Днепровская военная флотилия после войны 1945 1951. Днепровская флотилия. Огненные рейсы на Шпрее


Судьба Днепровской флотилии. Раздел на Пинскую и Дунайскую.

Ниже приведёны отрывки из текста моей книги «Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции». Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве «Бригантина». Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.

«Несомненно, самым важным последствием войны была недооценка русских вооружённых сил, вызванная их неудачными действиями в кампании против Финляндии, что поощрило Германию напасть на Советский Союз». (К.Г. Маннергейм «Воспоминания». Стр. 318)
Ни в одной стране мира нет такого богатого опыта использования речных и озерных судов в боевых действиях, как в нашей. В средневековой Руси наши князья использовали боевые суда на реках и озерах в междоусобных войнах и завоевательных походах. При покорении Сибири русские тоже активно использовали речные суда в военных целях. Созданию российского морского флота при Петре I предшествовало строительство речных флотилий. Боевые флотилии принимали участие в покорении стран Средней Арии. В Первой мировой войне боевые корабли на внутренних водных системах использовались эпизодически, так как война была позиционной. А вот в Гражданской войне речные и озёрные флотилии приняли самое активное участие и сыграли важную роль. Эта война была маневренной. Она велась на 1/6 части суши. Многие флотилии создавались и расформировывались по несколько раз. Красная Армия научилась использовать флотилии на реках и озерах, в обороне и в наступлении. Были изучены и отработаны различные варианты боевых действий: высадка десанта, отражение десанта, диверсионные действия в тылу противника, разведка, охрана, борьба с кораблями противника, поддержка действий сухопутных войск, захват мостов, нарушение переправ противника, наведение переправ для своих войск и их охрана, борьба с авиацией противника, борьба с береговой артиллерией. Были выработаны принципы взаимодействия с сухопутными войсками и авиацией. Советские военные флотилии получили богатый опыт боевых действий в различных широтах (от Крайнего Севера до водоёмов южных регионах страны). Были многократно отработаны способы переброски флотилии из одного бассейна реки или озера в другой. Гражданская война в России дала самый большой опыт по использованию военных судов на озерах и реках. Ни одна страна не имеет такого опыта до сих пор.
В период Гражданской войны в РККФ было создано свыше 30 морских, озерных и речных флотилий, а также были созданы части морской пехоты и береговой обороны. (энциклопедия «Гражданская война и военная интервенция в СССР» М. 1987 г. издание 2-е стр. 107).
После Гражданской войны флотилии расформировали, но опыт то остался. Речники, как и все советские люди, готовились к мировой революции. В случае войны в боевой речной флот могли придти специалисты, получившие бесценный опыт Гражданской войны.
В начале 30-х годов в Советском Союзе создали Днепровскую военную флотилию, которая к началу Второй мировой войны насчитывала 120 боевых кораблей и катеров. Для сравнения: Германия перед нападением на СССР имела всего 200 боевых кораблей во всем своем флоте, а у нас еще в мирное время имелось 120 кораблей и катеров всего лишь в одной речной флотилии.
Днепровская флотилия имела собственную авиацию, силы береговой обороны и ПВО. К тому же левый берег реки был очень удобен для действий речных боевых кораблей: тут было много проток, затонов, островов, рукавов, притоков, которые позволяли даже крупным боевым кораблям укрываться от огня противника с правого берега.
Днепр – мощная водная преграда на пути у агрессоров с запада. Самое внезапное нападение на страну не будет внезапным для Днепровской военной флотилии, так как Днепр расположен на значительном расстоянии от любой границы с соседним государством. Пока враг из Европы дойдет до Днепра, флотилию можно будет усилить, мобилизовав гражданские суда на военную службу.
Если бы в 1939 году немецкие войска вторглись бы на территорию СССР, им бы понадобилось, в самом лучшем случае, несколько недель, чтобы добраться до Днепра. За это время на левом берегу можно было построить прочный рубеж обороны и спокойно разместить в них войска. В предвоенные годы личный состав флотилии хорошо изучил бассейн реки и благодаря этому мог вполне успешно действовать против агрессоров, которые знали реку лишь по картам. В 1939 году все мосты через Днепр были заминированы. Фугасы были заложены в опоры мостов. После их взрыва мосты уже бы не подлежали восстановлению. Так что мосты немцам пришлось бы строить заново. Все это делало Днепр серьезным препятствием на пути врага. Здесь можно было если не остановить, то хотя бы надолго задержать любого самого сильного противника. Однако в 1939 году Сталин занялся разрушением обороны собственной страны. Поэтому к лету 1941 года боевых кораблей на Днепре не осталось. Мосты через Днепр были разминированы. Силы береговой обороны переброшены к западной границе. Вот поэтому враг легко преодолел Днепр.
18 сентября 1939 года Днепровская военная флотилия, совместно с частями Красной Армии, начала продвигаться по реке Припять для освобождения Польши от ига капиталистов. Польские военные корабли особого сопротивления не оказали. Как правило, польские речники сами затапливали свои суда еще до подхода советских сил, не вступая с ними в бой.
В 1940-м году на реке Пина была создана новая военная флотилия. В ее состав вошли корабли Днепровской военной флотилии и поднятые со дна польские военные корабли. В городе Пинске была создана база флотилии. От Днепровской военной флотилии Пинская военная флотилия получила четыре монитора типа «Железняков»: «Флягин», «Левачев», «Жемчужин», «Ростовцев».
Мониторы этого типа имели следующее водоизмещение: стандартное – 230 т, нормальное – 239 т. , полное – 263 т. Длина судна – 51,2, ширина – 8,2 м. Осадка – 0,885 м. Силовая установка: два двухтактных дизеля общей мощностью 280 л.с. Максимальная скорость 8,3 узла. Дальность плавания полным ходом – 3700 миль. Толщина брони – от 4 до 30 мм. Вооружение: две одноорудийные башенные установки Б – 18 с орудием 102/45 мм.; две одноорудийные башенные установки 41К с орудием – 45/46 мм; одно орудие 40К с калибром 45/46-мм; два орудия 70К – 37 мм, три пулемета «Максим» .
От поляков Пинской военной флотилии достались еще пять мониторов, две канлодки, девять бронекатеров. Кроме вышеперечисленных судов в состав ПВФ входили советские корабли: канлодки «Верный» и «Передовой»; плавбазы «Белоруссия», «Березина», «Неман», «Ударник», минзаг «Пина» и бронекатера типа «Д» и «Н». После германского нападения в ПВФ мобилизовали четыре канлодки, десять сторожевых кораблей, десять сторожевых катеров и 14 тральщиков.
По советским источникам состав ПВФ был следующим: «В состав флотилии входили 7 мониторов, 15 бронекатеров, 4 канонерские лодки, минный заградитель, авиационная эскадрилья, зенитный артиллерийский дивизион и рота морской пехоты. В первые дни войны корабельный состав ее увеличился за счет мобилизованных судов на 4 канонерские лодки, 4 тральщика, 8 сторожевых кораблей и 10 катеров». («Боевой путь Советского военно-морского флота» стр.394 издание 3-е дополненное М Воениздат 1974г.) Тут надо учитывать то, что советские историки имели привычку приуменьшать количественный состав советского флота, и, скорее всего именно из-за этого состав сил ПВФ в их описании выглядит менее внушительно. Но принципиально это не так уж и важно. Важно то, почему ПВФ не принесла никакой пользы при защите страны от германского нападения?
Все дело в том, что в 1941 году ПВФ просто не могла держать оборону на каком-либо рубеже. Ведь у неё даже не было такого рубежа, который бы она могла бы оборонять. Реки Пина и Припять текут с запада на восток, и поэтому не пересекают путь агрессорам из Европы. Немцы могли двигаться вдоль этих рек вглубь нашей страны, не форсируя их. А притоки этих рек, которые могли пересекать линию движения немецких войск, были слишком мелководны, чтобы советские военные корабли могли на них заходить. Да и в самих реках Пина и Припять советским судам было тесно. Виктор Суворов в своей книге «Ледокол» утверждает, что в месте базирования кораблей ширина реки не превышала 50 метров. («Ледокол» стр. 161). Получается, что немецкие солдаты имели возможность забрасывать советские корабли ручными гранатами прямо с берега реки. Такое расположение боевых речных кораблей обрекало советскую флотилию на уничтожение в случае нападения врага.
Была еще одна весомая причина для того, чтобы не держать в этом районе флотилию – эта местность была болотистой, любой агрессор предпочел бы обойти ее стороной, у немцев такая возможность была. Планировать через нее наступление крупными силами бессмысленно. Даже если враг пойдет на это и создаст себе этим массу неудобств, то Пинская военная флотилия все равно окажется бесполезной в этой ситуации для советского командования.
Для сопровождения и прикрытия своих отступающих от границы войск, флотилия тоже не нужна, отступать можно и без нее. Но если при отступлении на восток в реке Припять затонет хоть один крупный корабль, он перекроет путь оставшимся выше по течению судам. Само расположение флотилии обрекало ее на истребление в случае нападения с запада. В 1941 году именно это и случилось.
«Пинская военная флотилия (ПВФ) сформирована 17 июля 1940 года из кораблей Днепровской флотилии. Вела боевые действия с 22.06.1941г. до 18.09.1941г. Официально расформирована 05.10.1941г. Главные базы: Пинск и Киев. Все корабли и суда флотилии погибли или были брошены при отступлении. Почти весь личный состав погиб». (Широкорад А. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 г. г». стр.741)
Зачем Сталин создал флотилию, не пригодную для обороны страны? Для того, чтобы понять причину, надо вспомнить о строительстве Днепровско-Бугского канала, длиною в 127 км. Этот канал начали строить сразу после освобождения Западной Белоруссии. Этот канал соединял реку Пину с рекой Мухавец (приток Буга). По каналу советские военные корабли могли попасть из притоков Днепра в притоки Вислы, а далее, используя реки и каналы, дойти до самого Берлина. Именно этим путем пошли наши корабли в 1944-1945-м годах.
О военном предназначении канала говорит тот факт, что руководил его постройкой военный строитель, полковник (в последующем маршал инженерных войск) Алексей Прошляков. Использовать технику на строительстве этого канала было нельзя, она тонула в трясине. И канал построили вручную, используя труд солдат и зеков. Сколько при этом зеков погибло, до сих пор никому не известно.
Советские стратеги прекрасно понимали, что этот канал для обороны страны не нужен. Они понимали и то, что в случае нападения противника канал станет брешью для германских кораблей, через которую те смогут проникнуть в бассейн Днепра. Как только германские войска вторглись в СССР, советские стратеги отдали приказ: канал разрушить! Летом 1941 года советские саперы взрывали канал – германские восстанавливали. По этому каналу немцы провели свои боевые корабли в Днепр. В 1944 году советские войска начали освобождение Западной Белоруссии. Теперь канал взрывали немецкие солдаты, а советские его восстанавливали. По нему советские корабли попали сначала в Мухавец, потом в Буг, потом в Нарев и Вислу, а потом дошли и до Берлина.
