Русский ученый автор рефлексологии. Теория В.М.Бехтерева о рефлексологии

» Основные положения рефлексологии

© В.А. Роменець, И.П. Маноха

Рефлексология В.М. Бехтерева (1857-1927)

Если у И.П. Павлова существуют и психология, и физиология высшей нервной деятельности, то у В.М. Бехтерева психология трансформирована в рефлексологию и полностью растворена в последней. Тем, что можно подвергнуть объективному наблюдению и исследованию, является поведенческие реакции, которые обусловлены биологической природой человека, организма в целом и социальной средой. Это и составляет два главных фактора поведения, которые были объединены в своеобразной формуле - «биосоцио».

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)

Психическое мыслилось Бехтеревым только как субъективное и поэтому отвергалось с порога как мнимый предмет психологической науки. По сути оно квалифицировалось как эпифеноменальное, а как психофизическую теорию эпифеноменализм он отрицал принципиально. Конечно, если поведение в таком его толковании можно свести к двум факторам («био» и «социо»), то роль субъективного момента оказывается полностью дискредитирована. Более того, психическое как субъективное испаряется, и совершенно безразлично, существует ли оно, или нет. Если оно признается существующим, то в какой форме и с какой целесообразностью оно существует? Несет ли оно какую-либо функциональную нагрузку? Без сомнения, Бехтерев допускал существование субъективного, но лишал его функционального значения. Однако поскольку «чистое» поведениеведение не может быть реализовано в какой-нибудь последовательной, он неоднократно учитывает субъективное в своей рефлексологической теории и даже показывает его антагонизм к внешним поведенческим реакциям.

Бехтерев определяет свой рефлексологический метод исследования как объективно-биологический и распространяет его также на изучение общественных явлений. Если Павлов не пытался объяснить законами рефлективной деятельности социальную жизнь, экспериментируя прежде всего с животными, то Бехтерев создает «коллективную рефлексологию», которая должна была заменить как минимум социальную психологию.

В своих намерениях Бехтерев в идет еще дальше. Он квалифицирует рефлексологию как «науку о человеческой личности, которая изучается со строго объективной биосоциальной точки зрения». Это - феноменальный факт. Психологию XX века можно определить как психологию личности и личностных форм поведения. Бехтерев принимает эту тенденцию, но не замечает, что вместе с исчезновением психического у него исчезает всякий смысл личности. В лучшем случае рефлексология может претендовать на изучение индивидуальных особенностей человека, но никак не личности. Бехтерев чувствует, что этот предмет охватить чисто объективным наблюдением нельзя, и осуществляет эволюцию от отрицания психически субъективного к признанию возможности и даже необходимости изучать субъективные процессы «на себе самом», что «должно дополнять изучение объективных проявлений личности, чтобы можно было понять взаимоотношения между теми и другими». Этим замечанием он сам ликвидирует принципиальную чистоту рефлексологии и формулирует ее задачи более всесторонне. Такая эволюция подходов свидетельствует о серьезных трудностях методологии, когда психолог пытается на основе единого принципа вывести многообразие психологического опыта. Аналогичную эволюцию, но в другом плане, совершил В. Джемс, когда на начале своих «Основ психологии» определил психологию как науку о «поток сознание», а завершил неожиданной постановкой вопроса, существует ли сознание вообще.

Бехтерев каждый раз ставит перед собой методологические барьеры и пытается их решать, но в основном - и это понятно - оставляет эти проблемы из-за острых внутренних контроверсий. Так, он провозглашает наличие положительного во всей природе, даже неживой, но при этом предлагает изучать только внешние проявления поведенческих актов. Чтобы доказать, что сознание «не является необходимым элементом в поведенческих актах», он использует аргументы чисто эмпирического характера: существует творчество во сне, существует бессознательное вообще (здесь привлекается З. Фрейд для «борьбы с сознанием»). Бехтерев будто не замечает, что бессознательное, по Фрейду, - это прежде всего психологический, а в итоге - субъективный феномен.

