Современные проблемы географии учебное пособие лекции. Актуальные проблемы преподавания географии в школе. Персоналии, труды, даты

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами


Ключевые слова

наука, география, комплексность, природная среда, географическая оболочка, физическая география, экономическая география, глобальные проблемы, терминология, объект, предмет, преподавание географии, Science, geography, complex able, natural environment, geographical shell, physical geography, economical geography, global problems, terminology, object, subject, teaching of geography

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются проблемы изучения географии, ее истоки, глобальные географические проблемы, вопросы изучения географии и географического образования, понимания роли и места географии в современном обществе и ее сознании.

Текст научной статьи

Современная география является сложными комплексом различных наук и направлений, где пересекаются знания и представления об окружающей нас природной среде, географии населения, географии отраслей экономики и сельского хозяйства, география использования природных ресурсов. Изучение этих разнообразных вопросов и проблем в контексте одной науки очень трудная и почти невыполнимая задача. Проблемы географии рационального использования ресурсов природной среды, не всегда соответствуют географии отраслей экономики, проблемы географии населения не всегда соответствует географии размещения населенных пунктов и рациональному использованию природными ресурсами различных территорий. Это особо касается экологически проблемных территорий, которых на Земном шаре становится все больше. Глобальные проблемы человечества и их география не всегда соответствуют природным и экономическим законом современности. Всё это в совокупности показывает сложность и разнообразие проблем изучения современной географии. География как наука сформировалась очень давно (III век до н.э) и её развитие носит определенный характер. В различные эпохи исторического развития человечества география проявлялась по тем или иным направлениям. Если в эпоху рабовладения география была в основном наукой познавательной и страноведческой, то в эпоху феодализма и в дальнейшим, в капитализме география превратилась в науку изучающую экономические и сырьевые возможности различных регионов и стран земного шара. Конец XIX и XX век стало для географической науки эпохой расцвета глобальной географии. Достижения современной науки дали возможность проверки достоверности множества географических фактов. Авиация, в конце XX века, космонавтика, дали возможности проверки и подтверждения картографических материалов, познании далее невиданных глубин океана, центральных экваториальных лесов, тропических пустынь и высокогорных территорий. Вместе с тем появилась угроза изменение глобальных географических процессов и явлений, связанных с техногенным воздействием человека на географическую среду. Конец XX века и начало XXI характеризуются с глобальным потеплением географической оболочки и связанную с ней таянием полярных ледников, нарушением атмосферной циркуляции и другими геоэкологическими проблемами. Лесные пожары, наводнение, повышение максимальных температур, техногенные движение поверхности и многое другое стало повседневным в жизни общества и природы. В этой связи изучение географических особенностей геосферы, её отдельных частей является важной задачей современной географии. Современная география во многих странах превратилась в прикладную науку, которая даёт общее представление о географической оболочке в целом, природных и экологических особенностях различных регионов мира. Вместе с тем частные географические науки, такие как, география населения, транспорта, сельского хозяйства, ресурсная география, геоморфология, лимнология, океанография, климатология и т.д., как бы отмежевались от географии и стали самостоятельными научными дисциплинами. Стало не очень понятным в географии объект и предмет изучения. В сфере с этим настало время четкого определения места «материнской» географии в самой сложной системе географических наук. Некоторые научные направления географии, например, такие как геоморфология, почти отделились от географии. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно разделить географию по принципу её надобности, т.е. для общего понятийного знания нужна общая география, а для различных отраслей нужна частная или прикладная география. При таком походе к географии можно к каждой ее части применить тот или иной подход, те или иные закономерности. К примеру, для общей географии относятся такие закономерности как целостность, ритмичность, зональность, а к отдельным отраслям её нужны уже другие закономерности и понятия. Общая география должна изучаться в средней школе, возможно в лицеях и колледжах педагогического направления. Частная или прикладная география, отвечая требованиям и законам той или иной экономики и общества, должна изучаться в профильных высших учебных заведениях и колледжах. Конечно, такой подход имеет свои недостатки и пробелы, но таким образом к географии появится другой интерес и другое понимание её в обществе и сознании людей. В странах бывшего постсоветского пространства география изучается почти одинаково, с уклоном географии России. Возможно, это правильно, с точки зрения общих географических понятий, ценностей, развития географических школ. Вместе с тем сегодня появляется новое поколение в обществе, которое рассматривает каждую науку через призму своих потребностей и знаний. Здесь целесообразен иной подход с учетом национальных и региональных особенностей. Например, страны Закавказья, для географии Узбекистана или Туркменистана, должны называться странами Закаспия, или Ближний Восток (Израиль, Иордания и т.д.) Ближний Запад. Конечно, мы не предлагаем такую трактовку, но как то нужно найти такие названия, которые бы не затрагивая национальные особенности тех или иных сторон, четко давали географическую характеристику. Например, для стран Закавказья - Страны горного Кавказа, для стран Ближнего Востока, можно предложить страны Западной Азии и т.д. В некоторых современных географических изданиях и учебных пособиях иногда появляются такие формулировки и данные, которые не соответствуют географическим понятиям и действительности. Поэтому пришло время к сотрудничеству в области географической терминологии и картографии. При этом конечно возникнут некоторые трудности с геополитической трактовкой, с историческими названиями, но вместе с тем это будет географически точной и применимой формулировкой. Все вышесказанное является лишь предложением авторов статьи и не является установкой для всех, кто занимается проблемами изучения и преподавания географии. В тех странах, где география имеет большое прикладное значение, в образовании это представлено рядом физико-и экономико-географических предметов. В странах, где к географии относятся лишь как к обшедисциплинарному предмету, география находится в системе общих дисциплин, и отношение к нашей науке невысокое. Для усиления роли географии в системе образования и науки необходимы реальные шаги в переосмыслении роли и места географии в общественном сознании и жизни людей.

