Курсов медицинская академия последипломного образования. Российская медицинская академия последипломного образования. Курсы обучения врачей в учебном центре снта

Медицина - достаточно сложная профессиональная деятельность. Специалистам данного профиля требуется не только большой объем теоретических знаний, но и достаточное количество практических навыков. Хотя уровень медицинского образования в нашей стране хуже, чем европейских государствах, нельзя не отметить тенденцию к улучшению уровня качества врачебных услуг. Это обусловлено не только оснащением клиник современным оборудованием, но и значительным повышением уровня профессионализма работников данной сферы.

Медицину по праву можно назвать достаточно прогрессивной сферой научной и предпринимательской деятельности, ввиду чего к работникам данного направления предъявляются довольно высокие требования. Поэтому нет повода усомниться в том, что постоянное повышение уровня квалификации докторов и прочего медперсонала жизненно необходимо на современном этапе развития данной отрасли.

АНО ДПО «СНТА» предлагает гражданам, имеющим среднее или высшее медобразование, пройти специализированные обучающие по переподготовке и повышению уровня квалификации. Все материалы, используемые нашими специалистами в учебном процессе, подобраны с учетом специфики различных направлений медицины. Они отобраны и сгруппированы по модулям, опираясь на нормы федеральных стандартов.

Курсы обучения врачей в учебном центре СНТА

Профессиональный и всесторонний подход к образовательному процессу помог сотрудникам Академии сформировать качественные и полезные учебные программы. Пройдя курс, заказчик получит навыки и знания, которые не будут просто теоретическим багажом и забудутся сразу по окончании обучения. Наши материалы реально пригодятся в трудовой деятельности.

В ходе обучения каждому клиенту предоставляется теоретическая информация по выбранной теме, предлагаются к выполнению различного рода задания. Обучение осуществляется по нескольким программам. Каждая характеризуется своими нюансами, которые можно уточнить у кураторов Академии.

Повышение квалификации медицинских работников

Согласно требованиям, установленным нормами законодательства РФ, персонал высшей и средней категории медучреждений обязан повышать уровень своей квалификации не реже 1 раза в течении 5 лет. Это - необходимое условие осуществления дальнейшей трудовой деятельности. Медработники проходят сертификационные циклы (минимальная длительность - 144 академических часа), а также тематические курсы усовершенствования (16 академических часов и выше).

На базе высшего медицинского образования

В АНО ДПО «СНТА» повышение квалификации граждан, имеющих ВМО, осуществляется согласно одному из следующих сценариев:

  • Сертификационный цикл длительностью 144 академ. часов. По окончании слушателям выдаются сертификаты и удостоверения. Все документы соответствуют госстандартам
  • Цикл тематического совершенствования. Продолжительность - от 16 академ. часов. По итогу оформляются соответствующие удостоверения.

На базе среднего медицинского (медсестры и медбратья) образования

Совершенствование профессиональных знаний и навыков среднего медперсонала описано в Приказе Минздрава РФ №83н от 10 февраля 2016 г. Согласно этому документу, медсестры / медбратья обязаны повышать уровень квалификации 1 раз в 5 лет. Факт прохождения обучения должен подтверждаться документально.

Для работников, не имеющих ВМО, на базе Академии разработаны специализированные курсы обучения. По окончании выдаются удостоверения и сертификаты, соответствующие всем государственным стандартам.

Профессиональная переподготовка медработников

В соответствии с законодательными нормами (в частности, Законом “Об образовании в России” №273-ФЗ от 29.1.2012 г.), медсотрудники, обладающие специализацией, полученной после прохождения интернатуры или ординатуры, имеют право получить ещё одну специализацию. Это осуществляется путем прохождения проф.переподготовки.

Основные требования к данным обучающим программам содержатся в положениях Закона №273-ФЗ. Согласно документу, минимальная продолжительность курса переподготовки - 250 ак.час. или 3-4 календарных месяца.

Переподготовка на базе высшего медицинского образования

Переподготовка граждан, имеющих высшее медицинское образование, позволяет получить им новую специализацию. Список направлений, по которым врач может пройти переподготовку, содержится в Приказе Минздрава РФ №707. После прохождения образовательного курса АНО ДПО «СНТА» выдается диплом государственного образца. Напоминаем, что с 01.01.2019 г. выдача сертификатов о профессиональной переподготовке остановлено. Вместо них оформляется свидетельство об аккредитации врача. Документ выдается после успешной сдачи экзамена в территориальном подразделении Минздрава РФ - региональном аккредитационном центре.

Переподготовка на базе среднего медицинского образования

Профессиональная переподготовка медсестер и медбратьев также позволяет им обрести новую специальность. Список направлений перечислен в Приказе Минздрава РФ. Уточнить подробную информацию можно у сотрудников нашей Академии.

Как проходит обучение медработников?

Основные направления обучения в нашей Академии представлены ниже:

  • лабораторная и клиническая специализация;
  • косметология, диетология;
  • дерматологическая деятельность;
  • кардиология;
  • менеджмент в сфере здравоохранения.

Число направлений корректируется в зависимости от рыночного спроса и степени подготовки обучающегося. По каждому направлению в учебном плане сформированы отдельные блоки. Все учебные материалы размещены на официальном сайте организации. Воспользоваться ими можно в любое время суток. Обучение в нашей академии дистанционное.

Оценка эффективности усвоения материалов осуществляется путем проведения итогового тестирования.

Бумаги об окончании курсов направляются получателю курьерской доставкой, либо экспресс-почтой. Они выдаются адресату под роспись, поэтому утеря и ошибки исключены.

Преимущества курсов переподготовки и усовершенствования по здравоохранению в Академии переподготовки СНТА

  1. Мы стремимся предоставить заказчиком качественный и актуальный обучающий материал, отвечающий современным государственным стандартам.
  2. График обучения очень гибкий. Каждый слушатель может установить необходимое количество учебных часов самостоятельно.
  3. Получить документы, подтверждающие факт успешного прохождения обучения, можно в любой точке России - его доставят в любое удобное место.
  4. Все дипломы и сертификаты изготавливаются в соответствии с государственными требованиями и действуют на всей территории РФ.
  5. Положительные отзывы клиентов каждый раз доказывают, что наши курсы действительно эффективны. Мы реализуем грамотный подход к работе и активно используем новейшие технологии обучения.

