Презентация страницы истории 19 века. Сообщение на тему: «Страницы истории России. Страницы истории XIX века «. I. Организационный момент

Конспект урока: «Окружающий мир» 4г класс.

Тема урока: «Страницы истории XIX века»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока : формирование представлений учащихся о жизни в России в XIX веке.

Образовательные:

Сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

Познакомить с реформами Александра II .

Сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

Развивающие:

    Развивать устную речь.

    Развивать умение делать выводы, обобщать.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории.

2.Воспитывать нравственные качества личности.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

    умение осуществлять логические действия;

    умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

    умение работать с картой.

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

    умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

    умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

    умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

    умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

Планируемые результаты:

Предметные:

    создать образ императора Александра II ;

    сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

    сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

Метапредметные:

    совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

    развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

    создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками;

    извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника;

    устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

    формирование положительной мотивации к учению.

    проявление основ гражданской идентичности- чувство гордости за российский народ и историю России.

    определять личностный смысл учения.

Оборудование:

    учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, автор А.А. Плешаков., Е.А. Крючкова.

    электронное приложение к учебнику окружающего мира А. А. Плешаков., Е.А. Крючкова.

Понятия: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя, декабрист, манифест.

Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, А.А.Плешаков.

    мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

    листы для выполнения графического диктанта.

    электронное приложение к учебнику окружающего мира А. А. Плешаков.

Этапы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

К. - соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

II . Актуализация знаний

Словесный метод.

Практический.

Блицопрос.

Практический.

Работа в паре.

1. Блицопрос (проверка домашнего задания)

Вкаком году началась Отечественная война?

Какая страна напала на Россию?

Почему Наполеон нападал на разные страны?

Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

Где происходило Бородинское сражение?

Почему русские военные решили оставить Москву?

Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

2. Тест Вариант 1

1. Во Франции в XVIII в. к власти пришел полководец:

а) Багратион б) Наполеон в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в:

а) 1821 г. б) 1818 г. в) 1812 г.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор

4. После окончания Отечественной войны 1812 г. в Москве на Красной площади воздвигли памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Петру Великому

в) Екатерине II

Вариант 2

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:

а) М.И. Кутузов

б) А.В. Суворов

в) Ф.Ф. Ушаков

2. Бородинская битва произошла:

3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сра­жения?

а) оставить Москву

б) дать под стенами Москвы еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем

4. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

Взаимопроверка.

Рассмотрите фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата.

Освоение С-Петербурга. 1703 г.

    Крещение Руси. 988 г.

    Ледовое побоище. 1242 г.

    Бородинское сражение. 1812 г.

    Куликовская битва. 1380 г.

С каким событием связан 1480 г.?

(Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат)

Что же произошло в 1861 г.

Отвечать на вопросы.

Выполнять Блицопрос и тест

П. -

Р . -Осуществлять контроль по образцу – взаимопроверка.

К. –работа в паре.

III . Постановка учебной задачи и ее решения

Словесный метод. Диалог.

Практический.

Практический.

Работа в группах.

(На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.)

Объясните значение данных слов. (Высказывания детей.)

Где мы можем узнать значение данных слов? (Ответы детей.)

На уроке узнаем об этих словах. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Что мы будем делать, для достижения этой цеди?

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Физкультминутка

Высказывать свое предположение.

Отвечать на вопросы.

Определять тему, цели и задачи урока.

Проводить физминутку.

П. - осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. -

Фронтальный опрос.

Практический.

Работа с учебником и дополнительными источниками.

Практический.

Работа с картой.

Работа с CD

Просмотр презентации.

- Повторим правила работы в группе.

Крепостное право - законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ - помещиков. По этим зако­нам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикреплен­ных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возла­гали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли - иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульп­торы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К со­жалению, таланты многих погибали в крепостной неволе. Были законы, запрещавшие помещикам жестоко обращаться с крепостными, но они исполнялись плохо.

После Отечественной войны 1812 г. многие надеялись на осво­бождение крепостных. Но это произошло только в 1861 г., когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. За что его прозвали Освободителем.

1. Работа с картой

Используя карту в учебнике, выполните задание на с. 125. (Ученики работают с картой в учебнике и у доски.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Установите последовательность событий, выполняя за­дание 1 на с. 42. (1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Осво­бождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.)

(Ученики сравнивают 2 документа (с. 125-126 учебника), вы­сказывают свое мнение.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

Рассказывать сообщения.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

Просматривать презентацию.

К. - соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами;

Р. - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

IV . Итог урока

Рефлексия

Словесный метод.

Домашнее задание.

