Столицы федеративных государств входящих в нато. Смотреть что такое "нато" в других словарях. История создания и расширения альянса

Об этой межправительственной международной организации и крупнейшем в мире военно-политическом союзе сегодня слышал каждый. стран-участниц - вот основной принцип деятельности альянса под названием НАТО. Список стран, состоящих в него, насчитывает на сегодняшний день 28 государств. Все они расположены исключительно в двух частях мира - в Северной Америке и в Европе.

Цели, задачи и структура организации

НАТО (аббревиатура от английского "North Atlantic Treaty Organization") - международная организация стран Европы и Северной Америки. Основная цель военно-политического альянса - обеспечение свободы и всех стран-участниц союза. Вся деятельность этой структуры основывается на демократических ценностях и свободах, а также на принципах верховенства права.

В основу организации положен принцип коллективной безопасности государств. Другими словами, в случае проявления агрессии или военного вторжения в одну из стран-членов альянса, другие участники НАТО обязаны сообща отреагировать на эту военную угрозу. Также деятельность альянса проявляется в регулярном проведении совместных армий стран-участниц.

Структура организации представлена тремя основными органами. Это:

  • Североатлантический совет;
  • Комитет оборонного планирования;
  • Комитет ядерного планирования.

Сотрудничают не только в военной области, но и в других сферах жизнедеятельности общества, таких как экология, наука, чрезвычайные ситуации и так далее.

Неотъемлемой частью работы альянса являются консультации между его членами. Так, любое решение принимается лишь на основе консенсуса. То есть, каждая из стран-участниц должна проголосовать за то или иное решение организации. Иногда обсуждение тех или иных вопросов затягивается надолго, однако почти всегда НАТО удавалось достичь консенсуса.

История создания и расширения альянса

Формирование военно-политического альянса началось практически сразу после окончания Второй мировой войны. Историки называют две главные причины, которые заставили глав ведущих держав задуматься о новой системе безопасности. Первая - угроза реванша нацистских движений в послевоенной Германии, а вторая - активное распространение Советским Союзом своего влияния на страны Восточной и Центральной Европы.

Как результат, 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был подписан так называемый Североатлантический договор, который и положил начало формированию нового союза под аббревиатурой НАТО. Список стран, подписавших этот документ, насчитывал 12 государств. Ими стали США, Канада, Франция, Португалия, Норвегия, Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия, Нидерланды и Люксембург. Именно они считаются основателями этого мощного военно-политического блока.

В последующие годы к блоку НАТО присоединялись другие государства. Самое крупное пополнение в альянсе произошло в 2004 году, когда новыми членами НАТО стали 7 восточноевропейских государств. В настоящее время география альянса продолжает двигаться на восток. Так, недавно, о своем намерении вступить в НАТО высказались главы таких стран, как Грузия, Молдова и Украина.

Следует отметить, что в годы холодной войны образ НАТО нарочно демонизировался советской пропагандой. СССР искусственно сделал альянс своим главным врагом. Этим объясняется довольно низкая поддержка политики блока в ряде постсоветских государств.

НАТО: список стран и география альянса

Какие же государства входят в состав этой международной организации сегодня? Так, все страны НАТО (на 2014 год) перечислены ниже в хронологическом порядке их вступления в альянс:

  1. Канада;
  2. Франция;
  3. Португалия;
  4. Королевство Норвегия;
  5. Королевство Бельгия;
  6. Великобритания;
  7. Королевство Дания;
  8. Италия;
  9. Исландия;
  10. Нидерланды;
  11. Герцогство Люксембург;
  12. Турция;
  13. Греческая Республика;
  14. Германия;
  15. Испания;
  16. Республика Польша;
  17. Чешская Республика;
  18. Венгрия;
  19. Республика Болгария;
  20. Румыния;
  21. Словакия;
  22. Словения;
  23. Эстония;
  24. Латвия;
  25. Литва;
  26. Хорватия;

В состав военно-политического союза входят исключительно европейские страны, а также два государства Северной Америки. Ниже вы можете посмотреть, как расположены все страны НАТО на карте мира.

