Фрегат адмирал горшков последние. «Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков. Об истории создания


Сторожевой корабль (СКР) дальней морской зоны / фрегат. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Заявку на участие в конкурсе подавал так же и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 г. группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения», согласно которому все оборонные заказы концентрировались на «Северной верфи». Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (впридачу к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ "Северная верфь" признан единственным поставщиком СКР пр.22350 для ВМФ России.

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь" 21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Корабль планировалось сдать ВМФ России еще в 2011 г. (планы начала 2010 г.), но уже в 2011 г. как вероятная дата передачи корабля ВМФ называется ноябрь 2012 г. Позже планы еще несколько раз менялись. Выход на ходовые испытания головного корабля проекта "Адмирал флота Советского Союза Горшков" согласно сентябрьским заявлениям СМИ ожидается к конце ноября 2012 г., что кажется сомнительным, исходя из фактического состояния корабля. Так же, данное сообщение СМИ было опровергнуто представителем ОСК в начале ноября 2012 г. о том, что в ноябре 2012 г. на корабле начнутся швартовые испытания, а первый выход в море планируется на 2013 г. Позже, 19 ноября 2012 г. генеральный директор ССЗ "Северная верфь" Александр Ушаков заявил СМИ, что "в текущем году мы намерены завершить затяжку кабельных трасс, на март 2013 года намечены вселение экипажа и начало швартовых испытаний, чтобы в четвертом квартале 2013 г. выйти на заводские ходовые испытания". В итоге летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата. Приемка корабля Флотом ожидалась в 2014 г., позже - в декабре 2015 г., позже - в декабре 2016 г. И в итоге по состоянию на начало 2017 г. ожидается до конца 2017 г. Основные причины задержек - неготовность комплексов вооружения (в частности ЗРК "Редут").

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Первый серийный корабль проекта "Адмирал флота Касатонов" заложен там же 26.11.2009 г., спуск корабля на воду планируется на 2012 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 в ходе испытаний на Северном флоте, осень 2015 г. ().



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, выход на заводские ходовые испытания, 22.11.2014 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25.07.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


http://forums.airbase.ru).


Рисунок СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 (http://paralay.com).


Конструкция : корабль длиннополубачной архитектуры, со сплошной надстройкой. Надстройка выполнена с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон за счет чего снижен уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Физические поля корабля минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов (stealth) снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность.

Кормовая оконечность - транцевая. Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой

Двигательная установка : дизель-газотурбинная установка типа CODAG, 2 х дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р, включающих в себя:

2 х газотурбинные установки (ГТД) 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с., размещены в носовом машинном отделении; установки совместной разработки НПО "Сатурн" (г.Рыбинск) и НПП "Зоря-Машпроект" (Украина, ).

2 х дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами, размещены в кормовом машинном отделении;
Частота вращения коленвала - 1000 об/мин

Редуктор РО55Р - обеспечивает раздельную работу дизеля и турбины. Система управления "Метель-55".

Разработка дизель-газотербинной установки начата в 1993 г. Межведомственные испытания ГТД М90ФР проведены в 2006 г. и межведомственные испытания установки М55Р проведены в 2008 г. Совместным предприятием ЗАЛ "Турборус" по состоянию на начало 2013 г. решалась задача локализации производства агрегатов в России ().


Энергетика - 4 х дизельгенератора АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

ТТХ корабля :

Вооружение :

пр.22350
пр.22356
ПКР 2 х 8 х Универсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) 3К14 "Калибр" - установка вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса "Калибр-НК" (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км, ПКР
аналогично
ЗРК 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса , боекомплект - от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР).
Темп стрельбы - 1 ЗУР/сек
ЗРК "Риф-М" (боекомплект 32 ЗУР) или ЗРК "Штиль-1" (боекомплект 36 ЗУР)
ПЗРК 2 х "Игла-М"
Артиллерия 1 х 130 мм артиллерийская установка с СУ 5П-10 "Пума" с новой моделью антенного поста.

Летом 2012 г. разработка установки А-192М прекращена, начата разработка артиллерийской установки ОКР "Картаун".

В октябре 2012 г. появилась информация о прекращении летом 2012 г. разработки артиллерийской установки . Позже, в середине ноября 2012 г., стало известно, что начата разработка артиллерийской установки калибра 130 мм по ОКР "Картаун". По состоянию на конец марта 2013 г. второй корабль проекта (заводской №922) готовится к установке валолиний и винтов, и, возможно, летом будет спущен на воду.

аналогично
Вспомогательное вооружение 2 х 14.5 мм пулеметы на установках МТПУ
аналогично
ЗРАК / АК 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340
аналогично
Торпедные аппараты 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса
аналогично
РБУ -
Постановка помех 2 х ПУ КТ-308-05
8 х ПУ КТ-216 / комплекс
аналогично
Вертолет посадочная площадка и ангар для вертолета типа Ка-27 аналогично
Прочее


Макет установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге (http://paralay.com).


Установка вертикального пуска 3С14 на испытаниях (http://paralay.com).


Рисунок установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге, реконструкция по фотографиям (с) 2012 г. http://сайт


130-мм артиллерийская установка А-192М на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Оборудование :
пр.22350
пр.22356
БИУС Сигма-22350
Сигма-Э22356
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и управления ЗРК
5П20К () "Полимент", 2 ФАР / 4 антенные решетки - РЛС установлена на головном фрегате осенью 2012 г., но закрыта деревянными крышками
нет
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей 5П27 "Фурке" (производство НПО "Правдинский радиозавод")
"Фрегат-М2ЭМ"
РЛС целеуказания ПКР 34К1 "Монолит" / BAND STAND ??
"Минерал-МЭ"
Навигационные РЛС 3-4 шт
аналогично
РЛС системы управления огнем артиллерийской установки Серийный вариант системы 5П-10 "Пума" с лазерным дальномером (справа на рис. - см.ниже) разработки и производства НИИ "Полюс". Слева на рис. (см.ниже) - ТВ-система. На головном корабле (зав.№921) установлен опытный образец для артиллерийской системы А-192М. ().
аналогично
РЛС кормовых артиллерийских установок
Прочие средства наблюдения Оптико-электронная система
Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201М
МТК-201МЭ
Навигационная инерциальная система
ГАК "Заря-3", по неподтвержденным данным на головной СКР зав.№921 установлен ГАК "Звезда"
"Заря-МЭ-03"
Буксируемая ГАС "Виньетка-М" "Виньетка-ЭМ"
Электронное противодействие комплекс РЭБ "Просвет-М" (2 х ПУ КТ-308
8 х ПУ КТ-216)
комплекс РЭП ТК-25Э и выстреливаемых помех КТ-308-05
Станция обнаружения лазерного излучения
Комплекс связи Комплекс спутниковой связи "Центавр-НМ" (на кормовой надстройке)
Обще-эксплуатационная система управления
Прочее


РЛС обнаружения и целеуказания 5П27 "Фурке" (http://www.npo-prz.ru).