«Психическая реальность» не оспаривается, но привязывается к процессам мозга. «Изучая мозг в его высших проявлениях, мы изучаем вместе с тем и развитие самого психического процесса». В таком параллелизме психическое сводится к мозговым процессам и перестает быть «реальностью». Критикуя субъективизм в психологии, Бехтерев видит трудности интроспекции в том, что внутреннее переживание очень индивидуализированно, а словом, которым человек пытается выразить такое переживание, нельзя это правильно осуществить. При таких условиях слово поддается критике в плане объективного метода, ведь его природа остается той же в любом случае. В конце концов, недостатки субъективной психологии, оказываются Бехтерева, полностью относятся и недостатков метода объективного, как его могли в рефлексологии. Любое серьезное исследование психологии, если оно не хочет превратиться в выдумку-игру, так или иначе использует субъективный коррелят психического, так как оно как фактор определяет поведение и более всего тот феномен, который в первую очередь интересует Бсхтерева, - личность.

Включая сознание в структуру мозговой деятельности, Бехтерев заявляет, что вывести сознание из процессов материального порядка невозможно. Он игнорирует внешний источник сознания, в связи с которым оно определяется как осознанное бытие, как отражение объективного мира, как познание и переживание. Он сводит сознание к эпифеноменальному состоянию, не видя большой интегративной функции сознания в отражении мира. Впоследствии Бехтерев отмечает, размышляя в сеченовском ключе: «Мнение и вообще субъективное переживание следует толковать как задержанные рефлексы, которые, рано или поздно, освободившись от торможения, перейдут в объективный мир или в форме пересказа, или в форме действия и других реакций. Таким образом, в течение известного времени достигается желаемая полнота объективного изучения личности».

Стремясь создать высшие, личностные модели поведения, Бехтерев фактически идет назад - к моделям физическим, структурируя систему психологии (рефлексологии) с помощью понятий физики - «энергетизм», «физическая энергия» и т. п. Если «материя является функцией, а реальностью является одна энергия, то уже нет оснований противопоставлять психическое материальному и наоборот, и нам остается спросить себя, нет ли возможности и психическую деятельность свести к физической энергии. Эта энергия, достигая известного напряжения в центрах при росте препятствия к ее движению, сопровождается субъективными проявлениями, не переставая быть нервным током: в дальнейшем же, возвращаясь с помощью центробежных волокон в виде нервного тока на периферию к мышцам и железам, та же энергия переходит в молекулярную энергию мышц, с одной стороны, и молекулярную энергию желез - с другой». Этот физикализм мышления как критерий научности доминирует в психологических системах, развивающихся параллельно с рефлексологией, - бихевиоризме, гештальтпсихологии, даже психоанализе, особенно в тех случаях, когда Фрейд ищет первоисточник Либидо и Танатос (тяга к жизни и смерти), включая в свои рассуждения физические теории энтропии, неэнтропии и др.

Бехтерев отражает определенную тенденцию времени, когда объявляет рефлекс «творческим фактором индивидуальности», что связано с «проторивание» новых путей. Ведь недостаток деятельности и отсутствие рефлексов в свою очередь приводят к запустению или сглаживания накатанных путей, приближение их к общей структуры вещества и к внутреннему торможению рефлексов. Ссылаясь на статью Метальникова ""Рефлекс как творческий акт» («Русская мысль», ноябрь, 1916), Бехтерев отмечает, что рефлекс, как и любая другая реакция, дает что-то новое. Изменяя структуру тканей и форму органов, рефлекс составляет творческий акт, порождает, в частности, индивидуальность со всеми особенностями ее организации. Так возникает индивидуальный опыт, который выступает фактором эволюции. Он прямо разворачивает принцип индивидуации как принцип психологии. Это откровенно проявляется и у Павлова: условный рефлекс в этом смысле также является механизмом создания индивидуального опыта, способствует эволюции; однако не рефлекс вообще, как у Бехтерева, а именно условный рефлекс. Смыкания рефлексологии с проблемами творчества является лишь научным выражением поиска основных сил, которые направляют человеческое поведение, что, в частности, был представлен в экзистенциальной психологии личности и творчества.

