История заселения красноярского края. Красноярский край.История Красноярского края. Восстановление пароля и доступа в личный кабинет Сетелем

Красноярский край - субъект Российской Федерации, расположен в Сибирском федеральном округе, административный центр - Красноярск.

Граничит с Республикой Якутией (Саха) и Иркутской областью на востоке, с Республиками Тыва и Хакасия на юге, с Кемеровской и Томской областями, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами на западе.

Это второй по площади субъект Российской Федерации после Республики Якутия (Саха). Занимает площадь 2 366 797 кв.км., что составляет 13,86% территории России.

Административное деление

Красноярский край включает в себя 17 городских округов и 44 муниципальных района, в том числе Таймырский Долгано-Ненецкий район (в рамках бывшего Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа) и Эвенкийский район (в рамках бывшего Эвенкийского автономного округа).

Красноярский край с древних веков до XVII в.

Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества. Север же края заселялся с конца 1 тыс. до н. э. Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север. Первыми обитателями были представители монголоидной расы, что подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденных на палеонтологической стоянке Афонтова гора (территория города Красноярска). До прихода русских здесь обитали немногочисленные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена - предки современных народов (долганов, ненцев, эвенков) - обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни. Множество племен, племенных союзов, примитивных государств появлялось и исчезало на этой земле.

Новая история приенисейской страны начинается с вхождением ее в состав Российского государства.

Первые отряды промысловиков, служилых людей стали проникать сюда еще с конца XVI века. Впервые русские отряды под командованием Федора Дьякова достигли берегов Енисея в 1598 г. Но долго русские здесь не задерживались. Лишь с основанием на реке Таз Мангазейского острога была создана прочная база для утверждения русского влияния в приенисейской земле.

В 1607 г. основано первое в крае постоянное русское поселение - Туруханское зимовье (впоследствии город Туруханск). Проникновение россиян в Восточную Сибирь шло по реке Кеть - правому притоку Оби. В 1619 г. по этой дороге прошел отряд служилых людей под руководством сына боярского Албычева и стрелецкого сотника Черкаса Рукина, основавших город Енисейск.

Русское завоевание шло с севера на юг. В первой половине семнадцатого века в бассейне Енисея появляются деревянные крепости-остроги Красноярск (1628), Ачинск (1641), Канск (1636).

Первыми русскими жителями края были служилые казаки. Коренное население особенно не возражало против русского присутствия. Исключение составили енисейские киргизы, упорные бои с которыми продолжались до начала XVII I в., когда соединенные отряды городов Красноярска, Енисейска, Томска и Кузнецка в нескольких сражениях наголову разгромили воинственных степняков. В 1623 г. образован громадный Енисейский уезд, который включал в себя не только земли вокруг великой реки, но и все Приангарье. Центром его стал Енисейск. В 1629 г. весь енисейский край вошел в состав Томской области. На протяжении полутора столетий административно-территориальное деление неоднократно менялось.

Красноярский край в XVII-XVIII вв.

В XVII в. часть современной территории края входила в Томский уезд, часть - в Красноярский. Территория последнего то увеличивалась, то урезалась. В 1724 г. в составе Сибирской губернии выделена Енисейская провинция. В 1782 гг. провинцию ликвидировали; ее уезды включены в Томскую область, а через четырнадцать лет с упразднением Томской области территория края разделена между Тобольской и Иркутской губерниями и Колыванской областью. В 1797 г. весь бассейн Енисея вошел в состав Тобольской губернии, а в 1804 г. был передан в состав Иркутской губернии.

Приенисейские земли в хозяйственном отношении осваивались мало. Они интересовали правительство исключительно как источник пушнины. Земледелие и животноводство носило натуральный характер, ремесла - в зачаточном состоянии. Весь XVII век главными действующими лицами сибирской истории были служилые казаки, купцы, охотники-промысловики. Крестьянин-земледелец встречался нечасто, поскольку хозяйствовать среди немирных племен не только тяжело, но и смертельно опасно. С разгромом воинственных енисейских киргизов земледельческое освоение края значительно ускоряется, но все-таки освоению подлежали лишь незначительные территории центральной и южной части енисейского региона.

Красноярский край в XIX в.

Очередной этап в истории Приенисейского края связан с реформами Михаила Сперанского. В 1819 г. этот известный российский политический деятель был отправлен с самыми широкими полномочиями для проведения ревизии Сибири. Причиной ревизии оказалось совершенно неудовлетворительное положение дел в управлении и хозяйственном развитии региона. Императорская канцелярия была завалена кипами жалоб на бесчинства местных администраторов. Экономическая отдача от Зауралья падала, Сибирь превращалась в обузу для государства. При дворе и в периодической печати даже раздавались голоса о бесполезности сибирских владений для страны.

В результате реформ Сперанского вся Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства - Иркутское и Томское. Каждое из них включало в себя несколько губерний. В составе Иркутского генерал-губернаторства в 1822 г. была образована Енисейская губерния. Центром ее определили город Красноярск. Через него проходил Московский тракт, соединявший город с центром страны; оказавшийся в стороне от тракта Енисейск потерял прежнее значение.

Управление губернией определялось законами Российской империи. Во главе ее стоял гражданский губернатор, который сосредоточивал в своих руках административную, военную, судебную власть. При губернаторе действовал совет, который должен был ограничивать его власть, но в действительности роль этого совета была невелика, поскольку в него входили чиновники лично зависимые от губернатора.

Территория губернии в основном совпадала с современным Красноярским краем (за исключением Хакасии). Она была разделена на пять округов - Енисейский, Красноярский, Канский, Минусинский и Ачинский. В составе Енисейского округа был Туруханский край.

Во второй половине XIX в. в состав губернии вошел Усинский пограничный округ. По территории Енисейская губерния превосходила любое из европейских государств, но плотность населения была одной из самых низких не только в России, но и в Сибири.

Приток населения шел в основном за счет переселенцев из Европейской России, а также ссыльных и каторжных. По своему желанию в Сибирь могли переселяться только государственные крестьяне; крепостные попадали лишь в качестве ссыльных. В Енисейской губернии, как и в целом по Сибири, крепостного права не было. Резкое усиление количества переселенцев произошло в 30-40-е годы XIX в. В приенисейских землях осели около 30 тысяч крестьян из Вологодской, Вятской, Пермской, Ярославской, Орловской, Пензенской губерний. Большинство переселенцев закреплялось в южных районах Енисейской губернии, где были лучшие условия для земледелия. Как в XVIII, так и в XIX веках главным способом наделения крестьян землей было захватное право. Крестьянин брал столько свободной земли, сколько мог обработать; затем облюбованные участки закреплялись за ним юридически в виде наделов. С этих наделов собирались и государственные подати. Такой способ был возможен вследствие незначительной плотности населения и большого количества свободных плодородных земель. Целинные земли в первые годы давали весьма приличные урожаи. Несмотря на суровые климатические условия, уровень жизни сибирских крестьян в целом был выше, чем европейских.

Во второй трети XIX в. резко выросло число политических ссыльных. После подавления декабристского движения в губернии оказались участники восстания - всего 31 человек.

В 30-е годы XIX в. в экономике губернии произошли существенные изменения. Началась добыча золота, расцвет которой пришелся на 40-50-е годы. К 1847 г. в приенисейском крае насчитывалось 119 приисков, в основном гнездившихся в бассейнах рек Казыр, Кизир, Амыл, Сисим, Бирюса, Удерей, Пит, Подкаменная Тунгуска. Губернию охватила золотая лихорадка. Люди самых разных сословий и чинов бросились добывать золото. По стоимости произведенной продукции золотопромышленность оставила позади все остальные отрасли промышленности вместе взятые. На золотых приисках в разные годы было занято 20-30 тыс. рабочих. Города Енисейск и Красноярск переживали период бурного подъема. Деньги лились рекой. Прибыль золотопромышленников составляла порой 800-850 %. Однако золото отнюдь не способствовало коренной перестройке хозяйства губернии. Оно скорее сыграло роль экономического наркотика. Крупные добытчики вкладывали деньги не в развитие промышленности, а в предметы роскоши, вели веселую и разгульную жизнь. Лишь немногие сумели сохранить и приумножить капиталы, но и они помещали свои средства большей частью в торговлю.

К середине XIX в. крупнейшими капиталами ворочали золотопромышленники Востротин, Кузнецовы, Даниловы, Черемных, Кытманов, Асташев, Хилков и другие. Мелкие старатели обычно пропивали всю добычу в кратчайшие сроки. С начала 60-х годов объем золотодобычи стал неуклонно падать.

Уровень остальных отраслей промышленности в губернии был совершенно ничтожен. Продукция производилась почти целиком для внутреннего рынка. В губернии преобладали мелкие ремесленные предприятия с числом рабочих 5-7 человек. К концу XIX в. в губернии было только одно крупное предприятие - Абаканский железоделательный завод, на котором трудились 800 человек. В 1833 г. близ Красноярска был основан Знаменский стекольный завод (ныне поселок Памяти 13 Борцов).

