Исследовательская работа трудно ли быть левшой. Исследовательская работа на тему 'Леворукий вовсе не безрукий'. Увлечения леворуких и праворуких детей

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Средняя общеобразовательная школа №25 им. 70-летия нефти Татарстана»

Научно-исследовательская работа.

Тема: « Я левша. Что это значит?».

Выполнила: Красникова Екатерина

Ученица 1 «Д» класса

Руководитель: Марданова

Ильзара Салаватовна

учитель начальных классов

Альметьевск, 2015

1.Введение………………………………………….…………………..3

2.Глава 1.Теоретическое обоснование гипотезы о леворукости, как норме развития человека…………………………………………...….4

3. Глава II. Практическое определение количества правшей, левшей и амбидекстров в ближайшем окружении…………………..6

4.Результаты исследования…………………………………………...9

5. Заключение……………………………………………………...….10

6.Список используемой литературы…………..................................11

7. Приложение………………………………………………………...12

Введение.

Я пишу, рисую, кушаю и выполняю другую работу левой рукой. Я левша. Остальные члены моей семьи, мои родственники и друзья все делают правой рукой. Они правши. Мне очень интересно, почему я отличаюсь от других. Почему мне неудобно выполнять работу правой рукой, а другим удобно.

Актуальность темы. Эта тема для меня очень интересна и актуальна, потому что я левша. В моей семье больше нет левшей. Раньше детей – левшей переучивали в школе. Значит леворукость создает какие то проблемы в обучении? Нормально ли быть левшой? С какими трудностями мне предстоит столкнуться в жизни из-за леворукости? Почему я левша, если родители правши?

По оценкам экспертов, в мире около 15 % людей являются левшами. На настоящий момент на Земле проживают 7,1 миллиарда человек. Значит эти вопросы актуальны как минимум для 1,06 миллиарда человек.

Цель: Выяснить, почему я – левша, рождается ли человек левшой или становится. Чем левша отличается от правши в жизни.

Задачи:

1.Определить, что влияет на формирование леворукости.

2.Изучить научные источники.

3.Собрать необходимую информацию по данному вопросу.

4.Провести исследование с целью выявления левшей среди одноклассников и членов семьи.

5. Провести анализ - удобен ли мир вокруг меня для левшей.

Объект исследования:

Учащиеся класса 1Д школы №25 г. Альметьевск, члены моей семьи

Предмет исследования:

Леворукость, праворукость, амбидекстрия

Гипотезы:

1.Леворукость - это разновидность нормы.

2.Ведущую руку человека определяет его головной мозг.

3.Левшество влияет на способность к обучению и выбор сферы интересов.

Методы исследования:

1.Подбор и анализ литературы.

3.Практические опыты.

4.Анкетирование.

Место и сроки проведения. МБОО «СОШ №25 им. 70-летия нефти Татарстана» г. Альметьевск, 2015 год
Глава 1. Теоретическое обоснование гипотезы
о леворукости как норме развития человека

«В природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за редкими исключениями, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота». Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой».

Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30%. Отмечается, что есть ярко выраженные левши или правши, есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью.

Долгое время доминировала теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями.

Обратимся к строению мозга человека. Головной мозг делится глубокой бороздой на две части. Эти половины называются левым и правым полушариями. Они занимают самую большую часть головного мозга. (Смотри: Приложение 1, Рис. 1)

Левое полушарие отвечает за математику, речь, письмо, чтение, науки. Правое полушарие отвечает за способности к музыке, живописи, к образному восприятию предметов, а так же за наши чувства.

Левое полушарие мозга управляет движениями правой половины, т.е. правой руки и правой ноги. У большинства людей левое полушарие немного больше, чем правое. Поэтому правая рука их работает лучше, чем левая.

Правое полушарие мозга управляет движениями левой половины тела, т.е. левой ноги и левой руки. У леворуких наоборот преобладает правое полушарие, поэтому левая половина работает лучше.

В России насчитывается порядка 15–18 миллионов леворуких человек. Причем количество леворуких увеличивается. Раньше левшей переучивали в школе, заставляя писать и рисовать правой рукой.

Сегодня врачи и педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

13 августа мир празднует Международный день левши! Возможно, для многих это станет новостью, но дню левши уже почти 40 лет! Целью этого неофициального праздника является привлечение внимания к людям, чаще пользующимся левой рукой – ведь их на Земле, как минимум, десять процентов!

Список знаменитых людей-левшей можно начать представителями из далекого прошлого, ведь пользовались преимущественно левой рукой Аристотель, Ницше, Кафка, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Юлий Цезарь! (Смотри: Приложение 2, рис. 2)

Знаменитые левши есть и среди актеров: Киану Ривз, Николь Кидман, Роберт де Ниро, Дрю Берримор, Морган Фирман, Джулия Робертс, Джим Керри. Причем многие из них – признанные секс-символы, эталоны красоты для людей из любого уголка мира: Анжелина Джоли, Скарлетт Йоханссон, Пирс Броснан, Хью Джекман, Мила Йовович и даже Мэрилин Монро!

Самые известные левши мира музыки –Курт Кобейн, Пол Маккартни, Боб Дилан, Стинг, а если брать всемирно известных классиков и композиторов – Моцарт, Бетховен, Шуман, Рахманинов, Прокофьев.

А люди искусства? Владимир Даль, Лев Толстой, Льюис Кэрролл, Марк Твен, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пикассо, Роден, Рубенс, Ганс Христиан Андерсен, Герберт Уэллс! Всех и не упомнить, а ведь вклад этих великих писателей, художников и скульпторов в мировую культуру невозможно переоценить!

Современные политики: Фидель Кастро, королева Виктория, Барак Обама и возможно, Владимир Путин (скрытый левша).

Глава II . Практическое определение количества правшей, левшей и амбидекстров в ближайшем окружении.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

Абсолютные правши - 42%. У них доминирует левое полушарие (ведущие правая рука, нога, глаз, ухо, у таких людей в 95% случаев центр речи находится в левом полушарии), для них характерен словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

Абсолютные левши - 8-10%. При доминировании правого полушария (напротив, ведущие левые рука, нога, глаз, ухо, центр речи в правом полушарии). Для них характерно конкретно-образное мышление, развитое воображение;

Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди) - 48-50%. Это либо правши с признаками леворукости, либо левши с признаками праворукости (по ведущему глазу человек левша, а по руке - правша и др.).

Возрастная динамика

Как правило, сразу после рождения ребенка никто не задумывается, правша он или левша. Но вот время идет, и малыш начинает брать предметы преимущественно левой рукой, потом - и печенье, и ложка упрямо вкладываются в левую руку, и карандаш… И сколько мама не перекладывает обратно - ребенок делает так, как ему удобно.

