Урок убранство русской избы. Убранство русской избы – внеклассное мероприятие в начальной школе. Актуализация познавательной активности

Краткосрочный план

Учитель технологии школы- гимназии № 7

Кривоносова Л.А

Дата 15.03.2017 год

Класс 6 «Б»

урока 26

Тема урока: Интерьер жилого дома. Убранство юрты.

Цели урока: Организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера жилого помещения.

Образовательные цели:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков в подборе отделки комнаты обоями, тканями в едином композиционном решении.
Способствовать запоминанию основной терминологии, применяемой при разработке интерьера жилого дома.
Развивающие цели:
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обогащать и систематизировать, ставить и решать проблемы).
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные цели :

Способствовать формированию и развитию эстетических, экологических, экономических качеств личности.
Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.
Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения,
- материалы и приспособления,
- ноутбук,
- мультимедийный проектор.
. Дидактическое обеспечение :
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- учебно-технологическая документация:
- материалы для контроля знаний учащихся:
карточки-задания,
мультимедийный диск с презентацией «Понятие композиции в интерьере жилого дома». «Убранство юрты»
Методы обучения :
1. словесный, наглядный, аудиовизуальный;
2. формирование, закрепление, применение ЗУН;
3. репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
4. объяснительно-побуждающий, исследовательский вне урока;
5. просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, показ, самостоятельная работа с раздаточным материалом по технологической карте, беседа.
Тип урока : урок – практикум.

Межпредметная связь : Изобразительное искусство, черчение, история, английский язык. Казахский язык.

Время

Этапы урока. Формы работы.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

Организационный момент.

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок.

2.Проведения бодрячка

Работа с детьми имеющие барьер в публичном выступление

3. Распределения по группам

Создание коллаборативной среды

1.Приветствует учениц

2.Выбирает ученицу для проведения бодрячка.

Выполняет вместе с учениками.

3. Распределяет учениц по группам. (методом молекулы). Предлагает повторить правила работы в группе.

1.Приветствуют учителя

2.Одна ученица предлагает свою версию проведения бодрячка. Проводит, остальные выполняют

3.Распределяются по группам, распределяют роли, повторяют правила работы в группе.

Ученики смогут сосредоточиться положительно на урок. Будут преодолевать барьеры публичного выступления.

Проверка домашнего задания.

1Демонстрация рисунков

2. Оценивание

Работа с одарёнными детьми

1Предлагает ученицам продемонстрировать свои рисунки «Комната моей мечты»

2. Для оценивания работ учащихся и их оформления, выбирает двух учениц, которые хорошо и отлично справились с данной работой, Озвучивает критерии по которым будут оцениваться работы учениц.

Выставляет отметки в журнал

1Прецентуют свои работы.

2. Помогают оцениванию работ учитель по составленным критериям

Сообщают результаты.

Учащиеся покажут знания по пройдённой теме урока. Научаться использовать критерии оценивания.

Актуализация познавательной активности.

Цель этапа Пробудить, взволновать, заинтересовать, Побудить учеников вспомнить то. что они знают.

1.Беседа по вопросам

Групповая работа

2. Беседа по высказыванию

3.Практическая работа

групповая

1.Предлагает ответить на следующие вопросы

Скажите, кто знает, что такое интерьер?

Что такое композиция?

2.Предлагает к обсуждению высказывание.
Зачитывает на двух языках

«Мой дом - моя крепость» «My house is my castle»
3.Предлагает выполнить задание на английском языке.
Предлагаются каждой группе рисунки мебели, составляющий интерьер комнат. Ученицы должны на английском языке дать название каждому предмету интерьера.

1Отвечают на вопросы

2 Беседуют по высказыванию

Высказывают свое мнение

3. Выполняют задание на английском языке.

Научатся взаимодействовать друг с другом.

С помощью вопросов, высказываний великих людей повысят познавательную активность к уроку.

Обоснование учения

Сообщение темы и цели урока.

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Работа по вопросам.

Индивидуальная.

Предлагает определить тему урока с помощью наводящих вопросов

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Что должны узнать, понять, выделить?

Предлагает заполнить графу в таблице ЗХУ «Хочу узнать»

Определяют тему урока, с помощью наводящих вопросов.

Заполняют графу в таблице «хочу узнать»

Научатся самостоятельно определять тему и цель урока.

Осмысления материала .

Цель этапа ознакомить с новой информацией, анализ информации и определения личного его понимания.

1. Просмотр слайдов параллельно с объяснением учителя

2 Практическая работа.

2. Заключительный этап:

1.Предлагает просмотр слайд- презентации.-Функциональные качества интерьера

-Гигиенические требования .

-Эстетические качества –- Зонирование

-Декорирование

-Убранство юрты

– текемет, сырмак; тканые ковры.
деревянная мебель: кровать (тосекагаш), лари для продуктов и посуды (кебеже), сундуки для вещей (сандык), подставка для постельных принадлежностей (жукаяк), напольная вешалка для одежды (адалбакан).

посуды: для кумыса - саба, торсык, его распития – ожау, шага, тостаган.

2 Практическая работа.

И вот подошли мы с Вами к выполнению практической работы.

- предлагает на рисунке записать предметы убранства юрты на казахском языке

Заключительный этап:

Заполнить графу таблицы ЗХУ «Узнал»

1.Слушаю, смотрят, записывают основные понятия.

Поднимают карточки. Задают вопросы.

Мне не понятно…..?

Мне понятно….

2. Выполняют практическую работу..

3. выполняют взаимооценивание.

Ознакомятся с понятием композиции, зонированием, функциональностью в интерьере.

Научатся применениею полученных знаний на практике) Научатся взаимооцениванию, определению своей степени понимания. Слабоуспевающие ученики, смогут покажут свою значимость на уроке, повысят свою сомооценку.

Рефлексия . Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

    Заполнение листов выхода.

А сейчас мне хочется узнать ваше мнение об уроке.

Закончите предложение:

Самое интересное на уроке было…

Чему я научилась…………………

Что я узнала нового……………

Объяснение оценочных баллов

1.Отвечают на вопросы

2Пределяют своё эмоциональное состояние

Научатся нести ответственность за полученные результаты, видеть свои ошибки и успехи.

