Рождение новой европейской науки. Презентация по новой истории" рождение новой европейской науки". Последняя опора императора

МО: По степени самостоятельности ученика в приобретении знаний – репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный.

Цели урока:

Обучающая:

Развивающая:

  • развивать операционный стиль мышления учащихся;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;
  • продолжить развивать умения делать доклады, сообщения;

Воспитывающая:

  • воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности;
  • вызвать чувство восхищения великими учеными и их великим научным подвигом во имя прогресса всего человечества;
  • воспитывать у учащихся любознательность, интерес к великим открытиям, научной деятельности, знаниям.

Задачи урока:

  • Вспомнить какие представления существовали у европейцев в эпоху средневековья.
  • Познакомиться с наиболее важными достижениями науки того времени.
  • Выяснить как повлияли достижения науки на изменение представлений о мире.

Планируемый результат: учащиеся осознают, что в XVI-XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.

Проблемный вопрос: подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времен.

План урока:

1. Актуализация знаний

  • мобилизующее начало урока
  • проверка знаний учащихся.

2. Формирование умений и навыков

  • объяснение нового материала (беседа);
  • работа с источниками.

3. Применение полученных знаний и умений на практике:

  • постановка и решение проблемной задачи
  • творческое домашнее задание
  • подведение итогов урока
  • выставление оценок.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

(Учитель сообщает цели и задачи урока).

Проблема «Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени».

2. Фронтальное повторение материала

Учитель истории:

Стремились все - открыть, изобрести,
Найти, создать…царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
Валерий Брюсов.

Одной из характерных черт нового времени стало усиление интереса к окружающему миру. Старый средневековый образ мира начинает разрушаться.

Ребята, как вы думаете, какие процессы и события в развитии европейского общества в 15 - 16 вв. повлияли на изменение представлений о мире?

Слайд (Великие географические открытия: 1492 г. – открытие Америки; 1498 г.– морской путь в Индию; 1519 – 1521 гг. - кругосветное путешествие).

Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили и дали новые знания о живущих на ней людях.

Рост городов, развитие мануфактурного производства, увеличение торговых связей между странами и континентами рождали потребность в точных научных знаниях.

Изменилась и духовная жизнь людей.

Рядом с постоянной мыслью о вечном, о душе (в те времена все люди были религиозны) проявляется интерес к жизни земной.

В эпоху средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности.

Однако любознательность и критическое отношение к действительности заставляют людей раннего нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали ученые гуманисты.

- Ребята давайте вспомним определение гуманисты.

Хотя наука в это время еще не была свободной от религиозных взглядов, а многие великие ученые оставались людьми верующими, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Духовенство поддерживало учение Птолемея. Слайд

Слайд - Давайте вспомним это учение. (Земля не подвижна и находится в центре мира).

Это учение не противоречило Библии о том, что бог создал Землю и людей, а Солнце и планеты заставил вращаться вокруг Земли.

3. Изучение нового материала.

Учитель истории:

Сокрушительный удар по устаревшим взглядам на Вселенную нанес великий польский ученый Н. Коперник.

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

- Работа с документом.

Выводы об учении Коперника.

Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

Открытие Коперника произвело переворот в науке и стало началом новой астрономии.

Слайд Дело Коперника было продолжено Дж. Бруно. Развивая учение Коперника, пришел к следующим выводам:

- Работа с документом.

Учитель истории:

Давайте обратимся к документу и выясним к каким же выводам пришел Дж. Бруно.

Итог: «Вселенная не имеет края, безмерна и бесконечна». Не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Вселенная – это бесконечное множество звезд. Вокруг Солнца все планеты.

Это учение Дж. Бруно стоило жизни. Он стал настоящим борцом за науку.

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

Итог: Николай Коперник разрушил старые представления о неподвижности Земли, являющейся центром Вселенной.

Джордано Бруно разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира.

Учитель истории:

Подобной судьбы еле удалось избежать другому гениальному ученому - Галилео Галилею.

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

Учитель физики:

Вы часто наблюдали падение тел, то есть движения тяжелого тела, падающего с некоторой высоты. Над закономерностями свободного падения размышляли многие великие умы - Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.

Давайте проделаем простой опыт. Возьмем лист бумаги и отпустим его с высоты своего роста. Затем тот же листик скомкаем и снова отпустим с той же высоты. Что вы заметили? Конечно же, вам бросилось в глаза, что в первом случае бумага падает медленнее, чем во втором.

- Что является «виновником» торможения листа бумаги?

