Почему нужно бороться за чистоту языка. Социальный проект "мы за чистоту русского языка". С маркером — на защиту языка

Махачева Анай Садыковна

Руководитель проекта:

Магомедова Саида Абдуламидовна

Учреждение:

МКОУ "СОШ №4" г. Хасавюрт, Республика Дагестан

В данной исследовательской работе по русскому языку "За чистоту русского языка!" я исследую словари русского языка и узнаю их типы, познакомлюсь с историей отечественной лексикографии и с электронными словарями. Проведу анкетирование и выясню, насколько востребованы словари.

В моем исследовательском проекте по русскому языку "За чистоту русского языка!" я планирую выяснить значение термина "словарь " и изучить историю развития словарного дела в России.


Для выполнения исследовательской работы по русскому языку "За чистоту русского языка" мне необходимо будет изучить и проанализировать литературу, найти необходимую информацию в сети Интернет, провести опрос школьников.

Введение
Глава I. Понятие «словарь »

1.1. История появления словарей.
1.2. Основные словари современного русского языка.
Глава II. Типы словарей
2.1. Анкетирование о знании словарей.
2.2. Электронные словари и энциклопедии.
Глава III. Заключение
Библиографическое описание
Приложение

Введение

Вы любите читать словари? и Часто ли обращаетесь к ним? Уверена, что многие из вас дадут отрицательные ответы или зададут встречный вопрос: «А что может быть интересного в словарях, чтобы их читать? »


А ведь словарь - это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа, творца языка.

Недавно мы изучали тему «Лексика. Культура речи ». Меня заинтересовала эта тема. Мне много раз приходилось обращаться к словарям: толковому, орфографическому. Так появилась проблема : какие вообще существуют словари, когда и как они появились, кто был первым автором. Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.

Актуальность работы очевидна: в условиях научного прогресса в обиход входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Учащиеся не всегда знают, где и каким образом они могут получить необходимую информацию.Обращение к словарям открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.

Цель исследования: познакомиться со словарями русского языка, историей отечественной лексикографии, типами словарей и с электронными словарями.

Задачи исследования :

  • выяснить значение термина «словарь »;
  • изучить историю появления словарей и развитие словарного дела в России;
  • определить типы словарей по назначению и функциональной принадлежности;
  • выяснить, как востребованы современные словари русского языка;
  • узнать про электронные словари.

Объектом работы стали словари, а предметом – типы словарей, их структура, история появления.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, поиск информации в сети Интернет, анкетирование учащихся и обобщение полученных данных.

Гипотеза: можно предположить, что если учащиеся будут иметь представление о типах словарей и о содержащейся в них информации, то им легче будет ориентироваться в словарях при выполнении определённой работы.

Реферат "За чистоту русского языка"



I. Введение.. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.. Ненормативная лексика.. Заключение.


Введение


Современное состояние русского языка в России вызывает тревогу профессиональных словесников, ученых-лингвистов, писателей, президента страны В.В.Путина. Эту обеспокоенность я почувствовала, находясь на Всероссийской олимпиаде в Москве, в выступлении перед участниками олимпиады кандидата филологических наук, доцента, заведующего кафедрой русского языка ИИЯ РУДН Синячкина В.П., в обращениях к министру Просвещения Фурсенко учащихся школ России.

Языковая культура россиян, в первую очередь молодежи, далека от тех литературных норм, которых придерживались А.С.Пушкин, создатель русского литературного языка, И. С. Тургенев, тонкий ценитель «великого и прекрасного», Л.Н.Толстой, великолепно умеющий передавать сложные оттенки чувств героев.

Сочный, искрящийся, самобытный язык нашего народа, отточенный, красивый, богатый, глубокий язык наших русских писателей и поэтов находится в опасности потому, что так называемая ненормативная лексика, составляющая два-три процента нашей словесности, стал в современном русском языке доминировать.

Глубокие раздумья о состоянии нашего русского языка побудили меня взяться за этот реферат. В основу моей работы легли материалы энциклопедического словаря юного литературоведа, филолога, прослушанные в школе элективные курсы по русскому языку, труды Бабайцева и Ладыженской, Брагиной и Синячкина.

Своей работой я хочу привлечь внимание моих одноклассников, моих сверстников к этой проблеме, пробудить в них национальное самосознание, помочь понять, что изумрудная россыпь родной словесности лишь тогда победит языковую шелуху, когда она осветит душу каждого своим редкостным сиянием.