Введение

География – одна из древнейших наук, служащая человечеству уже в течение тысячелетий. Поэтому географию часто называют фундаментальной наукой. Но фундаментальность географии не должна находиться в противоречии с ее актуальными задачами. Современная география – это целая система наук, одной из важнейших задач которой является изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете.

В системе географических наук усиливаются диалектически взаимосвязанные процессы интеграции и дифференциации. Под влиянием этих процессов возрастает целостность единой географии и одновременно углубляются частные природно- и общественно-географические направления. Процесс дифференциации науки неизбежен и в целом имеет прогрессивное значение. Но в нем есть и другая сторона – опасность центробежных тенденций, утрата присущего географии целостного взгляда на природу и на взаимодействие природы и общества.

Таким образом, в ряде смежных наук мы наблюдаем определенную тенденцию к сближению и комплексированию с географией. Это выражается в формировании ряда новых пограничных дисциплин с ярко выраженным географическим характером.

Для написания данной работы мною были изучены работы К.К.Маркова, В.П. Максаковского, А.Г. Анучина и др., в ходе изучения которых я смогла ответить на некоторые волнующие меня вопросы и еще раз убедиться в значимости, увлекательности и необходимости географической науки.

1. Дифференциация и интеграция в географии.

Во всех науках происходит сложный и объективный процесс их дифференциации (выделение их разделов, более узких отраслей и подотраслей, вплоть до отдельных учений, теорий и т.п.) и интеграции (объединения отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений и теорий науки в одно целое, образование их единства). Оба эти, казалось бы, взаимоисключаемые процессы связаны с требованиями общественной практики, со специализацией и концентрацией как в производст­венной, так и в непроизводственной сфере, с совершенствованием методов исследования, с научно-техническим прогрессом. Науковеды выделяют в числе внутренних законов развития науки закон дифференциации (каждая новая ступень развития наук зависит от более совершенных методов исследования и ведет к «рас­щеплению» фундаментальных наук на разделы, изучающие свой круг объектов) и закон интеграции (каждое новое открытие сопро­вождается новыми знаниями и требует широкого аспекта смежных исследований.