Нетрудно догадаться, что «виновником» торможения листа бумаги был воздух. А если будут падать перышко и свинцовый шар? Со времен Аристотеля считалось, что всегда тяжелые предметы падают быстрее легких. И только Г.Галилею, проведшему в своей лаборатории множество опытов с падающими телами, удалось выяснить, что если бы не было воздуха, все тела - и тяжелые, и легкие - падали бы одинаково. То есть в отсутствие воздуха наш плоский листик и смятый бумажный комок, пушинка и массивная гиря упали бы на землю с одной и той же высоты за одно и то же время.

Слайд Знаменитая «падающая» башня - это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый.

Слайд Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.

Слайд Свободное падение - это движение тел в безвоздушном пространстве (вакууме) без начальной скорости только лишь под действием притяжения Земли (под действием силы тяжести).

Слайд Лишь итальянскому ученому Галилео Галилею удалось установить, что траекторией тела, брошенного под углом к горизонту в безвоздушном пространстве, является парабола.

Итог: Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной.

Все открытия подтвердили учение Коперника и Джордано Бруно.

Учитель физики:

Слайд “Был этот мир глубокой тьмой окутан.

Да будет свет, и вот явился НЬЮТОН.”

- Сообщение учащихся о нем. Слайд

Великий английский ученый семнадцатого столетия Исаак Ньютон заложил основы современных физики и астрономии.

Существует легенда, что однажды Ньютону с дерева на голову упало яблоко. Почему яблоко не улетает в сторону, а всегда падает вниз?

Инсценировка легенды.

Слайд

Когда однажды, в думу погружен,
Увидел Ньютон яблока паденье,
Он вывел притяжения закон,
Из этого простого наблюденья.

Слайд Ответ на этот вопрос дал открытый им закон ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ, которому подчиняется и падение яблока и движение планет.

Слайд о яблоне

Почему, разогнавшись на санках с ледяной горки, мы можем довольно долго мчаться по прямой? Почему, раскрутив педали велосипеда, мы можем катиться опять-таки довольно долго и, если не вертеть рулем, тоже прямо? Почему, резко остановившись, мы можем вылететь из седла?

Все это - проявления общего для всех тел свойства, называемого инерцией. Если вы хотите сдвинуть с места стол, вам надо приложить к нему силу, а стол как бы сопротивляется вашим стараниям. Это - инерция покоя. Если вы хотите остановить те же санки или велосипед, вам опять-таки надо приложить силу, только теперь тормозящую. И движущееся тело не подчинится вам мгновенно - тоже будет словно сопротивляться. Это - инерция движения.

Можно привести десятки хорошо известных примеров, где вы сталкиваетесь с инерцией. Еще не умея произносить это слово, вы набили себе немало шишек, знакомясь с ним, когда начинали ходить. Оказывается, как ни своенравна инерция, она подвластна строгим законам. Эти законы - одни из главных в механике. Их установил великий Исаак Ньютон, и, пользуясь этими законами, инерцию можно не только объяснить, но и «приручить».

Опыт Перед вами машинка, не заводная… Принцип действия данных игрушек основан на явлении инерции. Такие игрушки называют инерционными. На задней или передней оси находится ряд шестеренок, которые соединены с маховиком. При толкании игрушки, шестеренки придают движение маховику.

Слайд Но какое же оно свободное, если от воздуха никуда не деться? На этот вопрос окончательно ответил величайший английский ученый И.Ньютон. Он провел эксперимент с падающими телами в трубке, из которой был откачан воздух. Все подтвердилось!

Еще более наглядно равенство ускорений различных тел при свободном падении в безвоздушном пространстве демонстрируется с помощью прибора, называемого трубкой Ньютона. Она представляет собой длинную стеклянную трубку, в которую помещены перо, свинцовая дробинка, пробка.) Если в трубке есть воздух, то тела падают с разными ускорениями, дробинка с большим, пробка с меньшим, а перо с самым маленьким..

Если из трубки откачать воздух, то все три тела падают с одинаковым ускорением

Итог: Завершил создание новой картины мира в ранее Новое время.

Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики.

4. Закрепление.

Учитель истории:

А сей час исходя из полученных знаний мы попробуем ответить на поставленный в начале урока вопрос:

Слайд Какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире сохранились до настоящего времени.

Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Земля лишь одна из девяти планет, и все они вращаются вокруг Солнца.

Учитель истории:

Где используют законы Ньютона в настоящее время?

Поставив проблему изучения различных сил, Ньютон сам же дал первый блистательный пример ее решения, сформулировав закон всемирного тяготения, который до сих пор остается основой всех астрономических открытий. С его помощью ученые предсказывают затмения солнца и рассчитывают траектории космических кораблей.