Если бы Сталин не построил Днепровско-Бугский канал к лету 1941 года, советским сапёрам не пришлось бы его взрывать, а германским сапёрам нечего было бы восстанавливать. Тогда бы немцы не смогли бы перебросить в Днепр крупные боевые речные суда. Тогда бы действия советских солдат и речников по обороне Днепра были бы более успешны.
О том, что Пинская военная флотилия создавалась для агрессии в Европу, говорит еще и тот факт, что в ее составе была рота морской пехоты. Для обороны морская пехота не нужна. Для обороны лучше использовать обычную пехоту – это надежнее и дешевле. Вот если Днепровская военная флотилия создавалась для обороны, то в ее составе не было ни одного морского пехотинца, зато силы береговой обороны были. А Пинская военная флотилия создавалась исключительно для агрессии, именно поэтому морская пехота у неё была, а сил береговой обороны не было.
Создание ПВФ в 1940-м году не было ошибкой советских стратегов. Это было логичным спланированным актом подготовки к агрессии в Европу. Нападение Гитлера сорвало замыслы советского военного руководства. Из-за этого корабли ПВФ не смогли попасть в Европу в 1941 году. Но они сделали это позже. В любой книге по истории Советского военного флота можно найти фотографию советских речных кораблей в берлинском канале на фоне Рейхстага. То, что хотели совершить в 1941 году, совершили в 1945-м. И до рейхстага наши корабли дошли через Днепровско-Бугский канал.
Из кораблей Днепровской военной флотилии Сталин создал еще одну военную флотилию – Дунайскую. В её состав вошли 4 монитора типа «Железняков»: «Ростовцев», «Мартынов», «Железняков» (одноименный своему типу), «Жемчужин» и монитор «Ударный». Монитор «Ударный» имел водоизмещение 252,5 тонны. Наибольшая длина корабля – 53,65 м. Наибольшая ширина – 11,1 м. Максимальная осадка – 0,92 м. Два четырехтактных дизеля имели мощность 1600 л.с. Дальность плавания экономическим ходом – 1550 миль. Экипаж – 74 человека. Бронирование – от 4,6 до 12 мм. Вооружение: две 130-мм установки Б-7: 2х2 – 45-мм башенные установки 41К; 4х4 – 7,62-мм пулеметные установки М-4. Это был самый мощный корабль Днепровской флотилии.
От Днепровской флотилии Дунайской достались береговые батареи, вооруженные пушками, калибром 130 и 152 мм. На Днепре они входили в состав сил береговой обороны, а на Дунае должны были сопровождать флотилию двигаясь по берегу, и оказывать поддержку огнем. «…в наступательной войне Дунайская флотилия была для Германии смертельно опасна: стоило ей подняться на 130 км. вверх по течению и стратегический мост у Черновады окажется под обстрелом ее пушек, а это означало, что подача нефти из Плоешти в порт Констанца нарушена. Еще двести километров вверх по течению – и вся германская военная машина остановится, потому что германские танки, самолеты, боевые корабли больше не будут получать топливо…» (Виктор Суворов «Ледокол» стр.155-156).
О том, что Дунайская военная флотилия готовилась к наступлению, говорит тот факт, что её командиры, узнав о начале войны с Германией, приказали ей наступать. 22 июня 1941 года флотилия и находящиеся в районе её базирования советские войска, ещё не были готовы наступать. Ведь собственное наступление было запланировано на 6-е июля. Именно к этому времени наши части должны были выполнить все необходимые мероприятия. Поэтому наступление начали только 25 июня, наспех закончив подготовку к нему. Корабли ДуВФ сначала высадили на румынский берег разведывательно-диверсионные подразделения 79-го пограничного отряда НКВД, а потом 51-ю стрелковую дивизию 14-го стрелкового корпуса. Утром 26 июня был захвачен город Килия и плацдарм на румынской территории, протяженностью 70км. Успех советского наступления был обеспечен отсутствием должного сопротивления со стороны румынских вооруженных сил. Однако успешное наступление германских войск с территории, оккупированной Западной Польши грозило окружением всей советской группировке, нацеленной на Румынию. Это вынудило ее к отступлению. Вместе с ней начала отступать и ДуВФ.
Но как ей отступать? Речные корабли не пригодны для морского плавания. Сюда на Дунай перед войной с немцами малые корабли и катера доставили по железной дороге. Теперь, в ситуации массового отступления войск Красной Армии некогда было грузить их обратно на железнодорожные платформы. Крупные корабли перед войной добирались до Дуная своим ходом по морю в тихую погоду и с большими предосторожностями. Теперь после нападения немцев Дунайской военной флотилии пришлось отступать через море, неся потери от ударов врага и капризов стихии. Естественно, что отступление через море привело к большим потерям среди кораблей и катеров Дунайской военной флотилии.
Летом 1940 года Сталин оторвал от Румынии Буковину и Бессарабию. После этого Советскому Союзу достался участок восточного берега Дуная, протяженностью в несколько десятков километров. Сюда, якобы для обороны, Сталин привел 70 кораблей и катеров из Днепровской флотилии. Могли ли они пригодиться здесь для обороны? Восточный берег Дуная тогда почти полностью принадлежал Румынии. Если враг решил бы напасть на СССР с территории Румынии, ему незачем было форсировать Дунай. Он мог наступать с того участка восточного берега реки, который принадлежал ему, обойдя тяжелый рубеж стороной.
Есть еще одна причина, по которой враг никогда не пошел бы через то место, которое «защищала» Дунайская военная флотилия. Перед впадением в Черное море Дунай распадается на множество рукавов, образуя дельту. Сама природа позаботилась о том, чтобы сделать это место непригодным для наступления. Дельта Дуная это сотни квадратных километров, на которых сотни озер, непроходимые болота, заросли камышей и лабиринты проток. Какой идиот поведет армию в наступление через это место?
Советские стратеги все это прекрасно понимали и к обороне на этом участке не готовились. А после Второй мировой войны советская пропаганда придумала байку о том, что ДуВФ создали для защиты советской страны. Чтобы скрыть свои преступные замыслы по советизации Европы, наши адмиралы решили разыграть из себя дураков. Они стали писать о том, что якобы ДуВФ создали по ошибке или вообще никак не комментировали этот факт, почему и для чего на Дунай с Днепра перебазировали целую военную флотилию? После войны с немцами советская пропаганда любое действие Красной Армии в предвоенный период квалифицировало как ошибку, ибо если бы она квалифицировала бы его иначе, то признала бы любое из этих действий актом подготовки к агрессии. Конечно, любой самый талантливый стратег может совершить ошибку. Но не такую же грубую!
В дальнейшем, в ходе всей Великой Отечественной войны, наши флотоводцы действовали вполне рационально. И в 1944 году они повторили все то, что сделали в 1940-м: создали Пинскую и Дунайскую флотилии, использовав для этого корабли и катера Днепровской военной флотилии. Вновь созданная, ДуВФ прошла по Дунаю 2000 км. и завершила войну в Вене.
«С переходом стратегической инициативы к Красной Армии для помощи сухопутным войскам, наступающим в бассейнах больших рек, были созданы в 1943 году Днепровская, а в 1944 Дунайская речная флотилия». (Боевой путь Советского Военно-морского флота» изд-е 3-е, доп. стр. 394).
В 1941 году Гитлер помешал Сталину осуществить свои замыслы. В 1944-м и в 1945-м он уже не мог ему помешать.
В конце войны ДуВФ уже не имела своих мониторов, но сумела захватить румынские и действовала вполне успешно, без грубых ошибок.
Во время Гражданской войны Красной Армии довелось, и отступать и наступать. Её флотилии, соответственно, меняли место базирования. При отступлении малые корабли грузили на железнодорожные платформы и увозили на пока еще тыловую реку, а крупные корабли взрывали или топили из-за невозможности их эвакуации. После переброски кораблей на новое место дислокации флотилию усиливали, мобилизовав гражданские суда на военную службу, строили береговые укрепления, изучали бассейн реки, разрабатывали оперативные планы. Если не удавалось удержать данный рубеж, операцию по перебазированию повторяли вновь. И так повторяли до тех пор, пока не удавалось остановить противника на каком-нибудь рубеже.
Когда Красной Армии вела наступление, то её флотилии перебазировались вперед. Отбив у белогвардейцев приток крупной судоходной реки красноармейцы и краснофлотцы грузили свои речные корабли на железнодорожные платформы, везли их до притока и спускали на воду. Этот стандартный маневр в ходе Гражданской войны красные флотилии повторяли много раз.
В годы Гражданской войны красные стратеги, ожидая наступление врага, создавали в своем тылу новые военные флотилии заранее. А перед войной с Гитлером этого не сделали, потому что от него нападения не ждали. Но как только враг напал…
«На третий день войны была сформирована Ладожская военная флотилия». («Боевой путь Советского Военно-морского флота» стр. 393)
«3 июля была создана Чудская военная флотилия». (там же стр. 393).
«В августе 1941 была сформирована Беломорская военная флотилия, основной задачей которой было обеспечение безопасности плавания кораблей и транспортов в Белом море, восточной части Баренцева моря и особенно в Арктике». (там же стр.207).
В августе 1941 года была создана Онежская военная флотилия. («Военно-морской словарь для юношества» под редакцией Грищука стр.288).
Ильменская военная флотилия была создана 28 июля 1941 года. (там же стр. 144).
В октябре 1941 сформировали Волжскую военную флотилию. («Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 г.г.» Александр Широкорад стр.644). А ведь немцы подойдут к Волге только в 1942-м году! Здесь советские стратеги проявили завидную предусмотрительность.
Если бы в СССР к нападению Гитлера готовились бы заранее, то все бы эти флотилии создали ещё до 22 июня. Советская пропаганда рассказывала байки о том, что в СССР не готовились к войне вовсе, и от этого перед войной на внутренних водоёмах страны не были созданы заранее военные флотилии. Но зато вместо этого для усиления обороны, они были созданы на приграничных реках, где фактически ничего не могли оборонять. Из-за своего «неправильного» расположения они не смогли принести пользы в обороне и при этом они ещё без всякой пользы погибли сами. По словам советской пропаганды получается, советская страна к войне в целом не готовилась, но Дунайская и Пинская флотилии были созданы с целью усилить оборону страны. Однако ничего оборонять они не смогли из-за своего места расположения и поэтому отступили. Когда Гитлер напал, на советских стратегов нашло озарение, и они стали действовать рационально, создавая военные флотилии на тех водоёмах, к которым приближался враг.
Очевидно то, что все эти байки придуманы советской пропагандой только для того, чтобы скрыть реальные намерения советских коммунистов. Летом 1941-го года коммунисты хотели начать давно запланированное вторжение в Европу. Для этого они создали Дунайскую и Пинскую флотилии, предварительно расформировав Днепровскую. Нападение Гитлера сорвало все их планы. Советским коммунистам пришлось думать, о защите своей страны. Вот тогда они стали создавать военные флотилии на внутренних водоёмах страны. В дальнейшем, когда советская армия перешла в наступление, и освободила свою территорию от врага, вновь были созданы Дунайская и Пинская флотилии для освобождения Европы.

