Как справится с эмоциональным выгоранием. Как бороться с эмоциональным выгоранием. План восстановления сил за одни выходные

Обычно люди чувствуют усталость в конце рабочей смены, к концу трудовой недели или непосредственно перед отпуском. К сожалению, бывают случаи, когда вы ощущаете переутомление все время. При этом вы замечаете отсутствие энтузиазма по отношению к работе. Вместе с усталостью в вашем сознании поселяются ее верные спутники: отрешение, цинизм и безразличие. Налицо эмоциональное выгорание.

Бич современных людей

Симптомы эмоционального выгорания в последнее время все более распространены. Это связано с современными трудовыми реалиями и насыщенным ритмом жизни. Работодатели становятся все более требовательными, а условия труда - все более напряженными. Ситуацию нередко дополняют неспокойная обстановка в коллективе, интриги и сплетни. Поговорим о том, что вызывает эмоциональное выгорание и как можно преодолеть это состояние.

Аналогия с выжженным домом

Сам термин «выгорание» был придуман в 70-е годы 20 века психологом Гербертом Фройденбергером. Здесь прослеживается четкая взаимосвязь с понятиями «выжженная земля» или «выжженный дом». Если вы когда-нибудь проходили мимо сгоревшего сооружения, то знаете, насколько это печальное и унылое зрелище. Деревянные строения выгорают почти дотла, оставляя лишь часть стен. Бетонным конструкциям везет больше. Но если внешне пострадавшие от пожара кирпичные дома почти не меняют свой облик, то внутри глазам наблюдателя предстает печальное зрелище. Вы будете поражены, насколько огонь бывает жестоким, и каковы могут быть масштабы бедствия. Доктор Фройденбергер проводил аналогию с выжженной бетонной конструкцией и эмоциональным выгоранием у людей. Снаружи человек практически не меняется, но его внутренние ресурсы полностью опустошены.

Три степени выгорания

Современные исследователи выделяют три степени выгорания: истощение, цинизм и неэффективность. Подробнее рассмотрим, к чему приводят все эти стадии. Истощение от выгорания вызывает чувство тревожности, затруднения со сном, отсутствие сосредоточенности и даже физические болезни. Цинизм иногда называют деперсонализацией или расстройством самовосприятия. При этом собственные действия воспринимаются человеком не изнутри, а со стороны. Складывается стойкое ощущение, что утерян контроль над собой, возникает чувство отчужденности от людей, с которыми человек работает, отсутствие интереса к работе. И, наконец, третий фактор отбирает у вас уверенность в том, что вы хорошо работаете или хорошо справляетесь со своими функциями. Это ощущение вырастает не на пустом месте.

Ни один человек не хочет попасть в ловушку эмоционального выгорания. С одной стороны, все просто: нужно не перегружать себя работой. Но, с другой стороны, все гораздо сложнее, и беда может подкрасться внезапно. Чтобы знать, как справляться с этим состоянием, необходимо уметь определять причины его возникновения.

Что вызывает выгорание?

На самом деле мнение о том, что выгорание приходит в связи с отсутствием выходных и отпусков, - довольно распространенное заблуждение. Вот что говорит Александра Мишель, научный писатель из Ассоциации психологических наук: «Выгорание возникает, когда негативных факторов, связанных с работой, становится больше, чем позитивных. Когда поджимают сроки сдачи проекта, имеют место слишком завышенные требования начальника, ощущается нехватка рабочего времени и присутствуют другие стрессовые факторы. В то же самое время вознаграждение за труд, признание коллег и отдых занимают гораздо меньше пространства».

Условия

Профессор Калифорнийского университета в Беркли Кристина Маслах изучает эту проблему с 70-х годов. Эксперт с коллегами предложила шесть факторов среды рабочего места, которые ответственны за выгорание. К ним относятся нагрузка, контроль, вознаграждение, ценность, сообщество и справедливость. Человек ощущает эмоциональную пустоту, когда два или несколько фактора из перечисленных выше не соответствуют его потребностям. Например, у сотрудника маленькая зарплата при чересчур завышенных требованиях и тяжелом труде. К сожалению, многие рабочие места не могут удовлетворить основные потребности персонала. Одно крупное исследование, проведенное в Германии компанией Gallop, показало, что 2,7 миллиона рабочих сообщают о симптомах выгорания. В 2013 году среди директоров предприятий в Великобритании проводился опрос, в ходе которого выяснилось следующее: 30 процентов менеджеров считают, что персонал их фирм подвержен массовому выгоранию.

Риски и последствия

Последствия этого явления сравнимы разве что с катастрофой вселенского масштаба. По мнению доктора Мишель, выгорание - это не просто состояние ума. Это состояние оставляет неизгладимый след в мозгах и телах людей. Усталость и потеря интереса к работе - это лишь верхушка айсберга. На самом деле риски выгорания более серьезны. Лицам, страдающим от выгорания, присущ хронический психосоциальный стресс, который наносит ущерб личностному и социальному функционированию. Это подавляет когнитивные навыки и пагубно влияет на нейроэндокринную систему. Со временем эффекты выгорания приводят к проблемам с функциями памяти и снижению концентрации внимания. Также существуют большие риски причинения ущерба психике, в частности, возникновения депрессивного расстройства.

Выгорание влияет на функции мозга

Эта проблема изучалась учеными неоднократно. Так, одно из более поздних научных исследований показало, что у лиц, страдающих от эмоционального выгорания, истончается префронтальная кора головного мозга. Этот важный отдел отвечает за когнитивные функции. Обычно префронтальнаая кора становится тоньше с возрастом, в процессе естественного старения организма. Но, как видим, этот процесс при определенных условиях может запуститься гораздо раньше.

