Краткое содержание по литературе уроки французского. Мучительные занятия с Лидией Михайловной

Рассказ «Уроки французского» В. Распутин написал в 1973 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Уроки французского». Произведение написано в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого В. Распутина.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Главный герой, рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять».
  • Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику».

Распутин «Уроки французского» кратко

Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр.

В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками.

Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось.

Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает.

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

Содержание «Уроки французского» по плану

Действие рассказа происходит в послевоенное время в 1948 году в Сибири в Иркутской области. Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Его имя не указано в рассказе.

Переезд в райцентр

Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5‑ый класс. В райцентре главный герой живет у знакомой женщины – тети Нади. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка. Мать присылает мальчику еду из дома, но ее все время не хватает. Тетя Надя или ее дети воруют продукты у мальчика. Из-за этого он часто голодает.

Плохая компания

Однажды мальчик знакомится с ребятами, которые играют в “чику” на деньги. Мальчик тоже играет с ними, чтобы заработать деньги на еду. Со временем он играет все лучше и выигрывает все чаще. Это злит старших мальчиков Вадика и Птаху. Они избивают главного героя несколько раз.

Уроки французского на дому

Учительница французского языка Лидия Михайловна решает помочь бедному ученику. Она знает, что мальчик голодает и что он играет на деньги, чтобы купить еду. Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику. Она предлагает ему дополнительно заниматься французским языком у нее дома. Мальчик начинает ходить к учительнице домой на уроки. Учительница пытается угощать мальчика своей едой. Но мальчик отказывается от угощений.

Странная посылка

Чтобы “подкормить” голодающего мальчика, учительница однажды собирает мальчику посылку с едой. Посылку приносят в школу и говорят мальчику, что это от мамы. Но главный герой понимает, что посылка – от учительницы. И он отказывается от продуктов из посылки.

Игра в «замеряшки»

Лидия Михайловна понимает, что скромный и гордый мальчик не примет ее помощь. Тогда она предлагает мальчику поиграть с ней в «замеряшки» на деньги. Мальчику нравится игра. С тех пор, позанимавшись французским, учительница и ученик каждый раз играют в «замеряшки». У мальчика наконец появляются деньги на еду. Так учительница достигает цели: теперь мальчик не голодает и не водится с плохими ребятами.

Гнев директора

Однажды директор школы видит, как учительница и мальчик играют в свою игру. Директор обвиняет учительницу в неприличном поведении. После этого случая Лидия Михайловна увольняется и уезжает домой на Кубань. А мальчик продолжает учиться в школе. Учительница и ее ученик больше никогда не видятся.

Посылка с яблоками

Вскоре после отъезда учительницы мальчик получает от нее посылку с Кубани. В посылке он находит яблоки, которые никогда в жизни не ел. Много лет спустя главный герой по-прежнему помнит свою добрую учительницу.

Читайте также: Повесть «Живи и помни» Распутина была впервые опубликована в 1974 году. Произведение написано в рамках традиций деревенской прозы – направления в русской литературе 1950 – 1980‑х годов. На нашем сайте можно прочитать по главам. Центральной темой повести является тема дезертирства во время Великой Отечественной войны.

Сюжет рассказа «Уроки французского» с цитатами

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после ».

Главный герой пошел в 5‑й класс в 48‑м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать » у знакомой.

Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея ».

В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком – ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза ».

На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.

Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику ». Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко – мальчику его нужно было пить «от малокровия ». Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игр » и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.

На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат » к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Женщина была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.

Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть». Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.

Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.

Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому. Учительнице было жалко мальчика, она постоянно предлагала ему поужинать, но тот каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.

Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы – у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался забрать продукты себе.

Занятия по французскому продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у женщины себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку » – «наказание превращалось в удовольствие ».

Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать » ее директору, женщина показала, как играть в «замеряшки ». Немного поиграв «понарошку », Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему». Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.

«Знать бы нам, чем это все кончится…»

В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он сильно возмутился.

«Через три дня Лидия Михайловна уехала ». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет – тут виновата она.

«И больше я ее никогда не видел ». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.

