Морфологические языковые средства. Морфологические средства создания языковой экспрессии в поэтических текстах. Выразительные возможности прилагательных и причастий

1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь - лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)

3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки(уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных): Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики. . . (Н. В. Гоголь)

Итого: Роль выразительных средств морфологии и словообразования в тексте Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются: - для усиления образности и изобразительности текста - для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных); - для создания речевых характеристик героев в той или иной стилистической тональности текста; И не только!

Морфологические средства выразительности можно встретить в уже изученных нами хокку Едва-едва я добрел, Измученный, до ночлега. . . И вдруг- глициний цветы! Пусть намокло платье мое, О цветущие персики Фусими, Сыпьте, сыпьте капли дождя!

Из стихотворения А. С. Пушкина « 19 октября» Полней, полней! и, сердцем возгоря, Опять до дна, до капли выпивайте!

В сказке о золотом петушке Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!

№ 1 Прочитайте стихотворение С. Маршака. Какие морфологические средства выразительности вы нашли в данном произведении? Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?

№ 2 Прочитайте отрывок из стихотворения Саути Роберта Лодорский водопад. Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздуваясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? Какой художественный эффект достигается этим? Почему стихотворение записано лесенкой? Какие звуки в нем преобладают?

№ 3 Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета. Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежиться поля, В последний раз, за третьим перевалом, Пропал ямщик, звеня и не пыля. Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом? Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа. Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа? Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается". А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в описании пейзажа и душевного состояния?

№ 4 Определите выразительную роль приставки раз- (рас) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку. Расстояние: версты, мили. . . Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Расстояние: версты, дали. . . Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий. . . Не рассорили - рассорили, Расслоили. . . Стена да ров. Расселили нас, как орлов - Заговорщиков: версты, дали. . . Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж - ну который - март? ! Разбили нас - как колоду карт!

Литература http: //rvb. ru/pushkin/01 text/03 fables/01 fables/ 0801. htm Сборник стихов А. С. Пушкин Сборник стихов

МОУ « СОШ №62»

ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТНОГО КУРСА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Морфологические средства выразительности

русской речи

Объем различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий 17 часов

в том числе:

лекции 3 часа

практические занятия 11 часов

контрольных занятий 3 часа

Форма контроля комплексные контрольные

Магнитогорск

Пояснительная записка

Программа предметного курса «Морфологические средства выразительности русской речи» рассчитана на учащихся 6-х классов.

Изучение школьного курса «Морфология» предусматривает овладение общими принципами характеристики частей речи (общее грамматическое значение , морфологические и синтаксические признаки). Такой формально- грамматический подход не позволяет глубоко проникать в сущность языковых процессов, тормозит речевое развитие детей. Качественная разница в подходах к изучению темы «Морфология» (на примере рассмотрения имени существительного, имени прилагательного, глагола) в школьном курсе и предметном курсе очевидна:


Ступень обучения

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся

5 класс

Знания:

Имя существительное : одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные; род; число; падеж; три склонения; сущ., имеющие форму только единственного и только множественное числа.

Имя прилагательное : род, число, склонение прил.; полные и краткие; изменение полных прил. по родам, падежам и числам; кратких- по родам и числам.

Глагол : лицо; время; число; род (в прош. времени); спряжение; инфинитив; совершенный и несовершенный виды.

Умения:

Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ.;

Образовывать формы И.п., Р.п. множ. числа сущ.;

Использовать в речи сущ., прилаг., глаголы- синонимы для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторов в речи;

Согласовывать глаголы- сказуемые в прош. времени с подлежащим, выраженным сущ. ср. рода и собирательным сущ.


6 класс

Знания:

Имя существительное : Склонение сущ. на –МЯ; несклоняемые сущ.; текстообразующая роль сущ.;

Имя прилагательное : качественные, относительные, притяжательные прилагательные; степени сравнения,

Глагол : переходные, непереходные глаголы; изъявительное, повелительное, условное наклонение; разноспрягаемые гл., безличные гл.; текстообразующая роль глаголов.

Умения:

Правильно употреблять в речи несклоняемые сущ.;

Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ. общего рода;

Определять значения суффиксов сущ., прил.;

Употреблять в речи прил. в переносном значении.


По завершении изучения предметного курса

Знания:

- ороли имен существительных, прилагательных, глаголов в достижении точности, информативности, выразительности речи;

Об особенностях использования определенных грамматических форм при создании изобразительно- выразительных средств ;

Умения:

- выявлять грамматические истоки образности и выразительности художественных текстов;

Определять в художественных текстах выразительные средства языка, основанные на изобразительных возможностях различных грамматических категорий;

Лингвистического анализа художественного текста, его фрагментов.