Риски ишемической болезни сердца

Стрессы и другие негативные эмоции не могут не влиять на работу сердца. Еще одно исследование, затронувшее почти 9 тысяч работников, подверженных выгоранию, показало, что у этой категории значительно увеличиваются риски ишемической болезни сердца. Эти и другие последствия звучат довольно мрачно, поэтому повернем тему в более позитивное русло. К счастью, преодолеть выгорание можно.

Как преодолеть проблему?

Когда человек ощущает на себе эффект выгорания, он проявляет обеспокоенность своим состоянием. Первое, что может облегчить панику, - это уменьшение объема проделанной работы. Психологи предлагают искать способы управления нагрузкой в следующих уловках: в делегировании поручений, умении отказывать в помощи, а также ведении дневника. Там можно записывать условия, которые заставляют вас ощущать стресс на рабочем месте. Однако выгорание связано не только с профессиональной нагрузкой. Научитесь снова смотреть на мир широко открытыми глазами, попытайтесь наслаждаться отдыхом, увлечениями и любыми милыми моментами, не связанными с работой. Для того чтобы привести к балансу негатив и позитив, вам необходимо снова научиться наслаждаться жизнью.

Делайте то, что вам нравится

Легко забыть о себе, когда вы переживаете период эмоционального выгорания. Вы живете под гнетом постоянного стресса, поэтому единственная отдушина - это увеличение количества вкусных блюд в рационе. Однако сладости не избавят вас от самой проблемы. А вот здоровое питание, достаточное количество воды и физических упражнений быстро смогут привести вас в норму. Старайтесь делать то, что вам по душе, найдите время для встречи с друзьями. В заключение приведем слова разработчика программного обеспечения Кент Нгуен: «Выгорание происходит от неспособности делать то, что вы любите, или то, что важно для вас, на регулярной основе».

Если на вас вдруг накатила усталость, появилось ощущение беспомощности и разочарования и кажется, что вы полностью выходите из строя, вполне возможно, что это эмоциональное выгорание. Такое состояние приводит к ощущению бессилия, поэтому решить проблему очень сложно. Отрешённость и безразличность, возникающие при выгорании, могут стать источником проблем с работой, поставить под угрозу нормальное общение и даже физическое здоровье. Поэтому никогда нельзя пускать ситуацию на самотёк, нужно бороться и искать пути выхода.

Что такое синдром эмоционального выгорания?

СЭВ или синдром эмоционального выгорания – это состояние, которое характеризуется умственным, эмоциональным и физическим истощением на фоне хронического стресса, который в большинстве случаев вызван работой . Чаще всего страдают представители профессий, связанных с постоянным общением: например, учителя, врачи, социальные работники и сотрудники больших компаний с широким штатом и высокими требованиями к персоналу.

Очень часто от СЭВ страдают врачи

Вследствие сильного перенапряжения человек постепенно просто теряет интерес ко всему. СЭВ приводит к снижению производительности и энергии, из-за этого появляется ощущение беспомощности, обиды и безнадёжности. Пострадавшему кажется, что ему ни на что не хватает сил, и он обречён на бессмысленный и скучный труд.

Один из действенных способов предотвратить СЭВ – отставлять рабочие проблемы на работе. Выходя за дверь, можно даже символически вытереть ноги, чтобы не тащить за собой груз проблем домой.

Конечно, нередки такие симптомы и при банальной усталости или плохом настроении. Если нашу работу не ценят или приходится сильно перегружаться, мы тоже можем ощущать подобное. Поэтому нельзя путать СЭВ с депрессией или усталостью.

Как узнать СЭВ?

Чтобы не перепутать синдром эмоционального выгорания с другими похожими состояниями, нужно знать три главных его отличия:

  • Человек ощущает эмоциональное истощение и опустошение, его не радует работа, которая раньше нравилась, ничего не приносит удовольствия, коллеги и все окружающие люди раздражают. Это выливается в плохо выполненные задачи, постоянные ссоры, нежелание куда-либо выходить и с кем-то общаться.
  • Появляется ощущение бессмысленности труда, пропадает желание работать хорошо, так как этого «всё равно никто не ценит». Постепенно это чувство может распространиться и на другие области – например, человек перестанет следить за собой, так как лучше всё равно не станет.
  • В отличие от усталости, СЭВ никуда не девается после отдыха. После выходных «выгоревший» человек останется таким же несчастным и вялым, тогда как уставший возвращается полным сил.
  • В отличие от депрессии, в основе которой всегда лежит страх и ощущение вины, выгорание базируется на гневе и раздражительности. Человек не считает, что он плохо работает или хамит окружающим, ему кажется, что весь мир против него.

Часто эмоционально выгорают педагоги

Хотя на начальной стадии эмоциональное выгорание может показаться безвредным, со временем оно часто приводит к психосоматическим заболеваниям, ухудшению памяти и концентрации . «Сгоревший» человек может не только потерять работу, так как ценность его как сотрудника резко упадет, но и семью, которой придётся жить под гнётом его негатива.

Развитие выгорания

Для упрощения диагностирования эмоционального выгорания психиатр из Нью-Йорка Герберт Фройденбергер создал специальную шкалу . Первые ступени выглядят вполне безобидно, но лучше начинать лечение уже на этом этапе – чем дальше, тем труднее будет вернуть нормальный эмоциональный фон.

Сначала присутствует навязчивое желание самоутверждения, возможно старание доказать что-то другим, соперничество. Затем приходит небрежное отношение к собственным потребностям, отказ от общения, спорта, развлечений. Потом - отказ от урегулирования конфликтов, который ведёт к их затягиванию. Со временем человек просто перестает реагировать на проблемы в общении с родными и/или друзьями. А затем наступает утрата ощущения себя как человека и личности, человек продолжает действовать механически, не прикладывая усилий и не задумываясь о будущем.

