Электронные источники менталитет народов и наций. Менталитеты разных народов. Зарисовки по пути. Мальтийцы: расслабленные, но темпераментные

Главная > Документ

Менталитет народов и их роль в истории России

Владимир И. Андреев

Россия, Санкт-Петербург

Декабрь 20, 2010

Понимая,что затрагивает болезненную тему межнациональных отношений, автор стремился предельно корректно и объективно анализировать рассматриваемые вопросы. Но, как гово-рит-ся, факты упрямая вещь и, когда их накапливается много, количество естественно переходит в качество. Точно так же, отдельные факты, но собранные в единую систему, формируют выводы, опровергнуть которые становится уже практически невозможно. Почти два десятилетия мы видим как нич-то-ж-ное по численности, но аг-рес-сивное и ковар-ное мень-шинство - новоявленные «революционеры», захва-тив в стране власть, продолжают грабить Россию. Сначала они ограбили простой народ, лишив его всех сбережений, а затем начали разрушать уже и саму страну. Воровски за-х-ватив общена-род-ные бо-гатства, созданные за десятилетия всем наро-дом, и природные ресу-рсы, отвоеванные нашими предками у суровой природы, они начали делить их между собой и продавать «Западу» оптом и в розницу. Так, на средства от продажи собственности, украденной у народа, за рубеж и появились сверхбогачи - миллиардеры-олигархи, в основном все из «пассионарных» инородцев. Разрушение страны они начали по четкому плану, разработанному, видимо, заранее и не «на кухнях диссидентов». В них чувствуется «рука» и стиль серьезной организации. Начав с экономического разгрома страны, затем они перешли к идейному разрушению морали и нравственности народа, путем пропаганды по всем видам СМИ «западного», «свободного» образа жизни, на поверку оказавшегося развратным и безнравственным – типичным «пиром во время чумы». Что и подтвердил нынешний «экономический» кризис, хотя это кризис не экономики, а системы капитализма. Теперь даже сторонникам и апологетам «перестройки» стало ясно, что «они» нас «кинули», как принято говорить на нынешнем «демократическом» жаргоне. Поэтому пора нам задуматься и понять: Как и почему так случилось, что мы - русские и другие коренные народы России, в своей стране стали изгоями и нищими. А новоявленные «хозяева жизни», все эти безнравственные инородцы, обокрав простой народ «до нитки», себя стали называть «господами», а нас презри-тельными и унизительными кличками «совки». Должны ли мы и дальше мириться с таким беспределом? Поэтому давайте попробуем разобраться, в чем причина этого казуса? Когда мы жили при Социализме, пусть и небогато, но спо-ко-й--но и уверенно за свое будущее, мы в массе своей редко задумывались о том, откуда берутся средства на общественные блага, на соци-альные льготы, которые имели, на «оборону» и на развитие. Мы просто знали, что так должно быть и были уверены, что так бу-дет всегда, потому что работала система - Социалистическое государство. За десятилетия Советской власти народ привы-к к тому, что все вопросы нашей жизни решаются по планам, которые разрабатывает и реализует власть. А власть, она и есть власть. Она должна проявлять и свою волю, и свою силу. На «Западе», как мы знали, «власть» принадлежит «капиталу», поэтому она и защищает его интересы. У нас же в стране капиталистов не было и поэтому, все полагали, что наша власть отражает интересы народа. Такое понимание власти в СССР и обеспечивало нам спокойствие, веру в его справедливость и, в конечном итоге, в разумность решений, принимаемых правительством. В этом проявлялся характер или «менталитет» русского народа, как государствообразующей нации, обеспечивавшей стабильность многонационального государства. Рядовые граждане, зани-маясь привычной работой, мало интересуясь тем, как строится наша власть, и кто ее представляет. Поэтому и выборы воспринимались не как некий реальный выбор, а скорее, как некая государственная или гражданская обязанность «проголосовать». При этом всегда предполагалось, что и дальше все будет продолжаться так же, как было и до этого. Хорошо это или плохо? Вопрос далеко не однозначен, как это преподносят наши доморощенные «демократы», утверждая, что народ тем самым был лишен свободы и демократических прав. Конечно, то, что было построено в СССР, было далеко от представления об идеальном Социализме в соответствии с теоретическим представлением о смысле этого понятия. И в философском смысле, видимо, было много отклонений от теории. Но, в реальном, практическом Социализме, который был построен в СССР, никто не голодал, у всех была крыша над головой, никто не страдал от безработицы, люди были более доброжелательны друг к другу, а межличностные отношения были несравнимо выше, чем в любой другой стране «рыночной экономики» и «За-па-дной демократии». Полного равенства или «уравниловки», как презрительно говорят об этом иудопредатели Социализма, тоже не было. Но, не было ни голодных и бездомных (как сейчас), не богатых, наворо-вавших миллиарды, имею-щих двойное гражданство, дома и квартиры в России, и виллы на дорогих зару-бежных куро-ртах. При социализме большинство народа занималось конкретным делом, а не политической болтовней. Все должны были работать и честный труженик, кто хорошо работал и имел высокую квали-фика-цию, мог вполне прилично жить. Излишеств, ко-нечно, никаких не было, но все необходимое для нормальной жизни честный труженик имел. «Мерседесов» и прочих «иномарок» было негусто, но зато ис-правно работал общественный транспорт, на котором мо-жно было добраться, куда пожелаешь, «за копейки». Конечно, его тоже было явно мало-вато, хотя в принципе, плановая сис-тема экономики правильно ставила приоритеты на развитие общественного транс-порта, который для общества в целом был и более экономичен и менее вреден в смысле экологии. Просто нам не хватило времени для нормального развития. Мы слишком долго боролись с мировым капиталом вне страны и не заметили, как этот же капитал свил гнездо в родной стране. В то время как основная масса трудового народа честно и добросовестно работала на благо государства, незначительная часть общества, прежде всего, представи-тели так называемого «пассионарного» народа и выходцы из Южных краев, в силу особенностей своего менталитета (как будет показано дальше), была недо-вольна нашей стабильной (с их точки зрения - консер-ва-тивной) жизнью. Они давно уже занимались «левой» и «тене-вой» эко-номикой, накопив приличные средства. Но, реализовать их в социалистической системе они не могли. Вспомним примеры А.