В конце XIX в. по территории Енисейской губернии прошла Транссибирская магистраль. Первый пробный поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 г. Это событие привело к существенным изменениям, как в хозяйственной, так и в общественной жизни региона.

Красноярский край в первой половине XX в.

Уже в начале ХХ века спокойная и безмятежная жизнь для местных властей закончилась. Стачки рабочих следуют одна за другой. В авангарде забастовочного движения стоят железнодорожники. В городах появляются комитеты революционных партий.

Енисейская губерния приняла самое активное участие в Первой российской революции. Наиболее активные революционные выступления происходили в Красноярске, Иланской, Боготоле. В течение всего 1905 г. стачки на предприятиях Красноярска почти не затихают, а в декабре в губернском центре произошло вооруженное восстание, в ходе которого власть в городе на короткое время захватил Объединенный совет от солдат и рабочих.

В 1906 - 1907 гг. забастовочное движение идет на спад, стачки носят экономический характер. Зато крестьянское движение перекрыло все рекорды. Особенно мощным оно было в южных районах губернии. По словам минусинского исправника, 1906 год был в Минусинском уезде годом "полного безначалия".

К концу первого десятилетия ХХ в. несколько оживилась местная промышленность. Проходит техническое перевооружение золотодобывающих предприятий. В экономику губернии начинает активно внедряться иностранный капитал и крупные российские банки. Однако крупных промышленных предприятий в губернии было очень немного - это Красноярские железнодорожные мастерские (2000 рабочих), Знаменский стеклозавод (900 рабочих), Иланское железнодорожное депо (700 рабочих), Абаканский железоделательный завод (500 рабочих), медный рудник "Юлия" (650 рабочих). Остальные предприятия и по количеству работников и по объему производимой продукции были очень невелики.

О победе Октябрьской революции в Красноярске стало известно 27 октября. А в ночь на 29 октября отряд революционных солдат под командованием Сергея Лазо захватил узловые пункты города - банк, казначейство, телеграф, губернскую типографию. Красноярский губернский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе к нему всей полноты власти и отстранении от должности губернского комиссара Крутовского. Акция большевиков не всем пришлась по душе - красноярские эсеры, меньшевики и кадеты выступили против самоуправства Совета и осудили переворот в Петрограде. Ачинская городская дума объявила о разрыве всяческих отношений с большевистским Советом. Отказалось признать Советскую власть и енисейское казачество.

Однако большевики не обращали особого внимания на протесты. Они образовали Енисейский губернский народный комиссариат для руководства губернией, национализировали банки, ввели на частных предприятиях рабочее управление, расформировали все прежние органы управления. Во всех городах губернии власть также перешла в руки Советов. В Канске и Минусинске были созданы революционные комитеты для борьбы с контрреволюцией. Большевики попытались наладить экономику края. Для этой цели 10 января 1918 г. они сформировали губернский экономический отдел, позднее переименованный в Совет народного хозяйства. Однако особых успехов в восстановлении и развитии народного хозяйства новая власть не добилась.

Колчаковские власти вернули прежние порядки и попытались восстановить порядок в губернии. Однако они не слишком преуспели в созидании. Насильственные мобилизации в армию, реквизиции продовольствия, жестокий террор вызвали недовольство у населения. Отвратительно вели себя чешские "союзники" колчаковцев, активно занимаясь массовыми грабежами, насилиями, убийствами ни в чем не повинных людей. Много лет сибиряки с содроганием вспоминали "подвиги" чешских мародеров, а песня со словами "на нас напали злые чехи" стала народной. В результате сопротивление колчаковскому режиму непрерывно растет. В Канске, Иланске, Красноярске, Енисейске, Минусинске вспыхивали восстания против белых.

В 20-е годы правительство СССР активно занималось реорганизациями административно-территориального деления страны. В 1925 г. Енисейская губерния была ликвидирована. Ее территорию поделили на пять округов - Ачинский, Канский, Красноярский, Минусинский, Хакасский. Они перешли в состав Сибирского края с административным центром в Новосибирске.

Постановлением Президиума ВЦИК от 7 декабря 1934 г. вследствие разукрупнения Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев был образован Красноярский край.

От Западно-Сибирского к новому краю отошли Ачинский, Бирилюсский, Боготольский, Каратузский, Курагинский, Минусинский, Ермаковский, Назаровский, Усинский и Ужурский районы, а также Хакасская автономная область в составе шести районов. От Восточно-Сибирского - весь Енисейский и Канский округа в составе 21 района, а также Эвенкийский и Таймырский национальные округа. В общей сложности в составе края было 52 района.

Красноярский край был образован почти в прежних границах бывшей Енисейской губернии. Административно-территориальное деление в 1935-1936 годах претерпело существенные изменения. Были образованы новые районы: Березовский, Даурский, Идринский, Иланский, Игарский, Козульский, Краснотуранский и Тюхтетский, в 1936 году - Емельяновский район.

Красноярский край в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война коренным образом изменила уклад жизни в крае. Необходимо было перестроить работу на военный лад, освоить новые производства, принять и разместить эвакуированные предприятия. С первых дней войны началась мобилизация населения в действующую армию. Многие красноярцы шли на фронт добровольно. Только в первые десять месяцев войны одни комсомольские организации края рассмотрели 30 тысяч заявлений об отправке на фронт.

Массовый призыв резко обострил кадровую проблему. Она решалось за счет привлечения на производство женщин и подростков. Действующие в крае предприятия переводились на выпуск военной продукции. Уже в первые месяцы войны на территорию края стали поступать эвакуированные из прифронтовой полосы фабрики и заводы. Только в 1941 г. было ввезено 30 предприятий. Одним из первых был завод "Красный Профинтерн" из города Бежицы Брянской области. Оборудование этого предприятия разместилось почти в 6000 вагонах. В Красноярске этот завод выпускал минометы. В августе 1941 г. прибыло оборудование запорожского завода "Коммунар". В годы войны он изготавливал снаряды, а после войны на базе оборудования этого предприятия был основан комбайновый завод. Из города Шостки Сумской области прибыла фабрика фотобумаги. Всего только в Красноярск было эвакуировано девять крупных промышленных предприятий. Также из Ленинграда и Воронежа в краевой центр перебазировались три медицинских института и два стоматологических. На их базе впоследствии был создан Красноярский медицинский институт, в котором в первые его годы работал выдающийся хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий (епископ Лука).

Красноярцы активно участвовали в разных формах патриотического движения. Они отчисляли деньги в фонд обороны, собирали вещи для бойцов Красной Армии, отправляли на фронт подарки, сдавали кровь для госпиталей. В 1941-45 гг. жители края внесли в фонд обороны около 260 миллионов рублей и собрали на покупку боевой техники свыше 150 миллионов рублей. Десятки тысяч красноярцев сражались на фронтах. На территории края были сформированы 119, 378, 382, 374 стрелковые дивизии, 78-я добровольческая бригада, 22-й бомбардировочный авиаполк и другие боевые соединения. Звание Героев Советского Союза получили 192 уроженца Красноярского края, а летчик Степан Кретов был удостоен этого звания дважды.

Хотя Красноярский край располагался очень далеко от фронта, но боевые действия велись и на его территории. 27 августа 1942 г. немецкий тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" совершил нападение на порт Диксон. Однако в неравном бою советские моряки и бойцы береговой обороны сумели дать отпор вражескому кораблю. Операция немецкого командования "Вундерланд" по блокированию Северного морского пути была сорвана ценой жизни семерых защитников Диксона.

Через территорию Красноярского края в годы войны перегонялись американские боевые самолеты из Аляски, полученные по ленд-лизу. Красноярск был одним из ключевых пунктов воздушной трассы "АлСиб" (Аляска-Сибирь).

Красноярский край в послевоенные годы

В первые послевоенные годы главной задачей краевых властей стал перевод экономики на мирные рельсы. Этот процесс оказался очень непростым и болезненным - не хватало кадров, финансовых и материально-технических средств. Неудивительно, что в первый послевоенный год выпуск промышленной продукции сократился на 20%. Но затем объемы производства начинают неуклонно расти. Этому способствовала мощная производственная база, заложенная в крае в период войны.

В послевоенные годы изменились взгляды правительства на роль Сибири в советской экономике. Если ранее ей отводилась роль сырьевого придатка европейской территории страны, то теперь встала задача создания на востоке мощного производственного комплекса. В 1941-42 годах гитлеровская оккупация западных районов, где был сосредоточен главный индустриальный потенциал, поставила страну в предельно тяжелое положение. Сибирь должна была стать индустриальным дублером Центральной России и Украины. Красноярский край благодаря своему географическому положению наименее подвержен опасности оккупации вероятным агрессором, а потому особо привлекателен в качестве производителя оборонной продукции.