Так уж устроен мозг ребенка: правое полушарие развивается равномерно, а левое - скачками, первый скачок развития - в два года. Именно в этом возрасте можно впервые сказать: “Мой ребенок левша”. Но преобладание ведущей руки может быть условным. Часто ребенок “выбирает” руку нечетко. “Настоящий” левша получается, если правое полушарие определяет ведущие левые руку и глаз. А вот если ведущим является правый глаз, или при левом ведущем глазе - правая рука, получаются “скрытые” левши. Но об этом можно говорить после 4-5 лет, когда ребенок начинает орудовать карандашом. Именно в этом возрасте родители даже праворукого ребенка часто видят зеркальность рисования и письма (левый глаз дает “обратную” информацию для правой руки). И дело здесь совсем не в том, что в какой-то момент ребенка “переучили” (а переучивать левшу - это значит наступить на его здоровье, личность, способности - об этом пишут сейчас все!). В этом возрасте происходит второй скачок развития левого полушария. Причем происходит это у всех детей по-разному. И если выбор руки и глаза происходит в момент доминирования левого полушария - получается “леворукость” - скрытая или явная. Психологи говорят о таких детях “правополушарные”. То есть такие, у которых преобладает образность мышления, эмоциональность, двигательная активность над логикой, размеренностью, “раскладыванием по полочкам” левого полушария мозга. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У лиц мужского пола функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно судить уже к 6-7 годам.

Правда, иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У таких мальчиков дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не всегда хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Камень преткновения для них - таблица умножения. Все это постепенно выравнивается к 3-5-у классу. Если считаться с возрастными особенностями развития мышления, то до 9 лет у ребенка еще не до конца нтересовны межполушарные взаимодействия. Другими словами, ребенок еще находится на “распутьи”: какой стиль мышления выбрать. Однако детское мышление в любом случае ближе к правополушарному. Таким образом, во время обучения детей в возрасте 4-6 лет необходимо учитывать особенности “правополушарного мышления”.

Особенности обучения

Сейчас известно, что полушария мозга “специализируются”. Так, во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов - слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.

При обучении именно левое полушарие руководит поведением ребенка, влияет на способность выполнять задание, быть дисциплинированным на занятии, контролирует способность что-то сделать, если нужно, а не хочется. К сожалению, правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение, чем у одногодков, которые явно определились с ведущей рукой или глазом. Часто они более подвижны, чем их праворукие сверстники. Кажется, что у них спрятан где-то моторчик, им обязательно нужно многое успеть. Они - страстные выдумщики. Причем часто сами верят в свои фантазии. Поэтому с левшами родителям труднее: они более упрямые или “взрывные”, эмоционально неустойчивые.

Из-за особенностей левшей нужно очень тщательно выбирать технологию обучения, учитывая, что подготовка к школе такого ребенка не должна включать только чтение, письмо, математику. Раннее погружение в мир знаков и символов (чтение, письмо, цифры) использует работу левого полушария мозга, и, таким образом, детям с преобладанием правого полушария, это трудно. В момент перегрузки ребенок становится еще более подвижным, нервным. Нередко попытка опережающего использования абстрактно-логического, речевого отображения мира приводит не к опережению развития левши, а к замедлению. А трудности в дошкольном возрасте иногда приводят к неуверенности ребенка в себе, или к протестам - нежеланию учиться, даже к неврозам.
Еще одна трудность левшей - это отношения с пространством. Зеркальность при письме, запоминание последовательностей (дни недели, месяцы), ребенку тяжело ориентироваться в тетради (да он просто не замечает этих клеточек!), не говоря уже о вычислениях в столбик в младших классах. Чтение часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок не может что-то изучать, не понимая или потеряв нить рассуждений. Он лучше учится, если имеет определенный алгоритм действий.

Определеям «кто есть кто» ?

Как определить ведущее полушарие? Наиболее простые тесты, предлагают выяснить, какая из частей ведущая, и по преобладанию сторон - определяют “полушарность”.

Для определения ведущего глаза предлагается “прицелиться”, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Дети с доминирующим левым глазом пытаются следить “справа налево”, потому часто у таких начинающих “читателей и писателей” возникают перестановки букв и даже слогов при чтении и письме.

Для определения ведущего уха предлагают приложить телефонную трубку к уху, которым вам «удобнее слушать», так определяется доминантность уха.

Доминантность рук определяется через 5 разных тестов:


  1. Нужно переплести пальцы рук. При этом сверху всегда оказывается один и тот же палец - ведущей руки.

  2. Переплести руки на груди. Наверху (на предплечье другой руки) лежит ведущая рука.

  3. Расположите руки горизонтально полу. Похлопайте. Сверху хлопает ведущая рука.

  4. Какой рукой пишит, рисует, кушает?

  5. Какой рукой бросает мячик?
(Смотри: Приложение 3, Рис. 3)
Если ведущий глаз и ведущая рука правая то, вы правша, если левый, то левша. Если ведущий глаз- левый, а рука - правая или наоборот, то вы скрытый левша.

4. Результаты исследований

Проведем исследование среди членов семьи и одноклассников по вышеназанным принципам. Результаты сведем в таблицу. (Смотри: Приложение 4, Табл. 1, 2)

По результатам исследования составим таблцу успеваемости и сферы интересов, т.е. человек тяготеет больше к точным или гуманитарным наукам. (Смотри: Приложение 5, Табл. 3, 4)

Берегите левшу. Пусть ребенок будет леворуким, но таким же свободным и уверенным в себе, как правша. Дайте свободу его рукам, и он сам многое научится делать обеими руками.
Заключение:

В результате проведенных исследований, я пришла к выводам.


  1. Леворукость - разновидность нормального развития человека;

  2. Левшество не влияет на способность к обучению и успеваемость;

  3. Левши, также как и правши, склонны как к точным, так и к гуманитарным наукам.

Список литературы

1.Галина Стуканог «Правша или левша?»;

2. Безруких М.М., Безруких М.В. Леворукий ребенок.;

3. Э. М. Александровская, «Причины возникновения леворукости»;

4. Научная публикация «Что мы знаем о леворукости», Никонецкий А.Л.

