Хроники битв колизея другая история. Кто и когда построил Колизей? Запрет гладиаторских игр

Колизей - одно из величайших архитектурных сооружений древнего Рима. Восемь лет тысячи рабов, по приказанию императоров из династии Флавиев, добывали и доставляли в Рим миллионы тон камня и возводили величественные стены Колизея. Три яруса для зрителей вмещали до 80 000 посетителей, и четко делили их на высшую знать, среднее сословия и низы общества.

Окончание постройки Амфитеатра Флавиев, а именно так изначально назывался Колизей, состоялось в 80 году н.э. и было отмечено потрясающими по размаху играми и гладиаторскими боями. Светоний свидетельствует: «Тит показал гладиаторский бой на диво богатый и пышный, устроил он и морское сражение, а затем вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Празднование продолжалось сто дней и, в его ходе, было убито две тысячи гладиаторов. Отношение к жизни и смерти вообще, а к жизни и смерти рабов, в дохристианском Риме было весьма презрительным. Тела умерших рабов просто выбрасывались на помойку, где служили добычей для бродячих собак. Но не такова была судьба тел погибших в Колизее. Под зданием были пробиты глубокие шахты. Считалось, что они уходят в огромное подземное море. В эти шахты и сбрасывались трупы погибших на арене зверей, тела гладиаторов, а позже и зверски замученных первых христиан. По преданию, тела пожирались неким загадочным чудовищем, обитавшим в подземном море. Колизей был построен на месте огромного искусственного озера, устроенного по приказанию императора Нерона и примыкавшего к его «Золотому дворцу». В это море и было первоначально выпущено таинственное и хищное чудовище, доставленное Нерону из далекой Африки.
Нерон, будучи язычником, поклонялся множеству богов. Чудовище служило неким передаточным звеном между императором и богом природы Фавном. Для того, чтобы добиться милости могучего бога - ему приносились жертвы. Каждый день во времена Нерона на корм неизвестному монстру сбрасывали двух-трех рабов. Считалось, что это принесет милость Фавна к императору и всему народу Рима. После смерти Нерона искусственное озеро было засыпано, но чудовище не исчезло, а переселилось в подземное море. Согласно легенде, работнику Колизея, ответственному за захоронение, явился сам Фавн и назвал тайное имя чудовища, позволявшее вызывать его из морских глубин. Страшная тварь являлась по вызову и пожирала окровавленные и растерзанные тела гладиаторов и трупы хищников, убитых на арене Колизея. Таким образом, решались сразу две проблемы: с одной стороны обеспечивалось покровительство могучего бога. С другой -удавалось избавиться от трупов, которых в дни больших праздников набирались десятки, а то и сотни. Среди служителей Колизея, этого варварского цирка с залитой кровью ареной, бытовало поверие, что до тех пор, пока чудовище получает в пищу убитых гладиаторов, до тех пор простоит и сам Колизей.
И действительно, после запрета в 405 году н.э. императором Гонорием гладиаторских боев, как не соответствующих духу христианства, здание стало быстро приходить в упадок. Сначала оно сильно пострадало от нашествия варваров. Позже в течение двух веков Колизей служил крепостью для влиятельных семейств Франджипани и Аннибальди. Позже король Генрих седьмой подарил его сенату и народу Рима, и некоторое время на этой мрачной арене проводились бои быков. Но стремительное разрушение здания началось уже тогда. Сначала для построек использовались выпавшие из стен от времени камни, позже древние стены стали воспринимать как источник дешевых строительных материалов. Теперь камни выламывались уже вполне осмысленно, они использовались при строительстве «Веницианского Дворца», «Дворца Форнезе» и «Дворца Канцеллерия». Трудно поверить, но величайший памятник древнего Рима разбирался и расхищался до середины восемнадцатого века. Лишь папа Бенедикт XIV взял его под свою защиту. Свое решение он объяснил тем, что на арене Колизея приняли мученическую смерть сотни, если не тысячи первых христиан.
Заинтересованное в туристах, правительство Италии в наши дни много делает для сохранения Колизея. Проводятся раскопки и консервация руин. Но многое уже утрачено безвозвратно. Только в каменном весе Колизей утратил более двух третей своего первоначального объема. Утрачены и выходы к загадочному подземному морю, в чьих мрачных глубинах чудовище Нерона, возможно, до сих пор ожидает новых жертв.
Одно из последних весомых упоминаний о чудовище Колизея оставил выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини. В своих воспоминаниях он рассказывает о неком сицилийском священнике, умевшем при помощи заклинаний и курения фимиама вызывать в руинах Колизея различных демонов, в том числе и «морского зверя Нерона». Сам Челлини, правда, посчитал это мистификацией, но некие мрачные и зловещие тени он все-таки видел.