Покинув сферу физиологии, имея свою четкую научную определенность, Бехтерев переходит в мир метафорических образов, когда расширяет содержание термина «рефлекс» так, что делает его едва ли не принципом мировоззренческого порядка. Природа рефлекса рассматривается им в двух направлениях. С одной стороны, это уже не только такие машинообразные акты, как письмо, чтение и другие, но и тропизмы в мире растений, например вращения растения и его цветки к солнцу, и реагирования бактерий на смену раздражителя. С другой стороны, все сложные соотношения организма и среды он объясняет как высшие рефлексы и называет их связующими. В области биологии в рефлекса, таким образом, сводятся морфогенез и размножения, а в области социологии - общественные отношения между людьми. Рефлексология становится какой-то сверхнаукой, а рефлексологи - создателями общей систематической энциклопедии. Толкуя сферу идеологии (право, религия, искусство и т.п.), Бехтерев пытается показать, что в любых ее формах отражаются руководящие комплексы «символических рефлексов».

В целом рефлексология избегает, по мере возможности, изучение таких субъективных состояний, как чувства, ощущения, представления, которые не укладываются в схему рефлекса. Другие понятия традиционной психологии (внимание, память, воображение, воля) пренебрежительно отвергаются как «метафизические». Человеческая культура вот-вот будет сведена к символическому рефлекса соединительной природы. В конце концов, по Бехтереву, «индивидуальный и социальный опыты создают ряд соединительно рефлекторных комплексов, образующих в общей совокупности целостную личность».

Рефлексология в своем позитивном наследии удачно раскрыла элементарный центр поведения - простое действие, абстрактное действие, точнее, реакцию в его физиологической структуре. Попытки выяснить ряд принципов, которые характеризовали бы деятельность организма, оказались лишь их бесконечным набором. Вот эти принципы: периодичности, или ритма, исторической последовательности, сигнализации, дифференцировки, замещения, относительности, индивидуальности и др. Как Бехтерев объясняет эти принципы, можно увидеть на его анализе индивидуации. Так объясняются особенности строения и функционирования электрона, атома, молекулы, кристаллов, отдельных организмов, планетного мира и даже вселенной. Гармония частей служит основой индивидуальности. Все реакции имеют индивидуальный характер, так как индивидуальными является наследственность, конституция, условия воспитания, социальный опыт. Принцип, который рассматривается последним, действительно, очень содержательный психологически, хотя именно психологический его аспект остался почти не раскрытым. Его, правда, следует связать с принципом творческим той мере, в какой Бехтерев наделяет рефлекс творческой силой эволюции.

Проблема личности и творчества выступает в рефлексологии в натуралистических (или натурфилософских) терминах - в противоположность экзистенциальной психологии. Не исключено, что настоящая проблема личности раскрыта Бехтеревым в его «Коллективной рефлексологии», где определенная историческая форма личности представлена также в экзистенциальных условиях, прежде всего связанных со временем Первой мировой войны. Однако личность подменена «личностным комплексом». «Я» - это соматический комплекс соединительных рефлексов. «Всю совокупность соматических и мышечно-суставных соединительных рефлексов, которая развивается в тесной связи с ними, можно признать личным комплексом, который состоит из рефлексов, которым в субъективной психологии отвечают «волевые движения», которые в основном направлены к активному проявлению своего «Я».

Бехтерев завершает «Общие основы рефлексологии человека» в надежде, что рефлексология подведет научный базис под патологию личности, труд и профессиональные особенности личности, социологию и все другие гуманитарные науки, в том числе эстетику. Это - рефлексологически перевернутая мысль В. Дильтея, который пытался представить психологию как основополагающую для всех наук о духе, подобно тому, как математика стала основой естественных наук.

