Информация
Воскресенье 19 Ноября 23:39

:: Советы логопеда


11.02.2013

Упражнения с шариком. 
Автор данной методики С.В. Коновалова (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел).

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Крутить шарик лакательными движениями языка.
5. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой.
1. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер.
Ребенок сжимает чупа-чупсгубами и удерживают его 5-10 секунд.
Пока ребенок удерживает чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Ребенок приоткрывает рот, положите чупа-чупс на язык и попробуйте удержать леденец только языком.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха (физиологическое дыхание)
 Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. 
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см., нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. 
Взрослый показывает ребенку бабочек: 
-Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Давай посмотрим, умеют ли они летать. 
Взрослый дует на бабочек. 
-Смотри, полетели! Как настоящие! Теперь попробуй ты на них подуть. Какая бабочка улетит дальше? 
Ребенок дует на бабочек. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Так же можно использовать бумажных птичек. 
Ветерок 
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: бумажные султанчики (метелочки). 
Ход игры: Перед началом занятия необходимо подготовить метелочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу или «дождик». Взрослый предлагает поиграть с метелочкой. Показывает, как можно подуть на полосочки и предлагает подуть ребенку. -Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! 
Осенние листья 
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц. 
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза. 
Ход игры: Перед началом занятия собранный с ребенком букет осенних кленовых листьев поставьте в вазу. Предложите ребенку подуть на листья и обратите внимание малыша на то, какое шуршание издают листья. 
Снег идет! 
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: кусочки ваты. 
Ход игры: педагог раскладывает на столе кусочки ваты. 
-Ребята, представьте, что сейчас зима. На улице идет снег. А это снежинки. Давайте на них подуем! Дети дуют. Далее «снежинка» кладется ребенку на нос и ребенок ее сдувает.
  Вертушка 
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка – вертушка. 
Ход игры: Покажите ребенку игрушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. 
Затем предложите подуть на нее самому.
 -Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка будет вертеться быстрее. 
Песня ветра
 Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой красивый получается звук. Затем предложите подуть сильнее – звук стал громче. 
Катись, карандаш! 
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. 
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см. от ребенка кладется карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Затем предлагает подуть ребенку. Также можно использовать легкий пластмассовый шарик.
 Плыви, кораблик! 
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: пластмассовые кораблики или скорлупа от грецкого ореха с «парусом » из спички и бумаги; таз с водой. 
Ход игры: 
В таз с водой помещается кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. 
-Представь что это река (море), сейчас подует ветер и кораблик поплывет!
 Так же можно использовать набор для купания «Утята». 
Бульки 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц. Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем предложите подуть ребенку. По «буре» в воде можно легко определить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм., в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. 
День рождения 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: зефир или пастила; маленькие свечи для торта; игрушечный мишка.
Ход игры: В зефир или пастилу воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «день рождения мишки».
-У мишки сегодня день рождения. 
Давай поздравим мишку! 
Вот праздничный торт – помоги мишке задуть свечи. 
Когда ребенок задувает свечу, необходимо следить, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. 
Перышко, лети! 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: птичье перышко. 
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку.
                                                                                  Мыльные пузыри 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: мыльные пузыри, трубочки разного диаметра. 
Ход игры: Сначала взрослый надувает мыльные пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем ребенок пробует самостоятельно выдуть мыльные пузыри. 
Подуй в дудочку! 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, рожки, губные гармошки.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку поиграть на музыкальных инструментах. 
Погреться на морозе 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Ход игры: Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
  Надуй игрушку 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: резиновые надувные игрушки, воздушные шары 
Ход игры: Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
Листья шелестят 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к "ветке" 
Ход игры: По сигналу "Подул ветерок" дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
  Бабочки 
Перед детьми раскладывают "зеленые полянки" с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к "полянке". Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу "Красная бабочка полетела" дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.
Костер 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: картинку (или макет) костра с полосками тонкой красной бумаги. 
Ход игры: Детям предлагается задуть "угасающий" костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот. 
Чайник закипел 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование:пузырек с узким горлышком диаметром 1—1,5 см 
Ход игры: По сигналу "У Саши чайник закипел" один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной. 
Снежинки летят 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование:легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки, прикрепленные на ниточки Ход игры: Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу "Снежинки летят". 
Одуванчик 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Ход игры: Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха! 
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож. 
Страшно даже и взглянуть: 
Как бы облачко не сдуть.
 Г. Виеру 
Футбол 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: шарик из ваты, два кубика
Ход игры: Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол».
Листопад 
Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: листья из цветной бумаги 
Ход игры: Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. 
Птичка летит! 
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. 
Оборудование. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные. 
Ход игры. Птичек ставят на стол у самого края. Ребенок садится напротив птички. Взрослый предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. 


Возврат к списку

 Яндекс.Метрика
-->