Британский музей черное зеркало доктора ди. Английский математик и алхимик джон ди и посещавшие его "ангелы". К сожалению, у самого Ди видение посредством «камня ангела» получалось далеко не всегда. И потому он стал прибегать к помощи более способных к яс

Кто же такой этот легендарный доктор Ди, «магическое наследство» которого до сих пор будоражит воображение? О, это на самом деле была выдающаяся личность, о которой с трепетом и уважением говорят знающие люди и по сей день.

На рубеже XVI–XVII веков слава об этом учёном англичанине, подписывавшемся странным «Voo», распространилась по всей Европе. Дошла она даже до России, и его, в качестве научного советника, приглашал к себе русский царь; обещал огромное жалованье, роскошный дом и должность, которая сделала бы учёного, как было сказано в царском письме, «одним из наиболее значительных людей в России». Но по известным только ему причинам Джон Ди от столь заманчивого предложения отказался, как, впрочем, и от других, не менее лестных.

Итак, что же это был за человек, которого жаждали видеть при своём дворе монархи самых разных стран?

Он родился в Уэльсе в семье придворного офицера короля Генриха VIII. В пятнадцатилетнем возрасте поступил в колледж Святого Иоанна в Кембридже, а затем продолжил образование в Голландии и Бельгии. Будучи ещё юношей, этот современник Нострадамуса уже учил геометрии самого Карла V, императора Священной Римской империи, а в возрасте двадцати трёх лет читал свои знаменитые лекции по математике в Париже.

Блистательный математик и астроном, крупнейший естествоиспытатель, знаток классической филологии и языков, рьяный собиратель и спаситель старинных рукописей, владелец одной из крупнейших в Европе личных библиотек, выдающийся философ , «идейный отец розенкрейцерства», провидец, человек, способный спать лишь два часа в сутки, - вот лишь неполный перечень качеств этой загадочной личности.

Доктор Джон Ди королевский астролог

Когда Ди вернулся в родную Англию, ему не было и тридцати, но он уже слыл авторитетным учёным, и Мария I Тюдор назначила его королевским астрологом. Она только что взошла на престол и была в расцвете сил, но «доктор Ди» какими-то только ему ведомыми способами узнал, что править ей недолго: она скоро умрёт, не оставив наследника.

В беседе с Елизаветой, сводной сестрой королевы, Ди поделился своими соображениями и предсказал этой девушке, находящейся в немилости, в скором будущем: королевский трон. Двор кишел интригами, и о столь крамольных предсказаниях шпионы тотчас донесли королеве. Расправа была короткой: астролога бросили в тюрьму «за попытку подчинить жизнь монарха магии».

Два года провёл учёный в заточении. И всё же его предсказание сбылось: Елизавета вскоре взошла на трон. Безгранично доверявшая молодому учёному, она сразу же назначила его опять-таки королевским астрологом и даже дату своей коронации - 14 января 1559 года - выбрала в соответствии с его расчётами.

Судя по всему, совет доктора Ди был точен: почти полувековое правление Елизаветы I было на редкость успешным. Оно сопровождалось расцветом искусств и науки, расширением торговых связей и географическими открытиями. И по сей день среди историков существует устойчивое мнение, что «Елизаветинский ренессанс» во многом обязан именно Джону Ди.

Реформы ученого Джона Ди

Елизавета тоже не оставалась в долгу. Она предоставила Джону Ди самые широкие возможности для научной деятельности. Пользуясь личным покровительством королевы, Ди немало сделал для своей родины. Изобретатель механических роботов и телескопа, он стоял у истоков науки морской навигации и применения в английской армии биноклей и подзорных труб. Одним из первых он предложил использовать солнечную энергию, сфокусированную с помощью огромного зеркала.

Джон Ди принимал участие во многих научных реформах.

  • Григорианского календаря
  • Учебника географии
  • Предложил идею начального меридиана, известного сегодня как Гринвичский

Таков был масштаб этой незаурядной личности.

Магия в жизни Джона Ди

Но при такой кипучей деятельности Джон Ди жил ещё одной - тайной - жизнью, о содержании которой мы можем лишь частично догадываться по сохранившимся личному и «спиритическому» дневникам, да ещё - по автобиографическим трактатам. Вчитываясь в их строки, мы с полным основанием можем назвать мировоззрение этого замечательного человека причудливой смесью мистицизма и самой передовой, по тем временам, науки.

Судите сами: наравне с сугубо научной и практической деятельностью он очень серьёзно относился к оккультной философии и магии - как к мировоззрению, помогающему проникнуть в тайны бытия. Его фундаментальный философский труд «Иероглифическая монада» (Антверпен, 1564), по мнению исследователей тайных обществ и герметических учений, стал фактически идейной основой будущего розенкрейцерства.



Можно утверждать, что большую часть своего времени Джон Ди отдавал тайным наукам: кабалистике нумерологии, алхимии, астрологии, а также гаданию. Уделял он внимание и изучению свойств зеркал. Об этой области его исследований известно очень мало, и о достижениях Ди мы можем судить только по его же скупым записям (например, по такой:

Нетрудно изготовить зеркало, которое силой солнца, даже скрытого облаками, превращает в пепел все разновидности камня и металла.