Корейко и Остапа Бендера в известном романе «Золотой теле-но-к». Социалистическая система считала спекуляцию и подпольную эконо-мическую деятельность противоречащей интересам государства и уголовно наказуемой. Поэ-тому все эти новоявленные подпо-ль-ные «бен-деры» и «корейки», как и неуго-мон-ные «революционеры-экс-тремисты» социализм отвергали. Они все мечтали о ради-ка-ль-ных изме-не-ниях в нашей государственной системе, чтобы «свободно» реализовать свои воровские и мошеннические наклонности. Это был хитрый и коварный внутренний враг Социализма. И ошибка руководства страны заключалась в том, что они не оценили этой опа-сности. Хотя, возможно, кое-кто тогда уже соз-нательно не хотел этого видеть, так как верхушка власти также была нашпигована этими же «пассионарными» и в значительной степени уже переродилась. Почти все дети руко-водящих деятелей государства устраивались в структурах МИДа и Внешторга. Регулярно бывая и подолгу про-жи-вая за рубежом, они постепенно не только привыкали к «Западному» образу жизни, но и впитывали его «ценности». Переходя в высшие эшелоны власти, они становились уже пособниками наших внутренних «революцио-неров-демократов». В результате Советская власть начала загни-вать «с голо-вы», что было следст-вием старой ошибки партийного руководства - непри-ятие кри-тики и отсут-ствие политического проти-вовеса - оппо-зи--ции. Так что одна из причин наших бед заключалась в том, что руководители страны вольно или невольно, сами способствовали ее разрушению. Но, была и другая причина – влияние внешних сил. А, точнее, наших внутренних врагов – «пятой колонны», которая реализовывала планы внешних сил. Находясь внутри России, и прикрываясь интересами народа, они начали вводить его в заблуждение разными провокационными идеями о том, что все наши беды из-за отсутствия свободы и общественной (по их словам - ничьей) собственности. Вот если каждый станет собственником и начнет свое «собственное дело», то всем будет хорошо. Вспомним сказки Чубайса о двух «Волгах» на один ваучер. Теперь, видя, как сознательно разоряется и народное хозяйство, и растлевается молодое поколение страны – наше будущее, становится поня-тно, какой глубоко продуманной была программа развития государства, построения Социализма и нового об-ще--ства страны. Пытаясь понять причины и найти истоки разрушительного процесса, анализируя собы-тия и тенденции их развития, ав-тор постепен-но и пришел к выводу, что глав-ной причиной всех наших бед и нынешней парадоксальной ситу-ации, явля-ется ко-ренное различие в жизненных интересах и мировоз-зре-ниях или «менталитетах» коренных народов России и «пришельцев» - «инородцев». С чего начался и как развивался этот процесс расхождения интересов? Помня страшные последствия прошедшей войны, и зная об угрозах «из-за океана» нанести ядерный удар по СССР, руководители государства и простой народ, пони-мали ситуацию и, исповедуя принцип, «чтоб только не было войны», с терпением относились к трудностям мирной жизни, полагая, что это временное явление. Поэтому когда была провозглашена программа так называемой «перестройки», простые люди, полагая, что это делается в интересах народа, поддержали и эти планы. Но, оказалось, что и задумана «перест-ройка» была не нашими лидерами, и реализация ее была доверена хитрым и коварным проходимцам. А, далее оказалось, что и «перестройка» и ее «реформы» были предназначены совершенно для других целей. «Реформаторы» утверждали, что когда каждый гражданин станет собственником и начнет «собственное дел», то и государство и народ станут жить богато и счастливо. В этом утверждении, как минимум, было заблуждение или непонимание сути процесса. Но, скорее всего, откровенная ложь. Специалисты давно уже установили, что самостоятельным предпринимательством способны эффективно заниматься не более 5-7 % людей. Основная же масса народа по определению на это неспособна. Большинство людей предпочитает иметь нормальную стабильную работу с приличным заработком и возможностью в свободное время отдыхать, а не ловить «синюю птицу счастья», следя за тем, куда идет «курс доллара» и тенденции на мировых биржах. Поэтому, толкая простой народ на путь «предпринимательства», «реформаторы» сознательно вводили его в заблуждение, внедряя две разрушительные стратегии: - во-первых, нарушили нормальное плановое общественное производство, провоцируя людей на создание малых частных предприятий на базе цехов, участков и отделов крупных государственных предприятий, что и привело, в конечном счете, к развалу всей промышленности; - во-вторых , направив простого человека на создание частных предприятий, к чему он не был готов ни морально, ни организационно-экономически, они обрекли его на нищенское существование. Что мы имеем в результате? Тысячи российских «челноков», путешествующих по миру с тележками импортного барахла и толпы «гастарбайтеров» - наших бывших «братьев» из таких же братских республик бывшей единой страны - СССР. Используя слабость человеческой натуры, обещанием легкой и богатой жизни при «свободе» и рыночных отношениях, они и привели страну к краху. В Христианских заповедях и посланиях апостолов не случайно подчерки-ва-ется, что слаб человек духом и часто грешен. Поэтому, чтобы чело-веческие слабости не побеждали его «божественное предназначение» человеку и нужны нравственные оковы и духовное наставление. Полная свобода без ограничений губит слабого духом человека. Это известно человечеству уже тысячи лет и умные пра-вители, создавая свои государства и империи, разумно и эффективно использовали власть, в рамках своих сил и исторических возмож-ностей того времени. Если нарушить эту систему и дать каждому полную свободу действий, то такой народ (хотя это будет уже не народ, а толпа) сам разрушит все то доброе, что было создано до этого. Вот эту-то миссию провокаторов и инициаторов развала страны и выполняли наши «либерал-демократы». До тех пор пока в стране суще-ствовала система жесткого «государева» контроля, как в старой России, а потом «партийного» контроля в СССР, обще-ство и государство нормально развивались. Но, новоявленные «просветители-демократы», ратуя за «свободу личности», свели к нулю представление об ответст-венности рядового человека и гражданина перед обществом и государством. А