Видеофрагмент

Учитель физики:

С тех пор прошло много времени. Чтобы создать современную модель Вселенной, трудилось не одно поколение ученых. Потребовались новые приборы и инструменты, новые методы исследования, полеты человека в космическое пространство.

Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Наша Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики (гигантское скопление звезд). Наша и другие Галактики в свою очередь образуют скопления галактик, а они – сверхскопления. Мир Вселенной очень многообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.

Видеофрагмент

Учитель истории:

Итак, ребята на видеофрагменте вы еще раз убедились, что мир Вселенной очень многообразен. И мы все люди песчинки в этом мире. Исходя из сегодняшнего урока вы ребята, еще раз убедились о неограниченных возможностях человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы. И для этого, конечно, необходима сила воли, настойчивость, для того чтобы достичь успеха в поставленных целях.

5. Рефлексия.

Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

6. Итоги урока. Оценки за урок.

7. Задание на дом.

  1. Параграф 10, пересказ
  2. Заполнить в тетради таблицу, стр. 87

«Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».

Дома вы заполните таблицу, учитывая материал урока и материал параграфа 10 т. к. открытия в этот период были и в других областях науки.

На рубеже XVI-XVII вв. под влиянием бурных событий эпохи важные изменений произошли в европейской науке. Она развивалась под знаком противоречий. С одной стороны, расширились знания европейцев о мире, значительных успехов достиг-ло образование, подлинный подъем переживала наука. С другой — в пламени религиозных войн и атмосфере религиозной нетерпимости про-цветали всевозможные суеверия, наиболее диким проявлением которых стала «охота на ведьм».

В центре внимания творцов Возрождения находился человек и гума-нитарные науки. На рубеже XVI-XVII вв. интересы сместились в иную плоскость: многочисленные изобретения и усовершенствования дали огромный запас новых знаний и обеспечили рывок к развитии есте-ственных наук. В этой области начался настоящий научный переворот. Появление новых разработок в сфере естественных наук диктовалось потребностями растущего производства и практической деятельности человека. Дальние морские путешествия способствовали успехам астро-номии. Применение компаса дало толчок изучению явлений магнетизма. Успехи красильного дела, металлургии, изготовления лекарств вели к накоплению новых знаний по химии. Необходимость определять рас-стояние метания ядра во время стрельбы из пушки подтолкнула к изу-чению законов падения и движения тел.

Одновременно подъем материального производства вооружил уче-ных новыми средствами и возможностями научной работы, подготовил изобретение на рубеже XVI-XVII вв. крайне нужных для развития исследований точных приборов. В это время были изготовлены более совершенные часы, появился микро-скоп, телескоп, термометр и другие необходимые для астрономии и физики приборы. Первые большие открытия сделали астрономы.

Со времен античности в Западной Европе господствовали представления о Земле как центре Вселенной. Вокруг нее в определенной последовательности вра-щались Луна, Солнце и планеты. Такая точка зрения полностью соответствовала католическому вероучению, поэтому отрицать ее можно было, только восстав против авторитета церкви. Первым на этот смелый шаг отважился польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Он высказал мысль, что Земля вместе с планетами вращается вокруг неподвижного Солнца. Свою теорию Коперник обосновал в работе «О вращении небесных сфер». Опасаясь инквизиции, астроном долгие годы не осмеливался опубликовать свой трактат и первый напечатанный экземпляр увидел лишь в день своей смерти.

Открытие Коперника нашло дальнейшее обоснование в исследованиях немца Иоганна Кеплера (1571-1630). Обу-чаясь профессии богослова, одаренный юноша вскоре увлекся точными науками. Он произвел математическую обработку астрономических данных и не только подтвердил, но и развил далее теорию Коперника. В 1627 г. Кеплер составил таблицы движения планет вокруг Солнца. Он предположил, что орбита планеты имеет вид не круга, а эллипса. О зна-чении деятельности ученого свидетельствует тот факт, что отрытые им законы движения планет и сегодня называют «законами Кеплера».

Ян Вермеер. Астроном. 1668 г.

История донесла до нас рассказ о том, что в начале XVII в. в небольшом голландском городе Мидделбурге жил мастер Xанс Липперсгей, изготов-лявший и продававший очки. Однажды его дети играли в лавке и решили через два стеклышка рассмотреть красивого петушка на шпиле соборной звонницы. К величайшему удивлению петушок увеличился в размерах. Мальчики рассказали об этом отцу, и тот выяснил, что одно стекло было выпуклым, а второе — вогнутым. Он закрепил их на концах двух трубок и поместил их друг в друга. Так была создана первая подзорная труба. Как часто случается с гениальными открытиями, еще несколько людей почти одновременно с голландским мастером сделали подобные трубы. Стекла в них были отшлифованы в форме зернышка чечевицы. На немецком чечевица звучит «линзе», отсюда и пошло название «линза».

