План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему. План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему Включение в систему знаний и повторения

Тема : «Число и цифра 8».

Цели

Обучающие:

    Познакомить с образованием числа 8 и составом числа 8.

    Учить составлять число 8 из двух меньших.

    Познакомить с цифрой 8 и научить писать эту цифру.

    Закрепить навыки счёта в пределах 10.

Развивающие:

1. Развивать память, внимание, логическое мышление.

2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

3.Учить грамотно использовать в речи математическую терминологию.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к занятиям.
Материал к занятию:

Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета, рисунки, похожие на цифру 8, картинки животных.

Раздаточный - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.

Методические приемы:

1. Словесный метод - объяснение, беседа, загадки, стихи.

2. Наглядный метод - рассматривание иллюстраций, карточек, предметов.

3. Практический метод - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.

Ход занятия

    Оргмомент.

Вы все на занятии будете внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей.

Я вас приглашаю в страну "Знаний математика".

Ребята, на чём можно путешествовать?

- На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.

Для этого должны купить билеты.

2 . Работа над новым материалом.

А). Устный счёт.

Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой и обратный счёт до 10.

Б). Отгадывание загадок.

Первая остановка – станция «Лесная».

Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции.

Дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

Загадки:

    Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (ёж)

    Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

    Серый и зубастый Произвёл в лесу переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (волк)

    Длинные ушки, быстрые лапки. Серый летом, зимой белый. Кто это? (заяц)

    Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось)

6. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

7. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Кто это? (дикие животные).

Сколько всего животных? (7)

Считают и снимает педагог.

Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше.

Физминутка для развития мелкой моторики:

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик гриб помыл,

Этот пальчик гриб сварил,

Этот пальчик только ел,

Оттого и растолстел.

Пока проводит ребёнок физминутку, приготовить квадраты на доске.

В). Образование числа 8.

Следующую станция «Цифровая».

Что вы видите на доске?

Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

- Сколько всего квадратов? (7)

Сколько красных квадратов? (6)

Сколько синих? (1)

Как мы получили число 7? К 6 +1=7

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Педагог меняет синий квадрат на красный.

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

Синий поменяли на красный.

Сколько стало синих квадратов? (7)

Ночь, закрываем глаза.

Педагог добавляет один красный квадрат.

День, что изменилось?

Сколько стало всего?

Давайте посчитаем. (8)

Как мы получили число 8?

Мы к 7 +1=8

Г). Знакомство с цифрой 8.

Число восемь обозначается вот такой цифрой.

(Выставляется на доске цифра 8)

На что похожа цифра 8?

На доске картинка с рисунками и читаю запись.

- Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.

- Висит груша, нельзя скушать.

- Цифра 8 плюс крючки – получаются очки.

- К этой цифре ты привык, эта цифра – снеговик…

Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)

Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

Как называется праздник, в название которого есть цифра 8? (8 Марта)

Давайте внимательно посмотрим на цифру.

На что она похожа? (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша).

Д). Письмо цифры на доске и в тетрадях.

Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе, потом в тетради по точкам.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись,

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Е). Состав числа 8.

- Ребята, откройте коробочки с цветными счётными палочками.

Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

Какого цвета эта палочка? (Бордовая)

А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.

Сколько их? (8)

Значит в числе 8 - 8 единиц.

А теперь подумайте и приложите такие палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

Какого цвета эти палочки?

Это могут быть палочки разных цветов.

Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары.

Вот какой получился красивый ковёр!

На доске заранее из цифр все варианты состава числа 8.

Давайте ещё раз назовём состав числа 8.

Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 8.

Состав числа на доске:

7 1

6 2

5 3

4 4

    Закрепление нового материала.

Работа в тетрадях.

Дорисуйте в каждом ряду столько квадратов, чтобы их стало 8.

Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»

1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет.У квадрата четыре угла)

5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

Молодцы!

4. Итог занятия.

Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний».

Вам понравилось путешествие?

Что понравилось?

Что интересного было?

С какой цифрой и числом познакомились?

Вы молодцы!

Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые приклейте на страничку в тетради.

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Число 8. Цифра 8».

Математические задачи:
1. Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8. 2. Учить соотносить цифру 8 с количеством предметов.