Постоянная усталость - один из главных признаков выгорания.

Через некоторое время человека замечает, что потерял себя, ощущает внутреннюю пустоту и чаще всего после этого наступает депрессия. Постепенно развиваясь, эмоциональное выгорание приводит к тому, что он ломается, заболевает физически и душевно, часто склоняется к суицидальным мыслям.

Не надо бояться менять работу. Некоторые психологи считают, что делать это надо раз в 4-5 лет. Это приносит в жизнь свежесть и новизну и не даёт «сгореть».

Особенность СЭВ такова, что его легко скрыть . Человек может ходить на работу, выглядеть как всегда и даже более-менее нормально общаться, списывая неудачи на усталость или болезнь. Часто о проблеме близкие узнают уже на последних стадиях, когда человек практически готов распрощаться с жизнью.

Причины развития СЭВ (Видео)

Многие современные психологи считают, что эмоциональное выгорание является защитным механизмом в условиях сильных психотравмирующих воздействий. В такой ситуации организм просто «выключает» , сохраняя себя. СЭВ позволяет минимизировать затраты энергии и сберечь от излишней работы некоторые системы организма: например, нервную, эндокринную, сердечнососудистую. Но со временем такой «сохраняющий режим» становится слишком экономным и не позволяет человеку нормально работать и общаться с окружающими.

Чтобы понять причины развития выгорания, надо помнить, что наша нервная система имеет лимит выполнения определённых процессов: например, общения, решения задач и т.д. Определить этот предел непросто, так как он не только индивидуален для каждого человека, но и зависит от многих показателей, например, от качества питания и сна, состояния здоровья и времени года, ситуации в семье пациента. Но если человек превышает его, наступает истощение, которое со временем приводит к выгоранию.

Часто симптомы СЭВ осложняются пессимистически настроенными людьми и лентяями вокруг. Нужно дать им понять, что вы не должны их выслушивать и помогать им.

Вторая причина – отсутствие осязаемого результата . Чаще всего это случается с учителями. Они могут выкладываться изо всех сил, но не изменят ничего, дети так же будут приходить или не приходить в школу, получать плохие или хорошие оценки, пропускать уроки и халтурить. Похожая ситуация может происходить и с людьми других профессий, если их успехи не ценят и не поощряют. Это приводит к обесцениванию труда, а позже и к потере интереса к нему.

СЭВ сильно снижает качество работы

Отдельно стоит вспомнить, что большую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют личные качества человека . Есть люди, которые не устают, когда приходится долго выполнять монотонную рутинную работу, но не могут активизироваться для выполнения срочного проекта. А бывает наоборот – человек может успешно и плодотворно работать только недолгий срок, но при этом он выкладывается полностью, а позже просто «выдыхается». Есть работники, не способные к творческим заданиям, зато исполнительные. А есть творцы, которым необходимо ощущение свободы. Если работа не соответствует личности человека, очень скоро она приведёт к эмоциональному выгоранию.

В большинстве случаев СЭВ является следствием неправильной организации труда, управленческих ошибок и неготовности персонала к своим обязанностям.

Как предотвратить выгорание?

СЭВ – это проблема, которую легче предотвратить, чем решить. Поэтому необходимо следить за своим состоянием и при первых признаках эмоционального выгорания принимать меры по его предотвращению.

Что же делать?

  • Постараться начинать день с расслабляющих ритуалов: например, помедитировать или сделать зарядку.
  • Перейти на правильное питание, заняться спортом. Это придаст сил и энергии для решения проблем.
  • Установить границы. Если что-то раздражает или напрягает, нужно постараться не делать этого, отвечать отказом на нежеланные просьбы и заниматься тем, что действительно важно.
  • Ежедневно отдыхать от современных технологий. На некоторое время надо отключать телефон и компьютер и просто сидеть в тишине.
  • Заняться творчеством, найти хобби или чаще посещать мероприятия, которые не имеют ничего общего с работой.
  • Учиться управлять стрессом – это поможет противостоять выгоранию.

Если ситуация ещё не запущена, то справиться без помощи специалистов вполне реально, но нужно осознать, что проблема есть и работать над её решением придётся серьезно.

Как восстановиться самостоятельно

К сожалению, предотвратить выгорание получается далеко не всегда. Чаще всего человек понимает, что произошло, когда СЭВ уже разрушает его жизнь. Если это уже случилось, то нужно сконцентрироваться на возвращении нормального эмоционального фона.

Иногда надо сойти с дистанции, чтобы восстановиться

Существует три шага для лечения последствий выгорания:

  • Шаг первый: замедление. Необходимо сократить до минимума профессиональную деятельность – например, взять отпуск. В своё свободное время нужно отдохнуть, расслабиться, забыть о работе и проблемах.
  • Шаг второй: получение поддержки. Выгорая, человек обычно замыкается в себе и сокращает общение до минимума. Это нормальная реакция – он старается сохранить остатки энергии. Но нужно пересилить себя и рассказать близким, что происходит. Даже сам факт разговора может принести облегчение, а поддержка дорогих людей обязательно поможет справиться со стрессом.
  • Шаг третий: пересмотр целей и приоритетов. Если эмоциональное выгорание произошло – это серьёзный знак, что что-то в жизни не так. Нужно проанализировать всё и понять, почему так произошло. Возможно, следует поменять работу или своё отношение к ней, или даже полностью перекроить всё.

Но не нужно ожидать, что сразу же после осознания проблемы придет её решение. На это может потребоваться время, ведь и выгорание произошло не за день. Но если стараться следовать этим простым советам – рано или поздно здоровье вернётся.

