Константин симонов хронологическая таблица. Симонов К. М. Биография кратко. Симонов Константин Михайлович. Где похоронен Симонов

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович, (1915-1979) русский советский писатель

Родился в Петрограде, военного. Воспитан отчимом – преподавателем военного училища.

Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Окончив в 1930 семилетку в Саратове, пошёл учиться на токаря. В 1931 семья переехала в Москву и Симонов, окончив фабзавуч точной механики, стал на заводе. В эти же годы начал писать стихи, которые впервые были напечатаны в 1936 в журналах

«Молодая гвардия» и «Октябрь». Закончив в 1938 Литературный институт, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол в Монголию. В 1940 написал свою первую пьесу «История одной любви», в 1941 вторую – «Парень из нашего города». С началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя», «Красная звезда», где публиковались его военные корреспонденции. В годы войны написал пьесу «Русские люди», повесть «Дни и ночи».

Широкую известность ему принесла лирика военных лет – стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и «Жди меня» (1941), а также сборник «С тобой и без тебя» (1942).
После войны побывал в многочисленных зарубежных командировках – в Японии, США, Франции, Китае.

Его первый роман «Товарищи по оружию» появился в 1952, затем вышла большая

К онстантин Симонов, безусловно, был одной из ключевых фигур советской литературы. Поэт, писатель, драматург, публицист, редактор - за 63 года жизни Симонов успел сделать очень много, причем не только создать и опубликовать собственные произведения, но и пробить сквозь цензурные препоны чужие.

После развенчания культа личности Сталина Симонову ставили в вину верную службу вождю, участие в организованном «осуждении» Михаила Зощенко , Анны Ахматовой и Бориса Пастернака , в кампании против «безродных космополитов». Но именно благодаря «генералу от литературы» Симонову удалось опубликовать «Мастера и Маргариту» Булгакова, снять опалу с романов Ильфа и Петрова, добиться издания переводов самых значительных произведений Эрнеста Хемингуэя, Артура Миллера, Юджина О’Нила. Неизвестно, как сложилась бы судьба фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны», если бы автор сценария Константин Симонов не стал его адвокатом.

Те, кто близко знал Симонова, говорят, что в последние годы жизни он особенно рьяно, отчаянно старался помочь талантливым людям, пытался восстановить справедливость в отношении великих произведений литературы и искусства, которые были сочтены советской властью чуждыми. Возможно, так проявлялось раскаяние. Талантливый человек, Симонов в молодости действительно искренне почитал Сталина, с благодарностью принимал знаки расположения вождя.

Сын поэта, писатель и общественный деятель Алексей Симонов, считает, что, став фигурой публичной, Константин Михайлович боялся разоблачения «темного» места семейной биографии: его отец, офицер царской армии, пропал без вести в начале Гражданской войны - этот факт мог при случае дать органам возможность заклеймить Константина Симонова как сына врага народа. Алексей Симонов честно и интересно рассказывает об отношении Константина Михайловича к Сталину и о последовавшей трансформации этой темы в сознании писателя. «Отец мне дорог тем, что он всю жизнь менялся» , - говорит Алексей Симонов в лекции, прочитанной им в стенах Библиотеки иностранной литературы.

Отца заменил Симонову отчим - военный Александр Иванишев. Детство мальчика прошло в военных гарнизонах. Окончив Литинститут, Константин Симонов поехал военным корреспондентом на Халхин-Гол, в том же качестве прошел всю Великую Отечественную.

Война стала и до конца жизни оставалась главной темой Симонова - поэта, писателя, драматурга. Начиная с 1959 года в свет будут выходить части его романа-эпопеи «Живые и мертвые» (в 1964-м на экраны выйдет одноименный фильм Александра Столпера) - грандиозной фрески о людях на войне. Но первые фильмы и спектакли по военным произведениям Симонова появились непосредственно в годы Великой Отечественной - и, по свидетельствам многих, они стали актами огромной моральной поддержки для бойцов и тех, кто ждет солдат с фронта.

«Жди меня» - это стихотворение, посвященное Симоновым его возлюбленной, актрисе Валентине Серовой, стало гимном всем подругам, женам советских бойцов. Его переписывали от руки и хранили в нагрудных карманах гимнастерок. Серова сыграла главную роль в одноименном фильме «Жди меня», который был снят по сценарию Симонова режиссером Александром Столпером в 1943-м на Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате.

Но еще раньше, в 1942-м, Столпером был снят фильм «Парень из нашего города», основанный на одноименной пьесе Константина Симонова. В нем Николай Крючков сыграл бойца, а Лидия Смирнова - его невесту, красивую актрису Вареньку. В «Парне из нашего города», кстати, впервые прозвучала песня «Жди меня», музыку к которой написал композитор Матвей Блантер. А также ставшая популярной песня «Броня крепка, и танки наши быстры» (музыка братьев Покрасс, слова Бориса Ласкина).

Фильмы по сценариям Симонова снимались и в 60-е, и в 70-е, и почти каждый становился ярким событием. Верный соавтор Симонова режиссер Александр Столпер в 1967-м экранизировал его роман «Солдатами не рождаются» - картина вышла под названием «Возмездие». В 1970 году вышел фильм Алексея Сахарова «Случай с Полыниным» по сценарию Симонова - про любовь бравого летчика Полынина (Олег Ефремов) и актрисы из фронтовой актерской бригады (Анастасия Вертинская). Этот сюжет напоминает драматическую историю любви Валентины Серовой и ее первого мужа - летчика Анатолия Серова, погибшего на испытаниях нового самолета.

В 1970-х по повести Симонова Алексей Герман снял фильм «Двадцать дней без войны», в котором усовершенствовал свой фирменный метод «квазидокументальности», то есть максимального достижения исторической правды - бытовой, костюмной, физиогномической, атмосферной. Удивительно, но - человек совершенно другого поколения и эстетической веры - Симонов принял и горячо защищал фильм Германа от обвинений в «чернушности», в попытке преподнести «фигу в кармане» вместо картины к очередному юбилею Победы. Сегодня фильм «Двадцать дней без войны», безусловно, входит в ряд важнейших отечественных фильмов-достижений.

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович – русский советский писатель, поэт, драматург и публицист.

Родился 15 (28) ноября 1915 года в городе Петроград (ныне Санкт-Петербург). Русский. Имя при рождении – Кирилл Михайлович Симонов. В 1919-1927 годах жил в Рязани, с 1927 года – в Саратове. В 1930 году окончил 7 классов школы, после чего обучался в фабрично-заводском училище (ФЗУ). Одновременно осенью 1931 года работал токарем по металлу на заводе «Универсал» в Саратове.

С конца 1931 года жил в Москве. В 1932 году окончил ФЗУ точной механики. В 1932-1935 годах работал токарем на авиационном заводе, в механических цехах кинофабрики «Межрабпомфильм» и кинофабрики «Техфильм».

С 1932 года писал стихи, которые впервые были напечатаны в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь». В 1934-1936 годах учился в Вечернем рабочем литературном университете, в 1938 году окончил Литературный институт имени А.М. Горького. В 1938-1939 годах учился в аспирантуре Института истории, философии и литературы, однако прервал обучение из-за отъезда в командировку в Монголию. В 1939 году взял литературный псевдоним – Константин Симонов.

Участник боёв с японскими войсками на реке Халхин-Гол: в августе-сентябре 1939 – военный корреспондент газеты «Героическая красноармейская».

В марте 1940 года окончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Военной академии имени М.В. Фрунзе.

В предвоенный период К.М.Симоновым созданы поэмы «Первая любовь» (1936, новая редакция – 1941), «Победитель» (1937), «Ледовое побоище» (1937), «Павел Чёрный» (1938), «Пять страниц» (1938) и «Суворов» (1938-1939), пьесы «История одной любви» (1940, новая редакция – 1954) и «Парень из нашего города» (1941), множество стихотворений.

В июне 1941 года окончил Курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии. В армии с 24 июня 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – военный корреспондент газеты Западного фронта «Красноармейская правда». Одновременно как нештатный корреспондент посылал военные корреспонденции в газету «Известия». С июля 1941 – военный корреспондент газеты «Красная звезда».