В годы четвертой пятилетки в крае развернулось промышленное строительство. Начались работы по сооружению горно-химического комбината под Красноярском (Красноярск-26, ныне Железногорск), вступили в строй Красноярский телевизорный завод, Сорский молибденовый комбинат, Ирша-Бородинский угольный разрез, Красноярский завод синтетического каучука, завод "Сибэлектросталь". Высокую репутацию у потребителей имели красноярские самоходные комбайны. К концу четвертой пятилетки промышленное производство в крае превзошло довоенный уровень.

Территориальные реформы шли практически постоянно: упразднялись одни районы, создавались другие, но в целом общая территория края оставалась неизменной в своих границах. Лишь в 1991 Хакасская автономная область вышла их состава края и была преобразована в Республику Хакасия.

С 1 января 2007 года Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединились в новый субъект Российской Федерации - Красноярский край в пределах границ трех ранее существовавших субъектов, автономные округа вошли в состав края как Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы.

В статье использованы материалы с сайта protown.ru

I.

II. Освоение Сибири.

Образование Красноярского края.

Перед приходом в Сибирь русских на территории современного Красноярского края жили племена тюркской, кетской, самодийской и тунгусской языковых групп. Необъятные просторы Сибири, неизведанные ее богатства с давних пор привлекали к себе внимание правительственных кругов, торговых и промышленных людей России. В конце XVI столетия русский народ, по выражению А.М. Горького, «без помощи государства… присоединил Москве огромную Сибирь руками Ермака и понизовой вольницы, беглой от бояр».

После гибели Ермака дальнейшее продвижение в глубь Сибири продолжали царские воеводы, и, несмотря на национальный и классовый гнет, который нес царизм, присоединение к России малых народов. Населяющих Сибирь, сыграло огромную прогрессивную роль в развитии этого края. Оно взламывало господствовавшие здесь ранее патриархально-родовые отношения, несло с собой более высокую культуру. Правительство царской России было весьма заинтересовано в получении из Сибири ценной пушнины, занимавшей видное место во внешней торговле. Москва стремилась также к изысканию здесь рудных и других полезных ископаемых, а также к заселению обширного края путем принудительной отправки в Сибирь крестьян для обеспечения служивых, торговцев и промышленников хлебом.

Наряду с крестьянами-переселенцами в сибирские леса и степи бежали из крепостной, казарменной и монастырской неволи наиболее энергичные и свободолюбивые русские люди. Опираясь на созданные укрепления (военные крепости-остроги) они совершали географические и геологические открытия, способствовали распространению промыслов, торговали с местными туземными племенами. На протяжении трех столетий

единственной транспортной артерией в торговле и сообщении северных и южных районов Приенисейского края была река Енисей. До середины XIX века плотами и баржами сплавляли лес, скот, хлеб, овощи, рыбу, пушнину, графит. Доставка грузов в северные районы была сравнительно нетрудным делом.

Гораздо сложнее осуществлялись перевозки товаров из низовья, так как суда против течения приходилось водить конной тягой, а нередко и при помощи бурлаков.

Енисей (по эвенкийски Ионесси, буквально – большая вода, а по ненецки – Енасе, что значит «широкая река»). В гранитных порогах пути пробивая, От вольных тувинских степей

Спешит к океану река штормовая, Красавец тайги – Енисей.

(И. Рождественский).

Истоками его являются Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). Река течет почти по меридиану на север в пределах Красноярского края и впадает в Карское море. Длина Енисея составляет 3 478 км, а по площади водного бассейна – 2 640 тысяч километров, он занимает второе место среди рек России (после Оби) и седьмое место среди рек мира. Для бассейна Енисея характерная резкая ассимитричность: его правобережная часть в 5,6 раза больше левобережной. Бассейн Енисея представляет собой возвышенность – горы Южной Сибири и большая часть Среднесибирского плоскогорья.

Основная часть бассейна покрыта тайгой. Гидрографическая сеть Енисея включает 198 620 рек и 126 364 озера. По величине стока Енисей занимает

первое место среди рек России. Максимальный расход у Игарки достигает 154 000 кубометров в секунду. Енисей – важнейший водный путь Красноярского края.

В состав края входят обширные пространства Енисейского Севера с многочисленными островами Ледовитого океана, знойные степи юга, таежные просторы, горные пики Саян и безбрежные хлебные нивы центральных районов Красноярья. Все эти разноликие в природном и экономическом отношении территории скреплены голубой лентой могучего Енисея и системой его притоков - Нижней и Подкаменной Тунгусками, Ангарой, Абаканом, Каном, Тубой и другими. Система рек бассейна Енисея придает территории края определенную компактность и выступает в качестве его своеобразного естественного хозяйственного «каркаса».

Это один из крупнейших индустриально-ресурсных регионов страны, обладающих огромными запасами природных ресурсов. Русская колонизация дошла до Енисея в начале XVII в., тогда же в 1628 г. был основан административный центр края город Красноярск, но фактически развитие края началось только в самом конце XIX в., когда через его территорию прошла Транссибирская магистраль. Современный Красноярский край образован в 1934 г., до революции на его территории существовала Енисейская губерния, территория которой на протяжении всего XIX в. служила местом ссылок. Именно здесь проходила ссылка будущих вождей советского государства - Ленина и Сталина.

III. Образование города Красноярска .

В августе 1628 года у Красного Яра был построен острог. На вершине холма Кум-Тигей основатели города держали караул. Там же стояла и сторожевая вышка, с которой издалека можно было видеть неприятеля. Когда такое случалось, караульные зажигали костер, подавая знак, чтобы острог готовился к осаде. В память об этом красноярцы в 1805 году на месте сторожевой вышки поставили деревянную часовню, заменив ее каменной в 1855 году. А место это стали называть Караульной горой.

Красноярский острог – представлял собой деревянную крепость, обнесенную рвом, валом и стенами с пятью башнями. Прежде всего, его задачей была оборона от монгольских и тюркских племен. Острог защищал Енисейск, отчасти Томск, позднее – деревни русских поселенцев. Первым воеводой острога был Андрей Дубенский – умелый, дальновидный, талантливый правитель. Красноярский острог являлся и местом дипломатических встреч красноярских воевод с послами Алтын-хана. Сюда для переговоров являлись и послы кыргызских князьков. После присоединения Сибири к России Красноярск, как военное поселение, свое значение утратил и в 1690-х годах получил статус города.

IV. Развитие судоходства на Енисее.

31 мая (12 июня) 1863 года над рекой прозвучал гудок первого парохода, получившего имя «Енисей» (длина 25 сажен, ширина 3 сажени, мощность 60 л.с.). Построен был пароход в 1862 году в Енисейске. Строительство парохода вела компания енисейских купцов. Среди них – Баландин, Грязнов, Калашников, Кытманов, непосредственно строителем был механик-самоучка – Худяков.

Газета «Енисейские губернские ведомости» так сообщала об этом событии, которое стало отсчетом в деятельности енисейских речников:

«Горожане взволнованно спешили на набережную – поглядеть, как чудо техники отходит в свое первое плавание… Величественно плыл пароход по гладкой поверхности Енисея, который своею тишиною как бы приветствовал нового гостя, нарушившего его вековое спокойствие…»

В навигацию 1863 года пароход совершил несколько рейсов в низовья Енисея, в частности, первый из них сделан из Енисейска до Усть-Кеми и обратно.

Первым капитаном судна ходил Попов Андрей Павлович. Пароход проработал на Енисее до 1907 года. К 1875 году на Енисее было уже 4 парохода и 7 барж. Они перевозили за навигацию до 130 тысяч пудов груза. В 1881 и 1883 годах красноярский купец Н.Г.Гадалов покупает у немецкой фирмы «Кноп» поочередно пароходы: 80-сильную «Москву» и 100-сильный «Дальман». Соорудив быстро причал и подсобное хозяйство, Н.Г.Гадалов открывает свое пароходство.

Его пароходы курсируют по линии Красноярск-Минусинск. Вскоре пароходство пополняется пароходами «Россия», «Граф Игнатьев» и «Усердный». Укрепив пароходное дело, Н.Г. Гадалов пускает суда через Казачинские пороги до Енисейска.

Гадаловский фарватер оказался удачным, и енисейская артерия стала

полнокровно служить Красноярску.

В 1888 году небольшой пароход «Сибирячка» поднялся по Подкаменной Тунгуске, побывал на Вельмо и Тее. В следующем году этот же пароход плавал по Нижней Тунгуске и Большому Касу. Основным типом несамоходного судна на Енисее была баржа. Размеры барж составляли: в длину 14-30 сажен, ширину 1.4-6.7 сажени, а осадка с грузом – не более 10 четвертей. Грузоподъемность барж не превышала 40 000 пудов.

