Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности. Выступление "использование индивидуального подхода в изобразительной деятельности дошкольников. Игровые приемы обучения

ТЕМА: Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.

План

1. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника.

2. Классификация методов обучения.

3. Методика использования приемов обучения в разных возрастных группах детского сада.

4. Литература.

Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка – дошкольника.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Классификация методов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:

· наглядные;

· словесные;

· практические.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

· информативно - рецептивный;

· репродуктивный;

· исследовательский;

· эвристический;

· метод проблемного изложения материала.

Методика проведения обследования предметов

Восприятие свойств и качеств предметов, необходимых для дальнейшего изображения этих предметов, требует ознакомления детей со способами обследования.

В разных видах изобразительной деятельности цели обследования будут различными. Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед занятием рисованием выделяет контур, части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета. Перед лепкой обследуется объемная форма со всех сторон, слитность и расчлененность ее массы. Для конструирования важно пропорциональное соотношение частей, связь их между собой.

Сам процесс обследования включает несколько этапов. В своем исследовании Н. П. Сакулина предлагает пять последовательных этапов:

восприятие предмета в целом (воспитатель в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета);

обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем -- мелкие, определяется их форма);

определение строения предмета -- соотношение крупных и мелких частей;

выделение цвета;

рассматривание вновь всего предмета в целом.

Конечно, такое деление процесса восприятия на этапы услов« но и не всегда все они присутствуют в восприятии. Это зависит и от опыта детей, и от стоящих перед ними задач. При повторном изображении такого детального обследования не требуется, проводится только зрительный анализ изображаемого предмета или возможно только словесное описание, а затем дети изображают по представлению, без натуры.

Для воспитания способности вычленять и находить обобщенные формы в предметах одного вида важно пользоваться сравнением. Сопоставление одного предмета с другими помогает выделению общих признаков. Например, у всех деревьев направление ствола вертикальное, ветви расположены под углом к нему; у большинства животных туловище овальной формы.

Как же должно проходить восприятие формы предмета? Оно познается как зрительно, так и с помощью осязания. Надо учить ребенка глазом или движением руки последовательно охватывать одну часть за другой, обрисовывая контур. В младших группах обязательно включать движение руки, которое поможет детям и при рисовании. У старших детей движения более координированы и подчинены контролю зрения, для них вполне доступно зрительное восприятие контура, они могут проследить основную линию контура. Дети четырех лет не могут этого сделать, их внимание переходит от одной детали к другой, что затрудняет правильное изображение предмета.

Легче всего выделяется такой признак формы, как округлость. Воспринимается она осязанием, что положительно сказывается на создании округлых форм в лепке. В рисовании или аппликации восприятие рукой всей массы круглой формы предмета менее эффективно, чем обведение округлости по контуру.

Движения, производимые при восприятии предмета с гранями, носят другой характер. Здесь они имеют остановки, перерывы на углах, после чего изменяется направление движения. Такое обследование формы, начиная с одночастных несложных предметов, можно проводить с детьми первой младшей группы. Для более старших ребят надо чаще включать зрительное обследование.

Это положение вполне объясняется данными психологии о различной роли зрения и осязания на разных этапах возрастного развития ребенка. Если для младшего дошкольника большое значение в познании формы имеет осязание, то у старшего дошкольника ведущим является зрительное восприятие, а рука служит вспомогательным органом.

Восприятие величины доступно в простых формах уже младшему дошкольнику. Он легко определяет понятия «большой» или «маленький» там, где эта разница значительна. В рисунке величина изображается им в большей части случайно. Произвольная передача величинных соотношений доступна детям старшего возраста (5--6 лет) благодаря развитому зрительному контролю. Восприятие величины, включающее вопрос о пропорциональных соотношениях, также требует и зрительного, и осязательного способов обследования. Причем показатели зрения, осязания должны проверяться в сравнении зрительным путем и действенным -- прикладыванием одной части к другой.

Вопрос о пропорциональности частей в предмете связан с восприятием строения, конструкции предмета. Важно научить вычленять из целого части, их соотношения между собой (и пропорциональные, и по положению в пространстве).

