Российские французские отношения после второй мировой войны. Франция-российские отношения - France–Russia relations. Приоритетные направления в сотрудничестве России и Франции

Основополагающим документом отношений между Россией и Францией является Договор от 7 февраля 1992 года, закрепивший стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась - заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия.

Двусторонний политический диалог в последние годы носит интенсивный и доверительный характер. Новый мощный импульс российско-французские отношения получили в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. Их первая встреча состоялась в ходе саммита "Группы восьми" в Тояко (Япония) 7 июля 2008 года. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози побывал в Москве с краткими рабочими визитами в рамках усилий по урегулированию кризиса на Кавказе. Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в городе Эвиан и в саммите Россия - ЕС 14 ноября в Ницце.

В 2009 году Дмитрий Медведев и Николя Саркози встречались в рамках «двадцатки» в Лондоне и Питтсбурге (2 апреля и 25 сентября), саммита «восьмерки» в Аквиле (8-10 июля), на сессии ГА ООН в Нью-Йорке (23-24 сентября), а также «на полях» мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября).

С 1996 года действует Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи председателя правительства России и премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 года заседания Комиссии проводятся в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств. Очередное XIV заседание Комиссии состоялось в ноябре 2009 года в Париже.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 года встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов.

Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества - противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 года успешно действует созданный по решению тогдашних президентов Владимира Путина и Жака Ширака российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В октябре 2009 года в Москве состоялось его восьмое заседание.

Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Межпарламентское сотрудничество выражается в активном делегационном обмене на уровне парламентских комитетов и комиссий, а также в контактах между руководителями палат. Действенным инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 году и возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции.

Очередное (четырнадцатое) заседание Комиссии состоялось в Москве в апреле 2009 года.

Франция является одним из приоритетных торгово-экономических партнеров России.

По данным российской статистики, Франция занимает среди стран Европы восьмое место по объему товарооборота. Российско-французская торговля отличается высоким динамизмом: так, в 2001 - 2008 годах товарооборот обеих стран вырос более чем в 5 раз.

По итогам 2008 года товарооборот России и Франции составил 22 млрд 250,2 млн долларов , в том числе российский экспорт 12 млрд 193,2 млн долларов, импорт - 10 млрд 057,0 млн долларов.

По данным Федеральной таможенной службы по итогам 2009 года товарооборот России и Франции достиг 17,148 млрд долларов, в том числе российский экспорт составил 8,723 млрд долларов, импорт - 8,425 млрд долларов.

Наиболее крупными товарными позициями российского экспорта во Францию являются топливо минеральное, нефть и продукты; продукция химической промышленности; металлы, изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование, транспортные средства.

Структуру импорта из Франции в Россию формируют , главным образом, три товарные группы: машины и оборудование, транспортные средства; продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Весьма насыщены и имеют давнюю историю культурные связи между Россией и Францией. Базовое межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве подписано 6 февраля 1992 года.

В ноябре 2007 года на XII м заседании Межправкомиссии было подписано совместное Заявление об объявлении 2010 года Годом России во Франции и Годом Франции в России. Совместный Оргкомитет регулярно собирался во Франции и в России (в последний раз в начале ноября 2009 года в Париже), согласовал и парафировал обширную Программу Годов.

Знаковыми событиями Годов должны стать уникальная по своему объему и качеству экспонатов выставка «Святая Русь» в Лувре, гастроли «Комеди Франсез», чья труппа совершит турне по 7 городам России, празднование Дня России 12 июня в Париже, к которому будет приурочено открытие Российской национальной выставки, концерт французской музыки на Васильевском спуске в Москве (в рамках Дней города 4-5 сентября 2010 года), выставка «Искусство жить по-французски» в московском «Манеже» (октябрь 2010 года). Завершить программу Годов должен гала-концерт звезд российского и французского балета в Большом театре в декабре 2010 года.






История дипломатических отношений СССР и Франции начинается с 28 октября 1924 года. Совет министров Франции направил председателю ЦИК М. И. Калинину телеграмму, в которой говорилось, что французское правительство готово «установить нормальные дипломатические отношения с Правительством Союза путем взаимного обмена послами». В телеграмме указывалось, что Франция признает де-юре правительство Союза ССР «как правительство территорий бывшей Российской империи, где его власть признана населением, и как преемника на этих территориях предшествующих российских правительств». Президиум ЦИК СССР назначил полпредом во Францию Л. Б. Красина с оставлением его в должности народного комиссара внешней торговли.
Активизация советско-французских отношений пришлась на середину 30-х годов, когда был подписан договор о взаимопомощи. Однако французское руководство рассматривало подобный договор исключительно как дипломатический документ, не считая необходимым дополнить его военной конвенцией. У западных держав, и у Франции в частности, все равно сохранялось стойкое опасение Советского Союза, как государства-агрессора. Трёхсторонние политические переговоры между СССР, Великобританией и Францией начались 10 апреля 1939, но закончились безуспешно. По мнению Черчилля: "Препятствием к заключению такого соглашения служил ужас, который эти самые пограничные государства испытывали перед советской помощью в виде советских армий, которые могли пройти через их территории, чтобы защитить их от немцев и попутно включить в советско-коммунистическую систему. Ведь они были самыми яростными противниками этой системы. Польша, Румыния, Финляндия и три прибалтийских государства не знали, чего они больше страшились, - германской агрессии или русского спасения. Именно необходимость сделать такой жуткий выбор парализовала политику Англии и Франции".
На протяжении послевоенных лет отношения СССР и Франции подвергались серьезным колебаниями: от тесного сотрудничества в период разрядки в 60-е 70-е годы до почти полного демонтажа политических отношений после прихода к власти во Франции в 1981 г. правительства социалистов. Камнем преткновения на пути развития советско-французских отношений в тот период был вопрос о французском ядерном оружии, которое советское руководство безуспешно пыталось сделать предметом многостороннего обсуждения с целью включения его в процесс сокращения.

Глава 1. Развитие российско-французских отношений

1.1 Российско-французские отношения: общие сведения

1.2 Приоритетные направления в сотрудничестве России и Франции

Глава 2. Сотрудничество России и Франции в сфере политики и безопасности

2.1 Политическое сотрудничество Франции и России

2.2 Сотрудничество Франции и РФ в сфере международной безопасности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Достаточно сказать, что обстановка в Европе и мире во многом определялась именно российско-французскими отношениями в течение всей их многовековой истории. Она берет свое начало в середине XI века. Тогда дочь Ярослава Мудрого – Анна Киевская, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции. После его смерти она осуществляла регентство и управляла страной.

Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г., когда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. Кульминация же сближения России и Франции – двусторонний военно-политический союз, который был оформлен к концу XIX века. Символом дружеских связей стал мост Александра III в Париже через р. Сену, который был заложен императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной в 1896 г.

С установлением дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г. началась новейшая история их отношений.

Одним из ярчайших эпизодов российско-французских дружественных связей стало боевое братство в годы Второй мировой войны. Оно проявилось в ходе совместных героических сражений с фашистами как на советско-германском фронте, так и на территории оккупированной Франции. Широко известны подвиги летчиков-добровольцев Свободной Франции из авиаполка «Нормандия-Неман», как и воевавших в рядах французского Движения Сопротивления советских граждан, которые бежали из гитлеровского плена. Многие из советских участников Сопротивления погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений – на кладбище г. Нуайе-Сен-Мартен в департаменте Уаза).

Намного позже Россия и Франция стали предвестниками конца «холодной войны» через проводимую в их отношениях друг с другом в 70-е годы политику разрядки, согласия и сотрудничества. Они были также у истоков хельсинкского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В 1990-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог, как тогда, так и сейчас, основан на широком совпадении подходов двух стран к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Франция традиционно является одним из важнейших деловых партнеров России. Сегодня, когда российская экономика находится на подъеме, нам как никогда выгодно расширять более тесное сотрудничество. Французские инвестиции, технологии, умение работать в конкурентной экономике вкупе с российскими трудовыми и природными ресурсами, научным и промышленным потенциалом, могут послужить толчком для более интенсивного развития экономик обоих стран. Всем этим и определяется актуальность данного исследования.

Целью курсовой работы является рассмотрение современного этапа развития российско-французских отношения в сфере политики и безопасности. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи исследования:

1) рассмотреть особенности российско-французских отношений на новом этапе;

2) показать взаимодействие Франции и России в сфере европейской политики;

3) проанализировать российско-французские соглашения в сфере безопасности.