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется

русский язык жаргонный термин

Доброе и злое, смелое и робкое, мудрое и глупое, искреннее и лживое, торжественное и обыденное - все это о слове, с помощью которого можно и признаться в любви, и укорять в ненависти, восхвалять красоту и обличать безобразие, рассказывать о подвиге и о предательстве, изображать свет и тьму, праздники и будни, радость и грусть, молодость и старость. С помощью слова можно подарить надежду и вселить разочарование, убедить в величии и унизить до ненависти. Словом можно ранить, а можно возвысить. Невозможно до конца осознать, каким удивительным инструментом выражение наших мыслей и настроения мы обладаем.

Трудно сказать, с какого возраста человек осознает, что для решения всех проблем, больших и малых, есть прекрасное средство - язык. Мне кажется, это я осознала с первым проблеском своего детского сознания, когда покорилась магии звучных слов: мама, дай, хочу. Я поняла, что смысловая суть этих слов удовлетворяет мои первейшие запросы.

Я росла, а вместе со мной рос мой язык, прекрасный русский язык. Меня «поили» им с рождения, с колыбели слышала я самую чистую русскую речь из сказок А.С.Пушкина, эти дивные родные слова впитала я в себя, они просто пришли ко мне и ласково легли в душу.

Родной язык, язык моих любимых поэтов и писателей помог увидеть серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, журавлиный косяк в небесной лазури. Увидела и изумилась! Без него, без русского языка, осталась бы я нема и глуха к этим красотам.

Ненормативная лексика


К сожалению, сейчас для этого богатого и красивого языка настало трудное время; происходит нравственная деградация общества, наблюдается удручающе низкий уровень духовности.

Это напрямую отражается и в языке. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим сниженную, вульгарную, грубую речь, граничащую с уголовным жаргоном, упрощенную до крайности пошлого вкуса! Нашему «великому и могучему» русскому языку угрожают четыре проблемы:

Засорение терминами и словесными оборотами иностранного происхождения.

Все более широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера.

Отказ ближнего зарубежья от изучения русского языка.

Ограничение использования его в качестве одного из мировых языков международного общения.

Уходят исконные слова и выражения, появляются новые, но вместе с тем и чужие понятия. Так нельзя! Мы русские (а еще раньше - русичи), всегда отличались красотой и певучестью речи. Не понятно, почему мы так приклоняемся перед всем иностранным и неоправданно употребляем слова, которые могут быть заменены русскими соответствиями.

Наверное, стоит поучиться у французов, которые за любые публичные нарушения норм национального языка, за посягательство на него в угрозу иностранщины, накладывают внушительные штрафы. В Польше проводят общенациональные контрольные на знание родного языка. Очень консервативные в смысле защиты от всего наносного остается немецкий язык. И подобных примеров в цивилизованных странах очень много.

У нас же родной язык гибнет, разлагается. А поскольку он является не только средством общения, но и хранителем культуры, то разрушается и сама культура.

Недавно по всем каналам прошел сюжет о том, как губернатор Ульяновской области учинил аппаратчикам всех уровней экзамены по русскому языку. Правильно! Иногда стыдно слышать выступления представителей власти, нарушающих нормы литературного языка. Но не экзамены нужны, а системная работа, возведенная в ранг государственной политики сбережения языка.

В силу своего возраста и неопытности я не могу представить эту систему работы, но понимаю, что ею должны быть охвачены детсады и школы, библиотеки и досуговые центры, телевидение и печать, высшие учебные заведения и органы власти, родители, ученики, писатели, деятели культуры, политики.

Увеличить количество уроков русского языка в старших классах.

Обратить внимание министерства просвещения на учебники, по которым работают школьники. Они должны быть красивыми по форме и умными, глубокими по содержанию.

Расширить круг научно-популярных передач по лингвистике.

Сделать классические произведения мировой литературы доступными каждой семье.

Ограничить доступ на телевидение, на страницы журналов и газет жаргонных, вульгарных слов, слов-пустышек.

На телевидении должно быть больше молодежных шоу, из которых было бы понятно, что говорить на правильном русском языке модно, потому что мы, молодые, подвержены моде.

В школах проводить больше уроков, интересных мероприятий по культуре речи.

Нам необходимо привить любовь к языку у граждан и, в первую очередь, у современной молодежи, чтобы показать роль русского языка на мировом ристалище и в межгосударственных связях.

Общая борьба, именно борьба, за чистоту родного языка даст свои результаты, если в стране будет объявлен не год русского языка, а век русского языка.

