Сходства и различия психики человека и животных. В чем сходство и различие психики животных и человека? Основные различия психической деятельности животных и человека

Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.

Психика - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку.

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения.

Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным.

Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.

Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А инстинкт собственности - один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII--XVIII вв.).

В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.

В начале текущего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.

Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так. Но, прежде чем выяснить существующие между человеком и животными принципиальные различия, необходимо ответить на вопрос о том, для чего педагогу необходимо знать результаты подобного рода исследований.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания. Это, следовательно, также не должно вызывать повышенного беспокойства со стороны педагогов. Внимательное изучение психологии и поведения животных, их сравнение с психологией и поведением человека позволяют установить то, о чем нет необходимости проявлять специальную заботу при обучении и воспитании людей.

У человека кроме наследуемого и стихийного прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Иначе говоря, деятельность животного возможна лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе. Это общий закон. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в противоположность человеку не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом, для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.

Еще одна особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является результатом его собственного опыта, а приобретается усвоением общественно-исторического опыта поколений, что коренным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Сравнение психики животных с человеческим позволяет выделить следующие основные различия между ними.

1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующих манипулирование животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактном, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.

Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработано человечеством в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, aie ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

Только человек создает орудие по продуманным планом, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Она живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подченено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

39.Определение Сознания

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн). Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Особенности психики человека и животного

Определение 1

Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, которая опосредована активным отражением признаков объективной реальности.

Безусловно, психика человека и животного имеют различия, причем значительные. Для человека характерна высшая форма психики – сознание.

В философии существует материалистическое и идеалистическое понимание психики:

С материалистической точки зрения психика будет вторичным явлением, производным от материи, потому что материя первична. Психика возникает на определенном этапе развития материи, что является доказательством её вторичности. Материализм понимает психику как свойство организованной материи – мозга.

С идеалистической точки зрения психика является проявлением нематериальной основы – идеи, поэтому она первична. Идеалисты считают, что психика не является продуктом и свойством живой материи.

Исследования организма человека и животного показали, что физиология того и другого почти полностью совпадают, но психическое устройство человека значительно отличается от животного. Человек наделен сознанием, которое не проявляется у животных. Сходство психики того и другого вида состоит в том, что общение и человека и животного происходит при помощи движений, мимики, прикосновений.

Поведение человека и животного усваивается в процессе жизнедеятельности, либо передается по наследству. Человеческая психология связана с воспитанием и обучением, поэтому достигает большего уровня развития. Обучением и воспитанием можно сознательно управлять.

Психика животного является его внутренним миром, охватывающим восприятие, мышление, память, намерения, сны. Специалисты включают сюда же элементы психического опыта – ощущения, образы, эмоции, инстинкты.

Инстинкт – это врожденные поведенческие реакции, которые направлены на то, чтобы приспособиться к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей и человека и животного.

Инстинкты животного могут меняться на разных этапах его развития и характеризуются уже как навык – это действие, доведенное до автоматизма, механическая форма, основанная на инстинкте.

Инстинктивное поведение связано с интеллектом, под которым понимается совокупность умственных способностей человека и ряда высших животных. По мере развития интеллектуальной деятельности любой поступок приобретает вариантность.

«Разумное» поведение, связанное с объективными условиями действительности, это тоже часть интеллекта. У животных предпосылкой интеллекта является способность видеть пространственное соотношение предметов. Развитие двигательного аппарата оказывает влияние на развитие интеллекта, особенно важным является развитие руки и зрения.

Среди животных более разумными считаются дельфины, белые касатки, слоны. Их интеллектуальное поведение приспособлено к условиям окружающей среды.

У животных, по мнению специалистов, существует форма отражения сложных отношений между отдельными предметами.

По сравнению с человеком у животного не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Если регуляция поведения животного имеет цель приспособиться к окружающему миру, то для человека отражение мира – это процесс познания мира в связях и отношениях.

Психика животных

Наука о психике животных называется зоопсихология, и само это определение подразумевает её наличие.

