Основные положения метода конечных объемов. Метод конечных объемов. Данные для матрицы дискретизации


Москва. 1919 г. Длинные очереди за хлебом, разруха. Голод. По улице бодро шагает юноша в солдатской шинели, в сбитых, стоптанных сапогах. Он идет и улыбается. Какое значение имеют сапоги, когда юноша мечтает стать инженером?

Их было много. Они шли и ехали, ехали и шли десятки, сотни, тысячи километров, шли, чтоб уметь и знать. «Много ярких картин осталось в памяти, писала Н. К. Крупская об этих днях. Вспоминается, как привели раз в Наркомпрос парня, крестьянина-бедняка, который не знал даже, что существует на свете какой-то Наркомпрос. А добравшись до Москвы, разыскал памятник Ломоносову и сел у его подножья, надеясь, что его кто-нибудь там увидит и отведет куда надо. Пара студентов обратила на него внимание, узнала, в чем дело, и привела в Наркомпрос.

2 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет. В нем говорилось, что каждый юноша и каждая девушка, достигшие 16 лет, могут свободно, не предъявляя ни диплома, ни аттестата, ни даже свидетельства об окончании школы, стать слушателями любого высшего учебного заведения страны.

Казалось, исполнилась вековая мечта. Теперь все, крестьяне и рабочие смогут поступить в университет, в любой вуз. Но было еще одно препятствие. Для того чтобы поступить в высшее учебное заведение и успешно учиться там, необходимо уже обладать определенным объемом знаний, равным примерно курсу старой гимназии или нашей средней школы. Ни у рабочих, ни у крестьян таких знаний не было. В царской России двери гимназий для «кухаркиных детей» были закрыты. Нужно было ломать и эту преграду.

И вот 2 февраля 1919 г. в Коммерческом институте (ныне Институт имени Плеханова) состоялось торжественное открытие первого в мире рабочего факультета. Новых студентов приветствовал нарком просвещения А. В. Луначарский.

Вскоре рабфаки были созданы при многих вузах. Сначала они пытались давать своим слушателям в сокращенном виде и в популярной форме те знания, которые давались на основных факультетах института. Но потом рабфак постепенно стал превращаться в школу, которая готовила рабочих к высшему учебному заведению.

В сентябре 1920 г. Совнарком издал декрет «О рабочих факультетах», об организации рабфаков при всех вузах. Перед рабфаками были поставлены задачи: широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы, ознакомление слушателей с научными методами исследований и дача достаточных знаний для обеспечения работы в вузах. Рабочие факультеты были дневные (со сроком обучения 3 года) и вечерние (4 года).

Книги и журналы, воспоминания отдельных людей сохранили описание жизни рабфаковцев. Выступая на 15-летии Московского рабфака имени Свердлова, бывшая студентка Сазонова говорила: «Учащиеся в большинстве своем пришли на рабфак с фронта. Учиться на стипендию в 10 руб. было очень трудно, поэтому взяли подряд на Брянской дороге на разгрузку дров».

И все-таки они, эти юноши в потертых шинелях и девушки в кожаных тужурках, упорно учились. Недосыпая и голодая, работая зачастую за двоих, они слушали лекции, ставили лабораторные опыты, издавали свои журналы. Терпеливо и настойчиво овладевали знаниями, становились инженерами и врачами, кандидатами наук и директорами фабрик.

В 1926 г. на 62 рабфаках страны было уже больше 32 тыс. слушателей. Несмотря на происки реакционных профессоров, стремившихся сорвать дело подготовки новой, советской интеллигенции, рабфаки твердо шли своим путем. В 1935/36 учебном году на 772 рабфаках обучалось уже 276 тыс. человек. Эта новая советская интеллигенция построила заводы и шахты, спроектировала новые города, обогатила науку новыми открытиями.

В конце 30-х годов, когда в нашей стране вся молодежь имела возможность получить среднее образование в школах, рабфаки были упразднены.

1959 год. Студенты разных городов спешат в университеты, в институты. Десятки, сотни, тысячи студентов. Помнят ли они о своих предшественниках? Знают ли о первых рабфаках своих институтов? Слышали ли они о дне 2 февраля 1919 г. о дне образования первого в мире рабочего факультета, о дне зарождения советской интеллигенции?

