Билет №18
Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.
Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.
5. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.
Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.
Понятие образовательного процесса в ДОУ;
В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.
Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).
Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиям (ФГТ).
Образовательный процесс ориентирован на обеспечение линий развития ребенка (они отражены в проекте ГОС ДО ФГТ к ООП ДО).
принципы образовательного процесса ДОУ;
Принципы образовательного процесса– система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.
Принцип целостности развития ребенка. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.
Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка (проиллюстрировать самостоятельно).
Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки – наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.
Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.
Принцип учета возрастных возможностей детей . Данный принцип реализуется через идею ампфлификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.
Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.
Принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально–насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).
Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.
Принцип гуманизации отражает закономерную связь образовательного процесса с потребностями общества и самой личности. Он реализуется по ряду направлений.
Образовательный процесс выполняет ряд функций :
Развивающую,
Социализирующую (воспитывающую),
Информационную (обучающую),
Адаптивную.
2. Теоретические основы социально – личностного воспитания дошкольников. Задачи, принципы, содержание, средства и методы социально – личностного воспитания дошкольников.
Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость . На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения , владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем , что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р . С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания :
1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;
3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
В соответствии с этапами выделяются следующие задачи :
Формирование нравственного сознания;
- социальных эмоций , нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения ;
Нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
Доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника ;
- воспитание полезных навыков и привычек поведения.
Условия социально - нравственного воспитания в детском саду , должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей , так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса : например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников .
Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально -нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы : предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного (по С. А. Козловой) . Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например : программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С. А. Козловой и др. Программой нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и т. д.
Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического , гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка , в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий .
В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают :
Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения , общение с людьми (детьми и взрослыми) ;
Организация их деятельности (игры, труда и т. д., включение детей в
предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;
Общение с природой;
- художественные средства : народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.
Социально-личностное воспитание – выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность общественной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями. Нормами и правилами, принятыми в обществе.
Принципы социально-личностного воспитания(они же принципы воспитания):
- Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса (организация многостороннего педагогического влияния на ребенка, через систему целей, содержания);
- Принцип гуманизации воспитателя (самоценность дошкольного возраста и личности ребенка, уважение его прав);
- Принцип педагогического оптимизма (опора на положительное в личности ребенка)
- Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе (человек развивается в активной самостоятельной деятельности);
- Принцип создания перспектив движения к новым целям (необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения);
- принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных особенностей детей.
- принцип взаимодействия сотрудничества педагога с родителями.
Задачи социально-личностного воспитания:
Становление первоначальных ценностных ориентаций и гуманного отношения к миру (людям, природе, рукотворному миру, своей семье)
Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявлять заботу о других людях.
Воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками;
Воспитание культуры поведения и общения со взрослыми и детьми;
Развитие основ самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности.
Основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях. В результате у детей формируется положительный образ «Я» включающий:
Образ физического «Я», какой я, (возраст, вес), кто я (гендер);
Образ социального «Я», я в семье и в кругу сверстников.
Образ реального «Я»- что я умею делать;
Образ моего будущего «Я» - кем хочу быть.
«Особенности организации
Воспитательно-образовательного процесса на основе ФГОС ДО»
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом основных базовых нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта, вступившего в силу с 01 января 2014 года, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.
В ОП необходимо:
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей (данное триединство было всегда в дошкольной педагогике и не является новым).
Образовательный процесс обязательно должен включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС) — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:
- воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
- образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
- развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
- социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
- оздоровительно-профилактическая (валеологическая) — приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
Валеология (от одного из значений лат. Valeo — «быть здоровым ») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека
Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы.
- Расписание НОД и игр-занятий в группе;
- Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться;
- Циклограмма воспитательно-образовательной работы группы;
- План воспитательно-образовательной работы.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы. При планировании воспитательно-образовательного процесса необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Планирование — необходимая, научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.
От качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Цели и задачи планирования
- Обеспечение выполнения ООП в Организации.
- Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
- Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.
Согласно ФГОС ДО планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО основывается на комплексно - тематическом принципе.
Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. (Данный факт так же не является новшеством, игра всегда была в дошкольном детстве ведущим видом деятельности).
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему игр-занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.
Является основным документом в работе с детьми, и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Назначение документа - помочь достижению намеченных воспитательно-образовательных задач. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Хотя единых правил ведения этого документа нет, и он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
- выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
- систематичное и равномерное распределение материала по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определенной системе;
- четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
- выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
- учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:
- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Основные принципы планирования
Системность и концентричность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования.