Приложение 1

Рис. 1 Строение мозга человека

Приложение 2

Рис. 2 Знаменитые люди-левши

Приложение 3

Рис. 3 Тест для определения ведущей руки


Приложение 4

Таблица 1. Результаты исследования членов семьи


Член семьи

Вед.глаз

Вед.ухо

Ведущая рука

Результат

1

2

3

4

5

Катя

л

л

л

п

п

л

л

левша

мама

л

л

л

л

п

п

п

Скр. Левша

папа

п

л/п

л

л

п

п

п

правша

брат

п

п

л

п

л

п

п

правша

Таблица 2. Результаты исследования одноклассников


Одноклассник

Вед.глаз

Вед.ухо

Ведущая рука

Результат

1

2

3

4

5

Баскарев Ярослав

п

п

л

л

п

п

п

Правша

Галиева Илина

п

п

л

п

л

п

п

Правша

Даминова Лилияна

п

п

л

л

п

п

п

Правша

Денисов Ренальд

п

л

п

п

п

п

п

Правша

Зиннурова Аделина

п

п

п

п

п

п

п

правша

Зиятдинов Тимур

п

п

л

п

л

п

п

правша

Канафеева Алиса

п

п

л

п

л

п

п

правша

Кирдяшов Кирилл

п

п

л

п

п

п

п

правша

Кузнецова Олеся

п

п

п

п

л

п

п

правша

Латыпова Диана

л

п

п

п

л

п

п

Скрытая левша

Магданова Азалия

л

п

п

п

л

п

п

Скрытая левша

Максименко Влад

п

п

п

л

п

л

п

Скрытая левша

Мартынова Влада

л

п

п

п

п

л

п

Левша

Насыров Самир

п

л

л

п

л

л

л

левша

Павлюкова Дарья

п

п

л

л

п

п

п

правша

Пиянзин Егор

п

п

л

л

п

п

п

правша

Русин Роман

п

п

п

л

л

п

п

правша

Сапаркин Данис

л

п

п

л

п

п

п

Скрытый левша

Сафин Алмаз

п

п

п

п

п

п

п

Правша

Ситдиков Булат

п

п

л

л

п

п

п

правша

Токарев Андрей

п

п

л

п

п

п

п

правша

Фадеева Полина

л

п

п

п

п

п

л/п

Скрытая левша

Ханнанова Динара

п

п

п

п

п

п

п

правша

Ходус Дмитрий

п

п

л

л

п

п

п

правша

Якуненко Валерия

л

п

л

л

п

л/п

п

Скр.левша

Янтемирова Илона

п

п

л

л

п

п

п

правша

Приложение 5

Таблица 3. Успеваемость и сфера интересов членов семьи.

Таблица 4. Успеваемость и сфера интересов одноклассников.


Одноклассник

Успеваемость

Гуманитарные науки

Точные науки

Баскарев Ярослав

хорошо

+

Галиева Илина

удовл

+

Даминова Лилияна

удовл

+

Денисов Ренальд

отлично

+

Зиннурова Аделина

хорошо

+

Зиятдинов Тимур

отлично

+

Канафеева Алиса

хорошо

+

Кирдяшов Кирилл

отлично

+

Кузнецова Олеся

хорошо

+

Латыпова Диана

хорошо

+

Магданова Азалия

хорошо

+

Максименко Влад

отлично

+

Мартынова Влада

хорошо

+

Насыров Самир

отлично

+

Павлюкова Дарья

отлично

+

Пиянзин Егор

хорошо

+

Русин Роман

отлично

+

Сапаркин Данис

отлично

+

Сафин Алмаз

удовл

+

Ситдиков Булат

хорошо

+

Токарев Андрей

отлично

+

Фадеева Полина

отлично

+

Ханнанова Динара

хорошо

+

Ходус Дмитрий

отлично

+

Якуненко Валерия

отлично

+

Янтемирова Илона

хорошо

+

Исследовательская работа « Я - левша»

Выполнил учащийся 1класса:

Ключевской Иван

Руководитель:

Чумак Татьяна Михайловна



Гипотеза : Леворукость - это не патология и не недостаток развития, это норма

Цель исследования : изучить проблему леворукости и доказать, что леворукость является индивидуальным вариантом нормы.

Задачи : 1. Изучить литературу по проблеме леворукости.

2.Узнать сколько левшей учится в нашем классе.

3. Провести анкетирование среди учащихся и педагогов

4 Провести эксперименты по установлению скрытой леворукости у учащихся моего класса.

Предмет исследования : «леворукость»

Объект исследования : учащиеся начальных классов


План работы

  • Изучить литературу по данной теме
  • Провести анкетирование педагогов
  • Провести анкетирование учащихся
  • Оформить результаты своей работы

  • Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.
  • Левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В России их порядка 15–18 миллионов человек. Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов.
  • Всемирный день левшей был установлен в 1992 году и впервые отмечался 13 августа по инициативе Британского клуба левшей.

  • Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным.
  • Так, среди кошек большинство – правши
  • Зато все белые медведи - левши


Анкетирование учащихся

Вопросы к испытуемому

1.Какой рукой Вы пишете?

правой

любой

2.Какой рукой бросаете камень, мяч?

левой

3.Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон?

4.Какой рукой режете ножницами бумагу?

5.Какой рукой вставляете нитку в иглу?

6.Какой рукой режете хлеб?

7.Какой рукой расчесываетесь?

8.Какой рукой держите молоток?

9.Какой рукой держите зубную щетку?

10.Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?



Определение ведущего уха

Определение ведущего глаза

  • Ведущий глаз левый – у 4 человек
  • Ведущее ухо левое – у 4 человек
  • Ведущий глаз правый – у 23 учащихся
  • Ведущее ухо правое - 23 человека

Исходя из проведённой мною работы (опрос психолога, тестирование среди моих одноклассников и анкетирование учителей школы) и изучив научную и художественную литературу по этому вопросу, я пришёл к выводу, что леворукость нельзя считать отклонением в ту или иную сторону. Левши такие же люди, как и все, только с более развитым правым полушарием. В моём классе 4 левши, что составляет – 5 %.


Локонов Дмитрий

Исследовательская работа.

Сколько в школе леворуких и праворуких детей. Каковы их интересы, склонности. Является ли леворукость, праворукость гарантией успешности человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Школьная научная конференция

« Мир глазами юных»

Левша или правша?

(в основу исследования положен проект «Левша?» - «Правша?», сайт «ГлобалЛаб»)

Работу выполнил:

Локонов Дмитрий,

обучающийся 2 «А» класса

МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №3

Руководитель:

Карандина Галина Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3

г.Красноармейска Саратовской области»

2013-2014 уч.год

I Введение с.3

Тема исследования. Цель. Задачи. Гипотеза. Методы исследования. Этапы исследования.

II Основная часть

2. Выполнение заданий анкеты. Опрос.