Принимается это утверждение не всеми исследователями и доказательство они сводят к тому, что человек, в процессе своего развития приобрел особые качества, каких лишены животные. Другая группа исследователей считает, что животные тоже наделены психикой, развивавшейся в процессе эволюции.

Животные отличаются от человека не по отсутствию психики, а по её особенностям. Первопричиной психического отражения является поведение. Именно психика направляет активность организма в нужном направлении взаимодействия со средой обитания.

Психика помогает животному ориентироваться в окружающем мире и строить свои отношения с элементами среды. Классификация форм поведения животных своего развития достигла в начале XX века.

К основным формам поведения животных И.П. Павлов относил врожденные элементы поведения – ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые, родительские и детские.

Г. Темброк все формы поведения разделил на группы:

  • поведение, связанное с обменом веществ (добывание пищи, сон, дефекация и др.);
  • комфортное поведение (уход за туловищем);
  • оборонительное поведение, которое может быть выражено соответствующей позой животного;
  • половое поведение, связанное с размножением;
  • групповое поведение;
  • поведение, связанное с постройкой гнезд и убежищ.

Способны животные переживать как положительные, так и отрицательные эмоции, но не могут сочувствовать, сопереживать, испытывать наслаждение от красоты природы.

Мышление имеет тесную связь с речью, но у животных это сигналы по поводу своего эмоционального состояния.

Деятельность животного связана с биологической потребностью и остается в пределах природных инстинктов. Ограниченными являются и возможности психического отражения действительности, которая их окружает. Они не могут выполнять коллективных действий и не оказывают помощь друг другу. Правда, надо сказать что есть исключения, например, стайное поведение волков – они оказывают помощь друг другу при нападении на добычу. Такое же поведение наблюдается у шакалов и гиен.

В охоте на добычу реальную помощь оказывают львы, обеспечивая безопасность детенышей и самок.

Интерес вызывает поведение мелких млекопитающих – они образуют организованные колонии, что дает возможность успешно спасаться от хищников, суть заключается в том, выставленный дежурный при виде опасности издает резкий звук, предупреждая сородичей, таким образом, об опасности. Интересным фактом является то, что звук говорит о том, от кого исходит опасность. Таким образом, животные используют информацию, приобретенную ими в процессе жизнедеятельности.

Замечание 1

У животных отсутствуют такие важные психологические процессы как усвоение общественного, коллективного опыта.

Психика человека

Психика человека состоит из отдельных подсистем, элементы которых очень изменчивы и иерархически организованы.

Системность, целостность и нерасчлененность являются основными её свойствами.

В психике человека выделяют:

  • психические процессы,
  • психические свойства,
  • психические состояния.

Психические процессы происходят в голове человека и подразделяются на познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Если познавательные психические процессы преобразуют информацию и обеспечивают отражение мира, то регулятивные процессы обеспечивают направленность, интенсивность. Это процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, волевые процессы и процессы контроля.

Переработка информации, избирательность отражения и запоминания обеспечиваются вниманием.

Люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, что обеспечивается коммуникативными процессами.

Для психики характерны свойства с индивидуальной мерой выраженности – это темперамент, характер, способности.

Психика человека характеризуется психическим состоянием, которое может быть эмоциональным, вызванным радостью, печалью, тревогой, связанным с активностью или пассивностью.

Тоническое психическое состояние возникает во время бодрости или угнетенности.

Все психические состояния связаны между собой и могут переходить из одного в другое.

Только для человека характерен такой уникальный психический процесс как символизация – это замещение одних образов другими, имеющими отдаленное сходство с первичными.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, им осознаются. У каждого человека кроме сознания есть ещё и бессознательное, т.е. первоначальный уровень психики. Представлено оно в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Замечание 2

Человек, таким образом человек является социально-природным существом и похожим на животных, и отличным от них. Природное и социальное начало в его жизни сочетаются друг с другом.

Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психи-кой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антро-пологизация психики животных широко применялась как в пси-хологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере суще-ствует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психи-ки: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свой-ства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зритель-ные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные образы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека начинает функ-ционировать предметное сознание, содержание которого оп-ределяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.