Другие материалы по теме:

5 комментариев

Гелла - симпсолог 12.08.2014 11:43

Я сейчас ознакомилась со статьёй Г.А. Зюганова «Выборы — ответственность каждого гражданина России.» И в ней прочла фразу о том, о чём у нас с вами уже был разговор.
«…Ужесточение ответственности для коррупционеров на всех уровнях власти и в крупном бизнесе, максимальное расширение полномочий правоохранительных органов в борьбе с ними…»
Вот по ТВ, на каком-то из каналов, идёт сериал про некую правоохранительную службу ФЭС, «След» вроде называется. Я невольно остановилась на фрагменте одной из его серий, при переключении каналов, в котором сотрудники этой «ФЭС» пили то ли чай, то ли кофе из кружек с логотипом ФЭС. И хотя всё в сериале фантазия, нельзя не обратить внимание, что наличие кружек с логотипом — это уже мышление допускающее трату бюджетных средств на атрибутику не имеющую отношения к задачам стоящим перед этой самой ФЭС. Вы скажите, что у меня бред. Хорошо, посмотрите тогда на сайтах компаний, продающих ювелирные изделия, разделы касающиеся ведомственной атрибутики, где предлагаются к продаже для сотрудников юстиции, прокуратуры, полиции и даже МЧС знаки различия, заколки для галстуков и петличные эмблемы из золота. Причём звёздочки из золота на погоны в ассортименте, как малые, так и большие. Вы ещё не забыли закон ваших классовых врагов, что спрос рождает предложения. Не трудно предположить, что те, на кого ориентирован этот ассортимент только и ждут, когда им хоть капиталисты, хоть коммунисты расширят полномочия для борьбы с самими собой. И вот опять становится актуальным разговор о том, что нужно бороться не с людьми, а с явлениями. А коррупция имеет экономические корни. И вам история ещё отводит немного времени чтобы осознать, что нужно не новую экономику подстраивать под старую идеологию, а старую идеологию под новую экономику, модель которой вам нужно создать.

Савелий Земляникин 12.08.2014 23:44

Скоро, после новой Революции, опять будем организовывать новые рабфаки.

Valentina Ivanova 20.08.2014 22:40

Для создания необходимых условий обучения молодежи, необходима власть противоэксплуататорского класса в России. Для установления этой власти, нужна коммунистическая партия, в которой высшая партийная власть в руках большинства членов партии, но не в руках высших партийных руководителей.

Андрей 06.09.2014 13:23

Статья правильная, нужная….но скажите, редакция сайта, вы специально подбирали фотографию с «Шариковыми» на первом плане?

Летопись рабочего факультета (1919-1936)

Январь, 16

Открытие при МГУ IV курсов подготовки рабочих и крестьян для поступления в вузы. Преподавали здесь преимущественно молодые университетские профессора. Возглавлял курсы препод. П.Н. Каптерев . Длительность обучения на них в зависимости от предварительной подготовки составляла 1–2 года. На курсы сразу записалось около 1500 человек. Обучение было бесплатным, учащиеся получали стипендию. Всего в Москве было открыто 45 таких курсов. Основание – решение коллегии НКП РСФСР.

(Из истории Московского университета, 1917–1941 гг. М., 1955. С. 153; Московский университет 1755–1930. Юбилейный сборник. Издание Парижского и Пражского Комитетов по ознаменованию 175-летия Московского университета. Париж, 1930. С. 203)

Сентябрь, 11

При университетах Республики учреждены «подготовительные курсы, как автономные учебно-вспомогательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу». Основание – Постановление НКП РСФСР «Об организации рабочих факультетов при университетах» от 11 сент. 1919 г. Курсам присвоено название «Рабочие факультеты» («рабфаки»). На рабфаки принимались рабочие и крестьяне, представившие от фабричного комитета или от коммунистической ячейки «удостоверение в том, что принадлежат к классу рабочих или крестьян, не эксплоатирующих чужого труда, и что стоят на платформе Советской власти». IV курсы, существовавшие при Московском университете, были признаны рабочим факультетом. Открылось только вечернее отделение.

(Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 2 (с 7.11.1918 по 7.11.1919). С. 11–12)

Рабочий факультет был размещен на Моховой ул. в здании нынешнего факультета журналистики.

Октябрь, 5

На заседании бюро ячейки РКП(б) рабочего факультета обсуждался вопрос о создании самостоятельной организации РКСМ в университете. Организацию ячейки поручили Фёдору Гальперину и Ивану Апирину. Её членами стали 7 студентов-комсомольцев.

