Песталоцци как гертруда учит своих детей конспект. Педагогические идеи И.Г. Песталоцци. Жизнь и педагогическая деятельность

В последующие годы жизни, руководя «институтами» в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием «метод Песталоцци», под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки». Сущность своего метода И.Г.Песталоцци изложил в ряде сочинений: «Метод. Памятная записка Песталоцци» (1800), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» (1802), «Что дает метод уму и сердцу» (1806), «Памятная записка о семинарии в Кантоне Во» (1806) и др.

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.

И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

3) силы души, вырастающие из задатков к тому, Чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Рассматривая гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания И.Г. Песталоцци признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанника некую «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельной личности. Выработку такого равновесия сил И.Г. Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При этом существенно значимым был тот момент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять. Именно во взаимодействии механизмов познания и умений И.Г.Песталоцци усматривал основу саморазвития.



Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарного образования -- это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:

1) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения -- основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности -- необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства.

И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.

Исходным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Вот почему большое значение он придавал принципу наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Мысль о значении такого рода упражнений, конечно, продуктивна. Но ее практическое воплощение нередко принимало и у самого И.Г. Песталоцци, и у его последователей односторонний, формальный характер из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.

Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX--XX вв.

Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели -- воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников -- вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.

Простейшим исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств.

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была идея природосообразности воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо он призывает в процессе воспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строить воспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в нем духовных и физических сил.

Иоганн Генрих Песталоцци (12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.

Под влиянием произведения Руссо «Эмиль, или о воспитании», Песталоцци намечает первые контуры своей педагогической системы: природосообразность, развитие органов чувств (прежде словесных уроков), строгое соблюдение системы в развитии в каждом ребенке всех его сил и способностей; дисциплинирование ребенка, основанное на его любви и доверии к воспитателю.

В 1774 году он открыл свой первый приют для сирот, беспризорных и самых бедных детей в своём имении Нейгоф, назвав его «учреждением для бедных». В 1780 году школа И. Песталоцци разорилась и была закрыта.

В короткий срок он пишет шесть повестей - и все уничтожает, ибо они кажутся ему невозможно слабыми. Лишь седьмую, нравоучительную книгу для народа «Лингард и Гертруда », в которой проповедуются важные идеи народного образования, он несёт к издателю. Этот педагогический трактат принес Песталоцци мировую известность. В ней подробнейшим образом разъяснялось, как устраивать самим крестьянам школы для своих детей, давалась реалистическая картина жизни швейцарской деревни и выражаюсь вера в педагогический (просвещенческий) путь переустройства общества.

Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Педагогические принципы Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».


5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Он создает новый теоретико-педагогический труд методического характера «Как Гертруда учит своих детей». В этот период учёный создает ряд педагогических сочинений: «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «О народном образовании и индустрии» и др.

Стремясь создать научную педагогику, И. Песталоцци разрабатывал ее теоретические основы: ее объект, предмет, научный метод, способы правильного поиска и достоверного доказательства знаний в области педагогических исследований. Особенно важной и актуальной в настоящее время для судеб педагогической науки была идея И. Песталоцци - опытное изучение детей и их воспитания. Песталоцци в свое время доказал необходимость экспериментальной работы в школе для развития научной педагогики.

В основу научной педагогики Песталоцци положил целостное знание о человеке, «вечные законы человеческой природы». Само воспитание он рассматривал как сложный социальный процесс, органически вписанный в жизнь людей. Его неослабное внимание к социальному развитию личности заложило основы социальной педагогики. Центральной идеей этой науки (и как важной педагогической дисциплины) стала мысль И. Песталоцци о том, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».

Воспитание, по мнению И. Песталоцци : необходимо начинать с младенчества: «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения». Главные понятия его педагогики нацелены на обеспечение очень простого, реально осуществимого в самых неблагоприятных социальных условиях (недорогим, не слишком продолжительным) и дающим вместе с тем такой объём знаний, умений и навыков, который богатые и сильные мира сего не столь уж часто имеют:

Во-первых, развить детей умственно, т.е. сформировать склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству;

Во-вторых - воспитать нравственно - сформировать деятельную доброту и способность к любви, чувство собственного достоинства - склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода;

В-третьих, стремление постоянно и систематически работать над развитием своего кругозора, умение выделить ценности в мире;

В-четвёртых, развить физически, способность к поддержанию физической силы и здоровья;

В-пятых, трудовое воспитание, выработка культуры труда, умений и навыков рациональной работы.

Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы. В человеке природа заложила троякого рода силы умственные, физические и нравственные (по его словам, «силы ума, сердца и руки»). Этим трём силам свойственно стремиться к развитию, значит, это стремление необходимо поддерживать и развивать, причём развивать в самой тесной связи друг - с другом, ибо «глаз хочет видеть, ухо - слышать, нога - ходить, рука - хватать, а также сердце - верить и любить, а ум хочет мыслить».