) или по свидетельствам современников, которые утверждали, что в доме Джона Ди была какая-то камера для «зеркальных видений».

Магические кристаллы и зеркала Джона Ди

И всё же чуть ли не главным увлечением всей жизни доктора Ди было изучение «магических » свойств кристаллов и искусство предсказаний с их помощью - кристалломантия.

Среди любопытных подробностей о различных магических кристаллах Джона Ди сохранились сведения о перстне с бериллом, в котором Ди мог вызывать образные видения не только у себя, но и у присутствующих. Предполагают, что кристалл в перстне был огранён особым способом, известным лишь самому Ди, - тем самым, о котором он намекает в своей знаменитой «Иероглифической монаде»:

Гранильщик бериллов сможет с высочайшей точностью узреть в кристаллической пластине всё, что только есть на земле и в воде в подлунном мире…

История знаменитого перстня, прослеживается до 1842 года, когда он был продан на аукционе таинственному незнакомцу. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Видное место среди «магических кристаллов » Джона Ди занимало зеркало из полированного обсидиана (вулканического стекла), привезённое испанцами из далёкой Мексики. Судя по всему, это была настоящая реликвия, которую ацтеки некогда использовали для того же, что и Джон Ди, - для прорицаний. В пользу этой версии говорит, например, такой любопытный факт: имя всевидящего и всезнающего Тескатлипоки - бога вулканов и вулканического стекла обсидиана - в переводе обозначает «дымящееся зеркало».

Свойства обсидианового зеркала ацтеков были столь необычны, что сама Елизавета приезжала домой к своему учителю, чтобы познакомиться с этим магическим инструментом. По всей видимости, зеркало и на самом деле стоило такого внимания.

Сохранились записи того времени, рассказывающие, что не расстававшийся с этим зеркалом Джон Ди наблюдал в нём за событиями, происходившими от него на больших расстояниях. Например, за тем, как подстрекаемая завистниками чернь сожгла его «колдовской» дом с уникальной коллекцией старинных манускриптов, редкостей и камерой для «зеркальных видений».

Стоически перенося утраты и гонения учёной и религиозной братии, Джон Ди никогда не терял интерес к своим исследованиям и всю жизнь продолжал эксперименты с магическими кристаллами и зеркалами. То и дело вглядываясь в их таинственные глубины, Ди иногда видел в них нечто, о чём мы можем только догадываться. Так, особо ему запомнился день 25 мая 1581 года; о нём осталась даже короткая дневниковая запись:

«Я долго вглядывался в кристалл - и наконец увидел». Что так потрясло Джона Ди, мы не знаем, но, может, именно об этом он писал в другом месте: «Это я искал многие годы, в разных землях, далёких и близких; я прочитал множество книг и выучил множество языков, я общался с разными людьми, я много трудился, чтобы увидеть хотя бы лучик истинного знания… Увидев это, я осознал, что мудрость не может быть достигнута усилиями человека, но лишь по Твоей воле (о Господь)».

Прошло полтора года, и в жизни Джона Ди произошло событие, исключительное по своим последствиям: он получил подарок от неземных существ.



Это случилось в ноябре 1582 года. Во время вечерней молитвы, на фоне окна, в лучах заката, к нему «во всём величии» неожиданно явилось окружённое сиянием сверхъестественное существо - ребёнок, которого Джон Ди впоследствии называл ангелом Уриэлем - «духом света». О чём они говорили, осталось тайной, однако известно, что «ангел» подарил учёному магический кристалл «величиной с яйцо, прозрачный и переливающийся всеми цветами радуги». Как пишет сам Ди, явившийся тут же его взору архангел Михаил с огненным мечом приказал:

«Иди и возьми его, но пусть более ни одна живая душа не прикоснётся к нему».

К сожалению, у самого Ди видение посредством «камня ангела» получалось далеко не всегда, и потому он стал прибегать к помощи более способных к ясновидению помощников. Те, вглядываясь в кристалл, сообщали учёному всё, что видели в нём, а Ди скрупулёзно записывал. О том, как всё происходило, рассказывал один из таких помощников, Эдвард Келли:

В середине камня находится маленькое круглое подобие вспышки света, которая кажется похожей на шар диаметром в тридцать дюймов или около того.

Келли утверждал, что в блестящей сфере можно было наблюдать каких-то «духовных существ», которые сообщали для Ди весьма разнообразные сведения.

В течение всей оставшейся жизни - более четверти века - Ди не расставался с этим подарком. И тому были серьёзные причины. Судя по дошедшим до нас сведениям, с помощью этого магического кристалла учёный мог не только проникать в другие миры, но и заглядывать в будущее.

Ангельский язык Еноха

По словам самого Джона Ди, от разумных существ нечеловеческой природы - девочки-эльфа по имени Мадина и «ангелов» с именами Аве и Рафаэль - он научился и загадочному языку. Произошло это после того, как однажды «ангелы» показали ему в кристалле какую-то таблицу с буквами, числами и символами.



