Как погрузиться в свое воображение. Как войти в глубины подсознания, исполнить любое желание и путешествовать по параллельным мирам? Эффективность практики осознанного погружения в тревогу

1. Путешествие в мир фантазии

Такие путешествия похожи на аутогенный тренинг. Их можно также назвать управляемыми воображениями. Во время такого путешествия вы воображаете какую-нибудь историю, которую вам кто-то рассказывает или она разворачивается сама по себе. Улететь в мир фантазий можно только в определенном состоянии. Нет, вам не понадобиться для этого никакие препараты а-ля «колёса», которые не знают дороги назад. Вам только нужно научиться расслабляться и предаваться воображениям, которые приходят вам на ум. Такие путешествия практикуются часто на семинарах, различные курсы имеются на CD, которые можно прослушать дома.

Цели и воздействия воображений

Говоря о воображении, имеется в виду «путешествие», потому что вы погружаетесь в мир фантазии. Что вас там поджидает – зависит только от вас и принадлежит только вам. Таким образом, проанализировав ваши воображения и переживания, вы можете многое узнать о себе. Или же целью «путешествия» может стать простое расслабление, снятие стресса. Сразу заметим, что целей может быть много. Благодаря этим путешествиям можно развить творческие навыки или же использовать ваши воображения, чтобы принять какие-то личные решения, найти выход из сложных ситуаций.

Путешествие в мир фантазии на личном опыте

В рамках многих семинарах по развитию навыков фантазирования часто выполняются упражнения с целью самопознания. Речь идет о том, чтобы отправиться в путешествие в будущее и посмотреть на себя через 5-10 лет. Или же вы возвращаетесь в прошлое, чтобы посмотреть на себя ребенком.

Существует ли риск?

Совершенно обычные воображения – без употребления наркотических средств – не опасны. Конечно, такое путешествие может вызвать негативные эмоции, представляя ужасные картины. Но вам не нужно этого бояться. Ваше подсознание «транслирует» только то, к чему вы готовы.

Видеть воображения

Целью данного путешествия является расслабление и возникновение различных эмоций и воображений. При этом вам нужно удобно сесть/лечь и внимательно слушать историю, во время которой у вас возникают эмоции и представления. Благодаря глубокому расслаблению вы получаете доступ к вашему подсознанию. При этом активизируются те области в вашем мозгу, которые отвечают за творчество и воображение. В нашем обществе часто приветствуется логическое мышление, тем самым мы редко прибегаем к творческому и полагаем, что у нас это не получится. Но это неправильно, потому что каждый из нас умеет воображать. А способность к воображению и есть огромная предпосылка для творчества.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Жизнь порой преподносит человеку настолько тяжелое испытание, что он не может с ним справиться и убегает от проблемы. Или реальная жизнь кажется такой скучной, однообразной и невыносимой, что человек придумывает свой мир, в который и погружается все больше и больше. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, чем опасен уход от реальности в мир иллюзий, какие бывают варианты избегания проблем и что с этим делать, чтобы не потерять связь с реальностью насовсем.

Почему человек уходит от реальности

В психологии известно несколько защитных механизмов, которые помогают человеку бороться с трудностями. Например, потеря памяти. Когда происходит катастрофа, то человек не помнит ничего, что связывало его с этим происшествием. Или девушка, которая подверглась насилию. Память специально стирает эти воспоминания, чтобы не наносить еще больше ущерба психическому здоровью.

Побег от реальности - это тоже своего рода защитный механизм, который помогает человеку преодолеть тяжелый период в жизни или справиться с невыносимыми переживаниями. Узнать больше про защитные механизмы вы можете в книге Ларисы Субботиной «Психологическая защита и стресс ».

Когда у человека уже не хватает сил бороться с реальностью, с настоящими проблемами, то он находит способ, который помогает ему сохранить психическое равновесие. Так например, уход от реальности очень помогал людям, которые находились в концентрационных лагерях.

Иногда этот механизм защиты формируется еще в раннем возрасте и просто входит в привычку. Одна моя клиентка привыкла уходить в мир своих фантазий, когда ругались родители. И эта привычка настолько сильно вошла в ее жизнь, что сейчас девушка не способна находиться в конфликтных ситуациях, не умеет решать подобные вопросы и предпочитает сбегать в другую реальность.

Стресс, сильное эмоциональное или физическое напряжение, переломный момент в жизни, тяжелое расставание - все это может привести к уходу от реальности и создания своей версии жизни. В легкой форме подобный защитный механизм помогает человеку переживать кризисы. Но когда форма становится более тяжелой или человек выбирает деструктивный образ ухода от реальности, тогда не обойтись без посторонней помощи.

Мир иллюзий

Куда же уходят люди в критический момент? Есть несколько вариантов ухода от реальности. Самый безобидный - уход в литературу, кино, музыку. Джон Толкин, например, называл себя одним из первых эскапистов. (Эскапизм - уход от реальности). Создание своего мира заняло у него большую часть жизни, что подарило нам с вами целую вселенную с эльфами, гномами, вечной войной за власть и так далее.

Но есть ведь и более опасные варианты. Уход в мир фантазий или жизнь прошлым. Так, женщины часто не могут отпустить образ бывшего супруга, который ушел к другой женщине, и продолжают верить, что их ждет счастливое совместное будущее. И вот она сидит целыми днями и мечтает, представляет их вместе, не встречается с новыми людьми, потому что образ бывшего супруга слишком силен. «У нас с ним все будет хорошо», — говорит женщина.