- В тематическом планировании одна тема объединяет все виды деятельности.
- Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
- Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
- Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
- Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности.
- Учет уровня развития детей (проведение игр-занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам и фронтально).
- Взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности).
- Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи - познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
- Мотивация планируемой деятельности.
- Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Составляющие планирования
1. Перспективный план воспитательно-образовательной работы - составляется на месяц (квартал) с учетом целей и задач по различным разделам детской деятельности.
В перспективный план входят разделы:
Воспитание культурно-гигиенических навыков (ежеквартально);
Раздел «Безопасность» (ежемесячно);
Раздел «Сюжетно-ролевая игра» (ежемесячно);
Воспитание культуры поведения положительных моральных качеств (ежемесячно);
Раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности» (ежемесячно);
Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (ежемесячно);
Раздел «Ознакомление с природой» (ежемесячно);
Раздел «Труд» (ежемесячно);
Раздел «Работа с семьей» (ежемесячно).
2. Календарный план воспитательно-образовательной работы осуществляется на основе циклограммы. Циклограмма помогает равномерно и целенаправленно учитывать все формы работы с детьми и разнообразить содержание детской деятельности.
Компонентами календарного планирования являются:
- Цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми)
- Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
- Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
- Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Календарный план составляется в соответствии с режимом дня.
3. Нерегламентированная деятельность :
Утренний приём (утро)
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.
Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности с учётом циклограммы (игры разной направленности и содержания, беседы, труд, индивидуальная работа и пр.):
- исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
- развитию устной речи и выработке правильной интонации;
- обучение рассказыванию;
- физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности);
- и др.
При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД)
Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно (согласно сетке занятий), в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач:
- Игры-занятия по различным областям знаний.
Прогулка (дневная/вечерняя)
В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).
Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.
На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.
В подвижной игре может принимать участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.
На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.
Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.
При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.
Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.
Вечер (вторая половина дня)
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.
Воспитатель планирует сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и т.д. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников. Так же в данный период времени воспитателем планирует индивидуальная работа по всем видам деятельности.
Педагогический процесс в ДОУ - это синтез всех видов деятельности воспитанников, взаимодействие детей и педагогических работников, администрации детского сада и родителей. Он ориентирован на гармоничное развитие личности, обучение и воспитание дошколят и выполняет ряд важных функций:
- интеграции в социум;
- развивающую;
- адаптивную;
- обучающую.
Процесс обучения и воспитания строится на субъект-субъектном характере общения воспитателей и дошкольников. Его отличает динамичность, вариативность, комплексный подход, целенаправленность, многофакторность. Результатом воспитательно-образовательных действий становится всестороннее развитие малыша, предусматривающее художественно-эстетические, познавательно-речевые, социально-личностные и физические навыки.
Педагог для достижения эффективного взаимодействия с воспитанниками может использовать несколько позиций общения с дошколятами:
- учительская позиция - воспитатель использует методы показа, объяснения, рассказа для того, чтобы обучить малыша тому, что еще недоступно ему в силу возраста;
- партнерская - педагог на равных условиях с воспитанниками участвует в труде, познании и играх, он использует , предложения и совета;
- опекунская - чтобы сподвигнуть детей на активность и самостоятельность, педагоги сознательно демонстрируют ошибки, собственные затруднения (на помощь им приходят методы обсуждения, рассказа, проблемной ситуации).
Принципы реализации образовательно-воспитательного процесса
Существует ряд принципов реализации образовательно- :
- Непрерывность и системность. Задачи должны решаться систематически в течение дня в тесной взаимосвязи теории и практики. Так, воспитатели могут рассказывать о функциях мыла и воды, постепенно прививая гигиенические навыки, знакомить дошкольников с деревьями и кустарниками, обучая их заботе об окружающей среде.
- Учет возрастных особенностей. Воспитателям следует создать условия для гармоничного роста личности детей, дать им возможность самосовершенствоваться, заниматься видами деятельности, приносящими удовольствие. При этом важно руководствоваться адекватными требованиями к успехам дошкольников, уровню их развития. Ключевым принципом является также эмоционально-психологический комфорт дошкольников, который способствует успешности деятельности, удовлетворению потребностей дошколят, позитивной оценке их качеств и результатов занятости.