Заключение


Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, он поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.

Понимание этого заставляет всех нас более бережно и заботливо относиться к общей культуре родного слова и помнить о необходимости совершенствования собственной речи. Нужно каждому воспитывать в себе вкус к хорошей музыке, живописи.

В процессе работы над рефератом это я осознала еще глубже, уяснила для себя, что правильная, безошибочная речь - лучшая характеристика образованного человека. И, поэтому, насколько позволяет мне возраст, мои знания, силы, я буду пропагандировать в школе и среди моих сверстников великое русское слово.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Берегите чистоту языка,
как святыню!
Русский язык так богат
и гибок, что нам нечего
брать у тех, кто беднее нас.

И.С. Тургенев

Язык есть
исповедь народа,
в нём слышится
его природа, его душа
и быт родной…

П.Вяземский

Язык подобен живому существу. Он живет. Развивается.

Но может погибнуть. И всё это зависит лишь от нас. От того, насколько бережно мы к нему относимся. Хотя многие считают, что язык и без человеческого вмешательства развивается в правильном направлении, и это именно прогресс, а не регресс. Но ведь бывает наоборот…

А как часто мы произносим слова, не задумываясь над их смыслом, нередко копируем то, что когда-либо слышали по телевизору или радио, пользуемся иноязычными словами, имея русские аналоги.

Почему вместо слова «гостиница» я всё чаще слышу «отель», вместо «закусочной» - «бар»? Люди редко стали говорить именно то, о чем и вправду думают (хотя у нас и свобода слова). Да, и в самом деле, мы говорим одно, думаем о другом, а подразумеваем третье… Примеров тому огромное количество.

Каждый из нас, хочет он этого или нет, вступает в диалог, но нередко из-за недостатка словарного запаса, повтора одних и тех же слов и предложений, использования множества лишних слов, оппонент становится нам неинтересен. В конце-концов мы теряем нить разговора и с трудом вспоминаем, с чего всё-таки начался наш диалог и что мы обсуждали. Наукой доказано, что при произношении слов каждый звук задействует определенные участки мозга, оказывая влияние на сознание и подсознание. Всё это не зависит от самого человека и от того, какой смысл он вкладывает в сказанное. Поэтому когда мы грамотно употребляем слова, то вызываем положительные реакции в себе и окружающих.

Ярким доказательством этого является частое использование нашими предками заклинаний, молитв. Сегодня же те, кто пытается повторить те же обряды, утверждают, что заговоры якобы «не работают». Смею предположить, что мы просто их неправильно произносим или вкладываем не первоначальный смысл.

Получается, что от грамотности нашей речи зависит не только внутреннее, душевное здоровье человека, но и физическое. То есть для сохранения и оздоровления людей необходимо осознать, почувствовать и использовать слова в их первозданном значении.

Сегодня же они приобретают абсолютно другой смысл, иногда даже противоположный. Все это приводит к тому, что речь современных людей засоряется.

Опасное значение возвратной частицы «ся»

Недавно я с интересом открыла для себя значение возвратной частицы «ся», которая ныне пишется слитно с глаголами. Она первоначально означала «себя». (Не случайно в церковно-славянском языке сохранились возвратные частицы «мя» и «тя», означающие «меня» и «тебя».) А теперь вдумайтесь в чудовищность слов «пытаться» (пытать себя), «добиваться» (добивать себя) и др. Обратите внимание на свою речь, и вы найдете еще множество аналогичных примеров.

«Не» и «Ни»

Правила использования слов, содержащих отрицательные частицы «не» и «ни», в последнее время стали настолько вольными, что зачастую можно лишь по интонации говорящего понять, что он хотел сказать. Реальный смысл при этом мы часто игнорируем. А правильно ли это?!

Сегодня человек нередко позволяет себе подобные вольности.

Рассмотрим несколько простых примеров.

Местоимения с частицами

Местоимение «кто» имеет множество частиц: кто-либо, кто-нибудь, кто-то и т.д. В современной речи они обычно имеют одинаковый смысл. Тогда возникает вопрос: зачем нашим предкам они были необходимы в таком количестве? Значит, не все так просто. По моему мнению, объяснение в том, что смысл их всё-таки различен, но он либо потерян нами, либо сильно изменён.

«Нибудь»

А задумывались ли вы над смыслом частицы «нибудь» (то есть не существуй в будущем). Я считаю, что с ней следует обращаться осторожнее. Употреблять с местоимениями «что» и «кто» только тогда, когда что-то или кто-то недостоин дальнейшего существования.