Среди ухода в фантазийный мир находятся и компьютерные игры, которые сегодня имеют огромное распространение по всему миру. Подростки настолько погружаются в нереальную вселенную, ассоциируют себя с персонажами игр, что совершенно выпадают из реальной жизни.

Еще один вариант - чрезмерное потребление. Чтобы ощутить радость от жизни, человеку нужно что-то приобрести или купить, так называемый шопоголизм. Или такая стадия, когда человек тащит домой все, что плохо лежит. У моей знакомой отец, находясь уже в довольно-таки преклонном возрасте, тащит домой все с улицы, помойки.

Уход в мечту может быть опасен тем, что человек живет своими иллюзорными представлениями, которые не имеют никакой связи с действительностью.

Мечтать - это, конечно, здорово и полезно. Но важно, чтобы мечты были реальными и осуществимыми или приближенными к этому.

Когда же мечта имеет неосуществимый характер, человек попадает в ловушку, ведь он стремится к ее осуществлению, а это невозможно. Поэтому все его действия направлены не на реальный мир, реальное решение проблем, реальное общение, а на свой мир фантазий.

Наиболее опасные уходы от реальности связаны с алкоголем, наркотическими или лекарственными препаратами. Под воздействием этих средств человек испытывает новые, яркие эмоции и впечатления, которые не может получить в реальности. Они привлекают и заманивают в свои сети. Необходимость получения новой дозы возрастает, со временем эффект становится все менее заметным, требуется еще больше и так человек попадает в западню, .

Если вы чувствуете схожие проблемы у себя или у близкого человека, то вам обязательно нужно обратить внимание на две мои статьи: « » и « ».

Уйти от реальности можно в азартные игры, экстремальные виды спорта, обжорство или голодание, секс, трудоголизм и так далее. Вариантов замещения реальности очень много, тем более в современном мире.

Но главное отличие здорового защитного механизма от серьезной проблемы заключается в том, что человек не теряет связи с действительностью. Он продолжает общаться с людьми, его волнуют проблемы близких и родных людей, он способен обойтись без своего увлечения продолжительное время.

Возвращение в реальность

Порой уйти от реальности и правда полезно и необходимо для поддержания своего психического здоровья. Когда человек переживает сильный стресс, встречается с кризисом, то преодолевая это, он растет, становится еще сильнее, мудрее, опытнее.

Именно поэтому так важно научиться бороться с подобными ситуациями в жизни, вам пригодится моя статья « ». Ведь это очень важно прийти в форму после трудного жизненного периода.

Избавиться от желания побега в мир иллюзий можно лишь осознанием реальности, пониманием своих проблем, беря ответственность за свою жизнь на самого себя. Убежать - это самый простой и губительный способ. А вот борьба с проблемами - это ваш шанс стать сильнее.

Нужно хорошо понимать свои реальные желания. Достичь счастья вы можете, удовлетворив свои истинные потребности. Именно поэтому действовать нужно здесь и сейчас.

Если же ситуация принимает серьезный характер, то вам обязательно стоит обратиться за помощью к специалисту, поскольку справиться самостоятельно в сложившейся ситуации крайне тяжело и зачастую невозможно.

Как вы думаете, от каких проблем чаще всего убегают люди? Знаете ли вы о своих защитных механизмах? Как можно помочь человеку, находящемуся в подобной ситуации?

Живите здесь и сейчас.
Будьте счастливы!

Название . Техника "Активное воображение"

Предназначение .

Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов.

Качества . Цельность ценностной сферы

Вам предстоит погрузиться в состояние, похожее на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Вместо того, чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение.

В состоянии активного воображения вы позволяете неосознанным пока ещё образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна. В состоянии активного воображения вы сможете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними.

Образы лучше всего понимают язык образов. Поэтому вам предстоит научиться задавать вопросы с помощью особенного языка, языка образов. Уже во время первого занятия вы сможете научиться задавать вопросы, которые терзают вас, с помощью языка образов. В дальнейшем у вас это будет получаться все лучше.

Вы можете с удивлением узнать, что образы выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем нынешнем сознании. Поэтому будьте готовы к разного рода открытиям, приятным и не очень, блаженным и ужасным. Все зависит от того, насколько сильно у вас развит внутренний конфликт, от характера этого конфликта.

Каждый день вы впитываете как губка очень много информации, большинство которой полностью не успевает перевариться. Состояние активного воображения позволяет не только вытянуть в сознание глубоко затаенные образы, но и переварить важную информацию, сделать какие-то выводы, обобщения, получить образы о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, сообщающие вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.

1. Уединитесь, примите более-менее удобную позу.

2. Закройте глаза, подождите несколько минут. Предоставьте вашим мыслям и образам течь как им заблагорассудится.

3. "Уйдите" от зрительных образов, окружающих вас: от помещения или иного места, где вы находитесь, от того, во что вы одеты, как выглядите и т.д. Для этого представьте, что вы встаете с того места, где сидите или лежите, добираетесь до какого-то значимого для вас места тем или иным способом (пешком, автомобилем, самолетом...) Значимым местом может быть все угодно: место, где вы провели детство, место отдыха, место свиданий и т.п. Это может быть место, которое вы видели в телепередаче, в кино, место, про которое вы читали. Это место не должно быть обязательно реальным, оно может быть вымышленным.