У каждого бывают периоды усталости, апатии, эмоционального истощения. Человек становится рассеянным, начинает больше ценить свое личное пространство, а люди в метро все больше раздражают. Иногда вообще нет сил вылезать из-под одеяла, и мотивация пропадает еще до того, как утром открываешь глаза. Это еще не повод для паники, но повод задуматься о том, почему так произошло. Синдром эмоционального выгорания может привести к серьезной депрессии. Как распознать и предотвратить эмоциональное выгорание, объяснили клинический психолог, директор Центра системной семейной психотерапии Инна Хамитова и лайф-коуч Тимур Ядгаров. Их мнения иногда противоречат друг другу, вы можете выбрать точку зрения, которая ближе именно вам.

Что такое эмоциональное выгорание

И.Х.: Синдром эмоционального выгорания проявляется в трех областях: интеллектуальной - трудно осваиваются новые знания, возникают проблемы с памятью; физической - общая усталость, заторможенность; эмоциональной - снижение настроения, когда
 человека уже ничего не радует.
 Источником этого,
как правило, бывает следующее: ты вкладываешь в работу гораздо больше,
 чем получаешь взамен. Причем здесь речь идет и о физических, и об интеллектуальных, и об эмоциональных ресурсах.

Т.Я.: Наша жизнь не ориентирована на положительные эмоции, скорее - на сиюминутные цели, на то, что требует общество. Из-за этого мы теряем что-то очень важное, что наполняет нашу жизнь смыслом. Идея баланса личной жизни и работы очень сложна, и трудно встретить человека, который с легкостью их совмещает. Ведь концентрация усилий требует полной отдачи, и результат достигается или в одном, или в другом. Если вы стремитесь к достижению высоких результатов и преодолеваете большое сопротивление среды, закономерно происходит напряжение, и тут уже все зависит от того, насколько человек способен выдерживать это напряжение. Недостаток свободы - тоже распространенная причина выгорания: зависимость от начальников, организации, других людей, чувство, что человек не может отвечать сам за себя.

Кто в группе риска

И.Х. : Как правило, синдрому выгорания подвержены люди интеллектуальных и 
творческих профессий, причем любого возраста.
 Первые в группе риска именно трудоголики: 
те, кто фактически живут своей работой. Туда же попадают
 чрезвычайно чувствительные, эмпатичные, душевно тонкие люди.
 Главным условием является отдача 
от работы (и эмоциональная, и материальная): чем она меньше, тем больше вероятность сгореть. Кроме отсутствия результатов от работы, синдрому
 выгорания способствует рутинная, монотонная деятельность, мелочные придирки и самодурство со стороны начальства, конфликты в
 коллективе, отсутствие поощрения. То есть все, что усложняет обстановку на работе, и сам
 рабочий процесс.

Т.Я.: В первую очередь, выгоранию подвержены эмоционально безответственные, пассивные и безынициативные люди. Этому способствует еще и нарушение так называемой эмоциональной целостности: когда люди думают и чувствуют одно, а говорят и делают другое. Я бы сказал, что эмоциональное выгорание - это ответственность: вы, как хозяин своего организма, должны понимать, что у вас в хозяйстве есть эмоции, которые способны истощаться и выгорать. Если у человека в жизни есть радость, любовь, признание, уважение, чувство результата, связь с другими хорошими людьми, вероятность сгореть намного меньше. Каждое утро, просыпаясь, мы можем бежать или ведомые страхами, или ведомые мечтой. Вопрос: есть ли у вас мечта, и следуете ли вы ей каждый день. Человек, следующий мечте, а не страхам, будет выгорать меньше.

Как справиться с эмоциональным выгоранием

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Синдром эмоционального выгорания подкрадывается незаметно. Скорее всего, он подстережет вас через пару лет работы над одним и тем же проектом. Казалось бы, вы знаете свою работу от и до и прекрасно с ней справляетесь, и это именно то, чем вы мечтали заниматься еще несколько лет назад. Но почему же тогда вам так не хочется в будни вставать по будильнику и приходить на службу? Быть может, слишком устаете на работе? Усталость вовсе не равна эмоциональному истощению. Отдохнуть и вернуться через неделю свеженьким не получится. Если это ваш случай, попробуйте сделать свою жизнь яркой и более насыщенной, усиливайте акцент на времени вне службы – и попытайтесь найти новый смысл и удовольствие в том, что делаете.

Почему вы так сильно устаете на работе

Утро понедельника вы встречаете с чувством смертельной усталости и тоски? На совещании фантазируете о том, как падающий метеорит навсегда избавит вас от коллег? Похоже, вы стали жертвой эмоционального выгорания. Что это такое и как с ним бороться - рассказываем вместе с экспертами-психологами.

Эмоциональное выгорание (или burn-out) - отнюдь не блажь офисных бездельников, а серьезный синдром, открытый 40 лет назад американским психиатром Гербертом Фрейденбергом: так он обозначил нарастающее эмоциональное истощение в процессе работы. Долгое время считали: недуг касается лишь тех, чья профессия связана с тесным общением - учителей, медиков, социальных работников. Но в последнее время психологи бьют тревогу: синдром эмоционального выгорания превратился в настоящую эпидемию и распространился почти на все специальности. «Огромные массивы информации, быстрый темп жизни, жесткая конкуренция и культивирование успешности в социуме - все эти факторы накладывают на нашу работу и качество жизни все более высокие требования, что вызывает сильнейшее психическое напряжение и как следствие - эмоциональное выгорание», - комментирует клинический психолог Алиса Галац.