- Дифференциация и индивидуализация. Чтобы детская индивидуальность проявилась в полной мере, следует создать для этого необходимую почву. соотносить возможности, потребности и интересы детей в ходе организации образовательно-воспитательного процесса. Дифференциация позволяет объединять дошкольников с разным уровнем развития для того, чтобы уровень развития познавательных и мыслительных процессов повышался.
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации должен удовлетворять основные потребности детей:
- Эмоционально положительный контакт, доброжелательность окружающих создают у детей ощущение принятости в обществе, психологической защищенности, только на основании доверительного отношения к взрослым у ребенка формируется база для социальной активности, общения и взаимодействия с другими воспитанниками.
- Информационный обмен и процесс познания выражается у малышей через вопросы, эксперименты, поисковые действия. Воспитателям важно не только сохранить, но и развить устойчивый познавательный мотив.
- Самоутверждение и активность относятся к базовым потребностям дошкольников и выражаются в желании малыша проявлять инициативу, поступать самостоятельно, походить на взрослых. Воспитателям важно не только стимулировать эти потребности, но и подготовить детей к самостоятельности.
- Общение со сверстниками и признание окружающими - потребности, которые тесно взаимосвязаны между собой. Педагоги реализуют их, стимулируя продуктивную совместную деятельность дошкольников, содержательное общение между сверстниками, посредством .
- Органические потребности воспитанников заключаются в питании, двигательной активности, которые осуществляются различными видами деятельности, сменяющими друг друга.
Воспитательный и образовательный процесс в ДОУ
Виды детской занятости в соотношении с образовательными формами
Скачать в.docx
Деятельность дошкольников | Формы |
Игровая | Игры с правилами и сюжетом |
Двигательная | Подвижные игры с правилами и элементами дидактики, соревнования, игровые упражнения |
Коммуникативная | Игры по правилам и с сюжетом, беседы, обсуждения, ситуативные разговоры, занятия с загадками |
Продуктивная | Мастерская детского творчества, осуществления проектной деятельности |
Исследовательская и познавательная | Игры, моделирование, коллекционирование, экскурсии, наблюдения, экспериментирование, поиск выхода из проблемных ситуаций, проектная занятость |
Трудовая | Совместная занятость, проекты, дежурства, поручения |
Изучение художественной литературы | , обсуждение |
Художественно-музыкальная | Импровизация, исполнение, слушание, музыкальные игры, экспериментирование, творческая мастерская |
Важно учесть, что в ДОУ строится на строгом регламенте групповой и самостоятельной работе. Режимные моменты (прием пищи, прогулки, утренняя гимнастика) позволяют осуществлять образовательную деятельность, тогда как играм отводится немало времени. В качестве ключевого вида занятости детей они уместны до и после завтрака, между образовательной деятельности, на прогулке и после сна. Чтобы дошкольники могли наилучшим образом освоить и закрепить предложенный педагогами материал, следует учитывать допустимые объемы образовательной нагрузки. Ее распределяют с учетом требований СанПиН и возраста воспитанников ДОУ.
людмила тугова
Качество дошкольного образования - это качество жизни
По словам В. И. Слободчикова,
качество дошкольного образования -
это качество жизни ребёнка .
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования , в том числе и дошкольного . Вместе с тем дошкольное образование в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть и не является обязательным. По мнению общественности детский сад – скорее не институт образования , а место комфортного пребывания дошкольников .
Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.
Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
От чего же зависит качество ДОУ ?
1. От качества работы воспитателя .
2. От отношений, которые сложились в коллективе.
3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Еще одним существенным вопросом при формировании системы оценки качества образования является вопрос «А кто же ее проводит?» .
Оценка персонала ДОУ семьями дошкольников начинается еще до момента прихода ребенка в детский сад, причем информацией может послужить и личный опыт общения с сотрудниками, и не всегда объективное мнение других людей.
Семьи, в которых ребенок постоянно ходит в детский сад, отмечают, что просто быть под присмотром взрослых и «получать образование и воспитание у профессиональных педагогов» – это не одно и то же. Для родителей в данном случае важны те знания и профессиональные умения, которые демонстрируют в работе с детьми воспитатели и другие специалисты дошкольных образовательных учреждений .
Значимость для родителей дошкольников качества «человеческого ресурса» подтверждает тот факт, что среди причин выбора детского сада наибольший приоритет получают причины, так или иначе связанные с персоналом ДОУ. На первое место среди двадцати двух различных характеристик дошкольного образовательного учреждения семьи поставили такую причину выбора, как «здесь доброжелательно относятся к детям и родителям» (64,5% от общего количества участников анкетного опроса среди родителей дошкольников , чьи дети посещают ДОУ). На третьем месте – «хороший уход и присмотр за ребенком» (59,5%) . Следует отметить, что наличие специалистов различного профиля (психологов, логопедов и т. д.) больше чем для половины родителей (53,3%) является более существенным критерием при выборе детского сада, чем даже его удобное месторасположение (45,5%) или приемлемая родительская плата (23,4%) .
