Спенсер, Герберт – основные идеи. Социология герберта спенсера Спенсер краткая биография

1820–1903) Английский философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX века широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, то есть высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм). Главные сочинения: «Психология» (1855), «Социальная статистика» (1848), «Система синтетической философии» (1862–1896). Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец. Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье. В 13 лет его отправили по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера - Томас являлся «университетским человеком». По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. Герберт Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач. Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками - историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон - Бирмингем, он без колебаний принял предложение. Новоиспеченный инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов - «велосиметр». Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новокантианцем Ренувье, которые также никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук. Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии. Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Но первые переводы оставляют желать лучшего. В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля «Принципы геологии». Он знакомится с теорией эволюции органической жизни. Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения. В1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения - статьи для «Нонконформиста» по вопросу истинных границ деятельности государства. В 1843–1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов. В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. Теперь его интересы обращены к журналистике. В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника «Экономист». Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным работам. Он пишет «Социальную статистику», в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни. Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил: «Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него», - писал Спенсер. Успех «Социальной статистики» окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь. В своей второй работе «Психология» (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что необъяснимое индивидуальным опытом может быть объяснено родовым опытом. Дарвин поэтому считает его в числе своих предшественников. У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы «здравого смысла»), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта. Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития. Главному своему труду «Синтетической философии» он отдал 36 лет жизни. Эта работа сделала его настоящим «властителем дум», и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей «Истории философии» спрашивает: «Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?» Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огюстом Контом. Дарвин называет его «величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов». В 1858 году Спенсер решился объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860–1863 годов выходили «Основные начала». Но издание из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты. К этому следует добавить нервное переутомление, систематически мешавшее ему работать. В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом, который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль. В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в Лондоне. Его цель - закончить свое громадное сочинение, которому он принес себя в жертву. То, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось получше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так - до конца жизни. Работа, работа, работа… Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года. Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года. Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии». Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: «Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности», иначе говоря, дифференцируется. Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывается от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. По мнению Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Так как, по Спенсеру, главное значение имеет воспитание характеров, то эволюция совершается медленно, и Спенсер не так оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль. Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Несмотря на слабое здоровье он прожил больше восьмидесяти трех лет. Главные идеи Спенсера, чуждые при его жизни всему миру, теперь сделались достоянием всех образованных людей, и мы уже забываем и даже не думаем о том, кому мы ими обязаны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Герберт Спенсер основные идеи английского социолога и философа кратко изложенные в этой статье.

Спенсер основные идеи кратко

Герберт Спенсер является основоположником органического направления в социологии. Он рассматривал общество как живой, биологический организм. Главные труды мыслителя — «Политические учреждения», «Основные начала» и «Система синтетической философии» в 3-ех томах.

