«Так мы можем дойти до "недочеловеков". Завершите фразу:Человек как носитель сознания,наделенный рядом важных социальных свойств:способностью обучаться,общаться,участвовать в жизни Человек наделенный рядом важных социальных свойств

Книга, закупленная за бюджетные деньги в московские школы, учит, что человек, страдающий психическим заболеванием, не является личностью. В учебнике по обществознанию для восьмых классов, выпущенном издательством «Дрофа» и попавшим в московские школы, говорится, что человек с тяжелым психическим заболеванием не может являться личностью. Правозащитники называют этот текст «невежественным, мракобесным и экстремистским».

Президент организации «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве Российской Федерации Елена Клочко и другие общественники готовят письмо в Министерство образования и науки с просьбой изъять учебник из школ и провести проверку, как он мог быть закуплен на бюджетные деньги. Текст письма ляжет также в основу петиции, которую разместят в интернете для сбора подписей. В Минобрнауке заявили, что ведомство «уже проводит проверку учебника» и «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента».

«Давайте поразмышляем, - говорится в учебнике. - Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью. Личность - это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством».

Это же не просто текст, который кто-то написал в блоге, - отметила Екатерина Мень. - Это учебник, утвержденный всеми инстанциями. Мы хотим понять, как учебник с таким невежественным, мракобесным и экстремистским текстом может попасть в школу, каким образом проводится экспертиза. Вообще весь текст в учебнике низкого качества. У авторов нет никаких признаков профессиональной компетенции в социальных науках.

Екатерина Мень рассказала, что первым внимание на дикость текста обратил один из учеников, а потом показал его своей маме, и она вывесила фото текста в социальных сетях.

Центр проблем аутизма и наше сообщество - и родительское, и профессиональное, а это несколько тысяч человек, - не может на это не отреагировать. Мы делаем огромную работу, чтобы доказать, что аутистов можно обучать вместе с обычными детьми. И у нас есть успешные проекты, это идет всем на пользу. Представьте, что в таких школах дети открывают учебник и узнают, что их одноклассников-аутистов, оказывается, на порог нельзя пускать, они не являются личностями, они вообще полузвери. Это очевидный вред.

Детский психиатр, кандидат медицинских наук Антонина Шапошникова отметила, что приведенный отрывок из учебника является «неграмотным с точки зрения психиатрии».

Как дети, так и взрослые с психическими заболевания являются личностями, - сказала она. - Другое дело, что это личность со своеобразием развития, что мы тоже должны уважать в человеке. Даже человек с тяжелой умственной отсталостью способен к простым социальным контактам. Он способен к любви, что формирует человека как духовное существо, способен к эмоциональным привязанностям. А люди, болеющие, например, такими тяжелыми психическими заболеваниями, как шизофрения, зачастую интеллектуально полностью сохранны. Они учатся, даже порой получше некоторых обычных детей, работают, достигая в своей области успехов. Они создают семьи. Да, они вынуждены принимать лекарство, но они являются полноценными членами общества.

У нас принята гуманистическая позиция в методиках воспитания, - добавила она. - Этот отрывок противоречит ей. Ребенку, может быть, даже не обязательно знать определение личности. Но ему важно знать, что любой человек, какие бы заболевания он ни имел, является полноценным членом общества и надо относиться к нему с заботой и пониманием.

В Минобрнауки России заявили, что ведомство «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента учебника по обществознанию для 8-х классов (авторы A.Ф. Никитин, Т.И. Никитина) и уже проводит проверку учебника».

Обязательно будут выяснены причины, по которым такой фрагмент попал в учебник. Сегодня система допуска учебной литературы в школах России предполагает не только обязательное прохождение каждым учебником четырех экспертиз, но и мониторинг его использования в школах и реагирование на жалобы детей, родителей, учителей и других участников образовательного процесса, - сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

В министерстве напомнили, что в федеральный перечень учебников издания включаются «на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз».

Отметим, что ранее научную и педагогическую экспертизы обсуждаемого учебника проводила Российская академия наук, общественную экспертизу - некоммерческое партнерство «Лига образования», и все заключения, представленные в Минобрнауки России, были положительные, - сказали в пресс-службе.

Такой подход позволяет значительно повысить качество учебной литературы, - сказали в министерстве. - За два последних года, исходя из поступающих в адрес Министерства обращений, количество жалоб на качество учебной литературы существенно сократилось. Улучшено качество работы с издательствами в связи с замечаниями граждан по качеству учебников.

Как рассказала адвокат, управляющий партнер компании «Альянс» Екатерина Демченко, «учебник фактически посягает на неимущественные права лиц с психическими заболеваниями, а именно умаляет их честь и достоинство».

Права на честь и достоинство человека - естественные права человека, неотъемлемые и безоговорочные, - сказала Екатерина Демченко. - В случае нарушения таких прав пострадавший может обращаться за судебной защитой в соответствии с главой 8 Гражданского кодекса. В данной ситуации считаю возможным прокурору субъекта федерации обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, требовать изъятия такого учебника из школ, извинений и опровержения от автора.

Также, по словам Демченко, действия авторов можно истолковать как разжигание социальной розни или пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а это уже экстремизм. За подобные преступления может грозить срок до пяти лет (статья 136 УК РФ).

Мнение экспертов:

Анатолий Найман, дед Григория Чернозатонского, на вопрос «Новой», не страшно ли учить внука по таким учебникам, ответил:

Тошновато. Но не безнадежно. Лауреат формулирует, жена подправляет, издательство тиражирует, министерство рекомендует, учительница, не глядя, задает на дом. И все это расшибается о 14-летнего Гришу. Он выпучивает глаза. Он этого не принимает. Это несъедобно. Он интуитивно знает, что у жизни все на учете. Каждый на счету. О лауреатах, издателях, министрах речь не идет, это массовка. Если кто вывезет, то внуки.