Программа данного предметного курса основана на систематическом наблюдении за использованием морфологических средств при создании выразительности в лучших образцах художественной литературы, что позволит не только более глубоко проникнуть в область художественных образов, но и совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.

Основные цели курса:


  1. Углубить знания учащихся о роли существительных, прилагательных и глаголов в речи, в текстах художественных произведений;

  2. Развивать и совершенствовать умения учащихся в определении изобразительно- выразительных средств, в состав которых входят существительные, прилагательные и глаголы;

  3. Совершенствовать умения анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нем существительных, прилагательных и глаголов;

  4. Совершенствование умения работать с различными типами лингвистических словарей.

При изучении данного предметного курса предусматриваются следующие формы занятий и виды деятельности учащихся:


  • Лекция;

  • Практическое занятие;

  • Контрольное занятие;

  • Наблюдение над текстом художественного произведения;

  • Лингвистический анализ фрагментов текстов;

  • Работа со словарями различных видов;

  • Создание творческих работ;

Данные формы вовлечения учащихся в урочную деятельность позволят учащимся с большей степенью самостоятельности овладевать знаниями и умениями, опираясь на полученные от учителя сведения в ходе лекционных занятий.

При завершении изучения каждого блока предусматривается выполнение учащимися комплексных контрольных работ, которые будут оцениваться по следующему критерию: «зачтено»- «не зачтено». Комплексные контрольные работы включают тестовые задания, вопросы, требующие развернутого ответа, а также задания творческого характера, т.к. итоговой целью изучения курса становится не только знакомство на более высоком и углубленном уровне с морфологическими средствами выразительности русского языка, но и воспитание у учащихся определенных потребностей в отработке умений и навыков творческого использования языкового богатства в собственной речевой практике.

Тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1

Употребление существительных в речи для достижения точности, информативности и выразительности.

1

Слушание лекции, , работа со словарями

2

Особенности экспрессивного использования отглагольных существительных в художественных текстах.

1

анализ фрагментов текста , работа со словарями

3

Экспрессивное использование имен собственных и топонимов в художественных текстах.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста , работа со словарями

4

Особенности значения и употребления абстрактных существительных.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

5

Использование неодушевленных существительных в значении одушевленных.

1


6

Использование существительных при создании сравнений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

7

Использование существительных при создании метафор

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

8

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность существительных»

1

Лингвистический анализ фрагментов текста , создание творческих работ

9

Употребление прилагательных в достижении точности и выразительности речи.

1


10

Использование прилагательных при создании эпитетов различных видов.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

11

Использование «цветовых» прилагательных в художественных текстах.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

12

Особенности употребления кратких прилагательных в текстах художественных произведений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

13

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность прилагательных»

1



14

Употребление глаголов в речи для достижения точности, информативности и выразительности речи.

1

Слушание лекции, наблюдение над текстом худ. произведения, работа со словарями

15

Изобразительные возможности инфинитива.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

16

Использование олицетворений в текстах художественных произведений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

17

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность глаголов»

1

Лингвистический анализ фрагментов текста, создание творческих работ

Перечень приложений


№ приложения

№ 1

Текстовый материал к занятию №1

№ 2

Текстовый материал к занятию №2

№ 3

Текстовый материал к занятию №3

№ 4

Текстовый материал к занятию №5

№ 5

Текстовый материал к занятию №6

№ 6

Текстовый материал к занятию №7

№ 7

Текстовый материал к занятию №9

№ 8

Текстовый материал к занятию № 10

№ 9

Текстовый материал к занятию №11

№ 10

Текстовый материал к занятию №14

№ 11

Текстовый материал к занятию №15

№ 12

Текстовый материал к занятию №16

№ 13

Комплексные контрольные работы

№ 14

Задания- вопросы, которые помогут организовать анализ использованных в тексте морфологических средств выразительности

Приложение№1


  1. Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка

(С.Я.Маршак)

2. Если мне подарят лодку,

Самоходку,

Или хоть байдарку,

Как я буду рад подарку!

Я согласен и на джонку,

Плоскодонку,

В крайнем случае на плотик..

Буду рад

Катамарану,

Оморочке

И сампану.

Взял бы я охотно шлюпку

Или даже душегубку.

Лишь бы мне

На вольной воле

Плыть и плыть

В своей гондоле,

На вельботе,

На пироге-

Плыть без горя

И тревоги…

(Б.Заходер)

Приложение №1

3. .…вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(А.С.Пушкин)

4. Правда и ложь

В тех краях, где кошельком

Мерят все на свете,

Правда ходит босиком,

Катит ложь в карете.

Ложь всегда опередит

Истину немножко.