Хронологические рамки работы – с 2000 по 2007 гг., время президентского правления во Франции Жака Ширака.

Источниковая база: Основными документами, послужившими базой данного исследования, являлись материалы с официальных сайтов Президента и Правительства РФ, Министерства иностранных дел РФ, Правительства Франции, Посольства Франции в России, Министерства иностранных дел Франции.

Учитывая, что все указанные материалы являются официальными документами, можно говорить о том, что они наиболее достоверны.

Глава 1. Развитие российско-французских отношений

1.1 Российско-французские отношения: общие сведения

Давно сложилось мнение, что по духовной и общественной жизни Россия и Франция очень близки друг к другу. Французы и россияне с большой симпатией относятся друг к другу. Этому способствуют обширные культурные связи народов двух стран.

Однако были моменты и даже периоды, когда отношения между Францией и Россией портились, не всегда и не все происходящее в одной стране адекватно воспринималось в другой. Более того, было время, когда эти страны находились в состоянии войны. Тем не менее, и в Первую и во Вторую мировые войны СССР и Франция были союзниками.

Если взять в целом шестидесятилетний период после Второй мировой войны, внешнеполитические цели Франции остаются неизменными. Хотя определённые изменения, разумеется, произошли. Франция развивалась в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-демократией Северной Европы. Отсюда вызывается необходимость рассматривать внешнюю политику Франции с позиций объединённой Европы, всеобщей глобализации и сотрудничества.

Внешняя политика Франции направлена на продолжение европейского строительства, с тем, чтобы гарантировать стабильность и процветание континента; на активную деятельность в рамках международного сообщества с целью содействия укреплению мира, демократии и развитию.

Те же принципы лежат и в основе внешнеполитической линии в отношении России. Франция является одним из ведущих партнеров Российской Федерации на международной арене. Российско-французские отношения имеют богатую историю. Нередко в сложные периоды истории наши страны вместе решали острейшие международные проблемы, достаточно вспомнить времена Второй мировой войны. Вместе мы стояли у истоков общеевропейского мирового прогресса. В последнее время в отношениях Франции и России наблюдались определённые сбои. Под предлогом событий на Северном Кавказе в Париже активизировались те, кто стал ставить под сомнение развитие отношений с Россией, высказываясь за определённую паузу в двусторонних контактах. В адрес России посыпались нравоучения, как ей решать свои внутренние проблемы. Все это не могло не сказаться на общей атмосфере российско-французских отношений, негативно повлиять на контакты в определённых областях .

В эпоху объединения Европы и всеобщей глобализации Россия как европейская держава уделяет большое внимание как многосторонним отношениям, так и двусторонним отношениям с Францией, которая всегда являлась российским партнёром.

Несмотря на все разногласия, две страны стремятся идти друг другу на уступки. Постоянно ведутся переговоры, создаются разные комиссии, разрабатываются различные соглашения, существует культурный обмен. Это и служит основой для дальнейшего развития отношений между Францией и Россией.

Европа все дальше движется по пути интеграции. Государства, входящие в Европейский союз, вынуждены отказываться от части своего суверенитета во многих областях. Это все больше касается и сферы внешней политики. Любая страна ЕС вынуждена, волей-неволей, приспосабливать свои внешнеполитические ориентиры к общей внешнеполитической концепции Союза, порой достаточно серьёзно корректировать свою линию поведения на международной арене. Хорошей иллюстрацией данного явления может служить развитие российско-французских отношений в период председательствования Франции в ЕС .

Президенты России и Франции считают, что процесс «некоторого охлаждения» в отношениях двух стран преодолён. Отвечая на вопросы журналистов на совместной с Жаком Шираком пресс-конференции, Владимир Путин, в частности, сказал: «Хочу отметить, что беседы с президентом Франции прошли в откровенной и дружественной обстановке. Мы постарались придать этим отношениям привилегированный характер, вдохнуть в них новое дыхание» .

Благодаря поддержке Франции и ряда других государств Россия была принята в Совет Европы, Парижский клуб, стала участницей "восьмерки". Надо отметить и конструктивную позицию Франции, когда речь идёт о наших непростых отношениях с МВФ.

Как и XX в., так и XXI в. начался под знаком российско-французского согласия. Именно эти отношения вошли в ряд главных внешнеполитических приоритетов России. Этот выбор был закономерным. История тесно связывала судьбы двух народов. Дважды в XX в. Франция и Россия были не просто союзниками, но даже товарищами по оружию. Тесное переплетение культур России и Франции, давние традиции взаимного общения и симпатии народов двух стран, близость их геополитических интересов составляют прочный фундамент российско-французских связей. За несколько последних десятилетий они стали более многогранными и динамичными. Обе стороны проявляли к ним внимание и бережное отношение независимо от расклада внутриполитических сил, находившихся у власти. Убедительное свидетельство тому – установившийся между Россией и Францией на всех уровнях активный и доверительный политический диалог и в прошедшие пять-семь лет реальное взаимодействие двух стран, прежде всего в вопросах урегулирования региональных конфликтов. Достигнутый высокий уровень российско-французских отношений – результат сложения целого ряда факторов. Сам факт, что сегодня связи двух стран одними из первых в Европе получили характеристику привилегированного партнерства, свидетельствует о большом пути, пройденном вместе Россией и Францией к началу третьего тысячелетия.

1.2 Приоритетные направления в сотрудничестве России и Франции

Механизмы партнерства с Фракцией разнообразны, среди них – российско-франко-германский диалог в рамках «большой европейской тройки». Россия заинтересована в сохранении и углублении этого уникального диалога. Одной из тем, по которой у России с Францией расширяется диалог под углом зрения стратегических интересов обеих сторон, являются отношения Россия – Европейский союз . Россия хотела бы с помощью французских партнёров активно развивать не только экономические отношения с ЕС. Для РФ не менее важен политический диалог с ЕС, включая обсуждение проблематики военно-политического сотрудничества.

Французские деловые круги проявляют интерес к расширению промышленно-экономических и торговых связей с Россией. Однако при этом они видят в России прежде всего рынок сбыта оборудования, а также излишков сельскохозяйственной продукции, традиционных изделий чёрной металлургии. Однако французские фирмы на российском рынке значительно уступают в активности представителям Германии, Японии, Италии, Великобритании, США и ряду других стран, так как их предложения часто оказываются не конкурентоспособными с предложениями других западных фирм. Из-за проблем, связанных с платежеспособностью российской стороны, в российско-французской торговле практикуются бартерные сделки.

В области научно-технических связей в целях углубления двустороннего взаимодействия французской стороне были сделаны конкретные предложения по проведению совместных научных исследований с доведением их до промышленного внедрения в области биоинженерии, передан перечень предложений по ряду позиций российской конкурентоспособной научно-технической продукции в таких секторах, как машиностроение, приборостроение, новые материалы, электротехника, медицина, сельское хозяйство.

Надо сказать, что французская сторона проявляет заинтересованность в рассмотрении вопросов об участии России в решении назревших проблем международной валютной и торговой систем. Это помогает развивать сотрудничество российских организаций и предприятий с западными фирмами .

К концу 1990-х гг. в отношениях двух стран появились тревожные тенденции. С одной стороны, они были связаны с кризисом, переживаемым нашей страной в экономической, политической и социальной областях. С другой – во Франции очень болезненно были приняты сообщения о военных действиях в Чечне. Чечня портила отношения между Парижем и Москвой довольно долго . Если во время первой чеченской войны президент Жак Ширак для иллюстрации всей исторической сложности российско-чеченских связей не уставал цитировать «злой чечен ползёт на берег...», то позднее обвинял Россию в нарушениях прав человека.

Однако положение вещей изменилось. В России сменился президент. Был снят арест на парусник «Седов» и на счета российского посольства и торгового представительства во Франции. В то же время тон французской прессы в отношении России доброжелательным назвать нельзя. Война в Югославии также не улучшила взаимопонимание. Отношения между двумя традиционными союзниками не налаживались. В известной степени это было связано с французской политикой: сосуществование правого президента и левого правительства. Французское общественное мнение традиционно левое, и важную роль в его формировании играют левые радикалы, многие из которых не могли простить России отказа от идей «социализма с человеческим лицом». Конфликтное положение, не имеющее действительных реальных причин, длиться долго не может.

Содействие Министерства иностранных дел Франции в области культуры, науки и техники выражается в серьёзном финансировании, из которого 14 млн. франков приходится на долю культурного и языкового сотрудничества, а 11 млн. – на долю сотрудничества в технической области.

