Японские подводники. Подводный флот японии. Электроботы типа XXI, Германия

Ученые из Гавайского университета в Маноа обнаружили японскую дизель-электрическую подводную лодку ─ авианосец типа I-400, известного также как тип «Сентоку», затопленную американскими военными в 1946 году. Как сообщает Reuters, останки корабля были обнаружены в августе 2013 года к юго-западу от побережья острова Оаху на глубине 701 метра. Подлодку обнаружили случайно во время обследования океанского дна.

Несмотря на то, что корабль был обнаружен почти четыре месяца назад, решение о обнародовании информации о находке было принято только сейчас. С момента находки подлодки Национальное управление океанических и атмосферных исследований США проводило консультации с американским Государственным департаментом и представителями правительства Японии, пишет Лента.ру

Подводные лодки типа «Сентоку» были спроектированы в 1943 году. Для того времени эти корабли были одними из самых технически совершенных. Например, на одной заправке подлодка могла совершить полтора кругосветных плавания. Кроме того, на подлодках типа I-400 базировались по три бомбардировщика Aichi M6A Seiran со складными крыльями. Самолеты могли взлетать при помощи рельсов и стартовой катапульты спустя несколько минут после всплытия.

Водоизмещение подлодок типа I-400 составляло 6,56 тысячи тонн при длине 122 и ширине 12 метров. Корабли были вооружены артиллерийским орудием калибра 140 миллиметров и десятью зенитными артиллерийскими установками калибра 25 миллиметров. Подлодки также были оснащены восемью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра с боезапасом на 20 торпед.

Подлодки типа «Сентоку» должны были принять участие в нанесении ударов по американским фортификационным сооружениям и шлюзам в Панамском канале. Японские власти рассчитывали, что эти удары позволят прервать снабжение американских кораблей в Тихом океане. Были проведены тренировочные учения с участием подлодок и бомбардировщиков Seiran, однако нападение на Панамский канал не состоялось - Япония капитулировала раньше.

Изначально Япония планировала построить и принять на вооружение 18 подводных лодок типа «Сентоку», но затем решила ограничиться девятью кораблями. При этом реально были построены только три корабля (I-400, I-401 и I-402); от строительства четвертого (I-403) японские власти отказались в 1943 году, а постройка пятого и шестого (I-404 и I-405) была остановлена в 1945 году. I-404, спущенная на воду в июле 1944 года, затонула недалеко от верфи после авианалета ВВС США в июле 1945 года.

I-403 и I-405 были пущены японскими властями на слом. Выполнявшие боевые задачи в ходе Второй мировой войны подлодки I-400, I-401 и I-402 в августе 1945 года сдались американским военным и были отбуксированы в Перл-Харбор для изучения. После изучения I-400 использовалась в качестве учебной мишени и была потоплена в мае 1946 года во время учений американской подводной лодкой «Трампетфиш» типа «Балао».

Остальные два корабля ВМС США затопили в апреле и мае 1946 года, причем место их затопления не раскрывалось. I-401 была обнаружена гавайскими учеными в 2005 году у побережья Оаху. Следует отметить, что японские корабли типа «Сентоку» были крупнейшими в мире подводными лодками и оставались таковыми вплоть до появления атомных субмарин.

Подводный авианосец в компьютерной графике

H.I.J.M.S. I-400 и ее сестры
Во многих отношениях подводная лодка H.I.J.M.S. I-400 и ее сестры на десятилетия обогнали свое время. Они были крупнейшими подводными лодками в мире и оставались в этом звании вплоть до 60-70-х годов, когда появились атомные подводные ракетоносцы гигантских размеров. Однако насколько мне известно, если говорить о дизель-электрических субмаринах, японские остаются непревзойденными до сих пор. На палубе японских гигантов возвышались огромные ангары длиной около 34 метров и диаметром 4 метра, в них находились самолеты-бомбардировщики. Япония в конце войны сотворила техническое чудо и построила первые и наверное, единственные в мире подводные авианосцы. Чудо с военной точки зрения хотя и бессмысленное, но все-таки чудо. Лодки были оборудованы шноркелем (устройством вроде перископа, для обеспечения воздухом дизелей при следовании в подводном положении), радиолокационной станцией, детекторами работающих вражеских РЛС, и огромными топливными танками, с запасом топлива, позволяющим лодкам пройти без дозаправки 37500 миль – то есть, полтора раза обойти вокруг Земли. На вооружении были 8 торпедных аппаратов, 140-мм орудие, 25-мм зенитным орудие, три строенных пулеметных установки. Главное оружие, три торпедоносца-бомбардировщика М6А1 Шейран (Гроза среди ясного неба), размещались в ангаре, они запускались катапультой на верхней палубе и были сконструированы и построены специально для этих лодок. Самолеты имели длину 11 метров, размах крыльев 12.4 метра, бомбовая нагрузка 800 килограмм, радиус действия 654 мили. Японцы впрочем, не были бы японцами, если бы не предусмотрели и другой вариант увеличения дальности действия – при необходимости, если так сказать Родина прикажет, к самолетам крепились дополнительные топливные баки и они могли поражать цель на максимальном расстоянии более 1500 миль, и при этом погибали сами. Самолеты были амфибийными, то есть с поплавками, в ангаре хранились с отсоединенными поплавками и сложенными крыльями. При возвращении с задания самолет приводнялся как обычный амфибийный, и затем мощным краном поднимался на борт. Присобачить на подводную лодку взлетно-посадочную полосу, то есть создать авианосец в полном смысле этого слова, не удалось даже японцам…
Опытный технический персонал мог подготовить самолет к вылету за 7 минут. За ангаром в межкорпусном пространстве по правому борту было оборудовано помещение для ремонта и опробывания самолетных моторов, еще одно помещение было арсеналом, где хранились 4 самолетные торпеды, 15 бомб и боеприпасы для пушек и пулеметов. Боеприпасы для палубных артиллерии и пулеметов хранились в герметических контейнерах на верхней палубе. В двойном корпусе лодки разместили каюты и спальные места на 145 человек, но в реальности экипаж был больше. Когда H.I.J.M.S. I-400 сдалась военно-морским силам США, на ее борту было 213 человек, пленные сказали, что обычно было 220. Как показал опыт, именно такое количество людей на борту могло обеспечить максимально быструю подготовку лодки к запуску самолетов, от момента всплытия до запуска всех трех самолетов проходило всего 45 минут. Дальность плавания лодки и дальность полета самолетов позволяли ей нанести удар по Панамскому каналу или Сан-Франциско, по Нью-Йорку или Вашингтону. Все варианты таких ударов рассматривались, планировались и расчитывались стратегами в Токио.

Проектирование и строительство лодок велись в обстановке строжайшей секретности, строительство всей серии завершилось в конце 1944 года. Лодки были сведены в дивизион №1, который возглавил капитан Тацуносуке Аризуми:
H.I.J.M.S. I-13, командир Охаши, 2 самолета;
H.I.J.M.S. I-14, командир Цурузо Шимицу, 2 самолета;
H.I.J.M.S. I-400, командир Тошио Кусака, 3 самолета
H.I.J.M.S. I-401, командир Шинсей Намбу, 3 самолета.
10 самолетов, базировавшихся на лодках, были сведены в ударную эскадрилью №2.

Первым заданием дивизиона должна была стать операция по сверхсекретному плану, разработанному в Главштабе ВМФ Японии, инициатором и главным разработчиком которого был заместитель начальника штаба вице-адмирал Исабуро Одзава. План предвосхищал фильмы-ужасы Голливуда, предполагалось нанести удары по наиболее густонаселенным районам Тихоокеанских островов и Западного побережья США бактериологическим оружием – крысами и насекоммыми, зараженными микробами бубонной чумы, холеры, тифа и других эпидемических заболеваний. Микробы и разносчики, а также технология их распространения, были выведены и разработаны в печально известной лаборатории генерала Ишии, в Харбине, Манчьжурия, и успешно опробованы на китайцах и европейцах.
Однако среди японских стратегов и высшего военного руководства далеко не все были безумцами, 26 марта 1945 года начальник Генштаба Сухопутных сил Японии, генерал Йоширо Умедзу, заложил на план этой операции запрет, пояснив разошедшемуся адмиралу Одзава, что «бактериологическая война не будет войной против США, она превратится в войну против всего человечества».
Были выбраны альтернативные планы, обычные бомбовые удары либо по Сан-Франциско, либо по Вашингтону и Нью-Йорку, либо по Панамскому каналу. Остановились как и следовало ожидать, на панамском варианте. Удары по крупнейшим городам США имели бы чисто психологический, пропагандистский характер – ну, какой вред могли нанести огромным городам пять-десять беспорядочно сброшенных бомб? А вот удар по трем шлюзам Гатун Панамского канала, приведи он к их разрушению, имел бы серьезные последствия, так как Панамский канал закрылся бы на недели и даже месяцы, что в свою очередь, осложнило бы военные действия США и в Тихом и в Атлантическом океанах.

