Ощущение осязание. Ощущения. простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения.они сигнализируют нам о том. Органы чувств - что это

Кожная чувствительность включает ощущения прикосновения, боли, тепла и холода.

Термин «осязание» употребляют в двух разных значениях. С одной стороны — как синоним кожной чувствительности, с другой стороны под осязанием понимают гаптическую чувствительность, которая включает ощущение прикосновения и кинестетические ощущения. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания рукой объекта внешнего мира.

Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (сочетание осязания и кинестетики), можно говорить об активном осязании.

В психологии найдены способы изучения изолированного протекания непосредственно осязательных и кинестетических ощущений, показывающих общее и различное в обоих видах чувствительности по отношению к одному и тому же внешнему предмету.

Основными качествами, отражающимися в осязательных ощущениях, являются:

1) прикосновение;

2) давление;

3) качество поверхности воздействующего тела («фактур- ность»), т.е. гладкость или шероховатость материала предмета;

4) протяженность — отражение площади механического раздражителя;

5) отражение плотности предмета или ощущение тяжести.

Взаимодействие осязательных и кинестетических ощущений обеспечивает отражение основных механических свойств предмета — твердости, упругости, непроницаемости.

Осязательные ощущения не только позволяют отразить свойства внешнего предмета, его характеристики, но и участвуют в образовании «схемы тела» за счет соотнесения действия механического раздражителя на определенную часть тела. При расстройстве осязания какой-либо части поверхности тела человек перестает ощущать эту часть как свою собственную, она кажется ему чужой.

Разные части кожи человека характеризуются различной абсолютной чувствительностью к прикосновению и давлению. Определяют порог осязательных ощущений с помощью набора волосков Фрея. Диаметр каждого волоска измерен с помощью микроскопа.

Порог осязательных ощущений измеряется из расчета величины диаметра волоска при его давлении на 1 кв. мм кожи. Осязательная чувствительность наиболее развита на частях тела, наиболее удаленных от центра тела: руках, кончиках пальцев рук, кончике языка, кончиках пальцев ног. У одного и того же человека осязательная чувствительность увеличивается в 125 раз с переходом от плотных частей подошвы к кончику языка и пальцев.

Чувствительность осязательных рецепторов (кожи) зависит от перемен давления, которое возникает при трении предмета и кожи. При отсутствии перемен давления или их незначительности происходит быстрая адаптация осязательного анализатора к раздражителю. Мы чувствуем кольцо на пальце, когда его снимаем или одеваем, т.е. при наличии трения или перемен давления.

По мнению Л.М.Веккера, рука человека является сложной координатной системой, в которой имеется своя точка отсчета, а также ряд передатчиков импульсов движения. Большой палец является «точкой опоры» или начальной точкой отсчета. Ведущим звеном в координатной системе является указательный палец. Средний и безымянный пальцы — передатчики импульсов движения. Координатная система нарушается при исключении большого или указательного пальцев.

Ряд факторов играют важную роль в сенсибилизации пассивного осязания. Одним из них является взаимодействие зрения и осязания. Осязательная чувствительность повышается в условиях освещения. Совместная деятельность осязательного и двигательного анализатора приводит к сенсибилизационным изменениям порога осязательной чувствительности. Установлено повышение осязательной чувствительности под воздействием болевого раздражителя (У. Томсон). Мощным фактором изменения осязания является влияние второй сигнальной системы. Как показал Л.М.Веккер, словесное воздействие ускоряет процесс дифференцировки механических раздражителей, способствует большей подвижности и активности координатной системы руки.

Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович

Осязание

Осязание

Ощущения прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную роль в познании объективной действительности. Практически, реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание , ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание - это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания - рука и притом главным образом движущаяся рука . Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. 70 Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира. Твердость, упругость, непроницаемость - основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

В советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работа Л.А.Шифмана: К проблеме осязательного восприятия формы // Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. 1940. Т. XIII; его же . К вопросу о тактильном восприятии формы // Там же. Шифман экспериментально показывает, что рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение образа вещи.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Р.Гиппиус, И.Фолькельт и др.), которые, всячески подчеркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания, стремились свести на нет предметно-познавательное значение, исследования, выполненные на кафедре психологии Ленинградского педагогического института, показывают, что даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные протоколы Ф.С.Розенфельд и С.Н.Шабалина 71 отчетливо выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.

Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным - отражение динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых. <…> Еще, быть может, поучительнее скульптуры слепоглухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишенных не только зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в отображении окружающей действительности на основе осязания.