История возникновения Днепровской военной флотилии - соединение боевых речных кораблей на реке Днепр – восходит ко временам русско-турецкой войны 1735-1739 годов.
Во время Гражданской войны, в 1919–1920 годах, речной флот готовили на случай новой войны с Польшей. Река Припять – главная водная артерия болотистого и лишенного хороших дорог Полесья – обещала стать важным театром будущих столкновений с "пилсудчиками". И в 1939 году Днепровский флот действительно участвовал в освобождении земель Западной Белоруссии и Украины – в Полесье и на Нижнем Дунае. После его разделили сразу на две флотилии – Пинскую и Дунайскую, которым было суждено сыграть особую роль в первом, трагическом этапе Великой Отечественной войны, и одном из его ключевых моментов – обороне Киева.

Вторым рождением Днепровской флотилии стал 1944 год, когда в освобожденный Киев доставили бронированные катера расформированной Волжской военной флотилии. К началу боевых действий (весна 1944 года) в состав флотилии входили бронекатера, сторожевые катера, речные тральщики, полуглиссера, плавучая артиллерийская батарея, два зенитных артиллерийских дивизиона.
Под командованием контр-адмирала Виссариона Виссарионовича Григорьева моряки Днепровской флотилии участвовали в освобождении Белоруссии.

