История зоологии. История развития зоологии. Доклад на тему. История развития зоологии Современная зоология

Презентация "История зоологии" может использоваться при изучени нового материала. Цели урока: 1) дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; 2) познакомить учащихся с систематикой животных, ее основными категориями, с учебником зоологии и учебной литературой.

Скачать:


Подписи к слайдам:


Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«Лестница существ»
3
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Описал 4 тыс. видов животных
2

Сова полярная
Род
Вид

Зоология в древние и средние века
Михаил Васильевич Ломоносов
Изучение ископаемых останков
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«История животных»
2
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
1735 г.
Классификация растений и животных
1
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Мышь малютка
Род
Вид
Введение.
История развития зоологии.
Муравлева Н.Н.
МБОУ СОШ № 2
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Двойное название животных: вид + род
2
Род
Лягушка
Вид
Лягушка остромордая
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Шимпанзе карликовый
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Шимпанзе карликовый
Шимпанзе
Человекообразные обезьяны
Приматы
Млекопитающие
Позвоночные
Хордовые
Животные
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
1
Термин «зоология»
Зоология в древние и средние века
Антони

ван
Левенгук
XVII
в.
Представления наших предков о животных
1
Внешний облик животных
2
Поведение животных, места их обитания
3
Пути сезонных миграций животных
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Латинский язык
1
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
Зоология в древние и средние века
Изобретение книгопечатания
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Систематические категории
3
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Основная систематическая категория - ВИД
Представления наших предков о животных
Зоология в древние и средние века
Великие географические открытия
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Систематические категории: класс, отряд, род, вид
3
Зоология в древние и средние века

Подписи к слайдам:

Герпетология
Современная зоология
4 000
9 000
20 000
32 000
6 000
2 600
128 000
28 000
8 000
1 500 000
2 000 000
видов
Орнитология
Современная зоология
Энтомология
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
1

2

3

4

Арахнология
1
Состоят из клеток, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются
2
Имеют органы и системы органов
3
Питаются готовыми органическими веществами
4
Оболочка клеток не содержит целлюлозу и нет пластид
Стр. 8
Ихтиология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова...

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология — наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель . Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.

Таблица основных этапов развития зоологии

Этапы Основные события
IV ст. до н. эры Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время.
77 г. н. эры Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен.
V – XV ст. В средневековье исследование животных находилось под запретом.
XV - XVI ст. В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару.
XVII ст. Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных.
XVIII ст. Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных.
XIX ст. Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина).
XX ст. – начало XXI ст. Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий.

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология - исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных - взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология - изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография - изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

С глубокой древности люди накапливали опыт использования естественных ресурсов, среди которых важную роль играли различные животные. Добывая их, они постепенно познавали жизнь и строение животных. Начало зоологии как науке положил знаменитый древнегреческий ученый и философ Аристотель (IV в. до н. э.). В своих работах «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др. он дал описание 452 различных известных в то время животных. Значительный вклад Аристотель внес в изучение строения животных, рассматривая их части тела во взаимосвязи.

Великая эпоха Возрождения (XV-XVI вв.) была временем нового расцвета науки. Путешествия великих землепроходцев того времени - Колумба, Марко Поло, Магеллана и многих других - намного обогатили знания человечества о животном мире разных континентов.

Накопленный к концу XVI в. обширный материал о фауне различных частей Земли потребовал их систематизации и обобщения. Из подобных обобщающих зоологических работ наибольшую ценпость представляет многотомная сводка швейцарского ученого К. Геспера (1516 - 1565) «История животных» - подлинная энциклопедия для того времени данных о животном мире.

В XVII в. был создан микроскоп, который открыл перед зоологами обширный и удивительный мир мельчайших животных и позволил приступить к изучению тончайших структур органов многоклеточных животных. Из первых зоологических исследо­ваний с помощью микроскопа надо прежде всего отметить работы голландского натуралиста А. Левенгука (1632-1723), который опубликовал 4-томный труд «Тайны природы, открытые при помощи микроскопа». Им были открыты инфузории, описаны эритроциты, мышечная ткань высших животных и многое другое. Итальянский ученый М. Малышги (1628-1694) описал капилляры в кровеносной системе позвоночных животных, сделал цепные открытия в области микроскопического строения выделительных органов и покровов различных животных.