Российская медицинская академия последипломного oбразования (РМАПО) осуществляет следующие виды последипломного обучения на бюджетной основе:

  • усовершенствование кадров практического здравоохранения (общее и тематическое);
  • профессиональная переподготовка специалистов (специализация);
  • обучение в клинической ординатуре
  • подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • подготовка к сдаче квалификационного экзамена на сертификат специалиста;
  • подготовка на аттестационных циклах для аттестации на высшую, первую и вторую квалификационные категории;
  • обучение в форме стажировки на рабочем месте;
  • плановые выездные циклы - сертификационные, общего и тематического усовершенствования.


Последипломное обучение на циклах усовершенствования, профессиональной переподготовки проводится на бюджетной основе*:

  • по заявкам /ходатайствам/ руководителей органов и учреждений здравоохранения РФ и личным заявлениям граждан;
  • для работающих в ЛПУ, не относящихся к системе Минздрава РФ, или в коммерческих структурах - по заявкам руководителей ЛПУ /коммерческих структур/ или по личным заявлениям граждан на платной основе;
  • для граждан зарубежных государств - по заявкам руководителей органов /учреждений/ здравоохранения или личным заявлениям граждан зарубежных государств
  • на платной основе.

ИСТОРИЯ АКАДЕМИИ


Вопрос об организации в Москве Института для повышения квалификации врачей был решен в 1928 г. Коллегией Наркомздрава. В подготовленном проекте были сформулированы основные задачи института: усовершенствование и специализация врачей, подготовка научных кадров, подготовка организаторов здравоохранения и больничных администраторов. Институт планировался головным и должен был принять на себя руководство учебно-методической деятельностью всех институтов усовершенствования и возглавить научные работы по проблемам усовершенствования медицинских кадров. Проект был одобрен Наркомздравом РСФСР и принят к исполнению.

В соответствии с Решением Правительства Российской Федерации Центральный институт усовершенствования врачей был открыт 1 декабря 1930 года. Обязанности первого директора института были возложены на профессора Данишевского Григория Михайловича, который в то время работал директором Центрального научно-исследовательского института курортологии и одновременно руководил в Наркомздраве медицинским образованием. Первое организаццонное собрание профессоров института состоялось 20 декабря 1930 г.. В этом собрании приняли участие известные ученые, основатели будущих кафедр института: Авербах М.И. (кафедра глазных болезней), Киреев М.П. (кафедра инфекционных болезней), Лурия Р.А. (первая терапевтическая кафедра), Маргулис М.С. (кафедра нервных болезней), Розанов В.Н. (кафедра хирургии), Сысин А.Н. (кафедра коммунальной гигиены), Талалаев В.Т. (кафедра патоанатомии) .

18 февраля 1931 г. Наркомздравом был утвержден Устав института, которым институт определялся как головное учреждение в государственной системе усовершенствования врачей. За институтом закрепилось название — Центральный институт усовершенствования и специализации врачей и организаторов здравоохранения. С первых дней организации института проводилась работа по формированию кафедр, созданию материально-технической базы, планированию и организации учебной и научной работы. В течение первого года работы в институте было создано 25 кафедр, в том числе: две кафедры внутренних болезней, хирургии, патанатомии, нервных болезней, бактериологии и эпидемиологии, оториноларингологии, курортологии и бальнеологии, туберкулеза, оперативной хирургии и топанатомии, кожно-венерических болезней, общей и специальной санитарии, организации советского здравоохранения, глазных болезней, ортопедии и травматологии, профессиональной патологии, урологии, психопрофилактики и психиатрии, стоматологии и одонтологии, физкультуры, неотложной хирургии, диалектического материализма, бактериологии, промышленной гигиены, военной санитарии.

В качестве основных клинических баз института были определены: Московская городская клиническая больница им. С.П.Боткина, Центральная больница Наркомата путей сообщения, Центральный туберкулезный институт АМН СССР, Московский областной туберкулезный институт, Центральный институт курортологии, клиника лечебного питания Государственного института питания, Институт неотложной помощи им. Склифосовского, институт онкологии, Институт общей и коммунальной гигиены, Институт эпидемиологии и микробиологии и ряд других научных и лечебных учреждений. ЦИУ было также передано большинство разнозненных курсов усовершенствования врачей, проводимых различными НИИ и крупными лечебными учреждениями Москвы.

В 1932 г. были открыты кафедры: инфекционных болезней, педиатрии, физиотерапии, акушерства и гинекологии, здравпунктов, социального страхования, пищевой санитарии и гигиены, рентгенологии, диэтики, челюстно-лицевой хирургии, стоматологии, детского раннего возраста, судебной медицины. В 1935 г. в ЦИУ было 58 кафедр и самостоятельных доцентур. За первые пять лет было выпущено 14664 врача и организаторов здравоохранения; из них 20% были подготовлены на выездных циклах. В марте 1936 г. были организованы методические комиссии по хирургическому, терапевтическому и санитарно-гигиеническому секторам, которые в дальнейшем были реорганизованы в отделения, а затем в деканаты. 1936 г. характеризуется благоприятными сдвигами во всех областях деятельности института. В этом году принято в эксплуатацию новое здание на Беговой улице, получены помещения на улице Баррикадной. А здание, полученное на Садово-Кудринской и в настоящее время является нашим главным административным зданием.

Важный импульс получили научные исследования. В мае 1936 г. была проведена первая научно-практическая конференция (по проблемам клиники и аллергии), прошедшая с большим успехом. В резолюции конференции ее участники обращались к научным сотрудникам и преподавателям всех ГИДУВов с призывом активно осуществлять подготовку научных кадров. С января 1938 г. ЦИУ разрешена защита кандидатских диссертаций на советах факультетов. В 1939 г. назначена постоянно действующая комиссия для подготовки к изданию первого сборника научных трудов ЦИУ. Открылись периферические кафедры ЦИУ на базе научных и крупных лечебно-профилактических учреждений страны, был организован отдельный курортный факультет. Предвоенное время характерно для ЦИУ интенсивной работой по воспитанию и подбору кадров, укреплению трудовой дисциплины. В этом направлении значительно прослеживаются и особенности того времени. За относительно короткий период сменились пять директоров (Гроссман Я.Л., Гинзбург Б.С., Беленький С.Ю., Металликов М.С., Шумаров С.Я.) пока директором не была назначена Лебедева Вера Павловна, проработавшая в этой должности свыше 20 лет.