Процесс дифференциации науки неизбежен и в целом имеет прогрессивное значение. Но в нем есть и другая сторона – опасность центробежных тенденций, утрата присущего географии целостного взгляда на природу и на взаимодействие природы и общества. Этот процесс, общий для всех наук, охватил и географическую науку. Дифференциация науки происходит в значительной степени стихийно, является результатом требований и практики, под ее «на­пором». Интеграционный процесс нуждается в более целенаправленных действиях крупных научных организаций, в го­сударственной поддержке, в международном признании. Для осуществления интеграции в науке нужны очень большие сильные и широко образованные ученые. В географической науке такими уче­ными в новейшее время стали Н.Н.Баранский в СССР, И.Боуман в США, Д.Стэмп в Англии, С.Лещнцкпй в Польше, К.Дреш во Франции.

Вопрос о географической интеграции был поставлен на ХХIII Международном географическом конгрессе «единство географии не может сейчас пониматься, как единство в голове исследователя». Новые подходы, связанные с исследованием систем и структур, с моделированием и т.п., открывают и новые возможности географической интеграции. Но при всех условиях география должна охватывать во взаимной связи и природу, и население, и хозяйство.

Дифференциация и интеграция в географии иногда рассматриваются как своего рода аналоги понятиям «анализ» и «географиче­ский синтез». Интеграция обязательно требует осуществления географического синтеза. Но вместе с тем было бы неправильно считать, что дифференциация, выделение различных отраслей географии ведет науку только по пути анализа и исключает применение географического синтеза. Географический синтез закономерен и в отдельных достаточно больших разделах географии, и на гранях более мелких подразделений.

Процессы дифференциации и интеграции в географии понимаются, анализируются, объясняются, направляются и прогнозируются, основываясь на том или ином теоретическом базисе, исходя из конкретных потребностей того или иного общественного строя.

Каждая из географических дисциплин имеет собственный материальный объект исследования в виде пространственной (территориальной) системы: система рельефа (геоморфология), водные системы (гидрология), системы жизни (биогеография), системы расселения, городов, экономических объектов (экономическая география), природные территориальные комплексы (физическая география) и т.п.уже много лет географы исследуют территориальные системы разного характера. Рассмотрение этих территориальных систем как целостностей требует внутренней интеграции, или комплексного подхода в изучении разных объектов в каждой из географических дисциплин, так как эти объекты связаны в реальной действительности.

Все большее значение приобретает междисциплинарная интеграция, при которой для решения комплексной проблемы соединяются усилия двух и более географических дисциплин. В ряде случаев на их контактах создаются молодые, прогрессивные, практически важные и быстро развивающиеся дисциплины. Междисциплинарная интеграция закономерно выходит и за пределы географической науки, в результате чего появляются такие прогрессивные дисциплины как агроклиматология, биоклиматология, биогеоценология, этногеография, историческое ландшафтоведение и др. Процессы междисциплинарной интеграции географических наук имеют особенно большое значение при осуществлении конкретных исследований. Междисциплинарная интеграция нашла свое выражение в составлении многочисленных синтетических карт. На этих картах показаны во взаимной связи самые различные объекты природы, населения, хозяйства.

Больше всего вопросов и сомнений вызывает вопрос общегеографическая интеграция, т.е. органическое целостное объединение естественных и социально-экономических ее отраслей – общегеографический синтез. Общегеографическая интеграция выражается в комплексных географических экспедициях со множеством специалистов географической и других наук, объединенных единой целью и общей идеей осуществления на практике географического синтеза. Географический синтез (или что одно и тоже географическая интеграция) – высшая ступень комплексности географических исследований, на которой достигается единство географических знаний, получается новый необходимый практике результат в виде целостных верных рекомендаций путей использования и защиты природы в процессе построения оптимальных территориальных систем расселения и хозяйства. Географический синтез очень труден. Этим объясняется и медленное движение его вперед, и возражения против него. Настоящие интеграционные процессы в нашей науке возникают только когда выявлены узловые проблемы, для решения которых необходимо соединение опыта и знаний, накопленных разными географическими дисциплинами. Одним из результатов интеграции стали комплексные национальные и региональные географические атласы, характеризующие в большинстве случаев основные черты природы, населения, хозяйства, культуры и других сторон жизни стран и районов.