Это был очень странный алфавит, записи с помощью которого до сих пор вызывают живейший интерес исследователей. Ведь это самое удивительное изобретение Джона Ди, по существу, было первым известным в истории искусственным языком (а может, первым известным языком внеземных цивилизаций?). Сам Ди называл его енохическим - языком Еноха, на котором «говорят ангелы и обитатели Эдемского сада».

Сегодняшние учёные считают его абсолютно завершённой системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык.

До нас дошли фрагменты записей, сделанных Джоном Ди на этом таинственном языке. Исследователей поражает то, что они содержат математические знания, уровень которых значительно превышал существовавший в то время. Контакты с «ангелами» продолжались несколько лет, и всё это время Джон Ди получал от них удивительные для того времени знания.



Самое поразительное, что этот волшебный камень не пропал, как это часто бывает с легендарными реликвиями. За четыре столетия он прошёл через руки разных людей и сейчас хранится в Британском музее. Администрация не разрешает посторонним лицам ни пользоваться им, ни исследовать его…

С алхимией связаны легенды о странном волшебном зеркале, с помощью которого можно было видеть события на большом расстоянии, а также прошлое и будущее. В Южной Чехии, на Шумаве, такое зеркало называется «черным» или «земным». Самые старые стекольные заводы находились именно здесь, где для стекловаренных печей было достаточно букового дерева и кремниевого песка. Зеркало, изготовленное из песка и минералов, добытых из утроб Земли, называлось земным. Кто умел обращаться с таким зеркалом, мог знать обо всем...

В шумавских сказках, например, бедный подмастерье нашел в старом сундуке земное зеркало, с помощью которого навел справедливость, разбогател и сделал любимой девушке предложение. А зеркало вернулось в землю, из которой оно возникло.

Все это выглядит как фольклор. Однако о земном зеркале упоминают и серьезные исторические источники, большинство из которых повествуют об алхимиках эпохи правления Рудольфа II, среди которых был англичанин Джон Ди.

Джон Ди (1527-1609), английский ренессансный алхимик, оккультист и маг, вместе со своим коллегой Эдвардом Келли (1555-1597) прибыл на пражский двор Рудольфа II.

Келли тут пережил много приключений и авантюр, став настолько популярным, что его персонаж появился в фильме «Cisaruv pekar». Ди отличался более тихим характером, и даже было подозрение, что он шпионил при дворе Рудольфа в пользу Англии.

Это была подозрительная пара для того времени, охваченного тайными науками. Ди мечтал о беседах с демонами, которые по непонятным причинам предпочли общение с Келли. При этом они не забывали и о Ди, приказав ученым поменяться супругами. С помощью Келли Ди составил руководство по общению с духами.

Именно из пребывания в Праге этих своеобразных англичан исходят первые конкретные сведения о земном зеркале. Вероятно, это был шлифованный оникс (согласно другим источникам - антрацит) размером с ладонь, вставленный в обрамление. Ди привез его в Прагу из Англии. Называл его Speculum (лат. «зеркало»), или просто Mirror. Владелец зеркала с его помощью мог слышать чужие разговоры и видеть на расстоянии.

Откуда это зеркало появилось у Ди, неизвестно. Некоторые источники намекают, что загадочный предмет мог принадлежать какой-нибудь американской доколумбовой цивилизации, а в Англию попал окольным путем через Испанию. В мифологии майи и ацтеков говорится о предметах с такими же свойствами - дымящемся, или огненном зеркале. Происхождение из Нового света может указывать и следующая легенда, согласно которой нечто подобное волшебному зеркалу было у известного английского пирата, позже адмирала и победителя испанцев сэра Френсиса Дрейка (1540-1596). У этого соотечественника и современника Ди и Келли якобы было зеркало, указывающее положение кораблей противника.


У «сухопутного» чародея Ди с морским пиратом Дрейком общего может быть больше, чем кажется на первый взгляд. Как и многие ренессансные ученые, Джон Ди хорошо знал историю, географию и астрономию. Оставил после себя сочинения, посвященные морским плаваниям и открытиям, а некоторые командиры обучались у него методам астрономической навигации и составлению карт.

Ди входил в состав королевского совета, отправившего в плавание Дрейка и его команду.

Действительность или совпадение? Существует также мнение, что зеркало было у самого Роджера Бэкона - средневекового монаха, который в своих сочинениях описывал самолеты, автомобили, подводные лодки.

След теряется в 20-м веке.

Пребывание этой пары в Праге представляло собой серию скандалов, которые надоели и довольно толерантному императору Рудольфу II. Осторожный Ди успел вовремя удалиться, и после краткого пребывания в имениях Рожмберков на юге Чехии вернуться в Англию. А от самонадеянного Келли Фортуна явно отвернулась. Был арестован, после нескольких неудачных попыток к бегству закончил свою жизнь в тюрьме.

В это время следы земного зеркала исчезают, но ненадолго. Вероятно, оно не уехало со своим владельцем, а осталось в Чехии.

