Почему раннее средневековье называют темными веками. Тёмные века (Древняя Греция). Закон становится справедливым

Какой сейчас век? Носовский Глеб Владимирович

1.1. Мрачные, темные века в Европе, якобы сменившие прекрасную «античность»

Как видно из глобальной хронологической карты и ее разложения в сумму трех сдвигов, практически все документы, которые считаются сейчас «древними», описывающими события якобы ранее 900 года н. э. в скалигеровской датировке, являются, вероятно, фантомными дубликатами оригиналов, описывающих события X–XVII веков н. э. Возникает вопрос: «есть ли место» в истории средних веков для «древнего мира»? То есть не получится ли так, что при попытке расположить «античные» события в средневековье мы не найдем там места ввиду «плотного заполнения» средневековой истории уже известными нам событиями?

Как показывает детальный анализ, этого не происходит. Во-первых, происходят отождествления эпох, считавшихся ранее различными. (См., например, указанные выше наложения друг на друга царских династий, схожесть которых не была замечена ранее.) Во-вторых, многие периоды средневековья в скалигеровской истории якобы «погружены во мрак». Теперь мы начинаем понимать почему.

Соответствующие средневековые документы, описывавшие эти эпохи, были искусственно «перенесены вниз» в результате «деятельности» скалигеровских хронологов. Изъятие документов погрузило в искусственную темноту многие периоды средних веков.

В XVIII–XIX веках в среде историков сложилась своеобразная точка зрения, будто средневековье было периодом «темных веков». Якобы приходят в полный упадок и исчезают «великие достижения античности».

Якобы научная мысль скатывается «на пещерный уровень». Якобы великие литературные произведения «древности» лежат мертвым грузом и всплывают на поверхность только в Возрождение. Причем хранят, якобы, эти «античные» тексты невежественные монахи, первейшей обязанностью которых является, как нам говорят, уничтожение «языческих» книг.

Высшее духовенство якобы в своем большинстве неграмотно. Великие достижения «античной» астрономии - теория затмений, вычисление эфемерид планет и т. д. - будто бы полностью забыты. А знаменитый Козьма Индикоплевст, живший якобы в VI веке н. э. и специально исследовавший вопрос о движении Солнца и о звездах, искренне считает, будто Вселенная - это ящик, в центре которого из плоской Земли, омываемой Океаном, поднимается гора Арарат. Причем крышка ящика усеяна звездными гвоздиками. По углам ящика - четыре ангела, производящих ветры. Это уровень средневековой научной космографии.

Якобы исчезает чеканка монет, упраздняется искусство архитектуры, распространяется «всеобщее культурное одичание». И так далее.

Конечно, скалигеровская история средних веков указывает на некоторые достижения этого периода, однако при этом обычно приговаривается, например, следующее: «Но даже и эти проблески интеллектуальной работы представляли в Европе VI–VII веков случайные и единичные явления». Нас убеждают, будто «древняя» блистательная латынь странным образом «деградирует», превращаясь в неуклюжий и корявый язык. Который только в эпоху Возрождения «снова», причем за короткий срок, приобретает блеск и широкое распространение как язык науки.

Для создания такой мрачной картины, безусловно, есть основания, если опираться на скалигеровскую хронологию. Но мы хотим предложить другое объяснение всему этому «потопу варварства», якобы обрушившемуся на Европу, Азию и Африку в начале средних веков. По нашему мнению, перед нами не деградация «великого наследия прошлого», а зарождение цивилизации, постепенно создававшей все те культурно-исторические ценности, часть которых затем была в силу хронологических ошибок отброшена в прошлое, создав «в древности» призрачный свет и оголив многие участки средневековья.

Существующая сегодня, например, средневековая история Рима при ближайшем ее рассмотрении являет поразительно большое количество противоречий и ярких параллелей с «античностью». Они вполне могут быть объяснены искаженным хронологическим представлением о роли средних веков. Весьма бегло опишем ситуацию с историей Рима. Почему именно Рима? Дело в том, что скалигеровская история придает ведущую роль именно римской хронологии.

Начнем с любопытного штриха. В известной «Хронике» Орозия мы читаем, что «Эней направился из Трои в Рим» (!). Причем «античный» Орозий прибавляет, что об этом ему рассказывали еще в школе. Поясним. Такое путешествие гомеровского героя Энея, участника Троянской войны, в Рим сокращает, то есть укорачивает, скалигеровскую хронологию лет на 400–500.

Фрагментарная «древне»-греческая история оказала в свое время определенное влияние на формирование римской хронологии. Историк Н. Радциг отмечает, что «подвиги Энея в Италии и судьба его потомства образовали римскую доисторию Рима… Первоначально эта доистория не была особенно длинна: она называла Ромула внуком Энея (именно здесь коренится 500-летнее расхождение с принятой сегодня скалигеровской хронологией - Авт. ); но впоследствии, когда римские анналисты познакомились с греческим летоисчислением, они, чтобы заполнить длинный свободный промежуток времени, придумали целую вереницу альбанских царей… Гордые патрицианские роды стали даже выводить себя от спутников Энея, а род Юлиев прямо от Энеева сына, которому почему-то произвольно переменили имя».

Н. Радциг искренне удивлен такой «невежественной деятельностью» римских летописцев. Но ниже мы предъявим поразительный событийный и статистический параллелизм, отождествляющий знаменитую Троянскую войну якобы XIII века до н. э. с Готской войной якобы VI века н. э. в Италии и в Новом Риме, а также с итальянской войной XIII века н. э. Таким образом, римские анналисты были правы, утверждая, что непосредственно с Троянской войны начинается римская средневековая история. То есть с XIII века н. э.

Дадим краткий обзор средневековой истории Рима, опираясь, в частности, на фундаментальнейший труд, в шести томах, немецкого историка Ф. Грегоровиуса. Этот труд примечателен тем, что он состоит фактически из огромного количества средневековых документов, тщательно собранных и аккуратно прокомментированных Фердинандом Грегоровиусом.

Автор пишет: «С того времени, как государство готов пало (якобы в VI веке н. э. - Авт. ), античный строй Италии и Рима начал приходить в полное разрушение. Законы, памятники и даже исторические воспоминания - все было предано забвению».

Принудительное хронологическое изъятие светских хроник из истории средневекового Рима - например, «Истории» Тита Ливия, объявленной «античной историей», - превратило Рим с точки зрения скалигеровской и современной истории в сугубо религиозный город. Ф. Грегоровиус пишет: «Рим удивительным образом обратился в монастырь». Это загадочное превращение «античного светского Рима» (напомним - железные легионы, несгибаемые герои - Авт. ) в «средневековый религиозный Рим» было объявлено в скалигеровской истории «одною из самых великих и изумительных метаморфоз в истории человечества».