Тамара Эйдельман: «На Facebook уже пишут: это фашисты!»:

Это, конечно, не фашисты. Это просто люди, которые плохо умеют выражать свои мысли. И совершенно не думают о реакции читателей на их текст.

Раздел учебника «Обществоведение», посвященный личности, начинается с попыток развести понятия «биологический индивид» и «личность». Но делается это крайне топорно. Что за странное определение: «не способен создать семью и реализовать свои гражданские права»? А монах-отшельник, например? Тоже подходит под эту формулу?

Определение личности - предмет сложнейшей философской дискуссии. Если учитель чувствует себя в силах, если он сумел выделить на это время на уроках, он может вынести тему на обсуждение класса. Мнения наверняка разойдутся.

Но фрагмент, который сегодня стал столь знаменит, - просто типичный не очень компетентный текст в школьном учебнике. О его возможных мировоззренческих последствиях никто не думал. Ляпнули - и пошли дальше.

Анна Наринская: «Такие учебники - знак состояния образования»:

Здесь же более всего поражает не полный непрофессионализм и этическая глухота авторов этих учебников, а полное отсутствие контроля за ними в Министерстве образования и в издательствах, которые их печатают. Кроме того что там содержатся почти фашистские соображения о том, что психически больной человек не личность, и кокетливо-сексистские пассажи о том, какими должны быть мужчины и женщины, это еще и написано безобразным языком, в кондовой какой-то стилистике. Я даже не знаю, что меня больше возмущает - идеологическое содержание этого учебника или его невероятная халтурность.

Идеологический и просветительский амок, в который погружается страна, - он зиждется не только на продуманных античеловеческих лозунгах, но и на возможности вот такой халтуры, на всеобщем наплевательстве, на том, что такая важная территория, как образование наших детей, становится просто местом зарабатывания денег. И вот именно с этой халтурой, я считаю, можно бороться. Глядя на то, что происходит с образованием, я боюсь, что ждать радикальных побед общественности не стоит, но на каких-то отдельных участ­ках действительно можно работать и добиваться лучшего, пока еще не наступило время единых учебников по гуманитарным предметам. Когда оно наступит, если вот именно такой, к примеру, учебник будет единственным, это станет куда большей трагедией.

Ирина Хакамада: «У каждого должен быть шанс на счастье»:

Во-первых, психологи утверждают, что все талантливые творческие люди чуть-чуть сумасшедшие. Во-вторых, что такое личность? Личность - это человек, который может быть счастливым. Таких людей огромное количество, в том числе среди аутистов, людей с синдромом Дауна, дислектиков, потом вырастающих в гениев. И для того чтобы развить в них личность, нужно прилагать специальные усилия. Если их не прилагать, то эти люди, оставаясь личностями, не входят в коллективное «я», поэтому им трудно образовывать семьи, общаться с обыкновенными людьми и так далее. Но смысл развитого общества как раз в том, чтобы каждому дать шанс на счастье. Поэтому на Западе, если ребенку ставят диагноз «аутизм» или «дислексия», то первое, что говорят врачи: эти дети могут быть счастливыми, нужно просто приложить усилия. Я человек верующий, поэтому считаю, что в каждом заложена личность, просто нужно к одним применить больше усилий и индивидуального подхода. И какое авторы имеют отношение к постановке диагноза - кто личность, а кто нет? Слава богу, наши дети плюют на все учебники, но если один начнет это реализовывать в жизни, то он, увидев ребенка с другим поведением - например, закрытого интроверта, - сразу решит, что это урод, которого надо обходить стороной.

Екатерина Архипова, директор по коммуникациям сети ресторанов «Кофемания»:

Семья Никиты Па­ни­чева отдала много сил его развитию и становлению. Он прошел у нас обучение, успешно работает и находит общий язык с коллективом. Работает Никита в «Кофемании» уже более полутора лет - это показатель того, что все идет хорошо.

Александр Асмолов, академик РАО: «Любой человек - личность»:

И он становится личностью тогда, когда к нему как к личности относятся другие люди. Установка на человека как на личность - это ключевая вещь, помогающая ему развиваться и сохранять свое достоинство.

Любые учебники, какое бы издательство их ни издавало, должны проходить гуманитарную и психолого-педагогическую экспертизу. Ключевой вопрос: рождает ли текст учебника у ребенка гуманистические установки на уважение ценности личности любого человека? Любого, может быть, не похожего на него по цвету кожи ли, глаз, по росту, этническим характеристикам. Среди этих различий одно из важных для нашего общества - дети с отклонениями в развитии. Не случайно я никогда не говорю: дефективные дети. Вместо этого говорю: дети с особыми нуждами, дети с особыми потребностями, а лучше всего английский термин, с гениальной точностью демонстрирующий человеческую и, естественно, педагогическую этику: дети со способностями, развитыми по-иному. Блестящий термин, который не оставляет основ для стигматизации в обществе. Любая стигматизация, превращение кого-либо в касту неприкасаемых, опасна для общества, поскольку нарушает его гуманистический потенциал. Это ключевой принцип педагогики достоинства.

… А учебник, о котором идет речь, должен быть в экстренном порядке задержан и не должен распространяться в российские школы.

Петиция Министру образования Российской Федерации Г-ну Ливанову Д.В.

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Наше внимание привлек учебник по Обществознанию за 8 класс авторов Никитина А.Ф. и Никитиной Т.И. издательства «Дрофа» 2014 года выпуска. Из библиографического описания на контртитуле издания следует, что учебник «содержит обширный практический и теоретический материал по курсу обществознания. Создан с учетом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве.» И далее – «Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, включен в Федеральный перечень».

На 10ой странице учебника «современные научные представления» авторов обретают следующую форму. Цитата: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, к труду, к созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом.

