Методы и формы научного познания ppt. Методы научного познания. Тесты для самопроверки




Критерии научности знания: 1. Объективность, достоверность. Научное знание должно соответствовать реальным процессам, то есть быть истинным. 2. Доказательность, обоснованность. Знание, являющееся результатом научного познания, должно быть научно доказано, обосновано. В качестве обоснования могут выступать эмпирические факты и логические аргументы.


3. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов. 4. Выраженность в понятиях. Научное знание должно быть выражено в системе определенных, выработанных данной наукой понятий. 5. Системность. Научное знание должно быть согласовано с определенной концепцией, сложившейся в науке или служить основой формирования новой концепции. 6. Способность к развитию, то есть потенциал знания к порождению нового знания.


Вопрос 2. Тенденции развития современного научного познания 1. Глубокая дифференциация и интеграция научного знания. Дифференциация – процесс образования новых наук, выделение из традиционных наук специфических предметов научного исследования. Интеграция – процесс объединения наук в систему, образование синтетических наук, обеспечивающих комплексное изучение объекта науки.


2. Математизация современной науки. Философская основа математизации – возрастание степени абстрактности научного знания, стремление к анализу количественных характеристик. 3. Ускорение развития научного знания: за десять лет объем научной информации удваивается, увеличивается количество людей, занятых в науке. 4. Качественно изменяется структура научного знания: основное значение в научном познании приобретает философская теория (метатеория) и методология, логика науки.






Вопрос 4. Методы и формы научного познания Метод (греч.methodos – путь, исследование) – способ, совокупность правил, приемов получения нового знания. Специальные (частные) методы – методы, которые используются в специальных науках (спектральный анализ, статистический метод, метод меченых атомов и др.). Общенаучные методы – методы, которые используются во всех науках. Универсальные (всеобщие) методологические принципы – совокупность требований, выполнение которых необходимо для проведения научного исследования.


Методы научного познания Методология науки исследует общенаучные методы, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования. Методы эмпирического уровня познания – наблюдение и эксперимент. Методы теоретического уровня исследования – анализ, синтез, обобщение, индукция, – анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, математические методы,системный метод и др.


Философские (всеобщие) принципы научного исследования 1. Принцип объективности. 2. Принцип развития. 3. Принцип всеобщей связи (системности). 4. Принцип внутренней противоречивости. 5. Принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик. 6. Принцип конкретности истины.


Формы эмпирического уровня научного познания Научный факт (лат. faktum – свершившееся, сделанное) – эмпирический базис науки. Факт – воспринятые человеком и зафиксированные в какой-либо форме стороны, моменты действительности. Явление становится научным фактом, если оно зафиксировано, то есть, указано содержание этого явления, условия (время, место) его существования.


Формы теоретического уровня научного познания Научная проблема (греч. problema – задача, задание) – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.


Гипотеза – научное предположение, выдвинутое на основе накопленных научных фактов и объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию. Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки и обоснования. Научная теория – обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, объясняющая характер функционирования и развития объекта.

Научное познание, его формы и методы Урок обществознания 10 класс. Профильный уровень. Презентацию подготовила: учитель обществознания Хохлова Е. Л. Научное познание, его формы и методы.

Научное познание, его формы и методы.

Научное познание

  • Наука на сегодняшний день является основной формой человеческого познания. Оно отличается от обыденного познания.

Научное познание 1) вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении. 2) познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Принципы научного познания