В 1939 г. начались военные действия на финском фронте, что отразилось на тематике циклов и в целом на всей деятельности ЦИУ — руководители кафедр выполняют ответственное задание Правительства по организации высококвалифицированной помощи бойцам Красной Армии. С 1941 г. вся жизнь института была подчинена требованиям военного времени. Однако полного свертывания деятельности ЦИУ и полной эвакуации не было. В выпускниках института остро нуждался фронт и военные госпитали и поэтому уже в 1942 г. была восстановлена учебно-научная часть института и ряд кафедр хирургического профиля, восстановлена работа Ученого Совета. За все годы Великой Отечественной войны ЦИУ подготовил для фронта и тыла более 25 тысяч квалифицированных медицинских специалистов. С окончанием войны институт приступил к решению мирных задач; фронтовые кафедры были ликвидированы.С 1947 г. началась систематическая работа по повышению квалификации иностранных врачей.

Институт приступил к редакционно-издательской деятельности; фонд библиотеки составил более 75 тысяч названий научных и учебных книг; проведена 3-я научная конференция сотрудников ЦИУ; началась подготовка специалистов здравоохранения с высшим не медицинским образованием (биологи и физики).В 1955 г. институт торжественно отметил 25-летний юбилей — за это время в ЦИУ повысили квалификацию более 80 тысяч врачей. В 1959 г. директором ЦИУ назначается Ковригииа Мария Дмитриевна, которая более четверти века возглавляла институт. В составе 14 кафедр и ЦНИЛ был организован медико-биологический факультет.

Одним из важнейших направления — НИР стали научные исследования по проблеме — Научные основы усовершенствования врачей. Вскоре к этим исследованиям присоединились все учебные подразделения института, начали успешно развиваться межинститутское и международное сотрудничество. В начале 60-х годов институт становится авторитетным учреждением подготовки научных кадров для здравоохранения многих стран Азии, Африки, Латинской Америки. С 1963 г. стали регулярно функционировать Московские международные курсы больничных администраторов ВОЗ. Свыше 25 лет практиковалась и принесла институту заслуженную славу подготовка усовершенствования врачей по открытой системе телевидения.

В ноябре 1967 г. институт был удостоен высшей награды — ордена Ленина и сокращенно стал называться ЦОЛИУВ. В 1980 г. за достигнутые успехе в деле повышения квалификации врачей и за международное сотрудничество в последипломной подготовке медицинских кадров институт был награжден почетным знаком "Золотой Меркурий". В 1985 г. ректором ЦОЛИУВ назначается профессор Кашкин Кирилл Павлович. В 1988 г. ректором избран профессор Гаврюшов Виктор Васильевич Несмотря на сложности переходного периода к 1990 г., ЦОЛИУВ продолжал оставаться самым авторитетным образовательным учреждением страны в области последипломного образования медицинских специалистов. В 1994 г. на базе ЦОЛИУВ создана Российская медицинская академия последипломного образования, сокрашенно — РМАПО. В том же году ректором академии была избрана профессор Мошетова Лариса Константиновна, ныне академик РАМН.

РМАПО СЕГОДНЯ


Сегодня академия является крупнейшим учебно-научным и методическим центром последипломной подготовки кадров здравоохранения Российской Федерации.


В академии функционирует 7 факультетов: хирургический, терапевтический, педиатрический, медико-биологический, медико-профилактический, организации национального и международного здравоохранения, стоматологический; 118 кафедр, научно-исследовательский центр, центр непрерывного образования и аттестации кадров здравоохранения, радиологическая клиника, инфармационно-вычислительный центр, фундаментальная библиотека и другие подразделения. В академии работает более 2-х тысяч сотрудников, в том числе 25 академиков и членов-корреспондентов РАМН, 220 профессоров и докторов наук, более 550 кандидатов наук. Академия успешно прошла очередную аттестацию и была аккредитована. Проводится последипломное обучение — повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка врачей и средних медработников по всем врачебным и сестринским специальностям.

В академии осуществляется и послевузовское обучение по всем врачебным специальностям. Проводится подготовка и повышении квалификации парамедицинских специалистов (инженеры, химики, физики, экономисты и др.). Как головное учреждение, академия оказывает методическую помощь всем образовательным учреждениям последипломного медицинского образования страны. На базе академии функционирует Центральная аттестационная комиссия Минздрава РФ.

Ежегодный выпуск специалистов здравоохранения устойчиво превышает 25 тысяч человек, значительную часть которых представляют руководители кадров здравоохранения и профессорско-преподавательский состав медвузов и институтов усовершенствования врачей. В клиническую базу академии входят 54 ведущих московских клиник и институтов,среди которых: Городская клиническая больница им. С.П.Боткина, детские больницы — Тушинская и Св.Владимира, Кардиологический научный центр РАМН, Онкологический научный центр им.Н.Н.Блохина, Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева, Научно-исследовательский институт Скорой помощи им. Н.В.Склифосовского и другие крупные учреждения. Научно-исследовательская деятельность академии по-прежнему концентрируется на узловых проблемах медицинской науки. Особое внимание уделяется разработке научных основ усовершенствования врачей.

В настоящее время РМАПО сотрудничает с Всемирной организацией здравоохранения, Европейским комитетом здоровья, Международным комитетом Красного Креста, рядом международных ассоциаций и компаний, научных организаций и учебных заведений. В академии функционирует 6 центров, сотрудничающих с ВОЗ.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

УЧЕБНАЯ РАБОТА

Все виды обучения проводятся согласно Унифицированной программе последипломной подготовки врачей клинической лабораторной диагностики.

Ежегодно кафедра готовит 800 - 1000 специалистов клинической лабораторной диагностики. Преподавание ведется на современном методическом уровне с использованием компьютерных технологий. Кафедра оснащена современной диагностической и учебной аппаратурой, учебными пособиями, представление материала проводится с микроскопов через аналоговые и цифровые камеры и мультимедийные проекторы. Для выездных циклов используется комплект переносного компьютера с мультимедийным проектором, портативный оверхет и слайд-проектор. База данных на переносном компьютере включает несколько тысяч изображений при различных патологических состояниях.

На кафедре создан компьютерный класс для коллективных и индивидуальных занятий. В компьютерном классе курсантам предоставляется возможность работы с обширным архивом изображений цитологических, гематологических, общеклинических препаратов, имеются программы автоматизации рабочего места врача клинической лабораторной диагностики, программы внутрилабораторного контроля качества, обучающие и тестирующие программы по различным разделам специальности, информация о лабораторном оборудовании, расходных материалах, официальные документы.