Когда отдельные сторонники «разорванной географии» (как называл В.А.Анучин противников единства географической науки ) нападают на единую географию, то они сражаются с ветряными мельницами – нигде в мире нет географической науки, которая не имела бы многих ветвей. Секционная структура современных международных географических конгрессов в значительной мере отражает сложившуюся дифференциацию науки. Под прикрытием отрицания единой географии ведется некоторая работа по «выдворению» из географии экономической географии в том виде, в котором она сложилась исторически. Некоторые ученые считают, что географическая наука – это только физическая география, а некоторые экономико-географы идут им на встречу, утверждая, что экономическая география – это экономическая наука и вовсе к географии не относится или входит в нее лишь организационно.

Главный аргумент «разорванной» географии состоит в том, что физическая и экономическая география открывают разные объективные законы, изучают разные формы движения материи, имеют разные методы и цели, разные «библиотеки», разные интересы специалистов.

Науки можно подразделить на три группы: 1. аналитические и абстрактные науки, изучающие каждая соответствующую форму движения; 2. синтезирующие науки, изучающие различные отношения между телами и явлениями действительности на разных уровнях сочетания форм движения материи; 3. интегрирующие науки. Интеграция происходит на четырех уровнях: физико-механических процессов, процессов неживой природы, процессов биосферы, процессов ноосферы.

В группу наук, интегрирующих действительность на высшем (ноосферном) уровне развития, входит географическая наука как целое. Ее нельзя разрывать на части. Географическая наука обязательно требует исследования связи явлений в пространстве – времени, синтеза явлений и процессов и их интеграции.

Дифференциация географической науки необходима – она позволяет видеть «глубинные» процессы взаимодействия в ноосфере, в разных пространственных ее системах. Интеграция позволяет не просто накладывать в четырехмерном пространстве-времени эти системы, но и подниматься до выявления интегральных систем и структур и до открытия интнгральных законов географической науки.

2. Проблема целостности в географической науки

Вопрос единства или целостности системы географических наук – один из наиболее сложных и дискуссионных.

На Западе, особенно в США, преобладает взгляд, что география – это единая, или унитарная, монистическая наука, которую нельзя разделить на физическую и экономическую. Мнимое единство географии достигается ими ценой крайнего обеднения науки, отказа от глубокого изучения закономерностей, от идеи природного комплекса, от современных достижений частных географических наук. Единая география по-американски – это чисто описательная, хорологическая дисциплина.

География, в сущности, никогда не была единой наукой. Ее положение на границе естественных и общественных наук давно уже явилось причиной дуализма между ее физико-географическими отраслями, с одной стороны, и страноведческим направлением, антропогеографией, географией человека – с другой.

В советской науке самостоятельность физической географии и экономической географии как отраслей знания, имеющих дело с разными объектами и разными закономерностями, никем не оспаривается. Одни специалисты полагают, что помимо этих двух групп наук, должна существовать некая объединяющая их общая география, другие же говорят о невозможности подобной общей надстройки.

Рассмотрим сначала основные доводы сторонников единой географии. Наиболее сильным доводом явилось бы наличие общего предмета исследования у всех географических наук. Предполагалось считать таким предметом территорию. Но географа интересует не абстрактная территория, а вполне определенные объекты, связанные с территорией. Географы всех времен и всех стран всегда изучали земную поверхность. Это в какой-то степени верно, но неточно, т.к. географа интересует не поверхность Земли как геометрическое понятия, а явления, процессы, тела, материальные системы, связанные с этой поверхностью, причем не всякие, а только географические. При этом оказывается, что эти традиционно географические объекты качественно очень разнородны и развиваются по разным законам. Отсюда неизбежная дифференциация географии на самостоятельные отрасли. Объединить эти отрасли лишь на том основании, что интересующие их объекты расположены на земной поверхности, или на территории, невозможно, т.к. в этом случае сфера географии будет безграничной – слишком много на земной поверхности разбросано всевозможных предметов и слишком много на ней развертывается всяких событий.

По другому варианту общим предметом для физической и экономической географии должна служить географическая оболочка. [Анучин, 1972] Это - природная система. Хотя человеческое общество физически находится внутри географической оболочки и взаимодействует с ней, ему присущи определенные законы, которые никак не укладываются в рамки законов развития географической оболочки. В обществе действует своя система внутренних связей, которая принципиально отлична от природных связей, действующих в географической оболочке, и требует особого изучения.