Сначала никто и не предполагал использовать подзорные трубы для научных исследований. Только великий Галилео Галилей (1564-1642), сконструировав телескоп с увеличением в 32 раза, направил его в звезд-ное небо. Ученый открыл новые звезды и увидел на Луне горы, оставил первые зарисовки лунной поверхности. Он обнаружил пятна на Солнце, а также подтвердил, что Земля, как и другие планеты и Солнце, враща-ется вокруг своей оси. За это утверждение против Галилея ополчилась инквизиция. Спасаясь от сожжения, он был вынужден публично отречься от своих убеждений, хотя и не перестал сомневаться в их правильности. По легенде, покидая зал суда, великий ученый тихо, но твердо произнес: «И все-таки она вертится!».

Решительным сторонником учения Коперника стал итальянский монах-францисканец Джордано Бруно (1548-1600). Он пошел дальше своего предшественника и, в отличие от Коперника, считал, что Вселен-ная не ограничена одной лишь Солнечной системой. Бруно высказал мысль о нескончаемости Вселенной и существовании в ней множества миров, в том числе и населенных. Эти взгляды слишком расходились с церковным учением и стали основанием для обвинения в ереси. Восемь лет в тюрьме, допросы и пытки инквизи-торов не сломили Бруно и не заставили его отречься от своих взглядов. Человек удивительной образованности, один из самых оригинальных мыслителей XVI в.,

Джордано Бруно был сожжен в Риме. Он остался верен своим словам: «Кого захва-тывает величие его дела, тот не чувствует страха смерти».

Жесто-кие расправы не могли остановить разви-тие новой науки и поиск учеными из раз-ных стран Европы новых способов позна-ния мира. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был уверен, что в сво-ей работе ученый должен опираться на результаты длительных наблюдений. Только многократные эксперимен-ты могут дать основания для обобщающих выводов, только опыт состав-ляет основу научных знаний, является единственным источником исти-ны и ее единственным подтверждением. Убеждение Бэкона о том, что наука должна дать человеку власть над природой и улучшить жизнь, нашло выражение в его крылатом афоризме «Знание — сила».

Разносторонность интересов Бэкона просто поражает: он был полити-ком и государственным деятелем, юристом и дипломатом, историком и литератором. Мир, преобразованный всемогущей наукой, философ опи-сал в своем утопическом романе «Новая Атлантида», где изобразил захватывающую картину жизни в идеальном государстве. Вся власть в нем сосредоточена в руках совершенного правительства под названием «Дом Соломона». В него входят только ученые, благодаря их достижени-ям перед страной открывается прекрасное будущее, а ее жителей ждет всеобщее процветание.

XVII в. Из «Новой Атлантиды» Фрэнсиса Бэкона. Читайте не для того, чтобы отрицать и опровергать, не для того, чтобы принимать на веру, и не для того, чтобы найти предмет для беседы, а чтобы мыс-лить и размышлять… Я всего лишь трубач и не принимаю участие в битве... Наша труба призывает людей не ко взаимным распрям или сражениям, а, наоборот, к тому, чтобы они, заключив между собой мир, объединенными силами встали на борьбу с природой, захватили штурмом ее неприступные укрепления и раздвинули пределы человеческого могущества. Материал с сайта

В отличие от Бэкона, выдающийся французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650) отводил опыту второстепенную роль. Источни-ком истинного знания он считал разум. Свою безграничную веру в великий разум философ запечатлел в словах: «Я мыслю, значит, я существую». Учение Декарта — картезианство (от его латинизированного имени — Картезий) — нашло многочислен-ных приверженцев и последователей. Оно заложило основы рационализма XVII ст. — убежденности в том, что мерилом истины является разум.

Развитие научной мысли и потребно-сти естественных наук способствовали быстрому развитию математики. Откры-тия в ней осуществлялись одно за другим: были изобретены логарифмы, начали использоваться буквы и знаки сложения и вычитания, равенства, скобки и другие. Отныне в употребление вошли четкие алгебраические формулы, что значительно облегчило сложные вычис-ления.

Начало новой эпохи в развитии математики и физики связано с именем выдающегося английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727). Он изу-чал природу света, движение планет по орбите, принципы взаимодействия физических тел. В каждой из этих отраслей Ньютону принадлежат гени-альные открытия, что позволило ему сформулировать закон всемирного тяго-тения и внести огромный вклад в соз-дание научной картины мира.