Речевые задачи:
1. Закрепить представления о геометрических фигурах.
2. Упражнять в количественном счете в пределах 8, называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, соотносить последнее число ко всем перечисленным предметам.

Развивающие и воспитательные задачи:
1. Воспитывать готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается, интерес к математике.
2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, память, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук, ритмичность движений.
4. Приучать выслушивать задание.

Методические приемы:
Показ, объяснение, вопросы, поощрения, указания, рассматривание.

Материал:
Демонстрационный: конверт с письмом, счетный материал (белочка. ежик, грибочки, карточки с цифрами от 1 до 8, игрушка зайчик, геометрические фигуры разные по цвету и размеру - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, кукла Почемучка.
Раздаточный: билетики с цифрами, коробочка с цифрой 8, счетные палочки, мешочки с геометрическими фигурками

Словарная работа: геометрические фигуры, количество, столько же.

Организация детей:
1. Организационный момент (читаем письмо)
2. Усаживаемся в «автобус»(дети садятся на стульчики-автобусы)
3. Первая полянка (на ковре белка и ежик)
4. Вторая полянка (игры с зайчиком)
5. Физминутка
6. Третья полянка (счетные палочки)
7. Возвращение в детский сад1. Организационный момент.

Все мы за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я получила письмо. Посмотрите, вот конверт. Кто же нам его прислал? Давайте откроем конверт и прочитаем письмо. (Воспитатель достаёт письмо).
«Ребятки, я уже погостила у дедушки Считая, я снова хочу в свой детский сад, приезжайте за мной». Ваша Почемучка.
Воспитатель: - Ребятки, поедем за Почемучкой?
Дети : - Да поедем! Воспитатель: -Я предлагаю вам поехать на автобусе. Водителем будет Камиль, а кондуктором сегодня буду я. Вот у меня билеты я вам их раздам, вы на них внимательно посмотрите и займите в автобусе место, согласно билету. Будьте внимательны, на билете нарисована цифра. Дети рассаживаются. -Проверю, все ли пассажиры сели на свои места (собираю билеты). -Внимание поехали (под муз. «Мы едем, едем» дети едут).Давайте вспомним правила поведения в автобусе. Музыка останавливается: остановка. Воспитатель: Ой, ребятки, полянка. - Выйдем на полянку, посмотрим здесь ли живет дедушка Считай?

2. Состав числа 8. Цифра 8.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто живет на этой полянке? (на ковре белка и ёжик). Дети: Белка и ёжик. Воспитатель:- Верно. А что они собирают? Дети: грибочки. Воспитатель:- Посмотрите, как много грибов они собрали? Давайте посчитаем, сколько грибочков набрала белка? (7). Найдите нужную цифру и поставьте рядом.
-Что можно сказать о количестве грибочков ёжика?
Дети: У ежика столько же грибочков, что и у белки (7)
Воспитатель: -Значит, грибочков у ежа столько же, сколько и у белочки, т. е. поровну. А если мы с вами поможем белочке и добавим еще один грибочек. Как вы думаете, теперь грибочков поровну? -Что теперь можно сказать о грибочках? Дети: -У белочки больше грибочков, чем у ежа, а у ежа меньше, чем у белочки. Воспитатель:- Сколько стало грибочков у белочки(8). Давайте сосчитаем вместе. Кто знает какой цифрой обозначается число 8?. Дети находят цифру 8 и показывают. -Найдите и замените карточку. Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она. -Ребята, а как сделать так, чтобы грибочков белочки и ёжика стало поровну? Дети: Добавить еще один грибочек ёжику. Воспитатель: -Сколько стало грибочков у ежа(8). Как получили 8 грибочков? Дети: Было 7, добавили еще 1, стало 8. Воспитатель: - Молодцы! Не встретили мы Почемучку, поедем дальше. (едут).
Воспитатель: Остановка. Пойдемте искать Почемучку. Ой, ребятки, зайчик сидит. Он нам приготовил задание, нужно отгадать загадки:
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)

2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат)

3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам. (треугольник)

4. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон. (овал)