Существует мнение, что общим предметом изучения для всех географических наук служит географическая среда. Это понятие не имеет единого толкования. Обычно под географической средой подразумевается непосредственное природное окружение человеческого общества. Географическая среда – часть природы и, следовательно, должна изучаться естественными науками. Положение нисколько не меняется от того, что географическая среда сильно изменена человеком и насыщена результатами его труда. Кроме того, всякая «среда» - понятие соотносительное. В данном случае имеются в виду среда развития общества, среда производства. Следовательно, общество и производство не могут входить в свою среду, они как бы противостоят ей, хотя и взаимодействуют с ней.

Актуальные проблемы преподавания географии в школе

В нынешнее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе.

Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанные с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей и была описательной. Постепенно человечество накапливало и систематизировало знания о Земле, благодаря чему мы начинаем понимать механизмы работы природной и природно-антропогенной системы.

Сейчас география - это комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованием, нахождением географических законов и прогнозированием.

География основана на современных спутниковых, геоинформационных системах, системах зондировании Земли, методах анализа в природной и социальной сферах.

Ценность школьной географии заключается в том, что география – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей.

География единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, которая заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, целью преподавание географии базируется на двух главных положениях.

Во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления;

во-вторых, - исходит из того, что школьная география представляет собой не только определённую совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.

К сожалению, по нашему мнению, школьная география, как и все образование в нашей стране, переживала не только периоды подъёма, но и спады, и сейчас география как школьный предмет оттеснён на обочину среднего образования.

А ведь незнание этого предмета приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам.

Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно - это свидетельство незнания и несоблюдения законов природы.

Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии. Некоторые темы из географии были перемещены в предмет «Обществознание», например, «Политическая карта», или вообще упразднены, например, страноведческий курс в 10 – 11 классах.

Сокращение часов на школьную географию, угрозы ликвидировать сам предмет или заменить на другие предметы (экономическую географию на экономику, а физическую географию в очень урезанном виде «объединить» с химией, физикой, биологией, естествознанием) - все это создает нервозную обстановку среди родителей и приводит к тому, что география изучается по остаточному принципу.

В стандарте второго поколения меняется подход к изучению предметов. Главной целью образования названо развитие личности учащихся с учётом их интересов и возможностей. Географические знания имеют прикладной характер и должны использоваться в различных сферах человеческой деятельности. ФГОС не определяет количество учебных часов по предметам. Только в документах сопровождения стандарта имеются примерные учебные планы, носящие рекомендательный характер. Именно на них, как правило, ориентируются авторы УМК и создатели рабочих программ. Согласно примерным учебным планам количество выделяемых на изучение географии часов увеличено за счёт одного часа в неделю в пятом классе. То есть начальный курс географии, разделён два одночасовых курса в 5 и 6 классах . При этом такую сложную тему как например «масштаб» дети будут изучать в 5 классе, а дроби по математике изучаются в 6 классе, на год позже. Нет соответствия в межпредметных связях.

Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно-методическом комплексе.

В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования.

В российских школьных, по нашему мнению, УМК по географии очень скудная практическая часть. Система практических работ была всегда, однако темы практических работ не всегда соотносится с сезонами года.

Таким образом , реальная практическая составляющая сведена к нулю и не соотносится с региональными особенностями территории. Кроме того часть практических работ требует оборудования. Большая часть учебных кабинетов по географии недостаточно укомплектована современными средствами обучения. Недостаточно приборов для проведения практических работ, в том числе в полевых условиях.

Заслуживает внимания вопрос повышение методического уровня учителей географии. За последние два десятилетия школу покинуло значительная часть учителей-ветеранов, но на их место, к сожалению, не пришли лучшие выпускники педагогических вузов. Наряду с этим происходило также активное сворачивание системы институтов повышения квалификации. Учителя обычно направляются на курсы один раз в пять лет, прослушивая курс в 105 часов. В связи с тем, что происходят активные изменения в экономической, физической географии, системе образования и в жизни в целом - этого мало. Необходима более качественная корректировка знаний, а не формальное повышение квалификации.

Проблемное положение школьной географии заставляет объединиться учителей и общественность, которые как ни кто другой видят прорехи в современном образовании.

Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения и в том числе взрослых; география должна быть обязательным предметом в школе не менее 2 часов в неделю во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального и среднего профессионального образования; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны); географию должна быть самостоятельным, предметом, а не находиться в очень сокращённом виде в составе в составе таких предметов как «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире». Так же государство должно взять образование под свою опеку, а не отдавать его на откуп рынку, позаботиться о социальном и материальном статусе российского учителя. Перед школой не стоит задача готовить специалистов – математика, физика, биолога, географа.

Литератора

1. Лобжанидзе А.А «География. Планета Земля 5-6 класс» академический школьный учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение 2011.

2. Примерные программы по учебным предметам «География 6-9 классы» Москва «Просвещение» 2010.

3. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» Пол ред. Козлова В.В., Кондаковой А.М., Москва «Просвещение» 2009.

География является школьным предметом, который формирует у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Изучение географии касается всех сторон жизни человека, общества, наиболее тесно связана с реальной жизнью каждого гражданина страны; это: природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и др. Главная цель географического образования в школе: реализация образовательного воспитательного потенциала учебного предмета “география” во всестороннем развитии и становлении личности как субъекта общечеловеческой культуры цивилизованного общества. Главное выражено в подготовке школьника к пониманию и к самостоятельному применению знаний и умений, к осознанному ориентированию в любом месте – в природной и социально-экономической окружающей среде. Составной частью общечеловеческой культуры становиться: понимание сущности экологических проблем, роли географии в их решении и в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком в трудовой деятельности и в разных учебных и житейских ситуациях. К ним же относятся умения использовать информацию географического содержания в её разных формах.

Но в современной школьной географии, которая становиться всё более научной, по-прежнему широко распространена традиционная система обучения. Вместо пути познания учащимся сразу подают определения понятий, закономерностей, дают объяснения по непонятным для них схемам, графикам, диаграммам, по неизвестным учащимся изображениям на картах. Преждевременное применение данных методов, когда у учащихся не развито аналитическое и абстрактное мышление, пространственные и временные представления, недостаточен жизненный опыт и кругозор – всё это вызывает затруднения в осознании понятий, закономерностей; они запоминают главным образом слова на короткое время. Учащиеся перенапрягают, усложняют умственную деятельность, искажается процесс мышления. Всё это вместе взятое является одной из причин отрицательных моментов в школьной географии.

Происходящие в мире процессы глобализации, усилили взаимозависимость стран и культур, активизировали международную кооперацию и разделение труда. Нормой становиться жизнь в условиях поликультурного общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Все происходящее в жизни нельзя не учитывать в процессе обучения географии.

С позиций современных представлений педагогической психологии и дидактики ключевым аспектом в обучении является формирование способа действий, реализуемого через умения. Универсальные учебные действия в широком смысле означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самоусовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями, давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.

Практика работы показывает, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников, а значит, помогают учителю воплощать в жизнь географические знания, добиваться наилучшего усвоения школьной программы.

Одним из средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, по моему мнению, служат ролевые игры. Например, игра “Суд над хозяйственной деятельности человека”, которую провожу в старших классах. Цель данного мероприятия – рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательною и разрушительную роль в природе, сформулировать основные экологические проблемы. Задачи урока: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор(причина) – изменения в окружающей среде (последствия) – реакции географической оболочки (результат). Совершенствовать умения учащихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с законами драматургии, с позиции историзма. Также продолжать развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказать свою точку зрения, аргументировать ответ.

Не скрою, что этот урок требует от учителя совместно с учащимися серьёзной предварительной подготовки. Выступление “приглашенных” на судебное заседание со стороны обвинения и защиты готовятся заранее. Ведь на игре мы выслушиваем показания подсудимого, в этой роли выступает сам Человек, История, Экосистема, Эволюция, Статистика, Биосфера, а обвинительный приговоров выносят присяжные (остальные учащиеся класса). Выступающие при характеристике деятельности человека применяют исторический подход, дают причинное объяснение экологических явлений с опорой на принцип системности, в соответствии с которым географические явления и общество (человек) рассматриваются в единстве. Игра не будет игрой без эмоций учащихся, костюмов придуманных и сделанных своими руками. В таком театральном представлении считаю обязательным использование интерактивного комплекса, который раскрывает и ещё больше стимулирует познавательную активность учащихся. Подбирая факты, характеризующие экологические проблемы, на доступном для учащихся уровне, необходимо учитывать краеведческий подход. Ведь именно он затрагивает чувства и переживания учащихся, позволяет обращаться к школьнику как к будущему гражданину своей страны, ориентирует на понимание общечеловеческой значимости экологических проблем. Школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, он преодолевает поставленные перед ним трудности и задачи, совершенствует умения и навыки, полученные ранее, тем самым улучшает свои личные результаты в процессе образования.