2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мыш-ление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшей-ся проблемной ситуации. Однако способность к интеллекту-

1 Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311.

альным действиям у высших животных является лишь потенциаль-ной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.

3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно так-же и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность осво-бодиться от воздействий непосредственно воспринимаемой сре-ды и произвольно регулировать свое поведение. На основе от-влеченного мышления у человека формируется высший иде-альный духовный мир, содержанием которого являются взгля-ды, убеждения, идеалы и мировоззрения.

4. И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям. Но у животных он передается био-логическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специ-ального социального научения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, суще-ствования и передачи общественно-исторического и индивиду-ального опыта.

5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только человеку свойственны социально обусловленные мораль-ные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формирует-ся нравственный облик личности, связанный с переживанием чув-ства долга и совести перед людьми и перед самим собой.

6. Сходными у человека и у животных являются естествен-ные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с ес-тественными потребностями, существуют духовные потребно-сти, благодаря которым человек обретает свободу и независи-мость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душевным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о

своем телесном благополучии.

7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у животных саморегуляция имеет бессознательный характер, тогда как у человека она осуществляется сознательно и име-ет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает ему возможность целенаправленно осуществлять поведение, мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению сознатель-но поставленной цели.

Таким образом, в психике человека и животных имеется мно-го сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика жи-вотных обусловлена исключительно природными условиями су-ществования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только теле-сное существование человека, но и духовное, нравственное бы-тие, которое является достоянием только человека. Но духов-ное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осу-ществляется под влиянием целенаправленного воспитания, ко-торое происходит в семье, школе и в обществе.

Литература Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982. Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Ответ на вопрос о том, чем психика человека отличается от психики животных, является одновременно и сложным, и простым. Простым он может показаться потому, что отличия психологии и поведения человека от психологии и поведения животных вполне очевидны. Сложным данный вопрос при его внимательном изучении оказывается по причине, что нам до сих пор до конца не известны психологические особенности животных, и зоопсихологи, изучая психологию и поведение животных в наши дни, открывают у них все новые формы психики и поведения, в том числе такие, которые сближают их с человеком. Складывается достаточно противоречивая картина: с одной стороны, благодаря развитию культуры и техники человек все больше удаляется от животных, с другой стороны, новейшие открытия в области зоопсихологии все меньшей делают разницу между человеком и животными. К примеру, сейчас уже почти никто не сомневается в том, что у животных имеется человекоподобный интеллект (еще в конце XIX в. такое могли предположить лишь наиболее смелые ученые, да и то без веских доказательств). Столько же очевидным стало признание существования у животных языка и многих прообразов культуры людей.

Тем не менее мы все же имеем возможность на основе достоверно установленных фактов напрямую сравнивать психологию и поведение людей и животных, делать вполне определенные выводы по поводу общего и различного, существующего между ними. Общим для человека и животных признается существование у них ощущений, элементарных форм восприятия и врожденного анатомо-физиологического аппарата, обеспечивающего первичную обработку стимулов, поступающих в мозг через органы чувств. Правда, в особенностях отдельных видов ощущений между людьми и животными имеются различия. Так, зрительные ощущения человека намного разнообразнее, чем у большинства животных. Человек способен различать цвета, а это значит, что его глаз более чувствителен к электромагнитным волнам различной длины в пределах видимого диапазона, чем глаза большинства животных.

Вместе с тем проведенные исследования показали, что многие животные превосходят человека по таким ощущениям, как запахи и звуки. Ухо ряда животных, например собак, более чувствительно к слабым звукам, чем ухо человека. Некоторые из животных, к примеру дельфины и летучие мыши, способны воспринимать ультразвуки, а человек их не воспринимает. Большинство животных более тонко реагируют на разнообразные запахи, чем человек. Имеются, кроме того, животные, которые лучше реагируют на процессы, происходящие под землей и в воздухе, чем люди, способны предчувствовать землетрясение, извержение вулкана, наступление грозы. Человеку это от природы не дано, если он воспринимает окружающий его мир только с помощью органов чувств. Однако с помощью изобретенных им приборов человек все это в состоянии делать намного лучше, чем все животные, вместе взятые.

