Зимовье зверей средняя группа. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» в средней группе. I. Организационный момент

Приобщение детей к миру художественной литературы.

Продолжить формировать навыки рассматривания книги;

Учить определять жанр произведения;

Подвести к пониманию образного содержания пословиц;

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход занятия:

Создание интереса

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги) Через лево повернись, В Книгограде очутись. Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга. Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»

Подготовка к восприятию

Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу. Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов. Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? Могут ли домашние животные жить в лесу? Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).

Выявление уровня восприятия

Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму). С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха? Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши). Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали. Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Ах, красавец-петушок,

На макушке гребешок,

Под клювом бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает.

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет: Ку-ка-ре-ку!

Продолжение беседы, разъяснение пословицы

Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом. Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.

Итог занятия:

С какой русской народной сказкой мы познакомились? А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой? Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть? Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.

Цели:

  • Активизация словаря детей по темам: Зима, Дикие и Домашние животные.
  • Учить детей диалогу.
  • Использовать на занятии метод ТРИЗа.
  • Закрепить умение детей выразительно читать стихотворение Сурикова «Зима».
  • Упражнять в дыхательной гимнастике, развивать фонематический слух.
  • Учить детей наклеивать по центру фигуру и составлять коллективную композицию.

Словарь: Дикие и домашние животные, логово, нора, берлога, дупло, зимовье, блеет, мычит, хрюкает, фыркает, кукарекует, носить, месить, драть, конопатить, крыть; белый, пушистый, холодный, мягкий, липкий, блестящий.

Материал: мяч, заготовки шапочек, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал разных цветов, цветная бумага, клей, кисточки, тряпочки, клеенка, ватман, елки, костюм сороки, конверт, письмо, запись голосов зверей.

Ход занятия:

Логопед: Дети, я получила сегодня письмо от сороки из леса. (Читает): - У нас беда. В лесу поселились невиданные звери. Помогите! Разберитесь!

Логопед: Ребята, а какие в лесу животные живут? (называют) – А как называются у них дома мы вспомним, поиграв в игру: « Кто где живет?»

2. Игра «Кто где живет?»

Медведь живет в берлоге, лиса живет в норе.

Волк поселился в логове, а белочка в дупле.

Лишь зайка, бедный зайка под кустиком сидит

И хвостик его маленький от холода дрожит.

3. Логопед: Дети, давайте мы с вами отправимся в лес и сами все посмотрим. (Идем по сугробам, по узкой тропе, перешагиваем через бревно, пришли, любуемся зимним лесом).

Как красиво в лесу! Мы с вами знаем стихотворение о зиме, кто прочтет его? (2-3 ребенка читают стихотворение Сурикова « Зима»)

А чем покрыты земля, ели? (отвечают)

А какой снег? (подбор прилагательных к слову СНЕГ)

А какой воздух в лесу! Давайте вздохнем и на выдохе скажем: - Ах, хорошо!

4. Упражнение на дыхание: « Ах, хорошо! (удлинение выдоха и предложения)

5. Прилетает сорока и говорит: - Здравствуйте, послушайте, что случилось. В лесу построили дом звери: один мычит, второй блеет, третий хрюкает, четвертый фыркает, пятый кукарекует! Послушайте сами: (включается запись голосов животных) дети отгадывают.

Логопед: Ребята, кого вам напоминают эти животные? С какой сказкой мы с вами недавно познакомились? (ответы детей) – О каких животных говорится в этой сказке?

Сорока: Что за сказка?

Логопед: А мы сейчас тебе расскажем и покажем, но для этого надо распределить роли и изготовить себе маски. У нас есть цветные геометрические фигуры, цветная бумага, клей и кисточки. Давайте подойдем к столу, (дети подходят к столу, выбирают себе роль, подбирают геометрическую фигуру и объясняют свой выбор, другая часть детей делают коллективную композицию из елочек и сугробов)

6. Логопед: Маски мы сделали, декорацию тоже. Сорока, садись, пожалуйста, и слушай. (Дети показывают отрывок сказки « Зимовье зверей»)

7. Логопед: Ну, сорока, теперь поняла, какие звери поселились в лесу?

Сорока: Поняла, полечу и всем расскажу! До свидание! Я полетела!

8. Логопед: Ну, а нам пора возвращаться домой. (Снимаем маски, возвращаемся) – Понравилась вам наша прогулка? Где мы побывали? Что запомнили?

Цель:

Приобщение детей к миру художественной литературы.