Домашняя работа: Выучить основные понятия по теме урока, которые записаны в тетради. Подготовить сообщения о традициях и обрядах гостеприимства казахского народа.

Дата публикации: 31.08.17

План-конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока : «Убранство русской избы»

Класс – 5 общеобразовательный

Цель урока - изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; знакомство обучающихся с традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения русской избы.

Задачи: создать условия для:

  • получения учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомления с традиционным жилищем северных народов; Развития творческой и познавательной активности.
  • формирования практических умений работать в малом коллективе (группе): развития мыслительных навыков учащихся (формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи), познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.
  • воспитания культуры умственного труда, вырабатывания коммуникативных качеств, формированию умения эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.
  • Воспитания любви к Родине и народной культуре.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок творчества

Оборудование и материалы:

Для учителя

  • Схемы – таблицы с изображением элементов русской избы.
  • Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
  • Примеры экстерьеров крестьянского жилища
  • Художественные материалы.
  • Мультимедийный проектор
  • Схемы-карточки для рефлексии
  • Магнитная доска

Зрительный ряд: примеры древних образов в русской избе. Элементы декоративного убранства русской избы.

Литературный ряд : стихи, сказки.

Музыкальный ряд : народные мелодии – лирические, русские народные песни.

Для обучающихся:

  • Бумага формата А4
  • Бумага цветная
  • Гуашевые краски
  • Акварельные краски
  • Кисточки № 2,4,6
  • Пастель
  • Гелевые ручки
  • Карандаш
  • Ластик
  • Баночка для воды
  • Салфетки
  • Ножницы

План урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия эмоционального настроя (Схема 1).
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах.
  5. Физминутка.
  6. Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции.
  7. Оценивание и защита работы « Русская изба»
  8. Рефлексия деятельности
  9. Рефлексия настроения
  10. Рефлексия итогов урока.
  11. Домашнее задание

Ход урока

Класс делится на 4 группы на предыдущем уроке.

I . Организационный момент. (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности) 1 мин.

– Здравствуйте ребята, предлагаю улыбнуться друг другу и сесть. На уроке сегодня все присутствуют? Проверим готовность к уроку. Все готовы?

Давайте рассмотрим ваше рабочее место. Я хочу обратить внимание на таблицу №1, лежащую на столе: перед вами находится изображение окна, раскрасьте, пожалуйста, какой свет вы увидели в вашем окошке, (соответствующий вашему настроению). Слайд 2.

II . Актуализация опорных знаний и мотивация 5 мин.

1). Проверка домашнего задания.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие, да не простое, а виртуальное. А билетами сегодня будут ваши домашние задания. Кто приготовил рисунки, иллюстрации, сообщения?

Обучающие показывают рисунок и делают мини сообщения (по внешним деталям избы) по группам (наличник, лобовая доска, причелина, конек). Ребята! Какие изображены на слайде геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают? - СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ.

Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц, коней и др.)

Слайд 3. Верно, эти солярные знаки вы использовали в работах. Как здорово вы нарисовали, какие красивые у вас получились резные доски, наличники…

А где, ребята, применялись узорчатые доски? Куда их крепили? – правильно к дому…

На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Наша первая остановка: Схема расположения ажурных декоративных элементов на фасаде дома. Слайд 4.

Почему, ребята, нам не удалось заполнить схему декоративных элементов на фасаде дома? – не знаем;

III . Постановка учебной задачи. (4-5 минут) Выявление места и причины затруднения. На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

А что надо сделать? – узнать.

  • – Ребята, давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?
  • Ученик. Мы познакомились со знаками – символами, мотивами орнамента; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении внешних стен дома;
  • ?? познакомиться с расположением и символическим значением украшений.
  • Почему люди украшали свои жилища? – На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Можем решить нашу задачу? – нет.

  • Почему не получается выполнить задание? В чем затруднение?
    • Рефлексия настроения (1 мин.)
    • Рефлексия итогов урока (1 мин.)
    • Домашнее задание (1 мин.): Найти иллюстрации внутреннего убранства избы.

Что нужно рассмотреть? – отдельный дом. Слайд 6. (записали слово - изба)

Слайд 7. На слайде представлены два дома. Сравним их: найдите, в чем сходства и различия?

Правильно, ребята, строящийся дом, как будто еще не одетый, а второй дом украшен резными досками, как будто его нарядили. Наши предки говорили: украшение или убранство … – (это слово тоже стоит записать в список новых слов)

Если 1-ый дом выглядит скучновато, однообразно, то дом украшенный резьбой, сразу становится нарядным и красивым, подчёркивая свою индивидуальность.

Для открытия новых знаний. Слайд 8.

Слайд 9. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? Что надо узнать? – верно! Познакомиться с традиционным жилищем русской избы. Познакомиться с истоками народного искусства; выявить традиции строительства и убранства русской избы;

Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. Определение темы урока.

Как прозвучит тема урока? Верно! «Убранство русской избы» Слайд 10.

К концу урока мы с вами сделаем коллективную работу «Убранство русской избы».

IV . Открытие нового знания. (7-8 минут) Введение в тему. (технология эмоционального погружения)

А где, ребята, мы можем приобрести нужные знания? – конечно, в истории, литературе, МХК… На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

Я предлагаю вам продолжить наше путешествие, где мы познакомимся с традиционным русским жилищем, но, сначала скажите: из чего строят (дом) избу? Строили (рубили) из бревен хвойных пород деревьев. Обычно из сосны, а в некоторых районах и у нас в Забайкалье из лиственницы. Поэтому дом еще называют сруб. Слайд 11.

Сруб – с него начинают строить дом. А каким иструментом дом строили? Правильно, топором! Пила появилась гораздо позже… в

Из века в век, с утра и до утра звучала без конца и без начала Речитативом песня топора на всей Руси великой и крепчала.