За время войны неоднократно выезжал в командировки на передовую (ниже приведён их перечень):
1941 год – Западный фронт (июнь – июль), Южный фронт, Приморская и 51-я (Крымская) армии, Черноморский флот (август – сентябрь; участвовал в обороне Одессы), Мурманское направление Карельского фронта и Северный флот (октябрь и ноябрь), Западный фронт (декабрь);
1942 год – Закавказский фронт (январь и февраль-март; участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции), Западный фронт (январь-февраль), Мурманское направление Карельского фронта (апрель-май), Брянский и Западный фронты (июль-август), Сталинградский фронт (август-сентябрь), Мурманское направление Карельского фронта (ноябрь), Западный фронт (декабрь);
1943 год – Северо-Кавказский и Южный фронты (январь-март), Южный фронт (апрель), Центральный фронт (июль и август-октябрь);
1944 год – 1-й и 2-й Украинские фронты (март-апрель), 2-й Украинский фронт (май), Ленинградский фронт (июнь; участвовал в Выборгской операции); 1-й Белорусский фронт (июль-август), 2-й и 3-й Украинские фронты (август-сентябрь), Южная Сербия у югославских партизан (октябрь), советская авиационная база в итальянском городе Бари (октябрь);
1945 год – 4-й Украинский фронт (январь-апрель), 1-й Украинский фронт (конец апреля), 1-й Украинский и 1-й Белорусский фронты (май). 9 мая 1945 года присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте.

Большая часть фронтовых корреспонденций К.М.Симонова, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четырёхтомник «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента» (1942-1945), а также сборники «Югославская тетрадь» (1945) и «Письма из Чехословакии» (1945).

В годы войны им также написаны многие известные военные стихотворения («Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Если дорог тебе твой дом…»), поэма «Сын артиллериста» (1941), пьесы «Русские люди» (1942), «Жди меня» (1943), «Так и будет» (1944, новая редакция – 1970) и «Под каштанами Праги» (1945), повести «Дни и ночи» (1943-1944) и «Гордый человек» (1945), выпущены два сборника стихов – «С тобой и без тебя» (1942) и «Война» (1944).

После войны до сентября 1946 года продолжал работать корреспондентом газеты «Красная звезда». Неоднократно выезжал в длительные зарубежные командировки, в частности в Японию (декабрь 1945 – апрель 1946) и США (апрель-июнь 1946). С сентября 1946 года подполковник К.М.Симонов – в запасе.

В сентябре 1946 – феврале 1950 – главный редактор журнала «Новый мир». В октябре-декабре 1949 года в качестве военного корреспондента газеты «Правда» находился в 4-й Полевой Китайской армии в Южном Китае.

В феврале 1950 – августе 1953 – главный редактор «Литературной газеты», в июле 1954 – июле 1958 – вновь главный редактор журнала «Новый мир».

В 1958-1960 годах жил в Ташкенте (Узбекистан), работал разъездным корреспондентом газеты «Правда» по республикам Средней Азии. В 1963-1967 годах в качестве специального корреспондента «Правды» совершил множество поездок по стране, в 1970 году был во Вьетнаме (во время войны с США).

В послевоенные годы К.М.Симоновым созданы трилогии «Живые и мёртвые» (романы «Живые и мёртвые», 1955-1959; «Солдатами не рождаются», 1960-1964; «Последнее лето», 1965-1970) и «Так называемые личная жизнь (Из записок Лопатина)» (повести «Четыре шага», 1956-1964; «Двадцать дней без войны», 1972; «Мы не увидимся с тобой», 1978), роман «Товарищи по оружию» (1950, новая редакция – 1965), повести «Дым отечества» (1946, новая редакция – 1956), «Случай с Полыниным» (1969) и «Софья Леонидовна» (опубликована в 1985), пьесы «Русский вопрос» (1946), «Чужая тень» (1949) и «Четвёртый» (1961), поэмы «Иван да Марья» (1954) и «Отец» (1956-1958), эссе-размышление «Глазами человека моего поколения, Размышления о И.В.Сталине» (1979, опубликовано в 1988), выпущены сборники стихов «Друзья и враги» (1948) и «Вьетнам, зима семидесятого» (1971), дневниковые сборники «Далеко на востоке» (1968), «Разные дни войны» (1974-1975), «Япония – 46» (1976).

За большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с 40-летием образования Союза писателей СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1974 года Симонову Константину (Кириллу) Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Помимо литературной работы, занимался кино- и теледокументалистикой. При его участии как сценариста были созданы документальные кинофильмы «Там, где жил Хемингуэй» (1964), «Если дорог тебе твой дом» (1967), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967), «Чужого горя не бывает» (1972) и «Шёл солдат...» (1975). По его замыслу и при его непосредственном участии были сняты циклы телевизионных передач «Солдатские мемуары» (1976; 6 выпусков) и «Солдатские мемуары. Письма» (1977, 2 выпуска).

Автор сценариев нескольких художественных фильмов: «Парень из нашего города» (1942), «Во имя Родины» (1943), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш.Спааком и Э.Триоле), «Случай с Полыниным» (1970, совместно с А.Н.Сахаровым), «Двадцать дней без войны» (1976) и «Обыкновенная Арктика» (1976). Занимался литературными переводами стихотворных текстов (с английского, азербайджанского, грузинского, узбекского и других языков).

Член Союза писателей СССР с 1938 года. В сентябре 1946 – октябре 1953 – заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР. В 1953-1959 – секретарь Союза писателей СССР, с 1967 года – секретарь Правления Союза писателей СССР.

Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1966).

Кандидат в члены Центрального Комитета КПСС в 1952-1956 годах, член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1956-1961 годах и с 1976 года.

Депутат Верховных Советов СССР 2-3-го созывов (в 1946-1954 годах) и РСФСР 4-го созыва (в 1955-1959 годах).

Жил в Москве. Умер 28 августа 1979 года. После кремации его прах был развеян на Буйничском поле под Могилёвом (Белоруссия), где 13 июля 1941 года К.М.Симонов участвовал в тяжелейшем бою с немецкими танками.

Полковник (1965). Награждён 3 орденами Ленина (27.11.1965; 2.07.1971; 27.09.1974), орденом Красного Знамени (3.05.1942), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30.05.1945; 23.09.1945), орденом «Знак Почёта» (31.01.1939), медалями, иностранными наградами – орденом Белого льва «За Победу» 3-й степени и Военным Крестом 1939 года (Чехословакия), орденом Сухэ-Батора (Монголия), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1974, за трилогию «Живые и мёртвые»), шести Сталинских премий (1942 – 1-й степени, за пьесу «Парень из нашего города»; 1943 – 2-й степени, за пьесу «Русские люди»; 1946 – 2-й степени, за роман «Дни и ночи»; 1947 – 1-й степени, за пьесу «Русский вопрос»; 1949 – 2-й степени, за сборник стихов «Друзья и враги»; 1950 – 1-й степени, за пьесу Чужая тень») и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966, за литературную основу фильма «Живые и мёртвые»).

Почётный гражданин города Гулькевичи (Краснодарский край, 1971).

Памятник К.М.Симонову установлен в Саратове. Его именем названы улицы в городах Москва, Волгоград, Краснодар, Гулькевичи (Краснодарский край), Нытьва (Пермский край) и Могилёв (Белоруссия), библиотека в Москве и малая планета. В Москве на доме, в котором располагался его рабочий кабинет, в Рязани на здании школы, где он учился, и в городе Гулькевичи установлены мемориальные доски. В 1982-1996 годах имя писателя носил круизный пассажирский теплоход «Константин Симонов» (ныне продан за рубеж и переименован), в настоящее время его имя носит речной пассажирский теплоход «Константин Симонов» (порт приписки – Нижний Новгород).

Собрания сочинений:
Сочинения (в 3 томах). М., 1952-1953;
Собрание сочинений (в 6 томах). М., 1966-1970;
Собрание сочинений (в 12 томах). М., 1979-1987.

