Кто атаман кубанского казачьего войска. Григорий рашпили, наказной атаман Черноморского казачьего войска. Атаманы кубанского казачества

Атаманы Кубанского казачьего войска

Людмила Привалова

Кто, откуда вы, люди вольные,

Люди гордые - казаки,

В эти степи пришли раздольные

С моря, с суши или с реки?

Время стелет дороги торные,

Кем покинуты стремена?

Но казачество нам оставило

Для истории имена...

Люди сильные и горячие,

Закаленные на ветру,

Не самой ли судьбой назначено,

Чтобы вы служили добру?!

Наше времечко - время смутное,

Что ни день, то тревогой весть.

Время смутное, но не грустное,

С нами Бог, и Россия, и честь!

К. Исхакова

Интерес к прошлому кубанского казачества со стороны научной общественности, широких слоев населения и участников возрождения является сегодня мощным процессом.

Само общество заинтересовано в возрождении казачества в современных условиях, происходит интенсивный поиск оптимальных путей его использования.

Рассказ пойдет об атаманах Кубанского казачьего войска и об истории и деятельности Геленджикского городского казачьего общества в настоящее время.

Среди казаков существовало полное равенство, и на руководящие посты выдвигались и выбирались люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каких-либо других оснований казаки не знали. Удаленные на сотни верст от государственных центров, казаки должны были сами создавать для себя власть на месте. Это была власть выборная - Войсковой и. Кошевой атаман. Высшим исполнительным органом было Войсковое правительство, в состав которого были включены 4 лица: атаман, судья, писарь и есаул.

Ученые связывают происхождение слова "атаман" с готским наречием, где " atta" означало "отец", а "mann" - "муж", то есть "отец мужей". Отсюда и пошло обращение "батька - атаман". Так обращаются к атаману и сегодня. Но единоличная власть атамана была ограничена нормами Православия и казачьими обычаями, и иногда атаман ничего не мог предпринять без решения Рады.

Практически атаманы были такими же казаками, что и все казаки, только наделенными особыми обязанностями и облеченными полным доверием казаков. Это касается далекого прошлого, когда только началось формирование Кубанского казачьего войска.

Со временем значительную роль в становлении административного управления Кубани стали играть кошевые, войсковые и наказные атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск. Соединяя военную и гражданскую власть, атаманы уже располагали значительными полномочиями и сделали немало в укреплении экономики, благоустройства и общественной жизни Кубани. Их деятельность осуществлялась в русле российской государственной политики, но не забывались при этом и интересы казачества.

Судьба и деятельность атаманов Кубанского казачьего войска неотделимы от исторических событий.

В 1829 году по Адрианопольскому мирному договору с Османской империей к России отошло Черноморское побережье Кавказа от крепости Ана до Поти, заселенное черкесскими племенами. В целях закрепления приобрете] ной территории вдоль Кавказского побережья началось строительство укреплений, которое началось в 1831г., когда русские войска высадились в Геленджикской бухте. В целом с 1831 по 1842 гг. на побережье Черного моря было возведено 17 укреплений, составивших Черноморскую береговую линии

В это же время началось строительство другой линии со стороны Кубани Черному морю, названной Геленджикской, и протянувшейся более чем на 80 километров.

Эта территория входила в состав Кавказского линейного казачьего войска, первым атаманом которого стал П.С. Верзилин. Управление обширной территорией требовало немалых административных способностей. По свидетельствам современников, Верзилин, человек сугубо военный, этими способностями не обладал. Поэтому император Николай 1 после посещения в 1837 году Северного Кавказа отдал приказ о назначении наказным атаманом генерал-майора С.С. Николаева. Потомственный донской казак, Степан Степанович Николаев, основательно зная казачий быт, немало успел сделать для благосостояния войска. При нем были основаны 22 станицы, началось освоение Новой линии утверждено "Положение о Кавказском линейном казачьем войске". После его смерти на его место был назначен генерал-майор Ф.А. Круковский, о подвигах которого линейные казаки складывали песни, намного пережившие своего атамана. Всю свободную от походов деятельность он посвящал устройству войскового быта, осматривал станицы, инспектировал полки. В начале 1852 года при взятии завала на реке Гойте в Чечне он был изрублен горцами.

Четвертым атаманом линейцев стал начальник центра Кавказской линии генерал-майор князь Г.Р. Эристов. В должность он не вступил, так как здоровье его было подорвано, и вскоре уехал в Тифлис.

Последним атаманов войска стал Н.А. Рудзевич . Рудзевич был отмечен многими наградами, участвовал в русско-турецкой и Кавказской войнах, в пленении Шамиля. Историки считают наиболее плодотворной его миротворческую деятельность. Атаман Рудзевич добился роспуска по домам с кордонной линии резервных казачьих батальонов, что позволили казакам заняться своим хозяйством. Он оказывал материальную помощь поселенцам новых станиц, по его ходатайству срок действительной казачьей сл

В. А. Мазеин, А. А. Рощин, С. Г. Темиров

По войсковым праздникам и иным торжественным случаям Кубанским казачьим войском на улице Красной в Екатеринодаре устраивалось обычно шествие с регалиями. Церемониал каждого такого мероприятия расписывался особо, но традиция соблюдалась: первыми несли 12 старинных куренных значков и 18 медных куренных перначей, затем - знамена куренные, полковые, войсковые и другие реликвии, далее, на малиновых бархатных подушках, царские грамоты и рескрипты, а за ними уже следовал наказной атаман с атаманской булавой, пожалованной Екатериной II Черноморскому казачьему войску в 1788 г. в числе регалий бывшей Запорожской Сечи.

Булава, эта разновидность древнерусской палицы, исстари в казачьих войсках олицетворяла верховную власть, но приоритет куренных знаков отличия перед атаманскими, столь наглядно проявляющийся в приведенном описании (оно относится к 80-м годам XIX в.), очевиден и символичен. Когда-то, в период ранней Сечи, кошевой атаман вел такую же простую жизнь, как и рядовые казаки, жил в том же курене, за которым числился до своего избрания, ел за общим столом и даже получал из войскового «скарба» платье. Лишь в военное время он пользовался неограниченными правами, но ежегодно давал отчет о своей деятельности на войсковой раде и за проступки мог быть тут же наказан...

В XIX веке все уже было, конечно, совсем не так. После переселения на Кубань черноморских и донских казаков атаманская булава здесь доставалась многим. Однако атаманы, в силу изменившегося положения казачества, служили уже не «товариству», как именовалась прежде казачья вольница, а государю-императору, их деятельность осуществлялась в русле государственной политики того времени.

Соединяя военную и гражданскую власть, атаманы располагали значительными полномочиями и играли немалую роль в вопросах экономики, благоустройства, общественной жизни края. Поэтому прямо или косвенно их биографии связаны с историей Кубани.

Перечислив тех, кому вверялось управление казачьим войском, легко убедиться, что далеко не все атаманы являлись личностями выдающимися. Среди них были, безусловно, такие крупные деятели казачества, как 3. Чепега, А. Головатый, Ф. Бурсак и другие, немало полезного сделавшие для края; были и те, на чью долю пришлось больше трагичных страниц истории, связанных с подавлением народных движений, событиями Кавказской войны, революциями... Есть в атаманском списке и заурядные службисты, которым в летописи края история отвела лишь несколько беглых строк, но есть и такие, кто заслуживает целых глав, к сожалению, еще не написанных потомками.