Но не бойтесь: победит

Правда- босоножка.

(С.Я.Маршак)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Эти стаи, эти птицы,

Этот крик и вереницы,

Эти ивы и березы,

Эти капли- эти слезы,

Этот пух- не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все-весна.

Приложение №2

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

Природа глухо замерла,

Предчувствуя, припоминая.

Шуршанье листьев, вздох лесной-

Последний отзвук летней неги…

Но все бледнеет пред луной-

Как бы в мечтах о первом снеге.

(С.Я.Маршак)

…Вдруг за ним

Стрелы мгновенное жужжанье,

Кольчуги звон, и крик, и ржанье,

И топот по полю глухой.

(А.С.Пушкин)

Приложение №3


  1. Герои книги Е.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»:

Знайка, Незнайка, Ворчун, Растеряйка, Пончик, Тюбик, Шпунтик.


  1. «Говорящие» имена собственные:

Вральман, Простаков, Стародум, Правдин, Молчалин, Ляпкин- Тяпкин,

Пришебеев, Унылов, Дикой, Кабанова, Подхалюзин.


  1. Имена собственные, существовавшие до 17-18 века:
Балуй, Баламут, Бирюк, Веселой, Грязнин, Жадной, Жаденка, Злоба, Лютой, Молчан, Несмеян.

4. Метаморфоза

Детство- это село Краснощеково,

Несмышленово, Ско-Поскоково, чуть Жестоково,

Но Беззлобино, но Чистоглазово.

Юность- это село Надеждено,

Нераспашкино, Осолнцовано ,

Ну а если немножко Невеждено,

Все равно оно Обещаньино.

Зрелость- это село Рассмелово,

Либо Схваткино, либо Пряткино,

Либо Трусово, либо Смелово,

Либо Кривдино, Либо Правдино.

Старость- это село Усталово,

Понималово, Неупреково,

Забывалово, Зарасталово,

И- не да нам бог- Одиноково.

(Е.Евтушенко)

5. …Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Приложение №4


  1. У Скворцова
Гришки

Жили- были

Грязные,

Лохматые,

Горбатые,

Без конца

И без начала,

Переплеты-

Как мочала,

На листах-

Каракули.

Плакали.

(С.Я.Маршак)


  1. Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:

Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Я не пойму-

Не нужна я никому?

(С.Я.Маршак)


  1. Поет зима- аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

(С.А.Есенин)

Приложение №4

4. Калоша

Для резиновой калоши

Настоящая беда,

Если день- сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять;

Через улицу шагать!

(О.Мандельштам)

5. Бал в мастерской

Заиграло

Плясовую

Остроносое сверло,

Да такую

Огневую,

Что само плясать пошло!

Тут и винт

Не удержался:

Закружился в вихре вальса,

А за ним и молоток:

Скок-поскок! Скок-поскок!

Стружка

Влево, вправо-

Извивается вьюном.

А у циркуля суставы

Так и ходят ходуном!

(Б.Заходер)

Приложение №5


  1. Синяя страница

А эта страница- морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда,

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода.

На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

Здесь рыбы умеют светиться

Во мраке, где нет фонарей…

(С.Я.Маршак)


  1. …Завизжала
Пила,

Зажужжала,

Как пчела.

Пропилила полдоски,

Вздрогнула и встала,

Будто в крепкие тиски

На ходу попала.

(С.Я.Маршак)

3. А) У богатого мужика борода помелом, у бедного клином.

Б) Нос крючком, борода клочком.

В) И точно: конь передо мною; Скребет копытом, весь огонь, Дугою

Шея, хвост трубою.

Г) Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом.

Д) А пригожая эта девчонка- и сказать нельзя. Глаза звездой, брови

Дугой, губы- малина…

Приложение №6

1. Подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод, улыбка природы.

2. Жар солнца- жар чувства

Тяжесть багажа- тяжесть утраты

Гибкость ума- гибкость ветки

Каменное здание- каменное сердце

Зрелый возраст- зрелый плод

Молоть зерно- молоть вздор

Строить планы- строить мост

Хранить ценности- хранить молчание

3. Январь- весне дедушка. Июль- макушка лета, декабрь- шапка зимы. Ноябрь- сумерки года. Ноябрь- ворота зимы.

4. …Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

(А.С.Пушкин)

5. Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы проползли.

Приложение №7


  1. Зеленая страница

Эта страница зеленого цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки,

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вон темно- красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.

(С.Я.Маршак)

Воздух живительный, воздух смолистый

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

Узкой тропинкой к гранитам прибрежным

Вышел, стою.

Нежу простором, суровым и нежным,

Душу мою.

Сосны недвижны на острове, словно

В дивном краю.