В конце своего основного рефлексологического труда Бехтерев снова ставит вопрос о соотношении между объективными данными и субъективными переживаниями, рефлексологией и субъективной психологией. При этом он исходит из того, что в будущем рефлексология подвергнет особому рассмотрению субъективные явления как не обнаруженные соединительные рефлексы, которые подлежат словесному отчету. Он не раскрывает философскую сторону этого вопроса, проводит его в стороне от проблемы «от действия к мысли», указывая, что никакие ощущения и восприятия невозможны без двигательной реакции организма. Если повернуть буквы или фотографии «вниз головой», нам сложно их разбирать. Дело здесь не в сетчатке, а в двигательных рефлекторных процессах, которые сочетаются с раздражением на сетчатке. Работа всех воспринимающих органов (зрения, слуха и т.п.) основана на рефлекторных процессах. Активность (зрительная, слуховая, осязательная и т.д.) представляет собой ряд ориентированных соединительных рефлексов. Обобщая эти факты, он выдвигает «эмпирическую теорию внешних впечатлений». Эта теория имеет большую предысторию, но именно в рефлексологии Бехтерева она получила солидную научную опору.

Однако обнаруживаются расхождения в идеях тех разделов, где Бехтерев показывает, что «любая задержка или торможение соединительных рефлексов в их внешних проявлениях сопровождается усилением субъективного состояния, тогда как беспрепятственное проявление соединительных рефлексов приводит к ослаблению и даже устранению сознательных, субъективных явлений». Это противоречие (с одной стороны, задержка рефлекторного проявления стимулирует сознательное, субъективное, с другой - именно развитость рефлекторных движений осуществляет сенсорный опыт) получается из двух этих закономерностей, взятых как всеобщему, которые должны объяснить соотношение психики и сомы.

В действительности эти закономерности имеют отдельный характер и объясняют определенные стороны психических процессов: интенсивность сознания при задержке и восприятия формы при оббегании «щупальцами» (Сеченов) внешнего предмета. Эти отдельные закономерности не являются принципиальными, они объясняют не происхождение психического, сознания, а лишь некоторые его вспомогательные механизмы. Это касается также абсолютизации современных вариантов теории «интериоризации». Если даже допустить существование антагонистического отношения между внешним выражением рефлекса и сознанием, то разве этим раскрывается смысл психического, сознания, мышления, воображения и т. д. в их функциональном, смысловом и содержательном смысле?

Бехтерев не остался на последовательных позициях объективного исследования, придя, в конце концов, к необходимости выяснить отношение между внешним и внутренним в поведении. Он неуклонно ищет смысл психического, его функциональную нагрузку. В этом можно видеть шаг вперед по сравнению с рефлекторной теорией психики Павлова, который везде видел параллелизм, соответствие телесного и субъективно-психологического, подменял психическое условно физиологическим. Бехтерев же сходит с последовательного пути рефлексологии и стремится натуралистически решить вопрос об отношении внутреннего и внешнего. Это уже не соотношение «био» и «социо» как отношение последовательно поведенческое. Такую последовательность в условиях углубления идейного кризиса поведенческих наук обнаружил американский бихевиоризм , прежде всего в лице его основателя - Дж. Уотсона.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003 .

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Коломенский институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социальная психология»

«Рефлексология М.В. Бехтерева»

Выполнил:

студент группы ГМУ-31 В.С. Трунина

Проверил:

преподаватель В.И. Шивалин

г. Коломна

Введение……………………………………………………………………….3

Теория В.М. Бехтерева о рефлексологии……………………………………4

Заключение…………………………………………………………………….7

Список литературы……………………………………………………………8

Введение

Советский невролог, психиатр и психолог В.М. Бехтерев, родился в 1857 году. Создатель фундаментальных трудов по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Основатель научной школы. Исследовал лечебное применение гипноза, в том числе при алкоголизме. Разработал труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (ныне им. Бехтерева) и института по изучению мозга и психической деятельности.

Владимир Михайлович был человек, наделенный необычайными способностями и поистине несравненным трудолюбием. Он не побоялся взяться за те именно дисциплины - невропатологию и психиатрию, которые во времена его становления как врача еще не имели достаточно надежного научного фундамента. Невзирая на множество встреченных трудностей, и преград, молодой ученый принялся за изучение морфологии и физиологии нервной системы. Длительная, самоотверженная работа привела к тому, что он обогатил эти разделы неврологической науки множеством ценнейших открытий и создал фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. И прежде всего в их числе следует назвать двухтомный, труд "Проводящие пути спинного и головного мозга" и семь томов под общим заголовком "Основы учения о функциях мозга". Названные книги стали настольными для нескольких поколений специалистов. Они не потеряли своего значения до настоящего времени.