К тому времени, весне 1945 года, Япония уже находилась в отчаянном положении, нехватало всего, и в первую очередь горючего. Для боевого похода дивизона к Панамскому каналу и возвращения требовалось по 1600 тонн дизтоплива каждой лодке, в военно-морской базе Куре, где стоял дивизион, такого количества топлива просто не было. За ним отрядили I-401, она должна была преобразиться на время из подводного авианосца в подводный танкер и доставить горючее в Куре из Дайрен, Манчьжурия. Лодке не повезло, 2 апреля во Внутреннем Японском море она столкнулась с одной из многочисленных мин, которыми без устали начиняли воды Японии американские Б-29. Поврежденная взрывом мины лодка вернулась в базу и встала в ремонт, топливо удалось доставить ее сестре, лодке I-400. К началу июня все лодки наконец, были полностью готовы к походу, на них даже установили, для маскировки, фальшивые дымовые трубы. Дивизион проследовал Японским морем и проливом Цусима в бухту Нанао, западное побережье острова Хонсю, где должен был тщательно подготовиться к будущей атаке, для чего даже построили полномасштабные модели шлюзов Гатун. Удалось сделать несколько учебных атак, однако подготовка была проведена далеко не в полном обьеме, по причинам опять же, отчанной ситуации страны – кругом мины, постоянные авианалеты американцев, нехватка всего самого необходимого и прежде всего топлива, в том числе самолетного.

Офицеры лодки перед выходом в последний поход

Впрочем, и той подготовки не потребовалось. Положение Японии ухудшалось настолько быстро, что от удара по Панамскому каналу пришлось отказаться. В Тихом океане подтягивались к берегам священной Ямато более 3000 кораблей и судов США и союзников, готовясь к операции Олимпик – вторжению на Японские острова. Можно было бы полностью уничтожить все шлюзы Панамского канала и для верности забросать его землей, на действия противников Японии это уже никак не повлияло бы. Поэтому Первому Дивизиону срочно придумали новое задание – идти к атоллу Улихи и атаковать сконцентрировашийся там флот вторжения. Командир дивизиона попытался было настоять на ударе по каналу, но ему, в японском стиле и духе, обьяснили, что «нет смысла тушить огонь на горе Фудзияма, если он уже лижет рукава твоего кимоно». В соответствии с новым приказом, I-13 4 июля перешла на базу Оминато, на северной оконечности Хонсю. Там она взяла на борт два разведочных самолета C6N2 Акадзимо Аягумо (Пестрое Облако), и отправилась к атоллу, пройдя проливом Цугару. 14 июля вслед за ней отправилась I-14, а 23-го из Оминато вышле последние две лодки Дивизиона, I-400 и I-401, каждая своим курсом. Рандеву было назначено в точке к юго-востоку от Улихи, через три недели.
На этом своем пути первого и последнего боевого задания погибла I-13, предположительно ее потопил эсминец Lawrence C. Taylor (DE-415) и патрульные самолеты эскортного авианосца U.S.S. Anzio (CVE-57). Не очень везло и другим лодкам. I-401 попала в сильный шторм, на I-400 короткое замыкание закончилось пожаром. 4 августа I-14 зашла в Трук, немногий из оставшихся у Японии форпостов на Тихом океане. Она должна была доставить к атоллу разведочные самолеты, уже упоминавшиеся Аягуми, именно на основе собранных ими данных должны были осуществляться самоубийственные атаки остатков японского флота на гигантскую мощь США и союзников. В атаке должны были принять участие не только лодки Первого Дивизиона, но и обычные, с человеко-торпедами на борту, т.н. Кайтен.
Но и тут японцам не повезло. Трук стал чем-то вроде полигона для новых самолетов Б-29, подтягиваемых к Японии через Гуам. На Труке разбомбили и в щепки разнесли все, что смогли, в том числе и разведсамолеты. Чем бы эта авантюра кончилась, неизвестно, но 15 августа божественный император Хирохито вдруг взял, и обьявил о капитуляции страны Восходящего Солнца. Император проявил истинную заботу о стране и народе, но многие военные, потомственные так сказать, самураи, никак не могли с этим смириться. Чуть было не взбуновался и командир Первого дивизиона. Однако ничего у него, к счастью, не получилось, и после военного совета со своими подчиненными он, скрипя зубами и грохоча мечом, приказал повесить на флагштоках черные флаги, знак сдачи в плен. Все документы сожгли, уничтожили прочие уничтожаемые секреты, выпустили все торпеды, а самолеты запустили с катапульт – в море, где они и нашли свой конец.

Американцы так до самого конца и не узнали о существовании лодок проекта I-400, они познакомились с лодками только после капитуляции, уже на базе в Сасебо. Тем временем, появилась новая угроза. СССР потребовал передать ему все лодки или часть, желательно все. Американцы, когда угроза захвата русскими одной из лодок стала слишком большой, потопили ее вблизи Нагасаки, операцию красноречиво назвали Конец пути. Это была I-401. СССР не унимался, ведь оставались еще две лодки. Так как к тому времени уже было понятно, что союзничек, СССР, оказался как бы не хуже недавних врагов, оставшиеся две лодки решели перевести на Гавайи. Перевели, но Москву это не успокоило. Делать нечего, пришлось потопить и оставшиеся две, I-14 и I-401, в Тихом океане вблизи Оаху, Гавайи. Их не просто потопили, а решив извлечь хоть какую-то выгоду, топили торпедам, использовав в качестве мишеней.

Характеристики лодки I-401
Вступила в строй: 8 января 1945
Спустила флаг: 29 августа 1945 года сдалась в плен кораблю ВМС США USS Segundo
31 мая 1946 года потоплена в качестве мишени вблизи Перл-Харбор
Водоизмещение: 5307 тонн в надводном положении, 6665 тонн в подводном.
Длина 122 метра
Ширина 12 метров
Осадка 7 метров
4 дизеля по 7700 л.с. (5700 kW); 4 электромотора по 2400 л.с. (1800 kW)
Скорость 18.75 узлов в надводном положении, 6.5 узла в подводном.
Автономность плавания 37500 миль при скорости 14 узлов
Макс глубина погружения на испытаниях 100 метров
Экипаж штатный 144 чел
Вооружение: 8х533 мм носовых торпедных аппаратов, 20 торпед Тип 95
Одно палубное орудие 140 мм
Три строенных установки 25 мм пулеметов
Одно зенитное орудие 25 мм
3 самолета Аичи М6А1 Шейран

Идея была такой...