Тихие волны лепечут любовно

Сказку свою.

(В.Я.Брюсов)

…волосы были всклокочены, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, тело приземистое, неуклюжее.

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

Приложение №7


  1. Сказочка

В чистом поле, в белом поле

Было все белым-бело,

Потому что это поле

Белым снегом замело.

И стоял и том белом поле

Белоснежно- белый дом,

С белой крышей, с белой дверью,

С беломраморным крыльцом.

Потолок был белый-белый,

Белизною пол блистал,

Было много белых лестниц,

Белых комнат, белых зал.

И в белейшем мире зале

Спал без горя и забот,

Спал на белом одеяле

Совершенно черный кот.

Был он черный, словно ворон,

От усов и до хвоста.

Сверху черен, снизу черен…

Весь- сплошная чернота!


  1. Ищу слова

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Как в полюшко бы зернышко,

Чтоб добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

(В.Выркин)

Приложение №8


  1. Поле широкое, чистое…
Сердце милое, горячее, верное…

Кудри русые, шелковые…

Слезы горючие, крупные…

Мечи острые, булатные…

Кони удалые, ретивые, гнедые, вороные…

Ветры буйные, осенние…

Месяц светлый, ясный…

Солнце красное, закатное…

Горы высокие, крутые…

Головушка буйная, молодецкая, печальная, неразумная…

Житье привольное, молодецкое, одинокое…

Ключи чистые, студеные…


  1. Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

(С.Есенин)

Приложение №9


  1. Все бело

Все бело, ой-все бело,

Белым цветом расцвело.

Бел зайчонки легкий след,

На березе бел берет,

И на рощице ольховой

Белым бел платок пуховый!

У рябин бела оборка,

Мил платочек красненький…

Хорошо бежит с пригорка

Маленькая Настенька.

Сколько цвету у кувшинок,

Так на Настеньке пушинок.

Сколько щеп среди двора,

Так на Насте серебра.

(А.Прокофьев)


  1. Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И.Бунин)

Приложение №9

3.Текла, извивалась, блестела

Река меж зеленых лугов.

А стала недвижной и белой,

Чуть- чуть голубее снегов.

Она покорилась оковам.

Не знаешь, бежит ли вода

Под белым волнистым покровом

И верстами хрупкого льда.

Чернеют прибрежные ивы,

Из снега торчат тростники,

Едва намечая извивы

Пропавшей под снегом реки.

Лишь где- нибудь в проруби зыбко

Играет и дышит вода,

И в ней красноперая рыбка

Блеснет чешуей иногда.

(С.Я.Маршак)

Только звезды золотые смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный серебристою струей.

5. Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

(С.Есенин)

6. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №10


  1. Глаголы говорения:
сказать, говорить, шепнуть, твердить, начать, продолжать, подхватить, процедить сквозь зубы, запнуться, сообщить, бормотать, пролепетать, уверять, растолковать, объяснить, проворчать, обратиться, намекнуть, затрещать, загреметь, подсказать, упомянуть, советовать, согласиться…

2. Перемена

«Перемена, перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог,

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног…

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Сделал все, что мог!

(Б.Заходер)

3. Ветер

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до травы,

С веток яблони сбивает,

Тащит шапку с головы.

Растрепал зеленый ельник,

В щели узкие проник.

Что он делает, бездельник,

Ошалелый озорник!

(Л.Квитко)

Приложение№10

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря…

(А.С.Пушкин)


  1. Шум и тишина

Почему, осина, ты шумишь,

Всем киваешь, как речной камыш?

Изгибаешься, меняешь вид, осанку,

Выворачиваешь листья на изнанку?

Я шумлю,

Чтоб слышали меня,

Чтобы видели,

Чтоб величали,

Средь других деревьев отмечали!

(Л.Квитко)


  1. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

(Ф.Тютчев)

Приложение №11


  1. Там бегать, тут прыгать,
Резвиться, Играть,

Вскочить и подвигать,

Тут бросить, там взять.

Глаголам, конечно же, не привыкать

Работать и строить, покоя не знать.

Все видеть, все слышать,

Все в мире умеют:

Ходить и стоять,

Любить и сердиться,

Простить и понять!

Грустят и болеют,

И любят мечтать,-

Хотят нам во всем

И всегда помогать:

На подвиг решиться,

Задачу решить,

И другу открыться,

И полюс открыть…


  1. Приятное дело-
Озорничать!

Не остановишься-

Стоит начать!

Да, больше всего

Я люблю баловство,

А слушаться я

Не люблю никого!

Я слушаюсь папу

(когда он сердит),

Но папа весь день

На службе сидит!

