План-конспект урока по ОБЖ «Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Подготовка к выходу на природу (6 класс) Подготовка к выходу в поход


  • Вступление
  • Классификация преступлений несовершеннолетних
  • Хулиганство и вандализм

4. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Подготовку целесообразно начать с изучения района похода, выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения.

Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода не открытие «новых земель», а отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выбора конечной точки маршрута необходимо руководствоваться тремя основными критериями:

  • участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организации приготовления обеда и отдыха туристов, а также отработки туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.);

  • расчёт светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее чем 1 ч.
  • расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону;

Число, день недели в мае 2014г.

Восход солнца

Заход солнца

Долгота дня

Определение оптимального времени сбора группы и выхода в поход . Расчёт необходимо производить от определения времени возвращения к месту сбора + 1 ч резервного времени.

Определение времени пребывания в походе с учётом решаемых задач: время в движении к месту большого привала до трёх ходовых часов и 3 ч на возвращение в исходную точку маршрута; 4 ч пребывания на большом привале. Итого 10 ч времени на турпоход.


Если до исходной точки маршрута, возможно, придётся добираться каким-либо видом транспорта (автобусом, электричкой), то на это также необходимо предусмотреть время. Допустим, оно составит 1,5 ч. Следовательно, туда и обратно 3 ч.

Таким образом, на сам поход необходимо 10 ч, время до прибытия в исходную точку маршрута и возвращения к месту сбора составляет 3 ч + 1 ч резервного времени.

В итоге получаем 14 ч. Если считать, что время возвращения к месту сбора приходится на 22 ч (10 ч вечера), то, значит, время сбора для отправления в поход приходится на 8 (22-14) часов утра. Место сбора определяет преподаватель. Это может быть школа, остановка автобуса или пригородная касса.

Определив временные возможности группы, намечают конечную точку похода, изучают район путешествия и прокладывают маршрут


После определения конечного участка (озеро, берег реки, живописная лесная поляна и т. д.) необходимо выбрать маршрут движения с учётом местности . Его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у характерных, легко распознаваемых ориентиров. Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.

Выбрав исходную и конечную точки маршрута, наметив контрольные ориентиры, рассчитывают порядок движения по маршруту.

В зависимости от поставленных учебных задач в группе можно иметь одну палатку, костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, большой и маленький топоры в чехлах, спички в непромокаемой упаковке), кухонное оборудование, маршрутные документы и оборудование (карта маршрута – 2 экз., компас – 2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка).


Примерный список личного снаряжения для однодневного туристического похода:

  • рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнём;
  • запасная обувь (кроссовки);
  • куртка с капюшоном (штормовка);
  • лёгкий головной убор (шапочка);
  • две пары носков;
  • полиэтиленовая накидка от дождя;
  • кружка, ложка, миска, складной нож;
  • фляжка для питьевой воды.

Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6-8 кг.


Далее необходимо потренироваться в правильной укладке рюкзака и в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ даёт удовлетворительные результаты зимой. Летом, особенно в южных широтах, ошибки могут достигать более 25 0 .

Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально (рис. 1). Часовую стрелку направляют на солнце. Угол между часовой стрелкой и цифрой 12 (если часы установлены по местному времени), или цифрой 1 (если часы установлены по декретному времени, период октябрь – апрель), или цифрой 2 (если часы установлены по летнему времени, период апрель – октябрь) разделить пополам. Биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой и цифрами 12, 1, 2 соответственно, покажет направление на север – юг (юг будет находиться в стороне солнца


Определение направления движения и его выдерживание. Для решения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и истинного азимутов и порядок их определения.

Азимут это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0 до 360 0 .

Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса север – юг), азимут называется магнитным


С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный меридиан снимается с топографической карты. Для перехода от истинного меридиана к магнитному необходимо знать величину магнитного склонения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, магнитный меридиан и истинный имеют склонение 2-3 0 , что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет.

При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты).

Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо:

1. выйти в точку начала движения, с которой по карте вычисляется азимут на первый контрольный ориентир;


2. с помощью компаса определить магнитный азимут движения; для этого нужно повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого деления шкалы; не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удалённый предмет.

Направление на него будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

Поход начинается с построения , во время которого проверяется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания. Затем следует вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном времени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки проверены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута.


После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал . При остановке один-два человека идут за водой, один – к образованию кострища, а остальные отправляются за топливом. Затем разжигают костёр.

После того как будут принесены вода, дрова и разожжён костёр, около него остаются дежурные, которые следят за огнём и готовят пищу. Остальные отдыхают.

Во время обеденного привала можно просушить одежду и личное снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установлении палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч. После обеда (отдыха) группа готовится к походу в исходный пункт маршрута.


Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборки места лагеря. Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгребают и тушат костёр.

В турпоход нужно отправляться только вместе со взрослым руководителем.

Начинающий турист должен хорошо научиться пользоваться компасом, знать примерный список личного снаряжения, уметь укладывать рюкзак.

Большой привал организуется после прибытия группы в конечный пункт похода.

Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала


Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм .

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение.

Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Домашнее задание

§ 9.4 стр.166-168

| План проведения занятий на учебный год | Подготовка к выходу на природу

Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс

Урок 4
Подготовка к выходу на природу




Теперь, когда вы знаете, как ориентироваться на местности, определять стороны горизонта разными способами, пользоваться картой, устанавливать своё местонахождение на местности и на карте и выбирать нужное направление движения, необходимо всё это закрепить на практике. Наиболее доступным и эффективным способом приобретения умений и навыков безопасного пребывания в природных условиях можно считать подготовку и проведение туристских походов.

Самой распространённой и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем.

Для того чтобы любой выход на природу прошёл успешно, к нему необходимо хорошо подготовиться .

Мы рассмотрим один из возможных вариантов подготовки к однодневному походу, целью которого будет получение начальных навыков в ориентировании на местности как одного из элементов в обеспечении безопасности человека в природных условиях.

При подготовке к походу вам необходимо принять самое активное участие в разработке его плана совместно с родителями или с группой одноклассников под руководством учителя, если в поход идёте классом.

При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учётом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.

Определяя район путешествия , необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта выбранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчёт движения по маршруту. Расчёты оформляют на карте или в специальной таблице.

Для отработки навыков ориентирования на местности в план однодневного похода можно включить четыре учебных пункта по этапам маршрута: исходная точка маршрута, точка у ориентира № 1; точка у ориентира № 2, конечная точка маршрута.

Учебные задачи можно разделить следующим образом:

1. В исходной точке маршрута отрабатывают ориентирование карты, устанавливают своё местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.
2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.
3. На отрезке от ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.
4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костёр, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.
5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

При подготовке к походу его участники собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута (пешком или на определённых видах транспорта в зависимости от условий проживания).

Проверьте себя

■ Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?
■ Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?
■ Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?
■ Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?

После уроков

По топографической карте крупного масштаба (1:500000 или 1:250000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.

Перед походом с друзьями по карте выполните необходимые расчёты маршрута и с руководителем похода наметьте учебные задачи. Результаты оформите в виде таблицы в дневнике безопасности.

Подготовка к выходу на природу

Обсуждение похода

Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем.

При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе. С учетом этого выбрать район похода и определить маршрут движения. При

этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.

Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут,

для чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная

и конечная точки маршрута

и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальной таблице.

Выбор маршрута

Отработка навыков ориентирования

1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.

2. У ориентира №1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.

З. На отрезке от ориентира №2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.

4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.

5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД

При подготовке к походу его участники:

  • собирают необходимое

снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону;

  • тренируются в правильной

укладке рюкзака;

  • определяют способы выхода в исходную точку маршрута

(пешком или на определенных видах транспорта в зависимости

от условий проживания).

Вопросы и задания

1. Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?

2. Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание?

З. Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?

4. Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему?