Авианосцы в американском плену


Самые быстрые подводные лодки 2-й мировой – серия I-200
В 1938 году Императорский Военно-Морской Флот Японии создал экспериментальную скоростную подводную лодку с целью оценить перспективы таких лодок. Лодку назвали, в целях секретности, очень просто – Корабль №71. При надводном водоизмещении всего 230 тонн и длине 43 метра, она показала потрясающую для того времени скорость под водой – более 21 узла. Проект Корабля №71 лег в основу создания серии лодок I-200. В 1942 году военные всего мира поняли, что для успешной борьбы с противолодочными силами противника и выполнения боевых задач по уничтожению транспортов и кораблей, подводным лодкам требуются высокая подводная скорость, малошумность и увеличение длительности и дальности плавания под водой. Понимание пришло по мере накопления боевого опыта и самое главное, бурного развития средств борьбы с подводными лодками, особенно наглядно продемонстрированного союзниками весной-летом 1943 года в Атлантике. Главштаб ВМФ Японии потребовал от инженеров, конструкторов и кораблестроителей создать для ВМФ подводную лодку, имеющую высокую подводную скорость. Планировалось, что серия таких лодок будет построена и вступит в строй в 1945 году, проект назвали «Корабли №№4501-4523». Генштаб оформил свой запрос приказом за номером 295, датированным 29-м октября 1943 года. От лодки потребовали развивать подводную скорость 25 узлов, позже, из чисто практических соображений, снизили требование до 20 узлов. Чтобы выполнить требования адмиралов, конструкторам пришлось сделать следующее:
- принять однокорпусную конструкцию, отказавшись от общепринятой двухкорпусной (прочный и легкий корпуса);
- разместить главную балластную цистерну выше, чем на обычных лодках, чтобы повысить центр тяжести;
- придать корпусу сглаженные обтекаемые формы для уменьшения сопротивления воде;
- сделать рубку как можно меньше, убрать с верхней палубы орудия, заменить деревянный настил металлическим – также для уменьшения сопротивления;
- установить шноркель;
- установить больших чем обычно размеров горизонтальные рули.
В результате получилась лодка со стремительными обтекаемымим обводами, с огромным по сравнению с обычными лодками количеством аккумуляторов. Она развивала скорость 19 узлов, вдвое выше, чем современные ей лодки американской или иной конструкции. Глубина погружения 110 метров, на вооружении были 10 торпед Тип 95, 4х533мм торпедных аппарата. На верхней палубе имелись два убирающихся зенитных орудия калибром 25мм. Лодки проектировались с расчетом на дальнейшее массовое производство, секции должны были строить на крупных заводах и затем свозить на верфи для сборки.

Американцам достались три лодки этой серии, I-201, I-202 и I-203. Опять же в связи с настоятельными требованиями СССР передать ему эти лодки, было принято решение их уничтожить. I-202 потопили в водах Японии, I-201 и I-203 увели на Гавайи, где весной 1946 года также потопили, использовав их напоследок в качестве мишеней. Характеристики лодок:
Водоизмещение: 1290 тонн в надводном положении, 1503 тонны в подводном.
Длина: 79 метров.
Ширина: 9.2 метра.
Высота: 7 метров, от киля до верхней палубы.
Двигатели: два дизеля Mitsubishi Model 1 по 2750 л.с. (2,050 kW)
4 электромотора по 5000 л.с. (3,700 kW). Два винта.
Скорость: 15.75 узла в надводном положении, 19 узлов в подводном.
Автономность: 15000 миль при скорости 6 узлов; 7800 миль при скорости 11 узлов; 5800 миль при скорости 14 узлов. В подводном положении 135 миль при скорости 3 узла.
Экипаж: 31 человек.

Единственное фото I-200, которое мне удалось найти

Заключение – обогнали ли японцы свое время?
Во время 2-й мировой войны Япония, вне всяких сомнений, имела самый разнообразный подводный флот. В составе ее флота были человеко-торпеды; мини-субмарины; обычные ПЛ среднего радиуса действия; субмарины-снабженцы, построенные специально для нужд армии; ПЛ дальнего действия, многие с разведсамолетом на борту; и наконец, высокоскоростные ПЛ и ПЛ-авианосцы, способные брать на борт до 3-х торпедоносцев-бомбардировщиков. Японцы построили то, чего никто нигде не смог построить вплоть до наступления эры атомных ПЛ – японские дизельные лодки остались непревзойденными по размерам и дальности плавания и по сей день. И только Япония имела авианесущие лодки, ни одна другая страна в мире ничего подобного не имела.
Во время 2-й мировой войны в мире было построено всего 56 ПЛ водоизмещением свыше 3000 тонн, 52 из них – японские. 65 японских лодок имели автономность плавания более 20000 миль, у союзников не было ни одной лодки с такими возможностями. К 1945 году в мире насчитывалось 39 ПЛ с мощностью более 10000 л.с., все – японские. В составе японского подводного флота было 78 мини-субмарин, способных развивать в подводном положении скорость 18.5-19 узлов, еще 110 имели скорость 16 узлов. В конце войны Япония построила 4 средних ПЛ с подводной скоростью 19 узлов.
На вооружении подводного флота Японии состояли лучшие торпеды 2-й мировой войны, Тип 95. Вместо сжатого воздуха для сжигания керосина, топлива торпед, японцы использовали чистый кислород, благодаря чему японские торпеды втрое превосходили по дальности торпеды союзников, и кроме того, давали менее заметный след. Японские торпеды имели самый большой боевой заряд, 550 кг, и самое главное, они были снабжены одним контактным взрывателем, что делало их гораздо более надежными, чем американские типа Mark 14. Японцы разработали и электроторпеду, Тип 92. Электроторпеды имели куда более скромные характеристики по сравнению с обычными, зато они были куда более скрытными.
При столь впечатляющих характеристиках подводный флот Японии в ходе боевых действий 2-й мировой добился удивительно скромных результатов. Главным виновником неудач японских ПЛ стали японские адмиралы, изначально неправильно определившие главные задачи подводного флота. Вся военно-морская доктрина Япония определялась похмельем Цусимской победы, считалось, что решающий успех может быть достигнут только в одной-двух генеральных битвах, поэтому лодкам отводились задачи разведчиков и охотников за военными кораблями. В ходе начального этапа войны японцам удалось добиться ряда побед, в 1942 году они потопили два авианосца, один крейсер, несколько эсминцев и других кораблей, но на этом успехи и закончились. Бурное развитие средств противолодочной обороны союзников нейтрализовало всю мощь японского подводного флота, по-прежнему направленного на уничтожение военных кораблей, а не транспортов. Нет сомнений, что если бы в ходе войны японские адмиралы «перестроились», и перенацелили лодки на транспорты, США и союзникам на Тихом океане пришлось бы куда тяжелее.
Но к счастью для союзников, японское командование слепо следовало устаревшей довоенной доктрине, и поэтому японский подводный флот потопил в ходе войны всего 184 грузовых судна суммарной валовой вместимостью 907000 брт. Германия, для примера, потопила 2840 судов суммарной вместимостью 14.3 миллиона брт, США 1079 судов суммарной вместимостью 4.65 миллиона брт, Британия – 493 судна суммарной вместимостью 1.52 миллиона брт.
Конечно, японские лодки атаковывали и топили транспорты, но далеко не в тех количествах и не так, как того требовала война на Тихом океане. По большей части, лодки рыскали по океану в поисках американских эскадр и флотов, устраивали столь же демонстративно-смелые, сколь и бессмысленные, разведочные полеты, и в результате достигли очень малого при очень высоких потерях, сопоставимых с потерями невероятного активного и результативного германского подводного флота. Всего в ходе войны флот Японии имел 174 лодки (без мини-субмарин), 128 погибли. В процентном отношении сопоставимо с немецкими потерями. Например, из 30-ти ПЛ, участвовавших в атаке Перл-Харбор в 1941 году, до конца войны не дошла ни одна, все погибли. Особо следует отметить действия лодок-снабженцев, доставлявших различные припасы гарнизонам на многочисленных оккупированых Японией островах Тихого океана. Снабжать гарнизоны конечно, было необходимо, но использование в качестве снабженцев лодок было очень энергоемким, затратным делом. По большому счету, лодки-снабженцы себя не оправдали, ведь они тратили огромное количество ценнейшего для Японии топлива.

Я прочитал много литературы и о войне на Тихом океане, и о японском флоте вообще. Хочу сказать, что не раз встречал критические высказывания в отношении действий японского флота и японских адмиралов, они были очень косными, консервативными, не реагировавшими на происходившие изменения. Одного самурайского духа, даже снабженного великолепным оружием, оказалось недостаточно. Дух у самураев как известно, был несгибаем, однако войне требовалось другое, сгибаемый, гибкий ум, способность мгновенно учитывать все изменения в вооружении, тактике и стратегии противника, и находить на эти изменения равноценные быстрые ответы. Конечно, я был удивлен, узнав о таких впечатляющих успехах Японии в деле строительства подводного флота. Однако не могу согласиться с тем, что японские лодки намного обогнали свое время. Японцы удивительный народ дай им обычную отвертку, и они выжмут из нее такое, что никому и в голову не придет. Она будет самоподсвечивающей и самокрутящей, саморегулируемой и еще какой-нибудь, то есть саму идею, принцип отвертки, японцы выжмут досуха, вытянут из нее абсолютно все, что только в человеческих силах. Но не они ее, отвертку, придумали. Вот в чем суть.
В восторженных описаниях американцами японских лодок обязательно обращается внимание на тот факт, что скоростные лодки превосходили по скорости и знаменитые германские лодки Вальтера. Но не обращается внимания на то, что столь большая скорость японских ПЛ не основывалась на чем-то принципиально ином, японцы как обычно, развили до возможного логического конца и выдоили на все 100 процентов существующие идеи, проекты и технологии, свои и чужие. Тогда как гениальный Вальтер придумал нечто принципиально иное, да такое иное, что до сих пор Россия не может построить лодки, чьи силовые установки работали бы по этому принципу. Изобретению Вальтера уже более 70-ти лет, а воплотить его в жизнь до сих пор могут лишь считаные страны. Вот это и значит – «обогнать время». При всем моем уважении к японцам…

На протяжении Второй мировой войны каждая из стран-участниц разрабатывала собственное супероружие, которое бы так или иначе изменило расстановку сил. Немцы работали над «Фау-2», американцы проектировали атомную бомбу, Советы далеко не смотрели и остановились на «Катюше». Но японцы к этой идее подошли со всей изощренностью и невиданной изобретательностью.