Не будем нарушать этот исторический ряд, выстроенный прошедшей эпохой, не будем и спешить с оценками: многое еще остается неизученным, неизвестным, а то и утраченным навсегда.

Поэтому наш материал - отнюдь не попытка воссоздать исторические портреты, а скорее лишь штрихи к ним, краткие комментарии к снимкам... Подробнее приведем здесь жизнеописания первых атаманов-черноморцев в связи с близящимся 200-летием Краснодара и станиц. Биографии же многих других требуют дополнительных исследований.

При подготовке этого материала использованы работы дореволюционных историков Ф. А. Щербины, П. П. Короленко, Е. Д. Фелицына, И. Д. Попко, И. Бентковского, И. Кравцова, а также документы Государственного архива Краснодарского края.

Итак, атаманы...

Черноморское казачье войско

Кавказское линейное казачье войско

Кубанское казачье войско

II ноября 1919 г. Кубанская рада избрала войсковым атаманом генерал-майора Николая Митрофановича Успенского - уроженца станицы Каладжинской, входившего в состав краевого правительства. Он пробыл в должности немногим больше месяца, так как 17 декабря неожиданно умер от сыпного тифа.

Через две недели войсковым атаманом был избран генерал-майор Николай Адрианович Букретов , служивший в ведомстве краевого правительства по продовольствию и снабжению. В марте 1920 г. после вступления Красной Армии в Екатеринодар белые отступили к Черноморскому побережью. Букретов находился в составе Кубанской армии, которая капитулировала в мае в районе Адлера, оттуда он бежал на миноносце в Грузию. Там передал свои полномочия и атаманскую булаву председателю краевого правительства В. Н. Иванису, а затем перебрался в Турцию, где, по некоторым данным, открыл в Константинополе ресторан «Золотой петушок».

Следующим атаманом Кубанского казачьего войска, уже в эмиграции, был избран бывший член краевого правительства по военным делам генерал-майор Вячеслав Григорьевич Шумейко , занимавший эту должность до 1945 г.

Завершим здесь наше первое знакомство с «атаманскими» страницами истории кубанского казачества. Как убедился читатель, из этих страниц взяты пока что отдельные строки, и чем ближе к настоящему времени, тем больше перед исследователем возникает вопросов. Поэтому не будем ставить точку, тем более что огромный пласт народной жизни в самых разных ее проявлениях не вошел в рамки данного повествования, но только на его фоне, только во взаимосвязи с ним возможно объективно рассмотреть место и роль той или иной личности.

Восстановив же в исторической цепочке держателей древней атаманской булавы, мы хотели показать, что на обширном поле истории Кубани прочерчены линии различных судеб. Ведь именно представленное в лицах прошлое способно укрепить историческую память потомков...

Вице-губернатор, атаман Кубанского казачьего войска казачий генерал Николай Долуда отвечает на вопросы независимой народной газеты «Вольная Кубань».

Страницы биографии:
Николай Александрович Долуда — атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал, заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

В 1967—1971 годах учился в машиностроительном техникуме города Сумы.

В 1976 году окончил Полтавское высшее военное зенитно-ракетное училище, с 1983 по 1986 годы — слушатель Военной академии войск ПВО по специальности офицер по управлению боевыми действиями. 28 лет прослужил в Вооруженных Силах. В 1994 году присвоено войсковое звание полковник.

С 1998 по 2001 год Николай Долуда — заместитель главы — руководитель аппарата администрации города Ейска.

С января 2001 года — в аппарате администрации Краснодарского края: заместитель руководителя аппарата, начальник социально-производственного управления администрации Краснодарского края, управляющий делами администрации Краснодарского края, руководитель социально-производственного департамента.

В 2004 году окончил ГОУ ВПО Ростовский государственный экономический университет — РИНХ, экономист-менеджер.

В 2006 году назначен заместителем губернатора Краснодарского края, управляющим делами.

Состоит в хуторском казачьем обществе «Офицерская казачья сотня Екатеринодарского казачьего отдела Кубанского казачьего войска».

В ноябре 2007 года Войсковым сбором Кубанского казачьего войска избран атаманом Кубанского казачьего войска. Это решение утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6.02.2008 года.

Указом Президента Российской Федерации от 12.03.2009 года № 265 атаману Кубанского войскового казачьего общества Николаю Александровичу Долуде присвоен высший чин казачьего генерала.

— Николай Александрович, трагические случаи в Анапе и Мингрельской буквально потрясли всю Кубань. Эти факты безусловно свидетельствуют о наступательной позиции казачества в нашей повседневной жизни, о заложенной издавна в характере казака готовности к самопожертвованию, к подвигу!

— Вы правы: вся история кубанского казачества — это история служения во имя России, во имя защиты ее интересов и благоденствия народа. С малолетства казак воспитывался в атмосфере готовности к подвигу, а если надо — и к самопожертвованию. До наших дней дошла очень популярная в казачьей среде песня, в которой прямо говорится: «Смоглы диды — зумиють внукы за Русь головы положить!».

Подвигов кубанские казаки совершили немало. Вспомним хотя бы героические поступки наших предков: Льва Тиховского, Андрея Гречишкина, Ефима Горбатко… Ценой собственной жизни и жизни сотенных казаков они отразили набеги закубанцев, защитив тем самым свои станицы от уничтожения. Каждый год на местах их гибели мы проводим поминовения. На таких примерах мы воспитываем нынешнюю молодежь.

Есть место подвигу и в истории современного Кубанского казачьего войска. Наши казаки воевали в Афгане, Приднестровье, Чечне, Абхазии, Южной Осетии. Наш казак Анатолий Сидоренко во время грузино-абхазского конфликта своим телом накрыл гранату, тем самым спас сослуживцев.

Погибший недавно в Мингрельской от пули бандита Сергей Осьминин — образец мужества и героизма. Это настоящий казак. Не каждый отважится вступить в переговоры с вооруженным преступником. А он, зная, что в доме заложники, ни минуты не раздумывая, пришел на помощь. Вот это — нагляднейший пример того, как относятся к жизни кубанские казаки.

Вы знаете, что глава администрации Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев уже подписал постановление о присвоении Сергею Осьминину звания «Герой Кубани», и награда будет иметь порядковый номер 1. Именем мингрельского атамана в его родной станице будет названа казачья школа № 6. Подвиг атамана Осьминина не затеряется в веках!

Да, наша жизненная позиция активна! Но мы ни на кого не наступаем — мы просто делаем все, чтобы Отечество и наш родной край жили как можно лучше!

— Закономерный вопрос: какие же выводы из случившегося сделаны в Кубанском казачьем войске, дабы подобное больше не повторилось?

— События в Мингрельской еще раз доказали: в борьбе с преступностью лишних бойцов не бывает — и неважно, идет ли речь о крупном городе или маленькой станице. Поэтому решение губернатора о необходимости создания казачьих патрулей, работающих на постоянной основе, пришлось весьма кстати.

Но оно накладывает на нас огромную ответственность Мы всегда подходили к вопросу подбора казаков-дружинников очень скрупулезно, а в этом деле случайных людей не должно быть тем более! Дружинников мы не только тщательно отбираем, но и заботимся об их профессиональной подготовке.