В штурме Пинска - наиболее крупным был Пинский десант в июле 1944 года.
Город Пинск, окружённый двумя линиями траншей с дотами и минными полями, занимала 50-ти тысячная вражеская группировка. 61-ая Армия под командованием генерал-лейтенанта Белова во взаимодействии с моряками Днепровской флотилии и партизанами Пинского соединения начала операцию по освобождению Пинска 12 июля в 3 часа ночи, которая завершилась 14 июля в 8 часов утра.

В 22.00 ночи 14 июля 1944 года Москва салютовала освободителям двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырёх орудий.

Особо отличились при освобождении Пинска десять моряков-днепровцев - Владимир Канареев, Владимир Кириллов, Леонид Куколевский, Галям Мурзаханов, Михаил Пономарев, Геннадий Попов, Николай Сикорский, Александр Столяров, Григорий Тупицын, Александр Фирсов. З отвагу и героизм им было присвоено звание Героев Советского Союза.

К 7 апрелю 1945 года 3-я бригада, сформированная в Пинске из только что поступивших новых кораблей (под командованием капитана 3-го ранга
Н. М. Лупачева) была переброшена из Пинска на Одер по железной дороге и спущена на воду в районе станции Одерек, недалеко от города Франкфурт-на-Одере.

Висло-Одерская операция (с 12 января 1945 г. по 3 февраля 1945 г.) носила стремительный характер: За двадцать суток войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов преодолели семь укрепленных рубежей противника, форсировали две крупных реки и освободили часть Польши. За 20 дней были разгромлены 35 немецких дивизий. Фронт был выровнен и Красная Армия вышла на дальние подступы к Берлину (Календарь Победы).

16 февраля 1945 года командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков приказал сразу же после ледохода на Висле перебазировать корабли флотилии с Вислы на Одер для участия в Берлинской операции. Этот переход протяженностью свыше 700 километров и форсирование 75 переправ по каналам заняли 22 дня. Успех решила хорошая подготовка перехода, наличие крупных инженерных и саперных средств, выделенных фронтом, а также невиданный энтузиазм экипажей всех кораблей, готовых нести к Берлину свои корабли хоть на руках!

Корабли 1-й и 2-й бригад флотилии со своих огневых позиций на Кюстринском плацдарме только 16 апреля выпустили по противнику 27 тысяч снарядов! Огневая поддержка наступающих частей осуществлялась до тех пор, пока войска не вышли за пределы дальности огня корабельной артиллерии.
3-я бригада кораблей, взаимодействуя с 33-й армией, подошла вверх по Одеру вплотную к городу Фюрстенберг (ныне Айзенхиттенштадт), где берет начало канал Одер-Шпрее и совместно с морской пехотой флотилии овладела им. Над городом взвился Военно-морской флаг! Путь по реке Шпрее к Берлину был открыт.

Однако 22 апреля 1945 года в свою очередь наши армейские части с Кюстринского плацдарма уже вышли на восточный берег реки Шпрее в Юго-восточном районе Берлина.

Для форсирования реки Шпрее (в месте форсирования ширина реки 250-300 метров, берега высокие и одеты в бетон) и захвата плацдарма на вражеском правом берегу было принято решение использовать легкие полуглиссера типа «НКЛ-27» Днепровской военной флотилии. Полуглиссера - самые малые корабли советского флота - имели сравнительно малый вес и габариты, их экипаж состоял всего из двух человек - моториста-пулеметчика и командира и были предназначены для разведки реки, для связи и для выполнения вспомогательных работ при устройстве переправ.

23 апреля 1945 года во втором часу ночи на грузовиках были подвезены к реке и спущены на воду 10 полуглиссеров и под непрерывным ожесточенным вражеским огнем в районе подходов к Рейхстагу форсировали Шпрее, ширина которой в этом месте достигала 300 метров.
За несколько дней челночных рейсов на переправе полуглиссеры, катера и буксируемые ими понтоны перевезли, переправили под ураганным огнем врага более 16 тысяч бойцов с вооружением, 100 орудий и минометов, 27 танков, 700 повозок с боеприпасами и другими грузами, они сыграли решающую роль в форсировании Шпрее.

В битве за Берлин моряки отряда полуглиссеров проявили исключительный героизм и мастерство. Они все, тридцать моряков, были награждены правительственными наградами, а девять из них, включая и лейтенанта М. М. Калинина, удостоены высокого звания Героя Советского Союза, семь из них - посмертно. Остальные были награждены орденами и медалями.
В прорыве Днепровской военной флотилии в речную систему фашистской Германии наряду с полуглиссерами не менее эффективно показали себя катера-тральщики -
малые корабли, предназначенные для поиска и уничтожения морских мин на рейдах, в гаванях, на реках, каналах, озерах, а также для проводки кораблей через опасные участки. Маленькие неказистые катерки типа КМ - "каэмки" - успешно решили боевые задачи на протяжении всей войны
Днепровская военная флотилия за отличные боевые действия и героизм личного состава при штурме Берлина была награждена орденом Ушакова I степени.

На флотилии в это время находился известный морской писатель Л. Соболев, который «шагал» с днепровцами уже не в первый раз. В своей книге «Свет Победы» Леонид Сергеевич писал: «Я горжусь Днепровской флотилией, которая пронесет в будущее имена своих героев… Я горжусь их кораблями, маленькими катерами и тральщиками, на которых шло в бой отважное племя моряков. И десятки, сотни погибших моряков-героев, оживших в моей памяти, нетерпеливо вглядываются в германскую землю, досадуя, что сковывает их ноги смертельная холодная тягота, и завидуя живым, кто ныне на кораблях Днепровской флотилии рейс за рейсом гоняет их по Шпрее дерзким флотским набегом, прямо в лоб на орудия и пулеметы, выбрасывая десант в центральные кварталы фашистской столицы…».

В центре Берлина на реке Шпрее, на дальних подступах к рейхстагу, закончили днепровцы свой марш маневр, начатый в сентябре 1943 года на Волге.
Снимок днепровских военных кораблей на фоне германского Рейхстага справедливо включен во многие книги о Второй мировой войне. Днепровские речники расписались на стенах гитлеровской канцелярии – за себя и бойцов погибшей Пинской флотилии. А официальной наградой за их подвиги стали ордена адмирала Ушакова и Красной звезды, которыми была награждена флотилия.
Впрочем, наградив "днепровскую армаду", ее тут же расформировали,- пишет Андрей Манчук в своих воспоминаниях. - Взрыв ядерной бомбы открыл новую эру в развитии военных сил, и в ней уже почти не было места малым речным судам.

Фото из инета: Пинск, улица П.А.Белова.

Задача форсировать реку Припять и освободить город Пинск была поставлена перед командованием 397-й Сарненской стрелковой дивизией, входившей в состав 61-й армии. Ею командовал со второй половины 1942 г. Павел Алексеевич Белов. Он провел полки 61 армии от Орла до Берлина, победоносно.

"С любовью и гордостью отзывались солдаты и офицеры о П.А. Белове. Смелость замыслов, решительность и настойчивость в их выполнении - вот что было характерно для тех операций, которые он проводил. Павел Алексеевич стремился беречь людей, учил своих подчиненных воевать расчетливо, избегая шаблонов.
Мужество и героизм Белова в годы Великой Отечественной войны были отмечены званием Героя Советского Союза, многими орденами и медалями.
После войны генерал-полковник Белов командовал войсками ряда военных округов, а в 1955-1960 гг. возглавлял Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Лишь на седьмом десятке, когда начало сдавать здоровье, Павел Алексеевич вынужден был уйти в отставку.
П.А. Белов умер в Москве 3 декабря 1962 г."

Е.М. ПОЛОЗОВ

Рецензии

Валентина, в одной из глав книги ты рассказываешь об освобождении Пинска, упоминаешь о бойцах Днепровской военной флотилии. Мой папа служил там с 1943 года и в 1945 году вместе с днепровцами девятнадцатилетним участвовал в штурме Берлина.