В физиологии много сделали М. Сервет (1511-1543) и особенно У. Гарвей (1578-1657), описавшие кровообращение у человека. В XVII-XVIII вв. зародились современная систематика животных и палеонтология. С именем Ж. Кювье (1769-1832) связана разработка принципа корреляции, согласно которому все части и органы животного организма находится в неразрывной связи друг с другом, и изменение одного из них влечет изменение остальных органов тела. Этим положением пользуются палеонтологи, восстанавливая целое животное на основе его останков, найденных в окаменелом состоянии.

Большие заслуги в развитии идей эволюции животных принадлежат знаменитому французскому естествоиспытателю Ж. Ламарку (1744-1829). Он развил и усовершенствовал систематику животных, предложенную К- Линнеем, проделал большую работу по изучению беспозвоночных.

Окончательно победили идеи эволюции в биологии после опубликования Ч. Дарвином (1809-1882) его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). В этой замечательной работе Ч. Дарвин не только доказал существование изменчивости видов и эволюции всего органического мира, но и вскрыл причины этого процесса. Он объяснил целесообразность организации и приспособленность живых существ как результат действия длительного естественного или искусственного отбора - важнейшего фактора эволюции.

Быстрое развитие зоологических исследований в конце XIX в. и особенно в XX в. было тесно связано с ростом животноводства, рыбного и охотничьего промыслов и других отраслей сельского хозяйства, использующих данные зоологии. Развитие зоологической науки во многом способствовало росту и совер­шенствованию сельского хозяйства, охране здоровья человека. Накопление огромного фактического материала и теоретических построений, о животных и их жизни повлекло разделение зоологии в XIX в. и начале XX в. на ряд отраслей - зоология стала комплексной наукой.

В нашей стране зоология имеет длительную и славную историю. Большое значение для развития русской зоологической науки имели труды профессора Московского университета К. Рулье (1814-1858), в которых он развивал идеи единства организма животного и окружающей среды, стремился показать, что изменения условий жизни вызывают изменения животных. К. Рулье выступал против метафизических взглядов Ж. Кювье, и других ученых, отстаивающих теорию неизменности видов.

Особенно быстро стала развиваться русская зоологическая наука во второй половине XIX в. после опубликования Ч. Дарвином теории эволюции органической природы. Передовые ученые России - ботаник К.А. Тимирязев (1843-1920), зоологи A.О. Ковалевский (1840-1901), И.И. Мечников (1845-1916).

1. Методы изучения животных.

Основная задача зоологии состоит во всестороннем изучении всех групп животных, начиная с самых примитивных, объединяемых в тип простейших, и кончая самыми высшими - млекопитающими. Для решения указанной задачи необходимы исследования различного рода: морфологические, физиологические, экологические, зоогеографические и др.

Морфологические исследования посвящены изучению наружного и внутреннего строения организмов. В течение многих веков исследования этого рода велись невооруженным глазом на целых и вскрытых животных. Около 300 лет назад при изучении живых существ начали применять световые микроскопы, в результате чего были впервые открыты многие организмы, о существовании которых ранее не подозревали ввиду их очень малой величины, и стали возможными исследования тонкого строения тел всех организмов.

Физиологические исследования, которые проводятся в тесной связи с биохимическими и биофизическим исследованиями, посвящены изучению функций отдельных частей тела и жизнедеятельности всего организма. Исследования этого рода позволяют выявить связь между строением и работой каждой части тела и согласованность в строении и функционировании разных частей тела между собой. В последнее время количество физиологических исследований, посвященных разным группам животных, быстро возрастает.

Экологические исследования посвящены изучению связей организмов со средой обитания, выявлению их приспособлений к характерным особенностям последней. Эта исследования проводятся в тесном взаимодействии с морфологическими и физиологическими исследованиями и основаны на всестороннем познании образа жизни изучаемых животных и условий среды обитания.

Биогеографические исследования посвящены изучению закономерностей распространения каждой группы opганизмов на земном шаре, выяснению состава флоры (т.е. совокупности всех видов растений) и фауны (т.е. совокупности всех видов животных) разных частей нашей планеты Виды, обитающие в той или иной части Земли, приспособлены к условиям окружающей их среды. Но органический мир сходных по климату и другим условиям частей земного шара может быть совершенно различен. Это объясняется тем, что условия, в которых протекала в прошлые геологические времена эволюция организмов в таких частях земли, были несходны. Таким образом, изучение географического распространения групп животных важно для выяснения эволюции этих групп, степени родства между ними.