Пароходы на Енисее совершали рейсы обычно с возами, буксируя вверх две баржи, а вниз – не более трех. Скорость движения с баржами против течения выше Красноярска составляла семь, а вниз по течению – 19 верст в час. Наибольшее число судов работало на участке от Минусинска до Красноярска. Другие занимались перевозками грузов преимущественно на нижнем участке от Енисейска до устья, а также от Красноярска до Енисейска. С появлением паровых судов, ростом их количества, увеличением грузоподъемности, существенно расширяется номенклатура перевозимых грузов: хлеб, дрова, соль, лес, каменный уголь и т.д. Количество перевозок грузов по речным путям Сибири в 1913 году составляло 6,2% от общего объема перевозимых грузов по рекам Сибири. В Енисейском бассейне в упомянутом году было перевезено 145 тыс. тонн различных грузов. В губернии бойко развивалась торговля, и это требовало перевозки по Енисею большого количества грузов и пассажиров.

Несмотря на напряженный режим работы, в свободное от рейсов время пароходы часто выполняли необычную, благотворительную миссию. «Енисейские губернские ведомости» 3 июля 1882 года сообщали, что Н.Г. Гадалов устроил на своем пароходе «Москва» гулянья, а выручку – 256 рублей – передал в пользу приюта арестантских детей. Гадаловы бережно относились к этой традиции.

Та же газета 7 июня 1902 года извещала. Что Н.Н.Гадалов выделил бесплатно пароход «Сибиряк» для гулянья по Енисею, а собранные деньги передал на нужды Красноярской женской гимназии.

В 1893 году прибыл на Енисей пароход «Лейтенант Малыгин».

Пароход знаменит тем, что на его борту в 1897 году из Енисейска в Красноярск следовал вице-адмирал Макаров. В последующем, пароход был переправлен на озеро Байкал, где остался на постоянную работу.

В 1887 году для работы на Ангаре с высокими скоростями течения и множеством порогов были построены пароходы «Св. Николай» мощностью 560 л.с., «Св. Инокентий» (240 л.с.) и «Илим» (120 л.с.), а также несколько барж. Пароходы были приобретены крупным золотопромышленником Сибиряковым А.М. Поскольку пароход «Св.Инокентий» был оборудован туерной лебедкой, он в 1903 году был поставлен в Казачинский порог, где проработал до 1968 года.

В 1890 году Гадаловы, объединившись с купцом Е.Жернаковым, учреждают Сибирскую акционерную компанию срочного буксирно-пассажирского пароходства по рекам Енисею, Оби и Иртышу с основным капиталом 1 млн.250 тысяч рублей.

К этому времени Гадаловы имели 8 пароходов и несколько барж. Пароходство давало ощутимую прибавку сибирской экономике. Особенно популярным Гадаловское пароходство стало после того, как летом 1891 года

в Красноярске побывал наследник престола, будущий царь России

Николай II. Наследник к Красноярску подъехал на пароходе «Св.Николай», конвоируемым гадаловским пароходом «Граф Игнатьев»…

После Октябрьской социалистической революции существенно изменилась и роль речного транспорта. Он становится важной составляющей единой транспортной системы страны. Речному транспорту поручается решение важнейших государственных задач. Так было на

строительстве многочисленных электростанций в бассейнах Сибири, когда речной флот обеспечивал стройки необходимыми материалами, так было, когда на севере Красноярского края начали осваивать богатейшие месторождения цветных металлов, строили Норильский горно-металлургический комбинат.

В 1918 году был издан декрет Совнаркома о создании первого советского центрального органа управления национализированным флотом и судоходством, который спустя три месяца был переименован в Главное Управление водного хозяйства (Главвод).

Революционные события и гражданская война оказали влияние на сибирское судоходство. Флот Енисейского бассейна активно участвовал в военных действиях с интервенцией и белогвардейщиной. После восстановления советской власти на территории Сибири (1920 году) Главвод был передан в Народный Комиссариат путей сообщения (НКПС) и созданы управления внутренних водных и речных государственных пароходств. В 1923 году организованы Западно-Сибирское и Амурское Управления. В начале 30-х годов образовано Управление речного транспорта.

В 1931 году из состава Западно-Сибирского пароходства выделены Енисейское и Иртышское пароходства. С 1947 года по 1954 год центральным органом речного транспорта Сибири становится созданное в городе Новосибирске Главное Управление речного флота Восточных бассейнов (Главвосток).

В годы войны часть пароходов Енисейского пароходства была переоборудована для ведения боевых действий. На них были установлены пушки и пулеметы.

В основном эти суда работали в устье Енисея и Карском море. Весной 1942 года гитлеровское военно-морское командование в Норвегии разработало план операции «Вундерланд» (Страна чудес), главная цель

которой заключалась в нарушении нашего судоходства на трассе Северного морского пути, нанесении ударов по советским арктическим конвоям.

Надводные и подводные корабли германского флота должны были незамеченными проникнуть в Карское море для действия на коммуникациях проходящих вдоль северного побережья.

16.08.42 года рейдер “Адмирал Шеер”вышел из Нарвика в сопровождении 4 миноносцев и эскадрильи самолетов. От острова Медвежьего он шел уже самостоятельно вокруг мыса Желания, в обход Новой Земли. После безуспешных попыток обнаружить советские караваны “Адмирал Шеер” напал в районе острова Белуха на ледокольный пароход

“А.Сибиряков” (названный в честь знаменитого Иркутского купца Анатолия Сибирякова) со 104 пассажирами на борту. Капитан “А.Сибирякова” Анатолий Алексеевич Качарава попытался увести судно за о. Белуха, где было много отмелей, но из-за малой скорости сделать этого не смог и был вынужден принять неравный бой. “А.Сибиряков” был вооружен лишь 2 пушками и одним спаренным пулеметом. В ходе схватки, после очередного залпа “Адмирала Шеера” (имевшего на вооружении 28 крупнокалиберных орудий) на “А.Сибирякове” начался пожар. Теплоход погиб, успев оповестить суда в Арктике и Диксон, где располагался штаб морских операций, о появлении в наших водах фашистского корабля.

С тех пор “А.Сибиряков” вошел в историю под именем

“Северного Варяга”.

“Адмирал Шеер”, потопив “А.Сибирякова” пошел на Диксон, но в условиях непогоды, сделав несколько залпов по радиостанции вынужден был уйти под огнем орудий сторожевого катера СКР-19 (переоборудованного из ледокольного парохода “Дежнев”). В последствии “Адмирал Шеер” был потоплен англичанами у берегов Норвегии.

Согласно данных штаба военно-морских операций на Западном побережье Новой Земли, у Белужьей Губы находилась временная база германских подводных лодок.

В настоящее время в составе материально-технической базы речного транспорта Красноярского края главная роль принадлежит транспортному флоту. Здесь работают все виды транспортных судов: пассажирские и грузопассажирские, грузовые самоходные сухогрузные (грузовые теплоходы) и наливные (танкеры), грузовые несамоходные сухогрузные и наливные, а также буксирные.

Флот Енисейского бассейна выполняет перевозки большого количества грузов различной номенклатуры, работает в разных судоходных условиях: от крайнего мелководья до участков с озерными и морскими условиями плавания. В этой связи в пароходстве находятся многообразные типы транспортных судов, предназначенные для эксплуатации на различных участках. В связи с переходом страны на рыночную экономику и падением пассажиро и грузоперевозок по Енисею руководством Енисейского речного пароходства в 1994 году было принято решение об использовании флота на загранперевозках. В период с 1994 года до 1999 года осуществлено переоборудование и перегон для работы в бассейнах Черного, Средиземного и Балтийского морей 19 единиц флота. Суда выполняют грузоперевозки под фрахтом иностранных фирм и компаний.

V. Пассажирский флот Енисея.

Пассажирский флот Енисея до 2000г. являлся одним из лучших в бассейнах Сибири и Дальнего Востока.

Гордостью пассажирского флота являлся теплоход «Антон Чехов», который совершал рейсы, в основном с иностранными туристами, по маршруту «Красноярск-Диксон». Он построен в Австрии в 1978 году и отличается высоким уровнем комфортабельности.

В 1953-54 годах на верфи им. Матиас Тезен в Висмаре построены пассажирские теплоходы «Александр Матросов», «Валерий Чкалов» пассажировместимостью 343 человека, которые использовались по туристическому маршруту «Красноярск-Дудинка».

Видное место занимали дизельэлектроходы «Антон Рубинштейн», «Байкал» (в 1993г. переименован «Капитан Родин» ), «Бородин» (в 1997г. переименован «Годенко» ), «Прокофьев», «Композитор Калинников»,

«М.Ю. Лермонтов», «Литва» , «Латвия» (в 1991г. переименован «Годенко» после списания стоит как плав. гостиница«Маяк» ), «Ипполитов Иванов». Суда построены в 1955 – 1956 гг. на заводе Комарно ЧСР, имеют пассажировместимость 247 человек и скорость движения до 20 км/ч.

