Пословицы которые подходят к сказке морозко. Чему учит сказка "морозко". Признаки волшебной сказки в сказке "Морозко"

Русская народная сказка "Морозко"

Жанр волшебная сказка

Главные герои сказки "Морозко" и их характеристика

  1. Падчерица, дочь старика, трудолюбивая, добрая, вежливая. За скромность и доброту получает большие дары.
  2. Мачехина дочь, злая, ленивая и грубая. За грубость заморожена.
  3. Морозко, зимний волшебник, властелин морозов. Справедливый, могущественный.
  4. Дед, старик, безвольный, слабохарактерный
  5. Мачеха, злая, коварная, жестокая.
План пересказа сказки "Морозко"
  1. Дед и мачеха
  2. Падчерицу везут в лес
  3. Морозко
  4. Вежливость Падчерицы
  5. Богатые дары
  6. Пророчество собаки
  7. Мачехину дочь везут в лес
  8. Грубость девицы
  9. Возвращение замерзшей девицы
Кратчайшее содержание сказки "Морозко" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жили старик и новая его жена, да две их дочери.
  2. Мачеха хочет сжить падчерицу и отправляет ее в лес
  3. Морозко пытается заморозить падчерицу, но та остается вежливой
  4. Возвращение падчерицы с богатыми дарами
  5. Мачеха отправляет в лес свою дочь
  6. Мачехина дочь грубит Морозко и возвращается трупом.
Главная мысль сказки "Морозко"
Будешь вежливо обращаться с другими, будет тебе слава и почет.

Чему учит сказка "Морозко"
Сказка эта учит не желать зла другому. Учит любить своих детей одинаково, неважно, родные они или приемные. Учит вежливости и справедливости. Учит не завидовать чужому.

Отзыв на сказку "Морозко"
Сказка эта мне очень нравится, хотя немного жаль родную дочь мачехи. Все-таки наказание для нее вышло слишком жестоким. Любой человек должен иметь шанс исправиться. Но зато доброта и вежливость Падчерицы оказались сильнее злого мороза, она показала чудеса терпения и покорности, а за это и награду получила великую.

Пословицы к сказке "Морозко"
Вежливость ничего не стоит, а приносит много.
Схватилась мать о падчерице, когда лед прошел

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Морозко"
Жил дед с новой женой и было у них две дочери. Одна мачехе приемная, вторая родная. Родная дочь как сыр в масле каталась, а приемную дочь в черном теле держали.
Вот решила мачеха совсем приемную дочь со свету жить, и велела деду везти ее в лес и там оставить.
Отвез дед, оставил дочку под елочкой. Сидит она в снегу, мерзнет.
Тут Морозко по веткам спускается, спрашивает "Тепло ли тебе, девица".
А девица вежливо отвечает, что тепло. Сильнее морозит Морозко, но девица все вежливой остается. Понравилось это Морозко, сжалился он, одел приемную дочь в шубу и богатые дары оставил.
А мачеха требует деда в лес ехать за костями падчерицы.
Сама в это время блины печет. А собака лает, что вот, привезут старикову дочь в злате и серебре. Мачеха на собаку ругается, говорит что косточки привезут. А тут и дочь старикова входит в золоте и серебре, да с богатыми дарами.
Мачеха велит старику везти в лес родную дочь, в шубе конечно. Отвез старик, посадил под елочкой. Пришел Морозко, морозить начал девицу. А мачехина дочь ругается, обзывается. Рассердился Морозко и насмерть ее заморозил.
Привез старик мачехину дочь, мачеха рогожу открыла, а дочь мертвая лежит.

Признаки волшебной сказки в сказке "Морозко"

  1. Волшебное существо - Морозко.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Морозко" Старинная русская сказка «Морозко» относится к категории зимних сказок, считается, что она является интерпретацией «Госпожи метелицы». Однако есть несколько фактов, которые могут указывать на ее более древние корни. Например, персонаж Морозко или Дед Мороз – исконно славянский образ духа-повелителя зимы, холода и северных ветров. И то, что основным добродетельным героем выступает языческий славянский персонаж, говорит о том, что сказка могла быть создана до прихода христианства. Кроме того, в ней ни разу не упоминается , рождестве, праздниках и обо всем, что часто присутствует более позднего периода.