Ребята! Обратите внимание, на что ставили сруб? На подставки – бревна. Таким образом, глядя на выстроенный дом, впечатление было, что он стоит на курьих ножках… Похоже?

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется Богу, создавшему Вселенную. И Человек строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Еще говорили: Мой дом – моя крепость. Дом – начало начал . Слайд 12.

Какие же виды домов существовали?

1.Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

2.Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

3.Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г». Слайд 13.

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом? Слайд 14.

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился, словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

Все, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Слайд 15.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы. В этом нам поможет экскурс в литературу: стихотворение Капралова М.В. «Село»: Слайд 16.

За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.

Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла - Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг
?
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.

Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.

Украшает крышу пень
По прозванью охлупень.
Он словно конь иль птица
К солнышку стремится.

Толи терем, толи дом
И светелочка при нем,
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой.

Здесь причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.
Хорошо украшен дом
И от зла обережен.

Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита -
Там подковочка прибита…

*** Тут и сказочке конец,
А кто слушал молодец!

Знакомство с домом – кровом, домом – гнездом– избой.

Дать понятия конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, наличие окон.

физминутка 2 мин

V . Первичное закрепление. (4-5 минут) Слайд 23.

Беседа об убранстве крестьянской избы – символе маленькой Вселенной.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут) Слайд 25.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

Заполняем схему:

Проверяем по шаблону.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 минут)

Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах. 3 минут

Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель русской избы. Вы разделены по группам состоящих из 4 человек, распределите обязанности согласно инструкции Приложение №2. В каждой группе нужно определить роли:

  • Чтеца (краткое изложение информации о домашней работе, выписывает термины)
  • Информатика (работа с рабочей тетрадкой, подготовка рефлексии итогов урока)
  • Художника (ответственный распределитель ролей по художественно выразительному оформлению работы)
  • Докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).

Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:

Ознакомительный (работа информатика)

Творческая работа (работа всех участников)

Исследовательская (выбор подходящих терминов)

Итоговый (защита своей работы)

Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции. 10 минут

Экстерьер избы включает следующие элементы – конь-охлупень , Доска-полотенце , доски-причелины , наличники. Каждая группа выбирает одну из частей экстерьера и выполняет её в любой художественной технике. По этапу выполнения работа вывешивается на стенд и собирается одна полная картина. Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение.

Оценивание и защита работы « Русская изба»

Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. На столе каждой группы расположены три вазы для оценивания. После защиты одной команды члены остальных команд по одному берут карточку (зеленый – отлично, синий – четыре, красный – три) и относят его в вазу защитившейся. Так проходит оценивание.

Молодцы ребята обратите внимание, какая работа получилась у нас. Вывод делает сам преподаватель.

8. Рефлексия деятельности (итог урока) (2 минуты)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Ребята давайте вернемся к нашей схеме №1, в начале урока мы заполнили верхние квадраты, давайте заполним нижние и определим, изменилось ли ваше настроение, поместив нашу схему на доске.

Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют картину мира русской избы.

Давайте подведем итог урока в каждой группе есть информатик который на протяжение урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделится с нами информацией (обучающие сами делают вывод из диктанта и слов терминов урока).

Вопросы для информатиков:

  • из каких предметов быта состоял экстерьер жилища?
  • Как украшен каждый предмет?
  • Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

Ведь и не могло быть иначе.

Это наша культура, которая отражает характер, нравы,

обычаи и традиции нашего народа.

Рефлексия настроения в конце: ребята, нарисуйте в окошке смайлик! (в соответствии с настроением)

Вот и подошёл наш урок концу давайте запишем домашнее задание. Спасибо за плодотворный труд.

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». VII класс.

Тема рассчитана на два урока

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2003.

Вид занятия : Бинарный урок (двойной урок).

Тип урока : Изучение нового материала.

Используемая модель : Модель 1.

Цель урока: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока :

1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII -XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Обеспечение урока :

Для учителя . 1) Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

План урока:

    Орг. часть – 1-2 минуты.

    Сообщить цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.

    Рассказ учителя «Быт крестьян».

    Практическая работа. Рисование интерьера избы.

    Итог 1 урока.

    Работа в цвете.

    Итог 2 урока

I .Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II . Рассказ учителя «Быт крестьян»

рис. 1.Внутренний вид избы.

С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен,ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

рис. 2.

Интерьер избы разделен на зоны:

    При входе в избу, слева расположена русская печь .

рис. 3. Русская печь

Какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом в углу стоят ухваты и деревянная лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью, между стеной и печкой, находилась дверка в голбец. Считалось, что за печкой, над голбцем живет домовой – покровитель семьи.

Пространство около печи служило женской половиной.

рис.4. Красный угол

В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол , красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место – духовный центр дома . В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска в окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол.

В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.

    От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней спал старый хозяин дома.

    Над входом, в полкомнаты под потолком, около печи укрепляли деревянные полати . На полатях спали дети.

    Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).

    Около дверей, напротив печи стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.

рис.5.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

рис. 6.

Во многих северных деревнях Урала сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотрите, какие диковинные кусты расцвели.

III . Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить эскиз карандашом интерьера русской избы.

    Рассматриваются различные виды интерьера избы:

Объяснение о построении интерьера избы на примере разных вариантов.


VI . Повторение с учащимися пройденного материала.

Таким образом, мы подошли к следующему разделу нашей темы «Убранство русской избы». Сейчас все стараются возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять и изучить. И первый вопрос классу:

    Что представляет из себя внешний вид избы?

    Какой основной материал использовался при строительстве избы?

    Какие природные материалы использовались при изготовлении посуды и предметов быта?

    На какие зоны был разделен интерьер избы?

    Какие правила вы применяли при построении интерьера избы?

    Какие загадки и поговорки вы знаете по теме «Русская изба?»

(«Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок)

«Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) ит.д..

II урок.

VII . Продолжение практической части - рисование интерьера в цвете .

Цвет при раскрашивании используются все оттеки коричневого, охры, не ярко желтого. Этапы рисования в цвете:

    Раскрашиваем стены разными оттенками коричневого цвета.

    Раскрашиваем пол и потолок, другим оттенком охры.