Колизей - одно из величайших архитектурных сооружений древнего Рима. Восемь лет тысячи рабов, по приказанию императоров из династии Флавиев, добывали и доставляли в Рим миллионы тон камня и возводили величественные стены Колизея. Три яруса для зрителей вмещали до 80 000 посетителей, и четко делили их на высшую знать, среднее сословия и низы общества.

Окончание постройки Амфитеатра Флавиев, а именно так изначально назывался Колизей, состоялось в 80 году н.э. и было отмечено потрясающими по размаху играми и гладиаторскими боями. Светоний свидетельствует: «Тит показал гладиаторский бой на диво богатый и пышный, устроил он и морское сражение, а затем вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Празднование продолжалось сто дней и, в его ходе, было убито две тысячи гладиаторов.


Отношение к жизни и смерти вообще, а к жизни и смерти рабов, в дохристианском Риме было весьма презрительным. Тела умерших рабов просто выбрасывались на помойку, где служили добычей для бродячих собак. Но не такова была судьба тел погибших в Колизее. Под зданием были пробиты глубокие шахты. Считалось, что они уходят в огромное подземное море. В эти шахты и сбрасывались трупы погибших на арене зверей, тела гладиаторов, а позже и зверски замученных первых христиан. По преданию, тела пожирались неким загадочным чудовищем, обитавшим в подземном море. Колизей был построен на месте огромного искусственного озера, устроенного по приказанию императора Нерона и примыкавшего к его «Золотому дворцу». В это море и было первоначально выпущено таинственное и хищное чудовище, доставленное Нерону из далекой Африки.


Нерон, будучи язычником, поклонялся множеству богов. Чудовище служило неким передаточным звеном между императором и богом природы Фавном. Для того, чтобы добиться милости могучего бога - ему приносились жертвы. Каждый день во времена Нерона на корм неизвестному монстру сбрасывали двух-трех рабов. Считалось, что это принесет милость Фавна к императору и всему народу Рима. После смерти Нерона искусственное озеро было засыпано, но чудовище не исчезло, а переселилось в подземное море. Согласно легенде, работнику Колизея, ответственному за захоронение, явился сам Фавн и назвал тайное имя чудовища, позволявшее вызывать его из морских глубин. Страшная тварь являлась по вызову и пожирала окровавленные и растерзанные тела гладиаторов и трупы хищников, убитых на арене Колизея. Таким образом, решались сразу две проблемы: с одной стороны обеспечивалось покровительство могучего бога. С другой -удавалось избавиться от трупов, которых в дни больших праздников набирались десятки, а то и сотни. Среди служителей Колизея, этого варварского цирка с залитой кровью ареной, бытовало поверие, что до тех пор, пока чудовище получает в пищу убитых гладиаторов, до тех пор простоит и сам Колизей.


И действительно, после запрета в 405 году н.э. императором Гонорием гладиаторских боев, как не соответствующих духу христианства, здание стало быстро приходить в упадок. Сначала оно сильно пострадало от нашествия варваров. Позже в течение двух веков Колизей служил крепостью для влиятельных семейств Франджипани и Аннибальди. Позже король Генрих седьмой подарил его сенату и народу Рима, и некоторое время на этой мрачной арене проводились бои быков. Но стремительное разрушение здания началось уже тогда. Сначала для построек использовались выпавшие из стен от времени камни, позже древние стены стали воспринимать как источник дешевых строительных материалов. Теперь камни выламывались уже вполне осмысленно, они использовались при строительстве «Веницианского Дворца», «Дворца Форнезе» и «Дворца Канцеллерия». Трудно поверить, но величайший памятник древнего Рима разбирался и расхищался до середины восемнадцатого века. Лишь папа Бенедикт XIV взял его под свою защиту. Свое решение он объяснил тем, что на арене Колизея приняли мученическую смерть сотни, если не тысячи первых христиан.


