Как выбрать тему для самоанализа логопеду. Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда юлина виктория владимировна. Повышение профессионального мастерства

Муниципальное образовательное учреждение

«Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя-логопеда

Волковой Регины Михайловны

г.Олонец

2011г.

Я, Волкова Регина Михайловна, работаю в муниципальном образовательном учреждении «Центр психолого-медико-социального сопровождения».

В 1995 г. окончила Карельский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт по специальности - педагогика и психология дошкольная.(Приложение №1)

С 1995 г. по1999 г. работала учителем-логопедом в детском доме №1 г. Олонца.

В 1997 г. прошла профессиональную переподготовку в институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров при Московском педагогическом государственном университете по логопедии. (Приложение №2)

В октябре 2000 г. приступила к работе в Районной психолого-медико-педагогической комиссии в должности учителя-логопеда.

В апреле 2008 г. Районная психолого-медико-педагогическая комиссия была ликвидирована, и открылось новое муниципальное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения», в которое я была принята учителем-логопедом по переводу. (Приложение №3)

Мой общий трудовой стаж - 16 лет;

мой педагогический стаж - 13 лет.

Награждена грамотами: 2006 г. - Почётная грамота Администрации местного самоуправления Олонецкого района (Приложение №4 )

2010 г. - Почётная грамота Министерства образования Республики Карелия. (Приложение №5)

Я представлю анализ своей профессиональной деятельности за последние два года, т.к. до этого времени находилась в отпуске по уходу за ребёнком.

Образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» создан для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основной направленностью деятельности учреждения является оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и подросткам, родителям, работникам учреждений образования, здравоохранения. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных и коррекционно-развивающих образовательных программ. Структурным подразделением МОУ «Центр ПМСС» является логопедическая служба, куда входят учителя-логопеды учреждения, которые обслуживают дошкольные образовательные учреждения района на основе договора о совместной деятельности в рамках организации коррекционно-педагогической работы на территории Олонецкого района. Я как учитель-логопед обслуживаю муниципальное дошкольное образовательное учреждение №16 «Звёздочка». (Приложение №6) Логопедическая служба создана в целях оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

В связи с этим основным направлением в своей профессиональной деятельности считаю создание в процессе коррекционной работы условий, направленных на оказание своевременной коррекционной логопедической помощи детям с нарушениями речи.

Основными задачами деятельности учителя-логопеда являются:

в рамках профилактической работы обследование речи детей, посещающих учреждение и выявление детей, имеющих нарушения речи;

раннее выявление детей с отклонениями в развитии; направление нуждающихся в комплексном обследовании детей на консультирование специалистами районной ПМПК;

коррекция нарушений устной речи детей дошкольного возраста с целью подготовки к обучению в школе;

своевременное предупреждение нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

разъяснение и пропаганда основ логопедических знаний среди педагогов, родителей (лиц, их заменяющих), воспитанников;-консультирование родителей детей, имеющих нарушения речевого развития по проблеме организации специального воспитания детей с недоразвитием речевой функции;

систематическое повышение своей профессиональной квалификации;

оснащение кабинета необходимым дидактическим материалом.

На коррекционные логопедические занятия зачисляются дети в возрасте от 4 до 7 лет, имеющие нарушения в развитии устной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, фонетический дефект, заикание, овладевающие русским (неродным) языком). Зачисление производится на основании логопедического заключения, по заявлению родителей. Приём на логопедические занятия производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Одновременно у логопеда занимаются 20 детей. В период с 1 по 15 сентября проводится первичное обследование состояния речи детей ДОУ. По итогам обследования мною устанавливается очерёдность зачисления детей на занятия и оформляется контрольно-регистрирующая и планирующая документация (журнал регистрации детей с нарушениями речи, журнал посещаемости занятий, речевые карты с фиксированием динамики показателей не реже двух раз в год (Приложение №7) , планы методической работы, индивидуальное планирование, отчёты о проделанной работе, паспорт логопедического кабинета и расписание занятий, журнал консультаций, карты индивидуального сопровождения, которые ведутся вместе со специалистами МОУ «Центр ПМСС», где отражается коррекционная работа специалистов центра, результативность работы, работа с родителями, с учреждением (Приложение №8 ), речевые профили (Приложение №9)).

Основной формой организации коррекционно-логопедической работы являются индивидуальные занятия (Приложение №10).

Логопедические занятия организуются не реже двух раз в неделю индивидуально с каждым ребёнком (длительностью 15-20 минут). Срок коррекционного обучения у логопеда зависит от степени сложности дефекта. Дети, прошедшие курс коррекционных занятий и овладевшие правильными речевыми умениями, отчисляются с логопедических занятий.

Кроме того, в МДОУ №16 «Звёздочка» мною ведётся профилактическая работа с детьми младшего возраста, направленная на предупреждение нарушений в развитии устной речи: выявление неговорящих детей, консультирование воспитателей и родителей данных детей. Учёт этой работы ведётся в журналах консультаций и регистрации детей с нарушениями речи.

Специалистами МОУ «Центр ПМСС» для оказания необходимой помощи детям и подросткам района разработана дополнительная общеобразовательная программа специального (коррекционного) обучения «Квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся и воспитанников основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования», которая включает в себя модули (рабочие программы), составленные учителями-логопедами. При составлении логопедических модулей мы опирались на программы коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей», «Логопедическая работа с заикающимися детьми», «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей», «Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» (последние две программы разработаны мною в 2009 г). Учителя-логопеды, работающие в МОУ «Центр ПМСС», могут использовать их в своей деятельности.

Моё педагогическое кредо : «Уважать и любить детей». Я убеждена, что ребёнок - главная ценность. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать себя личностью, которую принимают и любят без всяких условий. Ребёнок - мой соратник, союзник, имеющий право на несогласие, сомнение и даже на ошибку.

К современным образовательным технологиям относятся здоровьесберегающие технологии . Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника. Одним из составляющих сохранения здоровья детей является работа учителя-логопеда. К здровьесберегающим образовательным технологиям в детском саду относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

Современное образование направлено на развитие личности ребёнка, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.

Планирование и контроль эффективности коррекционно-развивающей работы осуществляю с учётом стартовых возможностей и способностей дошкольников. Учитываю индивидуально-психологические особенности дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Во время занятий стараюсь раскрыть индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка и определить условия, необходимые для их удовлетворения. В центре находится сам участник коррекционно-развивающего процесса, т.е. ребёнок - как личность. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, на желание преодолеть дефекты речи, прикладывая для этого усилия, является личная поддержка ребёнка учителем-логопедом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, дать возможность ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой - либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый.

В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)

Учебный материал не одинаков для всех участников коррекционного процесса. Так как коррекционные занятия проводятся в индивидуальной форме, на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаешься, есть возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана воспитанником, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). В совместной деятельности ребёнок - мой равноправный партнёр.