Неудавшийся эксперимент с торпедами-кайтенами, о которым , был лишь частью большого плана по созданию японского супероружия. В 1943 году началась разработка и создание суперсубмарины I-400, самой большой подлодки за все время Второй мировой, опередившей время как минимум на два десятка лет.

Подводные авианосцы в Первую мировую войну

Первая мировая положила начало развитию привычных нам военных машин, усовершенствованные прототипы которых используются до сих пор. Самолеты той поры, вопреки расхожему мнению, не сразу стали военной единицей. Хрупкие конструкции еще неуверенно себя чувствовали в полете и служили чаще для разведки или логистики. Чего нельзя было сказать о субмаринах - в составе крупных флотов мира на вооружении их состояло более 250 единиц. Субмарины показали себя превосходным оружием, о чем свидетельствуют первые успехи германских подлодок U-26 и U-9. Вторая, даже добилась тройного успеха, потопив за одно сражение сразу три британских крейсера. Это сильно насторожило военные державы, так как угроза, исходящая из-под воды, стала новой проблемой.

Субмарина U-9

Совместить две стихии, подводную и воздушную, первыми попытались немцы: в 1915 году на подлодке U-12 решено было доставить гидроплан FF-28 до английского канала. Гидроплан взлетел, достигнул Темзы и благополучно вернулся на базу. Этот эксперимент показал, что с помощью транспортировки увеличивается боевой радиус самолета. Правда, подлодка шла в наводном положении, от чего становится не совсем понятно, в чем была хитрость, так как в таком положении субмарину было несложно обнаружить.

В 1917 году был объявлен конкурс на создание самолетов-разведчиков, в котором принял участие авиаконструктор Эрнест Хейнкель. Подлодка U-142 со специальными ангарами для бортовых самолетов не показала хороших результатов: в ходе испытаний была выявлена чрезвычайно низкая устойчивость и плохая управляемость в обоих положениях субмарины. При погружении лодка раскачивалась с борта на борт на угол 50 градусов и могла перевернуться. Испытания отложили в долгий ящик, а позднее прекратили вовсе из-за военных ограничений, полученных Германией. Свои варианты также разрабатывали американцы и французы, но особым успехом они не увенчались.

Эрнест Хейнкель

авиаконструктор


Подводный крейсер Surcouf

Японские разработки

После окончания войны Япония, получив колонии в Китае, на Каролинских и Маршалловых островах в Тихом Океане, продолжила вынашивать императорские планы полного доминирования в азиатском регионе. Если на воде и под водой японцы могли держать ситуацию под контролем, то с воздухом дела обстояли сложнее.

Вместо того чтобы развивать авиацию отдельно, в 1925 году японцы создали свой первый самолет для подлодок, Yokosho 1-GO, который использовался вместе с минным заградителем I-21. Для хранения самолета на заградителе оборудовали ангар, в котором транспортировали самолет. Но самолет мог стартовать только с воды. Подлодка транспортировала его только до места, откуда самолет взлетал, находясь в полете не более двух часов, после чего приземлялся на воду и с помощью крана перемещался снова в ангар на субмарине.

В 1929 году была заложена основа для подлодки I-5 - также для разведки. За основу взят тип субмарин Junyo Sensuikan (подводный крейсер). Самолет в разобранном состоянии размещался в двух ангарах: в одном - фюзеляж, в другом - крылья и поплавки. Части извлекались из ангаров с помощью крана и собирались на верхней палубе в течение получаса. Работала конструкция только в штиль: при небольшом волнении ангары заливало водой, и в таком случае даже извлечение оттуда гидроплана становилась невозможным. После сборки самолета на верхней палубе подлодки с помощью пневмокатапульты он понимался в воздух.

В разгар Второй мировой самолет E14Y1 впервые произвел воздушную бомбардировку территорий США. Самолет залетел вглубь материка и сбросил всего две зажигательные бомбы в лесном массиве штата Орегон. Практика таких мелких вылазок позволила Японии наносить незначительные удары по США, которые лишь раздражали американское командование. Но к 1943 году США частично оборудовали свои рубежи противовоздушным щитом, что в разы снизило успехи японцев. К концу года японцы практически полностью отказались от использования подобной практики, не хватало пилотов, плюс запуск каждого самолета требовал хорошей погоды и длительной подготовки. Так было решено создать подлодку, которая могла бы наносить полноценные бомбовые удары. В качестве цели был выбран Панамский канал, позволявший блокировать водную артерию из Атлантического океана в Тихий.

Подводная лодка I-400


Макс. глубина

100 метров

Состав команды

144 человека

СКОРОСТЬ

18,75 узлов на поверхности и 6,5
узлов под водой

Строительство шло достаточно быстро, так как на разработку были брошены все силы и максимум имеющихся средств. Сначала нужно было разработать корпус подлодки, способный устойчиво держаться на воде и осуществлять запуск самолетов даже при водной тряске. Был предложен конструктивный вариант: соединив две круглые цилиндрические конструкции, которые образовывали что-то похожее на перевернутую восьмерку. Чтобы решить проблему с длиной лодки, все четыре дизельных двигателя расположили рядом, разбив их по парам. Топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи субмарины, тем самым освободив место внутри.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран». В качестве двигателя использовались четыре дизельных мотора по 7700 л. с. и четыре электромотора АД по 2400 л. с. Лодка уходила под воду за 70 секунд. Цилиндрический ангар (3,5 метра в диаметре и 37,5 в длину) для хранения трех самолетов находился над корпусом в центральной части лодки. Стартовые тележки для взлета были специально разработаны под новые самолеты. Тележка имела гидравлическую подвеску, это позволяло менять угол атаки в 3,5 градуса при запуски с катапульты, также с подвеской было проще опускать и наклонять самолет при закатывании в ангар.

Общая сборка самолета, в которой участвовали пять механиков, осуществлялась в течение шести минут, а полное время готовности самолета с момента всплытия составляла порядка 15 минут, разборка - две минуты. Чтобы быстро завести самолеты, японцы придумали поистине мастерскую идею - предварительно подогревать топливо в резервуарах и подавать его уже теплым.

Поплавки самолетов хранились под палубой. При сборе самолета поплавки подавались на палубу по рельсам. С левого борта находился 12-тонный подъемный кран, складывающийся в палубное углубление. Кран был по-прежнему необходим для приема самолетов после их приводнения.

Чтобы оставаться незамеченной и снизить радиолокационную и акустическую заметность, корпус гигантской субмарины был обит каучуковым составом, который не отражал звуковые волны сонара. Но все же, даже несмотря на все эти меры, шумность подложки оставалась достаточно высокой. Всего было построено три субмарины I-400 из запланированных 18-ти. Первая погрузилась уже 30 декабря 1944 года, вторая - через год, в 1945-м, третья достраивались вплоть до 1945-го, но так и не вышла в плавание. Была еще и четвертая, но в результате авиаударов США она была затоплена рядом с верфью.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран».


Операция «Хикари»

Изначальный план был таков: флотилия отплывает на юг от Японских островов, пройдя через Индийский океан, входит в Атлантику, после чего движется на север к Карибскому морю, чтобы нанести удар по Панамскому каналу с неожиданной стороны.