Важно, что в «начале средневекового» Рима, оказывается, присутствуют почти все те политические и гражданские установления, которые по скалигеровской истории составляют «суть античного Рима».

Средневековые свидетельства о Риме, в скалигеровской хронологии, крайне скудны. Например, говоря о конце VI века н. э., Ф. Грегоровиус сообщает: «События последующих лет нам неизвестны, так как хроники того времени, односложные и такие же смутные, как оно само, упоминают только о бедствиях».

О событиях якобы середины IX века н. э. сообщается следующее: «Историку Рима за этот период приходится довольствоваться анналами франкских летописцев, дающими лишь весьма скудные сведения, да жизнеописаниями пап, также содержащими в себе почти одни только указания на то, какие были возведены постройки и какие были сделаны пожертвования. Поэтому для историка нет надежды дать картину гражданской жизни города того времени».

И далее: «В папском архиве сохранялось бесчисленное множество церковных актов и регесты… Утрата этих сокровищ (или искусственный перенос их „в древность“ - Авт. ), погибших бесследно в XII и XIII веках, подвела к тому, что в наших сведениях о том времени явился крупный и неизгладимый пробел».

Все это, по-видимому, означает, что подавляющая часть сохранившихся документов по истории средневекового итальянского Рима относится ко времени начиная только с XI века н. э. Или даже позже.

Ф. Грегоровиус пишет: «Будь в нашем распоряжении все эти регесты… нет сомнения, что и история города Рима с VII по X век (то есть триста лет - Авт. ) также осветилась бы для нас иным, более ярким светом».

Далее: «Чтобы написать историю города и увековечить его замечательную судьбу со времени Пипина и Карла, не нашлось ни одного летописца. Германия, Франция и даже Южная Италия… дали нам в наследие большое число хроник; но римские монахи были настолько безучастными к истории своего города, что события, происходившие в нем в эту эпоху, остались для нас окутанными полнейшим мраком».

Предполагается, что «в эту же самую эпоху папство ревностно продолжало вести свою древнюю хронику». Но это всего лишь гипотеза скалигеровской истории.

Эта папская хроника - а точнее ее поздняя версия, которая предлагается нам сегодня, - как выясняется, отнюдь не является непрерывной, она зияет огромными пробелами. «С биографией Николая I (это якобы IX век н. э. - Авт. ) традиционное ведение книги пап прерывается, и нам в нашем дальнейшем изложении истории города не раз придется пожалеть об отсутствии этого источника».

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

1. 5. Блестящая Античность, невежественные темные века и ослепительное Возрождение. Задумаемся над вопросом: как и почему определенный период в истории средневековья стал потом называться «Возрождением»? Ответ хорошо известен: в эту эпоху после длительного периода так

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Темные века истории Согласно скалигеровской хронологической версии, сразу после разграбления Рима варварами в V веке н. э. начались пресловутые темные века нашей истории. Именно в это время якобы погибло почти все античное наследие. Неграмотные монахи, дескать,

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

ТЕМНЫЕ ВЕКА В V тыс. до н. э. в Восточной Европе широко внедрилось производство и использование металлов. Как показывают данные радиоуглеродного анализа, изготовление медных орудий на территории нынешних Румынии, Венгрии, Болгарии развернулось около 4500 г. до н. э. Кстати,

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Блестящая античность, невежественные тёмные века и ослепительное Возрождение Задумаемся над вопросом: как и почему определённый период в истории средневековья стал потом называться «Возрождением»? Ответ хорошо известен: в эту эпоху после длительного периода так

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет. Общая идея хронологических сдвигов Троянская война ХIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории Европы и Азии. Она отразилась во многих письменных

Из книги Христианство и спорынья автора Абсентис Денис

Глава 5 Жизнь в Европе. Темные века и «злые корчи» Средние века. Это словосочетание ассоциируется с Европой, инквизицией и чумой. Для человека, историей не интересующегося, пожалуй и все. Ну разве что кто-то вспомнит, что на конец средних веков приходится эпоха Возрождения,

Из книги Карфаген. "Белая" империя "чёрной" Африки автора Волков Александр Викторович

ТЕМНЫЕ ВЕКА КАРФАГЕНА ПЕРВЫЕ СЛЕДЫ ПОСЕЛЕНИЙИстория древнейшего Туниса открывается по крупицам - по случайным находкам. В приморских районах на юге страны иногда встречают предметы, относящиеся к доисторической эпохе: например, кремневые топоры или страусовые яйца,

автора

1.1 Мрачные темные века в Европе, якобы сменившие прекрасную «Античность» Как видно из глобальной хронологической карты и ее разложения в сумму трех сдвигов, практически все документы, считаемые сейчас «древними» и описывающими события якобы ранее 1000 года н. э. в

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

2. Наложение Тарквинийской войны якобы VI века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге на 1053 года 2.1. Сервий Туллий и Теодорих Параллелизм, задаваемый замечательной хронологической формулой Т = X + 300, уже описанный мною на протяжении двухсот лет - якобы 300–500

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

3. Соответствие между Готской войной якобы VI века н. э. и восстанием Ника якобы VI века н. э. Здесь сдвига дат нет Мы уже видели в «Числа против Лжи», гл. 6, что Готская война якобы VI века н. э. - это один из наиболее ярких дубликатов европейско-азиатской войны, происшедшей,

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет Общая идея хронологических сдвигов В следующих разделах мы расскажем о поразительном соответствии между:1) знаменитой Троянской войной якобы XIII века до

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Темные века Последующие несколько столетий существования ашшурской общины словно покрыты мраком - в распоряжении исследователей не имеется практически никаких документальных свидетельств ее внутренней жизни или внешних отношений. Скорее всего, после кончины

автора Носовский Глеб Владимирович

8. Наложение Тарквинийской войны якобы VI века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге на 1053 года СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ И ТЕОДОРИХПараллелизм, задаваемый замечательной хронологической формулой Т = X + 300, уже описанный нами на протяжении двухсот лет – якобы 300–500 годы

Из книги Пасха [Календарно-астрономическое расследование хронологии. Гильдебранд и Кресцентий. Готская война] автора Носовский Глеб Владимирович

9. Соответствие между Готской войной якобы VI века н. э. и восстанием Ника якобы VI века н. э. Здесь сдвига дат нет Согласно новой хронологии, Готская война якобы VI века н. э. – это один из наиболее ярких дубликатов европейско-азиатской войны, происшедшей, скорее всего, в XIII

Из книги Идолы власти от Хеопса до Путина автора Матвеев Андрей Александрович

Темные века Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет Общая идея хронологических сдвигов Троянская война XIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории Европы и Азии. Она отразилась во многих письменных

Часто Средние века считают темным пятном на страницах истории, царством мракобесия: на кострах сжигали ведьм, а на улицах царили страх и уродство. Само название подчеркивает безликость этой эпохи, которую затмевают две соседние: античность и Возрождение, более богатые в эстетическом и культурном смысле.

Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе.

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Стремление к прекрасной жизни

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим. Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.

Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья - «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».

Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.

Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом.

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства.

Посещение храма превращалось в род менуэта: при выходе возникало соперничество за предоставление особе более высокого ранга права раньше других перейти через мостик или через узкую улочку. Как только кто-либо доходил до своего дома, он должен был - как того еще и поныне требует испанский обычай - пригласить всех зайти к себе в дом чего-нибудь выпить, от подобного предложения каждому следовало учтиво отказаться; затем нужно было немного проводить остальных, и все это, конечно, сопровождалось взаимными препирательствами.

Йохан Хёйзинга

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Боль обретает ритм

Похоронные обряды также сопровождались торжеством страдания, в котором горе облекалось в прекрасные и даже возвышенные формы.

Реальная действительность перемещалась в сферу драматического. В более примитивных культурах, погребальные обряды и поэтические погребальные плачи все еще представляют единое целое; траур своей пышностью призван был подчеркнуть, сколь огорчен поражённый скорбью.

Йохан Хёйзинга

нидерландский философ, историк, исследователь культуры

В таких формах легко теряются настоящие переживания. Вот отрывок из записок Алиеноры де Пуатье об овдовевшей Изабелле Бурбонской: «Когда Мадам оставалась сама по себе, вовсе не пребывала она неизменно в постели, так же, как и в покоях». Что свидетельствует о сознательном стремлении к драматизму, причиной которого были общественные обычаи.

Людям нравилось, когда всё, что имело отношение к сфере этического, принимало эстетические формы.

Особой категорией людей, к которым обыватели испытывали неподдельный интерес, были проповедники и аскеты. Изумление перед смирением и умерщвлением плоти святых подвижников, перед покаянным отречением от грехов доходило до высшей степени любования и восхищения. Любое личное переживание, волнение и достижение должно было найти необходимую публичную форму выражения, закреплённую в культуре.

Любовь и дружба

Появляется особая форма дружбы, называемая миньонством - она просуществовала до XVII века. Каждый уважающий себя придворный имел близкого друга, привычки, одежда и внешний вид которого необходимым образом должны были повторять его собственные. Миньонов брали с собой на свидания, прогулку, работу. Такая дружба носила исключительно эстетический смысл и была призвана разбавить одиночество и скуку, а также добавить симметрию в жизнь.

Учтивость и этикет были напрямую связаны с одеждой, которая имела опредёленные смыслы.

Например, если девушка желала заявить о верности возлюбленному то, надевала одежду синего цвета, в то время как одежда зелёного цвета свидетельствовала о влюблённости.

В любви для тех, кто не порывал со всеми земными радостями вообще, проявлялись цель и сущность наслаждения прекрасным как таковым. Чувство влюбленности ценилось намного сильнее чем отношения, а тем более брак. Часто бывало, что молодая замужняя женщина оставалась дамой сердца многих рыцарей, которые выкрикивали её имя на поле брани.

Всё красивое - каждый звук или цветок - украшало любовь. Литература, мода, обычаи упорядочивали отношение к любви, создавали прекрасную иллюзию, за которой люди мечтали следовать. Любовь стала формой фантастического желания. Рыцарский турнир предлагал игру в любовь в наиболее героической форме. Победителю доставался особый подарок в виде платка или поцелуя возлюбленной.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше.

Он жил в семиотически насыщенном мире. Полном смысловых отсылок и высших смыслов проявлений Бога в вещах; он жил в природе, которая постоянно говорила на языке геральдики.

Умберто Эко

философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике

Лев, орел, змей - не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе. Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Тёмные века - причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным, то Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее.

Начиная с каменного века и до космической эры, каждая эпоха в человеческой истории стремилась к прогрессу. Ну, почти каждая эпоха. Темные века являются исключением из правил - все знают, что после того, как пал Рим, мир перестал развиваться и «окунулся во тьму», которая длилась на протяжении веков. Это был период интеллектуальной и экономической темноты, где каждый превращался либо в жестокого воина, либо в грязного оборванца.

Да, Вы быть может сидите и хотите сыграть в online игру на тему средневековья и также ждете там привычную грязь, бедность и разруху, быть может это всего лишь flash и не полноценная 3D игра, а всего лишь онлайн гейминг, но быть может это всё выдумка и вам лучше сыграть в фантастическую сагу? Исторические игры, как и сама история по факту, рассказ, который дошел нас в виде старых книг, рассказов прапрапрапра...праочевидцев... И стоит ли этому верить?

По крайней мере, нам так говорят. Несмотря на то, что Темные века были определенно темнее, чем современные (точно так же, как и в бронзовом веке никто, еще не знал, что такое телефон), они ни в коем случае не были слишком безнадежными, как принято о них рассказывать. Во имя того, чтобы исправить некоторые популярные заблуждения о данном периоде, давайте рассмотрим мифы, в которые вы наверняка верите.

№ 1. Общество было жестоко, а условия жизни отвратительными

Причины, по которым этот период времени назвали именно Темные века:
Общество имело очень мало предметов обихода, и практически отсутствовала инфраструктура. По земле бродили полководцы и варвары, любая поверхность была покрыта слоем грязи, а средняя продолжительность жизни основной части населения была очень мала.

Между тем, церковь широко применяла пытки над людьми, для того, чтобы они стали верить в Христа, и, возможно, даже и после этого продолжала издеваться над ними по любому случаю. Честно говоря, попробуйте поискать фильм или книгу об этой эпохе, и мы гарантируем вам, что вы не найдете ни на одной обложке кучу улыбающихся детей.

Реальность:

На самом деле, уровень жизни был довольно неплохим, даже если человек был очень беден. В действительности в то время человечеству удалось достигнуть лучшего уровня в филантропии и здравоохранении, а также ввести новый вид благотворительности, совершаемой практически на ежедневной основе.

К примеру, в Темные Века рабство перестало быть очень популярным. Известно, что римляне любили своих некоторых рабов, но улучшения в технологии земледелия и появление лучше наученного рабочего скота постепенно сделало вынужденный человеческий труд менее необходимым. Вместо этого классы, которые, вероятно, ранее были в рабстве, стали в основном либо бесплатными работниками или, в худшем случае, крепостными. Последние были еще технически не свободными (они не могли оставить землю без разрешения своего Господина), но пользовались гораздо большей свободой, чем рабы.