Совсем не обязательно, что, выйдя на патрулирование, дружинник столкнется с вооруженным преступником. Но он должен быть всегда к этому готов! Речь идет не только о травматическом оружии, необходимость которого для дружин почему-то ставят под сомнение некоторые краевые и федеральные СМИ. Прежде всего казак должен быть в отличной физической форме! Именно поэтому наши дружинники обязательно занимаются спортом, преимущественно — рукопашным боем.

— Уже полгода казаки вместе с полицией несут службу по охране общественного порядка на постоянной основе. До этого были так называемые дружины выходного дня. В чем разница и чем новые дружины лучше старых?

— Вопрос поставлен не совсем правильно. Те и другие дружины работают параллельно, четко выполняют стоящие перед ними задачи, те и другие действуют строго по закону. Но организованы они не только в разное время, но и на различной основе.

Казаки дружин выходного дня патрулируют в свободное от основной работы время, то есть по вечерам и в выходные, когда другие отдыхают. А отдыхают, к сожалению, спокойно и культурно не все: количество правонарушений и преступлений, особенно совершенных в общественных местах, увеличивается именно в выходные дни и в пятницу вечером. И тут помощь казаков просто неоценима!

Это показывают цифры: в 2012 году 1630 казаков из дружин выходного дня осуществили совместно с сотрудниками полиции 97,8 тысячи выходов на дежурство (из них 2,4 тысячи — дежурство на транспорте). За это время они помогли полиции выявить и раскрыть 250 преступлений. Административных правонарушений выявлено ни много ни мало 27 тысяч, 1132 из которых — на транспорте. Так что дружины выходного дня — это действенный инструмент сохранения порядка! Они не только были — они есть и будут!

Другие дружины по охране общественного порядка, начавшие работать во всех муниципальных образованиях края с 1 сентября 2012 года, действуют на постоянной основе: для 1239 казаков это основное место работы! Они работают не только на улицах и площадях населенных пунктов, но и на стационарных постах ДПС на главных в крае автодорогах, на объектах транспорта. 24 казака оказывают полиции помощь на территории Красной Поляны.

Благодаря созданию дружин, действующих на постоянной основе, плотность патрулей увеличилась в разы. Только за первые три месяца работы с участием казаков было выявлено и раскрыто 178 преступлений и около 32 тысяч административных правонарушений. Было выявлено также 625 случаев детской безнадзорности, 67 случаев незаконного привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, обнаружены 50 лиц, находящихся в розыске. Министерство внутренних дел, как вы помните, уже объявило создание таких дружин пилотным проектом, и к нам едут за опытом.

Так что я бы не говорил, какие дружины лучше или хуже, а скорее суммировал эффект от их деятельности.

— В 2008 году при Президенте РФ был создан Совет по делам казачества. Отвечает ли он чаяниям, надеждам и планам казаков или остаются проблемы, которые, увы, надо еще решать и решать?..

— Благодаря работе Совета нам удалось решить уже многое. Это и право на чины и ношение погон, и единая казачья форма, разработанная с учетом традиций того или иного реестрового войска, и вопрос о казачьей символике — все это утверждено указами Президента России. Президентским указом утверждены новые войсковые знамена и флаги, а патриаршим указом — войсковые хоругви. Они были освящены Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, вручали их нам Святейший Патриарх, президент России и председатель Совета… Все это свидетельствует о новом этапе истории казачества.

В сентябре 2012 года президентом был подписан важнейший документ — Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. Это означает, что государство действительно повернулось к казачеству лицом и готово к сотрудничеству с ним. В этом также велика роль Совета.

На недавнем мартовском заседании Совета был рассмотрен вопрос о создании всероссийской казачьей общественной организации, что позволит разрозненным сейчас казачьим структурам разных регионов наладить взаимодействие и представлять свои интересы на федеральном уровне.

Многое решается благодаря тому, что в состав Совета при президенте входят не только атаманы реестровых войск и священнослужители, но и заместители министров. Удалось поднять статус казачьих кадетских корпусов: он теперь сравним со статусом суворовских и нахимовских училищ. Учрежден конкурс на лучший казачий кадетский корпус. Реестровые казачьи войска получили право учреждать под своей эгидой частные охранные предприятия. Все вместе это очень серьезные шаги на пути нашего развития.

— В медиасредствах России довольно пристрастно обсуждается современная жизнь и деятельность казачества, а также его культура, традиции, мораль и нравственность… Зачастую при этом передергиваются факты, материалы тенденциозны, ощущается явная неприязнь к возрожденному казачеству. Что вы можете сказать по этому поводу как атаман, как гражданин?

— Скажу, что это, увы, вполне укладывается в «черное» русло стремления взорвать Россию изнутри.

Что это именно так, доказывает поведение «критикующих» нас СМИ. Критика — это когда хотят помочь, указывая на слабые места доброжелательно и без облыжной хулы на весь свет. А мы наблюдаем воочию попытки создания вокруг казачества негативного имиджа, если не сказать жестче.

— Действительно, даже заголовки «работают» на это: «Станут ли казаки разбойниками?», «Зачем казаку ствол?», «Альтернативные правоохранительные органы»… Даже если материал не прочтут из брезгливости, в подсознании-то отложится!

— И это делается целенаправленно и методично!

Вот, например, что последовательно писала и пишет одна из «независимых» газет. Казачьи дружины по охране общественного порядка она называет «альтернативными правоохранительными органами», хотя дружины действуют на основе федерального и регионального законодательства и совместно с правоохранительными органами, а не в пику им! Это было опубликовано 11 марта текущего года.

А ранее, 21 января, эта же газета выдала провокационное утверждение: «Но факт остается фактом — казачьи формирования с их неясным правовым статусом и неясной сферой ответственности теперь получат оружие… И сделано это будет, как нетрудно догадаться, на наши с вами деньги… Необходимые средства для закупки крупной партии «травмы» выделят из краевого бюджета».

В этой связи особо подчеркну: назвать казачьи народные дружины формированием — это не ошибка малограмотного журналиста, это сознательная подмена, потому что у людей, переживших 90-е, слово «формирование» вызывает только одну ассоциацию: «вооруженные бандформирования».

Казачество хотят выставить именно таким. Мол, правовой статус казачьих дружин неясен, ответственность — тоже, но оружие им выдадут и даже оплатят из краевой казны. А казна, как известно, формируется в том числе и из налогов. Что должен думать в такой ситуации обыватель?

Не каждый даже вполне юридически грамотный человек знает, что по закону травматическое оружие каждый (каждый гражданин России!) имеет право купить только сам. При этом он должен пройти медкомиссию, все проверки и получить разрешение. Какая казна и какой краевой бюджет?!

Здесь видится другое — сознательная демонизация казачества и натравливание на него других народов и других слоев населения. Повторю: сознательная, потому что ни одного материала, указывающего на «ошибки» и «слабую юридическую грамотность», в газете не появлялось! А ведь газета несет ответственность за содержание, в этом — ее редакционная политика!

Казачество всегда было опорой своей страны, и если оно едино, если оно сильно — оно непобедимо! А значит, непобедима и Россия. Даже пройдя через жесточайшие репрессии, геноцид, казачество сохранило свою нравственность, духовность, крепкие жизненные устои. Мы учим своих детей трудолюбию, порядочности, патриотизму. И каждый, кто видит это воочию, проникается к казачьему народу глубочайшим уважением…

— Мы знаем, насколько тесно взаимодействуют Русская Православная Церковь и Кубанское казачье войско. Недавно в нашем крае по решению Священного Синода РПЦ образована митрополия, которая включает в себя пять епархий. Как вы, Николай Александрович, как атаман и истинно верующий, оцениваете произошедшее? Как будут строиться отношения Кубанского войска с вновь образованными епархиями?