4. Формулирование вывода.

С.4- 7

III Заключение с.8

IV. Дополнительный материал с.9

V Литература c.10

I. Вступление

Меня зовут Локонов Дмитрий. Я ученик второго класса.

Я – отличник. Мне очень нравится учиться. Я люблю компьютерные игры, играть со своей собакой, читать интересные книги. У меня много друзей.

С Галиной Ивановной мы выполняем различные исследования, занимаемся на сайте «Глобальная лаборатория». Меня заинтересовал проект- исследование «Левша или правша?» и я решил его выполнить.

Мне захотелось узнать всё о леворуких и праворуких людях. Этот проект – исследование касается и меня – ведь я всё делаю левой рукой.

Я – «левша». Мне интересно ответить на следующие вопросы:

Сколько левшей в нашей школе? Почему их так мало? Как относятся в обществе к таким людям. Какие они?

Тема моего исследования:

«Левша или правша?»

Цель:

1) Сколько "правшей" и "левшей" среди учащихся начальных классов нашей школы.

Задачи:

1) Каковы интересы «правшей» и «левшей»?

2)Склонности и успехи в учёбе «левшей» и «правшей».

Объект исследования: учащиеся.

Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе.

Я предположил, что д ля "правшей" и "левшей"

характерны различия в свойствах характера, предпочтениях в

любимых видах деятельности, интересах

Я выбрал следующие методы исследования:

Изучение теоретического материала.

Анкетирование. Изучение тетрадей леворуких и праворуких детей.

Анализ результатов исследования.

Выводы.

Этапы исследования:

1. Изучение теоретических данных.

2. Выполнение заданий анкеты. Рассматривание письменных работ леворуких и праворуких детей.

3. Анализ результатов исследования.

4. Формулирование вывода.

II. Основная часть.

Сначала я решил узнать, сколько в начальных классах нашей школы леворуких и праворуких детей. Оказывается, в начальной школе всего учащихся - 230 , праворуких – 214 человек, леворуких - 16 .

Галина Ивановна сказала, что это следующее соотношение - 1 к 17, леворуких детей – 6,5 %.

Я провел анкетирование во 2 «А» и во 2 «Б» классе. Ребята отвечали на вопросы

Анализ анкет показал, что из 40 детей 4 ребенка леворукие.

Свою леворукость – праворукость ребята определяют следующим образом:

1) пишу, рисую этой рукой – 30

2) делаю всё этой рукой – 5

3) пишу, держу ложку этой рукой - 5

Я решил узнать, почему так мало леворуких детей. И чем эти люди отличаются от остальных?

Я узнал, что ещё не открыты загадки происхождения леворукости.

Даже ученые не могут ответить на вопрос, почему один ребенок всё делает правой рукой, а другой левой.

Я сравнил интересы леворукого и праворукого ребенка.

Галина Ивановна сказала, что для объективности исследования надо брать несколько человек. Что я и сделал. Результат был следующий:

Интересы

Леворукий

4 человека

Праворукий

4 человека

1. Конструирование и моделирование.

2. Изобразительная деятельность.

3. Художественный труд: аппликация, лепка, изготовление объемных поделок.

4. Музыка.

5. Спорт.

6. Изучение механизмов, попытка понять действие механизма, починить.

7. Творческая деятельность (желание придумать что-то своё)

8. Чтение.

9.Талант рассказчика (желание пересказать, прочитать наизусть, сыграть роль)

10.Иное.

Коллекционирование- 1

Я узнал, что головной мозг состоит из 2 полушарий.

Левое и правое полушария мозга отличаются друг от друга. Они нужны нам для противоположных действий.

Левое полушарие отвечает за конкретное мышление, математические вычисления, сознательное, речь, чтение и письмо, двигательные функции. Левое полушарие очень хорошо развито у праворуких людей.

Правое - за абстрактное мышление, бессознательное, образную память, ритм, восприятие музыки и интонации, ориентировку в пространстве, чувства. Данное полушарие хорошо развито у леворуких людей.

Если посмотреть на интересы леворуких и праворуких ребят, то мы видим подтверждение этого. Поэтому, зная, какое полушарие у нас главное, мы можем правильно выбрать профессию или объяснить, почему у нас что-то не получается в той или иной деятельности.

До недавнего времени левшей старались переучивать, но после выяснилось, что насильственное превращение правой руки в ведущую плохо отражается не только на учебном процессе, но и подавляет творческое развитие, ведёт к различным неврозам и даже может вызвать заикание.

Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым. В Средние века способность пользоваться левой рукой вместо правой считалась знаком дьявола. В более поздние времена людям, пользующимся левой рукой, стали приписывать одаренность и даже талант. Действительно, левшами были многие легендарные личности: Леонардо да Винчи, Моцарт, Македонский. Немало талантливых левшей и среди наших современников: это Билл Гейтс, Барак Обама. И многие другие известные люди.

Но также не вызывает сомнения, что очень много известных и праворуких людей.

Это говорит о том, что люди равны между собой, и успехи, достижения зависят не только от природных задатков, но и от желания человека развивать себя, работать над собой.

Попробуйте и вы определить, где писал леворукий ребенок, а где праворукий?

Вот это работы ребят, которые учатся на «4 и 5». А вот это работы детей, которые учатся на «3 и 4».

Мне кажется, что качество выполнения работы одинаковое.

Меня так же интересовал вопрос, а удобно ли жить леворукому ребенку в мире, где всё сделано для праворуких детей.

Леворукие ребята ответили так – не всегда.

Я узнал, что существуют на Западе специальные магазины для леворуких людей. Например, есть прописи для леворуких детей, учебные принадлежности, инструменты, швейные машины.У нас пока таких магазинов нет, но всё же можно найти товары для левшей, например я пользуюсь специальной ручкой для левшей!

Я сделал памятку для учителей, которые работают с леворукими детьми. Она следующая:

При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны.

III. Заключение

Вывод:

1.Среди учащихся начальных классов 6,5 % левшей, 93,5% правшей.

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче.

2.Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из общей картины. В наше время не настороженность, а интерес, желание понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий - это путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

3. Интересы левшей и правшей различны. Леворукие люди склонны к творчеству. Они увлекаются музыкой, литературой. Праворукие – любят точные науки, спорт. Действительно, леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Мы знаем множество замечательных спортсменов, музыкантов, художников, врачей, журналистов - левшей.

4. Я понял, что леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни, как и праворукость, гарантией успеха.

5.Во многих странах уже с начала XX века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось бы, мелочь - ножницы или швейная машинка для леворуких, однако это не просто облегчает им работу, но свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого человека. Поэтому 13 августа объявлен всемирным днём левшей.