"Красивым папу моего нельзя назвать. Среднего роста, темноволосый, густые черные волосы с ранней сединой, смуглый. Сначала он мог показаться хмурым, суровым, может быть. Но это до первой сказанной фразы. Добрее человека найти тяжело. Маленький пример: приносим из леса корзинку с грибами или ягодами, с муравьями, жучками и прочей живностью. Первое, что делал папа, собирал всех этих жителей леса и выносил на балкон. Я всегда думала, что так и положено, пока несколько знакомых людей не обратили на это внимание-как так, это же насекомые, они могут расплодиться и пр... Папа говорил, что они живые, не мы эту жизнь им дали, не нам и отнимать.

Работящий папа был, сделать мог практически все своими руками. Никогда не брал денег за работу или прочих "благодарностей". Мог ночь напролет печатать фотографии для матросов на документы, а это сотни человек.
От отца досталась любовь к земле: мой дедушка был агрономом.

Папа любил цветы, дома постоянно что-то цвело буйным цветом, все росло, все плодоносило, на грядочке нашей урожаи были такие, что хватало и нам, и знакомым. Да еще мы, дети, матросам носили помидоры-огурцы...

Скромность - отличительная черта папиного характера. Семьянин хороший, да.
А насчет дочерей... Одна дочь была. Души не чаял во мне. Я до сих пор не верю, что папы нет среди нас-я каждую ночь разговариваю с ним, куда-то мы едем, что-то делаем, как бывало. И корю себя, что так мало внимания оказывала при жизни папе, что редко писала письма, нечасто звонила... Ах, если бы вернуться в те времена!..

По внукам с ума сходил, а внуки его любили даже больше, чем обожаемую бабушку. Когда Саша был маленьким совсем, еще с соской, бывало, засыпал. Была у него мягкая игрушка, уточка. Он засыпал с этой уточкой. Звал ее Сынок. Уточка Сынок. А когда совсем уж чувства переполняли его к этому Сынку, добавлял еще два слова: "Сынок, Павел Петрович..." Мы с мамой чуть не плакали..Взаимностью полной внуки отвечали своему дедушке, моему папе, Евсюкову Павлу Петровичу.

Про войну папа не говорил никогда. Спрашивала когда-то в детстве, говорил, что маленькая еще, а война очень страшное дело.

Людмила Евсюкова-Смульская.
Пинск - Санкт-Петербург,
2.09.2014

Mичман Евсюков Павел Петрович
Участник Великой Отечественной войны в составе Краснознаменной ордена Ушакова 1-ой степени Днепровской военной флотилии.
Родился в 1926 году на хуторе им.Ленина Фатежского района Курской области.
В Военно-Морском Флоте с 1943 года, принимал участие в боевых действиях на территории Польши й Германии.
Награжден медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг. и орденом Отечественной войны 2-ой степени.
Службу в Днепровской флотилии проходил на бронекатерах мотористом и старшиной команды мотористов.
После расформирования флотилии с 1951 года служил в 1-ом учебном отряде Военно-Морского Флота начальником ремонтно-монтяжного кабинета.
За период службы в учебном отряде проявил себя как исключительно грамотный и дисциплинированный воин, за что обьявлен отличником Военно-Морского Флота и присвоено звание «Мастер военного дела». Активно занимался рационализаторской работой.
Умелый воспитатель, пользовался заслуженным авторитетом среди подчиненных и командования учебного отряда.
В ноябре 1991 года уволен в запас.
Умер в Пинске в 1996 году.

О героизме моряков Днепровской флотилии в годы Великой Отечественной войны слагали легенды, а немецкие захватчики за отчаянное бесстрашие называли их «черной смертью». Это воинское соединение отличилось при обороне Полесья и Сталинграда, а затем с боями освобождало Белоруссию и дошло до Берлина, его бойцы и офицеры расписались на стенах поверженного рейхстага. За беспримерные подвиги 3 тысячи моряков флотилии удостоены орденов и медалей, 20 стали Героями Советского Союза, многие - посмертно.

18 февраля героической флотилии исполняется 100 лет. Вспомним наиболее яркие события боевого пути отважных речных моряков.

Днепровская военная флотилия. Полуглиссеры на Шпрее. Апрель 1945 г.

Защищая Полесье

В 1941 году моряки‑днепровцы совместно с разрозненными частями 4‑й армии Западного фронта обороняли Пинск, Лунинец, Туров. История сохранила немало героических эпизодов. Однажды монитору «Бобруйск», которым командовал старший лейтенант Ф.Семенов, поставили задачу прорваться в расположение врага для разведки. Ночью по Припяти монитор прошел 30 километров, обстрелял Давид‑Городок, нанес противнику значительный урон и вернулся с ценными разведданными. А группа кораблей в составе монитора «Смоленск» и трех бронекатеров, пройдя по Березине в тыл врага, внезапно ударила по скоплению войск противника, разрушив переправу, уничтожив до 100 единиц бронетехники и автомобилей.

Еще один незабываемый боевой эпизод. Немцы усилили группировку войск, наступавших на Киев. Командование флотилии направило отряд кораблей для срыва переправы войск противника через шоссейный мост в районе Окуниново. Днепровцы подошли к цели на 1,5 км и прямой наводкой обстреливали мост, по которому двигались немецкие части. В результате мост был разрушен, противник понес потери. Впоследствии, когда советские войска были вынуждены оставить Киев, моряки флотилии взорвали корабли и сошли на левый берег Днепра. Совместно с частями Юго‑Западного фронта они вели упорные бои в окружении, а потом усталые, израненные, не имея боеприпасов, пробивались через линию фронта и вливались в действующие части. Воевали под Москвой, Сталинградом, в Крыму.

В 1943 году, когда фронт покатился на запад и началось освобождение Украины и Белоруссии, возникла необходимость воссоздания военной флотилии на реках Днепровского бассейна. Ее командующим стал начальник штаба Волжской военной флотилии капитан 1‑го ранга В.Григорьев, начальником штаба - капитан 2‑го ранга К.Балакирев. Кадровое ядро флотилии составили моряки, прошедшие суровые испытания Сталинградской битвы.

Речная гвардия «Багратиона»

Накануне стратегической наступательной операции «Багратион» флотилия оперативно подчинялась 1‑му Белорусскому фронту и насчитывала 23 бронекатера, 20 тральщиков, 13 сторожевых катеров, 10 катеров ПВО, 26 полуглиссеров, 6 самоходных плавбатарей, 2 зенитных артдивизиона. Моряки участвовали в артиллерийской поддержке сухопутных войск, осуществляли переправы наших бойцов и срывали вражеские, обеспечивали противоминную оборону, высаживали десанты. Днепровцы стали железной гвардией, первой бросавшейся на врага и подававшей героический пример.

Так было и в битве за Бобруйск. Бронекатера участвовали в мощной артиллерийской подготовке при штурме города. Переправили на правый берег 217‑ю стрелковую дивизию. Суда дважды прорывались к железнодорожному мосту в черте города и прямой наводкой с 300 - 500 метров расстреливали огневые точки и живую силу врага. За время боев на Бобруйском направлении они уничтожили и подавили 25 артиллерийских и минометных батарей, 6 танков, 4 склада и 13 вагонов с боеприпасами, 44 дзота. За освобождение города 1‑я бригада речных кораблей и 2‑й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров были награждены орденами Красного Знамени, им присвоили звание Бобруйских.


Слева командир БК № 2 Н.Бураминский, в центре командир высадки десанта в Пинске капитан 3-го ранга А.Песков, справа командир БК № 92 И.Чернозубов. 1974 г.