Также, надо признать, что, несмотря на большое количество случаев сжигания людей на кострах, в это время стало развиваться христианство, а также наблюдалось резкое увеличение благотворительных организаций. Почти сразу же после того, как представители церкви утвердились в Европе, они начали формировать широко распространенную систему благотворительных организаций, которые раздавали нуждающимся продовольствие, одежду и деньги. Может быть, это и не случайно, что первые формы хосписов, больниц и приютов для бедных были изобретены именно во время «темных» веков, что подготовили почву для создания системы общественного здравоохранения.

Не поймите нас неправильно, если бы вы вернулись в эпоху средневековья на машине времени, вы бы возненавидели это время, потому что местным жителям понадобилось бы всего пять минут, чтобы убить вас за колдовство. Но термин «темные века» вообще не используется учеными, потому что есть не так много доказательств того, что та жизнь была хуже, чем в периоды до или после того века (но об этом позже). Его стали использовать потому, что массовая культура помнит только насильственные его части, там, где рассказывается о том, что люди собирались посмотреть, как мужики бьют друг друга лошадьми просто для удовольствия. И, раз уж мы заговорили об этом…

№ 2. Развлечения в Средние Века состояли из рыцарских турниров и боев на мечах

Если вы были в ресторане средневековых времен, то вы знаете, что когда средневековые люди хотели расслабиться после тяжелого рабочего дня, проведенного в пролитии крови, их самым предпочтительным видом развлечений было - пролить еще больше крови.

Поэтому, когда Европа не была охвачена очередной войной, подданные различных царств находили себе другие способы, чтобы насытить свою пресловутую кровожадность и жажду боя. Естественно, они предпочитали игры, которые как можно больше напоминали войну - рыцарские турниры были, очевидно, самыми популярными, но различные поединки и «битье дубинами» также стали широко распространены.

Реальность:

Турниры (каждый может себе мысленно представить себе, как выглядел исторический кровавый спорт) в действительности просто не могли проводиться в этот период. Настоящие рыцарские стремена еще не были известны в большинстве стран Европы, так что отсутствие опоры для ног приводило к тому, что участников сражений легко сбивали с ног (вернее, с коней) как мешки с картошкой самыми легкими ударами. На самом деле, рыцарские турниры были, собственно, военными тренировками вплоть до конца 11 века.

Но реальность еще менее потрясающая: даже в самые «темные» века Средневековья проводились невинные семейные забавы. По сравнению с эпохами до и после них, спорт и игры в Темные века были явно менее воинственными. Многие вещи, которые люди из Средневековья делали для удовольствия очень похоже на то, что мы по-прежнему делаем и сегодня (когда мы не проводим весь день в интернете). На самом деле стрельба из лука, бокс и регби были либо изобретены или усовершенствованы в Темные Века.

О, а как вам такое: в скандинавских сагах, начиная с девятого века, описывают страшных викингов, весело резвящихся на ледовых катках и участвующих в лыжных гонках. И давайте не будем забывать о действительно популярных играх того времени таких, как боулинг, танцы, игры в салки и метание подковы. Да, метание подковы было в моде в средневековье. Сравните это с гладиаторской резней, что проводилась во времена Римской империи или турниры, которые появились во время позднего средневековья. Так какое столетие заслуживает прозвище «темного»?

№ 3. В это время постоянно шли жестокие войны

Причина, по которой Темные века так назвали, была в том, что тогда, после падения славной Римской империи, предположительно начались унылые года. Когда Римская империя была разрушена в результате многочисленных нападений со стороны варварских орд в 476 году нашей эры, мгновенно стала ощущаться нехватка нации, которая смогла бы легко уклониться от нападений народных ополчений. Обнаружив внезапное отсутствие такого большого государства, различные вожди из всей Европы сразу же вздохнули с облегчением и начали, в хаотичном порядке, воевать друг против друга.

Вскоре весь континент оказался в бесконечном состоянии тотальной войны, князья и военачальники стали бороться за контроль над владениями друг друга.

Реальность:

Конечно, тогда велась борьба. Это очень возможно. Но, что люди склонны забывать, так это о масштабе тех боевых действий.
Если сравнить сражения во время Темных Веков, скажем, с римскими войнами, то это то же самое, что сравнить борьбу между двумя малышами с дракой разбойничьих банд: в обоих случаях воины обучались вести борьбу, но в первом из них все выглядело так, как будто миллионы людей просто поспорили между собой.

Давайте внесем ясность: Рим был великолепен, когда дело дошло до крупномасштабных сражений. Во время первой войны с Карфагеном, римский флот численностью в 100000 человек был потерян в течение одного дня. Рим ответил на эту катастрофическую потерю спокойно, отправив воевать еще больше войск и продолжив войну еще на полтора десятилетия вперед. В течение второй Карфагенский войны, Рим потерял 400 000 солдат, не моргнув и глазом. Римская империя не была заинтересована в том, чтобы перехитрить своих противников, она просто дольше продержалась. Если у Рима появлялись какие-то проблемы, он отправлял войска для их решения, и не отзывал назад, пока они не выполняли свою задачу.

Когда Римская империя была сломана, экономика Европы становилась все более и более локальной. Без межконтинентального налога и разумного разделения труда, гигантская постоянная армия превратилась в артефакт ушедшей эпохи. Это внезапное отсутствие финансовой инфраструктуры позволило десяткам королей и князей, занять освободившиеся места у римской власти ограниченной в средствах. Конечно, они бы, наверное, хотели провести с собой через весь континент миллион мужчин, наподобие легиона, но они просто не имели денег, чтобы оплатить услуги такой огромной армии.

Большинство лидеров отреагировал на эту проблему путем введения феодальной системы, они разделили свои земельные владения, выделив отдельные участки земли для военных сил. Так как очень немногие из них с самого начала завладели большими участками земли, это заставило их сделать свои армии относительно небольшими (даже самые массивные военные силы на последних этапах эпохи, хорошо, если насчитывали по 20 000 солдат). Большинство армий были похожи на большие банды. Таким образом, войны в Темные века проходили как короткие стычки между крошечными силами. Там не было никаких масштабных кампаний, ни десятилетней борьбы, никакой адской жизни на истерзанных войнами землях, просто короткие перепалки между двумя бандами парней, которые затем возвращались пасти скот и пахать свои поля.

Но это приводит нас к еще одному наиболее распространенному мифу, что...