Трудолюбие

Схожесть идей «Морозко», «Госпожи метелицы» и даже «Золушки» неудивительна. Детям всегда проще воспринимать зло, если оно исходит не от родного человека, например, матери, а от чужих людей – мачехи и ее детей. В об этом говорится в самых первых строчках, как бы сразу настраивая слушателя на негативное отношение к образу мачехи и ее ленивой и некрасивой дочери.
В советской киносказке Александра Роу падчерицу зовут Настей, а дочь мачехи Марфой, но в традиционной русской сказке имена девушек не называются.

«Морозко» учит в первую очередь трудолюбию и покорности. Дочь и падчерица противопоставлены друг другу: одна принимается за любую работу, не перечит мачехе, спокойно переносит все ее поручения, не ропщет и не пререкается. Другая девушка отстранена от работы, она ленива и упряма, капризна и зла, часто смеется и издевается над сестрой. В сказке показана красивая работящая и трудолюбивая падчерица и ее полная противоположность – ленивая и капризная родная дочь.

В действительности все было бы наоборот: постоянный труд, недосыпание и воздействие солнца обязательно сказались бы на внешнем виде доброй девушки, в то время как ленивая дочь успевала бы следить за собой, отдыхать и высыпаться.

Послушание

Безропотность и слепое послушание высоко ценилось в женщинах патриархального общества. Даже когда мачеха послала падчерицу на верную смерть – собирать хворост ночью в лес да еще в метель при лютом морозе, – девушка послушно . Между строк в сказке читается, что она обязана была так поступить, т.к. полное и беспрекословное подчинение родителям стоит в основе славянской культуры. На свое счастье, в лесу падчерица повстречала Морозко.

Кротость

Основная часть сказки посвящена встрече падчерицы и Морозко, ее главная цель – донести до слушателя, что помимо трудолюбия и в ней присутствовала еще одна важная женская черта – кротость. Морозко несколько раз обходил девушку по кругу, усиливая мороз, и спрашивал: «тепло ли тебе девица?». И хотя девушка была плохо одета для такого мороза, она, естественно, замерзала, но при этом отвечала Морозко, что ей тепло. В этом смысл женской кротости – как бы ни было тяжело и плохо, жаловаться и роптать настоящая девушка не должна. За ее характер, кротость, скромность и трудолюбие Морозко награждает падчерицу повозкой с запряженной тройкой лошадей и сундучком с приданым.

Р усские народные сказки – удивительные творения, которые учат детей хорошему. Каждая из них несёт определённый смысл, даёт урок. Она настраивают детей на то, что нужно быть честными, добрыми, трудолюбивыми, любить и помогать своим близким.

Сказки бывают весёлые и грустные. Но самое главное их отличие в том, что все положительные герои выходят всегда победителями, а зло наказывается. Ведь не зря во многих произведениях говорится, «Сказка ложь, да в ней намёк».

Так происходит и в сказке «Морозко».
Начинается она просто: в одной деревушке жили старик и старуха. Были у них две дочери, старшая – старухе неродная. Вот и обижала сварливая старуха её всегда. Недаром говорят, что «При матери тепло, да при мачехе – холодно», любила старуха только свою младшую дочурку, по голове гладила за все дела.

Марфуша же жила тяжело, всё хозяйство вела, кормила скотину, воду носила, дом топила, убирала. Но всё было не так мачехе, ведь «Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймётся».

А отец полностью под новой женой ходил, не мог никак заступиться за доченьку свою. Не зря народ молвит, что «Коль появилась мачеха, то и отец неродной». Приказала ему однажды жена увезти падчерицу в лес, чтобы сжить её с белого света. А на улице мороз трескучий, но делать нечего.

Поплакал мужик, потужил, но спорить с новой женой не решился. Посадил дочку родную на сани и повёз в лес. Оставил её под большой елью, прямо в сугробе, и вернулся назад. А Марфуша так и осталась в лесу, замерзать.