«Ничто» от «ничтожество»?!

Интересна история местоимений «ничто» и «никто». Эти слова являются однокоренными со словами «ничтожество», «ничтожный» и др. В старинных источниках они имеют значения врага рода человеческого и др. Даже в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой одно из значений слова никто - «это о человеке ничтожном, не имеющем никаких достоинств», а ничто - «о том, кто (что) ничего особой не представляет, не имеет значение для кого-либо. То же, что ничтожество». А теперь вспомните наши частые слова: «никто не поможет», «никто меня не понимает» и др. Да, было бы странно, если бы враг рода человеческого встал на сторону людей. Это абсурдно.… Проявляется чудовищность фразы, написанной в местах захоронения павших русских солдат: «Никто не забыт, ничто не забыто». Зачем такие трудности? Почему бы не написать проще: «Вечная память героям» или, допустим, «Ваш подвиг не забыт». Зачем эта двусмысленность? Или, например, задумайтесь над восклицанием человека: «Ничего себе!» В момент восхищения люди желают себе «ничего», хотя и не думают лишиться того, что имеют. Все это тяжело отражается на их подсознательном и сознательном уровне.

А ответ на банальный вопрос: « Как у тебя дела?» «Ничего» - произносим мы по привычке. Тем самым, отвергая себя как личность, отрицая свою деятельность, признает себя недостойным существования.

«Упрощение языка, уменьшение количества букв - это естественный процесс, считают многие филологи, просто человек прекращает пользоваться отдельными «лишними» буквами». Хотя обычно умалчивается о том, что это насильственные реформы, исходящие от власти, а не от народа и простого человека.

Из были.

В глаголице изначально было 49 букв-образов. При Петре Первом азбука была урезана до 37 букв(образность была удалена, остались только звуки). В 1917 году Министром «просвещенья» Луначарским азбука была сокращена ещё на 4 буквы, до 33(Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу . В г. Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита . Из протокола заседания этой комиссии от 14 января 1930 года :

Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств. ), несмотря на сопротивление широких слоев населения. Через два-три поколения с нормами всё-таки смирились. А новая, «обрезанная», азбука, утвердилась в письме и речи людей. Уже в наше время, после ухода с поста президента России Б.Н. Ельцина, «реформаторы языка» попытались предложить закон о постепенном переходе с современного 33 буквенного алфавита на 24 буквенную латиницу, якобы для приближения к западноевропейской культуре. Хорошо, что из-за вмешательства русских любителей словесности, этого не произошло. Новшества могли бы привести к гибели русского языка как такового, а без родного языка, я считаю, не было бы и нас с вами.

Даже сейчас, обратите внимание, как нас хитро пытаются лишить таких букв, как Ё, Ъ. В книгопечатании и СМИ Ё заменяют на Е, а Ъ - апострофом. Тем самым, готовя почву для того, чтобы при первой же возможности их отменить как будто бы по причине ненадобности. При этом упрощении

наше чтение лишь усложняется, растет непонимание текста людьми. Да и как объяснить ребенку, почему одна и та же буква читается по-разному, если визуальных отличий нет.

Изначально язык был естественным, его слова имели многослойный характер. Он порождал в сознании человека множество образов, ассоциаций, а теперь язык заменен искусственным, в котором уже нет ни многословности, ни образности…

Разрыв образа и слова - это искусственная мутация, которая разрушает речь и весь мир.

На сегодняшний день человек из десяти новых слов девять узнает из СМИ.

Язык СМИ - это голос диктора, зачитывающий определенный текст, написанный публицистом, исправленный редактором и подтвержденный Советом директоров. В результате получается, что текст и слова диктора несут тот смысл, который заложили в него те, кто контролируют СМИ, а мы сами, того не замечая, начинаем говорить на этом языке, не думая о здравом смысле.

Редко найдется день, когда с экрана телевизоров не прозвучит слово «киллер». Даже работая над этим сочинением, компьютерная программа находит ошибку и выдает справку: «…англицизм, относится к заимствованиям последнего времени; по большей части такие слова не вписываются органично в русский текст…». Моё же воображение рисует хладнокровного убийцу. Но ведь у нас имеется русский аналог данного слова - «наёмный убийца». Когда русский человек его слышит, в его сознании возникают разные образы, рисуются всевозможные ассоциации, а когда произносится слово «киллер», то он видит лишь конкретно созданный образ. Замена слов русского языка на иноязычные приводит к потере образности мышления, умению фантазировать, воображать.