Не стоит путать его с усталостью, стрессом или депрессией, от них выгорание отличается некоторыми признаками:
1. вы чувствуете эмоциональное истощение (работа больше не радует, появляется ощущение упадка сил) и опустошение (ничего не приносит удовольствия), становитесь более циничными (общение с коллегами и клиентами раздражает и вызывает желание язвить);
2. вам начинает казаться, что ваш труд не имеет никакого смысла, а все усилия по его улучшению начальство все равно никогда не оценит;
3. в отличие от усталости синдром эмоционального выгорания не вылечить отдыхом - возвращаясь после выходных, «сгоревший» человек будет все так же тяготиться работой, а «уставший» - почувствует бодрость и прилив сил;
4. в основе депрессии всегда лежит чувство вины или страх, а эмоциональное выгорание базируется на чувстве гнева или раздражительности.

При всей своей внешней «безобидности» («Подумаешь, на работу не хочется идти!») этот синдром может приводить к неприятным последствиям: депрессиям, психосоматическим заболеваниям, сниженной концентрации внимания, ухудшению памяти. И будьте уверены: постепенно неудовлетворенность «переползет» из офиса в ваш дом и отношения - а кто захочет видеть рядом с собой нытика?

Почему так происходит?

Возможно, потому что вы… слишком любите свою работу. «Чем больше у человека запала в работе, тем более искаженно он воспринимает реальность, и тем проще ему разочароваться и сбиться с дистанции», - объясняет другой клинический психолог Ольга Краснова.

Иногда в том, что вы «сгорели», оказываются виноватыми внешние условия: рутина, ограниченная личная ответственность и отсутствие творчества. Краснова добавляет: «В любой работе должен существовать баланс из финансовых поощрений, эмоциональной отдачи и усилий, затрачиваемых на работу. А перекос в одну из сторон приводит к выгоранию».

«Сгореть» вы можете еще и тогда, когда потеряли ориентир в профессиональной деятельности. «Если человек не видит по-настоящему смысла в том, что делает, то никакая высокая зарплата или социальная престижность работы не спасут его от эмоционального выгорания», - объясняет Галац.

Что делать?

Итак, если вы чувствуете, что скоро от вашего профессионализма останется лишь пепел, эксперты рекомендуют срочно предпринять следующие меры:
Научитесь полностью переключаться - с работы на личное время. Для этого помогут визуальные техники. «Представьте себе, что дверь офиса закрывается и все проблемы, которые волновали вас в течение дня, остались за ней», - рекомендует Ольга Краснова.
Сделайте досуг в будни максимально насыщенным и приятным. Ходите после работы по магазинам, встречайтесь с друзьями и близкими, занимайтесь спортом или хобби - предвкушение любимого дела будет подогревать ваш интерес к труду.
Ставьте границы во всем - в обязанностях, общении с коллегами. Разделяйте зону своей личной ответственности и неконтролируемые внешние обстоятельства, то, что можете выполнить именно вы, и то, что можно делегировать. Ограничивайте общение с коллегами, если оно вам неприятно или отнимает много времени.
Боритесь с рутиной. Это может быть новый способ расположения бумаг на столе, регулярная пятиминутная разминка или дорога в офис по непривычному маршруту. Важно постоянно держать мозг в тонусе.
Окружите себя яркими вещами. Купите веселые стикеры для рабочего стола, яркие ручки, карандаши, блокнот. Согласитесь, когда на совещании вы сидите с ручкой в руке в виде большого медведя, заскучать вам будет сложнее.
Позвольте себе ошибаться. Выгоранию подвержены перфекционисты, а потому, разрешив себе допускать в работе ошибки, вы заметите, что работать станет намного комфортнее.
Фиксируйте успехи. Составьте список того, что вы умеете и чего достигли в процессе работы. Регулярно его пополняйте - скажем, раз в неделю записывайте очередное свое достижение.
Повышайте свою квалификацию или изучайте иностранный язык. Процесс обучения дает прилив энергии, творческих сил и новый взгляд на привычные вещи.
Чаще задумывайтесь о мотивации. Спросите себя: «Почему я делаю это?», «Что мне дает моя работа?». Важно сформулировать именно ту мотивацию, которая будет значима именно для вас, а не для ваших родителей или начальника.
Наметьте новые цели. Подумайте, для чего вы зарабатываете деньги? Превратите просто «надо» во что-то более осязаемое и приятное - покупка новых сапог, отдых на Мальдивах и прочее. Тогда каждый маленький шаг на пути к ним наполнится новым смыслом.
Учитесь расслабляться. У нашей нервной системы есть всего два состояния - возбуждение и торможение. Если мы слишком долго находимся в первом, наши ресурсы истощаются. Поэтому так важно хотя бы искусственно переводить свой мозг во второй режим, «тумблером» для него является медитация. Учитесь замедлять течение мыслей вне офиса, со временем это станет для вас естественным способом эмоционально отдохнуть.
Пересмотрите свой рацион. Упадок сил и подавленное настроение могут также возникать при недостатке витаминов. Добавьте в свое меню продукты, богатые магнием (чернослив, семечки, морская капуста), витаминами группы В (злаки, овощи, орехи) и железом (печень, гречка) - эти вещества ответственны за хорошую работу мозга и нашу энергичность.

И все-таки, несмотря на весь разрушительный механизм эмоционального выгорания, эксперты уверены: мы, подобно птице Феникс, можем много раз сжигать себя и возрождаться снова. И каждый раз, преодолев выгорание, мы вырастаем - и личностно, и профессионально.

В начале семидесятых годов ХХ века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому и обращаются за психологической помощью. Они чувствуют постоянное утомление, порой головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья. Работа перестает приносить им удовлетворения, а напротив раздражает, вызывает враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Однако методы психотерапии здесь оказываются малоэффективными.

