Вид стресса связанный с реальными коммуникативными проблемами. Психология и педагогика. Излишне серьезное отношение к учебе _________

Основные виды профессионального стресса

Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс - это напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» (Самоукина,1999). Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса)

1) Информационный стресс - возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности здания. Часто информационный стресс сопровождается неопределённостью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой перменой информационных параметров.

2) Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.) Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

3) Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособноси контролировать себя, в неумении тактично отказать в чём-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям. В зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно. В зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя), на коллег и начальников (работник винит других работников). В зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу), но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием». Самоукина предлагает довольно интересные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса. Основные правила поведения в условиях стресса: наблюдать за самим собой; искать способы «остановки» самого себя (типа «сделать паузу в общении»); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); задуматься над тем, что помогает снять напряжение, о том, что радует.

Причины возникновения стресса

Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения. Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь - несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека. Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге человек вообще начинает «бояться жить». Достаточно распространённым является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» - карьеру, успех в конкуренции (сами себя обворовывают, т.к. жизнь и человеческие отношения - намного богаче). Таким людям предлагается совет: желательно выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде. «Ловушка конкуренции» выражается в том, что многие не отдают себе отчёта, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждёт там, на «вершине», часто - это разочарование, зависть и одиночество.

Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. «Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха…», отмечает Н.В. Самоукина. Нередко после крупного достижения наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось. Особую проблему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а ещё большие проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда оказывается, что все-таки не всё можно купить за деньги, и тогда человек опасаясь неудач с такими «покупками», сам стремиться оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что усугубляет его личностную деградацию.

Зарубежный подход к стрессу в труде

В современных зарубежных подходах к исследованию стресса в труде предпринимаются попытки по-новому осмыслить это явление. С. Касл отмечает, что в настоящее время внимание к теме стресса в труде несколько уступает таким проблемам как качество трудовой жизни, безработица, факторы риска и др. В частности Касл выделяет основные направления концептуализации стресса в трудовой деятельности:

Создание перечней стрессогенных условий среды.

Обновление понятий «стресс» с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержание основных функций на требуемом уровне; стресс как «информирование» об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего.

Определение «стресса» в терминах некоторых «базовых» поведенческих характеристик, например: отсутствие адекватной реакции, что влечёт за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемве ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведёт к перенапряжению).

Попытки предать ещё большую чёткость понятию «стресс» с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории.

В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде». В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, то есть перегрузка, сверх-стимуляция и т.п. В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек - среда», которая включает не только приведённое выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде. Другими словами, не использование человеком возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция. Проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, Ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.

Демонстрировать свое превосходство.

Обвинять.

Игнорировать интересы участвующих в коллективной деятельности деловых партнеров.

Позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны.

Уменьшать имеющиеся заслуги партнеров и не преувеличивать свои собственные заслуги.

Задевать «болевые» точки коллег в работающей команде, их слабые и уязвимые места.

Обрушивать на своих сотрудников слишком много претензий.

Ставить ультиматумы такого типа: «Если Вы не сделаете это, отношения с Вами у меня будут разорваны».

Глава 7. Профессиональный стресс

7.1. Понятие о профессиональном стрессе

Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Основная цель этой статьи дать понимание о природе и механизмах стресса, причинах, его вызывающих, о физиологических и психологических проявлениях стресса.

Слово «стресс», также как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови, даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке жизненного уклада? Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - «вот это и есть стресс».

Стресс - это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю.


КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ
:

1. Информационный стресс . При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности - то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной илипредполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.

Существует целый ряд событий, которые вызывают сильные эмоциональные переживания. Эти переживания не всегда проходят бесследно. По данным западных психологов, около 80% попавших в ситуацию психологической травмы выходят из нее без последствий для собственного организма, остальные 20% нуждаются в различных видах профессиональной помощи.

Очень важно определить ранние признаки стрессового состояния, которые сопровождают, а иногда и предвещают симптомы, принимающие со временем все более серьезную угрозу для нашего организма. К сожалению, люди часто игнорируют эти ранние признаки, что повышает риск серьезных заболеваний.