До начала 1919/20 уч. г. самостоятельных ячеек РКСМ в МГУ не было, но было 127 членов РКП(б) среди слушателей рабочего факультета, а также 32 члена РКСМ и 81 коммунист на факультете общественных наук. В февр. 1920 г. комсомольская ячейка насчитывала 33 человека (секретарь А.Г. Аршавский). К осени 1920 г. в её составе было 80 человек (рук. Берсин и Розин).

Октябрь, 8

Торжественное открытие рабочего факультета университета. На заседании выступили заведующий факультетом Н.А. Звягинцев и зам. наркома просвещения РСФСР М.Н. Покровский . Главными предметами преподавания на рабфаке являлись русский язык, математика, физика, химия, черчение, иностранные языки. Факультет имел 2 отделения: физико-математическое, слушатели которого готовились в высшие технические училища и на физико-математический факультет университета, и естественное, где велась подготовка к последующей учёбе на педагогических и естественных факультетах, а также в сельскохозяйственных институтах. Для поступления на первое отделение необходимы были твёрдое знание четырёх действий арифметики и хорошая грамотность. Не удовлетворяющие этому условию принимались на подготовительное отделение.

Первоначально на рабфаке был установлен двухгодичный срок обучения. Однако он оказался недостаточным для подготовки к поступлению в университет, к тому же обучение усложнялось непрерывным приёмом слушателей в течение всего учебного года. С 1921 г. по решению Всероссийского съезда рабочих факультетов приём стал проводиться один раз в год, были установлены новые сроки обучения: 3 года на дневном и 4 года на вечернем отделении.

(ЦМАМ, ф. 1609; оп. 8; т. 1, Историческая справка по рабочему факультету)

Ноябрь, 29

«Настоящим довожу до сведения Правления университета, что в помещениях, занимаемых рабочим факультетом, состояние уборных антисанитарное: засариваются трубы и вполне возможна полная остановка – замерзание канализации и водопровода вследствие того, что дрова, отпускаемые на отопление корпуса, идут на отопление кухни в столовой – в доме быв. кн. Гагарина. Экзекутор И.Д. Голубцов».

Декабрь, 27

«Правление университета в своем заседании от 25 декабря постановило временно предоставить в распоряжение рабочего факультета правую половину бывшего помещения Минералогического и Геологического кабинетов с необходимым оборудованием. В виду этого предлагается Вам выдать рабочему факультету необходимое ему количество предметов оборудования. Секретарь Правления экзекутору университета И.Д. Голубцову».

(ЦМАМ, ф.1609, оп. 1, ед. хр. 246)

Сентябрь, 17

Постановление СНК РСФСР «О рабочих факультетах» определило в качестве основной задачи рабфаков широкое вовлечение рабочих и крестьянских масс в стены высшей школы. Устанавливались новые формы комплектования рабочих факультетов слушателями. На рабфаки должны были приниматься «рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, делегированные Союзами, фабрично-заводскими комитетами, партийными отделами в деревне, волостными, уездными и губернскими исполкомами, а также поступающие добровольно при условии предоставления рекомендаций от Народных комиссариатов или их местных органов или от каких либо из указанных организаций». Открывалось дневное отделение (утренний рабфак). Устанавливался трёхлетний производственный стаж как минимальный для поступления на факультет. В 1920 г. рабфак уже имел собственные физический, химический, биологический кабинеты и практикумы, кабинет черчения и библиотеку.

(Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1920. Ст. 381. С. 399–400; За пролетарские кадры. 1935. 3 янв.)

Октябрь, 3

Совет рабочего факультета организовал 3 отделения: физико-математическое, общественно-экономическое и естественноисторическое. Последнее разбивалось на 2 подотделения, одно с химическим уклоном, другое – с биологическим.

(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 8, ед. хр. 5)

Октябрь, 26

Рабочему факультету присвоено имя М.Н. Покровского в ознаменование 25-летия научной и педагогической деятельности учёного. Основание – Постановление чрезвычайного заседания Коллегии НКП от 26 окт. 1920 г.