В заключение

4 апреля 1949 года - именно эту дату можно считать отправной точкой в истории международной организации под аббревиатурой НАТО. Список стран, которые в неё входят, медленно, но планомерно растет. По состоянию на 2015 год, членами альянса являются 28 государств. Вполне возможно, что в ближайшем будущем организация пополнится новыми странами-участницами.

Весь послевоенный период истории Советского Союза прошёл под знаком противостояния военно-политическому блоку НАТО. Весьма непросто складывается международная обстановка и для современной России. Поэтому есть основание внимательнее проанализировать историю и современное состояние этого союза. Для Российской Федерации имеет существенное значение, какие страны входят в НАТО и какие государства имеют намерение присоединиться к этой структуре. Несмотря на неоднократные заверения современного руководства Североатлантического альянса о том, что среди своих врагов оно не видит Россию, сам факт существования этой структуры России, мягко говоря, небезразличен.

Из предыстории образования военных блоков в Европе

Важнейшей предпосылкой создания Североатлантического военного блока была международная обстановка, сложившаяся после завершения Второй мировой войны. Создание этой военно-политической структуры было обусловлено поляризацией сил и военно-промышленных потенциалов стран, разделившихся на две большие группы. Вокруг победившего в войне Советского Союза в Восточной Европе сформировался целый пояс зависимых от него стран так называемого "социалистического лагеря". Страны Западной Европы ощутили непосредственную угрозу экспансии с востока. Это поставило их перед необходимостью военно-политической интеграции для удержания сложившихся послевоенных границ и сохранения своего суверенитета.

Такая расстановка сил и даёт ответ на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. В момент его образования в организацию вошло двенадцать стран. Это были государства, не вошедшие в орбиту советского влияния. Они не испытывали желания в ней оказаться. Территориально они размещались вне зоны влияния Советского Союза. Разумеется, советская точка зрения на предысторию создания блока НАТО является диаметрально противоположной и основывается на утверждении об изначально агрессивном характере созданной в 1949 году в Брюсселе организации. Это объясняет необходимость противостояния потенциальной экспансии с запада.

Как всё начиналось

Официальной датой образования военно-политического блока считается 4 апреля 1949 года. Свою подпись в этот день под Североатлантическим договором поставили десять европейских государств, Соединённые Штаты Америки и Канада. Европейскими членами альянса со дня его основания являются: Великобритания, Бельгия, Франция, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Дания, Португалия и Италия.

Страны, входящие в НАТО, в добровольном порядке приняли на себя целый ряд международных обязательств. Прежде всего к таковым следует отнести приведение национальных вооруженных сил каждого из государств-участников к общим стандартам в вооружении и экипировке и подчинение их единому командованию.

Кроме того, страны, входящие в НАТО, договорились об объёмах военного бюджета каждого государства, выраженных в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Руководство альянса объявило о принципиальной открытости организации для вступления в неё новых членов. Важнейшим принципом существования Североатлантического военно-политического блока является обязательство, согласно которому страны НАТО расценивают агрессию против каждой из них как нападение на весь союз, со всеми вытекающими из этого положения военными решениями. В дальнейшем этот принцип доказал свою действенность. За всю историю Организации Североатлантического договора никаких непосредственных нападений на её участников зафиксировано не было. Просто не нашлось желающих проверить на прочность самую мощную военно-политическую структуру в мире.

Последствия подписания Североатлантического договора

Страны НАТО на карте мира занимают довольно значительную территорию, и расположена она в северной части Атлантики, что нашло своё отражение в наименовании альянса. В военно-политический блок в момент его образования вошли наиболее развитые в экономическом и значимые в политическом отношении государства. Создание Североатлантического альянса имело принципиальное значение для развития всей цивилизации на протяжении второй половины двадцатого века.

В 1954 году на международном совещании министров иностранных дел в Берлине советским представителем было выдвинуто предложение блоку НАТО о сотрудничестве и взаимодействии в поддержании мира и международной стабильности. Это предложение было отвергнуто. Советский Союз обоснованно расценил деятельность Североатлантического военного блока как непосредственную опасность для своего существования и был вынужден принять необходимые меры для отражения потенциальной агрессии. Они выразились в создании Организации стран Варшавского договора, противостоящей блоку НАТО по всем направлениям.

