Презентация на тему "жизнь и творчество александра солженицына". Биография солженицына Кланяясь лесным кустам


Александр Исаевич Солженицын-

человек, мыслитель, писатель

Он сформулировал свое жизненное кредо сам: «Смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души ».

Он чувствовал свою неразрывную связь с народом, был требователен к себе как к художник, всегда боролся с насилием, злом и несправедливостью: «…писатель может многое в своем народе- и должен. Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель- не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом»


Корни

Город Кисловодск

Ставропольского края.

в котором прошли

первые 6 лет жизни.

Город Ростов-на-Дону.

Дом, в котором жил

школьник Саня Солженицын

Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны


Студенческие годы Ростовский государственный университет

Лучшие друзья: Кирилл Симонян и

Лида Ежерец


Война

Курсант артиллерийского

училища

Командир батальона

капитан Солженицын


Деревня Мальцево Владимирской области

Матрена Васильевна Захарова у своего дома. 1956 год


1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля

1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе

Лауреат Нобелевской премии


1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: « Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР

Наталья Светлова – жена, друг, незаменимый помощник

1970 г.


Великий русский писатель

Книги, перевернувшие общественное сознание


Солженицын вернулся

Встреча писателя.

Хабаровск и Новосибирск.


Снова в Москве

1994 год


Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе - и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича.

В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир -

не стало великого нравственника, справедливца, таланта.

Валентин Распутин


Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».


«Матренин двор»

Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая”.

А. И. Солженицын


После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.


«Матренин двор»

ЕСТЬ ЛИ В РАССКАЗЕПОРТРЕТ ГЕРОИНИ? КАКИЕ ДЕТАЛИ ВЫДЕЛЯЕТ АВТОР?

Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».


«Матренин двор»

КАКИМ МЫ ВИДИМ БЫТ МАТРЕНЫ?

Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».


«Матренин двор»

КАКОВО ПРОШЛОЕ ГЕРОИНИ?

Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.


Один день из жизни Матрёны Васильевны

Лишь бы не запоздниться

(вставать в четыре-пять утра)

Кланяясь лесным кустам,

возвращаться домой

просветлённой,

с доброй улыбкой

Тихо, вежливо,

стараясь не шуметь

хлопотать утром по дому

Смысл повседневного

существования

Запасаться на зиму

топливом,

постоянно рискуя

попасть под суд

Бескорыстно помогать всем

(родственникам, соседям, колхозу)

Кормить козьих пастухов,

выкладываясь перед другими хозяйками

и вгоняя себя в большой расход


«Матренин двор»

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К МАТРЕНЕ ОКРУЖАЮЩИХ?

Герои рассказа распадаются на две неравные части: Матрена и понимающий и любящий её автор-повествователь и те, кто пользуется Матреной, её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.


«Матренин двор»

Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».


Выводы

Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни -уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Мы раскрыли понятие праведника, возможно, в жизни каждого из нас есть такой человек. Если нет, то он появится. Важно увидеть его и распознать вовремя.



Александр Исаевич Солженицын (прозаик, публицист, поэт, общественный деятель)

(1918 – 2008)

“ … Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит?”

С. Залыгин


Кисловодск

Дом в Кисловодске, где родился

А. И. Солженицын

Саше Солженицыну два с половиной года


Родители А. И. Солженицына

Со стороны отца Солженицын происходил из старинной крестьянской семьи. Фамилия известна с 17 века, происходит то ли от слова «соложенье» (ращение зерна на солод), то ли от слова «соложавый» (сладковатый). Мать, Таисия Захаровна Щербак, была дочерью кубанского помещика. Она училась в ростовской гимназии, закончила учёбу с золотой медалью. Затем отец отправил дочь учиться в Москву. Здесь в 1917 году состоялось знакомство Таисии Захаровны и Исаакия Семёновича.


Ростов-на-Дону

В 1924 году Солженицын с матерью переехал в Ростов-на-Дону, где с 1926 по 1936 год он учился в средней школе № 15. Все эти годы будущий писатель жил в крайней бедности.

Дом в Ростове,

в котором Солженицын с матерью прожили с 1925 по 1934 г.

Ростов-на-Дону.

Саше шесть с половиной лет.


Школьные годы …

1933 год.

Школьник Саша.

Школа № 15, в которой учился А. И. Солженицын.


Учёба в Ростовском Государственном университете

В 1936 году Солженицын окончил школу с золотым аттестатом и подал заявление о приёме в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет. Он был зачислен в университет без вступительных экзаменов. В университете Солженицын учился на «отлично», был сталинским стипендиатом, продолжал занятия литературой.