В своей коррекционно-развивающей деятельности использую физкультурно-оздоровительные технологии . Наряду с речевыми нарушениями у многих воспитанников не развиты общая и мелкая моторика, страдают психические процессы: память, внимание, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Хочу остановиться только на нетрадиционных формах работы .

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики использую игры с пальчиками: "Разноцветные прищепки", "Пальчиковый бассейн", различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев (Приложение №11) . Также полезна пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии, что способствует синхронизации работы полушарий головного мозга (Авторская методика А.Л.Сиротюк "Коррекция обучения и развития школьников"). Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Многим детям нравится использование "Су-Джок" терапии (надеваем эластичное кольцо поочерёдно на все пальцы). Кроме развития познавательной и эмоционально-волевой сферы такой массаж пальцев является эффективным способом профилактики и лечения болезней.

Для восстановления работоспособности, снятия эмоционального напряжения у детей, их успокоения во время занятий проводятся релаксационные упражнения (Методика А.Л. Сиротюк "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

На коррекционных занятиях использую элементы имаготерапии, которая включает в себя куклотерапию и сказкотерапию. Это способствует развитию активности, самостоятельности, творчества, эмоциональности, произвольности. Кроме всего перечисленного имеет психотерапевтический эффект. У ребёнка ликвидируются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

На своих занятиях одним из самых сильных, верных способов мотивации в коррекционном процессе по поддержанию у обучающихся интереса к приобретению знаний является создание эмоционального настроя на занятии. Использование художественного слова, устного народного творчества, коррекционных игр, ярких наглядных пособий помогает успешно решать задачи формирования интереса к занятиям.

Для проведения коррекционно-развивающей работы в МДОУ д/с №16 «Звёздочка» выделен кабинет. (Приложение №12) Качество материально-технической базы оставляет желать лучшего: недостаточная площадь кабинета, нет необходимой мебели, технических средств, компьютера. Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности общества. Использование компьютерных технологий находит своё отражение и в коррекционно-образовательном процессе. Компьтер играет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Считаю, что в коррекционной работе с дошкольниками компьютер на занятии должен использоваться дозированно, не более 5-10 минут. Мною накоплен огромный материал (с различных курсов повышения квалификации, методической копилки учителей-логопедов г.Олонца, Интернет-источников), который можно было использовать в коррекционной работе с дошкольниками. Некоторые виды упражнений, направленные на автоматизацию, дифференциацию звуков, по развитию грамматического строя речи, связной речи разрабатываю сама. (Пример: Электронное приложение. Коррекционная работа). Имеется большое количество презентаций по различным лексическим темам, диски с упражнениями по развитию речи. Конечно, использование ИКТ стало для меня делом привычным при подготовке к семинарам, методическим объединениям, при оформлении различных видов документации. Но хотелось бы использовать информационные технологии и в своей коррекционной работе. Это бы разнообразило деятельность детей, сделало бы занятия более интересными и познавательными.

В кабинете имеются пособия и материалы : по обследованию речи, коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи и связной речи, развитию моторики, психических процессов. (Приложение №11, №13)

Логопедический кабинет постоянно пополняется наглядными пособиями, дидактическими играми. Часть материала оформила сама:

«Сосчитай» (упражнения на согласование числительного с существительным);

«Волшебные окошки» (Это пособие удобно при автоматизации и дифференциации звуков. Идея по созданию пособия принадлежит мне. Использованы коробки от конфет «Рождественский календарь», на одной стороне открывающегося окошка наклеена картинка, содержащая определённый звук, с обратной стороны схема места звука в слове или схема количества слогов, или цифра (ребёнок должен назвать количество предметов, изображённых на рисунке), или символ: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. Ребёнок получает задание, называет слово, открывая окошко может себя проконтролировать, правильно ли определил место звука в слове, количество слогов и т.п. (Приложение №13, А);

" Колёсики" (Данное пособие многофункционально. (Приложение №13, В) ;

«Пальчиковый бассейн» (Для развития мелкой моторики) (Приложение №11);

"Какой?" (образование относительных прилагательных: "Какой сок, варенье, суп, лист") (Приложение №13, Б) ;

«Фейерверк» (упражнение на развитие дыхания) (Приложение №13, Г) ;

звуковые схемы слов, слогов, звуковые символы (Использую методику Т.А. Ткаченко "Знаковая система". Автор предлагает специальные символы обозначения звуков в подготовке детей к обучению грамоте.) (Приложение №13, Д).

Пополняю кабинет методической литературой. За последние годы мною приобретены следующие пособия: И. Светлова «Домашний логопед. Программа развития правильного звукопроизношения». (Здесь собран богатый материал по автоматизации звуков, который можно использовать на индивидуальных занятиях); Н.В. Новоторцева «Энциклопедия речевого развития». (Автор выделяет 4 возрастные периода - 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет. С учётом возрастных особенностей и возможностей детей предлагается эффективный комплекс упражнений по фонетике, лексике, грамматике и связной речи); И. Скворцова «Логопедические игры» (В этом пособии подобраны игры и задания, позволяющие обогатить словарный запас ребёнка, устранить пробелы в развитии грамматического строя речи); Г.И. Шалаева «Большая книга логических игр» (Здесь кроме упражнений по развитию речи содержатся задания с развивающими методами обучения логике); В.С. Володина «Альбом по развитию речи» (Этот альбом выручает при обследовании речи дошкольников, его можно использовать на индивидуальных занятиях для нормализации грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи, для развития мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи).

В наши дни наблюдается количественный рост детей с речевой патологией, отмечается усложнение характера речевых патологий. Среди зачисленных на логопедические занятия в МОУ "Центр ПМСС" большая часть детей оказывается с общим недоразвитием речи. Такие дети требуют каждодневной работы специалиста, им рекомендовано посещение речевой группы, но в нашем городе специализированные группы прекратили своё существование. Логопеды Центра, не могут в полной мере оказать помощь таким детям. Мы долго не могли определиться, как нам организовать свою работу, чтобы она была более эффективной и решили остановиться на индивидуальной форме проведения занятий.

На коррекционно-развивающие занятия в учреждение МОУ "Центр ПМСС" в 2009 - 2010 году было зачислено 32 обучающихся МДОУ д/с №16 «Звёздочка».

Выпущены:

18 обучающихся;

1 ребёнок;

0 обучающихся.

Продолжили обучение в учреждении в 2011-2012 учебном году - 13 обучающихся.

Логопедическое заключение

ФД

ФФНР

ОНР, I ур.

ОНР, II ур.

ОНР, III ур.

Всего

Зачислено

Выпущено

Выбыло

В 2010-2011 году было зачислено 27 обучающихся МДОУд/ c №16 «Звёздочка».

Выпущены:

со значительными улучшениями в речевом развитии - 16 обучающихся;

отчислены из учреждения (согласно Положения о зачислении/отчислении из МОУ «Центр ПМСС» от 14.09.2009) по заявлению родителей - 2 ребёнка;

пропуск занятий без уважительной причины - 0 обучающихся.

