Презентации формирование ууд на уроках. Презентация "развитие личностных ууд на уроках в начальной школе". Фрагменты к уроку

Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Связь в технике – передача информации на расстояние Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" 1. Первые средства связи 2. Первый электрический телеграф 3. Код Морзе. Принцип телеграфа и телефона 4. Радиоволны – электромагнитная связь 5. Современные линии связи: - аналоговая и цифровая, - беспроводная и кабельная 6. Типы радиосвязи: - радиорелейная - спутниковая - сотовая Средства связи всегда играли важную роль в жизни общества Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Одними из первых примели сигнальные огни и дымы. Днём на фоне облаков хорошо заметен дым, даже если самого костра не видно, а ночью – пламя, особо если оно на возвышенном месте. Сначала передавали оговорённые сигналы, типа "враг приближается". Потом, располагая несколько дымов или огней особо, научились посылать целые сообщения. В Средние века появилась флажная сигнализация. Её использовали во флоте. Форма, цвет и рисунок флажков имели конкретное значение. Один флажок мог означать предложение ("Судно ведёт водолазные работы" или "Требую лоцмана"). Он же, в сочетании с другими, являлся буквой в слове. Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" В Голландии, где было множество ветряных мельниц, несложные сообщения передавали, останавливая крылья мельниц в определённых положениях. Этот способ получил развитие в оптическом телеграфе. Француз Клод Шапп (1763-1805) изобрёл систему, названную телеграфом, означает "пишу издалека". На вершинах холмов между городами на прямой видимости возводили башни. На каждой башне – пара огромных суставчатых крыльев с семафорами. Они могли принимать 49 положений, каждое соответствовало букве или цифре. Телеграфист принимал сообщение и передавал дальше, передвигая крылья рычагами. Первый оптический телеграф построили в 1794 г. во Франции, между Парижем и Лиллем. Самая длинная линия (1200 км) действовала в XIX в. между Петербургом и Варшавой. Сигнал по линии проходил за 15 мин. Башня оптического телеграфа Шаппа Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Электросвязь – передача информации посредством электрических сигналов или электромагнитных волн. Сигналы идут по каналам связи – проводам (кабелям) или без проводов Первый электрический телеграф создали в 1837 г. английские изобретатели Ульям Кук (1806-1879) и Чарльз Уитстон (1902-1875). Телеграфный аппарат Шиллинга. 1832 г. Политехнический музей. Москва Электрический ток посылался по проводам на приёмник. Сигналы приводили в действие Поздняя модель телеграфа Кука и Уитсона стрелки на приёмнике, которые указывали на буквы и таким образом передавали сообщение. Телеграфный аппарат Морзе. 1914 г. Политехнический музей. Москва Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Для создания сети электросвязи надо иметь: Электрическая связь позволяет людям передавать информацию по линиям связи или без них на любые расстояния через телефонную и телеграфную сети электросвязи, через сети радиовещания и телевидения, Интернет. В XX в. широко распространена. Возможности и особенности линий связи определяются тем, какие именно сигналы по ним передаются – электрические или электромагнитные. 1) аппараты, которые преобразуют информацию (звук, текст телеграммы, изображение) в электрические сигналы или, наоборот, электрические сигналы превращают в информацию (последние называют оконечными аппаратами); 2) проводные или радиолинии связи, которые позволяют передавать электрические сигналы на далекое расстояние; 3) автоматические коммутационные станции, оборудованные спец. устройствами, соединяющими абонентов друг с другом. помехи Источник Кодирующее канал связи устройство Декодирующее устройство Приёмник защита от помех Схема информационного процесса передачи информации Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" В 1843 С. Морзе (1791-1872) изобрёл новый телеграфный код, заменивший код Кука и Уинстона. Он разработал для каждой буквы знаки из точек и тире. При передаче сообщения долгие сигналы соответствовали тире, короткие – точкам. Аппарат Морзе прожил 100 лет, его код еще очень нужен людям. Так, сигналы бедствия на море передаются азбукой Морзе. Три точки - три тире - три точки (SOS) - сигнал знают все люди Земли. Американский художник Самуэль Морзе Русский символ Латинский символ Код Морзе А A ·− Б B −··· баа-ки-те-кут В W ·−− ви-даа-лаа Г G −−· гаа-гаа-рин Д D −·· доо-ми-ки «Напев» ай-даа В 2004 Международный союз электросвязи ввёл в азбуку Морзе новый код для @ для удобства передачи адресов e-mail. На практике вместо заучивания точек и тире запоминают «напев» из их комбинации: слоги с гласными а, о, ы, соответствуют тире, остальные - точке. Первые телеграфные и телефонные аппараты созданы по одному принципу. Ключ (в 1-м случае) или мембрана микрофона (во 2-м) замыкает электрическую цепь, и электромагнит преобразует проходя-щий по цепи импульс тока (электросигнал) в движение пишущего устройства или мембраны телефона. Разница: импульсы на телеграфе имели частоту, позволявшую передавать только код Морзе (сочетание коротких и длинных сигналов), при телефонной связи сигналы шли со звуковой частотой. Недостатки такого способа передачи: с увеличением длины кабеля сигнал быстро затухает, его легко забить помехами, перехватить. Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Рулон бумажной ленты Телеграфный аппарат Морзе - одно из первых устройств для передачи сообщений на далекое расстояние. Ключ Электромагнит Линия Принцип действия аппарата Морзе Ролик подавал ленту В аппарате буквы передаются с помощью ключа, к контакту которого подключена электрическая батарея и линия связи. Нажал ключ - в линию пошел ток, отпустил - ток прекратился На др. конце линия подсоединяется к электромагниту, при прохождении через него тока он притягивает к рычаг, на конце которого сидит колесико, погруженное в жидкую краску.. У колесика пружинным механизмом (как в часах) протягивается лента.. Часовой механизм Нажал ключ - пошел ток, рычаг притянулся, колесико отпечатало след на ленте. Быстро отпустил ключ - получилась точка, задержался - тире. Каждая буква - комбинацией из точек и тире (азбука Морзе). Ключ часового механизма Электромагнит Здесь наматывалась лента Сообщение набивалось этим ключом Телеграфный аппарат Морзе и ключ Морзе, конец 19 в. Приёмник телеграфа Морзе печатал точки и тире Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" В 1930 г. была создана конструкция стартстопного телеграфного аппарата, оснащенного дисковым номеронабирателем телефонного типа – телетайп. Он позволял персонифицировать абонентов телеграфной сети и быстро их соединять. В Германии, Великобритании были созданы национальные сети абонентского телеграфа Telex (TELEgraph + EXchange). Позже в США была создана подобная Telex национальная сеть абонентского телеграфирования - TWX (Telegraph Wide area eXchange). Сети международного абонентского телеграфирования расширялись, к 1970 сеть Telex объединяла абонентов 100 стран. Телетайп Siemens (стартстопный с дисковым номеронабирателем) В 80-х гг. благодаря появлению недорогих и практичных факсимильных машин сеть абонентского телеграфирования стала сдавать позиции в пользу факсимильной связи. Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Современный телеграфный аппарат, применяемый на АТС – телетайп - "печатающий на расстоянии". Отличается от аппарата Морзе: нет ключа, есть клавиатура как у пишущей машинки. Печатает не –., а сразу буквы. Есть 2 типа телеграфных аппаратов: ленточные (печатают буквы на ленте), рулонные (на бумаге, намотанной на рулон). Вместо азбуки Морзе используется другой - пятизначный код. Буквы изображаются набором точек (импульсов тока) или пропусков между точками. Сумма точек и пропусков всегда = 5. Если обозначить точку "1", пропуск - "0", то буква Б – 10011. УСТРОЙСТВО. Чтоб передать в линию импульсы тока букв, под клавишами - 5 подвижных стальных линеек с зубьями -"пилы". Некоторые зубья отсутствуют. Линейки расположены так, что клавиша, опускаясь, нажимает сразу на 5 линеек. Когда под клавишу попадает зуб, линейка сдвигается в сторону. Если зуба нет, линейка остается на месте. Линейка, которая сдвинулась в сторону, Современный рулонный телеграфный аппарат (без кожуха) нажимает на пружинку, включает ток. Расположение зубьев - по кодовой комбинации каждой буквы. Каждой единице кодовой комбинации буквы соответствует зуб, нулю - отсутствие зуба. "Распределитель" по очереди подключает линию к пружинкам и создает импульсы тока. Импульсы идут в линию и попадают в электромагниты приемного аппарата. Сложное электромеханическое устройство "расшифровывает" импульсы, заставляя печатающий механизм печатать букву на рулоне бумаги / ленте. Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Позже телеграфную и телефонную связь научились осуществлять с помощью радиоволн – колебаний электромагнитного поля высокой частоты. Важные характеристики радиоволн – частота колебаний и длина волны. Длина волны = скорость распространения радиоволн 300 000 км/с частота Схема радиоволн Длинные волны (ДВ) f = 150-450 кГц (λ = 2000-670 м) Средние волны (СВ) f = 500-1600 кГц (λ = 600-190 м) Короткие волны (КВ) 3-30 МГц МГц ff == 3-30 (λ (λ == 100-10 100-10 м) м) Способны огибать Землю, поэтому могут распространяться на значительные расстояния. Многократно отражаясь от верхних слоев атмосферы и от поверхности планеты, могут "обойти" ее вокруг Ультракороткие волны (УКВ) f = 30-30 000 МГц (λ = 10-0,01 м) Распространяются по прямой, в пределах видимости. Для увеличения дальности связи антенны поднимают, чтоб были видны две соседние (дорого, неудобно) Подробнее: модуляция радиоволн Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" ЦИФРОВЫЕ АНАЛОГОВЫЕ Цифровые сигналы Аналоговые сигналы Цифровые линии связи Аналоговые линии связи U U+ 1 t Аналоговыми называются линии 1 1 U- Цифровыми 0 0 t называются линии связи, связи, по которым передается информация по которым передается информация в непрерывной форме, т.е. в виде в дискретной форме, т. е. в виде непрерывного изменения какой-либо конечной последовательности сигналов физической величины. разной формы Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" U+ 1 U- 1 1 0 0 t В 40-х гг. XX в. пропускная способность высокочастотных каналов казалась громадной. В 90-х гг. объём передаваемых сведений увеличился так, что аналоговые системы с ним уже не справляются. Перешли на принципиально иной способ передачи информации – цифровой. Аналоговый сигнал (например звуковой) превращается в цифровой в системе дискретизации (от лат. diskretus – "прерывистый"): она с определённой частотой замеряет величину сигнала и сравнивает её со стандартным (опорным) значением. Полученные числа переводятся в двоичный код и передаются в виде комбинации импульсов (1) и пробелов (0) Кроме полезного сигнала в сообщение записывают служебные данные, например частоту дискретизации. Чем больше эта частота, тем выше качество передачи и объём передаваемой информации. Цифровые сигналы Скорость передачи дискретной информации Количество бит в секунду (бит/с). 1 Кбит/с = 1000 бит/с 1 Мбит/с = 1000000 бит/с Аналоговые сигналы Аналоговые линии связи U Количество возможных изменений состояния передающей среды в единицу времени - бод. 1 бод >< 1 бит/с t Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" БЕСПРОВОДНЫЕ КАБЕЛЬНЫЕ линии связи линии связи Витая пара Тонкий коаксильный Толстый коаксильный Кабельные линии связи Оптоволоконный Полоса пропускания Витая пара до 1 ГГц на 1 км Коаксиальный кабель несколько ГГц на 1 км Оптоволоконный кабель несколько сотен ГГц на 1 км Беспроводные линии связи Диапазон Частоты Применение Дециметровый 0,3 – 3 Сотовые радиотелефоны, телевиденье, спутниковая связь, радиоканалы в локальных компьютерных сетях Сантиметровый 3 – 30 Радиорелейные линии, радиоканалы в локальных компьютерных сетях, спутниковая связь Миллиметровый 30 – 300 Радиоканалы в локальных компьютерных сетях Инфракрасный 300 – 400 000 Инфракрасные каналы связи Видимый свет 400 000 – 750 000 Лазерная связь Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" РАДИОРЕЛЕЙНАЯ СОТОВАЯ СПУТНИКОВАЯ Базовая станция на мачте Антенна радиорелейной на мачте связи Искусственный спутник Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Это радиосвязь по линии из цепочки приёмо-передающих (ретрансляционных) радиостанций. Связь проходит на деци- и сантиметровых волнах. Антенны соседних станций располагают в пределах прямой видимости. Для увеличения радиуса видимости антенн их устанавливают на мачтах высотой 70-100 м (R видимости – 40-50 км), на высоких зданиях. Антенна радиорелейной связи на мачте Предельный случай этого подхода – спутниковая связь: ретранслятор вынесен на спутник максимально возможную высоту (десятки тыс.