Восприятие пространственных отношений с целью дальнейшего их изображения -- наиболее сложная задача для освоения детьми. Целенаправленное восприятие пространства проводится с детьми старшей и подготовительной групп, причем легче ими осваивается, если процесс восприятия проходит одновременно с рисованием. Интересный опыт такой работы описан в исследовании Л. А. Раевой.

Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относится к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке, аппликации одним из главных выразительных средств. И когда дети хорошо обследуют все другие свойства предмета, надо обратить их внимание и на цвет. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться. Исследования по сенсорному воспитанию показали, что уже в 5 лет дети способны запомнить и выделить при восприятии все цвета спектра, а в 6--7 лет они могут понять, как высветлить насыщенный тон до получения разнообразных оттенков.

Организация и методика руководства восприятиями

Организация и методика проведения наблюдений с детьми связана с целым рядом условий. Прежде всего должна быть учтена связь предстоящих восприятий с предшествующим опытом детей. Важно выяснить, было ли это явление (или предмет) в опыте детей ранее или наблюдение является первичным.

Первичное знакомство всегда более поверхностно, включает в себя задачу создания общего представления о предмете и окружающей его обстановке. В новой обстановке детям трудно сосредоточиться, так как процессы торможения, необходимые при этом, у них вырабатываются недостаточно быстро.

При первичном наблюдении нельзя ставить узкую цель. Восприятие должно быть широким, включать разнообразные связи и отношения между различными объектами. Первичные наблюдения создают общие представления, иногда очень яркие, но недостаточные для изображения.

Например, на первой прогулке в лес, даже с детьми старшей группы, нельзя ставить задачу рассмотреть деревья определенных пород, с тем чтобы потом рисовать их. Детей будет многое отвлекать от наблюдения. Только при повторных прогулках по лесу можно предложить ребятам определить, чем елка отличается от сосны или береза от осины.

В результате повторных наблюдений восприятие может стать достаточно ясным, четким и конкретным. Повторность углубляет и облегчает процесс восприятия, запоминания и воспроизведения наблюдаемого предмета, явления. И. М. Сеченов объясняет это тем, что от первоначальных впечатлений постепенно отпадает все непостоянное, случайное.

Необходимым условием организации восприятий является также включение в восприятие эстетических чувств. Иногда в практике встречаются случаи, когда воспитатели считают, что только первичное наблюдение предмета или явления должно быть наиболее интересно, эмоционально подано, а при повторных наблюдениях ставятся узкие познавательные цели. Это неверно, так как развитие эстетических чувств также требует упражнения, иначе они не будут глубокими, а это скажется на проведении занятий по изобразительной деятельности. У детей не будет заинтересованности, особого эмоционального настроя.

Так, в приведенном выше примере посещения леса в первый раз дети будут любоваться деревьями, цветами, травами, живыми существами, населяющими его. Надо обратить их внимание на красоту затененных уголков и игру солнечных лучей на лесных полянках, листве деревьев и кустарников, яркость оперения птиц, прислушаться к многообразным звукам леса, на все, что вызывает восхищение природой.

При повторном посещении, когда перед детьми поставлена более узкая цель -- познакомиться со строением деревьев, следует при рассматривании их обратить внимание на то, какая березка красивая, как ярко выделяется ее белый ствол на фоне зелени, какой раскидистый, могучий дуб, как причудливы очертания его кроны. Хорошо вспомнить при этом и прочитать знакомые поэтические произведения.

Большое значение в организации восприятий имеет включение в восприятие активной детской деятельности. Действия детей в разных формах должны быть предусмотрены при каждом восприятии, причем в эту активную деятельность должны быть включены различные анализаторы.

Например, при восприятии цветущего луга недостаточно только издали полюбоваться им, хотя и это тоже необходимо. Чтобы полностью осознать и почувствовать его красоту, дети должны побегать по лугу, нарвать букет цветов, спеть песню или поводить хоровод. Все это воспитатель учитывает во время занятий. «Вспомните, ребята, каким большим и красивым был луг, как весело мы бегали. Эти цветы, которые стоят Сейчас в красивой вазе, вы нарвали сами. А помните, из травы были видны только головки цветов. Нарисуйте этот чудесный луг»,-- говорит воспитатель, обращаясь к детям.