Основными формами преподавания на очной части циклов усовершенствования являются лекционный курс, семинары, практические занятия, посещение КДЛ ведущих центров, зачеты.

Лекционный курс охватывает наиболее значимые вопросы клинической лабораторной диагностики: патогенез заболеваний, их клинико-лабораторные проявления, диагностическое значение лабораторных показателей, аналитические аспекты лабораторных исследований. Основные положения лекционного курса с клиническими примерами изложены в учебных пособиях, выпускаемых кафедрой.

Семинары проводятся в форме активного диалога с курсантами, разбираются конкретные вопросы диагностической и аналитической составляющих специальности, решаются ситуационные задачи, разбираются истории болезни

Практические занятия - основа освоения лабораторных методов исследования. Кафедра оснащена бинокулярными микроскопами фирмы Цейс, Оптон и другими. Кафедра располагает обширным парком лабораторного оборудования, которое используется в учебном процессе.

Зачеты этапные проводятся в виде собеседований, выполнения практических задач, решения тестовых заданий.

Сертификационный экзамен проводится согласно действующим нормативным документам. Курсантам, успешно сдавшим экзамен, выдается сертификат государственного образца.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

На кафедре клинической лабораторной диагностики РМАПО проводится стажировка преподавателей и сотрудников профильных кафедр клинической лабораторной диагностики регионов России, принимаются сертификационные экзамены. На кафедре постоянно проводятся:

  • Профессиональная переподготовка (специализация) ведется в течение 4 месяцев по основным разделам клинической лабораторной диагностики. По окончании выдается диплом и сертификат специалиста по клинической лабораторной диагностике.
  • Интернатура по клинической лабораторной диагностике проводится в течение 1 года для выпускников медицинских институтов.
  • Ординатура по клинической лабораторной диагностике - обучение очное в течение 2 лет как по линии РМАПО, так и целевая по направлениям местных органов здравоохранения. Обучение рассчитано на подготовку руководителей клинико-диагностических лабораторий.
  • Аспирантура очная и заочная. Готовятся научные сотрудники и преподаватели профильных кафедр клинической лабораторной диагностики. При направлении специалистов в целевую аспирантуру учитываются пожелания местных органов здравоохранения по тематике предлагаемой диссертационной работы.
  • Докторантура - готовятся руководители службы и заведующие кафедрами клинической лабораторной диагностики.
  • Иностранные специалисты - обучаются на циклах усовершенствования, профессиональной переподготовки, в ординатуре и аспирантуре на контрактной основе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Кафедра имеет возможность организовать обучение для небольших групп специалистов по углубленной программе на профильных краткосрочных циклах:

ДЕКАДНИКИ (10-14 дней)

  • Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций
  • Проточная цитометрия в онкогематологии
  • Избранные разделы цитологической диагностики
  • Иммуноферменный анализ в КДЛ
  • ПЦР (полимеразная цепная реакция) в КДЛ

ТРЕНИНГ НА ПРИБОРАХ (5-6 дней)

  • Биохимические анализаторы
  • Гематологические анализаторы
  • Иммуноферментные анализаторы
  • Проточные цитометры
  • Коагулометры
  • Системы электрофореза
  • Системы видеоизображений с микроскопов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Кафедра ведет обширную методическую работу по подготовке учебных программ по специальности, учебных пособий, тестов, экспертизе и рецензировании, участвует в подготовке приказов, указаний, информационных писем, выпускаемых Министерства здравоохранения России. Эти документы готовятся совместно с Научно-методическим центром МЗ РФ и профильными кафедрами РМАПО и других ГИДУВов и ФУВов

НАУЧНАЯ РАБОТА

НИР - одна из основных сфер деятельности кафедры. Научные исследования проводятся совместно с клиническими подразделениями РМАПО, НИИ, базовыми клиниками. Основные научные направления:

  • Исследования гемопоэза при опухолевых и реактивных процессах
  • Исследование особенностей иммуфенотипа опухолевых клеток при лимфопролиферативных заболеваний
  • Молекулярные методы лабораторной диагностики
  • Цитологическая и молекулярная диагностика заболеваний шейки матки и папилломавирусной инфекции. В рамках международного сотрудничества по гранту INCO-COPERNICUS проводятся цитологические и молекулярно-биологические исследования по диагностике папилломавирусной инфекции, дисплазии и рака шейки матки, что позволяет снизить заболеваемость и смертность женщин.
  • Диагностика бактериальных вагинозов
  • Характеристика липидного статуса у больных кардиологического, эндокринного, хирургического профиля. На основе результатов оценки липидного обмена при заболеваниях сердечно-сосудистой, эндокринной, ЖКТ формируется прогностическое заключение.
  • Комплексные исследования сосудисто-тромбоцитарного, плазменного, фибринолитического, антикоагулянтного звеньев гемостаза у пациентов терапевтического и хирургического профиля при лечении с использованием лекарственных препаратов.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

На кафедре реализуется принцип единства учебного и научного процессов. Результаты научных исследований активно используются в преподавании. Сотрудники кафедры участвуют в научных конгрессах, конференциях, симпозиумах в России и за рубежом, выступают с докладами, лекциями. Профессор С.А.Луговская - руководитель московского общества клинической лабораторной диагностики. Профессор И.П.Шабалова - член редколлегии журнала Acta cytopatology.

Российские научно-практические конференции для главных специалистов организует кафедра, приглашая на них заинтересованных специалистов. На конференциях присутствуют от 400 до 600 специалистов из регионов России. Обсуждаются вопросы развития службы, заслушиваются пленарные доклады, проводятся секции, круглые столы, встречи с представителями Минздрава.

Выставки лабораторного оборудования организуются при конференциях, в них принимают участие ведущие производители и поставщики лабораторного оборудования. На заседаниях проходят презентации фирм и симпозиумы, организуемые спонсорами конференций. Возможность непосредственного общения специалистов лабораторной службы с представителями фирм - отличительная особенность выставок при конференциях. На выставках имеют возможность представить продукцию не только крупные фирмы, но и производители, которые начинают работать в области лабораторной диагностики. На кафедре развернуты постоянно действующие стенды лабораторного оборудования, реактивов нескольких фирм.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ РАБОТА

Лечебная работа выполняется в основном на клинической базе - ГКБ им. С.П.Боткина. Высококвалифицированные специалисты кафедры проводят:

  • имунофенотипирование с целью дифференциальной диагностики лимфопролиферативных заболеваний
  • исследование липидного статуса, типирование дислипопротеинемий
  • консультирование гематологических, общеклинических, цитологических препаратов.
  • цитохимические исследования
  • другие виды лабораторных исследований

Диагностические лабораторные исследования проводятся совместно с Медицинским центром «Профи-клиник», клинико-диагностическая лаборатория которого используется в качестве учебно-испытательной базы кафедры. Эта база сертифицирована Росздравом в качестве испытательной лаборатории для проведения приемо-технических, периодических и клинических испытаний реактивов и расходных материалов медицинского назначения, используемых в клинико-диагностических лабораториях.