5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску.
- Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.
Игра «На что похожа фигура»
- Вы знаете, ребята, что из геометрических фигур можно построить много интересного. Посмотрите на плакат и скажите, из каких геометрических фигур построены эти рисунки?
Разбор рисунка из геометрических фигур.
- Молодцы! А сейчас мы отправимся дальше.
Воспитатель: Погостили мы у тебя, зайчик, нам пора в дорогу, мы ищем Почемучку. Ты не видел её? (Заяц шепчет мне на ушко: Видел? Где). Ребята, зайчик мне говорит, что она на соседней полянке играет. Пойдемте скорее посмотрим. (дети выходят на ковер проводится физминутка.)
3. Белки прыгают по веткам
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Воспитатель :- Ой, смотрите, ребята. Полянка! Почемучка в счетные палочки играла. Давайте и мы поиграем. Садитесь на колени вокруг полянки, вот вам палочки.
-Достаньте 5 палочек и выложите из них два равных треугольника.
-Из 6 палочек сделайте домик.
-Из 7 палочек сделайте 3 равных треугольника.
-Из 8 палочек сделайте рыбку.
-Молодцы, ребятки с заданием
Справились, уберите палочки в коробку. (раздается голос Почемучки: Дедушка, ребятки из детского сада за мной приехали, я пойду к ним. До свидания, Дедушка.)
Воспитатель:- Почемучка, мы так рады что нашли тебя, мы приехали за тобой. –Ребята, садитесь в автобус поехали в детский сад и Почемучку возьмем с собой. (Споем
песню). Ну вот мы снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
4. Итог занятия .
Воспитатель :- Ребята, с какими сказочными героями мы с вами встречались (белка, ежик, зайчик). С каким числом и с какой цифрой они помогли нам познакомиться? (Число и цифра 8). - Нарисуйте в воздухе цифру 8 пальчиком, носиком, левой ногой, правой рукой. Нарисуйте цифру 8 на ладошке. На мольберте найдите все цифры 8 и обведите красным маркером в кружок 6 5 8 4 1 8 7 2 3 8 и т. д. -Сколько цифр вы нашли(3). Поднимите правую руку, опустите ее на голову, погладьте себя и скажите: «Умница! ». -Мне очень понравилось, как вы сегодня играли, отвечали, молодцы! На этом наше путешествие подошло к концу.

Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Математическое путешествие»

Цель: дать понятие числа “8”.
Задачи: формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; продолжить учить детей ориентироваться на плоскости, узнавать и различать цифры 1-8; закрепить знание геометрических фигур; вспомнить понятие «пара».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Демонстрационный материал: карточки, сказочные персонажи.
Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 8, конверты с геометрическими фигурами.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
Воспитатель: -Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а математическое. Вам хочется в такое путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: -По дороге мы встретимся с героями сказок. Они большие любители математики и приготовили для вас загадки и вопросы. Я думаю, что вам понравиться наше математическое путешествие. В наше путешествие мы отправимся на веселом трамвайчике. Вот, я уже вижу кондуктора Ежика, который раздает билеты. Давайте поспешим.
Занимаем места и отправляемся в путь.
2. Основная часть.
Дети рассаживаются. Кондуктор Ежик проверяет, все ли сели на свои места.
Воспитатель : -Поехали! (под муз. “Мы едем, едем”).
Воспитатель: -Ребятки, остановка и называется она “Путаница”.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, Лисенок перепутал все цифры, а как расставить по порядку забыл. Не расстраивайся Лисенок, ребята тебе помогут.
Дети помогают Лисенку разложить карточки по порядку.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Справились заданием.
Воспитатель: - Едем дальше.
Воспитатель: Снова остановка, нас встречает Совунья! Как называется твоя остановка, Совунья? (Совунья отвечает: “Восмерка”) Ребята, на предыдущей остановке мы с вами составили числовой ряд. На какой цифре остановились?
Ответы детей.
Воспитатель: -После 7 идет цифра 8.
Воспитатель показывает карточки, на которых изображены цифры “8”.

Воспитатель: - У восьмерки два кольца, без начала и конца. Как получить число восемь? Совунья сейчас нам расскажет.
Воспитатель показывает карточки. На каждой карточке изображены предметы (шишки – выражение 7 и 1, орехи – выражение 6 и 2)
Воспитатель: “Посчитайте, сколько шишек вверху, сколько внизу. Сколько всего шишек? Восемь”.


Воспитатель: “Сколько орехов вверху, сколько внизу? Сколько всего орехов? Восемь”.