Требование гармонического развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной им теории элементарного образования, согласно которой воспитатель, осуществляя природосообразное развитие личности ребенка, должен начинать его формирование с первоначальных основ, с простейших элементов и постепенно, переходя от одной ступеньки к другой, вести его от простого к более сложному.

Он стремился поднять научно-образовательный уровень народной школы. В учебный план народной начальной школы он ввёл навыки чтения и письма, счёта и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Крупнейшим вкладом Песталоцци в дидактику является его идея развивающего обучения, которую К. Ушинский назвал «великим открытием И. Песталоцци». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. С этой целью им была разработана система упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности.

Исходным в развитии мыслительных способностей, по Песталоцци, является созерцание. Это не пассивное чувственное восприятие внешних вещей и явлений, а их активное восприятие в ходе действия с ними. Это познание сущности вещей и одновременно их личностная оценка. Это творческое восприятие мира с выработкой собственного отношения к воспринимаемому. Поэтому Песталоцци критиковал современную ему школу завербализм, зубрежку, притуплявшие духовные силы детей.

Умственное элементарное образование и должно всемерно содействовать тому, чтобы дети переходили от «беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира к определённым восприятиям, затем от них к ясным представлениям и, наконец, к чётким понятиям». Одним из важнейших средств формирования умственных сил ребёнка Песталоцци считал развитие способности к речи, которое должно основываться на связи с жизнью и опираться на расширяющийся детский чувственный опыт. Обучение родному языку Песталоцци тесно связывал с ознакомлением детей с самими предметами. Указывал на то, что речь ребёнка необходимо развивать планомерно, соблюдая определённую последовательность. Ему удалось создать такую систему обучения языку, при которой ребёнок начинает освоение со звуков и их сочетаний в слогах, и далее осваивает формы речи, различные её конструкции, одновременно расширяет круг своих представлений и понятий об окружающем его мире, развивает своё мышление.

Для упорядочения и облегчения наблюдений ребёнка Песталоцци считал необходимым выделять простейшие элементы, выражающие основные свойства, общие для всех предметов. Таковыми исходными простейшими элементами обучения ему представлялись: число, форма и слово. Простейшим элементом числа Песталоцци считал - единицу; формы - прямую линию; слова - звук. Им же была разработана методика начального обучения детей речи, счёту и измерению.

Наряду с элементарным умственным Песталоцци формировал и нравственное образование. Основная задача этого образования: развитие у детей высоких моральных качеств с помощью развития чувств, выработки соответствующих нравственных навыков путём непосредственного участия в добрых и полезных делах и, наконец, формирование у подрастающего поколения нравственного сознания и убеждений.

Нравственное элементарное образование Песталоцци считал необходимым начинать в семье с первых дней жизни ребёнка. Большую роль Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, а порой и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели.

Шаг вперёд, сделанный Песталоцци по сравнению с Руссо, заключается в признании активности воспитателя, который не только создаёт среду, благоприятствующую самостоятельности воспитанника, но систематически и последовательно воспитывает и обучает его, опираясь на знание внутренней стороны личности ребёнка и индивидуальных особенностей его психики. Развивая эту важную мысль, в ряде своих произведений, великий педагог настаивает на овладении педагогами методами психологического наблюдения за детьми.

Основными факторами воспитания Песталоцци считал труд, простоту, образцовый порядок, дисциплину, семью и добрую мать. В отличие от Руссо, он противопоставляет естественного человека общественному человеку, гражданину.

Процесс воспитания - процесс не только противоречивый, но и целостный. В романе «Лингард и Гертруда» он писал: «Воспитание человека - не что иное, как шлифовка отдельных звеньев одной общей цепи, связывающей воедино всё человечество; ошибки воспитания и руководства в том и заключается, что отдельные звенья вынимают, над ними мудрят, точно они существуют сами по себе, а не составляют лишь часть одной общей цепи...». Как видим, здесь Песталоцци мыслит воспитательный процесс как единую цепь, звенья которой не могут быть изолированы, обособлены друг от друга. Ошибки воспитания и заключаются в том, что эти звенья вынимаются, «над ними мудрят», т.е. думают над их усовершенствованием, улучшением в изолированном виде, приводят их в порядок только с внешней стороны и забывают об их внутреннем единстве, органической связи.

Важнейшей задачей воспитания в народной школе является подготовка детей к трудовой деятельности в соответствии с новыми экономическими и социальными условиями. «Труд сам по себе является самым надежным фундаментом всякого хорошего воспитания».

Самый правильный критерий простого, здорового воспитания - участие детей в домашнем труде, участие в котором развивает у ребенка трудолюбие, приучает его к выполнению домашних дел. Песталоцци считал, что успех воспитания в семье обеспечивается при установлении правильного взаимоотношения между членами семьи, которые должны отличаться «теплотой, участливой и возвышенной человечностью». Принцип отцовской любви Песталоцци выделяет одним из важнейших принципов воспитания

Отцовское воспитание - это родная почва, самая благоприятная. Редко когда учитель сможет справиться с воспитанием ребёнка, как его родной отец. Вот почему школы имеют такой незначительный успех. Но не менее важную роль в воспитании ребенка имеет и мать. Она центральная фигура в области семейного воспитания. «Каждый поступок матери в отношении своего ребёнка..., в каждом случае одновременно охватывает в целом все три стороны воспитания - физическое, умственное и нравственное совершенствование».