Весь последующий период европейской и мировой истории обозначается определением "холодная война". Войне этой, к счастью, не суждено было перейти в "горячую" стадию. Периоды её обострения несколько раз сменялись разрядкой напряжённости. Критической точкой холодной войны принято считать так называемый Карибский кризис в октябре 1962 года. Противостояние Советского Союза с блоком НАТО в этот момент времени достигло своей кульминации. В последующие годы шла напряжённая работа по снижению международной напряжённости. Был подписан целый ряд фундаментальных договоров, направленных на ограничение развёртывания стратегических ядерных вооружений и снижение уровня противостояния между Организацией Североатлантического альянса и странами Варшавского договора. Но даже после подписания документов о ядерном разоружении мощность совокупного ядерного потенциала обеих сторон противостояния была достаточной для того, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на планете Земля.

Гонка вооружений

Страны НАТО противостояли государствам Варшавского договора не только на предполагаемом театре военных действий. Решающее значение в этом противостоянии имели промышленные потенциалы стран, входящих в военные блоки, и уровень производства вооружений. Принято считать, что военные расходы весьма обременительны для бюджета и требуют экономии на социальных программах. Но бурное развитие технологий производства вооружений во второй половине двадцатого века, определявшееся противостоянием двух военно-политических систем, имело и позитивное значение. Оно выражается в росте промышленного потенциала стран, участвующих в гонке вооружений. И страны, входящие в НАТО, оказались победителями в этой конкурентной борьбе. Советская экономика оказалась менее эффективной, что привело к развалу и Советского Союза, и возглавляемого им военно-политического блока стран Варшавского договора.

Вооружение стран НАТО и сегодня находится вне конкуренции по большинству тактико-технических показателей. К числу косвенных последствий гонки вооружений между Организацией Североатлантического договора и Советским Союзом следует отнести и такой феномен двадцатого века, как освоение космического пространства. Первоначально баллистические ракеты разрабатывались для доставки термоядерного заряда на другие континенты. Но сегодня космические технологии нашли самое широкое применение в различных сферах: от создания информационных коммуникационных систем до научных исследований по широкому спектру направлений.

Расширение Североатлантического альянса

Чтобы правильно ответить на вопрос о том, какие страны входят в НАТО, прежде всего, следует уточнить, о каком периоде времени идёт речь. Дело в том, что Североатлантический альянс за время своего существования пережил целых шесть этапов, после которых количество стран-участников договора увеличивалось. История доказала эффективность этого военно-политического блока. Членство в нём для его участников является привлекательным. Помимо международного престижа, оно гарантирует безопасность всем участникам договора.

Поэтому карта стран НАТО, включающая в себя большую часть Европы и два крупнейших государства Северной Америки, не является стабильной. Территория стран, входящих в Североатлантический альянс, на ней имеет устойчивую тенденцию к расширению. Особенно ярко это проявилось в начале двадцать первого века, когда на европейском континенте образовалось значительное число независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза и Югославии.

Процесс интеграции в структуру альянса происходит постепенно, в несколько этапов. Решение о приёме той или иной страны в члены организации принимает Совет НАТО на основе консенсуса. То есть у любой из стран-членов организации есть право заблокировать вступление в неё новых государств. Страны-участницы НАТО обязаны соответствовать целому комплексу критериев военных, организационных и экономических. Поэтому кандидатам предписывается ряд условий, которые они должны выполнить для вступления в организацию, - так называемая "Дорожная карта".

Её выполнение сопряжено со значительными трудностями и финансовыми затратами. Иногда это растягивается на долгий срок. Поэтому вопрос о том, сколько стран в НАТО, следует задавать только в привязке к конкретной исторической дате. Не следует забывать при этом о государствах, находящихся в процессе интеграции. Это означает, что скоро могут появиться новые страны НАТО. На 2014 год их насчитывается 28. И цифру эту нельзя считать окончательной.

Страны-союзники НАТО

Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.

Принцип отношения с союзниками определяется названием программы - "Партнёрство ради мира". Взаимоотношения с Североатлантическим альянсом способствуют поддержанию стабильности в различных регионах. Страны НАТО и государства, включённые в программу партнёрского взаимодействия с ними, нередко выполняют совместные военные операции по пресечению разгорающихся военных конфликтов.