Воспитатель читает выражение. Дети повторяют.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, на что похожа цифра 8?
Ответы детей. Воспитатель показывает карточки.

3.Физминутка.
Ты, Совунья, потянись,
Руки вверх, теперь их вниз
Ты вперед чуть-чуть нагнись,
А теперь остановись.
Воспитатель: - Молодцы! поедем дальше.
Воспитатель: Остановка “Задачка”. Нас встречает Белка. У Белки беда. Ее бельчата спрятались, и она не может их найти. Давайте поможем! Посмотрите за веткой торчат ушки. Пара – это бельчонок. Сколько бельчат спрятались за веткой.

Дети отвечают.
Воспитатель: - Молодцы! поедем дальше.
Воспитатель: - Остановка “Головоломка”. Здесь нас ждет увлекательное задание, которое приготовил для нас зайка. В конвертах лежат геометрические фигуры. Сделайте по образцу
Дети садятся за свои места и выкладывают зайчика.
Воспитатель: -Молодцы. Справились, сложите фигуры в конверты.
Воспитатель: - Едем дальше.
Воспитатель: Остановка “Соседи”. Здесь живет Сорока. Она знает всех своих соседей и приготовила для нас игру “Назови соседа”
Воспитатель показывает карточки. Дети называют “соседа.”
2*4
1*3
6*8
5*7
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, садитесь в трамвайчик поехали в детский сад. (Едем по ту же песню). Ну вот мы в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: - Ребята, с кем мы сегодня встретились в путешествии?
Ответы детей.
Воспитатель: - “Скажите, с каким числом и цифрой мы познакомились? Что на занятии вам очень понравилось?”
Ответы детей.

Конспект по математике для детей средней группы

Тема: Число 8. Цифра 8.

Программное содержание:

    Познакомить с числом и цифрой 8.

    Формировать способ образования числа 8.

    Закрепить способ (приложение) сравнение множеств. Формировать самостоятельность при выполнении задания.

    Формировать умение слушать, отвечать по сигналу. Связь с другими разделами программы. Формировать умение отвечать громко, предложениями.

Ход занятия

Начнем занятие с умственной разминки. Проверяю ваши внимательные глаза, чуткие уши и думающие головки. Пришел в гости ежик и принес яблоки.

Первое задание . Бірінші тапсырма. Внимание. Надо узнать, сколько яблок принес ежик. Как узнать?

    Действуйте. Назови, сколько всего яблок? (На доске 7 яблок) А у тебя сколько получилось? Поднимите руки у кого столько же. А у кого другой ответ? Как проверить?

    Да и мы знаем правило. Давайте вспомним и повторим, чтобы лучше запомнить.

    1. Считаем каждый предмет

      Считаем только один раз

      Запоминаем тот предмет, с которого начали счет.

Вызываю к доске ребенка (ребенок считает. 7 яблок)

Как ответить на вопрос, чтобы было всем понятно.

    Отвечать полным ответом, предложение.

    Ежик.

    Что сделал?

    Принес.

    Принес сколько? Чего?

    Яблок.

    А теперь вместе скажем. Ежик принес 7 яблок.

Второе задание . Екінші тапсырма. Обозначить количество предметов цифрой. Что нам понадобится для работы?

    Цифры.

    Каждый обозначает сам. Вспомните способ выполнения.

    Внимание.

    Действуйте.

    Проверяем.

    Назовите цифру (2-3 детей). Почему обозначил цифрой 7?

    Потому что на картине нарисовано 7 яблок.

    И мы знаем правило. «Число 7 обозначаем цифрой 7». Проверим. Я считаю, а вы внимательно слушайте и оценивайте, как я считаю. Всего 8 яблок. Оцените. Дурыс па? Правильно?

  • Докажите.

    Вы сосчитали один и тот же предмет 2 раза.

    Ну я все предметы пересчитала.

    А мы знаем правило: один предмет считаем только один раз.

    А теперь вместе сосчитаем, помня это правило.

    Всего 7 больших яблок и поэтому обозначаем цифрой 7.

    Сравним, яблоки одинаковые?

    Отличаются по цвету.

    Яблоки отличаются по цвету. Кто сам скажет? Только ли по цвету?