Сопоставление с музыкальной культурой

Сегодня экран заполонен так называемой «попсовой музыкой». Послушав современные популярные песни, я поняла, что ничему хорошему они не учат. Мотив примитивен, мелодия - на трех аккордах, а все песни лишь о плотской любви, деньгах, о лучшей жизни, частая пропаганда однополой любви, алкоголя и т.п. Но мораль одна: живи сегодняшнем днём, не думай о будущем. Разве не показательна строчка песни «Секты» группы «Свободные»: «Водку пейте, точно, вот в чем истина…». Или строка композиции группы «Ленинград», в которой мы видим, что лирическому герою: « …никого не жалко, никого: ни тебя, ни себя, ни его…». Известная ныне группа «Банд`эрос» делает довольно неприличное предложение: «Ну, где же вы, леди, утешьте дядю…». Как именно должны утешать эти «леди» «дядю», лично мне думать не хочется.… Композиции этих групп входят в десятку наиболее популярных и любимых современной молодежью. К сожалению, таких примеров масса, а представленные - одни из самых безобидных…

Язык - одно единое

Суть в том, что изначально наша речь представляла собой нечто единое и не членилась на отдельные слова. Поэтому смысл одного и того же текста мог быть различен и зависел от того, какие корни выделяли читающие. Это вело к возникновению множества смысловых оттенков, которые по мере деградации нашего языка начали сокращатьСя и забыватьСя. В речи стали выделятьСя отдельные, наиболее частые корни, которые и составили современную лексику.

Всё равно…

СМИ нас зомбирует?! Верить или нет?

Сегодня существует точка зрения, что нас попросту зомбируют. Для этого не нужны сложные приборы: для этого достаточно наших телевизоров… Определённые фразы, слова, встречающиеся в текстах СМИ, оказывают психологическое воздействие на сознание. Получается, что нас с вами банально программируют. Верить в это или нет? Личное дело каждого…

Что делать?

Всему этому препятствовать очень трудно. Ещё труднее остановить это. Но с происходящим пора бороться. Глупо полагаться на журналистов, деятелей культуры, дикторов да ещё кого-либо, не надо перекладывать ответственность на чужие плечи. Ответственность за свой язык, в первую очередь, лежит на нас самих. И начинать необходимо именно с себя. Достаточно договориться со своими родными или знакомыми, чтобы поправлять друг друга во время общения. В этой забавной игре переучивание пойдет быстрее.

Ведь всё-таки это наш язык!!! Без русского слова не будет русского народа, забудетСя русская культура, а без неё не вспомнитСя прошлое, а без прошлого нет и не будет БУДУЩЕГО!!!

Наталья КУДРЕВАТЫХ





Жаргонизм – это слово или выражение, принадлежащее какому-либо жаргону. Итак, в современной жизни нередко можно увидеть девушку, идущую с сигаретой и разговаривающую матом по телефону. Не знаю, как у вас, а у меня это вызывает чувство отвращения. Сейчас все изменилось, и из нежных, ранимых созданий девушки превратились в грубых и жестких существ. Очень жаль, что многие перестали обращать внимание на это, не понимают, из-за чего все начинается. А ведь следить за своим поведением и за своей речью, очень тяжёлый труд, который большинству нынешней молодёжи кажется безрезультатным. А напрасно.






Плохое воспитание и образование в первую очередь провоцирует нецензурную речь. С самого раннего детства ребёнок подражает родителям, и если при его воспитании используется ненормативная лексика (пусть даже не конкретного в его адрес), то когда человек становится взрослым, он не отказывается от этой привычки, заложенной в него родителями. Образование воспитывает в человеке ответственность, умение ставить перед собой цели, грамотность, а значит и культуру речи, поэтому чистота речи зависит и от образования.


Неумение вести себя уважительно по отношению к другим тоже накладывает отпечаток на речь человека. Когда молодой человек не видит среди других людей разницы ни в возрасте, ни в статусе, ни в положении, он будет говорить со всеми, как со своими друзьями, приятелями и сверстниками, используя те же самые жаргонизмы и прочие, засоряющие речь, слова. А значит, его речь станет очень далека от правильной речи. Воспитанный молодой человек всегда будет уважительно относиться и к своим сверстникам, и к людям старшего возраста, используя грамотную речь.



Язык это не только метод общения, также он является одним из признаков жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждой фразе прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей.