5. По топографической карте крупного масштаба (1:500 000 или

1:250 000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

"Как подготовиться к путешествию (к походу на природу), чтобы не попасть в экстремальную ситуацию"

Поход - организованное передвижение группы людей с определенной целью. Например, военный поход, поход по местам боевой славы, туристический поход.

Классификация походов

По способу передвижения походы бывают пешие, велосипедные, конные, водные, на собаках.

2. По продолжительности походы бывают однодневные, многодневные. 3. По сложности походы бывают категорийные, прогулочные.

Какие факторы необходимо учитывать, собираясь на природу? Социальные Военные конфликты Криминальные проявления Природные Температура воздуха Возможность осадков и стихийных бедствий Рельеф местности Техногенные Загрязнение воды, почвы и воздуха Возможность аварий и катастроф

ПОЧЕМУ У РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА?

Каковы причины возникновения опасных и экстремальных ситуаций? Поломка техники в безлюдной местности Встреча с хищниками Недостаточный запас пищи и воды Непродуманная экипировка Потеря ориентации на местности Слабая физическая и психологическая подготовка

Что мы возьмем с собой в поход? Что положим в рюкзак?

ОБЩЕСТВЕННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ТУРИСТА

Личное снаряжение Рюкзак Туалетные принадлежности Блокнот, ручка Палатка Спальный мешок и трапик Перочинный нож Саперная лопатка Запасная одежда и обувь Надувная лодка и насос Накидка от дождя (1,5 х 1,5) Спички Посуда для приготовления пищи Запас продовольствия Миска, кружка, ложка Топорик Рабочие рукавицы Фонарик Карта и компас Аптечка

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Подумай и ответь Почему верхняя одежда туриста должна быть по возможности яркой? Почему нежелательно носить белье из синтетических материалов? Почему разношенная обувь более удобна в походе, чем новая?

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. В чем состоит главная задача при подготовке и проведении похода? А. В получении новых впечатлений и сведений; Б. В получении удовольствия; В. В обеспечении безопасности; Г. В образовании новых связей и знакомств.

2. Что необходимо сделать руководителю похода после разработки маршрута? А. Не следует что-либо предпринимать; Б. Согласовать маршрут с органами МВД; В. Утвердить маршрут в маршрутно-квалификационной комиссии; Г. Сообщить о маршруте и сроках его прохождения в поисково-спасательную службу МЧС России

3. В чём заключаются основные правила безопасного поведения человека на природе? А. Особых правил не существует; Б. Вести себя прилично; В. На маршруте или привале нельзя уходить от группы; Г. Быть внимательным и осторожным, и тогда медикаменты не понадобятся

4. Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход? А. Модной; Б. Удобной; В. Плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать стопу; Г. Дорогой и фирменной

5. Найдите ошибку. Одежда туриста, отправляющегося в поход должна быть … А. Супермодной и дорогой; Б. Лёгкой, простой, удобной и иметь небольшой объём? В. Верхняя одежда должна быть влагонепроницаемой; Г. Нижнее бельё должно хорошо поглощать пот.

Ответы на тест: 1 – В 2 – Г 3 - В, Г 4 - Б, В 5 – А Оценивание: 5 «+» = 5 4 «+» = 4 3 «+» = 3 МОЛОДЦЫ!

Назовите три группы факторов, которые необходимо учитывать, готовясь к путешествию по незнакомым местам? Достаточно ли для того, чтобы турпоход был успешным, тщательно проложить его маршрут по карте?

Как защитить спички от сырости? Что лучше взять с собой в поход: плитку шоколада или горсть любимых карамелек?


Обсуждение похода Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с друзьями. При разработке плана необходимо детально обсудить основные цели похода, которые необходимо будет отработать в походе. Выбрать район похода и определить маршрут движения. При этом необходимо иметь в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач. Главное, чтобы в походе вы ближе познакомились с природной средой и получили удовлетворение от общения с ней.

Выбор маршрута Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальной таблице.