Для активизации восприятий надо придавать действиям там, где это уместно, игровой характер. Игра вызывает особую целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным состоянием детей. Включение в восприятие эмоций усиливает познавательный процесс. Большое значение в проведении наблюдений имеет слово воспитателя и речь самих детей.

Воспитатель должен продумать свое объяснение так, чтобы привлечь внимание детей к объекту наблюдения, выявить его качества, вызвать определенные чувства, обобщить виденное и, наконец, на занятии по изобразительной деятельности постараться словом восстановить в памяти образ предмета или явления. Необходимо продуманно пользоваться словом. Объяснение должно заставлять ребенка мыслить.

Педагог не должен сам давать подробную характеристику увиденному, надо, чтобы дети сами смогли заметить главное, выделить и понять отдельные элементы в воспринимаемом.

Уточняя с детьми характерное, основное, следует чаще пользоваться сравнениями: они делают более понятные содержание объекта и расширяют эстетические суждения детей. Сравнение, вызывая в памяти знакомый образ, устанавливает ассоциативные связи с ранее имевшимся опытом, облегчает осознание видимого. Уточнение в данном случае воспринимаемой формы поможет детям правильнее передать ее в рисунке.

Иногда воспитатель предлагает самим детям сделать объяснение. Например, он обращает внимание детей на то, что черные стволы деревьев выделяются на белом снегу, и спрашивает их: «Почему это деревья такие черные?» Вывод дети сделают сами: «Снег кругом белый-белый, вот деревья и кажутся черными».

Уточнению восприятий, их эмоциональности способствует использование литературных образов. Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, причем не навязчиво, не сухо, дидактично. А это помогает большему запоминанию.

Художественный образ заставляет работать эмоциональную память, а это в свою очередь способствует созданию выразительных рисунков.

Так, воспитатель на полянке, любуясь с детьми стройной березкой, напомнил им знакомую песню, и ребята сами встали вокруг березы, спели песню. С каким удовольствием они потом рисовали эту березку.

Художественный образ, данный в песне, и одновременное наблюдение способствуют образованию яркого представления.

Место и роль слова воспитателя зависят от возраста детей. В младшем возрасте, где их внимание еще неустойчиво, слово должно совпадать по времени с моментом восприятия. Тогда оно будет более осмысленным, поможет выделить главное. В более старшем возрасте воспитатель дает установку на наблюдение и предоставляет детям возможность самим давать подробную характеристику наблюдаемому объекту.

Следовательно, слово включается как неотъемлемый элемент в процессе восприятия и способствует уточнению представлений и активизации детского мышления. Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

Но одни наблюдения до занятия не обеспечат полностью возможность изображения виденного. Необходимо научить ребенка специальным приделам изображения, способам пользования различными изобразительными материалами. Только в процессе систематического обучения на занятиях полностью формируются способности детей.

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.

Прием обучения -- более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи -- организации начала занятия.

Наглядные методы и приемы обучения

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь будет зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет воспринимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах.

Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств свойственна уже ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве. Психологи считают, что ребенок дошкольного возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства.

Отметим некоторые особенности использования натуры в работе с детьми дошкольного возраста.

Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. Несмотря на способность детей 4--5 лет делать несложный анализ объектов изображения, работа с натуры в этом возрасте имеет свои отличия от использования натуры школьниками и художниками.

Воспринимая предмет, ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ракурсов. Дошкольникам эти приемы изображения недоступны. Поэтому в качестве натуры для них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей.

Натура помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления. Такие навыки начинают развиваться у детей 5--6 лет. В этом возрасте они учатся при изображении сравнивать и исправлять свою работу в соответствии с натурой. Например, в старшей группе при изображении с натуры ветки ели дети передают расположение ветки в пространстве (наклонное или вертикальное), количество и размеры ответвлений слева и справа, рисуют густую хвою темного или светлого тона.

В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт.

Таким образом, использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры.