Исходя из приведенных выше примеров нельзя однозначно утверждать, что человек по набору имеющихся у него ощущений и тонкости различения разнообразных физических, химических и других стимулов превосходит всех животных. Многие природные органы чувств у него не настолько хорошо развиты, как у некоторых животных. Поэтому, если иметь в виду то, что дано человеку от природы, то, скорее всего, речь может пойти только о видовых сенсорных различиях. Они, в частности, проявляются в том, что отдельные виды живых существ лучше, чем другие, приспособлены жить в условиях, которые им определила природа, и, следовательно, способны тоньше реагировать на связанные с этими условиями стимулы, чем существа, обитающие в другой природной среде.

Однако поскольку человек является самым высокоразвитым существом, способным приспособиться к жизни в любой среде, то имеющиеся у него от природы сенсорные (связанные с работой органов чувств) недостатки компенсируется использованием разнообразных высокочувствительных приборов и других средств, которые человек сам изобрел. Эти приборы и средства значительно повышают общую чувствительность людей к разнообразным сенсорным воздействиям. Если, к примеру, человеку не удается воспринять какой-либо вид энергии с помощью естественных органов чувств, например радиацию, то он может это успешно сделать посредством соответствующих физических приборов. Если человек не в состоянии воспринимать зрительно космические лучи или радиоволны, то за него это с успехом делают высокочувствительные физические приборы. Поэтому сенсорные возможности человека, вооруженного изобретенными им приборами и машинами, намного превосходят сенсорные возможности всех без исключения животных.

Аналогичную картину мы наблюдаем при сравнении восприятия человека и животных. Хотя восприятие имеется не только у человека, но и у животных, человеческое восприятие, особенно зрительное, намного более развито, чем восприятие животных. Это связано с тем, что восприятие людей в филогенезе и в онтогенезе развивается. Человек научился многое воспринимать по-другому, чем это делают животные. Его восприятие в результате освоения им знаковых систем и орудий приобрело новые качества, которыми не обладает восприятие животных. Такими, например, качествами, как целостность, константность и категориальность, обладает только человеческое восприятие. Кроме того, человек намного точнее, чем животные, способен воспринимать и оценивать пространственные характеристики разнообразных объектов, включая величину, форму, глубину и место расположения предметов в пространстве. То же самое касается восприятия движений: пользуясь приобретенным жизненным опытом и разнообразными приборами, человек научился воспринимать и оценивать их намного точнее, чем это способны делать животные.

У человека и животных, безусловно, есть внимание. Однако у животных имеется лишь непосредственное и непроизвольное внимание, в то время как человек имеет произвольное и опосредствованное внимание, т.е. внимание, представляющее собой высшую психическую функцию, по Л.С. Выготскому. Животные обращают внимание только на биологически значимые для них объекты, в то время как человек выделяет из окружающего мира и обращает внимание также и на социально значимые объекты, явления и события, связанные с его культурой. У человека имеется множество средств регуляции внимания, которые он с успехом использует, например шрифтовые, цветовые, световые, звуковые и иные способы выделения того, на что нужно обратить особое внимание, имея дело с теми или иными предметами.