Для семей дошкольников важно , чтобы их ребенок, приходя в детский сад, чувствовал себя комфортно, чтобы его окружали внимательные и высококвалифицированные воспитатели и специалисты, способные помочь ребенку.
Таким образом , можно сделать следующий вывод : и личностные характеристики педагогов, и их квалификация являются для родителей предметом пристального внимания и оценивания.
Родители оперируют при оценке простыми, ясными для них категориями и понятиями.
В одних источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования , выступают следующие : удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения ; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение (см. Приложение 1. Анкета для родителей)
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам :
1. Образовательная деятельность
2. Развивающая среда
3. Психологический комфорт ребенка
4. Здоровьесберегающая деятельность
5. Удовлетворение потребности семьи
Во время оценки качества образовательной деятельности нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития. Педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия (см. Приложение 2. Диагностическая карта)
Значимые с точки зрения специалистов системы образования критерии и показатели могут не иметь того же смысла для родителей, быть им не совсем понятны, а значит, не важны.
При формировании системы оценки необходимо учитывать особенности данной ступени, которые определяют приоритетность объектов оценивания и наличие специфичных критериев оценки (см. Приложение 3. Оценочная карта)
Родители вне зависимости от деятельности органов управления образования , надзора и контроля в сфере образования самостоятельно , порой, не имея объективной информации и необходимых методик, проводят оценку качества дошкольного образования и деятельности педагогов и на ее основе делают свой потребительский выбор.
Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой . К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования . Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования .
Публикации по теме:
Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.
Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал Описывая систему своей работы при аттестации, в одном из критериев, я раскрывала принципы, которых придерживалась создавая предметно-пространственную.
Качество развивающей среды в физкультурном зале Качество организации развивающей среды в физкультурном зале. Соловьёва Н. В. творчески подходит к организации развивающей среды, опираясь.
Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования» Качество дошкольного образования Качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. В. И. Слободчикова Вопрос о качестве дошкольного.
Добро пожаловать! Добавляйтесь в друзья, очень рада буду знакомству. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворить.
Ранний возраст - очень чувствительный период в жизни человека. Он характеризуется стремительными изменениями в эмоциональном, физическом, социальном и языковом развитии ребёнка.
До того, как ребёнок достигнет 6-7 лет, происходит активное формирование нейронных связей. Именно этому периоду жизни маленького человека необходимо уделять особое внимание.
Дошкольные образовательные учреждения, принимая значительную долю участия в развитии детей, возлагают на себя огромную ответственность. Давайте же узнаем, из каких направлений складывается образовательный процесс в ДОУ.
Планирование образовательного процесса в ДОУ
Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и для эффективной организации образовательного процесса. Предлагаем ознакомиться с планом Н. А. Коротковой. Он основан на комплексно-тематическом принципе планирования. Компактен. Разрешает охватить все факторы, образующие темы и культурные практики в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, а также разглядеть их взаимосвязь во времени.
Таблица Н. А. Коротковой
А вот вариант плана, широко используемого в работе МДОУ №26:
Рассмотрим подробно ещё один вариант планирования образовательного процесса, состоящий из четырёх разделов.
1-й раздел. Общие сведения
Раздел подразумевает использование таблиц, которые составляются воспитателями группы под присмотром старшего воспитателя в самом начале учебного года. В этих таблицах содержатся следующие столбцы:
- данные о детях и родителях;
- взаимодействие с родителями;
- режим дня на холодное время года;
- режим дня на тёплое время года;
- листок здоровья;
- система закаливания;
- режим физической активности;
- гимнастика;
- итоги обследования речи детей;
- индивидуальная работа с воспитанниками по звуковой культуре речи.
2-й раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми
Второй раздел можно представить в виде таблицы, которая предусматривает перспективное планирование на учебный год с разбивкой на месяцы и недели. Она выстраивается с учётом традиций, событий, праздников.
Комплексно-тематическое планирование.