Сталинский стипендиат Александр Солженицын

Здание Ростовского Государственного университета


Свой дальнейший жизненный путь Солженицын определил достаточно чётко - он решил стать писателем. Летом 1939 года он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории и все свободное время отдавал работе над рассказами, стихами, очерками. Счастливо складывалась и личная жизнь Солженицына. 27 апреля 1940 года он женился на студентке Ростовского университета Наталье Решетовской, с которой познакомился в 1936 году.

Александр Солженицын и Наталья Решетовская. 1940 г.


А. И. Солженицын на фронте

В октябре 1941 года Солженицына призвали в армию, и после окончания артиллерийского училища в феврале 1943 года он в звании лейтенанта попал на фронт, был назначен сначала заместителем командира звуковой батареи, а затем командиром звукобатареи.

Комбат А. Солженицын и командир артразведдивизиона Е. Пшеченко. Февраль 1943 года.

Курсант Ленинградского артиллерийского училища. Июль 1942 года.


Боевые награды А. И. Солженицына

Солженицын участвовал в наступлении на Орёл. За успешную и быструю подготовку личного состава, за умелое руководство по выявлению группировки артиллерии противника командир БЗР–2 А. И. Солженицын был награждён орденом Отечественной войны II степени, ему присвоили звание старшего лейтенанта.

В 1944 году за взятие Рогачёва маршал К. К. Рокоссовский подписал приказ о присвоении Солженицыну звания капитана, Александр Исаевич был награждён орденом Красной Звезды. В 1945 году во время контратаки немцев Солженицын вывел свою батарею из окружения. За спасение личного состава батареи и техники капитан А. И. Солженицын был представлен к ордену Красного Знамени.

Ст. лейтенант Солженицын.

Брянский фронт. 1943 г.


«Посмотри, как переехала через нас, как испахала нам души война…»

В переписке со старым другом Николаем Виткевичем Солженицын ругательно высказался о «Пахане», под которым угадывался Сталин. Письма вызвали подозрение военной цензуры, и в феврале 1945 года Александра Исаевича арестовали. Он был приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (по статье 58, пункт 10, часть 2, и пункт 11 Уголовного Кодекса РСФСР).

Николай Виткевич и Александр Солженицын, май 1943 г.


Экибастуз

В декабре 1948 года Наталья Решетовская заочно развелась с Солженицыным. Александр Исаевич не винил жену, понимая невыносимое положение «жены врага народа». В 1950 году А. И. Солженицын был отправлен в Экибастуз (Казахстан). Здесь Александр Исаевич освоил специальность каменщика. Вначале бригада строила дома для вольных, затем БУР (барак усиленного режима). Об этом написано было стихотворение «Каменщик»:

За стеной стена растёт, за стенами стена…

Шутим, закурив у ящика растворного.

Ждём на ужин хлеба, каш добавка вздорного.

А с лесов, меж камня - камер ямы чёрные,

Чьих-то близких мук немая глубина...

И всего-то нить у них - одна, автомобильная,

Да с гуденьем проводов недавние столбы.

Боже мой! Какие мы бессильные!

Боже мой! Какие мы рабы!


Кок – Терек (Казахстан)

В 1953 году Солженицына перевели из Экибастуза в Кок-Терек под гласный надзор районного МГБ. Здесь он работал в школе учителем математики и физики.

За рабочим столом.

Кок-Терек. 1955 г.

На поселении

в Кок-Тереке, 1953 г.


Болезнь и исцеление

Зимой 1952 года у Солженицына обнаружили рак, в лагере ему была сделана операция по удалению злокачественной опухоли. К концу 1953 года здоровье резко ухудшилось. Солженицына направили в Ташкент, где он прошёл курс лечения. В феврале 1954 года выписывается из онкодиспансера и возвращается в Кок-Терек. Летом Солженицын прошёл повторный курс лечения в Ташкенте.

Выздоровление.

Ташкент. 1954 год.


Освобождение

В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления». Он возвратился из ссылки в Центральную Россию, устроился на работу в посёлке Торфопродукт, преподавал математику в деревенской школе.

А. И. Солженицын со своими учениками. 1956 г.


Рязань

В 1956 году произошло воссоединение Солженицына с бывшей женой. 2 февраля 1957 года Солженицын и Решетовская заключили повторный брак. 6 февраля 1957 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицын был реабилитирован. Он переехал в Рязань, работал учителем физики и астрономии в школе № 2.

А. И. Солженицын и Н. А. Решетовская

Прибытие в Рязань


Первые публикации произведений А. И. Солженицына

В 1961 году А. И. Солженицын познакомился с А.Т. Твардовским, показал ему «Один день Ивана Денисовича». Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ Солженицына увидел свет. Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» в 1962 году.