Заключение

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Это интересно: Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960‑х годах. На нашем сайте можно прочитать по главам при подготовке к уроку литературы, проверочной работе.

Видео краткое содержание Уроки французского

«Уроки французского» - одно из лучших произведений Валентина Распутина. Героиня рассказа - молоденькая учительница французского языка - одна лишь увидит, как нелегко живется ее талантливому, но полуголодному ученику.

Григорий Ефимович Распутин

«Уроки французского»

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В пятый класс я пошёл в 1948 году. В нашей деревне была только младшая школа, и чтобы учиться дальше, мне пришлось переехать в райцентр за 50 километров от дома. В то время мы жили очень голодно. Из трёх детей в семье я был самый старший. Росли мы без отца. В младшей школе я учился хорошо. В деревне меня считали грамотеем, и все говорили маме, что я должен учиться. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня в райцентре к своей знакомой.

Здесь я тоже учился хорошо. Исключением был французский язык. Я легко запоминал слова и обороты речи, а вот с произношением у меня не ладилось. «Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок», от чего морщилась молоденькая учительница.

Лучше всего мне было в школе, среди сверстников, а вот дома наваливалась тоска по родной деревне. Кроме того, я сильно недоедал. Время от времени мама присылала мне хлеб и картошку, но эти продукты очень быстро куда-то исчезали. «Кто потаскивал — тётя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из её старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить». В отличие от деревни, в городе нельзя было словить рыбку или выкопать на лугу съедобные корешки. Частенько на ужин мне доставалась только кружка кипятку.

В компанию, которая играла на деньги в «чику», меня привёл Федька. Верховодил там Вадик — рослый семиклассник. Из моих одноклассников там появлялся только Тишкин, «суетливый, с моргающими глазёнками мальчишка». Игра была нехитрая. Монеты складывались стопкой решками вверх. В них надо было ударить битком так, чтобы монеты перевернулись. Те, что оказывались орлом вверх, становились выигрышем.

Постепенно я освоил все приёмы игры и начал выигрывать. Изредка мать присылала мне 50 копеек на молоко — на них и играл. Я никогда не выигрывал больше рубля в день, но жить мне стало намного легче. Однако остальной компании эта моя умеренность в игре совсем не понравилась. Вадик начал жульничать, а когда я попытался его уличить, меня сильно избили.

Утром мне пришлось идти в школу с разбитой физиономией. Первым уроком шёл французский, и учительница Лидия Михайловна, которая была нашей классной, поинтересовалась, что со мной случилось. Я попытался соврать, но тут высунулся Тишкин и выдал меня с потрохами. Когда Лидия Михайловна оставила меня после уроков, я очень боялся, что она поведёт меня к директору. Наш директор Василий Андреевич имел привычку «пытать» провинившихся на линейке перед всей школой. В этом случае меня могли исключить и отправить домой.

Однако к директору Лидия Михайловна меня не повела. Она стала расспрашивать, зачем мне деньги, и очень удивилась, когда узнала, что на них я покупаю молоко. В конце концов, я пообещал ей, что обойдусь без игры на деньги, и соврал. В те дни мне было особенно голодно, я снова пришёл в компанию Вадика, и вскоре снова был избит. Увидев на моём лице свежие синяки, Лидия Михайловна заявила, что будет заниматься со мной индивидуально, после уроков.

«Так начались для меня мучительные и неловкие дни». Вскоре Лидия Михайловна решила, что «времени в школе у нас до второй смены остаётся в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру». Для меня это было настоящей пыткой. Робкий и стеснительный, в чистенькой квартире учительницы я совсем терялся. «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять». Она была красивой, уже успевшей побывать замужем, женщиной с правильными чертами лица и немного косыми глазами. Скрывая этот недостаток, она постоянно прищуривалась. Учительница много расспрашивала меня о семье и постоянно приглашала ужинать, но этого испытания я вынести не мог и убегал.

Однажды мне прислали странную посылку. Пришла она на адрес школы. В деревянном ящике лежали макароны, два больших куска сахару и несколько плиток гематогена. Я сразу понял, кто прислал мне эту посылку — матери макаронов достать было негде. Я вернул ящик Лидии Михайловне, и наотрез отказался взять продукты.