Когда Ди пришлось покинуть императорский двор, его взял к себе Вилем из Рожмберка, пламенный поклонник алхимии. Он устроил английского ученого в своем поместье, обеспечив ему условия для продолжения эзотерических исследований. В марте 1587 года Ди со своей женой приехал в Тршебонь и некоторое время занимался там своей практикой. У Вилема закончилось терпение, и в 1589 году он избавился от Ди, который вернулся в родную Англию. Многое свидетельствует, что его черное зеркало осталось в Чехии.

Следы этого странного предмета после Ди ненадолго исчезают.

Снова появляются на юге Чехии в Крумлове, где зеркало изображено на стене Маскарадного зала в здешнем замке. Один из персонажей держит предмет, который мог бы быть земным зеркалом.

Крумлов с 1601 года был в собственности Рудольфа II. Император мог получить зеркало от Ди или от Келли, либо приказать конфисковать его у них. Возможно, не зная, что делать с зеркалом, император разочаровано оставил его в Крумлове.

Также вероятно, что земное зеркало в Южную Чехию привез сам Ди, и тогда его каким-то образом лишился. До императора Крумловом владели Рожмберки, включая Вилема. Его последователь Петр Вок вынужден был продать город из-за долгов. Интересно, что в Крумлове была своя алхимическая традиция. Лабораторией руководил известный создатель прудов Якуб Крчин.

Есть еще немало вариантов, как зеркало, или хотя бы представления о его способностях, попало в Южную Чехию. Ди и Келли некоторое время пребывали в Тршебони, где продемонстрировали свои популярные номера. Возможно, в их число входила и манипуляция со шлифованным черным камнем, которая произвела впечатление на зрителей. Напрашивается связь Тршебони с гениальным строителем прудов Крчином.

В любом случае удивительный предмет оставил свой след на юге Чехии. Согласно местных легенд зеркало наследовали из поколения в поколение в мещанской семье Вимперка, который принадлежал Рожмберкам. Вместе с зеркалом передавались и указания, как с ним обращаться, чтобы оно правильно работало. В связи с этим периодом возникло несколько местных сказок с зеркалом в главной роли.

Последние сведения об этом предмете датируются началом 20 века. Тогда зеркало принадлежало местному шорнику из Вимперка. История этого загадочного предмета достаточно долгая - около 300 лет от появления в Праге до последних легенд на Шумаве.

Одно черное зеркало существует и в наше время. Оно изготовлено из черного шлифованного обсидиана происхождением от инков. Выставлено в Британском музее, сотрудники которого предполагают, что зеркало вполне могло принадлежать Джону Ди. Известно, что в долгой череде его владельцев фигурирует британский политик, историк и коллекционер Хорас Уолпол (Horace Walpole 1717-1779), завладевший этим предметом в 1771 году.

Напрашивает объяснение тайны черного зеркала. Во время эры дальних плаваний и открытий в Европу попало несколько обсидиановых предметов, которые местное население использовало для религиозных ритуалов. Один из них посредством Джона Ди попал в Чехию.

Был ли это кусок обычного камня из вулкана? Некоторые исследователи считают, что это было средством для обмана простых индейцев в доколумбовых культурах Центральной Америки. Другие верят, что это достижение технического прогресса некой давней развитой цивилизации.

Но хочу донести свои мысли больше с точки зрения науки и затем провести параллель с эзотерикой, показав тем самым, что многие практики в эзотерике опираются на научные методы и знания наших предков.