Какие знания мы открыли?

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказы­вания детей.)

Вернемся к словам на доске. Объясните теперь значения данных слов.

На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

Составить синквей по теме урока.

Рефлексия

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще надо поработать?

Кого из вашей группы вам хочется поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

2. Выполнить задания 2, 4 на с. 42-43 рабочей тетради.

Высказывать свое мнение.

Проводить рефлексию.

Записывать д/з

К. - задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами;

Слайд 2

После отечественной войны 1812 года, когда народ с оружием в руках поднялся на защиту Родины, многие надеялись на освобождение крепостных крестьян.

Слайд 3

Обсудите в парах

  • Какой была жизнь крестьян в то время?
  • Мирились ли крестьяне с такой жизнью?
  • Что такое крепостное право?
  • Слайд 4

    Крепостное право –это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне.

    Слайд 5

    Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Крестьян, прикреплённых к помещичьей земле, называли крепостными.

    Слайд 6

    Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Их продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

    Слайд 7

    Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчи-тать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

    Слайд 8

    В 1861 году царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. В один и тот же день он был прочитан в церквах по всей территории Российской империи.

    Слайд 9

    Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков – они могли самостоятельно вести свои дела. В русскую историю Александр Второй вошёл как царь-освободитель.

    Слайд 10

    Отныне все жители России были свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.

    Слайд 11

    С именем Александра Второго, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны. Наступили новые времена. Александр Второй провёл важные реформы.

    Его царствование было прогрессивным для России.

    Слайд 12

    За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало расти население Петербурга, Москвы и других городов.

    Слайд 13

    В центрах обоих городов, наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от прежних времён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров.

    Слайд 14

    В это время возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге появились Путиловский и Балтийский заводы. В Москве – текстильные мануфактуры: Трёхгорная и Даниловская.

    Слайд 15

    • Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25.
    • Отслуживший 25 лет солдат возвращается в обветшавший дом, где его никто не ждет.
    • Солдат-срочник (6 лет службы) возвращается к семье.
  • Слайд 16

    Получило развитие образование.

    Одних народных училищ при Александре Втором возникло почти 20 тысяч, а женских учебных заведений – до 300 тысяч.

    Слайд 17

    Работа по учебнику

    Прочитайте текст на с.124-125 учебника.

    Какие технические новшества появились в XIX веке?

  • Слайд 18

    Технические новшества XIX века

    • Электрическое освещение
    • Трамваи
    • Конная железная дорога
    • Лифты
    • Телефоны
  • Палкина С.Г.

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ № 64

    г.Нижний Тагил

    Тема: Страницы истории XIX века

    Цели: - дать представление о жизни людей в XIX веке;

    Познакомить с понятиями «декабристы», «крепостное право», реформами Александра II ;

    Формировать представление о развитии экономики России в XIX веке.

    Формируемые УУД:

    познавательные: осознавать поставленную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из текста, иллюстраций, карт

    коммуникативные: уметь работать в группе, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    регулятивные : определять цели и задачи усвоения новых знаний;

    личностные : строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

    Оборудование: учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, презентация, карточки с дополнительным материалом, фрагмент видеофильма «Звезда пленительного счастья»

    Ход урока

      Организационный момент

      Проверка домашнего задания (Тест)

      Актуализация новых знаний

    Сегодня мы будем работать в группах. Напомните правила общения в группе. (Правила)

    Перелистывая страницы истории России, мы много уже узнали: начиная с жизни во времена Древней Руси и до Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы познакомимся со следующими страницами нашей истории.

    (Слайд 2 – портреты Александра I и Николая 1)

    После войны 1812 года многие надеялись на перемены в России. Но мало, что изменилось. Вы помните, что в это время правил Россией

    император Александр 1. Осенью 1825 года он предпринял поездку в Крым, где тяжело заболел и умер. Внезапная смерть императора поразила всех. В свои 48 лет он и разу ничем серьезным не болел.

    Народ был встревожен, ходило много слухов и домыслов по поводу его смерти. На престол должен был войти Николай 1. Но многие люди хотели видеть Россию свободную от царского произвола и крепостничества.

    Что вы знаете об этой страницы нашей истории?

    Цель нашего урока… (Слайд 3)

      Работа по теме урока.

    А) Декабристы (Слайд 4)

    Посмотрите, перед нами довольно богатые люди, военные. Почему их назвали декабристами и что они сделали для России, постараемся ответить на эти вопросы.

    Работа в группах.

    1 группа

    В 1814 г. в была создана «Орден русских рыцарей».

    В марте гвардейские образовали политическое «Союз спасения» (с «Общество истинных и верных сынов отечества»). В общество входили и , капитан , и , князь .