Диссертационный совет Д208.071.04 по специальности “Клиническая лабораторная диагностика” был отрыт в РМАПО в 1997 г. Он принимает к защите докторские и кандидатские диссертации по специальностям 14.00.46 - клиническая лабораторная диагностика и 14.00.36 - аллергология и иммунология. В состав Совета входят преподаватели кафедры. Профессор В.В.Долгов - заместитель председателя, профессор В.Т.Морозова - ученый секретарь, профессора С.А.Луговская и И.П.Шабалова - члены Совета.

Испытания приборов, реактивов, контрольных материалов, предназначенных для КДЛ, проходят постоянно на кафедре. Мнение кафедры высоко ценится в Росздаве. Результаты испытаний оформляются протоколом, сообщаются курсантам циклов усовершенствования и могут публиковаться в журнале “Лаборатория” и представляться на конференциях.

Консультирование является одной из основных форм деятельности кафедры. Консультирование проводится на сервере http://www.clinlab.ru .

Федеральная система внешней оценки качества. Сотрудники кафедры участвуют в работе ФСВОК, в частности, доцент И.П.Шабалова и ассистенты Т.В.Джангирова и К.Т.Касоян ведут программу по контролю качества цитологических исследований, доцент И.И.Миронова и ассистент Л.А.Романова готовят материалы для программ “микроскопия осадка мочи”, “микроскопия кала” и других.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество с профильными кафедрами клинической лабораторной диагностики - приоритетное направление деятельности кафедры. Сотрудничество предусматривает подготовку преподавателей для более, чем 40 кафедр ГИДУВов и ФУВов, разработку программ, учебных планов, квалификационных тестов и выполнение других комплексных заданий, обмен учебно-методическими материалами, информационную поддержку.

Сотрудничество с курсом лабораторной диагностики медико-биологического факультета РГМУ. Кафедра сотрудничает с образованным на МБФ РГМУ при кафедре биофизики курсом лабораторной диагностики: для студентов МБФ поводятся лекционные занятия, для студентов 6 курса организовано 2 спецкурса “клиническая лабораторная диагностика” и “Клиническая биофизика”. Студенты выполняют дипломные работы на кафедре и имеют предпочтение при поступлении в ординатуру.

Сотрудничество с лабораторной службой регионов России. В поездках по территории России сотрудники кафедры знакомятся с состоянием лабораторной службы на местах. Это помогает правильно проводить учебный процесс, передавать передовой опыт другим, вносить коррективы в работу конкретных КДЛ, рекомендовать им современные методы и оборудование, помогать специалистам в работе с местными органами здравоохранения. Ежегодно сотрудники кафедры участвуют в 20-30 регионарных конференциях, симпозиумаж, школах или посещают КДЛ в период выездных циклов.

Международное сотрудничество осуществляется кафедрой в первую очередь по профессиональной линии с лабораторными службами стран Содружества. Кафедра принимает на усовершенствование и на рабочие места специалистов бывших республик Союза. Кафедрой организовывались выездные циклы в Узбекистан, Казахстан. Профессор В.Т.Моозова - Председатель Союза научных обществ клинической лабораторной диагностики стран Содружества.

Сотрудничество с фирмами осуществляется на взаимовыгодных и партнерских отношениях. Кафедра - организация, способная компетентно представить лабораторные приборы и реактивы, ознакомить профессиональную аудиторию не только с оборудованием фирм, но провести всесторонний анализ работы с поставщиками, дать сравнительные характеристики, согласовать желания потребителей с возможностями предлагаемого оборудования и реактивов. Высокий профессионализм сотрудников кафедры, оснащенность кафедры современным учебно-диагностическим оборудованием - основа сотрудничества с фирмами.

ДОЛГОВ Владимир Владимирович
Доктор медицинских наук, профессор. Заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики РМАПО, Вице-президент российского научного общества клинической лабораторной диагностики. Окончил 2 МОЛГМИ медико-биологический факультет по специальности врач-биофизик, учился в аспирантуре ПИИ кардиологии им. А.Л.Мясникова, кандидатскую диссертацию защитил по специальности «кардиология». С 1977 г работал на кафедре патофизиологии РМАПО ассистентом, доцентом, профессором. Докторскую диссертацию защитил в 1987 на тему «Морфо-функциональная характеристика эндотелия сосудистой стенки в норме и при атеросклерозе» по специальности патофизиология На кафедре клинической лабораторной диагностики работает с 1989 года. Возглавляет кафедру с 1992 года. С 1993 по 2004 г был главным внештатным лаборантом Министерства здравоохранения РФ. Вице-президент Национального общества клинической лабораторной диагностики, главный редактор научно-практического журнала «Лаборатория. Журнал для врачей». По совместительству работает профессором на кафедре биофизики РГМУ, возглавляет курс клинической лабораторной диагностики. Автор нескольких монографий и учебных пособий, патентов, руководитель 6 докторских и 17 кандидатских диссертаций. Основные научные интересы связаны с клинической биохимией, иммунохимией, гемостазом, лабораторными приборами и вопросами организации лабораторной службы.

Морозова Виктория Тазаретовна
Профессор, д.м.н. Заслуженный деятель науки РФ, Председатель Союза научных обществ клинической лабораторной диагностики стран Содружества. Врач по специальности «лечебное дело», окончила ординатуру, работала заведующей КДЛ, на кафедре с 1960 г. С 1976 по 1993 гг заведовала кафедрой. В 1971 г. В.Т. Морозова была назначена внештатным главным специалистом по лабораторной службе Минздрава СССР, она проработала на этой должности до распада СССР. Автор нескольких монографий и учебных пособий, в том числе настольных книг периода становления лабораторной службы. Морозова В.Т. - Ведение больных в условиях поликлиники. Медгиз. М. 1969 г. ; Марцишевская Р.Л., Морозова В.Т. - Лекарственные препараты, применяемые при заболеваниях системы крови. Справочник. Медгиз. М. 1971 г.; Морозова В.Т. - Лабораторная диагностика лейкозов. Медгиз. Л. 1977 г. Руководитель 3 докторских диссертаций, бессменный Ученый секретарь впервые созданного Диссертационного совета по специальности 14.00.46 «Клиническая лабораторная диагностика». Основные научные интересы сосредоточены в области лабораторной гематологии, общеклинических исследованиях, гемостазе, изоиммунологии, организации лабораторной службы.

