев), ирга (1), арония черноплодная (8), черная смородина (13), красная смородина (5). Кустарники (смородина) располагаются вдоль центральной дорожки УОУ в 2 ряда. Плодовые деревья иостальные кустарники расположены в 2-х специально отведенных местах УОУ.

Отдел начальных классов (площадь 40 м 2), представлен 4 грядками, на которых выращивают однолетние овощные растения. В отделе используется принцип чередования культур. Отдел предназначен для привитияэлементарных навыков и умений в уходе за растениями.

Производственный отдел (площадь 300 м 2), расположен на территории УОУ. Предназначен для выращивания с/х культур для питания учащихся в школьной столовой. В отделе выращивается капуста и картофель.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

2011 г.

Звено №_______ учащихся _______ класса МБОУ

СОШ

С.Большая Поляна

Тербунского района, Липецкой области

20___ г.

Состав звена

Введение.

Тема моей работы : лекарственные растения моего села.

Актуальность:

Я живу в селе Большая Поляна. Это очень красивое место. Здесь растут разные растения, многие из которых имеют лекарственные свойства. Я выбрала эту тему так, как одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки имеют побочные эффекты. Кроме этого, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных трав. Я хочу узнать о таких растениях, произрастающих в нашей местности, научиться их применять. Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила провести свою исследовательскую работу.

Цель : изучить лекарственные растения своей местности.

Задачи :

Познакомиться с литературными источниками, которые могли бы мне дать полную информацию о лекарственных растениях моего района;

Изучив флору своего микрорайона, выявить, какие именно растения считаются лекарственными;

Изучить правила приготовления и хранения лекарственного сырья;

Попытаться вырастить некоторые лекарственное растение на УОУ.

Объект исследования : местность центрально-чернозёмного района.

Предмет исследования : лекарственные растения моей местности.

Гипотеза : если знать о применении лекарственных растений, то можно лучше и дешевле вылечить некоторые болезни.

План:

1.Выбор темы.

2.Составление плана исследования.

3.Сбор материала.

а) Подумать самостоятельно.

б) Спросить у другого человека.

в) Узнать из книг.

4. Обобщить.

5. Провести анкетирование.

Село Большая Поляна, в котором проводилось это исследование, расположен в 30 км от районного центра и в 100 км от города Липецка.

Расстояние до реки Дон – 20 км. Рельеф местности равнинный, климат умеренно-континентальный, средняя температура января -15, средняя температура июля………...

Знание географического положения и особенностей климата помогло мне определить, какие именно растения могут встречаться на данной местности.

Актуальна ли эта тема? Я считаю, что да. Ведь здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, и если мы сами сможем позаботиться об этом, применив знания о лекарственных растениях, то и наше здоровье будет приумножено на долгие годы.

1. Основная часть

1.1. Из истории применения лекарственных растений

Попытки лечения с помощью лекарственных трав производились еще со времен сбора первобытным человеком различных кореньев. Первые документальные упоминания об использовании лекарственных растений относятся к Древнему Миру. Используя растения в пищу, люди постепенно стали замечать наличие у них целебных свойств. Так, лекарственные растения применялись в Древнем Египте, Китае, Греции и т.д.

Например, египтяне умели снимать спазмы и боли при различных недугах. Они использовали сельдерей или шафран для снятия ревматических болей, гранат для борьбы с ленточными червями, белену для снятия колик и прочие лекарственные растения, а также различные эфирные масла и смолы. Древние греки умели применять минеральные источники, грязевое лечение, различные масла и лекарственные травы. А индийцы активно использовали при врачевании благородные металлы: свинец, ртуть, цинк, сурьму, серу и пр.

Сведения об использовании целебных свойств растений в древности можно почерпнуть из данных этнографии и археологии.

Так, изучая, например, племена австралийцев, отдельные племена Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое не знало бы лекарственных растений. Как правило, сведения о целебных свойствах растений не были достоянием всех членов племени, а сосредоточивались в определенных семьях, где эти знания, большей частью под покровом тайны, передавались от отца к сыну (или от матери к дочери, ибо у некоторых племен врачевание было привилегией женщин).

Достижения современной медицины стали возможны в основном благодаря вкладу огромного количества людей, которые описывали лекарственные растения, придумывали, как за ними ухаживать, как их правильно собирать и опробовали на себе их воздействие. Так, например, вавилоняне обратили внимание на потерю лекарственных свойств многих лекарственных растений при их хранении на солнце. Так был открыт известный принцип сушки лекарственных трав в месте, защищенном от прямого попадания солнечных лучей.

Еще в древности было замечено, что свойства собранных лекарственных трав также зависят от времени сбора. Какие-то лекарственные растения собираются ранним утром, а иные ночью, то же касается и времен года.

Еще больше сведений содержат первые письменные источники. На самых древних из них - глиняных табличках, обнаруженных в Ассирии, уже содержатся сведения о лекарственных растениях; причем наряду с описанием различных лекарственных растений указано, против каких болезней и в каком виде это растение должно применять. Свои сведения о лекарственных растениях ассирийцы заимствовали преимущественно от шумеров и вавилонян; на табличках, составленных ассирийскими писцами, указаны названия растений на ассирийском, вавилонском и шумерском языках.