Колоссальное влияние на европейскую научную мысль оказал немец-кий ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716). Человек исключительной одаренности, он отстаивал идею о единстве знаний и достиг немалых результатов в разных сферах науки — праве, истории, языкознании, гео-логии, физике и других. Ученый утверждал, что мир построен на осно-ве точных математических расчетов и состоит из мелких живых час-тиц — монад. Их разные комбинации создают нескончаемое разнообра-зие мира, в котором все элементы тесно взаимосвязаны. Одно из изобре-тений Лейбница — счетная машинка. Она производила все арифметиче-ские действия и вызвала огромный интерес и высокую оценку в Европе того времени.

Вопросы по этому материалу:

  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Рождение новой европейской науки 7 класс Новая история Рогозина Лидия Николаевна

    Рождение новой науки Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили мысли европейцев о шарообразности Земли, дали новые знания о живущих там людях.

    Новый научный подход В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности. В эпоху раннего Нового времени любознательность и критическое отношение к действительности заставляет людей лично наблюдать явления природы.

    Задание: составить таблицу «Основные научные идеи» Ученые и мыслители, страна Основные идеи, открытия

    Вопрос: Какое влияние оказали открытия ученых на формирование взглядов людей? Ответить на вопрос в конце урока.

    Николай Коперник Великий польский астроном (1473-1543). Совершил переворот в науке, отказавшись от существовавшего в течение тысячелетий учения о неподвижности Земли.

    Открытие Коперника Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. О своем открытии он решился сообщить миру, написав книгу «О вращении небесных тел». Она вышла в 1543 году.

    Джордано Бруно В 1600 г. в Риме на площади Цветов по приказу отцов церкви выл сожжен Джордано Бруно. (1548-1600)

    Открытие Джордано Бруно «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». Она не имеет центра – ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. Вселенная – это бесчисленное множество звезд, а каждая звезда – это далекие солнца, вокруг которых движутся свои планеты. Вселенная существует вечно и исчезнуть не может.

    Галилео Галилей Великий ученый, астроном, физик, поэт, автор комедий. (1564-1642) Наблюдал небесные светила в телескоп. Открыл спутники Юпитера, назвав их «Звездами Медичи». Наблюдал горы на Луне, пятна на Солнце.

    Открытия Галилея Галилей открыл не только новые миры – он сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Его открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника.

    Исаак Ньютон 1643-1727 Опираясь на труды Коперника и Галилея, завершил создание новой картины мира. Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений.

    Уильям Гарвей 1578-1657. Английский врач и ученый, один из самых образованных людей своего времени. Открыл секрет кровообращения. Его открытия позволили многое узнать о строении человеческого организма.

    Фрэнсис Бэкон 1561-1626. Английский философ-гуманист, создатель новой философии. Предложил новый метод изучения явлений природы – наблюдения и опыты.

    Рене Декарт « Мыслю, следовательно, существую…» В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая ее образцом и идеалом для всех наук. Он создал аналитическую геометрию, ввел понятие переменной величины, алгебраические обозначения. Главную роль в научном исследовании отводил разуму.

    Джон Локк Все люди равны. 1632-1704 Разработал учение о естественных, прирожденных правах человека: праве на жизнь, свободу и собственность. Придавал большое значение образованию и воспитанию, которые обогащают человеческий разум.

    Вопрос: Какое влияние оказали открытия ученых на формирование взглядов людей?

    Домашнее задание Параграф 10, ответить на вопросы1-6.


    Рождение новой европейской науки

    Цели: охарактеризовать основные направления научной мыс­ли Европы в XVI-XVII вв.; определить причины рождения новой европейской науки, усиления интереса человека к окружающему миру в начале Нового времени; формировать и развивать умение работать с различными информационными источниками, исполь­зовать их при подготовке ответов на вопросы.

    Планируемые результаты: познакомиться с научными дости­жениями XVI-XVII вв; сформировать представление о трудностях в деятельности ученых раннего Нового времени; сравнивать раз­личные методы познания мира; давать развернутые характери­стики исторических персоналий; осуществлять рефлексию своей деятельности; осознавать уровень и качество усвоения изучаемо­го материала; научиться обосновывать свои суждения; работать с дополнительными источниками информации; развивать меж­предметные связи с курсом физики; делать выводы на основании конкретных фактов.

    Отношения , ценности, внутренние установки: дать оценку дея­тельности ученых и философов раннего Нового времени, нрав­ственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к новой картине мира.