№ 4. Темные века были в «интеллектуальной бездне»

Как ни крути, но Темные века не стали бы так называется только потому, что несколько варваров мародерством прокладывали себе путь через Европу. Реальная причина, по которой эта эпоха была лишена любого света, это потому что люди, по большей части, были очень неграмотными, да и к тому же суеверными. Ученых (не говоря уже о людях, которые умели бы читать) было мало, и они жили далеко друг от друга, а любое стремление к литературе активно подавлялось, поскольку оно не имело никакого проку в сельскохозяйственных работах. На самом деле написание хоть какого-либо рассказа привело бы к тому, что вас, вероятно, сожгли как ведьму.

Реальность:

Причина, по которой этот век был, практически, вычеркнут из истории человечества, является то, что никто не учитывал все, что происходило в течение указанного периода. Образ Средневековья ничем не отличается от переходного интеллектуального периода. Конечно, основное население не умело читать и писать, но подобные примеры можно найти в каждой эпохе вплоть до новейшей истории. С другой стороны ученые просто напросто развлекались в Темные Века.

Минускул Каролингов стал стандартным рукописным шрифтом, который был введен императором Карлом Великим в восьмом веке и произвел революцию во всей концепции чтения и письма. До Каролингов минускулы и письмо большинства писак, были неразборчивыми и велись без всяких правил. Верхний регистр в смеси с нижним регистром и случайное расставление разделительных знаков было довольно распространено, а правила орфографии и алфавита отдельные ученые высказывали только в качестве вежливого предложения. Стандартизированный, быстрый и эффективный минускул Каролингов ввел революционные концепции, такие как падежи, знаки препинания и пробелы между словами. Это значительно ускорило как письмо, так и чтение, потому что сделало его более быстрым, ведь теперь не надо было долго вглядываться в абсурдные загогулины на протяжении нескольких часов.

Введение минускула Каролингов дало возможность начать производство документов и книг. А также, возможно, самой главной причиной, почему сохранилось так много древних текстов, стало то, что ученые и переводчики Каролингов разыскали все неправильно написанные книги, пьесы, и документы, тщательно выправили в них ошибки, скопировали и воспроизвели их, пользуясь своим новым супер почерком.

Что касается основных нововведений касаемо истории передачи информации, написание документов в удобочитаемой форме и относительно быстрое их производство, вероятно, следует сравнить с печатным станком Гуттенберга и интернетом. Но никто никогда не помнит о минускуле Каролингов, потому что это было в Темные века.
Но, в конце концов, это приводит нас к тому, что...

Фактически благодаря труженикам "Темного времени" мы то и читаем средневековые рукописи

№ 5. Темные века были реальной вещью

Хорошо, может быть, в Темные Века происходили какие-то необычные события, но даже в самые ужасные эпохи обязательно было что-то такое. В целом, должна быть очень хорошая причина для того, что окрестить подобным названием целую эпоху. Таким образом, историки должны были руководствоваться какой-то серьёзной причиной, чтобы придумать термин «темные века», не так ли?

Реальность:

Ха, конечно, нет! Вот вам шокирующие поворот: историки никогда не имели ничего общего с использованием термина «Темные века», просто некоторые из них были введены в заблуждение, принимая этот термин. Как мы уже упоминали ранее, в те дни средневековые историки пытались избежать этого названия, предпочитая использовать более нейтральные термины, такие как «переселение народов», «Раннее Средневековье» или просто «Средневековье» в зависимости от того, которое столетние описывалось значением «Темные века».

А все потому, что Темных веков никогда и не существовало. Общее представление о них является полной и абсолютной выдумкой, кое-как слепленным сбитым с толку писателем. Термин «Dark Ages» был впервые использован в 14 веке Петрарком, итальянским поэтом, у которого была склонность к римской ностальгии. Петрарка использовал его, чтобы описать, практически каждое событие, произошедшее после падения Рима. Он не высказывал аргументы о «темноте», которая была в течение сотен лет человеческих достижений в силу того, что было достаточно исторических доказательств о любых событиях, которые тогда происходили. Все свои аргументы он построил на основании общего мнения, что жизнь стала плохой с тех пор, как был разрушен Рим.
Петрарка считал, что единственный способ улучшить мир - это подражать древним римлянам и забыть о варварских летах, которые отбрасывали его современников из Рима в прошлое. Конечно, он благополучно забыли еще несколько вещей. А именно массовое рабство, заклание и чрезмерное налогообложение древних римлян, их невозможно найти в его выдуманных образах, как и многочисленные достижения «века тьмы», который он так радостно очернил.

И это самое смешное в истории. Любой человек может переписать ее при определенных обстоятельствах, и все, что для этого требуется - некоторый идиот с запоминающимся термином и его поклонники, которые осквернят целую эпоху. Поэтому, когда вы, наконец, закончите создавать машину времени и захотите проверить будущее, не удивляйтесь, если в случайно выбранном 26-й веке фетишисты из викторианской Англии назовут наше время «Информационным веком».

Время с V по Х века – эпоха, когда Европа представляла собой гигантский бурлящий котел. Возникали и разрушались новые государства, христианская религия распространялась все дальше и дальше, народы переселялись с места на место. Почему же за этим периодом европейской истории прочно закрепился термин «Темные века»? Действительно ли они были «темными»?

Если взглянуть на этот период европейской истории повнимательнее, приходится признать: да, были. Разрушение античной рабовладельческой системы и становление нового феодального общества шло крайне медленно и мучительно. Непрочные внутренние связи римского мира конца эпохи Империи были очень быстро уничтожены варварскими нашествиями, и главный удар обрушился на экономику. Почти замерла торговля – покупателей находилось мало, а купцы, как правило, становились жертвами разбойников или завоевательных армий. Единственным постоянным фактором жизни средневекового человека была нестабильность. В любой момент крестьянин, обрабатывающий свой надел, мог быть угнан в рабство, а защиты от местного барона или от городских властей ждать не приходилось. Город, вокруг которого издавна группировались сельскохозяйственные угодья, сам запирался за ветшающими стенами, надеясь спастись от внезапного набега.

В Европе наступил голод. Трудно представить, но хроническое недоедание стало нормой во всем христианском мире. Ни охота, ни рыбная ловля не могли возместить недостаток хлеба и мяса. Повсюду в Европе в это время авторы монастырских хроник отмечали, что людоедство охватывало целые области. Матери убивали и варили собственных детей. Вслед за голодом и войной неизбежно должны были прийти болезни. Эпидемии выкашивали целые города и селения, порой в некогда цветущей области практически не оставалось живых. За время, прошедшее от падения Римской империи до становления империи Каролингов, население Западной Европы сократилось более чем вдвое. В VI веке началась первая крупная эпидемия чумы, свирепствовавшая в Италии, Галлии и Испании более пятидесяти лет.