  • Социальный мир является прямым продолжением мира природы. Сам же мир эволюционирует в 3-ех стадиях – доорганическая, органическая, недорганическая.
  • Создал теорию общества. Согласно ей существует научная пирамида: математика – биология – психология – социология – развитие человеческой психики. На пике пирамиды происходит формирование абстрактного мышления и представление про абстрактные сущности. Общество по Спенсеру – это сущность, тотальность по отношению к индивиду, реальность, которая не сводится к людям и является самодостаточной сама по себе. Общество – это организм подобный живому. Основные его характеристики: прогрессивная дифференциация структуры и строения, непрерывный рост, увеличение внутренней связанности и массы (прогрессивная интеграция), прогрессивная дифференциация отправления функций. Общество прогрессирует в направлении роста определенности и многообразия, объема и связанности.
  • Выделил базисные подсистемы общества, функционально едины. Это:
  1. Пищеварительная система – это промышленная организация общества, производительная деятельность. Она обусловлена геологией, экологией, географией, демографией.
  2. Распределительная система – это коммуникативные средства общества (дороги, пути сообщения, агенты, региональные связи) и система разделения труда.
  3. Регулятивная система – это тратящая и правящая система, которая основана на кооперации. Данная система возникает в результате общественных войн. Компоненты регулятивной системы: армия, финансы, правительство, банки. Со временем система усложняется.
  • По Спенсеру существуют базисные институты: церковные учреждения, обряд, семья, политика. Функция церковного учреждения – это сплочение общества путем осуществления правил поведения и обрядов поклонения. Когда ритуальный контроль заменяется нравственным, то церковь утрачивает свое значение. Обряд – это первичная форма политического и военного контроля, более древняя, чем церковная или политическая. Возникает для сплоченности общества. Формы семьи — эндогамия и экзогамия. Формы брака — полигамия (в военном обществе), полиандрия, моногамия (в промышленном обществе). Политические учреждения и организации – это организации, которые связаны с формой политического контроля на отдельной территории.
  • Выделил 2 типа общества – военное и промышленное. Военное общество занимается завоеванием территорий и новой рабочей силы. Его экономика построена на принудительной рабочей силе. В нем главным политическим институтом является государство. Промышленное общество характеризуется свободной кооперацией на базе взаимовыгодного контракта. Основу его экономики составляет система разделения труда на основе торговых и промышленных взаимодействий. Основные черты промышленного общества — свобода совести, географическая свобода политических взглядов и индивида, армия для народа.
  • Философия изучает феномены чувственного характера, поддающиеся систематизации.
  • Главная задача философской науки – примирение религии и науки.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Герберта Спенсера.

Спенсер Герберт (Herbert Spencer) (27 апреля 1820, Дерби - 8 декабря 1903, Брайтон) - британский философ и религиовед (рис. 2). Г. Получив высшее техническое образование, он сначала работал инженером на железной дороге, а затем в 1848-1853 гг.- помощником редактора в журнале “Экономист”. Все последующие годы он вел жизнь кабинетного ученого, последовательно реализуя составленную им для себя обширную писательскую программу. Несмотря на финансовые затруднения и длительные периоды неработоспособности из-за болезни, Г. Спенсер завершил издание своего главного труда - многотомной “Синтетической философии” - и внес свой вклад практически во все области гуманитарного знания. Жил Г. Спенсер в Лондоне, совершая время от времени поездки в Шотландию и в страны континентальной Европы. Он умер в Брайтоне в 1903 г.

Рис. 2

Взгляды Г. Спенсера на религию разбросаны по многим его работам. Для религиоведения наиболее важными являются следующие его сочинения: “Первые принципы” (1862), “Принципы социологии” (1876-1896), “Природа и реальность религии” (1885).

Центральное место в философии Г. Спенсера занимает идея эволюции, которая понимается им как плавный и постепенный прогресс. Источником этого прогресса является взаимодействие внутренних и внешних сил, а его сущность состоит в преобразовании однородного в разнородное. Применяя эти общефилософские принципы к сфере религии, Г. Спенсер выдвинул положение о том, что возникновение религии связано с чувством страха перед умершими предками. В ходе эволюции человека и общества из единообразного для всех первобытных людей почитания предков возникают разнообразные представления о сверхъестественных сущностях и богах.

Краткая биография

Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

Воззрения

В 1858 Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук.

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology, 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology, 1873--1881). Спенсер -- основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, -- это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства. Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуации». В «Автобиографии» (Autobiography, 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишенный чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903. Спенсер выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические, органические и надорганические (социальные). Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.

По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое".

Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.

Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе “Основные начала” различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде “Основания социологии”.

Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.

Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия), Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей” и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем “простого возрастания”. Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

Введение………………………………………………………………..3

    Биография Герберта Спенсера…………………………………4

    Индустриальная эпоха и Спенсер…………………………….10

    Педагогика Спенсера…………………………………………...12

Заключение………………………………………………………...16

Список литературы……………......................................................17

Введение

Актуальность темы. Мысли и труда британского философа и социолога Герберта Спенсера намного опередили свое время. Интерес к ним не ослабевает и поныне, очень многие из его мыслей и высказываний актуальны и по сей день, что еще раз доказывает гениальность великого англичанина.