Продолжат обучение в учреждении в 2011-2012 учебном году - 9 обучающихся.

Логопедическое заключение

ФД

ФФНР

ОНР, I ур.

ОНР, II ур.

ОНР, III ур.

ОНР у ребёнка с русским неродным языком

Всего

Зачислено

Выпущено

Выбыло

Оставлено для продолжения коррекционной работы

Каждый ребенок, посещающий логопедические занятия, обследуется 2 раза в год по следующим параметрам: (Приложение №14)

звукопроизношение;

фонематические процессы;

слоговая структура слова

грамматический строй речи;

связная речь;

мелкая моторика.

На каждого ребенка дважды в год составляется речевой профиль, позволяющий увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении.(Приложение №9) Подобная форма мониторинга корреционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Обработав все речевые профили, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции. (Диаграммы результатов логопедической работы представлены ниже).

Конечный результат зависит от тяжести речевого нарушения, от отношения ребёнка к своему дефекту, от общего интеллектуального

развития ребёнка, от понимания родителями всей важности корркционной работы и их участия в корркционном процессе.

Как учитель-логопед я имею опыт работы с детьми школьного возраста. Мною разработаны речевые карты обследования речи младших школьников и старших школьников на основе методики обследования речи, предложенной Т.А. Фотековой.(Приложение №31)

Данная методика сочетает традиционные для логопедической практики приёмы с некоторыми нейропсихологическими методами. Для составления мониторинга логопедической работы со школьниками определила критерии оценки речевых функций.(Приложение №32)

По результатам обработки речевых карт удобно вычертить ин-дивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. Сопоставление речевых профилей, полу-ченных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

Структурным подразделением МОУ «Центр ПМСС» является психолого-медико-педагогическая комиссия. Целью комиссии является организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования. Я являюсь членом психолого-медико-педагогической комиссии. (Приложение №15)

Как учитель-логопед я провожу обследование речи с целью выявления нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определения маршрута индивидуального развития. При проведении логопедического обследования используются следующие методы:

Изучение документации;

Метод беседы;

Логопедическое тестирование;

Метод наблюдений.

Представленные заключения всех специалистов комиссии обсуждаются, составляется коллегиальное заключение комиссии, систематизируются рекомендации. Для удобства проведения логопедической диагностики мною разработаны схемы обследования речи детей по возрастам(Приложение №16), подобран диагностический материал. Регулярно обновляю диагностический материал, используемый во время комплексного обследования.

За последние годы наблюдается количественный рост обучающихся с проблемами в развитии, с нарушением поведения, неусваивающих образовательные программы, обратившихся в ПМПК.

Количественный анализ диагностики в составе ПМПК

Специалисты ПМПК дают рекомендации по определению специальных условий для получения образования обучающимися. К сожалению, не всегда эти рекомендации могут быть выполнены: в отдельных учреждениях нет узких специалистов: логопедов, дефектологов, психологов, прекратили своё существование речевые группы, не созданы условия для обучения детей с ДЦП, со сложной структурой нарушения, с нарушениями зрения, слуха.

Одним из направлений моей деятельности является консультирование . Регулярно проводятся консультации для родителей: по результатам обследования речи ребёнка, даются рекомендации по развитию речи детей раннего возраста, по развитию речи детей с русским (неродным) языком, по преодолению эволютивного заикания, по постановке и автоматизации звуков, по подготовке документов на ПМПК.

Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей. Совместная работа способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. Можно выделить основные направления деятельности в работе с родителями: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и информационная поддержка родителей и оказание им помощи в установлении и поддержании содержательных контактов с другими социальными институтами (детская консультация, ПМПК, школа). Применяю разнообразные формы работы с родителями: беседы, индивидуальные консультации, родительские собрания.

К сожалению, многие родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и к процессу работы по его преодолению. Некоторые считают, что коррекция произойдёт сама собой, без особых усилий с их стороны. Приходится убеждать, что за положительным результатом всегда стоит огромный труд.

Также проводятся консультации для педагогов города и района по вопросам подготовки документов на ПМПК, по написанию педагогической характеристики, по обучению грамоте старших дошкольников, по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста, по особенностям работы педагога с заикающимся ребёнком.

Приятно отметить, что у меня партнёрские, конструктивные, доверительные взаимоотношения с коллегами. Многие коллеги, учителя-логопеды, обращаются за советом, помощью, в которой им не отказываю. Тесно сотрудничаю с логопедами школьных логопунктов по вопросам преемственности, воспитателями дошкольного учреждения, в котором осуществляю коррекционный процесс, психологом, врачами-специалистами детской поликлиники.

Отдельно можно выделить консультирование детей. Обращаются родители детей дошкольного и младшего школьного возраста - с целью определения уровня речевого развития, по причине неусвоения программы по русскому языку, для получения справки от логопеда для прохождения ВТЭК. Также я принимаю участие в коллегиальном консультировании в составе ПМПК с целью определения специальных условий для получения образования.

Пропаганда логопедических знаний - следующее направление моей деятельности. ( Приложение №17)

Участвовала в семинаре для родителей «Развитие детей раннего возраста» (29.09.09), который проводился специалистами МОУ «Центр ПМСС». Тема моего выступления: «Развитие речи ребёнка второго года жизни» (Приложение №18, Электронное приложение. Методическая деятельность).

Читала лекции на курсах для педагогов дошкольных образовательных учреждений района

Как вы считаете, легко ли исправить дефекты дикции у ребенка? Я неспроста спрашиваю, ведь некоторые родители всерьез считают, что логопеды просто для «красоты» в садике, как и психологи. Что вы думаете по этому поводу? Может, кто-то считает, что ребенок сам выговорится, без помощи специалиста?

Я принимаю любые обвинения, звучащие в адрес работников образования близко к сердцу. Кто не работал в нашей сфере, не представляет себе, с какими трудностями мы сталкиваемся ежедневно, и какой огромный груз ответственности на нас лежит. Поговорка «Солдат спит – служба идет» не относится к педагогам.

Вот я решила копнуть поглубже и приоткрыть завесу тайны некоторых педагогических профессий. Думаю, ни что так удачно не охарактеризует какую-либо деятельность, как самоанализ профессионала. Если мою статью прочтут учителя-логопеды, надеюсь, они оставят свои отклики. А может молодой специалист не знает, как пишется самоанализ, то я дам основные наметки. Как раз кстати будет методическая литература для логопедов и заманчивые предложения.

Сокровища Интернета

«УчМаг» подготовил сюрприз: если вы пополните личный счет в магазине, то получите возможность бесплатно получить доступ к материалам вебинара «Карта результативности педагога ДО: требования и содержание» . Вы получите подробные профессиональные инструкции по составлению портфолио и карты результативности.

Уникальная методика занятий с собственными детьми, разработанная Т. Федотовой, теперь доступна всем: есть возможность пройти онлайн-курс «Разговори молчуна» . Оформить оплату несложно, а взамен вы получите подробные инструкции, как проводить занятия с детьми, как тестировать свое дитя. Вы сможете стать участником закрытого сообщества и получать постоянную поддержку специалиста.