Оказались позабыты все технические достижения античности. В V – VIII веках в Европе практически перестали строить из камня. Большинство каменных церквей этой эпохи – римские храмы, слегка перестроенные в соответствии с требованиями христианской символики. То, что не удавалось перестроить, разрушали, чтобы добыть строительный камень. Римляне считали дерево символом варварства – но после падения Рима некому стало так считать, и дерево превратилось в основной строительный материал.

И в сельском хозяйстве варварские народы оказались далеко позади античных земледельцев. Орудия труда, по большей части заимствованные у римлян, не совершенствовались, земля обрабатывалась плохо и неравномерно. Ремесла, некогда принесенные варварами на земли Империи, понемногу сходили на нет. Стеклоделы из рейнских земель лишились соды, ранее поступавшей к ним из средиземноморских областей. Спрос на ювелирные изделия упал, и сохранившиеся до наших дней образцы ювелирного искусства варваров II – III веков стоят в художественном отношении гораздо выше грубых поделок VI – VII веков.

Но самым страшным был упадок нравов, о котором можно судить не только по монастырским хроникам, но и по судебным документам. Во времена, когда древние варварские «правды» понемногу отходили на второй план, когда римское право значило крайне мало, а церковь не могла уследить за паствой, получили широкое распространение так называемые пенитенциарии – сборники, где подробно описывались наказания за различные прегрешения. Человеческая жизнь превратилась в товар – ничем иным, кроме денежных штрафов, нельзя было наказать преступника. Самое жуткое в этих пенитенциариях – скрупулезность. Штрафы варьировались в зависимости от того, например, оторвана ли у пострадавшего рука целиком или болтается на клочке кожи (в последнем случае штраф снижался почти вдвое). Два любых оторванных пальца на руке «стоили» столько же, сколько один оторванный указательный палец.

Властители, чувствовавшие себя совершенно безнаказанно в своих владениях, творили над подданными жесточайший произвол. Французский историк Ж. Ле Гофф точно подметил, что пытки, которым христиане в это время подвергали собратьев по вере, многократно превосходят все то, что творили римляне-язычники с первыми христианами. Людям отрубали кисти рук, жгли лицо раскаленным железом, после чего ждали, пока раны слегка заживут, и возобновляли пытки. Нередко остановить короля или графа, вошедшего во вкус пыток, могло лишь убийство.
Церковь в эпоху Темных веков была, возможно, единственной структурой, сохранявшей какой-то порядок в своих рядах. Умело добиваясь поддержки практически от всех варварских королей, католическая церковь скопила громадные богатства и земельные угодья. Благодаря этому была заложена база для стремительного подъема христианского мира в ХI веке.
В Темные века церковь вела активную деятельность не только в духовной, но и в светской, в политической жизни. Епископы ряда крупных городов были фактически полноправными их правителями, порой вступая в конфликт с королями и майордомами, порой направляя их устремления в нужную церкви сторону. Именно при поддержке католических епископов франкский король Хлодвиг начал расширять границы своего королевства. Сами епископы, выходцы из знатных семейств, преследовали собственные политические интересы, пусть и в рамках деятельности всей Церкви. Такое положение дел неизбежно привело к практически полному взаимопроникновению духовной и светской властей, церкви и королей.

В некоторых странах на первые роли выдвинулась церковь. Так произошло в Испании, где духовные власти готского королевства установили жесточайшие законы, вызвавшие резкую неприязнь населения. Мавров, пришедших на Пиренеи, испанцы встретили довольно спокойно именно потому, что власть мусульман оказалась мягче, чем власть христианских епископов. Практически повсюду епископы были советниками королей, составляли законы и утверждали налоги.

С другой стороны, и короли, крестившись и приобретя поддержку церкви, стремились внедрить в ее структуру своих людей. Нередко король назначал в города своей страны епископов из числа своих приближенных, а сам руководил работой церковных соборов. Из такого союза не могло выйти ничего хорошего. Верховное руководство церкви пало жертвой тех же пороков, что и полуварварская светская знать. Дошло до того, что ряд областей христианского мира надолго отошел от христианства, вернувшись к язычеству, к древним суевериям, с которыми церковь попросту не справлялась. Так происходило в Англии в VI веке и во Франции в VII веке.

Иначе обстояло дело в низших кругах духовенства. Монастыри еще со времен Великого переселения народов были почти единственным прибежищем для простых людей. Варвары-захватчики, как правило, оставляли монастыри и церкви в покое. Еще в V веке готы Алариха, ворвавшись в Рим, признали за христианскими церквями право убежища. В страшную эпоху варварских нашествий монахи, единственные образованные люди, неустанно занимались врачеванием больных, выступали посредниками между населением округи и вождями варварских племен. Святые и подвижники того времени старались, как могли укрепить в людях веру и дать им силы. Монастыри оставались последним оплотом культуры. Рукописи античных авторов, научные труды и литературные произведения сохранялись в монастырских библиотеках, копировались и переписывались.

Мрачные настроения, овладевшие людьми, и фактический развал высших кругов духовенства грозили погубить церковь. Но в 590 году папский престол занял человек, чья политика определила на века вперед самый дух средневекового общества – Григорий Великий.

До избрания на высшую церковную должность Григорий был монахом. Став главой католической церкви, он не изменил данному ранее обету об отказе от всего мирского. Григорий словно возвращал церковь к ее истокам – к тем временам, когда первые христиане, укрываясь в катакомбах от гонителей-римлян, ожидали нового пришествия Мессии и наступления конца света. При Григории тема конца света зазвучала с новой силой. Надо сказать, что этому способствовало многое – страшная чума в Италии, не обошедшая стороной и Рим (папскую резиденцию), голод, войны, полный разлад в умах и душах. Апокалипсис, так красочно описанный Иоанном Богословом, казался совсем рядом. Папа призывал христиан отрешиться от всего земного, покаяться и готовиться к Страшному Суду. «Что толку жать, если жнецу не суждено жить?» – вопрошал Григорий.

Григорий Великий первым поставил со всей остротой главный вопрос Средневековья: о взаимоотношении мирского и духовного начал. В дни, когда мир рушился, следовало выбирать дух. Эта идея оказалась созвучна умонастроениям большинства христиан. Собственно говоря, именно с Григория Великого начинается Средневековье как культурная эпоха.

, продолжателей (псевдо)Фредегара , Павла Диакона и Эйнхарда . Кроме собственных писателей Запада, европейской историей интересовались византийцы, особенно Агафий Миринейский , оставивший апологию общественного строя франков , а также арабы .