Правильное воспитание детей, по мнению Песталоцци, должно опираться на постоянное изучение их посредством наблюдения за их поступками, делами, мыслями. Он доказывал, что «изучение детей требует применения в воспитании самых разнообразных методов, ибо нет и не может быть единого универсального метода воспитания годного для всех случаев в любой обстановке. Я настолько убеждён в необходимости приспосабливать воспитание в каждое отдельном случае к потребностям, возникающим из данной индивидуальной ситуации, что если бы я имел возможность оказывать разнообразное практическое влияние, я бы, наверное, применял самые причудливые и разнообразные методы воспитания».

Чтобы хорошо знать человека, чтобы составить себе точное и ясное представление о нём, необходимо наблюдать, как он себя ведёт в такие моменты и при таких ситуациях, когда его задатки резко проявляются в явственной связи со всей его натурой. Вот почему учителям он советовал внимательно наблюдать за детьми, записывать те ответы, регистрировать те черты, которые характеризуют те или другие особенности их характера.

В работе его школы каждое утро перед занятиями проводились беседы о предстоящем дне, работе, обязанностях, а по вечерам делался точный и тщательный отчёт за день, для чего Песталоцци разработал специальные схемы. Материалы своих помощников он тщательно изучал. Например, в письме к Петерсону (от 21 марта 1783 г.) он даёт очень тонкий и глубокий анализ поведения детей, их отдельных черт личности (послушание, возбуждаемость, вспыльчивость, упрямство, живость характера, ложь, лицемерие, обжорство, отношение к слугам, прилежание в учении и труде и т.д.). Оценивая записи Петерсона, Песталоцци пишет ему следующее: «Такие образные выражения и дословная передача Вами собственных высказываний детей лучше позволяет мне узнать детей, чем тысячи экзаменов и испытаний по всем предметам их школьных занятий, - и я Вам искренне признателен за сообщение этих точных деталей».

Актуальное значение И. Песталоцци определяется, в первую очередь, тем, что он выступил одним из ярких представителей социальной педагогики. К школе он подходил как к социальному институту, который тесно связан с политикой, экономикой, культурой, морально-бытовой жизнью народа. Он строил школу, которая должна была содействовать экономическому и культурному благосостоянию народа.

Понимая, как и Руссо , сущность воспитания, Песталоцци, говоря о природосообразности, раскрывает этот принцип не в духе общей аналогии с явлениями природы (Коменский), и не в духе «мистического» своеобразного самораскрытия природных способностей ребенка (Руссо), а в духе психологизации процесса воспитания и обучения, признавая необходимость управления этими процессами. Его определение обучения как «искусства содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» полно глубокого философского и педагогического смысла.

В основе теории обучения Песталоцци лежит определенная концепция по вопросу о соотношении между развитием, воспитанием и обучением, он считал, что развитие психических сил и способностей происходит в условиях конкретной деятельности. В своём стремлении психологизировать процесс обучения он делает значительный шаг вперёд разработкой своего «метода» - теории элементарного образования. Признание наблюдения ребёнка исходным моментом обучения, чувственного восприятия предметов как основы умственного развития способности к наблюдению, речи, мышлению; восприятие и познание ребёнком пространственных, числовых, языковых отношений - вот основные звенья «метода» Песталоцци, которые в той или другой форме живут в сокровищнице современной дидактики и школьной практики.

Очень важно также, что образование личности по Песталоцци, сопряжённое с трудовым обучением, нравственной тренировкой и политехническим обучением, служит привитию культуры труда и быта. Той самой культуры, о которой говорили педагоги советского периода (Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С.) как об одной из важнейших предпосылок социально-экономического преобразования общества.

Конкретно-методическая сторона прогрессивной и глубокой педагогической концепции И.Г. Песталоцци, развиваемая такими педагогами и психологами, как Д.Б. Эльконин, А.А. Занков, В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский и др., успешно применяется в решении самых сложных и актуальных задач современной практики воспитания, образования и обучения.