При освобождении Белорусского Полесья особенно отличился десантный отряд под командованием младшего лейтенанта Н.Чалого. Он умело руководил боем, а в критические моменты был образцом героизма. В схватке с врагом отважный моряк погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Массовый героизм моряки флотилии проявили и при освобождении Пинска. Командование поставило боевую задачу: высадить в городе, в 20 километрах за линией фронта, десант. Корабли флотилии приняли на борт бойцов и технику, и около 3 часов ночи 12 июля первые отряды десантников отшвартовались у причалов речного порта. Пользуясь внезапностью, десантники быстро захватили значительную часть города, хотя фронт находился еще в районе Лунинца. Особенно смело действовала группа старшины В.Канареева, краснофлотцы Л.Куколевский и В.Кириллов. Скрытно пробравшись к городскому кинотеатру, где находилась большая группа немецких офицеров, моряки взорвали его, вызвали панику и растерянность в гарнизоне противника. Затем стремительным штурмом взяли тюрьму и освободили более 200 советских военнопленных, которых должны были на рассвете расстрелять. Многие из освобожденных присоединились к десантникам.

При поддержке плавучих батарей и бронекатеров десантники отбили все атаки и прочно удерживали позиции в восточной части города, однако понесли большие потери, да и боеприпасы были на исходе. Требовалась срочная помощь, а наступавшие по суше войска находились еще далеко. Оставался все тот же водный путь, однако он простреливался немецкими батареями, пройти нашим кораблям казалось невозможным. И все же командование флотилии приняло решение отправить подкрепление. Река кипела от разрывов мин и снарядов, но бронекатерам удавалось прорываться к берегу.

Особого рассказа заслуживает подвиг экипажа бронекатера № 92, ныне установленного на берегу Пины, к которому он прорывался июльским днем 1944 года. Командовал катером гвардии лейтенант Игорь Чернозубов. Корабль шел головным, и гитлеровцы сосредоточили на нем огонь. До берега уже рукой подать, десантники изготовились к броску, и в этот момент в рубку с левого борта ударил вражеский снаряд. Командира и двух моряков взрывной волной выбросило за борт. Обстановка становилась критической. Комендоры открыли огонь по врагу прямой наводкой. Вот вышла из строя фашистская самоходка, но содрогнулся и бронекатер от вражеского снаряда, стал крениться на борт. Его охватило пламя, однако башня продолжала стрелять. Подбиты вражеский танк, еще одна самоходка. Смолкла и наша пушка. Весь личный состав бронекатера погиб, но подкрепление десантникам было доставлено. А утром 14 июля Пинск был полностью очищен от захватчиков. За проявленный при этом героизм младший лейтенант М.Чалый и группа других моряков флотилии были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. А Днепровская флотилия, ее 1‑я и 2‑я бригады речных кораблей, 2‑й отдельный гвардейский дивизион бронекатеров были награждены орденами Красного Знамени.



Огненные рейсы на Шпрее

Справедливы слова флотского писателя Леонида Соболева, прошедшего многие огневые версты с моряками‑днепровцами: «Днепровская флотилия замечательна тем, что по своей природе, по своим традициям она действует внезапно, дерзновенно и смело. Она замечательна тем, что все время идет вперед армии, ибо ее задача заключается в том, чтобы создавать фронт в тылу противника». Это вполне подтвердилось в боях за освобождение Польши и при взятии Берлина. 22 апреля 1945 года до центра фашистского логова оставалось совсем немного. Но на пути встала водная преграда - река Шпрее, шириной до 300 метров. По ее западному берегу тянулись сплошные минные поля, стояло множество бронеколпаков и бункеров. Каждый дом, окно, щель извергали огонь. Армейские понтонеры в районе Трептов‑парка попытались навести переправу, но были жестоко обстреляны. Оставалось одно: смелый и решительный десант.

Командование обратилось к морякам и вскоре получило в оперативное подчинение отдельный отряд полуглиссеров. Это были невзрачные, видавшие виды фанерные суденышки, оснащенные моторчиком от грузовика‑полуторки да пулеметом «максим», экипаж - два человека. Ночью в полной темноте моряки вместе с солдатами спустили катера в небольшой затон. На них быстро расположилось ядро первого броска - батальон во главе с Героем Советского Союза Н.Оберемченко. Командир отряда катеров лейтенант М.Калинин собрал моряков, еще раз уточнил задачу. Первыми перешли реку три катера под началом опытных старшин Михаила Сотникова, Андрея Заполина и Георгия Дудникова. Под носом противника они успешно высадили десантников без единого выстрела и потерь. На этом участке немцы не ждали сюрприза. Но вскоре враг понял, что просчитался. Над десантниками засвистели пули, завязалась яростная дуэль, вперед двинулись бронетранспортеры противника. На отдельных участках началась рукопашная схватка. Однако остановить переправу уже было невозможно: командир отряда Калинин, выбирая момент, отправлял катера один за другим. Полным ходом шла переправа уже второго батальона. Обстановка с каждым часом становилась напряженнее. Маленькие суденышки, защищенные лишь бесстрашием и мужеством экипажей, буквально пробивались сквозь огонь. Нередко они возвращались изрешеченные пулями и осколками. Тогда за дело бралась группа механика отряда офицера Г.Чернова. Она возвращала катера к жизни, восстанавливала боеспособность, и они снова с десантом шли к вражескому берегу.

Прорывая стену огня, катер Сотникова шел уже с третьим подразделением десантников, когда немцы повели по нему прицельный огонь. Катер бросало как щепку. Снаряд пробил борт, но опытный старшина сумел восстановить ход, перескочить зону огня, высадить подкрепление. Уже на обратном пути вражеский фугас настиг катер. Сотников был убит, за штурвал встал моторист Николай Баранов. Он совершил 10 смелых рейсов, но также погиб. И все‑таки переправа не замирала ни на минуту. Когда огонь становился невыносимым, катера укрывались под вражеским берегом, в мертвой зоне, а моряки с автоматами выбирались на берег в траншеи и били врага. Как только свинцовая буря стихала, катера снова устремлялись к своему берегу за новыми силами десанта. Чтобы не допустить задержки с заменой выбывших, за штурвал становились командир отряда лейтенант М.Калинин, офицеры политработник Г.Суворов, механик Г.Чернов. На воду спустили понтоны, на которые погрузили орудия и минометы. Катера брали понтоны на буксир и при поддержке огнем шли вперед. К полудню моряки уже обрели опыт и во второй половине дня взялись за переправу тяжелых танков.


Боевой путь Краснознаменной ордена Ушакова I степени Днепровской военной флотилии.


Трое суток шли огненные рейсы. Под натиском наших войск и «черной смерти», как фашисты называли советских моряков, врагу пришлось отступить. Гитлеровцы теряли квартал за кварталом. Десятки стремительных рейсов совершили полуглиссеры. Скупые строки исторического журнала рассказывают, что эти пробитые пулями суденышки, политые кровью наших солдат и матросов, с 23 по 25 апреля перебросили на вражеский берег 16 тысяч солдат и офицеров, несколько понтонов с танками и другой боевой техникой. В боевом отзыве командир 9‑го стрелкового Краснознаменного корпуса, Герой Советского Союза генерал‑лейтенант И.Рослый, отмечал, что героизм и храбрость команды полуглиссеров, безусловно, сыграли решающую роль в форсировании реки Шпрее, чем обеспечили дальнейшее выполнение задачи корпуса. Фашисты были выбиты, а поздно вечером 8 мая 1945 года подписали Акт о капитуляции.
Родина высоко оценила подвиг моряков. Краснознаменная Днепровская флотилия была награждена орденом Ушакова I степени, а весь личный состав 1‑го отдельного отряда полуглиссеров 1‑й Бобруйской Краснознаменной бригады речных кораблей флотилии, участвовавший в десантной операции, представлен к наградам. Девяти морякам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, из них многим посмертно.

Традиции в наследство

После войны Днепровская флотилия дислоцировалась в Пинске, а в 1951 году была расформирована. На ее базе создан учебный отряд, готовивший специалистов для кораблей и частей Военно‑Морского Флота СССР. Он унаследовал славу и награды днепровцев. На местах боевых действий флотилии установлены памятники, обелиски, благоустроены могилы героев, открыты музеи. А в Пинске действует музей Днепровской флотилии. Здесь собираются члены Белорусского союза военных моряков, ветераны всегда желанные гости и в школах, студенческих аудиториях, на заводах и фабриках. Знаменательное событие произошло в октябре 2017 года у памятника морякам‑днепровцам в Пинске. Здесь прошла торжественная церемония извлечения капсулы‑послания от молодежи 1970 года и закладка обращения к пинчанам в 2047 год, когда наступит 950‑летие города. Так из поколения в поколение передаются славные традиции Краснознаменной ордена Ушакова I степени Днепровской военной флотилии.