Некоторые из признаков раннего предупреждения говорят об изменении физического состояния организма. Это повышение частоты дыхания (гипервентиляция легких), хроническая усталость, изжога или тошнота. Другие сигналы свидетельствуют о снижении эмоционального фона: чаще это изменение в поведении (человек больше ест, чаще курит, злоупотребляет алкоголем). Третьи касаются изменений психологического состояния человека: он становится более раздражительным, резким, нетерпимым или наоборот - подавленным и замкнутым.


ПРИЗНАКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА

Физиологические признаки стресса Признаки изменений в поведении Психологические признаки стресса
* головная боль;
* тошнота;
* изжога;
* миалгия;
* высокое давление;
* сухость во рту, резь в глазах;
* неуклюжесть движений и скованность мышц;
* дрожь и озноб;
* повышенная потливость;
* прерывистое и неглубокое дыхание.
* Появление грубости в общении с родными и друзьями. Человек «срывает зло» на своих близких.
* Замкнутость. Человек становится угрюмым, мрачным и молчаливым.
* В состоянии повышенной возбудимости человек начинает много есть.
* Или наоборот, у него пропадает аппетит.
* Взаимосвязь стресса и злоупотребления спиртными напитками объясняется теми же причинами, что и склонность к перееданию.
* Для некоторых характерен синдром «трудоголизма»: суматошная активность, напряженная работа отвлекает от стресса, направляя активность в другое русло, создает ощущение контроля над конкретной ситуацией.
* «Хроническая усталость», (один из основных симптомов стресса у педагогов).
* Наиболее быстрой реакцией на стресс является неосознанное курение. К тому моменту, когда человек поймет, что стресс наступил, количество выкуриваемых за день сигарет может удвоиться.
* Больше всего докучают окружающим такие психосоматические сигналы, как постукивание пальцами рук по столу или ногами по полу, дрожание коленок и т.п.
* «Сомнамбулическое отключение от реального мира». Уставший от эмоционального перенапряжения человек, «засыпает на ходу».
* Человек становится ужасно рассеянным: слушает, но не слышит, смотрит, но не замечает.
* Мимика тоже может оказаться сигналом надвигающегося стресса. Человек начинает кусать губы, морщить нос или часто сглатывать слюну. Спазм, похожий на тик растягивает губы в усмешке.
* Воздействие стресса на сексуальное поведение.
* Чрезмерная трата денег.
Оборонительная позиция .

«Появление этого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе. Он не должен быть слабым, не должен поддаваться давлению стресса. Иногда такая позиция - не более чем игра на публику, а иногда - убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию» Депрессия. Депрессия обычно проявляется появлением раздражительности. В стрессовой ситуации человек чувствует, что теряет контроль над событиями, происходящими с ним. Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать внимание. Человек становится неряшливым, рассеянным, принимает необдуманные решения.

Высокомерно-пренебрежительное поведение .

Человек становится деспотичным, любое несогласие воспринимается как попытка унизить его достоинство.
Несамостоятельность. В стрессовом состоянии человек может утратить способность к выполнению некоторых своих функций.

Потеря деловых качеств.

Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное - его исполнить.


Профессиональный стресс
. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом.
Стрессу в той или иной мере подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда.

Стрессоры скорее привносятся в работу, а не появляются в результате.
Вид взаимодействия со стрессорами на работе также является личностной характеристикой (то есть разные люди по разному переживают стрессы). К таким характеристикам можно отнести:

Гендерные различия . Как правило, женщины больше жалуются на стрессы, чем мужчины. Результаты исследований говорят о том, что работающие женщины чаще, чем их коллеги-мужчины страдают от таких последствий стрессов, как головные боли, нервозность, депрессия, нарушение сна и аппетита. Женщины также говорят о том, что производственные стрессы заставляют их больше курить, пить и употреблять наркотики. Однако у женщин есть и одно преимущество: они гораздо чаще, чем мужчины, для борьбы с последствиями стрессов прибегают к социальной поддержке