При составлении плана необходимо учитывать развивающую среду, способствующую становлению самостоятельности детей:
- события, происходящие в реальном мире и возбуждающие интерес детей;
- события воображаемые, рассказываемые воспитателем из художественного произведения;
- события, специально «смоделированные» педагогом. Изучение неизвестных прежде детям предметов с необычным эффектом или предназначением, которые будут вызывать детский интерес и подвигать их к активности;
- события, случающиеся в жизни возрастной группы, которые «заражают» детей и приводят к укрепляющейся на какое-то время заинтересованности.
3-й раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности
Раздел предусматривает планирование работы с детьми на 3 месяца и на 1 месяц по основным видам детской деятельности:
- коммуникативная;
- двигательная;
- изобразительная;
- трудовая;
- познавательная;
- музыкальная;
- игровая;
- восприятие художественной литературы;
- конструирование.
Каждая из них обладает своими специфическими блоками и планируется как в коллективной деятельности с воспитателем, так и в независимой деятельности детей.
4 -й раздел. Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)
К еженедельному плану работы подключаются ещё два блока: содержание НОД и формы организации деятельности детей.
Чтобы обеспечить высокое качество педагогического процесса, необходимо осуществлять контроль за полнотой выполнения заданной программы, педагоги используют перспективно-тематическое и календарное планирование. Оно основывается на следующих принципах, которые должны соблюдаться и учитываться в работе:
- Оптимальность учебной нагрузки в соответствии с СанПиНом.
- Внесение в планы педагогического процесса деятельности, способствующей физическому росту и развитию детей.
- Соблюдение медико-гигиенических норм непосредственно во время педагогического процесса. В особенности это касается режимных действий и процедур.
- Учёт местного климата, времени года и погодных условий. Иметь в запасе план на день в неожиданную непогоду будет большим плюсом.
- Понимание и учёт индивидуальных особенностей детей: их темперамент, интересы, сильные и слабые стороны, комплексы. Это помощь в поиске подхода для вовлечения детей в педагогический процесс.
- Рациональное чередование самостоятельной и организованной деятельности детей раннего возраста и дошколят.
- Учёт перемены умственной активности детей в течение недели. Вторник и среда — «загруженные дни» и на их долю выпадает чередование занятий с предельной умственной нагрузкой и занятий с высокой двигательной активностью.
- Проявление внимания к уровню развития воспитанников (индивидуальная работа с каждым ребёнком и разделение занятий/игр по подгруппам).
- Понимание взаимосвязи обучающих процессов и развития детей. Задачи, направленные на обучение, должны быть включены в различные виды деятельности.
- Последовательность и систематичность воспитательных действий. К примеру, можно взять любую ролевую игру:
- день первый - ознакомить детей с игрой и правилами ролевого поведения;
- день второй - дать понять, что план игры полезно придумывать заранее;
- день третий - совместить с другой ролевой игрой;
- и т. д., усложняя задачи.
- Внесение в план занятий, направленных на эмоциональную разрядку, таких как музыка, психогимнастика, релаксация.
- Поиск, включение и поддержание мотивации для детей ко всем видам занятий.
- Взаимодействие с остальными специалистами и объединение усилий: интегрированные занятия и их подготовка.
- Разнообразие занятий для максимального раскрытия потенциала каждого ребёнка.
- Соответствие строящихся планов с общими задачами ДОУ.
- Вовлечение в воспитательный и образовательный процессы родителей.
Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ
В любом ДОУ, находящемся в режиме постоянного функционирования, на методическую службу выпадает профессиональная забота об обеспечении коррекции образовательно-воспитательного процесса в случаях его отклонения от норм. Результативность воспитательного процесса — это следствие организованной работы всей команды педагогов и специалистов узкой направленности. Увеличение этой результативности в ДОУ напрямую зависит от качества труда воспитателя, условий, выстроенных руководителем для творческого поиска инновационных методов и форм взаимодействия с детьми, а также от сложившихся в педагогическом коллективе взаимоотношений. Формирование личности педагога — одна из важнейших составляющих методической работы.
Если коллектив дошкольного образовательного учреждения переходит в режим обновления содержания обучения или же реализует новые педагогические технологии, то необходимо разработать новую модель методической деятельности. Это необходимо для обеспечения успешного перевода учреждения из функционирующего режима в режим развития.