— И как верующий человек, и как атаман Кубанского казачьего войска я радуюсь тому, что возглавлявшаяся Высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором Екатеринодарская и Кубанская епархия настолько усилилась, что возвысилась до митрополии. Это закономерный плод трудов владыки, и я его от души поздравил.

Отношения и с митрополией в целом, и с отдельными входящими в нее епархиями строятся сейчас так же, как и прежде: мы вместе работаем ради того, чтобы исконная казачья духовность, которую уничтожали столько десятилетий, возродилась и окрепла. И теперь эта работа станет еще более тесной и интенсивной.

Например, до преобразования Екатеринодарской и Кубанской епархии в митрополию присутствие владыки Исидора на сборе даже самого большого отдела Кубанского казачьего войска было (в силу его огромной занятости) затруднено: Его Высокопреосвященство один тянул на себе весь святительский груз. А ведь присутствие архиерея — это не только показатель уважения и внимания к казачеству. Это — мощнейший духовный стимул воцерковления казаков и членов их семей, путь к возрождению нашей традиционной духовности!

Теперь же каждая из пяти епархий охватывает и меньшее число отделов войска, и, соответственно, меньшее число районных казачьих обществ. Это значит, что каждый владыка и каждый отдельский (окружной) атаман смогут чаще встречаться, теснее работать. Ведь казаки по-прежнему строят и восстанавливают храмы, опекают приходы. А во многих приходах они и их семьи составляют костяк общин. Уверен, теперь процесс воцерковления казачества станет более интенсивным. Уверен также, что в скором времени вновь назначенные архипастыри будут благословлены митрополитом на участие и в отчетно-выборных, и в отчетных сборах отделов и округа. В конце марта благочинные из вновь образованных епархий были участниками заседания совета атаманов ККВ и обсуждали с ними вопросы возрождения казачества именно как Христова воинства. И, смею уверить, обсуждали очень активно и заинтересованно.

— В старые добрые времена, да и в советские годы сохранялся культ семьи как ячейки общества. Знаем, вы уделяете большое внимание возрождению лучших традиций в казачьих семьях. Происходят ли здесь положительные изменения? Удается ли восстановить то, что было утрачено? И тем более противостоять тому, что сегодня направлено на разрушение (не побоимся этого слова) семейных основ, — многие телепередачи, интернет да и желтая пресса?

— Для казака и казачки семья всегда была святыней, ею она и остается. Во времена расказачивания и геноцида, когда даже произносить слово «казак» было опасно для жизни, именно традиции, по которым во все времена жили казачьи семьи, позволили нашему народу выжить и сохранить целостность, не раствориться в общей массе.

Да, многое сейчас целенаправленно делается не просто для разрушения — для уничтожения института семьи как такового. Поэтому прежде всего необходимо избавить общество от «черной» пропаганды. Я как атаман Кубанского казачьего войска поднимал и поднимаю этот вопрос везде и при любой возможности: и на заседаниях Совета по делам казачества при Президенте РФ, и на совещании по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания под председательством главы государства, и на Всемирном конгрессе казаков. Это вопрос безопасности всей России!

Но рассчитывать, что этого достаточно, неправильно. Нужно действовать самим. О том, как мы воспитываем в этом плане своих детей и молодых казаков, известно довольно хорошо. А вот о том, что работа с казачьими семьями, возвращение казачьей семье ее высочайшего статуса в последние годы стали одним из главных приоритетов Кубанского казачьего войска, известно пока значительно меньше.

Тем не менее вы, наверное, уже обратили внимание, что два своих главных праздника — день годовщины Кубанского казачьего войска по старшинству его старейшего полка и День кубанского казачества с 2011 года мы празднуем уже не в Краснодаре, а непосредственно в исторических отделах и округе войска. И всякий раз назначаем этим праздникам «столицу», в которой проходит парад и основные торжества. На ежегодный парад в честь Дня реабилитации казачества и годовщины подписания Закона о реабилитации репрессированных народов имеют возможность приезжать из муниципалитетов родители, жены, дети, братья и сестры казаков войска.

Мы делаем это как раз для того, чтобы подчеркнуть престиж семьи, дать ей возможность сохранять свое единство. С января 2008 года мы проводим атаманские елки всех уровней, на которые дети приезжают вместе с родителями. Уже два года на празднование годовщины высадки казаков на Тамань отправляются не только казаки, но и члены их семей. Во всех казачьих поминовениях члены семей тоже участвуют…

— На Кубани под эгидой ККВ уже действуют шесть кадетских корпусов, десятки казачьих школ и сотни казачьих классов. Выбрано верное направление в возрождении лучших казачьих традиций, культуры, передаче их будущим поколениям! «Вольная Кубань», кстати, постоянно рассказывает об этом замечательном опыте. Будут ли еще открываться в крае кадетские корпуса? И каковы взаимоотношения ККВ с Президентским кадетским корпусом, открытым год назад в Краснодаре?

— Я благодарен вашей газете за настойчивую пропаганду нашей уникальной системы казачьего образования: это очень нужно нашему обществу! В этом учебном году количество классов и групп казачьей направленности на территории войска возросло до 1576, непосредственно на Кубани — до 1300. Это порядка 35 тысяч казачат. Но это, увы, не более пяти процентов от всех учащихся! А ведь мы учим тому, что ценно и дорого для любого народа: уважать труд, почитать старших, любить свой край и свою страну, жить по традициям и обычаям казачьего народа, быть по-настоящему верующими людьми. Поэтому глава края Александр Николаевич Ткачев требует от нас охватить сетью «казачьего» образования минимум 40 процентов кубанских детей и молодежи.

Сейчас для нас важнейшая задача — планомерное и качественное увеличение количества классов и групп казачьей направленности, привлечение в них большего числа учащихся. В отношении казачьих кадетских корпусов: в двух из них, Ейском и Приморско-Ахтарском, в ближайшее время число воспитанников возрастет до двухсот и до ста соответственно. Открывать же новые кадетские корпуса для мальчиков мы пока не планируем, а вот создание училища для девочек-казачек в планах есть.

Почему, наращивая количество классов и групп казачьей направленности, мы не стремимся увеличивать количество казачьих кадетских корпусов, хотя шесть — это не так уж много? Мы уже, в принципе, охватили их сетью весь край, и теперь для нас важно создать такую систему кубанского казачьего кадетского образования, которая позволит воспитывать не только высокообразованных, интеллектуально развитых, но и духовно богатых людей. Ведь выпускники кубанских казачьих кадетских корпусов — это основа элиты. А элита должна быть прежде всего духовно развитой, самоотверженной, патриотичной, беззаветно преданной родной земле и своему народу. Она должна быть образцом!

Первые результаты создания этой системы мы уже видим. Наши кадетские корпуса постоянно входят в число лучших по России: в прошлом году в десятку лучших вошли два корпуса из шести. Кадеты Кропоткинского казачьего корпуса, например, стали бесспорными победителями Всероссийской казачьей игры «Казачий сполох» и завоевали сразу 101 медаль. Чтобы так бороться, нужно иметь настоящий казачий дух!