Анленный пост РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума" и РЛС 5П27 "Фурке" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты СУО артиллерии 5П-10 "Пума", РЛС 5П27 "Фурке" и антенны РЛС с ФАР 5П20К под деревянными крышками на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 25 июля 2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 30.09.2013 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Антенные почты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Радиотехническое вооружение на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадр видео с испытаний, ).


Антенный пост СУО артиллерии 5П-10 "Пума" для фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (из архива Vova-r, http://forums.airbase.ru).


Боевые посты на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, испытания на Северном флоте, осень 2015 г. (кадры видео с испытаний, ).


Модификации :
пр.22350 - базовая модель СКР / фрегата для ВМФ России.

пр.22356 - фрегат, экспортный вариант, по состоянию на конец 2011 г. не реализован. 04.07.2013 г. пресс-служба "Северной верфи" сообщает о готовности производственных мощностей для строительство экспортной версии фрегата пр.22356 ().


пр.22350М - значительно модернизированный вариант фрегата - изменения радиоэлектронного оборудования, новые системы вооружения (морской вариант ЗРК С-500 и т.п.).


Предположительно эскиз фрегата прп.22350М - ранее считалось, что это изображение одного из вариантов компоновки перспективного эсминца для ВМФ России - НИР "Лидер". Кадр видеоролика с сайта концерна "Моринформсистема-Агат", http://www.concern-agat.ru/).


Стоимость одного корабля проекта по данным СМИ составляет около 18 млрд. руб. (ист - ЦАСТ ).

Статус : Россия


СКР "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 после спуска на воду, октябрь 2010 г. (автор фото - М.Либерман, http://forums.airbase.ru).


У достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Слева направо: СКР "Бойкий" пр.20380, СКР "Сообразительный" пр.20380, СКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.22350, эсминец "Расторопный" пр.956. Фото с вертолёта, 25 апреля 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2011 г. 26 мая - на стапеле №4 ССЗ "Северная верфь" прошла неофициальная внутризаводская закладка корабля пр.22350 зав.№1005 - началась заготовка металла для корпуса корабля и сборка закладной центральной секции корабля.

2011 г. осень - первая установка А-192 изготовлена ПО "Арсенал" и проходит испытания на полигоне перед установкой на головной СКР пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков".


Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 17.10.2011 г. (фото из архива пытливый808, http://forums.airbase.ru).



Головной СКР пр.22350 "Адмирал Горшков", Северная верфь, г.Санкт-Петербург, 25.01.2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Слева заводской №1004 - СКР "Стойкий" (стапель №1). По центру - стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" . Справа - стапель №3 - СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №3 - заводской №922 СКР "Адмирал Касатонов" пр.22350. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №4 - заводской №923 СКР "Адмирал Головко" пр.22350, закладка. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в Министерстве обороны России сообщает, что измененной программе развития вооружения до 2020 г. количество СКР пр.22350 - 8 единиц.

2012 г. 2 апреля - устами пресс-службы "Северной верфи" озвучены планы по достройке первых СКР пр.22350 - на головном корабле проекта в мае 2012 г. начнутся швартовые испытания, сдача корабля ВМФ планируется на ноябрь 2013 г. (ранее ожидалась сдача в ноябре 2012 г.). Первый серийный корабль пр.22350 будет передан ВМФ в ноябре 2014 г.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, май 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" в достройке на "Северной верфи", г.Санкт-Петербург, 30 мая 2012 г. (фото - А.Акентьев, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, сентябрь 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 14 ноября - согласно опубликованной фотографии фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" находящегося в достройке у стенки "Северной верфи" в Санкт-Петербурге на корабле установлены антенные посты РЛС типа "Фрегат" и СУ артиллерийского огня "Пума". РЛС с ФАР пока не установлена, РЛС типа "Монолит" не установлена, а так же отсутствует артиллерийская установка главного калибра и, вероятно, еще ряд систем БРЭО и вооружения.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, 14 ноября 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Касатонов" в строительстве на "Северной верфи", 14 ноября 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину ноября 2012 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, состояние на вторую половину марта 2013 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


- 2013 г. 25 апреля - в СМИ сообщается со ссылкой на старшего строителя головного заказа №921 Кирилла Мадзюту, что выход корабля на заводские ходовые испытания ожидается в 2013 г. В акватории Финского залива испытают главную энергетическую установку, навигационное оборудование, комплекс связи. Затем для продолжения ЗХИ фрегат перейдет в Балтийск, а завершатся испытания на Северном флоте.

2013 г. 31 июля - пресс-служба "Северной верфи" сообщает, что начаты швартовные испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков". В ходе швартовных испытаний, которые проводятся у достроечной стенки верфи, будет проверено качество монтажа, работа всех механизмов и оборудования, условия их обслуживания перед выходом на заводские ходовые испытания. В первую очередь на фрегате будут проверять работу механического оборудования - дизель-генераторов, компрессоров, холодильных машин, кондиционеров, насосов, главной энергетической установки корабля. Особое внимание будет уделено навигационному оборудованию и комплексу связи, необходимым для выхода корабля в море. Начало первого этапа заводских ходовых испытаний фрегата намечено на середину осени 2013 года ().