Луговская Светлана Алексеевна
Профессор, д.м.н. Руководитель Московского научного общества. Врач по специальности «лечебное дело», окончила ординатуру и аспирантуру на кафедре клинической лабораторной диагностики ЦОЛИУВ, работала ассистентом, доцентом,в том числе на кафедре иммунологии В 1998 г защитила докторскую диссертацию по специальности 14.00.46 «Клиническая лабораторная диагностика». Тема диссертации « Характеристика гемопоэза при опухолевых и реактивных пролиферациях моноцитов/макрофагов». Более 10 лет возглавляла московское общество клинической лабораторной диагностики, член редколлегий журналов «Клиническая лабораторная диагностика», «Лаборатория». Автор нескольких монографий и учебных пособий: «Гематологический атлас», «Лабораторная гематология», «Гематологические анализаторы…», «Иммунофенотипирование в диагностике гемобластозов», электронной версии гематологического атласа. Основные ее интересы связаны с лабораторной гематологией, цито- и иммуногематологией. Ей удалось внедрить в практическую работу кафедры иммунофенотипирование больных с гемобластозами, на этой основе создать профильный цикл тематического усовершенствования и тем самым способствовать внедрению этого подхода в КЛД страны

Шабалова Ирина Петровна
Профессор, д.м.н. Врач по специальности «лечебное дело», окончила ординатуру на кафедре. Работала научным сотрудником в Онкологическом НИИ им. Герцена, в Онкологическои НИ центре им академика Н.Н.Блохина, на кафедре с 1990 г. Докторскую диссертацию по специальности клиническая лабораторная диагностика на тему «Интерактивные программы и молекулярные исследования для оптимизации цитологической диагностики» защитила в 2002 г. Автор «Цитологического атласа» в разделах «диагностика заболеваний молочной железы» и «Диагностика заболеваний шейки матки», а также нескольких монографий и уч. пособий. Под руководством И.П.Шабаловой созданы уникальные электронные учебники-справочники для цитологов по разным локализациям патологического процесса. Ею впервые удалось перевести подготовку цитологов на электронные носители. Она руководитель нескольких кандидатских диссертаций, возглавляла московское общество специалистов клинической лабораторной диагностики, член диссертационного совета, ряда редколлегий журналов. Основные научные интересы сосредоточены в области цитологии, цитохимии, иммуноцитохимии. Консультант в нескольких клинико-диагностических лабораториях ЛПУ Москвы

Авдеева Нина Алексеевна - доцент, к.м.н., врач высшей категории. Пришла на кафедру из КДЛ военного госпиталя им. Н.Н. Бурденко в 1980 г, организовала цикл «Лабораторная диагностика неотложных состояний». Курирует наиболее ответственный цикл «Актуальные вопросы лабораторной службы …» для главных специалистов. Область интересов клиническая биохимия, гемостазиология, неотложные состояния, КОС. Участник создания Типовой программы, Квалификационных тестов, Квалификационных характеристик. Автор кн. «Коагулологические синдромы».

Шевченко Нина Григорьевна - доцент, канд. мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1966 г., после окончания клинической ординатуры, аспирантуры. Хранит и развивает традиции преподавания клинической биохимии, вопросы гормональной регуляции метаболических процессов, контроль качества лабораторных исследований. Участвовала в создании Типовой программы для врачей КДЛ, Квалификационных требований и Квалификационных тестов.

Миронова Ирина Ивановна - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1967 г. Уникальный специалист в области общеклинических исследований, ее монографии «Общеклинические исследования (моча, кал, ликвор, эякулят)», «Атлас осадков мочи» и другие стали настольными книгами специалистов лабораторной службы всей страны и ближнего зарубежья. Бессменный хозяйственный ассистент на кафедре.

Почтарь Маргарита Евгеньевна - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1993 г. Заведующая учебной частью кафедры. Помимо кафедры работает заведующей гематологическим отделением КДЛ ГКБ им. С.П.Боткина. Автор книг «Гематологический атлас», «Лабораторная гематология», «Цитохимическая диагностика …», «Ретикулоциты» и других. Основные интересы связаны с лабораторной гематологией

доцент Назарова Елена Константиновна.
Специализация - лаб. д-ка урогенитальных инфекций

Щетникович Клавдия Александровна. - врач-педиатр по образованию, доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1978 г. после окончания клинической лрдинатуры. Ответственный куратор подготовки клинических ординаторов и интернов. Сфера интересов - клиническая биохимия, гемостаз, контроль качества лабораторных исследований, неотложные состояния. Организовала цикл «Лабораторная диагностика для врачей КДЛ в педиатрии». Участник создания Типовой программы, квалификационных тестов.

Ройтман Александр Польевич - доцент, кандидат мед. наук, работает на кафедре с 1995 г. Окончил аспирантуру на кафедре. Совмещает на 0,5 ставки должности доцента в РГМУ, директора медцентра «Профи-клиник» и коммерческого директора ЗАО «Детстом 1». Руководитель нескольких кандидатских диссертаций, организатор нескольких научных конференций. Основные интересы - клиническая биохимия.

ассистент Романова Людмила Андреевна - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1991 г. Автор книг «Общеклинические исследования (моча, кал, ликвор, эякулят)», «Атлас осадков мочи». Совмещает на 0,5 ставки должность доцента в РГМУ и работу врача общеклинического отделения КДЛ ГКБ им С.П.Боткина. Активно использует компьютерные технологии в учебном процессе. Основные интересы связаны с общеклиническими цитохимическими исследованиями.

Ракова Наталия Геннадиевна ассистент, кандидат медицинских наук, - доцент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 1998 г.после окончания ординатуры и аспирантуры. Совмещает на 0,5 ставки должности доцента в РГМУ. Организатор и куратор циклов «ИФА в КДЛ» и «ПЦР в КДЛ». Автор книг «Иммуноферментный анализ в клинико-диагностических лабораториях» и «Лабораторная диагностика мужского бесплодия».Область интересов - молекулярная диагностика.