Да, мы высоко поднимаем планку. Но войско рассчитывает на то, что, повзрослев, воспитанники кадетских корпусов станут атаманами всех уровней, что они будут и дальше сохранять и развивать наш казачий народ, окончательно утвердят его обычаи, традиции, его культуру и духовные ценности… С Президентским кадетским корпусом, созданным в городе Краснодаре, наши взаимоотношения пока только устанавливаются. Мои заместители уже читали там лекции о казачестве, его истории, традициях, культуре…

— Николай Александрович, как вице-губернатор вы курируете важнейшие направления в администрации края. Уже невозможно представить команду губернатора без такой колоритной личности, какой вы являетесь. Если не секрет, как все успеваете? Где или в чем черпаете силы?

— Успевать приходится в основном за счет сна. Конечно, многое получается благодаря четкой работе моей команды — заместителей, атаманов всех уровней, командиров дружин и мобильных групп, если мы говорим о войске. А в администрации края — благодаря министрам, руководителям департаментов и управлений и, соответственно, их командам.

Силы же черпаю в семье, которую очень люблю! В спорте, хороших книгах и надежных друзьях…

Экс-атаман Кубанского казачьего войска казачий генерал Владимир Громов рассказал Денису Куренову о возрождении казачества, о взаимоотношениях казачества и власти, о нагайке как заблуждении, а также о том, что казаки не должны участвовать в разгоне митингов и демонстраций.

Громов возглавлял Кубанское казачье войско на протяжении 17 лет. Став атаманом в 1990 году, он участвовал в ключевых событиях по возрождению казачества на Кубани. В конце 2007 года был избран депутатом Законодательного собрания Краснодарского края. Помимо депутатской должности, на данный момент Владимир Громов также занимает пост заместителя председателя комитета по военным вопросам, безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества ЗСК.

Владимир Прокофьевич, для истории России казачество, на мой взгляд, является особым романтическом мифом, пропитанным удалью, лихостью, свободным духом и даже стремлением к бунту и протесту. Кондратий Булавин, Степан Разин, Емельян Пугачев… Понимаете, о чем я говорю.

Сейчас же казачество в глазах многих людей ассоциируется не со свободой, а, скорее, с ее закрепощением. Как так получилось, что чуть ли не самые свободные люди в нашей стране за несколько столетий превратились в придворную силу, которая говорит во весь голос только тогда, когда их мнение сливается с мнением власти?

Тут нам надо обратиться к истории. Вы правильно сказали, что в XVII и XVIII веках действительно в России были социальные потрясения и освободительные народные движения. Их инициаторами были в том числе и казаки, да. Но в XIX веке все меняется. Царское правительство превращает казачество в военно-служилое сословие. После подавления восстания декабристов в 1825 году правительство Николая I осознает, что нужно приблизить к себе казачество, что оно может стать опорой государственного строя. И Николай I даже назначает наследника престола Августейшим атаманом всех казачьих войск. Сейчас многие казаки наши думают, что это был верховный атаман. Но ничего подобного. Это был символический Августейший атаман, олицетворение связи монархии и казачества. И так было вплоть до революции 1917 года.

В этот период выступлений казачества против государства практически не было. Казачество было опорой государства, служилым сословием. Казачьему войску передавалась в пользование земля государства, а казаки выдвигали тот или иной свой контингент на охрану государства, для участия в военной деятельности.

Как отнеслось казачество к упразднению монархии?

Очень спокойно. И на это тоже есть свои причины. Дело в том, что уже к началу ХХ века казачество тяготилось своим сословным положением и своей службой. Объясню почему. Вот, например, возьмем молодого казака. Служить тогда начинали в 18 лет. Первый год был подготовительным. Казак получал земельный надел, пай. Со своей же стороны он должен был обеспечить себя всем необходимым для службы. Только винтовку государство выдавало. А сам казак должен был подготовить необходимое имущество, в которое входило аж 36 предметов: сапоги, кальсоны, белье и т.д. Вот это все стоило порядка 160–170 рублей. Это были немалые деньги в те годы. А если казак шел в кавалерию, то нужно было купить еще и строевого коня, который стоил около 200 рублей. Это все большие деньги.

В казачьих семьях было много детей. Чуть ли не каждые два года дети рождались. Естественно, для них траты на подготовку к службе были тяжелым бременем. Вот у моего деда, например, было шесть сыновей. И их надо было всех обеспечить и подготовить к службе. Это первая причина.

Второй причиной спокойного отношения к упразднению монархии было то, что казаки устали от войны. К моменту начала революционных событий в стране казаки как раз возвращались с фронтов Первой мировой войны. И, естественно, уставшие.

Когда Корнилов организовывал антибольшевистское движение на Дону, то казаки к нему практически не примкнули. К нему пошли курсанты, кадеты и т. д. - порядка 3 тыс. человек. Только к лету 1918 года, когда советская власть стала проявлять свою сущность в отношении казачества, казаки опомнились и стали выступать против нее. В июне 1918 года, например, с голодающей Кубани было вывезено более тысячи вагонов продовольствия…

Так а что все-таки происходит с казачеством сегодня? Вот многие до сих пор обсуждают, нужен ли был государственный реестр…

Да, сейчас это действительно часто обсуждают. Но скажу так. Для того чтобы понять, нужен ли был госреестр казачества или нет, нужно было жить в то время. Как человек, возглавлявший Кубанское казачье войско с 1990-го по 2007 год, я знаю, о чем говорю.

В начале девяностых у нас начинается возрождение казачества. И вместе с тем в стране происходят всем известные события. Возникают политические партии различных направленностей, общественные движения. И, естественно, многие из этих партий пытались потянуть на себя казаков. А казачьи организации и сами дробились. Сначала у нас был единый Союз казаков России, а потом началось создание множества казачьих организаций. К 1995 году их было свыше 300.

То есть вы понимаете, что происходило? Одни поддерживали коммунистов, вторые - действующую власть, третьи - ЛДПР. И так далее. Полный разброд и шатание. Поэтому мы, Кубанское казачье войско, в 1992 году на своем совете решили, что нашим казакам запрещено состоять в каких-либо политических партиях. Это было прописано в нашем уставе. Надо было сохранить наше общее единство и добиваться общих целей.

Казаки, кстати, тогда во многом занимали оппозиционную сторону, власть мы тогда критиковали. Было за что. При Ельцине такое творилось… Какой-то раздрай, само казачье движение могло заглохнуть.

В местной политической жизни мы тоже активно участвовали. Губернатора Дьяконова убрали, например, потому что он не нашел понимания с казачеством. А не нашел понимания, потому что сам хотел быть атаманом войска. А тут какой-то доцент выскочил - и его избрали. Мы дважды пикетировали краевой совет, а потом закрыли выход и сказали депутатам: «Пока не проголосуете о недоверии губернатору - не выйдете отсюда». И они проголосовали.

А что все-таки с реестром?

Реестр тогда был нужен. Нельзя всю жизнь быть в оппозиции. Я говорил это многим, в том числе и атаману Союза казаков. Казачий вопрос не решишь без помощи властей. Нужно было идти на взаимодействие с государством. Поэтому, когда в 1995 году президент Ельцин подписал указ о Государственном реестре казачьих обществ, то нами было принято решение о вхождении в этот реестр.