2013 г. 24 декабря - ходовые испытания головного фрегата пр.22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" начнутся в первой половине 2014 г. после установки на корабль главной артиллерийской системы - А-192. Представитель завода "Арсенал" сообщил СМИ, что установка будет поставлена на ССЗ в первых числах 2014 г. ().


Вывод из эллинга первого серийного фрегата "Адмирал флота Касатонов" пр.22350, ОАО "Северная верфь", 30.10.2014 г. (http://www.nordsy.spb.ru).


- 2014 г. - в конце года завершен первый этап ходовых испытаний головного фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350. По неофициальной информации корабль поставлен для ремонта ГЭУ на "Северную верфь".

Реестр СКР / фрегатов пр.22350 :

№пп проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 921 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель Д.Ю.Силантьев (на апрель 2013 г. - Кирилл Мадзюта)
01.02.2006
план декабрь 2009 г. (2009 г.)

29.10.2010

план - февраль 2009 г. (2006 г.)

план - 2011 г. (2009-2010 г.г.)

план - ноябрь 2012 г. (2011 г.)

план - ноябрь 2013 г. (02.04.2012 г.)

план - декабрь 2014 г. (лето 2014 г.)

план - до конца 2016 г. (2016 г.)

план - первая половина 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - конец июля 2017 г. (25.01.2017 г.)

24.03.2017 г. объявлено, что сроки сдачи корабля под угрозой срыва из-за проблем с доведением ЗРК "Редут" ()

план - 2017 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Балтийский флот. 01.02.2012 г. появилась информация о том, что корабль после завершения испытаний будет базироваться на Северном флоте
02 "Адмирал флота Касатонов" пр.22350 922 26.11.2009
план - 2011 г. (2009 г.)

план 2012 г. (2010 г.)

прогноз - июнь-июль 2013 г. (24.03.2013 г.)

30.10.2014 г. выведен в спусковой док
спуск на воду - декабрь 2014 г.

план - 2012 г. (2009 г.)

план - ноябрь 2014 г. (2010 г., 02.04.2012 г.)

план - 2018 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Черноморский флот. В декабре 2014 г. появилась информация о том, что корабль планируется базировать на Северном флоте

2011 г. - сформирован корпус.
- 2011 г. поставлены дизель-генераторы АДГ-1000НК (4 шт).
- 2013 г. начало - после завершения испытаний планировалось поставить ДГТА М55Р ().

03 "Адмирал Головко" пр.22350 923 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург), старший строитель - А.В.Никотин ()
план 2011 г. (2010 г.)

26.05.2011 г. (начало резки металла)

план 26.11.2011 г. (19.06.2011 г.)

01.02.2012 г.

план 2013 г. (19.06.2011 г.)

план - конец 2015 г. (2014 г.)

план - 2016 г. (20.02.2015 г.)

план - 2017 г. (24.12.2016 г.)

план - 2014 г. (19.06.2011 г.)

план - 2019 г. (29.03.2017 г., виро ген.дир. ССЗ "Северная верфь")

Северный флот (информация от Главкома ВМФ 01.02.2012 г.)

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.

Закладка корабля планируется на 01.02.2012 г., но работы на корабле начнутся позже (инф. от января 2012 г.).

04

"Адмирал флота Советского Союза Исаков"

(по состоянию на 2011 г. была информация о возможном названии - "Адмирал Юмашев")

пр.22350 924 ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) план - лето 2012 г. (01.02.2012 г.)

план - 14.11.2013 г. (30.07.2013 г.)

14.11.2013 г.

- план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

05 нет данных пр.22350 925 ?
ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
06 нет данных пр.22350 926 ? ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2018 г. (2011 г.)

план до 2020 г. (2013 г.)

план до 2025 г. (2016 г., )

Контракт на строительство подписан 17.03.2011 г.
07 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - -
08 нет данных пр.22350 нет данных ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) - - план до 2020 г. (07.02.2012 г.) озвучено газетой "Коммерсантъ" 07.02.2012 г., сомнительно
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

Источники :
Готовимся строить атомные надводные корабли - Андрей Фомичев. Сайт http://flotprom.ru , 2012г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2011 г.
Лента.ру. Сайт http://www.lenta.ru , 2012 г.
Машиностроительный завод "Арсенал" ликвидирует отставание по производству орудий морской артиллерии. Сайт http://flotprom.ru , 2011 г.
На выставке "Евронаваль-2010" представлен экспортный вариант новейшего российского фрегата. Сайт http://www.flot.com , 2011 г.
Фрегат 22350. Сайт http://paralay.com , 2010 г.
Фрегат проекта 22350 "Адмирал Горшков". Сайт

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Вначале небольшая интрига - фрегат « Адмирал Горшков » , головной сторожевой корабль 2 ранга дальней морской зоны проекта 22350, должен был войти в состав ВМФ России в конце 2015 года. Однако стало известно, что процедура передачи корабля перенесена на первый квартал года нынешнего.

Что пошло не так с испытаниями? Корабль оказался «сырым»? Вовсе не так, наоборот флотские специалисты весьма комплиментарны в отношении этого проекта и дают высокие оценки его ходовым качествам, оборудованию и вооружению. Вот в отношении вооружения корабля и кроется загадка задержки его с передачей флоту. Дело в том, что на «Адмирале Горшкове» в спешном порядке доводят до конца испытания не только его штатного вооружения, но и перспективного, того, которым будут оснащены последующие корабли этого класса.

Смонтирован главный ударный комплекс на фрегат "Адмирал флота Касатонов" >>

Фрегат только в последних числах декабря прошлого года вернулся в гавань Североморска из Белого моря, где отстрелялся ракетами и пушечным вооружением. И уже в январе 2016 года опять ушел в море с формулировкой «проведения заводских испытаний». А на самом деле - нарабатывать боевой опыт для последующих фрегатов этой «адмиральской линейки».

« В ближнесрочной перспективе от предприятия «Северная верфь» мы получим еще три фрегата проекта 22350. Это «Адмирал Касатонов», спуск на воду, которого состоялся в декабре 2014 года и на котором ведутся достроечные работы. Это фрегат «Адмирал флота Головко», который находится на этапе корпусных работ, и фрегат «Адмирал Исаков», находящийся на первом этапе постройки на предприятии », - говорит замглавкома ВМФ контр-адмирал Виктор Барсук. - Эти фрегаты построены по новым технологиям. Одной из особенностей является использование композитных конструкционных материалов, что обеспечило снижение уровня радиолокационного поля корабля. При строительстве были минимизированы физические поля фрегатов и применена совершенно новая архитектура корпуса и надстроек.