Очень интересными для меня оказались работы нашего, Российского ученого – астрофизика, профессора Николая Александровича Козырева. Есть очень много статей по данной теме, на основе которых я и описываю свое видение этой научной теории и опытов с ней связанных. Суть теории Козырева сводится к тому, что главной идеей, выступает в ней разница причины и следствия во времени. Козырев доказывал, что течение времени представляет собой две воронки, одна из которых сворачивает пространство – это причина, следующая разворачивает – это следствие, при чем, эти две воронки находятся здесь и сейчас одновременно, представляя собой постоянный процесс свертки и развертки окружающего пространства. Расстояние от причины до следствия есть ход времени, который их отдаляет друг от друга. Козырев говорил, что: «Мир, в котором течение времени противоположно нашему, при условии действия тех же сил, должен быть равноценен нашему Миру, отражённому в зеркале». Если мы предположим, что вход в воронку является вогнутым зеркалом, то разместившись в фокусе вогнутого зеркала, мы озвучиваем вопрос или хотим увидеть последствия той или иной ошибки, здесь и сейчас совершенной, то наше сознание, проникая через ход или туннель, услышит то, что будет являться ответом на наш вопрос или увидит развитие событий, обусловленное совершенной ошибкой. Продолжая теорию Козырева, ученые в 90 х годах проводили опыты, на изогнутых и спиралевидных зеркалах, изготовленных из особого сплава алюминия. Внутри некоторых из них находился лазер. В чем же особенность вогнутых зеркал кроме того, что они отражают невидимую глазу энергию и усиливают ее? При работе с «зеркалами Козырева», зафиксированы очень интересные события. Подопытные добровольцы, стоявшие в фокусе вогнутого зеркала, то есть, в фокусе своих личных отраженных энергетических потоков, вдруг испытывали странные видения. Одни получали видения, которые относятся к их прошлому, другие - к невидимому, по причине разделения расстоянием, удаленному настоящему, третьи – к будущему. Нужно заметить, похожее на зеркало Козырева устройство, существовало уже более 4 веков назад, и называли его - яйцо Нострадамуса. Находясь в нем, Нострадамус получал информацию из будущего и прошлого. По преданию, секрет данного устройства, сконструированного из пластин полированного металла, ему открыл Орден Тамплиеров. Сегодня по всей России и в граничащих с ней государствах, используют зеркала в гадании, магии, и даже лечении. И удачные опыты этих традиций подтверждены научными данными, которые говорят о том, что, например, зеркала, покрытые металлическим напылением теплых оттенков, такими как латунь или бронза – впитывают холодные негативные потоки энергий, трансформируя их, и отражают, усиливая теплые, позитивные и целебные энергетические потоки. На практике, для лечения, такое зеркало помещают на солнечное место, насыщая его энергией жизни, а затем дают смотреться в него больному. В итоге, человек получает если не выздоровление, то уж точно, облегчение течения болезни. Черные вогнутые зеркала используют чаще для усиления ясновидения. Черная поверхность такого зеркала не пропускает через себя ни один фотон, тем самым отражая и усиливая энергопотоки, стоящего в фокусе человека, почти на 100%. В Британском музее в Лондоне, хранится Обсидановое зеркало, принадлежащее Джону Ди, знаменитому астрологу, математику и астроному, жившему в 15-16 веке. По словам этого ученого, однажды, перед ним предстало неземное существо, которое оставило ему обсидановое зеркало, и сказало Джону Ди, о том, что с помощью этого отполированного куска каменной породы он сможет видеть будущее и общаться с существами других измерений. Сегодня, увы, работники британского музея не позволяют осматривать и проводить опыты с зеркалом Джона Ди. Информацию на тему разговоров с духами, записанную Джоном Ди в свой дневник, называемую теперь Енохианской магией, можно найти в Википедии.

Джон Ди родился в Лондоне в 1527 году. В 15 лет сын торговца тканями поступил в Колледж Св. Джона в Кембридже. Здесь он зарекомендовал себя как весьма одаренный ученик, которому интересны все области человеческого знания. Во время учебы сформировался режим дня Ди, которому он следовал всю жизнь. Восемнадцать часов в сутки он посвящал занятиям и чтению книг, четыре часа отводил на сон и лишь два часа на все остальное.

В 1546 году, после того как Генрих VIII основал Тринити-колледж в Кембридже, молодой Джон Ди вошел в его совет и стал помощником преподавателя греческого языка. В это же время он сконструировал механического жука, которого запустил в зал во время представления комедии Аристофана «Мир». Зрители были шокированы увиденным. Ди тут же заподозрили в колдовстве. С этого момента и до конца его жизни слава чародея и чернокнижника будет преследовать его как тень.

Джон Ди

Затем Ди отправился учиться в один из старейших университетов Европы во фламандском Левене, читал лекции по Евклиду в Парижском университете, где заработал славу выдающегося оратора и был приглашен занять место профессора математики. Тем не менее 24-летний Ди отказался и решил вернуться на родину.

Вскоре после своего возвращения в 1552 году Ди был принят как астролог при дворе юного короля Эдуарда VI. Существует мнение, что он даже оказал монарху некую важную услугу, за которую был щедро вознагражден. Однако после воцарения Марии Тюдор в 1553 году, его жизнь оказалась в серьезной опасности. Как придворный астролог он составил гороскопы для находящейся на троне королевы и ее сестры Елизаветы. Из них выходило, что Марию ждет скорая смерть, а Елизавета займет ее место. Ди обвинили в государственной измене и бросили в тюрьму. Ему грозила смертная казнь, однако чудесным образом архиепископ Лондона, отправивший на костер немало еретиков, неожиданно способствовал освобождению Ди из темницы. В 1558 году Елизавета стала королевой Англии, а Джон Ди ее личным астрологом и советником. Его стали часто отправлять в Европу с секретными поручениями разведывательного характера. Свои донесения астролог подписывал псевдонимом «007».

При дворе короля Эдуарда VI Джона Ди считали астрологом

За всеми этими политическими делами Ди не забывал заниматься науками, как точными, так и оккультными. В 1561 году он дополнил и расширил книгу по алгебре «Основа искусств» Роберта Рекорда, который всего за четыре года до этого предложил использовать в математике знак равенства. Редакция Ди приобрела огромную известность и переиздавалась около 45 раз — до 1700 года.

В 1563 году Ди опубликовал «Иероглифическую монаду», в которой сделал попытку создать особую каббалу с помощью алхимических символов. Книга была посвящена императору Священной Римской империи Максимилиану II, а также лично представлена королеве Елизавете I, которая смогла соприкоснуться с тайнами нумерологии, каббалистики и астрологии.