На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере - слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации - восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).

Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. "Слушание" речи слепоглухонемыми по способу "чтения с голоса" заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т. д., в частности поразительная биография слепоглухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

Из книги Настольная книга развития сверхспособностей сознания автора Крескин Джордж Джозеф

Осязание У меня есть друг, который живет один на маленькой, удаленной ферме в глубинке, и после отставки, произошедшей несколько лет назад, он почти все время ходил полураздетым. Он говорит, что в результате может «слышать» и «видеть» больше, чем предполагал возможным. Я

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Осязание Подержите в руках различные материалы, например бумагу, шелк, шерсть, дерево, стекло, камень, или просто прикоснитесь к ним. При этом сосредоточьте внимание на руках, ладонях, кончиках пальцев. Пусть полученное ощущение проникнет в глубь вашего сознания.

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Взаимодействие двигательных и кожных ощущений дает возможность более детального изучения предмета. Этот процесс – процесс сочетания кожных и двигательных ощущений – называется осязанием. Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с мышечно-суставными ощущениями. Осязание – это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках. При движении они раздражаются изменением напряжения. У человека есть специфический орган осязания – рука и притом движущаяся рука. Будучи органом труда она является и органом познания объективной действительности. Отличие руки от других участков тела заключается не только в том, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. Твердость, упругость, непроницаемость – основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечными, кинестическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твёрдых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущение холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

Теория индивидуальных различий. Введение в теорию интеллекта
Сложность определения уровня мыслительных способностей объясняется в первую очередь тем, что мыслительная деятельность человека неоднозначна и ее уровень состоит из совокупности многих факторов. Спорной представляется и сама концепция интеллекта: что именно считать интеллектом? Способность в короткие сроки решить большое число сложных з...

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.
Закрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым. Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный...

Талант
Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений». Талант - высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего - способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиал...

Сигнализирующих о том, что происходит в данный момент времени в окружающей нас среде и в нашем собственном организме. Он дает людям возможность ориентироваться в условиях, которые их окружают, и сопрягать с ними свои поступки и действия. То есть ощущение - это познание окружающей среды.

Ощущения - что это?

Ощущения - это отражение определенных свойств, которые присущи предмету, при непосредственном воздействии их на человеческие или животные органы чувств. С помощью ощущений мы получаем знания о предметах и явлениях, такие как, например, форма, запах, цвет, размеры, температура, плотность, вкус и прочее, улавливаем разнообразные звуки, постигаем пространство и совершаем движения. Ощущение - это первейший источник, дающий человеку знания об окружающем его мире.

Если человек был бы лишен абсолютно всех органов чувств, то никакими бы способами он бы не сумел познать окружающую среду. Ведь именно ощущение - это то, что дает человеку материал для сложнейших психологических процессов, таких как воображение, восприятие, мышление и прочее.

Так, например, те люди, что от рождения лишены зрения, никогда не смогут представить, как выглядит синий, красный или любой другой цвет. А человек, страдающий с рождения глухотой, не представляет, как звучит голос мамы, мурлыканье кошки и журчание ручья.

Итак, ощущение - это в психологии то, что порождается в результате раздражения тех или иных органов чувств. Тогда раздражение - это воздействие на органы чувств, а раздражителями называются явления или предметы, которые тем или иным способом воздействуют на органы чувств.

Органы чувств - что это?

Мы знаем, что ощущение - это процесс познания окружающей среды. А с помощью чего мы чувствуем, а следовательно, познаем мир?

Еще в древней Греции выделяли пять органов чувств и ощущений, соответствующих им. Их мы знаем еще со школы. Это слуховые ощущения, обонятельные, осязательные, зрительные и вкусовые. Так как ощущение - это отражение окружающего мира, а мы используем не только эти органы чувств, современная наука значительно увеличила сведения о возможных видах чувств. Кроме того, термин «органы чувств» на сегодняшний день имеет условную трактовку. «Органы ощущений» - более точное название.

Окончания чувствительного нерва - это главная часть любого органа чувств. Они называются рецепторами. Миллионы рецепторов имеют такие органы чувств, как язык, глаз, ухо и кожа. Когда раздражитель воздействует на рецептор, возникает нервный импульс, передающийся по чувствительному нерву в определенные участки коры головного мозга.