Сотрудничество и деятельность в области культуры, проводимые посольством Франции, затрагивают следующие области:

1. Техническое сотрудничество, основываясь на стремлении способствовать установлению правового государства и укреплению социально-экономических реформ в России, концентрируется вокруг организации органов государственной власти, правовой и юридической реформы, содействия в профессиональной подготовке, специализированного сотрудничества.

2. Поддержка высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, французских и российских институтов для развития научных обменов между лабораториями, профессиональной подготовки в области точных наук, информации о французском и европейском финансировании в области научных исследований.

3. Деятельность в области культуры осуществляется в проведении культурных мероприятий в Москве и на всей территории России, совместных творческих постановок, содействии в изучении французского языка, экспорте французских аудиовизуальных программ.

4. В области административного сотрудничества двух стран, во-первых, на уровне правительственных центральных структур для повышения квалификации чиновников высшего звена и для совместного изучения возможностей модернизации государственной службы и, во-вторых, на уровне органов местного самоуправления для обеспечения французского присутствия в провинции.

5. В юридическом и судебном сотрудничестве принимают участие все без исключения российские участники реформы: Министерство юстиции, Администрация Президента, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также Генеральная прокуратура. Деятельность в российских регионах отмечена установлением побратимства между судебными учреждениями обеих стран.

Таким образом, можно видеть, что отношения между Россией и Францией характеризуются положительной динамикой и интенсивностью политических контактов на высшем и высоком уровне.

Доверительный диалог между двумя странами позволяет выявить близость или совпадение подходов по большинству актуальных международных вопросов. Разделяя приверженность многосторонней концепции мироустройства при верховенстве международного права, центральной роли ООН и её Совета Безопасности, Россия и Франция остаются в числе государств, наиболее последовательно отстаивающих эти принципы на международной арене.

Глава 2. Сотрудничество России и Франции в сфере политики и безопасности

2.1 Политическое сотрудничество Франции и России

Говоря о политическом сотрудничестве между РФ и Францией на современном этапе, эксперты часто характеризуют его как «привилегированное партнёрство» . Для такой оценки есть немало оснований.

Действительно, по большинству «горячих» проблем мировой политики будь то иранское «ядерное досье», палестино-израильский конфликт, война в Ираке, положение в Афганистане или Чаде – позиции России и Франции близки или совпадают. Правда, есть и разногласия. Например, по Косово.

В целом Москва разделяет приверженность Парижа идее многополярного или, лучше сказать, многостороннего мира, в котором ни одной стране, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не дано право навязывать свои порядки и устои другим государствам. Такая точка зрения стала выглядеть ещё более обоснованной в контексте глобального финансового кризиса .

Продуктивно складывается взаимодействие наших государств и в международных организациях, в том числе такой важнейшей, как ООН. Обе страны полагают, что ООН, как наиболее представительная и безальтернативная международная организация, должна и дальше выполнять миссию главного регулятора международных отношений, – что не исключает реформирования этой организации, необходимость которого давно назрела. В частности, Франция продвигает идею расширения числа постоянных членов Совбеза ООН, считая, что миллиардное население Африки, равно как и Южной Америки, должно иметь там своих представителей.

Сегодня партнёрские отношения, традиционно существующие между Россией и Францией, выражаются в следующем: постоянные двусторонние встречи между главами государств, правительств и министрами иностранных дел, заседания Комиссии премьер-министров, занимающейся продвижением и арбитражем нашего сотрудничества и наших экономических проектов. Комиссия была создана в 1996 г. и созывалась уже несколько раз. В её состав входят две группы: Совет по вопросам экономики, финансов, промышленности и торговли и Комитет по вопросам агропромышленности.

Тесно сотрудничают парламенты двух наших стран: Национальное собрание Франции и Государственная Дума, с одной стороны, и французский Сенат и российский Совет Федерации – с другой, связаны между собой партнёрскими отношениями .

Ещё во времена существования СССР Франция в соответствии с голлистскими установками занимала особое положение в западном мире, пытаясь преодолевать противоречия между НАТО и ОВД и развивая сотрудничество с Москвой в различных сферах.

В 1990-е гг. динамика двусторонних отношений была положительной, однако во многом основывалась на личных отношениях Б. Ельцина с президентами Франции Ф. Миттераном (1981 – 1995) и Ж. Шираком (1995 – 2007).

К концу 1990-х наметилось резкое ухудшение отношений, обусловленное двумя главными проблемами – критикой Парижа относительно контртеррористической операции в Чечне и проблемой российских долгов Франции. Примерно с 2000 г. отношения приобрели более конструктивный характер; особенно сблизились позиции Франции и РФ в 2003 г., когда два государства резко высказались против операции США в Ираке. У Жака Ширака были плохие отношения с проамериканскими странами Центральной и Восточной Европы.

Российско-французские политические контакты носят регулярный характер. Ежегодно проходят встречи президентов России и Франции. Первый официальный визит Владимира Путина во Францию состоялся в октябре 2000 г.: был установлен контакт между президентами двух стран, создана основа для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. В ходе краткого рабочего визита Владимира Путина в Париж в январе 2002 г. и визитов Жака Ширака в Россию в июле 2001 г. и в июле 2002 г. подтверждено намерение России и Франции двигаться по пути укрепления дружбы и сотрудничества.

Все более насыщенными становятся российско-французские политические контакты. Проводимые на регулярной основе встречи глав двух государств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый мощный импульс в результате государственного визита В.В. Путина во Францию в феврале 2003 г., а также встреч двух президентов в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга и на саммите "восьмерки" в Эвиане в мае-июне 2003 г.

С 1996 г. действует Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. Ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 г. заседания Комиссии проходят в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств (очередное заседание состоялось 6 октября 2003 г. в Москве). В рамках Комиссии регулярно проводятся сессии Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), заседания свыше двадцати совместных рабочих групп в различных областях двустороннего взаимодействия.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 г. встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по разнообразной внешнеполитической проблематике .

Начавшиеся в 1990-х грандиозные перемены в Европе и мире подтолкнули Россию и Францию к глубокому переосмыслению своей роли как постоянных членов СБ ООН, ответственных за судьбы международного мира и наделённых статусом ядерных держав. Российская Федерация, став в 1991 г. правопреемницей СССР и унаследовав всесторонне развитый комплекс отношений с США и Западной Европой, в частности с Францией, заметно активизировала внешнеполитическую деятельность на европейском направлении.

В 1992 г. в Париж прибыл первый посол России Рыжаков Ю. Во время официального визита Президента России Ельцина Б. во Францию был подписан договор, подтвердивший стремление Франции развивать с Россией «новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве» . В договоре речь шла о регулярных консультациях между двумя странами и о двусторонних контактах в чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу миру. Там же был закреплён принцип систематического политического диалога на высшем уровне – «по меньшей мере один раз в год, а также всякий раз, когда в этом будет возникать необходимость, в частности путем осуществления неофициальных рабочих контактов». Одновременно договор зафиксировал договоренность о том, что министры иностранных дел проводят консультации «по мере необходимости и не менее двух раз в год».

В результате подписания договора тесное сотрудничество между внешнеполитическими ведомствами обеих стран получило новый дополнительный импульс. Если договор, действие которого после 2002 г. автоматически продлевается ещё на каждые последующие 5 лет, служит центральной правовой базой углубления российско-французского партнёрства, то основными механизмами его реализации являются Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств – координатор всего комплекса двусторонних отношений (создана в 1996 г.) и подчиненный комиссии Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам как её основная рабочая структура, а также Комитет по научному и технологическому сотрудничеству и Агропромышленный комитет.

Большая российско-французская межпарламентская комиссия занимается развитием и взаимодействием между Государственной Думой и Национальным собранием Франции. Можно отметить, что такого совместного органа в политических отношениях у Франции нет ни с одной другой страной, кроме Канады. На французском направлении российской внешней политики сложились прочная правовая основа и добротный механизм развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества с одним из ведущих государств Запада, отвечающие задаче всестороннего укрепления её международных позиций. Россия и Франция заинтересованы повышать эффективность двустороннего диалога в духе привилегированного партнёрства. В этом отношении большую роль играют президенты двух стран, между которыми установились тесные, дружеские, теплые взаимоотношения. Их встречи проходят достаточно регулярно. Личные контакты руководителей двух стран дополняются регулярными телефонными разговорами по актуальным вопросам международной политики и двусторонних отношений.