Личность типа А . После того как психологи стали контролировать традиционные факторы риска (например: кровяное давление, уровень холестерина, историю семьи), выяснилось, что риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у людей А - типа в два раза выше, чем у людей Б - типа. Личностям типа А присущи две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота. Люди, относящиеся к этому типу, отличаются также исключительной амбициозностью и агрессивностью, они всегда стремятся к достижениям, бегут, что называется, впереди паровоза, сами загоняют себя в жесткие временные рамки и не позволяют себе отступать от намеченных целей. Исследовались механизмы, создающие у представителей А - типа итоговые напряжения. В соответствии с одной из гипотез люди А - типа ненамеренно сами «подставляют» себя в ситуации, где влияние стрессоров на них будет усиленным, например: сами выбирают работу с высоким уровнем требований; таким образом, связь личностных характеристик и уровня напряжения опосредуется рабочими стрессорами. Люди типа А, как правило, - экстраверты, обладающие ярко выраженным чувством собственного достоинства. Они с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти; они нетерпеливы, раздражительны, враждебны, склонны к соперничеству, чрезмерно поглощены работой, стремятся к достижениям и сосредоточенны на соблюдении сроков выполнения работы и первенстве любой ценой.

Негативная аффективность . Люди с высокой негативной аффективностью:
- чаще испытывают дискомфорт и неудовлетворенность;
- больше склонны к самоанализу и чаще фиксируются на своих неудачах и недостатках;
- чаще обращают внимание на негативные стороны мира, и поэтому
относятся к себе хуже и меньше удовлетворены собой и жизнью в целом. Они сами могут создавать больше стрессоров. Так, например, они чаще вступают в конфликты, в результате чего в силу могут вступать дополнительные объективные стрессоры.
Такие люди весьма склонны чувствовать себя несчастными и неудовлетворенными жизнью вообще, а не только тем, что происходит с ними на работе. Они сосредоточены на негативных сторонах того, что с ними происходит, и «зацикливаются» на своих неудачах, слабостях и недостатках.

Локус контроля . Это склонность человека описывать события или как находящиеся под личным (внутренним) контролем, или под контролем внешних факторов, таких как судьба, случай и удача. Человек с ярко выраженным внутренним локусом контроля, убежден в своей способности влиять на силы и события, определяющие их жизнь. Люди с ярко выраженным внешним локусом контроля уверены в том, что их жизнь зависит от других и определяется такими не зависящими от них обстоятельствами.
Установлено, что люди с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессам, чем их коллеги с внешним локусом контроля, выполняющие ту же работу.

Образование и социальный статус . Поскольку профессия и образование непосредственно связаны с доходом человека, то можно ожидать, что эти факторы связаны с психологическим и физическим здоровьем. Люди, лучше владеющие специальностью, как правило, считают свою работу менее стрессовой, нежели те, кто уступает им в квалификации.

Выносливость . Люди, о которых принято говорить, что они выносливы, имеют установки, делающие их менее восприимчивыми к стрессам. Выносливые люди убеждены в своей способности контролировать события собственной жизни и влиять на них. Они с головой уходят в работу и в свои иные интересы, а перемены для них - не столько источник опасности, сколько возбуждающая их возможность испытать свои силы. Выносливость может смягчить влияние стрессов, ибо от нее зависит, как люди оценивают и интерпретируют события, происходящие в их жизни, и приобретаемый ими опыт.

Самоэффективность . Это уверенность человека в том, что он решит стоящую перед ним задачу, т. е. то, насколько адекватными, эффективными и компетентными мы ощущаем себя перед лицом тех требований, которые предъявляет к нам жизнь. Людей, уверенных в своей эффективности, стрессы волнуют меньше, чем тех, кто не уверен в себе.

Самоуважение . Когда же говорят о самоуважении (отражает наше отношение к самим себе) работающего человека вместо этого термина используют другой - самоуважение, основанное на полном служебном соответствии. Люди с ярко выраженным чувством самоуважения, основанным на полном служебном соответствии, ощущают себя профессионально адекватными и видят в себе важных, эффективных и стоящих сотрудников своей организации. Результаты исследований говорят о том, что люди, обладающие этим чувством, более устойчивы к воздействию стрессоров. Люди, не обладающие им, либо обладающие лишь в незначительной степени, более подвержены влиянию ролевых конфликтов (основных производственных стрессоров) и болезненнее реагируют на недостаточную поддержку со стороны руководителей. Они также более пассивны в том, что касается сопротивления стрессу и его преодоления.