    Яблоки отличаются по размеру.

    Что общего?

    Одинаковые по количеству.

    Больших желтых и маленьких зеленых по 7. Как мы еще можем узнать, что яблок у первого и второго ежика одинаковое количество?

    Можем яблоки расположить по-другому.

    Расскажи, каким способом ты будешь действовать?

    Одно яблоко прикладываю к другому (образовываю пары).

    Что мы видим, что у каждого яблока есть пара. Что мы можем сказать о количестве больших и маленьких яблок?

    Их поровну, одинаковое количество, сколько больших, столько маленьких.

Физминутка

    Шел по дороге ежик и обронил еще одно яблоко. Куда поставим, к большим, маленьким? Теперь можем сказать, что больших и маленьких поровну?

    Зеленых яблок больше, чем красных.

    Сколько зеленых стало? Как узнать?

    Сосчитаем.

    1. Считаем каждый предмет

      Считаем каждый предмет и один только раз

      Считаем слева направо и говорим сколько всего яблок.

Действуйте. Назовите ответ.

    8 зеленых яблок.

    Было 7, а стало 8. Как получилось число 8?

    К 7 прибавить 1.

    Чисто 8. Мы его видим?

  • А так хочется посмотреть на него. Как увидеть его? Вспомним правило. Число обозначается цифрой. Вот число 7 мы обозначили цифрой 7. а когда знакомились с числом 3, мы обозначали цифрой 3. число 8 тоже имеет свой знак (цифру). Кто из вас знает? Кто найдет этот знак? (дети показывают) На что похожа цифра 8?

    На очки, на круги.

    Стих: У восьмерки два конца

Без начала и конца.

Что обозначили цифрой 8?

    Цифрой 8 обозначили число 8.

    Как получили число 8? Было 7, а как получили новое число?

Анализ: мне было приятно работать, потому что у вас были думающие головки, внимательные глаза. Ваня отвечал на все вопросы правильно, потому что он не забывал о наших помощниках (правилах).













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)

Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 8

Задачи урока:

  • Предметные:
    • Сформировать умение вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8).
    • Развить умение распознавания цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
    • Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).
  • Метапредметные:
    • Регулятивные:
      • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
      • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 8.
      • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
      • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
    • Познавательные:
      • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
      • Подвести под понятие цифры и числа 8.
      • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
      • Развивать умение работать с разными видами информации.
      • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
      • Работать над использованием знаково-символичных средств.
      • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
    • Коммуникативные:
      • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
      • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
      • Помочь ребенку в аргументации своего мнения
  • Воспитательные (личностные):
    • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
    • Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
    • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
    • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
    • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
    • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям урока).
    • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
    • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
    • Работать над осознанием ответственности за общее

Оборудование и материалы:

  • математический набор;
  • карточки с примерами (для коллективной работы и работы в парах);
  • пластилин;
  • сувенир – кленовый листик (засушенный листочек);
  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • презентация Microsoft PowerPoint «Число 8. Цифра 8.»

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, к нам сегодня приехали гости, чтобы посмотреть, как вы учитесь. Давайте в начале нашего урока поприветствуем наших гостей и пожелаем всем добра.
Мы с вами отправимся в путешествие с кленовым листочком.
Итак, в путь!

2. Актуализация знаний

а) Коллективная работа

На лесной полянке
Стоял горделивый клён,
Чудными листочками
Был украшен он. (8 листочков)

На дереве клёна вы видите листочки, на каждом листочке число. Необходимо сосчитать пример и найти ответ на одном из кленовых листочков. (Приложение 1 )

Карточки:

2 + 1 4 + 1 5 – 1 3 – 1 6 + 1 2 – 1 7 – 1

(один без номера – весёлый смайлик на листочке)

– Расставьте числа в порядке возрастания: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
– А какой по счёту листочек остался без номера? (8)

Среди сотен листочков разных
Красивых, торжественно-важных,
Был один, очень маленький шустрый малыш,
Шаловливый, весёлый листочек крепыш.

– Он просит, чтобы вы выполнили его задание

б) Фронтальная работа

– Назовите соседей числа «2»;
– Какое число стоит перед числом «6»?
– Какое спряталось за числом «5»?
– Какая цифра написана на карточке, которая находится между 3-ей и 5-ой карточками;

Игра «Заселяем домики» (запись на доске)

Учитель пишет на доске:

5 6 7
/ \ / \ / \

– А теперь выполним следующее задание листика.