При любых методах обучения необходимо учитывать уникальную образовательно-воспитательную функцию школьной географии как обширные межпредметные связи с другими дисциплинами. Обобщение разнородных сведений об окружающей природе, природной среде и деятельности человека в ней, включая знания, полученные на уроках математики, биологии, истории, физики, химии способствуют дальнейшей активизации результата, усвоению знаний о географических явлениях и предметах в целом.

Методологические проблемы решаемы, если соблюдаются основные требования к урочной деятельности. А именно рационально сочетать познавательную деятельность учащихся с различными приёмами работы с географическими источниками знаний: картой, учебником, схемами, таблицами, профилями, статистическими материалами и т.д.; установление межпредметных связей, содействующих формированию единства мира; реализация краеведческого принципа, когда теоретические вопросы опираются на знания природы своей местности. Важным критерием урока служит экологическая направленность, которая отвечает за выработку у школьников ответственного отношения к природе и её богатствам; использование нетрадиционных форм обучения для активизации познавательной деятельности.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 26

Дисциплина: География

Тема:

Цель занятия: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения

Планируемые результаты

Предметные:

знать: об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

уметь: анализировать полученную информацию, развивать воображение, делать выводы

Метапредметные:

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы

Личностные :

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики

Норма времени: 2 часа

Вид занятия: лекция беседа

План занятия:

Оснащение: атлас, тетрадь, учебник.

Литература:

    География: учеб. для студ.учреждений сред. проф. образования. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.

    География. 10-11 кл. Максаковский В.П. М.: Просвещение, 2014

    Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 10 класс. – М.:ВАКО, 2014. – 320 с.

Преподаватель: Тарусова Д.С.

Тема 26. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

    Глобальные проблемы человечества.

    Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

    Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

    Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

    Глобальные проблемы человечества.

Глобальная проблема проблема общечеловеческая, охватывает весь мир, создает угрозу для настоящего и будущего и требует незамедлительного решения на международном уровне.

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

“Озоновая дыра”.

Истребление лесов.

“Парниковый” эффект

Загрязнение окружающей среды:

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: “С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония.).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

Проблема войны и мира опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

    Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.

Глобальные проблемы – это проблемы, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
в-третьих, могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.

Сырьевая – проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.

Пути решения:

    Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики.

Глобальная энергетическая проблема – это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.

Демографическая – продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.

Пути решения:

    Проведение продуманной демографической политики.

Продовольственная – по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.

Пути решения:

    Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.

    Интенсивный путь – это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.

Экологическая – деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.

Пути решения:

    Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;

    Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;

    Экологическая безопасность населения;

    Создание особо охраняемых территорий.

    Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

В ряду глобальных проблем современности особое место и по значению и по масштабам занимает проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Почему она глобальная? Прежде всего, потому, что это проблема большинства населения Земли. Но проблема отсталости бывших колоний отнюдь не может быть сведена лишь к количественной стороне дела (к числу стран, находящихся в бедственном положении, и людей, живущих на грани голода и нищеты). Дело не только в этом. Нарастание внутренней напряженности в странах Азии, Африки и Латинской Америки может иметь самые серьезные, порой совершенно непредвиденные последствия и для этих стран, и для человечества в целом.

Проблема отсталости развивающихся стран теснейшим образом переплетена с демографической, продовольственной, сырьевой, энергетической, экологической и другими проблемами, а, прежде всего с главной задачей человечества – обеспечения мира на Земле.

Социально-экономическая отсталость этих стран в условиях сохранения их неравноправного положения в мировом капиталистическом хозяйстве обостряет названные проблемы по многим направлениям, а некоторые из них прямо порождены ею.