В последний момент операцию пересмотрели и направили флотилию, чтобы уничтожить американские авианосцы, находящиеся у атолла Улити. Операция «Хикари» не предполагала возвращения самолетов M6A1 Seiran. Все пилоты должны были стать камикадзе, чтобы сделать ущерб США максимальным. Для этого самолеты стартовали без поплавков, чтобы они не вернулись обратно ни при каких обстоятельствах.

Говорят, летчиков морально подготавливали к их последнему вылету. Адмирал подлодки вручил каждому пилоту персональный самурайский меч с дарственной гравировкой. И вот 27 июля 1945 года две субмарины I-400 и I-401 с шестью бомбардировщиками направились к атоллу Трук. Атака была назначена на 17 августа, но уже 15 августа по радио прозвучало объявление о полной капитуляции Японии. Подлодки получили приказ экстренно возвращаться в порт, подняв черные флаги, уничтожить всю документацию и затопить все шесть самолетов. В сложенном состоянии самолеты M6A1 Seiran были установлены на катапульты и выброшены в море.

25 августа американский эсминец «Вивер» перехватил подлодку, и команда высадилась на борт. Японцы не проявили военного героизма и сдались американцам; солдаты США блефанули, убедив японцев проследовать в порт, в противном случае они намеревались это сделать сами, хотя не имели ни малейшего представления, как управлять I-400. Размер и конструкция лодки поражала американцев, такого они никогда еще не видели.

В последний день лета, 31 августа, подлодка вошла в Токийский залив, а командир Рюносуке Аридзуми заперся в трюме и застрелился, заранее оставив предсмертную записку, в которой просил обернуть его тело военно-морским флагом и сбросить в океан. В сентябре 1945-го лодки отбуксировали на американскую военно-морскую базу на Гавайские острова, а через год после изучения затопили близ острова Охау. Вторую лодку взорвали чуть позже. Это было сделано для того, чтобы СССР не добрался до секретных разработок.

После войны

Уже в 1960-е годы становится понятно, зачем США затопили все подлодки. Ведь субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400. Только подлодки не запускали самолеты, которые несли боеголовки, а производили самостоятельный запуск ядерного снаряда после всплытия из моря.

Новое время перемололо все предыдущие разработки, и результатом стало то, что мы имеем сегодня - баллистические ракеты, которые способны поразить цель на очень большом расстоянии. Кто знает, каким бы был исход Второй мировой войны, если бы Япония создала свои подлодки хотя бы двумя годами раньше. Однако такие одиозные и фантастические разработки середины XX века открыли кардинально новые перспективы развития оружия и применения тактик.

Субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400.

Американские военные корабли, потопленные японскими подводными лодками

Краткие сведения о результатах боевых действий подводных лодок японского флота против морских сообщений

По американским данным, за время Второй Мировой войны подводные лодки японского флота потопили 147 торговых судов союзных и нейтральных стран водоизмещением свыше 500 т и общим тоннажем 776000 бр. per. т

Французские источники приводят сведения, согласно которым японские подводные лодки потопили за время войны 170 союзных и нейтральных судов, из них в северной и нейтральной частях Тихого океана - 18, в юго-западной части Тихого океана - 33 и в Индийском океане - 119 судов

По японским данным, результаты боевых действий японских подводных лодок против морских сообщений в 1942–1943 годах выражались следующими цифрами.

Список иллюстраций

Капитан-лейтенант Мотицура Хасимото

Подводная лодка I-58 в Сасэбо

Торпедный отсек подводной лодки I-58

Японские подводные лодки в Куре: 9 лодок типа I и 2 лодки типа На

I-401 вернулась в Японию после капитуляции

I-14, подходящая к борту 1-400

I-58, переоборудованная для транспортировки кайтэн

Одна из транспортных лодок типа На

Транспортная лодка I-352 в доке во время разборки на металл

Две лодки типа На-201 в Куре

Армейская транспортная лодка «Мару-ю» № 1013

Катапульта подводной лодки

Подводная лодка I-53

Подводная лодка I-57

Подводная лодка I-19

Подводная лодка I-5

Подводная лодка I-121

Подводная лодка I-1

I-53 и I-36 в Сасэбо

Японские подводные лодки в Йокосуке

Подводные лодки Ro-58 и I-369 в Йокосуке

Подводные лодки I-400, I-401, I-14

Подводная лодка I-14 после капитуляции

Подводные лодки типа На

Подводная лодка I-52

Подводная лодка I-61

Подводная лодка I-176

Спуск подводной лодки на воду

Подводная лодка I-55 в доке

Недостроенная сверхмалая лодка «Корю» на верфи в Куре

Подводная лодка I-370 с человеко-торпедами на палубе

Подводная лодка типа STO (I-400). Водоизмещение: 5223 t/6560 t. Размеры: 122 х 12 х 7,02 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 7700 shp/2400 shp = 18,7/6,5 узл… 30000 миль @ 16 узл./ 60 миль @ 3 узл… Вооружение: 8 ТА 533 мм (нос, 20 торпед), 1 - 140/50 мм, 10–25 мм (3 х 3 + 1 х 1), 3 гидросамолета. Экипаж: 144 человека.

Подводная лодка типа А1 (I-9). Водоизмещение: 2919 t/4149 t. Размеры: 113,7 х 9,55 х 5,36 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 2400 shp/ 1100 shp = 23,5/8 узл… 16000 миль @ 16 узл./60 миль @ 3 узл… Вооружение: 6 ТА 533 мм (нос, 18 торпед), 1 - 140/40 мм, 2 - 25 мм зен., 1 гидросамолет. Экипаж: 114 человек.

Подводная лодка типа KD3a (I-153). Водоизмещение: 1800 t/2300 t. Размеры: 100,58 х 7,98 х 4,83 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 6800 shp/ 1800 shp = 20/8 узл… 10000 миль @ 10 узл./90 миль @ 3 узл… Вооружение: 8 ТА 533 мм (6 нос, 2 корма, 16 торпед), 1 - 120/45 мм. Экипаж: 64 человека.

Подводная лодка типа KS (Ro-100). Водоизмещение: 601 t/782 t. Размеры: 60,9 х 6,0 х 3,51 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 1100 shp/ 760 shp = 14,2/8 узл… 3500 миль @ 12 узл./60 миль @ 3 узл… Вооружение: 4 ТА 533 мм (нос, 8 торпед), 2 - 25 мм зен… Экипаж: 38 человек.

Подводная лодка типа Dl (1-361). Водоизмещение: 17791/2215 t. Размеры: 73,5 x 8,9 x 4,76 м. Машины: 2-вальные дизеля + электромоторы 1850 shp/ 1200 shp = 13/6,5 узл… 15000 миль @ 10 узл./120 миль @ 3 узл… Вооружение: 1 - 140/40 мм, 2 - 25 мм, 2 десантные баржи (после модернизации сняты). Экипаж: 60 человек.

Подводная лодка типа Maru-yu (Yu-1). Водоизмещение: 273 t/3701. Размеры: 40,9 x 3,9 x 2,95 м. Машины: 1-вальный дизель + электромоторы 400 shp/ 75 shp = 10/5 узл… 1500 миль @ 8 узл… Вооружение: 1-37 мм. Экипаж: 13 человек. Транспортные лодки, спроектированы армией для снабжения изолированных островных гарнизонов.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге


Зарядка батарей, подкачка воздуха.

По американским данным, американский тральщик «Кондор», производивший обычное контрольное траление входа в Пирл-Харбор, донес об обнаружении перископа подводной лодки. Самолет типа «Каталина» также обнаружил сверхмалую подводную лодку, следовавшую за американским кораблем «Антарес», вероятно, надеясь пройти вслед за ним в гавань. Эскадренный миноносец «Уорд» потопил эту лодку артиллерийским огнем и глубинными бомбами. Сверхмалая лодка, которая проникла в гавань через открытый проход в противолодочном сетевом заграждении, была потоплена в гавани эскадренным миноносцем «Монагэн».

Дуглас SBD-6. - Прим. ред.

По американским данным, «1-170» была потоплена приблизительно в 200 милях северо-восточнее о. Оаху.