Перевозки пассажиров и туристов осуществлялись от верховьев Енисея в южных районах края до Диксона – на Севере.

С 2005г. на линии «Красноярск-Дудинка» перевозкой пассажиров занимаются пассажирские теплоходы «Александр Матросов», «Валерий Чкалов» пассажировместимостью 343 человека, дизельэлектроход «М.Ю. Лермонтов» пассажировместимость 247 человек, теплоход «Близняк» пассажировместимость 200 человек.

На участках с ограниченными условиями плавания работают суда на воздушной подушке типа «Заря» пассажировместимостью 66 человек и

скоростью движения 43 км/ч. Также скоростные суда на подводных крыльях типа «Метеор» пассажировместимостью 150 человек и скоростью до 70 км/ч, типа «Восход» на базе теплохода «Ракета» пассажировместимостью 71 человек и скоростью до 60 км/ч.

Все суда связанные с пассажиро перевозками, состоят на балансе (с 2006г.)

«Пассажир Речтранс».

VI. Заключение.

В заключении хочется привести примерную хронологию исторических дат, связанных с развитием пароходства:

1862г. – появился первый пароход «Енисей» на Енисее,

1882-1891гг. – сооружен Обь-Енисейский канал,

1909г. – начало строительства Красноярской ремонтно-эксплуатационной базы флота,

1918г. - принято решение на общем собрании речников национализировать акционерное общество пароходства на реке Енисей,

1922г . – Совет труда и обороны утвердил положение «О правилах речного транспорта»,

1923г. – Красноярская судостроительная верфь выпустила первую продукцию – плашкоутные и моторные лодки,

1929г. – Советское правительство приняло решение о строительстве города Игарка и Игарского речного порта,

1931г. – объединенным постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР создано 15 речных пароходств. В том числе и Енисейское,

1931г. – осуществлена первая морская экспедиция по перегону речных судов по Северному морскому пути,

1934г. – образован Красноярский речной порт; организованы Минусинская и Павловская ремонтно-эксплуатационные базы флота,

1935г. – основана Кононовская РЭБ флота,

1936г. – основана Подтесовская РЭБ флота,

1946г. - основан Ачинский речной порт на реке Чулым,

1950г. – образовано Верхнеенисейское районное управление (г.Абакан) 1952г. – основана Ермолаевская РЭБ флота,

1971г. – Енисейское речное пароходство награждено орденом Ленина, образован Маклаковский речной порт,

1973г.– образованы Таймырское (г.Дудинка) и Ангарское (п.Стрелка) районное управления,

1974г. – образовано Кызыльское районное управление (г. Кызыл),

1976г. – введен в действие Красноярский судоподъемник.

VI . Список литературы:

1. Павлов П.Н., Степынин В.А., Логвинов В.К. «История Красноярского края»

Учебное пособие по краеведению. Красноярское книжное издательство

2. Козаченко В.А. «Летопись Енисея». Красноярское книжное издательство

3. Е. Нифантьев «Город на Енисее». Красноярское книжное издательство

4. В.И. Чумаченко «Вахта на Енисее».Красноярское книжное издательство

5. Г.Ю. Симкин «Енисейское ускорение». Красноярское книжное

издательство 1978.

6. Л. Киселев «Сибириада Гадаловых». «История без вырванных страниц».

7. Л. Киселев «Духа прерванный полет». «Страницы истории».

8. История Сибири «С древнейших времён до наших дней» в пяти томах.

История Сибири «Сибирь в составе феодальной России», Т.2, Ленинград:

Изд-во «Наука», 2002.

9. Зуев А. С., Сибирь - вехи истории (XVI – XIX вв.), Новосибирск: Изд-во

«ИНФОЛИО-пресс», 1999.

11. Красноярский край – О.А.Хонина, Р.Л.Иванова.1984год.

12.Энциклопедия “Города России” Научное издательство; 2002 г.

I. Освоение Сибири.……………………………………………….………………..1

II. Образование города Красноярска ………………………………………4

III. Развитие судоходства на Енисее…………………………………………..5

IV. Пассажирский флот Енисея. ………………………………………………..11

V. Заключение………………………………………………………………………….13

VI. Список литературы………………………………………………………………15

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Енисейский филиал

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»

(г. Красноярск)

Контрольная работа

ПО ИСТОРИИ

Тема: Развитие судоходства на Енисее.

Выполнил: ст. 21гр. ОП

Гончаров А.И.

Проверил: преподаватель

Плотников В.П.

Временем основания Красноярска - современного города с миллионным населением, являющимся промышленным, культурным и научным центром Восточной и Центральной Сибири, принято считать 1628 год. Но, как утверждают ученые, он появился значительно раньше. Его история богата интересными событиями, тесно связанными с основанием Сибири и последующими важными вехами в истории страны.

Местоположение

В формате этой статьи поговорим кратко об основании Красноярска, а также о богатстве природного рельефа и потрясающей красоте здешних мест. Город был основан на берегу великой сибирской реки Енисей, в настоящее время он расположен на обоих берегах. Его географическое положение можно определить как соприкосновение границ Саянских гор, Западносибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья. Лежит он в северных отрогах Саян, которые образуют здесь котловину.

Так как деление территории Сибири на Западную и Восточную принято проводить по Енисею, то одна часть города находится в Восточной Сибири, а другая - в Западной. Чтобы избежать путаницы, Красноярск условно относят к Восточной Сибири, вследствие этого он является центром Восточно-Сибирского района. В границы города вошел крайний хребет Саянских гор.

Рельеф города

Современный Красноярск, основанный в таком месте, имеет сложный холмистый рельеф. Районы города располагаются на разных его образованиях. Район Академгородка лежит на Саянском хребте, район железнодорожного вокзала - в низине, Октябрьский, а также Советский районы - на холмах, Свердловский - в предгорье.

Происхождение названия города

В самых ранних документах, будущий город Красноярск носил название Нового Качинского острога, это название было дано по реке Каче - левому притоку Енисея, где он располагался. Это дало повод предположить, что до него существовал Качинский острог. Скорее всего, он был основан как пункт по сбору ясака или это было просто зимовье, предположительная дата основания Красноярска, с учетом этих обстоятельств, 1608 год.

Местная народность качинцы называли это место Хызыл Чар, что в переводе на русский язык обозначало Красный Яр (берег, утес). В русском языке слово «красный» обозначало красивый. Действительно, место, которое было выбрано под острог, обладало чарующей сибирской красотой. После присвоения поселению статуса города оно стал называться Красноярском.

История до XVI века

История основания Красноярска удивительна и насыщенна важными событиями для России. Он играл ключевую роль в развитии Сибири. Это самый крупный из старинных История освоения этих мест, а так же самого города началась задолго до появления Красноярска. Удобное местоположение для проживания способствовало тому, что в древние времена через него прошли многие народы. О древних поселениях говорят раскопки, проведенные в окрестностях города, в результате которых были найдены древние городища с богатыми находками, говорящими о развитой цивилизации.

Раскопки времен неолита были найдены на территории города. Ученым удалось установить, что поселения были сооружены 35 тысяч лет назад. Две тысячи лет назад здесь жили племена кетоязычных народов. Территория удивительна тем, что ее заселяло множество народов, составляющих племена, союзы, примитивные государства. О многих из них истории ничего не известно.

Освоение земель

Коренным образом территория изменилась после присоединения ее к России. Год основания города Красноярска многими историками ставится под сомнение. Есть основание предполагать, что первые русские появились в этих землях на рубеже конца XVI, начала XVII веков, но они не задерживались здесь в виду своей малочисленности и большой удаленности от острогов, где была сосредоточена административная власть и небольшие отряды стрельцов и казаков. Основание Красноярска стало возможным только после сооружения Мангазейского острога, расположенного на сибирской реке Таз, который открыл путь продвижению далее на восток.

Эти земли, по сути, были бесхозными, практически не заселенными. По ним кочевали разные племена, государственность отсутствовала. Образование на территории Сибири поселений относится к более ранним периодам времени, на момент появления в этих краях русских первопроходцев эти земли входили в состав княжества Эзерского кочевых племен енисейских кыргызов. Эти места, богатые зверем, в частности пушным, рыбой, лесом, ягодой, кедровыми орехами, грибами, влекли сюда русских промысловиков, охотников. Появились они в этих краях предположительно в конце XVI века.

Слух о богатствах этого края дошел до российских царей. За Урал снаряжались экспедиции казаков, в образованных острогах интересы государства представляли присланные сюда воеводы с отрядами стрельцов. Их целью было утвердить здесь законы России, собирать налоги и подати, так называемый ясак.