Говоря иначе, он не является личностью. Личность – это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Здесь мы будем говорит о том, что человек – это гражданин. Отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным». Конец цитаты.

«Давайте поразмышляем», - призывают нас авторы. «Давайте!» - отвечают им читатели учебника, призванного в рамках данной дисциплины формировать социальные компетенции и гражданское сознание у молодых граждан России. Но прежде размышлений мы вынуждены обратиться к некоторым историческим фактам, которые, судя по общим, разлитым по всему тексту учебника невежеству и малограмотности, ускользнули от внимания авторов этого наставнического опуса.

В первую очередь, нам бы хотелось напомнить авторам название официальной евгенистической программы немецких национал-социалистов по стерилизации и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных. Она называлась «Акция Тиргартенштрассе 4» и вошла в историю как «Программа Т4». Сначала в рамках этой программы уничтожались только дети до трёх лет, затем все остальные возрастные группы. Один из идеологов нацистской концепции расовой гигиены Вильгельм Шаллмайер был автором одного из ведущих учебных пособий по расовой гигиене. В данном учебном пособии он предлагал, в частности, лишать возможности воспроизводства «дегенератов» и эпилептиков, а расходы на их стерилизацию предлагал возлагать на их родителей в качестве наказания за то, что они произвели на свет «низших детей».

В 1920 году была опубликована книга «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни», написанная профессором психиатрии Альфредом Гохе и профессором юриспруденции Карлом Биндингом, заявлявшим в этой своей работе, что «идиоты не имеют права на существование, их убийство - это праведный и полезный акт». Утверждение, что некоторые люди - просто балласт, создающий неприятности для других, а также, что немаловажно, и экономические издержки, произвело невероятное впечатление на небезызвестную историческую фигуру по имени Адольф Гитлер. Авторы данной книги вполне однозначно заявляли, что существование обитателей психиатрических лечебниц (по их выражению, «балластных существ» и «пустоты в оболочке» - лиц, не способных к человеческим чувствам) не имеет смысла и ценности. А Карл Биндинг напрямую предлагал государству учредить специальные комиссии по умерщвлению людей, недостойных жизни.

Впечатленный текстами немецких евгеников Гитлер положил эти «теории» в основу своего примечательного для всей истории XX века труда «Mein Kampf» - книги, заложившей основу для убийства миллионов людей. В развитие этих «блестящих» теорий в 1927 году в Берлине был основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, сходных с идеями расовой гигиены. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме «Расовые различия структуры нижней челюсти», - врач, который во время своей службы в Освенциме будет прозван «ангелом смерти».

Читателю учебника по Обществознанию для 8го класса, изданного и официально одобренного в Российской Федерации в 2014 году, не нужно обладать слишком бурной фантазией, чтобы увидеть очевидное сходство между текстом Никитиных о том, что человек с психическими заболеваниями «лишен важных сторон человеческой сущности и не является личностью» и текстом нацисткого психиатра Альфреда Гохе о том, что люди с психическими заболеваниями - «балластные существа» и «пустоты в оболочке», не способные к человеческим чувствам». Если кто-то из экспертов, проверявших данный учебник и одобривших его для применения в российских школах, сможет указать нам на различие в посылах, мы будем весьма признательны.

Для людей с короткой исторической памятью не лишним будет напомнить, что идеи национал-социализма (которые некоторые из вполне ученых его идеологов называли «прикладной биологией») довольно пышно «расцвели» и были затем распространены на борьбу не только с больными людьми, но и целыми народами, именовавшимися в лексиконе нацистов «низшими расами»: евреями, поляками, цыганами. Ровно эта концепция стала вдохновляющим ресурсом для цели уничтожения славян – цели, послужившей основой всем зверствам, перенесенным народом нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Всего лишь несколько строк в учебнике. Всего лишь несколько широко озвученных вполне уважаемыми на тот момент немецкими врачами и юристами идей. В итоге – позволим себе напомнить господам Никитиным и всему Министерству образования РФ – за период действия Программы, согласно неполным данным, целенаправленно убито не менее 5000 детей-инвалидов, до начала войны умерщвлено 70 тысяч человек с психическими заболеваниями и физической инвалидностью, 400 тысяч человек принудительно стерилизовано. Число последующих жертв отдельных «авторов учебников» в год 70-летия Победы над фашизмом, нам кажется, упоминать не требуется. Нам, читателям современных учебников, всегда казалось, что жирную точку в этих евгенистических упражнениях поставил Нюрнбергский процесс по делу врачей 1946 года, приговоривший более 20 человек – врачей, юристов и чиновников, исполнявших программу – к смертной казни по существу преступлений против человечности.

Организации и сообщества, которые мы представляем, много лет занимаются не только помощью семьям, воспитывающим детей-инвалидов, не только защитой прав инвалидов, в том числе и ментальных, не только системной работой с государственными структурами по совершенствованию помощи, образования и социальной поддержки людей с инвалидностью. Мы огромное количество сил и времени тратим на просветительскую, исследовательскую работу, целью которой является борьба со стигмой психиатрии, преодоление общественного страха перед инвалидностью других, развитие инклюзивного образования как самого прогрессивного и качественного, на работу с прессой и общественным сознанием. В большинстве своем эта огромная работа ведется общественными организациями либо на безвозмездной основе, либо на основе пожертвований наших граждан, направляющих свои личные средства на данные важнейшие для всего общества цели. В этой связи, мы имеем право задаться вопросом. Если ценнейшая для общества работа по социальному просвещению и правозащитной практике ведется на внебюджетные средства, то на каком основании на бюджетные деньги, на наши налоги, готовится и издается откровенно фашиствующий учебник, текст которого не может быть частным мнением авторов, а должен являться основой для массового обучения юных граждан России – обучения пониманию гражданских и гуманистических принципов человеческого общежития и полноценному социальному взаимодействию?