Уроки французского на этом не кончились. Однажды Лидия Михайловна поразила меня новой выдумкой: она захотела играть со мной на деньги. Лидия Михайловна научила меня игре своего детства, «пристенку». Монеты следовало бросать о стену, а потом пытаться достать пальцами от своей монеты до чужой. Достанешь — выигрыш твой. С тех пор мы играли каждый вечер, стараясь спорить шёпотом — в соседней квартире жил директор школы.

Однажды я заметил, что Лидия Михайловна пытается жульничать, причём не в свою пользу. В пылу спора мы не заметили, как в квартиру вошёл директор, услышавший громкие голоса. Лидия Михайловна спокойно призналась ему, что играет с учеником на деньги. Через несколько дней она уехала к себе на Кубань. Зимой, после каникул, мне пришла ещё одна посылка, в которой «аккуратными, плотными рядами <…> лежали трубочки макарон», а под ними — три красных яблока. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

Повествование идет от первого лица. Деревенского мальчика, на отлично окончившего младшую школу, мать отсылает учиться дальше, в районный центр. Жить его она устроила к знакомой - тете Наде, которая сама воспитывала троих детей. В семье мальчика отца тоже не было, с деньгами было совсем плохо, и мальчик ежедневно недоедал. Однако это не мешало ему очень хорошо учиться, единственным предметом, которой вызывал у него трудности, был французский язык. Слова и речевые обороты он запоминал отлично, а вот с произношением была настоящая беда. Молоденькая преподавательница, Лидия Михайловна, его постоянно поправляла, но ощутимых достижений пока не произошло.

Постоянная нужда в деньгах заставила мальчика прийти на задний двор школы, где мальчишки повзрослее играли на деньги в игру "чика". Мальчик очень быстро освоил эту нехитрую забаву и начал выигрывать, тратя все деньги себе на пропитание. Его умеренность в игре и везение спровоцировали драку, мальчика сильно избили и на следующее утро в школу он пришел с яркими отметинами на лице. Лидия Михайловна все узнала и поинтересовалась, куда же он тратит свой выигрыш. Так она узнала о плачевном состоянии его семьи и решила дополнительно оттачивать его французское произношение. Однажды ему пришла посылка, где были макароны и сахар. Мальчик сразу догадался, что такую роскошь, как макароны, матери в деревне было просто негде достать. Он отнес посылку Лидии Михайловне и строго запретил делать что-либо подобное в будущем.

После этого случая учительница решила, что заниматься в школе им неудобно, учить французский она начали у нее на квартире. Для мальчика даже занятия в школе были мучением, а уж в учительской чистенькой квартире и вовсе превратились в пытку. Лидия Михайловна постоянно приглашала его ужинать, но он очень стеснялся и убегал. Играть на деньги он пробовал, но был еще пару раз жестоко избит и прекратил навсегда. Однажды Лидия Михайловна предложила мальчику поиграть с ней на деньги. Только играть она умела не в "чику", а в "пристенок". Мальчик согласился и у него снова появились деньги, чтобы покупать себе продукты.

Играя в очередной раз, он увидел, что учительница ему поддается. Они начали громко спорить, и на их крики пришел директор школы, живший по соседству. Лидия Михайловна призналась, что играла со школьником на деньги. Ее уволили и она уехала в родное село, на Кубань. Оттуда она прислал мальчику посылку, где было много макаронных изделий и три огромных красных яблока. Раньше мальчик видел яблоки лишь на картинках.

Сочинения

Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского». Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и о его делах (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Многомудрый Литрекон ценит советскую литературу и даже сетует, что ей уделяется мало внимания в школе. Поэтому он решил рассказать своим читателямкнигу «Уроки французского» в сокращении, чтобы напомнить им основные события из произведения. Сюжет действительно интересен и актуален во врем времена, ведь школа по-прежнему играет важную роль в становлении личности человека.