Где ж бедной маме

Справиться с нами,

Справиться с нами,

Озорниками!

(Б.Заходер)

Приложение №12


  1. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя ;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(А.С.Пушкин)


  1. Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.


  1. Парус

Белеет парус одинокий

В тумане море голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны- ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы,- он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №12


  1. Горные вершины
Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

(М.Ю.Лермонтов)


  1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

(М.Ю.Лермонтов)

Ночевала тучка золотая

На груди утеса- великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №13

К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи . Так, «безглагольные» тексты, в которых преобладают имена существительные, помогают выполнить пейзажную зарисовку: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». (А. Фет) или создать батальное полотно: «Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет император в голубом кафтане» (Б. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутренний драматизм.

Прилагательные придают тексту яркость, выразительность и образность:

      Нежно-бесстрастная,
      Нежно-холодная,
      Вечно подвластная,
      Вечно свободная...
      Лживая, ясная,
      Звучно-печальная,
      Чуждо прекрасная,
      Близкая, дальняя.

(Н. Минский)

Глаголы делают текст более динамичным: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:

      Как рано мог он лицемерить,
      Таить надежду, ревновать,
      Разуверять, заставить верить,
      Казаться мрачным, изнывать...

(А. Пушкин)

Особой изобразительной силой обладают наречия: «А я иду - за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса». (А. Ахматова) и место имения «Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней». (Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли автора.

К морфологическим средствам выразительности относится и такой прием, как отрицательное сравнение , когда явления не сопоставляются, а противопоставляются. Он часто используется в устном народном творчестве. Неотъемлемым средством создания отрицательного сравнения является отрицательная частица НЕ:

      По гиблому месту, по талой звезде
      найдешь меня там, где не будет нигде.

      Есть дальняя пристань, последний приют,
      где скорби не знают и мертвых не чтут.

(О. Чухонцев)

Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами . Это объясняется тем, что слова могут свободно перемещаться внутри предложения. В отличие от западноевропейских языков, в русском языке отсутствует обязательное уточнение, отсутствуют артикли. Это порождает многие изобразительные приемы: стилистические фигуры.

Инверсия (от латинского inversio - «перевертывание», «перестановка») - обратный порядок слов в предложении.

В русском языке существует прямой порядок слов: сначала - подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставится после слов, к которым они относятся; определения - прилагательные и обстоятельства-наречия - перед главными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова:

      Роняет лес багряный свой убор,
      Сребрит мороз увянувшее поле,
      Проглянет день, как будто поневоле,
      И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин)

Особое значение инверсия приобретает в поэтических текстах, так как является не только стилистической фигурой, но и придает стихотворению определенный ритм.

Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй:

      Из смиренья не пишутся стихотворенья,
      И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
      Говорят, что их можно писать из презренья.
      Нет!
      Диктует их только прозренье.

(Л. Мартынов)

Изобразительными средствами синтаксиса являются и риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.

Риторические вопросы - это вопросы, не требующие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; они передают внутреннюю напряженность, усиливают эмоциональность стихотворения:

      Снежная равнина, белая луна,
      Саваном покрыта наша сторона.
      И березы в белом плачут по лесам.
      Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(С. Есенин)

Риторические восклицания и обращения (высказывание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, раскрыть его внутренний мир: «Мечты, мечты! Где ваша сладость!» (А. Пушкин)

К изобразительным средствам синтаксиса относится эллипсис (от греческогоellepsis- «выпадение», «опущение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». (М. Лермонтов); «Не рыдал, не сплетал оголенных, исхлестанных, в шрамах...» (Б. Пастернак)

Эллипсис придает речи стремительность, напряженность.

Синтаксический параллелизм построен на одинаковом построении идущих друг за другом предложений:

      И проходят мимо люди добрые:
      Пройдет стар человек - перекрестится,
      Пройдет молодец - приосанится,
      Пройдет девица - пригорюнится,
      А пройдут гусляры - споют песенку.

(М. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм в сочетании с лексическими повторами позволяет создать яркий художественный образ, передать динамичность изображаемой картины.

Хиазм - это одно из изобразительных синтаксических средств, стилистическая фигура, в которой параллельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: «Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было» (М. Куз-мин).

Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для автора информацию.

Бессоюзие - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин)

Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность.

Многосоюзие - фигура, основанная на повторе одних и тех же союзов:

      И чувства нет в твоих очах,
      И правды нет в твоих речах,
      И нет души в тебе...

(Ф. Тютчев)

В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором.

Множественность однородных членов предложения - фигура, основанная на множественном употреблении однородных членов предложения: «Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью» (И. Бунин).

Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору показать все многообразие окружающего мира, создать полную картину действительности.

Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис - это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтаксической единице - предложении.

Тест

1. Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях:

1 вариант

Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего не признающего в мире, кроме еды! (А. Солженицын)

  • 1) эпитет;
  • 2) олицетворение;
  • 3) метафора;
  • 4) сравнительный оборот.

2 вариант

Все испаряется, даже тоска уходит вместе с другими человеческими очарованиями, оставляя на полу лишь только бессмысленное, подрагивающее от какого-то нижайшего страха тело. (В. Аксенов)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) инверсия;
  • 4) сравнительный оборот.

3 вариант

Это понимает хозяйка, и это понимает и лиственница. (В. Шаламов)

  • 1) метафора;
  • 2) олицетворение;
  • 3) гипербола;
  • 4) эпитет.

4 вариант

Золотые искры цветов потухли навсегда. (А. Приставкин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) гипербола;
  • 4) гротеск.

5 вариант

Я знаю в лесу одно дерево: сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. (М. Пришвин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) эпитеты;
  • 4) метонимия.

Ключи к тестам

1. Ошибки, связанные с употреблением имен существительных.

2. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм.

3. Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.

4. Ошибки, связанные с употреблением числительных, местоимений.

Ошибки, связанные с употреблением имен существительных. Морфология – раздел грамматики изучающий грамматические свойства слов, т. е. грамматические значения средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Морфология нормы – правила использования морфологических форм разных частей речи.

Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать её.

Самую большую группу составляют варианты, использования которые ограниченно функциональным стилем или жанром речи.

В разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров; у ней, от ней, вместо у нее, от неё. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической норы.

1.Существительные, заканчивающие свою основу звуками -ин- в родительном падеже имеют нулевое окончание, это:

а) слова, обозначающие принадлежность к той или иной нации, например: грузин, абазин;

б) отношение к определенной территории, например: южан, северян, волжан

Есть слова, которые нельзя подвести под то или иное классифицированное определение, например: валенок, сапог, чулок, пагон, партизан, солдат, вафель, качерг, мокорон, простынь, блюдец, полотенец, жабер.

Но: носков, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, апельсинов, мандаринов, помидоров, килограммов, гектаров, граблей, яслей, свечей, консервов, прогонов, финансов, будней, греков, гуцулов, курдов, эскимосов.

В предложном падеже требуют запоминания следующие случаи: многие слова мужского рода, 2 склонения, имеющие значения «неодушевленности» получают окончание у вместо распространенного е в предложном падеже единственного числа. Если предлог в или на указывает на место, время, образ действия, например: в услугу, в снегу, в лесу, в носу, на спирту, в спирту. Однако предложный падеж может выражаться и вариативно. Например: в цехе – в цеху, отпуске – отпуску, на ветре – на ветру. В деловой научной речи окончание е , а в разговорной у .

В творительном падеже: дверьми (разг.) – дверями (лит.), лошадьми (разг.) – лошадьми (лит).

Можно отметить и «застывшие формы»: лечь костьми, гордиться своими сынами и дочерьми.

2. Существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, горелок, крестин, потемок, сумерек.

Именительный падеж.

При выборе окончания –а (я) или –ы (и)следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:

А (-я-) – бега, доктора, корма, купала, кучера, сторожа, терема;

Ы (-и-) – аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, тракторы, фельдшер.

Иногда окончания указывают на смысловые различия:

Кондукторы – приспособления в технике;

Кондуктора – работники транспорта.

Слово бухгалтер в именительном падеже, множественного числа имеет только форму с окончанием – ы . Бухгалтеры!

Употребление форм числа. Вещественные существительные сахар, топливо масло, нефть, мрамор употребляются в форме единственного числа: сахара, топлива, масла, нефти, соли, мрамора. Эти формы имеют стилистический оттенок профессионального употребления. В некоторых случаях одна из форм нарушает норму литературного языка неправильно, туфля, а туфля с ударением на первом слоге правильно.

Категория рода: В русском языке немало слов мужского и женского рода для обозначения людей по их должности, профессии. При существительных, обозначающих занимаемую должность, профессию, чин, звание возникающие в речи затруднения объясняются особенностями этой группы слов. Каковы они?

Во-первых, в русском языке существуют названия мужского рода и отсутствуют к ним параллели женского рода или (значительно реже) существуют только названия женского рода. Например: ректор, бизнесмен, финансист, парламентер, прачка, няня, модистка, маникюрша, повитуха, бесприданница, кружевница, швея мотористка, президент, посол, кандидат наук, дипломат.

Во-вторых, существуют названия, как мужского рода, так и женского оба они нейтральны. Например: спортсмен – спортсменка, поэт – поэтесса.