Территориально некоторые из членов "Партнёрства ради мира" находятся далеко за пределами Европы. Например, Туркмения, Киргизия или Таджикистан. Но сотрудничество этих стран с Организацией Североатлантического договора способствует поддержанию мира и стабильности в отдалённых регионах евразийского континента. Многие развивающиеся государства желают присоединиться к этой партнёрской программе, она выгодна для них и в экономическом, и в военном отношении.

Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.

Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?

Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.

Россия и НАТО

Российской Федерации как историческому наследнику Советского Союза была предложена особая роль в сотрудничестве с альянсом. В мае 1997 года в Париже был подписан Основополагающий акт, регламентирующий отношения России с НАТО. Согласно этому документу, альянс обязан информировать Российскую Федерацию о подготовке значимых документов, однако правом вето на принятие решений Россия не обладает. По программе "Партнёрство ради мира" наша страна принимает участие в действиях альянса в миротворческих операциях в Европе и разных странах мира. Страны-участницы НАТО вынуждены считаться с ядерным статусом Российской Федерации.

В общественно-политическом поле российского социума преобладает негативное отношение к Североатлантическому военно-политическому альянсу. Это обусловлено исторической памятью нескольких поколений советских людей, в сознании которых армии стран НАТО отчётливо идентифицировались с силами мирового зла. Образ врага формировался на протяжении многих лет и десятилетий, и ситуацию невозможно быстро изменить простыми декламациями о том, что альянс не считает своим врагом Россию. Но глядя на совокупный военно-промышленный потенциал североатлантического блока, сложно найти в мире другую, сопоставимую с ним по величине военную силу, против которой развёрнута эта мощь. Поэтому у Российской Федерации есть основания относиться с недоверием к заявлениям о миролюбивом характере альянса.

Ситуация обостряется тем обстоятельством, что новые страны-члены НАТО нередко выступают с отчётливо выраженной антироссийской риторикой. Речь, прежде всего, идёт о странах Прибалтийского региона - Эстонии, Латвии и Литве. А также о новых членах НАТО из числа восточноевропейских государств, прежде всего, о Польше. Важнейшим принципом внешней политики Российской Федерации двух последних десятилетий является противодействие расширению Североатлантического альянса в восточном направлении. Но особого успеха в этом достигнуть не удалось - карта стран НАТО 2014 года свидетельствует о приближении территории организации к западным рубежам России. Наибольшим провалом внешней политики Российской Федерации следует считать всё более разгорающийся украинский кризис, разразившийся после того, как эта страна обозначила свой вектор развития в направлении Европейского союза с возможной интеграцией в структуры НАТО. Дальнейшее развитие этих событий предсказать невозможно. Но в настоящее время имеет место очевидное обострение напряжённости в отношениях между Россией и Организацией Североатлантического договора.

Перечень стран НАТО и особенности структуры альянса

В настоящее время Североатлантический блок достиг пика своего могущества. Максимальной является и общая территория, которую занимают страны НАТО. На 2014 год это: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединённые Штаты Америки, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония. Официальная штаб-квартира Организации Североатлантического договора находится в столице Бельгии - Брюсселе.

Возглавляет альянс в настоящее время Андерс Фог Расмуссен. Это двенадцатый по счёту Генеральный секретарь НАТО. Командная система военно-политического блока структурирована на пять штабов. Их деятельность разделяется как по географическому признаку, так и по родам войск. Штабы контролируют Восточный, Западный и Южный секторы Атлантики, а также Ударный флот и Союзное командование подводными кораблями.

Армии стран НАТО подчиняются единому наднациональному командованию. Их уставы, экипировка и вооружение приведены к единому стандарту. Несмотря на то что основой боевой мощи стран альянса является их термоядерный потенциал, обычным видам вооружений в странах НАТО уделяется очень большое внимание. А это означает, что членство в организации сопряжено для её участников с довольно значительным уровнем военных расходов. Военные бюджеты государств-членов НАТО проходят согласование с руководством альянса.

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов и техногенных катастроф.

Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого "общеевропейского дома".

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.