Пользуясь таким прискорбным случаем, мы хотели бы напомнить Вам, Дмитрий Викторович, и Вашим коллегам-экспертам о некоторых людях, имевших психические заболевания, которые, с точки зрения проводимой в учебнике Никитиных идеи, «не являются личностями». В порядке соблюдения прав нераспространения личных данных мы не можем назвать живущих среди нас выдающихся людей, имеющих те или иные заболевания. Но достаточно примеров и из уже ушедших, но навсегда оставшихся в истории человечества. Абрахам Линкольн страдал клинической депрессией, Бетховет, помимо глухоты, имел биполярное расстройство, Микеланджело, по данным Журнала медицинских биографий, имел аутизм, Чарльз Дарвин страдал агорафобией, Уинстон Черчиль имел биполярное расстройство, Вацлав Нижинский имел шизофрению, как и всемирно известный математик, лауреат Нобелевской премии Джон Нэш, Достоевский и Ван Гог имели эпилепсию, Вирджиния Вульф – биполярное расстройство. И это только крошечная часть фактов.

Мы не будем в данном письме развивать глубокую тему того, что психическая лабильность часто является приметой как раз очень развитой личности. Это не входит в функции данного письма. К целям данного письма относится необходимость сформулировать к Министерству образования следующие вопросы и требования:

1. Мы требуем изъятия учебника по Обществознанию за 8 класс авторов Никитина А.Ф. и Никитиной Т.И. (изд-во «Дрофа», 2014) из оборота рекомендованных Минобром учебников для российских школ.

2. Мы требуем ответа на вопрос о том, каким образом проходила экспертиза текста данного учебника в процедуре одобрения его для использования в общеобразовательных школах Российской Федерации, а также поименного называния участников этой экспертизы.

3. Мы требуем оценки данного учебника на предмет нарушения 282 статьи УК РФ

4. Мы требуем проведения проверки «конфликта интересов» в части вызывающих вопросы семейных отношений между авторами, так как Никитин А.Ф. и Никитина Т.А. представляют две стороны производства издания: сочинительскую и издательскую. Насколько этично и правомерно включение в авторский коллектив учебника, издаваемого на государственные деньги, сотрудника издательства, выпускающего книгу за госсчет.

5. Мы требуем публичного извинения перед семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью или проживающими с родными, имеющими психические заболевания, от Министерства образования за серьезное нарушение их прав и свобод посредством одобрения подобного учебника для массового использования в российских школах.

6. Мы требуем публично сформулированных гарантий того, что процедуры принятия, оценки и одобрения любых российских учебников не допустят прохождения в школьные библиотеки невежественных, дискриминационных и экстремистских текстов, оскорбляющих человеческое достоинство и ограничивающих права и свободы граждан.

С уважением,

Екатерина Мень, журналист, Президент АНО «Центр проблем аутизма», член Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ, председатель Комиссии по защите прав пациентов, мать ребенка-аутиста.

Елена Клочко, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, Сопредседатель Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ, мать ребенка с синдромом Дауна

Яна Золотовицкая, театровед, исполнительный директор АНО «Центр проблем аутизма», мать ребенка-аутиста.

Юлия Камал, председатель МГАРДИ(московской городской ассоциации родителей детей инвалидов и инвалидов с детства), член КС по делам инвалидов при ОП РФ, член КС по делам инвалидов при Мэре Москвы, мать инвалида с детства с ДЦП.

Любовь Аркус, режиссер, киновед, президент Фонда «Выход в Петербурге», основатель центра социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом».

Светлана Башарова

Тема 3. ПОЗНАНИЕ

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями

А2. Рациональное - это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

A3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2) социологами

3) агностиками

4) духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием

2) суждением

3)понятием

4) ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение

3) аналогия

4) описание

А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина. Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4) научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания - получение достоверного знания

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

A11. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

2) правоведение

3) социология

4) политология

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости

А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология

2) политология

3) философия

4) история

А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) социология

А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция

А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия

2) история

3) социология

4) политология

А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обос­нованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этниче­ских групп занимается

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология

А26. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А27. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание - ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуици­ей ученых

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А29. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика - основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А30. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория - эмпирию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка результатов действий, способы действий».

Ответ: ____________________.
В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный ря­дом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, ^участвовать в жизни общества, иметь ду­ховные интересы, испытывать сложные чувства - это...».

Ответ: ____________________ .


ВЗ. Вставьте пропущенное слово: «... - это самые простые заученные дви­жения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ: ________________________ .


В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

Ответ: ___________________ .
В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспе­чивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельно­сти», называется... к данной деятельности.

Ответ: ________________________.


В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности че­ловека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

8. Психология

3. Наука о наиболее общих законах развития приро­ды, общества и познания

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

Ответ:

1

2

3

4

5

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что - рационального? (Правильный ответ запишите в ви­де последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три - рациональ­ное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ: __________________________ .

В9. Вставьте пропущенное слово:

«Познание - это... отражение или воспроизведение действительности

в сознании человека».

Ответ: _______________________ .

B10. Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается...».

В11. Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется.. ♦».

Ответ:__________________________________________________

В12. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и...».

Ответ:__________________________________________________

В13. Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ...знание».

Ответ:__________________________________________________

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания. С2. Назовите уровни научного познания.

СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)

1)0 каком познании ведет речь Гете?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относи­тельности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного

не произошло. Спутники, компьютеры, - это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры - не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов - техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину...

В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ни­ми. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социаль­ных явлений.

