Кабинет биологии требования к оборудованию и оформлению. Требования к кабинету биологии материал по биологии на тему. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

Требования к кабинету биологии

Школьный кабинет биологии - это не только класс, где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно–воспитательного процесса.

Кабинет биологии способствует решению следующих задач:

Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения;

Широкому использованию технических средств обучения на уроках и внеурочное время;

Обеспечение учебным дидактическим материалом, соответствующему программному материалу;

Обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы.

Кабинет биологии должен состоять из классной комнаты, лаборантской и уголка живой природы.

Учебно-методическое обеспечение кабинета

1. Обеспеченность средствами наглядности: натуральные объекты, гербарии, коллекции , влажные препараты, тушки и акрилаты; изобразительные средства: графические таблицы, контуры, аппликации , объемные модели и муляжи.

2. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

3. Обеспеченность учащихся измерителями обученности по всем классам и темам.

4. Обеспеченность учащихся комплектами типовых заданий, тестов, контрольных работ, разноуровневых заданий для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта

5. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

6.Обеспеченность кабинета учебниками по биологии, научной, научно-популярной, учебно–методической литературой для учителя и учащихся.

7.Наличие картотеки по учету учебно–дидактического материала, учебного оборудования, картотека заданий для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведении контрольных работ.

Требования к оформлению кабинета

Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).

1. Наличие периодически сменяющихся экспозиций по ботанике, зоологии, фенологии, достижений биологической науки, краеведческому материалу.

2. Наличие стендового материала с образцами успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализом типичных ошибок, результатами интеллектуальных марафонов, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий.

4. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, занятиям с отстающими и одаренными учащимися, консультаций.

5. Организация живого уголка природы или зоодендрария.

6. Создание в кабинете фитодизайна из комнатных растений (не менее 30-40 видов).

7. При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону.

Требования к техническому оснащению кабинета

1. Оснащение для демонстрации учебных фильмов, диафильмов, диапозитивов (затемнение, экран, подставка под диапроектор, электрооборудование).

2. Оснащение рабочего места учителя (дистанционное управление аппаратурой, затемнением, освещением).

3. Магнитофон и аудиозаписи.

4. Видеомагнитофон и телевизоры, электронный ММК;

5. Оборудование для автоматизированного контроля знаний (ПЭВМ, локальные сети программное обеспечение).

6. Наличие картотеки по фильмам, видеофильмам, диапозитивам, СД-дискам, электронным ММ пособиям.

1. Оснащение кабинета оптическими приборами: микроскопами, лупами, лабораторной посудой, экскурсионным оборудованием (пресс, ботанизирка, сачки, секаторы и др.)

2. Оснащение противопожарным инвентарем и аптечкой;

3. Наличие инструкции по технике безопасности;

4.Наличие журнала вводного и периодического инструктажа по технике безопасности для учащихся.

Документация на паспортизацию кабинета биологии:

Цель: Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образований, определить основные направления работы по проведению учебного кабинета в соответствии требованиям учебно–методического обеспечения образовательного процесса.

Паспорт учебного кабинета;

Опись имущества и документации;

Оценка деятельности кабинета;

Картотека дидактического, технического, лабораторного материала;

Аттестация учебного кабинета.

Школьный кабинет биологии № 22 - это не только класс, где проводятся уроки биологии, внеурочные задания, это и материальная база учебно-воспитательного процесса.

Ответственная за кабинет биологии – Гончарова Марина Ивановна.

Кабинет биологии состоит из классной комнаты и лаборантской.

В кабинете биологии обучаются и готовятся к внеклассным мероприятиям ученики 6-11 классов.

Кабинет оборудован следующими техническими средствами: мультимедийным проектором, компьютером и принтером.

Кабинет биологии занимает особое место среди других школьных кабинетов. На мой взгляд, он должен быть частичкой живой природы, в его оформлении должен быть отражен успех совместной деятельности учителя и обучающихся по созданию зеленого уголка кабинета, оформлению интерьера, размещению и хранению учебного оборудования.

При создании своего кабинета я стремилась обеспечить необходимые условия для организации учебного процесса и успешного обучения биологии, оформить интерьер кабинета таким образом, чтобы он способствовал воспитанию у учащихся любви к природе.

В кабинете собрана большая коллекция комнатных цветов. Каждое растение имеет свой паспорт. Растения не только часть интерьера, но и наглядные пособия для уроков биологии и организации внеклассной деятельности.

Род Бегония

Вид Бегония вечноцветущая

Begonia Semperflorens

Родина: Индия

Температура: умеренная;

Освещение: яркий свет;

Полив: обильный

Оборудование для кабинета биологии получено по национальному проекту образование.

Имеются все необходимые таблицы.

Лабораторное оборудование позволяет качественно проводить лабораторные и практические занятия: на каждый рабочий стол есть лаборатория оснащённая необходимым оборудованием, новые микроскопы с подсветкой.