СПРАВКА «СБ»



Флотилия была основана 18 февраля 1919 года. Командующим стал бывший матрос Черноморского флота А.Полупанов. Ее корабли действовали против войск Деникина на Екатеринославском направлении и вели ожесточенные бои против войск панской Польши на Припяти, особенно в районе городов Туров и Мозырь. После окончательного изгнания поляков необходимость в военной флотилии на Днепре отпала и она была расформирована. Однако была вновь создана в июне 1931 года. В сентябре 1939 года личный состав Днепровской флотилии во взаимодействии с частями Красной Армии участвовал в освобождении Западной Белоруссии. В июне 1940 года флотилия была переформирована и стала называться Пинской по месту расположения главной базы, командующим был назначен контр‑адмирал Д.Рогачев. К началу Великой Отечественной войны флотилия насчитывала 9 мониторов, 8 канонерских лодок, 9 сторожевых кораблей, 14 катеров‑тральщиков, 20 глиссеров и полуглиссеров, артиллерийский зенитный дивизион на механической тяге, роту морской пехоты.

Василий КИРИЧЕНКО, капитан 1‑го ранга в отставке, кандидат философских наук.

  • Днепровская военная флотилия - наименование соединений боевых речных кораблей на реке Днепр во время русско-турецкой войны (1735-1739), русско-турецкой войны (1787-1791), Гражданской войны, в 1931-1940 гг. и во время Великой Отечественной войны.

Связанные понятия

К 16–17 июля войска 1-го Белорусского фронта вышли к городам Свислочь и Пружаны. За два дня до этого армия генерала П.А. Белова при содействии Днепровской военной флотилии контр-адмирала В.В. Григорьева и партизан освободила город Пинск и начала двигаться к Кобрину. К середине июля оперативное положение 1-го Белорусского фронта намного улучшилось. Если к началу операции «Багратион» его правофланговая и левофланговая группировки были разъединены обширными болотами Полесья, то теперь они остались позади, а протяженность линии фронта сократилась почти вдвое.

Связанные понятия (продолжение)

Донская флотилия (11 мая 1918 − 1919) - речная флотилия белого донского казачества (Всевеликого Войска Донского) во время гражданской войны в России. Помимо отряда речных кораблей, включала в свой состав Азовский морской отряд и морские железнодорожные батареи. В течение 1918−1919 гг. оказывала содействие Донской армии.В начале 1918 года Военно-морское управление разработало план по созданию военного флота на реке Дон. Это было связано с тем, что вдоль реки были разбросаны почти все крупные станицы...

Рижская речная флотилия - оперативное соединение кораблей, созданное для содействия русским войскам, действующим в Рижском укрепленном районе.

Бе́лый флот - военно-морские формирования Белого движения в Гражданскую войну 1918-1922 годов в России, включавшие в себя флоты, флотилии, отряды и другие соединения кораблей и вспомогательных судов. В Белый флот входили как боевые корабли специальной постройки, так и мобилизованные и реквизированные суда.

Каспийская военная флотилия - военно-морское формирование (объединение, морская флотилия) вооружённых сил Российской империи и СССР.

Военно-морские силы Румынии (рум. Forţele Navale Române) - один из видов вооружённых сил Румынии. В основном включают в себя военно-морской флот, морскую пехоту, части и подразделения специального назначения.

Сибирская военная флотилия (Сибирская флотилия) - несколько раз создававшееся объединение военных кораблей и судов на Дальнем Востоке России.

Сатакундская флотилия Гвардейского экипажа - формирование (флотилия) Российского императорского флота (РИФ), действовавшее в 1916-1917 годах, в ходе Первой мировой войны, на озере Нясиярви.

Черноморский флот Российской империи - официально создан 2 (13) мая 1783 года. Ведёт своё начало от русского военного флота, созданного на Чёрном море после присоединения Крыма к Российской империи из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий.

Красный десант - военная операция Красной армии по овладению городом Таганрогом, оккупированном германской армией, проведённая в июне 1918 года. Десант потерпел неудачу, в плен к германцам попало более двух тысяч красноармейцев. Все пленные были казнены по приказу германского военного командования.

Тихоокеанский флот - оперативно-стратегическое объединение ВМФ в Вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Образован в январе 1935 года путём переименования морских сил Дальнего Востока.

2-й Балтийский отряд пограничных судов - соединение морских пограничных войск НКВД СССР, принимавшее участие в Великой Отечественной войне.

Флоти́лия Се́верного Ледови́того океа́на - российская военная флотилия начала XX века. Базировалась в Романове-на-Мурмане и Йоканьгском погосте.

Дунайская военная флотилия - советское оперативное объединение военных кораблей и судов Черноморского флота СССР в период 1940-1941 годов и отдельное оперативное объединение ВМФ СССР в период 1944-1960 годов, действовавшее на Дунайском речном бассейне, а также на Южнобугском и Днепровском речных бассейнах.

Хорватский морской легион (хорв. Hrvatska pomorska legija) - подразделение морской пехоты армии Независимого государства Хорватия, воевавшее в составе Кригсмарине на Восточном фронте.

Экспедиция русского флота к берегам Северной Америки 1876-1877 годов или Вторая американская экспедиция - общепринятый термин действий военного флота Российской империи у берегов Северо-Американских Соединённых Штатов во время обострения отношений между Россией и Великобританией после антитурецких выступлений на Балканах и перед Русско-турецкой войной 1877-1878 годов.

Оде́сская эвакуа́ция (21 января - 26 января 1920 года) - историческое событие времён Гражданской войны в России, связанное с эвакуацией морем из Одессы боевых частей, тыловых учреждений, вооружений, боеприпасов и другого материального имущества войск Новороссийской области ВСЮР и Одесского гарнизона, а также гражданского населения, не пожелавшего оставаться на занимаемой Красной армией территориях. Необходимость эвакуации назрела ввиду катастрофических изменений на фронте после перехода Красной...

Военно-морской флот Петра I - военно-морские силы (армейский флот), созданные в Русском Царстве в эпоху правления Петра I, и заложившие основу военно-морского флота Российской империи.

Иностранная военная интервенция на севере России (известная также как Северная «русская» кампания) была частью иностранной интервенции в Россию после Октябрьской революции. Интервенты выступили союзниками белого движения. Северная кампания интервентов началась в 1918 году, в последние месяцы Первой мировой войны, и закончилась с полной эвакуацией войск интервентов в сентябре 1919 года. Белые войска, отказавшиеся эвакуироваться вместе с интервентами, продолжали борьбу на севере до начала 1920 года...

Рота особого назначения Краснознамённого Балтийского флота (сокращённо рОСНАЗ КБФ или рОСНАЗ БФ) - воинская часть дальней разведки Балтийского флота ВМФ СССР, действовавшая во время Великой Отечественной войны; первое подводное формирование особого назначения дальней разведки Вооружённых Сил СССР.

Ру́сская эска́дра - тактическое соединение кораблей, вспомогательных военных судов Российского Императорского флота, а также мобилизованных пароходов, участвовавших в эвакуации из Крыма военнослужащих Русской Армии генерала Врангеля и гражданского населения, не принявшего большевизм. Существовало в 1920-1924 годах.

Азовская кампания - боевые действия англо-французского флота против российских городов побережья Азовского моря в ходе Крымской войны.

Бэйянский флот (кит. упр. 北洋海軍, пиньинь: Běiyáng Haijun) - одно из формирований военно-морских сил Китая в 1875-1895 годах, принимавшее активное участие в японо-китайской войне 1894-1895 гг.