Дополнительный материал:

А вот тесты на определение праворукости и леворукости для маленьких детей. И я сейчас проведу один из них с вами.

1. Возьмите расческу и расчешите волосы.

2. Возьмите ручку и напишите несколько слов. Возьмите карандаш и нарисуйте солнышко.

3. Послушайте часики.

4.Посмотрите одним глазом в бумажную трубочку.

5. Сделайте цепочку из скрепок.

6.Постройте колодец из спичек.

7.Бросьте мячик в ведро.

8. Вырежьте цветочек.

9. Откройте и закройте пузырьки.

Если из 9 заданий вы сделали 6 – левой рукой, то, скорее всего, вы леворукий человек. Если вы определить не можете, то выполните 10 задание:

10. Возьмите ложку и достаньте пуговицы, бусинки по одной из стаканчика.

IV. Литература:

  1. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. - 2-е изд. дораб. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 64 с. (Будущий первоклассник. Подготовка к школе). ISBN 978-5-360-00820-0
  2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предматеми. Определение ведущей руки и развытие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2008. - 88 с. ISBN 5-89415-524-Х
  3. Воробьёва Т.А., Гузенко Т.В. Леворукий ребёнок: 50 уроков для подготовки к письму. - Спб.: Издательский дом «Литера», 2011.- 80 с. (Готовимся к школе). ISBN 978-5-94455-933-3

V. Приложение:

Эльмира Большебратская
Проект на тему леворукости «Я-ребенок из Зазеркалья!»

Дорогие коллеги все мы не только педагоги, но прежде всего мамы. Моему младшему сыну Вадиму предложили поучаствовать в конкурсе научных проектов , я его поддержала. Стали думать на какую тему выбрать проект и я предложила взять тему леворукости , т. к. Вадик-левша, сынок согласился со мной.

Вот такой проект у нас получился .

Я - Большебратский Вадим, ученик 5 класса «а» , разрешите представить Вашему вниманию исследовательскую работу, выполненной на тему : «Я- ребёнок из Зазеркалья »

Эпиграфом для моего исследования послужили слова Жюля Верна :

«в природе движение идет справа налево .

У человека правая рука развита лучше, нежели левая.

Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево . И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота»- читать!

Цель моей работы : Выявить трудности леворуких людей , с которыми им приходится встречаться в мире праворуких

Определение цели исследования и изучение литературных источников позволили сформулировать следующие задачи :

1. Изучить литературу по проблеме леворукости .

2. Выявить, имеют ли леворукие люди свои особенности.

3. Выяснить трудности, с которыми встречаются леворукие

4. Выяснить, есть ли в начальном звене школы №17 леворукие дети , и если есть, каковы их способности.

Пять лет назад я пошёл в школу и стал замечать, что другие ученики пишут, рисуют правой рукой, а я всё делаю левой . А во время аппликации я столкнулся с трудностями - ножницы не режут в левой руке . Мне стало интересно, почему?

Моя работа актуальна. Леворуких людей становится все больше, а живут они в праворуком мире, поэтому имеют разные трудности. Чтобы помочь таким людям, надо знать их особенности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозг.

Методы исследования :

1. Изучение и анализ литературы.

2. Метод анализа.

3. Метод синтеза.

4. Экспериментальный метод.

5. Метод наблюдения.

Данная исследовательская работа представляет практическую ценность для многих родителей, учителей, учащихся, заинтересованных в том, чтобы каждый леворукий ребенок смог адаптироваться и не испытывал проблем в мире праворуких

Слайд №10 Особенности леворуких детей

“Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.

Обычно это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.

У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.

Слайд №11 -

Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.

Ребенок-левша доверчив, склонен к быстрой смене настроения. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний. Левши обычно склонны фантазировать, имеют хорошую память. Они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят.

Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными

Слайд №12

По данным анкетирования, 76% родителей леворуких детей считают , что у их детей нет никаких трудностей, а педагоги на вопрос- имеются ли трудности у леворуких детей на уроках труда – 48 % ответили положительно.

Слайд №13

На данных фото мы можем увидеть, что леворукие дети испытывают трудности на уроках труда, рисования, на физкультуре, при письме

Слайд №14

Отношение к леворукости .

По данным анкетирования, можно отметить, что 92% опрошенных педагогов, а также 76% родителей детей младшего школьного возраста считают леворукость индивидуальной особенностью организма, а 8% педагогов и 18% родителей относятся к леворукости как уникальности и признаку гениальности.

Слайд №15

Начав исследование данной проблемы, я изучил семейный фотоархив и выяснил, что причина моего левшества - все таки генетическая, т. к. моя прабабушка – левша, а папа переученный левша.

Слайд №16

А вот старший брат Эрик – видимо скрытый левша, т. к. у него были сомнения по поводу ведущей руки

Слайд №17

Также я обнаружил массу подтверждений, что я уже в раннем детстве отдавал предпочтение левой руке

Слайд №18

С целью выявления левшества и ведущей руки в деятельности мною был проведен тест- опрос среди моих родственников

Обработав данные опросника, я получил следующие результаты : 20% моих родственников являются амбидекстрами, то есть в быту достаточно часто пользуются той и другой рукой в качестве ведущей, 20% - в качестве ведущей используют левую руку чаще правой. Тогда как среди испытуемых нет ни одного левши, кроме меня. Вероятно, здесь также имеет место скрытая леворукость .

Слайд №20

Один из авторов книги «Леворукий ребенок » Марьяна Михайловна Безруких утверждает, что : - читать! «Леворукий леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим»

Слайд №21

Анализируя результаты анкетирования учителей начальной школы, выяснилось, что 90% педагогов замечают, что необходимы рекомендации и специальные методики по работе с леворукими детьми . Что касается родителей, то 76% родителей леворуких детей считают , что их детям не нужен особый подход.

Слайд №22

По результатам нашего исследования мы бы хотели дать следующие советы взрослым :

1. Никогда взрослые не должны показывать ребенку отрицательное отношение к леворукости .

2. Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей , чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

4. Определять ведущую руку необходимо в 4-4, 5 года.

Слайд №23

5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

6. При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю желательно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо .

Слайд №24 -Правила посадки за партой

так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое . Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу – сверху.

Слайд №25

Вашему вниманию представлены специальные канцелярские товары, разработанные специально для левшей. Если ребенок с самого начала школьного обучения будет пользоваться специальными школьными принадлежностями, то, скорее всего, он не почувствует дискомфорта.