На встречах президента Путина и президента Ширака обсуждаются всесторонние вопросы французско-российских отношений и вопросы, связанные с укреплением мира в Европы и в других регионах. Идя навстречу друг другу, Россия вернула Франции около 950 тыс. архивных материалов, вывезенных в конце Второй мировой войны. Франция, со своей стороны, вернула России 255 дел из фондов русской эмиграции и выделила деньги на содержание этих архивов.

В феврале 2003 г. во время визита Путина в Париж в 30 км от французской столицы, в усадьбе Шато де Форж был в торжественной обстановке открыт Центр русской культуры.

Во время пребывания в Москве в октябре 2003 г. премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен заявил о желании Франции развивать взаимовыгодные отношения с Россией на государственном, региональном уровнях и на уровне частных предприятий. Французский премьер высказался также в пользу французских инвестиций в экономику России, за совместные исследования по аэронавтике и космическим исследованиям .

Французское руководство поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Одно из приоритетных направлений сотрудничества – взаимодействие в проведении государственных, административных реформ. Действует рамочное Соглашение об административном сотрудничестве, осуществляется обмен опытом, в том числе в разграничении полномочий между центральными и местными органами власти. Франция оказывает России содействие в подготовке квалифицированных кадров для работы в условиях рыночной экономики и для государственной службы .

Российско-французское межпарламентское сотрудничество основывается на активном делегационном обмене и контактах между руководителями палат. Инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции. Очередное заседание Комиссии под председательством руководителей Государственной Думы Г.Н. Селезнева и Национального собрания Франции Ж.-Л. Дебре состоялось в Париже в октябре 2003 г. Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в палатах Федерального Собрания, а также в Сенате и Национальном собрании Франции.

Все более важной составляющей российско-французских экономических и культурных связей становится сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 документов о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей – сотрудничество между Парижем, с одной стороны, и Москвой и Санкт-Петербургом, с другой, между Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Иркутской областью и Аквитанией, Новгородской областью и Эльзасом. При участии верхних палат парламентов двух стран проводятся двусторонние семинары для определения наиболее оптимальных направлений децентрализованного сотрудничества. Последний такой форум состоялся в Москве 6 октября 2003 г.

В последнее время значительно повысилась роль гражданских обществ в развитии отношений между нашими странами. Одно из проявлений этой тенденции – проведение "диалога культур" в рамках крупных двусторонних визитов: встреч с российскими и французскими представителями творческой интеллигенции, "круглых столов". Во Франции и в России действуют общественные ассоциации по развитию дружбы и взаимопонимания между народами двух стран .

Российско-французские отношения находятся на подъеме. Их укрепляет общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, согласованные действия на международной арене. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях. Накопленный опыт взаимодействия, а также вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции предопределяют обнадеживающие перспективы развития российско-французского партнерства.

2.2 Сотрудничество Франции и РФ в сфере международной безопасности

В контексте международной ситуации, сложившейся после терактов в США 11 сентября 2001 г., успешно развивается новое направление двустороннего сотрудничества по противодействию новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). По решению президентов В.В. Путина и Ж. Ширака создан российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. Успешно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, входят в состав «Группы друзей Генсекретаря ООН по Грузии».

Нельзя пройти мимо контактов между Россией и Францией по военной линии. Начался полезный обмен мнениями по концепциям обороны и об организации вооружённых сил, включая их ядерный компонент. Одним из таких примеров может служить Франко-российский проект по переработке ядерного топлива. Речь идёт о повторном использовании в ядерных реакторах России плутония, полученного при ликвидации ядерного оружия бывшего СССР. Эта идея завоевывает всё большее признание. Именно она является основой Российско-французского проекта ИИДА-МОКС. Франция совместно с Россией проводит работу по уничтожению части ядерных вооружений бывшего Советского Союза .

Солидарный опыт российско-французского взаимодействия накоплен в первую очередь в области урегулирования международных конфликтов и кризисных ситуаций. Обе стороны внимательно рассматривали обстановку вокруг Ирака, констатируя близость, а в ряде случаев полное совпадение взглядов по сложившемуся в регионе положению после предпринятой США и Великобританией силовой акции. Москва и Париж договорились сделать всё, чтобы найти пути решения вопроса только через ООН. Большое взаимопонимание существует между Россией и Францией по вопросу о создании палестинского государства. Не менее важной сферой взаимодействия является совместное участие в урегулировании конфликтов на территории бывшего СССР, в частности карабахского и грузино-абхазского. Франция вместе с Россией действует в качестве сопредседателя группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, а также председательствует в «Группе друзей генерального секретаря ООН по Грузии». Позиции Франции и России во многом совпадают и по иракской проблеме. И Россия и Франция решительно осудили методы американской администрации, приведшие к большим жертвам, и потребовали усиления роли Совета Безопасности.

Почему именно Франция стала главным «собеседником» России в обсуждении вопросов европейской безопасности и отношений с ЕС? Тут можно назвать несколько причин.

Во-первых, Франция имеет солидный авторитет как на европейской, так и на мировой политической сцене. Хотя З. Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» довольно скромно оценил геополитический потенциал этой страны, приравняв её к региональным государствам, не стоит забывать, что Франция – пятая экономика мира и четвёртая военная держава. Она располагает мощными вооружёнными силами, имеет ядерное оружие и все виды его доставки, включая атомные подводные ракетоносцы (в строю четыре лодки, оснащённые 15 модернизированными баллистическими межконтинентальными ракетами М-51) и тактические ядерные комплексы .

Во-вторых, несмотря на ослабевшие позиции Франции внутри ЕС после его расширения и объединения Германии, всё-таки не стоит забывать, что именно со стороны Франции (пусть и в тендеме с Германией) исходил главный импульс евростроительства. Франция более чем любая другая страна ЕС чувствует за собой неформальное право говорить от имени всего западноевропейского сообщества .

В-третьих, уровень доверительности, уважения и взаимопонимания между нашими государствами обусловлен ещё и тем, что Франция и СССР стояли у истоков «политики разрядки» в 60 – 70-е годы прошлого века.

Не секрет, что стремительное расширение ЕС и объединение Германии ослабили позиции Франции в этой региональной организации. В душе Париж явно был не в восторге от происшедших перемен, хотя официально признавал их «крупным успехом». Вся внешнеполитическая линия голлизма была выстроена с учётом биполярного мира. Его крушение поставило перед страной непростую задачу адаптации к новым реалиям в Европе и мире в целом, тем более в контексте процессов глобализации. Приоритетной внешнеполитической задачей Парижа является поддержание и восстановление своего влияния в ЕС. Отсюда неизбежность поиска новых союзников в дополнение к «франко-германскому локомотиву» европейской интеграции, возвращение в НАТО. Словом, при всём понимании важности налаживания хороших отношений с Россией, Франция в своей политике в значительной мере «стреножена».

Не стоит, конечно, и преувеличивать зависимость Парижа от мнения союзников по НАТО и ЕС. История с предполагаемой продажей французами десантных кораблей «Мистраль» России в этом плане весьма показательна. Париж, приняв решение о продаже «жемчужины ВМФ», дал понять миру, во-первых, что не считает Россию агрессором и тем более врагом, а во-вторых – что протесты и обеспокоенности некоторых государств и американских сенаторов-республиканцев не влияют на решения, выгодные Франции .

Размышляя о перспективах нашего политического взаимодействия, нельзя не отметить такой принципиальный момент. Многое говорит о том, что к концу первого десятилетия нового века закончился «период турбулентности» (назовём его так) в отношениях России с Западом. Реперными точками стали «пятидневная война» в Южной Осетии, показавшая, «кто есть кто», и практически совпавший с ней мировой финансовый кризис, подорвавший моральный авторитет США и их социально-экономической модели. Одновременно стало ясно, что и Россия к этому времени вернулась в мировую политику и намерена серьёзно отстаивать свои интересы. В этой связи возникает вопрос: что делать дальше? Представляется, что начало нового десятилетия открывает и новое «окно возможностей». Позиции большинства игроков на мировой сцене определились, и сейчас наступает время действий.