Краткий пересказ (710 слов) : Рассказ «Уроки французского» повествуется от первого лица. Мальчик 11-ти лет отлично окончил начальную школу, но в его деревне не было средней, и мама договорилась, чтобы он жил у ее знакомой в райцентре и учился там же. «Так началась моя самостоятельная жизнь» — пишет рассказчик.

В семье у героя было трое детей, но отца не было. Повсюду в деревнях была нищета, и они глотали зерна овса, чтобы хоть как-то унять голод. Но рассказчик был талантлив и даже зарабатывал подачки, когда помогал местным жителям с облигациями (лотерейные билеты с СССР) и письмами. Поэтому его и отправили учиться.

В райцентре он сильно тосковал по дому и отчаянно худел от недоедания. Но при этом он старался учиться только на пятерки, ведь осознавал, что все в деревне на него рассчитывают (он первый поехал учиться). Только вот не ладилось у него с французским языком — плохое произношение выдавало его сибирское происхождение. Этим он сильно расстраивал свою учительницу.

В доме у знакомой матери у героя все время воровали еду, ведь и там жилось бедно. Но он крепился и старался при матери не рыдать и не говорить о плохом. Однажды Федя, сын его квартирной хозяйки, предложил сыграть в чику — азартную игру на деньги. Мальчик стал учиться игре тайком и, наконец, научился выигрывать даже у Вадика — предводителя всех игроков из 7 класса. Но героя нельзя было назвать азартным: он зарабатывал только рубль на поллитра молока и убегал. Ему оно было необходим, ведь он страдал от малокровия, и без молока у него кружилась голова.

Но недолго ребята терпели такую удачу. Однажды героя сильно избили, ведь он ни с кем не сошелся из-за своей деревенской замкнутости, и никто не заступился за него. Напротив, все завидовали ему и были рады отомстить «выскочке».

Утром в школе Лидия Михайловна, учительница французского и классный руководитель, заметила синяки ученика, и Тишкин, один из игроков, все ей выложил, за что немедленно был вызван к доске. За азартные игры грозило исключение из школы, и наш герой сильно испугался. «Домой с таким позором нельзя» — думал он. После уроков его ждала беседа с учительницей, но больше всего он боялся директора.

В беседе Лидия Михайловна, говорящая спокойным, ровным, но строгим тоном, выяснила, что ученик играет только на рубль и то ради заветного молока. Она взяла с него честное слово, что он обойдется без игры. Но в ту осень он не получал от матери даже хлеба, а картошку у него сразу же растащили. Голод вновь погнал его к ребятам, играющим в чику. Вадик дал ему играть, но только из азарта от игры с конкурентноспособным игроком. На 4 день его опять избили за выигрыш. Заметив это, учительница настояла на отдельных занятиях по французскому языку, ведь с распухшей губой он не мог нормально прочитать текст.

Учительница настояла на занятиях у нее дома и рассказывала о своей биографии, словом, пыталась сблизиться с застенчивым мальчиком. Он же отчаянно робел, ведь ее городская жизнь казалась ему инопланетной, как и чистая квартира с запахом духов. Она настаивала на совместном ужине, но он гордо отказывался. Отказался он и от посылки с макаронами и гематогеном, которые она хотела выдать за подарок его матери. Он же отдал ей продукты назад, сказав, что у них в деревне такого не бывает.

И все же со временем рассказчик стал лучше говорить на французском, освоил этот предмет и привык к учительнице. Теперь он разговаривал с ней и даже «вступал в споры». Однажды она показала ему игру своего детства — пристенок. При этом он призналась, что в детстве «родители с ней натерпелись», и по сей день она хотела бы прыгать и веселиться, но за стенкой живет директор, и она не хочет испортить впечатление о себе. «Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому» — осторожно заметила она. После этой беседы они, условившись о тайне, начали играть вместе, и рассказчик выигрывал деньги. Сначала он проигрывал, но потом заметил, что учительница специально поддается. Отказавшись играть, он все же вновь согласился и увидел жульничество Лидии Михайловны. После этого он уже не подозревал ее в обмане и играл в полную силу. Но во время одного ожесточенного спора к ним зашел директор Василий Андреевич. Он обвинил учительницу в «растлении» и уволил. Она уехала к себе на Кубань.