Только с 2004 года российским детям стали доступны специальные канцелярские принадлежности для левшей. И еще один огромный минус – дорогая цена.

Канцелярия для левшей появилась на прилавках нашего города вообще в 2011 году и вот такой набор из необходимых для учёбы предметов – ручка, карандаш, запасные стержни, ластик, точилка - стоит порядка 1800тг. А линейка для левшей стоит 280тг. Конечно, радует, что все эти предметы стали нам доступны, но огорчают цены на них, т. к. не каждый родитель сможет позволить себе такую покупку. А если бы эти товары производились в нашей стране, то их стоимость могла бы быть намного ниже.

Слайд №26

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы :

Анализ данных анкетирования учителей учащихся 1-4 классов доказывает отсутствие прямой связи между ведущей рукой и проблемами в развитии ребенка.

Леворукость – индивидуальный вариант нормы. Склонность к действию той или иной рукой нельзя считать отклонением в развитии.

Предпочтение ведущей руки окончательно определяется к 4-5 годам.

Слайд №27

Фактор переучивания левши приводит к возникновению школьных неврозов.

Количество левшей с возрастом уменьшается, так как праворукая среда заставляет леворуких приспосабливаться (ненасильственное переучивание) .

Осуществление индивидуального подхода к особенностям восприятия мира леворукого ребенка снизит проблемы адаптации левши в преимущественно праворуком мире.

Слайд №28 –

В ходе исследования наша гипотеза нашла подтверждение :

Владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга

Слайд №29 –

Изучать литературу и проводить исследовательскую работу мне было интересно

Ведь я узнал, в первую очередь, свои особенности. Ведь я- левша- ребёнок из Зазеркалья !

Мы заняли 1 место в конкурсе школьных проектов (04. 2012г, затем 1 место в городе(10. 2012, 1 место в Области(11.2012, а на Республиканском туре заняли 3 место(01.203г г. Щучинск!

Салова Арина

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 34»

Исследовательская работа

по теме:

«Правши и левши: две стороны одной медали или два разных мира?»

Выполнила:

Ученица 4 «Б» класса

Салова Арина

Научный руководитель:

Радаева Ч.Ф.

Ульяновск- 2011

  1. Введение……………………………………………….3
  2. Исследование литературы…………………………….4
  3. Экспериментальная часть…………………………….7
  4. Вывод…………………………………………………..10
  5. Литература……………………………………………..10
  6. Приложения………………………………………..11-13

Введение.

Обоснование выбора темы:

Я очень люблю своего братишку Андрея и мы часто играем вместе. Он младше меня на 3 года. Когда он был маленьким, то одинаково часто пользовался и правой и левой рукой, но с возрастом стал чаще пользоваться левой. Я сама- правша, и мне стало интересно: отчего некоторые люди больше пользуются правой рукой и она у них лучше развита, а некоторые - левой. Каково леворукому человеку в праворуком мире? И вообще - есть ли левши и правши среди животных? Эти вопросы меня так заинтересовали, что я решила исследовать эту тему.

Итак, объект моего исследования - человек.

Предмет исследования - правосторонние и левосторонние признаки людей.

Цель исследования : расширить знания о леворукости и праворукости людей, а также животных.

Задачи:

1. Изучить физиологические основы праворукости и леворукости, узнать, что влияет на выбор ведущей руки..

2. Узнать, почему большинство человечества праворуки, а также как относились к правшам и левшам в истории человечества и причины такого отношения.

3. Изучить способы определения ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри.

3. Провести эксперименты по определению у себя ведущей руки, ноги, глаза, уха, ноздри и по пользованию только левой (неведущей) рукой с целью ощутить, что чувствует леворукий человек в мире правшей.

5. Узнать, существует ли праволапость и леволапость у животных и о том, как её выявить.

6. Провести эксперимент по определению ведущей лапы у моего кота Рыжика.

7 Собрать приложения: пословицы и поговорки со словами правый, левый, правша, левша и т.д. ; составить список известных и гениальных людей- левшей и список действий, которые левше делать труднее, чем правше.

Мои гипотезы (предположения):

  1. Леворукость связана с более развитым левым, а праворукость – с развитым правым полушарием головного мозга. Эти признаки передаются по наследству.
  2. Большинство людей – правши, к правшам общество относится лучше, потому что их большинство.
  3. Я не являюсь «чистым» правшой.
  4. Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей.
  5. Праволапость и леволапость у животных существуют в таких же соотношениях как у людей.
  6. Мой кот Рыжик праволапый

Исследование литературы.

Физиологические основы праворукости и леворукости.

Все парные органы человека имеют ту или иную степень функциональной ассимметрии (т.е. неодинаковой развитости). В двигательной сфере: это выделение ведущей (т.е. более развитой) руки, ноги, в области чувств - ведущего глаза, уха, ноздри. У каждого человека возможно своё сочетание право- и левосторонних признаков. «Чистых» левшей (т.е. людей с ведущими левым ухом, глазом, ноздрёй, рукой, ногой) очень мало! И «чистых» правшей тоже! В основном на Земле живут люди с преобладающими левосторонними или правосторонними ведущими органами.

Левшами являются около 10-15 % людей. Остальные 85-90% - правши. Отчего же зависит, является ли человек правшой или левшой? Это связано с особенностями работы полушарий головного мозга. У правшей, оказывается, больше развито не правое, как я предполагала, а ЛЕВОЕ полушарие, которое отвечает за переработку словесной информации. У левшей более развито ПРАВОЕ полушарие, которое отвечает за обработку образов, эмоций, чувств. Однако существуют люди с одинаково развитым правым и левым полушарием. Это так называемые амбидекстры. Они одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, ногой и т.д. У них нет ведущих парных органов.

Но почему же в ходе развития человечества праворукость победила леворукость?

Сегодня не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости. Так, например, французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя. Исходя из того, что сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары копьём или мечом.

Ряд исследователей склонен усматривать причины праворукости в том, что правая рука играла определённую роль в древних культах.

Интересна версия армянского ученого Геодакяна. Опираясь на свою теорию Геодакян сделал множество занятных предсказаний. Он угадал, что ребенок в утробе матери сосет правый пальчик. Исследования УЗИ подтвердили: 92% из сосущих палец детей именно большой палец правой руки находят более вкусным! Почему? Млекопитание - одно из поздних завоеваний эволюции, поэтому за сосательный рефлекс отвечают левое полушарие и правая рука соответственно! Таким образом, получается, что человек, как представитель млекопитающих, более предрасположен к праворукости.