Магические артефакты из коллекции Ди в Британском музее

В 1570 году Ди написал обширное предисловие к английскому переводу «Начал» Евклида, в котором исследовал все существовавшие на тот момент отрасли чистой и прикладной математики. Эта работа содержала выкладки, позволявшие считать Ди одним из предвестников неевклидовой геометрии.

В этом же году Джон Ди купил для себя дом в Мортлейке, на западе Лондона. Вскоре он превратился в неформальную академию, где вопросы математики обсуждались наравне с каббалистикой и нумерологией. Дом Ди представлял из себя астрономическую обсерваторию и химическую лабораторию, объединенные одной крышей. Также существенную часть жилища занимала коллекция диковин естественной истории и огромная библиотека (более 4 тысяч книг), включавшая множество редких манускриптов на разных языках.

Джон Ди основал на окраине Лондона неформальную академию

В 1576 году Ди в составе экспедиции Мартина Фробишера пересек Атлантический океан в поисках Северного пути в Индию. Новый проход на Восток так и не нашли, но зато вдохновленный путешествием Ди в 1577 году написал «Общие и частные соображения, касающиеся совершенного искусства навигации». В эту книгу Ди включил перерассчитанные им с высокой точностью навигационные таблицы, а также представил собственные мысли о том, как Британия с помощью сильного флота должна стать величайшей державой мира, повелительницей морей. Дальнейшая история страны показывает, что Елизавета и ее последователи на английском троне не были глухи к советам доктора Ди. Английский историк культуры Возрождения Фрэнсис Йейтс и вовсе называет Ди «архитектором идеи Британской империи».

В 1582 году в жизни Джона Ди произошла встреча, отмеченная черным пятном на его биографии. Он познакомился с 27-летним Эдвардом Келли, который правдоподобно выдавал себя за медиума, каббалиста и алхимика, но на деле был сущим шарлатаном. Дальновидный Джон Ди оказался под обаянием этого искусного обманщика после того, как тот помог ему установить связь с ангелом Ариэлем, чей голос Ди якобы слышал в своем хрустальном шаре. Вскоре они начали проводить спиритические сеансы, результатом которых стали многочисленные тетради, исписанные откровениями ангелов на придуманном Ди енохианском языке (назван в честь библейского патриарха Еноха, разговаривавшего с ангелами).

Тесное сотрудничество с Келли продолжалось до 1589 года. Однако Ди провел это время интересуясь не только ангелами. В 1583 году он принял участие в реформировании британского календаря. Ди поддержал идею перейти на григорианский календарь, однако комиссия, решавшая этот вопрос, не согласилась. В итоге, Британия жила по юлианскому календарю до 1752 года.


Портрет Джона Ди

Существуют легенды, что Ди имел отношение к победе Британского флота над «непобедимой армадой» короля Испании Филиппа в 1588 году. По одной из них, Ди навел на испанцев, решивших вторгнуться в Британию, шторм, потрепавший их корабли, по другой, — сделал предсказание, позволившее англичанам заранее подготовиться к наступлению противника. Более правдоподобная версия гласит, что Ди, находившийся в то время вместе с Келли в Польше, был тайным агентом Елизаветы в Кракове и перехватывал приходящие из Ватикана сведения о намерениях испанцев.

Согласно легенде, Джон Ди помог англичанам одолеть испанский флот

Через год после разгрома «армады» доктор Ди вернулся в Англию. Он нашел свой дом разграбленным: многие книги были украдены, а его лаборатории разрушены. Постарались недруги Ди, считавшие его чародеем и некромантом. Однако королева по-прежнему оставалась его заступницей. В 1595 году она назначила Ди ректором колледжа Христа в Манчестере. Должность принесла ему немало мучений. Не найдя общего языка с молодыми учениками, он стал объектом злых шуток и издевательств. После смерти королевы Елизаветы в 1603 году трон перешел к Якову I, не питавшему любви к магии. Ди был отстранен от двора и умер в бедности в Мортлейке в 1608 году.

Пытаясь постичь законы, из которых выстраивается порядок нашего мира, Джон Ди с одинаковым увлечением занимался каббалистикой и математикой, навигацией и астрологией. Для него это были лишь разные инструменты, ведущие к одной истине. В его время магия была неотличима от экспериментальной науки, а изыскания ученого для обывателя были также непонятны, как и заклинания чародеев. Наука складывалась из желания человека постичь устройство Вселенной. Свой вклад в понимание этого механизма Джон Ди несомненно внес.

В политической истории Европы раннего нового времени большое место принадлежит Джону Ди (John Dee, 1527-1608) - известному английскому мыслителю, географу и математику. С именем Ди связывают разработку новой имперской идеологии, легшей в основу позднейших колониальных империй, представления об особом предназначении Нового Света, а также попытку соединить магию с мировой политикой.

Джон Ди долгое время был доверенным лицом английской королевы Елизаветы I. С одной стороны он готовил для нее астрологические прогнозы, а с другой стороны был непосредственно вовлечен в тайную внешнюю политику Елизаветы как в отношениях с Францией, так и в начавшейся борьбе за колонии с Испанией. Интересно, что свои секретные сообщения королеве Ди подписывал псевдонимом "007".