    В январе был образован «Союз благоденствия».

    Требования декабристов: отменить крепостное право на территории Империи, ввести всеобщую военную повинность и предоставить всем жителям России гарантию политических прав и свобод.

    Цель: поднять вооруженное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон - революционную конституцию.

    Вопросы для ответа:

      Назовите тайные организации.

      Главная цель этих обществ.

    2 группа

    План: Декабристы решили помешать войскам и сенату принести присягу новому царю Николаю I . Затем хотели войти в сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором будет объявлено об отмене крепостного права и 25-летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова и собрания.

    На Сенатскую площадь первым пришел полк Московской лейб-гвардии, который возглавили Бестужев и Щепин – Ростовский. Время шло, а остальных частей не было. Складывалось критическое положение.

    Генерал–губернатор Петербурга Милорадович, герой , вышел к войскам и предложил им разойтись. В ответ на это, один из офицеров - Каховский смертельно ранил Милорадовича. Этот выстрел сделал ход событий необратимым.

    В пятом часу дня Николай I (который еще утром принял присягу) отдал приказ открыть артиллерийский огонь. Было сделано семь выстрелов картечью - один поверх голов и шесть в упор. Солдаты обратились в бегство. Восстание было разгромлено.

    Вопросы для ответа:

      Когда произошло восстание декабристов?

      Почему именно так назвали восстание?

      План декабристов.

      Чем закончилось восстание?

    Что такое манифест? (слайд)

    1. Торжественное письменное обращение верховной власти к народу (устар.).

    2. Письменное обращение, воззвание, изложение каких-н. положений программного характера.

    Литературный м. М. к народам мира. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

    3 группа

    В результате мятежа погибли 1 271 человек, в их числе 9 женщин и 19 малолетних детей.

    В результате проведённого по делу декабристов следствия пятеро из них - П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский - были приговорены к смертной казни через повешение. Ранним утром 13 (25) июля 1826 г. на валу Петропавловской крепости приговор был приведён в исполнение. К следствию и суду по делу декабристов было привлечено 579 человек, 121 участник восстания сослан на каторгу и поселение в Сибирь, все они были лишены званий и почестей. В 1856 г. оставшиеся в живых декабристы были помилованы.

    Вопросы для ответа:

      Каковы итоги восстания декабристов?

    4 группа

    Движение декабристов сыграло огромную роль в социальной жизни страны, даже не смотря на свое поражение. Первые дворяне революционеры не смогли противостоять жандармской машине Николая I, но засеяли в сознании людей идеи революции, борьбы за свои гражданские права и свободы. Выросло новое поколение революционеров.

    Движение декабристов одухотворило множество деятелей искусства и литературы. Многие писатели в своих произведениях, как бы между строк доносили до людей просветительские идеи декабристов. И хотя только через несколько десятилетий, но все - таки их последователи смогли добиться отмены крепостного права, которое помогло ускорить экономическое развитие страны.

    Вопросы для ответа:

      Какое значение имело восстание декабристов для России?

    Б) Проверка выполненной работы. Выступление групп

    1 группа – слайды 5,6

    2 группа – слайды 7, 8

    3 группа – слайд 9

    4 группа – слайд 10

    Этой странице истории нашего государства посвятил свои стихи А.С.Пушкин, который всей душой разделял идеи декабристов.

    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье,
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.

    Это стихотворение писалось не для широкого круга читателя: он адресовал эти строки непосредственно своим ссыльным друзьям-декабристам, для чего и передал их Александре Григорьевне Муравьевой, которая в начале января 1827 года отъезжала из Москвы к мужу на каторгу.

    Видео «Звезда пленительного счастья» (фрагмент)

    Б) Работа по теме урока

    Прошло много лет. С 1855 году Россией правил Александр II , которого прозвали «освободитель»?

    Слайд 11

    Как вы думаете, почему его так назвали?

    Александр II один из выдающихся представителей династии Романовых. По масштабу принятых им преобразований его можно сравнить с Петром Великим. Какой вклад в историю Российского государства он внес, попробуем ответить на этот вопрос, прочитав тексты в учебнике на странице 123, 124 и заполнив таблицу.

    Работа в группах.

    Проверка (слайды 12, 13, 14)

    Какое значение имело строительство Транссибирской магистрали?

    Слайд 15

      Связь центра страны с Сибирью и Дальним Востоком.

      Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.

      Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.

      Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

    Итак, почему Александра II прозвали «освободителем»?

      Рефлексия

    Что нового узнали о страницах истории России XIX века?

    О чем заставил урок задуматься?