Кроме того, существует сенсорный опыт, который порожден внутри. То есть не в результате физического воздействия на рецепторы. Субъективное ощущение - это и есть подобный опыт. Один из примеров подобного ощущения - это шум в ушах. Кроме того, ощущение счастья - это тоже субъективное ощущение. Таким образом, можно сделать вывод, что субъективные ощущения индивидуальны.

Виды ощущений

Ощущение - это в психологии воздействующая на наши органы чувств действительность. На сегодняшний день насчитывают порядка двух десятков разнообразных органов ощущений, которые отражают воздействие на организм человека. Все виды ощущений являются результатом воздействия на рецепторы разнообразных раздражителей.

Таким образом, ощущения разделяют на внешние и внутренние. Первая группа - это то, что нам рассказывают о мире наши органы чувств, а вторая - то, о чем нам сигнализирует собственное тело. Рассмотрим их по порядку.

К внешним ощущениям относятся зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные и слуховые.

Зрительные ощущения

Это ощущение цвета и света. Все предметы, которые нас окружают, обладают каким-либо цветом, тогда как совершенно бесцветным предметом может быть только тот, которого мы совершенно не видим. Различают хроматические цвета - разнообразные оттенки желтого, синего, зеленого и красного, и ахроматические - это черный, белый и промежуточные оттенки серого.

В результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза (сетчатку) возникают зрительные ощущения. В сетчатке находятся два вида клеток, реагирующих на цвет - это палочки (около 130) и колбочки (порядка семи миллионов).

Активность колбочек происходит только в дневное время суток, а для палочек, наоборот, такой свет слишком ярок. Видение нами цвета - результат работы колбочек. В сумерках проявляют активность палочки, и человек все видит в черно-белом свете. Кстати, отсюда и известное выражение, что ночью все кошки серы.

Разумеется, что чем меньше света, тем хуже человек видит. Поэтому, с целью предотвратить излишнее напряжение при работе глаз, настоятельно рекомендуется не читать в сумерках и в темноте. Подобная напряженная деятельность отрицательно сказывается на зрении - возможно развитие близорукости.

Слуховые ощущения

Различают три вида подобных ощущений: музыкальные, речевые и шумы. Слуховой анализатор во всех этих случаях выделяет четыре качества любого звука: его силу, высоту, тембр и длительность. Кроме того, он воспринимает темпо-ритмические особенности звуков, воспринимаемых последовательно.

Фонематический слух - это способность к восприятию звуков речи. Его развитие обуславливается речевой средой, в которой воспитывается ребенок. Хорошо развитый фонематический слух существенно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в период обучения в начальной школе, тогда как ребенок с плохо развитым фонетическим слухом делает при письме множество ошибок.

Музыкальный слух малыша формируется и развивается точно так же, как и речевой или фонематический. Раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре играет здесь огромную роль.

Определенный эмоциональный настрой человека могут создавать различные шумы. Например, шум моря, дождя, вой ветра или шелест листвы. Шумы могут служить сигналом опасности, например шипение змеи, шум приближающейся машины, грозный лай собаки, а могут сигнализировать о радости, например гром салюта или шаги любимого человека. В школьной практике зачастую говорится о негативном влиянии шума - он утомляет нервную систему школьника.

Кожные ощущения

Тактильное ощущение - это ощущения прикосновения и температурные, то есть чувство холода или тепла. Каждый вид нервных окончаний, находящийся на поверхности нашей кожи, позволяет нам почувствовать температуру среды или же прикосновение. Разумеется, чувствительность различных участков кожи различна. Например, к ощущению холода больше восприимчивы грудь, поясница и живот, а к прикосновениям - кончик языка и подушечки пальцев, менее всего восприимчива спина.

Весьма выраженный эмоциональный тон имеют температурные ощущения. Так, положительным чувством сопровождаются средние температуры, несмотря на то что эмоциональные окраски тепла и холода значительно различаются. Тепло расценивается как расслабляющее чувство, а холод, наоборот, бодрящее.

Обонятельные ощущения

Обоняние - это способность чувствовать запахи. В глубине носовой полости располагаются специальные чувствительные клетки, способствующие распознаванию запахов. Обонятельные ощущения у современного человека играют сравнительно небольшую роль. Однако у тех, кто лишен какого-либо органа чувств, остальные работают более усиленно. Например, глухо-слепые люди способны распознавать людей и места по запаху, получают с помощью обоняния сигналы об опасности.

Обоняние также может сигнализировать человеку о том, что рядом опасность. Например, если в воздухе витает запах гари или газа. На эмоциональную сферу человека оказывают большое влияние запахи окружающих его предметов. Кстати говоря, существование парфюмерной промышленности целиком и полностью обусловлено эстетической потребностью человека в приятных запахах.