Цель реферата. Целью данного реферата является обзор педагогических идей Герберта Спенсера.

Для достижения имеющейся цели необходимо рассмотреть несколько задач

    Ознакомиться с биографией Герберта Спенсера.

    Изучить влияние индустриальной эпохи на творчество Спенсера

    Ознакомиться с основными педагогическими идеями Спенсера.

Герберт Спенсер ввел в педагогику и другие науки ряд следующих определений:

    Дифференциация - это появление из некой однородности разнообразия; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.

    Интеграция - это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов.

Методы работы над рефератом:

Структура реферата: Реферат состоит из введения, основной части, в которой 3 раздела, заключения и списка использованной литературы, в котором 7 источников.

Введение представляет собой постановку проблемы, подчеркивает актуальность выбранной темы. В основной части систематизируются все теоретические знания относительно выбранной проблемы. В заключении отражаются выводы по задачам, поставленным во введении

Список литературы включает в себя 7 наименований.

1.Биография Герберта Спенсера.

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье. В 13 лет его отправили по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера - Томас являлся "университетским человеком". По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. Сам же Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач. Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками - историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон - Бирмингемской, он без колебаний принял предложение. Новоиспечённый инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов - "велосиметр". Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новоканти-анцем Ренувье, которые так же, как и он никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук 2 . Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии. Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Но первые переводы оставляют желать лучшего. В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля "Принципы геологии". Он знакомится с теорией эволюции органической жизни. Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения

В 1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения - статьи для "Нонконформиста" по вопросу истинных границ деятельности государства.

В 1843-1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов. 2 В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные им пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника "Экономист". Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным работам. Он пишет "Социальную статистику", в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни. Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил "Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него", - писал Спенсер. Успех "Социальной статистики" окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь.

В своей второй работе "Психология" (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что необъяснимое индивидуальным опытом может быть объяснено родовым опытом. Дарвин поэтому считает его в числе своих предшественников.

У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы "здравого смысла"), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития.Главному своему труду "Синтетической философии" он отдал 36 лет жизни Эта работа сделала его настоящим "властителем дум", и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей "Истории философии" спрашивает: "Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?" 1

Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огю-стом Контом. Дарвин называет его "величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов". В 1858 году Спенсер решился объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860-1863 годов выходили "Основные начала". Но издание из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты. К этому следует добавить нервное переутомление, мешавшее ему работать. В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом,который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль. В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в ЛондонеТо, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось получше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так - до конца жизни. Работа, работа, работа... Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года.

Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года. Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии". Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: "Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности", иначе говоря, дифференцируется. Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывается от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. 3

По мнению Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Так как, по Спенсеру, главное значение имеет воспитание характеров, то эволюция совершается медленно, и Спенсер не так оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль. Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года.

СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.

Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембриджском университете, однако после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. В дальнейшем он никогда не получал никакой научной степени и не занимал академических постов, о чем нисколько не сожалел.

В юности Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками. С 1837 начал работать инженером на строительстве железной дороги. Его незаурядные способности проявились уже тогда: он изобрел инструмент для измерения скоростей локомотивов. Вскоре осознал, что выбранная им профессия не дает ему прочного материального положения и не удовлетворяет духовных запросов. В 1841 Спенсер сделал перерыв в своей инженерной карьере и в течение двух лет занимался самообразованием. В 1843 он снова вернулся к прежней профессии, возглавив инженерное бюро. Получив в 1846 патент на изобретенную им пилильно-строгальную машину, Спенсер неожиданно оборвал успешно складывающуюся техническую карьеру и ушел в научную журналистику, параллельно работая над собственными трудами.