Автобиография К.М.Симонова (1978 год):

«Я родился в 1915 году в Петрограде, а детство провёл в Рязани и Саратове. Моя мать работала то машинисткой, то делопроизводителем, а отчим, в прошлом участник японской и германской войн, был преподавателем тактики в военном училище.

Наша семья жила в командирских общежитиях. Военный быт окружал меня, соседями были тоже военные, да и сама жизнь училища проходила на моих глазах. За окнами, на плацу, производились утренние и вечерние поверки. Мать участвовала вместе с другими командирскими жёнами в разных комиссиях содействия; приходившие к родителям гости чаще всего вели разговоры о службе, об армии. Два раза в месяц я, вместе с другими ребятами, ходил на продсклад получать командирское довольствие.

Вечерами отчим сидел и готовил схемы к предстоящим занятиям. Иногда я помогал ему. Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твёрдый распорядок дня, всё делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь презиралась.

Так как и отец и мать были люди служащие, в доме существовало разделение труда. Лет с шести-семи на меня были возложены посильные, постепенно возраставшие обязанности. Я вытирал пыль, мёл пол, помогал мыть посуду, чистил картошку, следил за керосинкой, если мать не успевала – ходил за хлебом и молоком. Времени, когда за меня стелили постель или помогали мне одеваться, – не помню.

Атмосфера нашего дома и атмосфера военной части, где служил отец, породили во мне привязанность к армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединённую с уважением. Это детское, не вполне осознанное чувство, как потом оказалось на поверку, вошло в плоть и кровь.

Весной 1930 года, окончив в Саратове семилетку, я вместо восьмого класса пошёл в фабзавуч учиться на токаря. Решение принял единолично, родители его поначалу не особенно одобряли, но отчим, как всегда сурово, сказал: «Пусть делает, как решил, его дело!»

Вспоминая теперь это время, я думаю, что были две серьёзные причины, побудившие меня поступить именно так, а не иначе. Первая и главная – пятилетка, только что построенный недалеко от нас, в Сталинграде, тракторный завод и общая атмосфера романтики строительства, захватившая меня уже в шестом классе школы. Вторая причина – желание самостоятельно зарабатывать. Мы жили туго, в обрез, и тридцать семь рублей в получку, которые я стал приносить на второй год фабзавуча, были существенным вкладом в наш семейный бюджет.

В ФЗУ мы четыре часа в день занимались теорией, а четыре часа работали, сначала в учебных мастерских, потом на заводах. Мне пришлось работать в механическом цеху завода «Универсал», выпускавшего американские патроны для токарных станков.

Поздней осенью 1931 года я вместе с родителями переехал в Москву и весной 1932 года, окончив фабзавуч точной механики и получив специальность токаря 4-го разряда, пошёл работать на авиационный завод, а потом в механический цех кинофабрики «Межрабпомфильм».

Руки у меня были отнюдь не золотые, и мастерство давалось с великим трудом; однако постепенно дело пошло на лад, через несколько лет я уже работал по седьмому разряду.

В эти же годы я стал понемногу писать стихи. Мне случайно попалась книжка сонетов французского поэта Эредиа «Трофеи» в переводах Глушкова (Олерона). Затрудняюсь объяснить теперь, почему эти холодновато-красивые стихи произвели на меня тогда настолько сильное впечатление, что я написал в подражание им целую тетрадку собственных сонетов. Но, видимо, именно они побудили меня к первым пробам пера. Вскоре, после того как я одним духом одолел всего Маяковского, родилось моё новое детище – поэма в виде длиннейшего разговора с памятником Пушкину. Вслед за ней я довольно быстро сочинил другую поэму из времён гражданской войны и постепенно пристрастился к сочинению стихов, – иногда они получались звучные, но в большинстве были подражательные. Стихи нравились моим родным и товарищам по работе, но я сам не придавал им серьёзного значения.

Осенью 1933 года под влиянием статей о Беломорстрое, которыми тогда были полны все газеты, я написал длинную поэму под названием «Беломорканал». В громком чтении она производила впечатление на слушателей. Кто-то посоветовал мне сходить с ней в литературную консультацию – а вдруг возьмут и напечатают?

Не особенно в это веря, я, однако, не удержался от соблазна и пошёл на Большой Черкасский переулок, где на четвёртом этаже, в тесной, заставленной столами комнате помещалась литературная консультация Гослитиздата. Заведовал ею Владимир Иосифович Зеленский, писавший когда-то в «Правде» под псевдонимом Леонтий Котомка, а консультантами работали Анатолий Константинович Котов, Сергей Васильевич Бортник и Стефан Юрьевич Коляджин. Это были тогда ещё молодые люди, энтузиасты, увлечённые своим делом – кропотливой и далеко не всегда благодарной работой с начинающими. Я пришёл вовремя – литконсультация Гослитиздата выпускала очередной, второй сборник молодых авторов под названием «Смотр сил».

Прочитав моё творение, Коляджин сказал, что я не лишён способностей, но предстоит ещё много работы. И я стал работать: в течение полугода чуть ли не каждые две недели заново переписывал поэму и приносил её Коляджину, а он вновь заставлял переделывать. Наконец весной, решив, что мы оба совершили с поэмой всё, что могли, Коляджин понёс её Василию Васильевичу Казину, который редактировал в Гослитиздате поэзию. Казин тоже признал мои способности, но поэму как таковую отверг, сказав, что из неё можно выбрать лишь отдельные удачные места, или, как он выразился, фрагменты. И вот эти-то фрагменты, после того как я над ними ещё поработаю, наверно, можно будет включить в сборник «Смотр сил».

Всю весну и начало лета каждый день, приходя с работы, я допоздна сидел и корпел над фрагментами. И когда я вконец изнемог под грузом поправок, Казин, казавшийся мне очень строгим человеком, вдруг сказал: «Ладно, теперь можно – в набор!» Сборник «Смотр сил» ушёл в типографию. Оставалось ждать его выхода. Летом, получив отпуск, я решил поехать на Беломорканал, чтобы увидеть своими глазами то, о чём я писал стихи, пользуясь чужими газетными статьями. Когда я робко заговорил об этом в консультации Гослитиздата, меня неожиданно поддержали не только морально, но и материально. В секторе культмассовой работы нашлись деньги для этой поездки, и через несколько дней, получив триста рублей и добавив их к своим отпускным, я поехал в Медвежью Гору, где помещалось управление так называемого Белбалтлага, занимавшегося достройкой ряда сооружений канала. В кармане у меня лежала справка, в которой значилось, что Симонов К.М. – молодой поэт с производства – направляется для сбора материала о Беломорканале и что культмассовый сектор Гослитиздата просит оказать означенному поэту всяческое содействие.

На Беломорканале я пробыл месяц. Большую часть времени жил на одном из лагерных пунктов неподалёку от Медвежьей Горы. Мне было девятнадцать лет, и в том бараке, где я пристроился в каморке лагерного воспитателя (тоже, как и все остальные, заключённого), никто, конечно, не принимал меня всерьёз за писателя. Персона моя никого не интересовала и не стесняла, и поэтому люди оставались сами собой. Когда я рассказывал о себе и о том, что хочу написать поэму про Беломорканал (а я действительно хотел написать вместо прежней новую), к этому относились с юмором и сочувствием, хлопали по плечу, одобряли – «Давай пробивайся!»

Вернувшись в Москву, я написал эту новую поэму. Называлась она «Горизонт», стихи были по-прежнему неудобоваримыми, но за ними стояло уже реальное содержание – то, что я видел и знал. В консультации мне посоветовали пойти учиться в открывшийся недавно по инициативе А.М.Горького Вечерний рабочий литературный университет и даже написали рекомендацию.

В начале сентября 1934 года, сдав приёмные испытания, я нашёл свою фамилию в длинном списке принятых, вывешенном в коридорах знаменитого «Дома Герцена». В этом списке было много фамилий людей, так никогда и не ставших писателями, но и немало ныне известных в поэзии. Среди них имена Сергея Смирнова, Сергея Васильева, Михаила Матусовского, Виктора Бокова, Ольги Высотской, Яна Сашина.