Вкусовые и обонятельные ощущения тесно связаны друг с другом, так как обоняние помогает определить качество пищи, а если у человека насморк, то все предлагаемые блюда ему будут казаться безвкусными.

Вкусовые ощущения

Они возникают из-за раздражения органов вкуса. Таковыми являются вкусовые почки, которые расположены на поверхности глотки, нёба и языка. Выделяют четыре основных вида вкусовых ощущений: это горькое, соленое, сладкое и кислое. Ряд оттенков, возникающий в пределах этих четырех ощущений, придает вкусовое своеобразие каждому блюду.

К кислому восприимчивы края языка, к сладкому - его кончик, а к горькому - его основание.

Необходимо заметить, что на вкусовые ощущения в значительной степени влияет чувство голода. Если человек голоден, то невкусная пища кажется значительно приятнее.

Внутренние ощущения

Эта группа ощущений дает человеку знать о том, какие изменения происходят в его собственном теле. Интероцептивное ощущение - это пример внутреннего ощущения. Оно сообщает нам о том, что мы испытываем голод, жажду, боль и прочее. Кроме того, выделяют еще двигательные, осязательные ощущения и ощущение равновесия. Разумеется, интероцептивное ощущение - это крайне важная способность для выживания. Без этих ощущений мы бы ничего не знали о своем собственном организме.

Двигательные ощущения

Ими обуславливается то, что человек чувствует движение и положение в пространстве частей своего тела. С помощью работы двигательного анализатора человек имеет способность чувствовать положение своего тела и координировать его движения. Рецепторы двигательных ощущений располагаются в сухожилиях и мышцах человека, а также в пальцах рук, губах, языке, потому что этими органами нужно совершать тонкие и точные рабочие и речевые движения.

Органические ощущения

Этот вид ощущений рассказывает о том, как работает организм. Внутри органов, например пищевода, кишечника и многих других, находятся соответствующие рецепторы. Пока человек здоров и сыт, он не ощущает никаких органических или интероцептивных ощущений. А вот когда в организме что-то нарушается, они проявляются сполна. Например, боль в животе появляется, если человек употребил в пищу что-то не слишком свежее.

Осязательные ощущения

Этот вид чувств обусловлен слиянием двух ощущений - двигательного и кожного. То есть осязательные ощущения появляются при прощупывании какого-либо предмета движущейся рукой.

Равновесие

Это ощущение отражает положение, которое занимает наше тело в пространстве. В лабиринте внутреннего уха, который еще называется вестибулярным аппаратом, при изменении положения тела происходит колебание лимфы (особой жидкости).

Орган равновесия тесно связан с работой остальных внутренних органов. Например, при сильном возбуждении органа равновесия у человека может наблюдаться тошнота или рвота. По-другому это называется воздушная или морская болезнь. Устойчивость органов равновесия при регулярной тренировке возрастает.

Болевые ощущения

Чувство боли имеет защитное значение, так как оно сигнализирует о том, что в организме что-то неблагополучно. Без этого вида ощущений человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Аномалией считается полная нечувствительность к боли. Она не приносит человеку ничего хорошего, например, он не замечает, что режет себе палец или положил руку на горячий утюг. Разумеется, это приводит к постоянным травмам.

Осязание (кинестетика, тактильное чувство) -- одно из пяти основных видов чувств, к которым способен человек, заключающееся в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах, слизистых оболочках. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности. Обусловлены работой двух видов рецепторов кожи: нервных окончаний, окружающих волосяные луковицы, и капсул, состоящих из клеток соединительной ткани.

Ощущение - простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

По характеру раздражения касание - неустойчивая деформация, давление - статистическая, вибрация - пульсирующая деформация. В органолептике наиболее важным является ощущение касания.

Кожная чувствительность включает ощущения прикосновения, боли, тепла и холода.

Термин «осязание» употребляют в двух разных значениях: как синоним кожной чувствительности; как гаптическая чувствительность, которая включает ощущение прикосновения и кинестетические ощущения. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания рукой объекта.

Если объект покоится на руке, то это пассивное осязание. Если испытуемый активно ощупывает предмет (сочетание осязания и кинестетики), можно говорить об активном осязании.