2. Основные черты животного организма.

Жизнь на Земле зародилась очень давно - около 4 млрд. лет назад. За этот огромный промежуток времени органическая природа прошла сложный путь развития - от первичного живого вещества до современных сложнейших организмов. Эволюция живой природы на нашей планете привела к образованию двух основных групп организмов: животных и растений.

Важное отличие между ними заключается в характере обмена веществ. Животные - в основном гетеротрофные организмы, т.е. организмы, питающиеся органическими веществами, созданными другими животными и растениями. Напротив, подавляющее большинство растений - а втотрофные организмы, способные при помощи фотосинтеза и других физико-химических процессов создавать органические вещества своего те­ла из неорганических веществ внешней среды. Но эта важная черта отличия животных от растений неабсолютна. Среди растений есть некоторые группы (например, грибы), которые не могут синтезировать органические вещества из неорганических и питаются гетеротрофно. С другой стороны, у некоторых низших животных, например у обычных обитателей наших водоемов - эвглен, в теле имеются хлорофилловые зерна, что позволяет им на свету питаться подобно растениям. Но помещенные в темноту эвглены не погибают, а начинают поглощать органические вещества подобно другим животным.

Подавляющее большинство животных обладают подвижностью, могут перемещаться или совершать различные движения. Растения же, как правило, неподвижны. Но у некоторых высших растений (мимоза, росянка и др.) наблюдается движение отдельных частей (например, листьев), а многие низшие одноклеточные растения могут передвигаться в пространстве. Клетки тела животных обычно не имеют целлюлозных оболочек и не содержат вакуолей клеточного сока, весьма характерных для клеток растений. Но и эти отличия в строении клеток присущи не всем животным и растениям.

Таким образом, провести резкую границу между животными и растениями невозможно. Если высшие, сложно организованные животные и растения резко отличны, то низшие их формы обнаруживают черты сходства. На общность указывает и клеточное строение тела.

3. Виды симбиоза.

Отношения животных, обитающих в той или иной среде, характеризуются взаимовлиянием прямым, непосредственным, или косвенным. Сожительство организмов разных видов получило название симбиоз.

4. Эволюция, как постоянный процесс.

Происхождение видов живых существ - центральный вопрос науки о жизни. Отдельные попытки объяснить естественным путем возникновение одних видов от других успеха не имели. Только в начале XIX в. французский ученый Ж. Ламарк (1744-1829) в книге «Философия зоологии», вышедшей в свет в 1809 г., ясно сформулировал эволюционную идею. Суть последней заключалась в том, что самые простые группы организмов возникли из неживой материи, а потом постепенно развивались, становясь все более сложными. Только спустя 50 лет после опубликования «Философии зоологии» английский ученый Чарлз Дарвин (1809-1882) в своем труде «Происхождение видов», изданном в 1859 г., используя многочисленные данные разных биологических наук, накопленные главным образом в первой половине XIX в., и результаты своих разнообразных исследований, выполненных во время пятилетнего кругосветного путешествия, и в течение последующих лет, привел неопровержимые доказательства исторического развития органического мира и объяснил, как естественным путем возникали и постепенно совершенствовались приспособления растений и животных к их среде обитания.

Любые признаки всех организмов подвержены наследственной изменчивости. Изменения признаков совершаются в разных направлениях. Например, окраска шерсти может становиться темней или светлей, причем размах этих изменений может быть различным, например от небольшого потемнения до значительного и т.д.

Все организмы способны к усиленному размножению, источники же питания, места обитания и другие блага, необходимые для жизни, ограничены. Поэтому в природе между организмами происходит борьба за существование принимающая различные формы. Внутривидовая борьба за существование наблюдается между представителями одного и того же вида из-за пищи, мест обитания и т.д.

5. Развитие животного мира.