В кабинете имеются удобные шкафы, где хранится систематизированное учебное оборудование: динамические пособия, различные наборы гербариев растений, демонстрационные модели органов человека и животных.


В шкафу-витрине выставлены модели вымерших древних животных, влажные препараты хордовых животных разных классов, модели цветков покрытосеменных растений.


Для развития познавательной активности ребят в кабинете имеется немало научной и познавательной литературы по биологии. Ребята имеют возможность работать с книгами в перемены и во внеурочное время.

Кроме того есть и электронные книги в компьютере кабинета.

Сделать процесс обучения и воспитания более эффективны позволяет использование мультимедийных пособий, постоянно пополняется банк электронных пособий виде учебных дисков, презентаций, видеофильмов.

Ежегодно пополняется кабинет работами учащихся: рефератами, альбомами, брошюрами, проектными работами.

Кабинет так же и место проведения внеклассных мероприятий: бесед, конкурсов, кружков и факультативов.

Создаётся методический аппарат (ИК, задания, вопросы), которые постоянно корректируются в связи с изменением учебных пособий, использованием компьютерной техники.

В перспективе хотелось бы оборудовать аквариум, это позволит организовать наблюдение за животными, использовать в учебном процессе его обитателей как объекта живой природы. Кстати, ребята на факультативных занятиях уже занимаются изучением данного вопроса: знакомятся с литературой, пишут проект, побывали на экскурсии в зоомагазине.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ БИОЛОГИИ

1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.

3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных (периодическая таблица д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд напряжений металлов, окраска индикаторов в разных средах) и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).

5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательных программ.

7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

9 Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.

11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.

12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).

13. Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

14. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.

Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определенной нормативной базой, иметь в кабинете соответствующую документацию.

Необходимая документация учебного кабинета биологии

1. Паспорт учебного кабинета.

2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.

4. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.

5. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и

мероприятий, а также инструктажа лаборанта и студентов практикантов.

6. Правила поведения учащихся в учебном кабинете.

7. График работы учебного кабинета.

8. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.

9. План работы кабинета на учебный год.

10. Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

Вся документация кабинета биологии ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

В папках (коробках, ящиках) накапливается и другой материал, имеющий отношение к преподаванию данного предмета.

Названия папок, которые можно иметь в кабинете биологии:

1. Кабинет биологии.

2. Охрана труда.

3. Нормативные документы.

4. Планирование учебной работы.

5. Работа по самообразованию учителя.

6. Современные образовательные технологии.

8. Нетрадиционные формы занятий по биологии.

9. Неделя биологии в школе.

10. Внеклассная работа по биологии.

11. Работа с одаренными детьми.

12. Биология и здоровье.

13. Экология.

14. Новости науки.

15. Проблемы современной биологии.

И др. по усмотрению учителя.

Дидактический материал

Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, как, например, «Периодическая таблица Д. И. Менделеева», таблица растворимости, электрохимический ряд активности металлов, окраска индикаторов в различных средах, а также использоваться для временного, краткосрочного показа.

1. Природные (натуральные) объекты: коллекции минералов, полезных ископаемых и руд, металлов, стекла, минеральных удобрений и т.д.

2. Статичные и динамичные модели (модели строения атома, молекул, кристаллические решетки и др.).

З. Таблицы (согласно Типового перечня).

4. Экранные наглядные пособия: диафильмы, диапозитивы, учебные кинофильмы и видеофильмы.

5. Раздаточный материал (инструктивные карточки к практическим работам и т.д.). Раздаточные материалы могут применяться как для фронтальной, так и для индивидуальной и дифференцированной работы учителя с учащимися.

Требования к оснащению образовательного процесса.

При организации кабинета биологии в общеобразовательной школе сначала выбирают помещение и составляют проект его рациональной планировки соответственно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. N 178-02). В соответствии с настоящими требованиями осуществляют комплектование кабинета средствами обучения, приобретают специализированную мебель, оснащают техническими средствами и создают условия для их эффективного использования; а также создают систему хранения и размещения учебного оборудования и функционально-значимый интерьер учебного кабинета. В требованиях отмечены предметы постоянной экспозиции для кабинета биологии.

Инструкция для учащихся по уходу за растениями: хлорофитум, зефирантус, пеларгония, фуксия, нефролепес.

Общие правила ухода за растениями
1. Растения необходимо поливать водой, отстоявшейся не менее суток и нагретой до комнатной температуры.
2. Полив в зимнее время всегда менее обильный, чем в летнее.
3. Удобрение почвы органоминеральными препаратами производится только в период с марта по сентябрь включительно.
4. Следует избегать сквозняков в помещении, где размещены растения.
5. Пожелтевшие и засохшие листья, увядшие цветоносы необходимо своевременно удалять острыми ножницами.
6. Дважды в год (весной и осенью) рекомендуется профилактическая обработка растений фунгицидами и инсектицидами.