(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 8, ед. хр. 1)

Июль, 1

Начала работу приёмная комиссия МГУ. Впервые был осуществлен массовый приём по новым правилам. В первую очередь принимались: а) окончившие рабочие факультеты; б) делегированные наркоматами, ВЦСПС, ЦК профсоюзов; в) члены РКП и комсомола по рекомендации своих организаций. Лица, не подпадавшие под эти категории, принимались в случае наличия свободных мест по личному заявлению. Предпочтение оказывалось абитуриентам, имевшим рекомендации партийных органов и губернских профсоюзных объединений. Медицинский факультет принимал на назначенные ему по разверстке вакансии всех окончивших рабочие факультеты вне всяких ограничений по возрасту. Для остальных факультетов устанавливался возраст от 18 до 30 лет. От абитуриентов требовалась общеобразовательная подготовка по программе рабфака. Испытательная комиссия обращала внимание на подготовку в области физики, математики и естествознания. В 1922/23 уч. г. для поступающих (за исключением выпускников рабфака) были введены испытания в форме коллоквиумов и письменных работ.

(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 1, ед. хр. 378)

Июль, 13

«Постановлением Совета по делам Высшей школы Главпрофорба от 13 июля 1921 г. окончившие курсы рабочего факультета для зачисления в студенты вузов должны пройти через приёмные комиссии для учёта и приниматься без испытаний на любой факультет, независимо от того, по какому отделению рабфака они окончили курс... Зав. отделом Рабфаков Вихарев».

(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 8, ед. хр. 1)

В течение 1921 года

Учебно-научная деятельность

Съезд работников рабочих факультетов поставил перед рабфаками новые задачи. Отмечалось, что «рабфак является органической частью высшей школы и основная часть студенчества, оканчивающая рабфак, должна влиться непосредственно в высшую школу». Срок обучения на рабфаке увеличен до 3 лет: организовывались подготовительные курсы (1 год); вводились двухгодичное общеобразовательное обучение (I и II курсы). II курс давал специальные знания сообразно различным факультетам университета.

Декабрь, 14

Циркуляр ЦК РКП(б) «О работе партийных организаций в вузах и рабфаках», в котором констатировалась «необходимость усиления идейного влияния партийных организаций на работу высшей школы». Подчёркивалось, что «партия должна пропитать своим идейным влиянием самую работу школы. Партийные организации должны принимать участие в подборе преподавательского состава вузов и рабфаков, в разработке и проведении новых методов преподавания, использовать студентов-коммунистов для организационной, агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы как внутри партии, так и среди беспартийных».

(Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917–1947 гг. Вып. 2. М., 1947. С. 9–11)

Июнь

Рабочий факультет начал выпускать печатный журнал «Рабфаковец».

Февраль, 18

Декретом СНК РСФСР утверждено Положение о рабочих факультетах. Целью рабфаков, указывалось в Декрете, является подготовка к занятиям исключительно лиц из среды пролетариата и трудового крестьянства. Продолжительность обучения на дневных рабочих факультетах установлена в 3 года, на вечерних – в 4 года. Руководство факультетом осуществляет заведующий.

(Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1924. Ст. 190. С. 249–256)

Август, 22

Декретом СНК РСФСР на дневных рабочих факультетах установлена продолжительность обучения в 4 года.

(Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1925. Ст. 457. С. 721)

В течение 1927 года

МГУ в целом

На утренний рабочий факультет подано 537 заявлений, на вечерний 445. Выпуск 1927–1928 гг. составил 157 человек, из которых 137 поступили в вузы, 20 – в техникумы.

Март

Студенты рабочего факультета выделили 350 человек для работы по ликвидации неграмотности и обратились через университетскую газету с призывом поддержать их инициативу.

В течение 1928 года

МГУ в целом

На I курс поступили 1162 человека, в т.ч. 575 рабочих и их детей, 299 крестьян и их детей, 75 специалистов и их детей. Было подано 4414 заявлений. В числе поступивших 406 рабфаковцев и 36 фельдшеров, принятых без испытаний. На I курс Бюро юридического образования зачислены 350 человек.

Рабфак с момента создания (1919) сделал 8 выпусков: 1920 г. – 38 человек, 1921 г. – 186, 1922 г. – 182, 1923 г. – 463, 1924 г. – 402, 1925 г. – 340, 1926 г. – 241, 1927 г. – 182 человека и направил 2034 человека в вузы и 128 – в техникумы.

(Первый Московский государственный университет за первое советское десятилетие. 1917–1927 гг. М., 1928. С. 76)

Май, 5

Постановление ЦК ВКП(б) от 16 мая 1930 г. «О перестройке рабфаков по производственному признаку с прикреплением их к соответствующим вузам на правах самостоятельных отделений и с передачей в ведение соответствующих хозяйственных объединений и наркоматов».