Одно торпедное попадание получил английский линейный корабль «Рэмиллис». Он вернулся в Дурбан с затопленным отсеком. Другая подводная лодка потопила большой танкер. (Сноска автора английского перевода. - Прим. ред. )

Американские источники сообщали, что из четырех спущенных лодок одна запуталась в противолодочных сетях при входе в гавань. 3 лодки прорвались в гавань. Одна из них выпустила торпеду, которая прошла мимо американских кораблей «Чикаго» и «Перкинс». Полагают, что «Чикаго» потопил одну из лодок перед тем, как он и «Перкинс» вышли из гавани в открытое море. Австралийский крейсер «Канберра» стоял у причала и поврежден не был. Еще одна лодка была потоплена кораблями охранения, а последняя, четвертая, погибла от взрыва собственной торпеды, произошедшего во время выстрела.

Эти данные не подтверждены союзниками.

По англо-американским данным, подводная лодка «1-52» была фактически потоплена самолетом с американского авианосца «Боуг» в узкой части Атлантического океана, в районе 15°16 с. ш. и 39°55 з. д.

Подводная лодка «1-164» в выполнении данного задания участие не принимала. Она была потоплена 17 мая у о. Кюсю.

Это был авианосец «Саратога». Выпустив 6 торпед, подводная лодка «1-26» всплыла до перископной глубины, оказавшись в 9 м от эскадренного миноносца «Макдонаф». Срочное погружение спасло лодку, несмотря на то, что, погружаясь, она попала под таран. В конце года «1-26» потопила американский крейсер «Джюно».

«Ro-34», обнаруженная противником при помощи радиолокатора на рассвете 5 апреля (лодка находилась в надводном положении), была обстреляна из 5-дюймовых орудий американским эскадренным миноносцем «Бэннон». Приблизившись к лодке, миноносец открыл по ней пулеметный огонь, а затем забросал ее глубинными бомбами. В результате лодка затонула.

Согласно данным военно-морского командования США, японская лодка «Ro-101» ночью 1 июля была захвачена врасплох в надводном положении и потоплена американским эскадренным миноносцем «Редфорд», а потому не могла участвовать в сентябрьском сражении.

Согласно официальным данным союзников, подводная лодка «Ro-100» не была потоплена до ноября 1944 года. См. также «Приложение В».

15 сентября 1942 года подводная лодка «1-19» торпедировала авианосец «Уосп», из 4 выпущенных по нему торпед 3 попали в цель. Несколько позже подводная лодка «1-15» торпедировала линейный корабль «Норт Каролина».

По английским данным, линейный корабль «Норт Каролина», так же, как и авианосец «Уосп», был поражен торпедами, выпущенными с подводной лодки «1-19», которая, как полагают, произвела не 4-торпедный, а 6-торпедный залп.

По американским данным, «1–1» была атакована в 21 час 05 мин. двумя сторожевыми кораблями (корветами) «Киви» и «Моа». «Киви» трижды таранил «1–1» и продолжал стрелять в нее, пока не раскалились орудия. Затем бой продолжал «Моа» и принудил лодку выброситься на мель.

По американским данным, несмотря на эти меры предосторожности, американцам фактически удалось захватить значительную часть документов с потопленной лодки «1–1».

Согласно американским данным, 20 октября был торпедирован подводной лодкой «1-176» американский крейсер «Честер» на полпути между о-вами Эспириту-Санто и Сан-Кристобаль. При этом у крейсера было повреждено машинное отделение № 1, но корабль смог дойти до Норфолка, где его отремонтировали. Крейсер возвратился в состав Тихоокеанского флота к моменту начала действий у о-вов Гилберта.

Японская лодка «1-31» была потоплена 13 июня 1943 года в районе о. Кыска артиллерийским огнем американского эскадренного миноносца «Фрэзьер». - Прим. ам. перев.

Согласно американским данным, подводная лодка «1-24» была потоплена 27 июня у о-вов Адмиралтейства.

Согласно американским данным, охотник за подводными лодками «RC-487» обнаружил при помощи гидро- и радиолокаторов подводную лодку «1–9». На лодку было сброшено 5 глубинных бомб, которые выбросили ее на поверхность. После двукратного тарана охотника лодка затонула.

По американским данным, подводная лодка «1–7» первоначально была повреждена эскадренным миноносцем «Монагхэм» и села на мель. Снявшись с мели, она пыталась уйти, однако встретилась с тремя американскими патрульными кораблями, которые атаковали ее и вынудили снова сесть на мель, где она и погибла вместе с большей частью своего экипажа.

По американским данным, подводные лодки на о. Кыска находились в укрытии, которое просматривалось американской разведывательной авиацией.

Рисовая водка. - Прим. ред.

Морисон С.Э., История военно-морских операций флота США во Второй Мировой войне, т. 2.

United States submarine in action 1900–1952. Washington, 1952, «La Revue Maritime, Juillet, 1956, № 123, p. 891.

Как видно, число судов, потопленных японскими подводными лодками, на 23 единицы превышает цифру, приводимую в американских источниках. Не исключено, что французские данные включают суда всех размеров, в том числе и менее 500 т. В этом случае расхождение будет менее значительным.

Материал настолько специфичный и интересный, что думаю вполне катит на предновогодний презент в безрыбный предновогодний ЖЖ -омут. Когда я писал http://warspot.ru/7596-proryv-blokady-pod-vodoy то советовался с Владимиром по поводу японских ПЛ и узнал много чего, о чём и не подозревал. Думаю к удовольствию всех интересующихся, это сподвигло его сделать обзор по данному вопросу. Наслаждайтесь и бегите за свежим суши.
Оригинал взят у sidorenko_vl в post

И ещё немного об обитаемости японских кораблей.

На этот раз - лодочек.

Сравнительное описание как вот про эсминцы:

я решил не делать, поэтому я просто опишу, насколько смогу, аспекты обитаемости именно японских подводных лодок, а если кто пожелает их детально сравнить с лодками других держав, то милости просим откопать соответствующие данные и мы их с готовностью обсудим.

Образ немытого, дурно пахнущего, заросшего нечесаными волосами подводника в мятом, засаленном свитере широко распространился в массовом сознании под влиянием книг, мемуаров и кинофильмов о немецком подводном флоте времён Второй мировой войны. Крошечные примитивные камбузы; забитые провизией гальюны; матросы, которые, словно заключённые в плохих тюрьмах, держат миски с едой на коленях и спят по очереди в общих койках…

Однако это вовсе не означает, что и на всех остальных флотах всё было столь же печально. Японские коллеги немецких подводников жили гораздо комфортнее, насколько это вообще было достижимо на дизельной подводной лодке той эпохи.

Размещение экипажа . Одним из требований к проектам японских подводных лодок, начиная, по крайней мере, с 30-х гг. прошлого уже века, было обеспечение всех членов экипажа индивидуальными спальными местами. И оно в значительной мере выполнялось. Так, на крейсерских лодках типа «И-15» на 11 штатных офицеров и мичманов было 11 стационарных коек, включая одну в отдельной каюте командира лодки, а также 1 подвесная койка и 5 диванов в кают-компании, которые могли быть использованы для отдыха (сна). На 73 штатных старшины и матроса приходилось 91 спальное место на рундуках или в подвесных койках на жёсткой раме. Такой запас позволял без особых затруднений разместить на борту лодки штаб дивизиона, в случае необходимости.

На примере кормового кубрика команды ПЛ «И-400» хорошо видно типовое обустройство кубриков японских подлодок:


на палубе вдоль ДП установлены рундуки (род ларей с откидными крышками, внутри которых хранилось обмундирование и прочие вещи старшин и матросов (один рундук, как правило, делился на три отделения), над ними, на отрезках такелажных цепей, подвешены в два яруса подвесные койки на жёсткой раме. На переборках и под подволоком, где было свободное место, закреплялись различные полки и шкафчики.

Начиная с конца 20-х - начала 30-х гг. прошлого века, на всех подводных лодках 1-го и 2-го классов японского флота устанавливались рефрижераторные машины и рефрижераторные камеры для свежих продуктов. Охлаждённый воздух подавался также в артиллерийский погреб и жилые помещения. Кроме того, в жилых помещениях стояли электрические вентиляторы, а в офицерских отсеках - ещё и дополнительные электрические холодильники для продуктов.

На ПЛ типа «И-15» имелось 2 рефмашины холодильной производительностью по 25000 ккал.


На этом фоне, ставшие давно уже классическими в популярной литературе похвальбы в адрес немцев, что они де на ПЛ XXI серии наконец-то поставили холодильник для продуктов и требование признать сей факт за революционное достижение в области подводного кораблестроения вызывают лишь снисходительную улыбку.