ассистент Джангирова Татьяна Владимировна - ассистент, кандидат мед. наук, врач высшей категории, работает на кафедре с 2004 г. Окончила ординатуру на кафедре, имеет богатый опыт практической работы. Автор книг «Цитологический атлас», «Выпотные жидкости». Активно консультирует цитологические исследования в ряде КДЛ Москвы. Основные интересы в области морфологических исследований, особенно по цитологии

ассистент Касоян Карине Тимуровна - ассистент, кандидат мед. наук, работает на кафедре с 2004 г. Окончила ординатуру и выполнила кандидатскую диссертацию на кафедре. Автор книги и электронного учебника «Цитологический атлас. Диагностика заболеваний шейки матки». Активно работает в области компьютерных технологий, преподает на кафедре «Медицинские компьютерные системы в МИФИ.

Страница в разработке

№ п/п индекс

Наименование цикла и контингент курсантов

Вид обучения Форма обучения

Период проведения цикла

Число слушателей на цикле

Продолжитель-ость обучения (менс)

Число курсанто-месяцев

ПП (стажировка

Клиническая лабораторная диагностика (Клиническая биохимия).

Клиническая лабораторная диагностика. (Гематологические, общеклинические и цитологические исследования). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

ПЦР анализ в клинико-диагностических лабораториях. Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Лабораторная диагностика

Фельдшеры-лаборанты, медицинские технологи.

Клиническая лабораторная диагностика (Исследование системы гемостаза). Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика. (Актуальные вопросы клинич. лаб. диагностики и организация лабораторной службы).

Главные специалисты и зав. КДЛ

Вопросы подготовкиспециалистов клинической лабораторной диагностики

Преподаватели кафедр КЛД

Иммуно-ферментный анализ в КДЛ.

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика.

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

ОУ, выездной

Клиническая лабораторная диагностика.

ОУ (стажировка

Клиническая лабораторная диагностика.

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

ОУ, выездной

Клиническая лабораторная диагностика (Клиническая биохимия).

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика. (Гематологические, общеклинические исследования).

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика (Высокие лабораторные технологии).

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Клиническая лабораторная диагностика. (Избранные разделы цитологической диагностики).

Зав. КДЛ, врачи и биологи клинич. лаб. диагностики.

Министерство здравоохранения и социального развития
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра клинической лабораторной диагностики

ЦИКЛЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ РМАПО (Москва)

# Наименование курса Вид
обучения
Срок обучения
1 Клиническая лабораторная диагностика (врачи - профессиональная переподготовка) Очное 4 месяца
2 Цитология (врачи - профессиональная переподготовка) Очное 4 месяца
3 Клиническая лабораторная диагностика биологи - общее усовершенствование Очное 500 уч. час
4 Избранные разделы цитологической диагностики (врачи КЛД) Очное
сертификат
1 месяц
5 Контроль качества лабораторных исследований (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
6 Клинико-лабораторное исследование эякулята (зав. КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
7 Методы исследования системы гемостаза (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
8 Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций (врачи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
9 Иммуноферменный анализ в КДЛ (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
10 ПЦР в КДЛ (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
11 Проточная цитометрия в диагностике гемобластозов (врачи и биологи клинич. лаб. диагностики) Очное
ТУ
12 дней
12 Гематологические исследования в КДЛ (зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) ОУ 18 дней
13 Изосерологические методы исследований (врачи станций переливания крови Очное ОУ
Сертификат
1 месяц
14 Клиническая лабораторная диагностика. Гематолог. и общеклинич. исследования (зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) Очное ОУ
Сертификат
1 месяц
15 Клиническая лабораторная диагностика. Гематологические, общеклинические и цитологические исследования (зав.КДЛ и врачи клинич.лаб.диагностики) Очное ОУ
Сертификат
2 месяца
16 Клиническая биохимия (зав. КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики) Очное ОУ
Сертификат
1 месяц
17 Высокотехнологичные лабораторные исследования / зав.КДЛ и специалисты клинич.лаб.диагностики/ Очное
ТУ
12 дней
18 Лабораторные информационные системы (ЛИС) Очное
ТУ
12 дней
19 Клиническая лабораторная диагностика (выездной цикл) - программа уточняется в соответствие с пожеланиями местных руководителей лабораторной службы Очное ОУ
Сертификат
1 месяц
20 Интернатура по клинической лабораторной диагностике Очная 1 год
21 Ординатура по клинической лабораторной диагностике Очная 2 года

Хозрасчетные циклы организуются по мере формирования малых групп. Все циклы длительностью более 100 учебных часов дают право сдавать сертификационный экзамен. По окончании более коротких циклов выдаются дипломы (свидетельства) государственного образца

ЦИКЛЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ РМАПО, ОРГАНИЗУЕМЫЕ НА ХОЗРАСЧЕТНОЙ ОСНОВЕ (Москва)

# Название Вид и
Форма обучения
Продолжительность обучения
1 Клиническая лабораторная диагностика
(врачи и биологи, стажировка, профессиональная переподготовка, общее усовершенствование)
Очное
ПП
в течение 4 месяцев
2 Лабораторная цитология Очное
СУ
месячный
3 Контроль качества лабораторных исследований
Очное
ТУ
2 недели
4 Клинико-лабораторное исследование эякулята
/зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики/
Очное
ТУ
2 недели
5 Методы исследования системы гемостаза
/ зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики /
Очное
ТУ
2 недели
6 Лабораторная диагностика урогенитальных инфекций / врачи клинич. лаб. диагностики / Очное
ТУ
2 недели
7 Иммуноферменный анализ в КДЛ / зав.КДЛ и врачи клинич. лаб. диагностики / Очное
ТУ
2 недели
8 Проточная цитофлуориметрия в диагностике гемобластозов Очное
ОУ
2 недели
9 ПЦР в КДЛ /врачи и биологи клинич. лаб. диагностики/ Очное
ТУ
2 недели
10 Клиническая лабораторная диагностика Выездной
СУ
месячный

Хозрасчетные циклы организуются по мере формирования малых групп.
Все циклы длительностью 1 месяц и более дают право сдавать сертификационный экзамен. По окончании более коротких циклов выдаются дипломы (свидетельства) государственного образца.

Для включения в хозрасчетные циклы требуется заявка в форме гарантийного письма.

Циклы усовершенствования на хозрасчетной основе

Страница в разработке

История кафедры клинической лабораторной диагностики ведется с доцентского курса, который был организован Екатериной Андреевной Кост в 1925 г. в составе курсов усовершенствования Мосгорздрава на базе больницы имени С.П.Боткина.