Общая картина задач по методической работе выглядит следующим образом :
- поддержание уровня педагогических навыков и знаний;
- повышение уровня педагогических знаний;
- повышение уровня мастерства и профессиональной техники педагога;
- рост уровня психологической компетентности и готовности специалиста;
- изучение и применение на практике современных методик воспитания;
- поддержка специалистов, ведущих разработку авторских программ и пособий;
- выработка устойчивых профессиональных ценностей и убеждений;
- формирование интереса и умения творчески подходить к работе;
- организация условий для привития интереса педагогов к самообразованию;
- способствование усвоению и практическому использованию педагогов в своей деятельности технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;
- способствование усвоению и практическому использованию современных способов диагностирования успешности детей;
- способствование практическому использованию в работе основ научной организации труда.
Анализ задач позволяет сделать вывод о том, что методическая работа в ДОУ - это единая система взаимосвязанных мер, целью которой является повышение профессионального мастерства воспитателей и поддержание качества образовательной работы в ДОУ на должном уровне.
- Развитие личностных качеств педагога. Функции :
- обогащение знаний, как в теории, так и на практике;
- развитие ценностных ориентаций;
- мотивирование творческой деятельности;
- формирование нравственных качеств;
- выработка актуального в настоящее время педагогического мышления;
- выработка способности к эмоционально-волевой саморегуляции;
- развитие профессиональной техники и мастерства.
- Развитие творческих возможностей коллектива. Функции :
- формирование общих педагогических взглядов, традиций и ориентаций;
- обнаружение, исследование и распространение прогрессивного педагогического опыта;
- материальное и моральное стимулирование инициативы и творчества;
- организация диагностики детей и педагогов;
- экспертная оценка пособий, авторских программ и планов, разработанных коллективом;
- анализ определённых результатов педагогического процесса;
- приобщение коллектива к научно-исследовательской работе.
- Обновление процесса образования и формирование сотрудничества ДОУ с иными образовательными системами . Функции :
- поддержка в понимании требований общественного заказа и нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ;
- реализация преимуществ ведущего и новаторского опыта;
- внедрение научных достижений психологии и педагогики;
- популяризация за рамки ДОУ опыта работы педагогического коллектива.
Основой методической работы дошкольной образовательной организации являются :
- документы, предоставляемые правительством и государством;
- улучшенные образовательные программы и учебные пособия, способствующие реконструкции педагогического процесса;
- положительные стороны системы дошкольного образования;
- инструктивно-методические документы;
- информация о передовом и массовом опыте;
- свежие результаты исследований в психолого-педагогической области;
- результаты анализа образовательно-воспитательного процесса;
- сведения об уровне развития воспитанников;
- сведения об уровне развития профессиональной осведомлённости педагогов.
Практика говорит следующее: упущение из виду любого из этих источников приводит к оскудению и потере актуальности содержания методической работы и, соответственно, к понижению её эффективности.
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ
Вопрос использования компьютеров, интернета и других современных вспомогательных средств для дошкольного образования в рамках ФГОС сегодня весьма актуален.
После вступления в силу приказа Минобрнауки №1155 от 01.01.2014 появились новые требования к педагогам дошкольного образования. Одно из новых требований — это владение ИКТ-компетенциями, достаточное для планирования, осуществления и оценки образовательной деятельности.
Средства ИКТ — это интернет, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, телевизоры, проигрыватели мультимедиа, то есть всё, что может оказывать помощь и расширять возможности коммуникации и информационной доступности.
Главные направления использования ИКТ в ДОУ:
- При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми . Часто то, что трудно растолковать ребёнку на словах или показать на примере в реальной жизни, можно легко объяснить и продемонстрировать в иллюстрациях, презентациях, познавательных видеороликах и аудиозаписях. Правильное использование интернета позволяет педагогам участвовать с детьми в разнообразных конкурсах по различным направлениям развития. Наиболее целесообразно прибегать к использованию ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.
- Взаимодействие специалистов дошкольного образования с родителями. В этом случае ИКТ могут послужить средствами вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, даже если у них сильно ограничено время для очного общения с педагогами. Как это может выглядеть? Например, персональная страничка в соцсети, на которой можно:
- организовать удалённые консультации;
- создать фотогалереи по прошедшим событиям (чем занимались дети на занятиях);
- публиковать текстовые заметки типа «Сегодня мы учились петь песню «В лесу родилась ёлочка», прикреплять к ним аудиозапись и текст песни, чтобы дома родители с ребёнком могли повторить эту песенку;
- проводить опросы для родителей, направленные на решение общих проблем;
- организовать открытые обсуждения, чтобы родители могли делиться своим мнением и опытом.
Также средства ИКТ можно использовать для оформления наглядного материала при проведении родительских собраний, практикумов, круглых столов.