Очевидно, ассирийцы довольно широко использовали целебные свойства лекарственных растений. Известно, например, что в столице Ассирии Ниневии был даже сад, где их выращивали.

Существует арабская легенда об открытии лечебных свойств зерен кофейного дерева пастухом, заметившим, что его козы объедают плодоносящие ветви этого деревца, после чего приходят в прекрасное настроение и веселятся всю ночь.

В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. Классический труд врача Диоскорида «О лекарственных травах» и многотомный трактат полководца и естествоиспытателя Плиния Старшего «Естественная история», более 1500 лет являлись настольным справочником европейских врачей.

Важнейшим трудом того времени стал «Канон врачебной науки» арабского ученого Ибн Сины (Авиценны). В XII в. этот трактат был переведен на латынь и течение многих веков оставался в средневековой Европе одним из главных медицинских пособий.

В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых «аптечных садов» и уход за больными считались частью христианского долга монахов. В монастырях удалось сохранить и передать следующим поколениям медицинские и ботанические знания предшествующих веков.

В эпоху Возрождения с появлением первых ботанических садов и открытием Нового света количество растений, применяемых в медицине, расширилось, а изобретение печатного станка способствовало популяризации медико-ботанических трудов. По мере того, как эти знания выходили за стены монастырей, все большее значение стали приобретать практические навыки врачевания в традициях Гиппократа.

XVIII век ознаменовался огромным прогрессом в медицине. Ученые стремились выделить из лекарственных растений активные действующие вещества и только их использовать для лечения. В последующие века многие действующие вещества научились синтезировать. В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений.

1.2. Классификация лекарственных растений

Обычно выделяют следующие категории лекарственных растений.

Официальные лекарственные растения - растения, сырьё которых разрешено для производства лекарственных средств в стране.

Фармакопейные лекарственные растения - официальные растения, требования к качеству лекарственного растительного сырья.

Лекарственные растения народной медицины - большинство растений в ней относительно плохо описано, и сведения об эффективности их применения не прошли необходимой проверки средствами современной фармакологии.

1.3. Применение лекарственных растений

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по частям растения, поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

Основные способы применения сырья лекарственных растений: производство лекарственных средств для внутреннего и наружного применения.

Внутрь применяют водные извлечения: настой , отвар , водно-спиртовые, масляные извлечения (настойка, экстракты ) из лекарственного растительного сырья или сборов. Из сочных свежих частей официальных растений получают сок.

Для наружного применения используются: травяная ванна , обертывание , примочка , компресс .

Получают различное лекарственное растительное сырье: трава, цветки , листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.

1.4. Объекты и методы исследования.

1.4.1. Изучение выделенных территорий.

Для проведения исследований мною были выбраны следующие территории – это участок в округе пруда села Большая Поляна, двор дома, и, конечно, собственный дом. В результате изучения видового состава флоры (см. приложение 1), проведенного с помощью обычного описания растений, мною были выявлены следующие растения, являющиеся лекарственными:

Таблица 2. Лекарственные растения изучаемых районов.

Т., многол.

Листья

Горец птичий

Т., многол.

Надземная часть

Донник лекарственный

Т. Однол.

Листья, соцветия

Календула

Т., многол.

Соцветия

Т., многол.

Листья

Крапива двудомная

Т., многол.

Надземная часть

Лопух большой

Т., многол.

Листья

Мать-и-мачеха обыкновенная

Т., многол.

Листья

Мята перечная

Т., многол.

Надземная часть

Мелисса лекарственная

Т., многол.

Листья

Одуванчик лекарственный

Т., многол.

Листья

Пастушья сумка обыкновенная

Т., однол.

Надземная часть

Подорожник большой

Т., многол.

Листья

Полынь горькая

Т., многол.

Надземная часть

Ромашка аптечная

Т., однол.

Соцветия

Цикорий обыкновенный

Т., многол.

Корни

Череда трехраздельная

Т., однол.

Надземная часть

Чистотел обыкновенный

Т., многол.

Надземная часть

Хвощ полевой

Т., многол.

Надземная часть

Щавель конский

Т., многол.

Надземная часть

Условные обозначения:

Т. – травянистое растение

К. – кустарник

Д. – дерево

Многол. – многолетнее растение

Однол. -однолетнее растение.

Вывод: на такой небольшой территории произрастает достаточное количество лекарственных растений, применяемых при различных заболеваниях.

Изучив литературные источники, я выяснила, при каких видах заболевания применяются наиболее встречаемые растения (см. приложение). Кроме этого, я напрямую убедилась в целебных свойствах одного из растений –ромашки лекарственной. При болях в горле полощу рот настоем цветков ромашки, и мне становится гораздо легче.

При опросе работника аптеки села, выяснено, что население с. Большая Поляна намного реже покупает лекарственные растения, возможно потому, что не имеет информации и не знает, какие лекарственные растения растут рядом с ними, как их надо собирать, сушить, и использовать. Необходимо информировать население о том, какие лекарственные растения произрастают, как их можно использовать и применять.