Задачи:

Продолжить формировать навыки рассматривания книги;
Учить определять жанр произведения;
Передавать интонацией голоса персонажей;
Подвести к пониманию образного содержания пословиц;
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход занятия:

Создание интереса

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги) Через лево повернись, В Книгограде очутись. Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.

Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»

Подготовка к восприятию

Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.

Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов. Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? Могут ли домашние животные жить в лесу?

Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).

Выявление уровня восприятия

Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.

Физкультминутка «Красавец-петушок»

Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку!

Продолжение беседы, разъяснение пословицы

Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.
Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.

Итог занятия:

С какой русской народной сказкой мы познакомились?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.

Тема: «Зимовье зверей. Как спасаются звери от стужи зимой».

Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- формировать первоначальные представления о диких животных (заяц, белка, медведь, лиса, волк) ориентируясь на характерные признаки внешнего вида;
- дать первоначальные представления о том, как звери готовятся к зиме
- воспитывать бережное отношение к животным, к окружающей нас природе
Образовательная область «Речевое развитие»:
- развивать умение отвечать на вопросы; обогащать словарный запас детей.
- развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить названия детенышей животных в единственном и множественном числе
Образовательная область «Физическое развитие»:
-развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.

Ход непосредственной образовательной деятельности:
-Здравствуйте ребята! Давайте вспомним - какое сейчас время года? (Ответы детей: зима)
Наступила зима, выпал снег и ударил мороз. Зимой диким животным трудно найти себе еду: нет ни травы, ни ягод. Ребята, вы бы хотели узнать, как сейчас живет звери в лесу? (Ответы детей: да)
- Ой, посмотрите, кто к нам стучит в окошко (игрушка птичка на подоконнике)
- Ребята, как вы думаете кто это? (Ответы детей)
- Ребята посмотрите птичка-невеличка, она что-то нам принесла. Как вы думаете, что нам принесла? (Ответы детей)
А давайте проверим, кто из вас угадал? Хотите посмотреть, что принесла птичка?
-Дети это письмо, но письмо не простое волшебное! (открываю письмо – диск с презентацией и открываю первый слайд с изображением леса)
- ребята, что вы видите на экране? (Ответы детей) лес. А что растет в нашем лесу?
(Ответы детей) -Деревья.
- А какие деревья вы узнали?
(Ответы детей) -Елочки.
- Молодцы.
- Ребята, а как вы думаете, кто же живет в лесу, какие животные?
(Ответы детей) - Зайчик, белочка, медведь, лиса и т. д.
-Сейчас я вам буду загадывать загадки о зверях, а вы их попробуете отгадать! Если вы отгадаете правильно зверька, то он появится на экране!
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко.
Не пустеет никогда
У меня кладовка.
слайд(Белка)
- Вы правы, это – белочка. Белочка надевает теплу шубку и осенью собирает в свой домик – дупло себе еду. Как вы думаете, что ест белочка?
(Ответы детей) Орешки, грибочки.
- Так как сейчас в лесу уже нет пищи, давайте с вами соберем гостинцы для белочки. Посмотрите, у нас две полянки, на которых очень много еды. Давайте соберем в наши корзинки то, что любит кушать белочка! (группа делится на две команды. Одни собирают белочке орешки, а другие -грибочки.)
-Молодцы! Давайте с вами отдадим корзинки птичке-невеличке и она отнесет их белочке! Я думаю, белочка будет очень рада! До свидания птичка!!!
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна -
Просыпается от сна.
слайд(Медведь)
Дружбу водит лишь с лисой,
этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый
слайд(Волк)
Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
слайд(Лиса)
Зимой беленький,
Летом серенький.
слайд(Заяц)
-Заяц к зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной.
Не увидит, не узнает зверь меня лесной!
Я хотя я и не трус, но всего, всего боюсь.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.
-Молодцы, все загадки отгадали про зверей.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру. Вы все будете зайчики, а я лиса.
Игра «Зайцы и лиса»
(дети выполняют движения по тексту)
По лесной лужайке,
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Дети-зайчики легко бегают по группе)
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой снежок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
Вот бежит лисичка -
Рыжая сестричка.
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки.
(Лиса бежит между детками, с окончанием песни догоняет детей.)
- Ребята понравилось вам играть? (Ответы детей)
- Так зачем же зайке нужна белая шубка зимой? (Ответы детей)
Ребята, зимой холодно всем зверям в лесу. Что же помогает им согреться? (Шкура, мех, шуба, пух и т. д.). (Ответы детей)
У лисы и белки какого цвета шубки? (Рыжие).
А у зайца и волка какого цвета шубки? (Серые).
У медведя какого цвета шубка? (Коричневая).
-Все зверята поменяли летние шубки на зимние, а зимние шубки теплее, пушистее, теперь зверята не замерзнут. Но иногда зимой бывают такие сильные метели, вьюги, снегопады, что и шубки не спасают зверят, хочется в домике спрятаться.
Игра на слайдах «звери и их домики».
-Куда спрячем белку? (В дупло). -Куда спрячем медведя? (В берлогу)
-Куда спрячем лису? (В нору). -Куда спрячем зайца? (В заросли).
-Куда спрячем волка? (В логово).
- Молодцы, ребята, все звери до весны доживут, перенесут и холод и стужу. А весной у всех зверей детеныши появляются. Угадайте, у кого какие?
У белки?... (Бельчата). У лисы? ... (Лисята). У зайца? ... (Зайчата). У медведя? ... (Медвежата). У волка?... (Волчата).
- А сейчас предлагаю вспомнить, где мы сегодня с вами побывали на занятии? (Ответы детей) В лесу.
- Кого мы встретили в лесу. (Ответы детей)- Белочку, зайка, медведя.
-Что больше всего вам тебе запомнилось?
Молодцы, вы сегодня постарались, посмотрите, белочка нам тоже отправила гостинцы, угощайтесь!