Питание . Камбузы японских лодок также были оборудованы весьма прилично. В зависимости от размера лодки - а, следовательно, и от численности её экипажа - на камбузах устанавливалось несколько электрических котлов для варки пищи и приготовления чая. Одним из вариантов была электрическая плита со встроенной рисоваркой, жарочным шкафом (духовкой) и двумя конфорками, где в отдельных лагунах (кастрюлях) мог быть приготовлен, например, суп.


На ПЛ типа «И-15» камбуз располагался у кормовой переборки центрального поста, справа по борту.

На питании подводников не экономили, насколько я знаю, ни в одном мало-мальски значимом флоте. Но и японцы не отставали.

Японским подводникам полагался паёк, заметно отличающийся от пайка остального флота. Основу рациона, как офицеров, так и рядовых, составлял белый (шлифованный) рис (на всём остальном флоте белый рис полагался только офицерам и мичманам, а старшинам и матросам полагалась смесь из 7-6 частей риса и 3-4 частей ячменя) и лапша.

К этому полагались дополнительные продукты: свежее мясо без костей (обычно говядина и кролик, но также и птица), рыбное филе, свежие овощи, выдержанные маринады; а также:

Приправы и продукты для приготовления пищи: бобы, пшеничная мука, соевый соус, уксус, растительное масло, говяжий жир, мисо , соль, сахар, сушёная рыбная стружка, различные соусы, сушёные приправы;

Напитки: чай, ячменный чай, консервированное молоко, красный (в нашем понимании - чёрный) чай, какао или кофе, белый сахар, фруктовые соки.

А ещё на дополнительный и специальный паёк - куриные яйца, свежее коровье молоко, витамины А, B1 и C, прохладительные напитки, свежие фрукты, таблетки для освежения полости рта, выдержанные маринады, свежие фрукты, уксус, говяжий жир, сахар, красный чай, какао или кофе, кисломолочные напитки, галеты, чай, белый рис. В отдельных случаях могли выдаваться спиртные напитки.

Понятно, что никакие рефкамеры, разумного для боевого корабля объёма, не смогут вместить запас свежих продуктов на всю автономку, которая на японских крейсерских лодках рассчитывалась на 90 суток. Поэтому значительную долю провизии составляли консервы и сушёные овощи, а из свежих овощей предпочтение отдавалось сравнительно просто хранящимся луку, батату/картофелю и корню лотоса.

Но консервы консервам рознь. Кому-то достаются бычки в томате, а вот на японские подлодки шла тушёнка из китового мяса, скумбрия, иваси, угорь, консервированный красный рис, консервированный тофу для приготовления инаридзуси ...

В дальних походах в тропических морях меню подводников приятно разнообразили летучие рыбы, весьма часто выпрыгивающие на палубы лодок. Оттуда, бедняжки, само собой отправлялись прямиком на камбуз, а оттуда - уже в жареном виде - на офицерские и матросские столы.

Интересное описание еды на подводной лодке «И-400» можно прочесть в книге «Operation Storm». Автор (John J. Geoghegan) дал настолько «сочное» описание, что его просто невозможно не привести полностью: «Food was the best part of life aboard the Sen-toku subs. It was far better than anything the Imperial Japanese Army received, and there was plenty of it. Rice was served at every meal, and the galley even managed delicacies like cow tongue, boiled eel, and sweet bean paste. Staples included broiled fish, shrimp or vegetable tempura , beefsteak, pork cutlets, eggs, pickled horseradish, dried seaweed called nori , chestnuts, fresh oranges, canned peaches, pears, and pineapples, fruit juice or sodas, and miso soup for breakfast. Green tea was consumed in vast quantities and coffee less so, though it was available. Evening snacks included noodles, or biscuits with milk. Some Sixth Fleet subs even had ice cream, though it was usually reserved for special occasions like the last meal before a dangerous mission. In fact, after a few weeks at sea, one of the I-400 cooks yarned for simpler fare, such as brown rice and pickled plum.

An onboard nutritionist planned every meal even though fresh vegetables ran out by the tenth day at sea . After that it was canned food morning, noon, and night, with onions thrown in for variety . Tinned vegetables were especially unpopular, since they tasted like sand and ashes . There were only so many canned sweet potatoes a crew could eat before complaining set in. Bottled vitamins were available at each meal, since it wasn"t unusual on longer voyages for mild cases of beriberi to develop. The real problem with the I-401 "s food supply though was that the sub"s size greatly reduced the number of flying fish that jumped on her deck».

Каждому старшине и матросу японского флота полагался столовый прибор из 4-х предметов, выполненных в национальном стиле, типа широчайшим образом распространённых на Востоке пиал.

В наших терминах их можно назвать: глубокой тарелкой (чашкой, миской, пиалой) для супа, глубокой тарелкой для риса, мелкой тарелкой (блюдом) для закусок и пиалой для чая. Ну, и, разумеется, хаси - палочки для еды.

Посуда для рядового состава изготавливалась из железа и покрывалась эмалью (господа офицеры пользовались, разумеется, фарфоровой посудой). Внутри цвет эмали был белым или молочно-белым, снаружи - варьировался от ярко-голубого до бледно-голубого цветов. На посуде проставлялся штамп - флотский якорь, с некоторыми дополнительными элементами, указывающими фирму-производителя. Благодаря отсутствию ручек и специально подобранным размерам, комплект посуды легко складывался «матрёшкой» и занимал при хранении минимум места.

Ниже показан пример типичной сервировки матросского завтрака для двух человек:

По правую руку стоит чашка с мисосиру (суп-мисо), слева - чашка с рисом, напротив, таким же образом, поставлены чашки для другого человека. Тарелка с цукэмоно (соленьями) стоит посередине одна на двоих. Пиалы для чая стоят справа и, пока до них не дошло дело, кверху донышками. Далее лежат хаси и стоит алюминиевый чайник с чаем.

Следует заметить, что подобный завтрак - суп-мисо с овощами, рис, какие-нибудь соленья/маринады в прикуску к нему и зелёный чай - это самый что ни на есть классический и излюбленный вариант японского национального завтрака на протяжении уже, наверное, столетий.Пищу японские моряки принимали, как положено, за столами.

На лодках типа «И-15» имелось 4 гальюна: 1 надводный в ограждении рубки, и 3 подводных - 1 офицерский и 2 команды (в носовой и кормовой части, соответственно, так что матросам не приходилось бегать по нужде через всю лодку).

Имелись общий командный умывальник в центральном посту и отдельный маленький умывальник в офицерском отсеке.

Разумеется, возможности принять нормальную ванну на лодках не имелось. В дальнем походе в тропиках выручали дождевые шквалы, под которыми можно было вполне прилично помыться пресной водой на верхней палубе, но это, конечно, только частично решало проблему. К тому же постоянная повышенная температура и влажность тропического воздуха никак не способствуют здоровью кожи. В качестве гигиенического средства на японских лодках практиковалось обтирание тела водно-спиртовым раствором (совершенно немыслимая мера на, например, советском флоте, т.е. матросики бы «раствором» тело бы протёрли, но… исключительно изнутри).

Хотя в составе экипажей лодок штатных врачей не числилось, при выходе в поход к лодке прикомандировывался врач с плавучей базы в ранге офицера, офицера специальной службы или мичмана.

Ещё у японских подводников было принято при возвращении из дальнего похода приводить себя в порядок. Хотя в походе на борту лодки делались значительные послабления в части касающейся внешнего вида - многие моряки отпускали усы и бороды - но перед приходом в базу было принято стричься, бриться, приводить в порядок обмундирование, чтобы выглядеть моряками, а не бомжами с помойки отыскавшими и напялившими на себя отдельные предметы флотской формы.

Ну, вот как-то так J

Кроме того, имелась отдельная запасная каюта для командира дивизиона.

В советском флоте было также.

На крупных кораблях японского флота такие плиты устанавливались, обычно, на офицерских камбузах.

Японский термин 副食 (фукусёку), обычно переводимый как «гарнир», но в отличие от привычного нам гарнира - рис к котлете - означающий прямо противоположное - котлету к рису.

Японский термин 古漬 (фуруцукэ), означающий хорошо просоленные/промаринованные соленья и маринады, функциональный аналог наших «солений на зиму».
Horseradish - так в тексте, но представляется, что здесь автор немного ошибся. Хрен (васаби) японцы не маринуют, изготавливая из него приправу в виде пасты, зато маринуют имбирь.