Профессиональный стресс - напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Можно выделить несколько видов профессионального стресса:

  • 1) информационный стресс - стресс, возникающий в связи с информационными перегрузками, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения времени.
  • 2) эмоциональный стресс - острые переживания в связи с разрушением глубинных установок и ценностей работника, связанных с его профессией; возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева, обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.
  • 3) коммуникативный стресс - стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляющийся в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.
  • 4) стресс достижения, возникающий тогда, когда у работника нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, который он планирует, в результате чего он впадает в депрессию. Допустим, он хочет быть известным композитором или писателем, но не имеет музыкальных или литературных способностей. Могут быть и внешние преграды: непризнание таланта обществом, несоответствие историческому времени, неблагоприятные обстоятельства жизни.
  • 5) стресс конкуренции, основанный на страхе оказаться несостоятельным и проиграть в конкурентной борьбе. Человек начинает в окружающий его людях видеть прежде всего конкурентов, даже в друзьях и близких, ревнует к успеху даже незнакомых людей; боится быть естественным и, чтобы считаться успешным, приукрашивает свои достижения, начинает жить не своей жизнью; он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится «топ-модель»,внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любая женщина; в конце концов он попадает в «ловушку конкуренции»: годы напряженного труда,а в результате - разочарование, зависть людей и одиночество.
  • 6)стресс успеха - стресс, настигающий человека в момент наивысшего успеха; выражается в том, что после свершения значимого события у него наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось: развиваются апатия, безразличие, человеку кажется, что он не получил того, что заслужил своим тяжелым трудом, и он впадает в депрессию, уныние или заболевает; исцеление достигается новыми активными действиями и направлением энергии личности на достижение новых целей.

Следует также отметить, что кроме стрессоопасных профессий, подразумевающий стрессы изначально, стрессовые ситуации встречаются практически в любой работе. Наиболее распространенные из них:

  • 1) конфликт с начальником или коллегами, отсутствие поддержки со стороны руководства
  • 2) неорганизованность и как следствие - неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких-либо дел, спешка
  • 3) недостаточная квалификация или неумение применять свои навыки
  • 4) скука или наоборот, чувство перегруженности работой, переутомление
  • 5) слишком высокая или слишком низкая ответственность-несоответствие темпераменту, самоощущению, способностям и честолюбию.
  • 6) неспособность адаптироваться к изменениям порядка в работе.

Часто возникает стрессовая ситуация, когда человек вынужден менять работу - даже если он по своей воле перешел на другое место, получил повышение и т. д.

Как только выявляются реалии новой работы и связанные с ними трудности, энтузиазм и желание выкладываться разом пропадают. И если ожидания, которые, как выяснилось, во многом превосходили реальность, с течением времени не приходят в соответствие с действительностью, люди начинают испытывать стресс завышенных ожиданий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное бюджетное государственное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Профессиональное обучение, педагогика и психология»

Домашнее задание

По дисциплине «Психология стресса»

На тему: «Коммуникативный стресс»

Разработал студент гр. ПЛБ-111

Кондрачук Н.С.

Руководитель: доцент Никандрова Н.П.

Содержание

Введение

Глава 1. Характер

Глава 2. Причины и источники коммуникативного стресса

2.1 Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного стресса

2.2 Профилактика и преодоление стресса, связанного с общением

Заключение

Приложение

Введение

Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, которые не дают нам сосредоточиться и отвлечься от повседневности. Работа предлагает все больше заданий, семья предъявляет претензии, клиенты жалуются, а внутри растет недовольство и страх по отношению к себе и к окружающим людям. Это самый распространенный стресс - коммуникативный.

Человек не может обходиться без общения. Однако в большинстве профессий это необходимость, должностная обязанность, основная часть работы. Проходит время, и мы замечаем, что все труднее понимать собеседника. Это касается и начинающих сотрудников, которым еще сложно ладить с людьми, и школьников, студентов, которые пришли в новую коммуникационную среду. Для них коммуникативный стресс - это неизбежное последствие, с которым нельзя мириться.

Цель работы: изучить коммуникативный стресс и выявить факторы, способствующие его развитию.

Выявить причины коммуникативного стресса;

Найти способы борьбы с коммуникативным стрессом.

Глава 1. Характер истика коммуникативного стресса

В настоящее время можно дать как минимум два определения коммуникативного стресса - в широком и узком смыслах.

В широком смысле - коммуникативный стресс представляет собой вид психосоциального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения.

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения - обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле - сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию).