Отработка навыков ориентирования на местности 1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту. 2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения. З. На отрезке от ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направления движения и выход в конечную точку маршрута без компаса. 4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы. 5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

В поход! При подготовке к походу его участники: собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака; определяют способы выхода в исходную точку маршрута (пешком или на определенных видах транспорта в зависимости от условий проживания).

Ориентирование карты Ориентирование на местности предполагает, кроме определения сторон горизонта, определение своего местонахождения относительно окружающих предметов и рельефа, а также выбор нужного направления движения. Для определения по карте своего местонахождения прежде всего необходимо сориентировать ее относительно сторон горизонта, т. е. держать так, чтобы верхняя сторона карты была обращена на север. (Все карты вычерчены таким образом, что их верх направлен на север.) При таком положении карты все направления на окружающие местные предметы совпадут с этими же направлениями на карте, а взаимное расположение местных предметов будет соответствовать их обозначениям на карте.

Ориентирование по компасу При ориентировании карты по компасу его следует положить на боковую сторону карты так, чтобы линия север юг его шкалы совпадала с направлением север юг на карте, а нулевое деление шкалы было обращено к северной (верхней) стороне карты. Затем нужно отпустить тормоз стрелки компаса и, когда она остановится, начать поворачивать карту до тех пор, пока стрелка своим северным концом не совпадет с нулевым делением шкалы. При таком положении карта будет сориентирована. Ориентирование карты по компасу

Ориентирование на местности Для ориентирования карты на местности необходимо использовать какой нибудь характерный линейный ориентир (прямолинейный участок дороги, просеку в лесу, характерный участок берега реки), который обозначен на карте. Карту необходимо повернуть так, чтобы направление этого линейного ориентира на карте совпало с его направлением на местности. Затем следует проверить, все ли местные предметы, расположенные на местности справа и слева от выбранного ориентира, имеют такое же расположение на карте, что будет свидетельствовать о том, что карта сориентирована правильно.

Ориентирование по направлению Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета, выбранные вами на местности (дерево, мост и т. п.) И изображенные на карте. Встав у одного из этих местных предметов, необходимо на карту положить карандаш так, чтобы соединить эти оба предмета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.

Определение направления движения После того как вы сориентировали карту и установили свое место на ней, можно определить направление своего движения в намеченный район вашего похода. Направление движения вы можете выбрать или по местным ориентирам (по дороге, по тропинке, вдоль реки, вдоль линии электропередачи), или по азимутам с помощью компаса.

Азимут Определение азимута Нужно отметить на шкале компаса значение, равное заданному (определенному по карте) магнитному азимуту. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец совпал с нулевым делением шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования какой нибудь удаленный местный предмет. Направление на него и будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

УПАКОВКА СПИЧЕК. РАСТОПКА ДЛЯ КОСТРА. Спички – в пакет или в водонепроницаемую, герметичную коробку. Растопка – береста, сухая трава, мох. Укладка – шалаш, колодец.

РАБОТА С ТОПОРОМ Топор нужно беречь. После работы укрыть чехлом. Помните! Острый топор не менее опасен, чем заряженное ружье.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ В ПОХОДЕ Костер разложите так, чтобы его не задувало. Соль кладите в пищу по вкусу (одна кружка крупы чайная ложка соли). Макаронные изделия: Вермишель 8 10 мин. Лапша – 15 20 мин. Рожки, макароны – 20 25 мин. Рисовая каша: Две кружки воды на одну кружку крупы. Варить – 30- 40 мин.

ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ЛИЧНОГО СНАРЯЖЕНИЯ ТУРИСТА. Рюкзак, костюм, носки, палатка, головной убор, расческа, обувь, свитер, спальный мешок, тюбик с мазью от комаров, посуда, москитная сетка, ракетницу Компас, карта, топор

ТРЕБОВАНИЯ К СНАРЯЖЕНИЮ Туристское снаряжение должно быть: надежным, прочным, удобным и легким. Вес группового снаряжения в пешем походе не должен превышать 5 кг на одного человека. Снаряжение для различных видов походов

МЕДИЦИНСКАЯ АПТЕЧКА. Аптечка первой помощи комплектуется с учетом численности группы, сложности похода, удаленности маршрута от населенных пунктов и времени года. Комплект: бинты стерильные (узкие и широкие 2 шт. на чел.), лейкопластырь, термометр, жгут резиновый, ножницы, пинцет, пипетка, вата стерильная, йодная настойка, спирт медицинский, марганцовокислый калий (марганцовка), прекись водорода, раствор бриллиантовой зелени (зеленка), набор жаропонижающих, болеутоляющих и применяемых при пищевых отравлениях препаратов с описанием их дозировки и способов их применения. Аптечку укладывают в жесткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую ее от воды и снега.

Погода – основной фактор Погода это основной фактор, от которого зависит безопасность человека в природных условиях. Некоторые погодные явления существенно осложняют пребывание человека в природной среде. Собираясь в поход, необходимо узнать, как меняется погода в местах планируемого отдыха в различное время года.

Знаем, что… Из опыта организации активного отдыха на природе установлено, что для любой местности и каждого вида туристического похода (пешего, горного, водного, лыжного) можно выделить наиболее благоприятные и неблагоприятные по условиям погоды сезоны.

Для горных и лыжных походов Так, для самодеятельных горных походов наиболее благоприятным сезоном почти во всех районах страны считается вторая половина лета (июль август). Для лыжного туризма в средней полосе предпочтительнее март, а в северных районах март апрель.

В непогоду Опытные туристы советуют при кратковременных интенсивных осадках (сильный дождь) остановиться в первом же удобном месте и переждать непогоду в укрытии, под тентом или накидкой.

Переходы в снег и под дождем Продолжать движение в дождь и снег можно на технически несложном участке, по тропам, по равнинной местности, укрывшись накидкой. Сразу же после перехода под дождем (или в снег) необходимо организовать бивак, лучше всего в укрытии, где можно развести костер, переодеться, высушить намокшую одежду и обувь.

Что делать во время грозы Особенную осторожность нужно проявлять во время грозы. Это погодное явление связано с развитием кучево дождевых облаков и скоплением в них больших электрических зарядов. Наибольшую опасность для человека представляет прямое попадание молнии.

Молния это гигантский электрический разряд, возникающий между грозовыми облаками или между облаками и землей. Опасны также токи, образующиеся в земле при ударах молнии о земную поверхность.

Предвестники грозы мощные кучево дождевые облака, многократные вспышки молний, раскаты грома. Непосредственно перед началом грозы обычно наступает затишье или ветер меняет направление, затем внезапно резко усиливается ветер (шквал) и начинается дождь.

Первые меры Если вы приближении грозы находитесь на возвышенности (на хребте, холме, крутом склоне), необходимо как можно быстрее спуститься вниз, чтобы избежать попадания молнии. Если вы находитесь в воде, необходимо быстро выйти на берег. В лесу лучше всего укрыться среди невысоких деревьев с густым подлеском. Помните, что среди деревьев прямому попаданию молнии менее подвержены береза и клен, наиболее дуб и тополь.

Укрываемся На открытой местности следует выбирать песчаные или каменистые участки, можно спрятаться в сухой яме, канаве, овраге. В горах нежелательно искать убежище от грозы в небольших гротах (неглубоких пещерах с широким входом), скальных ямах, впадинах, так как есть опасность поражения токами, образующимися в земле после удара молнии.

В пещере Если все же пришлось укрыться в пещере, гроте, большой впадине, нельзя находиться у входа или в дальнем углу такого места, безопасным является положение человека, когда расстояние между ним и стенками составляет не менее 1 м.

Запомни! Во время грозы нельзя: располагаться рядом с железнодорожным полотном, у водоема, у высокого объекта (дерева); прислоняться головой, спиной или другими частями тела к поверхности скал, стволов деревьев; останавливаться на опушках леса и лесных полянах.