Именно Джону Ди принадлежит появление самого термина "Британская империя" и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире. В 1577-78 гг. он разрабатывал эту идею в своих трактатах. Под империей Ди понимал совокупность Британии и ее колоний. Также Ди подчеркивал важность переселения англичан в колонии и соответствующей миграционной политики государства. Ди подчеркивал, что Британская империя превосходит любую земную монархию со времен сотворения мира и может стать всеобщей монархией.

Поэтому Ди открыто сопоставил нарождающающуюся Британскую империю и с христианским идеалом "мистического универсального града", объединяющего всю землю, и "космополитическим правительством" для управления им. Таким образом, Ди сразу же придавал Британской империи всемирный, глобальный характер. Говорил он в этой связи и о концепции "гражданина мира", о космополитизме в рамках империи. А это приводило к воспитанию имперского чувства и у самих англичан.

Свою имперскую концепцию Ди рассматривал в контексте общего мистического единства мира. В поисках символических "ключей" к пониманию этого единства и прелолению его в т.ч. в реальной мировой политике, Ди написал, может быть, свой самый известный трактат "Иероглифическая монада". http://www.levity.com/alchemy/monas_r.html

Важнейшей задачей на пути к созданию империи Ди считал открытие англичанами новых навигационных маршрутов и колонизацию вновь открываемых территорий. Он подробно изучал древние карты мира, детально занимался географией, был знаком с ведущими картографами той эпохи Герардом Меркатором и Абрахамом Ортелиусом.

Все это сделало Ди консультантом британских навигационных проектов. Он был привлечен к составлению маршрута первого английского кругосветного плавания, совершенного Фрэнсисом Дрейком в 1577-80 гг. Также Джон Ди был одним из главных разработчиков т.н. Северо-Западного пути - прохода из Англии в Тихий океан вдоль северного побережья Канады. Ди готовил описание Гренландии и Канады для экспедиций Мартина Фробишера в 1570-е гг., пытавшегося (впрочем, неудачно) пройти этим путем. Идею Северо-Западного пути Ди неоднократно обсуждал и с самой королевой Елизаветой I, и с ее ведущими сановниками, в частности с госсекретарем Фрэнсисом Уолсингэмом.

Помимо практических выгод Ди подчеркивал и мистическое значение присоединения к Британской империи территорий Нового Света.
Важный акцент делал Ди и на том, что первым завоевателем островов вокруг Гренландии легенды называли еще короля Артура и его рыцарей Круглого Стола, странствовавших по миру в поисках Святого Грааля. А поскольку Артур был английским королем, то именно Англии и принадлежит право распоряжения Новым Светом.

Одновременно с этим Ди разрабатывал и Северо-Восточный путь - дорогу в Китай через Северный Ледовитый океан и связанные с этим торговые контакты англичан с Россией. В 1570-80-е гг. он взаимодействовал с "Московской компанией" (Muscovy Company), специально учрежденной англичанами в 1555 г. для торговли с Россией, и готовил по ее заказу морские карты и возможные пути навигации.

Начиная с 1581 г. Ди проводил регулярные магические ритуалы вызвания ангелов в хрустальном зеркале.
Оно было из полированного обсидиана (вулканического стекла), привезенное испанцами из далекой Мексики. Судя по всему, это была настоящая реликвия, которую ацтеки некогда использовали для того же, что и Джон Ди, - для прорицаний. В пользу этой версии говорит, например, такой любопытный факт: имя всевидящего и всезнающего Тескатлипоки - бога вулканов и вулканического стекла обсидиана - в переводе обозначает «дымящееся зеркало».

Свойства обсидианового ацтекского зеркала были столь необычны, что сама Елизавета приезжала домой к своему учителю, чтобы познакомиться с этим магическим инструментом. По всей видимости, зеркало и на самом деле стоило такого внимания. Сохранились записи того времени, рассказывающие, что не расстававшийся с этим зеркалом Джон Ди наблюдал в нем за событиями, происходившими от него на больших расстояниях. Например, за тем, как подстрекаемая завистниками чернь сожгла его «колдовской» дом с уникальной коллекцией старинных манускриптов, редкостей и камерой для «зеркальных видений».

Но так уж случилось, что в 1842 году коллекция Уолпола была пущена по свету с молотка. При распродаже магический кристалл за двенадцать фунтов (по французским источникам - за 336 франков) купил человек, который предпочел остаться неизвестным. Несмотря на все предпринятые розыски, ни этого таинственного человека, ни черное зеркало Джона Ди найти так и не удалось.

По словам самого Джона Ди, от разумных существ нечеловеческой природы - девочки-эльфа по имени Мадина и «ангелов» с именами Аве и Рафаэль - он научился и загадочному языку. Произошло это после того, как однажды «ангелы» показали ему в кристалле какую-то таблицу с буквами, числами и символами. Это был очень странный алфавит, записи на котором до сих пор вызывают живейший интерес исследователей. Ведь это самое удивительное изобретение Джона Ди, по существу, было первым известным в истории искусственным языком (а может, первым известным языком неземных цивилизаций?). Сам Ди называл его енохическим - языком Еноха, на котором «говорят ангелы и обитатели Эдемского сада». Сегодняшние ученые считают его абсолютно завершенной системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык.