4. Когда вы добрались до этого места, то оглянитесь вокруг. Возможно, вам захочется уйти в другое место. Тогда уходите. Рано или поздно вы доберетесь до места, которое вас чем-то заинтересовало, которое, как вам показалось, содержит некие тайны.

5. Хорошенько оглянитесь вокруг. Вы можете увидеть предметы, с которыми можно что-то сделать. Вы в своих руках можете увидеть что-то, с помощью чего можно повлиять на окружающие вещи. Вы можете увидеть какой-то потайной лаз, тропинку или что-то в этом роде, по которой захочется идти. Всё это является выразительными средствами языка образов. Опробуйте его.

6. Вы можете рано или поздно встретить некие существа: людей, зверей, кукол, фантастические существа, вещи, умеющие разговаривать и т.п. Попробуйте с ними пообщаться на языке образов. Они могут не понимать, что вы у них спрашиваете. Попробуйте спросить иначе. Попробуйте использовать язык жестов, попробуйте наконец спросить словами.

7. Когда вы почувствуете, что узнали что-то существенно важное, то возвращайтесь к тому месту, откуда начали путешествие. Вернувшись, откройте глаза и проанализируйте увиденное.

Старайтесь слишком не увлекаться такими погружениями. Всё хорошо в меру.

1. Техника "Активное воображение" [Электронный ресурс] // А. Я.. 10.04.2011..html (10.04.2011).

Синдром патологического фантазирования встречается у детей, подростков, реже - в зрелом возрасте у пациентов с признаками инфантилизма. Общими признаками расстройства являются (Ковалев, 1979):

  • аутистическая оторванность от реальности, необычное содержание образов фантазии;
  • не контролируемое внешними факторами течение потока фантазий. Процесс фантазирования осознается при этом как проявление собственной психической активности, тут нет ощущения непроизвольности, насильственности, овладения. Постороннее вмешательство и даже интенсивные стимулы извне не могут прервать появление фантазий и повлиять на их содержание;
  • однообразие, стереотипность образов и сюжетов фантазий;
  • эмоциональная охваченность содержанием фантазий, последние воспринимаются пациентами как нечто более важное и интересное, нежели то, что происходит в действительности;
  • блокада активного внимания. Преобладает пассивное внимание, и оно приковано к образам фантазии;
  • устойчивый, длительный характер фантазирования, в некоторых случаях оно продолжается в течение ряда месяцев и даже лет;
  • дефицит активного воображения и вообще недостаточная продуктивность произвольной интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие сознания болезненности фантазирования, а также активных попыток пациентов ему противодействовать;
  • сенсорная яркость образов фантазий, иногда приближающаяся к таковой у наглядных образов.

Разграничивают несколько вариантов расстройства.

1.В дошкольном возрасте преобладают необычные формы игровой деятельности, такие как игра в полном уединении, когда дети совершенно не принимают участия в игре ни сверстников, ни вообще кого-то из окружающих людей; использование в игровой деятельности преимущественно предметов другого предназначения, например посуды, книг, обуви, частей собственного тела и др.; игнорирование детских игрушек, которые имитируют мир реальных объектов и дают возможность воссоздавать соответствующие отношения людей и вещей; некоторые дети активно избавляются от детских игрушек, проявляют агрессию к ним или из множества игрушек предпочитают лишь немногие, чрезмерно к ним привязываясь и не расставаясь с ними даже на короткое время.

Содержание игр часто остается совершенно непонятным, дети не могут или даже не пытаются объяснить, во что они играют. Сюжеты таких игр не связаны с реальными ситуациями, с подражанием взрослым людям, дети тем самым как бы показывают, что они не идентифицируют себя с родителями, другими индивидами и что их привязанности неадекватны, так как формируются большей частью по отношению к объектам какой-то мнимой реальности. Дети могут играть молча и мало двигаясь либо говорят много и громко, бывают слишком экспрессивными.

К данному типу фантазирования относятся и заумные, странные, слишком отвлеченные для детского возраста вопросы типа «что такое время, откуда оно берется?», «где все кончается, а что есть дальше?», «когда еще умирают люди, которые умерли?», «у слепых бывает день и ночь?», «где живут дети, которые потом родятся?», «почему все машины едут вперед, а не назад?», «что будет, если солнце упадет на землю?» и др. Некоторые дети бывают очень назойливыми в своих расспросах, повторяя их множество раз. Девочка, например, постоянно просит бабушку рассказать про ее свадьбу или рассказать про «быль», а сын донимает отца вопросами о том, победит ли медведь льва, а слон - кита и др. Здоровые дети также задают много вопросов и часто их повторяют, но их вопросы касаются обычно конкретных впечатлений, а ответы на них достаточно быстро усваиваются.

2.В раннем школьном возрасте чаще встречаются визуализированные фантазии, также оторванные от реальности. Дети, например, представляют себе нашествия насекомых, сражения с чудовищами, путешествия в сказочных мирах, нападения разбойников, полеты на воздушном шаре, войны на морском дне, сцены собственной гибели или своего могущества и др. При этом дети на некоторое время как бы отключаются от действительности, ощущают себя активными участниками воображаемых событий вплоть до утраты собственной идентичности. Даже включаясь в реальность, они все еще остаются под впечатлением своих фантазий. В некоторых случаях фантазии имеют агрессивный и даже садистический характер, что, как считается, свойственно пациентам с . В фантазиях обнаруживаются также такие , как подавленность, приподнятое настроение, страхи, .