    Стекла в окне – серым.

    Мебель – следующим оттенком коричневого.

    Печь можно раскрасить светло-серым, светло- светло-коричневым.

VIII . Выставка детских работ. Анализ .

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

    Что вам хотелось показать в своей работе?

    Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

    Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

    Применяли вы в своих работах законы перспективы?

    Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя . Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

IX . Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.

В конце урока звучит народная музыка.

Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.

Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». VII класс.

Тема рассчитана на два урока

Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2003.

Вид занятия : Бинарный урок (двойной урок).

Тип урока : Изучение нового материала.

Используемая модель : Модель 1.

Цель урока: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока :

1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы.

2. Дать представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков.

3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

Обеспечение урока :

Для учителя . 1) Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

План урока:

    Орг. часть – 1-2 минуты.

    Сообщить цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.

    Рассказ учителя «Быт крестьян».

    Практическая работа. Рисование интерьера избы.

    Итог 1 урока.

    Работа в цвете.

    Итог 2 урока

I .Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II . Рассказ учителя «Быт крестьян»

Рис. 1.Внутренний вид избы.

С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен,ниже потолка, полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

Интерьер избы разделен на зоны:

    При входе в избу, слева расположена русская печь .

рис. 3. Русская печь

Какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.

Рядом в углу стоят ухваты и деревянная лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью, между стеной и печкой, находилась дверка в голбец. Считалось, что за печкой, над голбцем живет домовой – покровитель семьи.

Пространство около печи служило женской половиной.

рис.4. Красный угол

В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол , красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место – духовный центр дома . В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска в окладах, украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол.

В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.

    От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней спал старый хозяин дома.

    Над входом, в полкомнаты под потолком, около печи укрепляли деревянные полати . На полатях спали дети.

    Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).

    Около дверей, напротив печи стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.

рис.5.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

рис. 6.

Во многих северных деревнях Урала сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотрите, какие диковинные кусты расцвели.

III. Практическая работа.

Учащимся предлагается выполнить эскиз карандашом интерьера русской избы.

    Рассматриваются различные виды интерьера избы:

Объяснение о построении интерьера избы на примере разных вариантов.


VI. Повторение с учащимися пройденного материала.

Таким образом, мы подошли к следующему разделу нашей темы «Убранство русской избы». Сейчас все стараются возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять и изучить. И первый вопрос классу:

    Что представляет из себя внешний вид избы?

    Какой основной материал использовался при строительстве избы?

    Какие природные материалы использовались при изготовлении посуды и предметов быта?

    На какие зоны был разделен интерьер избы?

    Какие правила вы применяли при построении интерьера избы?

    Какие загадки и поговорки вы знаете по теме «Русская изба?»

(«Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок)

«Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) ит.д..

VII. Продолжение практической части - рисование интерьера в цвете.

Цвет при раскрашивании используются все оттеки коричневого, охры, не ярко желтого. Этапы рисования в цвете:

    Раскрашиваем стены разными оттенками коричневого цвета.

    Раскрашиваем пол и потолок, другим оттенком охры.

    Стекла в окне – серым.

    Мебель – следующим оттенком коричневого.

    Печь можно раскрасить светло-серым, светло- светло-коричневым.

VIII. Выставка детских работ. Анализ.

Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

    Что вам хотелось показать в своей работе?

    Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?

    Чем представленные работы похожи, чем отличаются?

    Применяли вы в своих работах законы перспективы?

    Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя . Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

IX. Завершение урока и задание на дом.

В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.из замыслов. Связь конструктивных, ...

  • Проведения урока рассказ учащихся об истории строительства русского жилья. Сообщения учащихся о предметах народного быта

    Урок

    ... на пройденные темы и выполнение рисунков – отгадок. Следующий этап урока состоит из загадывания загадок по пройденным темам ... вспомнить русские народные песни, частушки. Дети по желанию исполняют их. ЗАГАДКИ Убранство избы Четыре...

  • Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год (1)

    Рабочая программа

    Мага. 2-3 тема . Убранство русской избы Дом – ... по стилистическому признаку. Декоративное искусство в современном мире. (8 ч) Знакомство на уроках ... Из убранство и интерьер русской избы ...

  • Рабочая программа по изо 5-9 класс 1 час в неделю

    Рабочая программа

    Мире. (7 ч) Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, ... работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим... Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы ...

  • «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
    учителя, мерило его интеллектуального богатства,
    показатель его кругозора и эрудиции».
    Сухомлинский В.А.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний, их закрепление и применение, формирование умений по проектированию и оформлению интерьера.

    Вид урока по форме проведения: комбинированный, нетрадиционный с элементами игры.

    Форма организации деятельности учащихся : совместно-индивидуальная, коллективная, групповая.

    Цель урока:

    Создание условий для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности по созданию проекта жилой зоны в компьютерной программе Астра Конструктор.

    Образовательный аспект:

    • Проверить, обобщить и закрепить знания учащихся по разделу «Мой уютный дом»
    • Способствовать формированию знаний, умений и навыков учащихся проектировать интерьер жилого помещения, используя компьютерные программные средства.

    Развивающий аспект:

    • Совершенствование умений и навыков оформлять интерьер жилого дома, расширить представления учащихся о дизайне и стилях интерьера
    • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

    Воспитательный аспект:

    • Способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства сплоченности и взаимопомощи, ответственности.

    Профориентационные задачи:

    • Развивать представления учащихся о профессиях, связанных с дизайном интерьера: «дизайнер», «стилист»

    Межпредметные связи: ИЗО, литература, история, информатика, экология

    Материально-техническая база: 7 компьютеров, мультимейдийный проектор, магнитофон.

    Дидактическое обеспечение:

    1) учебно-техническая документация: инструкционно-технологические карты для работы в программе Астра конструктор,

    2)материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания, тесты, кроссворды, ребусы, рисунки, эскизы интерьера, карандаши, фломастеры, дидактический материал по разделу: набор штор, эскизов комнатных цветов, обоев, рисунки размещения картин в интерьере; макеты комнат, выполненных учащимися.

    Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ, сообщения учащихся), наглядные (демонстрация, презентация макетов, презентация стилей в программе Power Point), практические (работа на компьютере, по карточкам, зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом.), частично-поисковые.

    Оформление кабинета: папки - раскладки с эскизами интерьеров и вариантами оформления окон, комнат, рисунки учащихся, пословицы, поговорки о доме, на доске рисунок дома с названиями конкурсов, макеты комнат, выполненные учащимися.

    Высказывания на доске:

    1)
    «Лишних вещей не держи в жилище,
    Сразу станет просторней и чище». В. Маяковский

    3) «Домохозяйство – т.е. забота о добром порядке всего домашнего обихода» (В. Даль)

    4)«Жилище – это возможность свободно двигаться, стоять, лежать, наслаждаться прохладой или теплом, отдыхать, погружаться в раздумье… Жилище – возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни: это пространство, необходимое для семейных радостей». Известный архитектор Ле Карбюзье.

    Пословицы:

    «Дом вести – не лапти плести»

    «Мой дом – моя крепость».

    «Дома и стены помогают»

    «Домом жить – не разиня рот ходить».

    «Не дом хозяина красит, а хозяин дом».

    «Домой и кони веселей бегут».

    «Хорошему хозяину и дом мал».

    «Домой придешь, хлеб-соль найдешь».

    «Хозяин лежит – весь дом лежит,

    Хозяин с постели – весь дом на ногах».

    «В своем дому, что хочу, ворочу».

    «Всякий дом хозяином держится».

    «Дом невелик, да лежать не велит».

    «Дома и солома съедома».

    Ход занятия

    I Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку.

    Настрой учащихся на работу

    Сообщение темы и целей урока.

    Актуализация знаний, умений учащихся

    II. Проверка, обобщение и закрепление знаний учащихся по разделу «Мой уютный дом» проходит в виде дидактической игры между двумя командами.

    Вступительное слово учителя:

    Мы рады приветствовать Вас на уроке «Разработка интерьера дома».

    Сегодня мы с вами будем благоустраивать наш дом, который сами и создадим. В ходе игры проверим и закрепим ваши знания по разделу «Мой уютный дом». Оценим ваши умения оформлять жилище, создавать в нем уют, комфорт, расширим ваши знания стилей в оформлении интерьера и создадим проект жилой зоны с помощью специальной компьютерной программы «Астра Конструктор».

    Учитель: Где бы мы ни были, чтобы ни делали - трудимся ли на работе, отдыхаем на природе, едем в поезде, - любое пространство, в которое мы попадаем, на время становится нашим домом. Но каждый раз с радостью возвращаемся в тот единственный уголок, где нам по-настоящему хорошо, где находим все на своих местах, где все привычно, удобно, где можно расслабиться и отдохнуть душой, - в свой ДОМ! Где еще, как не у домашнего очага, можно обрести ощущение надежности, покоя, полноты жизни? И каждому хочется обустроить свое жилище с максимальным комфортом и вкусом, сделать его удобнее, уютнее.

    В основе устройства любого жилья лежат два важных принципа - это создание условий для общения с другими людьми и возможность уединения каждого человека. Это принципы-цели, принципы-идеалы, к которым необходимо стремиться. Идеальна та среда, которая дает возможность удовлетворить это желание. В такой среде человеку хорошо жить, работать, отдыхать. В ней залог здоровья, высокой трудоспособности. Вот и мы сегодня постараемся построить дом, в котором всем будет уютно.

    Перед большим строительством необходимо разделиться на две «строительные» бригады, назначить бригадиров. Правила игры: за каждый правильный ответ один балл.

    Возглавит бригады тот, кто быстрее определит, сколько слов зашифровано в анограмме.

    КРПСТОИНТЕРЬЕР ПВФПОЛ Д

    КУЦШДИЗАЙН ЛДНСВЕТ ЖДЛШ

    ПРОВЦВЕТ ЖДСТИЛЬ РПННГЗЖ

    ФВМОДА РОБОИ ВЖДМЕБЕЛЬ Г

    ЛДШТОРА ХЗЩФАКТУРА ВЛДПН

    Начинает игру бригада, которая быстрее разгадает предложенный ребус (зашифровано слово интерьер)(см. Приложение 1).

    1.Конкурс. Разминка .

    Учитель: Основа дома – крепкий фундамент, для этого вам необходимо дать основные понятия. Вопросы командам.

    • Назовите составляющие квартиры как экосистемы?
    • Назовите виды загрязнений в квартире?
    • Как уменьшить загрязнения в квартире?
    • Что такое интерьер?
    • Назовите основные качества интерьера?
    • Что такое зонирование?
    • Что такое композиция интерьера?
    • O Карточки слабым участникам:

    1) Определить основные качества интерьера.(см. Приложение 2)

    2) Отгадать загадки:

    1. Что в избе не видно? (тепло)
    2. Маленький, пузатенький весь дом стережет. (замок)
    3. Каждый ходит по мне летом и зимой, а ездить нельзя.(лестница )
    4. Дедушка старый - весь белый; лето придет не - не глядят на него, зима настанет - обнимают его. (печь)
    5. Четыре уха, два брюха. (подушка)
    6. И языка нет, а правду скажет.(зеркало )
    7. .(стол)
    8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя собрал.(стол)

    2. Конкурс. «Дома и стены помогают!»

    Учитель: Мы заложили фундамент, а теперь нам необходимо возвести крепкие стены. Давайте, определим, что формирует интерьер жилища.

    На доске возле рисунка дома расположены карточки со словами: мебель, декоративное убранство (посуда, цветы, текстильные материалы, картины, музыкальное оформление), освещение, бытовое оборудование, окраска стен), крыльцо, палисадник, окраска крыши, фасад, размер дома, подвал.

    Ученицы из каждой команды выбирают необходимые составляющие и располагают рядом с домом.

    3. Конкурс. «Да будет свет!» Брейн - ринг.