Заинтересованное в туристах, правительство Италии в наши дни много делает для сохранения Колизея. Проводятся раскопки и консервация руин. Но многое уже утрачено безвозвратно. Только в каменном весе Колизей утратил более двух третей своего первоначального объема. Утрачены и выходы к загадочному подземному морю, в чьих мрачных глубинах чудовище Нерона, возможно, до сих пор ожидает новых жертв.
Одно из последних весомых упоминаний о чудовище Колизея оставил выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини. В своих воспоминаниях он рассказывает о неком сицилийском священнике, умевшем при помощи заклинаний и курения фимиама вызывать в руинах Колизея различных демонов, в том числе и «морского зверя Нерона». Сам Челлини, правда, посчитал это мистификацией, но некие мрачные и зловещие тени он все-таки видел.

Подпишитесь на нас

Август 4, 2018

Пожалуй, ничто так не будоражит воображение приезжающих в Вечный город туристов, как стены древнеримского Колизея – безмолвные свидетели гладиаторских игрищ. Вопрос об их происхождении до сих пор останется открытым. Однако независимо от мнения историков, бои гладиаторов на арене Колизея являлись примером военной этики и были важнейшей частью политической и общественной жизни в римском мире.

Кровавые игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика еще до появления Амфитеатра Флавиев – в период со II века до н.э. до I века н.э. Откуда же и почему в Древнем Риме появилось столь нетривиальное развлечение для публики.

Гладиаторские бои – история возникновения

Дошедшие до нашего времени ранние летописные источники разнятся в оценках дат и причин возникновения гладиаторских боев. Так, в конце I века до н.э. греческий историк и философ Николай Дамасский (род. около 64г. до н.э.), полагал, что их происхождение берет свое начало из Этрурии – древнего региона Центральной Италии, в который входили: часть Лацио к северу от Рима, Тоскана, часть Умбрии и Лигурийское побережье. Эта версия, ставшая доминирующей, впоследствии была подтверждена древними артефактами, найденными при археологических раскопках в итальянском городе Тарквиния, находящемся примерно в 45 км от Рима в провинции Витербо. Этот город является одним из старейших поселений этрусков. Именно он дал целую династию древнеримских царей – .
Гипотеза о том, что бои гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков, основывается на найденных в их погребальных захоронениях графических изображений ритуальных похорон, сопровождавшихся играми.

Фреска «Борцы» в этруском погребальном захоронении, ок. 460г. до н.э.


Похоронные игры этрусков предусматривали, также, жертвоприношения пленных, в которых их кровь в качестве жертвенной выливалась на могилу павшего воина для упокоения его души. Этот искупительный кровавый обряд, очевидно, и предвосхитил ранние римские гладиаторские бои.

Фреска «Принесение в жертву пленных троянцев» , ок.IV до н.э.

Игры гладиаторов в раннюю римскую эпоху и смена декораций

Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем. Если верить римскому историку Титу Ливию (59г. до н.э. – 17г. н.э.), впервые они были проведены в Риме в 264г. до н.э. В своей работе «Ab Urbe Condita Libri» он отмечал, что их организовали братья Марко Юнио Пера (римский консул в 230г. до н.э.) и Децим Юнио Пера (римский консул в 266г. до н.э.) по случаю похорон своего отца – не менее знаменитого политика и аристократа этрусского происхождения Децим Юния Брут Пера, одного из прямых потомков основателя Рима. Тогда, чтобы почтить его память, насмерть сражались три пары гладиаторов на Forum Boarium (Бычий форум) и это кровавое действо, по оценке Тита Ливия, полностью соответствовало этрусскому погребальному обряду.