к чему это привело в нашей России? В 1917 году - к поражению в войне и последующей революции. В 1990-х годах - к развалу СССР, после чего все общество в нынешней «демократической» России на глазах стало превращаться в анар-хическую толпу, а «государственная власть» - в джунгли. Почему же, по разному, представляют цели и методы построения общества и государства коренные жители России и новоявленные пришельцы – инородцы? Как показывает анализ, главная причина в коренных различиях менталитетов этих народов. Большинство коренных народов России всегда жило и стремится жить по традициям предков, когда вопросы решались «всем миром», как в большой семье, где каждый чувствовал себя частичкой общего. Раньше это была большая крестьянская семья, сельская община, потом колхоз и, наконец, государство. Руководствуясь представлениями, что ты не один, и не сам по себе, а член некоторого сообщества, никто и не стремился жить вопреки мнению большинства. В этом и состояла сущность нашего «соборного» представления о смысле жизни. Это и нашло отражение в наших народных поговорках и притчах. Но, «либерал-демократы», придя к власти все и делали для того, чтобы, прежде всего, разрушить семью, а следом за ней и российское государство, которое также всегда строилось и жило как большая семья разных народов. Нашим «либералам» хотелось, чтобы в России все стало как «на Западе», где «полная свобода личности» и давно уже действует принцип «Каждый сам за себя, один Бог за всех». Но, не будем «всуе» упоминать о Боге, так как у каждого «индивида» на Западе совсем иная цель. Вовсе не благотворительная, а корыстная и алчная, как и у зверей в джунглях. Такое «общество», а точнее сказать, сборище индивидов есть прямой путь к разрушению всего, что пока еще принято называть цивилизованностью и культурой человека разумного. Это путь к полной деградации человечества. Но, нужен ли нам такой путь? Чтобы понять, почему у народов России и у «пришельцев-инородцев» такие диаметрально противоположные представления о цели и смысле жизни посмотрим и сравним менталитеты двух народов России: русского и еврейского. Выявив различия, мы определим и их роль в делах и результатах событий последних десятилетий. Для начала определим, в чем состоит сущность менталитета: чем определяется, как формируется и на что он влияет. Менталитет - как мировоззрение некой общности людей, есть син-тез основных характеристик личности: интеллекта и эмоциональности в преломлении к идеологии или национальной философии. В зависимости от соот-но-шения этих составляющих, особенно от характера идеологии, мента-ли-теты разных народов имеют существенные отличия. Интеллект, это некая характеристика, отражающая способ-ности форму-лиро-вать проблемы, по-ни-мать их суть, ана-ли-зи-ро-вать факты и обстоятельства, уста-на-в-ливать их взаимосвязь, определять и находить принци-пи-аль-ные ре-ше-ния, то есть, способность к позна-вате-льной и творческой деятель-но-сти. Эмоциональность, или иначе, темперамент - это степень реак-тивности личностей на стандартные ситу-ации или «раз-дражители». Идеология, или вероисповедание (религия) – есть общенацио-на-льная фило-со-фия, отражающая как взаимоотношения отдель-ных чле-нов со-обще-ства между собой, так и с представителями других сообществ. На форми-рование менталитета, прежде всего, по-вли-яют усло-вия и образ жизни людей, то есть условия сущест-вования всего сообщества данного народа. Уже давно и детально изучены исторические и демографические факто-ры в жизни сообществ людей. Но есть еще некие причины и факторы, которые пока не оценены в должной мере при изучении этого вопроса. Речь идет о влиянии фактора климата, а точнее, о влиянии сол-нечной радиации на человека. Давно подмечено, что «южные» наро-ды, а в России это «лица кавказской национальности», более тем-пера-ментны и эмоциональны, чем коренные «северные» народ-ы. Естественно, что и мента-ли-тет, также зависит от климатических условий реги-она Земли, где сфор---ми-ровался данный народ или нация. Известно, что большинство химических про-цессов в природе уско-ря-ются при повы-шении температуры. Видимо, так же происходит и в физиологии. Ускорение биохимических реакций в организме, в свою оче-редь, вызы-вает более интен-сивный процесс обмена веществ, повы-шается активность всей нервной системы, управ-ляющей процессами в организме. Естественно, что все это отражается и на деятельности головного мозга. Поскольку воз-растает общая интен-сивность обмена сигналами в нервной системе организма, то возрастает и спон-танная актив-ность (случайные сбои) воз-бужденных ней-ронных структур раз-личных функциональных систем. Но, известно, что при таком возбуждении нервной системы в организме стимулируется выде-ление адре-налина. В результате инициируется активность дви-га-те-льных органов. Че-ло--век все время стремится что-то делать (зуд актив-ности и сует-ли-вости). Но повышенная спон-танная актив-ность нейронных стру-ктур оказывает влияние не только на двигательную активность, но и на всю деятель-но-сть головного моз-га, стимулируя эмо-цио-нально-ини-циативные и твор--ческие способ-ности личности. Ведь лю-бое творче-ство несет в себе элемент фан-та-зии. А что та-кое фан-тазия? Это нало-жение случайных комбинаций сигналов спон-тан-ной актив-но-сти возбужденных участков нервной системы, на сиг-налы, цир-кули-ру-ю-щие в нейрон-ных цепо-чках мозга, участ-вующих в мысли-тельной деятельности. Эти слу-чайные спон-танные сигналы изменяют реаль-ные анализируемые об-разы и ситуации, которые транс-фор-мируются, обре-тая новый вид, получая иные оценки и формируя новые выводы. В результате в деяте-ль-ности таких лич-ностей начинает проявляться изли-шняя эмоцио-на-ль-нос-ть, непредска-зуе-мо-сть и фантазия, что при решении творческих задач может быть весьма полезным, создавая явления «ин-туиции», «наи-тия» и «про---зрен-ия». Дру-гими словами, творческая способ-ность личности, очевидно, непосредственно зависит от интен-сив-ности спон--тан-ной активности нейро-нов голов-ного мозга. Все это прояв-ляется и в более высокой общей актив-ности и ини-циа-тивности лич-ностей с такими особен-ностями интеллек-туальной деяте-льности мозга. Но, не все так гладко и просто в оценке интеллекта. Если по-нимать интеллект более широко, не только как способность творить, т.