Октябрь, 20

Университету присвоено имя М.Н. Покровского – «Московский государственный университет им. М.Н. Покровского». Основание – Распоряжение НКП РСФСР от 20 октября 1932 г.

(Бюллетень НКП РСФСР. 1932. №61. С. 2. Ст. 851; Бюллетени ВКВШ за 1937–1940 гг.)

Для студентов рабочего факультета учреждены 5 стипендий им. М.Н. Покровского.

(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 1, ед. хр. 1506)

В течение 1932 года

МГУ в целом

После Постановления ЦК ВКП(б) об учебных программах и режиме в начальной и средней школе, все цикловые комиссии рабочего факультета вводят в план своей производственной работы вопросы о пересмотре и исправлении программ средней школы применительно к рабочему факультету и намечают ряд мероприятий для уничтожения ошибок типа: недостаточность, а иногда и отсутствие увязки между отдельными программами, наличие принципиальных ошибок в ряде программ, упрощенческо-вульгаризаторский подход некоторых составителей программ к своей задаче, недостаточность исторического подхода к программе по общественным наукам. С этого года «лабораторно-бригадный метод, получивший универсальность и приведший к некоторым извращениям в виде обезлички в учебной работе студентов и снижение роли преподавателя» уступает место такой форме организации учебной работы, которая включает в себя применение разнообразных методов обучения: лекцию, лабораторизацию, развернутую беседу, экскурсию, демонстрацию опытов, диапозитивы, кинофикацию.

Июль, 1

В связи с выполнением задач по регулированию социального состава студентов закрыто дневное отделение рабфака. Основание – приказ НКП РСФСР №492 от 30 июня 1936 г. В приказе говорилось «1. В настоящее время в связи с ростом выпускников из средней школы и большим притоком лиц со средним образованием, желающих поступить в университет, МГУ не нуждается дальше в существовании специального учреждения, подготавливающего ему контингенты. Освободившуюся учебную площадь передать в распоряжение МГУ для обеспечения нового приёма в университет… 3. Студентов II и III курсов дневного отделения рабфака в количестве 260 человек разместить по периферийным рабфакам системы Наркомпроса в счёт контингентов нового приёма 1936 г. 4. Управлению средней школы использовать освобождающийся коллектив работников рабфака им. М.Н. Покровского на работе в системе средней школы… Нарком просвещения А.Бубнов».

(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 8, ед. хр. 506)

Июнь, 11

Приказом по МГУ №66 от 11 июня 1937 г. объявлен приказ НКП РСФСР №1396 от 6 июня 1937 г.: «В связи с тем, что рабфак им. М.Н. Покровского не имеет уже значения в комплектовании МГУ, приказываю:

2. Хозяйственное оборудование и библиотеку рабфака им. М.Н. Покровского передать МГУ. Оборудование кабинетов и лабораторий передать средней школе №93 Краснопресненского р-на г. Москвы… Нарком просвещения А. Бубнов».

(Архив МГУ, ф.1, оп. МГУ, ед. хр. 21, л.113)

Рабочие факультеты - общеобразовательные учебные заведения в СССР для подготовки в вузы молодёжи, не имевших среднего образования существовали с 1919 по 1940 год. Позже они были заменены на подготовительные отделения при некоторых вузах…

На рабфаки, главным образом, принимались рабочие и крестьяне – в том числе представители национальных меньшинств – в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов.

«Нынешнему молодому читателю, больше наслышанному о коммерческих факультетах, слово «рабфак» мало что говорит. Поэтому напомню. Перед Октябрьской революцией один студент приходился на 20 дворян и на несколько десятков тысяч рабочих. Крестьянских детей во всех вузах России числилось 2850. Стоит повторить прописью: две тысячи восемьсот пятьдесят человек. Вскоре после революции Совнарком принял постановление о рабфаках. «Основной задачей рабочих факультетов, - говорилось там, - является широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы». Первый рабфак открылся в Москве второго февраля 1919 года. Рабфаковцами стали 985 молодых рабочих Замоскворечья. Им прислал тёплую телеграмму Тимирязев , поздравил с открытием «первого свободного рабочего факультета, бывшего моей мечтой в течение долгих лет». К началу 30-х годов в стране действовало 1025 рабочих факультетов. За двадцать лет своего существования рабочие факультеты подготовили для учёбы в вузах около миллиона будущих «красных специалистов».

Андриянов В.И., Косыгин, М., «Молодая гвардия», 2003 г., с. 45.

Юридически обучение на рабфаке приравнивалось к работе на производстве.