в) Работа в парах

На карточках (1 карточка на парте)

– Решите примеры совместно, запишите ответы, как только справитесь соединяем руки «домиком».
– Проверим (карточки напечатаны) (Приложение 2 )

3 + 2 6 + 1 4 – 2 5 – 2 2 + 1

3. Работа с математическими наборами (Слайд 4)

– Отгадайте загадки, о какой птице идёт речь?

Синие пёрышки, жёлтое брюшко.
Эта маленькая птичка называется… (синичка)

– Послушайте задачу. Составьте пример используя знаки « +, – , =»

Под клёном сидело 6 синичек, подлетела ещё 1 синичка. Сколько синичек стало?

4. Динамическая пауза (физкультминутка)

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парты тихо сели.

5. Постановка учебной проблемы

Ветер листочек подхватил,
Поднял вверх и закружил.
Пролетел листок над домом,

– А кто же жил в этом домике?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

– В этом доме жили сказочные матрёшки.

а) Работа по учебнику (подсказку вы найдёте на стр. 53)

Нас встречают матрёшки (чтение стихотворения (стр. 53)

б) Коллективная работа

– Посмотрите, сосчитайте матрёшек на доске (их 7)
– Действительно ли их 8 ? (Коллективно считаем)
– Что нужно сделать, чтобы их стало 8?
– Сможем записать данное выражение? (Да, 7 + 1)
– А результат сможем записать? (Нет, так как мы не знакомились с числом и цифрой 8.)
– Сформулируйте тему нашего урока? (Число 8. Цифра 8.)
– Чему мы должны научиться? (Познакомиться с числом и цифрой 8, выучить состав числа 8)

6. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

1) Найдите карточку с цифрой «8».
2) На что похожа? (Матрёшки похожи на цифру «8»)
(Слайд 7)

а) Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.

б) Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки–
Получаются: очки.

в) Наверное, со мной догадались вы тоже –
На снежную бабу восьмерка похожа.

3) Соединить пальцы в виде восьмёрки.
4) Соединить кисти, сделать восьмёрку руками.
5) Интересные факты (Слайд 8)

У природы вместе спросим,
У кого чего есть восемь?
Восемь ног у паука,
Ножка тоньше волоска.
Восемь ног у осьминога,
На ногах присосков много.

7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (Слайд 9)

– Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 8.

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать её немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.

– Из скольких элементов состоит эта цифра? Попробуем понаблюдать по образцу, как нужно записывать цифру 8.
– Из скольких элементов состоит эта цифра?

Показ цифры на доске, в воздухе

У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.

Цифру выкладываем из пластилина на листе.

– Чем отличаются овалы друг от друга?

Работа в тетрадях с. 14 (учимся писать цифру «8»)

8. Динамическая пауза (зарядка для глаз) (Слайд 10)

9. Включение в систему знаний и повторения

а) Работа с математическим набором
б) Посмотрите внимательно. Найдите одинаковых матрёшек.
в) Какое равенство или неравенство можно составить? (2 = 2)

10. Рефлексия. Самооценка

– Вот и закончилось задание листочка.
– Все задания выполнили. Наш урок подошел к концу.
– С каким числом мы познакомились?
– Какую цифру научились писать?
– Вспомните и назовите состав числа 8. (Слайд 11)

– Вы сегодня славно потрудились, кому было легко выполнять задания, нарисуйте солнышко , кто затруднялся – тучку, кому трудно – грозу.

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно... (листопад)

– На память об уроке дарю всем кленовый листочек.

Список литературы:

  1. М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Учебник по математике» 1 класс, 1 часть, М.: Просвещение, 2013 г.
  2. М.И. Моро, С.И. Волкова «Рабочая тетрадь» 1 класс, 1 часть, М.: Просвещение, 2014г.
  3. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова «Методическое пособие для учителя» 1 класс, М.: Просвещение, 2013г.
  4. М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр «Карточки с математическими заданиями» 1 класс, М.: Просвещение, 2012 г.
  5. О. Степанова «Подвижные игры и физминутки в начальной школе» Изд: Баласс, 2012г.