Тихоокеанский флот >>

Корабли проекта 22350 - серия многоцелевых фрегатов дальней морской зоны. Они были разработаны в Северном проектно-конструкторском бюро (Санкт-Петербург) в первой половине 2000-х годов.

«Адмирал флота Касатонов» (заводской номер 922 - бортовой номер 431) заложен 26 ноября 2009 года, выведен из эллинга 30 октября 2014-го и спущен на воду 12 декабря того же года. Ходовые испытания начнутся в конце 2018 года.

«Адмирал флота Головко» (заводской номер 923) заложен 1 февраля 2012 года, спуск на воду ожидался в 2017-м, однако до сих пор о нем не сообщалось.

«Адмирал флота Советского Союза Исаков» (заводской номер 924) заложен 14 ноября 2013 года.

Все это в комплексе позволяет снизить заметность фрегата в море, то есть повысить скрытность. На новых кораблях удалось рационально разместить комплексы и системы вооружения, а также повысить живучесть. Новые фрегаты смогут эффективно выполнять задачи в составе корабельных группировок в дальней морской зоне, во взаимодействии с авиацией и подводными лодками. Корабли этого проекта планируется применять в качестве многоцелевых кораблей дальней зоны - они могут использоваться для противовоздушной обороны, находить и отслеживать субмарины, наносить удары по надводным и береговым целям ».

А почему сторожевому кораблю дальней морской зоны «Адмиралу Горшкову», как и всем из проекта 22350, присвоили классификацию «фрегат»? В истории советского флота фрегатов-корветов не существовало, на памяти был разве что фрегат «Паллада», но это еще из истории царской России. И советский сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник» (их было построено более 30) обрел статус фрегата лишь после того, как эти замечательные корабли стали экспортивовать в Индию.

Черноморский флот >>

Само слово «фрегат», как обозначение класса корабля, появилось при Петре Великом - слово заимствованное. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийских вооружений. Его предназначение состояло в ведении дальней разведки и самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях. Собственно ничего не изменилось за это время - предназначение фрегатов скромнее, чем у крейсеров, хотя при усилении вооружений они подтягиваются к эсминцам. А вообще, классификация «фрегат» определяется водоизмещение корабля, как, например, «Адмирал Горшков», у которого оно составляет 4500 тонн.

«Горшков» станет базовым для дальнейшего развития фрегатов серии 22350. Он представляет четвертое поколение отечественных кораблей - носителей управляемого ракетного вооружения. Постоянным местом приписки для него станет Северный флот. Подобные фрегаты в ближайшей перспективе станут основными боевыми кораблями ВМФ России. Всего к 2025 году в планах передать флоту шесть боевых кораблей подобных проектов.

Они могут нести боевое дежурство в ближней и дальней морской зоне и способны решать поставленные задачи в акватории Мирового океана. Запас хода нового фрегата составляет более 4 тысяч морских миль, а автономность - 30 суток. При дозаправке и восполнении продовольствия эти характеристики просто не ограничены. «Адмирал Горшков» оснащен самым современным вооружением и технологиями. В отличие от большинства российских военных кораблей, спущенных на воду после распада СССР, этот фрегат имеет палубные надстройки и командирскую рубку, выполненные с применением технологий стелс. Именно поэтому его сразу прозвали «корабль-невидимка» - радары противника просто рассеиваются вокруг корпуса фрегата и не видят его.

Основная группа боевого вооружения представлена на нем комплексом из 16 противокорабельных ракет «Москит» из семейства крылатых ракет «Калибр-НК». Вероятно, что они взаимозаменяемы с другими ракетами «Оникс» . Главная артиллерийская установка фрегата имеет калибр 130 миллиметров (А-192 «Армат») и способна вести огонь со скорострельностью 30 выстрелов в минуту на дальность до 22 километров.

"Убийца" авианосцев >>

Для защиты от подводных лодок используется ракетный комплекс «Медведка-2», который обеспечивает запуск противокорабельных ракет из вертикальных шахтных пусковых установок. Отслеживание подводной обстановки и обнаружение глубоководных целей обеспечивается гидроакустическим оборудованием «Виньетка - М». Использование модифицированного гидроакустического оборудования позволяет обнаруживать субмарины противника и стартовавшие торпеды на дистанции 60 000 метров.

Кроме этого, фрегат обладает противолодочным торпедным комплексом «Пакет-НК», артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм (дальность стрельбы - до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Также на корабле может базироваться вертолет Ка-27. В перспективе его место может занять новейший морской вертолет «Минога», разрабатываемый конструкторским бюро «Камов».

Однако самым технологически продвинутым и сложным вооружением фрегата является система противовоздушной обороны (ПВО) большой дальности «Полимент-Редут». Этот корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) с установкой вертикального пуска, который осуществляется «холодным способом» - при помощи сжатого воздуха. По достижении ракетой высоты около 10 метров, происходит включение маршевого двигателя, а газодинамическая система производит разворот ракеты в сторону цели. Система наведения ракет 9М96Д/Е - комбинированная инерциальная с радиокоррекцией на среднем участке, и активным радиолокационным на конечном участке траектории.

Ракеты ближней дальности 9М100 имеют инфракрасную головку самонаведения. По данным из открытых источников, ЗРК способен применять ракеты 9М96 с максимальной дальностью поражения воздушных целей до 150 км. Они в состоянии перехватывать цели на скорости 4800–5000 м/с и на высоте до 35 км.

ЗРК «Полимент-Редут» получит три типа ракет, унифицированных с наземным комплексом С-350 «Витязь» . Все ракеты нового поколения создаются с активными головками самонаведения, с инерциальными системами управления и обладают очень высокими маневренными характеристиками для поражения всего спектра атакующих объектов.