Также можно принять участие в офлайн-семинаре «Использование инновационных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда» – это ценные материалы, которые помогут применить принципы здоровьесберегающих технологий для повседневной работы.

Полезным будет, по моему мнению, работникам ДОУ пособие «Аттестация педагогических работников: как составить профессиональное портфолио учителя-логопеда» . Если вы готовитесь к аттестации на первую категорию в первый раз, трудно обойтись без таких подсказок и инструкций.

Кроме того, у кого возникли трудности с комплектацией портфолио, тому определенно пригодится обучающий диск «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» .

Зачем нужен самоанализ педагогическому работнику?


Разберемся, что вообще такое самоанализ педагога вообще и логопеда в частности. Это исследовательская деятельность, направленная на изучение собственной продуктивности как специалиста. Логопед анализирует проведенную лично работу в таких направлениях:

  • Профилактика;
  • Диагностика;
  • Коррекция;
  • Развитие детей;
  • Консультационные мероприятия с детьми, родителями, воспитателями;
  • Перспективный план деятельности;
  • Исследования;
  • Самообразование.

По требованиям сегодняшнего дня мы обязаны формировать единое образовательное пространство «детсад – начальная школа», где поставленные задачи выполняются с учетом стоящих перед детьми перспектив на каждом этапе образования. Ценность и конкурентоспособность педагога определяется его умением искать новые пути решений этих задач.

Самоанализ является своеобразным инструментом для специалиста, который стремится к самосовершенствованию. Никаким другим образом не докажешь свою компетентность, кроме как реальными результатами, которые отражены именно в самоанализе.

Кроме того, на аттестацию не стоит даже подавать заявление, если вы не составили самоанализ, не подготовили портфолио. Это ваш паспорт, документ специалиста.


Особенно серьезные требования предъявляются к аттестации на высшую категорию, здесь мало просто прилежно трудиться, нужно продемонстрировать свои поиски, результаты исследований, показать свой потенциал.

В общем, логопед обязан построить свою работу так, чтобы обеспечить организацию содержательного логопедического и развивающего процесса в едином образовательном пространстве ДОУ так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и устранять речевые патологии. И обязательным элементом в этом процессе является саморефлексия и самоанализ.

Как конкретно составить самоанализ логопеда?

Лучше просто постараться ответить на примерные вопросы:

  • Цель учителя-логопеда в конкретном дошкольном учреждении;
  • Насколько цель согласуется с общими целями профессиональной деятельности дошкольного учреждения?
  • Какие важные задачи удалось решить за конкретный период (например, между аттестациями)?
  • Каких результатов достиг логопед и дети?
  • Какова объективная роль учителя-логопеда в реализации общеобразовательных задач ДОУ?
  • Как реализуются потребности детей во время совместной деятельности с логопедом?
  • Как ведется учет достижений детей?
  • Какие технологии, методики, которые используются в работе?
  • Назовите формы взаимодействия с родителями детей;
  • Как складываются взаимоотношения с коллегами?
  • Какие трудности испытали в трудовой деятельности?
  • Какие результаты анкетирования родителей в вопросе отношения к логопеду?
  • Опишите направление будущей деятельности с учетом ошибок.


Самоанализ деятельности

учителя-логопеда за учебный год

«Родной язык является

средством общения, выражения

и формирования мыслей и,

таким образом, служит

активным могучим средством

всестороннего развития

личности ребёнка»

А.И.Сорокина

Полноценное гармоничное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако, в настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями и усложнением структуры речевого дефекта. Органические нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, или аномальным анатомическим строением органов артикуляции, стали преобладать над функциональными, когда при нормальном строении и сохранной иннервации нарушена только деятельность речевого аппарата. Это серьёзно осложняет коррекционный процесс в условиях детского сада и удлиняет сроки коррекции, снижая показатели динамики. В связи с этим чрезвычайно актуальна высокая профессиональная компетентность учителя-логопеда.

Основное направление в моей логопедической работе – коррекция речи старших дошкольников и подготовка их к обучению в школе.

В основе работы лежат программы Г.В. Чиркиной и Т.Б.Филичевой: «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» и «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

На базе этих программ мною систематизирован и обобщён научно-теоретический и личный практический опыт и составлено учебно-методическое пособие для логопедов – «Коррекция общего недоразвития речи старших дошкольников», которое успешно апробировано и используется в практике.

За время работы в МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок» создала прочную учебно-методическую базу. Логопедический пункт оформлен в соответствии с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями, отмечен председателем городской ПМП комиссии, как один из лучших в городе; оснащён современной методической литературой, разработаны и систематизированы по разделам серии дидактических игр для работы над всеми компонентами речи: фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью. В соответствии с задачами моего учебно-методического пособия, выделены два больших блока:

1 блок – фонетико-фонематические игры;

2 блок – лексико-грамматические игры.

Это создаёт удобство в подборе и вариативности использования дидактических игр при реализации разных разделов программы. Их многообразие помогает поддерживать мотивацию к учению, осуществляя многократное повторение на разном дидактическом материале.

При выработке тех или иных речевых навыков придерживаюсь последовательности в реализации основных этапов коррекционно-развивающих технологических процессов:

создание чувственной основы ассоциативные связи → усвоение понятий → приобретение знаний → умений → навыков.

Для оптимизации учебного процесса использую в практике современные и инновационные коррекционно-образовательные технологии:

    прогнозирование сроков коррекции;

    целенаправленное создание условий;

    опытно-экспериментальные технологии;

    технологические приёмы наглядного моделирования при коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников;

    использую модели артикуляции гласных и согласных звуков, жестовые символы при коррекции звукопроизношения любого генеза;

    применяю приёмы зондового логопедического массажа органов артикуляции для коррекции грубых органических расстройств (все формы дизартрии, алалия, ринолалия), а так же для постановки звуков при функциональных речевых расстройствах;

    приёмы комплексной дыхательной гимнастики, в том числе использую нетрадиционные приёмы парадоксальной гимнастики по

А.Н. Стрельниковой, адаптированные для детей дошкольного возраста;

    приёмы музыкотерапии использую для релаксации при работе с детьми-дизартриками;

    приёмы сказкотерапии – на зтапе автоматизации звуков и для развития связной речи;

    технологические приёмы использования на занятиях клавишных музыкальных инструментов – для пропевания звукоряда и попевок с изучаемым звуком и упражнений по логоритмике;

    нетрадиционные игровые приёмы с использованием массажного шарика Су-Джок – для массажа ладоней и пальцев рук;

    информационно-коммуникационные – компьютерные технологии, предоставляя возможность самому ребёнку работать за компьютером – это развивает моторику пальцев рук, координацию движений, сосредотачивает внимание, воспитывает быстроту реакции, вырабатывает самоконтроль;

Являюсь пользователем персонального компьютера с 2004 года. Использование современных компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность детей, помогает проводить занятия в занимательной игровой форме, ускоряет и облегчает процесс речевой коррекции; в целом, оказывает положительное влияние на результат.