В середине января рассказчик получил посылку с макаронами и яблоками.

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они» — этой фразой заканчивается рассказ.

Год: 1973 Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик и учитель французского языка Лидия Михайловна.

В рассказе в. Распутина «Уроки французского» повествование идет от лица главного героя, одиннадцатилетнего деревенского мальчика. История происходит в голодное послевоенное время. Мальчик со своей семьей, мамой и двумя сестрами, живет в деревне. Он окончил начальную школу и считается грамотным человеком. К нему за помощью обращаются все односельчане: прочитать или написать какую-либо бумагу, проверить по таблице розыгрыш облигаций. Односельчане считают мальчика удачливым и делятся с ним небольшой частью выигрыша.

Мать растит детей одна и, видя стремление старшего сына к знаниям, отправляет его в райцентр, чтобы он мог продолжить учебу. Колхозный шофер привозит его к знакомой матери, у которой мальчик будет теперь жить. Так начинается его самостоятельная жизнь, полная горестей и постоянного чувства голода. Мать не могла посылать ему денег на питание, поэтому изредка передавала немного продуктов. Однако их хватало ненадолго. Хозяйка, а может быть, и ее дети, воровали продукты у мальчика, и он оставался голодным.

В школе же дела шли неплохо. По всем предметам мальчик был отличником, единственным, что он никак не мог освоить, был французский. Грамматику и чтение он осваивал быстро, а вот произношение никак не давалось, слова звучали грубо и сухо. Учительница очень старалась научить мальчика правильному произношению, но ее усилия были напрасны.

Однажды, после очередных голодных скитаний по улице, к мальчику подошел сын хозяйки дома, Федя, и спросил его, умеет ли он играть в игру на деньги – «чику». Федя познакомил его с мальчишками, которые, спрятавшись от взрослых на пустыре, играли на деньги. Правила игры были простые: нужно шайбой ударить по монеткам так, чтобы они упали орлом. Получилось – деньги твои.

Мальчик долго присматривался и отрабатывал броски, тренируя силу удара, и, когда мать прислала ему с посылкой немного денег, впервые решил поучаствовать в игре. Вначале у него не получалось, но со временем он стал выигрывать, все чаще и чаще. Когда в сумме у него накапливался рубль, мальчик шел с ним на рынок и покупал молоко, которое спасало его от голода. Но так длилось не долго. Самому старшему из игроков, Вадику, не понравилось, что мальчик постоянно выигрывает.

Во время очередной игры Вадик и его приятель Птаха, играли не честно, специально переворачивая монеты. Это заметили все, но только мальчик решился оспорить результат игры. Завязалась драка и его сильно избили, разбили нос и щеку. Никто из других присутствовавших на игре не пришел ему на помощь, даже его одноклассник.

На следующий день учительница спросила у мальчика, где он разбил лицо, и одноклассник его выдал, рассказав об игре на деньги. Учительница оставила мальчика после уроков. Он признался ей, что действительно играет на деньги, но покупает не конфеты, как думала учительница, а молоко, которое ему нужно пить от малокровия.

Вместо того чтобы доложить об игре директору, учительница приглашает его домой, на дополнительные занятия французским. Мальчик идет к ней с боязнью и неохотой, ведь в том же самом доме находится и квартира директора школы. На занятиях он не может сосредоточиться, хочет уйти как можно скорее.

Лидии Михайловне жаль голодающего мальчика, она пытается накормить его. Ради этого она даже отправляет на имя мальчика посылку в школу, якобы из деревни. Но Лидия Михайловна городская, она не знает, какие в деревне могут быть продукты, а каких нет, и этим выдает себя. Сначала мальчик радуется неожиданной посылке, но увидев среди содержимого макароны и гематоген, понимает, что ее послала учительница.