Уход за нефролеписом в домашних условиях

Оптимальная температура: зимой содержите при 18 0 С, летом наилучшая температура 20 0 С, если условия отличаются от оптимальных в большую сторону позаботьтесь о более частом опрыскивании.
Освещение: естественным для нефролеписаявляется непрямой рассеянный свет, тень или полутень.
Влажность воздуха: используйте для опрыскивания мягкую теплую воду ежедневно или через день, сухая атмосфера оказывает плохое влияние.
Полив: нужен обильный полив теплой водой каждые 2-3 дня летом и раз в неделю зимой, следите за тем, чтобы почва была влажной, но не переувлажненной.
Состав почвы: лучше всего подойдёт дерновая почва или листовая земля.
Удобрения: хорошо стимулируют рост подкормки производимые каждые 20 дней.

Продолжительность жизни: может жить очень долго.
Сложность освоения: выращивать очень легко.

Характеристики пеларгонии.


Пеларгония – неприхотлива в уходе, быстро растёт, хорошо и обильно цветёт (при хорошем уходе может цвести круглый год), обладает приятным пряным ароматом, который, кстати, источают не цветы, а листья.
Пеларгонии для успешного её развития нужны:
1. хороший и грамотный полив. Но слишком заливать её не стоит, может загнить и погибнуть.
Признаки чрезмерного полива – вялые и загнивающие листья, или на листьях серая плесень, или чернеет основание стебля (в этом случае для пеларгонии это смертельно).
Для пеларгонии засуха не будет столь губительна, как чрезмерный полив, от которого у пеларгонии начинает гнить корневая шейка (место перехода стебля в корни) и гнить сам корень. Если гниль началась, то бороться с этим уже невозможно и растение погибает.
2. опрыскивать пеларгонию не надо. И это прекрасно, потому что сэкономит наше время при уходе за растением.
3. хорошее освещение. Пеларгония по природе своей светолюбивое растение. Она любит солнечные подоконники (с южной стороны). Если её выращивать в саду летом, то место для неё нужно найти исключительно солнечное, защищённое от ветров. Лёгкую полутень она перенесёт тоже спокойно.
При недостаточном освещении у пеларгонии оголяется стебель.
4. температура не ниже +12 градусов. При более низкой температуре она прекращает цвести.
5. обрезка и прищипывание. Как и все растения комнатную пеларгонию обрезать лучше осенью, например, после того, как выкопали из земли (если она росла в саду). Также возможна весенняя обрезка в том случае, если пересаживаете растения из горшка в горшок или из горшка в сад весной.

Коллекция комнатных растений школы. При формировании каких биологических понятий можно использовать данные растения?

Название растений и их систематическая принадлежность

При формировании каких биологических понятий можно использовать

Семейство Агавовые Драцена деремская Сансевиерия трёхполосая

Семейство Амариллисовые Гиппеаструм гибридный Зефирантес розовый Кливия сурикоцветковая

Семейство Араливые Шефлера древовидная Плющ обыкновенный

Семейство Ароидные Монстера деликатесная Сингониум ушковидный Филодендрон лазящий Спатифиллюм обильноцветущий

Семейство Бальзаминовые Бальзамин султанский

Семейство Бегониевые Бегония борщевиколистная Бегония вечноцветущая Бегония королевская

Семейство Виноградовые
Роициссус капский
Циссус ромболистный
Тетрастигма Вуанье

Семейство Водокрасовые
Валлиснерия спиральная
Элодея

Однодольные растения. Видоизмененный побег – корневище. Вегетативное размножение корневыми отпрысками, делением куста, листовыми черенками. Соцветие кисть.

Однодольные растения. Видоизмененный побег – луковица. Вегетативное размножение материнскими и дочерними луковицами, корневыми отпрысками (кливия). Цветок. Плод. Жилкование листа.

Двудольные растения. Пальчато-сложные листья. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей, видоизменение корней (корни-щетки).

Однодольные растения. Соцветие початок. Кроющий лист. Лианы. Воздушные корни. Приспособление к испарению воды листьями, гуттация. Вегетативное размножение стеблевыми черенками, отводками.

Двудольные растения. Вегетативные органы растения. Цветок. Корневое давление.

Двудольные растения. Видоизменения побегов. Листовая мозаика. Пестролистность. Вегетативное размножение корневищами, листовыми пластинками, листовыми черешками, стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей.

Двудольные растения. Лианы. Простые и сложные листья.
Вегетативное размножение стебельками. Листовая мозаика.

Однодольные растения. Водное цветковое растение. Мочковатая корневая система. Вегетативное размножение делением растения. Строение растительной клетки. Движение цитоплазмы. Мутовчатое листорасположение. Двудомное растение. Интенсивное вегетативное размножение («водяная чума»).