Солженицын у дверей редакции

журнала «Новый мир»

А. Т. Твардовский,

редактор журнала «Новый мир»


Вхождение в литературу

В 1963 году в «Новом мире» были напечатаны рассказы «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка».


Изгнание

В августе 1968 года Александр Исаевич познакомился с Натальей Светловой, у них завязался роман. Солженицын стал добиваться развода с первой женой. С большими трудностями развод был получен и Солженицыну удалось зарегистрировать брак со Светловой. В связи с выходом «Архипелага ГУЛАГ» началась травля Солженицына. В феврале 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине, лишён советского гражданства и насильно выслан за границу. В марте СССР покинула семья Солженицына.



Вдали от Родины …

Вскоре после высылки Солженицын совершил путешествие по Северной Европе, в результате принял решение временно поселиться в Цюрихе (Швейцария), писатель с семьёй жил у Нобелевского лауреата Генриха Бёлля.

Позднее Солженицын поселился в штате Вермонт в США.

В 1974 - 1975 годах в Цюрихе собирал материалы о жизни Ленина в эмиграции (для эпопеи «Красное Колесо»), окончил и издал мемуары «Бодался телёнок с дубом».

В 1975 году совершил путешествие по Западной Европе, затем направился в Канаду и США. В 1976 году посетил Великобританию, Францию, Испанию. В своих выступлениях Солженицын резко критиковал коммунистический режим и идеологию.

С сыновьями Игнатом, Ермолаем и Степаном. Вермонт, 1978 г.

Пресс-конференция

А. И. Солженицына в Цюрихе


Возвращение в Россию

7 сентября 1991 года Генеральный прокурор СССР объявил о прекращении дела по статье 64 УК РСФСР («измена Родине»), возбуждённого в 1974 году, за отсутствием состава преступления.

Вместе с семьёй Солженицын вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США во Владивосток, проехав на поезде через всю страну и закончив путешествие в столице.


Последние годы жизни

В 1996 – 1999 годы писатель работал над новыми «Крохотками». В 1997 году он был избран действительным членом Российской Академии Наук, в 1998 году награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова. В 2006 году Солженицын был награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.

Наталья Дмитриевна и Александр Исаевич – вместе 30 лет

С президентом РФ В. Путиным. Вручение Государственной премии. 2007 г.


Прощание с писателем

Александр Исаевич Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своем доме в Троице-Лыкове.

Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), викарий Московской епархии. В тот же день его прах был предан земле в некрополе Донского монастыря.