    Оборудование: карта «Европа в XVI-XVII вв., мультимедийное оборудование, портреты ученых XVI-XVII вв.

    Тип урока: урок рефлексии.

    Ход урока

      Организационный момент

      Актуализация опорных знаний

    Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

      Объясните следующие понятия: гуманизм, Возрождение, гравюра, мадригал.

      (Ответы учеников. Проверка выполнения заданий в тетрадиМотивационно-целевой этап

    Считают, что деятельность ученых-гуманистов подготовила революцию в естествознании XVII в. Почему научные открытия этого периода можно считать революционными? Выясним это в ходе нашего урока.

    Тема урока: «Рождение новой европейской науки».

    План урока

      Рождение науки, основанной на опытном знании.

      «Он подрывал основы веры».

      «Враг всякого закона, всякой веры».

      Он завершил создание новой картины мира.

      «Я мыслю, следовательно, я существую».

      Работа по теме урока

      Рождение науки, основанной на опытном знании

      Работая с § 10 (с. 90, 91), определите факторы, повлиявшие на развитие науки в раннее Новое время.

    Примерное содержание ответа

    Великие географические открытия дали новые знания о мире. Развитие мануфактур, рост городов рождали потребность в точных науках. Изменение образа жизни пробуждало интерес к жизни человека. Ученые-гуманисты признавали за человеком возмож­ность понять и объяснить окружающий мир. Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления и убеждение, что человечество может улучшить мир.

      «Он подрывал основы веры»

    Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Николай Коперник).

      Работая с § 10 учебника (с. 91), определите, почему откры­тие Николая Коперника «подрывало фундамент веры».

    Примерное содержание ответа

    Николай Коперник (1473-1543) тридцать лет наблюдал за не­бесными светилами и с помощью сложных вычислений сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Это положение подрывало в течение тысячелетий господ­ствовавшее учение о неподвижности Земли.

      «Враг всякого закона, всякой веры»

    Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Джордано Бруно).

      Работая с § 10 учебника (с. 91, 92), определите, что нового внес в учение Коперника Джордано Бруно.

    (По ходу выполнения задания составляется перечень.)

    Развивая учение Коперника, Джордано Бруно пришел к выводам:

      Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена;

      Солнце вращается вокруг своей оси;

      «Земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу»;

      «неподвижные звезды суть также солнца»;

      «вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные кру­ги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния»;

      кометы представляют лишь особый род планет;

      «миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочета­ние же их постоянно изменяется».

      Почему жизнь Джордано Бруно можно назвать подвигом?

    Джордано Бруно отстаивал свои взгляды несмотря на угро­зы католической церкви, не отказался он от них и перед угро­зой смерти. По его мнению, «вера несовместима с разумом». Его подвиг в смелости бросить вызов всемогущей тогда церкви. Его жизнь послужила примером для других. На памятнике Джордано Бруно высечены слова: «... от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».

      «Человек незаурядной воли, ума и мужества!..»

    Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Галилео Га­лилей).

      Работая с § 10 учебника (с. 93, 94), определите, какой вклад в развитие науки внесли открытия Галилео Галилея.

    Примерное содержание ответа

    Первые наблюдения небесных светил в телескоп помогли Га­лилео Галилею (1564-1642) открыть спутники Юпитера, он на­блюдал горы на Луне, пятна на Солнце, а также сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Астрономические открытия и наблюдения Галилея подтвердили учение Коперника.

      Он завершил создание новой картины мира

    Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Исаак Ньютон).

      Работая с § 10 учебника (с. 94) и дополнительным материа­лом, опишите открытия, которые совершил Исаак Ньютон.

    Дополнительный материал

    В возрасте 18 лет Ньютон поступил в Кембридж. Научной опорой и вдохновителями Ньютона были Галилей, Декарт и Кеплер. Ньютон завершил их труды, объединив в универсальную систему мира. В сту­денческой записной книжке Ньютона есть программная фраза: «В фи­лософии не может быть государя, кроме истины... Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру, Галилею, Декарту и на каждом написать: “Платон - друг, Аристотель - друг, но главный друг - истина”».

    Проведя ряд остроумных оптических экспериментов, он доказал, что белый цвет есть смесь цветов спектра. Но самым значительным его открытием в эти годы стал закон всемирного тяготения. Общеизвестна легенда о том, что закон тяготения Ньютон открыл, наблюдая падение яблока с ветки дерева. Впервые «яблоко Ньютона» упомянул биограф Ньютона Уильям Стьюкли: «После обеда установилась теплая погода, мы вышли в сад и пили чай в тени яблонь. Он (Ньютон) сказал мне, что мысль о гравитации пришла ему в голову, когда он точно так же сидел под деревом. Он находился в созерцательном настроении, когда неожиданно с ветки упало яблоко. “Почему яблоки всегда падают перпендикулярно земле?” - подумал он».