е. вы-двигать новые идеи, но и способность хладнокровно, беспри-ст-растно и объективно их анали-зировать, учитывая все факторы, мне-ния, оце-нки и аргу-менты оппонентов, то повышенная интен-сивность спонтан-ной актив-ности мозга хо-роша лишь в опреде-ленных пределах. Слишком низкая акти-вность (подавленная реакция) - это де-биль-ность, иди-отизм - человек лишенный всякой инициативы и желаний. Слиш-ком высокая активность (пере-возбуждение, одержимость) - само-уверенный, чело-век, не признающий ничьих иных точек зрения. В пределе, это маньяк, психи-чески неуравно-ве-шен-ный или даже боль-ной чело-век, не спо-соб-ный реально и правильно оцени-вать как ситуацию, так и резу-льтаты пред-при-нимаемых действий. Границы между гениальностью и психо-патией от повышенной активности нейронов мозга, как известно, пока не оп-ре--делены, поэтому ясно, что это «палка о двух концах», как и все в природе. В порядке отвлечения, можно заметить, что такой же эффект повы-шен-ной эмоциональности и спонтанной активности нейронов мозга вызы-вает при-ем алкоголя, наркотиков и иных «стиму-ляторов» различной природы. Может быть именно поэтому «северный» народ и любит креп-кие напитки, чтобы как-то компенсировать недостаток естест-вен-ных стимуляторов активности. А для некоторых «твор-чес-ких личностей», это часто ста-новится просто необходимым для пос-тоянного поддержания жизнен-ного тону-са и твор-ческой активности, к сожа-лению, как правило, с печальным фини-шем. Итак, какой следует вывод? Повышенная активность действительно может быть полезной, ко-гда требуется индивиду-аль-ное вы-по-лнение работы, осо-бен-но творчес-кого харак-тера. Поэтому такие личности склонны к творческой деятельности и к пред-при-ни-ма-тельству, как способу самоутверждения и удов-летворения сво-его неуем-ного эгоизма. Но, когда необхо-димо вы-по-лнение мас-штабной пла-новой работы, требующей глубокого анализа, объеди-не-ния мнений и уси-лий боль-шого коллектива исполнителей, сосредото-чен-но-сти и значи-тельно-го срока ее выпол-не-ния, такая индивидуальная актив-ность (торо-пливость, сует-ливость) не всегда полезна, а часто и вредна. Поэтому личности со спокойным и уравнове-шенным мен-тали-тетом скло-нные к неторопливому серьезному анализу и взвешенным реше-ниям, в прак-ти-чес-кой жизни более склонны к коллективному труду. Будучи уравно-вешен-ными и хладнокровными, они более легко вос-при-ни-мают и чужое нега-тив-ное мнение (критику), и властное управление свыше. Поэтому большинство народа России и предпочитает коллективный труд. Следовательно, при правильном понимании менталитета того или ино-го народа и отдельных личностей, многие вопросы организации общества могут быть решены более разумно и без эксцессов. На-пример, если в каж-дом работо-спо-собном коллективе могут быть (и жела-тельно, что-бы были) пред-ставлены личности всех ти-пов, то реальный лидер кол-лек-тива должен быть только лич-ностью с уме-ренной спон-танной активностью. И чем более серь-езная, гло-ба-льная и ответ-ственная задача стоит перед кол-лективом, тем более вы-держанным, а не импу-ль-сивным должен быть лидер. На такие роли темпераментный носитель эмоционального интел-лекта вообще не годится, как и на роли, связанные с воздействием на значительные массы людей, ввиду своей неуравновешенности и воз-мо-жности нежелательного возбуж-де-ния людей. Но, к сожалению, у нас частенько выдвигали на руководящие должности людей, которые умели хорошо говорить, а не делать. Потому и приходили к власти разные «говоруны», то любители «нового мышления» (хотя потом обнаруживалось его полное отсутствие), то, выкидывая разного рода «загогулины», вместо реальных решений по улучшению жизни и наведению порядка в стране. Рассмотрим теперь природу менталитета. Как нас учили в вузах марксистско-ленинской филосо-фии, все явления и события, про---ис-хо-дящие в нашей жизни, надо изу-чать в контексте диалек-ти-ческого понимания исто-рии. Диалек-тический подход к изу-чению исто-рических процессов и показал, что тип мента-ли-тета зависит не только от геополитических, демографических и исто-ри-ческих условий, но и от природно-климати-ческих характеристик региона Земли, где он сформировался. Если взглянуть на кар-ту распространения ранних цивилизаций на Земле, а потом на кар-ту сов-ременных «горячих точек», где экстремизм и терроризм не утихает никогда, мы уви-дим, что они пра-к-тически совпадают. Это сре-диземноморский бассейн (Север Африки, Юг- Ев-ропы, Ближний Восток), это Средний Восток (Персидский залив), это Индо-китай, это Карибский район и тропи-ческий пояс Латин-ской Америки. Здравый смысл под-сказывает нам, что эти совпадения не слу-чай-ны. Бытующее объяснение, что «раз эти места густо за-селены, а насе-ление их пестро, то и конфликты там неиз-бе-жны», - слиш-ком простое и, ви-димо, не полное. Да, это, несомненно, имеет место, но только ли в этом причина? К примеру, о конфликтах между племе-нами или народностями Севера данных нет. Очевидно, что менталитет «северных» народов совершенно дру---гой. Понимание того, что климатические условия явно влияют на эмоционально-интеллектуальную активность личности, формируя соответствующий мента-ли-тет, подтверждается всем опытом жизни наро-дов, проживающих в регионах с различными климатическими условиями и соответственно с различной солнечной активностью. О «горячих» южных народах уже говорили. Для контраста отметим, что на-ро-ды, проживающие в северных регионах Европы, имеют хладнокровный, уравно-ве-ше-нный мента-литет, что подтверждается постоянной политической стаби-ль-ностью в таких странах Европы как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, где практически никогда не было конфликтов между народами. Также и у «северных» народов Азии и Америки. Естественно, что все сказанное, распространяется, прежде всего, на черты характера, как подсознательно врожденные. Когда реальные условия жизни будут отли-ча-ться от тех, в которых жили его предки, подсознательное родовое все равно будет сказываться. К примеру, если человек живет на Севере, а его предки жили на Юге, то его темпе-рамент и менталитет хоть и будут нес-колько смя-гчены влиянием климата, но все же его подсознательная часть будет прорываться. И, наоборот, «северяне» с более «инертным» менталитетом и на Юге живут по своим привычкам и обычаям, а потому в критические моменты исто-рии и социальных катаклизмов, более медленно адаптируясь к быстро меняющимся условиям, нередко оказываются в бедственном поло-же-нии.