Постоянно сталкиваюсь с мнением радетелей чистоты русского языка и борцов с англицизмами типа «смузи» или «аутсорсинг». Лично меня эти потуги натянуть сову на глобус (заключить в жесткие рамки такую гибкую вещь, как язык) невероятно забавляют.

Особенно смешно выглядит этот языко-снобизм на фоне того, что даже самый ярый поклонник чистого русского в своей повседневной речи сыпет иностранными заимствованиями через каждое слово. Я думаю, что если копнуть, то в речевом обороте «классического» русского языка найдется не более 20% слов, которые хотя бы относятся к славянской группе.

Хотя не знаю, возможно, для них ненавистен именно английский «новорус», а термины из греческого, немецкого, французского и еще нескольких десятков языков это типа нормально.

Но нормально абсолютно всё, язык — живой организм, всё, что лишнее, будет со временем отторгнуто, всё, что приживется — это уже русское слово и точка!

Кстати, если кто думает, что заимствования — это проблема только русского языка, но на самом деле, тот же английский постоянно тащит в себя слова со всего мира и в этом нет никаких проблем.

Читал такое исследование, что языки малых народов самозащищаются от «захватчиков», в оборот приходят новодел, чтобы заменить международные общепринятые термины, типа компьютер или агрегатор. Это естественный процесс, если такой защиты не будет, то язык просто выродится через несколько поколений.

Языки же больших народов наоборот, с жадностью впитывают в себя всё новое, порой даже изменяя смысл оригинального слова (например Ксерокс, у нас это любой копировальный аппарат, а во всем мире — просто бренд оргтехники). И это хорошо, это обогащает язык, делает его более насыщенным, более гибким. Когда для одного явления есть несколько терминов, это гораздо лучше, чем когда их не хватает.

Вот вам мнение русского лингвиста, с которым я согласен:

Лингвист Владимир Плунгян - о том, действительно ли русский язык стал хуже

Русский язык деградирует - об этом переживают все, кроме лингвистов, которые почему-то спокойны и лишь посмеиваются…..

……Заимствования - вот самая частая жалоба. При этом в пример приводят подростковый интернет-сленг «го», «гамать» и «зарегаться», а сами совершенно спокойно рассказывают, как делают инвестиции, проводят мониторинги и учатся маркетингу. А ведь все эти слова -заимствованные.

……Почему старшее поколение раздражает молодёжный сленг

Каждый новый виток развития языка начинается с тех, кто моложе. Это и есть тот сленг, который раздражает старшее поколение, потому что он отличается от их языка. Но отличия в речи молодёжи были всегда.

……..Чаще всего задают такой вопрос: всё-таки зачем русский язык заимствует слова, для которых есть «свои» аналоги?

Владимир Плунгян: «Язык никогда не будет заимствовать то, что ему не нужно. У языка есть своя логика. Другое дело, что нам она может быть непонятна. К примеру, есть слово „подросток“ и вдруг появляется новое - „тинейджер“. И чем подростки нехороши? Зачем их называть непонятным словом? Есть ощущение, что в слове подросток русскому языку чего-то не хватает.

Если посмотреть на контекст, слово „подросток“ - такое казенное, медицинско-юридическое. „Проект, направленный на социализацию трудных подростков“ - так разговаривает государство. А когда мы говорим о современной городской среде, хочется более современного слова. Словосочетания „трудные тинейджеры“ никто не слышал.

Зато есть „телешоу для тинейджеров“, „смс-зависимость современных тинейджеров“. Разница между этими словами существенная!».
В огромном количестве случаев заимствования ничем не заменить - в нашем языке для них нет простых коротких слов.

Владимир Плунгян: «„Спойлер“ - очень ёмкое и полезное слово. В словаре, чтобы объяснить его на русском, нужны несколько строчек убористого текста - „преждевременно вскрытая важная информация, которая портит впечатление от просмотра фильма или прочтения книги“.

Разве язык испортился от того, что это слово появилось? Он лучше стал».
Русский язык не портится и не может испортиться в принципе. Потому что он реагирует на все изменения в обществе. А если язык реагирует, значит, он жив, он выполняет свою работу, он развивается, он отвечает на вызовы времени (кстати, ещё 20 лет назад мы так не говорили).

Если бы мы продолжали пользоваться языком Марлинского или даже Довлатова, мы бы просто не справились с описанием современной жизни.

Ну как, вы еще боретесь за чистоту русского языка?

Чтобы не потерять этот сайт из виду: - вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.