  • систематичность
  • доказательность
  • воспроизводимость
  • результатов
  • объективность
  • проверяемость
  • исследование
  • свойств,
  • связей,
  • отношений
  • познание
Отличия от обыденного познания
  • 1. Стремление к максимальной объективности в изучении предметов и явлений.
  • 2. Для фиксирования полученных знаний используется научный язык
  • 3. Научные знания используются не только сегодня, но и рассчитаны на будущее.
Функции научного познания
  • 1. Познавательно - объяснительная: наука познает и объясняет законы окружающего мира.
  • 2. Мировоззренческая – позволяет выстроить целостную систему знаний о мире.
  • 3. Прогностическая – наука помогает не только познать и изменить мир, но и спрогнозировать последствия этих изменений.
Уровни научного познания
  • Ученые выделяют 2 уровня научного познания:
  • 1. Эмпирический
  • 2. Теоретический
Уровни научного познания Методы современного научного познания Формы научного познания Эмпирический уровень
  • Его задачей является описание изучаемых предметов и явлений.
  • Методы:
  • 1. Наблюдение
  • 2. Описание
  • 3. Эксперимент
  • 4. Моделирование
Наблюдение
  • Наблюдение – это целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление.
Описание
  • Описание – это фиксирование сведений, полученных в ходе наблюдения.
Эксперимент
  • Эксперимент – это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.
Моделирование
  • Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно(большие материальные затраты, угроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления.
  • На сегодняшний день широкое распространение получило компьютерное моделирование.
Теоретический уровень
  • На этом этапе происходит объяснение изучаемых предметов или явлений. Полученные знания фиксируются в форме понятий, научных теорий и законов.
  • Методы:
  • 1. Выдвижение научных гипотез
  • 2. Формулирование научных теорий.
Гипотеза
  • Гипотеза – это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений.
  • На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.
Научная теория
  • Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.
http://www.mr-info.ru
  • http://www.mr-info.ru
  • http://myvolia.ru
  • http://www.centr-earth.ru
  • http://vseowitch-will.sitecity.ru
  • http://library.nstu.ru
  • http://lasmed.phys.msu.su/maxim/index.html
  • http://www.astrakhanfm.ru
  • http://clipart2.narod.ru
  • http://sarov.nnov.ru
  • http://www.holycross.ac.uk/science/
  • http://nnm.ru

Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,

магистр (Педагогическое образование)

Е.В. Акчурина


  • Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

  • В современной науке эти разнообразные научные методы разграничивают по особым основаниям. И прежде всего выделяют те, которые используются на разных уровнях научного исследования – эмпирическом и теоретическом. Так, на исходном эмпирическом уровне исследования обычно выделяют целую группу методов.

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • описание;
  • измерение.

  • Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение бывает простым и сложным, непосредственным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким образом естественную ограниченность человеческих органов чувств.

  • Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.

  • Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений. Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).

  • Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.

  • Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на теоретическом уровне анализа.
  • Здесь следует выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.

  • формализация;
  • аксиоматизация;
  • гипотетико-дедуктивный метод.

  • Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

  • Построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства своей истинности). Этот метод имеет давнюю историю, восходящую ещё к Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация производится путём целого ряда последовательных логических операций.

  • Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.

  • Наряду с эмпирическими и теоретическими методами науки в науковедении выделяют также всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Среди них особый интерес представляют всеобщие методы.

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • аналогия;
  • моделирование;
  • классификация.

  • Процессы мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Этот метод играет очень важную роль в познавательном процессе и осуществляется на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанных с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т.п.

  • Движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).

  • Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности, логическое проникновение в глубь предмета.

  • Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в её сущность.

  • Прием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в некоторых значимых сторонах и отношениях.

  • Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.

  • Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.

  • В истории естествознания проблема методов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время, в период поиска оптимальных способов научного познания.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОЗНАНИЕ

ПРАВИЛА Создайте «Акционерное общество». Выберите президента АО, банкира АО. Выберите лот (ему соответствует цена). Выкупаете лот, внося средства в Гос. Банк. За правильный ответ сумма удваивается, за неправильный сумма остается в банке. «Банкроты» могут взять сумму в Гос.Банке под 50%. За некорректное поведение на бирже, взимается штраф 100 у.е.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗА УРОК 4 1 00 тыс. у.е. – «3» 6 1 00 тыс. у.е. – «4» 8 1 00 тыс. у.е. – «5»

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ У вас на столах лежат тексты. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Каждый правильный ответ принесет АО по 200 у.е. Каждый неправильный ответ штраф – 50 у.е.

Обыденное Мифологическое Филосовское Религиозное Научное Художественно- образное Определите формы познания мира. Каждый правильный ответ 100 у.е. Каждый неправильный ответ штраф – 50 у.е. Можно выкупить ответ у своего соперника за 200 у.е.

Получив стартовый капитал приготовьтесь к аукциону. Если АО сомневается в правильности своего ответа, другое АО имеет право выкупить ответ дав за него на 50 у.е. больше.

«Супер»- Задания 500 500 500 5 00 500 1 500 400 300 200 2 00 2 500 400 300 200 2 00 3 500 400 300 200 2 00 Погашение «Штрафа»

Назовите любые две функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.