3.В подростковом и юношеском возрасте на первый план выходят вербальные и графические формы болезненного фантазирования. Например, это сочинение компрометирующих себя или близких людей вымышленных историй - оговоры и самооговоры. Некоторые пациенты пытаются изложить свои фантазии в письменном виде, другие воплощают их в рисунках. И тексты, и рисунки носят явный отпечаток патографии, в них отчетливо выражаются аффективные и бредоподобные переживания. Так, пациент всю поверхность стен своей комнаты покрыл рисунками мрачного содержания, в которых основной темой была смерть и картины разрушения.

Другой пациент в своих рассказах описывает воображаемые сцены пыток, казней, жестоких судилищ, он с удовольствием видит при этом себя в положении жертвы насилия. И.Карамазов в воображаемом рассказе о Великом Инквизиторе упивается идеей ничтожности людей и их любви к рабству, явно представляя себя на месте тщеславного инквизитора, который возомнил себя выше самого Бога. Нередко встречаются хвастливые пациенты, которые сильно преувеличивают свои способности и возможности, причем они не замечают свое бахвальство и где-то принимают выдумки о себе за правду. Часть пациентов тяготеет к таким фантазиям, как составление бесчисленных туристических маршрутов, схем транспортных линий движения наземного транспорта, самолетов или космических кораблей, придумывание кроссвордов или чайнвордов, изобретение планов городов будущего, необычных архитектурных проектов и др.

4.Короткие эпизоды и длительные состояния патологического фантазирования встречаются и в более позднем возрасте. Приведем несколько иллюстраций. Пациент, 20 лет, рассказывает: «Я часто воображаю себя в самых разных ролях. Например, представляю себя солдатом, который оказывается в различных ситуациях на войне и в мирной жизни. Какое-то время я как бы живу его жизнью. Она мне нравится, мне это интересно, я испытываю яркие чувства, которых в обычном состоянии у меня не бывает. Потом я придумываю себе другую роль, нахожусь в ней несколько недель и даже месяцев и так происходит постоянно на протяжении нескольких лет. Несколько раз было так, что я входил в роль члена какой-нибудь молодежной группы и жил по ее правилам.

Последний раз я был в группе наркоманов. Меня очень увлекла эта роль, я был буквально поглощен ею... Я изменил свою внешность, походку, голос, манеры, речь. Отличить меня от настоящего наркомана было, я думаю, невозможно. Во всяком случае, наркоманы всюду принимали меня за своего, где бы я ни появлялся. Наркотиков, разумеется, я не принимал, мне было это совершенно чуждо. Наркоманов я легко обманывал, я только делал вид, что курю или нюхаю и симулировал опьянение. Имитировал при них и ломку.

Мне особенно нравилось, что в роли другого человека как бы забываешься, на время уходишь из реальности, чувствуешь себя кем-то другим, а это новые и острые ощущения, эмоции, необычные переживания. Возвращаться в себя долго не хочется, в качестве самого себя, мне кажется, будто и не живешь, не ощущаешь своего Я». Больная, 23 года, сообщает, что только в роли какого-то человека к ней возвращаются яркие чувства и ощущения. Так, во время половой близости она представляет себя в роли «монахини, которую насилует бандит», иначе оргазма она не испытывает. Пациент, 30 лет, сообщает, что во время сексуального акта на месте жены он представляет маленькую девочку, благодаря этому он впадает «в настоящий экстаз».

Иногда встречаются суицидальные фантазии в сопровождении своеобразного ощущения «очарования смертью». Так, пациент воображает различные способы самоубийства и особенно такие, которые более других походили бы на смерть от естественных причин, чтобы близкие люди даже не могли заподозрить факт суицида. Он говорит, что сама мысль о возможной смерти была ему приятна, желания же совершить самоубийство у него ни разу не возникало. Еще один пациент, 21 год, с головой погрузился в изобретение технических орудий истязания людей, методов их обезглавливания и обезображивания. Он проводил необходимые расчеты, тщательно готовил чертежи, рисовал на них человеческие тела и части тел в надежде, что со временем от теоретических проектов перейдет к практическому их воплощению. Пациент не считал свое увлечение болезненным. По его мнению, орудия пыток всегда были и будут нужны обществу, хотя об этом по понятным причинам не принято много говорить. Сам он полагает, что его наклонности могут быть востребованы, тем более что немногие люди обладают такими, как у него, способностями.

Параллельно с упомянутым увлечением у него было и другое. Он с удовольствием воображал сцены сексуального насилия с разнообразными извращениями, при этом представляя себя в роли «сексуального маньяка». Нередко в это время он отчетливо чувствовал физическое удовольствие. Приведенные иллюстрации помимо прочего ясно показывают роль болезненных потребностей в формировании состояний патологического фантазирования. Кроме того, они указывают на определенное значение нарушений самоосознавания, поскольку отражают нарастающую тенденцию к сближению патологического фантазирования с феноменами перевоплощения и бредоподобным фантазированием, а затем и к перерастанию его в психотические явления. Мы считали бы поэтому вполне логичным и целесообразным включить также в состав синдрома патологического фантазирования оба последних нарушения.