Учиться первые полтора года было трудно; я продолжал работать токарем, сначала в «Межрабпомфильме», а потом на кинофабрике «Техфилъм». Жил я далеко, за Семёновской заставой, работал на Ленинградском шоссе, вечерами бежал на лекции, а по ночам продолжал писать и переписывать свою поэму о Беломорканале, которая чем дальше, тем делалась всё длиннее. Времени на сон практически не оставалось, а тут ещё выяснилось, что я гораздо меньше начитан, чем мне это казалось раньше. Пришлось, в срочном порядке, громадными порциями глотать литературу.

На втором курсе стало ясно, что делать сразу три дела – работать, учиться и писать – я больше не могу. Мне, скрепя сердце, пришлось оставить работу и перебиваться случайными заработками, потому что стипендий нам не давали, а стихов моих ещё не печатали.

Вспоминая свои молодые годы, не могу не упомянуть о моих руководителях в поэтическом семинаре Литературного института Илье Дукоре и Леониде Ивановиче Тимофееве и моих поэтических наставниках тех лет – Владимире Луговском и Павле Антокольском, сыгравших немалую роль в моей писательской судьбе. К этим людям я до сих пор испытываю огромную благодарность. В 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны мои первые стихи, а в 1938 году под названием «Павел Чёрный» наконец вышла из печати, отдельной книжкой, та самая поэма о Беломорканале, с первым вариантом которой я пять лет назад обратился в литконсультацию. Своим выходом в свет она не принесла мне радости, но – пока я её писал и переписывал – научила меня работать.

Однако не публикация стихов и не выход моей первой книжки стали для меня той ступенью, шагнув на которую я почувствовал, что становлюсь поэтом.

Это чувство точно и определённо связано у меня с одним днём и одним стихотворением.

Вскоре после того как газеты напечатали известие о гибели под Уэской в Испании командира Интернациональной бригады генерала Лукача, я вдруг узнал, что легендарный Лукач – это писатель Мате Залка, человек, которого я не раз видел и которого ещё год назад запросто встречал то в трамвае, то на улице. В тот же вечер я сел и написал стихотворение «Генерал».

В нём говорилось о судьбе Мате Залки – генерала Лукача, но внутренне с юношеской прямотой и горячностью я отвечал сам себе на вопрос – какой должна быть судьба моего поколения в наше революционное время? С кого лепить жизнь?

Да, именно так, как Мате Залка, мне хочется прожить и свою собственную жизнь. Да, именно за это мне будет не жаль отдать её!

В стихах «Генерал» хромали рифмы и попадались неуклюжие строчки, но сила чувства, которое было в моей душе, сделала их, как мне кажется, моими первыми настоящими стихами. На этом, собственно, и пора поставить точку, рассказывая о том, как ты начинал.

Свою дальнейшую биографию – профессионального литератора, принятого в 1938 году в члены Союза писателей, – я изложу лишь в самых общих чертах. Если о времени, когда ты не печатался или только начинал печататься, можешь рассказать только ты сам, то обо всём последующем в жизни писателя говорят главным образом его книги.

Поэтому всё дальнейшее в этой автобиографии будет лишь кратким комментарием к наиболее существенному – к книгам.

Осенью 1938 года, закончив Литературный институт имени А.М.Горького, я поступил учиться в аспирантуру ИФЛИ. Летом 1939 года сдал первые три экзамена кандидатского минимума. В августе того же года, по предписанию Политуправления Красной Армии, уехал на Халхин-Гол, в Монголию, в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Более к занятиям в ИФЛИ я уже не возвращался.

После Халхин-Гола, во время финской войны, закончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Академии имени Фрунзе. Но на фронт не попал – война уже кончилась.

В 1940 году я написал первую свою пьесу – «История одной любви», в конце этого же года поставленную на сцене Театра имени Ленинского комсомола. А вслед за этим написал и вторую – «Парень из нашего города», поставленную в том же театре уже в канун войны.

С осени 1940 года по июнь 1941-го учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии. Окончил их в середине июня 1941 года, получив воинское звание интенданта второго ранга.

В июне 1941 года я стал кандидатом партии. 24 июня 1941 года был призван из запаса и с предписанием Политуправления Красной Армии выехал для работы в газете «Боевое знамя» Третьей армии в район Гродно. В связи со сложившейся на фронте обстановкой до места назначения не добрался и был назначен в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда». Работал там до 20 июля 1941 года. Одновременно как нештатный корреспондент посылал военные корреспонденции в «Известия». С 20 июля 1941 года был переведён военным корреспондентом в «Красную звезду», где служил до осени 1946 года.

В июне 1942 года я был принят в члены партии.

В 1942 году мне было присвоено звание старшего батальонного комиссара. В 1943 году – звание подполковника, а после войны - полковника.

В 1942 году я был награждён орденом Красного Знамени, а в 1945 году – двумя орденами Отечественной войны первой степени, чехословацким Военным крестом и орденом Белого Льва. После войны, за участие в боях на Халхин-Голе, – монгольским орденом Сухэ-Батора.

За заслуги в области литературы награждён в 1939 году орденом «Знак Почёта», в 1965 году – орденом Ленина, в 1971 году – вторично орденом Ленина.

Большая часть моих корреспонденций, печатавшихся в годы войны в «Красной звезде», «Известиях» и «Правде», составила четыре книги «От Чёрного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь» и «Письма из Чехословакии», многое осталось только в газетах. В годы войны я написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» (1943-1944) и две книги стихов – «С тобой и без тебя» и «Война», а сразу после войны пьесу «Под каштанами Праги».

Почти весь материал – для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных – мне дала работа корреспондентом на фронте.

В связи с этим, пожалуй, стоит дать представление о том, как складывалась в годы войны география этой работы. По долгу службы я в разное время находился на следующих фронтах:

1941 год: июнь-июль – Западный фронт; август-сентябрь – Южный фронт, Приморская армия – Одесса, Особая Крымская армия – Крым, Черноморский флот; октябрь и ноябрь – Мурманское направление Карельского фронта, Северный флот; декабрь – Западный фронт.

1942 год: январь – Закавказский фронт (Новороссийск, Феодосия); январь-февраль – Западный фронт; февраль-март – Керченский полуостров; апрель-май – Мурманское направление Карельского фронта; июль-август – Брянский фронт, Западный фронт; август-сентябрь – Сталинградский фронт; ноябрь – Мурманское направление Карельского фронта; декабрь – Западный фронт.

1943 год: январь-февраль-март – Северо-Кавказский и Южный фронты; апрель – Южный фронт; май-июнь – отпуск, полученный от редакции для написания «Дней и ночей». Жил эти месяцы в Алма-Ате и вчерне написал почти всю книгу. Июль – Курская дуга; август-октябрь – несколько поездок в армии Центрального фронта. Декабрь – корреспондент «Красной звезды» на Харьковском процессе над фашистами – организаторами массовых убийств населения.

1944 год: март-апрель – Первый и Второй Украинские фронты; май – Второй Украинский фронт; июнь – Ленинградский фронт, от начала прорыва линии Маннергейма до взятия Выборга; июль-август – Первый Белорусский фронт, Люблин, Майданек; август-сентябрь – в частях Второго и Третьего Украинских фронтов в период наступления от Ясс до Бухареста, затем в Болгарии, Румынии и Югославии; октябрь – в Южной Сербии у югославских партизан. После освобождения Белграда – полёт в Италию на нашу авиационную базу в Бари.

1945 год: январь-апрель – Четвёртый Украинский фронт, Закарпатская Украина, Южная Польша, Словакия, в наших частях и частях Чехословацкого корпуса; конец апреля – Первый Украинский фронт, встреча с американцами в Торгау. Последние дни боёв за Берлин – в частях Первого Украинского и Первого Белорусского фронтов. Присутствовал при подписании капитуляции германской армии в Карлсхорсте. 10 мая был в Праге.