Гладиаторы. ок. II века н.э. Часть мозаики, найденной г. Злитен, провинции Мисурата в Ливии.


В 216 году до н.э. римский консул Маркус Эмилиус Лепидус также был удостоен чести проведения столь торжественного древнего обряда – «munera funerari», то есть погребальных игр. Его сыновья Люциус, Квинт и Маркус, используя двадцать две пары соперников, организовали на Forum Romanum бои гладиаторов, которые длились три дня.

Следующие масштабные гладиаторские бои, проводимые в рамках munera funerari, состоялись на похоронах римского консула Публия Лициния Красса в 183г. до н.э. Но они были уже более экстравагантными. Погребальные игры продолжались три дня, и в них участвовало около 120 гладиаторов.

Увлечение гладиаторскими играми и принятие их в качестве необходимого ритуала при погребении было восторженно воспринято многими союзниками Рима, а культ гладиаторов проник далеко за его пределы. К началу 174г. до н.э. «малые» римские munera funerari – частные или публичные, имели уже довольно низкую значимость и были настолько обыденными и ничем не примечательными, что даже не удосуживались быть упомянутыми в трудах летописцев. В 105г. до н.э. правящие консулы предложили Риму спонсировать «варварскую битву» из государственной казны в рамках учебной программы для военных. Бои гладиаторов, впервые проведенные специально обученными бойцами из Капуи, оказались столь популярны, что после этого они стали публичными. Их стали часто включать в проведение государственных игр, которые сопровождали основные религиозные праздники.

Колизей – главная арена гладиаторов

Изначально публичные бои гладиаторов устраивались на открытых многолюдных площадках городских рынков, таких как Forum Boarium, вокруг которых на возвышенностях возводились временные места для зрителей с высоким статусом. Однако по мере того, как гладиаторские игры становились все более и более популярными, потребовалось строительство фундаментальных сооружений.

Фреска с изображением Римской арены в г. Помпеи, построенной ок. 79г. до н.э.

Самый ранний известный римский амфитеатр был построен для этих целей около 70г. до н.э. в Помпеях. В Риме, по свидетельствам летописцев, существовал деревянный амфитеатр публичного оратора Гая Скрибониуса Курио, сооруженный в 53г. до н.э., а открытие первого каменного состоялось лишь в 29г. до н.э. и было приурочено к празднованию тройного триумфа Октавиана Августа. По словам Плиния, три этажа этого амфитеатра были отделаны мрамором, содержали более 3000 бронзовых статуй и вмещали 80 000 зрителей. Однако, в 64г. н.э. он сгорел дотла, так как сооружение, по всей вероятности, имело деревянный каркас. На замену ему император Тит Флавий Веспасиан возвел в Риме самую большую и известную арену гладиаторов в мире – Амфитеатр Флавиев, известный сегодня как Колизей. Он был открыт в 80 году н.э. как личный дар Императора римскому народу.

Колизей, возведенный династией Флавиев, подаренный римскому народу императором Веспасианом


Гладиаторские игры

Во времена Империи количество проводимых гладиаторских боев достигло своего пика, став любимым развлечением восторженной публики. Выступления превратились в настоящие шоу гладиаторов – игры заблаговременно объявлялись на рекламных щитах, где указывалась их причина, место и дата проведения, количество и имена выступающих пар, порядок их появления. Дополнительно зрителям сообщалось о наличии мест под тентом, защищающем от солнца, предоставляемых напитках, сладостях и еде, указывались призы для победителей.
В ночь перед играми гладиаторы получали возможность дать поручения, чтобы закончить свои личные дела, для них устраивался банкет, имевший очевидную схожесть с ритуальным и сакраментальным «последним приемом пищи».

Гладиаторы после боя. 1882г. Картина Хосе Морино Карбонеро, Музей Прадо


На следующий день, торжественно шествуя через весь город, роскошно одетые гладиаторы направлялись в амфитеатр Флавиев. Спереди шли ликторы – римские гражданские служащие, позади – небольшая группа трубачей, играющих в фанфары, и свита, несшая образы богов, чтобы засвидетельствовать судебные разбирательства на арене. Замыкал процессию писарь и специальный человек, несший пальмовую ветвь для чествования победителей.