  1. История Северного Кавказа в печатных изданиях. Библиографический справочник

    Справочник

    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).

  2. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах (1)

    Книга

    Третья книга из серии. "История России XX века" - очередной или затянувшийся «провал» в истории человечества или еще одна отчаянная попытка отстоять свои культуру, территорию, менталитет, свою веру как неотъемлемый элемент

  3. Программа дисциплины История предпринимательства для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины

    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Изучение иностранного языка неразрывно связано с познанием культуры его носителей. В свою очередь исследование культуры непременно касается национальных черт народа. Описывая определенные особенности нации, специфику образа жизни, манеры поведения, говорят о национальном характере.

Под национальным характером понимается то, что приобретается, получается в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции народа на окружающий мир, установившиеся нормы поведения и деятельности.

Имеется несколько мощных факторов, способных заметно влиять на национальный характер. Среди них - тип общества, в котором живут люди, доминирующая религия, психофизиологическая природа нации, а также среда обитания человека.


Первоначально описательное понятие национальный характер использовалось в литературе о путешествиях с целью показать образ жизни народов. Затем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали, прежде всего, темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.п. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого.

С. М. Арутюнян определяет национальный характер как «своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике ее национальной культуры» .

Довольно распространенным является мнение о национальном характере, согласно которому это не совокупность специфических, своеобразных, присущих только данному народу черт, но своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт. На уровне бытового сознания существование у каждого народа национального характера не вызывает сомнений, является как бы аксиомой. Особенно часто эта мысль возникает во время пребывания, даже самого краткого, в чужой этнической среде. Оно укрепляет убеждение в том, что люди этой общности во многих отношениях сильно отличаются от нашей: об этом свидетельствуют черты их жизни и быта, порой даже внешний облик людей, их поведение и пр. Национальный характер оказывается как бы ключом к объяснению жизни народа, и даже его истории.

Характер этноса - это не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. Психолог И. С. Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру; индивидуально-психологические методы здесь недостаточны» . Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Например, трудолюбие является важной чертой и немецкого, и японского национальных характеров. Но немцы трудятся размеренно, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, стремясь выразить чувство прекрасного и в процессе труда. Русское трудолюбие носит азартный, даже авральный вариант мобилизации всех сил для выполнения какой-то трудовой задачи, а затем спад трудовой активности, т.е. размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило. А труд африканцев на протяжении веков был подневольным, рабским, и поэтому не способствовал развитию трудолюбия, труд выступает как неизбежная и тяжкая обязанность.

Для более полного представления своеобразия конкретной нации важно учитывать не только основные черты ее национального характера, специфики образа жизни и манер поведения, но и особенности ее образа мышления - менталитета.

Понятие менталитет относительно новое, этот термин соответствует русским словам склад ума , умонастроение , душевность . В одно и то же понятие ментальности разные авторы вкладывают различное содержание. Принято считать, что менталитет принадлежит к числу тех понятий научного и обыденного языка, которые с трудом поддаются сколько-нибудь строгой дефиниции. Рассмотрим несколько определений понятия менталитет .

И. Г. Дубов в статье «Феномен менталитета: психологический анализ» приводит следующие дефиниции: менталитет - некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего общества и обьяснить специфику их реагирования на него; в философской литературе менталитет - совокупность представлений, воззрений, чувствований людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы; с точки зрения психологов, менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающих вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других.

В словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой менталитет оценивается как понятие «книжное» и определяется как «осмысление мира, прежде всего с помощью образов, окрашенных эмоциональными и ценностными ориентациями, тесно связанными с традициями, настроением, чувством» .

Термин менталитет достаточно своеобразно определяется в англоязычных словарях. Так, например, словарь Webster определяет mentality как mental capacity, то есть как умственную способность, или как mental power, как умственную силу, мощность, как mental outlook, то есть умственный взгляд, умственную перспективу, что можно понимать и как мировоззрение. Приводится значение данного термина и как state of mind – состояние разума .

Схожее определение мы находим и у С. Г. Тер-Минасовой: «понятие менталитет включает в себя склад ума, мироощущение, мировосприятие, психологию. Иными словами, менталитет – это мыслительная и духовная настроенность как отдельного человека, так и общества в целом. Mentality – (degree of) intellectual power; mind, disposition, character (менталитет – уровень интеллектуальных возможностей, склад ума, настроение, характер)» .

В определенном смысле категория менталитет может быть отождествлена с категорией подсознательная духовность . Выступая в качестве ядра смысловой сферы индивида, менталитет одновременно есть «система заложенных в основание культуры взаимосвязанных универсалий, которые являются формами хранения и трансляции фундаментальных представлений о мире и социального опыта жизни в этом мире» .

Под менталитетом также понимается и «исторически сложившееся долговременное умопостигаемое единство наиболее устойчивых представлений, стереотипов и архетипов, проявляющихся на осознаваемом и неосознаваемом уровнях в виде особого образа мыслей, мироощущения и мировосприятия, и имеющего аксиологическое, эмоциональное и поведенческое воплощение» .

Элементы, составляющие менталитет, существуют не просто в своей разнородности, а сливаются в некий духовный сплав. «Менталитет воплощает в себе то общее, что лежит в основе сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального, общественного и индивидуального, мышления и поведения, веры и образа жизни. Менталитет проявляется в позициях, ценностных ориентациях, мировоззренческих и поведенческих стереотипах, исторических традициях, образе и укладе жизни людей, в языке» .

С одной стороны, менталитет определяет наши предпочтения (поведенческие, ценностные, нормативные), с другой – выступает основой отталкивания человека от всего того, что ему чуждо, основой неприятия определённых стандартов поведения, идей.

Из специальных исследований, центрированных на менталитете, отметим работу В. В. Колесова «Язык и ментальность» (2004), который предлагает следующую трактовку понятия менталитет : «менталитет в своих признаках есть наивно целостная картина мира в её ценностных ориентирах, существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях; менталитет проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества на основе общности языка и воспитания и представляет собой часть народной духовной культуры, которая создаёт этноментальное пространство народа на данной территории его существования» .