В состав ЗРК входит радиолокационная станция (РЛС) «Полимент» с четырьмя фазированными решетками. Система управления огнем обеспечивает одновременный обстрел 32 ракетами до 16 воздушных целей - по 4 цели на каждую ФАР. Дальность обнаружения целей достигает 200 км.

Новая система защиты будет сопоставима с американской Иджис* . Сочетание ракет разной дальности и возможностей современной РЛС позволяет системе «Полимент-Редут» выполнять роль одновременно 3-ех разных комплексов ПВО: контролировать все эшелоны полетов - ближний, средний и дальний. ЗРК обеспечивает кораблю многоуровневую защиту и сокращает время реакции на атаку с воздуха, а вертикальный пуск ракет позволяет поражать цели в любом направлении.

Видео о новом оружии России >>

P.S. 20 марта 2017 года на Судостроительном заводе «Северная верфь» завершилась ревизия фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» . Фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.

В период ревизии корабля были проверены и восстановлены ресурсы основных механизмов: турбин, редукторов, дизель-генераторов, систем главной энергетической установки и общекорабельных систем, палубных механизмов и изделий спецтехники: навигационного оборудования, связи, вооружения.

Для завершения госиспытаний фрегат направился на полигоны Северного флота, где экипаж и специалисты Северной верфи, а также ряда конструкторских бюро проведут испытания зенитного и торпедного комплексов, автоматической системы управления.

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» - флагманский корабль проекта 22350. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро. Количество примененных на «Адмирале Горшкове» опытно-конструкторских разработок в несколько раз больше, чем на других кораблях, причем большинство ОКРов носят масштабный характер. «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и последующие фрегаты серии - «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» , строительство которых продолжается на Северной верфи, - станут самыми современными кораблями ВМФ России в своем классе. Значения физических полей фрегатов минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки (стелс) у кораблей снижена отражающая поверхность, что понижает их радиолокационную заметность. Фрегаты предназначены для ведения боевых действий в дальней океанской зоне против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

«Северная верфь» планирует передать ВМФ России фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко» в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Об этом сообщил врио гендиректора судозавода и вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев журналистам 29 марта 2017 года в Петербурге.

«Адмирала Горшкова» должны передать в июне этого года, корабль прошел ревизию, сейчас в Балтийске отрабатывает задачи. Оружие испытано на 80-90%. Он уже прошел 45 000 миль», - сказал Пономарев.

По его словам, фрегат «Адмирал Касатонов» планируется направить на швартовые испытания в конце 2017-начале 2018 года. «Весь комплекс испытаний планируется провести в 2018 году, передать - в конце следующего года», - отметил он. Сдача фрегата «Адмирал Головко», сказал Пономарев, намечена на 2019 год. Кроме того, по его информации, в настоящее время в производстве на верфи находится четвертый корпус корабля данного проекта.

Основные характеристики проекта 22350:

Водоизмещение - 4500 тонн

Длина.....135 м

Ширина.....16 м

Скорость.....до 29 узлов

Дальность плавания.....4500 миль

Автономность.....30 суток

Экипаж.....180-210 человек

Главная энергетическая установка:

ГТДА общей мощностью не менее 65 000 л. с.

Вооружение:

Артиллерийское вооружение: 130-мм артиллерийская установка А-192

Ракетное вооружение: Зенитный ракетный комплекс «Редут»; пусковые установки для 16 противокорабельных ракет «Оникс» или «Калибр-НКЭ»

Противолодочное вооружение: комплекс «Пакет-НК»

Авиационное вооружение: противолодочный вертолет Ка-27

* Иджис (англ. Aegis combat system; от англ. aegis - эгида, мифический щит или защитный доспех Зевса и Афины) - американская корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС). Представляет собой интегрированную сеть корабельных средств освещения обстановки, средств поражения, таких как зенитные управляемые ракеты SM-2 (от англ. standard missile 2) и более современные SM-3 (от англ. standard missile 3), и средств управления, формирующуюся на базе широкого внедрения автоматизированных систем боевого управления (АСБУ). Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки. Наименование «Иджис» носит также ЗРК, применяемый в составе этой БИУС.

К настоящему времени БИУС «Иджис» используется ВМС США, ВМС Испании, Норвегии, Республики Корея, Австралии и Морскими силами самообороны Японии (в общей сложности ею оборудовано более 100 кораблей). Кроме того, оснащённые этой системой корабли ВМС США будут использованы в качестве корабельного компонента ЕвроПРО.

Спроектированный и построенный в Санкт-Петербурге «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» представляет четвертое поколение отечественных кораблей - носителей управляемого ракетного оружия. За четыре года морских испытаний экипаж выполнил несколько переходов с Балтики на Север, а спустя считаные недели снова прибудет в Североморск, который впредь будет использоваться как постоянное место базирования корабля.

Согласно замыслам создателей, фрегат способен решать широкий круг задач: борьба с вражескими надводными кораблями; поиск и уничтожение субмарин; поражение наземных целей в глубине территории противника, на побережье и островах; противовоздушная, противолодочная и противокатерная оборона соединения или конвоя; огневая поддержка высадки морских десантов.

Инновации для ВМФ

Согласно юбилейной книге разработчика, «Северного проектно-конструкторского бюро» (СПКБ), на головном корабле проекта 22350 опробованы инновационные и технологические решения. На самом деле «Адмирал Горшков» действительно является одним из самых технически совершенных фрегатов мира. Он относится к четвертому поколению отечественных мореходных боевых кораблей - носителей управляемого ракетного оружия. По совокупности качеств новый фрегат значительно превосходит сторожевые корабли проекта 1135 третьего поколения и созданные на их основе фрегаты проекта 11356 поколения 3+. Завершение проекта 22350 потребовало проведения 22 НИОКР по сравнению с семью для предыдущего проекта 11356.

По принятии в состав действующего флота «Горшков» станет первым крупным ракетным кораблем морской зоны, созданным в России по «безбумажной технологии». Разработка документации на него была выполнена с использованием системы компьютерного проектирования FORAN. Передовые решения по корпусу позволили улучшить мореходные качества, обеспечить боевую работу систем вооружения при волнении моря до четырех-пяти баллов.