1. Теория В.М. Бехтерева о рефлексологии

Уже в 1918 году была опубликована книга Бехтерева "Общие основания рефлексологии", положения которой автор считал весьма важными и придавал им принципиальное значение. В последующем эта книга Бехтеревым постоянно пополнялась, дорабатывалась и выдержала еще три издания, в 1923, 1926 и в 1928 годах (последнее издание - посмертное).

Новое направление в психологии, именовавшееся Бехтеревым сначала как "объективная психология", а затем "психорефлексология", с выходом указанной книги стало называться "рефлексологией". "Рефлексология, - по определению Бехтерева, - в частности рефлексология человека, есть научная дисциплина, ставящая своей задачей изучение ответных реакций в связи с внешними и внутренними раздражителями и вообще всех соотношений с окружающим миром человеческой личности как биосоциального существа, например, ее действий и поступков, поведения вообще, устной и письменной речи, мимико-соматических соотношений, наследственно-органических рефлексов или инстинктов и простых рефлексов".

Он считал, что методы рефлексологии, которая представляла собой фактически направление физиологической психологии, обеспечат возможность объективного изучения не только психической деятельности здоровых и взрослых людей, но и психики младенцев, душевнобольных, животных. Противопоставляя рефлексологию классической психологии, которую он именовал субъективной психологией, Бехтерев вводил новую терминологию. Даже понятие "психическая" или "нервно-психическая деятельность" было переименовано им в "соотносительную деятельность", а "психические процессы" стали соответственно обозначаться как "соотносительные процессы".

В отличие от классической психологии, допускавшей логические построения на основе аналогий и предположений, рефлексология, как считал Бехтерев, позволяла "ввести изучение высших отправлений организма, устанавливающих его отношение к окружающему миру или той деятельности, которую мы называем соотносительной, в цикл биологических наук, которые имеют дело с строго объективным методом". При этом он был убежден, что "наблюдения внешних проявлений человеческой личности в виде поведения и движении вообще, включая речевые, в виде сосудистых изменений и секреции в связи с теми или иными внешними условиями, нам дадут более полную и более точную картину всей вообще соотносительной деятельности, нежели выяснение одних субъективных переживаний данной личности".

В 1921 году вышла из печати давно задуманная Бехтеревым книга "Коллективная рефлексология". Она должна была отразить взгляды основателя рефлексологии на законы формирования коллективов и принципы их деятельности. "Если рефлексология, - говорилось в ней, - изучает проявления соотносительной деятельности отдельных индивидов, то коллективная рефлексология изучает ту же деятельность коллективов. Она показывает, следовательно, как проявляется эта деятельность в том случае, если образуется социальное объединение между несколькими (двумя, тремя и большим числом) индивидами и в какой мере особенности этой соотносительно деятельности зависят от характера социальной связи, устанавливаемой между отдельными индивидами. Отсюда очевидно, что коллективная рефлексология, кроме того, и даже, прежде всего, должна выяснить механизм связи, устанавливаемой отдельными индивидами между собою при образовании коллективов".

В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации. В историях болезни, написанных с позиций объективной психологии, содержатся ценные для психологического анализа сведения о нарушениях личности, сознания и самосознания, эмоционально-волевой сферы. Излагаются они в динамике, которая позволяет видеть условия и стадии развития психического дефекта, проявляющиеся в реальной жизнедеятельности человека .

Заключение

В отечественной психологической науке с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения .

Создание рефлексологии было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад рефлексологии отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе .

При жизни Бехтерева В.М. многие проблемы, им рассматриваемые, не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали интенсивно и систематически разрабатываться в психологической науке лишь с 30-х годов, уже после его безвременной кончины .