Причины праворукости или леворукости:

На выбор ведущей руки влияют несколько факторов:

  1. Наследственность – у леворукого родителя с большей вероятностью родятся леворукие дети. Кстати, у моего братишки папа- левша, быть может поэтому и он больше пользуется левой рукой?
  2. Влияние среды, культуры. Чем выше уровень развития народа, тем меньше леворуких.

Например, среди эскимосов, папуасов и других близких к природе народов левшей 25-30% !

  1. Травма или болезнь. Это так называемая вынужденная право- или леворукость, связанная с заболеваниями мозга, руки, ноги и т.д..

Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества .

На протяжении истории человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Отношение к левшам было неодинаковым в разных странах и в разные времена.

Во многих языках прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Например, в английском языке слово «леворукий» имеет дополнительное значение - неуклюжий, лицемерный, зловещий, незаконный. Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.

Русский язык тоже предоставляет множество примеров подобного рода:

«левый товар»- товар, проданный незаконным образом, поддельный, фальшивый.

Так же можно рассматривать негативные значения словосочетаний «левый доход», «левым образом», «сходил налево», «встал с левой ноги», «как левый глаз увидел» и т. п.

Учитывая связь языка и мышления, вряд ли стоит удивляться отрицательному восприятию леворуких людей праворукими. Большинство всегда отрицательно относится к меньшинству, пытается его подавить, такова человеческая натура. Отсюда и переучивание левшей, имеющее много отрицательных последствий на организм и психику.

ЧТО ЖЕ ЯВИЛОСЬ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ТАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЕВШАМ?

А повинна в этом картина Страшного суда в Евангелии от Матфея.

«.. Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам.» Тогда и скажет тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его.»

Поскольку Библия очень почитаемая книга, основа религии, образец морали и идеалов для огромной части человечества, то становится понятным отрицательное отношение общества к левшам.

В наше время, когда уже исследованы причины и физиологические основы леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы.

Существует ли леволапость и праволапость у животных?

В 60-х г.г.20 века при тщательном изучении поведения животных обнаружилось много интересных фактов. Оказалось, что у животных существует устойчивая «лапость» - т.е. крыса, собака, кошка, обезьяна предпочитают манипулировать одной из передних лап, и это предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным, где обозначают особей, предпочитающих пользоваться левой (передней) или правой (передней) лапой соответственно. У разных живых существ процент правшей и левшей среди особей одного вида может сильно различаться. Так, среди кошек большинство - правши, среди мышей 44 % правшей, 28 % левшей, а остальные - амбидекстры, зато все белые медведи − левши. Примечательно, что даже среди «родственников» человека, шимпанзе, отношение левшей и правшей отличается от существующего у людей. Например, в дикой природе около ²/ 3 шимпанзе являются левшами. В неволе большинство приматов - правши; возможно, это объясняется вынужденным общением с людьми, которые в большинстве своём правши.

Таким образом, если рассматривать животный мир в целом, то в отличие от людей, количество праволапых животных приблизительно равно количеству леволапых.

Итак, подытожу: левшами являются люди (или животные) с преобладанием левосторонних ведущих органов, связанным с особенностями работы больших полушарий головного мозга. Леворукость и праворукость связаны с наследственностью и влиянием среды одновременно. Праволапость и леволапость у животных существует.

В следующей главе я попытаюсь определить у себя и своего кота ведущие правосторонние и левосторонние признаки, а также попробую почувствовать себя «левшой».

Экспериментальная часть.

Изучив литературу, я уже была готова к опытно- экспериментальной работе, которая должна была помочь мне окончательно разобраться в простейших методах определения правосторонних и левосторонних предпочтений у человека и животных.

ЭКСПЕРИМЕНТ №1

Я решила определить у себя ведущую руку, ногу, глаз, ухо и ноздрю .

Для этого я провела следующие опыты:

  1. Скрещивание пальцев. Палец какой руки сверху?
  2. Поза Наполеона. Какая рука сверху?
  3. Аплодирование. Какая рука сверху ударяет по другой?
  4. Закидывание ноги на ногу. Какая нога сверху?
  5. Смотрение в «подзорную трубу». Каким глазом привычнее и удобнее?
  6. Подглядывание в замочную скважину. Каким глазом?
  7. Подслушивание того, что говорится в соседней комнате. Каким ухом удобнее?
  8. Шепот на ухо. Каким ухом слушаешь?
  9. Нюхание духов из флакона с узким горлышком. Какой ноздрёй привычнее и удобнее?

10.Затыкание ноздри ваткой. Какой ноздри больше «не хватает»?

Таким образом, я не являюсь «чистым» правшой, как я и думала. Из 10 исследуемых признаков 6 - правосторонние, а 4- левосторонние. Следовательно, правая сторона преобладает, но незначительно.

ЭКСПЕРИМЕНТ №2

Следующим моим экспериментом стал добровольный отказ от пользования правой рукой на сутки с целью испытать ощущения и эмоции леворукого человека в праворуком мире.

День, я сразу скажу, был не из легких! Оказывается, все, что так привычно и удобно для праворукого, для левши представляет большую трудность. Писать, заглядывая себе под руку, НЕУДОБНО. Мало того: вырезать, чертить, резать хлеб, пользоваться отверткой, шить на ручной швейной машинке, закупоривать крышки, консервируя на зиму, пользоваться многими инструментами (отверткой, кусачками, пассатижами, ручной дрелью и мясорубкой, пилой и ножом и т.д.) так ТРУДНО, что я и представить не могла! Даже открыть форточку левше труднее, чем правше. Вообще, все действия, которые совершаются по часовой стрелке, леворуким неудобны. Складывается такое ощущение, что весь мир против тебя.

Исследователь леворукости М. Гарднер замечает: «Многие мелочи постоянно раздражают левшу в правом мире. Он входит в метро- щель монетоприёмника в пропускном автомате расположена СПРАВА. Он хочет позвонить из автомата - дверь в будку неудобно открывать левой рукой. Отдавали ли вы себе отчет в том (если вы не левша), что все ручные часы рассчитаны на правшей! Наденьте свои часы на правую руку и попробуйте их завести, тогда вы поймёте, какое неудобство для левши помещённая справа заводная головка. Все руководства для обучения любому ручному труду неизменно рассчитаны на правшей. Девочка- левша, которая хочет научиться вязать, или мальчик- левша, желающий освоить карточные фокусы , должны переводить соответствующие руководства на свой язык ».

Попробуйте левой рукой воспользоваться таким привычным инструментом, как ножницы - они не режут, рвут бумагу, мнут её. От мамы я узнала, что существуют специальные ножницы, ножи и другие инструменты для левшей, вот только купить их трудно и стоят они недёшево.