У животных, как и у человека, имеется память. Однако память человека не идет ни в какое сравнение с памятью животных. Во-первых, память человека намного продуктивнее, чем память животных. Во- вторых, у человека имеются такие виды памяти, которые у животных отсутствуют. В-третьих, человек изобрел и использует для запоминания, сохранения и воспроизведения информации многочисленные орудия, приемы и средства, которых нет у животных. В-четвертых, человек в состоянии запоминать практически безграничное количество информации и сохранять ее сколько угодно времени. Память животных, напротив, во многих отношениях ограничена. Скорость работы памяти человека выше, чем скорость работы памяти животных. Человек способен сохранить запомненную им информацию на гораздо больший срок, чем животные, он в состоянии передавать свой опыт, запечатленный в памяти, из поколения в поколение. Животным это не дано. Даже естественная память человека превосходит природную память животных. Обученный и воспитанный человек располагает произвольной, логической и опосредствованной памятью, которые намного мощнее видов памяти, имеющихся у животных. Животные пользуются лишь своей прирожденной памятью, которая является непроизвольной, механической и непосредственной. Люди имеют в своем распоряжении тысячи естественных и искусственных языков для записи информации, располагают сотнями способов хранения информации, начиная с записей на предметах, бумаге и кончая современными формами технической записи и хранения информации. У людей есть многочисленные емкие, практически не ограниченные по своему объему хранилища накопленной информации, находящиеся за пределами человеческого мозга, включая книги, библиотеки, различные электронные устройства памяти, в том числе Интернет.

Мышление человека принципиально отличается от мышления животных. У животных в лучшем случае можно обнаружить только признаки самого простого, примитивного вида мышления - нагляднодейственного мышления, или так называемого «ручного» интеллекта (умение решать задачи с помощью практических действий с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации). Это мышление, которое также имеется и у маленьких детей.

У взрослого человека мышление, естественно, более развито, чем у ребенка. У него кроме наглядно-действенного имеется еще нагляднообразное и словесно-логическое мышление, теоретическое и творческое мышление. Более того, полученные в ходе исследований данные указывают на то, что за пределами раннего возраста (до трех лет) даже ребенок практически перестает пользоваться только нагляднодейственным мышлением, обращается к употреблению нагляднообразного мышления. Мышление трехлетнего ребенка уже намного превосходит мышление самого развитого взрослого животного, так как ребенок данного возраста владеет речью и многое научился делать руками. Взрослые люди в своей деятельности используют, кроме того, высшую форму мышления - словесно-логическое, признаков которого у животных до сих пор не обнаружено.

О языке и речи человека и животных можно сказать следующее. У животных есть свой достаточно развитый и сложный язык, с помощью которого они могут общаться между собой. Но этот язык по своему назначению напоминает примитивную способность людей обмениваться информацией друг с другом с помощью жестов, мимики и пантомимики или общаться на уровне знаков или звуков, ничего не выражающих, кроме актуального внутреннего состояния самого живого существа. Возможности такого языка по сравнению с языком и речью людей весьма ограниченные. У людей характерные для них язык и речь используются кроме выражения внутренних состояний в следующих функциях, в которых они практически никогда не применяются животными: для запоминания информации, для ее сохранения и передачи другим поколениям людей, для внутреннего управления процессами мышления, для улучшения работы других познавательных процессов, включая восприятие, внимание, память и воображение, для саморегуляции психических процессов, состояний и поведения.

Очевидно, что у животных нет никаких общих с человеком индивидуальных свойств, касающихся его личностных особенностей, кроме тех, которые связаны с темпераментом или с элементарными сенсорными и двигательными способностями. Личностью, как уже говорилось ранее, может быть только человек, и в содержание этого понятия входят представления о многих индивидуальных особенностях людей, таких, например, как воля, характер, чувства, высшие потребности, отношения к кому-либо или к чему-либо. Что касается животных, то из близких к перечисленным или напоминающих их свойств у них можно обнаружить только некоторые биологические эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей.

Вместе с тем, возвращаясь к психологической и поведенческой характеристике человека, следует признать, что, несмотря на наличие у него множества свойств, отличающих его от животных, он все же представляется комплексным, биосоциальным существом. На него соответственно распространяются как биологические, так и социальные законы, как законы природы, так и те законы, по которым живет человеческое общество. Однако влияние биологических и социальных законов на психологию и поведение человека и животных не представляется одинаковым. Воздействие общества на психику и поведение человека намного существеннее и заметнее, чем воздействие природы, а у животных дело обстоит наоборот. Вообще любое сравнение человека с животными, если оно касается их психологических возможностей и деятельности, идет в пользу человека, а не животных. Поэтому совершенно несостоятельными представляются любые попытки ставить человека и животных на одну ступень эволюции и психологически их отождествлять.