Основными качествами, отражающимися в осязательных ощущениях, являются:

1. прикосновение;

2. давление;

3. качество поверхности воздействующего тела («фактурность»), т.е. гладкость или шероховатость материала предмета;

4. протяженность - отражение площади механического раздражителя;

5. отражение плотности предмета или ощущение тяжести.

Взаимодействие осязательных и кинестетических ощущений обеспечивает отражение основных механических свойств предмета - твердости, упругости, непроницаемости.

При расстройстве осязания какой-либо части поверхности тела человек перестает ощущать эту часть как свою собственную, она кажется ему чужой.

Разные части кожи человека характеризуются различной абсолютной чувствительностью к прикосновению и давлению. Определяют порог осязательных ощущений с помощью набора волосков Фрея. Диаметр каждого волоска измерен с помощью микроскопа. Порог осязательных ощущений измеряется из расчета величины диаметра волоска при его давлении на 1 кв. мм кожи.

Чувствительность осязательных рецепторов кожи зависит от перемен давления, которое возникает при трении предмета и кожи. При отсутствии перемен давления или их незначительности происходит быстрая адаптация осязательного анализатора к раздражителю. Мы чувствуем кольцо на пальце, когда его снимаем или одеваем, т.е. при наличии трения или перемен давления.

Если стимул воздействует на орган чувств непрерывно, то появляется «усталость» рецептора, при этом сигнал не попадает в головной мозг. Однако установлено, что соседние рецепторы при этом становятся более чувствительными. Такое явление называют индукцией осязания.

Осязательная чувствительность наиболее развита на частях тела, наиболее удаленных от центра тела: руках, кончиках пальцев рук, кончике языка, кончиках пальцев ног.

Чувствительные рецепторы, реагирующие на прикосновение, глубокое осязание, температуру, обильно размещены в ротовой полости, на подушечках пальцев, ладонях. Наиболее чувствительны к давлению и прикосновению кончик языка, губы и подушечки пальцев. Осязанием с помощью пальцев (пальпация) контролируют степень помола муки, состояние поверхности, упругость и увядание свежих фруктов и овощей, эластичность тканей мяса и рыбы, качество теста.

Способность к осязанию зависит от внешних факторов и индивидуальных особенностей дегустаторов. При отрицательной температуре осязательная восприимчивость рецепторов снижается. С возрастом осязание человека обычно ослабевает, но в меньшей степени по сравнению с другими органами чувств.

Установлено, что уровень восприятия прикасания для обеих рук различен: он значительно выше для левой руки. Кроме показателя уровня прикасания чувствительность к осязанию оценивается также величиной «порог расстояния» , т.е. минимальным расстоянием между двумя одновременно прикасающимися к коже предметами, при котором появляется ощущение, что к коже в данный момент прикасаются именно 2 предмета.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона - от коротких космических лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.

Различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые.

Интенсивность ощущений - это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристики раздражителя тесно связаны между собой. Для каждого ощущения характерна также продолжительность, что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.

Общие закономерности ощущений: пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, сенсибилизация, контраст, синестезия.

Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновение пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестает возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть следующие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности к различениям. Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

Человек познает окружающие предметы, прикасаясь к ним. При этом он получает информацию об их форме, поверхности, твердости, температуре. В таких случаях говорят, что человек познает мир через осязание. Осязание - психофизиологическая функция, позволяющая ощущать и различать форму, размер, характер поверхности и температуру объектов окружающей среды. Естественно, что эти параметры можно определить лишь на основе сочетания движении и непосредственных прикосновений.

Осязательные ощущения возникают на основе переработки информации, поступающей при раздражении температурных, тактильных, болевых, мышечных и суставных рецепторов. Таким образом, осязательные ощущения обеспечиваются работой кожной и нроприоцептивной сенсорных систем и, конечно, высших отделов головного мозга.

Способность человека к осязательным ощущениям широко используется при восстановлении зрения, слуха и речи людям, которые их потеряли.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевой. Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость свойственна обонятельным ощущениям, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело); меньше она свойственна слуховым ощущениям. Общеизвестно явление адаптации в обонятельных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматным веществам наступает с разной скоростью. Незначительная адаптация свойственна болевым ощущениям. Боль сигнализирует о разрушении организма, так что адаптация к боли может привести к гибели организма.

Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация - со снижением световой чувствительности.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.

Итак, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

Сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

Сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности.

Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

Контраст ощущений - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях.

Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным. Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Достаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20-40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосветлённую поверхность, то в течение нескольких секунд можно ощущать довольно четкое темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения рецепторов и возбуждения в корковых частях анализатора.

Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.