Умение владеть компьютерными технологиями даёт возможность мне самой печатать и распространять среди логопедов и воспитателей научно-методические публикации и памятки для профилактики и коррекции речевых расстройств.

В своей логопедической практике при диагностике и коррекции нарушений речи у детей большое внимание уделяю индивидуальному подходу. Это позволяет глубже исследовать структуру речевого дефекта и степень его выраженности, поставить точный диагноз, определить зону ближайшего развития обучающегося воспитанника и сделать правильный выбор коррекционных методик.

В основе планирования коррекционно-логопедической работы лежат принципы «Педагогики Успеха», составленные мной на базе общедидактических и специальных принципов логопедии, сформированных Р.Е.Левиной, которые рассчитанны на эмоциональный контакт между логопедом и ребёнком и на успех в конечном результате. Это помогает при составлении плана делать правильный выбор технологических приёмов, максимально используя резервные возможности ребёнка.

Одним из основных критериев успеха считаю взаимодействие в работе логопеда, воспитателей и родителей, которое осуществляю через индивидуальные беседы, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, выступления на педсоветах, родительских собраниях (по организационным, информационным и тематическим вопросам).

Провожу открытые занятия, анкетирование, индивидуальную работу по тетрадям для домашних заданий, оформление в группах речевых уголков и папок-передвижек на тему: «Учим детей говорить правильно», беседы за «Круглым столом» в форме вопросов и ответов. Это даёт высокую продуктивность, показателем которой является хорошая динамика в развитии речи детей, высокий процент выпуска детей школу с чистой исправленной речью (свыше 85%) и отсутствие детей без динамики в развитии речи.

Являюсь ведущим специалистом ПМП консилиума МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок».

На заседаниях ПМПк отработали вопросы организации взаимодействия между всеми педагогами и специалистами ДОУ на примере модели единого коррекционно-речевого пространства.

С воспитателями провела семинар-практикум на тему: «Организация коррекционно-речевой среды», дала консультацию по оформлению речевых центров во всех возрастных группах, раздала памятки, намечен конкурс «Лучший речевой центр группы»

С целью правильного оформления документации переработала материалы Кемеровского выездного семинара по организации работы ПМПк, адаптировала их под свой детский сад и составила пакет нормативных документов с конкретными образцами правильного заполнения на примере одного ребёнка.

Свой опыт в данном направлении распространила и в другие детские сады.

Все документы согласованы с председателем ПМПК и утверждены

начальником УО Мариинского района.

В начале учебного года мы заключаем договор с родителями (законными представителями) на детей с отклонением в развитии и договор с городской ПМП комиссией. После диагностики все специалисты на каждого ребёнка пишут представление, составляют программу индивидуального сопровождения и согласовывают комплексную программу образовательного маршрута. В течение учебного года проводим 3 плановых заседания ПМПк ежеквартально, где уточняем вопросы диагностики, проводим мониторинг, выявляем резервные возможности ребёнка, обсуждаем и согласовываем выбор путей индивидуального маршрута коррекционного сопровождения. В конце учебного года делаем анализ динамики развития и движения обучающихся воспитанников, заполняем документ «Заключение ПМПк» и даём рекомендации.

Эффективность работы консилиума заключается в следующем:

    ПМПк позволяет наладить взаимосвязь в работе всех специалистов и педагогов ДОУ, повышает их ответственность и отчётность;

    делает диагностико-коррекционный процесс прозрачным и результативным;

    консилиум активизирует и повышает ответственность родителей (законных представителей), заключая с ними договор;

    договор с ПМП комиссией даёт возможность своевременно направлять ребёнка в лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения;

    повышается ответственность и воспитателя: он координирует, продолжает и закрепляет работу всех специалистов во взаимосвязи с родителями, осуществляя индивидуальный подход к проблемному ребёнку во всех видах деятельности. В целом, согласованная диагностико-коррекционная работа консилиума позволяет улучшить качество и ускорить сроки коррекции.

С 1998 года по настоящее время являюсь руководителем МО логопедов Мариинского муниципального района. Организовываю и контролирую деятельность логопедов города и района. Активизирую обобщение опыта логопедов по диагностике и коррекции речевых расстройств. Обсуждение вопросов дифференциальной диагностики и специальных методов коррекции провожу в форме докладов, содокладов, семинаров-практикумов, дискуссий, диспутов, тренингов, беседы за «Круглым столом», через просмотр и анализ открытых занятий и разбор трудных случаев. Знакомлю с новинками в области логопедии посредством изучения материалов новых пособий и статей периодической литературы: журналов «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Развитие и коррекция» и др.

Это побуждает логопедов привнести что-то новое в профессиональную деятельность и помогает проявить собственное творчество

Свой опыт работы распространяю и передаю молодым начинающим логопедам, являясь для них наставником. Оказываю им методическую помощь в форме индивидуальных консультаций, помогаю в оформлении логопунктов согласно нормативным требованиям, в ведении документации, в изготовлении дидактических игр в соответствии с внедрением новых технологий, готовиться к открытым занятиям и выступлениям на МО с докладами, даю рекомендации при подготовке к лицензированию ДОУ и аттестации. Так же провожу обмен опытом в сети Интернет

При просмотре и анализе открытых занятий оказываю методическую помощь на рабочем месте, что является эффективным средством в исправлении собственных недочётов и пробелов в логопедической практике учителей- логопедов.

Это помогает логопедам повышать их педагогическое мастерство.

Отслеживание результатов динамики развития речи детей провожу

2 раза в год: в декабре – промежуточный мониторинг, в мае – итоговый,

по результатам годовых отчётов логопедов составляю сводную «Аналитическую таблицу динамики развития речи детей за учебный год».

Считаю, что МО – это эффективная форма повышения квалификации логопедов, действенное средство обмена опытом, разрешения профессиональных проблем, методической помощи на рабочем месте.

Коррекционно-логопедическая работа с ребёнком строится с учётом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определённый прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

Учёт образовательных потребностей детей реализую в рамках следующих направлений:

    работа по развитию понимания речи;

    создание мотивации для развития речевых коммуникаций;

    формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;

    развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

    уточнение и расширение словарного запаса;

    усвоение грамматических категорий;

    развитие психологической базы речи;

    воспитание осознанной и активной мотивации к учению;

    подготовка к обучению в школе.

Вся работа идёт с опорой на сохранные анализаторы, с учётом компенсаторных возможностей ребёнка, его творческих способностей и синзитивных периодов развития.

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путём участия в семинарах различного уровня, вебинарах и методобъединениях.

Список использованной литературы

1.Программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. Коррекция нарушений речи. М., 2010.

2. Авторская рабочая программа учителя-логопеда 2016, составленная в соответствии с ФГОС и основными нормативными документами, имеющая экспертное заключение на региональном уровне: рекомендовать «Рабочую программу учителя-логопеда» к использованию в образовательной практике.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди обучающихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы обозначена тем что, чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.