Роль православной церкви в освоении Сибири

Большую роль в сыграла и Русская православная церковь. Священнослужители, монахи шли вместе с отрядами казаков. При основании острогов сразу же строились церкви, в которых проводились службы. Церковь преследовала две цели. Первая - распространение православия на восток, вторая - связь с Родиной, с родными корнями, духовная поддержка.

Именно истинная вера помогла первопроходчикам перенеси все невзгоды и лишения, укрепляла их духовно, давая понять, что их лишения не были напрасными. Основание г. Красноярска не было исключением. В каждом вновь образованно остроге строилась церковь. При освоении Сибири дикие, практически необитаемые земли отдавили монастырям. Строились монастырские поселения, которые постепенно обрастали людьми, добровольно или волею судьбы оказавшихся в этих суровых крах.

При освоении Сибири действовал непременный закон, при котором поселение с несколькими домами должно иметь часовню, село - церковь, город - монастырь. Именно православные служители, шедшие с первыми отрядами казаков, помогли организовать разношерстный поток людей, стремящийся через Урал. Это были государевы служивые люди, землепроходцы, переселенцы, беглые каторжане, преступники, крестьяне, бегущие от крепостного гнета и безысходности. Перевалив за Урал, они чувствовали свободу в понимании вседозволенности. Только одно их объединяло и делало единым народом - вера в Бога.

История. Век XVII

В 1623 году Енисейский воевода Я. Хрипунов посылает своего порученца, дворянина А. Дубенского, в места, где сейчас находится Красноярск, а в то время находились поселения казаков, приехавших сюда из Кетского острога, которых беспокоили набеги местных племен. Они обратились к енисейскому воеводе за помощью. Дубенскому было поручено выбрать место для возведения острога, который бы охранял земли казаков. Он выбрал место, составил план, согласно которому и был основан Красноярск, и отбыл в Москву для его утверждения.

По возвращении из Москвы с одобренным планом, Дубенский возглавил экспедицию из трехсот казаков и отправился к выбранному месту, где на левом берегу реки Качи был заложен острог, получивший название Красный Яр. Это место находилось ниже современного Красноярска, напротив Татышева острова, входящего ныне в черту города. С тех пор принято считать 1628 г. - годом основания Красноярска.

Острог Красный Яр в 1631 г. становится уездным центром. Через 28 лет возводится большой острог, цель которого - сбор ясака. Местные народности, состоящие из кочующих племен кыштымов и енисейских кыргызов, уже платили дань монгольскому государству Алтан-ханов. Поэтому они отказывались платить русским. Но эти земли уже находились на территории России, и по закону они были обязаны платить налог в казну.

Недовольные таким раскладом и подстрекаемые монголами, отряды кыргызского хана Иренека дважды осаждали острог в 1667 и 1679 гг. Уже в 1690 г. острог получил статус города и свое нынешнее название. Основание города Красноярска сопряжено с большими трудностями и испытаниями, тем не менее он становится центром продвижения русских землепроходцев далее на восток.

Из истории XVIII века

В городе на начало столетия проживало 850 человек. В основном это были семьи казаков. Основание Красноярска и его значение в освоении Сибири велико. Его развитие предопределила прокладка соединившего город с Каннском, Ачинском и далее с другими городами страны. Несмотря на то что население его увеличилось до двух тысяч человек, он оставался городом уездного значения.

Город развивался, появлялись предприятия, в частности железоплавильный завод Васильевского, открыты школы и публичная библиотека. Большие изменения произошли со дня основания Красноярска. Год 1784-й ознаменован сильным пожаром. Он выжег почти весь город, осталось только 30 домов. Присланный сержант геодезист П. Моисеев составил новую линейную планировку города, за основу была взята Петербургская. С нее начинается современный Красноярск.

Золотая лихорадка XIX века

Золото, найденное на реке Сухой Берикуль (Кемеровская область), всколыхнуло всю Сибирь. После того как прииски купцов А. Я. и Ф. И. Поповых на реках Сухой Берикуль, Мокрый Берикуль и малых притоках Кии стали давать по 16 пудов в год, в тайгу потянулись старатели. К слову сказать, что золотодобыча - это совсем не дешевое удовольствие. Только на одну разведку месторождений купцы Поповы потратили более 2 миллионов рублей, деньги по тем временам невиданные.

Золотоносные районы были практически по всей территории Западной и Восточной Сибири. Золото искали повсюду. Красноярск не стал исключением. Его мыли на реке Бугаче, Афонтовой горе, недалеко от железнодорожного вокзала, на Столбах. Красноярск блистал роскошью на показ, невероятными кутежами, драками, воровством и картами. Тем не менее золотодобыча давала неплохой заработок сотням людей. Взимаемые налоги позволяли развивать социальную сферу и инфраструктуру города. Но большинство капитала уходило из Красноярска.

Огромную роль в развитии города, кроме золотодобычи, сыграла железная дорога. Рельсы для нее были закуплены в Англии. Из Шотландии через Северный Ледовитый океан, Карское море они были доставлены в Красноярск. В 1913 году в Красноярске построена первая электростанция, проведен водопровод. Город слыл самым красивым и благоустроенным в Сибири.

В годы Советского Союза Красноярск - один из крупнейших городов Сибири и всей страны. В 1931 году он становится центром Красноярского края. Строятся и открываются школы, институты, техникумы, больницы, детские сады, стадионы. Большое внимание уделяется строительству жилья. В годы Великой Отечественной войны сюда эвакуируются множество предприятий из центральной России. Они послужат основой развития промышленности края.

В большей части это машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, фармацевтика, металлургия, горнодобывающая промышленность, деревообработка, пищевая промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность. В Красноярске 29 высших учебных заведений, десятки всевозможных училищ, техникумов и колледжей. Девять научно-исследовательских институтов 11 НИИ других ведомств.

Настоящее время

Постсоветское время характеризуется сокращением промышленного производства и развитием торговли и сферы обслуживания. В городе строятся и работают сотни магазинов, супермаркетов, здесь можно купить практически все, включая ортопедические основания. Красноярск заметно преобразился и стал красивее. За последние годы построены новые здания, объекты культурно-развлекательного направления. Открыты сотни кафе и ресторанов.

Но это по-прежнему город-труженик. А еще Красноярск - город студентов, их здесь насчитывается более 150 тысяч, к ним следует добавить 124 тысячи школьников. В городе существуют все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный (трассы Р 255 «Сибирь», М 54 «Енисей», Р 409 «Енисейский тракт»), водный, воздушный (аэропорта «Емельяново», «Черемшанка»), метрополитен.

Декабрь 2004 г. МОУ «СОШ№ 8. Спец. выпуск. №3

КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ 70 ЛЕТ!

7 декабря 2004 года исполняется 70 лет со дня образования Красноярского края.

Семьдесят лет это не возраст для истории любого региона, тем более такого огромного как Красноярский край . Но даже этот небольшой по протяженности период времени вместил в себя огромное количество важнейших событий. Будучи составной частью государства, край испытал все те процессы, которые шли по стране в целом. Война, бурный экономический, социальный и культурный подъем в е годы, период перестройки… Эти и другие значимые события, несомненно, отложили отпечаток на развитии края, предопределили его стабильное, несмотря на сегодняшние трудности, настоящее и великое будущее.

Красноярский край занимает огромную территорию в два с половиной миллиона квадратных километров, простирающуюся от южных до северных границ России и вобравшую в себя красоту 26 географических поясов. Однако не только своими просторами поражает наш край. Богат и разнообразен его животный и растительный мир, а в недрах сосредоточены значительные запасы каменного и бурого угля, нефти и газа, никеля, золота, меди, цинка, графита, марганцевых и железных руд. Красноярский край - крупный лесопромышленный регион страны. Каждое пятое дерево России растет в Красноярском крае. Все это и многое другое - надежная основа для дальнейшего развития экономики края на многие годы вперед.

Но не только природные богатства делают Красноярский край великим. Главное сокровище нашей земли - богатства человеческие, духовные. В. Астафьев, А. Черкасов, Н. Устинович, Д. Хворостовский, В. Ефимов, И. Шпиллер, М. Годенко, И. Ярыгин, Д. Миндиашвили, С. Камарчаков, С. Ломанов, Е. Наймушина и многие другие прославили Красноярский край далеко за его пределами.

https://pandia.ru/text/78/256/images/image004_123.jpg" width="311" height="159">В центре флага изображен герб края. Цвет флага - красный. Этот цвет в России является символом храбрости, мужества, неустрашимости.

На гербе изображен золотой лев на червленом щите с золотыми лопатой и серпом. Лев символизирует власть, отвагу, храбрость и великодушие. Орудия труда лапах льва указывают на исторически главные занятия населения края: лопата символизирует добычу полезных ископаемых , а серп - символ земледелия.