    В 1687 г. был опубликован труд «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики. Метод Ньютона - создание модели явления. Такой подход, начало которому было положено Галилеем, означал конец старой физики. Качественное описание природы уступило место количествен­ному. На этой основе были сформулированы три закона механики.

    В 1704 г. вышла в свет монография «Оптика», определившая развитие этой науки до начала XIX в. В 1705 г. королева Анна возвела Ньютона в рыцарское достоинство. Впервые в английской истории звание рыца­ря было присвоено за научные заслуги. В эти же годы вышел сборник его математических работ «Универсальная арифметика». Приведенные в ней численные методы ознаменовали рождение новой дисциплины - численного анализа. С работами Ньютона связана новая эпоха в физике и математике. Он завершил начатое Галилеем - создание теоретической физики, а также разработал дифференциальное и интегральное исчисле­ние, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.

    Надпись на могиле Ньютона гласит: «Здесь покоится сэр Исаак Нью­тон, который с почти божественной силой разума первый объяснил с по­мощью своего математического метода движения и формы планет, пути комет и приливы океанов. Он был тем, кто исследовал различия световых лучей и проистекающие из них различные свойства цветов, о которых прежде никто и не подозревал. Прилежный, хитроумный и верный ис­толкователь природы, древности и Святого Писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Творца, а нравом насаждал требуемую Евангелием простоту. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

    (Ответы учеников. Проведение мини-дискуссии на тему «Роль открытий Галилея и Ньютона в становлении новой кар­тины мира».)

    Вопросы для дискуссии

      Возможны ли были открытия Ньютона без достижений Га­лилея, Коперника и других ученых?

    Почему святая инквизиция не смогла остановить распро­странение научной мысли?

      Почему инквизиция осудила Галилея?

      Почему открытия Ньютона имели значение не только для науки, но и формировали новую картину мира?

      «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...»

    Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Фрэнсис Бекон).

      Работая с § 10 учебника (с. 94-96), определите, какой вклад в развитие науки внес Фрэнсис Бекон.

    Примерное содержание ответа

    Крупнейшая заслуга Фрэнсиса Бекона (1561-1626) заключа­ется в том, что он предложил новый метод изучения природы - рассуждение от частного к общему, основанное на эксперимен­тальных данных. Истинные знания, по его мнению, могут быть получены только при соединении теории с практикой.

      «Я мыслю, следовательно, я существую»

    Презентация учащихся об ученых XVI-XVII вв. (Рене Декарт).

      Работая с § 10 учебника (с. 96), определите, какой вклад в развитие науки внес Рене Декарт.

    Примерное содержание ответа

    Главную цель науки Рене Декарт (1596-1650) видел в дости­жении человеком господства над силами природы. Наука дол­жна приносить практическую пользу. Источником достоверных знаний Декарт считал разум человека. Математика была для него идеалом и образцом для всех других наук. Декарт создал аналити­ческую геометрию, ввел понятие переменной величины.

      Закрепление изученного материала

      Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

      Сравните методы познания мира, предложенные Фрэнси­сом Беконом и Рене Декартом. ( Основой познания Ф. Бекон считал опыт, Р. Декарт - разум. Тем самым было положено начало двум методам познания в современной философии.)

      Кто из астрономов одним из первых использовал телескоп для изучения звездного неба? (Галилео Галилей.)

      Кто из ученых открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон.)

      Подведение итогов урока

    В XVI - XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. Законы, открытые учеными Нового времени, носят общий теоретический харак­тер, меняющий представление о мире. Рождаются новые методы исследования природы - сочетание опыта (практики) и теории (разума).

    Домашнее задание

      Подготовить сообщение о жизни и деятельности одного из европейских ученых XVI-XVII вв. (на выбор).

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыпова О.Ш.