С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

«Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)

1. «...Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б.Спиноза)

3. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек ». (М.В. Ломоносов)

Тема 3. Познание

УРОВЕНЬ А


задания

Верный ответ

1

1

2

4

3

3

4

3

5

3

6

2

7

2

8

4

9

3

10

2

11

1

12

3

13

1

14

3

15

4

16

2

17

3

18

4

19

3

20

4

21

3

22

1

23

4

24

1

25

2

26

3

27

3

28

4

29

1

30

1

УРОВЕНЬ В

задания

Верный ответ

1

Умения

2

Личность

3

Навыки

4

Способности

5

Талант

6

1- А; 2 - 3;3 - Б; 4 - Ж; 5 - Е; 6 - Г; 7 - В; 8 - Д

7

1- А; 2 - В; 3 - Б; 4 - Б; 5 - А

8

3, 4, 5, 6

9

Активное

10

Аналогия

11

Умозаключение

12

По аналогии

13

Ценностное

УРОВЕНЬ С

С1. Правильный ответ:

ощущения;

восприятие;

представления.

С2. Эмпирический и теоретический.

СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объек­том познания (обществом), так как сам субъект является членом дан­ного общества, т.е. изучает «сам себя»;

позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследова­тель - активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;

в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествозна­ние ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание - на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;

ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и дру­гих источниках знаний, а ученый их «добывает»;

ученик использует учебные приемы, а ученый - методы науки. На­пример, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличает­ся от научного эксперимента.

Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суж­дений.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

1) Гете ведет речь о самопознании;

3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.

Сб. Верный ответ должен содержать следующее:

1) Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло но­вых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики.

2) Правильный ответ может содержать следующие позиции: Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы. При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и зако­ны развития общества. Так, недооценка социологической науки в со­ветский период развития нашей страны привела к разрыву между дек­ларируемыми положениями и реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных механизмов регулирования

экономики.

Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки

зрения.


3) Правильный ответ может включать следующее:

Концепция - понятие многозначное, его основные значения - идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логи­кой, руководящий принцип, трактовка.

4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество - постиндустриальное, техногенное.

С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия. Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку зрения.

1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминае­мые в тексте:

Обыденное (повседневное);

Философское;

Средствами искусства;

Научное.

2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного по­знания:

Использование специальных методов;

Сбор систематической информации;

Доказательность;

Проверка и перепроверка полученных данных

Недостаточная доказательность ненаучного познанця;

Возникновение «неразрешимых загадок и дилемм».

Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоис­ключающих утверждений: «Без труда не вытащишь и рыбку из пру­да» и «Работа не волк, в лес не убежит». В примерах не должно быть искажения суждения.

4) В ответе должны быть указаны:

Экспериментальный метод и метод корреляции;

В рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблю­дение за естественными процессами.

В качестве других методов социального познания могут быть названы:

Выдвижение гипотез;

Построение теорий.

В Рунете развернулись бурные дебаты по поводу учебника обществознания для восьмых классов, выпущенного издательством «Дрофа», пишет Regions.ru .

Внимание блогеров привлек следующий пассаж: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью. Личность — это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством».

Возмущенные блогеры увидели в этих словах дегуманизацию инвалидов и сравнили ее с отношением к психически больным в Третьем рейхе.

Обсуждения выплеснулись и за пределы блогосферы. Президент организации «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве Российской Федерации Елена Клочко и другие общественники готовят письмо в Министерство образования и науки с просьбой изъять учебник из школ и провести проверку, как он мог быть закуплен на бюджетные деньги. Текст письма ляжет также в основу петиции, которую разместят в интернете для сбора подписей. В Минобрнауке заявили, что ведомство «уже проводит проверку учебника» и «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента».

В Минобрнауки России заявили, что ведомство «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента учебника по обществознанию для 8-х классов (авторы A.Ф.Никитин, Т.И.Никитина) и уже проводит проверку учебника».

Издательство «Дрофа» приостановила продажу учебника. «Учебник … прошел все необходимые экспертизы и, получив положительные заключения, был включен в Федеральный перечень учебников... Автор учебника - Анатолий Федорович Никитин - ушел из жизни, однако наше издательство не снимает с себя ответственности за выпускаемую продукцию, будь то учебная, художественная или прикладная литература. На данный момент продажи данного учебника приостановлены. Учебник будет направлен на дополнительную экспертизу. Издательство готово отозвать учебник и предоставить школам другой учебник по обществознанию, если он не получит одобрение экспертов», - заявили в издательстве.

«Как бы вы прокомментировали эту историю? Что для вас значит "личность"?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней , епископ Орский и Гайский , пояснил: «Для меня личность - любой человек, рожденный Богом на Земле». «Есть люди - герои, на них равняются другие, о них говорят, им стараются подражать. А есть другие, с физическими или психическими особенностями, - отметил он. - Не исключено, что такие люди страдают и за нас. К ним мы должны относиться как к самим себе: мы себя кормим, одеваем, обуваем».

«Так же необходимо относиться и к остальным людям, - призвал владыка. - В каждом человеке нужно видеть личность. Нельзя делить детей на полноценных и нет. Кто знает, как дальше повернется жизнь тех людей, кто так поступает? Быть может, они сами станут отцами или матерями детей с каким-либо заболеванием. Они же не скажут окружающим: "Мой ребенок неполноценный, он никому не нужен, давайте поставим его к стенке"?»

«Отличающихся от нас людей нужно принимать такими, какие они есть, и уметь при этом радоваться тому, что имеем сами. Человек, сказавший, что люди, с детства страдающие серьезным психическим заболеванием, не личности, не должен был так поступать, - убежден епископ. - Это некрасиво. Нужно уметь любить других, видеть чужую боль. Это очень важно».