Иногда натура может использоваться как частный прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, в процессе рисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета. Воспитатель ставит перед ребенком необходимую игрушку, которая используется в качестве натуры. В целом же работа над изображением будет определяться содержанием замысла. Натура лишь поможет лучше его осуществить. Рассматривание В младших и средней группах часто в начале предметов занятия проводят показ отдельных предметов. Рассматривание детьми мяча, ленточек, лопатки и т. п. проводят с целью привлечения внимания детей к заданию и оживления их представлений. В течение остального времени занятия дети рисуют по представлению и к восприятию предметов не возвращаются.

В старшей группе также создается необходимость внесения некоторых предметов для рассматривания. Например, перед рисованием или лепкой на тему сказки «Три медведя» воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета. Каждый ребенок изображает медведя в том положении, которому соответствует эпизод, выбранный для рисунка.

Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения.

В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах), образец применяется как метод обучения.

Так, основная цель занятий декоративным рисованием и аппликацией -- обучение приемам создания узора и развитие художественного вкуса. Дети рассматривают красивые предметы: ковры, вазы, вышивки и т. п., что повышает общую эстетическую культуру. На занятиях декоративным рисованием дети не только отражают свои впечатления от этих предметов и повторяют виденные на них узоры, но и учатся создавать узор самостоятельно, давать красивые сочетания форм и красок. Поэтому на начальном этапе обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствование принципов расположения элементов и сочетания цветов.

Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением.

Использование образцов определяется задачами, стоящими на данном занятии. Так, образец может быть предложен без специальных указаний воспитателя, дети рассмотрев его, выполняют работу самостоятельно. В этом случае применение образца будет способствовать развитию аналитико-синтетического мышления ребенка.

Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании или лепке образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете.

Отрицательно на развитии творческих способностей детей сказывается применение образцов с упрощенными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение поставленной перед детьми задачи. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отсутствуют характерные детали, по которым дошкольник узнает предмет.

Не следует заменять представление, образовавшееся на основе конкретного восприятия, плоскостным схематичным изображением, лишенным индивидуальных черт. Такая схема не поможет ребенку выделить главное в предмете, а просто заменит образ конкретного предмета.

Применяя подобные образцы, воспитатель забывает о такой воспитательной задаче изобразительной деятельности, как закрепление представлений детей об окружающей действительности.

Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится в конечном счете к узкой задаче -- выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т. п. Это обедняет детский рисунок, раз и навсегда усвоенная схематичная форма снимает необходимость дальнейших наблюдений, изобразительная деятельность отрывается от действительности. Неосознанно усвоенное схематическое изображение часто теряет сходство с реальным предметом, так как ребенок повторяет усвоенные формы не задумываясь. Например, птичка-«галочка» при изображении повертывается крыльями вниз или набок.

Картины применяются главным образом дли картин уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения.

Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.

Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают зрительно воспринимаемый образ. Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям двухлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета. Связь между персонажами картины, т. е. понимание действия, осознается несколько позднее, в возрасте 4--5 лет.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдения за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдаленных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. С этой целью картина может быть использована в работе с детьми шести лет, им уже доступно понимание такого способа изображения. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие -- ниже, к краю листа.

Чтобы ребенок мог осознать использованный художником прием, нужно разъяснить его, так как на картине ребенок воспринимает лишь конечный результат. Подобное рассматривание и анализ картины целесообразнее проводить до занятия или в начале его. Картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию. Копирование в этом возрасте приносит большой вред -- тормозит развитие изобразительных умений. Для дошкольника невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе.

Иногда в процессе занятия возникает необходимость показать некоторым детям картину для уточнения какой-либо детали. Затем картина убирается, так как ее дальнейшее восприятие приведет к копированию. Этот прием следует использовать с осторожностью.

Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладение сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы. Например, для того чтобы нарисовать дом, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, т. е. уметь соединять линии под прямым углом. Эти же приемы потребуются для рисования машины, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания.

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3--4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.

Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом.

Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки.

Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.

Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку.

Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке или лепке.

Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии.

Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.