Но хоть мы и подали документы одними из первых казачьих обществ, приняли нас самыми последними. Мы не соглашались с тем, что администрация президента пыталась навязать типовой устав для всех казачьих войск.

Мы дважды пикетировали краевой совет, а потом закрыли выход и сказали депутатам: «Пока не проголосуете о недоверии губернатору - не выйдете отсюда». И они проголосовали

А чем этот устав отличался от вашего?

Понимаете, у каждого войска своя история, своя система управления, структура, культура наконец. А нам предлагали всех под одну гребенку. У нас, например, устав предполагает в системе управления существование Войсковой рады. Я был атаманом, а по уставу председатель Рады был как бы главой парламента. Войсковая рада утверждала состав управления, могла заявить о недоверии атаману и т.д. У нас этот демократический принцип управления был в традициях. А в едином уставе этого прописано не было.

Два года в результате нам мурыжили мозги, что, мол, нужно принять этот типовой устав. Но мы не соглашались. Либо придем со своим - либо не придем вообще. И в итоге нас приняли со своим уставом.

Когда я был атаманом, то у нас всегда было так: мы не шли на такие уступки, которые бы нарушали дух наших казачьих традиций. Когда государство нам что-то предлагало, то мы могли сказать, что вот это, например, нам подходит, а вот это - нет. Мы могли и на федеральном уровне свое мнение отстаивать. Так было, например, когда я отказался отправить казаков на чеченскую войну. Если казаки служат в армии, то они должны выполнять приказ, да. Но добровольно я не соглашался никого посылать на войну. Тем более на Кавказе вопросы, связанные с казачеством, настолько сложные, что действовать надо очень тонко. Участие казаков в чеченской войне могло бы привести нас к повторению Кавказской войны.

Что касается отношения казачества и современной власти… Знаете, есть организации казачьи, которые оппозиционны и нынешнему правительству, и президенту. Но я думаю так: если мы за Россию, то мы должны поддерживать нашего президента. Я лично другого лидера России не вижу, не вижу другой реальной политической силы.

Но я всегда говорил, что наше дело - служить Родине на границе, в армии, но никогда не противостоять народу. Т.е. не участвовать в разгонах митингов, демонстраций и т.д. Я радикально против всего этого.

Приведу пример из истории. В 1905 году, когда у нас была первая русская революция, то и в Екатеринодаре, и в Новороссийске были рабочие движения, которые организовывали протесты. И власти решили направить два полка кубанских казаков, чтобы это все разогнать. Но наши деды сказали: «Нет. Пусть этим полиция занимается. Это не наше дело».

С общественным недовольством должны бороться другие структуры. Казакам не нужно в этом участвовать. Вот охрана общественного порядка - это, например, хорошо, но разгон демонстрантов - ни в коей мере.

Мне сразу вспоминается случай в Сочи. Когда в разгар Олимпиады казаки билинагайками участниц Pussy Riot.

Вот с нагайками тут вообще отдельная история. Нагайка - это не наша традиция. Я категорически против всего этого. Когда я вижу казаков-дружинников, которые ходят с нагайками, мне хочется подойти и выпороть их той же самой нагайкой, чтобы не позорились. Посмотрите на старинные казачьи фотографии. Никого вы на них с нагайками не увидите.

А как же тогда получилось, что нагайка для многих стала чуть ли не олицетворением казачества?

Тут, наверное, надо обращаться к горе-писателям, которые распространяли это заблуждение еще во время начала возрождения кубанского казачества. Они преподносили нагайку как символ власти казака, как символ казачества вообще. Но, повторюсь, все это заблуждение. Нагайка - это тот предмет, который казак использовал, когда садился на лошадь. А когда сейчас казаки не знают, с какой стороны к лошади подойти, и ходят народ пугают этими нагайками… Чести мало во всем этом.

И очень обидно, что это заблуждение распространяется иногда и через музеи, и через выступления артистов. Я всегда возмущаюсь этому. Наши казаки с нагайками ходить не должны. Если забайкальские казаки, например, сопровождали арестантов, пускай они и сейчас сопровождают их с нагайками. Наше же дело - в армии служить, на границе служить. Нечего народ пугать и вводить в заблуждение.

Вы один из тех, кто считает казачество отдельным народом, ратуете за этническую казачью идентификацию. Расскажите, как вы относитесь к высказываниям вашего преемника атамана Долуды. Он, например, в прошлом году сказал, что нужно, чтобы на Кубани был миллион казаков. А лучше - два. Насколько реально вырастить двухмиллионный народ?

Да можно и все 5 млн населения края назвать казаками. Но только казаков от этого больше не станет. В 1992 году, если я не ошибаюсь, одна социологическая служба проводила исследование - мол, сколько на Кубани живет потомков казаков. Насчитали около миллиона человек. Но надо понимать, что это все очень разные люди. Некоторые сохранили свою этническую принадлежность, сохранили понимание того, что они казаки. Таких, увы, очень мало. Большинство же утратило связь. Они никак не участвуют в жизни казачества. Конечно, можно и за их счет пополнять ряды казачества, но только есть ли в этом смысл?

Знаете, для меня мерилом принадлежности к казачеству является хотя бы элементарная способность ответить на вопрос, из какой ты станицы. Если человек даже городской, то он все равно должен знать, из какой станицы его деды и прадеды. Ну а если человек даже на такой вопрос ответить не может, то какой же это казак.

И можно было бы еще такой эксперимент провести. Сейчас пошив одежды осуществляется за счет муниципалитета. Давайте вернемся к традициям - каждый будет покупать форму за свой счет, индивидуально для себя. Сколько тогда казаков останется в строю?

Как вы относитесь к идее нашего губернатора Вениамина Кондратьева о внедрениив школьное образование Кубани казачьих классов?

Идея-то сама хорошая. Но вопрос тут в другом. Что преподается в этих классах, как это преподается и нужно ли это вообще детям и их родителям? Вот, например, наше Черноморское побережье - это же не исконно казачий регион. Но там тоже вводятся обязательные казачьи классы. Зачем? Все должно создаваться там, где в этом нуждаются, где это получает поддержку.

К тому же с кадрами есть большие сложности. Вот мне звонят и говорят: «Владимир Прокофьевич, нужен наставник казачьих классов». А это же большая проблема. Нужно найти такого казака, который бы приходил в школу и который бы каждый свой визит превращал для школьников в интересное приключение образовательное. Чтобы школьники узнавали что-то новое, задумывались об истории края. А не только слушали рассказ о том, что казаки - это патриоты, самые патриотичные люди - это казаки и что казаки - это патриоты в третьей степени. Нужна конкретика, нужны факты, нужно что-то интересное говорить. Это все тяжелая работа, на которую не каждый способен. Учитель в школе работает всю жизнь, но все равно к каждому уроку он готовится. А казак-наставник тогда и вовсе должен этим заниматься и днем, и ночью.

Казачьи классы должны формироваться только на добровольной основе. Когда с этим согласны и родители, и учителя имеют возможность все это реализовать. Чтобы воспитать настоящего казака, а не сделать что-то ради галочки, нужно провести долгую и кропотливую работу. И эта работа должна проводиться не только в школах, но и в семье - это гораздо важнее даже.