    2 слайд

    Описание слайда:

    охарактеризовать научные достижения XVI- XVII вв; определить основные направления научной мысли Европы в XVI-XVII вв. понимание неограниченных возможностей человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека; понимание необходимости силы воли, настойчивости для достижения успеха в поставленной цели ЦЕЛИ УРОКА ПРОБЛЕМА

    3 слайд

    Описание слайда:

    1.Новые шаги в постижении тайн природы. 2. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея. 3. Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира. 4. Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники науки и философии Нового времени. 5. Дж. Локк о праве человека на жизнь, свободу и собственность. ПЛАН УРОКА:

    4 слайд

    Описание слайда:

    Черты Нового времени 1) усиление интереса человека к окружающему миру; 2) Расширение знаний о границах мира в результате географических открытий 3) подтверждение шарообразности Земли; 4) рост городов 5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ, ОСНОВАННОЙ НА ОПЫТНОМ ЗНАНИИ

    5 слайд

    Описание слайда:

    Коперник Н. польский астроном, -создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828. « Он подрывал фундамент веры» НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543)

    6 слайд

    Описание слайда:

    «...Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее ее совершенная округлость заметна не сразу из-за большой высоты ее гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает ее округлости в целом...» Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел» (1543) « Он подрывал фундамент веры» НИКОЛАЙ КОПЕРНИК Коперник в обсерватории на южной башне Фромборкского монастыря

    7 слайд

    Описание слайда:

    « Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО Идеи Коперника продолжил Джордано Бруно Он считал, что Вселенная бесконечна и что он не имеет центра. Есть множество звезд, следовательно, множество миров. Также, по мнению Бруно, вера несовместима с разумом и может быть свойственна лишь невежественным людям. Взгляды Бруно были признаны еретичными. После десятилетий странствий он был схвачен инквизицией и сожжен на костре. (1548-1600).

    8 слайд

    Описание слайда:

    : «...Я считаю, что этот мир и миры, и рождаются и уничтожаются. И этот мир, то есть земной шар, имел начало и может иметь конец, подобно другим светилам, которые являются такими же мирами, как и этот мир, возможно, лучшими или худшими; они - такие же светила, как и этот мир. Все они рождаются и умирают, как живые существа, состоящие из противоположных начал». Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно « Враг всякого закона, всякой веры». ДЖОРДАНО БРУНО Памятник Джордано Бруно в Риме на месте его казни совокупность миров

    9 слайд

    Описание слайда:

    «Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ 1564- 1642 Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира

    10 слайд

    Описание слайда:

    Жозеф-Николя Робер-Флёри Галилей перед судом инквизиции. «Человек незаурядной воли, ума и мужества…» . ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ «Перед нами предстает человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить свое положение.» Альберт Эйнштейн

    11 слайд

    Описание слайда:

    « Завершил создание научной картины мира». ИСААК НЬЮТОН он изложил закон всемирного тяготения и три -английский физик, математик,механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором закона механики. Исаак Ньютон построил зеркальный телескоп, открыл новые методы математических вычислений. Крупнейшее же его открытие заключалось в том, что на основе выработанных им законов мехаики он выстроил новую модель взаимодействия небесных тел. 1643 -1727

    12 слайд

    Описание слайда:

    «В философии не может быть государя, кроме истины. Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру Галилею, Декарту и на каждом написать Платон- друг, Аристотель – друг, но главный друг – истина» Из записных книжек И. Ньютона Один из последних портретов Ньютона (1712) « Завершил создание научной картины мира». ИСААК НЬЮТОН

    13 слайд

    Описание слайда:

    « Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН 1561 - 1626 - английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма, крупный государственный деятель, создатель философии Нового времени. Бэкон стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. В работе «Новый Органон» провозгласил целью науки природой, предложил реформу научного метода- обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой - эксперимент, вооружил естествознание методами исследования, проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. увеличение власти человека над

    14 слайд

    Описание слайда:

    «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...» «Пчела… извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не чего до сих пор не было) союз этих способностей – опыта и рассудка» Фрэнсис Бэкон « Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» ФРЭНСИС БЭКОН Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа

    15 слайд

    Описание слайда:

    « Я мыслю, следовательно, я существую». РЕНЕ ДЕКАРТ -основоположник науки и философии Нового времени, французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии 1596 -1650 Философия Декарта антропоцентрична: в центре ее - не Божественный разум, а разум человека. И Декарт предлагает изучать не строение мира, а процесс его познания.

    16 слайд

    Описание слайда:

    П-Л Дюмениль. Диспут Декарта и королевы Кристины « Я мыслю, следовательно, я существую». РЕНЕ ДЕКАРТ «Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.» «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять В самых великих душах заложена возможность как крупнейших пороков, так и величайших добродетелей» Рене Декарт

    17 слайд

    Описание слайда:

    Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние 1632 -1704 «Интеллектуальный вождь 18 в» ДЖОН ЛОКК - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии признан одним из самых влиятельных мыслителей отражено в американской Декларации независимости. Он создал теорию естественных прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. В его работах был впервые сформулирован принцип разделения властей, согласно которому следовало дифференцировать полномочия законодательного и исполнительного органов власти.