Менталитет народа всегда несёт на себе печать национального, ассоциируясь с такими понятиями, как национальное сознание , национальный характер , народный дух и т.п. Он является выражением специфики национального своеобразия. Полноценное знакомство с любой культурой предполагает не только изучение материальных составляющих этой культуры, не только знание её исторической, географической и экономической детерминант, но и попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей языка этой культуры.

По словам Э. Гуссерля, «как бы ни были враждебно настроены по отношению друг к другу европейские нации, у них всё равно есть внутреннее родство духа, пропитывающее их и преодолевающее национальные различия» .

Общее сближает народы, позволяет увидеть и понять неповторимость культуры, традиций, предопределяет уважительное отношение к государству и его народу.

«Менталитет скрывается в поведении, оценках, манере мыслить и говорить. Выучить и подделать его нельзя, можно лишь «впитать» вместе с тем языком, который вмещает в себя мировоззрение и коды данной культуры» .

В целом, понятие менталитет включает в себя следующие содержательные компоненты:

o образ жизни как относительно самостоятельную систему основных форм жизнедеятельности человека, социальной группы, общества, связанную с национальным укладом, стилем, обрядностью, бытом и др.;

o духовные основы народной жизни, взятые в широких исторических рамках (истоки в форме исторической памяти, историческое наследие как духовно-нравственный потенциал, проявляющийся в исторической идентификации);

o национальную психологию (национальный характер).

Каждая национальная культура есть результат проявленной деятельности национального менталитета, так как национальная культура не существует вне национального менталитета. Все это находит свое отражение в лексике языка, и поэтому менталитет составляет часть народной культуры.

Таким образом, говоря о менталитете той или иной нации, народа, мы затрагиваем сложную, многослойную совокупность механизмов и способов действия, тесно связанных с многовековой культурой народа, ее обретенными и закрепленными способами реагирования на изменения внешнего мира, определяющими поведение нации.

Менталитет помогает понять, почему в одинаковых ситуациях разные народы ведут себя по-разному. Его природа консервативна, ее невозможно быстро изменить, точно так же как характер мыслей, чувств, поведение многих людей. Мировоззрение влияет на образование, но образование способствует воссозданию, преобразованию и корректировке менталитета.

Менталитет - что это?

Менталитет - это образ мыслей, . Он проявляется в виде эмоциональных, культурных, интеллектуальных особенностей человеческого мировоззрения, свойственным определенной этнической группе. Такое понятие распространилось в русской разговорной речи с середины двадцатого века. С помощью мировосприятия человек может понять умонастроение, оценку, взгляд, норму поведения, ценности, мораль различных групп людей.

Менталитет в социологии

Мировоззрение помогает изучить общественное сознание и имеет следующие эвристические возможности:

  • помогает понять уникальный субъекта;
  • помогает понять специфическое восприятие мира;
  • объясняет поведение и деятельность субъекта.

Если исходить из того, чем определяется менталитет в социологии, то в данном случае - это система социально-психологических особенностей человека, либо общности. В основу такого мировосприятия положен генотип, создание которого было обусловлено природной и социальной средой, собственным духовным творчеством субъекта. Мировоззрение предопределяет то, каким характером будет наделен человек, какая у него будет речь, поведение, деятельность. Он воссоздает единство, преемственность социальной общности.

Существует три компонента менталитета:

  1. Уникальность. Это чувства, эмоции, идеи, стереотипы, которые присутствуют у одного субъекта, отсутствуют у других.
  2. Своеобразное сочетание определенных признаков, которые характерны только для определенного коллективного субъекта. Так, например, в профессиональной сфере это интеллектуальная честность, смелость, широкий кругозор, высокий .
  3. Количественное соотношение таких признаков. Например, по показателю IQ можно разделить людей по категориям: юристы, банкиры – 120%, авиамеханики, электрики, химики – 109%, маляры, водители – 98%.

Менталитет в культурологии

Мировосприятие - это составная часть определенной культуры, определенного культурного пространства, на его формирование влияют определенные социальные, культурные условия в процессе длительного исторического развития. На протяжении многих столетий умонастроение формировалось, поддерживалось и видоизменялось под воздействием:

  • естественно-географических условий проживания;
  • соседства народов (в ходе эволюции один народ заимствует элементы быта, языка и верований у другого народа);
  • культурных условий, где системное ядро – культура, а отдельные элементы – жизненные явления в рамках культуры (бытовые привычки, политические нормы, религиозные верования).

У каждого народа свое культурное пространство, свои формы культуры, которые наполняются им в процессе деятельности. Народ сам является создателем своего культурного пространства, в этом и есть глубинный смысл культуры. Менталитет и культура – это понятия, которые не только характеризуют общее, что объединяет отдельных носителей одной культуры, но и выделяет то, что отличает эту культуру от других.

Менталитет - психология

Мировосприятие в психологии является характерной спецификой психической жизни определенного социума. Для ее раскрытия используется система взглядов, оценки, склад ума, хотя такое мировоззрение не может полностью совпадать с мыслью, действием, словом человека. Изучая, что такое менталитет человека, психологи сумели выделить четыре типа:

  1. Варварский - высокая выживаемость, выносливость, активное сексуальное поведение, бесстрашие перед риском смерти, это своеобразный менталитет победителя.
  2. Аристократический - независимость, гордыня, аристократичность, стремление к внешнему лоску, высокая нравственность.
  3. Интельский - пренебрежение к удобствам, комфорту, высокая работоспособность, сильная боязнь смерти, боли.
  4. Буржуазный - бережливость, экономичность, трудоголизм, душевная скупость, неискренность.

Вместе с тем, как развивались общественные отношения, складывалась и изменялась типология индивидуального мировосприятия: можно было изменить менталитет, дополнить его новыми чертами, лишить нежизнеспособных сторон. Сегодня такие типажи крайне редко можно встретить в чистом виде. Они скорее способствуют созданию интересных сочетаний людей, помогают окрасить ментальное сознание наций.


Менталитет - философия

Менталитет представляет собой совокупность социально-психологических особенностей человека, у различных групп людей или социальных групп она различна. Частью такого мировоззрения считается чувство собственной принадлежности. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух. Осознанная принадлежность человека к определенному этносу, нации пробуждает его духовность.

Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую оснастку, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.

Виды менталитета

Человеческое мировоззрение – это уникальный сплав психических качеств, их особенностей, то, как они проявляются. Для того чтобы узнать, какой бывает менталитет, нужно внимательно присмотреться к следующим видам:

  1. Исходя из сферы жизни социума, мировосприятие делится на экономическое, социальное, политическое, культурное, духовно-нравственное.
  2. В зависимости от типов деятельности, мировоззрение может быть производственным, научным, техническим, административным, литературным.
  3. Исходя из образа, мышления, мировоззрение может быть религиозным и национальным, городским, сельским, гражданским, военным.

Ментальность и менталитет - отличия

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие - это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность - это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет - это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

Менталитет и мировоззрение

В основу менталитета положено мировоззрение. Оно выражается с помощью понятий, идей. Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.

В зависимости от способа восприятия мира, выделяют следующие виды мировоззрения:

  • философское;
  • мифологическое;
  • религиозное;
  • научное.

Как формируется менталитет?

Формирование менталитета происходит на протяжении двенадцати лет. Оно начинается с трехлетнего возраста и завершается к шестнадцати годам, когда у человека происходит образование своей системы ценностей, целей, средств для их достижения. Развитие сторон мировосприятия человека напрямую зависит от:

  • менталитета родителей;
  • книг и кинокартин;
  • физической выносливости и психической стабильности;
  • политики;
  • школы.

Важнейшими понятиями в связи с анализом коллективной языковой личности на уровне нации являются менталитет, национальный дух, национальный характер, концептосфера, языковая картина мира, тип (архетип) и стереотип . Современные исследователи пытаются определить Гумбольдтовское понятие народного духа через термины «коллективная память», «менталитет», «картина мира», «лингвокультура».

Коллективная память , запечатленная в языке и духовной культуре, выступает как средство хранения и накопления информации, требующее поддержание знаковых систем, определенного метода упорядочения, организации информации по ее ценности и содержанию. Коллективная память соотносится с понятием «разделенного знания», на базе которого в процессе общения строится новое содержание – продукт совместного творчества коммуникантов.

Необходимо разграничивать национальный менталитет и национальный характер. Отличие национального менталитета от национального характера заключается в следующем: менталитет связан преимущественно с логической, концептуальной, когнитивной деятельностью сознания, а национальный характер – с эмоционально-психологической сферой. Национальный характер – это сложившиеся эмоционально-психологические нормы поведения человека в обществе. Иными словами, национальный характер это психологические стереотипы поведения народа.

Под менталитетом понимают образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления и многое другое. Но, учитывая то, что менталитет – понятие, характеризующее не только нацию в целом – специфическим менталитетом обладают и различные социальные группы людей, можно сказать, что менталитет – это специфический способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов сознания, характерных для определенной группы людей.

Главным признаком понятия «менталитет» является его принадлежность определенной социальной или культурной группе. Таким образом, в нем изначально заложена потенциальная возможность быть противопоставленным менталитету другой группы. Параметрами противопоставления могут быть когнитивные и мыслительные схемы и модели, образы и ценностные ориентиры.

Можно говорить о менталитете личности, группы и народа (этноса). Менталитет конкретной личности обусловлен национальным, групповым менталитетом, а также факторами личного развития человека – его индивидуальным образованием, культурой, опытом восприятия и интерпретации действительности. Это личные ментальные механизмы восприятия и понимания действительности.

Групповой менталитет – это особенности восприятия действительности определенными социальными, возрастными, профессиональными, половыми группами людей. Хорошо известно, что одни и те же факты действительности, одни и те же события могут быть по-разному восприняты и интерпретированы в разных группах людей. Так, известно, что игроки проигравшей команды имеют тенденцию приписывать поражение влиянию объективных факторов (плохое поле, необъективное судейство и др.), в то время как наблюдатели склонны объяснять поражение субъективными факторами (не проявили воли, не старались, не хватало скорости и проч.). Есть детская, мужская, женская «логика». Существует национальный менталитет – национальный способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов нации. Разный национальный менталитет может воспринимать по-разному одни и те же предметные ситуации. Национальный менталитет как бы заставляет человека видеть одно и не замечать другое.

Русский менталитет, к примеру, неизменно фиксирует покорность азиатских женщин и не замечает повышенной активности собственных, в то время как азиаты прежде всего фиксируют активность и даже агрессивность русских женщин, на замечая покорности и пассивности собственных.

Понимание воспринятого также во многом обусловливается менталитетом. Например, американец при виде разбогатевшего человека думает: «богатый – значит умный». Русский же в этом случае обычно думает «богатый – значит вор». Понятие «новый» у американца воспринимается как «улучшенный, лучший», у русского - как «непрове-ренный». Русские учащиеся понимают повторное объяснение учителя того же самого материала как стремление добиться лучшего понимания ими этого материала, помочь ученику, а финны нередко думают про такого учителя: «Он нас за дураков считает».

Менталитет преимущественно связан с оценочно-ценностной сферой, ценностным аспектом сознания. Он оценивает воспринимаемое как хорошее или плохое, как представляющее ценность, соответствующее ценностям или не соответствующее им. К примеру, концепт белая ворона оценивается русским менталитетом негативно, так как существует ценность – соборность, коллективизм.

Национальный менталитет представляет собой национальный способ восприятия и понимания действительности на базе присутствующих в национальном сознании стереотипов, готовых мыслей, схем объяснений явлений и событий, механизмов каузальной атрибуции. Это стереотипы мышления. Вслед за Г. Малецке С. Даль выделяет следующие факторы, влияющие на парадигму мышления: логика мышления; развитость индуктивного и дедуктивного, абстрактного и конкретного мышления. Существует мнение, что западное мышление, построенное на аристотелевской логике, является аналитическим, линейным, рациональным, в то время как для восточных культур характерна логика холистическая, ассоциативная, аффективная. В западном мышлении превалирует индуктивное, а в восточном – дедуктивное начало. Хотя Даль отмечает одинаковую способность русских и американцев мыслить абстрактно, американцы имеют склонность к более конкретным формам мышления, нежели русские.