Необходимым условием гармоничного развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Умственное и речевое разви-

тие ребёнка тесно связаны между собой.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют развертыванию творческих сил личности ребёнка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний.

Методической темой образовательного учреждения, в котором я работаю - является «мастерство учителя - залог качественного образования и социализации обучающихся».

Повышение эффективности и качества обучения учащихся школы предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Основная цель моей педагогической деятельности – максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся (коррекция отклонений в развитии устной речи и профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи). Это способствует достижению поставленной образовательным учреждением цели деятельности, решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.

Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю следующие задачи:

1) обследование речи учащихся (сентябрь – стартовая диагностика,

январь – промежуточная, май – итоговая);

2) разработка и реализация системы работы по коррекции нарушений

речи у учащихся;

3) проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций;

4) консультирование педагогических работников и родителей по примене-

нию специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим

отклонения в речевом развитии.

5) самообразование, самосовершенствование профессиональной деятель-

ности.

Логопедическая работа в нашем общеобразовательном учреждении состоит из трёх основных блоков: диагностический (комплексное обследование устной и письменной речи обучающихся); коррекционный блок (система организации коррекционного обучения); блок профилактики и консультирования (работа по предупреждению появления вторичных нарушений, консультирование родителей, педагогов).

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо своевременное и качественное обследование с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи. Для этого в нашей школе организована социально-психологическая служба, одним звеном из которой, является функционирование школьного психолого-педагогического консилиума. Инициатором организации школьного ПМПк, и его председателем являюсь я, на протяжении двух лет. Положительным в организации данной службы считаю, что при поступлении ребенка в школу, испытывающего какие-либо трудности в обучении, педагоги и специалисты после качественного обследования, совместно, составляют план коррекционной работы с данным учеником, выявляют его сохранные и нарушенные стороны и комплексно, преодолевают имеющиеся недостатки.

Для обследования детей мною апробировано много методик, остановилась я на методике Фотековой Т. Ахутиной Т. « Нейропсихоло-гическая диагностика речевой патологии у детей».

Данная методика очень объемная, но точно определяет результаты обследования, так как по речевому профилю обследуемого можно видеть сохранные стороны речевого развития, и нарушенные. Для диагностирования устной и письменной речи младших школьников я использую упрощенный вариант данного исследования устной и письменной речи. В сложных случаях, при обследовании детей со сложной структурой дефекта использую полный вариант методики. На каждого ребенка нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении заводится индивидуальная карта развития, в которой отражаются результаты обследования специалистами (логопед, психолог, меработник, педагогические характеристики), составляется индивидуальный образовательный маршрут обучающегося на год.

После обследования устной и письменной речи комплектую группы, подгруппы для организации логопедических занятий. Используя системы коррекционной работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Н.Н. Яковлевой, С.А. Лагутиной, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Е, В Мазановой, М.А. Поваляевой и др.) для каждой группы (ФФНР, ОНР, Смешанная форма дисграфии) составляю авторские рабочие программы, ориентируясь на индивидуальные и потенциальные возможности моих воспитанников, ежегодно внося коррективы в содержание программы. Так как в нашем районе существует только один логопункт на базе ДОУ, то большинство дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, лишены данных услуг. Поэтому при поступлении в школу почти 49% обучающихся первых классов, имеют мономорфные и полиморфные нарушения произношения. На каждого ребенка составляю индивидуальный план работы по коррекции произносительной стороны речи.

В своей работе опираюсь на знания основ теории общей и специальной педагогики, общей и возрастной психологии, физиологии, методик коррекционной работы с детьми, имеющими речевые недостатки, а также на личный опыт.

Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в образовательную деятельность с помощью деятельностного метода (Л.Г. Петерсон). Использование деятельностного метода на логозанятиях изменило обычный ход занятия, тему которого определяют мои ученики. Широко использую прием создания проблемной ситуации, требующей освоения нового знания, что позволяет повысить интерес обучающихся к изучаемой проблеме и добиться высоких результатов и способствует формированию личности ребёнка.

При работе с детьми по коррекции речевого дефекта всегда приходится нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению данных задач помогает использование здоровьесберегающих технологий:

А) кинезиологические упражнения (А.Л. Сиротюк) кулак-ребро-ладонь, ухо-нос и др.;

Б) логоритмические упражнения без музыкального сопровождения

(рассказывание стихотворений с движениями); элементы су-джок терапии.

В) пальчиковые игры (сочетание упражнений по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями);

Активно использую как на групповых, так и на индивидуальных занятиях оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, артикуляционная и дыхательная гимнастика). Полезен в работе с логопатами прием психотерапевтического воздействия (релаксации, использование формул внушения правильной речи).

Наряду с общепринятыми методами и приемами активно использую в своей работе - игровые технологии.

Игровые технологии, представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, расширению словарного запаса и развитию связной речи, что очень важно для преодоления речевого нарушения. Одной из эффективных форм проведения итоговых логопедических занятий является применение игровых технологий. К традиционным соревнованиям, конкурсам добавились интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных телепередач: «Что? Где? Когда?», «КВН». В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление. Именно на таких занятиях ребенок учится планировать совместную партнерскую деятельность, проявляет свои способности, самоутверждается.

Использование информационных технологий в коррекционной работе позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В своей работе использую презентации как на групповых (на этапе дифференциации звуков, в ходе работы по развитию связной речи), так и на индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях, с целью повышения уровня мотивации к логозанятиям и развития мыслительных операций, психических процессов использую готовые диски: Кирилл и Мефодий « Начальная школа. Обучение грамоте»; « Учимся думать. Сборник игр, развивающих навыки мышления», « Баба-Яга учиться читать» и др.

С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей-дисграфиков, имеющих, в связи со спецификой речевого расстройства серьёзные трудности в усвоении школьной программы. Данная тема: «Нарушения письменной речи у младших школьников» стала темой самообразования, над которой я работала в течение пяти лет (2006-2011 год). Отправной точкой своей трудоемкой работы было изучение уровня развития письменной речи у обучающихся начальной школы и разработка эффективных приемов и упражнений, корригирующих письменную речь. Результаты исследования письменной речи младших школьников и анализа традиционных подходов в коррекции вышеуказанных нарушений отражены в исследовательской работе на тему: « Нарушения письменной речи у младших школьников МОУ КСОШ №1». В своей работе я отразила данные диагностики письменной речи обучающихся 2-4 классах, проанализировала типы ошибок и основные виды нарушений письма. Всего было обследовано 152 обучающегося, для определения уровня развития письменной речи было проведено: комплексное групповое обследование письменной речи (письменный срез); анализ текущих письменных работ (тетрадей); изучение школьной документации (личные тетради, журнал успеваемости, анкетирование и беседы с учителями по русскому языку). Результаты письменных срезов показали, что в письменных работах учащихся наблюдались все виды специфических ошибок. Большую часть составили ошибки акустического характера (2-3 класс), в 4 классе - дизорфографические; на втором месте - ошибки синтаксического характера; на третьем месте - ошибки дизорфографического характера; на четвертом месте - ошибки оптико-пространственного и синтаксического характера .