Для того чтобы правильно понять его вклад в науку, учесть сильные и слабые стороны его позиции, необходимо рассматривать их в современном историческом контексте, который поможет лучше высветить некоторые наиболее общие линии в развитии всей психологической науки от времен В.М.Бехтерева до наших дней.

Список использованной литературы

1. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник.– К.: "Рута", 2010.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Издательство Московского университета, 2009.

3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.

Деятельность В.М. Бехтерева по формированию советской психологической науки и обоснование им рефлексологии.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927), российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

Рефлексология

Рефлексология (от лат. reflexus - отраженный и греч. - logos - учение) - механическое направление в психологии, рассматривающее психиатрическую деятельность человека как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему. Рефлексология ограничивалась изучением внешних реакций организма, отказываясь от изучения психики, сознания. Это естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в нашей стране, и связанное с деятельностью В.М. Бехтерева. Следуя за И.М. Сеченовым, рефлексология исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Рефлексология стремилась использовать исключительно объективные методы как "твердую точку опоры" для научных выводов, рассматривая психическую деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для ее объяснения материалы физиологии ВНД. Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря на ряд эмпирических достижений, рефлексология не смогла преодолеть механистическую трактовку психических процессов как побочных явлений актов поведения. К концу 20-х гг. усилилась марксистская критика рефлексологии. Значительная часть рефлексологов в начале 30-х гг. пересмотрела прежние позиции. Однако в 50-х гг. после так называемой "Павловской сессии" Академии наук и Академии медицинских наук получили развитие антипсихологические установки, имеющие характер рефлексологических реминисценций.



Теория В.М.Бехтерева о рефлексологии

В 1893 году начинается новый этап в научной деятельности Бехтерева. Он получает предложение возглавить кафедру и клинику нервных и душевных болезней в Петербургской военно-медицинской академии. Здесь по его инициативе организованы: анатомическая лаборатория для изучения строения центральной нервной системы, лаборатория экспериментальной психологии. В 1899 году за большие заслуги перед отечественной наукой он был удостоен звания академика Военно-медицинской академии.

Петербургский этап творчества Бехтерева характеризуется определенной этапностью, общее их направление составляет переход от объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии, отказывающейся от исследования психических явлений и акцентирующей внимание лишь на их внешних проявлениях. Содержание рефлексологических идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии» (СПб, 1907-1910); «Общие основания рефлексологии» (ПГ, 1918); «Объективное изучение личности» (ПГ, 1923); «Общие основы рефлексологии» (М, ПГ, 1923) и другие.

В работе «Объективная психология» обоснуется перспективность объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит уже полный отказ от психологии, психических явлений, системы ее категорий и понятий. Отвергнув субъективную психологию, Бехтерев ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго объективном методе изучения психики. Он приходит к выводу о существовании единого нервно-психического процесса, в котором в нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Деятельность человека представляет собой сумму рефлексов, различающихся по сложности и характеру, особенностям организации. Центром изучения Бехтерева становится не психика, сознание, а их внешние проявления.

Таким образом, от утверждения идеи объективного изучения психики Бехтерев приходит к ее снятию и замене психического процесса физиологическим. Психология заменяется рефлексологией. Принимая интроспективное определение сознания как единственно возможное, как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить, он выбирает единственно в этих обстоятельствах возможное решение – отказ от изучения психики, сознания вообще и обращение к исследованию поведения.

В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие из всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия.

Но эти ошибочные подходы к исследованию психики не означают огульного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и, прежде всего, глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получивших дальнейшее развитие положений, касающихся комплексного системного изучения человека.

Бехтерев считал, что психология – это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии.

Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления – коллективная рефлексология (Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.-Пг.,1921). Впервые им было дано определение общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально – психологических процессов. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его положений, не только не утратившие своей актуальности, но и остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.

С именем Бехтерева связано становление отечественной психологии труда; под его непосредственным руководством развивается генетическая психология, центром которой становится Педагогический институт, созданный в 1922 году.