В то же время, нельзя исключить из внимания деятельностную детерминированность как психологического стресса, так и процесса общения в рамках деятельностного подхода в отечественной психологической школе. Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике своих проявлений целесообразно рассматривать в контексте деятельности. Так, например, коммуникативный стресс в учебной деятельности проявляется в ответ на сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе. Данная ситуация может быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а также проблемами взаимоотношений на коммуникативных уровнях - педагог-учащийся и учащийся-учащийся.

Коммуникативный стресс в профессиональной деятельности связан с проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения.

Глава 2. Причины и ист очники коммуникативного стресса

Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы - объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса. Например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые - отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты и другие.

Грубо говоря, коммуникативный стресс можно разделить на пять вероятных причин:

1. Длительное общение и сложные ситуации. Это касается людей, которые постоянно работают с «трудными» клиентами, когда должность обязывает сохранять вежливость и невозможно достойно ответить на грубое обращение.

2. Отсутствие необходимых знаний. Работа с людьми требует хорошей подготовки, но отсутствие знаний приводит нас в тупик, заставляет чувствовать себя «в хвосте», теряться при незнании ответа на вопрос. Таким образом, у человека возникает стресс, связанный с общением.

3. Несоответствие работе.

4. Лишнее общение тоже вызывает стресс. Коммуникативный стресс возникает, потому что вы не можете вовремя остановить собеседника, сказать «нет» и поэтому выслушиваете его проблемы, жизненные ситуации и много ненужной информации.

5. Отсутствие помощи. Пожалуй, это сама распространенная причина, когда вы не можете обратиться за советом к кому-то или боитесь это сделать. Ситуация продолжает усугубляться и может привести к плачевным результатам: срыву, перенапряжению, конфликтам, постоянному раздражению.

2. 1 Характерные эмоциональные и поведенческие проя вления коммуникативного стресса

Эмоциональное реагирование является первостепенным в механизме развития стресса, в том числе и коммуникативного. Анализируя практический опыт, можно прийти к следующему:

Существуют различные варианты эмоциональных реакций на коммуникативные стрессы, базовыми из которых являются: страх, гнев, раздражение.

Эмоциональные проявления обусловлены как объективными факторами, определяющими сложность, неопределенность ситуации, так и субъективными факторами (индивидуальными или типологическими особенностями личности).

Большое значение в сфере эмоциональных проявлений коммуникативного стресса имеют социальные эмоции - стыд и вина. В целом следует выделить пассивное и активное эмоциональное реагирование в процессе развития коммуникативного стресса. К пассивному эмоциональному реагированию относятся страх, внутренние агрессивные эмоциональные реакции, присущие людям с преобладанием флегматического, сангвинического темперамента. Активность, но внутренняя закрытость эмоциональных проявлений наблюдается у меланхоликов, а бурно протекающие реакции (открытая агрессия, явно выраженный страх) преобладают у холериков.

Аналогично эмоциональным реакциям людям с различными типами темперамента также присущи свои стили поведения в процессе коммуникативного стресса. Во многом это зависит и от переживания либо коммуникативного эустресса, либо коммуникативного дистресса. Речь человека во время эустресса становится быстрее, но само изложение фраз более логично и последовательно, чем в обычном состоянии. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в пропусках некоторых букв и слов, произношении окончаний слов, запинках, заикании, заметном увеличении количества лишних междометий, предлогов. Очень часто во время стресса, что уже упоминалось в предыдущих главах, поведение человека меняется в противоположную сторону по сравнению с обычным спокойным состоянием. Так, речь и в целом общение спокойного, уравновешенного человека, становиться оживленным, суетливым, с активной жестикуляцией. Напротив, у человека с «живым» стилем общения последний меняется на медлительный, заторможенный.

2.2 Профилактика и преодоление стресса, связанного с общением

Первый и самый важный факт - признать то, что у вас стресс. Коммуникативный или нет - это не имеет значения. Главное, что вы четко понимаете проблему и готовы действовать в направлении ее решения.

Существуют методики по «профилактике» общения с людьми. Одна из них называется «Вы - врач». Часто при выслушивании очередной жалобы от клиента или пациента мы говорим себе: «Я выдержу, я смогу это вытерпеть». Это ложная позиция. Представьте себе, что вы - врач, а он не может обижаться, оскорблять человека в ответ. Врач внимательно его выслушает, проявит сопереживание и постарается решить проблему. Пассивное состояние только усугубит стресс, тогда как активное даст положительную динамику. Ваше участие не останется незамеченным.