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    Можно ли этой пословицей закончить наш урок? Докажите.

    6. Домашнее задание – РТ по теме

    Тип урока: комбинированный

    Цель

    формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

    Характеристика деятельности учащихся

    Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

    В ходе самостоятельной работы (в группах) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и задания из электронного приложения к учебнику, готовить сообщения, презентовать в классе. Работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники. Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

    Планируемые результаты

    Предметные

    Знать понятия: крепостное право,

    Александр II.Какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века?

    Уметь работать с исторической картой, находить на карте Транссибирскую магистраль.

    Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

    П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

    Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

    Личностные результаты

    Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

    Основные понятия и определения

    крепостное право, Александр II,значение имело отмена крепостного права

    Подготовка к усвоению нового материала

    Узнаем об освобождении крепостных крестьян, познакомимся с обликом Москвы и Санкт-Пе-тербурга второй половины XIX века. По карте определим территорию страны, границу, столи-цу, найдём сведения о развитии экономики.

    Вспомни, что ты знаешь об истории Москвы и Санкт-Петербурга.

    Изучение нового материала

    План Санкт - Петербурга в 1756 году

    1882 - Карты Москвы

    Выберите для работы в группе одну из тем: «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петер-бург и Москва». Познакомьтесь с ними по учеб-нику. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.

    ДЕКАБРИСТЫ

    После Отечественной войны 1812 года многие в России надеялись на перемены. Об освобожде-нии от подневольного труда мечтали крестьяне, защитившие страну от врагов. Молодые и ре-шительные офицеры-дворяне, участники Отече-ственной войны, выступали за просвещённую Россию, свободную от царского произвола и крепостничества. Некоторые из них поняли, что пришла пора активно действовать. Они объеди-нились в тайные общества.


    К. Кольман. Восстание декабристов

    Члены одного из тайных обществ 14 декабря 1825 года (потому их и назвали декабристами) вывели на Сенатскую площадь в Петербурге войска. Но выступление никто не поддержал. К вечеру оно было разгромлено. Декабристов ожидала суровая кара.

    ОСВОБОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯН

    Прошло ещё много лет, прежде чем крепост-ные крестьяне стали наконец свободными. В 1861 году царь Александр Второй подписал манифест о крестьянской вольности.

    Велико было значение освобождения крестьян. Отныне все жители России стали свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по- прежнему разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян.

    ПЕТЕРБУРГ И МОСКВА

    Новые времена наступили в жизни страны. За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало расти население Пе-тербурга, Москвы и других городов. В это вре-мя возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге появились Путиловский и Балтий-ский заводы. Москва славилась прекрасными тканями. Их производили текстильные мануфак-туры — Трёхгорная и Даниловская.

    В центрах обоих городов наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от прежних вре-мён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров

    По-иному выглядели рабочие окраины. Здесь в тесноте ютилась городская беднота. Рядом с заводами и фабриками строили жильё — унылые казармы, где рабочие снимали «углы» и «койки». Своя комнатушка была не всем по карману.

    КАКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВШЕСТВА ВОШЛИ В ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

    Москва и Петербург стали одними из самых крупных городов мира. Изменился городской быт. Улицы освещались сначала керосиновыми, а по-том и газовыми светильниками. В конце XIX века появилось электрическое освещение. Иным стал и городской транспорт. Появилась конная же-лезная дорога (конка). К концу века по улицам Петербурга и Москвы ездили первые трамваи. Не редкостью стали лифты, телефоны

    Москва. Конец XIX века Санкт-Петербург. Начало XX века

    В 1851 году между Петербургом и Москвой открылась железная дорога. А к концу XIX века Россия покрылась сетью железных дорог. Это имело большое значение для развития хозяйст-ва страны. В конце века началось строительство Транссибирской магистрали (иногда её называ-ют Великой Сибирской магистралью). В начале XX века она связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

    В конце XIX века в Москве был открыт Поли-технический музей. Здесь можно было увидеть все технические достижения тех лет.

    Работа с исторической картой

    Что можно узнать по карте (с. 92 — 93) об экономике России в конце XIX века?

    Найди на карте Транссибирскую магистраль. Через какие города она прошла?

    Обсудим!

    Прочитайте выдержки из документов. Сравните две точки зрения. Дайте им свою оценку.

    Из обсуждения государственными чиновниками вопроса о крепостном праве, 1820 год

    «Крестьяне, будучи приписаны к земле, состав-ляют с нею собственность владельца и, следо-вательно, они должны быть проданы с землёю... В таком случае продаётся не человек, не разум-ное существо, а земля».