км). В зоне его видимости - пол Земли! Протяженность наземной линии радиорелейной связи - до 10000 км, ёмкость - до нескольких тысяч каналов Радиосвязь Глобальная сеть радиорелейной связи активно разворачивалась в СССР в 70-х гг. Ретрансляторы можно найти где угодно - на любом высотном здании, возвышении, вдоль транспортной (особо ж/д) магистрали. ПРИЧИНЫ: - в стране огромные пространства с неразвитой инфраструктурой; - высокие скорости передачи информации тогда не требовались; - намного дешевле кабельных линий. Позже на её основе (как магистральной сети) строилась российская сеть сотовой связи. Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Спутниковая связь – вид радиосвязи - осуществляется между земными станциями (стационарными или подвижными) через спутник. Это развитие традиционной радиорелейной. Здесь ретрансляторы устанавливают на искусственные спутники земли (т.е. на большую высоту - от 100 до 10 000 км). Т.к. зона видимости спутника – пол Земли, не нужна цепочка ретрансляторов, достаточно одного. Спутник связи Syncom-1 Для передачи через спутник сигнал надо модулировать. Модуляция проводится на земной станции. Модулированный сигнал усиливается, переносится на нужную частоту и поступает на передающую антенну. Антенна принимает и передаёт сигналы СПУТНИКИ – беспилотные космические аппараты, летающие по орбите вокруг Земли. Могут передавать телефонные разговоры, ТВ-сигналы в любую точку мира. Также передают информацию о погоде и навигации. В 1957 г. в СССР был запущен "Спутник -I" – первый в мире. Сегодня создана мощная сеть спутников, охватывающая весь мир. Частные компании могут приобретать спутники для своих нужд. Блоки для передачи телевизионных и телефонных сигналов Солнечные батареи дают энергию для работы спутника Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" С развитием цифровых технологий и космонавтики возникло спутниковое цифровое телевидение. Главное его отличие - возможность прямого приема со спутника на домашнюю антенну. Это обеспечивает свободу выбора множества Спутниковая антенна ТВ-каналов и программ, причем с идеальным "цифровым" качеством. "ЦИФРОВОЕ" КАЧЕСТВО. В аналоговом ТВ качество программ зависит от уровня принимаемого сигнала и соотношения сигнал/шум (зависит от помех). Цифровое качество ТВ-программ всегда высокое, не зависит от помех. Надо лишь, чтоб принимаемый сигнал превышал пороговый уровень. Зависит лишь от качества передаваемого видеоматериала и скорости цифрового потока. Цифровое ТВ может передаваться через спутниковые, кабельные, наземные эфирные каналы связи, но более распространено спутниковое. В России это единственная возможность приема цифрового ТВ. Оно теснит аналоговое. Причины: высокое качество цифрового ТВ, низкая стоимость (вместо 1-го аналогового телеканала в каждой частоте можно разместить 4-8 цифровых). Спутник связи Для жителей Европы доступно более 2000 ТВ- и радиоканалов. Антенна для приема спутникового телевидения Содержание Технология. 10 класс. Раздел "Информационные технологии" Сотовая связь - вид мобильной радиосвязи, в основе которой лежит сотовая сеть. Ключевая особенность: общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты вместе образуют сеть. На идеальной (ровной, без застройки) поверхности зона покрытия БС - круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид сот (шестиугольные ячейки). Базовая станция на мачте Сеть составляют: 1) разнесенные в пространстве приемопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, 2) коммутирующее оборудование; определяет текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивает непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приемопередатчика в зону действия другого Содержание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Южно-Сахалинска