Это явление удачно назвали «выгоранием» (burnout). В отличие от депрессий, выгорание не сопровождается чувством вины и подавленностью, а напротив может сопровождаться возбуждением, агрессией, раздражительностью. Выяснилось, что профессиональное выгорание приносит обществу серьезные убытки – как экономические, так и психоэмоциональные. В частности, весьма опытные летчики вдруг начинают испытывать страх перед полетами, неуверенность в правильности своих действий (о таких говорят «излетался»), что может привести как к личной драме, так и к катастрофе. Но особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души: преподаватели, менеджеры, врачи, артисты.

При длительном воздействии выгорания развивается настоящий стресс, с его характерными симптомами (среди них сердечно-сосудистые нарушения, неврозы, язвы пищеварительного тракта, ослабление иммунитета). Нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм по отношению к клиентам и своей работе. Порой возникает отвращение ко всему на свете, немотивированные обиды на окружающих, на судьбу, правительство. Жизнь кажется пустой и бессмысленной, а работа – надоевшей и ненавистной рутиной. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать – клиенты, ученики, посетители, коллеги. Такой вид выгорания даже называют «отравление людьми». Кстати, «выгоранию» в не меньшей степени подвержены и учащиеся: школьники, студенты.

В ЧЕМ ПРИЧИНА ВЫГОРАНИЯ?

По мнению психолога В.В.Бойко, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами (под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности, в педагогической деятельности это учащиеся).

Начнем с того, что наша нервная система имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание. Такой же лимит существует и в отношении других психических процессов (восприятия, решения задач, внимания). Этот предел очень подвижен и зависит от тонуса нервной системы, который снижает плохое настроение, когда «блекнут краски дня», а также нерешенные проблемы, недосыпание и множество других причин.

Кроме того, мы привыкли к тому, что процесс общения с людьми обоюдный, и за каждым позитивным посылом следует отклик: благодарность, усиление внимания, уважение. Однако клиенты и ученики далеко не всегда способны на такую отдачу. Бывает, что усилия «вознаграждаются» только равнодушным молчанием, невниманием, враждебностью, неблагодарностью, а то и стремлением извлечь выгоду в ущерб тому, кто «отдает себя». И когда сумма таких неудач накапливается, развивается кризис самооценки и профессиональной мотивации.

Еще одна причина – отсутствие полноценного результата. Работа с людьми часто заключается в том, что невозможно «осязать», правильно оценить. Можно халтурить или стараться, но результат один и тот же: дети все равно приходят в школу, получают оценки, возвращаются домой. И трудно доказать, что вот эти конкретные старания ведут к повышению результатов, а безразличие – к снижению. Ведь показатели успеха в школьной жизни обычно временные, скоротечные, они меняются от четверти к четверти, а по окончании школы и вовсе теряют самоценность.

Можно найти еще много причин развития выгорания. Но и без них ясно, что надоевшая, хотя и привычная работа способна измотать сильнее аврального решения трудной и интересной задачи.

Большую роль в развитии выгорания играют индивидуальные особенности. Есть люди, которым проще длительный срок выполнять рутинную работу (стайеры). Однако на них не приходится рассчитывать, если нужно мобилизовать силы и срочно сделать большой проект. Другой тип (спринтеры) на первых порах действуют активно и увлеченно, поражают работоспособностью, но быстро «выдыхаются». Обычно они очень чувствительны к оценкам их действий. Встречаются работники с низкой креативностью, но хорошей исполнительностью, которые нуждаются в прямых указаниях, руководстве. Их противоположность - творческие работники, предпочитающие свободу выбора для успешной деятельности. Очевидно, что если задачи, возложенные на человека, не соответствуют складу его личности, выгорание развивается быстрее и глубже.

Сейчас все больше людей вовлечены в сферу социального и семантического труда, им приходится работать не с механизмами и физическими явлениями, а с людьми и информацией о них. Поэтому в обществе наблюдается целая «эпидемия» выгорания. Кому из нас не доводилось сталкиваться со «злыми», «черствыми» руководителями, чиновниками, педагогами, медработниками? Обычно эта «черствость» не вполне осознается и не приносит удовольствия и удовлетворения. По существу это автоматическая защитная реакция психики.

Выгорание можно рассматривать и как следствие неправильно организованного труда, нерационального управления, неподготовленности персонала.

НЕГАТИВИЗМ КАК ЗАЩИТА

Есть ли выход? Способов снизить эффект выгорания очень много. Есть целые технологии, которые разработаны на основе индустриально-организационной психологии. Они позволяют повысить производительность труда, увеличить доходы, улучшить психологический климат и социальные показатели в организации.

Надо сказать, что люди и без всякой науки пытаются бороться с выгоранием. Но эти методы зачастую «варварские», негативные. Например, профессиональный цинизм (выражающийся даже в особых выражениях, терминах). Прислушайтесь, как вы называете про себя учеников? Эту галдящую ватагу, которая - не успеешь перевести дух после очередного урока – уже забегает в кабинет и норовит перевернуть всё верх ногами?

Другой негативный метод – физическое и эмоциональное отчуждение, стремление держать детей на расстоянии, не допускать прикосновений, не замечать их физической оболочки, жизненных проблем, душевных состояний. Вырабатывается профессиональный цинизм, который помогает избежать разочарований. Хотя многим это кажется нечестным: разве можно работать с учащимися, не испытывая к ним никакой эмоциональной привязанности?

Еще один способ избежать «растраты себя» - ритуализация. В общении с клиентами или учениками всегда придерживаться ритуала, заведенного порядка, требовать беспрекословного следования указаниям. Тогда работа идет как по рельсам: встретились, поработали – и разбежались.

Отдельным работникам помогает также энергетический «вампиризм». Здесь нет никакой мистики, просто человек использует момент чужого смущения, страдания, унижения, неудачи, чтобы возвыситься, самоутвердиться. Тогда подавление окружающих становится сильной и продуктивной мотивацией. Хотя и не вполне конструктивной и комфортной.