Щит окружен золотыми дубовыми и кедровыми ветками, перевитыми голубой лентой. Над щитом расположен золотой пьедестал с тремя маленькими щитками - двумя золотыми и одним серебряным - с изображением орденских лент.

На двух золотых щитках изображены ленты орденов Ленина, которыми Красноярский край был награжден в 1956 и 1970 годах. На левом серебряном щитке изображена лента ордена Октябрьской Революции, которым край награжден в 1984 году. Лазоревый столб на щите символизирует реку Енисей.

История Красноярского края.

История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали немногочисленные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни. Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы - потомки новгородских ушкуйников - добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента. Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV - первой трети XVII вв. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина) - важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI - XVII вв.

В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI - XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями. Пробираясь с севера со стороны «златокипящей Мангазеи», казаки в 1607 г. основали в устье Турухана первое постоянное поселение в крае - зимовье «у Николы на Турухане». Так первым из «небожителей» на берега Енисея пришел Николай Чудотворец - самый популярный на русских посадах «покровитель» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (нынешнее село Старотуруханск).

С освоением Маковского волока было положено начало активному продвижению русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь - Кеть - Кемь - Енисей - Ангара - Лена. В конце волока у входа в Ангару в 1619 г. поставлен Енисейский острог, который в течение более 150 лет был главным товарно-распределительным и ремесленным центром Восточной Сибири. Для защиты с юга подступов к Енисейску и водному пути были основаны Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.) остроги, получившие названия Красноярской засечной черты. Территории к югу от нее были присоединены лишь в начале XVIII столетия, когда с постановкой Абаканского (1707 г.) и Саянского (1718 г.) острогов на берегах Енисея окончательно утвердилась русская власть. Определенную роль в заселении юга края стал играть Яновский волок, соединивший бассейны Верхнего Чулыма и Енисея на территории нынешнего Новоселовского района.

В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, после Верхотурско-Тобольского, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.

Был назначен губернатором Енисейской губернии. Но, не вступив в должность, вышел в отставку по болезни.

- вице-губернатор.

Исполнял обязанности Губернатора Енисейской губернии

декабрь 1

С введением в декабре 1905 года военного положения являлся временным генерал - губернатором.

- вице - губернатор

Исполнял обязанности Губернатора Енисейской губернии.

- вице - губернатор

Исполнял обязанности Губернатора Енисейской губернии.

Исполнял обязанности Губернатора Енисейской губернии.

Председатели Красноярского крайисполкома

Первые секретари крайкома ВКП (б), крайкома КПСС

Первый секретарь крайкома ВКП (б)

Председатель Красноярского крайисполкома

Председатель Красноярского крайисполкома

Председатель промышленного крайисполкома

Председатель крайсовета


Губернаторы Красноярского края

Председатели Законодательного Собрания края

Более 100 книг писателя изданы за рубежом: во Франции, в Германии, Японии, США, Китае. По произведениям сняты кинофильмы, поставлены спектакли и балет.

По инициативе писателя была учреждена премия в поддержку творческой молодежи края (1994), построена библиотека в Овсянке, ставшая с 1996 года местом проведения традиционной Всероссийской конференции "Литературные встречи в русской провинции", открыт Литературный музей в Красноярске (1997).

Константин Михайлович Скопцов

Известный красноярский хормейстер и фольклорист. Заслуженный работник культуры, кавалер ордена Почета. Более полувека собирал фольклор, занимался исследовательской деятельностью.

Имя Константина Михайловича Скопцова стало известным после выступления народного хора села Бражного Канского района на первом Фестивале молодежи в 1957 году. В 1960 г. он стал хормейстером Красноярского краевого Дома народного творчества.

Ты кого больше любишь маму или папу?

Я – Павлик Морозов, я люблю правду!

Смеркалось… Смеркалось и высмеркалось.

Однажды судьба лишила их свободы, они все одинаковые и все одного роста. И вот плечом к плечу они ожидают Судный день. Они шпроты.

Молодые люди, что празднуем?

Моя подруга по гороскопу земля, а я – вода…

Ага, а вместе вы грязь!

История города Красноярска начинается с 6-го августа 1628-го года. Воевода Андрей Дубенский заложил деревянный острог на стрелке между реками Енисей и Кача. Острог представлял из себя деревянную крепость, обнесённую рвом, валом и стенами с 5-ю башнями. На вершине близлежащего холма Кум-Тигей была поставлена сторожевая вышка. Сейчас холм называется Караульная гора. Вышка выполняла совершенно практическую функцию. С неё хорошо просматривалась вся близлежащая территория острога. Когда караул, находящийся на вышке замечал приближающегося неприятеля, то разжигал костёр. Острог видя костёр, спешно готовился к осаде и не становился застигнутым врасплох! Возможно, история города Красноярска не прекратилась благодаря именно этой сторожевой вышке! Красноярский острог выполнял функцию защиты от набегов монгольских и тюркских племён города Енисейск, частично города Томск, позже деревень русских поселенцев. В 1805 году на месте сторожевой вышки была построена деревянная Часовня, которая в 1855-м году была переделана из камня. Впоследствии эта Часовня стала визитной карточкой в истории города Красноярска. После присоединения Сибири к России Красноярский острог перестал иметь военное значение и в 1690-х годах получил СТАТУС ГОРОДА. Собственно именно с этого времени началась история Красноярска как ГОРОДА! Название города «Красноярск» образовано от двух слов «красный» и «яр». «Яр» — это высокий крутой обрывистый берег, который был рядом с городом в момент его основания. «Красный» потому, что ПОЧВА этого ЯРА КРАСНОГО ОТТЕНКА!

В 1713-м году в Красноярске насчитывалось проживающих около 2 550 человек. Жители города занимались в основном земледелием. До 1773-го года город выглядел как военная крепость. В 1773-м году в истории города Красноярска, произошёл сильнейший пожар, и город пришлось выстроить практически заново! После разделения Сибири на Западную и Восточную в 1822-м году была образована Енисейская губерния. Красноярск, стал центром Енисейской губернии. В городе появились несколько площадей с церквями и рынками. По инициативе первого красноярского губернатора А.П.Степанова в центре города появился городской сад с естественно растущими соснами на берегу Енисея. Сегодня сад переименован в парк имени М. Горького.

Очередным значимым этапом развития истории города Красноярска, стал 1884 год. В этом году директор красноярской учительской семинарии археолог и краевед Иван Тимофеевич Савенков открыл первую на Енисее стоянку человека древнекаменного века у подножья Афонтовой горы. Сейчас это место примыкания автомобильного моста к левому берегу Енисея рядом с железнодорожным мостом. Здесь были найдены скребки, наконечники копий, кости мамонта, первобытного быка, северного оленя. Эти находки являются единственным памятником эпохи палеолита в России. Человека, чью стоянку обнаружил Савенков, назвали «афонтовец».

Огромное значение в развитии истории города Красноярска имела добыча ЗОЛОТА. В Красноярске стали селиться золотопромышленники и купцы. Начали строиться капитальные каменные дома. Численность населения начала быстро расти! В 1838-м году открылась первая городская БИБЛИОТЕКА. Эту библиотеку собрал и открыл красноярский купец, золотопромышленник, домовладелец, винодел Геннадий Васильевич Юдин. В библиотеке насчитывалось более 80 000 книг, огромное количество журналов, рукописей, архивных материалов. Юдин, опасаясь частых городских пожаров , построил библиотеку подальше от городских построек у подножья Афонтовой горы. К сожалению, сейчас большая часть библиотеки находится в библиотеке конгресса США.

В ночь с 17 на 18 апреля 1881-го года в истории города Красноярска, произошло трагическое событие разгорелся сильнейший пожар. В течении нескольких часов полностью выгорело 2/3 старой части города! Тысячи жителей остались на улице. Это был сильнейший пожар после 1773-го года! Следующим основополагающим шагом в развитии истории города Красноярска, стало открытие в 1883-м году первой начальной школы на средства купца 3-й гильдии М.Сажина. В последующие 10 лет были открыты ещё 2-е начальные школы! По материалам переписи населения 1887-го года Красноярск был самым грамотным городом Сибири!

В 1870-х годах на Воскресенской улице, сегодня проспект Мира, были поставлены 44 фонаря со свечным освещением. В октябре 1891-го года купец 1-й гильдии Н.Г.Гадалов зажёг в своём особняке-магазине, сегодня магазин «Детский мир», первую в городе электрическую лампочку! Перспектива электрического освещения вынудила городские власти построить электростанцию. Она была построена по проекту московского профессора К.А.Круга на берегу Енисея напротив Садового переулка. В 1912-м году было включено электрическое уличное освещение.