Внешне «Горшков» выделяется длинным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Здесь проект 22350 по техническому уровню значительно превосходит . Надстройка и борт нового фрегата выполнены из композиционных материалов для снижения веса конструкции и заметности в инфракрасном диапазоне. Широкое применение композитов в конструкции корпуса и другие решения на внедрение технологий Stealth позволили минимизировать физические поля корабля в заданном диапазоне. Помимо того, СПКБ провело мероприятия, чтобы снизить вторичное радиолокационное поле новых фрегатов по сравнению с зарубежными кораблями аналогичного класса.

Интересен снимок, сделанный на переходе в Северном море британскими военными. На нем «Адмирал Горшков» снят рядом с кораблем HMS St Albans. Также видно, насколько у российского фрегата меньше излучение в инфракрасном спектре.

Следующим отходом от традиционной практики стал отказ от полностью газотурбинной силовой установки в пользу системы CODAG, где форсажные турбины М-90ФР общей мощностью 40 тысяч киловатт используются для «броска», а дизели 10Д49 на 7 378 киловатт - для экономического хода.

События на Украине внесли дополнительные поправки: пришедший к власти в Киеве режим Порошенко дал николаевскому предприятию «Зоря - Машпроект» указание не поставлять в Россию по ранее заключенным контрактам морские газотурбинные установки. Их пришлось заменить аналогичными, полностью изготовленными на заводе НПО «Сатурн» в Рыбинске.

«Длинные руки» Адмирала Горшкова

Прошедший проверку в Сирии ударный ракетный комплекс «Калибр-НК» используется в качестве «главного калибра» корабля. Однако размещенные на проекте 22350 16 универсальных пусковых установок 3С14 подходят для размещения сверхзвуковых ракет «Оникс» и перспективных гиперзвуковых «Циркон».

Между тем петербургские судостроители приступили к формированию еще пары корпусов - «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» - с планируемым завершением к 2020 году. После многомесячной задержки, вызванной событиями на Украине, третий и четвертый корпусы снова в работе. Для их комплектации на завод-изготовитель поступают судовые турбины российского производства.

Перспектива

Согласно источникам ТРК «Звезда» в судостроительной отрасли,

Весной прошлого года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Иванович Королев сказал, что в обозримой перспективе фрегаты проекта 22350 составят основу надводной компоненты отечественного Военно-Морского Флота. А министр обороны Сергей Шойгу поведал о планах МО РФ получить к 2025 году шесть подобных кораблей, а всего построить 15. Тогда же были анонсированы планы по улучшению базовой конструкции и разработке на ее основе модификации увеличенного водоизмещения с более мощной системой вооружения.

Помимо того, нашим партнерам по военно-техническому сотрудничеству предлагается проект 22356 - многоцелевой фрегат на базе 22350. Если на него найдутся заказчики, то будет повышена серийность выпуска, снижена стоимость единицы продукции, а отечественная промышленность получит загрузку на много лет вперед.

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков во время Великой Отечественной командовал бригадой крейсеров, а впоследствии почти 30 лет занимал пост Главнокомандующего ВМФ. Неудивительно, что его именем называют военные корабли.

Ранее в честь адмирала был назван тяжёлый авианесущий крейсер. Теперь же имя флотоводца присвоено представителю новейшего семейства – многоцелевому фрегату проекта 22350. Это не только полностью новые, современные корабли, но и первые, официально именуемые фрегатами.

Происхождение названия типа и история постройки

Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.

В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.

В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».

Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.

Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.

К сожалению, тяжёлое экономическое положение в стране не всегда позволяло даже сохранять имеющиеся боевые единицы, не говоря уже о разработке новых. Например, сторожевик «Ярослав Мудрый» заложили ещё в 1988 году, но в строй он вступил только через 20 лет.

Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» – сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.

Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» – проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.

Краткое описание конструкции

Корпус фрегата имеет длинный полубак, двойное дно идёт от носа до машинного отделения. С целью снижения вероятности обнаружения корабля радарами противника его надстройка выполнена из композитов на основе углеродного волокна. Такие материалы хорошо поглощают радиоволны.

Иначе говоря, «Адмирал Горшков» построен с применением «стелс»-технологий.

Энергетическая установка фрегата – комбинированного типа. В ней на каждый из валов гребного винта работают дизельный двигатель и газовая турбина. Мощность турбин составляет 27500 л.с., а дизелей – 5200 л.с. Суммарная мощность всей установки достигает 65000 л.с. На судне применены гребные винты фиксированного шага. Фрегат оснащён успокоителями качки. Мореходные качества, в итоге, должны позволить «Адмиралу Горшкову» вести боевые действия даже при пятибалльном шторме.

Главный артиллерийский калибр фрегата – универсальная 130мм автоматическая пушка в установке А-192. Предыдущая артустановка аналогичного калибра – АК-130 – имела массу свыше 80 тонн. Это ограничивало её применение только крупными кораблями – крейсерами и эсминцами. Масса установки А-192 составляет лишь 25 тонн, и она может устанавливаться даже на небольшие корабли, такие как фрегаты.

Скорострельность достигает 30 выстрелов в минуту, пушка может поражать наземные и морские цели на дальностях до 23 километров. При использовании орудия в качестве зенитного досягаемость составляет 18 километров по высоте.

Малокалиберная артиллерия представлена двумя зенитными установками «Палаш», по одной на борт. Каждая установка несёт две шестиствольные автоматические пушки ГШ 6-30КД, темп стрельбы которых – до 10 тысяч выстрелов в минуту (суммарно). «Палаши» поражают воздушные цели на высотах до 3 километров.

Ракетное оружие «Адмирала Горшкова» размещается в носу корпуса в универсальных установках вертикального пуска.

Две УВП ЗС14У1 содержат по восемь ячеек, в которые можно загружать ракеты различного назначения. Противокорабельная ракета средней дальности «Оникс» позволяет поражать корабли на дальностях до 300 километров, масса боевой части – 300 килограмм. Она малозаметна для радаров и применяется по принципу «пустил-забыл».