Бывает, что человек справляется с выгоранием, подчеркивая собственную ценность, необходимость, незаменимость своей персоны и работы. Во многих коллективах есть такой работник, может быть завхоз, кладовщик, секретарь или ответственный за комплектацию документов, без высочайшего соизволения которого сделать ничего невозможно. Он абсолютно незаменим. Однако приходит день, его сменяет другой работник, и все идет как прежде, организация отнюдь не рассыпается в прах.

Особый способ борьбы со стрессом (и выгоранием в частности) это использование психоактивных веществ. На Западе в ходу всевозможные стимуляторы, которые предлагает психофармакология. Впрочем, порой в ход идут обычные алкогольные напитки и сигареты.

Учителей можно понять: их работа тяжела именно в психоэмоциональном плане. Неудивительно, что в педагогических коллективах нередко встречаются как люди, страдающие от «выгорания», так и те, кто использует «варварские» методы его избегания.

КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ВЫГОРАНИЕМ

Существуют и позитивные методы, которые позволяют сгладить или вообще избежать выгорания – без отчуждения и конфликтов.

В первую очередь можно использовать богатый арсенал психотерапии и всевозможных психотренингов, которым владеют профессионалы-психологи и игротехники. На крупных предприятиях регулярно проводятся подобные мероприятия, по существу «игры для взрослых», которые обостряют внимание, повышают работоспособность, способствуют сближению сотрудников (у нас, впрочем, для сближения и поднятия корпоративного духа чаще ограничиваются традицией шумного застолья). Чаще всего используются ролевые игры, деловые игры, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам), ситуативный тренинг.

Обучение остается, пожалуй, самым эффективным средством избежать выгорания. Человека стимулирует и нацеливает на успех в работе даже не столько приобретение новых знаний и освоение технологий, сколько «преодоление себя». Поэтому очень важно почувствовать этот переход на новый уровень, освоение промежуточных ступеней, особенно если на память о «преодолении» остается какой-то символ: свидетельство, диплом, награда, сувенир. Обычно участие в тренингах, выездных семинарах, курсах повышения квалификации становится сильным стимулом для преодоления рутины и выгорания. Кроме того, эти мероприятия сглаживают так называемую «профессиональную деформацию личности» (когда юрист в каждом собеседнике помимо воли видит потенциального правонарушителя, психиатр – скрытого психопата, а учитель – нерадивого ученика).

Еще один стимул – конструктивная оценка. Взрослые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. На предприятиях для этого используется целая технология «ассесмента» персонала. Там учитывается личностный потенциал, возможности для той или иной деятельности, аттестуются объективные результаты труда и субъективные отзывы коллег, руководства, а главное - клиентов и учеников.

В учебных заведениях не редкость, когда руководство игнорирует отзывы учащихся о работе преподавателей. Такую ситуацию я наблюдал даже в платных заочных вузах, где обучаются взрослые люди с большим жизненным опытом. Они не пытаются повлиять на выбор преподавателей, на то, чтобы те излагали программу более доходчиво, занимались просвещением и обучением, а не одной лишь аттестацией. При том, что студенты сами и оплачивают труд этих преподавателей, равно как и труд менеджеров образовательного процесса.

Во многих учебных заведениях мира учет мнения учащихся - в порядке вещей: это важная составляющая рейтинга преподавателей. Разумеется, там учитывается и то, что требовательный педагог может снискать меньшую популярность. Поэтому в рейтинге в первую очередь отмечают справедливость, уважительное отношение к ученикам, творческий подход, способность заинтересовать аудиторию, стремление к сотрудничеству, а не противостоянию с учениками.

Здесь всё не так просто. Оценка персонала может стать средством улучшить работу и психологическое состояние людей, но может и превратиться в самоцель, когда масса усилий тратится на красивые отчеты и «показуху», а также дать почву для интриг и личных обид. Награда может стимулировать человека не улучшать свою деятельность, а «почивать на лаврах». И все-таки, обратная связь, оценка результатов работы клиентами и коллегами, считается необходимым условием для плодотворного и гармоничного труда.

Другой способ избежать выгорания – новизна. Смена деятельности, введение технических новшеств, обновление программы, перемена места жительства и работы может оказаться весьма продуктивным средством. В крупных организациях существует традиция «ротации персонала», особенно актуальная для менеджеров. Они регулярно переходят на руководство другими отделами, нередко в филиалы других городов. Это позволяет избежать стагнации.

Объединение обучения, оценки и обновления достигается на выездных мероприятиях. И короткая поездка на конференцию, публикация печатной работы могут дать большой эффект в борьбе с выгоранием.

Снизить монотонность помогает обогащение работы и создание сверхзадачи. Что такое сверхзадача, хорошо иллюстрирует притча о трех строителях, один из которых «тащил проклятую тачку», другой «зарабатывал хлеб для семьи», а третий «строил прекрасный храм».

Качественное управление организацией невозможно без распределения заданий с учетом индивидуальных склонностей работников. Одни нуждаются в строгом контроле, другие требуют большой свободы и не терпят надзора. Некоторые люди предпочитают разнообразную работу, других пугают непривычные задания.

Серьезный удар по работоспособности наносит личная обида, конфликт, фрустрация (психологическое страдание), мобинг (коллективная «травля»). Мобинг могут осуществлять коллеги, руководители и ученики. Обычно этим занимается некая «инициативная» группа. Достаточно нейтрализовать ее: убеждением, позитивным или негативным подкреплением, порой просто карательными мерами, а порой и неожиданным поощрением – и конфликт растворится.

В целом для выхода из подобных ситуаций требуются методы психологии конфликта. Очевидно, такие ситуации проще предупредить, чем исправить их последствия. Поэтому большое значение для профилактики выгорания у преподавателей имеет соблюдение психогигиены и психологической безопасности.