Приведите два примера влияния современной науки на развитие общества

Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания

А15. Рациональное - это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета 3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

A1. И чувственное, и рациональное познание 1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они 1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в п околение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности

А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: обыденного знания мифологического знания эмпирического знания научного знания

А34. И религиозное, и научное знание: 1) имеет объективный характер 2) необходимо человеку для рациональной деятельности 3) может передаваться из поколения в поколение 4) предполагает доказательства

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания. 1) наблюдение за явлением; 2) распространение мнения; 3) художественный вымысел; 4) мысленное моделирование; 5) проведение эксперимента; 6) описание объекта.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы теоретического уровня научного познания. 1) логическая модель; 2) эксперимент; 3) выдвижение гипотезы; 4) аналогия; 5) классификация; 6) измерение

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира. Запишите эти слова (словосочетания). наблюдение; ощущение; суждение; выдвижение гипотезы; проведение эксперимента; эмпирическое описание.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) знания 2) теории 3) легенды 4) мифы 5) гипотезы

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) чувственное познание 2) познавательная деятельность 3) субъект познания 4) объект познания 5) рациональное познание

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) научное познание 2) системность знания 3) опора на эксперименты 4) рационалистические доводы 5) объективность

В24. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями. 1) ощущение А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности 2) восприятие Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов 3) представ - ление В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира 4) воображе - ние Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей 5) интуиция Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств 6) мышление Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

1) анализ А) установление сходства или различия предметов 2) синтез Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части 3) сравнение В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо 4) понятие Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение 5) суждение Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках 6) умозаклю - чение Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Назовите любой метод научного познания, используемый Магелланом.

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ ВИД ИСТИНЫ 1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей А. Объективная истина 2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире Б. Относительная истина 3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности В. Абсолютная истина 4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент 5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи - перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть? О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Назовите метод научного познания, используемы й Брантом.

В9. Вставьте пропущенное слово: «Познание - это... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека». В10 . Закончите фразу: «Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается...». В11 . Закончите фразу: «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется...». В12 . Закончите фразу, вставив словосочетание: Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и...». В13. Вставьте пропущенное слово: «Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ...знание».

«Супер»- Задания 1 АО тест 2 АО тест 3 АО тест


Методы и формы научного познания Подготовила: студентка 2 курса 904 гр. Воробей К.В. Проверил: Муравьёв И.Б. Тюмень 2011

Слайд 2

Глава 1. Научное познание 1.1 Задачи научного познания 1.2 Особенности научного познания Глава 2. Уровни научного познания Глава 3. Методы эмпирического уровня НП 3.1 Наблюдение 3.2 Эксперимент 3.3 Факты, анализ, синтез Глава 4.Методы теоретического уровня НП 4.1 Метод исследования Глава 5. Формы научного познания Тесты для самопроверки Библиографический список

Слайд 4

Задачи научного познания

Описание Объяснение Предсказание Глава 1. 1.1 Задачи научного познания

Слайд 5

Глава 1.1.2 Особенности научного познания

Достоверное обобщение фактов; Объективная истина; Ориентация на воплощение в практике; Целостная развивающаяся система понятий, теорий, гипотез, законов; Применение специфических материальных средств (приборов, инструментов); Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Слайд 6

Ф. Бэкон Р. Декарт

Слайд 7

Глава2.Уровни научного познания

  • Слайд 8

    Глава 3. Методы эмпирического уровня научного познания. 3.1 Наблюдение.

    Наблюдение Однозначность цели, замысла Системность в методах наблюдения Объективность Возможность контроля

    Слайд 9

    Глава 3.3.2 Эксперимент.

    Эксперимент Качественный Измерительный (количественный) Социальный Мысленный

    Слайд 10

    Глава 3.3.3 Факты, анализ, синтез.

    Факты Анализ Синтез

    Слайд 11

    Глава 4.Методы теоретический уровень научного познания.

    Абстрагирование Аналогия Моделирование Предметное Аналоговое Знаковое Мысленное Модельный эксперимент Дедукция Индукция

    Слайд 12

    Глава 4. 4.1 Метод исследования.

    Метод исследования (системный подход) Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов; Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода; В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно - функциональный анализ системы; Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

    Слайд 13

    Глава 5. Формы научного познания

    Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

    Слайд 14

    Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

    Слайд 15

    Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве.

    Слайд 16

    Тесты для самопроверки

    В научном познании выделяют два уровня: 1) эмпирический и теоретический; 2) новаторский и репродуктивный; 3) диалектический и метафизический; 4) эклектический и монистический. К эмпирическому уровню познания относится: 1) анализ фактов; 2) выдвижение гипотез; 3) построение картины мира; 4) построение теории. К методам теоретического уровня познания НЕ относится: 1) системных подход; 2) эксперимент; 3) структурно-функциональный анализ; 4) моделирование. Назовите формы научного познания.

    Слайд 17

    Библиографический список

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001 Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII

    Посмотреть все слайды