После войны мне пришлось, в общей сложности около трёх лет, пробыть в многочисленных зарубежных командировках. Наиболее длительными и значительными для меня были поездки, непосредственно связанные с корреспондентской и писательской работой: поездка в Японию (декабрь 1945 – апрель 1946 года); США (апрель 1946 – июнь 1946), Китай (октябрь 1949 – декабрь 1949) – большую часть этой последней поездки я совершил в качестве военного корреспондента «Правды» при 4-й Полевой Китайской армии в Южном Китае.

С 1958 по 1960 год я жил в Ташкенте, работал разъездным корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии. На эти годы приходятся многие поездки на Тянь-Шань, на Памир, в Голодную степь, в Каршинскую степь, в Кызылкумы, в Каракумы, по трассам строящихся газопроводов.

1963-1967 годы – я, тоже в качестве специального корреспондента «Правды», ездил в Монголию, на Таймыр, в Якутию, Красноярский край, Иркутскую область, на Кольский полуостров, в Казахстан, в Хабаровский край, в Приморье, на Камчатку, в Магадан, на Чукотку. В 1970 году был во Вьетнаме.

Моя общественная деятельность в послевоенные годы складывалась так: с 1946 по 1950 год и с 1954 по 1958 – главный редактор журнала «Новый мир». С 1950 по 1953 – главный редактор «Литературной газеты». С 1946 по 1959 и с 1967 года по настоящее время – секретарь Правления Союза писателей СССР. С 1946 по 1954 год – депутат Верховного Совета СССР. С 1955 по 1959 – депутат Верховного Совета РСФСР. С 1952 по 1956 год – кандидат в члены ЦК КПСС. С 1956 по 1951 – член Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Избирался делегатом XXIII, XXIV и XXV съездов КПСС. На XXV съезде КПСС был избран членом Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Па протяжении многих лет участвую в движении борцов за мир. В последние годы являюсь одним из заместителей председателя Советского Комитета защиты мира.

За период моей литературной деятельности мне было присуждено шесть Государственных премий СССР за пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Чужая тень», за книгу стихов «Друзья и враги» и повесть «Дни и ночи», а также Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых по кинематографии за фильм «Живые и мёртвые».

В 1974 году мне было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а за трилогию «Живые и мёртвые» присуждена Ленинская премия.

В 1966 году я был избран членом-корреспондентом Академии искусств Германской Демократической Республики.

В послевоенное время я продолжал работать в поэзии и драматургии, написал несколько пьес, среди которых «Русский вопрос» и «Четвёртый» считаю более удачными, чем другие. Выпустил три книги стихов – «Друзья и враги», «Стихи 1954 года» и «Вьетнам, зима семидесятого...», довольно много занимался поэтическими переводами.

Однако больше всего писал прозу. В 1950-е годы вышел в свет роман «Товарищи по оружию», повесть «Дым отечества», книга повестей «Из записок Лопатина».

С 1955 по 1970 год я работал над книгами «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето», которые теперь, после завершения работы, составили единый роман с общим заглавием – «Живые и мёртвые».

Последние по времени написанные мною повести «Двадцать дней без войны» и «Мы не увидимся с тобой» завершают работу над прозаическим циклом «Из записок Лопатина».

В 1977 году вышел из печати мой двухтомный дневник «Разные дни войны». Начало работы над этой книгой следует отнести к 1941 году, когда были сделаны первые из вошедших в неё записей.

Вскоре после выхода этого двухтомника военных дневников вышла моя другая дневниковая книга – «Япония-46», почти примыкающая к нему по времени действия.

Несколько последних лет помимо чисто литературной работы я занимался ещё и кино- и теледокументалистикой. При моём участии были сделаны кинофильмы «Если дорог тебе твой дом...», «Гренада, Гренада, Гренада моя...», «Чужого горя не бывает», «Шёл солдат...», «Маяковский делает выставку» и телевизионные фильмы «Солдатские мемуары», «Александр Твардовский», «Какая интересная личность».

Константин Михайлович Симонов - замечательный русский поэт . Родился Костя Симонов в ноябре 1915 года в Петрограде(Санкт-Петербурге). Отец его - полковник Генерального штаба Михаил, мать - княжна Оболенская. Родился мальчик в непростое для страны время. Шла Первая Мировая война, за ней последовала революция, потом годы Гражданской. Отец Кости пропал без вести. Симонов вместе с матерью переезжает в Рязань .

В Рязани мать выходит замуж за Иванищева. Новый муж, был полковником русской армии, сейчас же занимался преподаванием в местном военном училище. Мальчик рос в хорошей семье. Дома царил порядок и дисциплина. ---Окончив школу, Симонов освоил премудрости профессии токаря. В 1931 году семья переезжает в Москву, где Константин идет работать на авиационный завод. Вскоре он сменит место работы и будет трудиться техником на «Мосфильме». В 16 лет Симонов начал писать стихи, и пошел учиться в университет имени Горькова. Первые три курса молодой человек отучился на вечернем отделении, потом перевелся на дневное отделение.

Первые стихи Симонова были опубликованы в 1936 году. Спустя два года (в 1938) Константин Михайлович закончил институт и сразу стал редактором «Литературной газеты». Поступил в аспирантуру ИФЛИ, отучился всего лишь год. На востоке было не спокойно, разгорелся конфликт с Японией, и поэта отправили на Халхин-Гол. Там он работал в газете «Героическая красноармейская». В командировке поэт пишет цикл стихов о Монголии. Цикл назвался «Соседям по юрте». В годы Советско-финской войны, поэт обучался на курсах военных корреспондентов в Военной Академии имени Фрунзе. Из-под пера Симонова выходят такие произведения, как «История одной любви», «Парень из нашего города».

С началом Великой Отечественной Войны Симонов оказался на фронте. Всю войну поэт провел в действующей армии, его называли одним из самых отважных и легких на подъем корреспондентов. Константин видел свой долг в том, чтобы свое литературное творчество приравнять к оружию. Годы Войны оставили в душе Симонова много впечатлений и переживаний, которые отразились на бумаге. Все знают о военным стихах Симонова гревшего сердце русским солдатам в окопах Второй Мировой войны.

В 1942 году Константин Михайлович вступил в партию. Он стал старшим батальонным комиссаром. Спустя год комиссару присвоили звание подполковника. Когда война закончилась, поэт стал полковником. Симонов-корреспондет не искал горячих солдатских баек, не искал очевидцев событий. Он сам всегда был на передовой, и мог рассказать не меньше других. Он был среди защитников Одессы, участвовал в Сталинградской битве , в Курской битве . Операция «Багратион» тоже не прошла без него, освобождение Польши , Чехословакии, Болгарии и взятие Берлина - везде был Симонов. За четыре года Великой Отечественной Войны поэт получил четыре боевых ордена.

Когда война закончилась, Симонова отправили в заграничную командировку. Поэт побывал в Китае, США, Японии, Франции, Канаде. За время поездок написал несколько пьес и стихов. Стоит отметить, что за свое творчество поэт был удостоен аж шести Сталинских премий(!).

Симонов был редактором «Нового мира», «Литературной газеты», заместителем генерального секретаря «Союза писателей», был депутатом Верховного Совета и членом ЦК КПСС. За послевоенные годы Симонов проделал огромный объем работы. Сам занимался творчеством и помогал другим. Много общался с фронтовиками, используя свое положение, помогал им с «земными вопросами» и вопросами творчества.

Умер Константин Симонов в конце августа 1979 года в Москве. Прах поэта развеян над Буйническим полем по его же завещанию. Дело в том, что 13 июля 1941 года именно здесь он стоял насмерть в составе 388-ого стрелкового полка, и здесь он впервые понял, что есть шанс войну выиграть.

Творчество Константина было близким народу. Годы войны он провел на передовой, и наряду с Твардовским , он является самым народным поэтом 20 века.


ru.wikipedia.org

Биография

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (как отмечал писатель в официальной биографии). Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.



В том же 1938 году К. М. Симонов был принят в СП СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал поэму «Павел Черный».

В 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол, в институт не вернулся.

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, получил воинское звание интенданта второго ранга.

С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».



Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). В 1958-1960 годах жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.