Введение 3
1. Жизнь и педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци 4
2. Основные положения педагогической теории Песталоцци 6
Заключение 10
Список литературы 11

Введение

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) - швейцарский педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. В его время Швейцария переходила от феодализма к капиталистическим отношениям, что сопровождалось обнищанием значительной части крестьянства. Обезземеленные крестьяне, зарабатывавшие жалкие гроши непосильным трудом на мануфактурах и возникающих в Швейцарии бумагопрядильных фабриках, были вынуждены отдавать туда и своих детей, которых владельцы предприятий также безжалостно эксплуатировали. Всю свою жизнь Песталоцци стремился улучшить положение трудящихся и их детей.
Актуальность работы заключается в рассмотрении цели воспитания, с точки зрения Песталоцци, ― проявление в детях «истинной человечности», которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей.
Цель работы состоит в изучении педагогического наследия И. Г. Песталоцци.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) охарактеризовать жизнь и педагогическую деятельность И. Г. Песталоцци;
2) рассмотреть основные положения педагогической теории Песталоцци.
В своем романе «Лиенгард и Гертруда» Песталоцци рисует идеал влияния хорошего воспитания в семье и школе на благосостояние целой общины, а следовательно и целого народа, а в других сочинениях дает прочное основание методике обучения в элементарной школе. Сам Песталоцци показал своею педагогической деятельностью высокий пример учителя и воспитателя, для которого важнее всего благо порученных ему детей.
1. Жизнь и педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци

Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в 1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим стану помогать крестьянам» .
Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе. Эта школа с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания.
Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой. Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо. Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу.
Для того, чтобы помочь крестьянам, Песталоцци изучает сельское хозяйство. В 1774 году он осуществляет попытку помочь народу: открывает на своей ферме Нейгоф приют для сирот и беспризорных детей. По его мысли, приют должен был содержаться на те средства, которые зарабатывают сами дети. Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету. Их учили также прясть и ткать. Он намеревался таким образом соединить обучение с производительным трудом. Средств у Песталоцци не хватило, и в 1780 году вынужден был закрыть свой приют. 18 лет Песталоцци посвятил подытоживанию своего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда».
Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция (1798 г.), Песталоцци с согласия правительства молодой республики направился в Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте 5-10 лет. Состояние детей как в физическом, так и в моральном отношении было плохое. Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное с производительным трудом. Всего себя отдал Песталоцци этим детям.
Вскоре Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свой институт. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения, ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. В самом начале XIX века вышли в свет сочинения Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе» .
После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом в Ифертен Песталоцци в предоставленном ему замке продолжает деятельность своего института; это было большое учебное заведение. Песталоцци становится известным педагогом, его ценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это уже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве дети аристократов, помещиков, зажиточных людей.

Для сегодняшнего поколения Швейцария – «страна чудес молочных», богатое государство с экономикой, с блестящей системой высшего образования. Но, кто её создал, откуда появились все блага, с неба что ли свалились?

Марксистские учебники объясняли любое преуспевание буржуазной страны «присвоенной прибавочной стоимостью». Вот мы и видим сегодня в России строй, где реализован буржуазный строй по Марксу: он весь основан на присвоении верхушкой национального достояния за бесценок. Стала Россия от этого уважаемой капиталистической державой Европы?..

«Мы такие же, как вы!» - всерьез, а не в издёвку заявляют европейским политикам и бизнесменам представители российской власти, исповедовавшие в «реформах» три принципа: «законного» грабежа, дележа и кутежа.

Зарубежные политики теряют дар речи от таких сравнений, ведь их страны создавались совсем на иных основах…

Немного коснусь забытой истории Швейцарии. В XVIII веке на швейцарской земле возник духовный ренессанс, созданный молодыми подвижниками , один из которых известен всей планете.

Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе, в семье врача. Рано лишившись отца, воспитывался матерью и служанкой, простой крестьянкой. Образование получил в высшей школе имени Карла Великого, основанной еще в 1523 г.

Восхищает нравственная чистота устремлений швейцарского подвижника при поиске себе цели в большой совместной работе государственного строительства. Песталоцци пишет: «Обстоятельства и условия жизни уже смолоду привели меня в среду страждущих и униженных – вдов, сирот, обремененных заботами разных бедных людей. Я стал доискиваться до источников зол, которые в нашем отечестве низвели народ до положения гораздо более низкого, чем он должен был занимать».

И он понял, что дело в несовершенной системе образования, причем не только в Швейцарии, но и во всей Европе.

Этот вроде бы отрешенный от мирской жизни человек, ходящий пешком, не имеющий вилл, земель, решил сам «радикально излечить недуги школьного дела, которые лишают сил большинство народов Европы»!

Что, в сущности, делал всю жизнь Песталоцци? Он проводил уроки с детьми из низших сословий, которым некому было нанять репетиторов, и наблюдал, что они усваивают из урока. Если они не понимали предмета, то Песталоции не считал детей тупицами и олухами, а обвинял себя в том, что это он сам плохо объяснил урок и искал новые формы преподавания. Такая работа вела его от одного педагогического открытия к другому. Позже люди всех сословий благословляли Песталоцци за то, что их дети стали легче усваивать материал школы.

В своем произведении «Метод» Песталоцци постоянно соотносит недостатки школьного обучения с развитием всей Европы: «Я… задаю вопрос: что сделала Европа для того, чтобы привести элементарные средства человеческого познания, которые мы приобрели в результате многотысячелетних усилий в соответствие с существом человеческого разума, чтобы использовать сущность этих законов в организации своих учебных заведений, в преподавании языка, рисования, письма, чтения, счета и измерения? Я ничего подобного не вижу… Очевидным результатом… системы обучения, при которой беднота получает в школах клочкообразные, лишенные психологической основы, бессистемные знания, является огрубление чувств, односторонность, поверхностность и самонадеянная пустота, которая характерны для народных масс нашего времени».