- (NATO) Организация Североатлантического договора (НАТО). Создана в 1949 г., представляла собой кульминацию реакции Запада (West) на растущую опасность со стороны СССР после окончания 2 й мировой войны. Созданию НАТО предшествовали: активизация в… … Политология. Словарь.

НАТО - (Организация Североатлантического договора) (NATO (North Atlantic Treaty Organization)), оборонительный союз зап. держав. Основан в 1949 г., предназначался прежде всего для противодействия возраставшей воен. угрозе со стороны СССР и его союзников … Всемирная история

НАТО - Новосибирская ассоциация туристических организаций с 1998 г. Новосибирск, организация Источник: http://www.regnum.ru/news/353410.html НАТО Организация Североатлантического договора англ.: NATO, North Atlantic Treaty Organization с 1949… … Словарь сокращений и аббревиатур

Юридический словарь

См. Организация Североатлантического договора … Большой Энциклопедический словарь

НАТО - ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА … Юридическая энциклопедия

Организация Североатлантического договора Карта стран членов Членство … Википедия

НАТО - (Организация Североатлантического договора, North Atlantic Treaty Organisation, NATO) международный военно политический союз, созданный для обеспечения американского военного преимущества в Евразии на основе Североатлантического договора,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Неизм.; ж. [прописными буквами] Военно политический союз некоторых европейских и североамериканских стран, созданный в 1949 г. для отражения внешней агрессии. ● Сокращение английских слов: North Atlantic Treaty Organization (Организация… … Энциклопедический словарь

НАТО - (Солтүстік Атлантика Шарты Ұйымы) капиталистік елдердің басты әскери саяси блогы. 1949 ж. АҚШ, Ұлыбритания, Франция, Италия, Канада, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия мемлекеттерінің келісім шарты негізінде құрылды. Барлығы 12 ел… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Книги

  • Нато Вачнадзе. Встречи и впечатления , Нато Вачнадзе. Москва, 1953 год. Госкиноиздат. С фотоиллюстрациями. Издательский переплет. Сохранность хорошая. За 29 лет работы в киноискусстве актрисой Нато Вачнадзе накоплен огромный опыт. Множество…
  • НАТО. Мифы и реальность. Уроки для истории России и мира , . Публикуются материалы Международной научно-практической конференции "НАТО. Мифы и реальность. Уроки для истории России и мира", прошедшей в Москве 15 мая 2012 г. в преддверие саммита НАТО в…

В рамках подготовки к войне с Осью Зла имеет смысл произвести, так называемую «инвентаризацию». Современные геополитические вызовы диктуют новые правила игры, и мы возвращаемся вновь в эпоху сфер влияния. Но следует понимать, что сфера влияния не подразумевает просто дружеских или нейтральных стран. Необходим определенный политический, финансовый, экономический или военный контроль над сателлитами. Другими словами способность сателлита, вассала защищать интересы сюзерена.

Здесь и в дальнейшем под Осью Зла (ОЗ) понимаются США и их враждебно настроенные к России союзники . Кто и в какой степени имеет внешнее влияние, которое в частности выражается в наличии военных баз?

Чтобы как-то систематизировать информацию и привести в единый стандарт, то внешнее влияние будет выражаться в присутствии военизированных групп численностью не менее 150 человек в постоянных местах дислокации.

В статье пока НЕ будет приведена информация по координатам, названиям и назначению военных баз, инфраструктурным, инженерным сооружениям и укомплектованностью техникой и снаряжением. Мы же пока не собираемся захватывать военные базы, не так ли? Важно понять масштаб и географию представления военных баз. Поэтому только численность военизированных групп.

Некоторые пояснения. Военные базы имеются в виду только внешние. Т.е. военная база США, расположенная за пределами США и так далее.

Обычно группа от 150 до 500 человек решает задачи по охране посольств, важных государственных учреждений или лиц, узлов связи, радаров, транспортных артерий (аэропортов, магистральных дорог), складов с боеприпасами. Очевидно, что группа такой численностью не может решать оперативно-тактических боевых задач.

Группа от 500 до 2 тыс. человек обычно заняты чисто охранными и оборонительными функциями стратегических объектов (как например системы ПВО, ПРО, атомные объекты, различные секретные научно-исследовательские центры и полигоны).