Со временем французский дается мальчику все легче, он уже неплохо разговаривает на нем. Но учительнице все не удается накормить мальчика, и она решает прибегнуть к хитрости. Во время очередного урока она просит мальчика рассказать об игре и предлагает сыграть с ней. Сначала мальчик очень удивляется, но соглашается. Лидия Михайловна явно жульничает, подыгрывая мальчику, и его это обижает. Он отказывается играть, и тогда учительница начинает играть по-настоящему. Постепенно французский отходит на второй план, и большую часть урока они посвящают игре. Игроки играют эмоционально, громко ссорятся, подсчитывая баллы. Во время одного из таких споров в комнату неожиданно входит директор. Поняв, что происходит, он ужасается, ведь такого поведения никак нельзя было ожидать от благопристойной учительницы.

Лидия Михайловна решает ничего не объяснять и уходит в работы. Она уезжает Кубань, где родилась и выросла, а мальчик остается учиться. Прощаясь с мальчиком, учительница просит его не бросать учебу, и ничего не боятся, с ее отъездом об этой истории забудут. Через некоторое время в школу на имя мальчика приходит посылка с Кубани. В ней лежали макароны и красные яблоки, которых мальчик до этого никогда не пробовал.

Картинка или рисунок Уроки французского

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Куприн Суламифь

    В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

  • Краткое содержание Вино из одуванчиков Рэй Брэдбери

    В книге рассказывается о двенадцатилетнем мальчике Дугласе, его семье и друзьях. Каждый его день своей юной жизни он совершает удивительные открытия

  • Краткое содержание Платонов Возвращение

    Главный герой-Алексей Алексеевич Иванов пробыл на войне четыре года и был демобилизован. С ним прощаются по всем законам, есть музыка, уважение и любовь со стороны сослуживцев, после чего он отправляется домой. 8 класс

  • Краткое содержание Шукшин Беседы при ясной луне

    Пенсионеру Николаю Баеву было 63 года. Всю жизнь он проработал в конторах, вначале работал счетоводом, потом бухгалтером. Нажил себе бессонницу. А одной его знакомой, Марье Селезневой, незадолго до выхода на пенсию пришлось

  • Краткое содержание Воспитание чувств Флобер

    Юный бакалавр Фредерик Моро осенью 1840г. возвращается из Парижа домой в Ножан - на - Сене. На пароходе он знакомится с четой Арну. Господин Арну - хозяин газеты, рассказывающей о живописи

В 1948 году, в условиях послевоенной разрухи одиннадцатилетний мальчик отправляется учиться в школу за пятьдесят километров от родного дома. Молодая учительница, как может, старается помочь способному, но гордому мальчику.

История создания произведения

Опубликован рассказ был в номере газеты “Советская молодежь”, посвященном памяти Александра Вампилова - советского прозаика и драматурга. Рассказ Распутин посвятил его матери Анастасии Прокопьевне Копыловой, которая много лет проработала учителем. Жанр “Уроков французского” - автобиографический рассказ. Распутин написал его в лучших традициях деревенской прозы. Его описание сибирской сельской жизни точно передает дух и настроение времени. Лидия Михайловна - настоящее имя бывшей учительницы Распутина, с которой он снова встретился через много лет. В рассказе автор поднимает тему человеческого неравнодушия, а также тему взаимоотношений между учителем и учеником. Некоторые цитаты из рассказа сами могут стать прекрасными жизненными уроками. Лидия Михайловна говорит главному герою: “Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком”.
Важно! По мотивам этого рассказа в 1978 году Евгением Ташковым был снят фильм. Режиссер очень бережно и осторожно подошел к созданию киноповести, которая очень немногим отличается от оригинала.

Список персонажей

  • Главный герой - одиннадцатилетний мальчик, худой, неопрятный. Из одежды на нем был старый, застиранный пиджак, штаны, перешитые из старых галифе отца, чирки.
  • Лидия Михайловна - классный руководитель мальчика и учитель французского. Молодая, аккуратная и умная женщина, с немного косыми глазами и легким спокойным голосом.
  • Тетя Надя - измотанная, крикливая женщина, в чьей квартире жил главный герой.
  • Федька - младший из троих детей тети Нади.
  • Вадик - высокий, рослый и сильный парень-семиклассник, рыжеволосый, с длинной челкой.
  • Птаха - крупный крепкий парень, приятель Вадика.
  • Тишкин - одноклассник главного героя.
  • Василий Андреевич - строгий и серьезный директор школы.