    Учитель: Прежде чем приступить к оформлению нашей комнаты необходимо позаботиться о световом дизайне квартиры. Свет – это жизнь. Освещение определяет световой климат комнаты, стимулирует работу головного мозга, важно для здоровья глаз, способствует хорошему отдыху. Проектирование системы освещения – один из важнейших моментов при решении образа будущего интерьера. Освещение помещения диктуется назначением. При этом необходимо помнить, что искусственное освещение изменяет цветовой тон предметов интерьера.

    Каждой бригаде задаются по 5 вопросов.

    1. Освещение, создаваемое прямыми солнечными или рассеянными солнечными лучами, называется….(естественным)
    2. Освещение с помощью электрических светильников, называется… (искусственным)
    3. Освещение, которое равномерно наполняет все пространство светом (общее)
    4. Освещение, которое освещает одну функциональную зону или рабочую плоскость (местное)
    5. Сочетание общего и местного освещения (комбинированное)
    6. Освещение, подчеркивающее какой-либо элемент интерьера (экспозиционно-акцентирующее, направленное)
    7. Какое освещение в ваших квартирах?(комбинированное)
    8. Какое освещение считается лучшим ?(Естественное)
    9. Освещение, которое подчеркивает общий эстетический замысел и выполняется из цветного стекла, пластмассы, керамики, со светотеневыми эффектами (декоративное)
    10. Для ориентации в помещении в ночное время, дающие минимальный уровень освещенности. (Светильники-ночники)

    O Карточки слабым ученикам:

    Назовите по рисункам виды освещения. В какой жилой зоне можно использовать этот вид освещения. (Ученикам предложены картинки с изображением различного освещения).(см. Приложение 3 )

    4. Конкурс. «Радуга в доме»

    Учитель: Итак, свет в дом мы провели. Теперь необходимо выбрать цветовую гамму помещения. Цвет активно воздействует на эмоции человека. Цветом можно выделить или, наоборот, нейтрализовать отдельные элементы интерьера, создать мягкий фон для других элементов. Назовите основные свойства цвета? Как правильно подобрать краску для пола, стен, потолка? В зависимости от чего подбирается цветовая гамма помещения?

    Задание командам: Командам выдаются одинаковые карточки-задания с черно-белым изображением комнаты. Задача заключается в нахождении цветового решения с учетом ориентации окон на одну из сторон света и назначением помещения. После окончания работы представители защищают свой проект. (см. Приложение 4 )

    O Карточки слабым участникам: каждой ученице эскиз интерьера в цвете – определить сторону света, на которую ориентированы комнаты, и аргументировать свой выбор.

    5. Конкурс капитанов. «Что нам стоит дом построить? »

    Учитель: Мы часто недовольны размером помещения, в котором живем, то дом слишком мал, то огромен. Как использовать прием оптического обмана, чтобы достичь желаемого. Зрительно увеличить помещение помогут: зеркала, обои светлых и бледных тонов, столы и полки из прозрачного стекла, одинаковый свет стен и шкафов, складная мебель и т.д. А ваши предложения?

    Задание: На доске нарисован прямоугольник, поделенный на две части, каждая комната имеет свой недостаток. Капитанам предложены карточки с набором словосочетаний, учащиеся должны выбрать для своей половины и добавить свои варианты.

    Словосочетания:

    • Светлая окраска (с)
    • Обои с вертикальным узором(с)
    • Обои с горизонтальным рисунком (ю)
    • Рисунок мелкий (с)
    • Темная окраска стен (ю)
    • Потолок светлее, чем стены (с)
    • Потолок темнее, чем стены (ю)
    • Рисунок обоев крупный.(ю)
    • Шторы, драпировка в холодных тонах (ю)
    • Шторы, драпировка в теплых тонах (с)
    • Мебель массивная (ю)
    • Мебель небольшая (с)

    O Задание слабым ученикам: Подобрать из представленной коллекции обоев и набора занавесей для комнаты своей команды цветовую гамму обоев и дизайн штор.

    6. Конкурс. «Найдите ошибки»

    Учитель: Но не всегда получается все сразу хорошо, у нас нет здесь стилистов, и поэтому в этих эскизах были допущены ошибки. Какие?

    Задание: Ученицам предлагаются одинаковые эскизы интерьеров жилых комнат, выполненные с ошибками в стилевом решении. Дается время на обсуждение, после чего представители команд начинают называть по очереди обнаруженные недочеты и дополнения. (см. Приложение 5 )

    Вопросы командам:

    1)Что необходимо учитывать при расстановке мебели?

    2)Назовите основные правила группировки мебели.

    O Задание слабым ученикам:

    Определить способы расстановки мебели по картинкам. (У учениц рисунки расстановки мебели и карточки с названием видов расстановки мебели). (см. Приложение 6)

    7. Конкурс. «Черный ящик»

    Учитель: С обоями мы разобрались, мебель расставили, теперь приступим к самому любимому делу хозяйки, это оформление квартиры. Чем можно украсить наш дом, создать в нем неповторимый уют и комфорт?

    Ученицы перечисляют: ме6ель, декоративные ткани, цветы, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.

    Учитель: Что такое декоративные ткани ? У меня в ящике набор тканей для оформления квартиры. По описанию вы должны назвать ткань.

    1. Занавеси из не просвечивающихся тканей. Они бывают подъемными и раздвижными. (шторы )
    2. Занавеси из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, сетки, кружева. Для рассеивания солнечного света. (гардины)
    3. Занавеси на двери из не просвечивающейся плотной ткани? (портьера)
    4. Верхняя декоративная часть, широкая оборка, форма которой соответствует стилю занавесок? Закрывает механизм на котором подвешена штора.(ламбрекен)
    5. Украшающие детали по краям штор. (Джаботы)
    6. Как называется ряд пластин, соединенных между собой так, что они способны открываться, пропуская солнечный свет, и закрываться, изолируя комнату от улицы? (жалюзи).

    O Карточки слабым ученикам: Виды драпировки (см. Приложение 7)

    7. Конкурс. «Сам себе дизайнер »

    Учитель: каждая квартира должна быть в достойном обрамлении. Центром интерьера всей квартиры может быть любой составляющий компонент: свет, отделочные материалы, цвет, драпировка, различные предметы. Что является основой дизайна у таких известных интерьеров: «Мраморный зал», «Янтарная комната», «Белый зал», «Зеркальная комната»?