Другой вариант – крылатые ракеты «Калибр». Эта ракета универсальная и может быть, в зависимости от варианта, противокорабельной, противолодочной или тактической для поражения наземных целей. Дальность полёта – до 300 километров (как и у «Оникса»), боевая часть может быть проникающей или осколочно-фугасной. Наведение – инерциальное и радиолокационное. Противолодочные ракеты в качестве БЧ несут торпеду.

Наконец, в перспективе фрегат сможет использовать , на вооружение пока не поступившую. Эти ПКР отличаются крайне высокой (гиперзвуковой) скоростью полёта. Переоснащение российских кораблей этими ракетами сможет, по некоторым оценкам, снизить роль авианосцев и заставит разрабатывать новые средства противоракетной обороны.


Противовоздушную оборону «Адмирала Горшкова» обеспечивает, в дополнение к артиллерии, ракетный комплекс «Редут». Его пусковые установки – также в носу, перед ЗС14У1. Боезапас насчитывает до 32 дальнобойных ракет 9М96 (дальность пуска – до 120 км) и до 128 ракет ближнего боя 9М100 (дальность – около 15 км).

От подводных лодок противника фрегат защищают две счетверённые установки «Пакет-НК».

Они поражают субмарины малогабаритными торпедами калибра 324 мм, а атакующие торпеды – реактивными противоторпедами М-15. Палубный ангар «Адмирала Горшкова» вмещает в себя традиционный для российского флота вертолёт Ка-27.

Боевые характеристики фрегатов проекта 22350

Достойно внимания то, что в составе ВМС США тоже произошли изменения. Главной ударной силой по-прежнему остаются тяжёлые авианосцы, но на смену старым фрегатам «Оливер Перри» пришли «литоральные» сторожевые корабли проектов «Freedom» и “Independence”.В качестве другого конкурента «Горшкова» рассмотрим уже не новый, но широко распространённый немецкий фрегат семейства MEKO.

Проект 22350 Littoral Combat Ship MEKO 200
Водоизмещение, тонн 5400 3100 3400
Длина, метров 135 127 118
Ширина, метров 16 32 14,8
Скорость хода, узлов 30 44 32
Артиллерийское вооружение 1 x 130мм 1 х 57мм, 2 х 30 мм 1 х 127мм
Ракетное вооружение 16 установок пуска ракет «Оникс» и «Калибр» 24 ракеты “Hellfire” 8 ракет “Harpoon”
Зенитное вооружение 2 х ЗАК «Палаш», 4 х ЗРК «Редут» 1 х ЗРКSeaRAM ЗРК SeaSparrow, ЗАК Phalanx
Противолодочное вооружение ПЛР 91Р2, 2 торпедных аппарата - 2 торпедныхаппарата Мк32
Авиационное вооружение Вертолёт Ка-27 Вертолёт MH-60, БПЛА MQ-8 Вертолёт S-70
Экипаж, человек 210 75 220

Сопоставляя тактико-технические характеристики, можно прийти к выводу: «Горшков», если и не является «суперфрегатом», то совсем не уступает по боевым возможностям своим аналогам. И вполне способен стать достойным конкурентом немецким фрегатам, если корабли проекта будут экспортироваться.


А вот характеристики новейшего американского сторожевика заставляют задуматься об уместности сравнения. Слишком сильно «литоральный боевой корабль» отошёл от сложившейся концепции фрегата. Калибр артиллерийского орудия вдвое меньше, зенитное вооружении слабее, противолодочное ограничено бортовым вертолётом. А лёгкие ракеты”Hellfire” – совсем не конкурент противокорабельным «Ониксам».

Если бы на их месте были хотя бы ракеты «Harpoon» – это сблизило бы возможности. Возможно, дополнительные боевые модули смогут значительно изменить боевые качества LCS. Внимания заслуживают высокая скорость и малая численность экипажа «американцев».

Перспективы, боевые и служебные

То главное, чего стоит ожидать от «Адмирала Горшкова» – это безаварийная эксплуатация. Всё-таки это первый всерии, не имеющей преемственности с предшественниками. Так что надеяться надо в первую очередь на то, что у него не выявится серьёзных «детских болезней». И что успевший сломаться маршевый дизель останётся самой крупной неприятностью.


Фрегат, скорее всего, будет нести патрульную службу. Возможно – будет поддерживать ракетными ударами действия наземных войск (если они не будут выведены из горячих точек в ближайшие годы).

А если корабли проекта 22350 будут построены крупной серией, то у них есть все шансы стать главной «рабочей лошадкой» флота (какой является на сегодняшний день американский эсминец «Арли Берк»). А вооружённые ракетами «Циркон» фрегаты получат возможность атаковать любые, даже самые крупные, корабли противника. И для уничтожения авианосцев уже не понадобятся тяжёлые крейсера.

Фрегаты проекта 22350 открыли новую, долгожданную страницу в истории флота России.

Даже лучшие корабли советской постройки уже давно нуждаются в замене – и вот она пришла. ВМФ начали принимать новые корабли, созданные с учётом современных требований.

Деятельность адмирала Сергея Горшкова на посту главнокомандующего в настоящее время оценивают по-разному. Есть мнение о том, что вместо строительства атомных крейсеров Советскому Союзу стоило больше внимания уделять авианосцам. Но есть определённый символизм в том, что имя адмирала присвоили хоть и небольшому кораблю, но мощно вооружённому и вполне способному (в перспективе) справиться с ролью противовеса авианосцам.

Видео

Корабль, который ждали долго

В Санкт-Петербурге заступил на службу головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». А приёмный акт на него подписан ещё два дня назад. Точнее, если быть скрупулёзными, то на судостроительном заводе «Северная верфь» государственная комиссия во главе с капитаном 1-го ранга Виктором Ивановым подписала приёмный акт государственных испытаний этого корабля.

Но, тем не менее, нельзя не принять во внимание и первую реакцию флотской общественности на эту, конечно же, радостную информацию. А она выразилась примерно таким словами: «домучили», «продавили-таки», «дожали или доделали?»…

В смысле - доделали вооружение, с которым у «Горшкова» были проблемы, или дожали моряков, чтобы они, наконец, приняли корабль?