Палеонтологическая летопись показывает общую картину развития органической природы. Датировать точно возникновение тех или иных групп животных трудно. Палеонтология рисует эволюцию жизненных форм лишь крупными мазками. Геологическая история насчитывает около 4 млрд. лет. Ее подразделяют на эры: архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую. Эра отражает крупные этапы эволюции животных и растений. Эры подразделяются на периоды, так в палеозойской эре различают периоды: кембрийский, ордовик, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский; в мезозойской - триасский, юрский, меловой; в кайнозойской -третичный и четвертичный (современный). Появление жизни на Земле приурочивается к архейской эре. В отложениях протерозойской эры обнаружены бактерии, водоросли и ряд низших беспозвоночных - радиолярии, губки. В палеозойскую эру животный мир достиг уже большого разнообразия. В начале эры жизнь была сосредоточена в море. Животные были представлены беспозвоночными, а растения - преимущественно водорослями. Первые наземные растения обнаружены в кембрии, в ордовике - первые позвоночные (рыбы). В девоне найдены костистые рыбы и амфибии, в каменноугольном периоде - стегоцефалы (из древних амфибий), хрящевые рыбы. Произошло разделение амфибий на хвостатых и бесхвостых. Существовали в ту поры и насекомые, и пауки. Мезозойскую эру называют веком пресмыкающихся. Первые рептилии найдены в каменноугольном периоде палеозойской эры, но массовое развитие их произошло в мезозое. Поражают разнообразие форм и нередко гигантские их размеры. Одни доминировали на суше, другие жили в водоемах, третьи были способны к полету. В мезозойскую эру появились первые птицы и млекопитающие, цветковые растения, тогда как плауновые, хвощи и папоротники постепенно теряли господствующее среди растений положение.

В кайнозойскую эру флора и фауна Земли постепенно приобрели современный состав. В растительном мире все больше преобладали покрытосеменные. Вымерли характерные для мезозоя головоногие моллюски - аммониты и белемниты. Пресмыкающиеся потеряли господствующее положение среди позвоночных, уступив место млекопитающим и птицам, которые дали большое разнообразие форм. В эту эру (2-3 млн. лет назад) появился на Земле человек разумный.

6. Система царства животных.

Всестороннее изучение животных показало, что царство животных состоит из огромного количества групп, различающихся по особенностям своей организации. При установлении этих групп применяют систему соподчиненных систематических категорий. Основной систематической категорией является вид (например, дикий кабан, пчела медоносная, аскарида свиная). Организмы, относящиеся к одному виду, легко скрещиваются друг с другом и дают плодовитое потомство. Таким образом, особи одного вида обмениваются между собой генами и поэтому очень похожи друг на друга. Каждый вид распространен на определенной территории (водной или наземной), которая называется ареалом данного вида.

Распространение особей одного вида на протяжении его ареала неравномерно, в одних местах они многочисленны, в других встречаются редко или совсем отсутствуют. Совокупность особей одного вида, обитающих на какой-нибудь части ареала, называется популяцией. Таким образом, каждый вид, как правило, состоит из множества популяций, причем даже близко обитающие популяции могут несколько отличаться друг от друга, если условия их жизни неодинаковы (например, одна популяция населяет лес, а другая - рядом расположенный луг). Если условия на протяжении ареала, достаточно большого, постепенно меняются (понижается средняя годовая температура, повышается влажность и т.п.), то признаки популяций тоже постепенно меняются. Таким образом, изучение популяций домашних животных имеет большое практическое значение.

Близкие виды объединяются в один род. Близкие роды объединяются в семейство, семейства - в отряд, отряды - в класс, классы - в тип. Часто устанавливаются промежуточные категории: подрод (между родом и видом), подсемейство (между семейством и родом), подотряд (между отрядом и семейством), подкласс (между классом и семейством), подтип (между типом и классом). Кроме того, употребляют: надкласс (между подтипом и классом), надотряд (между подклассом и отрядом), надсемейство (между отрядом и семейством).

№ 2 – Биологическая характеристика одноклеточных и многоклеточных.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Конспект урока по биологии, 7 класс

История развития зоологии

БОУ «СОШ №24» г.Омска,

Стрекозина Ю.С.

Тема: История развития зоологии

Тип урока:изучение нового материала

Целиурока:сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее

развития; познакомить с классификацией животных, ее основными систематическими категориями;

познакомить с методическим аппаратом учебника, правила работы с ним, с учебной литературой.

Задачи урока:выделить этапы развития зоологии – свидетельство накопления знаний о животных;

познакомить учащихся с жизненным и творческим путем греческого ученого Аристотеля;

нидерландского ученого Антониванн Левенгука; выделить заслуги К.Линнея в развитии

биологической науки; отметить отличительные особенности систематики животного мира.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должные уметь характеризовать зоологию как науку о животных,

являющуюся частью науки биологии, знать основные этапы ее развития, могут назвать основные

Метапредметные:учащиеся должны уметь работать с учебником.