Протоиерей Сергий Рыбаков , доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии , считает, что «эта полная дезориентация связана с воспринятой парадигмой эволюционизма, которая человека исчисляет от обезьяны и рассматривает только его социальную деятельность в общественном ракурсе». «То есть если человек дееспособен, то он личность, - пояснил он. - Это, кстати, очень близко к парадигме кальвинизма. Сколько угодно критериев можно придумать для определения личности - дееспособный, имеющий собственность в наличии, совершеннолетний, психически здоровый… А для православных абсолютный критерий личности - это любой человек, потому что он сотворен по образу и подобию Божию. И личность неописуема, потому что тело и душа творятся Богом. Еще пророк Давид говорит: "Во чреве ты меня исткал". То есть Бог творит человека уже во чреве матери. Личность формируется в человеке в момент зачатия, и он остается личностью всегда, даже если не имеет возможности каким-то образом социально проявлять себя».

«Так что это все пережиток атеистической и десакрализованной теории человека, - полагает пастырь. - Антропология, выстроенная на таких ужасных основаниях, обязательно будет приводить к выводам подобного рода. Если мы не пересмотрим антропологию в пользу христианской точки зрения, то так и будем изобретать определения - кто личность, а кто нет. Так мы можем дойти до "недочеловеков". Это очень опасный путь, и надо менять эту концепцию в учебниках».

Священник Андрей Постернак , директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук , не очень понимает, почему все придрались к этой фразе. «Речь идет о тех или иных социальных функциях, а не о дискриминации инвалидов, - считает он. - Авторы учебника не имели в виду того, что им хотят приписать. В науке бывают термины, которые могут не совпадать со смыслом тех же слов с точки зрения религиозной или общечеловеческой. Например, в учебниках обществознания для подготовки к ЕГЭ несовершеннолетний человек не считается личностью. И почему это вопросов не вызывает, не пишут обращений, петиций? Да и в этом учебнике только сейчас заметили пример про психически больного человека, хотя учебник используется не первый год».

«Тут скорее надо поднимать вопрос глобально, - предлагает отец Андрей. - Потому что сейчас в учебниках набор терминов и стереотипов, перешедших из советской системы образования с советскими идеологическими подходами. Поэтому надо посмотреть, как в школах преподносятся и другие понятия. Та же религия, толерантность - эти понятия спорные, никогда не будет их однозначного определения. Значит, надо подобрать определения, которые удовлетворят большую часть населения нашей страны. И тогда не будет возникать подобных ситуаций».

Иерей Андрей Михалев , настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи , отметил, что «у кого-то из нас высокий интеллект, у кого-то - ниже. Кто-то болен, а кто-то, слава Богу, здоров. Однако каждый из нас - создание Божье. Бог вложил в человека душу, и поэтому его по праву можно называть личностью».

«Над теми, кто в свое время классифицировал людей по одному из признаков - расовой принадлежности - состоялся суд (знаменитый Нюрнбергский процесс). Однако в нашем обществе гуманно относятся даже к людям, потерявшим человеческий облик - например, к педофилам, серийным убийцам. Смертная казнь у нас отменена, и их попросту изолируют от общества, признавая между тем в них личность. А если мы будем учить наших детей относиться к их товарищам с психическими или физическими заболеваниями как к тем, кто хуже их, получим вторую Украину. Дети с раннего возраста будут мерить окружающих этой мерой, а мы вернемся к фашистской идеологии. Страшно, если взрослые не отдают себе в этом отчета, и считают, что такое можно писать в учебниках», - заключил отец Андрей.

Священник Филипп Ильяшенко , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент , сказал: «К сожалению, сами люди, лишенные права автором учебника называться личностью, вероятно, мало интересуют тех, кто поднял шумиху. Куда больше им важна возможность "засветиться", принять личное участие во всем этом. Теперь и этим учебником заинтересуются многие. Его начнут искать, изучать написанное».

«Тем не менее, - продолжил пастырь, - вопрос "что значит личность?", важен с духовной точки зрения. Мы знаем: жизнь человека возникает по воле высшей силы - Божьей. Если у людей, ее получивших, есть какие-то ограниченные возможности, для чего-то это нужно. Недавно наши студенты ездили в дом-интернат для слепоглухих, и из практики общения с такими детьми скажу: лишить их права называться личностью невозможно. То, что они не видят и не слышат, никому не дает на это оснований».

«Из священнического опыта также можно сказать: в храме всегда есть несколько человек с психическими заболеваниями. Можно ли не считать личностями их? Нет, нельзя, - убежден отец Филипп. - Думаю, главный показатель, который определяет личность - наличие живой души».

Священник Пётр Коломейцев , декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета , отметил: «Для меня каждый человек - образ и подобие Божье. А как дефектолог, который работает с детьми много лет, в том числе с синдромом Дауна и с аутистами, замечу: каждый ребенок особенный. У него нет дефектов - их ему придумало общество, не найдя путей с ним общения,контакта».

«На самом деле это мы выстраиваем способ коммуникации, создаем среду, в которой находится человек. И ограничения в социальном общении лишает человека права на обретение человечности. Я общался с множеством разных детей, и мне трудно представить, что кто-то может делить их на личностей и нет. Для меня это хуже, чем деление людей фашистами на полноценных и неполноценных», - заключил отец Пётр.

Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. (Р.Дарендорф).

Зададимся вопросом: «А что значит конфликт?» Ученые дают такие варианты определений «Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями; «Социальный конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами». Я считаю, что Р.Дарендорф прав. Почему? Любой конфликт начинается с социальной напряженности, для начала конфликтных действий необходим лишь повод, затем разворачиваются либо наступательные, либо оборонительные действия, хотя порой возможен вообще отказ от действий. Если же не признавать конфликта, не замечать, что он существует, то он может продолжаться долго. А значит, его исход, результат будет не прогнозируем. Примеры, подтверждающие данное умозаключение, можно привести как из прошлого, нашей страны, так и из настоящего. События 9 января 1905 года -«Кровавого воскресенья» показали, что русский царь Николай II не воспринял выступление рабочих с мирной петицией как нарастание социальной напряженности в стране. Он расстрелял мирное шествие, не попытался выяснить причины, побудившие рабочих пойти к царю, тем самым дал повод к развязыванию превой русской революции 1905-1907 годов. Такой же вариант развития, на наш взгляд, имела история Чеченской войны. Российское правительство вначале не отреагировало на провозглашение суверенитета Чеченской Республикой, что затем привело к первой и второй Чеченским войнам. Итак, действительно, прав Р. Дарендорф и история свидетельствует, что если не видеть, не замечать появления, разрастания конфликта, то мы не сможем прогнозировать его завершения и результата.