До нас дошли фрагменты записей, сделанных Джоном Ди на этом таинственном языке. Исследователей поражает то, что они содержат математические знания, уровень которых значительно превышал существовавший в те времена. Контакты с «ангелами» продолжались несколько лет, и все это время Джон Ди получал от них удивительные для того времени знания.
Самое поразительное, что этот волшебный камень не пропал, как это часто бывает с легендарными реликвиями. За четыре столетия он прошел через руки разных людей и сейчас хранится Британском музее. Администрация не разрешает посторонним лицам ни пользоваться им, ни исследовать его..

Из разговоров с ангелами Ди получил подтверждение собственного высшего предназначения для познания тайн мира. Так, 11 марта 1582 г. архангел Уриэль сказал ему: "Иди вперед: Бог благословил тебя... Весь мир начинается с твоих деяний... Ангелы в моей власти будут в твоем распоряжении". Через несколько дней (14 марта 1582 г.) архангел Михаил показал Ди магическое Кольцо власти над миром (меч архангела внезапно стал огненным, и из этого пламени появилось Кольцо). Михаил заявил, что никто из людей вплоть до Ди не видел этого Кольца со времен древнееврейского царя Соломона, и что с магической помощью этого кольца Ди сможет получить всемирное могущество.

Помимо кольца власти ангелы передали Ди и священный Камень власти (магический кристалл для контактов с высшей силой), "самую сокровенную часть римского наследства". С этим Камнем, как сказал Джону Ди ангел Кармара, он превзойдет всех королей земли. Этот Камень был передан в руки Ди ангелом, появившимся из западного (закатного) окна его комнаты, что послужило поводом для названия романа Густава Майринка о Ди - "Ангел западного окна". Отметим также, что в этой истории с получением священного Камня вполне очевидны и ассоциации со Святым Граалем.

Контакт Ди с ангелами происходил в мыслях его медиума, и медиум воспринимал высказывания ангелов на своем родном языке, по-английски. Также в этих видениях ангелы использовали для Ди буквы и фразы из древнееврейского и латыни. Но 26 марта 1583 г. ангелы начали открывать Ди свой особый язык, передавая его буквы. Они особо подчеркнули, что ни один человек еще не понимал этот язык, кроме Адама до его грехопадения.

Интересно, что составленный Лейкоком словарь "ангельского наречия" выдержал несколько переизданий и широко используется исседователями наследия Ди. Английский ученый Стивен Скинер говорит, что изучение этого наречия помогло кое-кому из исследователей почерпнуть немало полезного для понимания английского языка елизаветинской эпохи и более древних его вариантов.
Впрочем, несмотря на эту фразу, зафиксированную в дневнике Ди, его позднейшие комментаторы предполагают, что этот язык был изначальным всемирным языком людей, который исчез после описанного в Библии разрушения Вавилонской башни и появления разных человеческих языков. Также Ди предполагал, что на этом языке разговаривал с Богом библейский провидец Енох. Поэтому сам язык получил в историографии название енохианского или ангельского.

Всего ангелы передали для Ди девятнадцать заклинаний на этом языке (около 250-ти слов). Изучавшие его современные лингвисты отметили, что начертание букв "ангельского" языка походило на буквы древнеэфиопского языка (ныне священного языка эфиопской церкви). Что касается лексики, то выделялись небольшие параллели с санскритом (древнеиндийским) и древнеегипетским языками, - т.е. одними из древнейших известных человеческих языков. Отдельные слова имели много общего с ивритом, латынью, имелись и славянские корни. Джону Ди было также дано понять, что знание и использование этого языка дает человеку мистическую власть над миром.

Естественно, можно по-разному относиться к свидетельствам Ди о его контактах с ангелами, об особой власти над миром, которую они могут даровать. Этому можно верить или нет. С исторической же точки зрения в любом случае необходимо подчеркнуть, что на фоне множества магов, астрологов, алхимиков, оккультистов, пытавшихся влиять на мировую политику, предложения Джона Ди представляются одними из наиболее целостных и оказавших значительное влияние на развитие политической мысли в Европе. Поэтому его деятельность заслуживает серьезного внимания.

Он умер в 1608 году. Свои записи Джон Ди спрятал в кедровом сундуке с двойном дном, и они долго переходили из рук в руки, никем не обнаруживаемые. Лишь спустя полвека секрет случайно обнаружил некий господин Джонс. Часть рукописей после этого сгорела, поскольку служанка взялась прокладывать манускриптами противни для выпечки пирогов. Но другая часть попала в руки Эллиоса Эшлона, естествоиспытателя и мистика. Он заинтересовался находкой и стал собирать дневники Ди, разбросанные по архивам всей Европы. В семнадцатом веке письменное наследие Ди было издано, и весь мир узнал о секретах, которые хранил сундучок с двойным дном.