- При организации методической части работы с педагогами. Семинары, конференции и педсоветы можно представить и без дополнений в виде мультимедийного сопровождения: видеосюжетов, схем, диаграмм, текстового сопровождения на экране. Но ведь включение этих дополнений в доклады как минимум повышает эффективность методической работы и снижает временные затраты.
Следовательно, применение ИКТ в ДОУ оказывает неоспоримую помощь в образовательном процессе. Специалисты ДОУ имеют возможность профессионально развиваться посредством общения с коллегами в сети Интернет. Используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в работе с детьми, педагоги могут мотивировать воспитанников к познавательной деятельности новыми способами. А мотивация в свою очередь служит хорошим стимулом к развитию, росту и достижениям детей. Родитель, отмечающий интерес ребёнка к образовательному учреждению, станет активнее принимать участие в групповых проектах и будет охотнее прислушиваться к советам педагогов.
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ
Стержневым положением ФГОС в дошкольном образовании является принцип индивидуализации. Индивидуализация представляет собой процесс пробуждения интереса у человека к приобретению собственного опыта и самоанализу. По-хорошему, в этом процессе ребёнок признаёт себя личностью, имеющей возможность свободно определять и реализовывать личные цели. При этом к нему приходит понимание, что он сам несёт ответственность за принятие решений и за свою деятельность.
Индивидуализация образования — действия, осуществляемые педагогами с целью поиска, выработки и дальнейшей конструкции у конкретного ребёнка собственного «человеческого образа».
Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ
Педагогическая технология - комплекс психолого-педагогических установок, которые определяют выбор воспитательных средств, форм, приёмов, методов и способов обучения. Своего рода организационно-методический кладезь педагогического процесса.
Инновационными же технологиями в образовательном процессе можно назвать те, которые были созданы или изменены с целью выхода на качественно новые результаты по завершении определённого объёма работы.
Вот общий список технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях:
- Метод проектов;
- Здоровьесбережение;
- Исследовательская деятельность;
- Портфолио;
- Личностно-ориентированные технологии;
- Игровые технологии.
Суть инновации сводится к тому, чтобы показатели образовательного учреждения выглядели приблизительно следующим образом:
- удовлетворение меняющихся со временем образовательных потребностей населения;
- постоянность инновационной работы и поисковой характер деятельности специалистов;
- периодическое внесение изменений в цели ДОУ в соответствии с меняющимися условиями экономической и культурной жизни региона;
- высокий уровень образовательного учреждения как целостной системы.
Использование инновационных технологий актуально тогда, когда есть реальная проблема, когда создаются противоречия между прогнозируемыми и реальными результатами. Инновация успешна в том случае, если с её помощью удалось решить ту или иную проблему в ДОУ. Поэтому подход к инновационным задачам так важен. Он должен быть тщательно распланирован и принят всеми участниками образовательного процесса.
Модели организации образовательного процесса в ДОУ
Разберём модели образовательного процесса по видам.
Учебная модель
В учебной модели воспитатель занимает учительскую позицию. Именно ему принадлежит направление и инициатива деятельности ребёнка. Цель учебной модели — предварительное строгое программирование образовательной среды с помощью соответствующих методик.
В этой модели образовательный процесс реализуется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Для тех педагогов, которые её практикуют, она представляет ценность из-за своей доступности (конспекты-разработки по отдельным методикам часто издаются) и высокой технологичности.
Предметно-средовая модель
В данной модели воспитатель выступает в роли организатора предметной среды. В его задачи входит:
- подбор развивающего материала;
- побуждение ребёнка действовать в различных ситуациях:
- отметка об ошибках в действиях ребёнка.
Хороший пример классической предметно-средовой модели — система Марии Монтессори. Модель предусматривает менее жёсткую организацию предметной среды и пробуждение творческого потенциала педагога. Определение набора тем выпадает на воспитателя, что вносит систематичность в образовательный процесс (направленность которого в большей степени — расширение представлений ребёнка об окружающем мире). Чаще всего это моделью пользуются педагоги-логопеды. Отбор тем — очень сложный процесс. К творческому и педагогическому потенциалу, общей культуре воспитателя данная модель предъявляет высокие требования.
Комплексно-тематическая модель
Для организации образовательных содержаний в комплексно-тематической модели за основу берётся тема, выступающая как сообщаемое знание. При её подаче важно использовать образно-эмоциональную форму. Дети приобретают опыт присутствия в теме посредством деятельности, организованной воспитателем, а тот в свою очередь занимает более свободную позицию, приближенную к партнёрской.