Следующим сильнейшим толчком в развитии истории города Красноярска явилось прохождение в 1895-м году через Красноярск железной дороги. С этого момента история развития города Красноярска начала опережать историю развития города Енисейска. Дело в том, что до появления железной дороги, главной жизнеобеспечивающей транспортной артерией Енисейской губернии была река Енисей. Город Енисейск, на реке Енисей, занимает более выгодное расположение, чем Красноярск. Он находится примерно на 330 км ниже по течению реки и самое главное Енисейск расположен ЗА так называемыми Казачинскими порогами. Поэтому история города Енисейска началась на 9 лет раньше истории города Красноярска и развивалась активнее пока через Красноярск не прошла железная дорога.

После появления в Красноярске в 1895-м году железной дороги в истории города Красноярска начинают строиться многоквартирные дома. В 1868-м году было построено здание мужской гимназии. Сегодня это Политехнический институт на ул. Ленина. В 1878-м году построено здание женской гимназии. Сегодня это Педагогический институт на ул. Мира. В 1913-м году построено общественное здание. Сегодня это дом Офицеров. В 1914-м году построен Краеведческий музей. Большим достижением в истории города Красноярска, стал железнодорожный мост через реку Енисей, который был построен за 3 года с 1896 по 1899 года. Это был самый первый мост через Енисей. На мировой парижской выставке промышленных сооружений из металла в 1900-м году Красноярский железнодорожный мост занял 2-е место в мире. Его опередила только Эйфелева башня!

В самом начале 20-го века по сибирским масштабам Красноярск был большим городом. Тогда население города составляло около 27 000 человек. Дальнейшее развитие истории города Красноярска, продолжилось благодаря возникновению в Красноярске 27-ми частных промышленных предприятий (чугунолитейное, механическое, лесопильное, кожевенное, кирпичное и другие). К этому моменту в городе насчитывалось 27 учебных заведений. Город превращался из захолустного, в крупный город Енисейской губернии.

В 1917-м году по России прокатилась революция. Красноярск, стал первым городом в Сибири, где установилась Советская власть. Но 18-го июня 1918-го года Советская власть в городе пала. В истории города Красноярска на полтора года установился контрреволюционный террор. В ночь с 3-го на 4-е января 1920-го года произошло вооружённое восстание, и Советская власть в Красноярске была восстановлена. Однако на следующий день со стороны Бугача, Николаевки и военного городка начали наступление колчаковцы. Ценой больших потерь город продержался до 8-го января, и тогда подоспели части Красной армии и партизан Щетинкина и Кравченко. Жизнь восстанавливалась трудно – хозяйственная разруха, голод, тиф.

В 1921-м году в истории города Красноярска наметились положительные перемены. В результате принятия в 1921-м году новой экономической политики (НЭП) начали решаться продовольственные вопросы, оживилась торговля. В середине 1920-х годов возобновилась работа заводов – механического (сегодня Краслесмаш), лесопильного, фарфорофаянсового, обувной фабрики, затона и депо. Самым крупным предприятием города тогда ещё были железнодорожные мастерские. Чувствовалась нехватка сырья, топлива, электроэнергии. В 1925-м году произошло упразднение названия Енисейская губерния, и после этого Красноярск сначала относился к Новосибирску, потом к Иркутску.

В 1934-м году 7-го декабря начался новый этап в развитии истории города Красноярска! Был образован Красноярский край! Он сформировался в тех же границах что и Енисейская губерния. Красноярск вновь стал административным центром!

По переписи населения 1939-го года в Красноярске насчитывалось около 190 000 человек. Относительно высокий уровень образования обеспечивался тем, что после победы над Колчаком всё население в возрасте от 16 до 50-ти лет обязали учиться. К концу 20-х годов 20-го века в Красноярске насчитывалось 30 школ. Появились техникумы – медицинский, сельскохозяйственный, музыкальный, педагогический. К 1940-му году в городе появилось 8 профессиональных и непрофессиональных театров.

Важным фактором в истории жизни города Красноярска было существование двух больших базарных площадей. Одна располагалась на стрелке, вторая на месте сегодняшней площади Революции. Наиболее активная торговля на них начиналась в начале сентября. Из ЮЖНОЙ части Красноярского края приходили баржи с мукой, помидорами, мёдом, икрой, АРБУЗАМИ и ещё много с чем!!! А рыбу в Енисее, пока не было двух крупнейших в России ГЭС – Красноярской и Саяно-Шушенской, ловили «штанами», причём преимущественно осетровых пород! Вообще пироги с осетриной или черёмухой являлись визитной карточкой красноярского дома!

В начале 30-х годов в истории города Красноярска появились научные учреждения – Сибирский научно-исследовательский институт лесного хозяйства, санитарно-бактериологический институт, рыбохозяйственная станция. В 1930-м году в Красноярск из Омска переведён Сибирский лесотехнический институт. В 1932-м году был открыт Педагогический институт.

До войны в Красноярске существовало 2 аэропорта, которые были оба в черте города. Сухопутный располагался в районе сегодняшней улицы Взлётная, а самой взлётной полосой являлась сегодняшняя улица Молокова. Гидроаэродром находился на Абаканской протоке рядом с островом Телячьим, который впоследствии был переименован в остров Молокова. В историю города Красноярска вошли такие известные события, связанные с авиацией, как АлСиб и Арктические полёты. АлСиб – это был перегон американских военных самолётов из США из Аляски в СССР через всю территорию СССР, включая Красноярск. Арктические полёты – это полёты из Красноярска на Север за Полярный круг. В Арктических полётах участвовали такие прославленные лётчики как Я.С.Липп, М.В.Водопьянов, И.И.Черевичный, В.С.Молоков. Получил развитие в Красноярске и парашютный спорт. В 1935-м году был открыт аэроклуб.

Оставила свой след в истории города Красноярска и Великая Отечественная война. На фронт было отправлено несколько десятков тысяч красноярцев. В начале войны из европейской части СССР было эвакуировано в Красноярский край более 40-ка предприятий, часть которых непосредственно в Красноярск. Например, Брянский машиностроительный завод «Красный Профинтерн» — сегодня Сибтяжмаш, Запорожский комбайновый и Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения сегодня Комбайновый завод. В годы войны в Красноярске находилось около 20-ти госпиталей. Звания Героя Советского Союза удостоено 176 красноярцев!

После войны, одними из наиболее заметных событий в истории города Красноярска, стало строительство самых крупных в СССР Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. Красноярская ГЭС строилась с 1956 по 1972-й год. Её полная мощность 6 000 000 кВт/ч. Саяно-Шушенская ГЭС строилась с 1963-го по 2000-й год. Её полная мощность 10 000 000 кВт/ч. Ещё одним заметным событием в истории города Красноярска стал перенос аэропорта за черту города в 1985-м году на расстояние 31 км от города. Красноярский аэропорт строился с учётом эксплуатации сверхзвуковых самолётов Ту 144, в качестве запасного аэропорта!

В 2016-м году численность населения Красноярска составляет около 1 000 000 человек, но это с учётом иммигрантов, количество которых по разным данным может быть более 100 000 человек!

Наиболее резкий и значительный скачёк в развитии истории города Красноярска и вообще Красноярского края произошёл во время нахождения на посту губернатора А.И.Лебедя с 1998-го по 2002 год. В частности при нём в Красноярске началось реальное строительство МЕТРО, которое прекратилось сразу после его безвременной гибели 28-го апреля 2002-го года. Вообще число его славных дел в истории города Красноярска составляет длинный список! ГОСТИ, города Красноярска, бывавшие в Красноярске до губернаторства А.И.Лебедя, и после него утверждают, что НЕ УЗНАЮТ наш город! Вдову А.И.Лебедя Инну Лебедь спрашивали: « А что он САМ при жизни ценил больше всего из, сделанного им Она ответила: «Кадетские корпуса!»

Богата и разнообразна культурная история города Красноярска. Среди творцов прекрасного в Красноярске такие имена художники В.И.Суриков, Д.И.Каратанов, А.Г.Поздеев, оперные певцы П.И.Словцов, Д.А.Хворостовский, В.С.Полушин, балерина Н.М.Чеховская, писатель В.П.Астафьев и другие. Широкую популярность во всём мире завоевал Красноярский государственный ансамбль танца Сибири имени М.С.Годенко, созданный в 1960-м году. В 1978-м году в Красноярске был построен театр Оперы и балета. В 1982-м году в восстановленном здании католического костёла зазвучал орган. В этом же году открылся Большой концертный зал.

История города Красноярска богата спортивными достижениями. Несколько раз в Красноярске проводились спартакиады народов СССР. Красноярский край является родиной для таких олимпийских чемпионов как И.Ярыгин, Любовь Бережная, Алексей Шумаков, Елена Наймушина, и многих других. Кроме олимпийских чемпионов есть много чемпионов Мира и Европы. В Красноярске множество спортивных сооружений.