Кстати, когда говорят о миллионах казаков в крае, то я еще один путь реализации всего этого вспоминаю. Как у нас делают - берут и создают казачьи ЧОПы. Извините меня, но какое это к казачеству отношение имеет? Туда кто угодно может пойти работать. Сейчас люди в работе нуждаются. Если работу предлагают, то и казаками они готовы называться. Но надо, чтобы казачья форма не была просто формой. Очень важно, чтобы она соответствовала содержанию. Когда форма без содержания, тогда перед нами просто человек, надевающий спецодежду и идущий на работу. Это не казак.

Захарий Алексеевич Чепега

Когда-то в Запорожской Сечи атаманов - вождей вольного казачьего братства, - выбирали сами казаки. Сообща и открыто голосуя, сичевики определяли, кто на год или на несколько лет получит булаву атамана всего Запорожского коша. В каждом курене избирались свои куренные атаманы, которые подчинялись кошевому, то есть главному атаману. В те далекие времена кошевые атаманы жили такой же простой и суровой жизнью, как и рядовые казаки. Они ели за общим столом, из общих запасов получали одежду и оружие, а обитали в тех куренях, где жили до избрания. За проступки их могли строго наказать и даже бить плетью. И лишь в военное время атаман пользовался неограниченной властью. Каждый год он давал отчет о своих делах на войсковой раде.

Постепенно казаки перешли на службу государству и утратили свою былую независимость - «вольницу». В образованном из остатков Сечи Войске верных Черноморских казаков лишь поначалу атаманов избирали казаки, а утверждал их император; потом атаманы назначались императорскими указами. Атаман считался не только военным, но и гражданским начальником войска и соединял в своих руках огромную власть. В истории казачества Кубани атаманов было немало. Их называли в разное время по-разному – кошевыми, войсковыми, наказными. Многие из них делами своими заслужили любовь и уважение современников и благодарную память потомков. Но лишь двух своих вождей черноморские казаки по старому запорожскому обычаю называли «батьками» - Захария Алексеевича Чепегу (Чепигу) и Антона Андреевича Головатого.

Первым атаманом Черноморского казачьего войска, созданного в 1787 году по мысли князя Григория Алексеевича Потемкина и указу императрицы Екатерины Великой, был Сидор Игнатьевич Белый. Этот храбрый воин не дожил до времени переселения казаков на Кубань - в июле 1788 года в сражении черноморцев с турецким флотом он был смертельно ранен и умер. Тогда же «Светлейший князь» Потемкин подписал указ о назначении атаманом Войска Верных черноморских казаков Захария Алексеевича Чепеги. В знак уважения и признания воинских заслуг фельдмаршал подарил Чепеге дорогую саблю. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. он командовал конницей и участвовал во всех важнейших сражениях. При взятии турецкой крепости Измаил сам полководец А.В. Суворов доверил Чепеге вести на крепость один из штурмовых отрядов. К моменту своего избрания атаманом Чепега имел чин армии бригадира и был кавалером трех российских орденов.

Атаманом Захарий Алексеевич был почти десять лет. Многими делами прославил он себя, но главным было основание столицы Черноморского войска в июне 1793 года. Недолго казачьему вождю пришлось жить в «богоспасаемом граде Екатеринодаре», где он построил себе хату над речкой Карасун. В июне 1794 г. по указу Екатерины Великой Чепега с двумя полками черноморцев отправился в Польский поход. По дороге в Польшу атаман был приглашен ко двору императрицы. Во время обеда сама государыня угощала старого воина виноградом и персиками (Одна из казачьих легенд гласит, что императрица подарила тогда Чепеге золотую саблю. Историк Евгений Дмитриевич Фелицын утверждал, что сабля эта еще в 1888 году хранилась в одной старинной казачьей семье. Где она сейчас и была ли на самом деле, неизвестно). Когда поход благополучно завершился, вернувшемуся атаману был пожалован генеральский чин. А всего через год после возвращения в Екатеринодар, 14 января 1797 г., прославленный атаман, любимый всеми казаками «Харько Чепига» скончался в своей хате «от колотья легкого», то есть от легочной болезни, и был с воинскими почестями похоронен на месте строившегося Воскресенского войскового собора.

По словам историка Прокофия Петровича Короленко, записывавшего рассказы старых черноморцев, атаман Чепега был «низкого роста, с широкими плечами, большим чубом и громадными усами…». Портрета его история не сохранила. Пришел как-то к Захарию Алексеевичу живописец и хотел написать портрет атамана. В ответ на его просьбу позировать ему Чепега ответил: «Ты маляр (то есть художник), вот и малюй богив, а я генирал, меня малюваты нэ трэба…». Почти два века спустя краснодарский художник О.М. Гаврилов на основании словесных описаний и своих представлений о внешности основателя Екатеринодара создал портрет атамана Чепеги. Сейчас этот портрет украшает один из залов Краснодарского историко-археологического музея.

Антон Андреевич Головатый родился в 1732 году в семье украинского казачьего старшины, учился в Киевской бурсе (то есть духовной семинарии). Оттуда в 1757 г. он бежал в Запорожскую Сечь, где со временем, благодаря своему природному уму и организаторским способностям, стал влиятельным человеком. После разгрома Сечи Головатый стал одним из создателей и руководителей Войска верных казаков, поселенного между Бугом и Днестром. Во время русско-турецкой войны 1787-91 гг. он командовал гребной флотилией и проявил себя умелым военачальником и отважным воином. Именно под командованием Антона Андреевича казаки на лодках сумели взять неприступную до поры турецкую крепость на острове Березань. В честь этого подвига один из первых куреней на Кубани был назван позже Березанским, ныне это Березанская станица. Тогда же казачья флотилия отличилась при осаде Бендер, а при штурме Измаила черноморцы потопили и сожгли 90 турецких судов.

В 1791 году умер «заступник казачества» князь Григорий Александрович Потемкин Таврический, и казакам ничего не оставалось, как самим просить милости императрицы. И казаки отправили своей депутацию ко двору Екатерины Великой. Заслужившие милость императрицы своими подвигами, черноморцы надеялись получить для поселения войска кубанские земли. Возглавил эту депутацию войсковой судья Головатый. В Петербурге, в кругу гордых и заносчивых екатерининских вельмож, приглашавших доблестного сечевика в свои салоны и на балы в качестве диковинки, Антон Андреевич сумел притвориться простоватым необразованным казаком, удивлял их своей необычной внешностью и прочими чудачествами, вызывал сочувствие к тяжелой казацкой доле пением и игрой на бандуре. Но когда Головатому удалось получить от императрицы грамоту о пожаловании Черноморскому войску кубанских земель, он удивил всех, произнеся блестящую благодарственную речь!

Будучи человеком образованным и талантливым, Головатый проявлял себя и как воин, и как военачальник, и как дипломат, и даже как музыкант. Он сочинил несколько песен, которые позже стали считать народными.