Что касается Франции, то главное заключается в том, что она отказалась принять американский геополитический сценарий, который предусматривал перспективное включение в ЕС и НАТО Украины, Грузии, а со временем, возможно, и Белоруссии, что окончательно вытеснило бы Россию с постсоветского пространства. Конечно, такая позиция обусловлена не столько дружескими чувствами к России, сколько прагматическими соображениями. Дело в том, что своё будущее Франция не мыслит вне европейского проекта. Но успешное развитие Европы-27 вряд ли можно представить в условиях нового раскола континента, при наличии изолированной и зажатой в угол России. Это хорошо понимает французское руководство, несмотря на явный атлантический крен, обозначившийся после прихода к власти шестого президента Пятой республики. Не случайно президент Саркози много раз подчёркивал, что конфронтация с Россией была бы безумием. Тем более что, по его мнению, никакой угрозы со стороны нынешней России, перегруженной своими внутренними проблемами, просто не существует. В такую угрозу верят разве что некоторые бывшие наши коллеги по «социалистическому лагерю», страдающие комплексом политической неполноценности и исторических обид. Не зря в самом ЕС их прозвали «новыми рыцарями холодной войны». К тому же, резонно спрашивает Н. Саркози, какой смысл России конфликтовать со своими главными покупателями углеводородов?

У Европы просто нет иного пути, как развивать максимально широкое сотрудничество с Россией. Со своей стороны, у России также нет исторических перспектив вне Европы. Ментально и цивилизационно мы идентифицируем себя с Европой, хотя и полагаем себя особой её частью. Более того, Россию можно рассматривать как естественное дополнение к Западной Европе. Было бы просто глупо не использовать совместно наши потенциалы. Шансы Европы превратиться в мировой полюс силы без сотрудничества с нами существенно уменьшаются. Думается, что французское руководство, несмотря на имеющиеся среди представителей французских элит критические (если не антирусские) настроения, вполне осознаёт данный вывод. А поэтому однозначно выбирает курс на стратегическое партнёрство с Россией. Именно так можно расценить слова премьер-министра Франции Фр. Фийона, сказанные им при открытии 14 сессии межправительственного франко-российского семинара в конце ноября 2009 г.: «Наша цель – построить со временем вместе с Россией единое пространство, основанное на полной свободе перемещения людей, товаров, капиталов и услуг». Такая цель на 100% совпадает и с российскими ожиданиями.

Существует несколько проблем в отношениях РФ и Франции в оборонной сфере:

До сих пор не существует договорно-правовой базы, которая позволила бы РФ участвовать в желаемом масштабе в операциях, проводимых ЕС. В отношениях с НАТО такая база существует, однако она не имеет большого практического значения. Между тем Франция испытывает интерес в развитии правовой базы, позволившей бы наладить более тесные контакты РФ и ЕС.

Между Францией и РФ имеются и стратегические расхождения, касающиеся Косово. Франция признала Косово в полном объеме на следующий день после провозглашения независимости, 18 февраля 2008 г., что вызывает постоянные противоречия на двусторонних переговорах. При этом официально французская дипломатия одним из фундаментальных принципов считает многостороннее решение всех проблем, что сближает её с Россией, особенно в СБ ООН.

Среди многих российских комментаторов есть преувеличение стремлений Парижа к самостоятельности ЕС в оборонной сфере (с антиамериканским подтекстом). Эти взгляды не соответствуют официальной позиции Пятой Республики, которая никогда не заявляла о намерении противопоставить Общую внешнюю политику и политику безопасности ЕС (ОВПБ) с ее военным компонентом – Европейской политикой безопасности и обороны (ЕПБО) НАТО. ЕПБО во Франции рассматривается как дополнение к НАТО, а сотрудничество с США – как стратегическое. С другой стороны, внимание РФ привлекает намерение Парижа вернуться в военную структуру НАТО полностью. Однако эти планы увязываются с развитием ЕПБО, что соответствует основным ориентирам французской дипломатии.

Франция обеспокоена мораторием на действие ДОВСЕ, введенным РФ.

В оборонной сфере между Францией и Россией есть естественная конкуренция на мировых рынках, что особенно проявляется в поставке ядерного топлива в ЕС и торговле самолётами.

Французы по-прежнему декларируют намерение развивать "привилегированное партнерство" с Россией. Однако в нынешних условиях социально-экономической нестабильности ни президент, ни правительство не ощущают "объективных стимулов" к его наполнению новым конкретным содержанием.

Этот подход наиболее ярко проявляется во французской позиции по вопросу о месте России в формировании системы безопасности ХХI века. Французы солидарны со своими евроатлантическими партнерами в том, что в сложившихся условиях ее реальной опорой является НАТО. Однако, в отличие от Вашингтона, они не считают натоцентристскую модель единственно возможной и полностью отвечающей интересам Парижа.

Поэтому, в противовес США, Франция продвигает западноевропейский вариант архитектуры безопасности, основанной на сохранении ведущей роли ООН и ее Совета Безопасности при равноправном взаимодействии всех региональных организаций Европы. Французское руководство выступает за придание более весомой роли ОБСЕ, которая, по его мнению, могла бы расширить формат сотрудничества между НАТО и Россией.

На данном этапе Франция стремится лучше адаптироваться к процессам глобализации, которые она рассматривает как неизбежность. В то же время такая позиция Франции вполне устраивала как США, так и Германию, которые, в свою очередь, довольно часто остерегаются делать резкие критические замечания в отношении Парижа.

Война в Ираке несколько поменяла позицию США. Произошло ужесточение политики в отношении стран, выступивших против администрации Буша или усомнившихся в ней. США рассматривали ряд мер, призванных наказать Францию за ее противодействие американской политике в отношении Ирака. Среди возможных шагов, призванных "наказать" Париж за его строптивость в иракском вопросе, фигурировало исключение Франции из участия в форумах, которые США будут вести со своими европейскими союзниками, а также из процесса принятия решений в рамках НАТО. Для этого достаточно перенести обсуждение всех наиболее важных вопросов из Совета НАТО в Комитет военного планирования (НАТО) в который Франция не входит.

Однако госдепартамент США неоднократно после этого подчеркивал, что США и Франция по-прежнему остаются союзниками несмотря на наличие серьезных разногласий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения Франции и России в сфере безопасности и обороны – это весь комплекс разнообразных аспектов и проблем отношений между Французской Республикой и Российской Федерацией, касающихся вопросов обороны и безопасности и вписывающихся в двусторонние отношения двух стран в целом. На эти отношения влияют позиции отдельных стран, Европейского союза и мировая политика в целом.

Наши отношения с Францией занимают сегодня особое положение на фоне активных усилий России, развернутых по основным параметрам международной политики, и развиваются поступательно, играя роль весомого фактора укрепления безопасности и стабильности в Европе и мире.

Подводя итог развитию многогранного сотрудничества между Россией и Францией, можно предположить, что наши отношения идут по восходящей линии. Анализ этих отношений за последние годы дает нам основание делать вывод, что Франция и Россия заинтересованы в дальнейшем сближении в деле осуществления мер, направленных на укрепление мира и международной безопасности, на поддержку друг друга по многим вопросам современной жизни.

Образ России во Франции не в последнюю очередь формируется довольно узким кругом учёных-специалистов по российским проблемам, французскими СМИ, представителями эмигрантских кругов и журналистов, пишущих о России.

Палитра аналитических оценок, мнений, субъективного отношения к России достаточно широк. В силу этого рассматривать отношения к России Франции необходимо на всех уровнях.

Успешное развитие в последние годы российско-французских отношений даёт основание предположить, что Франция может стать стратегическим партнёром России несмотря на объективные различия в социально-экономическом и международном положении двух государств. В то же время, развивая свои отношения с Францией, Россия не может не учитывать, что Франция, которая хотя и является членом НАТО, но в 1966 г. вышла из интегрированной военной организации альянса и вернулась туда только в 2009 г. Нельзя не учитывать и то, что у Франции, несомненно, существуют разного рода мнения относительно того, насколько далеко стоит заходить в стратегическом партнёрстве с нашей страной, переживающей сейчас кризис. Есть и такие, которые считают необходимы выждать время, пока в России не стабилизируется экономическое и политическое положение.

И все же, по нашему мнению, реальная перспектива приведет к конструктивному взаимодействию России и Франции. Об этом свидетельствует и позиция Парижа в отношении новой архитектуры безопасности с акцентом на системообразующую роль ОБСЕ, и подходы Парижа к пересмотру стратегической концепции НАТО, через которую США пытаются расширить компетенцию и зону ответственности альянса. Нам импонирует достаточно решительное выступление французского руководства за реформу НАТО с учетом интересов России. Франция внесла заметный вклад в разработку Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО, который был подписан в Париже в 1997 г. В 1999 г. французский министр обороны Ришар А. обратил внимание западноевропейцев на «статус России в качестве главного партнёра для обеспечения безопасности и стабильности на континенте» .