Япония построила за годы Второй мировой войны целый флот подводных лодок типа «Сентоку» - гигантских субмарин, которые значительно превосходили по своей мощи субмарины ВМС США. Целью японцев было завоевание Панамского канала. Однако они допустили ряд стратегических ошибок.

Ранним утром 7 декабря 1941 года в штаб Тихоокеанского флота США в Перл-Харборе поступила информация, что эсминец Ward преследует некий объект, который был похож на перископ подводной лодки. Это действительно оказалась японская мини-подлодка, пытавшаяся, минуя заграждения, проникнуть в порт с целью поддержать запланированную несколькими часами позже воздушную атаку на штаб флота. Позднее, однако, выяснилось, что ни одна из пяти мини-подлодок, задействованных в этой операции, не добилась успеха. Более того, все они оказались потеряны для японцев.

Лишь через четыре года японские субмарины вновь достигли базы американских ВМС на Гавайях. На этот раз, однако, это были самые большие подводные корабли в мире, построенные на тот момент. (Только спустя несколько лет появились атомные подводные лодки, превысившие их по размеру.) Японские соединения сдались в соответствии с капитуляцией после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и были транспортированы в Перл-Харбор. В итоге они так никогда и не были задействованы для тех целей, для которых были построены. Это стало одним из доказательств тезиса американского военного историка Сэмюэля Морисона, назвавшего использование японцами подводных лодок во время войны «идиотизмом».

В действительности использование подводных лодок в ходе Второй мировой войны было связано не с уровнем интеллекта японского военного руководства, а в гораздо большей степени с его традиционным менталитетом и с истощавшимися экономическими ресурсами. С точки зрения техники и логистики, японские подводные силы в начале Второй мировой войны значительно превосходили американские.

«Возможно, самые худшие торпеды»

С конца 19 века Японская империя развивала свои подводные вооруженные силы по примеру Великобритании. Уже тогда были построены и задействованы специальные корабли, задачей которых была поддержка подлодок в открытом море. А дальнобойные торпеды типа 93 считались в те годы крупнейшими и мощнейшими во всем мире, в то время как американские торпеды «Mark 14» были, «возможно, худшими торпедами, которыми располагали крупные военно-морские державы», как выразился военный историк Пол Кеннеди.

Однако японское военно-морское командование свело на нет все преимущества этого оружия, используя его совершенно неправильно. Вместо того, чтобы задействовать подлодки против вражеских портов и торговых судов, как это с большим успехом делали немцы до середины 1943 года в Атлантике, японцы использовали их в качестве поддержки линейного флота. Их задачей являлась помощь авианосцам и линкорам и уничтожение вражеских кораблей. Они не были задействованы против торговых судов, хотя начиная с середины 1943 года и ВМС США доказывали эффективность такой стратегии.

Так, японские подлодки за четыре года Второй мировой войны потопили вражеские корабли общим тоннажем 907 тысяч тонн, в то время как потери самих японцев были почти впятеро больше. Общий тоннаж кораблей, потопленных немецкими и итальянскими подлодками, достигал 15,6 миллиона тонн.

Уже после воздушной атаки на Токио в апреле 1942 года, известной как «рейд полковника Дулиттла», командующий императорским флотом Исороку Ямамото, стал настаивать на строительстве крупных подводных крейсеров. После разгрома императорских сил при Мидвэе в июне 1942 года, где их потери составили четыре корабля, и после поражения в битве за Гуадалканал (один из Соломоновых островов) в начале 1943 года, где они потеряли еще один корабль, было принято решение в пользу новой стратегии использования подводных лодок: целый флот подлодок должен был перенести военные действия в Америку. Так появились подводные крейсеры класса «Сентоку», более известные как класс I-400.

Огромный, как крейсер

Эти планы предусматривали строительство 18 подлодок, первые из которых должны были быть заложены в 1943 году. Это были монстры невиданных до тех пор размеров. Длина «легкого крейсера» достигала 121 метра, а водоизмещение составляло 6560 тонн в подводном и 5220 тонн в надводном состоянии. Четыре дизельных двигателя общей мощностью 7700 л/с. Скорость над водой достигала 24, а под водой 12 узлов. Дальность хода составляла почти 70 тысяч километров. Таким образом, эти корабли могли атаковать Америку даже со стороны Атлантики.

Кроме того, одна такая подлодка, состоявшая из двух сваренных корпусов, могла взять на борт три дальних бомбардировщика в разобранном состоянии в специальном герметичном ангаре. В течение 45 минут эти самолеты могли быть приведены в боевое состояние и запущены в воздух при помощи катапульты. С помощью специального крана самолеты возвращались на борт.

Кроме того, подлодки, отличительной чертой которых являлась ярко выраженная асимметричная форма, были оснащены восемью торпедными аппаратами, десятью зенитными пушками и одной 140-миллиметровой пушкой, а также самыми современными на тот момент радарными установками. Большинство из почти 150 членов команды должны были ночевать на палубе. О санитарных условиях на борту тоже можно было говорить лишь с натяжкой.

По причине недостатка материалов и постоянных вражеских налетов были построены всего три подлодки. Еще две были почти достроены к концу войны - в конце 1944 года. Из-за нехватки топлива их ввод в эксплуатацию затянулся настолько, что изначальный план - атака на Панамский канал - оказался невыполним.

Символ реванша

Во избежание столкновений с оборонительными силами США на Тихом океане, операция была запланирована со стороны Атлантики. Японцы нацеливались на гигантские шлюзы, которые предполагалось разрушить в августе 1945 года - в конце 45-дневной наступательной операции. Таким образом было бы не только на месяцы, а то и годы, нарушено стратегически важное соединение между Тихим и Атлантическим океанами. Для Японии эта операция стала бы реваншем после сокрушительных поражений на Филиппинах и при Иводзиме.

Однако с падением Окинавы в конце июня стало очевидно, что этим планам не суждено сбыться. Супер-подлодкам пришлось отказаться от ведущей роли и присоединиться к силам вторжения. Однако прежде чем они достигли базы американских ВМС у атолла Улити в Тихом океане, Японская империя капитулировала. Несуразные подлодки-гиганты, плавучесть которых поражала воображение, поднялись на поверхность, экипажи уничтожили свое вооружение и сдались американским силам.

Американцы отбуксировали японские подлодки на Гавайи, где они были тщательнейшим образом исследованы, а позднее использованы в качестве мишеней для новых моделей торпед. Только в 2005 году аквалангисты обнаружили недалеко от архипелага останки подлодки типа I-400.

Для коллекционеров военно-морской техники это был, несомненно, бесценный экспонат! Потому что японские подлодки класса I-400 уже имели некоторые характеристики атомных субмарин времен «холодной войны». Они больше не использовались против торговых судов, а превратились в оружие, которое можно было использовать как для первого удара, так и для возмездия. Для сравнения: в США только в 1959 году был построен подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон», превосходивший по своим возможностям японские модели. Это была первая в мире атомная подводная лодка, вооруженная баллистическими ракетами. Советский Союз позднее также экспериментировал с атомными подлодками с двойным корпусом.

Мини-подлодки для атак камикадзе

В отличие от этих кораблей, применение которым нашлось в соответствии с новой стратегией, командование японских ВМС более склонялось к самурайским традициям. Составлялись даже четкие инструкции по поводу того, сколько торпед было положено выпускать по тем или иным кораблям. Так, на уничтожение торпедоносца дозволялось использовать весь запас, на крейсер три торпеды, на линкор одну и т.д.

Но даже такой гениальный стратег как Ямамото, который спланировал нападение на Перл Харбор, очевидно, не смог избавиться от чар старого военного эпоса. Он искал все новые и новые возможности для решающей схватки с американским флотом вместо того, чтобы просто подрывать вражеские ресурсы. «Строительство подводных лодок и подготовка экипажей осуществлялись в этом направлении, и изменений в эту концепцию внесено не было», резюмировал немецкий военный историк Йоахим Вэтциг. А капитан одной из подлодок жаловался, что его матросы превратились в пушечное мясо.

Дословно: Потому что кроме гигантских подлодок были построены тысячи маленьких субмарин и «пилотируемых» торпед, экипажи которых имели одну-единственную цель: стать камикадзе и принести собственную жизнь в жертву родине. Однако использованы были всего около 50 таких механизмов.