В дни прощания советского народа со Сталиным были опубликованы следующие строки К. М. Симонова:

Нет слов таких, чтоб ими описать
Всю нетерпимость горя и печали.
Нет слов таких, чтоб ими рассказать,
Как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин...




Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем большая книга - «Живые и мертвые» (1959). В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвёртый». В 1963-1964 годах пишет роман «Солдатами не рождаются», в 1970-1971 - «Последнее лето». По сценариям Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964), «Двадцать дней без войны» (1976)

В 1946-1950 и 1954-1958 годах он был главным редактором журнала «Новый мир»; в 1950-1953 - главным редактором «Литературной газеты»; в 1946-1959 и 1967-1979 годах - секретарем СП СССР.



Депутат ВС СССР 2-3 созывов (1946-1954). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952-1956). Член ЦРК КПСС в 1956-1961 и 1976-1979 годах.

Скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол», защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» - вот далекий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были еще и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбе Алексея Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного неотвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов подённых усилий Симонова, названных им «Всё сделанное», содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии.



Необходимо отметить, что достигнув партноменклатурных высот, Симонов не был организатором и участником травли многих деятелей культуры, интеллигенции, он неоднократно помогал заступничеством и в решении различных, в том числе бытовых проблем: получении квартир, изданиях книг, публикациях и т. д. Между тем, существует мнение, что он участвовал в кампании против «безродных космополитов», в написании письма против Солженицына в 1973 году.

Награды и премии

Герой Социалистического Труда (27.9.1974)
- 3 ордена Ленина (27.11.1965; 2.7.1971; 27.9.1974)
- орден Красного Знамени (3.5.1942)
- 2 ордена Отечественной войны I степени (30.5.1945; 23.9.1945)
- орден «Знак Почёта» (31.1.1939)
- советские медали
- Крест ордена Белого льва «За Победу» (Чехословакия)
- Военный Крест 1939 года (Чехословакия)
- орден Сухэ-Батора (МНР)
- Ленинская премия (1974) - за трилогию «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»
- Сталинская премия первой степени (1942) - за пьесу «Парень из нашего города»
- Сталинская премия второй степени (1943) - за пьесу «Русские люди»
- Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Дни и ночи»
- Сталинская премия первой степени (1947) - за пьесу «Русский вопрос»
- Сталинская премия первой степени (1949) - за сборник стихов «Друзья и враги»
- Сталинская премия второй степени (1950) - за пьесу «Чужая тень»

Семья

Родители

Мать - княжна Александра Леонидовна Оболенская (1890-1975)

Отец - дворянин Калужской губернии Михаил Агафангелович Симонов (29 марта 1871 - после 1922), генерал-майор, участник Первой мировой войны. После Октябрьской революции 1917 года эмигрировал в Польшу.

Второй муж, отчим, воспитавший Константина Михайловича, о котором он говорил немало добрых слов, и которому посвятил поэму «Отчим» Александр Григорьевич Иванищев - военный специалист, преподаватель, полковник Красной армии.

По материнской линии Симонов происходит от Рюрика.

Князь Иван Михайлович Оболенский (1774-1838) - родоначальник этой ветви фамилии, ведущей от Михаила Константиновича Сухорукого Оболенского, сына Константина Семёновича Оболенского, родоначальника князей Оболенских.

Вторая супруга: с? до 1810 Фёкла Каблукова (1789-1862)

Один из их детей - Оболенский Николай Иванович (1812-1865). Супруга: Анна Шубинская (?-1891)

Один из их детей - Оболенский Леонид Николаевич (1 октября 1843, Андреевское - 15 декабря 1910, Санкт-Петербург).
Похоронен на Новодевичьем кладбище СПб..

Супруга: (с 1874) Дарья Ивановна Шмидт (1850-1923)

их дети:
- Оболенский, Николай Леонидович (7 июля 1878, Москва - 11 марта 1960, Париж)
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1901), земский начальник, начальник гражданской канцелярии при штабе Верховного Главнокомандующего (1914, 1915). Курский, Харьковский и затем Ярославский (1916-1917) губернатор. Статский советник. В эмиграции состоял при Великом князе Николае Николаевиче. Почётный Председатель Семейного союза князей Оболенских (с 1957). Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Супруга: с 1904, Санкт-Петербург, Наталия Степановна Соллогуб (1881, Орёл - 1963, Париж)

Оболенская Людмила Леонидовна (1875, Москва - 1955, Москва)
Супруг: Максимилиан Тидеманн (Maximilian Tiedemann) (убит около 1917).

Оболенская Дарья Леонидовна (1876, Москва - 1940, Оренбург)
- Оболенская Софья Леонидовна (1877, Москва-1937)

В 1934 году вместе с сёстрами Людмилой и Дарьей была арестована в Ленинграде как «социально опасные элементы» и выслана в Оренбург, где затем была расстреляна.

Оболенская Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург - 1975)

Супруги:
- с 1912 Михаил Агафангелович Симонов
- с 1919 Александр Григорьевич Иванищев

Отец Михаил Агафангелович Симонов (29 марта 1871 - ?), генерал-майор, участник Первой Мировой войны, Кавалер разных орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе. В службу вступил 1 сентября 1889.

Выпускник (1897) Императорской Николаевской военной академии.

1909 - полковник Отдельного Корпуса пограничной стражи.

В марте 1915 - командир 12-го Великолуцкого пехотного полка. Награжден Георгиевским оружием. Начальник штаба 43-го армейского корпуса (8 июля 1915 - 19 октября 1917). Генерал-майор (6 декабря 1915).

Последние данные о нём датируются 1920-1922 годами и сообщают о его эмиграции в Польше.

Вот, что об этом говорит Алексей Симонов, сын писателя:
Вторая важнейшая ее тема - история фамилии Симонов. С этой темой я столкнулся в 2005 году, когда делал двухсерийный документальный фильм об отце «Ка-Эм». Дело в том, что мой дед, Александр Григорьевич Иванишев, не был родным отцом моего отца. Константин Михайлович родился у бабки в первом браке, когда она была замужем за Михаилом Симоновым, военным, выпускником Академии Генштаба, в 1915 году получившим генерал-майора. Дальнейшая его судьба долго была неизвестна, отец в автобиографиях писал, что тот пропал без вести еще в империалистическую войну, затем и вовсе перестал его поминать. В процессе работы над фильмом я нашел письма бабки начала 20-х годов ее сестрам в Париж, где она пишет, что Михаил обнаружился в Польше и зовет ее с сыном к себе туда. У нее в это время уже был роман с Иванишевым, да, видимо, было и еще что-то в этих отношениях, что не позволило их восстановить. Но фамилию Симонов бабка все же сыну сохранила, хотя сама стала Иванишевой.
- Сивцев Вражек…

В другом интервью Алексей Симонов отвечает на вопрос об отношении Сталина к отцу:

Вы знаете, никаких доказательств того, что Сталин относился к отцу особенно хорошо, я не нахожу. Да, отец рано стал знаменитым. Но не потому, что Сталин его любил, а потому, что написал «Жди меня». Это стихотворение было молитвой для тех, кто ждал с войны своих мужей. Оно и обратило внимание Сталина на моего папу.
У отца был «прокол» в биографии: мой дед пропал без вести в канун гражданской войны. В то время этого факта было достаточно, чтобы обвинить отца в чем угодно. Сталин понимал, что если выдвинет отца, то он будет служить если не за совесть, то уж за страх обязательно. Так оно и вышло.

Его отец, бухгалтер, коллежский ассесор Симонов Агафангел Михайлович упоминается со своими братом и сёстрами (Надворный советник Михаил Михайлович Симонов, классная дама, из дворян девица Евгения Михайловна Симонова и учительница приготовительного класса, из дворян девица Аграфена Михайловна Симонова) в Адрес-календаре Калужской губернии на 1861 год.

В 1870 - Надворный советник

История рода бабушки, Дарьи Ивановны, урождённой Шмидт.

Шмидты тоже были дворянами Калужской губернии.