Краткое содержание “Уроки французского”

Главный герой пошел в пятый класс в 1948 году. Средней школы в его деревне не было, и мальчика отправили учиться в районный центр, где он поселился у знакомой его матери. Мальчик - старший ребенок в семье, учился хорошо. В деревне его все считали самым смышленым из ребятни, его хвалили и порой даже подкармливали, ведь в стране все еще стоял послевоенный голод.Он помогал крестьянам читать и писать письма, но особенно любили его за то, что он умел обсчитывать облигации, накопившиеся за годы войны. Односельчане считали, что у мальчика счастливый глаз на выигрышные номера. По многочисленным советам знакомых и соседей, мать и снарядила сына за 50 километров продолжать обучение. Мальчик стал первым из их деревни, кто отправился учиться в район (так деревенские называли райцентр). Мальчик был ответственным и старательным, получал только пятерки по всем предметам, кроме французского. Во французском его подводило произношение. Он быстро запоминал слова и правила, умел хорошо делать переводы, но никак не мог правильно и красиво выговаривать звуки, несмотря на все старания его учительницы. Главный герой очень тосковал по домашней жизни. Особенно, когда он не был занят в школе выполнением домашнего задания или общением с одноклассниками. Мальчик впервые оказался так далеко от дома и все, о чем он мог думать, были родная деревня и семья. Его мама очень испугалась за него, когда приехала навестить: мальчик за месяц учебы сильно похудел от тоски и недоедания. Той еды, что мама присылала, надолго не хватало. Денег у мальчика не было, а, как в своей деревне, сходить на рыбалку или охоту он не мог. Когда дядя Ваня, шофер из его деревни, привозил очередную посылку, мальчик наедался, а остаток недели снова жил впроголодь. Еще в сентябре Федька повел его смотреть, как местные мальчишки играют в “чику” на деньги. Главным в компании ребят был Вадик. Вадик хитрил в игре, но и играл хорошо, не так, как остальные ребята. Главному герою ничего не стоило разобраться в правилах игры. Но за неимением денег ему приходилось оставаться лишь зрителем.

Денег в семье мальчика не было, только пару раз мама присылала ему по пять рублей, чтобы покупал молоко на рынке. Мальчик болел малокровием, у него бывали частые приступы головокружения. Но когда в третий раз мама прислала деньги, мальчик решил принять участие в общей игре. На первых порах мальчик проигрывал, но он не сдавался, даже начал практиковаться по вечерам в одиночку, когда ребята расходились по домам. И вот, наконец, однажды он остался в выигрыше. Октябрь в тот год стоял теплый и сухой. Мальчик каждый день после школы приходил играть в “чику”. Ребята часто менялись, появлялись новые, и только Вадик никогда не пропускал ни одной игры. Рядом с ним, как тень, стал ходить паренек, которого все звали Птаха. Он, как и Вадик, очень редко проигрывал. Играть начал и Тишкин - резвый мальчишка, который учился в одном классе с главным героем. Но игра у Тишкина не шла, а главный герой начал выигрывать каждый день. У мальчика была своя, отличная от Вадькиной, тактика. Теперь, когда у него появилось немного денег, он стал покупать молоко регулярно, а его голова стала кружиться меньше. Вадик не долго позволял мальчику выигрывать, ему не хотелось уступать ни место единственного чемпиона, ни деньги. И вот однажды, во время очередной игры, Вадик сыграл нечестно, на что главный герой не сумел промолчать. Завязалась драка, после которой побитого главного героя выгнали с поляны, пригрозив расправой, если кому-нибудь наябедничает. На следующий день пришлось идти в школу с синяками и распухшим носом, которые не могла не заметить Лидия Михайловна. На вопросы о разбитом лице мальчик ответил отговорками, но Тишкин, рассмеявшись, рассказал все, что произошло накануне. Главный герой в смятении не стал оправдываться, и классный руководитель оставила его после уроков. Мальчик очень боялся, что учительница отведет его к Василию Андреевичу - директору, а тот, в свою очередь, выставит его на линейке перед всей школой, а потом с позором отправит из школы обратно домой. Но в конце дня классный руководитель завела его в класс, где внимательно выслушала его признание. Лидия Михайловна не стала его наказывать, когда он пообещал, что перестанет играть на деньги.