Группа от 2 тыс. до 5 тыс. Здесь несколько серьезнее, это уже больше похоже на военную базу. Как правило, такая группировка снабжается тяжелым вооружением. Но к полноценным боевых задачам такая численность недостаточна, за исключением задач специального назначения ограниченного применения.

От 5 до 15 тыс. Группа быстрого реагирования, готовая к решению боевых задач широкого спектра, но исключительно локального характера.

От 15 тыс. до 50 тыс. Военная база, имеющая снабжение всеми видами и типами вооружения для самого широкого спектра задач, в том числе наступательного характера против относительно слабого противника, либо для выполнения задач при осадном положении с целью выигрыша времени для возможности подогнать дополнительную технику и живую силу.

Еще важное замечание. Данные не учитывают представителей разведывательных агентств и соответственно не учитывают агенты под прикрытием, внедренные и двойные агенты, хотя справедливости ради стоит отметить, что ЦРУ имеет свыше 10 тыс. внедренных агентов по всему миру . Также не учитываются частные военные компании. США имеет более 50 тыс. активных боевиков из ЧВК по всему миру , которые не является личным составом армии США, но представляют интересы США.

Так вот. Среди стран Оси Зла, есть всего три страны, численность внешней военизированной группировки превышает 10 тыс. человек в совокупности по всем базам. Это США, Великобритания и Франция.

Теперь подробности.

У США 258.5 тыс. человек по всему миру на военных базах с численностью более 150 человек в выбранном регионе . В совокупности около 262 тыс. человек для всех баз во всех странах мира.

Более 98% личного состава представлены в регионах, которые отмечены в таблице ниже (красным выделена Европа, голубым Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия):

в Европейском регионе США имеет группу в 75 тыс. человек (если с учетом Турции), не считая вспомогательный персонал и снабжение, которые представлены местными (на 85%). Самое значительное присутствие в Германии (почти 50 тыс. человек). В Европе акцент сделан на системы ПРО, ПВО и авиа поддержку.

Столь незначительное присутствие на Ближнем Востоке пусть вас не пугает. Саудовская Аравия и ОАЭ всего по 300 человек, Катар около 600. Исключение Кувейт (23 тыс. чел), военная база сформирована после войны Ирака и Кувейта 1991 и в рамках ударного кулака по Ираку.

Вообще на Ближнем Востоке структура совершенно другая.

Основную роль играет там ЦРУ, а не Пентагон и регион нашпигован агентами всех мастей. На Ближнем Востоке акцент сделан на террористические организации (ИГ, Аль Каида, Талибан). Именно они прямо или косвенно представляют интересы США в регионе.

Присутствие в той же Саудовской Аравии заключается в снабжении оружием, инструкторами, в обучении местной армии, ну помощь в разведке и координации.

Формально, сейчас США в Ираке не представлены, однако там группировка иракской армии и местной полиции (под пол миллиона для всех структур), которые обучены и снабжены США.

Здесь НЕ учтен флот. Основное присутствие на Ближнем Востоке в ВМФ США, которые НЕ являются внешней базой, но сам по себе флот почти всегда там находится. Оценочное количество человек – свыше 15 тыс. для всех единиц флота .

Т.е. США активно используют третьи силы в этом регионе для решения своих тактических и стратегических задач. Целями и задачи присутствия США на Ближнем Востоке являются (предельно кратко и схематично):
— контроль над нефтегазовыми денежными потоками и путями снабжения;
— господство в Средиземном, Аравийском море и Персидском заливе;
— сдерживание Ирана и России в регионе, в том числе для возможности пробития бреши в южных границах России с целью экспансии террористов в Россию и поджоге Кавказа.

США активно присутствуют в Японии и Корее (еще с 50 –х годов прошлого века и здесь мало, что изменилось. Там базы полноценные с мощной авиагруппой, средствами ПРО, ПВО, радарами и разведкой.

Про Афганистан в составе НАТО понятно. Что касается Египта. Там не военная база, а в структуре местной нац.гвардии.

Великобритания и Франция . Времена былого доминирования Великобритании и Франции давно закончены. 100 лет назад эти две страны имели сотни колоний и сотни тысяч человек присутствия. Сейчас колонии в Азии, Африке, Латинской Америке перестали существовать, как и влияние на них.