Супруги

Первая супруга Константина Симонова - Евгения Самойловна Ласкина (1915, Орша - 1991, Москва) (двоюродная сестра Бориса Ласкина), филолог (закончила Литинститут 22 июня 1941), литературный редактор, заведующая отделом поэзии журнала «Москва». В 1949 году пострадала в период кампании по борьбе с космополитизмом. Благодаря ей печатался Шаламов, ей в том числе обязаны выходом романа «Мастер и Маргарита».

В 1939 году у них родился сын Алексей.

В 1940 году он расстался с Ласкиной, познакомившись и влюбившись без памяти в актрису Валентину Серову, вдову незадолго до того погибшего лётчика, Героя Испании, комбрига Анатолия Серова.



Этот роман был самым, пожалуй, известным в Советском Союзе, за его развитием следила и переживала вся страна. Оба - молодые, красивые, любящие. Она - кинозвезда, любимица миллионов зрителей, символ женственности, он - известный поэт, корреспондент. Любовь вдохновляла Симонова в творчестве. Ярким посвящением стало стихотворение «Жди меня». Вот, что рассказывает об истории создания дочь Мария:

Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» - его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль.



В том же сороковом году Симонов пишет пьесу «Парень из нашего города». Главная героиня пьесы Варя -прототип Валентины, а Лукашин - Анатолий Серов. Актриса отказывается играть в новом спектакле, который ставит Театр Ленинского комсомола. Слишком свежа еще рана от потери любимого мужа.

В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя».



Театр имени Ленинского комсомола, где служила Серова, вернулся из эвакуации в Фергане только в апреле 1943 года. В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. Они поженились летом 1943 и зажили одним домом, в котором всегда было много гостей.

Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад Валентина Васильевна ездила на фронт.



В 1946 году, выполняя поручение правительства вернуть писателей-эмигрантов, Симонов отправился во Францию. Будучи в Париже, Симонов представил любимую жену Ивану Бунину, Тэффи, Борису Зайцеву.

Было это на самом деле или нет, доподлинно неизвестно, но о том, что Серова спасла Бунина от неминуемой гибели, на кухнях судачили. В 1946 году Симонов, получивший задание уговорить нобелевского лауреата Ивана Бунина вернуться на родину, взял с собой в Париж жену. Бунин был очарован Серовой, и она якобы успела шепнуть ему на ухо, чтобы он не вздумал возвращаться себе на погибель. Так это или нет, повторяем, неизвестно, но больше жену в зарубежные вояжи Симонов не брал.

Они прожили вместе пятнадцать лет.



Как и многие жизненные истории, любовь Симонова и Серовой не имела счастливого конца. Сплетен и слухов о жизни актрисы и поэта до сих пор ходит немало, они даже становятся основой книг и фильмов - так делают имена на судьбах и слабостях знаменитостей. Не нам судить об отношениях этих талантливых, неординарных людей. Это их жизнь. Нам остались фильмы, вошедшие в «золотой фонд» отечественного кинематографа, и замечательные лирические стихи, посвященные актрисе.

Последняя супруга (1957) - Лариса Алексеевна Жадова, дочь Героя Советского Союза генерала Алексея Жадова, вдова фронтового товарища Симонова, поэта Семёна Гудзенко. Симонов удочерил дочь Ларисы Екатерину, потом у них родилась дочь Александра.

Дети

Сын - Алексей Кириллович Симонов (род. 1939)
Дочери:
- Мария Константиновна Симонова (род. 1950).
- Екатерина Кирилловна Симонова-Гудзенко (род. 1951)
- Александра Кирилловна Симонова (1957-2000)

Сочинения

Стихи и поэмы

- «Победитель» (1937, поэма о Николае Островском),
- «Павел Черный» (1938, поэма, прославлявшая строителей Беломорско-Балтийского канала),
- «Ледовое побоище» (1938, поэма),
- Если дорог тебе твой дом…
- Жди меня (текст)
- Песня военных корреспондентов
- Сын артиллериста
- «С тобой и без тебя» (сборник стихов)
- Я знаю, ты бежал в бою…
- «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»
- «Майор привез мальчишку на лафете..»
- Хозяйка дома
- Горят города по пути этих полчищ...
- Не сердитесь - к лучшему...
- Открытое письмо
- Улыбка

Романы и повести

- «Товарищи по оружию» (роман, 1952; новая редакция - 1971),
- «Живые и мертвые» (роман, 1959),
- «Солдатами не рождаются» (1963-1964, роман; 2 часть трилогии «Живые и мертвые»; в 1969 - кинофильм «Возмездие» режиссёр Александр Столпер),
- «Последнее лето» (роман, 1971).
- «Дым отечества» (1947, повесть)
- «Южные повести» (1956-1961)
- «Из записок Лопатина» (1965, цикл повестей; 1975 - одноимённый спектакль, премьера - Театр «Современник»)

Дневники, мемуары, очерки

Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 1. - 479 с. - 300 000 экз.
- Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 2. - 688 с. - 300 000 экз.
- «Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине» (1979, опубликовано в 1988)
- «Письма из Чехословакии» (сборник очерков),
- «Славянская дружба» (сборник очерков),
- «Югославская тетрадь» (сборник очерков),
- «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента» (сборник очерков).

Пьесы

- «История одной любви» (1940, премьера - Театр имени Ленинского комсомола, 1940)
- «Парень из нашего города» (1941, пьеса; премьера - Театр имени Ленинского комсомола, 1941; в 1942 - одноимённый кинофильм)
- «Под каштанами Праги» (1945. Премьера - Театр имени Ленинского комсомола. Была популярна, с 1946 шла по всей стране. В 1965 - одноимённый телеспектакль, режиссёры Борис Ниренбург, Надежда Марусалова (Иваненкова))
- «Русские люди» (1942, опубликована в газете «Правда»; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - кинофильм «Во имя Родины», режиссёры - Всеволод Пудовкин, Дмитрий Васильев; в 1979 - одноимённый телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Борис Равенских)
- «Так и будет» (1944, премьера - Театр имени Ленинского комсомола)
- «Русский вопрос» (1944, премьера - Театр имени Ленинского комсомола; в 1947 - одноимённый кинофильм, автор сценария и режиссёр Михаил Ромм)
- «Чужая тень» (1949)
- «Четвёртый»(1961, премьера - Театр «Современник»)
- «Левашов» (1963, телеспектакль, режиссёр - Леонид Пчёлкин)
- «Мы не увидимся с тобой» (1981, телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Валерий Фокин)

Сценарии

- «Жди меня» (совместно с Александром Столпером, 1943, режиссёр - Александр Столпер)
- «Дни и ночи» (1944, режиссёр - Александр Столпер)
- «Второй караван» (1950, совместно с Захаром Аграненко, режиссёры-постановщики - Амо Бек-Назаров и Рубен Симонов)
- «Жизнь Андрея Швецова» (1952, совместно с Захаром Аграненко)
- «Бессмертный гарнизон» (1956, режиссёр - Эдуард Тиссэ),
- «Нормандия - Неман» (соавторы - Шарль Спаак, Эльза Триоле, 1960, режиссёры Жан Древиль, Дамир Вятич-Бережных)
- «Живые и мёртвые» (совместно с Александром Столпером, режиссёр - Александр Столпер, 1964)
- «Если дорог тебе твой дом» (1967, сценарий и текст документального фильма, режиссёр Василий Ордынский),
- «Гренада, Гренада, Гренада моя» (1968, документальный фильм, режиссёр - Роман Кармен, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля)
- «Случай с Полыниным» (совместно с Алексеем Сахаровым, 1971, режиссёр - Алексей Сахаров)
- «Чужого горя не бывает» (1973, документальный фильм о вьетнамской войне),
- «Шел солдат» (1975, документальный фильм)
- «Солдатские мемуары» (1976, телефильм)
- «Обыкновенная Арктика» (1976, Ленфильм, режиссёр - Алексей Симонов, вступительное слово от автора киносценария и эпизодическая роль)
- «Константин Симонов: остаюсь военным писателем» (1975, документальный фильм)
- «Двадцать дней без войны» (по повести (1972), режиссёр - Алексей Герман, 1976), текст от автора

Поэтические переводы

Редьярд Киплинг в переводах Симонова
- Насими, Лирика. Перевод Наума Гребнева и Константина Симонова с азербайджанского и фарси. Художественная литература, Москва, 1973.
- и другие переводы

Память

В честь писателя названы:
- Астероид Симонов (2426 Simonov).
- Улица Константина Симонова в Москве.
- Комфортабельный четырёхпалубный теплоход проекта 302 «Константин Симонов», построен в 1984 году в ГДР.