  • Исаевич
  • Солженицын
  • Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске на Северном Кавказе.
  • В 1924 году - Ростов - на - Дону. В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестика и нежелание вступать в пионеры.Несмотря на постоянные материальные и жилищные трудности, Солженицын в 1936, закончив среднюю школу, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета.
  • В 1940 г. он женится на своей сокурснице Наталье Решетовской, а в 1941 г., получив диплом математика, заканчивает также заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве.
  • Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 год. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы. Очередная сессия приходится на начало войны.
  • Летом 1942 года – звание лейтенанта, а в конце – фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Александра Исаевича и работа его звукобатареи отражены в военной прозе «Желябугские выселки» и «Адмиг Швенкиттен».
  • Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. Произведен в капитаны.
  • 1945 год – А.Солженицын арестован, лишен звания и отправлен в Москву, в следственную тюрьму на Лубянке. Приговорен к 8 годам лишения свободы с последующей ссылкой в Сибирь за антисоветскую агитацию и пропаганду.
  • После ареста – лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования, в тюрьме № 16 в пригороде Москвы (та самая знаменитая Марфинская «шарашка», описанная в «Круге первом»)
  • С 1949 года – лагерь в Экибастузе (Казахстан). В лагере для военнопленных у Солженицына обнаружили рак желудка. Дважды Александр Исаевич лечится в Ташкенте. В день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге – будущий «Раковый корпус». С 1953 года Солженицын – «вечный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Кок-Терек Джамбульской области, на краю пустыни.
  • 1952 год – реабилитация и сельская школа недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает с женой комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора».
  • После чего он перебрался в Рязанскую область и работал учителем, одновременно занимаясь литературным трудом. В 1962 году в журнале "Новый мир" была опубликована первая принесшая Солженицыну всемирную славу повесть "Один день Ивана Денисовича", посвященная "лагерной" тематике.
  • В 1963 в «Новом мире» опубликовал 3 рассказа: «Матренин двор»(1959); «Случай на станции Кочетовка» (1962) и «Для пользы дела» (1963).
  • 11 сентября 1965 сотрудники КГБ изъяли рукописи части стихов, написанных в лагере, романа «В круге первом», цикла прозаических миниатюр «Крохотки» (1958-1960), а также пьес «Пир победителей» (1951) и «Республика труда» (1954).
  • В 1966 «Новый мир» опубликовал рассказ Солженицына «Захар-Калита» (1965). После этого произведения писателя не печатали в СССР 22 года.
  • В ноябре 1969 Солженицына исключили из Союза писателей.
  • В 1970 Александр Исаевич Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы.
  • В 1974, после опубликования в Париже книги "Архипелаг ГУЛАГ«(1973) писатель-диссидент был арестован.
  • 12 февраля 1974 состоялся суд: Александр Солженицын был признан виновным в государственной измене, лишен гражданства и приговорен к высылке из СССР на следующий день.
  • В 1974-1976 Солженицын жил в Цюрихе (Швейцария). После двух лет пребывания в Цюрихе Александр с семьей переезжает в США и поселяется в штате Вермонт, где писатель завершает третий том «Архипелага ГУЛАГ» (русское издание – 1976, английское – 1978), а также продолжает работу над циклом исторических романов о русской революции, начатым «Августом четырнадцатого» и названным «Красное колесо».
  • 27 мая 1994 Солженицын вернулся в Россию. После своего приезда Солженицын поселился под Москвой, в выделенном ему владении в деревне Троице-Лыково, где продолжил заниматься литературным трудом.
  • В 1997 избран действительным членом Академии наук Российской Федерации.
  • Солженицын был женат вторым браком (его первый брак с Натальей Решетовской распался в 1972 году). От брака со второй женой Натальей Светловой у него было трое сыновей - Степан (1973 года рождения), Игнат (1972) и Ермолай (1970).
  • В ночь с 3 на 4 августа 2008 года Солженицын скончался.
  • Его похоронили 6 августа, в центральной части старого кладбища на территории Донского монастыря.
  • Произведения А. И. Солженицына.
  • "Пир победителей" (сатирическая пьеса)
  • "Один день Ивана Денисовича" (1959)
  • "Матренин двор" (1959-1960)
  • "Случай на станции Кречетовка" (1963)
  • "Для пользы дела" (1963)
  • "Захар-Калита" (1966)
  • "В круге первом" (1955-1968)
  • "Раковый корпус" (1963-1966)
  • "Август 1914" (1971)
  • "Красное Колесо: Повествованье в отмеренных сроках в четырёх узлах" (1971-1991)
  • "Архипелаг ГУЛАГ" (1958-1968)
  • "Ленин в Цюрихе" (1975)
  • "Бодался телёнок с дубом" (1975-1991)
  • "Эго" (1995)
  • "На краях"(1995)
  • "Молодняк" (1995)
  • "Настенька" (1995)
  • "Абрикосовое варенье" (1995)
  • "Угодило зёрнышко промеж двух жерновов" (1998-2001)
  • "Россия в обвале" (1998)
  • "Двести лет вместе" (1975-1995)
  • "Желябугские выселки" (1999)
  • "Адлиг Швенкиттен " (1999)

Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций.

Данная презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына создана с целью использования на уроках литературы в 11 классе, посвященных писателю. В ней представлен набор изображений: фотографии писателя, мест, связанных с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности Александра Исаевича.

Изучение биографии писателя - самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet, на диске “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, помещать тексты цитат писателя, высказываний современников.

Цель урока-презентации по биографии А.И. Солженицына – не только способствовать созданию живого, яркого, и порой такого противоречивого образа писателя, но и воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу; увеличить объем изучаемого материала за счет экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом- способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

Формы проведения - лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы (“Какие качества характера позволили А.И. Солженицына стать величайшим писателем мира?”) Таким образом, показ слайдов может быть сопровождением всего урока или его части.

В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. Оптимально использование презентации и на интегрированных уроках. При этом данная презентация может служить как основной формой проведения уроков (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций.

Данная презентация о жизни и творчестве А.И. Солженицына создана с целью использования на уроках литературы в 11 классе, посвященных писателю. В ней представлен набор изображений: фотографии писателя, мест, связанных с жизнью и творчеством А.И. Солженицына; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности Александра Исаевича.

Изучение биографии писателя - самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet, на диске “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, помещать тексты цитат писателя, высказываний современников.

Цель урока-презентации по биографии А.И. Солженицына – не только способствовать созданию живого, яркого, и порой такого противоречивого образа писателя, но и воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу; увеличить объем изучаемого материала за счет экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом- способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока.

Формы проведения - лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы (“Какие качества характера позволили А.И. Солженицына стать величайшим писателем мира?”) Таким образом, показ слайдов может быть сопровождением всего урока или его части.

В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. Оптимально использование презентации и на интегрированных уроках. При этом данная презентация может служить как основной формой проведения уроков (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Ученики могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.