Учитель математики

Аброськина О.В.


Актуальность

« Если человека постоянно приучать

усваивать знания и умения в готовом виде,

можно и притупить его природные творческие способности –

«разучить» думать самостоятельно ».

А. Дистервег

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД.


Концепция универсальных учебных действий: компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.


Виды УУД

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.


  • Общеучебные универсальные действия
  • Логические универсальные действия
  • Постановка и решение проблемы
  • Знаково-символические действия


Математика, как предмет, является основой развития у учащихся познавательных действий .


Найди отличия

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей.


Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

Поиск лишнего

Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее. а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64:

в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:


Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений.

Цепочки вычислений


Лабиринты

Вход в лабиринт:

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.


Поиск закономерностей

Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.


Использование дополнительных источников информации.

(математика Сриддхары XI в.)

“ Есть “кадамба” цветок, На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Ее трижды сложи И тех пчел на Кутай посади. Лишь одна не нашла Себе места нигде Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждаясь. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось”.

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений


Составление опорных схем.

Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Логические задачи

Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Формируемые УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.


Логические задачи

Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:

  • а) на треугольник и пятиугольник;
  • б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.

Формируемые УУД: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера


Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

1-этап - вводно- мотивационный .

2- этап - открытие математических знаний.

3- этап - формализация знаний.

4- этап - обобщение и систематизация .


Технологическая карта урока

Проект урока математики (5 класс УМК Н.Я.Виленкин) учителя МБОУ СОШ №16 г. Южно – Сахалинска

Аброськиной Ольги Валентиновны

Тема урока. Формулы

Цель урока.

Знакомство учащихся с понятием «формула»

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления по формулам, использовать формулы для решения задач.

Этап урока

Деятельность учителя

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создаются условия для возникновения внутренней потребности («хочу»).

Фрагменты к уроку математика

Слайд 1Прочитайте пословицу.

Как вы понимаете эту пословицу: ученье - свет, а не ученье - тьма?

Мы сегодня будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, учебник

Деятельность учащихся

Организация рабочего места

Выделяется содержательная область («могу заниматься математикой»).

Познавательные: целеполагание.


Технологическая карта урока

3. Выявление места и причины затруднения.

Постановка учебной задачи

Деятельность учителя

4. Построение проекта выхода из затруднения.

«открытие» детьми нового знания.

Фрагменты к уроку

5. Реализация построенного проекта

Деятельность ученика

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Формирование УУД Д

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)


Особенности УУД в основной школе

Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.


проведение собственно исследования - презентация результатов." width="640"

Структура учебных исследований

Соответствует структуре научных исследований и включает триаду обязательных разделов:

подготовительная работа -

проведение собственно исследования - презентация результатов.


Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность

Подготовительный

Деятельность

Написание реферата

Результат

Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации

Собственно исследовательская деятельность

Устный доклад на уроке

Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами

Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе

Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования

Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня.


  • 5 класс
  • Взаимное расположение двух прямых, пересечение и параллельность.
  • Вертикальные углы. Виды треугольников.
  • Равенство окружностей и кругов.
  • Великие математики древнего мира.
  • Число. История счёта. Римская нумерация.
  • Проекты:
  • История появления цифр.
  • Математическая шкатулка (поиск занимательных задач на развитие математического мышления и последующая их презентация).
  • Наследие Архимеда. (Жизнь и открытия).
  • Основные алгоритмы для решения задач за 5 класс.

6 класс:

  • Магические числа.
  • Моя школа в цифрах и процентах.
  • Зачем нужна математика? (исследования по социальным вопросам, анкетирование, построение диаграмм при оформлении результатов).
  • Проекты:
  • Координатная плоскость.
  • Математические развлечения (Игры с числами. Логические задачи. Магические квадраты. Невозможные рисунки).

Результатом своей работы считаю положительную динамику в формировании познавательных действий у детей.

  • В урочной деятельности


Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных


УМК Гармония

Формирование Универсальных учебных действий в начальной школе

Торопина Е.В.,учитель начальных классов МОУ СОШ с.Большой Мелик


Что же такое «Универсальные учебные действия»?

Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


Виды универсальных учебных действий

Познавательные УУД - общеучебные, логические, знаково – символические

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные УУД планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Учебный предмет «Русский язык»

Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению.

При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.) .


Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».

Формирование познавательных учебных действий, обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней – осуществляется в трёх направлениях:

а) обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению с учётом решаемых задач;

б) обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей и т.п.;

в) обучение использованию для

решения разнообразных практических

задач различных словарей, справочников.




Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается как общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, так и конкретными методическими решениями авторов учебника УМК «Гармония». Среди них: 1 . Обучение созданию текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; 2. Общение авторов с ребёнком через письменный текст, 3. Систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; 4. Организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.



Формированию коммуникативных умений, толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника способствуют не только специальные задания, но и характер введённых в учебник персонажей: младший по возрасту Антон и мальчик-иностранец, начинающий изучать русский язык. «Общение» с такими персонажами поможет ребёнку: 1) учиться 2) понимать точку зрения другого человека, его трудности 3) соотносить их со своими 4) создавать понятные для собеседника высказывания 5) что-то объяснять, отвечать на заданные вопросы 6) контролировать выполняемые действия и т. д.


Кроме того, учебник предполагает живое общение детей друг с другом. Сотрудничество детей может проявляться: а) в распределённой деятельности при выполнении различных наблюдений, языковых «опытов», при поиске слов в словаре; б) в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; в) в объединении усилий при выполнении задания, в совместном поиске ответа, требующего догадки, «расшифровки» схемы, модели; г) в рассказывании друг другу того, что предстоит оформить письменно, в организованном учебном диалоге; д) во взаимопроверке выполненной работы.


Учебный предмет «Математика» Н.Б.Истомина. Математика является основой развития познавательных действий : логических, включая и знаково-символические, планирование(цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.



Учебный предмет «Литературное чтение» О.В.Кубасова. Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования (л) через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания(л) на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений; основ гражданской эдентичности (л) путем знакомства с героическим историческим прошлым России; эстетических ценностей (л); умение понимать контексную(л) речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умение произвольно и выразительно строить контексную речь(к) с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение устанавливать логическую причинно-следственную связь(п) событий и действий героев произведения; умения строить план (р) с выделением существенной и дополнительной информации.


«Окружающий мир» (авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин) В содержании курса реализуются идеи интегрированного подхода к обучению: интегрированы знания о природе, человеке, обществе, истории Отечества. Реализован краеведческий принцип обучения. Предложенная система заданий позволяет учителю формировать не только предметные умения, но и универсальные учебные действия. У чебно-познавательная деятельностиь учащихся : работа парами, в группе, индивидуально. Предлагаются темы для проектных и творческих работ. Учебная деятельность организуется таким образом, что позволяет формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации : рисунок, модель, наблюдения, опыт, энциклопедия, интернет и др. .


Достаточное количество творческих заданий разного уровня сложности позволяет реализовать идеи развивающего обучения. Учебная информация представлена в таком виде, что позволяет реализовать деятельностный подход к обучению – знания добываются, а не репродуцируются. Достаточное внимание уделено формированию знаний и умени й, которые необходимы ученику не только для учения, но и для его повседневной жизни. Особое внимание уделено формированию логических операций : анализу, сравнению, обобщению, классификации. Широко представлены задания по наблюдению и дальнейшему моделированию природных объектов и явлений, социальных явлений, кодированию и декодированию полученной информации, по добыванию знаний через опытно-экспериментальную деятельность и др.




Учебный предмет «Технология» Н.М.Конышева, прежде всего нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности , индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации

Формирование познавательных учебных действий . Школьники учатся находить нужную информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами. Самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода работы. Задания, предписывающие следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы. Организации рабочего места, поддержанию порядка на рабочем месте. Формирование коммуникативных УУД : выполнение заданий в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формирование умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.



Проект : «Комнатные растения-наши друзья»


Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!


Спасибо за внимание !

Список литературы: 1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения). 2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения). 3.Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). 4.Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы. – приложение к ФГОС. 5. Литературное чтение «Любимые страницы» учебник для 3 класса, О.В.Кубасова. 6.Литературное чтение, рабочая тетрадь, 3 класс О.В.Кубасова. 7.Математика, учебник для 3класс Н.Б.Истомина. 8.Тетрадь по математике 3 класс №1,№2 Н.Б.Истомина 9.Окружающий мир, учебник для 3 класса, О.Т.Поглазова. 10.Русский язык «К тайнам нашего языка», учебник для 3 класса ч.1,ч.2, М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. 11.Тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» №1,№2,№3, 3класс М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.