1.4.2 Опрос учащихся

Перед исследованием по нахождению и выявлению лекарственных растений, я изучила специальную литературу по данному вопросу. После сбора материала мною был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов. Учащиеся указали названия тех растений, которые, по их мнению, обладают лечебными свойствами. В опросе участвовало 20 человек в возрасте от 8 до 10 лет. Как оказалось, все мои одноклассники знают такие растений. После обработки полученных данных получились следующие результаты:

Таблица 1. Наиболее известные лекарственные растения

№ пп

Наименование растения

Количество человек, упомянувших данное растение

Календула, ноготки лекарственные

Крапива двудомная

Липа крупнолистная

Мята перечная

Одуванчик лекарственный

Подорожник большой

Ромашка аптечная

Репейник

Шиповник

1.4.3. Анкетирование населения по применению лекарственных трав.

Показания к применению

Применение

Настой душицы обладает антимикробным, противовоспалительным и обезболивающим свойствами .

Душица обыкновенная

В народной медицине существует прекрасное и проверенное средство, которое помогает при болях в желудке. Его очень часто применяют в странах Балтии. Это - тмин. Нужно взять чайную ложку тмина, заварить кипятком, дать настояться и пить. Получается очень приятный напиток, который можно применять и для профилактики, если боли возникают периодически. Настой тмина уменьшает боли, снимает спазм и нормализует работу желудочно-кишечного тракта.

Тмин обыкновенный

От кашля. Снимает воспаление (противовоспалительное действие), уничтожает вредные микроорганизмы и микробы (противомикробное действие), останавливает кровь (кровоостанавливающее действие). Помимо перечисленного, медуница лекарственная обладает отхаркивающим и вяжущим свойствами, что особенно актуально при сухом, раздражающем кашле, а также мочегонным действием.

Медуница лекарственная

Свежих листья березы промыть холодной кипяченой водой, затем измельчить, залить 500 мл кипяченой воды температуры 40-50 градусов, настаивать 4 часа, слить, отжать листья, отстаивать 6 часов, осадок удалить. Готовый настой зелено-желтоватого цвета из свежих листьев берёзы слегка горький, содержит витамин С.
Принимать перед едой, как витаминный напиток.

Листья берёзы продырявленной

Применяют в виде теплого настоя для полоскания горла

Липа сердцевидная
Ромашка аптечная (цветки)

1.5.

На последнем этапе своей работы я и мои товарищи посадили лекарственные растения на УОУ школы.

1.6. Общие правила сбора.

Скоро лето. А лето - прекрасная пора заготовки лекарственных трав. Изучив литературу, я выяснила, как надо правильно заготавливать и хранить лекарственное сырье.

Заготовку растения производят в тот период, когда они содержат наибольшее количество необходимых действующих веществ. В разных частях растения, это зависит от фазы развития и погодных условий. Почки собирают ранней весной, когда они только начинают набухать, но еще не тронулись в рост. Сбор коры проводят весной, во время весеннего движения соков. В это время кора легко отделяется от древесины. Листья собирают обычно в начале цветения. Цветы, соцветия, заготавливают во время цветения. Траву (надземную часть травянистых – листья, стебли, цветы) собирают обычно в начале цветения, а у некоторых видов – при полном цветении. Плоды и семена заготавливают осенью в период их полной зрелости. Корни и корневища собирают осенью в период их полной зрелости. Корни и корневища собирают осенью, когда растения переходят в период покоя или ранней весной до распускания листьев. Все надземные части растения заготавливают только в сухую погоду. Собранное сырье нельзя долго хранить в таре. Сушат лекарственное сырье в сухих, хорошо проветриваемых помещениях – в сушилках, в тени под навесами, а также в печах и духовках.

Выводы

В результате свой исследовательской работы я выяснила, почему лекарственные растения считаются наиболее ценными.

Изучив намеченную для исследования территорию, выявила растения, имеющие лечебные свойства.

Некоторые из растений были посажены на пришкольном участке в отделе «Лекарственные травы».

Изучила правила сбора и хранения лекарственного сырья.

Оказывается, наша земля - это большая природная зеленая аптека. Так почему же нам не принять такой дар от природы и не воспользоваться им по назначению? Ведь лекарственные травы и растения можно использовать в медицине и лечить множество заболеваний, не прибегая к искусственным и дорогостоящим препаратам. И, конечно, вы все со мной согласитесь, что ароматный дымящийся чай с малиной или другими вкусными травами будет гораздо лучше всяких таблеток, и кроме этого, отлично поднимет настроение в холодное зимнее время.

Список использованной литературы

Красная книга Липецкой области. Сост. Нагалевский В. Я. Краснодар: Кн. Изд-во, 1994.-285 с.

Косенко И. С. Определитель высших растений Липецкой области. М.: изд-во «Колос», 1970. – 614 с.

Петров В. В. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: Высшая школа,

1994. – 271 с.

Морозов М. Ф. Лекарственные растения Липецкого края. Кн. Изд-во, 1980. – 184 с.

Материалы сети Интернет.