Социальное, физическое и коммуникативное поведение определяются менталитетом. Более того, национальный менталитет направляет динамику формирования и развития концептов. Целый ряд исследований подтверждает, что между менталитетом и языком существует тесная связь.

Индивидуальная языковая личность реализуется на уровне идиолекта, который представляет собой «персональную» лингвисти-ческую систему конкретного коммуниканта, с вариациями на фонологическом, грамматическом и лексическом уровне. Каждый идиолект неповторим, как отпечатки пальцев индивида. На его характер влияет множество факторов: пол, возраст, социальное положение, место жительства, психотип, физиологические особенности и т. д., которые в совокупности образуют то, что называется индивидуальностью .

Идиолектные различия проявляются в тончайших нюансах произношения и интонации, специфическом для данного индивида, отборе лексических средств, особенностях синтаксиса и т. д. Даже минимальные единицы (звуки, буквы и цифры) могут приобретать индивидуальные символические значения и ассоциации. Так, например Кафка признавался, что находит букву К «оскорбительной, даже тошнотворной», несмотря на то, что это «его» буква.

В силу культурных различий идиолектная «мозаика» отличается от одной культуры к другой. Сложное переплетение коллективного и индивидуального в языке и речи обусловливает дополнительные сложности в МК. Дело в том, что часто бывает трудным определить, что в коммуникативном поведении индивидуума принадлежит лично ему, а что является отражением национально-специфических особенностей всего языкового коллектива. В результате при общении представителей разных культур черты идиолектной личности могут обобщаться и ошибочно возводиться в ранг национально-специфических. Именно в этом заключается механизм формирования стереотипов . С другой стороны, национально-культурные черты поведения могут игнорироваться на основании того, что представитель другой культуры не идентифицирует их как обобщенные, а считает присущими лишь конкретной личности.

Многие мужчины и женщины находят свою половинку в далекой загранице. На это есть много разных причин. Много таких семей живет счастливо, много таких браков распадается. Вроде всё, как обычно это происходит между мужчинами и женщинами , но вот одну из основных причин недопониманий, возникающих в интернациональной семье, мне хотелось бы разобрать.

Люди из разных стран бывает не понимают друг друга не потому, что неправильный перевод с одного языка на другой. Перевод правильный, просто они часто не понимают саму мысль - «как такое вообще может быть?» Та культура, в которой они выросли, и особенности менталитета составляют львиную долю этого недопонимания. Остальную долю являют уже индивидуальность, особенности личности.

Так вот, насколько я вижу, менталитет народов по степени тонкости мировидения, мироощущения и миропонимания различается с востока на запад.

Различие это касается в первую очередь преобладания духовных и материальных ценностей в разных народах.

Самое тонкое мировидение свойственно народам востока и юго-восточной Азии – японцам, китайцам, индусам. Я бы, например, не решился с экспромтом подарить букет цветов японской девушке, т.к. знаю, что у них каждый цветок, и каждый цвет несет какую-то смысловую нагрузку. А что у них там какой смысл несет – я не знаю! И как бы из лучших побуждений не создать проблему на ровном месте.

Далее идут народы Средней Азии и Ближнего Востока. Несмотря на их порой полудикий быт и средневековые традиции, миропонимание у них очень тонкое. Прямо как говорил товарищ Сухов в «Белом солнце пустыни»: «Восток – дело тонкое!» И лишь люди, которые часто бывают в Средней Азии и на Ближнем Востоке, жили там некоторое время, изучали их культуру, знакомы с традициями и нравами в действительности представляют, насколько это дело тонкое, и умеют полноценно с ними общаться.

Далее на запад идут русские, с их загадочной русской душой. Загадочность русской души заключается в свойственных русским противоречиях относительно вопроса «Что такое хорошо, и что такое плохо?» Потому что русские в менталитете своем стоят на границе между западом и востоком, и нам свойственны как западные черты, так и восточные примерно 50 на 50. Поэтому нам легче понимать и народы востока, и народы запада, продуктивно строить с ними отношения.

Далее на запад идут народы Европы. Для них уже материальные и телесные ценности имеют несколько большее значение, чем духовные. Я затрудняюсь определить это соотношение, оно не большое, но перевес в пользу материальных и телесных ценностей относительно духовных — наблюдается.

Это одна из причин того, что народы западной Европы весьма преуспели в деле собственного благосостояния и комфортности жизни. Однако это же самое условие не позволяет им понимать даже своих ближайших соседей с востока - русских. Не говоря уже о народах, живущих еще восточнее. А недопонимание порождает либо неоправданные иллюзии, либо недоверие и даже страх.

Дальше всех на запад, почти в центре западного полушария, живет народ США. Там материальные и телесные ценности сильно преобладают над духовными. И даже несмотря на то, что большинство американцев верующие люди, для них вера заключается больше в соблюдении ритуалов, нежели акцентировании на вечных, духовных ценностях. Например, Господь велел делиться, и американцы демонстративно занимаются благотворительностью, еще много других богоугодных дел делают, но не понимают их внутренней духовной сути. На это есть несколько причин.

Всем известна история возникновения этого государства. И вот уже на заре возникновения США зародилась главная ценность для любого американца – разбогатеть любым способом! Найти клад, прииск, разграбить древнее захоронение, ограбить банк или богатенького дядю – это у них считается подвигом. Классика американской литературы и кинематографа закрепила эти ценности. В то время как в других народах подобные деяния считаются преступлением, или, по крайней мере, поступками неблаговидными.

Преобладание телесных ценностей над духовными нашло отражение и в английском языке. Как пронаблюдал наш известный юморист Михаил Задорнов, фраза «В доме никого нет» в переводе на английский звучит, как в «доме нет ни туловища». «Nobody» сложное слово, состоит из двух частей: отрицания «no» и существительного «body» — корпус, туловище. В других европейских языках это не выражено так откровенно в отрицательных местоимениях, и фраза звучит нейтрально «нет никого», по смыслу «нет ни человека». В русском же языке даже есть выражение «в доме нет ни души».

Точно так же в восточной и западной психологии отношений мужчины и женщины мы наблюдаем разный подход – духовный, и материально-телесный. На Востоке давным-давно придумали Дао любви и Кама Сутру, охватывающее и духовную и физическую составляющую отношений мужчины и женщины .