Песталоцци не идеализировал народные массы, но и подчеркивал, что такое социальное положение лишает сил державы и целые континенты.

Этот мудрый взгляд нашел отклик у государственных деятелей того времени. На средства, пожертвованные Александром I , работы Песталоцци были переведены и опубликованы в Российской империи. Великий педагог скончался в 1827 г., пережив императора на два года.

Уже в XVIII в. мыслители Европы обнаружили, что силы государства и даже континента можно подорвать или, наоборот, приумножить, в зависимости от организации средней школы.

Песталоцци выявил законы согласования усвоения новых знаний с психологией школьника. Они помогли Швейцарии построить новую школу, выпускники которой прославили и развили страну.

Учитывались эти законы Песталоцци в системе образования России, СССР, что позволяло готовить хороших специалистов, но вот пришли к власти, плюющие на все, кроме «прибавочной стоимости», в первую очередь на среднюю школу, и подорвали силы России.

«ЛЕСТНИЦА» ЗНАНИЙ

ОСНОВНОЙ ЗАКОН Песталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия, которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы ПРЕЖДЕ, чем их станут употреблять. Песталоцци, например, знакомил детей с названиями городов, одновременно всегда показывая их на карте Европы, сообщая номер округа Германии, к которому они относятся. Поэтому для детей и сами города, и их упоминания в газетах, приказах становились взаимосвязанными понятиями. С помощью цветных картинок он показывал все предметы, а также описывал их свойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко выучились читать множество поколений детей.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО метода Песталоцци, изложенное в письмах к друзьям, собранных в статью «Как Гертруда учит своих детей», гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чем переходить к сложному».

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: «все родственные по своему содержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которой они находятся в природе». В этом правиле также подчеркивалась уже тогда необходимость ОТДЕЛЯТЬ НАБЛЮДАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ ОТ ТЕОРИЙ О НЕМ.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО призывало, прежде чем писать о предмете и упоминать, всесторонне изучить его различными органами чувств. «Почему мое познание не должно также исходить от меня самого?»- восклицал Песталоцци в письмах, отрицая одно лишь заучивание чужих определений.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: использовать разнообразные средства для обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяет кажущиеся разнородными предметы».

НАКОНЕЦ, ПЯТОЕ ПРАВИЛО призывало действовать, чтобы результаты обучения в области их применения «носили бы печать свободы и самостоятельности».

Вчитайтесь в эту систему, каждое правило которой подтверждено не только многими десятилетиями подвижнического труда, но и экономическим взлетом Швейцарии, Германии и всей Европы, о которой думал Песталоцци. А также России XIX века, где слоговая азбука открыла миллионам путь к грамоте.

Мне пришлось испытать на себе, что происходит, когда учащемуся неясны исходные понятия. Я в детстве ходил в кружок физики при Дворце пионеров. Наш преподаватель упирал на решение задач, хотя куда больше мне и всем остальным запомнились впервые виденные лазерные голограммы и светодиоды. Школьники их с восторгом воспринимали «всеми видами чувств».

В задачах же нужно было использовать понятия тригонометрии: «синуса», «косинуса» и т.п., которые мы ещё не прошли в школе. Знал их лишь один парень из примерно 10 кружковцев. Занятия превратились для нас в мучительные высиживания, а этот единственный казался светилом науки... Каково же было потом мое удивление, что ОДНОГО УРОКА в школе, где учительницей были просто разъяснены азы тригонометрии, было достаточно, чтобы легко решать куда более сложные задачи.

Такие же препятствия встретились при посещении в другом классе кружка биологии, где его участникам определили задачу наблюдать за белками. Нам, школьникам-горожанам, ничего не было известно о повадках белок, и мы не знали, Как нужно наблюдать за животными и зачем? Сегодня я, как преподаватель вуза, учитываю эту проблему, когда поручаю даже хорошим студентам что-нибудь исследовать. Их же никто и по сей день не учит навыкам натуралистов.

Примечание Эксперта портала сайт Викентьева И.Л. : справедливости ради нужно отметить, что в современной педагогике часто используется обратный - педагог, учитывая , лишь «подводит» их к нужной мысли, но открыть, изобрести правило они должны сами:

  • Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приёмы .

ПОЧЕМУ БЕСПРАВНЫ РОДИТЕЛИ?

Преподаватель вуза обычно встречается сегодня с ситуацией, когда у студентов младших курсов имеются именно клочковатые, отрывочные знания. При этом каждый из них может принести 20-страничный реферат, скаченный из Internet’а, и почти полчаса его читать. Простой же вопрос на понимание повергает студента в состояние «грогги»...

Если эта картина наблюдается в массе, значит виноваты не студенты, а школьные обучения. Обучают массе фактов, а не принципам, кроме того, нет отсчета от житейского опыта самих школьников.