Если при изображении предмета необходимо точно передавать последовательность рисования той или иной детали, то также может быть дан целостный показ всего предмета. При таком показе желательно, чтобы воспитатель привлекал детей к анализу предмета вопросом: «Что теперь надо нарисовать?»

В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ -- изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети 4--5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий,-- и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева.

В подготовительной к школе группе в рисовании на тему «Красивый дом» воспитатель показывает на доске, какими различными по форме могут быть окна, двери. Такой показ не ограничивает возможности ребенка в создании всего рисунка.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык.

Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Показ воспитателя всегда необходим при объяснении новых технических приемов.

Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, аккуратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре -- темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вылеплен лыжник» и т. д. Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить, как можно их исправить.

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах. Чаще всего для экономии времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии работ одного и того же ребенка, даже если они действительно выделяются среди других. В результате постоянных похвал у него может развиться неоправданная самоуверенность, чувство превосходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразительных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает детям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализирует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, дети уже интересуются результатами труда товарищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2--3 минут в конце занятия недостаточно.

Детям шести лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Словесные методы и приемы обучения

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы -- вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.

Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4--7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.

Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3--5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» В загадке отмечаются некоторые детали формы -- красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц.

С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений.

В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения.

При рисовании или лепке на темы литературных произведений применение других приемов обучения в начале занятия нецелесообразно, так как они могут помешать работе воображения. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной формой, словесный образ потускнеет.

Воспитателю следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Например, при иллюстрировании стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» почти у всех ребят получились хорошие работы, так как в этом произведении автор ярко описал внешний вид зверьков, их позы. Такие зримые образы помогают ребенку конкретно передать их. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.

Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое.

Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач.

При обучении детей младшего дошкольного возраста чисто словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действием.

В сознании детей 5--6 лет слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о том, какое действие при его употреблении надо произвести. Указания воспитателя могут быть обращены как ко всей группе, так и к отдельным детям.

Для всех детей указания обычно даются в начале занятия. Их цель -- объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Такие указания должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как ребята поняли объяснение, воспитатель в средней и старшей группах может спросить кого-нибудь из них о последовательности и приемах выполнения работы.

Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми своих действий. В младшей группе после объяснения и показа воспитателю следует напомнить, с чего надо начинать работу.

После того как все ребята приступили к работе воспитателю не следует спешить с индивидуальными указаниями и помощью. Надо определить, кто в данный момент нуждается в помощи, кто не начал работу или начал ее неправильно. С этими детьми воспитатель выясняет причины непонимания задания и повторяет свое объяснение, показывает некоторые приемы работы.

Не всем детям нужны индивидуальные указания. Некоторые самостоятельно обдумывают, намечают изображение карандашом на листе, поэтому в дополнительных пояснениях не нуждаются. Указания в начале занятия нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится.

Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Некоторым из них можно отказать в дополнительных разъяснениях, если педагог уверен, что они самостоятельно могут решить задачу, им только не хватает терпения и настойчивости. Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.

Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности.

Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям, как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. При указании на ошибку надо обращать внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении: «Платье на девочке словно рваное» (плохо заштриховано), «Деревья падают» (неумело расположены), «Человек такой большой, что не сможет войти в домик». При этом не следует разъяснять, как исправить ошибку, пусть ребенок сам подумает над этим. Замечания должны делаться в доброжелательном тоне, чтобы дети чувствовали интерес воспитателя к их работе.

Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются. Тогда воспитатель предлагает всем прервать работу и выслушать его объяснение. К таким перерывам следует прибегать только в случае крайней необходимости, так как это нарушает творческий процесс.

Игровые приемы обучения

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель -- сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.

В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.

Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.

При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

от возраста детей и их развития;

от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.

В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы.

Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.

Отдельные методы и приемы -- наглядные и словесные -- совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.

Под методами обучения изобразительной деятельности следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания обучения в детском саду.

Выбор тех или иных методов и приемов зависит :

От возраста детей и их развития;

От вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, кавыки и умения преподносятся.

Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, рисование, лепка и т. п.), то выделяются методы:

- наглядные,

Словесные,

Практические.

Это традиционная классификация.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт.

Образец , как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах), образец применяется как метод обучения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости.