Грамоты, при помощи которых регулировались имущественные отношения, составляют наибольшую часть актового материала раннего Средневековья. Кроме них, также были известны описи и завещания. Исследователи насчитывают более 1000 обнаруженных грамот. Необходимо помнить при исследовании грамот, что не все из них обязательно являются достоверными. Некоторые грамоты представляют ранние ( , X век) подделки, сфабрикованные ради обоснования наследственного права на монастырь или виллу.

Материальные остатки раннесредневековой цивилизации также скудны. До VII века Европа не знает самостоятельной чеканки, отсутствие монеты замещается использованием византийских денег (безанов). Постройки раннего Средневековья в большинстве своем не дошли до наших дней: зачастую, в качестве их материала использовалось дерево, многие ранние сооружения были перестроены.

Историография Тёмных веков

Центральной темой в обсуждении Тёмных веков историками остается вопрос о преобладании рабовладельческого или феодального способа производства в эту эпоху.

В современной науке наиболее распространено представление о том, что раннее Средневековье являлось периодом разнообразного, многоукладного хозяйства, в котором существовали параллельно друг другу, причудливо переплетаясь, элементы разлагающегося варварского родоплеменного, находящегося в упадке античного рабовладельческого и нарождающегося феодального укладов, причём в самых различных пропорциях в зависимости от региона.

В этот период всё ещё сохранялись крупные рабовладельческие латифундии (лат. villa ) - в большинстве своем это были ещё старые, доставшиеся варварской знати от провинциальной римской аристократии, поместья. Однако их наличие ещё не является поводом для причисления Тёмных веков не к феодальной, а к рабовладельческой эпохе. Видимо, это уже не были классические рабовладельческие хозяйства, эффективное управление которыми в условиях нехватки образованных людей было сильно осложнено ещё в позднеримскую эпоху. Именно в связи с этим ещё задолго до падения Империи был сделан важнейший шаг в сторону феодализма - появление колоната и перевод в эту форму личной зависимости значительной части сервов . Очевидно, что развитие этих отношений продолжилось и в средние века, с постепенным переходом от рабства в классической форме и колоната - к крепостной зависимости крестьян от сеньора. Наряду с этими крупными хозяйствами, но совершенно независимо от них, среди варваров продолжали существовать свободные крестьяне-общинники, образ жизни которых поначалу мало изменился по сравнению с тем, который вели их дальние предки.

Представляет интерес получивший определённое распространение в европейской историографии тезис бельгийского историка Анри Пиренна , который утверждал, что нашествие варваров не привело к окончательному крушению римского мира. По мнению Пиренна, германские государства экономически оставались тесно связаны с Византией, образуя зону влияния константинопольской империи. Историк утверждал, что Запад оставался в ситуации Тёмных веков до тех пор, пока не был отрезан арабскими завоеваниями от византийской торговли, что подвигло его на вынужденную трансформацию. Политические центры европейского мира отодвинулись к Северу, язычество было искоренено, роль папства возросла, рабовладение было окончательно вытеснено крепостным правом, восстановлена Империя; на месте позднеантичного мира стала выстраиваться классическая средневековая феодальная система.

Аграрная цивилизация

Запад раннего Средневековья переживает упадок городов. Самым значительным признаком кризиса оказывается переезд варварских монархов из городов в резиденции-латифундии . Большинство раннесредневековых грамот было подписано королями именно там. В сельских же резиденциях монархи предпочитали хранить свои сокровища. Минуя города, аристократы германцев путешествовали в сельской местности между виллами, оставаясь в каждой из них до полного исчерпания припасов.

Запад Тёмных веков выступает как экономическая периферия Восточной Римской империи . На фоне упадка городов монархи варваров закупают на Востоке ремесленные товары, подражают римской моде и сохраняют свои сокровища в византийской монете .

Церковь

На эпоху Тёмных Веков выпадает ослабление влияния римских Пап . В результате варварских нашествий часть Запада возвращается к язычеству, что особенно касается западно-балканских регионов и Британии. В то же время византийское христианство добивается впечатляющих успехов в Ирландии, однако ирландская церковь сохраняет независимость от папства.

Тем не менее греческие Папы, так же, как и другие, тяготились византийской властью и её неспособностью справиться с лангобардской опасностью. Начиная с папы Григория III ( г.) понтифики ищут союза с ортодоксальными франками в ущерб интересам Византии.

Христианизация

Под действием варварских нашествий слабая епархиальная организация некоторых регионов рушится. Британия, направлявшая делегатов на I Вселенский собор , становится почти полностью языческой. Степень христианизации сельского населения ко времени варварских нашествий остается в значительной степени неисследованным вопросом. Так или иначе, в начале VII века св. Аманд крестил язычников в окрестностях крупных галльских городов, часть из крещенных он выкупил из рабства.

Обращение Британии начинается с германского королевства Кент, связанного по своим торговым отношениям с Галлией (конец VI века). Остальные германские государства Британии принимают крещение в течение VII века. При этом кельтские государства Уэльса и ирландские колонии на территории Шотландии сохраняли христианскую веру, подвергшуюся изменениям вследствие изоляции.

Крещение Германии открывается событиями VIII века, решающую роль в которых сыграл св. Винфрид , а завершается насильственным обращением саксов воинами Карла Великого . В VIII веке начинается обращение в христианство первых славян - альпийских (связанных по родству с нынешними словенцами).

Недостаток централизованного прозелитизма (и государственной религиозной политики) заметно отличал Тёмные века от Каролингского времени.

Культ святых

В Раннее Средневековье распространилось почитание святых королев. Королеву Радегунду вспоминали на фоне разнузданности её супруга, монарха франков Хлотаря I . После того, как Хлотарь убил своего брата, Рагнетруда удалилась в монастырь. Клотильда , несмотря на то, что происходила из народа бургундов, исповедовавших арианство , придерживалась ортодоксальной веры. Считалось, что Хлодвиг I принял ортодоксальную веру благодаря её непрестанным уговорам. Королеве пришлось пройти через опалу после того, как крещенный в христианскую веру сын короля внезапно умер. Св. Батильда , бывшая рабыня в одном из англо-саксонских государств, стала супругой короля Хлодвига II и регентшей после его смерти. Королеву, основательницу многих монастырей, почитали за благочестие как святую.

Варварские короли, недобрые нравом, редко добивались канонизации. Почти единственное исключение - монарх франков Гунтрамн , сравнивавшийся по мудрости с Соломоном , так и не был канонизирован. Тем не менее в государстве франков почитался король Сигеберт III .