Приведу пример, как нелегко понять школьнику и студенту опасность вредных излучений: ультрафиолета, рентгеновского, гамма-излучения, если все параметры их даны в разных единицах, устоявшихся в своей области физики. Я сам сначала терялся в этом мелькании показателей. Самое главное, что на примере своих учащихся я видел, что они не могут оценить вредность количественно. И однажды убедился на практике в ценности идей Песталоцци.

Ключом к пониманию оказалось сравнение энергии безвредного видимого света с опасными излучениями. Энергия кванта ультрафиолета будет БОЛЬШЕ безвредной в 1,2-40 раз, рентгеновского излучения в 40-40 млн. раз, а радиоактивного гамма-излучения – больше, чем 4000- 40000 млрд. раз! После такого сопоставления, я почувствовал, что студенты буквально съёжились от представленных ими в воображении масштабов опасности. Многим тогда становится понятной вредность даже малых доз радиоактивного вещества. Они легко сами объяснят себе, что такое «мягкое» и «жесткое» рентгеновское и УФ-, гамма-излучения и какое из них опаснее.

Писать учебники, соблюдая правила Песталоцци, необычайно трудно, поэтому в старой России и СССР они долго отрабатывались, а затем издавались десятилетиями. «Дикий рынок» 1990-х объективно оказался не заинтересован в понятных детям учебниках, так как любая замудренность увеличивала число частных уроков и репетиторов.

Если правительство не на словах, а на деле заботится о качестве образования, то оно должно произвести пересмотр имеющихся учебников и привлечь к их корректировке успешных учителей с большим стажем и преподавателей вузов.

При стали особо оплачиваться в школах так называемые « ». Вместо того, чтобы оценивать РЕЗУЛЬТАТ обучения школьников, то есть, кто из учителей объясняет доходчивее и быстрее, стали превозносить новую ФОРМУ подачи материала без связи с результатом! Я знаю, что не только школьники, но и родители буквально воют от некоторых «авторских программ» и таких же учебников.

Родители порой находят старые советские издания, тайно преподают по ним, и ребёнок говорит: теперь я всё понимаю! Наоборот, иной раз профессор физики, химии, математики, пытаясь объяснить внукам или племянникам тему по их учебникам, вдруг хватает эту методическую «новацию» и швыряет ее об стену с возгласом: с такими «курсами» и я бы не знал ничего!

Очень жаль, что правила Песталоцци не изучаются в курсе педагогики, преподаваемой аспирантам вузов. Ведь они будущие методисты и, возможно, авторы новых учебников. Факт: защитивший диссертацию порой не знает даже приблизительно, как надо начать , как методически преподавать материал студентам.

Хотел бы обратить внимание на полное бесправие родителей при выборе образовательной политики в масштабах России. Пора уже создавать политическую партию «Родители и преподаватели за качество образования», чтобы выступать единым фронтом против законов, протаскиваемых «партией одобрямса» в угоду политической конъюнктуре.

А миллионы родителей затем будут расплачиваться за это своими детьми, их будущим, заработанными тяжёлым трудом деньгами. Мало ли что захотят марионеточные власти принять в качестве «обязаловки» для школ, для того, чтобы порадеть ЕС, Всемирному банку или МВФ, списать какой-нибудь грязный должок. Нужен противовес против дурных решений и законов в лице партии или иной общественной силы в лице родителей и учителей.

Пока же вузовские преподаватели вынуждены выполнять работу школьных учителей, напоминая студентам, что такое синус, кислота, основание, восстанавливая связи между понятиями, например, объясняя, что щелочные металлы связаны с формулами щелочей, а кислотные осадки с кислотообразующими газами.

Положение вузовского педагога сегодня иногда напоминает работу офицеров флота с новобранцами из глубинки, у которых спрашивают, что измеряет амперметр, а лишь потом двигаются к более сложным предметам. Но в университете это приводит к потере времени на «латание дыр» в системе , оставшихся как следствие развала среднего образования.

Я привел правила педагогики Песталоцци, чтобы родители знали, что усилия в образовании детей полезно направить, в первую очередь на то, чтобы ребенок сам удостоверился в свойствах и формах предметов, а его любопытство было направлено на выяснение их связей в природе. Пособия для школьных учителей должны содержать факты, доказательства, понятные школьникам на примерах из их личного опыта.

Почему же появились в Швейцарии такие подвижники как Песталоцци? Вот, что великий педагог писал об условиях, сформировавших его личность: «Жил я в такое время и в такой стране, где образованная молодежь была охвачена всеобщим стремлением к свободному анализу причин испытываемых страной бед, в чем бы они ни проявились, и исполнена горячего желания их устранить».

С этого начинается истинное величие державы.

Место первой публикации – газета «Новый Петербург» от 01.11.2007.

Важнейшей и основной педагогической идеей великого швейцарского педагога является всестороннее гармоничное развитие личности в процессе обучения и воспитания. Это цель любого учебно-воспитательного учреждения, достижение данной цели предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. И.Г. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование - это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека , одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.