В 1793 году Головатый привел на кубанскую землю большой отряд казаков. В Тамани, где он поначалу жил, войсковой судья построил первый в Земле Войска Черноморского храм Во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь эта, которую считают одной из святынь казачества, существует и сейчас. Как только Антон Андреевич появился в Екатеринодаре, он сразу же принялся обустраивать войсковую столицу. Сохранилось письмо, которое он написал атаману Чепеге в Польшу: «Слова Ваши, говоренные при назначении (то есть основании – В.Б.) города Екатеринодара, противу Карасунской гребли (плотины - В.Б.), под дубом, стоящим близ Вашего двора, о заведении разной рыбы и раков я не забыл, а исполнил прошлого года: рыбы напустил из Кубани, а раков – привезенных из Темрюка…». Головатый был главным идеологом создания «Порядка общей пользы» – документа, регламентировавшего все стороны жизни Черноморского войска, но фактически упразднившего остатки казачьего самоуправления. Вероятно, сам текст этой первой «конституции кубанского края» был составлен войсковым судьей, прекрасно осознававшим, что былая казацкая вольница осталась за днепровскими порогами, а на Кубани черноморцев ждала государева служба. Старшины и простой казацкий люд глубоко уважали своего «батька» Головатого, о нем даже сочинили присказку-поговорку, которая больше века жила в народной кубанской речи: «Знае об тим Головатый Антон: вин нам голова, вин наш и батько – вин нам поголыв головы гладко!» (то есть снова сделал нас казаками – В.Б.).


Антон Андреевич Головатый был высоким и тучным. Как писал историк Е.Д. Фелицын, «имел голову постоянно бритую, с толстым «оселедцем» (то есть длинным чубом – В.Б.) и красное, рябое лицо с огромными усами». Как заметил другой историк, И.Д. Попко, считал, что черноморцы «усы считали лучшим украшением казацкой личности, но бороды отнюдь не носили и относились к ней презрительною…».

В конце февраля 1796 г. Головатый с двумя полками казаков отправился из Екатеринодара на Каспий - в Персидский поход. Казаки сражались с персами храбро, но непривычный климат, голод и болезни унесли сотни жизней. Не пощадила лихорадка и Антона Андреевича – он умер 28 января 1797 г. на 53-м году жизни, так и не узнав, что после смерти Захария Чепеги казаки в Екатеринодаре избрали его своим атаманом. Находившийся при войсковом судье секунд-майор Чернышев доложил на Кубань рапортом, что «…господин бригадир и кавалер Антон Андреевич Головатый, имея командование Каспийским флотом и войсками на полуострове Камышеван состоящими, тогож января в 28 день скончал живот свой, а 29 с отличною церемонией от морских и сухопутных сил погребен». В 1996 году небольшая группа краснодарских ученых пыталась отыскать на Каспийских берегах место погребения этого великого черноморца. На острове Сары, где, по некоторым сведениям, был похоронен Головатый, удалось обнаружить целое кладбище русских моряков и большую плиту над братской офицерской могилой, в которой, вероятно, и был похоронен Антон Андреевич. Для того, чтобы в этом окончательно убедиться, нужны новые исследования, новые научные экспедиции.

Вернувшиеся из похода на Кубань голодные и оборванные казаки, не получив причитавшегося им жалования, потребовали «удовлетворения обид». Эти события вошли в историю Кубани как «Персидский бунт». Войсковой писарь Тимофей Котляревский находился в это время в Петербурге на коронации императора Павла I и был назначен войсковым атаманом. Новоявленный атаман большую часть времени жил в столице, откуда посылал на Кубань приказы и распоряжения. Казаки никогда не называли его «батьком».

…В 1907 году неподалеку от того места, где когда-то был заложен Екатеринодар, в Атаманском сквере перед дворцом наказного атамана Кубанского казачьего войска, был торжественно открыт памятник императрице Екатерине Великой, созданный по проекту академика М.О. Микешина скульптором Б.В. Эдуардсом. На высоком пьедестале была помещена величественная фигура императрицы, и от ног ее вниз спадал свиток, на котором золотыми буквами был написан текст Жалованной грамоты Черноморскому войску. Внизу, у подножия, располагались фигуры князя Григория Потемкина, атаманов Сидора Белого, Захария Чепеги и Антона Головатого. На тыльной стороне пьедестала находились фигуры слепого музыканта-кобзаря с поводырем, а ниже была помещена плита с текстом песни, сложенной Головатым, которая заканчивается словами: «Дякуймо ж Царыцю, молымося Богу, що нам указала на Кубань дорогу». Так благодарные кубанские казаки увековечили память и отдали дань уважения императрице и первым черноморским батькам-атаманам.

Бондарь В.В.

Атаманы кубанского казачества

Головатый Антон Андреевич (1732 - 1797гг.) войсковой судья Черноморского казачьего войска, один из главных инициаторов воссоздания Черноморского казачьего войска взамен Запорожской сечи. Родился в семье малороссийского старшины. Получил хорошее домашнее образование. В 1757 году записался в казаки Запорожья (в Васюринский курень). В 1762 году избран куренным атаманом. В 1764 году за заслуги перед Запорожским войском производится в полковые старшины и вскоре становится войсковым писарем. В 1792 году, уже будучи войсковым судьей отправляется во главе казачьей делегации в столицу с целью вручения Екатерине II прошения о предоставлении земель Черноморскому казачьему войску в районе Тамани и "окрестностей". Активно участвовал в переселении казаков на Кубань. Участвует в обустройстве 40 первых куреней и "войскового града" - Екатеринодара. После смерти атамана Захария Чепеги избирается атаманом Черноморского казачьего войска. К сожалению А.А. Головатый так и не узнал о своем избрании. Находясь в походе в Персию он умер на острове Камышеване 28 января 1797 года. Атаманом войска он был избран двумя неделями раньше.

Бурсак Федор Яковлевич - генерал-майор, Войсковой атаман с 29.12.1797 по 28.03.1816 гг.

Верзилин Петр Семенович - генерал майор, Наказный атаман КЛВ с 25.06.1832 по 31.09.1837 гг.

Завадовский Николай Степанович - генерал от кавалерии, Наказный атаман с 11.11.1830 по 09.11.1853 гг.

Рашпиль Григорий Антонович - генерал-лейтенант, начальник войскового штаба, и.о. наказного атамана с 26.11.1842 по 01.10.1852 гг.

Кухаренко Яков Герасимович - генерал майор, Начальник войскового штаба, и.о. наказного атамана с 01.10.1852 по 30.07.1856 гг.

Филипсон Григорий Иванович - генерал- лейтенант, командующий войсками правого крыла Кавказской линии, Наказный атаман с 06.07.1855 по 12.09.1860 гг.

Николаев Степан Стапанович - генерал-лейтенант, Наказный атаман Кавказского казачьего линейного войска с 31.09.1847 по 18.02.1848гг.

Малама Яков Дмитриевич - генерал лейтенант, Наказный атаман ККВ и Начальник Кубанской области с 1891 по 1903 гг.

Одинцов Дмитрий Александрович - генерал-лейтенант, Наказный атаман ККВ и Начальник Кубанской области с 1903 по 1904 гг.

Михайлов Николай Иванович - генерал-лейтенант, Наказный атаман ККВ и Начальник Кубанской области с 1904 по 1905 гг.

Бабыч Михаил Павлович - генерал-лейтенант, Наказный атаман ККВ и НКО с 1905 по 1917 гг.

Филимонов Александр Петрович - генерал-лейтенант, Войсковой атаман и Начальник Кубанской области с 1917 по 1919 гг.

Успенский Николай Митрофанович - генерал-майор, Войсковой атаман и Начальник Кубанской области с 19919 по 1920 гг.

Букретов Николай Андрианович - генерал-лейтенант, Войсковой атаман ККВ и Начальник Кубанской области с января 1920 по март 1920 г.

Науменко Вячеслав Григорьевич - генерал-майор, Войсковой атаман Кубанского казачьего войска с 1920 по 1954 гг. (за рубежом)