Этапы образовательного процесса в ДОУ
Структура образовательного процесса, основанная на системно-деятельностном подходе, может выглядеть следующим образом.
Введение в образовательную ситуацию
Первый этап базируется на формировании психологической направленности на игровую активность. Воспитатель, оценивая различные ситуации и возрастную группу, с которой работает в данный момент, применяет соответствующие приёмы работы.
Для примера можно взять персонажа, который случайно заскочил на огонёк в детский сад (его роль может исполнять как педагог, непосредственно работающий с группой, так и вспомогательный специалист, аниматор или родитель). Пусть это будет белка с мешком орехов. Для пущего эффекта к приветствию белки и её дальнейшему присутствию можно добавить звуки леса, спрятать шишки по комнате для дальнейшей игры. Под всю эту шумиху можно проводить обучающий процесс под видом игры или рассказа.
Создание проблемной ситуации
Второй и очень важный этап. Детям даётся возможность действовать в знакомой ситуации, но при этом воспитатель вводит в неё проблему, которая должна заинтересовать детей и активизировать их умственную деятельность.
Значимая часть этого этапа — предлагать детям делать выбор, исходя из их личного опыта. Оценка же ответов детей на данном этапе менее важна.
Пример с нашей белкой: «Белка любит гулять в лесу со своими друзьями. Ребята, а вы бы хотели прогуляться по лесу с белкой? Вы поможете белке собрать шишки?». Вспоминаем про спрятанные шишки и начинаем игру по поиску шишек.
Когда игра закончится, можно рассказать о том, что у белки очень мало друзей, они все куда-то подевались. «Куда же подевались друзья белки? Кто подскажет?» и дети начнут выдавать свои варианты. Когда предложения кончатся, можно тактично рассказать о том, что белок забирают люди.
Выполнение действий
На этом этапе создаётся новая последовательность действий на основе прежней последовательности и происходит возвращение к проблеме. Решение проблемы основывается на поучительном материале.
На примере нашей мученицы-белки можно организовать обсуждение такой проблемы с детьми: «Как белке завести новых друзей? Что сделать, чтобы белки больше не пропадали?». Затем предложить несколько правильных знаков-подсказок для детей, чтобы они смогли понять и самостоятельно растолковать, что нельзя забирать белок из леса, нельзя мучить их, что у них там свои детёныши остаются без мамы-белки и т. д.
Подведение итогов и анализ проведённой деятельности
На четвёртом этапе происходит:
- закрепление полученных знаний наводящими вопросами: «Что мы сегодня узнали?»;
- выяснение практического использования новых способов решения проблемы: «Как вы будете поступать с белками?»;
- оценка эмоциональной составляющей: «Вы хотите помочь белке? Вам жалко тех белок, которых забрали люди?»;
- рефлексия действий в группе: «Что вы сегодня смогли сделать вместе с ребятами?»;
- рефлексия собственных действий ребёнка: «Что у тебя получилось? Что тебе не удалось? Почему?».
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ
Для растущего человека корневым и приоритетным «учебным заведением», конечно же, является семья. Это его мир, в котором он учится всему, приобретает эмоционально-нравственный опыт: отношение к окружающим, убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Что можно сказать о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями? В первую очередь, необходимо объединить цели, сосредоточить внимание и организовать совместную деятельность для развития гармоничного и здорового воспитанника. Главные задачи педагогов при этом:
- приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ;
- объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
- вовлечение родителей в активное участие в деятельности детского сада, посредством организации увлекательных форм работы;
- обогащение воспитательно-образовательных навыков родителей;
- создание среды общения между родителями для обмена опытом.
Предполагаемые результаты выполнения этих задач:
- положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;
- повышение педагогической грамотности самих родителей;
- обогащение практики межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- плодотворное творческое взаимодействие воспитателей и родителей;
- рост профессиональной компетентности педагогов.
Выделим основные направления взаимодействия с родителями:
- Совершенствование педагогических умений родителей, посредством групповых консультаций, родительских собраний, индивидуальных бесед, родительских уголков.
- Вовлечение семьи в работу ДОУ с помощью организации совместных мероприятий.
А теперь отметим наиболее результативные формы взаимодействия с родителями:
- Информационно-коммуникативные.
- Коллективные
- Наглядно-информационные.
- Индивидуальные.
Готовых технологий для взаимодействия с родителями не существует. Это трудная работа, успех которой зависит от инициативы педагога, его терпения, профессионализма и умения найти подход к каждому ребёнку и родителю.
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.