Также и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.

Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.

Идея природосообразности в обучении и воспитании в понимании И.Г. Песталоцци - это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, и рука - хватать. Но также и сердце - верить и любить. УМ хочет мыслить», - пишет Песталоцци в «Лебединой песне» . Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.

При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри ею». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль - на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.

Методы обучения И.Г. Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения - это число, форма, слово , а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не слов, с наблюдением за предметами. Отсюда - необходимость урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету - числом, посредством развития речи - словом. Содержанием элементарного образования и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого – к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод обучения, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, а не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял уистоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы», - утверждал он в «Лебединой песне».

И.Г. Песталоцци утверждал, что для школы очень важны отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Эти взаимоотношения в своей основе должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом.

Одной из важных задач педагогики И.Г. Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.

Педагогические идеи И.Г. Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал широкому распространению в западноеврепейских государствах школьной практики знаменитого педагога. Так как институт И.Г. Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем И.Г. Песталоцци.

Основные даты жизни и деятельности:

1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769-1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775-1780 - создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

1800-1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы:

1781-1787 - «Лингард и Гертруда».

1801 - «Как Гертруда учит своих детей».

1826 - «Лебединая песня».

7.3. Развивающее и воспитывающее обучение Ф.А. Дистервега. Одним из известнейших педагогов-классиков XIX столетия является Фридрих Адоьлф Дистервег (1790 - 1866). В историю педагогики он вошел как «учитель немецких учителей», так как был организатором и в течение длительного времени директором учительских семинарий в Мёрсе и Берлине, готовившими педагогические кадры для народной массовой школы.

В 1827 – 1866 гг. издавал педагогический журнал «Рейнские листки…», создал четыре учительских общества, в 1848 г. был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза, выступил с предложениями по реформе существующей в то время школы, требуя отделения ее от церкви и всеобщего обучения детей, осуществления общечеловеческого, гражданского и национального воспитания.

Основной педагогический труд А. Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей» (1835). В книге содержатся указания. Каким образом учитель может повышать свой профессиональный уровень, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами для этого пользоваться.

Педагогом было написано свыше 20 учебников (он занимался в основном вопросами обучения и воспитания в начальной школе), учебных руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Книги пользовались широкой известностью в Германии и во всей Европе.

В основу воспитания Дистервег положил три принципа:

Ø Природосообразность обучения и воспитания. Этот принцип он понимал как развитие в педагогическом процессе тех хороших задатков, которые заложены в ребенке от природы.

Ø Принцип самодеятельности и активности детей в учении и собственном личностном развитии. В современной педагогике он трактуется как создание в педагогическом процессе условий для становления и развития субъектной жизненной позиции ребенка.

Ø Культуросообразность обучения и воспитания, то есть учет в педагогическом процессе условий и уровня культуры данного времени страны, родины, семьи ученика.

Реализация этих принципов в педагогической практике обусловила необходимость разработки принципиально новых идей обучения. Таковыми в педагогическом наследии А. Дистервега являются идеи развивающего обучения. На их основе он выстроил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать индивидуальные проявления своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов и увлечений. Только зная и учитывая все это можно учить «естественным путем», преодолевая трудности постепенно о последовательно.

Педагог решительно вытупал против учебных перегрузок учащихся: «Беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, на самом же деле надо сообщить учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» .

Особое внимание в вопросах дидактики Дистервег обращал на своевременное повторение учебного материала , но повторении он рассматривал не как простое заучивание, зубрежку, а осмысленное запоминание самого существенного в изучаемом материале. Это не только дает возможность прочно усвоить содержание предмета, какую-то сумму знаний, но способствует развитию памяти, а следовательно, и ума.

Дистервег указывал на необходимость в преподавании перехода от простого – к сложному, от близкого – к далекому, от неизвестного – к известному. Однако дидакт предупреждал от механического применения этих правил обучения. Ведь легкое должно перемежаться с трудным: учение не должно быть легким, это достаточно тяжелый труд ума и сердца, всего человеческого организма. Нередко удаленное от учащихся во времени и пространстве оказывается весьма близким, интересным и доступным, а близкое – трудным и сложным. Необходимо побуждать учеников, подчеркивал педагог, работать самостоятельно, добиваясь того, чтобы работа стала их второй натурой. Стремление все внимательно продумать, усвоить учебный материал должно быть потребностью ученика, только в этом случае можно говорить о развивающем характере обучения.

Большов внимание было уделено А. Дистервегом в его педагогических работах вопросам школьной дисциплины. Он высказывал свое отрицательное отношение к использованию наказания в педагогической практике как методу обучения и воспитания. «О мерах наказания мы лучше говорить не будем, - обращался он к учителям. – Они большей частью бесполезны и не нужны, то есть согласно природе самого предмета обучения. Надо только, чтобы ученик работал в школе охотно. Там. Где это имеет место, не может быть и совсем не бывает случаев неповиновения учащихся. Там же, где этого нет, приходится постоянно и безуспешно придумывать наказания» .