Материал подготовила воспитатель младшей
разновозрастной группы Куликова Т.А.

Конспект НОД по экологии в средней группе. «Зимовье зверей» Цель: О. о. «Познание» Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Знакомить с видами диких животных, обитающих в средней полосе России (белка, заяц, медведь, еж, волк, лиса, их внешним видом и условиями их обитания. О. о. «Коммуникация» Способствовать развитию любознательности. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. Совершенствовать интонационную выразительность речи при чтении стихотворения наизусть. О. о. «Физическая культура» Формировать правильную осанку. Закреплять и развивать умение ходить, согласовывая движения рук и ног. О. о. «Социализация» Знакомить с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, паззлы) . О. о. «Музыка» Обогащать музыкальные впечатления. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать навыки пения без музыкального сопровождения (с помощью воспитателя). Развивать умение инсценировать песни. Материал: Декорации лесной полянки (деревья, животные, птицы). Цветные открытки с изображением диких животных. Чудесный мешочек. Снежинки, костюмы. Ход занятия: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сложи и назови» Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, когда сложите элементы картинок, которые лежат на столе. Я вас попрошу подойти к столу и выбрать по одному из фрагментов. А теперь посмотрите на обратную сторону. «Рубашки» у картинок разного цвета. Те ребята, у которых картинки с оранжевой «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному оранжевым кругом, у кого с белой - к белому столу и т. д. Дети выполняют задание. Воспитатель: Кого вы видите на собранных картинках? /животных/. Назовите их. Где живут эти животные? /в лесу/. Как называются животные, которые живут в лесу? /дикие/. Ребята, сейчас хозяйничает в природе зима. Она вышла гулять на поля, степи, и в лес заглянула. Я вас приглашаю на прогулку в зимний лес. Воспитатель обращает на красоту зимнего леса, звучит музыка, читает стихотворение С. Есенина. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Принакрылася сосна. Воспитатель: Безмолвен, заворожён лес, хочется ходить, слушать, как потрескивает под ногами от мороза снег. Тихо в лесу. Спокойно. Кажется, никто не живёт здесь. Но это только кажется. Вы заметили, ребята, пока мы шли лесной тропинкой, не встретили ни одного зверька? Без них грустно в лесу. Где животные? Почему их не видно? Кто же нам поможет найти их? Появляется Старичок - Лесовичок. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто это? /Ответы детей/ Старичок Лесовичок, почему пусто на лесной полянке? Грустно в лесу? Старичок - Лесовичок: чтобы встретиться с лесными животными, надо отгадать загадки о них Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом. /Белка/ Появляется ребёнок - белка. Она рассказывает о своей жизни в лесу зимой. Белка: Я, белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок. Но зимой я меняюсь, В шубку серую переодеваюсь. Меньше приходится прыгать, скакать Силы надо беречь и сохранять! Всю осень дупло утепляла, Пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи. Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать? Трудно белке зимовать. Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы, К людям я тогда спешу, помощи у них прошу. Воспитатель: Ребята, почему белочка переодевается в серую шубку? /Ответы детей/ Воспитатель уточняет: так белочка прячется от врагов, например, от хищной птицы - ястреба или зверька куницы. Зимой деревья голые, серые. Серая беличья шубка почти не заметна на их фоне. Ребёнок читает стихотворение о белке: Далеко ещё зима, Но не для потехи Тащит белка в закрома Ягоды, орехи. Знает маленький зверёк: Запасаться надо в срок. Воспитатель просит Старичка - Лесовичка загадать следующую загадку. Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель. /Ёжик/ Появляется ребёнок - ёжик. Рассказывает о жизни ёжика зимой в лесу. Ежик: Зимой я крепко сплю, Зарывшись в тёплую нору. Готовил с осени запас: Грибы, ягоды припас. Трудился, - не ленился! Меня вот разбудили, И к вам, ребята, пригласили, Чтоб о себе всё рассказал. Сюда б я медведя позвал, Но он в берлоге крепко спит, И его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, Много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа, Крепко спать и весну ждать. Воспитатель: Ребята, для чего нужны ежу иголки? / Ответы детей/ Почему медведь зимой спит? /Ответы детей/ Дети читают стихи о медведе и ёжике. Первый р-к: Серый ёжик весь в иголках, словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной -Ёжик добрый, а не злой. Второй р-к: По завалам, по оврагам Ходит он хозяйским шагом. Любит мишка сладкий мёд, Да малину с веток рвёт. Следующая загадка Старичка - Лесовичка: Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках. /Заяц/ Появляется ребёнок - заяц, рассказывает о том, как трудно жить зайцам зимой в лесу. Заяц: Я, заяц. Расскажу, как живётся мне в лесу. К зиме, ребята, побелел, шубку новую одел. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь меня лесной. Я хотя и не трус, но всего - всего боюсь, Очень трудно зимой бывает -Когда сильный мороз, и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей, Что под снегом заяц найдёт - Всё ему в прок пойдёт. Вы ж зайчат не обижайте, Вы им лучше помогайте. Где еды приберегите, не пугайте, не гоните. Воспитатель: Ребята, о чём зайчик вас просит? /Ответы детей /. Какой домик у зайца? /Ответы детей /. Воспитатель уточняет: заяц не строит себе отдельную норку. Зимой днём он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью добывает еду: обгладывает кору деревьев. Ребёнок читает стихотворение о зайце: Прокатился шум лесной - Под кустом притих косой. Уши длинные прижал. Долго - долго пролежал. Старичок - Лесовичок загадывает загадку о лисе. Какой зверь опасный Ходит в шубке красной, Снег разгребает, Мышек хватает? /Лиса/. Появляется ребёнок - лиса, рассказывает о своей жизни зимой. Лиса: Я зимы не боюсь, в шубку тёплую ряжусь, Хвост красивый какой, мне он нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, А за тем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность какую, Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом, наверное, мало кто знает. Но и мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем. Воспитатель спрашивает у детей, для чего лисе пушистый хвост? /Ответы детей/. Почему у лисы лапы не замерзают? /Ответы детей/. Воспитатель уточняет ответ детей: зимой на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно была ей ступать по снегу. Ходит лиса по снегу как в валенках. Ребёнок читает стихотворение о лисе: Знает лисонька - лиса: В шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей. Зверя нет в лесу хитрей. Физкультминутка. «Звериная зарядка» Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы ходили на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька - трусишка, И как серый волк - волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Старичок - Лесовичок загадывает загадку о волке, и сам рассказывает про него. Старичок Лесовичок: А ещё есть зверь лесной, он, ребята, очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы б его испугались. Угадайте? /ответы детей/Это волк. В одиночку он не ходит; волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, даже страшно зверям! Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой. Еды не хватает и он голодает. Ребёнок читает стихотворение о волке: День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет. Ходит - бродит волк молчком, Уши серые торчком. Воспитатель благодарит животных за рассказ о своей жизни. Воспитатель: Ребята, как живётся животным зимой в лесу? /Ответы детей/ Всем животным трудно зимовать, им не хватает пищи, тепла, подстерегает опасность. Ребята, как мы должны относиться к животным, к окружающей нас природе? /Ответы детей/. Какие пословицы и поговорки вы знаете о животных и природе? /Ответы детей/. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! Кто природу губит, тот свой край не любит! Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить! Воспитатель предлагает детям угостить животных. Игра «Чудесный мешочек» В мешочке находятся яблоко, орехи, мёд, морковка, сыр и т. д. Дети достают угощение для зверей, угадывают, для кого оно предназначено, и угощают животных. Затем дети встают в хоровод и поют песню «У лесной опушки». Ребята прощаются с животными, Старичком - Лесовичком и покидают лесную полянк