Личность - это человек как носитель сознания. (К.К. Платонов)
Человек — вечная проблема. Наши предки считали, что человек предназначен для жизни бесконечной. И что свою суть он должен познавать в течение всей свой земной жизни, а может быть, и за пределами ее. И сейчас немало людей (главным образом верующих), которые думают точно так же. Вместе с тем по мере увеличения авторитета науки, основывающегося на ее реальных достижениях в естественных и технических областях, все большим весом стала обладать точка зрения, в соответствии с которой человек так же познаваем, как, например, микромир или Солнечная система. Личность — это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства. В этом смысле любой взрослый человек является личностью. Распространено, впрочем, мнение, что человек становится личностью с самых ранних лет своей жизни. У этой точки зрения есть много оппонентов. Они говорят, что личностью не рождаются, а становятся в процессе деятельности. Став, субъектом общественной жизни, овладев социальным опытом, сопоставляя себя с окружающими, человек начинает выделять и ощущать свое «Я», которое является основным проявлением сознания и самосознания личности. Когда мы говорим о личности как субъекте общественных отношений, мы имеем в виду, прежде всего ее способность на самостоятельные решения, позиции, поступки. Чем увереннее личность, тем в большей мере она соответствует положению активного участника общественной жизни.

Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. (А.Н. Леонтьев)

Леонтьев Алексей Николаевич -советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности.
Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. Интуитивно мы достаточно хорошо знаем, в чем состоят здесь различия. Тем не менее, в психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления этих подходов к исследованию личности. Лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. Однако попытки дальнейшей интерпретации этих положений привели в психологии к ряду ложных идей, мистифицирующих проблему личности.

И еще один аспект. Четыре конфликтных периода, которые ребенок проходит в процессе обучения - период адаптации. « Адаптационная программа», предлагает такую форму педагогической поддержки, как «Дни активного взаимодействия»,помогает преодолеть столь сложный процесс.

Конечно, мы используем и традиционные методы воспитания: заседания Совета профилактики правонарушений, малые педагогические советы индивидуальные беседы, вовлечение школьников в секции, кружки; педагогическое просвещение родителей через « Родительский всеобуч» и многое другое.
Главное - бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем.
На сегодняшний день в школе нет «отсева», снизилось число второгодников. Но и у нас не все так благополучно. Вызывает тревогу тот факт, что из 13 учащихся, состоящих на внутришкольном учете, пятеро - учащиеся начальной школы!
Все, что в наших силах, мы стараемся делать для этих детей. Выделены бесплатные путевки в санаторий «Обские зори» Никулиной Ксении, Рудаковым Александру и Дмитрию, Волчек Валентине, в первую очередь эти дети получают талоны на питание. Попечительский Совет школы не отказывает и в материальной помощи на приобретение учебников и дидактического материала. Родители же находятся в позиции безучастности и решительно не хотят заниматься воспитанием своих детей. Одни, в силу свой «высокой компетенции» (Балакина О.Н.), другие - в силу своей педагогической неграмотности и нежелания изменить свой образ жизни (семья Степановых, Гуляевых). Ребенок становится свидетелем неблаговидных поступков своих родителей, и получает своего рода инструкцию, как жить.

На мой взгляд, в плане идеи педагогической поддержки Россия хоть и «не впереди платы всей», но идет вровень. Однако, родители, или так называемые неблагополучные семьи, следует ставить в более ответственное положение. И здесь следует обратиться к опыту западных школ - созданию ювенальных судов.

Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками. (Саади)

Сложно не согласиться с данным высказыванием. Человек - существо биосоциальное. От рождения мы обладаем, по словам поэта Саади «чистой природой». Маленький араб и маленький еврей биологически очень похожи друг на друга и лишь родители объяснят им, что они - враги. Именно родители приобщают ребенка к религии, как и приобщают к традициям, воспитывают его. В ходе воспитания ребенку прививаются не только определенные нравственные, эстетические, моральные нормы, но и вера в бога или, в зависимости от религии, в животное или растение, идола. Если родители атеисты, то и дети их, как правило, будут атеистами. Религия -один из важнейших, и в то же время один из древнейших институтов человеческого общества. Но что же такое религия и каковы ее признаки? Религия - это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Религии присущи, во-первых, группа верующих, во-вторых, учения, в-третьих, существование неких священных предметов, и, в-четвертых, наличие ритуалов. Каждый из нас, родившись, еще ничего не представляет из себя. Лишь спустя некоторое время он начинает осмысливать действия, совершаемые его родителями. Ведь именно родители закладывают в нас основу жизненных начал и наделяют чертами, которые свойственны как нашему роду, так и обществу. Ребенок, рожденный в православной семье, но по каким-то причинам ставший сиротой и усыновленный католической семьей, станет католиком. Некоторые родители, приобщая ребенка к религии, отдают его в определенные религиозные школы. Душа ребенка после рождения - это чистый лист бумаги, в который можно вписать все, что угодно. В православной религии никто не спрашивает, крестя ребенка, у него согласия на это. То, что религию ребенка выбирают его родители, подтверждает то, что некоторые люди, став взрослыми, меняют свою религию или вовсе становятся атеистами. Так, известный американский акгер Ричард Гир когда-то был протестантом, теперь же он исповедует буддийскую религию. Известен пример и из истории России: князь Владимир не спрашивал у своей дружины, желает ли она принять христианство, а крестил ее насильно. А затем христианизации была подвергнута вся Русь. На наш взгляд, нельзя запрещать религию, но надо внушать детям идею веротерпимости, толерантности, и тогда выросший араб не будет взрывать своего сверстника еврея только за то, что он исповедует иную религию.

Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)
«Марк Аврелий, на мой взгляд, абсолютно прав. Нет такого человека на земле, который бы жил один, был бы отделен от общества. Человеку свойственно познавать окружающий мир, т.е. окружающее его общество, природу, самого себя.
Такие личности, которые считают, что они отделены, что живут в своем «мире» и не зависят ни от кого, далеко ошибаются, это показывает реальный мир. Без общения, без связи индивид просто станет изгоем, а уже вследствие этого он теряет свою жизненную силу.
Может всем правит любовь? Может она дает понять, что люди существуют друг для друга, чтобы любить?
В нашем мире все взаимно. Люди-эгоисты «подметают» все под себя, думают только о себе, но тогда взаимной помощи не будет. Все поступки человека возвращаются ему бумерангом, то, что отдал, потом вернется чем-нибудь другим, а то, что «зажал» - никогда. Эта теория психологии говорит о том, что все взаимно, что нужно существовать не только для себя, но и для других, значит люди существуют друг для друга, но в определенной степени».

Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)
«За всю свою историю человечество натерпелось немало бед, немало горя. Разрушительные войны, зло природы и другие неблагоприятные факторы на протяжении многих веков воздействовали на людей, заставляя их совместно преодолевать все новые и новые барьеры, заставляя совместно бороться с ними, именно совместно, сообща, друг для друга. Иными словами, и горе и радость делить друг с другом.
На мой взгляд, идеальное воплощение высказывания «Люди существуют друг для друга» можно отыскать в ходе истории человечества. Причем, как в истории прошлого, так и в современном мире. Борьба партизан во время войн, да и вообще, поведение людей во время войны - идеальная модель, пример этому. Люди существуют друг для друга, они как никогда сплочены, они - единое целое. Общее горе делает их такими.
Если рассматривать общество в целом, можно также пронаблюдать непрерываемое взаимодействие между людьми. Оно может подразумевать под собой даже взаимодействие лишь для получения определенной выгоды, а не взаимодействие как посвящение себя человеку в целях добра. Но и в этом случае высказывание Марка Аврелия будет справедливым»

Я уже отмечала, что в экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок - модуль. И это придает этому материалу особую сложность. В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Человек».

Данный подмодуль содержит такие вопросы:
человек как результат биологической и социальной эволюции; бытие человека; потребности и интересы; деятельность человека, её основные формы; мышление и деятельность; цель и смысл жизни; самореализация; индивид, индивидуальность, личность; социализация индивида; внутренний мир человека; сознательное и бессознательное; самопознание; поведение; свобода и ответственность личности.

Краткие выводы по разделу

1. Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности. В человеке тело (физическое) и ум (психическое) образуют нерасторжимое единство. Выделение человека из мира животных происходило несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединили эти два процесса - антропосоциогенез . Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но со своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.

2. Личность - продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому общество оказывает на личность максимальное влияние. Когда говорят о личности, то подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость.
Личность - это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Причем, все эти социальные свойства личность получает под влиянием общества в процессе социализации. Социализация - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей, в ходе которого происходит становление полноценного и полноправного члена общества.

Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела принимает решения и несет ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

3. Бытие - категория, которая означает существова-ние, основанное на положении «я есть». Деятельность - это такая форма активности, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Виды деятельности: практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) и духовная (связана с изменением сознания людей).

Структура деятельности: мотив, цель, средства, действия, результаты.

4. Потребности - осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. потребности человека можно разделить на три группы:

Биологические (потребность в пище, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода …);
- социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе);
- духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог Абрахам Маслоу. Он отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).

К первой группе относятся:

А) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, воде, одежде, дыхании, жилище, отдыхе…);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости).

Ко второй группе относятся:

А) социальные потребности (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте);
в) духовные (потребности в самовыражении).

От потребностей следует отличать интересы людей.

5. Социализация и воспитание личности:

А) приспособление человека к обществу (социуму);
б) процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей;
в) превращение человека в социального индивида, т.е. личность.

6 . Девиантное поведение - отклоняющееся поведение, которое не согласуется с ожиданиями общества относительно поведения человека. Само по себе отклонение как бы не существует, оно возникает только в том случае, если уже есть норма и описываемый ею образец (стандарт) поведения. Любое отклонение - это всегда отклонение от стандарта.

Девиантное поведение включает в себя самые разные явления, причем не обязательно негативные. Наказание за отклоняющееся поведение зависит от серьезности нарушения, а также от того, насколько велики его последствия.

Отклонения могут быть:

1) абсолютными (нарушение норм, справедливых для всех без исключения членов общества - уголовные преступления);
2) относительными (действия или поведение, не соответствующее ожиданиям лишь некоторых индивидов или некоторых социальных групп).

Задания для систематизации материала

Задания уровня С

С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото-рые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека» ? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности» . В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» .
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить» .
Согласны ли вы с автором? Почему?
Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.

Ответы:

С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение; развитая кисть руки; сложноорганизованный мозг; возможность видеть в трех измерениях; пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:
человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;
понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:
человек - существо общественное и сознательное;
в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:
логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь ; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей - биологических, социальных, идеальных;
особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:
возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;
речь идет о внутренних конфликтах;
в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).

Использованные материалы:
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание. (www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html)
3.Открытый сегмент ФБТЗ. Обществознание - (www.fipi.ru/view)