При индивидуальном логопедическом обследовании (некоторых обучающих, имеющих наибольшее количество ошибок в письменных работах) были выявлены такие недостатки как: несформированность фонематического восприятия, недоразвитие пространственного восприятия, нарушения звукопроизношения; недоразвитие зрительного восприятия.

Анализ письменных работ учащихся 2-4 классов МОУ КСОШ №1

Работая с детьми – дисграфиками, приходится творчески подходить к своей работе, комбинируя и адаптируя различные методики. Поэтому используя традиционные системы коррекционных работ (Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Н.Н. Яковлевой, Е.В. Мазановой) разнообразила свою работу использованием нейропсихологических приемов при коррекции дисграфии (А.Е. Соболева). На каждом занятии использовала одно или несколько таких упражнений как: « Графические рисунки», « Письмо букв на ладошке, на спине, в воздухе». Для расширения поля зрения использую разнообразные цветные таблицы. Кроме того использую такие упражнения: « Словесный куб»; « Арабское письмо»; « Древнерусское письмо»; « Шифровщик»; « Магазин» и др. Использую специальную методику работы над ошибками (работа учащегося предлагается в печатном варианте + дается памятка « Алгоритм работы над ошибками»).

С целью изучения эффективности использования специфических приемов в коррекции дисграфии проводилось экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 учеников третьих классов, зачисленных на логопункт в группы с речевым заключением: смешанная форма дисграфии. Для изучения состояния процесса письма в начале и в конце учебного года детям был предложен диктант, соответствующий всем требованиям. В результате анализа было установлено, что почти в каждой работе наблюдались все виды специфических ошибок. Большую часть составили ошибки фонематические, на втором месте ошибки языкового анализа и синтеза, на третьем месте - аграмматические, на четвертом - оптические. В таблице дан сравнительный анализ количества ошибок в письменных работах учащихся на начало и конец учебного года.

Сравнительный анализ количества специфических ошибок в письменных работах учащихся на начало и конец учебного года.

Виды специфических ошибок

Начало учебного года

Конец учебного года

Ошибки фонематические

Ошибки языкового анализа и синтеза

Аграмматические ошибки

Оптические

Проанализировав письменные работы младших школьников в начале и конце учебного года, можно сделать вывод о значительном улучшении состояния письма третьеклассников, и о том, что систематическое использование нейропсихологических приемов направляет процесс коррекции письма по эффективному пути обучения и развития школьников.

Использование таких приемов на занятиях предусматривает развитие всех необходимых функций, особенно произвольности, и одновременно достигается развивающая цель. В процессе занятий младшие школьники вырабатывают умение следовать правилам, развивают речь, воображение, пространственные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление все, что необходимо для овладения русским языком.

При организации логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи опираюсь на онтогенетический принцип, принцип обходного пути, учета индивидуальных особенностей воспитанника. Использую специфический метод коррекции - двигательно-кинестетический; наглядные (презентации, мнемотаблицы).

Коррекционная работа тесно переплетена с воспитательной работой, которая направлена на гуманизацию педагогического процесса и личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся.

Качество знаний и умений моих воспитанников стабильное и высокое, что отражено в таблицах (Приложение №3)

Зачис

лено

выпущено

Качество логопедической

работы %

2007-2008

2009-2010

2010-2011

На логопедических занятиях использую своеобразную систему оценок:

в форме эмоционального отношения; оценочного суждения; скалы достижений» (Высокий, средний, низкий уровень); отметки-символа («умник»: грустный, веселый)

Одним из важных направлений в своей работе считаю - профилактику и консультирование. Регулярно, в течение года, вне занятий организую индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов, семинары-практикумы, выступления на методических объединениях и педагогических советах, оформляю различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом. Так как в нашем районе кадровый дефицит специалистов - логопедов, то мною подготовлено и проведено два открытых районных мероприятия: Семинар-практикум для учителей начальной школы на тему: «Нарушения письменной речи младших школьников» 2010 год; мастер-класс для учителей Качугского района на тему: « Эффективные способы и приемы коррекции акустической дисграфии у младших школьников »-2011 год.

Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия.

В межаттестационный период (2007-2012год) показала 4 открытых заня-тия: 2007 г на районном методическом объединении учителей начальной школы - интегрированное занятие: « Литературная викторина « По страницам произведений К.И. Чуковского»; 2008 г.- на районном методическом объединении учителей начальной школы - групповое логопедическое занятие - «Дифференциация парных согласных «К-Г», «К* -Г*»; Практическое знакомство с предлогами (К, ОТ); 2010 г - групповое логопедическое занятие (для учителей начальных классов Качугской СОШ №1 на тему: « Путешествие в страну Красивой речи»; 2010 г - групповое логопедическое занятие для учителей МО социально-психологической службы МОУ КСОШ №1 на тему: «Обитатели наших лесов».

На протяжении пяти лет вхожу в состав муниципальной психолого-педагогической комиссии, за качественную подготовку документации и работу, награждена грамотой Качугского РОНО.

Большое внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности, поэтому стараюсь обеспечить свой кабинет всем необходимым. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала. Оформлена и систематизирована картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. За участие в конкурсе

«Лучший кабинет», проходивший в рамках МОУ Качугской СОШ №1 награждена дипломом третьей степени.

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа в социально-психолого-педагогической службе школы, а также активная работа в школьном ПМПк.

В настоящий момент в своей профессиональной деятельности столкнулась со следующими проблемами:1) Рост числа детей, имеющих сложную структуру речевого дефекта;2) Недостаточное техническое оснащение логопедического кабинета, социально-психологической службы в нашем образовательном учреждении;3)«Информационный вакуум» специалистов отдаленных и сельских учреждений.

Самоанализ выполнен учителем-логопедом

муниципального казённого общеобразовательного

учреждения Качугская средняя общеобразовательная школа №1

Николаевой Н.В.

Директор МКОУ КСОШ №1 Татарникова Т.А.

Приложение№1

Приложение №2

  1. Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков

    А) Вставь гласную букву в начале слова: АОЫУИЭ

    Окунь, -зел, -глы, -зредка, -стров, - хнул.

    Б)Замени гласную, чтобы получилось новое слово:

    Дом-…., бак-…., вал-…, шок-….

    В) Замени в начале слова согласную, чтобы получилось новое слово:

    Точка-…., день-…,балка-….

    Г)Верни букву на место: З или С

    А_ыпанный _негом ле_ _ка_очно кра_ив.

2) Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

1.Вставь в слова парную той гласной которая ухе есть в слове:

Сан_, рук_, знам_, Ан_.

2. Вставь буквы Ы-И:

Сл_в_, пл_т_, г_р_, с_т_й

3) Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1. Запиши слова в ед. числе:

Кони-ко н ь, степи-….