Во всех работах А. Дистервега красной нитью проходит мысль о значении искусства обучения и воспитания учителя (педагогического мастерства) в успешном решении педагогических задач. Мастерство профессиональной деятельности он органично связывал с личными качествами учителя, однако рассуждал «не об общих качествах учителя-воспитателя: его честности, нравственности и т.д., а только о качества учителя, делающих обучение образовательным и плодотворным» . К таким важнейшим качествам относил энергичность и живость, силу характера, любовь к детям и своей педагогической работе.

Одним из первых «учитель немецких учителей» высказывался о педагогическом значении внешнего вида учителя, манеры его поведения, указывая на то, чтобы учитель усваивал «как можно больше живости! Последняя заключается не в бесконечном размахивании руками, не в гримасах и мимике. Это духовная жизнь, которая, разумеется, также отражается на лице. На всем внешнем облике и жестах» . Он советовал учителям заботиться о своей внешности, о физическом и духовном здоровье, организации здорового и рационального образа жизни, так как во многом, по мнению немецкого педагога, результативность работы учителя обусловлена его физическим здоровьем, хорошим самочувствием, внутренней энергетической силой.

Примечательно, что А. Дистервегом впервые была предпринята попытка выделения нескольких уровней профессиональной деятельности педагога. Он указывал на то, что есть учителя, работающие добросовестно, добиваясь хороших результатов в обучении и воспитании, но есть и «гениальные виртуозы педагогического дела», которые формируются как профессионалы «при редчайших и счастливейших обстоятельствах» . Дистервег не проанализировал эти обстоятельства, указал только на отдельные факторы развития высокого уровня профессионализма педагога. Важнейшим среди них назвал способность учителя к постоянному самообразованию, самоусовершенствованию. Он призывал педагогов «никогда не останавливаться» и подчеркивал, что учитель «до того времени способен образовывать других, пока продолжает работать над собственным образованием… общим, как человека и гражданина, и специальным, как учителя» .

Педагогическое наследие Ф.А. Дистервега детально изучается современными педагогами, служит неиссякаемым источником педагогических идей в разных направлениях педагогических исследований, педагогической теории и практики.

7.4. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Известный немецкий педагог, психолог, философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776- 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.

Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, посетив Бург-дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, который посвятил знаменитому швейцарцу.

Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией по подготовке учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику.

Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.

В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от педагогических идей Песталоцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чувственного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание может повлиять на нравственность. Гербарт считал, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет И.Г. Пестолоцци, разрабатывая свои психолого-педагогические представления. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремится к изучению физического мира, то Гербарт не считал такой подход достаточным и ставил целью создание морально-эстетического представления о мире. Поэтому естественно-научным занятиям (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитал занятия чистой математикой, классическими языками и литературой.

Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими.

Рассмотрим ключевые психологические понятия теории Гербарта. Душа (психика) человека, ничем не заполненная от рождения, имеет одно важное свойство - она вступает во взаимоотношения с окружающей средой через нервную систему. Благодаря этому в уме появляются первые представления, полученные от чувственных восприятий, а из сложных взаимодействий представлений образуются понятия, развиваются суждения и размышления. Представления детей исходят из двух источников: из практического (опытного) соприкосновения с природой и из общения с людьми. Учитель должен, расширяя жизненный опыт ребенка, развивать знание, а расширяя социальное общение - развивать чувства. Отсюда следовало два важных вывода:

1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния).

2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, - воспитание.

Процесс воспитания Гербарт делил на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Цели и задачи воспитания педагог и философ выводил из философии и этики.

Цель воспитания он определял так: «Все дело воспитания можно суммировать в понятии «нравственность». Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания». Добродетель понимается как «идея внутренней свободы», развивающаяся у человека в процессе накопления им опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называл их эстетическими представлениями (свой философский трактат он назвал «Эстетическое представление о Вселенной как главная цель воспитания»). Такие представления включают в себя «пригодное, красивое, нравственное, справедливое», то есть все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование.

Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желани я. Дело воспитания - сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле.

Задачи воспитания были определены немецким педагогом-классиком так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений, выработка идеи и мотивов поведения.

Нравственность зависит от доброй воли и знания, а они в свою очередь - от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений. Воля и действие (поведение) возникают из желания, или мотивации. Отсюда итог, к которому пришел Гербарт: «Делание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбирая добро и отвергая зло, - это, а не что другое, есть образование характера». Действия учителя при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действиями, учитель не может «влить в душу своего ученика» силу, способную заставить его действовать. Но он создает такие условия, при которых результатом станет добродетель ученика, к этой основной цели должны быть направлены все усилия педагога.

  • Вопрос. Социальные и профессиональные, профессионально-педагогические функции учителя начальных классов и особенности педагогической деятельности.
  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
  • Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
  • Глава З ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
  • Задачи умственного воспитания. Педагогические условия и средства умственного воспитания.