Однако, определенные рычаги присутствуют, но стоит отметить, что только на первобытные районы, лишенные каких либо природных ресурсов и без стратегического значения в геополитических играх.

Например.

Франция присутствует в Чаде, Габоне, Сенегале, Кот д’ивуаре, Новой Каледонии, Французской Гвиане, Французской Полинезии, Французской Зап.Индии, Мали, Джибути и так далее. Полный список ниже.

За исключением Джибути и Индийского океана многие эти регионы даром не нужны. Через них не проходят важные торговые потоки, в них не замыкаются и не генерируются финансовые потоки, там нет природных ресурсов, они не расположены вблизи потенциальных противников и так далее. Они не представляют ни экономической, ни политической силы. По сути, необитаемые острова и первобытные общины.

Плюс Франция, так же как и Великобритания присутствует в рамках коалиции (Афганистан, Ливан, Сербия).

Чувствуете разницу? Какие куски себе отхватили себе США и что досталось Франции и Великобритании?!

Великобритания имеет не менее 30 тыс. человек на внешних базах, из них более 16 тыс. сосредоточено в Германии в рамках послевоенного раздела Европы.

Фолклендские острова – архипелаг в юго-западной части Атлантического океана (рядом с Южной Америкой)

Что касается остальных 25 стран ЕС? Они либо ничтожны, чтобы иметь свои базы, либо им запрещено (Германия, Италия, Испания).

Все их присутствие в рамках международной коалиции и сосредоточено в Афганистане, Ливане и Сербии (Косово), плюс Кипр (для Греции и Турции). Это не военные базы, ничего общего. Это присутствие на инфраструктуре НАТО и США (за исключением Кипра) по прямому приказу США.

Источники: как открытые, так и закрытые, в основном из анализов Международного института стратегических исследований.

Геополитические тренды задают США, они же развязывают войны и конфликты. Великобритании и Франции позволено имитировать самостоятельность на необитаемых островах. Всей остальной Европе и Канаде запрещено заниматься геополитикой, иметь какую либо осмысленную внешнюю политику, им запрещено иметь независимую армию, а про национальные интересы я вообще молчу.

Они в основе не самостоятельны и под полным контролем США. Вся их роль – это быть пушечным мясом, форпостом в рамках реализации стратегических интересов США.

НАТО — расшифровывается как «Организация Североатлантического договора». Это военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от нее.

Какие страны входят в НАТО? Всего членами Североатлантического альянса является 28 стран , пять государств участвуют в программах НАТО по расширению партнерства, Сербия ведет переговоры о присоединении к программе индивидуального плана партнерства с НАТО, а Финляндия заявила о возможности присоединения к НАТО в будущем. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объема.

Штаб-квартира : Брюссель, Бельгия.
Генеральный секретарь : Йенс Столтенберг.
Официальный сайт : nato.int
НАТО в социальных сетях : Twitter , Facebook , YouTube

Страна Численность ВС (тыс. чел) Расходы на ВС в % от ВВП Расходы на ВС на душу населения, $
1 Албания 20 1.47 55
2 Бельгия 34 1.05 504
3 Болгария 68.45 1.46 121
4 Канада 62.3 1.24 530
5 Хорватия 51 1.70 214
6 Дания 22.88 1.41 818
7 Эстония 5.51 2.00 381
8 Франция 259.05 1.80 924
9 Германия 200.77 1.35 602
10 Греция 177.6 1.72 551
11 Венгрия 33.4 0.83 122
12 Исландия 0 0.13 37
13 Италия 230.55 1.69 529
14 Латвия 5.5 0.92 138
15 Литва 13.51 0.97 101
16 Люксембург 0.90 0.60 402
17 Норвегия 29.1 1.40 1405
18 Польша 105 1.91 241
19 Португалия 44.9 1.29 442
20 Румыния 93.6 1.29 116
21 Словакия 26.2 1.12 183
22 Словения 9 1.18 274
23 Испания 177.95 0.86 267
24 Чехия 57.05 1.08 202
25 Нидерланды 53.13 1.27 612
26 Великобритания 187.97 2.49 908
27 США 1477 4.35 2008
28 Турция 726 2.31 234
29 Черногория 1.9 1.6 -
Дата Страна Общее количество членов
1949 год Бельгия, Голландия, Франция, Люксембург, Великобритания, США, Канада, Португалия, Италия, Норвегия, Дания, Исландия 12
1952 год Греция, Турция 14
1955 год Германия 15
1982 год Испания 16
1999 год Чехия, Венгрия, Польша 19
2004 год Эстония, Болгария, Литва, Латвия, Румыния, Словакия, Словения 26
2009 год Албания, Хорватия, Франция (заново присоединилась к структурам военного командования) 28
2017 год Черногория 29
Страна Ускоренный диалог
1 Украина Да
2 Македония Нет
3 Черногория Нет
4 Грузия Да
5 Босния и Герцеговина Нет
6 Азербайджан Нет
7 Армения Нет
8 Казахстан Нет
9 Молдавия Нет