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе НОД, использование словесного художественного образа.


НОД по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к НОД. Особенно велика роль беседы на тех НОД, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями. Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидакти-ческих задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопро-сы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умо-заключение. С помощью вопросов педагог уточняет представле-ния детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Во-просы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе НОД. Требования к вопросам носят общепе-дагогический характер: доступность, четкость и ясность форму-лировки, краткость, эмоциональность.

Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время НОД и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблю-дением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Н.П. Сакулина справедливо требовала не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способ-ные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоя-тельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, следует чаще применять в рабо-те с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает ак-тивность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влия-ние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обосно-ванным должно быть переживание успеха.

Художественное слово широко применяется на НОД изо-бразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование худо-жественного слова в процессе НОД создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на НОД по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном НОД. Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач.

Практические методы - это различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения.

Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к успеху. Другое дело, если задача всякий раз несколько усложняется, предстает в другом варианте. Например, рисуя на темы «Сказочные деревья», «Деревья на нашем участке», «Осенний сквер», «Зимний лес» и т. п., ребенок изображает деревья, передавая части, строение, решает задачи композиции (располагая изображения на листе бумаги). Вместе с тем задание всякий раз несколько меняется.

Кроме традиционной, существует другая классификация методов (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Она включает методы обучения :

1) информационно-рецептивный;

2) репродуктивный;

3) исследовательский;

4) эвристический;

5) метод проблемного изложения.

В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира, отображают содержание музыкальных и литературных произведений. Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет информационно-рецептивный метод (рецепция - восприятие), который иногда называют объяснительно-иллюстративным . Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях.

Следовательно, информационно - рецептивный метод включает следующие приемы:

Рассматривание;

Наблюдение;

Экскурсия;

Образец воспитателя;

Показ воспитателя.

В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности.

Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследование это организованный педагогом процесс восприятия предмета . Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет).

Педагог учит детей воспринимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет прежде всего воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие.

Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязисословом , указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм, пропорций, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно активизирует внимание детей: спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать.

При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест : воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур; охватывает ее руками, нажимая на места углублений, как бы вылепливая ее. Дети, следуя взором за движениями рук воспитателя, яснее будут представлять себе возможный процесс изображения.

Знакомство с новыми приемами (способами) изображения также происходит при помощи информационно-рецептивного метода.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Малыши только начинают овладевать изобразительной деятельностью. Они должны освоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кистями, карандашами, стекой, ножницами, красками, цветными карандашами, восковыми мелками и др.).

Показ способов делается не на каждом НОД, а лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые. Постоянный показ способов изображения лишает ребят активности, приводит к пассивному повторению воспринятого.

Как напоминание способов действия , направления линий при рисовании, формообразующих движений педагог может использовать жест, движение , обвести предмет по контуру , которые должны быть произведены отчетливо, чтобы видели все дети.

Словесные приемы обучения используются и в процессе НОД : уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

Прием повтора;

Работа на черновиках;

Выполнение формообразующих движений рукой.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения.

Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Так, например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который они будут затем изображать, воспитатель предлагает подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво.

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного произведения, реализовать собственный замысел.

Воспитатель прежде всего руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи. Например, после того, как малыши изобразили несколько предметов круглой (прямоугольной) формы, им предлагают нарисовать (слепить, на-клеить), что им захочется (круглое, прямоугольное). Старшим детям, которые знают много сказок, рассматривали различные иллюстрации в книгах, знакомы с произведениями декоративно-прикладного искусства, рисовали, вырезывали и наклеивали различные здания, предлагают создать сказочный дворец.

Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить, и с которым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет), так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.

Следовательно, слово включается как неотъемлемый элемент в процессе восприятия и способствует уточнению представлений и активизации детского мышления.

Методы и приемы обучения изобразительному искусству

Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

Но одни наблюдения до занятия не обеспечат полностью возможность изображения виденного. Необходимо научить ребенка специальным приелам изображения, способам пользования различными изобразительными материалами. Только в процессе систематического обучения на занятиях полностью формируются способности детей.

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.

Прием обучения - более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи - организации начала занятия.