В 1848 стал помощником редактора журнала «Экономист», а в 1850 завершил свой основной труд Социальная статика . Эта работа далась автору очень тяжело – он начал страдать бессонницей. В дальнейшем проблемы со здоровьем только умножились и вылились в ряд нервных срывов. В 1853 получил наследство от своего дяди, что сделало его материально независимым и позволило стать свободным ученым. Покинув журналистский пост, он всецело занялся разработкой и публикацией своих работ.

Его проект заключался в том, чтобы написать и издать по подписке многотомную Синтетическую философию – энциклопедическую систему всех научных знаний. Первый опыт оказался неудачным: издание серии пришлось остановить из-за переутомления философа и отсутствия интереса у читателей. Он оказался на грани нищеты. Его спасло знакомство с американским издателем, который взялся издать его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобрел широкую популярность раньше, чем в Англии. Постепенно его имя стало известным, спрос на его книги возрос, и к 1875 он полностью покрыл убытки и начал получать прибыль от издания своих трудов. В этот период вышли такие его работы, как двухтомные Принципы биологии (The Principles of Biology , 2 vol., 1864–1867), три книги Основания психологии (The Principles of Psychology 1855, 1870–1872) и трехтомные Основания социологии (The Principles of Sociology , 3 vol., 1876-1896). Его многочисленные работы вскоре стали пользоваться огромной популярностью и издаваться большими тиражами во всех странах мира (в том числе в России)

Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.

У Спенсера выделено три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. Надорганическая эволюция – это предмет социологии, которая занимается как описанием процесса развития общества, так и формулировкой основных законов, по которым эта эволюция протекает.

Строение общества он сравнивал с биологическим организмом: отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды – так происходит естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все более сильная специализация отдельных частей общества. В результате, как и организм, общество эволюционирует от более простых форм к более сложным.

Используя для исследования социального развития понятия биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во многом способствовал популяризации идей «естественного отбора» в обществе и «борьбы за существование», которые стали почвой для «научного» расизма.

Другой важной его идеей было выделение двух исторических типов общества – военного и промышленного. Тем самым он продолжил традицию формационного анализа общественной эволюции, заложенную Анри Сен-Симоном и Карлом Марксом .

Для обществ военного типа, по Спенсеру, характерна борьба за существование в форме вооруженных столкновений, заканчивающихся порабощением или уничтожением противника. Кооперация в таком обществе является принудительной. Здесь каждый работник занимается своим ремеслом и сам же доставляет произведенный продукт потребителю.

Постепенно общество растет и происходит переход от домашнего производства к фабричному. Так возникает новый тип общества – промышленное. Здесь тоже существует борьба за существование, но уже в форме конкуренции. Этот вид борьбы связан со способностями и интеллектуальным развитием индивидов и приносит в итоге выгоду не только победителям, но и всему обществу в целом. Данное общество базируется на добровольной кооперации.

Большой заслугой Спенсера стало признание того, что процесс эволюции не прямолинеен. Он указывал, что промышленный тип общества может снова регрессировать в военный. Критикуя популярные социалистические идеи, он называл социализм возвращением к принципам военного общества с характерными для него чертами рабства.

Еще при жизни Спенсер был признан одним из наиболее выдающихся мыслителей 19 в. В наши дни его вклад в развитие науки, в пропаганду эволюционистских идей, продолжают оценивать довольно высоко, хотя в глазах современных социологов он проигрывает в популярности, например, Эмилю Дюркгейму или Максу Веберу , чьи труды при жизни Спенсера имели гораздо меньшую известность.

Работы Г.Спенсера (избранные): Собрание сочинений , тт. 1–3, 5, 6. СПб, 1866–1869; Социальная статика. Изложение законов, обусловливающих счастье человечества . СПб, 1872, СПб, 1906; Основания социологии , тт. 1–2. СПб, 1898; Автобиография , ч. 1–2. СПб, Просвещение, 1914; Опыты научные, политические и философские , т. 1–3; Основания психологии . – В кн.: Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., АСТ, 1998.

Наталия Латова