В организационном плане рефлексологический период характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить идею комплексности в форме создания Психоневрологического института, а затем Института мозга и психической деятельности. Являясь мозговым центром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в Психоневрологическую академию и возглавляемыми В.М. Бехтеревым. Можно с полным основанием считать, что Институт человека у нас реально существовал, и что накопленный в его стенах опыт организации комплексных исследований личности требует самого серьезного осмысления.

Научная многогранность и разносторонность сочетались у Бехтерева с высочайшей научно – организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором ряда крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие.

53. Роль и значение К.Н. Корнилова в формировании марксистских основ советской психологии.

Отмечая традиционную ориентированность психологии на связь с философским знанием, Корнилов (1879-1957) считал вполне оправданным применение марксизма в реорганизации психологии. Причем последний характеризовался им как "строго научное или, как говорят, "внутринаучное" философское мировоззрение".

Корнилова поддержали многие ученые, работавшие в основных психологических центрах страны: В.А. Артемов, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др. В начале 20-х гг. он становится одним из лидеров российской психологии. Этому немало способствовал исход дискуссии, развернувшейся в это время между ним и Г.И. Челпановым. С Челпановым в послереволюционные годы ассоциировались традиционные идеалистические воззрения в российской психологии. Последовательный борец против материализма, сторонник эмпирической, интроспекционистской вундтовской психологии, Челпанов сохраняет свои взгляды и в новых условиях. Декларируя необходимость осмысления возможностей использования марксизма в психологии, он в то же время последовательно отстаивал тезис о независимости эмпирической психологии от идеалистической философии. Тем самым делалась попытка вывести представляемое им направление из-под удара. Столь же безосновательным, по мнению Челпанова, является связывание эмпирической психологии с диалектическим материализмом. Позже Челпанов сделал безуспешную попытку обосновать возможность соединения интроспективной эмпирической психологии с марксизмом.

Главным оппонентом Челпанова становится Корнилов, который, критикуя идеализм и непоследовательность Челпанова, в то же время предлагал столь же непродуктивный путь чисто внешнего, механического, ассоциативного соединения марксистских идей с психологическими положениями. О проблеме "марксизм и психология", по сути дела, спорили два человека, в равной степени далеко стоящие от понимания подлинного содержания и эвристических возможностей марксистской философии как методологии психологии. Столкнулись две крайние позиции: неприятие по существу нового философского мировоззрения и попытка его чисто механического внедрения в науку. Не логика научных аргументов, а однозначное и прямолинейное восприятие социально одобряемого мировоззрения обеспечило победу Корнилова: в 1923 г. он замещает Челпанова на посту руководителя Психологического института. Этим фактически завершалась длительная борьба, ведущаяся между естественно-научным и идеалистическим, интроспекционистским подходами в отечественной психологической науке.

К. Корнилов, как было неоспоримо отмечено историческим фактом, был идейным противником Челпанова и его концепции рефлексологии и в полемике с ним выдви­гает программу новой науки - реактологии, основными положе­ниями которой были:

1. рассмотрение поведения как совокупности реакций чело­века на биосоциальные раздражители;

2. реакция- это единица поведения человека, акт биологи­ческого порядка, где есть и биологическая сторона, и ее интро­спективное выражение;

3. в структуре реакции выделяется три компонента: сенсор­ный, понимаемый как раздражение органа; центральный, являю­щийся процессом, происходящим в ЦНС; и моторный, включа­ющий в себя двигательный импульс; при этом сенсорный и моторный компоненты могут проявляться в скрытой форме;

4. реакция есть трансформация энергии и постоянное нару­шение энергетического равновесия между индивидом и окру­жающей средой;

5. выдвижение принципа однополюсной траты энергии, со­гласно которому эта трата может быть периферической и цент­ральной; отсюда вытекает вывод об антитезисном характере от­ношений между интеллектом и волей;

6. основной сущностью жизненного процесса является спо­собность организма отзываться, реагировать на внешние раздра­жители; таким образом реакция является основной формой вся­кого жизненного проявления;

7. реакция также является единственной изначально данной, врожденной формой жизненного проявления;

8. изучение психологии должно начинаться не с ощущения или восприятия, а с первично данного нам в непосредственном опыте явления реакции;

9. объектом изучения должны быть реакции живого орга­низма, охватывающие все формы проявления его в отношении к окружающим;

10. выделяются следующие формы реакций человека: нату­ральная, мускульная, реакции различения, отбора, узнавания, ассоциативные реакции и реакции представления.