Это интересно!

Согласно установившемуся мнению, перед боем на арене Колизея гладиаторы попадали под трибуну императора, если тот присутствовал на выступлениях, и кричали – «Ave Caesar, morituri te salutant» , т.е. «Привет, Цезарь, те, кто скоро умрет, приветствуют тебя» . Однако недавняя историография отрицает подобные домыслы.


Игры гладиаторов на арене Колизея обычно начинались с развлекательного зрелища –либо сражавшихся друг с другом диких животных, либо со звериной охоты (venationes), когда слабо вооруженный гладиатор (venator) бился с голодными хищниками – львами, тиграми или медведями. Венатор, то есть охотник, был защищен только фасциями – полосками сыровяленой кожи, обернутой вокруг туловища и ног. Для своей защиты он использовал лишь копье.

Звериная охота на арене. Византийская фреска ок. V века н.э. Музей мозаики в Стамбуле, Турция


Следующим действом было публичное осуждение нарушивших закон преступников или христиан – Ludi Meridiani, приобретшее значительную популярность в период Римкой империи. К виновным, приговоренным к смерти, применяли наиболее варварский вид смертной казни – Domnatio ad Bestia (Осуждение к зверям). Несчастных просто бросали на растерзание дикому зверю.


Зачастую несчастные были полностью или частично обнажены, а оказывать сопротивление, чтобы защитить свою жизнь, им мешали оковы. Те, кто контролировал эту форму исполнения казни, назывались bestiarii (от лат. Bestia – «зверь»). Публичная смерть от диких животных на арене считалась наиболее унизительной в Риме. Последним актом унижения было удаление трупов – их крючьями вытаскивали с арены Колизея, а растерзанные тела впоследствии лишали надлежащих языческих погребальных обрядов.

Фрагмент мозаики «Domnatio ad Bestia», I век н.э., г. Злитен, Ливия


Перед началом боев, на арене Колизея проводилась их симуляция с деревянным оружием в качестве разминки, в которой участвовали пары заявленных для участия в гладиаторском шоу бойцов. Затем ланисты (антрепренеры гладиаторов, в современном понимании) представляли публике участников предстоящих схваток и отмечали пространство боя, ограничивая его метками.

Бой гладиаторов на арене Колизея, который обычно длился 10-15 минут, начинался по сигналу взывающего протяжного звука из рога. В течение дня проводилось 10-13 схваток, а обученные бойцы должны были соблюдать профессиональные правила ее проведения. Для этого назначался summa rudis, т.е. старший судья и его помощник, чтобы предупредить или отделить противников друг от друга в какой-то наиболее критический момент. Чаще всего судьи сами были отставными гладиаторами – их решения и суждения безоговорочно соблюдались. Они могли полностью прекратить поединок или приостановить его, чтобы дать отдохнуть соперникам.

Фрагмент мозаики «Бой гладиаторов», ок. 320г. н.э., галерея Боргезе, Рим, Италия


Поверженный наземь гладиатор мог сам признать свое поражение, обратившись к рефери поднятием вверх большого пальца, чтобы остановить бой и обратиться к редактору, решение которого обычно зависело от ответа толпы. Самые ранние гладиаторские бои предусматривали для побежденного безоговорочную смерть, которая считалась праведным наказанием за поражение. Несколько позже, во времена Римской империи, те кто показывал свое мастерство и хорошо сражался, мог получить по прихоти толпы или, чаще всего, от редактора – missione, т.е. прощение и спасти свою жизнь от смертного приговора. Очевидно, это было связано с тем, что публичные бои на арене амфитеатров стали неплохим бизнесом для держателей школ – гладиаторы стоили дорого, их арендовали для боя, продавали и покупали как товар, а заключенный контракт между ланистом и редактором мог включать выплату довольно большой денежной компенсации за непредвиденные случаи смерти. Порой сумма могла оказаться в пятьдесят раз выше арендной стоимости гладиатора.