Уместно привести некоторые данные, характеризующие то, что теперь принято называть «качеством жизни», а вернее, отсутствие его в развивающихся странах. Подсчитано, что среди их населения голодающих – более 500 млн. человек; людей с ожидаемой продолжительностью жизни менее 60 лет – 1,7 млрд.; людей, лишенных возможности пользоваться медицинским обслуживанием, – 1,5 млрд.; живущих в условиях крайнего обнищания – свыше 1 млрд.; частично или полностью безработных – более 0,5 млрд.; людей с ежегодными доходами менее 150 долл. на человека – 800 млн.; неграмотных среди взрослых – 814 млн.; детей, не имеющих возможности посещать школу, – более 200 млн.; людей, лишенных надежных и стабильных источников водоснабжения, – свыше 2 млрд.; людей, зависящих в удовлетворении своих жизненных потребностей от дров, – свыше 1,5 млрд.

Ряд освободившихся государств располагает богатейшими минеральными и энергетическими ресурсами и в то же время имеет крайне узкую социально- экономическую базу для развития, исключительно низкий научно-технический уровень хозяйства. Глобальные энергетическая и сырьевая проблемы в значительной мере связаны с социально-экономическими процессами в этих государствах, их деколонизацией. Колоссальные трудовые ресурсы в развивающихся странах используются крайне неэффективно в мировом производственном процессе, достижения современного научно-технического прогресса почти не коснулись подавляющего большинства этих стран.

Все названные обстоятельства подтверждают глобальный характер проблемы преодоления отсталости развивающихся стран и ее теснейшую взаимосвязь с другими насущными проблемами современности.

Во внешнеполитической сфере становится ясным, что без позитивного участия освободившихся стран не может быть в долгосрочном плане решена важнейшая задача человечества – предотвращение военной катастрофы. Вместе с тем мирное сосуществование государств с различным общественным строем является первым и необходимым условием для социально-экономического прогресса развивающихся стран, а прекращение гонки вооружений может существенно ускорить этот процесс. Достаточно сказать, что ныне мировые военные расходы превысили 650 млрд. долл. в год, тогда как государственная помощь развивающимся странам составляет менее 5% этой суммы. Предложения о переключении фиксированной части финансовых средств индустриально развитых государств на социально-экономические нужды развивающихся стран в случае сокращения расходов на вооружение составляют важную часть советской конструктивной программы борьбы за мир и общее оздоровление международного климата.

    Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Географичес­кая наука имеет ключевое значение для решения проблем взаимодей­ствия человека и природы. Это обусловлено ее комплексным подходом к изучению природы материков и океанов. Поэтому именно географы активно участвуют в национальных и международных проектах, направленных на изучение и сохранение географической оболочки.

Осознание человеком сложности экологических проблем способство­вало появлению такого метода географических исследований природных явлений, как мониторинг. Мониторинг - постоянное всестороннее слежение и оценка состояния природы, ощущающей антропогенное влияние. Конечная цель мониторинга - разработка мероприятий рацио­нального использования природных ресурсов, предотвращение загряз­нения природной среды, сохранение природного равновесия.

Мониторинг является основой для научного географического прогноза, позволяющего предусматривать отрицательные явления, которые могут развиваться в природных комплексах. Значительный объем информации, которую при этом получают, помогает не только регистрировать, но и прогнозировать (предусматривать) определен­ные изменения, возникающие в природе в результате хозяйственной деятельности человека. Географические прогнозы бывают метеороло­гическими (например, прогнозы погоды), гидрологическими (предуп­реждение о наводнениях, схождении снежных лавин), геоморфологи­ческими - выявление районов образования оползней, обвалов и пр. Однако наиболее эффективными являются комплексные прогнозы, т. е. те, что предсказывают будущие изменения в природном комплексе материков и океанов в целом.

Вопросы для самоконтроля:

    Какие проблемы относятся к глобальным проблемам человечества?

    Как проявляются сырьевая и энергетическая проблемы в развитых странах?

    Каковы основные направления решения демографической проблемы?

    В чём заключается суть продовольственной проблемы?

    Что является главной причиной отсталости развивающихся стран?