Личностные:у учащихся формируется интерес к познанию природы.

Оборудование:учебник, интерактивная доска, компьютер, презентационный материал.

Ход урока

1. Организационный этап.

А) требования к уроку

Б) знакомство с учебником

2. Мотивация и актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, как называется наука, изучающая живую природу?

О. Биология

Какие царства живой природы изучает биология?

О. бактерии, грибы, растения и животные

С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 5-6

Вспомним, как называется наука, изучающая бактерии?

О. бактериология

Как называется наука, изучающая грибы?

О. микология

Как называется наука, изучающая растения?

О. ботаника

Как называется наука, изучающая животных? Может быть, кто- то уже знает?

О. зоология

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

Предположения учащихся

биологическую семью. И сегодня, наш первый урок будет посвящен тому, как появилась эта наука и

как происходило ее историческое развитие.

Тема урока……

3. Изучение нового материала

1) понятие зоология

Слово «Зоология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.

Как вы думаете, какие это слова? По вашему мнению, как они переводятся?

О. «зоон» - животное, «логос - наука»

Как мы можем сформулировать и записать, что такое зоология?

О. Зоология –наука, изучающая животных

2) представления наших предков о животных

Как вы думаете, как давно человек знаком с животным миром?(ответы учащихся)

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем

другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали

съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами:знали повадки зверей и

птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться

мертвым, чтобы подманить добычу.

?. С какой целью люди охотились на животных?

О. источник еду, шили из шерсти одежду, изготавливали оружие

Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке?

О. из рисунков, изображенных на камнях, скалах (слайд 4)

Учитель обращает внимание на рисункив учебнике на с.4- 5, приводит несколько примеров из главы

первобытных людей.

Одна из самых красивых пещер с рисунками первобытных людей находится в Дордони (Франция).

Называется она Ласко. Эту пещеру нашли в 1940 году несколько мальчиков совершенно случайно.

Они шли мимо с собакой, и вдруг собака куда- то исчезла. Ребята раздвинули кустарник, убрали

камни и увидели большую щель. Один из мальчиков полез в нее и начал пробираться вперед. Вдруг

он съехал куда- то вниз, но все же продолжал ползтив темноте все дальше –туда, откуда доносился

испуганный визг. Наконец в большой, просторной пещере он увидел собаку и позвал своих

товарищей. Они поползли вслед за ним. Но вскоре расцарапанные, ободранные все вылезли обратно

на поверхность. Дети решили сохранять пока в тайне свое открытие и самим обследовать пещеру. На

следующий день мальчики вернулись к ней с веревками и фонарями. Путешествие началось.

Ребята рассказывали потом, что в пещере было темно и жутко и сердца их бились от страха. Один из

них приподнял фонарь и заметил на стене какие- то линии. Тогда все наставили свет на стены и

увидели изображения быков, оленей, диких лошадей.

О первобытных людях мальчики слышали в школе. Поэтому они, прежде всего рассказали о

пещере учителю. Он хотел поскорее осмотреть все рисунки, но это ему не удалось: рисунков было

слишком много. Этого не мог сделать и ученый Брейль, который впоследствии внимательно изучал

пещеру. Считают, что на стенах этой пещеры сохранилось больше двух тысяч одноцветных и еще

множествоцветных рисунков. Изображения часто находят одно на другое, и иногда трудно понять,

что же там нарисовано. До сих пор некоторые рисунки в пещере еще не разгаданы.

Сейчас эта пещера хорошо освещена электричеством. Лампы искусно спрятаны, но свет от них

На некоторых из них животные достигают в длину шесть метров. Все рисунки выполнены с

большим мастерством. Тонкий сталактитовый покров, образовавшийся на протяжении веков,

предохранил их от порчи. В пещеру можно проникнуть сравнительно легко. Местные жители бывали

в ней еще раньше мальчиков, но не обратили внимания на рисунки. Сейчас они гордятся "своей"

пещерой, которую открыли не приезжие ученые, а их дети. Самиребята потом работали в пещере

3) история развития зоологии

Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

Послушайте отрывок из книги Сетона- Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады

с другом- индейцем [Сетон- Томпсон Э. Рольф в лесах. –М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался

вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

- Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а

потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в

руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался

быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука

распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

- Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя.