Картина Pollice Verso (лат. Пальцы вниз), худ. Жан-Леон Жером, 1872


Побежденный, которому было отказано в помиловании, должен был умереть достойно, не оказывая сопротивления и не взывая к милосердию. Некоторые сохранившиеся до нашего времени мозаики показывают, каким именно образом поверженные гладиаторы принимали смерть. Стоящему на коленях противнику победитель наносил последний роковой удар, опуская свой меч сверху вниз – между ключицей и лопаткой, чтобы достичь сердца и, таким образом, давал ему быструю смерть.

Это интересно!

Кровь убитого на арене гладиатора считалась эффективным афродизиаком, имевшим тонизирующее и бодрящее действие. Древнеримский писатель и автор «Естественной истории» Гай Плиний Секунд (23-79гг. н.э.) в своих трудах отмечал, что «римляне пили кровь из умирающих гладиаторов, как из живых чаш, как средство от анемии». Кровь раненных бойцов считалась действенным средством для излечения эпилепсии, ее собирали губками прямо на арене и даже продавали.


Распорядитель боев на арене Колизея прилюдно подтверждал смерть гладиатора, касаясь его раскаленным железом, и приглашал либитинариев – специальных служителей амфитеатра, для выноса тела. Облаченные в одежды богов Харона или Меркурия, они выносили с арены бездыханные останки через предназначенную для этого особую дверь – libitina, называемую так по имени древнеримской богини похорон и захоронений. Эта дверь вела в spoliarium – помещение, предназначенное для трупов, где мертвого гладиатора лишали доспехов и оружия.

Победитель, выигравший гладиаторские бои, получал от редактора лавровую корону, а от благодарной толпы зрителей – деньги. Для изначально осужденного гладиатора или раба самой большой наградой было вручение ему rudis – учебного деревянного меча. С этого момента невольник получал свободу, считаясь вольноотпущенником.

Запрет гладиаторских игр

Вторжения чужеземцев, эпидемия чумы, гражданская война и экономическая депрессия предопределили так называемый Кризис Третьего века. Известный также как Императорский кризис 235-284гг. н.э., начавшийся с убийства императора Александра Северуса в 235 году, он привел к глубоким изменениям во всех институтах власти и в экономической жизни на всей территории Империи и предопределил повсеместное распространение христианской религии. И хотя императоры продолжали субсидировать бои гладиаторов на арене Колизея в качестве неотъемлемых общественных интересов, кровавое зрелище становилось все более презираемо христианами.

Смерть Игнатия Антиохийского на арене в Риме


В 315г. Константин I запретил варварские смертные приговоры Domnatio ad Bestia, приводившиеся в исполнение на аренах, а через десять лет он даже попытался полностью запретить игры гладиаторов. Однако императорское законодательство не смогло полностью сдержать проведение игр, несмотря на то, что:
  • в 365 г. н.э. Валентиниан I (правивший 364-375гг.) пригрозил штрафовать судей, которые приговаривали христиан к смерти на арене;
  • в 393 г.н.э. Феодосий I (правивший 379-395гг.) запретил проведение языческих фестивалей;
  • в 399 и 404 годах император Гонорий (правивший 393-423гг.) дважды накладывал юридический запрет и закрыл школы гладиаторов в Риме;
  • в 438 году Валентиниан III (правивший 425-455гг.) повторил предыдущий запрет на проведение гладиаторских игр;
  • в 439 году состоялся последний бой гладиаторов в Риме.

Последовательно проводимая целым рядом императоров политика, направленная на искоренение языческого наследия, дала свои результаты. К тому же, распространение христианства вызывала у последователей новой религии все большее неприятие и отвращение, что значительно снизило интерес к гладиаторским боям.

Это интересно!

Считается, что в запрещении игр не последнюю роль сыграл трагический случай, произошедший в 404 году во время боя гладиаторов на арене Колизея. Согласно свидетельствам сирийского епископа Антиохия Феодорета (393-458гг.), во время финальной стадии поединка, когда победитель схватки готовился нанести последний роковой удар поверженному противнику, на арену амфитеатра выбежал монах, пытаясь остановить расправу. Жаждавшая крови толпа забросала камнями благородного христианина. История сохранила имя монаха, принявшего мученическую смерть – Альмахус (Almaquio), более известного как Святой Телемах. Впечатленный случившимся, император Флавий Гонорий Август запретил бои гладиаторов в Риме, а Альмахус был возведен в лик святых.