    Из программы декабристов, 1825 год

    «Уничтожение права собственности, распрост-раняющейся на людей».

    Проверь себя

    Кто такие декабристы? 2. Когда крепостные крестьяне получили свободу? Какое значение это имело? 3. Как изменился в XIX веке облик Москвы и Санкт-Петербурга? 4. Какие техниче-ские новшества вошли в жизнь людей?

    Вывод

    В 1861 году крепостные крестьяне стали сво-бодными. Страна начала быстро развиваться.

    Во второй половине XIX века появились электрическое освещение, железная дорога, телефон и другие новшества.

    Задание для домашней работы

    Узнай у взрослых или из дополнительной ли-тературы, какие технические новшества появи-лись к концу XIX века в вашем городе.

    История российского бунта. Декабристы.

    Восстание декабристов

    «Российская Империя. Николай I»: Восстание декабристов

    Крепостное право

    Отмена крепостного права

    Петербург на рубеже 18-19 веков

    Задача: Формировать представления учащихся о жизни в 19 веке.

    Цели :

    1. Познакомить с реформами Александра II.
    2. Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке.
    3. Развивать интерес к истории.

    Оборудование:

    • кроссворд,
    • лента времени,
    • портрет Александра II,
    • домино,
    • карточки с именами знаменитых людей,
    • компьютер,
    • проектор,
    • слайд-программа.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

    Перед нами книга «История России. 19 век». (Приложение 1 (слайд 1))

    На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.

    Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?

    19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

    Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

    • о новом царе;
    • о ряде его реформ;
    • о некоторых изобретениях 19 века.

    Хотите об этом узнать?

    Тогда постарайтесь скорее

    Задания все выполнять.

    У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2)

    Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов , Петр I, Иван III, А.В. Суворов , Иван Грозный).

    Что написано? (имена знаменитых людей)

    На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

    Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).

    • сражались с французскими войсками.
    • Кутузов был учеником Суворова.
    • у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

    Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

    У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

    Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!

    Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

    (Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».

    Расскажите о Бородинском сражении, используя схему. (Приложение 1 (слайд 2))

    Пока ребята рассказывают, 3 человека будут разгадывать кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово. (Раздать индивидуально кроссворды. (Приложение 3))

    Бородинское сражение.

    22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.

    Весь день стороны готовились к сражению.

    Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.

    В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.

    И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.

    По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.

    Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».

    Проверка кроссвордов (ключевое слово поможет чуть позже)

    III. Изучение нового материала.

    1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

    На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

    Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1 (Слайд 3))

    Чей портрет у вас получился? (На доске портрет) (Приложение 4)

    Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1 (слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)

    Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

    2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))

    Кого и от чего он освободил?

    Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.

    Слово проверяющему: как справились с заданием.

    Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

    Какой была жизнь крестьян?

    От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

    Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

    Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?

    А) Позорный и унизительный порядок.

    Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

    В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

    Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.

    На доске появляется:

    Реформы - отмена крепостного права

    Александра II

    (портрет)

    IV. Физкультминутка.

    Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).

    На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.

    Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).

    А остальные года? (Да).

    Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)

    (Приложение 1 (Слайды 9-13)).

    • Освоение С-Петербурга. 1703 г. (4) правая рука вверху, рывки руками
    • Крещение Руси. 988 г. (1) – руки в стороны, хлопок над головой
    • Ледовое побоище. 1242 г. (2) - прыжки
    • Бородинское сражение. 1812 г. (5) - наклоны
    • Куликовская битва. 1380 г. (-) - приседание

    С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).

    V. Изучение нового.

    1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).

    Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

    В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

    2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города , быстро стало расти городское население.

    Что явилось главной причиной роста городского населения?

    (Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

    Появлялись заводы:

    • Механический (Приложение 1 (Слайд 15))
    • машиностроительный
    • металлообрабатывающий
    • стекольный
    • цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).

    текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

    фабрики (кондитерская, суконная) (Приложение 1 (Слайд 16)).

    Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения . Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет) , гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

    Возникло более 700 наименований газет и журналов.

    Были созданы земства – местные выборные органы.

    - Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

    Строились новые железные дороги . (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).

    (1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).

    Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей)).

    Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

    Почему строительство ж/д имело большое значение?

    • - Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
    • – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.
    • - Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.
    • – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

    (Приложение 1 (Слайд 19– паровозы, вагоны)).

    Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).

    Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23)) с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

    На доске появляется:

    Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

    На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II) , построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

    VI. Закрепление изученного.

    Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).

    Игра «Домино»

    Как называли Александра II?

    Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

    Когда крепостные получили свободу?

    Какое значение это имело?

    VII. Итог урока. Домашнее задание.

    Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.

    Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.

    Выставление оценок.