Только если тебе нужныиглы для каких- нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка –быть

Кто такой кэк?

О. колючая свинья

О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники.

Так нужно ли изучать зоологию?

Где могут пригодиться зоологические познания?

О. разведение домашних животных, охотничий и рыбный промыслы, паразиты и переносчики

заболеваний, садоводство и огородничество (опылители, энтомофаги, вредители), походы в лес,

охрана животного мира, создание биороботов, собаководство.

Г) история развития зоологии

Первый этап развития зоологии –донаучный, или описательный. Легко ли описать животное?

Попробуем это сделать.

Работа в группах. Учащиеся делают описание насекомых, затем представители каждой группы

читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком

виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране.

Примеры работ учащихся

1) Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки.

Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

2) Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко

черного цвета. 2 уса.

3) Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых

крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

4) Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья

длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

5) Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних.

Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

6) Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело

светло- коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Второй этап – научный. Большой вклад в развитие зоологии внесли такие ученые, как Аристотель,

А. Левенгук, К.Линней, М.В. Ломоносов. Некоторые из них вам уже знакомы. (слайд 9)

Проверка работ

Самостоятельная работа. Пользуясь информацией учебника на с.5-6, с.7- последний абзац,

заполните таблицу об этих ученых,и чем они знамениты.

Чем знаменит

Аристотель

А. Левенгук

К. Линней

М.В. Ломоносов

Проверка таблицы, обсуждение, дополнение учителем информации по ученым.

(?) – дополнительные вопросы учащимся к этим пунктам.

Аристотель:

А) Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно

соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных.

Б) Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их

внешний вид и строение, образ жизни и поведение.

4) многообразие животного мира и систематические категории

Просмотр видеоролика «разнообразие животного мира»

? Что вы видели, просматривая видеоролик?

О. животных

?. Какое количество? (много) Они все одинаковые? (нет, разные – по размеру, цвету и.т.д.)

В настоящее время существует, по разным оценкам, от 2млн. до 4,5 млн. видов животных. Больше

всего на земле насекомых: комаров, бабочек, жуков, мух. Их более 1 млн. видов. Все животные

разнообразны - по внешнему и внутреннему строению, образу жизни, месту обитания и.т.д. Чтобы

не запутаться в таком многообразии, ученые предложили классифицировать животных, используя

А что, по вашему мнению, классифицировать?

О. разделить на группы

А как называется наука, которая занимается классификацией животных на группы

О. систематика

Как вы думаете, чем руководствуются ученые, разделяя животных на группы?

О. сходное внешнее и внутреннее строение

?. Вспомните, кто из ученых и когда предложил систему классификации животных и растений,

которая сохранилась и до настоящего времени?

О. 1735г, К. Линней

Какие систематические категории он предложил?

О. класс, отряд, род, вид

Что такое вид?

О. группа организмов, имеющих сходное строение.

Действительно, система К. Линнея сохранилась до настоящего времени и она была взята за основу в

современной систематики. Со временем она претерпела небольшие изменения, в нее были добавлены

такие систематические категории, как семейство, тип (у растений - отдел), подтип, царство.

Самостоятельная работа –в тетради, а потом на доске. Проверка заданияна доске с карточками

–расположите следующие систематические категории в последовательности от самого «низкого»

до самого «высокого» ранга:

1 – вид; 2 – семейство; 3 – класс; 4 – тип; 5 – отряд; 6 – царство; 7 – род; 8 - подтип

Проверка задания.

4. Закрепление материала.

А) фронтальный опрос «мозговой штурм»

1) О ком мы говорили сегодня на уроке? Царство?

2) Как называется наука, изучающая животных?

3) Как давно человек знаком с животным миром?

4) Как человечество приобретало знания о животных?

5) О чем говорят наскальные рисунки?

6) Выделяют два этапа истории развития зоологии…….?

7) Какие ученые внесли большой вклад в развитие зоологии?

8) Кого из этих ученых считают «отцом зоологии»?

9) Почему его считают «отцом зоологии»? Что вы можете сказать о его достижениях?

10) Кто из ученых изготовил микроскоп, что позволило изучать мир микроскопических организмов?

11) Как ученые разбираются в многообразии животных?