    Тяжелые ковры, лениво заползающие то на соседнюю стену, то и вовсе на потолок, стенки с выставкой хрусталя давно уже устарели. Стены современных квартир теперь украшают стильные картины, фотографии в изящных рамках, зеленые любимцы, радующие и согревающие душу зимой. А попробуйте вы со вкусом оформить вашу комнату.

    Вопросы по комнатному цветоводству.

    1) Назовите виды комнатных растений
    2) Назовите приемы ухода за комнатными растениями
    3) Назовите способы размещений растений в интерьере
    4) Задание командам: Вам даны набор цветов и «окно», расставить цветы в интерьере, объяснить, как называется этот способ размещения цветов. (Наглядный материал: «Окно» - эскиз комнаты с большим окном, выполненный в перспективе на большом картоне, (картон покрыт обоями). Набор цветов – нарисованные и вырезанные композиции комнатных цветов, одиночные растения, садики и т.д.)

    O Задание слабым ученикам: Развесьте картины в квартире: Раздать изображения типов размещения картин в интерьере – ученики должны дать название видам размещения. (рама к раме, центральное расположение, четкий прямоугольник, единая рама – единый размер, уравнивание по верхней или нижней линии . (Приложение 8 )

    Подведение итогов проверки знаний по разделу «Мой уютный дом» сопровождается показом слайдов с 1 по 7-й, презентации «Интерьер жилища» (диск CD-ROM). На первой части урока мы проверили ваши знания и умения по разделу «Мой уютный дом», повторили основные понятия: «интерьер», «композиция интерьера», определили составляющие интерьера, назвали основные приемы оформления интерьера жилого помещения.

    Объяснение нового материала.

    Учитель: Есть такой исторический анекдот. Архитектор спрашивает богатого купца: «В какой «манере» (то есть стиле) вам оформить жилище?», а купец самодовольно отвечает: «Давай во всех, денег хватит!» Сегодня мало кто хочет быть похожим на невежественного купца. Мы стремимся превратить свое жилье пусть в маленький, но особый мир, в котором чувствовали бы себя наиболее комфортно. Так что такое дизайн, стиль?

    Все детали интерьера, их форма, отделка, цветовое решение должны гармонично сочетаться и служить оптимизации условий труда и отдыха. Одно из важнейших правил композиционного построения: в интерьерную композицию не должно входить более трех форм, трех фактур и трех цветов, иначе создается перенасыщенность и пестрота.

    Основной профессией на стадии проектирования жилых помещений, офиса является дизайнер, стилист. Он разрабатывает и предлагает несколько решений с учетом планировки здания, расположения по частям света, возможностей, направлений моды. Проект должен отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и предусматривать системы эффективного искусственного освещения, кондиционирования воздуха, звуко- и теплоизоляции.

    Квартира должна соответствовать характеру хозяина: его привычкам, мировоззрению. Жилье может быть выдержано в каком-либо одном традиционном направлении или представлять собой смешение стилей: главное, чтобы в дизайне интерьера прослеживалась общая линия, а отдельные декоративные элементы гармонично сочетались между собой.

    Сообщения учащихся о видах стилей. Сопровождаются презентацией слайдов с 10 по 22.

    Основные стили в интерьере:

    1. Готический – стиль средних веков. Характеризуется огромными окнами, многоцветными витражами, световыми эффектами. Гигантские ажурные башни, подчеркнутый вертикализм всех элементов.
    2. Барокко (XVII – н.XVIII) стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Причудливая игра образов в интерьерах сравнима со сложностью настроения морской раковины-барокко, в честь которой он был назван.
    3. Романтика – загадочный Египет, аскетичное средневековье, изящный Лувр. В таком интерьере четко просматривается претензия на нестандартное мышление и интеллектуальность хозяина.
    4. Классицизм (XVIII - начало XIX вв.). Классицизм заимствовал спокойствие и утонченность у прекрасного прошлого Эллады. Характеризует простота, естественность форм и соблюдение принципа пропорциональности. «Английскую классику» отличает торжественность, массивность и тяжеловесность (лучше использовать в просторных квартирах с высокими потолками. «Греко-римская классика» тяготеет к естественным формам и может стать удачным решением практически для любой квартиры. В дизайне интерьеров богатство и величие.
    5. Авангард – современный стиль можно рекомендовать людям, молодым душой. Для авангарда характерно использование в отделке новейших материалов. Мебель при максимальной функциональности, как правило, имеет экстравагантную, нетрадиционную форму. Особенно хорошо в таком интерьере смотрится бытовая электроника. Этот стиль лишен «скромного обаяния» и подходит людям открытым, эмоциональным, динамичным.
    6. Кантри - светлый, всячески приближен к деревенскому. В дизайне мебели и отделке помещений используются исключительно натуральные материалы: дерево, камень и т.д. В нем проглядывается ностальгия горожанина, задавленного бешеным темпом жизни и утомленного работой в офисе, по «незатейливой» сельской обстановке. Плетеная мебель, ситец, пестрые узоры…
    7. Народный стиль – китайские, африканские, японские или американские мотивы, как и прочая экзотика в оформлении жилища, будоражат воображение и переносят нас в другую историческую эпоху, в другую жизнь. Легче всего оформить дом в том или ином народном стиле, используя текстиль и аксессуары: посуду, ширмы, мелкую мебель, светильники, зеркала… При минимуме затрат вы сможете добиться максимального эффекта.
    8. Евростандарт – подобные интерьеры весьма демократичны и популярны во всем мире, поэтому часто их относят к интернациональному стилю. Пропорции здесь имеют более важное значение, чем декоративные элементы, а вся обстановка ограничивается подвижными предметами мебели простых конструкций.
    9. К такому типу оформления близок и минимализм, название которого говорит само за себя: меньше – значит лучше! Для владельцев маленьких квартир это наиболее приемлемый вариант.
    10. Хай – тек - способ формирования среды из технических деталей и использование последних достижений в области материалов. Когда вы входите в квартиру, оформленную подобным образом, это производит впечатление: кажется, что за одно мгновение вы переместились в далекое будущее.
    11. Техно - очень популярный стиль в диско-клубах, ресторанах и т.д. Техно сочетает в себе все возможности современных технологий и особую атмосферу световых эффектов. В отделке обязательно присутствует металл, стекло. Стиль, впитавший в себя всю яркость и экстремальный блеск шоу 80-х гг.
    12. Ретро – стиль ностальгии, по прошлому. Кусочек быта из 60-х годов: стилизованная под историзм современная мебель, простота и непритязательность линий…. Мало вещей.