Разминирование Дуная - совместная операция по разминированию русла реки Дунай (от устья до Вены), начатая в 1944 году и продолжавшаяся до 1948 года, в которой участвовали военно-морские силы СССР, Румынии, Болгарии и Югославии.

Десанты на Лункулансаари - Мантсинсаари (24 - 27 июля 1941 года) - десантная операция советской Ладожской флотилии в ходе оборонительной операции в Карелии Великой Отечественной войны.

Канонерская лодка (канлодка) «Вотяк » (15 мая 1927 года переименована в «Пролетарий») - речная канонерская лодка российского, а впоследствии советского Военно-морского флота, служившая в Амурской военной флотилии.

Баки́нская офице́рская шко́ла морско́й авиа́ции (БОШМА) - второе учебное заведение Российской империи, предназначенное для подготовки офицеров по специальности «морской лётчик» и относящееся к системе специализированной подготовки офицеров военно-морского флота.

Морски́е солда́ты - историческое название рода войск армейского флота Русской армии, позднее флота, выполнявшего функции морской пехоты.

Корабли (суда) типа «Эльпидифор» (иногда встречается название «Эльпифидор») - вооружённые десантные пароходы, которые использовались и как минные заградители и тральщики, позже переклассифицированы и часть построена как каноне́рские лодки (канонерки, канлодки, КЛ), а часть - как суда торгового флота.

Гардко́уты (от фр. gardekote - береговая стража) - серия из 18 малых парусно-гребных судов, предназначавшихся для охраны судоходства по Волге. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами - с 1 по 18. Все гардкоуты были построены Казанским адмиралтейством и первоначально включены в состав Каспийской флотилии России.

Шхе́рный флот (официальное название - Арме́йский флот; швед. Skärgårdsflottan, Arméns flotta; также галерный флот, гребной флот) - формирование шведских военно-морских сил, существовавшее в 1756-1823 годах: объединение боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были вёсла.

Северная Тихоокеанская военная флотилия - сформирована на Тихоокеанском флоте в августе 1939 года для обороны побережья и морских коммуникаций в Татарском проливе и Охотском море. Главная база - город Советская Гавань, вспомогательные Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре.

Рота (исп. Rota) - совместная испано-американская военно-морская база в районе одноимённого города. Открыта в 1955 году. Помимо ВМС, здесь также базируются части и подразделения ВВС и морской пехоты США. ВМБ Рота - первый порт, в который заходят корабли ВМС США, направляющиеся в Средиземное море. Рота - один из пунктов базирования 6-го оперативного флота ВМС США.

«Малая земля » - плацдарм в районе Станички (мыс Мысхако) южнее Новороссийска, образовавшийся 4 февраля 1943 года в результате десантной операции 18-й десантной армии Черноморской группы войск и Черноморского флота, предпринятой с целью освобождения города. Героическая оборона этого клочка земли продолжалась 225 дней и завершилась утром 16 сентября 1943 года освобождением Новороссийска. За мужество и отвагу 21 воин был удостоен высшей степени отличия СССР - звания Герой Советского Союза.

Средиземноморский флот (англ. Mediterranean Fleet или сокр. Med Fleet) - самостоятельное командование британского Королевского флота, существовавшее с перерывами со времени Реставрации до 1967 года. Зоной его ответственности, как следует из названия, было Средиземное море и выходы из него. В период наибольшего роста Средиземноморский флот был вторым по значению и численности среди британских флотов, и предусматривал должность Главнокомандующего на Средиземном море (англ. CinC Med).

Англо-французская блокада Рио-де-Ла-Платы - военная и экономическая акция властей Великобритании и Франции против Аргентинской конфедерации во время Гражданской войны в Уругвае. В аргентинской историографии также используется термин Война на Паране. Блокада была начата в 1845 году, с целью поддержки сил «колорадос» в междоусобной войне с проаргентинскими «бланкос». Росас вёл протекционистскую политику для улучшения состояния слабой аргентинской экономики. Для открытия навигации по рекам Ла-Плата...

Ура́льская отде́льная а́рмия (Отдельная Уральская армия) - войсковое соединение Белой армии: а) созданное в апреле 1918 года Уральским войсковым правительством, состоявшее из частей, сформированных в основном из уральских казаков и воевавшее в пределах земель Уральской области и примыкающих к ней регионов Поволжья и Южного Урала; б) сформирована приказом Верховного правителя России № 92 от 28 декабря 1918 г. из частей Уральского казачьего войска и других воинских частей, сформированных в пределах...

Вооружённые силы Российской империи - совокупность всех сухопутных, воздушных и морских войсковых контингентов, как для ведения внешней войны, так и для поддержания порядка в стране, современное обозначение сухопутных и морских сил Российской империи, существовавших в период с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году, предназначенная для защиты и обороны России.

Эскадра Тихого океана адмирала С. С. Лесовского или, в литературе, чаще, эскадра Лесовского - соединение российского военно-морского флота, организованное в период напряженности в отношениях с Китаем из-за Илийского края (Кульджинский конфликт) в 1879-1881 гг.

Советская республика матросов и строителей , Российская советская республика Нарген, Вольный Нарген; в эстонской советской историографии Советская республика Найссаара (эст. Naissaare Nõukogude Vabariik)) - «советская республика» в период Гражданской войны в России, самопровозглашённая революционными матросами российского Балтийского флота на острове Нарген (ныне Найссаар) 17 декабря 1917 года. Гарнизон эвакуирован в Кронштадт 26 февраля 1918 года.

Германская оккупация Эстонии - оккупация войсками Германской имперской армии территории Эстонии, произошедшая в октябре 1917 года - ноябре 1918 года.

Вторая Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота или, как она называлась в официальных документах, 2-я эскадра флота Тихого океана была образована 17 апреля 1904 года (здесь и далее даты по старому стилю); её командующим был назначен исполняющий должность начальника Главного Морского Штаба (ГМШ) контр-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Первоначальной целью создания эскадры было усиление в связи с начавшейся русско-японской войной 1-й эскадры флота Тихого океана, находящейся в Порт-Артуре...

    Создана в 1737, участвовала в русско турецкой войне 1735 39. В марте 1919 создана советская Днепровская военная флотилия; отличилась в Киевской операции (1920). Существовала в 1931 40. Воссоздана в сентябре 1943. В октябре 1943 мае 1945… … Большой Энциклопедический словарь

    ДНЕПРОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование в составе ВМФ, создана в 1737, участвовала в русско турецкой войне 1735 39. Во время Гражданской войны в марте 1919 сформирована советская Днепровская военная флотилия; отличилась в Киевской операции… … Русская история

    Создана в 1737, участвовала в русско турецкой войне 1735 1739. В марте 1919 создана советская Днепровская военная флотилия; отличилась в боях за освобождение Киева от польских войск (1920). Действовала также в 1931 40 и 1943 45. В октябре 1943 … … Энциклопедический словарь

    Днепровская военная флотилия - ДНЕПРÓВСКАЯ ВОÉННАЯ ФЛОТИ́ЛИЯ, созд. в марте 1919 в Киеве. Принимала активное участие в Гражд. войне. В дек. 1920 расформирована. Вторично созд. в июне 1931, в июне 1940 вновь расформирована, её корабли и суда вошли в состав Дунайской и Пинской… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Впервые создана в 1737 под командованием вице адмирала Н. А. Сенявина. Состояла из мелких судов и поддерживала русские войска во время русско турецких войн 18 в., просуществовала до 1789. В марте 1919 для содействия Красной Армии … Большая советская энциклопедия

    Впервые создана во время рус. тур. войны 1735 39 и упразднена после ее окончания. При Сов. власти в марте 1919 на Днепре сформированы отд. отряды речных кораблей, преобразованные в авг. 1919 в Д. в. ф. (до 30 судов). Участвовала в боях с… … Советская историческая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Азовская. Азовская военная флотилия (Азовская военно морская флотилия) … Википедия