Только вот без денег жить стало гораздо сложнее. Мать перестала присылать еду, потому что в колхозе выдался тяжелый год, а последний мешок картошки закончился быстрее обычного. Есть хотелось даже во сне. В конце концов герой нарушил данное учительнице обещание. И уже через несколько дней мальчика снова избили за то, что он слишком быстро выходил из игры, когда выигрывал. Лидия Михайловна не могла не заметить распухшую губу, когда мальчик хуже обычного прочитал французский текст и, под предлогом дополнительных занятий, решила попробовать ему помочь. Занимались в опрятной и уютной квартире Лидии Михайловны, где деревенский паренек чувствовал себя скованно и некомфортно. Занятиями это было трудно назвать, Лидия Михайловна много расспрашивала мальчика о его жизни или рассказывала о себе. Такие дополнительные уроки были сравнимы пытке, потому что от стыда мальчик пугался и терялся, не в силах вымолвить и слова. Несколько раз после занятий Лидия Михайловна приглашала мальчика поужинать, но он и думать не мог о том, чтобы сесть с ней за один стол. Однажды мальчику прямо во время уроков кто-то принес посылку. В ящике лежали макароны, сахар и гематоген. Обрадованный, он не сразу понял, что у матери не могло оказаться денег на такую роскошь. Быстро смекнув, что к чему, с этим ящиком герой отправился к Лидии Михайловне. Несмотря на уговоры учительницы, мальчик не мог принять от нее еду, хоть и очень хотелось. После случая с посылкой Лидия Михайловна совсем отказалась от попыток накормить мальчика, и они начали серьезно заниматься французским. Очень скоро язык Вали зашевелился, произношение перестало быть настолько ужасающим, да и самому мальчику начал нравиться язык. Наказание превратилось в удовольствие.

В один из вечеров Лидия Михайловна поинтересовалась, в какую игру мальчишки теперь играют деньги. С опаской герой объяснил правила “чики”. Учительница, в свою очередь, рассказала про игру “пристенок”, в которую она играла еще ребенком. Мальчик был шокирован, когда его классный руководитель предложила ему сыграть в эту игру, пусть и понарошку.
Важно! На деньги они начали играть позднее, потому что, по мнению учительницы, просто так играть было скучно и несерьезно. Лидия Михайловна проигрывала, но вскоре мальчик заметил, что она не старается, подыгрывая ему. Это очень его обидело. Лишь когда женщина пообещала играть честно, они продолжили игру.
Теперь каждый день после французского они играли в “замеряшки” (второе название игры в “пристенок”). И когда мальчик научился играть, у него снова стали водиться деньги, на которые можно было покупать немного молока. Принимать деньги учительницы ему было неловко, но это все же была не подачка, а честный выигрыш. В один из таких дней во время игры мальчик и учительница заспорили о счете и не услышали стука в дверь. Василий Андреевич, который жил в другой половине дома, застал их в прихожей. Возмущенный поведением Лидии Михайловны он сразу ее уволил. Спустя несколько дней она уехала домой, на Кубань, перед этим не забыв попрощаться с мальчиком. Во время зимних каникул герою пришла от нее посылка. В ящике ровно были уложены макароны, а на дне три красных кубанских яблока. Долг каждого настоящего учителя состоит не только в том, чтобы передать своим ученикам знания по его предмету, но и в том, чтобы помочь им найти ответы на главные в жизни вопросы. Вопросы о добре и зле, о верности и предательстве, о смелости и трусости. Человечность, сострадание - величайшие ценности нашего общества. Бескорыстная помощь другим никогда не останется незамеченной. Именно этому учат нас главные герои “Уроков французского”. Не забудьте для лучшего запоминания произведения прослушать краткое содержание в аудио-версии.