Мороз в этот раз трескучий был, всё с ёлки на ёлку перепрыгивает и постукивает, пощёлкивает. Добрался и до того места, где девочка сидела. На его вопросы, тепло ли ей, она из последних сил отвечала, что тепло. Даже когда Морозушка сильнее ударил, не стала жаловаться и ответила то же.

Пожалел Мороз девочку, укутал её в одеяла и свою шубу с плеч скинул. А потом расспросил про жизнь, как она попала в лес одна-одинёшенька. Рассказала девочка о своём горе, об отношениях с мачехой. И решил Морозко её наградить на страдания, которые выпали на её долю. Осыпал её золотом – серебром, драгоценностями и соболиными мехами.

В это время старуха прямо радуется, что избавилась от нелюбимой падчерицы, блины печёт, отмечать собирается. А дед сидит, и дочь свою оплакивает. Не думал, старый, что делал! Родную кровиночку на верную смерть повёз, своими руками загубить решил. Наконец, решился и высказал всё своей старухе.

Злая и глупая баба, и деда с пути сбила. Собрался дед обратно в лес, вернуть дочь захотел. Будь что будет, а он всё равно решил спасти её. Снарядил сани, запряг лошадей и понёсся в лес, на то место, где оставил он свою дочку. Торопится, переживает, прямо летит по снежной дороге.

Приезжает на место, а там дочурка его жива-здорова, на ней шуба красивая и тёплая вместо обносок прежних, платок пуховый. А рядом на снегу сундуки, полные золота и сокровищ, которые подарил ей добрый Морозко. Дед обрадовался и забрал свое дитя домой. Погрузил подарки в сани, и поехали они обратно в деревню.

Дома старуха уже к поминкам подготовилась, блинов напекла, довольная. А собачка под столом всё потявкивает, что вернётся нелюбимая падчерица домой, да ещё с подарками богатыми, а дочку старухи всё никак замуж не выдать. Злится старуха, а собачка всё одно завела. Да и правильно, ведь падчерица очень добрая была, а как в народе говорится, «Доброму добро, а худому пополам ребро».

Открываются ворота, и к дому подъезжают сани, полные всякого добра. На них падчерица сидит, живая и здоровая. Да ещё в одежде красивой, да с подарками. Рассказала она свои приключения, как Морозко одарил её по-царски.

Позавидовала старуха своей неродной дочке, да и пристала к старику, чтобы он и её дочку туда довёз. На подарки позарилась, посчитала, что её кровиночка ещё больше должна получить. Снарядила её как следует, закутала в тулупы тёплые, повязала платками пуховыми, да ещё и пирожков горячих напекла, в дорогу дала, чтобы дочка голодной и холодной не осталась.

Старику делать нечего, отвёз и старухину дочь он в лес, высадил на том же месте, и домой отправился.

Время прошло, и появился на этом месте снова Мороз. Смотрит, снова девочка сидит, на этот раз старухина дочка. Вся укутанная в тёплые одежды, пирожки жуёт. Подошёл Морозко поближе и вопрос задаёт, тепло ли ей сидеть. На что бабкина дочь, грубиянка, с возмущением отвечает, холодно, конечно!

Глупая девочка выросла, избалованная старухой, да не знала, что «Глупость – беде соседка». Нагрубила Морозу, а тот ещё больше холода напустил. Потом и вовсе потребовала подарки себе, некогда ей видите ли сидеть и ждать, замерзает совсем. На что Мороз совсем осерчал, и заморозил дочку старухи совсем!

В это время жена старика за дочкой отправляет, ждёт злата и серебра. Да напутствует его, чтобы аккуратно сундуки с сокровищами вёз, не просыпал случаем. А сама готовится встречать её. Но и тут собачка не молчит, сидит под столом и приговаривает о том, что дедову дочку замуж возьмут, а от старухиной дочки одни косточки остались. И не обращает внимания на возмущения сварливой бабы.