Биография



Русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. Некоторое время работал техником в Межрабпомфильме. В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 (в некоторых источниках указано, что первые стихи Константина Симонова были напечатаны в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь"). Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания

Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 была написана первая пьеса ("История одной любви"), премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола. В течение года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга. Жена - актриса Валентина Серова (девичья фамилия - Половикова; первый муж - летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов)




С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках в Японии (1945-1946), США, Китае. В 1946-1950 - редактор журнала "Новый Мир". В 1950-1954 вновь назначен редактором "Литературной газеты". В 1954-1958 - Константин Симонов вновь назначен редактором журнала "Новый Мир". В 1958-1960 жил в Ташкенте как корреспондент "Правды" по республикам Средней Азии. В 1952 был написан первый роман ("Товарищи по оружию"). C 1940 по 1961 было написано десять пьес. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.



Ступени продвижения Константина Симонова по партийной и общественной леснице. С 1942 - член КПСС. В 1952-1956 - кандидат в члены ЦК КПСС. В 1956-1961 и с 1976 - член Центральной ревизионной комиссии КПСС. В 1946-1954 - депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. В 1946-1954 - заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР. В 1954-1959 и в 1967-1979 - Секретарь правления Союза писателей СССР. С 1949 - член президиума Советского комитета защиты мира. Константин Симонов награжден орденами и медалями, среди которых - 3 ордена Ленина. Герой Социалистического Труда (1974). Награжден Ленинской премией (1974), Государственной (Сталинской) премией СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).




Среди произведений Константина Симонова - романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки, статьи на литературные и общественные темы: "Победитель" (1937; поэма о Николае Островском), "Павел Черный" (1938; поэма, прославлявшая-строителей Беломорско-Балтийского канала), "Ледовое побоище" (1938; поэма), "Суворов" (1939; поэма), "История одной любви" (1940; пьеса; премьера - в Театре им. Ленинского комсомола), "Парень из нашего города" (1941; пьеса; в 1942 - Государственная премия СССР; в 1942 - одноименный кинофильм), "Русские люди" (1942; пьеса; была опубликована в газете "Правда"; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - Государственная премия СССР; в 1943 - кинофильм "Во имя Родины"), "С тобой и без тебя" (1942; сборник стихов), "Жди меня" (1943; сценарий кинофильма), "Дни и ночи" (1943-1944; повесть; в 1946 - Государственная премия СССР; в 1945 - одноименный кинофильм), "Так и будет" (пьеса), "Война" (1944; сборник стихов), "Русский вопрос" (1946; пьеса; в 1947 - Государственная премия СССР; в 1948 - одноименный кинофильм), "Дым отечества" (1947; повесть), "Друзья и враги" (1948; сборник стихов; в 1949 - Государственная премия СССР), "Чужая тень" (1949; пьеса; в 1950 - Государственная премия СССР), "Товарищи по оружию" (1952; роман; новая редакция - в 1971; роман), "Живые и мертвые" (1954-1959; роман; 1 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1964 - одноименный кинофильм, удостоенный в 1966 Государственной премии РСФСР), "Южные повести" (1956-1961), "Бессмертный гарнизон" (1956; сценарий кинофильма), "Нормандия - Неман" (1960; сценарий советско-французского кинофильма), "Четвёртый" (1961; пьеса; премьера - в Театре "Современник"), "Солдатами не рождаются" (1963-1964; роман; 2 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1969 - кинофильм "Возмездие"), "Из записок Лопатина" (1965; цикл повестей), "Если дорог тебе твой дом" (1967; сценарий и текст документального фильма), "Гренада, Гренада, Гренада моя" (1968; документальный фильм, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля), "Последнее лето" (1970-1971; роман; 3 часть трилогии "Живые и мертвые"), "Случай с Полыниным" (1971; сценарий фильма), "Двадцать дней без войны" (1972; повесть; в 1977 - одноименный кинофильм), "Чужого горя не бывает" (1973; сценарий фильма), "Шел солдат" (1975; сценарий фильма), "Солдатские мемуары" (1976; сценарий телефильма), "Размышления о Сталине", "Глазами человека моего поколения" (мемуары; попытка объяснить активное участие автора в идеологической жизни Советского Союза в 1940–1950 годах; опубликованы в 1988), "Письма из Чехословакии" (сборник очерков), "Славянская дружба" (сборник очерков), "Югославская тетрадь" (сборник очерков), "От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента" (сборник очерков).

Источники информации:

Константин Симонов. Собрание сочинений в шести томах. Предисловие. Москва: Художественная литература, 1966

Биография



Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (р. 15(28).11.1915, Петроград), русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Член КПСС с 1942. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1938). Печатается с 1934. Ощущение надвигающейся войны реализовалось в поэмах "Победитель" (1937) о Н. Островском, "Ледовое побоище" (1938), "Суворов" (1939). В предвоенные годы формируется основная тема С. - тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, душевно причастные к бурным событиям своей эпохи (пьесы "История одной любви", 1940, "Парень из нашего города", 1941, Государственная премия СССР, 1942, одноименный фильм 1942).



В годы Великой Отечественной войны на фронте (корреспондент газеты "Красная Звезда"). Одним из первых обратился к теме русского человека на войне (пьеса "Русские люди", 1942, Государственная премия СССР, 1943; повесть "Дни и ночи", 1943-44, Государственная премия СССР, 1946, одноименный фильм, 1945).

Широкую популярность приобрела в годы войны лирика С. ("Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Жди меня", "Убей его!" и другие, стихи из сборников "С тобой и без тебя", 1942, "Война", 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовой дружбы, любви, верности.



Период "холодной войны" отразился в творчестве С. созданием идеологически актуальных произведений (пьесы "Русский вопрос", 1946, Государственная премия СССР, 1947; "Чужая тень", 1949, Государственная премия СССР, 1950; книга стихов "Друзья и враги", 1948, Государственная премия СССР, 1949).

С середины 50-х гг. (вслед за романом "Товарищи по оружию", 1952, новая редакция 1971) С. создает трилогию "Живые и мертвые" (Ленинская премия, 1974): романы "Живые и мертвые" (1954-59, одноименный фильм, 1964), "Солдатами не рождаются" (1963-64, фильм –"Возмездие", 1969) и "Последнее лето" (1970-71) - эпически широкое художественное исследование пути сов. народа к победе в Великой Отечественной войне, в котором автор стремился соединить два плана - достоверную "летопись" основных событий войны, увиденных глазами их свидетеля и участника (Серпилин, Синцов), и анализ этих событий с точки зрения их современного понимания и оценки. К трилогии по материалу примыкают "Южные повести" (1956-61), повести "Из записок Лопатина" (1965), "Двадцать дней без войны" (1972), ряд публикаций дневников С. военных лет с современными авторскими комментариями и др.



Опубликовал также повесть "Дым отечества" (1947), пьесу "Четвертый" (1961) и много других пьес, сценариев художественных и документальных фильмов, поэм, книг, путевых очерков, статей и выступлений на литературные и общественные темы. Многие произведения С. переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Общественная деятельность С. активна и многогранна: редактор "Литературной газеты" (1938, 1950-54), журнала "Новый Мир" (1946-50, 1954-58), заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР (1946-54). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952-56), член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1956-61 и с 1976). Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Член президиума Сов. комитета защиты мира (с 1949). Секретарь правления Союза писателей СССР (1954-59 и с 1967). Награжден 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Собр. соч., т. 1-6, М., 1966-70.

Лит.: Вишневская И. Л., Константин Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Фрадкина С., Творчество Константина Симонова, М., 1968; Лазарев Л. И., Военная проза Константина Симонова, М., 1975; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 4, М., 1966.

Г. А. Белая.