Наибольшей популярностью среди всех святых Запада пользовался св. Мартин Турский . По легенде, в один из дней святой встретил нищего, и нищий стал умолять его, чтобы святой дал ему что-нибудь из своей одежды, дабы прикрыть лохмотья. Мартин разрезал свой плащ на две части и передал просившему одну. На следующую ночь епископу был сон, что в тот день Иисус Христос предстал перед ним в виде нищего. Вторая часть плаща св. Мартина Турского стала реликвией Меровингов и называлась «капа». Короли франков брали капу в боевые походы, где она должна была сохранить их от опасности. Священник, отправляющийся вместе с войском, со временем стал называться капеллан , то есть «хранитель капы».

Аббатство св. Мартина было одним из богатейших монастырей Запада. Чтобы спасти его от разграбления, Карл Мартелл вывел войска на дорогу между Туром и Пуатье , по которой передвигались войска исламских завоевателей Абд-ар-Рахмана.

Раннее Средневековье - эпоха возникновения местного культа. Епископы переносят мощи христианских святых во внутренние регионы варварских королевств, и появляется почитание местных святых, чаще всего, из самих епископов.

Научные знания

В течение всего периода Тёмных веков научные знания находятся на Западе в глубоком упадке. Так, «Этимологии» Исидора Севильского , составленные в VII веке, представляют собой одно из самых фантастичных сочинений средневекового периода. Исидор азартно описывает василисков и драконов и, в целом, убежден в плоскости Земли, хотя приводит и противоположную точку зрения.

Упадок научного знания на Западе отчасти может быть объяснен сокращением контактов с Византией и, в частности, забвением греческого языка, продолжавшимся на Западе вплоть до времени гуманистов.

Внутри империи франкское королевство достигают выдающегося положения. Вступив в борьбу за римское наследие последними, франки добиваются победы над вестготами на равнинах Вуйе (). После того, как Византия объявляет войну остготам, те, поддавшись угрозам, уступают франкам Прованс . Ещё ранее сыновья Хлодвига завоевывают Бургундию. После воссоединения пространства римской Галлии под началом Меровингов франкская экспансия направляется в Германию, где герцогство баваров образовывается под их верховенством.

Королевство вестготов, пережив катастрофу при Вуйе, обращается к объединению испанских земель, где во второй половине 6 века исчезают королевство свевов и независимые римские территории, вероятно, существовавшие в этом регионе. Континентальные захваты византийцев на юге Испании оказываются кратковременными, но отсутствие флота так и не позволит варварам вернуть Балеарские острова.

Варвары и римляне

Монархи варваров заключают союз с Церковью и римской сенаторской аристократией. В местах, выделенных германцам для расселения, особенно на севере Галлии, римская аристократия сохраняет часть собственности, но германизируется. На юге Галлии, где расселения не было, она остается римской до VIII века. Практическое отсутствие конфликтов за землю между варварами и римлянами объясняется депопуляцией региона в период Великого переселения народов.

Во французской историографии XX века принято мнение о том, что галло-римляне , жившие в Аквитании , предприняли три попытки добиться независимости от государства франков. Первая из них связана с восстанием Храмна , сына короля Хлотаря I. Вторая - с мятежом самозванца Гундовальда , поддержанного Византией, вмешавшейся в дела государства франков. Во второй половине VII века при патриции Феликсе и его преемнике Лупе Аквитания обретает независимость от франков. Во время арабского нашествия правителем Аквитании выступает герцог Эд , чьи родственные связи с Феликсом и Лупом из-за недостатка источников не прояснены. Оказавшись стиснутой между арабами на юге и франками на севере, Аквитания окончательно теряет независимость в период правления Пипина Короткого . Можно отметить, что некоторые города на средиземноморском побережье Франции выбрали между франкским и арабским подданством арабское, в частности, Арль и Марсель . Различия между Югом и Севером приводят к войнам второй половины IX века и остаются существенными до Альбигойских крестовых походов.

В государстве остготов при правлении Теодориха Великого союз между королем и римской аристократией был разрушен, благодаря интригам Византии. Монарх варваров, сменив милость на гнев, приступает к репрессиям в отношении итало-римлян, исповедовавших не арианскую, а православную (ортодоксальную) веру. Жертвой преследований становится философ Боэций , которого Теодорих заключает в тюрьму.

Епископы

В период Тёмных веков короли варваров принимают право назначать епископов в своих государствах, римские папы утрачивают контроль за своим патриархатом, митрополиты - за подчиненными епископствами. Епископы обладали уникальной властью в городе, оставшемся после ослабления торговых связей, по преимуществу культовым центром. Епископами назначались галло-римские и германские аристократы, часто епископы имели детей и жён. В период кризиса меровингского государства (VII век) прелаты выступают как правители полусамостоятельных территорий, где власть их возрастает настолько, что превышает графскую. В отличие от большинства меровингских аристократов, епископы были тесно связано с городом потому, что в городе находилась главная епархиальная церковь. Прелаты опирались на многовековые финансовые и земельные ресурсы своей епархии.

Влияние епископов не было повсюду одинаково велико. В некоторых городах государства франков списки епископов содержат многолетние лакуны, в чём исследователи усматривают признак частичного возвращения к язычеству.

Короли созывали епископов на соборы. Лучше всего известны Толедские соборы в государстве вестготов (их было 18). В ходе одного из Толедских соборов был сформулирован первый вариант доктрины филиокве , впоследствии выступившей причиной разделения древнего православного христианства на восточную (православную) и западную (католическую) ветви. Другой из Толедских соборов одобрил скандальное предложение продать евреев в рабство.

Известно, что епископы раннего Средневековья вели войны. Некоторые из них сами участвовали в войне: например, епископ Милон - один из трех (наряду с Карлом Мартеллом и его братом Хильдебрандом) участник сражения при Пуатье , сведения о котором сохранились до наших дней.

Отшельничество

В местах поселения монахов-анахоретов к ним присоединялись ученики, что приводило к образованию монастырей. Отвергавшие принцип общежития, как недостаточный для монашеской жизни, отшельники часто отличались непредсказуемостью: покидали пустыни, где возникновение монастырей было неизбежно, и уходили в поисках нового пристанища. Непростая судьба брошенных общин и неконтролируемость отшельников вызывали раздражение у епархиальной власти. Лангобард Вульфилаих столкнулся с тем, что, по приказанию епископа, был разрушен его столп. Противником отшельничества выступил архиепископ Тура Григорий . Он объехал известных ему анахоретов, уговаривая их присоединиться к тому или иному монастырю. Вышедший в первой трети VI века устав Бенедикта Нурсийского запрещал поселение монахов на значительном удалении от монастырей.

С явлением монашеской колонизации связывают экономическое возрождение Запада после Великого переселения народов.