Главными недостатками учения Корнилова большинство психологов посчитали очень широкое понимание реакции, в котором фактически стирались различия между простейшими и че­ловеком, а также крайний механицизм, натурализм и биологизаторство. Это привело к тому, что его теория не получила широко­го распространения и многие из его учеников отошли от него.

рефлексология (от лат. reflexus - отраженный и греч. - logos - учение) - механическое направление в психологии, рассматривающее психиатрическую деятельность человека как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему.

В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие из всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия.

Бехтерев считал, что психология – это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии.

Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления – коллективная рефлексология (Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.-Пг.,1921). Впервые им было дано определение общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально – психологических процессов. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его положений, не только не утратившие своей актуальности, но и остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.

Научная многогранность и разносторонность сочетались у Бехтерева с высочайшей научно – организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором ряда крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие.

Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда апеллировал к ней на практике, сам являлся образцом высочайшей духовности. В.М. Бехтерев писал как-то, что личности, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и имеют права на вечное признание человечества…» (Бехтерев В.М. Бессмертие с точки зрения науки // Вестник знания – 1896 г – Стр. 24). Эти слова ученого имеют самое непосредственное к нему самому, его вкладу в развитие нашей науки и духовной культуры.

Коллективная рефлексология В. М. Бехтерева

Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений внес В. М. Бехтереве (1857–1927), исследовавший различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" он представил весьма подробную картину влияния социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя работа "Роль внушения в общественной жизни".

Помимо методологических проблем коллективной рефлексологии, содержания этой науки, се предмета и метода В. М. Бехтерев исследовал широкий круг ее специальных проблем, в том числе: коллектив как собирательную личность; коллективное объединение; взаимовнушение и взаимоиндукцию как объединяющие факторы; язык как объединяющий фактор; развитие коллективных движений по типу сочетательных рефлексов; коллективные наследственно-органические рефлексы; коллективное настроение и коллективные мимико-соматические рефлексы; коллективное сосредоточение и коллективное наблюдение; коллективное творчество; согласованные коллективные действия. В. М. Бехтерев исходил из положения о "безусловной закономерности сложных человеческих действий".

В "Коллективной рефлексологии" ученый также проанализировал ряд законов деятельности людей. Рассматривая коллектив как "собрание отдельных, связанных между собою теми или иными интересами личностей", он пришел к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает "в виде одной коллективной или собирательной личности". Поэтому "законы проявления деятельности коллектива суть тс же, что и законы проявления деятельности отдельной личности".

Коллективные рефлексы, по мнению В. М. Бехтерева, проявляются в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д. Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую "путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида". Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.

Эти и другие положения учения В. М. Бехтерева помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны деятельности и общения людей.

Доминанта психической деятельности человека. А. А. Ухтомский

Для понимания данного вопроса важное значение имеют труды А. А. Ухтомского (1875–1942), прежде всего его учение о доминанте, базирующееся в том числе на данных физиологии. "Доминанта, – пишет А. А. Ухтомский, – есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников". И как таковая "является физиологической основой акта внимания и предметного мышления". Будучи сформированной доминанта "стойко держится в центрах и подкрепляется разнообразными раздражениями, обеспечивая проявления тех или иных инстинктов". К тому же "однажды вызванная, она может восстанавливаться". Исследователь обосновал положение о том, что доминанта определяет "направленность поведения, мысли и деятельности". Исследуя доминанту как "фактор поведения", он говорит о ней как об "определителе поведения". Полемизируя с У. Мак-Даугаллом, А. А. Ухтомский делает вывод: "В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинктов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и привычным поведением приводит к оплодотворению всей работы..."