Что делать во время пурги В пургу, при сильном ветре и холоде, у человека нарушается нормальное дыхание, теплозащитные свойства одежды снижаются, из за плохой видимости он теряет ориентировку, может заблудиться, выбиться из сил и погибнуть.

Что делать во время пурги Пурга не наступает внезапно. Перед ее началом происходит повышение температуры воздуха и постепенное увеличение скорости ветра. Предвестником пурги бывает появление растущей на горизонте темно серой или черной тучи с меняющимися очертаниями. Постепенно усиливается и делается порывистым ветер, который поднимает снег и разгоняет поземку. Туча застилает все небо, и начинается пурга.

Что делать во время пурги Лучше всего переждать пургу в лагере на биваке. Если группа приближении пурги находится в движении на маршруте, необходимо немедленно остановиться, поставить лагерь и ждать, когда она кончится.

Что делать во время пурги Первоочередная задача, стоящая перед группой туристов до или после наступления пурги, устройство бивака. При постановке палатки следует найти хотя бы частичное укрытие от ветра. Палатку устанавливают входом с подветренной стороны, ее растяжки закрепляют, воткнув их в снег лыжами или лыжными палками. После установки палатки заносят рюкзаки, которые укладывают у задней наветренной стенки и по углам палатки.

Что делать во время пурги Во время разбивки бивака в пургу нельзя отходить от палатки. Турист, отошедший от палатки и потерявший из виду лагерь, должен вернуться назад по своим следам. Если следы замело, следует остановиться и принять все меры по самостоятельному устройству временного укрытия.

Признаки ухудшения погоды Если днем ясно, а к вечеру облака сгущаются, то следует ожидать дождь или перемену погоды. Волнистые (высококучевые) облака, напоминающие рябь или гребни волн, верный признак наступления ненастной погоды уже через несколько часов. Температура воздуха в зимнее время несколько повышается, наступает потепление. Летом уменьшается разница между температурой воздуха днем и ночью, вечером теплее, чем днем. Ветер усиливается, особенно к вечеру, нарушаются правильные суточные изменения местных ветров. Увеличивается облачность, облака движутся в противоположную сторону или поперек того направления, в котором дует ветер у земной поверхности. Солнце садится в тучу, вечерняя заря имеет ярко красный цвет.

Вопросы и задания Для чего нужно знать прогноз погоды перед выходом на природу? Как вы можете обеспечить свою защиту от атмосферных осадков в при родных условиях? Чем опасна гроза для человека, находящегося в природных условиях? Как вы можете обеспечить свою безопасность, если гроза застала вас на природе? 5. Какие меры предосторожности следует принимать, чтобы защититься от пурги?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Какие предметы включает в себя личное, групповое и специальное туристское снаряжение? 2. От каких факторов зависит подбор предметов туристского снаряжения? З. Перечислите основные требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. 4. Как следует подбирать обувь и одежду для выхода на природу? 5. Для чего нужна аптечка первой помощи в походе и что должно в нее входить? 6. Если вы готовитесь в поход в сентябре, составьте перечень личного снаряжения для похода.

Вопросы и задания 1. Для чего необходимо ориентировать карту на местности? 2. Как ориентируется карта с помощью компаса? 3. Как можно сориентировать карту по линиям местности и по направлениям на местные предметы? 5. Как определить направление своего движения на местности? 6. В чем заключается сущность движения по маршруту по азимутам? 7. Потренируйтесь в ориентировании карты по компасу, по солнцу и часам.

Вопросы и задания 1. Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает? 2. Как проводится изучение района похода и на что обращается при этом основное внимание? З. Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы? 4. Какие организационные вопросы должны решить участники похода при подготовке к нему? 5. По топографической карте крупного масштаба (1: 500 000 или 1: 250 000) изучите район предполагаемого похода. Определите исходный и конечный пункты похода и контрольные ориентиры между ними.