5.Феномены перевоплощения характеризуются временным или неполным отождествлением образов фантазии с реальностью. К.Ясперс называет их грезами наяву. Он пишет: «Сидя в тюрьме, человек воображает себя сказочным богачом; он строит замки и основывает целые города. Его фантазии доходят до того, что он перестает четко различать истинную и ложную реальность. На огромных листах бумаги он чертит обширные планы и испытывает живейшие переживания в связи со своим поведением в новой ситуации, со своими действиями, направленными на то, чтобы осчастливить людей».

Симптомы перевоплощения встречаются у пациентов разного возраста. У детей дошкольного возраста, как известно, это расстройство проявляется игровым перевоплощением. Обычно речь идет об , которые во время игры столь глубоко вживаются в придуманную ими роль, что на некоторое время вполне отождествляют себя с персонажем своей фантазии. Этим персонажем может быть человек, сказочное существо, животное, неодушевленный объект. Отождествление длится недолго, не более нескольких суток, но оно может неоднократно повторяться. Сходное нарушение в виде ролевого перевоплощения встречается и у взрослых пациентов. При этом на некоторое время пациенты как бы меняют свою идентичность, а мнимое представление реальности принимают за действительность, так что можно констатировать факт галлюцинаций воображения. Часто расстройство обозначается термином «истерическое сумеречное расстройство сознания», но встречается оно не только у истеричных пациентов.

Вот несколько иллюстраций ролевого перевоплощения. Мечтая, пациент время от времени воображает себя именитым поэтом, который читает поклонникам свои сочинения. Ему представляется, что он находится на сцене в аудитории. Эта мнимая ситуация в его сознании на время вытесняет реальную. Он совершенно «забывается», ему кажется, что он и на самом деле поэт и что-то декламирует. Ему грезится, что перед ним находятся люди, они восторженно кричат и то и дело ему аплодируют. Такие состояния продолжаются до 20–30 минут, входит он в них без особого труда, стоит ему об этом только подумать. Точно так же легко и быстро он выходит из них, особенно если в реальности что-то привлекает его внимание.

Другой пациент рассказывает: «Бывает, что иногда я отключаюсь от действительности, и тогда мне представляется, что я стою на эстраде и играю на скрипке. Передо мною находится много народу, я слышу звуки музыки, шум, мне хлопают, вызывают на бис. Длится все это недолго, не более получаса. Когда я возвращаюсь в реальность, я помню, что было, хотя и не все, и у меня возникает ощущение, что происходило все это как на самом деле. Такие переходы возникают как бы сами собой, а не то, что я специально придумываю себе что-то, я переношусь в ту ситуацию как-то невольно. Мне кажется странным только то, что я от музыки далек, на скрипке не играю и никогда даже не мечтал об этом».

Некоторые пациенты сообщают о том, что они бывают способны переноситься в ирреальность по своему желанию, не забывая при этом о существовании действительности. Так, больная рассказывает: «У меня была депрессия, меня охватывали приступы обиды, злости. Мне казалось, что я дряхлею и превращаюсь в старуху. Когда становилось особенно плохо, я уходила в другой мир. Там у меня был новый дом из точеных бревен и с резным крыльцом. Был сад с красивыми постриженными деревьями и изумрудной травой. В саду - фонтан, оранжерея с чудными цветами. У меня там были и дети, две дочери 5 и 7 лет. Я представляла себе, будто я живу там, чем-то занимаюсь. Окружавшие меня люди относились ко мне с добром и пониманием. Только там я бываю вполне счастлива.

Иногда я вижу себя там как со стороны. Я не забываю в это время, что у меня есть и другая, настоящая жизнь, есть муж, сын, квартира. Но мне не хочется о них думать, в реальной жизни у меня все очень плохо и безнадежно, я страдаю и очень несчастлива. Рано или поздно, погрузившись в мечты, я начинаю ощущать, что мне пора возвращаться в реальность. Чаще всего я возвращаюсь сама, меня принуждает к этому беспокойство, что дома может случиться чтото неладное. Но бывает, что я могу очнуться, если меня кто-то вдруг окликнет или произойдет что-то нехорошее. Когда я прихожу в себя, то нахожу себя то сидящей у стола или на постели, а то, бывает, я стою где-нибудь и будто бы о чем задумалась».

В некоторых случаях состояния перевоплощения, напротив, возникают и завершаются спонтанно и сопровождаются амнезией как образов фантазии, так и реальных впечатлений, то есть ничем уже не отличаются от глубокой степени сумеречного помрачения сознания. Пациенты не помнят, как они отключаются от реальности и каким образом возвращаются в действительность. Так, пациент сообщает: «Говорили, будто я лег на ковер в центре комнаты. Перед этим обложил ковер по краям тарелками с ножами и вилками. Вроде бы все это походило на приготовление к приему гостей. А я, видимо, изображал собою какое-то блюдо. Сам я ничего этого не помню. Когда мне рассказали, я подумал, что это было не со мной, а с моим двойником».

