Программа тренинговых занятий для детей с умственной отсталостью "волшебный сон". Организация коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в условиях сельской. Коррекционное заня

Название: Конспект занятия по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Номинация: Начальная школа, Коррекционная педагогика, 7-10 лет

Должность: учитель начальных классов
Место работы: МОУ «Веселолопанская СОШ» Белгородского района Белгородской области
Месторасположение: Россия, Белгородская область, Белгородский район, село Веселая Лопань, улица Гагарина, 7А

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Один-много».

Цели: закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос «сколько?» словами один, много, ни одного; продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.

Задачи: Образовательные задачи:

  • продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
  • закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного;
  • закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Развивающие задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;
  • развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание трудиться;
  • воспитывать доброту и отзывчивость.

Форма НОД: учебно-игровая.

Продолжительность: 15 минут

Участники: 2 младшая группа.

Оборудование и материалы:

Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик, большой и маленький кубики, большая и маленькая коробка

Раздаточные: большие и маленькие кубики по числу детей, тарелочки по одной штуке на ребёнка, кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Рассматривание один и множества предметов. Игра «Найди в группе предмет той же формы».

Методы и приемы:

Словесные: беседа, опрос.

Игровые: сюрпризный момент, игра с персонажами.

Наглядные: использование мягкой игрушки Зайчика, кубиков, коробок и т.д.

Место проведения: групповая(на ковре и за столами).

Структура НОД:

Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Физкультминутка

Игра задание «Один и много» (за столами)

Ход НОД:

Введение в учебно-игровую ситуацию

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, к нам сегодня придёт гостья, вам загадаю загадку, а вы отгадайте кто же он?

В норке живёт- морковку грызёт

От лисы и от волка –убегает, ловка, кто это?

Дети: Зайка.

Воспитатель: Правильно это зайка, его зовут Степашка.

Основная часть .

1. Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)

Воспитатель: Ребята, что-то, наш Степашка грустный. Степашка почему ты такой грустный?

— Ребята, он говорит, что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим. — Дети какие кубики по величине?

Дети: Больше и маленькие.

Воспитатель: Какого цвета кубики?

Дети: С иний, жёлтый, красный, зелёный.

Воспитатель: Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (дети показывают). Покажите маленький (показывают)

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

Воспитатель: Посмотрите это какая коробка?

Дети: Большая.

Воспитатель: А эта коробка, какая?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам ).

Воспитатель: Вот мы и помогли Зайчику: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Зайчик доволен он улыбается.

2. Физкультминутка

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопают в ладоши)

Вышли зайчики гулять. (Изображают зайчиков)

Вдруг охотник выбегает, (Побежали)

Прямо в зайчика стреляет. (Приседают)

Пив -пав-ой-ой. (Качают головой)

Убегает зайчик мой! (Убегают на свои места)

Воспитатель: Дети, давайте пригласим Зайчика, поиграть с нами за столами.

3. Игра задание «один и много» (за столами)

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)

Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочка. Какой она формы?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Перед вами коробочки, что в них?

Дети: Кружочки.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Синего.

Воспитатель: Сколько кружков?

Дети: Много.

Воспитатель: А на тарелочки?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Сейчас, вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке?

Дети: По одному.

Воспитатель: Сколько осталось в коробке?

Дети: Много.

Воспитатель: Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Сколько в коробочке кружков?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: А у вас на тарелочке?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у Зайки в тарелочке сколько кружков?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.

Воспитатель: Вика, сколько ты будешь класть кружков?

Вика: Один.

Воспитатель: Миша, а ты сколько?

Миша: Один.

Воспитатель: Один, один, один, — посмотрите. Сколько Зайка собрал у вас кружков?

Дети: Много.

Воспитатель: Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Зайчику. «Спасибо дети! »-говорит вам Степашка.

Вот какие мы с вами молодцы! Помогли собрать большие и маленькие кубики Зайчику и раскладывали кружочки (один, много, ни одного). Молодцы!

Итог

Игра — хоровод:

«Солнышко и дождик».

Дети встают в круг.

Смотрит солнышко в окошко, Дети идут по кругу. Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши, Дети хлопают в ладоши, стоя на месте. Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на месте. Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши на месте. Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Дети попрощались с зайчиком Степашкой и стоят возле воспитателя (или можно пригласить детей свои места за столами).

Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам в гости? Дети: Зайчик Степашка. Воспитатель: — Понравилось вам помогать Степашке? (ответы детей) Воспитатель: — Как вы ему помогали? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы!

  • Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
  • Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
  • Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
  • Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
  • 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
  • 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
  • 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
  • 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
  • 6. Виды и формы психокоррекции
  • 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
  • 2. По содержанию различают коррекцию:
  • 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
  • 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
  • Содержание образования
  • 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
  • 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
  • 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
  • 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
  • 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
  • Технологическая карта коррекционного занятия
  • 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
  • 17. Психологические особенности младенческого возраста.
  • 1. Кризис новорожденности
  • 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
  • 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
  • 4. Основные линии психического развития ребенка
  • 5. Новообразования младенческого возраста
  • 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
  • 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
  • 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
  • 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
  • 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
  • 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
  • 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
  • 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
  • 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
  • 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
  • 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
  • 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
  • Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
  • 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
  • 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
  • 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
  • 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
  • Психопрофилактика и психогигиена,
  • 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
  • 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
  • 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
  • 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
  • 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
  • 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Гностический блок
  • Конструктивный блок
  • Организационный блок
  • Оценочный блок
  • 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • Организация коррекционно-развивающих занятий.
  • Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • III.Примерная структура фронтального занятия.
  • 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
  • 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
  • 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
  • 1. Методическое направление
  • 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
  • 3. Диагностическое направление
  • 4. Консультативное направление
  • 5. Социально-психологическое направление.
  • 6. Информационно-аналитическое направление
  • 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
  • Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
  • Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений.

    Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:

    Для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;

    Для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.

    Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

    Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

    При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:

      на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;

      на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;

      на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);

      на уровне применения знаний по образцу;

      на уровне речевой инструкции.

    Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

    Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

    Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).

    В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.

    Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

    Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.

    К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);

    рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);

    игры с песком (пескотерапия);

    игры с водой (водотерапия);

    игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

    К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

    включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

    изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом

    Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.

    Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.

    Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

    Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

    В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

    В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

    Примерная структура фронтального занятия.

    1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).

    2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.

    3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).

    В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.

    Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.

    4. Релаксационные упражнения.

    5. Прощание с ребенком.

    ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.

    1. Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)

    Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.

    Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

    1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
    2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
    3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
    4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
    5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
    6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
    7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

    Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

    Таким образом, главными задачами таких коррекционных занятий является развитие навыков мышления, тренировка памяти, а также социальная адаптации к жизни и ситуациям, которые могут возникнуть в быту и обществе.

    Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

    Где они проводятся?

    В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.

    Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.

    В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.

    К сожалению, коллективные занятия часто недоступны детям с тяжелой степенью умственной отсталости.

    Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.

    Можно ли заниматься с ребенком дома?

    Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.

    Но родители должны полагаться не только на специалиста. Им следует также принимать активное участие в развитии психических способностей ребенка.

    Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими членами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.

    Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже смерти ребенка.

    Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.

    Прогноз коррекционных занятий

    Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.

    К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.

    Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью обновлено: Март 21, 2018 автором: admin

    Елена Владимировна Фадеева
    Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому»

    Государственное казенное учреждение города Москвы

    Детский дом – интернат «Южное Бутово»

    Департамента социальной защиты населения города Москвы

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию

    с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста

    «Дорожка к дому »

    Подготовила воспитатель :

    Фадеева Елена Владимировна

    Москва 2013

    Задачи :

    Образовательные :

    Учить детей создавать простейшую конструкцию по показу воспитателя, точно соединяя конструктивные детали ;

    Учить находить красный цвет среди других цветов способом «такой – не такой» .

    Коррекционно-развивающие :

    - корригировать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, мелкую мускулатуру рук;

    Развивать конструкторские навыки , понимание речи.

    Воспитательные :

    воспитывать дружеские отношения и чувство взаимопомощи.

    Возрастная направленность занятия :

    младший дошкольный возраст .

    Наглядно-дидактический материал :

    мягкая игрушка кошечка, грузовая машинка, макет домика, кирпичики красного, зеленого, синего цветов, музыкальная книжка.

    Ход занятия.

    Дети сидят на стульчиках.

    Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии .

    Игровая мотивация.

    Посмотрите, кто едет на машине?

    Воспитатель катит грузовичок с игрушкой в кузове. Раздается «Мяу» .

    Воспитатель : Это - кошечка, она едет домой (показывает на макет домика) .

    Дети, давайте пригласим кошечку поиграть с нами.

    Дети : Да.

    Воспитатель : Посмотрите, какая кошечка стала веселой, она очень хочет играть.

    Коррекционно-развивающий блок .

    Игровое упражнение «Играем с кошечкой» .

    Воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями в соответствии с текстом, а дети повторяют.

    Упражнение для правой руки.

    Вот кулак, а вот ладошка ,

    На ладошку села кошка .

    «ходим» пальчиками по ладошке

    И пошла, пошла, пошла,

    гладим кончики пальцев

    До мизинчика дошла.

    растираем мизинчик

    Упражнение для левой руки.

    Вот раскрытая ладошка ,

    сжимаем кисть в кулачок, затем разжимаем

    Ой! Смотри другая кошка!

    гладим раскрытую ладошку

    Быстро, быстро побежала,

    гладим кончики пальцев

    До мизинца добежала.

    растираем мизинчик

    Упражнение для правой и левой руки.

    А теперь поймаем кошку,

    активно сжимаем, разжимаем кисти рук

    Хлопнем мы с тобой в ладошки .

    хлопаем в ладоши

    Игровая мотивация.

    Воспитатель : Дети, кошечка стала грустной, потому что ей нужно ехать домой! А еще кошечка мне сказала на ушко, что дорожка к ее домику кривая , одни ямки по пути, которые нужно объезжать. А, давайте дружно построим хорошую, ровную дорожку !

    Дети : Да.

    Воспитатель : Наша кошечка снова стала веселой.

    Продолжение коррекционно-развивающего блока .

    Воспитатель показывает образец постройки дорожки из красных кирпичиков. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают детали красного цвета и приставляют кирпичик к кирпичику – строят дорогу к домику под музыку .

    Рефлексия.

    Воспитатель : (от имени кошечки)

    Спасибо, ребята! Я хорошо доеду домой по вашей ровной дорожке .

    До свидания!

    Список литературы :

    1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    2. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1991.

    3. Ремезова Л. А. Учимся конструировать . //Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2005.