В-третьих, образованы обе формы и мужского и женского рода, но слова женского рода отличаются значением или стилистической окраской.

Так, слова профессорша, докторша, имеют значение – «жена профессора», «жена доктора» и разговорный оттенок, а как названия должности становятся просторечными. Родовые параллели кассирша, сторожиха, бухгалтерша, контролерша, лаборантка, вахтерша, билетерша, квалифицируются как разговорные, а врачиха как просторечная.

Затруднения возникают в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет о женщине, а нейтральная параллель женского рода в языке отсутствует. Такие случаи все увеличиваются. По свидетельству ученых, число наименований, не имеющих женской родовой параллели, с каждым годом увеличивается, например: космофизик, телекомментатор, телерепортер, бионик, кибернетик и др., в то время как эту должность может занимать женщина.

Какой же выход находит говорящие и пишущие? Как отвечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах, в деловой переписке все чаще и чаше используется синтаксическое указание на лица. Иногда при существительных мужского рода глагол в прошедшем времени имеет форму женского рода. Например: Врач пришла, филолог сказала, бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конструкции в настоящее время считается допустимыми, не нарушающими норму литературного языка. Употребление существительных мужского рода не имеющих словообразовательной параллели женского рада как наименование женщине, предлог тому что усилились колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой физик Яковлева – молодая физик Яковлева.

В частотно-стилистическом словаре вариантов «грамматическая правильность русской речи» относительно такого употребления определений сказано: «В письменной строго-официальной или нейтральной деловой речи принята норма согласования по внешней форме определяемого существительного: выдающийся математик Софья Ковалевская; новый премьер- министрИндии Индира Ганди.

Наиболее часты грамматические ошибки связаны с употреблением рода имен существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, но ведь существительное рельса, шампунь – мужского рода, (лит.в) сред. род. – разг., мозоль – женского рода, манжета – женского рода, сандалия женского рода, занавес – мужского рода, туфля – женского рода, бандероль – женского рода, балерина – солист балета, танцовщик, артист балета, машинистка - женского рода – переписчик на машинке.

Нарушение грамматической нормы связанно с употреблением в речи предлогов. Предлоги из-за и благодаря.

Предлог благодарясохраняет своё первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить. У потребляются для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины, употребление этого предлога не желательно: не пришел на работу благодаря болезни, в данном случае правильно – из-за болезни.

Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляется только с дательным падежом.

Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм .

Недостаточные глаголы: победить, убедить, очутиться, чудить. Имеют недостаточно структурных признаков для образования глаголов 1 лица, единственного числа. В связи с этим, данная форма образуется через описательные выражения: я смогу победить, я могу очутиться, я тебя убедила и т. д. Изобилующие глаголы: двигает – движет, полоскает – полощет, махает – машет, колыхает – колышет и др.

Глаголы кушать и есть являются примером сложности стилистической системы русского языка. Глагол кушать не употребляется ни в первом, ни в третьем лице, возможно только повелительное наклонение типа «Кушать подано», «Кушайте на здоровье».Этот глагол возможен в обращении к детям как выражение нежности и ласки.

Первая форма – разговорная, а вторая – литературная. Лаг – лож. Корень лож без приставки не употребляется: одолжи, вместо займи денег.

Сохнул промокнувший; нормой является выпадение суффикса ну во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов, промокнуть – промок, промокший.

Деепричастие совершенного вида сосновой на гласный звук могут употребляться в двух формах: с суффиксом в, и с суффиксом вши (например: послушавши, недоглядевши).

Формам на вши присущ просторечный характер, формы на общеупотребительны: видел – общеупотребит. лит. в-т.; видал – разговорный; уведоми, закупори – разгов. в. т.; уведомь, закупорь – книж. в. т.

Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных. Именно краткие формы превосходной и сравнительной степени прилагательных наиболее «уязвимы» и являются «напряженными» точками в орфоэпии.

Речевые ошибки.

а) Девушка была высокая, красивая и весела. В одном роду употреблены полная и краткие формы.

б) Мой брат более старше меня, учится он хорошо. Более старше – выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени. Нужно сказать: Мой брат старше меня. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Он более способный и умнее меня.

В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения. Следовало сказать: Брат способней и умней меня.

Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.

Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретныйпризнак: Мысли ясны, девочка красива.

Полные формы прилагательных употребляются обычной в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.

Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: Девочка красивая (вообще) девочка красива (в данный момент).

Полные и краткие формы прилагательных могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

При образовании кратких форм прилагательных с безударными – енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный – искусствен, искусственен; торжественный – торжествен, торжественен.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительными является усеченная форма (на ен ). Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимическими формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы, каменная стена – стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).


Похожая информация.


  • познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста;
  • развивать навыки вдумчивого прочтения, многоаспектного анализа художественного текста
  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • привлечь внимание учащихся к способам создания художественного образа, помочь прикоснуться к тайне труда художника слова
  • формировать умение делать выводы, развивать навыки работы с текстом
  • развивать навыки представления результатов своей работы (презентация, защита работы)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • школьная доска,
  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • тексты художественных произведений,
  • план анализа фрагмента.

ТИП УРОКА: комбинированный урок с элементами исследовательской деятельности

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Введение (установление контакта с учениками, настрой на работу) 1-2 мин
  2. Осмысление темы урока (вспомнить основные понятия) 2-3 мин
  3. Работа с текстами художественных произведений, выводы по каждому этапу) 15 мин
  4. Самостоятельная работа в парах и представление своих выводов 5+3 мин
  5. Презентация учащихся о художественной выразительности служебных частей речи 4 мин
  6. Обобщение и закрепление темы. 4 мин
  7. Комментарий и запись домашнего задания 3 мин

ХОД УРОКА

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА

Что такое средства художественной выразительности, и какие из них мы уже неплохо знаем?

А что изучает МОРФОЛОГИЯ?

Сделайте вывод, на какой же основной вопрос сегодня мы с вами должны будем найти ответ?

МУЛЬТИМЕДИАПРОЕКТОР:

"Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения". М.Бахтин

Прежде чем мы посмотрим, КАК работает слово, вспомним, каково значение причастия. Что оно обозначает?

РАБОТА С ТЕКСТАМИ.

РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ С.МАРШАКА "ЛАНДЫШ"

Проведем небольшое статистическое исследование:

  1. 1 вариант подчеркните в тексте все причастия (одиночные и с зависимыми словами)
  2. 2 вариант - прилагательные, подсчитайте их.

ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?

Вывод записывается в тетради: использование в стихотворении С.Маршака "Ландыш" большого количества причастий не только описывают ощущение от прихода весны, того, что распускается цветок, но и создает образ цветка, удивительно нежный и хрупкий: "природой бережно спеленутый, завернутый в зеленый лист:".

РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ "ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД"

(текст проецируется через мультимедиапроектор и есть на столах детей)

Чтение (про себя, затем вслух)

Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? (деепричастие)

  • Какой художественный эффект достигается этим? (вспомните, что обозначает деепричастие - "дорисовывает" действие, обозначает добавочное действие)
  • Почему стихотворение записано лесенкой?
  • Какие звуки в нем преобладают?

Вывод: использование в стихотворении большого количества деепричастий рисует нам динамичный, быстрый, стремительный образ водопада. Намеренное построение автором стихотворения лесенкой помогает и зрительно, и на слух представить водопад, аллитерация (звуки Р. Ш, Ж, Б.Л "озвучивает" текст.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОТРЫВКОМ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.ФЕТА.

(дать карточки с вопросами, работают в парах. -5 минут. Зашита своей работы 3 мин) группа №1 , №2

  1. Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом?
  2. Объясните значение слов млея, понежиться.

А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля)

Подчеркните в предложении подлежащие и сказуемые. Сколько основ в этом предложении?

Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.

Группа 1.

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
  2. Определите, какое время суток изобразил поэт По каким признакам вы догадались об этом?
  3. Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении.
  4. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
  5. Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа?
  6. Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? (покоя, затишья, безветрия)
  7. Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается" (звеня).
  8. А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля

Группа 2

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
  2. Определите, какое время суток изобразил поэт.
  3. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
  4. Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов?
  5. Подчеркните в предложении подлежащие и сказуемые.
  6. Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.

Вывод: (запись в тетради) Использование деепричастии и деепричастных оборотов насыщает картину действием, рисует объемную картину наступающего летнего вечера.

В этом учебном году мы с вами подробно говорим и о служебных частях речи. А могут ли они, эти предлоги, союзы, частицы, быть средством художественной выразительности?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ СРАВНЕНИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ), ВЫПОЛНЕННАЯ УЧЕНИКАМИ.

Вывод: (сделать должны дети)

ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

НА КАКОЙ ЖЕ ВОПРОС МЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОТВЕТИТЬ СЕГОДНЯ?

Каким будет ваш ответ.

ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

В качестве домашнего задания я хотела бы предложить вам любой вид работы, тот, что интереснее.

Сочинение на лингвистическую тему " Как красиво работает слово в художественном тексте"

Презентация "Морфологические средства выразительности"

Словарик своих находок "Части речи украшают художественный текст"

Стих. А.Фета "Шепот, робкое дыханье..." - роль существительных в тексте данного стихотворения"

Свой вариант домашнего задания.