Индивидуальный стрессовый сценарий поддается изменениям и коррекции. Практическая психология утверждает, что каждый психически здоровый человек соизмеряя собственные ресурсы, возможности, потребности и т.п., способен выработать свой индивидуальный стиль жизни, способствующий профилактике деструктивного стресса и использованию возможностей эустресса.

Самодиагностика своего состояния

Развитие саморегуляции начинается с понимания того, как развивается стрессовый сценарий, каковы причины стресса, какие эмоциональные и поведенческие реакции являются наиболее характерными в различных стрессовых ситуациях.

Известным и общепризнанным методом аутоанализа личностного стресса является дневник стрессов. Данный метод заключается в систематическом ведении записей, касающихся стрессовых ситуаций. В регулярно повторяющихся ситуациях кроются причины (факторы) стресса. Целесообразно записывать свои ощущения сразу же после внезапного острого стресса. В работе К. Штайнера приведены характеристики стрессового и нестрессового стиля жизни, проявления которых можно использовать в качестве диагностической методики.

коммуникативный стресс эмоциональный поведенческий

Таблица 1.

Человек, ведущий стрессовый стиль жизни

Человек, ведущий нестрессовый стиль жизни

Хронический неослабевающий стресс, не допускает возможности изменения своего стрессового сценария.

Допускает эустресс в определенные периоды напряженной деятельности. Считает возможным влиять и изменять индивидуальный стрессовый сценарий.

Участвует в неинтересной, скучной работе без какого-либо самоудовлетворения.

Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение.

Испытывает постоянную нехватку времени, берет слишком большой объем нагрузки за короткий промежуток времени.

Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами спокойной работы.

Беспокоится по поводу потенциально неприятных поступающих событий.

Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.

Поглощен одним видом жизнедеятельности (например, только работой или только личной жизнью), что не приносит удовлетворения.

Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит удовлетворение.

Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться.

Умеет доставлять себе удовольствие, расслабиться.

Воспринимает и соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей.

Не соглашается и стремится не выполнять угнетающие социальные роли, способен выражать потребности и чувства без оправдания.

Воспринимает жизнь в целом как тяжелые, трудные ситуации, не имеет чувства юмора

В целом, наслаждается жизнью, настроен оптимистически, имеет хорошо развитое чувство юмора.

Заключение

Стресс является неотъемлемой частью в жизни любого руководителя, но как говорил Ганс Селье: «Стресс -- это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок?» Кроме применения методик, необходимо уметь отвлекаться. Занятия спортом (бег, плавание, тренажеры), долгие прогулки, общение с близкими друзьями, хорошая комедия: все это призвано излечить самый сложный стресс - коммуникативный. Представляйте себе, что мир вокруг наполнен красками, он разноцветный и красивый. Это тоже легкая и полезная методика по гармонизации внутреннего состояния. Уделяйте больше времени себе и не забывайте, что не стоит прятаться от проблемы. Встречайте ее с гордо поднятой головой, чтобы победить!

Список литературы

1) Г. Лебон «Психология народов и масс» 1896г.

2) У. Мак-Даугалл «Основные проблемы социальной психологии»

3) В.Н. Лавриненко «Психология и этика делового отношения»

4) В.И. Мельников, О.Л. Сафронова «Психология стресса в профессиональной деятельности»

5) Кабрин В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис… д-ра психол. наук. - М., 1993.

6) Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М., 1980

7) Селье Г. «Стресс без дистресса», М. 1979 г

8) Карандашев В. Н. «Как жить в условиях стресса», С-П. 1993 г

9) Изард К. «Психология эмоций», М. 1980 г

10) Лутошкин А. Н. «Эмоциональный потенциал коллектива», М. Педагогика, 1988 г.

Приложение 1

Тест №1 . Тест на стрессоустойчивость

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____

1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________

1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________

1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) ______

1.5 Правительство, депутаты, администрация _______

2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов -- если данное свойство у вас очень выражено, 1 -- если оно отсутствует).

2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________

2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________

2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________

2.4 Плохой, беспокойный сон __________

2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______

3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.2 Затрудненное дыхание ________

3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.4 Напряжение или дрожание мышц ______

3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________

4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда).