Во время военно-морского парада в Санкт-Петербурге в честь Дня ВМФ. Фото: www.globallookpress.com

Надо признать, что основания для подобных настроений имеются. Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге больше 12 лет назад, в феврале 2006 года. А на воду спущен через четыре с половиной года, в октябре 2010-го. Первый выход на заводские ходовые испытания совершили ещё через четыре года - в ноябре 2014 года. На следующий год начались государственные испытания и, как видим, закончились только сейчас.

А ведь поначалу были планы отдать корабль флоту ещё в 2013 году.

Отсюда и реакция: «Домучили»…

Отличный корабль, который хотели сделать ещё лучше

Тут нужно подчеркнуть, что подобные разговоры ведут люди, близкие к флоту, а следовательно, влюблённые в него. На флоте других и не бывает. Вернее, они там не остаются. А раз влюблённые - значит, переживающие, ревнующие, принимающие близко к сердцу проблемы.

А проблема «Горшкова» состояла в том, что его просто хотели сделать очень хорошим. Но за этими желаниями не поспевала наука и промышленность. Правда, тоже не по своей вине. Просто адмиралы в одном смысле очень похожи на генералов: как только появляется что-то новое в области вооружений, они тут же хотят это заполучить. Даже ещё больше, потому что генерал всё же управляет войсками, а не лежит с ними в окопе, мечтая о каком-нибудь «барабуме», чтобы раз - и неприятеля не стало. А адмирал стоит на одном корабле со своими подчинёнными, и желание утопить супостата, пока он не нанёс вреда такому хорошему родному кораблю, у него такое же острое, как и у последнего матроса.

Вот и на головной фрегат проекта намеревались поставить всё лучшее. Сам корабль был практически готов действительно уже в 2013 году. Но продолжал стоять у стенки из-за не доработанной модернизированной артиллерийской установки А-192М «Армат». Точнее, сама установка калибром 130 мм уже работала, будучи начатой проектом ещё в 1980-х годах. Идея была в том, чтобы одновременно повысить огневую мощь корабля и понизить массу орудия за счёт замены 100-мм артиллерийского комплекса АК-100-МР-145 на 130-мм артустановку АК-130, а затем на её облегчённую модификацию с новой системой управления огнём «Пума».

Но потом начались 1990-е, когда руководство страны увлечённо занималось созданием экспонатов для будущих «Ельцин-центров», и опытный образец пушки А-192 начал отрабатываться на полигоне в Ржевке только осенью 2011 года. И выяснилось, что установка могла бы стать и получше.

Начали добавлять на индекс буковку «М» - «модернизированная». Результат опять устроил не совсем, и летом 2012 года разработку «Армат-Пума» прекратили, зато начали опытно-конструкторские работы по модели «Картаун-Пума». Пушечка должна была впечатлять возможного супостата по самое не могу: высота порядка 12 м с длиной ствола до 8 м, скорострельность до 30 выстрелов в минуту с непрерывной подачей боезапаса хоть до исчерпания погреба. В общем, одна очередь - и на месте одного корабля противника уже два. Правда, перешедших к занятиям дайвингом. Кроме того, установка позволяла поражать и наземные, и воздушные цели на дальности 18-23 км.

Правда, готова установка могла быть не ранее 2015 года…

Лучшее и хорошее

Ещё одна проблема, по словам источников Царьграда в военно-морской области, была в ракетах. Точнее, не проблема, а дилемма. Та же самая, что с артустановкой, - лучшее торопилось на смену хорошему. Но немножко не успевало.

Противокорабельные ракеты - какие: «Оникс» или «Калибр»? Зенитно-ракетный комплекс - «Кортик» или «Редут»? Или дождаться морского варианта С-400? Но с последним могут быть проблемы, как, например, у сторожевого корабля «Новик», который в итоге вообще остался без ПВО.

Как точно судили и рядили адмиралы, мы не знаем, но в конечном итоге сообщения пресс-службы звучали так:

Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр», а стрельбы по морским целям противокорабельными ракетами «Оникс».

Когда лучшее мешает хорошему, берём оба!

Хотя, объективности ради, надо признать, что после Сирии использование «Калибров» в качестве противокорабельного оружия стало казаться слишком жирным. Показалось соблазнительнее оснащать корабли «Калибрами» против наземных целей, тем более что помещаются они в один «стакан».

Новейший фрегат «Адмирал Горшков» провёл стрельбы… Стрельбы были выполнены крылатыми ракетами различных типов… ракетами по береговым и морским целям… по береговым целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр». Фото: www.globallookpress.com

Ну, а на ПВО назначили комплекс 3К96-2 «Полимент-Редут» с пусковыми установками вертикального пуска. Но опять же - «Горшков» уже был спущен на воду, опытный образец «Редута» был ещё только поставлен на корвет «Сообразительный» для испытаний. И параллельно с испытаниями элементы «Полимент-Редут» ставили на «Адмирала Горшкова». Вот только испытания на «Сообразительном» затянулись, в том числе и из-за пожара на корабле в 2012 году («Матрос, слоняющийся без дела, подобен пушке, сорвавшейся с креплений», - сказано давно и не нами). Так что о первом успешном отражении атаки крылатой ракеты-мишени смогли сообщить только в июне 2014 года.

Впрочем, этот ЗРК в итоге получился более чем приличным: ракеты 9М96 и 9М96М выдавали режим сверхманёвренности, располагали боевой частью с управляемым полем поражения и пользовались активным радиолокационным самонаведением на конечном участке полёта. А РЛС «Полимент» комплекса имеет 4 фазированные решётки и позволяет видеть и обстреливать одновременно 16 целей. То есть сразу две «стаи» противокорабельных ракет, которые пакетами для гарантии и запускаются. При этом вероятность прямого попадания в головную часть вражеской ракеты составляет 70%, в самолёт - 80%, в вертолёт — 90%.

Что же в итоге?

А то, что царит хоть и технически, но мирное время, и прямой войны на море пока нет. Значит, время доведения корабля и его вооружений до желательной кондиции не критично. «Долго», конечно, - синоним слову «дорого» в данной области, но уж коли есть возможность покошмарить «хорошее» «лучшим» - отчего бы и нет? Так что, получается, и доделали, и дожали.

Главное, что в итоге флот получил хороший корабль, который стал отличным подарком к сегодняшнему празднику.