6.Бредоподобное фантазирование (Siefert, 1907; Birnbaum, 1908), как и феномены перевоплощения, является как бы предельной, смыкающейся с психотическим нарушением формой патологического фантазирования. В литературе встречаются и такие названия расстройства, как бред воображения (E.Dupre и Logre, 1914) и фантастическая псевдология (Delbruck, 1891). Мы полагаем, что речь идет в сущности об одном и том же нарушении и попытаемся это показать.

Так, К.Ясперс к проявлениям pseudologia phantastica относит «фантазии, которые могут начинаться со случайной мысли или идеи, а затем разворачиваться в условиях осознанного отождествления фантастического мира с действительностью. Человек делает богатые покупки, которые он не в состоянии оплатить, - возможно, для воображаемой любовницы; он входит в роль школьного инспектора и во время посещения школы ведет себя настолько естественно, что никто никого не замечает, пока не возникает какое-либо слишком очевидное противоречие, кладущее конец его фантазии».

В главе о нарушениях самосознания К.Ясперс данное расстройство обозначает термином «лабильность сознания». Пациентов с фантастической псевдологией Е.Блейлер называет лгунами и плутами. «Они так сживаются со своим воображаемым положением и ролями, - указывает он, - что забывают, что это не соответствует действительности, и ставят свои поступки в зависимость от своих фантазий. Если они не обладают сильным нравственным чувством, они, конечно, становятся жуликами или мошенниками высшего полета. Эти случаи часто путают с истерией, однако в этом нет никакой необходимости». Е.Блейлер приводит примеры, в которых расстройство выявлялось у пациентов с прогрессивным параличом. А.А.Меграбян сообщает, что «при истерии описывается синдром фантастической псевдологии. Пробел памяти при этом синдроме касается главным образом собственной биографии больного. Пробелы памяти заполняются фантастическими событиями. Больные вживаются в свой рассказ, верят ему».

Бредоподобные фантазии В.М.Блейхер и И.В.Крук (1995) рассматривают в качестве одной из форм истерических реакций, близких к мифомании. «Вымыслы больных настолько нелепы и неправдоподобны, что приобретают сходство с бредовыми утверждениями. Развивается на фоне истерически суженного сознания. Нестойкие идеи величия, богатства, значимости, носящие фантастически-гиперболический характер. Содержание бредоподобных фантазий меняется в зависимости от ситуации». Фантастическую псевдологию сам А.Дельбрюк представляет как патологическую лживость, не связанную с внешними обстоятельствами и встречающуюся при различных заболеваниях, таких как эпилепсия, циркулярный , прогрессивный паралич.

Бред воображения Дюпре-Логра (имажитивный бред, фабуляторный бред, бред представления) является, как указывается, результатом вымысла и вытекает из склонности личности к фантазированию. Его развитию способствуют слабость интеллекта и гипоманиакальное состояние. Бред возникает остро. При этом отсутствуют глубокие нарушения памяти, галлюцинации, психосенсорные расстройства, типичны ясность восприятия и полная ориентировка в окружающем. Как можно видеть, в литературе встречаются некоторые разногласия в описаниях и оценках упомянутых нарушений. Тем не менее общим является главное, а именно болезненное обострение воображения и тенденция отождествлять образы фантазии и реальность. Заметим также, что у большинства авторов упомянутые термины являются как бы исключающими одно другое. Так, авторы, использующие термин «фантастическая псевдология», не употребляют терминов «бред воображения» и «бредоподобное фантазирование», видимо, считая их синонимичными и др.

Приведем две иллюстрации нарушения. В одной из них пациент 32 лет появился в Иркутске у профессора Х.Г.Ходоса с устными рекомендациями известных московских неврологов и представился «сыном генерала Родичкина». В городе пациент, по его словам, оказался проездом, случайно. Он не смог ехать дальше, так как был ограблен, лишился денег, документов и нуждался в помощи. Пациент сообщил профессору, что в прошлом учился в разведшколе, был резидентом в Германии, выполнял важные государственные задания, был предан и разоблачен, попал в плен, бежал, скитался, затем подвергался проверкам спецслужбами нашей страны, пока, наконец, не оказался на свободе и вне подозрений. Теперь он путешествует, в будущем планирует работать в торговом представительстве за рубежом, в Японии.

Х.Г.Ходос, расспросив пациента об упомянутых последним коллегах, вскоре понял, с кем имеет дело, и на следующую встречу с пациентом пригласил психиатра (автора). Несколько дней спустя пациент оказался в загородной психиатрической больнице, где с энтузиазмом принял участие в реабилитации больных, выполнял разные поручения по хозяйству, снабжению больницы продуктами, товарами. На многих работников произвел обворожительное впечатление и совершенно расположил к себе. Время от времени пациент по делам отлучался в город. Перед тем звонил то в администрацию области, то в органы госбезопасности, после чего за ним присылали машину со спецномерами. Пациент отличался неизменно приподнятым настроением, чрезмерной активностью, многоречивостью. Рассказывал о себе и другие невероятные истории, причем мастерски и так убежденно, что сразу трудно было понять, где он говорит правду, а где фантазирует. Очень похоже было на то, что он и сам верил своим выдумкам. Однажды в больницу он не вернулся, в дальнейшем след его окончательно затерялся.