Тем не менее, игры гладиаторов на аренах продолжались вплоть до начала VI века. Последние зрелищные сражения, по свидетельствам историков, состоялись в Венеции в 536 году.

Бои гладиаторов в современной реконструкции

Сегодня некоторые римские реенакторы пытаются воссоздать школы гладиаторов, формируя из единомышленников целые группы. Их целью является как можно более точное воспроизведение гладиаторского боя на арене и демонстрация римского исторического наследия.

Реконструкция гладиаторского боя


Регулярно проводимые, не только в Риме, различные фестивали, дают возможность современникам воочию увидеть доспехи и оружие бойцов, а присутствуя на подобных мероприятиях – проникнуться духом времени и почувствовать былое величие Римской империи. Этому способствуют и многочисленные художественные киноленты, отснятые в жанре «peplum» итальянскими и зарубежными кинематографистами. И хотя некоторые из них являются костюмированными драмами, интерес к ним не иссякает на протяжении многих поколений зрителей. Но об этом можно прочитать в нашей следующей статье.

Бои гладиаторов на арене Колизея: меч, кровь и восторг публики


То, что одна- любимая жена-кудерка- это классно (самая милая тут, имхо). Другая- любимая сестрёнка, которую он постоянно засасывал, полагаю потому, что времена были такие, что всё можно- это тоже классный вариант. Но вот совместить их вместе по сюжету- автор жесток. Ни одну не кинешь, не заслужили они такого, а с обеими остаться

ну, по-идее, если не пихать сюда ещё рояль типа "это же аниме"

Жалко девок. Парень будто на две семьи жил.
А вообще- идея с реинкарнациями как-то смыла возрастной барьер, всем одновременно стало морально по "?" лет- и как бы все тут совершеннолетние, даже Майя. Это можно было бы неплохо разыграть, но, похоже,

все ведут себя как школьники

Кроме специалистки по бурению анальных отверстий и тонкого намёка, что

хотя более подробно она спала кое-с-кем другим, но это всё равно вывернуто к сёнену

Ничего из ряда вон выходящего не было, всё по-шоненовски.
Гг регулярно что-то вспоминает. Это основа тайтла. Как чекпойнты. Я вспомнил, я вспомнил, я вспомнил. Прямо сейчас я вспомнил, и ушатаю кого-то с удара, прямо сейчас вспомнил, кто мне эта баба. Хорошо, хоть не забывает потом. До забавного однообразно. Вместо "я вспомнил" он мог бы говорить "рояль!", но это было бы совсем уже некрасиво. Но, пожалуй, половина прелести этого тайтла внутри этих флешбэков и содержится.
Картинка в 50% халтурная. Музыка тоже не супер, пара треков вообще были как в одной хентайной игрушке, с чего я слегка проиграл.
К концу первой части из серий ~8- внутри борется перфекционист , требующий добить из принципа и потому, что не совсем всё плохо, и желание дропнуть эту ерунду.
Ну а вторая часть получше. Трэинтрип до красноярска на зелёной стрёмной советской электричке милое дело, не заезженное почти.

Бадум-тсс. Дали отдохнуть от обилия баб- ограничась одной, новенькой. Весёлый блицкриг вышел)
Сразу видно что автор в

Откуда у финнов бани с трёхэтажный дом с парилкой 12х12 метров? А как вам целая витражная стена прямо в парилке, а?) На одну протопку по гектару леса валить придётся. Где вы видели, чтобы в финской сауне

да, окей, видели, но это неправильно, финская сухая должна быть.