Итак, этот эксперимент показал, что левше значительно труднее выполнять самые распространенные действия, так как почти все в мире людей ориентировано на правшей.

ЭКСПЕРИМЕНТ №3

Третьим моим экспериментом было определение ведущей лапы у моего кота Рыжика.

Я долго думала, как можно узнать, какой лапой удобнее пользоваться животному? Наблюдая за Рыжиком во время его игры с моим попугаем Клюшей в клетке, я заметила: кот чаще замахивался на Клюшу правой лапой. А если это случайность? Как с достоверностью узнать, правша он или левша? Прочитав соответствующую литературу и поразмыслив самостоятельно, я выбрала 4 способа определения ведущей лапы у кошки:

1. В банку с узким горлом помещаю вкусное лакомство. Какой лапой Рыжик будет пытаться достать пищу?

2. На веревочку подвешиваю бантик на расстоянии 45 см от пола. Какой лапой Рыжик будет больше играть с бантиком?

3. Тот же бантик на веревочке буду возить по полу. Какой лапой кот чаще будет охотиться за бантиком?

4. Какой лапой Рыжик чаще копает песок?

Вот какие результаты у меня получились:

Из 4 признаков 3-левосторонние.

Таким образом, моё предположение о том, что Рыжик праволапый, ОПРОВЕРГНУТО. Мой кот левша.

ЭКСПЕРИМЕНТ №4

Социологический опрос.

Мною было опрошено 120 человек разного возраста и пола. Задавался один и тот же провокационный вопрос:

Кем быть лучше: правшой или левшой?

Результаты опроса:

Правшой – 45 %

Левшой – 20%

Одинаково, нет никакой разницы – 25%

Не знаю – 10%

Вывод: БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ СЧИТАЕТ, ЧТО ЛУЧШЕ БЫТЬ ПРАВШОЙ. Причины:

1) Так думают те, кто сами являются правшами.

2) Так считают те левши, которые испытывают неудобства в праворуком мире.

Правшам был задан вопрос: Как вы относитесь к левшам?

Результаты опроса:

Нормально, они ни чем не хуже нас – 60%

Я их не понимаю, они другие – 25%

Мне их жалко, им труднее, чем нам – 15 %

Вывод : БОЛЬШИНСТВО ПРАВШЕЙ СЧИТАЮТ ЛЕВОРУКОСТЬ НОРМОЙ.

Левшам был задан вопрос: Как ты относишься к тому, что ты - левша?

Результаты опроса:

Горжусь, что я не такой как все – 25%

Вполне нормально – 25 %

Мне труднее, чем правшам, я испытываю неудобства – 30%

Я хотел бы быть правшой – 20%

Вывод: ПОЛОВИНА ЛЕВШЕЙ ИСПЫТЫВАЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ПО ПОВОДУ СВОЕЙ ЛЕВОРУКОСТИ,

Выводы.

В ходе исследования я узнала много новой информации. Кроме научных фактов, я собрала много пословиц и поговорок про левую и правую руку, составила список гениальных и известных левшей. Оказывается, что даже существует Всемирный день левшей , который празднуется с 1992 года ежегодно и отмечается 13 августа!

Ряд моих гипотез подтвердился , например тот факт, что

Леворукость передаётся по наследству;

К праворуким общество относится лучше, потому что их большинство;

Леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей, более того, ему необходимо

« переводить» многие инструкции на свой лад;.

Я не являюсь «чистым» правшой: у меня есть левосторонние ведущие органы;

Существует праволапость и леволапость у животных.

Однако, некоторые мои предположения в ходе исследования были опровергнуты :

Я думала, что леворукость связана с более развитым левым, а праворукость - правым полушарием головного мозга, а оказалось, что все наоборот! Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое - правой.

Соотношение между праволапыми и леволапыми животными приблизительно равное, а не такое, как соотношение между правшами и левшами у людей;

Мой кот Рыжик не праволапый, а леволапый.

Теперь я могу ответить на главный вопрос: правши и левши – две стороны одной медали или два разных мира?

Я поняла, что обе версии ответа на этот непростой вопрос верны. Правши и левши это две стороны одной медали, так как почти у каждого человека присутствуют как левосторонние, так и левосторонние признаки. Но все же, левшам очень трудно жить в правостороннем мире, потому что этот мир враждебен к ним. Это выражается во всем: начиная от инструкций для ручного творчества, заканчивая молниями на одежде, которые созданы так, как удобно правшам. Именно поэтому многие леворукие люди создают свои общества и сайты в интернете, где общаются и обмениваются советами. Они как будто создают свой маленький мир, где нет места правшам.

Тема правшей и левшей изучена мной еще не до конца. Мне хотелось бы продолжить исследование в этом направлении. Меня заинтересовало, как влияет леворукость и праворукость на творческие способности и характер человека, на успехи в учебе и выбор профессии в будущем, поэтому моё исследование еще продолжится в следующей работе.

ЛИТЕРАТУРА:

1.М. М. Безруких «Если ваш ребёнок левша».

2. Брагина Н. Н. «Левши».

3. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».

4. Каппорт К. Д. «Определение ведущего парного органа у человека».

5.Л. Жаворонкова «Правши и левши»

6. Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница?

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Пословицы и поговорки со словами «ЛЕВЫЙ» и «ПРАВЫЙ»:

  1. Права рука, лево- сердце.
  2. На суде божьем право пойдет направо, а криво- налево.
  3. Пойдёшь налево, придёшь направо.
  4. У нас правому всяк свояк.
  5. У правого уши смеются, а у левого язык уныл.
  6. Кто правого винит, тот сам себя язвит.
  7. Самодур делает всё, что левая нога захочет.
  8. Правая рука это та, на которой большой палец слева.
  9. Языком мастер, а делом – левша.
  10. Виноватый винится, а правый ничего не боится.
  11. Толковый сын- правый глаз отца.
  12. Правый весь день ликует.
  13. Говорит направо, а глядит налево.
  14. В правом ухе звенит- добром поминают, в левом- худом.
  15. Право слово велико.
  16. Правого рука по правде живет.
  17. Левак левака видит издалека.
  18. Левша правшу изымает.
  19. Правый и без глаза видит.
  20. Правой рукой строит, а левой ломает.
  21. Встать с левой ноги.
  22. Его по правой щеке бьют, а он левую подставляет.
  23. Как левой рукой сделано.
  24. У кого то право, а кому то лево.

ПРИЛОЖНИЕ №2

Список известных и гениальных людей- левшей.

Леонардо да Винчи