Сайт Посольства Франции в России. – Режим доступа: www.ambafrance.ru, свободный.

Зуева К.П. Внешняя политика Франции в эпоху «неоголлизма» // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 1. – С. 73.

Интервью посла России во Франции А.А. Авдеева РИА «Новости» по российско-французским отношениям // Сообщение министерства иностранных дел РФ. – Режим доступа: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title=""> Зуева К.П. Российско-французские отношения: реальность и тенденции // Мировая экономика и международные отношения. – 1992. – № 12. – С. 135.

Современность российско-французских отношений // Итоги. – 2007. – № 4. – С. 46.

Фёдоров С. Российско-французские отношения: в поисках стратегического партнёрства // Перспективы. – Режим доступа: #"#_ftnref18" name="_ftn18" title=""> Ролев И. Россия и Франция: друзья или враги? // Аргументы и факты. – 2007. – № 21. – С. 5.

Vedrine H. Rapport pour le President de la Republique sur la France et lа mondialisation. – P.: La Documentation francaise, 2007. – Р. 210.

Сайт Правительства РФ. – Режим доступа: #"#_ftnref21" name="_ftn21" title=""> Сайт Правительства Франции. – Режим доступа: www.service-public.fr, свободный.

Французские правящие круги на протяжении ряда лет проводили открытую антисоветскую политику, но в 1923—1924 гг. и во Франции усилились настроения в пользу признания СССР.

22 декабря 1923 г. под нажимом общественности премьер-министр Пуанкаре сделал Советскому Союзу официальное предложение о восстановлении дипломатических и экономических отношений, но при традиционном условии — признании Советским правительством долгов царского и Временного правительств, а также вознаграждения французских граждан, бывших держателей русских ценностей и бывших владельцев национализированного в СССР имущества. Разумеется, такие неприемлемые требования были отвергнуты Советским правительством, и переговоры не привели к успеху.

В январе 1924 г. были опубликованы беседы с представителями советской прессы народного комиссара иностранных дел Г. В. Чичерина и народного комиссара внешней торговли СССР Л. Б. Красина о советско-французских отношениях. Чичерин подчеркивал, что связи СССР с рядом капиталистических государств значительно улучшаются, и лишь одно французское правительство продолжает еще проводить политику, враждебную Советскому Союзу. «По вине нынешнего французского правительства,— заявил он,— у нас нет с Францией отношений, хотя сколько-нибудь приближающихся к нормальным; нам приходится поневоле мириться не только -с невозможностью дальнейшего развития торговых отношений, но с ограничением уже существующих отношений... Мы вынуждены рекомендовать нашим хозяйственным органам величайшую осмотрительность и предусмотрительность при рассмотрении предложений французских фирм и французских обществ» ". Красин, развивая ту же мысль, подчеркивал, что от отсутствия прочных торговых связей с СССР пострадает в первую очередь Франция.

Советский Союз отозвал свою торговую делегацию из Парижа и отказался от участия в Лионской ярмарке впредь до создания юридической базы для торговли с Францией.

Эти действия ускорили восстановление дипломатических отношений между двумя странами. В мае 1924 г. во Франции к власти пришло правительство «левого блока» во главе с Эррио. Пункт о восстановлении дипломатических отношений с Советской Россией, выдвигавшийся левыми партиями, был в народ-пых массах Франции одним из наиболее популярных предвыборных лозунгов. Эдуарду Эррио принадлежало первое место среди крупных французских политических деятелей, выступавших за признание СССР. Буржуазный демократ, пользовавшийся заслуженным авторитетом среди широких масс Франции, Эррио в 1922 г. посетил СССР и с тех пор стал убежденным сторонником франко-советского сотрудничества.

15 июля 1924 г. Эррио в ноте Чичерину сообщал, что французское правительство намерено в короткий срок подготовить восстановление нормальных отношений с Советской Россией. Однако для решения этого вопроса понадобилось еще известное время.

Одним из препятствий на пути нормализации советско-французских отношений было давление США, развернувших ожесточенную кампанию против соглашения между Францией и СССР. «Американское правительство дало знать французским властям, что США не имеют никакого намерения менять свою позицию в вопросе о признании де-юре, прежде чем Россия не признает своих финансовых обязательств, так же как и социальных, и не признает святость прав частной собственности» 1 2,— писала газета «Нью-Йорк геральд трибюн».

Однако вопрос о признании СССР настолько назрел, что откладывать его дальше французское правительство уже не могло. Как заявил видный французский политический деятель Нонлеве, «в настоящее время кабинет, который откажется признать СССР, не сможет удержаться у власти» 28 октября 1924 г. Эррио направил М. И. Калинину телеграмму, в которой указывалось, что Франция признает де-юре правительство СССР и предлагает обменяться послами. В ответной телеграмме Калинин приветствовал предложение французского правительства о полном восстановлении нормальных дипломатических отношений между двумя странами.

Полномочным представителем СССР в Париже был назначен Л. Б. Красин. Старый коммунист, видный государственный И партийный деятель, крупный дипломат и опытный экономист, он с успехом работал на всех постах, которые доверяла ему партия. Он был торгпредом СССР в Англии, наркомом внешней торговли, членом Президиума ВСНХ. Литвинов писал о Красине: «В моей памяти сливается Красин-революционер, Красин-партиец, Красин-советский деятель, Красин-дипломат. Они сливаются в один образ, образ могучего, энергичнейшего, обаятельнейшего человека».

Установление дипломатических отношений между СССР и Францией, одной из крупнейших стран Европы, имело большое политическое значение. На путь нормализации отношений с СССР встало государство, которое было одним из главных организаторов интервенции и блокады Советской страны.

Экономические отношения России и Франции на современном этапе

Аннотация

В статье рассматриваются экономические отношения России и Франции в последние десятилетие, включая периоды спада и восстановления. Целью исследования является анализ внешней торговли, взаимных прямых иностранных инвестиций и воздействие на них ухудшения экономических отношений на фоне санкционной политики. Автором выявлено, что санкционное давление не спугнуло ни одну французскую компанию и доказано, что статистика не отражает реальное положение вещей, т.к. большинство компаний инвестируют через свои дочерние компании. В статье уделяется внимание сопоставлению различных статистических источников. Рассматривается изменение структуры импорта и экспорта в общем потоке торговли товарами. Приведены примеры новых российско-французских проектов в условиях санкционных войн.

Ключевые слова: Россия, Франция, экономические отношения, внешняя торговля, экспорт, импорт, иностранные инвестиции, межправительственный диалог, санкции.

Trade and economic cooperation between Russia and France today

Khalimat Karimovna BUDUNOVA,

Ministry of economic development of the Russian Federation - advisor of the Department of Europe, North America and international organization, M.V. Lomonosov Moscow State University, Facility of economics, Department of World economy - postgraduate student,

E-mail: [email protected]

The article is devoted to trade and economic cooperation between Russia and France during the last decade, including the periods of increase and decline. The article analyzes the changes in trade and foreign direct investment and the impact of the worsening economic relations amid sanctions. The author reveals that far from leaving the Russian market, French companies start investing in the new projects. The article also pays attention to comparison of different statistic sources. The article analyzes the general trade in goods and shows the changes in the structure of exports and imports. Examples of the new bilateral projects in the context of sanctions.

Keywords: Russia, France, economic relations, foreign trade, export, import, foreign investments, intergovernmental dialogue, sanctions.

11 - 2018 I I

УДК 339.9 ББК 65.5 Б-903

Халимат Каримовна БУДУНОВА,

Министерство экономического развития Российской Федерации - советник Департамента стран Европы, Северной Америки и международных организаций, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, МГУ им. М.В. Ломоносова - аспирант кафедры «Мировая экономика» Экономического

факультета. E-mail: [email protected]

Внешнеэкономические связи Франции и России имеют давние исторические корни и играют значимую роль для понимания сущности новейших тенденций в МЭО. В прошлом году праздновали трёхсотлетие установления дипломатических отношений между нашими странами. Благодаря интенсивным личным взаимоотношениям между двумя президентами они укрепились в ходе последнего года. На сегодняшний момент они характеризуются активным политическим общением, ориентированным к общему будущему, торгово-экономические отношения испытывают период динамичного оживления и расширения направлений взаимодействия. Французские компании позитивно настроены на развитие своего бизнеса в нашей стране. Особым влиянием обладает «мягкая сила» под которой подразумевается культурное взаимодействие в особенности между регионами наших стран. Новизна статьи состоит не только в свежей картине связей между Россией и Францией, но и в специальном исследовании воздействия межправительственного диалога на восстановление полноформатного сотрудничества между странами.

ФРАНЦУЗСКИЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ДИАЛОГА

Невзирая на непростой международный контекст и экономические кризисы, французский бизнес демонстрирует стабильность своего присутствия в России. Многие французские компании устали от искусственно создаваемых барьеров, и Россия для большинства из них остается крупнейшим рынком сбыта товаров и услуг. С крупными французскими компаниями ведется диалог на высшем уровне. В 2016 году Президент России В.В. Путин на встрече с членами экономического совета Франко-Российской Торгово-промышленной палаты1 отметил, что «известные сложности экономического характера и мотивированные политическими соображениями» не испугали ни одну французскую компанию, работающую на российском рынке и «из России не ушла, все работают, продолжают трудиться, и мы этому очень рады»2.

В этом году (31 января 2018 г.) состоялась вторая встреча Президента России В.В. Путина с крупным французским бизнесом3. «Ваши рекомендации, высказанные на последней встрече в 2016 году, оказались весьма полезными, и мы постарались их учесть в нашей работе на экономическом направлении», -сказал В.В. Путин4. Действительно, такого рода открытый диалог демонстрирует готовность российской стороны оказывать поддержку французским компаниям в развитии их бизнеса в нашей стране на самом высоком уровне.

По мнению автора, у России и Франции много взаимных интересов. Объединив наши интересы, мы сможем добиться максимального эффекта на рынках России и Франции, а также в третьих странах. Позитивный настрой французских коллег подтверждается активным участием французских компаний (порядка 170 участников

Российский внешнеэкономический вестник

из 60 компаний) во главе с Президентом Франции Э.Макроном на ежегодном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Французские компании получили заряд «энтузиазма и мотивации» для работы в России. «Экономика является фундаментальной основой развития межгосударственных отношений, и Франция должна быть сильной, чтоб дать отпор нападкам со стороны других стран»,5 - заявил Э.Макрон. В данном заявлении имеется в виду воздействие экстерриториальных санкций и выход США из ядерного соглашения с Ираном. Сейчас господином Э.Макроном и его командой ведётся активная работа над финансовой суверенностью Европы. Целью является стремление освободить некоторых сферы торгово-экономических отношений от геополитических страстей, лишней политизации. Отрадно также что на площадке форума Президентом Франции Э.Макроном была выражена надежда на создание единого пространства от Лиссабона до Владивостока, возможно, это всего лишь высокопарные слова не совсем уместные к текущей ситуации, но проскальзывают идеи Шарль де Голля о создании «единой Европы» при сохранении суверенитета Франции.

Однозначно бизнесу необходима стабильность и открытый диалог на всех уровнях власти. Сложившаяся благоприятная тенденция во многом связана с активизацией отношений на уровне министерств экономик двух стран еще в конце 2015 года6. Уже в январе 2016 года после трех лет наблюдаемого «охлаждения» двусторонних отношений непосредственно при участии Э.Макрона (возглавлял на тот момент министерство экономики Франции) удалось возобновить формат межведомственного диалога - Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам7 (СЕФИК)8.

В настоящее время рамках СЕФИК активно функционируют 12 специализированных рабочих групп по различным направлениям двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В 2017 году впервые было успешно проведено два заседания Совета, что, безусловно, создает прочную основу для расширения торгово-экономической повестки. В деятельность Совета внедрен проектно-ориентированный подход, нацеленный на достижение конкретных задач. Данный подход позволил выявить ряд важнейших точек роста двустороннего сотрудничества: инновации, включая продвижение инновационных компаний через программы акселераторов, инновационные центры и полюсы конкурентоспособности, малое и среднее предпринимательство, в частности встраивание российских и французских предприятий МСП в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Отдельное внимание данным направления взаимодействия уделяется в ходе заседаний Рабочей группы СЕФИК по инвестициям и модернизации экономики. В рамках последнего заседания, состоявшегося 19 июля 2018 в г. Тольятти, приступили к практической реализации совместного заявления российско-французского партнерства для экономики будущего,9 подписанного между министерствами экономик двух в ходе визита в Россию Президента Франции Э.Макрона.

Российский внешнеэкономический вестник

По мнению автора, у России и Франции имеются точки роста и расширения двусторонней торговли, что проявляется в насыщенной экономической повестке. Восстановленный диалог на высшем и межведомственном уровнях находит свое отражение в статистических показателях двусторонней торговли. Рассмотрим более подробно их.

ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Франция традиционно относится к приоритетным внешнеторговым партнерам России. В последние годы роль Франции как внешнеторгового партнера России уменьшилась. По итогам 2017 года ее доля в российской внешней торговле составила 2,6%, в экспорте - 1,6%, в импорте - 4,2%, занимая соответственно 12 место по внешнеторговому обороту, 18-е по экспорту и по импорту - 6-е место. При этом удельный вес России во французской внешней торговле еще более незначителен -

I,3% (13 место среди внешнеторговых партнеров Франции).

Рассмотрим более подробно тенденцию снижения объемов двусторонней торговли. Данная тенденция сохранялась с 2012 года по 2015 год включительно, пик спада пришелся на 2015 год, когда взаимный товарооборот сократился на 36,2% до уровня

II,6 млрд долл. (в 2014 г. - 18,2 млрд долл.)10. В конце 2015 года отрицательная тенденция была преломлена. В 2017 году товарооборот увеличился на 16,5% до уровня 15,5 млрд долл. На сегодняшний момент товарооборот растет третий год подряд. По итогам января-июня 2018 года он увеличился на 20,8% и составил 8,7 млрд долл., российский экспорт увеличился на 14,5% (3,4 млрд долл.), импорт увеличился на 25,2% (5,3 млрд долл.). По данным ФТС России по итогам первого полугодия 2018 года, Франция находится на 11 месте среди всех стран-партнеров России (в экспорте - 17 место, в импорте - 5).

Мы наблюдаем тенденцию восстановление товарооборота между странами, но достигнуть уровня докризисного периода, когда показатели достигали 28 млрд долл. США, не удается. В целом двусторонняя торговля характеризуется отрицательным сальдо торгового баланса, то есть преобладанием импорта ввозимой продукции над экспортом. В 2015 года сальдо торгового баланса было сведено к минимуму. Для подробного анализа товарных номенклатур внешней торговли обратимся к детальной структуре экспорта и импорта.

Структура товарооборота между Россией и Францией мало отличается от аналогичных показателей российской торговли с другими развитыми странами. Основными экспортными товары из России во Францию являются природный газ (48,1%), нефтепродукты (24,8%), нефть сырая (8,5%), менее 5% от общей номенклатуры товаров экспорта составляют продукты неорганической химии, смешанные удобрения, пиломатериалы, продовольственные товары и сырье с/х, прутки из легированной сталей, титан и изделия из него, механическое оборудование, летательные аппараты, аппаратура для автоматического управления.

Российский внешнеэкономический вестник

Учитывая, что 86% российского экспорта составляют минеральные продукты, то любые внешние факторы (колебания курсов, санкционные риски и другие) весьма ощутимы. По данным ФТС России, в 2017 году благодаря росту цен на топливо поставки ТЭК во Францию выросли, но физические объемы практически не изменили (увеличение с 18,1 млн тонн в 2016 году до 18,7 млн тонн в 2017 году).

А рост поставок металлов из России наоборот является следствием оздоровления ситуации в промышленном секторе Франции, увеличения соответствующего потребления. «Рост активности в обрабатывающей промышленности в декабре прошлого года ускорился во Франции, благодаря самому высокому спросу в течение семнадцати лет» - сообщает газета о промышленном секторе11.

В структуре импортных товаров основную долю составляют машины, оборудование и транспортные средства, прежде всего летательные аппараты (25,2%), части транспортных средств (3,4%), а также продукция химической промышленности, а именно лекарства, расфасованные для розничной продажи (8%), косметические средства для ухода за кожей, духи и туалетная вода (3,2%). Как показывает статистика, увеличение импорта произошло за счет роста французских поставок машинно-технической продукции практически на 30,8% (+640,2 млн долл.), прежде всего летательных аппаратов (+340,6 млн долл.).