2.Вставь мягкий знак, где нужно:

Стоял_ жаркий ден_.

Лос_- лес_ной жител_.

4)Оглушение звонких согласных в середине слова

1. К слову, записанному так, припиши слово так, как оно пишется:

(ношки)-…,(локти)-…,(гласки)-…,(голофка)-…

2. Запиши слова в 2 столбика: в первый –со звонкой согласной, во второй- с глухой согласной:

Кни_ка, була_ка, ча_ка, ре_кий, коля_ка…

5)Пропуск букв или недописывание слов:

    Волшебный диктант:

Наступила осень-

--------- -----.

Здоровый-

Ый

    Арабское письмо:

« !обисапС»;

6)) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.
7)) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
8) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

9) Лабиринты, Графические диктанты.
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Канцелярские принадлежности для дисграфиков:

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

Приложение №3

Результаты коррекционно-логопедической работы

2007-2008

2009-2010

2010-2011

Всего обследовано

с 1-4 классы

83чел.

223 чел.

75 чел.

Выявлено детей, имеющих нарушения речи (зачислены на логопункт)

на группо

вые занятия

на индивид

занятия

на группо

вые занятия

на индивид

занятия

на группо

вые занятия

на индивид занятия

ОНР-12

ФФНР-9

Дисгра

фия-33

ОНР-9

ФФНР-12

ОНР-5

ФФНР-7

Дисграфия-20

ОНР - общее недоразвитие речи III уровня

ФФНР-фонетико-фонематическое недоразвитие речи

На индивидуальные занятия зачисляются дети, имеющие дефекты произносительной стороны речи.

Результаты коррекционно-логопедической работы(%)

Зачис

лено

выпущено

Качество

логопедической

работы %

2007-2008

57 (21)

36 (16)

63 (76)

2009-2010

21 (31)

14(16)

67 (52)

2010-2011

32 (17)

20 (11)

63(65)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Качугская средняя общеобразовательная школа №1

Самоанализ педагогической деятельности

у чителя -логопеда

Николаевой Натальи Викторовны

2011 год

Уровень квалификации 2012 год. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия образования», полученная специальность «Логопедия», присуждена квалификация учитель-логопед. Педагогический стаж – 22 года В данном учреждении -13 лет Стаж учителя-логопеда – 6 лет


Курсы повышения квалификации 2011 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», 16 часов; 2013 г. Автономная некоммерческая организация «Центр развития молодёжи», г. Екатеринбург, «Стандарты второго поколения: завтра начинается сегодня», 36 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Педагогическая профилактика социально-негативных явлений субъектов образовательного процесса», 18 часов;


Курсы повышения квалификации 2013 г. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский республиканский педагогический колледж», «Развитие информационно-образовательного пространства школы в условиях ФГОС», 72 часа; 2013 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция», 08 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Нарушения речи младших школьников и их коррекция в условиях общеобразовательной школы», 108 часов.


Уровень профессионализма В своей деятельности опираюсь на Конституцию Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании». Инструктивное письмо Министерства образования РФ от «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Конвенцию о правах ребенка. Санитарные правила и нормы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты.


Владею современными образовательными технологиями и методиками: методики обследования речи детей О.Е. Грибовой, М.А. Поваляевой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности, владею приемами составления и планирования индивидуальных и групповых занятий на основании результатов диагностики речевого развития;


Методики Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Р.Н. Лалаевой, Е.В. Мазановой позволяют эффективно спланировать и организовать стратегию направленной коррекционной работы; применяю бланковые методики Е.В. Кузьминой на занятиях, что позволяет разнообразить виды и формы работы участников образовательного процесса; здоровьесберегающую технологию Е.Н. Дзятковской для развития общей и мелкой моторики.






Актуальность К моменту поступления в школу у детей сохраняются трудности и дефекты не только в активной речи, но и в понимании её, что становится предпосылкой недопонимания речи учителя, как правило, насыщенной специальной терминологией. Замедленный темп работы на всех уроках, и ощутимее всего при обучении грамоте аналитико- синтетическим методом, быстрое истощение и ослабление внимания дополняют характеристику речи. Несформированности способной сохранять в устной речи слово- звуковой состав слова и его ритмический контур, и, как правило, дети часто сознательно избегают употребление в спонтанной речи наиболее труднопроизносимые слова, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом.


Цель: Формирование правильного словового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием. Задачи: Изучить литературу по данной проблеме. Изучить начальный уровень развития коммуникативных УУД детей с ОНР и ФФНР. Разработать цикл занятий по формированию словоритмической структуры слова. Провести разработанный цикл занятий Повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР.


Этапы работы Теоретический этап: подбор материала, памяток, справочной литературы Практическое решение проблемы: изучить начальный уровень коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР разработка цикла занятий апробация приёмов работы (на данном этапе имеется публикация статьи на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Оценочный этап: повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР


Показатели результатов логопедической работы с учащимися младших классов МБОУ "СОШ 4" с нарушениями речи за пять лет Год ПринятоВыпущено с нормой Выпущено с улучшениями Положи тельная динамика Оставлено Выбыло ч.-100%13 ч.-30,9%15 ч.-35,7%66,6 %14 – 33,4% ч.-100%14 ч.-34,1%15 ч.-36,5%70,6 %12 – 29,4% ч.-100%16 ч.-39,1%15 ч.-36,5%75,6 %10 – 24,4% ч.-100%20 ч.-51,2%11 ч.-28,2%79,4 %7 – 20,6%1 – 2,5% ч.-100%22 ч.-30,9%12 ч.-28,5%80,8 %8 – 19,2%-



Таким образом, данные, отраженные в таблице позволяют увидеть, что в период с уч г. по уч.г. отмечается стабильный рост количества учащихся, закончивших курс логопедических занятий и выпущенных с нормой и улучшениями. Для осуществления единого подхода коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста взаимодействую с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами образовательных учреждений, веду необходимую документацию, т.е. применяю целый комплекс мероприятий для эффективной коррекции речевых нарушений у младших школьников.


Личный вклад в повышение качества образования 2011 год, участие в работе VIII муниципальной педагогической конференции «Здоровье и образование», доклад «Развитие эмоционально- личностной сферы младших школьников с использованием методов арт- терапии», сертификат год, публикация, Общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», конспект урока математики. Пропедевтический период (в коррекционной школе V вида), 1 класс, диплом, год, публикация, V межрегиональная юбилейная конференция «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция» 6 декабря 2013 года, статья на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» в сборнике «Диагностические и коррекционные аспекты сопровождения социализации детей и подростков с нарушениями развития», Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Восточно- Сибирская государственная академия образования», г.Иркутск.


2014 год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Моторная и оптическая формы дисграфии», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Дислексия у младших школьников или как тяжело плохо читать», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Организация коррекционной работы в условиях внедрения ФГОС в области КРО в СОШ», на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ 19».