Страны-члены НАТО договорились придерживаться принципов, установленных Вашингтонским договором. Страны, желающие присоединиться к Альянсу должны пройти многоступенчатый процесс, включающий политический диалог и военную интеграцию, а также соответствовать определенным требованиям, а именно:

  • решать международные споры мирным путем;
  • демонстрировать преданность принципам верховенства права и прав человека;
  • решать мирным путем межэтнические конфликты и внешние территориальные споры, спорные вопросы внутренней юрисдикции, в соответствии с принципами ОБСЕ и с целью стремление к установлению добрососедских отношений;
  • устанавливать надлежащий демократический и гражданский контроль над своими вооруженными силами;
  • воздерживаться от угрозы силой или применения силы каким-либо образом, не соответствующим целям ООН;
  • способствовать развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов и благодаря содействию укреплению стабильности и благополучия;
  • продолжать оказывать полную поддержку и участвовать в работе Совета евроатлантического партнерства, в программе «Партнерство ради мира» и развития сотрудничества со странами-партнерами, которые не являются членами НАТО;
  • демонстрировать преданность делу укрепления стабильности и благополучия через соблюдение принципов экономической свободы, социальной справедливости и ответственности за охрану окружающей среды;
  • вносить свой вклад военного характера в коллективную оборону и в исполнение новых задач, стоящих перед Альянсом, а также быть готовыми взять на себя обязательства по постепенному совершенствованию своей обороноспособности;
  • должным образом участвовать в работе учреждений НАТО;
  • стремиться к осуществлению стандартизации и достижения оперативной совместимости;
  • создавать через национальную программу необходимую структуру по вопросам планирования и выполнения таких военных бюджетов, соответствующих определенным приоритетам в сфере обороны и предусматривали соответствующие схемы обучения для ознакомления персонала с существующими в НАТО практикой и процедурами с целью подготовки к возможной в будущем участия в работе структур альянса;
  • знакомиться с соответствующими правовыми механизмами и соглашениями, которыми руководствуется НАТО для обеспечения сотрудничества в своей структуре и формальным юридическим процессом, предшествующий членству.

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнерство ради мира ». В этой программе участвуют 22 страны, не являющиеся членами НАТО. Кипр является единственным членом Европейского союза, не участвующим в программе. Турция, не признающая Республику Кипр, препятствует сотрудничеству этого государства с НАТО, поскольку конфликт между турецкой и греческой частями Кипра остаётся нерешённым.

Страна Начало участия
1 Австрия Февраль 1995
2 Азербайджан Май 1994
3 Армения Октябрь 1994
4 Белоруссия Январь 1995
5 Босния и Герцеговина Декабрь 2006
6 Грузия Март 1994
7 Ирландия Декабрь 1999
8 Казахстан Май 1994
9 Киргизия Июнь 1994
10 Македония Ноябрь 1995
11 Мальта Апрель 1995 (до октября 1996); Апрель 2008
12 Молдавия Май 1994
13 Россия Июнь 1994, приостановлено с апреля 2014
14 Сербия Декабрь 2006
15 Таджикистан Февраль 2002
16 Туркмения Май 1994
17 Украина Февраль 1994
18 Узбекистан Июль 1994
19 Финляндия Май 1994
20 Черногория Декабрь 2006
21 Швейцария Декабрь 1996
22 Швеция Май 1994