По данным за сентябрь 2018 г. из 243 самолетов из парка Аэрофлота - лишь 49 отечественного производства («Сухой Суперджет 100»)12, следовательно, около 80% состава парка самолетов Аэрофлота импортируются. Сейчас «Аэрофлот» продолжает обновление своего авиапарка, в том числе за счет семейства Airbus А319, A320, А321, но предпочтение отдается отечественному самолету, а именно самолету «Сухой Суперджет 100», который планируется закупить в количестве ста единиц в период с 2019 по 2026 год. Таким образом, по мнению автора, закупочная политика компании диверсифицирована и доля Airbus не доминирует.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Однозначно геополитика влияет на активность бизнес сообщества и поток инвестиций, но логика экономической выгоды всегда позволяла бизнесу строить отношения на взаимовыгодной основе. Сейчас в России работает около 600 предприятий с участием французского капитала в различных отраслях экономики. Наиболее сильные позиции у французских компаний в топливно-энергетическом секторе, автомобилестроении, фармацевтике, пищевой промышленности. Потенциал французских инвестиций в Россию, особенно в наукоемких отраслях, пока полностью не использован. Многие французские компании продолжают открывать в России свои производственные площадки, среди них Renault, Groupe PSA, Schneider Electric, Alstom, Saint-Gobain, Danon, Sanofi. Расскажем более подробно о некоторых из них.

Российский внешнеэкономический вестник

В 2017 году компания Sanofi заключила специальный инвестиционный контракт (СПИК) по модернизации производства фармацевтической продукции на своем заводе ЗАО «Санофи-Авентис Восток» в Орловской области. Согласно контракту, в 2019 году планируется углубить локализацию производства инсулина до стадии готового лекарственного средства.13 В настоящее время компания Sanofi производит 24% всего объема инсулинов в России, часть выпускаемой продукции реализуется на внутреннем рынке, а другая часть с июня 2017 года экспортируется в страны Европейского Союза.

Интересно, что помимо традиционных секторов экономики французские компании инвестируют в пищевую промышленность и туризм. Например, французская компания Lesaffre планирует расширить и модернизировать свое производство хлебопекарных дрожжей в Воронежской области. Общий объем инвестиций до 2020 года - 1 млрд рублей. 14 В настоящее время воронежский филиал компании производит более 60% от всего объёма хлебопекарных дрожжей в России, которые реализуются по всей территории страны, а также поставляются за рубеж - в Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Армению, Боснию, Черногорию, Сербию.

В прошлом году с участием французской компании POMA S.A.S. создано российско-французское совместное предприятие ООО «Национальные канатные дороги» по производству, строительству и обслуживанию канатных дорог для горнолыжных курортов в России.15 В соответствии с соглашением, заключенным на площадке Петербургского экономического форума, планируется расширение количества канатных дорог на курорте «Эльбрус» и «Ведучи».

Сейчас некоторые французские предприятия перешагнули «ментальную границу» и начали работать за Уралом и на Дальнем Востоке. Например, в прошлом году группа Legrand и компания «Инсистемс» запустили во Владивостоке совместный проект по производству источников бесперебойного питания, инвестиции составили порядка 25 млн евро.16 С целью реализации проекта компаниями создано совместное предприятие «ДВ-инжиниринг», которое стало резидентом свободного порта Владивосток.

Однозначно, что предприниматели внимательно следят за экономической ситуацией в нашей стране и рассматривают перспективные проекты сотрудничества. Однако показатели инвестиционной деятельности желают лучшего. «По инвестициям: 15 миллиардов французских прямых инвестиций, российских около 3. ... У нас одна финская компания Fortum инвестировала 6 миллиардов, а вся Франция - 15. Российская экономика очень открыта для наших партнеров и весьма надежна, несмотря на все турбулентные процессы, все-таки мы добились макроэкономической стабильности, что важно для инвесторов», - заявил Президент России ВВ. Путин17-

Сегодня в России предпринимается ряд мер по улучшению бизнес-среды для иностранных инвесторов: создана качественно новая макроэкономическая среда,

Российский внешнеэкономический вестник

внедрены различные новации, которых нет во многих развитых странах: инфляционное таргетирование, плавающий валютный курс, бюджетное правило. Отмечается адаптация российской экономики к низким ценам на нефть. Еще в 2012 году Президентом Российской Федерации была поставлена задача войти в топ 20 лучших стран в наиболее авторитетном индикаторе развития инвестиционного климата - рейтинге «Doing Business». В итоге, к 2017 году, Россия заняла 35 место и поднялась в сумме на 85 позиций, выйдя по совокупности баллов практически на один уровень с Японией (34-е место), Швейцарией (33-е место) и Нидерландами (32-е место), Франция (31-е место). Согласно данным, Россия опережает страны, входящие в блок БРИКС.

По результатам 2017 г. французские инвестиции в Россию сократились практически до уровня «кризисных» 2008-2009 гг. (696 млн долл.): поток французских вложений сократился на 57,2% по сравнению с уровнем 2016 г. и составил 854 млн долл. Таким образом, доля Франции в общем потоке ПИИ в Российскую Федерацию в 2017 г. снизилась до 3,06% (по итогам 2016 г. данный показатель составлял 6,1%). Стоит также отметить, что доля французских инвестиций в Россию сократилась и в рамках потока ПИИ из стран Западной Европы с 45,2% в 2016 г. до 18,6% в 2017 г.

Во многом негативное влияние на инвестиционное сотрудничество двух стран оказал недостаток финансирования со стороны банковской сферы, на которую были наложены санкции. Введение санкций против крупнейших российских банков с государственным участием, как элемента денежно - кредитного взаимодействия, существенно мешает двустороннему сотрудничеству практически по всем направлениям, затрудняя финансово-расчетную сторону любого проекта. В виду того, что в России c попеременным успехом применяется политика импортозаме-щения, то некоторые французские компании перестали быть востребованными потребителями, особенно это касается сельскохозяйственного сектора, и вынуждены перенаправить свои товары в другие страны. В целом, из-за российских контра-санкций ситуация в секторе сельского хозяйства во Франции характеризуется перепроизводством и, соответственно обесцениванием молочной продукции и мяса, особенно свинины. Не удается сбить волну протестов фермеров, находящихся на грани разорения из-за отсутствия или недостаточности компенсаций и низких закупочных цен. Французская официальная статистика не увязывает ситуацию в экономике с эффектом от взаимных санкционных ограничений, обходит или минимизирует вопрос количественного изучения их влияния на экономику Франции.

Таблица 1

Прямые инвестиции Франции в России (млн долл. США)

ВСЕГО 1 686 1 997 854

Участие в капитале 739 709 717

Российский внешнеэкономический вестник

Прямые поступившие (сальдо операций) 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Реинвестирование доходов 70 765 388

Долговые инструменты 877 523 -251

ВСЕГО 10 003 14 400 15 387

Участие в капитале 6 296 10 147 11 071

Долговые инструменты 3 707 4 253 4 315

Однако изменения общего объема накопленных французских инвестиций в российской экономике демонстрируют положительную динамику: после почти 30% падения, индекс роста накопленных французских ПИИ в России составил 144% по итогам 2016 г., а в 2017 г. - 107%. Таким образом, по результатам 2017 г. объем накопленных прямых французских инвестиций достиг 15,4 млрд долл., что составило почти 3,5% от общего объема накопленных ПИИ в России.

Стоит отметить и тот факт, что Россия не входит в число основных стран-инвесторов французской экономики, превалирующую роль среди которых играют США и Германия, в то время как Франция по-прежнему относится к числу ведущих европейских стран-инвесторов, функционирующих на российском рынке. В разрезе видов экономической деятельности, в качестве основных категорий, на которые приходятся наибольшие объемы накопленных французских ПИИ в России, можно выделить следующие: торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортные средств и мотоциклов (6,9 млрд долл.), деятельность финансовая и страховая (1,9 млрд долл.), обрабатывающие производства (1,9 млрд долл.).

Таблица 2

Прямые инвестиции России во Францию (млн долл. США)

Прямые поступившие (сальдо операций) 2015 г. 2016 г. 2017 г.

ВСЕГО 74 121 305

Участие в капитале 46 68 111

Долговые инструменты 28 53 194

Прямые накопленные (по принципу направленности) 2015 г. (на 01.01.2016) 2016 г. (на 01.01.2017) 2017 г. (на 01.01.2018)

Российский внешнеэкономический вестник

Прямые поступившие (сальдо операций) 2015 г. 2016 г. 2017 г.

ВСЕГО 2 855 2 806 3 006

Участие в капитале 2 662 2 605 2 698

Долговые инструменты 193 201 308