В другом наблюдении пациент 17 лет оказался на консилиуме для решения диагностического вопроса. Пациент рассказал, что две недели назад прямо на улице его похитили люди в масках и увезли в лес. Люди разговаривали на иностранном языке, но хорошо владели и русским. Пациента «испытывали на выносливость, не давали есть, пить и спать, подвешивали вверх ногами, били, вводили наркотики». Все это делалось якобы для того, чтобы проверить его на годность к секретной работе. Так прошло несколько суток (где в это время был пациент, выяснить не удалось). Он понял, что попал в руки шпионов и должен быть завербован в иностранную разведку. Ему удалось, однако, обмануть похитителей и сбежать от них.

Когда от деда, к которому он уехал несколько дней назад, пациент вернулся домой, родители заметили, что он несколько возбужден, испытывает страхи, не выходит на улицу, придумывает странные истории, отчего они и обратились к психиатру. На консилиуме пациент очень подробно и с новыми добавлениями рассказал о разных деталях происшедшего. Он был уверен в том, что все было именно так, как он сообщил, не смущаясь противоречиями, которые он тут же пытался сгладить другими вымыслами. С диагнозом «синдром бредоподобного фантазирования» направлен на лечение. Через месяц был выписан в хорошем состоянии и с полной критикой к расстройству.

Известные истории о самозванцах связаны, скорее всего, не с рядовыми жуликами, а именно с фантастической псевдологией, свойственной пациентам с пограничной психической патологией. Дело в подобных случаях явно доходит до развития бреда апперсонализации. Такими же псевдологами, но вовсе не парафрениками, являются, видимо, время от времени всплывающие в толпе новые мессии, очередные воплощения Иисуса Христа, Будды и др., обычно окруженные толпами фанатичных поклонников. Чем нужнее последним вымысел таких пациентов, тем, естественно, больше шансов на то, что окружающие их люди этот обман примут за реальность. А это обстоятельство, в свою очередь, лишь способствует укреплению веры пациента в правдивость своих фантазий. Тут трудно сказать, король ли подбирает себе свиту или свита делает короля, особенно если эта свита сама жаждет, чтобы ее водили за нос.

Фантастическими псевдологами были, видимо, и люди типа В.Мессинга: последний, как известно, представил в своей автобиографии ряд вымышленных и невероятных историй своего гипнотического могущества. Психиатрические пациенты с более тяжелой патологией, если они обнаруживают признаки фантастической псевдологии, не столь убедительны, обычно они не имеют последователей даже среди своих товарищей по несчастью. Г.И.Каплан и Б.Дж.Сэдок описывают фантастическую псевдологию в рамках искусственно демонстрируемого расстройства с психологическими симптомами, и это лишний раз показывает, насколько условны классификационные рубрики.

Практика осознанного погружения в тревогу- это 3 шаг избавления от тревоги, среди других, описанных в предыдущей статье психолога счастья на эту тему.

Как уменьшить уровень тревожности в состоянии тревоги

Чтобы Вам нужно буквально погрузиться в состояние тревоги и делать это от 1-3 раз в день.

Осознанное погружение в состояние тревоги — это практика уменьшения уровня Вашей тревожности и страха.

Суть метода в том, что каждый день по 30 минут вы намеренно пробуждаете в себе чувство всеобъемлющей тревоги. Вы безумно беспокоитесь.

Практика осознанного погружения в тревогу.

Если Вы в течение дня почувствуете, как нарастает беспокойство, постарайтесь отложить свои переживания до следующей запланированной сессии . Данная практика позволяет существенно снизить остроту беспокойных ощущений.

Погружение в состояние тревоги аналогично методу «наводнения», когда Ваше воображение заселяется вызывающими страх образами до тех пор, пока Вы не пресыщаетесь ими.

При условии достаточного времени тренировок и направленного внимания даже самые серьезные поводы дя огорчения становятся скучными и обыденными.

Практика погружения в состояние тревоги эффективен еще и потому, что он конкретизирует время беспокойства.

Когда Вам заранее известно, что вы будете сильно переживать во время ежедневного сеанса самотерапии, вам легче очистить свое сознание от тревог на протяжении всего остального дня.

8 этапов практики погружения в тревогу

Практика осознанного погружения в состояние тревоги делится на восемь простых этапов.

8 этапов практики погружения в тревогу.

Распечатайте эту картинку и повесьте на холодильник, как памятку 8 этапного погружения в тревогу.

1 этап: Перечислите свои тревоги

Включите в свой список тревог переживания об успехах и поражениях, о страхах, о гармонии в отношениях, о Вашей эффективности на работе или в учебе, о физических угрозах, о здоровье, об ошибках, стыд о событиях прошлого и так далее.

2 этап: Проранжируйте тревоги в зависимости от силы беспокойства

Вверху листа запишите события или ситуации, вызывающие наименьшее беспокойство и тревожность. Ниже — вызывающие большую тревогу. В самом конце укажите самые серьезные переживания.

Вот пример иерархического списка тревог, составленные Еленой:

  • Забываю поздравить родственников с днем рождения.

  • Поехала за город с экскурсией с группой и заблудилась.

  • Забыла подвести дочь после занятий в школе.

  • Пропустила прием у доктора по поводу запланированного исследования груди.

  • Пропустила последний день уплаты налога на недвижимость.

  • Допустила ошибку на работе, поэтому пришла аудиторская проверка.

  • Испортила платежную ведомость, и теперь люди не смогут получить зарплату.