    Учитель: А как обстояло дело с оформлением интерьера на Руси?

    Ученик: Русский дом простейшего типа состоял из жилой клети и небольших сеней. В русской избе все было продумано и предусмотрено с точки зрения экономичности и простоты постройки, удобства и элементарной гигиены. Основой интерьера была печь. Замкнутое пространство избы делилось на бытовую, рабочую и обрядовую, культовую зону. В одном из углов на деревянный помост (опечек) ставили глинобитную печь, около которой устраивали дощатый короб (голбец). Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Она кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на этой печи, недаром говорили: «Печь краса – в доме чудеса!». Пространство около печи служило женской половиной.

    В наиболее освещенном (красном) углу, расположенном по диагонали от печи, находились божница и обеденный стол. В этом углу происходили важные события в жизни семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол. Против устья печи крепился к стене стол-шкаф для приготовления пищи и хранения посуды. Вдоль гладко вытесанных стен размещались врубленные в них лавки. Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати. На них спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе. Освещалось помещение двумя восковыми и одним косящатым (красным) окном. Мебель отличалась сравнительной грузностью: массивные столы, неподвижные и переносные лавки (скамьи) на резных ножках, сундуки, окованные железными полосами. Лавки нередко использовались как кровати. По полу тянулись домотканые половики. Стены украшались расшитыми рушниками.

    Учитель: Мы познакомились с некоторыми видами стилей в оформлении интерьера, а их очень много. Эти знания пригодятся вам при оформлении вашего будущего дома, вы выберите тот стиль, который будет вам по вкусу.

    Проверка домашнего задания: вы создали макет комнаты, используя разные материалы и должны представить его. Макет – это объемное изображение внешнего вида объекта с соблюдением пропорций между отдельными элементами. Макет изготовляется для того, чтобы еще до начала строительства проверить замысел архитектора, проектировщика, дизайнера, стилиста. В качестве материалов для изготовления макетов служат различные материалы.

    Выставка макетов школьников. Презентация макетов учащихся.

    Практическая работа.

    1. Вводный инструктаж учителя:

    Тема практической работы «Проектирование комнаты в программе «Астра конструктор мебели».

    Сегодня мы строили дом в ходе игры, защищали макет комнаты, а теперь создадим проект жилой зоны: кухни или офиса на компьютере в программе Астра Конструктор мебели. Эта программа каталог, предлагающая набор мебели, бытовой техники, оборудования, отделочных материалов, цветов. Инструкционные карты помогут вам работать в этой программе.

    2. Ознакомление с программой, технологическими картами.

    3. Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.

    4. Инструктаж по технике безопасности.

    5. Самостоятельная работа учащихся по картам. Пока ученицы выполняют задание, звучит классическая музыка.

    6. Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

    7. Целевые обходы (инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом. Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций).

    8. Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения самостоятельной работы учащимися, разбор типичных ошибок, вскрытия причин допущенных учащимися ошибок.

    9. Подведение итогов урока:

    Просмотр выполненных проектов, анализ учебно-творческого процесса. Выставление оценок.

    Заключительное слово учителя: Сегодня, на занятии вы показали ваши знания и умения по оформлению интерьера жилого помещения, научились проектировать комнату на компьютере. Где могут пригодиться полученные знания? Есть такая поговорка «Настоящий мужчина должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына». Но построить то он построит, а кто будет обустраивать, обставлять этот дом? Конечно же, женщина, именно она внесет в новый дом частицу своей души, тепла и света, будет делать все, чтобы каждый член семьи торопился домой. А, приходя, говорил: «Как дома хорошо!».

    Рекомендации учителям технологии: Программа Астра Конструктор (дизайн мебели) может быть использована в 5-м классе при изучении раздела «Культура дома», в 8-м и 9-м - «Графика», в 9-10 - «Художественное конструирование». Ее использование значительно повышает эффективность этих занятий, экономится время для проведения практических работ, расширяются возможности учащихся для проявления творческих способностей. Программа имеет два режима работы: конструирование и дизайн. В первом выполняется собственно проект интерьера, а во втором - создание новой мебели. Значит, ее могут использовать учителя технического труда, рисования, черчения.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5,6,7,8,9 классы. Пособия для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.
    2. Базанова Т.А. Учу школьников оформлять интерьер.//Школа и производство. – 2001. - №7. – с.61.
    3. Лонтковская Р. Уют и комфорт в вашей квартире. М.: Мир книги, 2003. – 352с.
    4. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. Метод.пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
    5. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 классы /Сост. Л.В. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. (методическая библиотека).
    6. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобраз.учреждений. – 2-е изд., / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана – Графф, 2004. – 192.)
    7. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразоват. школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана – Графф, 1997. – 256с.
    8. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразоват. школы. / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина и др.; под ред В.Д. Симоненко – М.: «Вентана – Графф, 2000. – 240с.
    9. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразоват. школы. / В.Д. Симоненко, О.В. Табарчак, Н.В. Синица и др.; Под ред В.Д. Симоненко – М.: «Вентана – Графф, 1999. – 240с.
    10. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразоват. школы. / Под ред В.Д. Симоненко – М.: «Вентана – Графф, 2000– 288с.
    11. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, Очинин О.П., Матяш Н.В. – М.: «Вентана – Графф, 2001–192с.
    12. Научно-теоретический, методический и организационно-педагогический журнал «Школа и производство».№ 4/2000, №3/1999