При общении с западными специалистами удивляет их нарочитая доброжелательность, стремление избежать конфликтов, формализация результатов и оценок. «Интересная работа! Подобраны факты, сделан их анализ. К великому сожалению, обоснованность выводов несколько недоработана, а также не соблюдены сроки сдачи проекта. Надеемся, что автора ждет несомненный успех в его дальнейшей деятельности. Всего наилучшего!» - Такой «хвалебный» отзыв, как ни странно, может означать бесповоротный отказ, «двойку».

С одной стороны, это неискренность, с другой - психогигиена. Даже получив отказ, не чувствуешь себя уязвленным и не стремишься к протесту. А вот обратный пример: «Удивительно, но сочинение написано без ошибок и по существу. Списал, наверное. Впрочем, много лишних слов, помарок, тетрадь какая-то мятая. Да и на хорошую оценку ты все равно не тянешь! Так что ставлю три балла.»

Полезно избегать скандалов, конфликтов, неопределенных обязательств (особенно выходящих за рамки должностных обязанностей), лишней ответственности. Элементом психогигиены является настрой на позитив, умение обращать внимание на 95% плюсов, а не на 5% минусов, неудач и ошибок. К сожалению, у учителя складывается именно такая «профессиональная деформация личности» - стремление искать огрехи, ошибки в массиве правильного текста. Это вредит как душе учителя, так и ученика. Возьмем бытовой пример: когда мы клеим обои, то от малой царапины или нестыковки узора хватаемся за сердце. Однако проходит месяц, и мы уже не можем вспомнить где был этот дефект – его никто не замечает. Виден только факт: в комнате новые обои. Точно также бывает, возьмешь густо исписанную тетрадь мальчишки: он проделал большую работу! Но ошибки, помарки, пропуски накапливаются, и в конце результат – «тройка»! Через месяц суть конкретных ошибок забывается, зато ощущение хронического неуспеха остается.

Оценивать учащихся лучше не за точность выполнения, а за сумму заслуг. Человек может наделать массу ошибок, блуждать в лабиринтах своей забывчивости и неосведомленности, однако он проделал большую работу – в ущерб прочим делам, преодолел свою занятость, поэтому «отработал» положительную оценку. Если школьник, не ответив на поставленный вопрос, получит тройку, он так и не приобретет знаний и уверенности. Лучше дать ему множество вопросов, от простого к сложному. Чтобы он нащупал «точку опоры», свой уровень компетентности, от которого можно отталкиваться и расти. И оценивать его за сумму правильных ответов. Особенно хорош этот метод для решения задач общего образования, просвещения, воспитания, а не обучения специальным навыкам.

Без соблюдения профессиональной гигиены и безопасности не создать комфортных условий для плодотворной работы. В эти условия входят как психологические параметры (включая ощущение безопасности и уюта, визуальный и акустический комфорт), так и физические параметры (воздух, удобное оборудование и одежда, здоровая пища). Плохое самочувствие, утомление может вызываться такими факторами, как облегающая одежда и обувь, нарушающие кровообращение, или спертый воздух офиса, насыщенный токсинами нагретого пластика и табачного дыма, мигающие и гудящие лампы дневного света, а также обычный офисный «перекус» - чай со сладостями. Многие офисные работники на Западе отказываются от пирожных и кофе в пользу овощей и фруктов, мюсли и травяного чая.

Для преподавателя особую важность имеет гигиена дыхательной системы и позитивные зрительные стимулы. У нас мало кто задумывается, что причиной астматического кашля нередко становится меловая и целлюлозная пыль, где накапливаются микроскопические клещи, споры грибов и прочие аллергены. И что грязная доска, где меловые надписи размазываются полусухой тряпкой, снижают восприятие на десяток процентов. Поэтому многие школы вообще отказываются от мела, используя фломастеры.

Наконец, для избегания эффекта «выгорания» очень важно дозировать свой труд и уметь вовремя его завершить. Многие из нас, начиная какой-то жизненный проект, создают «громадьё планов» и стремятся сделать его бесконечным. Однако нормальная «продолжительность жизни» успешных проектов – около пяти лет. Мы огорчаемся, если прекращает свое существование журнал, музыкальный или иной творческий коллектив, не задумываясь, что это именно «проект» - временное объединение людей. Которые работают ограниченный срок, стремясь получить результат, правильно его оформить и оценить. А затем – новый проект, возможно, продолжающий идею старого, но уже с другим результатом.

Преподавание – тоже в своем роде «временный проект», как для ученика, так и для учителя. Поэтому надо с самого начала знать, чем завершить деятельность, каким будет расставание.

Литература:

Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.
- Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других – М.: Наука, 1996. – 154 с.
- Водопьянова Н. E. Исследование "психического выгорания" в управленческой деятельности // Психология; итоги и перспективы. Тезисы научно-практической конференции 28-31 октября 1996г/ Под общ. ред. А.А.Крылова. СПб, 1996. С. 111- 112.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб., 2005.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб., 2002.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997, № 6. - С.35-44.
- Кузьмина Н.Б. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Кузьмина Н.В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993.
- Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. – №1. - 1995. – С.36-47.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Моск. психолого-социальн. ин-т, 1998. – 200 с.
- Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21.
- Райгородский Д.Я. "Практическая психодиагностика", Самара 1999.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- Синдром профессионального сгорания у педагогов. http://www.psy-tlt.ru/statyi/sindrom_profsgoraniya_pedagogov.htm
- Тимошенко В.В., Виноградов А.Г. Особенности национального профотбора // Отдел кадров. 2005. № 5. С. 13-15.
- Толочек В. А. Современная психология труда.–СПб.:Питер,2005.– 479 с.