Не бывал, да и в

Начали с дури хлестать воду ковшами--- И ВСЕ ПОЛЕЗЛИ ПОВЫШЕ!?? WTF?? Почему русские девки выглядели самыми вялеными? Стало жарко- и БЕГОМ до выхода? Серьёзно? если зажарился- медленно выползаешь по полу, а не летишь во весь рост мимо камней! Про спорт при 130 градусах я просто промолчу, пожалуй, закончилось закономерно. Боже мой, этот "эпизод с источниками по-страшнорусски" и нравится и колется)


Третья часть - тоже стандарт. Превозмогание, "долбанём вместе", хеппи энд и натянутое подобие эпилога.
Весь тайтл такой, стандартный и деланный по наработанной схеме за не очень большие деньги. Все бабы либо гиперактивные цундерки, либо кудерки. Изучать приёмы не надо, их достаточно вспомнить. Сюжет и исполнение тоже как по точкам контур обвели. Поход в Россию- хорош, на 7, остальное на 5.

Данный тайтл почти уже близится к 300-а просмотренным и в принципе, если можно было бы оценить 100/10 , то это тот случай, ибо мало подобий, если только "доблесть рыцаря неудачника" , "боевая академия города астериск" , " САО" . совместить в один тайтл, то будет такое вот сочетание - это не плохо, а наоборот автор додедал все так, чтобы не было призрачных мыслей на счет второго сезона ибо в этом рассказали и показали ВСЕ , на самом деле вот это идеал подобного жанра, в котором показали саму задумку и мысль, да и ГГ хоть и способный, но все таки построено тут так, как от части в "Что ты будешь делать во время апокалипсиса? Будешь ли ты занят? Могу ли я спасти тебя?" только доведено все в абсолют до идеала.
Если пройтись по оценкам, тогда:
Сюжет - по сюжету вопросов просто 0 , автор сделал все, чтобы закончить на первом сезоне и это великолепно ибо у многих таких же подобных тайтлов нет продолжения хоть и с множеством на это подсказок, за это в принципе можно только респектнуть. То как удалось за 12 серий по факту раскрыть всех персонажей и рассказать о ГГ и прочем, но вот есть одна недомолвка в том, что к примеру Шизуне и Сацки были по факту похожи на свои версии до смерти, а вот ГГ только проявился один раз и тот

в конце, когда понял, что уже по факту потерял и на третье свое перерождение сестру из 2 жизни и жену из первой и что в 3 так же по факту показали, что дракон их обошел и просто волной превратил в камень

На самом деле приятно, что концовку все таки обыграли в плане смерти,но и хорошо от части, что все таки один раз показал себя из прошлого, ибо видеть ГГ в подобных этому тайтлах от части грустно. Респект за это.(1000/10)
По рисовке - рисовка на самом деле выглядит вроде и хорошо, но бедная со стороны, если долго смотреть, боевая составляющая выглядела эффектно, тем более произношение заклинаний и прочего, да это не сравнится с красивой и устрашающей, как в "Оверлорде" или же "Повелитель Рагнарека и Покравилитель эйнхерий" , но очень эффектно, в остальном в принципе претензий нет. (9/10)
Музыкальное сопровождение - годные опенинги, но на самом деле после середины, как любят делать показывают концовку - это от части калит, но скипать не особо то и хочется, музыка выглядит эффектно и не утомляет + в тему достаточно (10/10)
Персонажи - наверное единственный тайтл подобного рода (гаремник-школа-магия и т.д.) , где закончилось все одним сезоном и в полном размере, т.е. тот кто смотрел понимал всю картину, но обыгрывать смерть на самом деле тут это заходило очень даже четко и претензий не имеется, от части только не раскрыли полностью двух глав наций (хотя и можно было кратко о них запилить, ибо "сильнейшие" по факту из перерожденных. (9.5/10)
Посоветовать и добавить в избранные самое малое, что можно тут сделать, опять же не всем это понравится, тут же сидят критики которые просмотрели уже не одну тысячу тайтлов и у всех вкусы разные, но если бы хоть кто-то привел в пример, где за 12 серий автор не льет воду в пустую и предельно максимально придумывает качественный сюжет, не только на дойках героинь и прочем, тут определенно тысяча из десяти.
Ну а всем, кто все таки читал или же прочел до конца Удачи в просмотре