Тут в ворота въезжают сани, и старуха видит свою дочку, насмерть замороженную. Никаких подарков она не получила, плачет старуха, кричит, но поздно. Довела сама своей глупостью и жадностью родное чадо до такого состояния, поняла, да уже ничего не сделаешь. Как говорится, «Поздно беречь вино, когда бочка опустела». А дедова дочка в радости и достатке осталась, за доброту свою.

Н а этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке «Морозко»; краткое содержание сказки «Морозко».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Русскую народную сказку «Морозко» причисляют к новогодним, рождественским зимним сказкам. Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам , так как один из героев волшебный персонаж. В таких сказках положительному герою всегда помогают волшебные персонажи, чтобы добро и правда победили зло и ложь.

В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей.

Поучительная сказка «Морозко» порицает человеческую зависть и жадность, а так же говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми. Сказка - это народная мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам!), которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Поведение отрицательных героев сказки (мачехи и ее родной дочери) вызывает отторжение злобы и несправедливости. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем, как торжество справедливости. Трагический финал сказки отражает насколько менталитет русского народа отвергает злобу, угнетение беззащитного и слабого (падчерицы) и каким бывает возмездие за зло.

Положительный женский образ сказки «Морозко» - это главная героиня, падчерица - девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда Морозко испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз, за это Морозко жалеет и щедро одаривает девушку.

Положительный мужской образ в сказке - это старик, отец главной героини. Он добрый и кроткий, но слаб перед злой и напористой старухой. Старик молча смотрит на несправедливость по отношению к его дочке и ничего не может возразить.

Отрицательные образы всказке «Морозко» только женские - это мачеха и ее дочь - властные, злобные, жадные и завистливые, они только и делают, что угнетают главную героиню. Заставляя падчерицу работать целый день, они никогда не бывают довольны ее работой.

Единственным волшебным образом в сказке является Морозко - это одновременно суровый и добрый волшебник, который по традиции сначала испытывает героев, а потом награждает или наказывает их по справедливости.

2. Зачин сказки «Морозко» изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. Сказка начинается так: «Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».

В развитии действия намечается завязка сказки : «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки - Морозко - испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. За приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Кульминационный момент наступает, когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, за что она поплатилась.

Развязка наступает тогда, когда Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается как торжество справедливости.

В сказке «Морозко» нет красивой концовки, которой обычно заканчиваются волшебные сказки со счастливым концом. Здесь мы видим традиционное для сказок торжество добра над злом и поучительный конец сказки .

3. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко. Здесь, под большой елью старик оставил свою дочку, а потом и дочь старухи. Здесь дважды происходят встречи девушек с Морозко.

В завязке сказки происходит первый монолог старухи:

Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

На этот монолог старик, ничего не ответив жене, покорно везет родную дочь в лес на мороз.

Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

За свой кроткий нрав девушка не погибает, а обогащается с помощью Морозко и возвращается домой.

Позже старуха отправляет и свою дочь в лес, но уже с другой целью. Снова звучит приказ для старика (монолог старухи):

Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

В лесу снова происходит диалог Морозко и девушки, но он отличается от первого:

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

«Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» - это единственная гипербола сказки. Гиперболы имеют эмонациональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.

В сказке «Морозко» видно несколько сравнений :

Властная, завистливая и жадная мачеха - кроткий, мягкий и исполнительный старик;

Ленивая, глупая и злая дочь старухи - трудолюбивая, услужливая и кроткая падчерица. Эти сравнения четко показывают где отрицательный, а где положительный персонаж, где добро, а где зло. Такие примеры учат детей сравнивать.

В сказке всегда два плана: внешний - сюжетный и метафорический - подтекстный, в ней содержится мудрость, бережно переданная нам нашими предками, превращенная в сказку. В виде метафоры важная идея легче просачивается через все двери сознания и попадает в самые глубины души, позволяет задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями, рассуждать о возможных последствиях того или иного поведения и дает возможность взглянуть на себя со стороны.

В сказке «Морозко» нет явных волшебных превращений . Морозко волшебным образом одаривает падчерицу за ее человеческие качества и спасает от смерти, вопреки всем ожиданиям.

4. Сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В сказке «Морозко» такой прием используется во время встреч с Морозко в лесу, когда он трижды спрашивает у каждой девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» После каждого ответа девушки мороз все усиливается. Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. Чаще такой прием применяется, чтобы показать на сколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки.

В эту сказку вписаны народные выражения, взятые из жизни простого народа, как и сама идея сказки:

«Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что ни сделает - за все гладят по головке: умница».

«Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется».

5. Русская народная сказка «Морозко» написана лаконичным и предельно точным языком . Но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу, чем еще больше выделяется положительность этих героев для примера детям.

6. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент . В сказке есть предостережение, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения(ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять - что хорошо, что плохо. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Ребенок учится мыслить образами. Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы - характерная черта детской психики. За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная история жизни русского народа. Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность.

Сказка «Морозко», как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. Она учит взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, указывает на их недостатки, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.

кульминационный морозко сказка сюжетный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Многоуровневая структура художественного текста на примере русской народной сказки "Гуси-лебеди". Выявление особенностей структурных компонентов и их взаимосвязей. Трансформация мифа в сказке. Признаки волшебной сказки. Тема сказки "Гуси-лебеди".

    реферат , добавлен 15.10.2015

    Анализ эстетических мотивов обращения Пушкина к жанру художественной сказки. История создания произведения "Мёртвая царевна и семь богатырей", оценка его уникальности и своеобразия персонажей. Тема верности и любви у Пушкина. Речевая организация сказки.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2014

    Сказки, произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями.

    реферат , добавлен 04.06.2003

    Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари "Приключения Чиполлино". Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.

    анализ книги , добавлен 07.04.2017

    Сравнительный анализ русской и английской сказки. Теоретические основы сказки как жанра литературного творчества. Выявление нравственности в эстетизме в сказках О. Уайльда. Проблема соотношения героев и окружающего мира на примере сказки "Молодой Король".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Мифологический хронотоп сказки, характеристика героя на примере сказки "Красная шапочка", ее анализ по структуре В.Я. Проппа. Функции и их характеристика. Связь волшебной сказки с мифом как особенность хронотопа жанра. Обряд инициации, полученные блага.

    творческая работа , добавлен 03.12.2012

    Изучение жанровых особенностей авторской сказки. Различие литературной и фольклорной сказки по генезису, форме, содержанию, объему и языку. Присутствие в разных сказках игрового начала, наличие "образа автора", сочетание реального и фантастического.

    реферат , добавлен 23.06.2014

    История создания и опубликования сказки П.П. Ершова "Конёк–Горбунок". Своеобразие жанра произведения, экспрессивность стиля и самобытность сюжета. Классическая трёхчастная форма и ее содержание. Образы, персонажи, тема и идея сказки. Думы и чаяния народа.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши "Три Толстяка". Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Сказки о животных, их разновидности. Образы диких и домашних животных. Сравнительный анализ волка и лисы. Глупость лисы в сказке "Лиса и дрозд". "Волк и семеро козлят", мораль сказки. Образы животных как средство морального поучения и социальной сатиры.

Живало-бывало,- жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что ни сделает - за все гладят по головке: умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету… Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо.

Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится-не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Вези, вези ее, старик,- говорит мужу,- куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

Садись, мила дочь, в сани.

Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

Тепло ли тебе, девица?

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

Она чуть дух переводит:

Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

А мачеха по ней уж поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, - под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около - короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.

А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

Старуха бросит ей блин:

Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…»

Собака съест блин и опять:

Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била ее, собачка - все свое…

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица - в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула - и руки врозь…

Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит.

А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать.

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился , сильнее приударил, затрещал, защелкал:

Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый !

Рассердился Морозно да так хватил, что старухина дочь окостенела.

Чуть свет старуха посылает мужа:

Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези ее в злате-серебре…

Старик уехал. А собачка под столом:

Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог: .

Не так тявкаешь! Скажи: «Старухину дочь в злате-серебре везут…»

А собачка - все свое:

Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут…

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мертвая. Заголосила старуха, да поздно.