4.1 Алкоголь ______

4.2 Сигареты ______

4.3 Телевизор ______

4.4 Вкусная еда _____

4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____

5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда)

5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______

5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____

5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____

5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____

5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______

6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года? (отметьте V).

Подсчет результатов:

Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности -- показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.

Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта (с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста

Интерпретация по отдельным шкалам:

Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели- от 15 до 30 баллов.

Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели -- от 14 до 25 баллов.

Третья шкала -- предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели -- от 12 до 28 баллов.

Четвертая шкала -- определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели -- от 10 до 22 баллов.

Пятая шкала -- определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели -- от 23 до 35 баллов.

Приложение 2

Т ест №2 Тест на учебный стресс .

1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

1.1 Строгие преподаватели _____________ баллов

1.2 Большая учебная нагрузка __________

1.3 Отсутствие учебников ______________

1.4 Непонятные, скучные учебники _____

1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами ___________

1.7 Неумение правильно организовать свой режим дня ________

1.8 Нерегулярное питание _____________

1.9 Проблемы совместного проживания с другими студентами _________

1.10 Конфликт в группе __________

1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________

1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии ______

1.13 Стеснительность, застенчивость ________

1.14 Страх перед будущим ________

1.15 Проблемы в личной жизни _______

1.16 Иное (напишите, что именно) ______________________________

2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (отметьте V).

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами ______ баллов

3.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________

3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания ________

3.4 Раздражительность, обидчивость _________

3.5 Плохое настроение, депрессия ___________

3.6 Страх, тревога _________

3.7 Потеря уверенности, снижение самооценки

3.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________

3.9 Плохой сон ________

3.10 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении _______

3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.12 Затрудненное дыхание ________

3.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.14 Напряжение или дрожание мышц ______

3.15 Головные боли

3.16 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость ________

3.17 Иное (напишите сами и оцените) _____________________________

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (отметьте V)

- алкоголь,

- сигареты,

- наркотики,

- телевизор,

- вкусная еда,

- перерыв в работе или учебе,

- сон,

- общение с друзьями или любимым человеком,

- прогулки на свежем воздухе,

- хобби ………………………………………… ………..……..

- физическая активность ……………….………………………

- иное ……………………………….. ………………………….

5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10 бальной системе):____________________ баллов

6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? (отметьте V)

6.1 Учащенное сердцебиение ______

6.2 Сухость во рту _________

6.3 Затрудненное дыхание ______

6.4 Скованность, дрожание мышц ______

6.5 Головные или иные боли _______

6.6 Иное (напишите, что)________________________________________

7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

7.1___________________________________________________

7.2 ____________________________________________________

7.3____________________________________________________

Краткие сведения о себе:

ФИО _______________ Пол _______ Возраст (лет) _____ Курс __________ Факультет __________

Результаты теста по данным анализа студентов 1-3 курса гуманитарных направлений

Средний показатель экзаменационного волнения (п.5) -- 6.0±0.35 баллов

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Стресс: понятие, основные стадии. Особенности проявления стресса и сопутствующие с ним поведенческие, интеллектуальные и физиологические изменения. Идеомоторные методы как способ преодоления стресса. Сущность теста личностной тревожности Спилбергера.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2010

    Определение, причины возникновения стресса, его стадии и возможные последствия. Психологические и поведенческие симптомы стресса. Причины возникновения стресса на работе. Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Практические рекомендации по преодолению тревожности и стресса. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2008

    История развития представлений о явлении стресса. Понятие общего адаптационного синдрома. Описание реакции тревоги, стадий сопротивления и истощения. Виды стрессоров (кратковременные, продолжительные и хронические) и факторы влияющие на развитие стресса.

    методичка , добавлен 24.12.2013

    Понятие стресса по теории Г. Селье. Причины стресса, методы его профилактики и преодоления. Стресс в работе менеджера. Степень устойчивости к стрессам. Определение степени напряжённости и факторы, провоцирующие стресс. Тренинг "профилактика радостью".

    презентация , добавлен 11.10.2016

    Изучение современных теорий психологии стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности. Диагностика и SWOT-анализ организационного стресса.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Общее понятие и функции стресса. Сущность физиологических и психологических стрессоров. Виды и стадии стресса, их характеристика. Условия и причины возникновения стресса. Схема развития стрессового состояния, его влияние на здоровье и организм человека.