  • Боюсь осуждения со стороны знакомых мне людей.

  • Боюсь попасть в автомобильную аварию по дороге на работу, как моя соседка на прошлой неделе.

  • Боюсь умереть из-за неизлечимой болезни, например рака груди.

Дополняйте по возможности этот список, если по ходу практики в сознании будут всплывать новые причины для тревоги и страха.

3 этап: Расслабьтесь

Теперь Вы готовы работать над первой тревогой из списка. Примите удобное положение, дышите глубже и приступайте к сигнальной релаксации.

Расслабьте тело и настройте сознание на нужный лад с помощью любого известного вам метода релаксации.

Можете так же поступить, как делала моя клиентка Елена, список которой был приведен на 2 этапе — расслабьтесь с помощью одного из упражнений онлайн курса Цигун на Диване, который она освоила еще до практики осознанного погружения в состояние тревоги.

4 этап: Визуализируйте выбранную из списка тревогу

Нарисуйте в своем воображении мысленный образ ситуации, вызывавшей тревогу.

Вообразите, что снова и снова случается самое худшее.

Сконцентрируйте внутренне внимание на образах, звуках, вкусах, запахах и ощущениях.

Не смотрите на картинку со стороны, как будто сидите в кино. Напротив, представьте, что Вы — активный участник и находитесь в эпицентре события.

Елена, работая с тревогой «Забываю поздравить родственников с днем рождения» , представила как ей звонит мама. Она услышала звонок своего сотового телефона и увидела серый пластик трубки. Она почувствовала, как берет в руки прохладную трубку. Услышала саркастический голос своей мамы: «Ну привет, незнакомка», и с ужасом осознала, что день рождения мамы был на прошлой неделе, а она не поздравила мать. Не приготовила подарка, не отправила поздравительную телеграмму и даже не позвонила. Она сконцентрировалась на чувстве стыда и смущения. Представила, как мать иронично поддела: «Ты была так занята или просто меня не любишь?». Елена представляла эту сцену в самых мельчайших подробностях целых 25 минут, снова и снова прокручивая звонок мамы в воображении и добавляя все больше новых деталей и подробностей. Она отвергала любые альтернативные сценарии, пока не вышло отведенное время и не зазвенел предупреждающий об этом сигнал таймера.

Если на этом этапе Вы поймете, что уровень Вашей тревоги низок и далек от реальных ощущений, возможно у Вас не получилось создать достаточно яркие образы.

5 этап: Оцените уровень тревожности по стобалльной шкале

Пусть 0 означает полное отсутствие тревоги, а 100 — наивысшую степень состояния тревожности.

После первых пяти минут визуализации Елена оценила уровень тревоги на 70 баллов, но потом она нагнала на себя страху и действительно себя запугала так, что уровень тревоги подскочил до 95 баллов.

6 этап: Представьте альтернативные последствия события

Попробуйте вообразить альтернативные, менее негативные и стрессовые последствия.

К примеру после 25 минутного сеанса тревоги и страха, Елена представила, что она сама звонит маме через день после знаменательного события. Она услышала как извиняется и сообщает, что отправила подарок по почте.

Она оживила эту картину в своем воображении так же ярко, как и на 4 этапе.

7 этап: Переоцените уровень тревожности от 0 до 100 баллов

Поразмыслив минут 5-7 над альтернативным вариантом развития событий, переоцените уровень своей тревожности.

Скорее всего, он окажется значительнее ниже прежнего.

Елена оценила последнюю сцену с собственным звонком матери и свою тревогу на 30 баллов.

8 этап: Повторите с 4 по 7 этап практики погружения в тревогу

Повторите шаги с 4 по 7, анализируя одно и то же переживание, пока уровень тревожности не снизится до 25 баллов и ниже.

Затем переходите к следующему событию в вашем списке.

Хорошо, если Вы проведете от 1 до 3 таких сеансов в день с каждым событием из списка.

Дойдя до конца списка, составленного на 2 этапе практики, Вы осознаете, что ваша тревога существенно снизилась или вовсе сошла на нет.

Эффективность практики осознанного погружения в тревогу

Елене понадобилось 4 недели, чтобы проработать со всеми событиями из своего списка тревог. В среднем, она проводила по 2 сеанса в день — утром и в обед.

На протяжении всего этого периода она на порядок меньше беспокоилась и тревожилась.

Когда бы ни возникало чувство тревоги, она говорила себе, что может отложить свои переживания до следующей сессии.

Даже прекратив регулярно выполнять это упражнение, Елена заметила что ее страх ошибок и переживания по поводу забывчивости существенно уменьшились.

начав беспокоиться, она тут же вспоминала терапевтические сеансы самопомощи и думала: «Я просто до изнеможения испереживалась по этому поводу».Рецепт ментального шугаринга. Как избавиться от негативных мыслей в домашних условиях. 5 принципов проактивного мышления от Джона Миллера. В своей книге Джон Миллер изложил метод QBQ или "вопрос за вопросом" для самостоятельного […]

  • Как решить психологическую проблему? Нужно проработать многие аспекты проблемы, чтобы решить ее окончательно. BSFF-процесс - это идеальное решение […]
  • Есть вопросы, ищите ответы? Воспользуйтесь самым совершенным и лучшим поисковиком типа Google. Используйте для поиска ответов внутреннюю поисковую […]