Кост Екатерина Андреевна 1898 г.р., по окончании Медицинского факультета Московских высших женских курсов, работала врачом-интерном в Психиатрической клинике, в Госпитальной терапевтической клинике экстешом, интерном, ординатором, с 1921 г. ассистентом. В 1917 г. была призвана на военную службу, заведовала лабораторией 6-го Венерического Госпиталя. В 1920-192I гг. работала в клинике и заведовала лабораторией при больнице им. Семашко. С В 1922 г. организовала и заведовала лабораторией Туберкулезного отделения при Медведниковской больнице. В 1925г. перешла на работу в больницу им. С.П.Боткина заведующей больничными лабораториями. Работала в комиссиях мосздрава, наркомата Здравоохранения по организации лабораторного дела. Будучи ассистентом кафедры терапии написала монографию «Геморрагические диатезы», М., Медгиз. 1924 г., за которую получила степень кандидата медицинских наук. Создала кафедру клинической лабораторной диагностики в ЦИУ, которой руководила более 40 лет.

В составе ЦИУВ кафедра клинической лабораторной диагностики организационно была оформлена в 1936 г. Кафедра всегда размещалась в больнице им. С.П. Боткина. Известно ее пребывание в туберкулезном бараке, затем во 2-ом хирургическом корпусе совместно с основной частью лаборатории больницы, в 1955 г. кафедра вместе с лабораторией была переведена в 28 корпус, где они занимали 1-ый и 2-ой этажи до 1989 г., а затем переместилась в 17 корпус, освободившийся после перевода неврологических отделений больницы в другие корпуса.

Стенко Мария Ивановна ассистент кафедры, преподавала гематологию, консультировала больных. Ее канд. диссертация посвящена морфологичес-кому исследованию раневого экссудата.
Во время Великой Отечественной войны кафедра готовила врачей для лабораторий в тылу и для госпиталей (доценты Е.А. Кост и Варвара Николаевна Топарская, ассистенты Анна Моисеевна Гинсбург, М. И. Стенко). Е.А. Кост в составе бригады главного хирурга Совет-ской Армии Н.Н. Бурденко выезжала на фронт для оказания помощи лабораториям госпиталей.
До 1956 г. на кафедре существовали циклы по лабораторной диагностике для военных врачей, которых готовили на должность начальника клинико-диагностической лаборатории окружных военных госпиталей.


Занятия с военными врачами
ведет Илья Савельевич Цыпкин
Практические занятия по клинической
биохимии в послевоенный пеориод

В послевоенное время на кафедру пришло поколение фронтовиков Мария Николаевна Шалфеева, Нина Ивановна Бокуняева, Илья Савельевич Цыпкин. Лекции по клинической биохимии читала доцент Варвара Николаевна Топарская, практикум вела ассистент Нина Алексеевна Наумова, позднее Галина И. Лихтер. Руководила кафедрой Е.А. Кост (на фото - в центре).

В 60 гг. на смену поколения фронтовиков на кафедру пришли новые сотрудники. В 1960 г. пришел доцентом Григорий Григорьевич Газенко. Он исполнял обязанности заведующего учебной частью. На должность ассистента была зачислена Виктория Тазаретовна Морозова, прошедшая клиническую ординатуру (1955-1957 г.) на этой кафедре. По окончании аспирантуры Алла Сергеевна Циркина была оставлена на кафедре преподавать клиническую биохимию. В 1964 г. на кафедру зачислили Ромуальду Леонардовну Марцишевскую, окончившую клиническую ординатуру на этой же кафедре в 1961 г. С 1966 по 1976 гг кафедру возглавляла Елизавета Дмитриевна Пономарева, которая перешла с должности доцента кафедры терапии ЦОЛИУВ. В 1967 г. должность ассистента заняла Ирина Ивановна Миронова. Спустя некоторое время на должности ассистентов были зачислены к.м.н.Мария Андреевна Куклина. к.м.н. Лариса Иосифовна Кальнова и к.м.н. Нина Григорьевна Шевченко.


60 годы Н.Г.Шевченко и В.Т.Морозова
в кабинете М.М.Стенко
Циркина Алла Сергеева доцент в 80-90гг
руководила отделением клинической биохимии

1985 г. В первом ряду преподаватели кафедры И.И.Миронова, Н.Г.Шевченко, Р.Л.Марцишев-ская, В.Т.Морозова, А.С.Циркина, М.А.Куклина, Н.А.Авдеева, К.А.Щетникович, С.А.Луговская
В.Т.Морозова в 1976 г. прошла конкурс на заведование кафедрой. А.С. Циркина возглавила биохимическое отделение, на должность ассистента пришла Нина Алексеевна Авдеева (1980 г.). Обязанности заведующей учебной частью перешли к Р.Л. Марцишевской. По окончании клинической ординатуры на кафедре были оставлены три врача - Светлана Алексеевна Луговская, (аспирантура), Татьяна Николаевна Соболева и Клавдия Александровна Щетникович (старшие лаборанты).
В 1989 г. В.Т.Морозовой для обеспечения возросших потребностей в подготовке врачей-лаборантов г. Москвы дополнительно удалось получить 5 ставок преподава-телей. Должность профессора занял д.м.н. Владимир Владимирович Долгов, пришед-ший с кафедры патофизиологии, доцентов - к.м.н. Сергей Сергеевич Раков, перешел с кафедры биохимии ЦОЛИУв, к.м.н. Елена Константиновна Назарова, перешла с ка-федры организации здравоохранения, к.м.н. Ирина Петровна Шабалова, пришедшая из ГКБ № 15, ассистента - Елена Олеговна Смолиговец, работавшая до того старшим лаборантом. В 90 гг на кафедру были приняты ассистентами Маргарита Евгеньевна Почтарь (училась в ординаторе на кафедре) Александр Польевич Ройтман (после аспи-рантуры), Наталья Геннадиевна Ракова (окончила ординатуру), Людмила Андреевна Романова (окончила интернатуру), в этом столетии - Татьяна Владимировна Джангирова (училась в ординаторе) и Карине Тимуровна Касоян (училась в ординаторе) .
1990 г. Цикл «Лабораторная диагностика неотложных состояний. Преподаватели кафедры (первый ряд) В.В.Долгов, М.А.Куклина, В.Т.Морозова, И.И.Миронова, С.С.Раков, Н.А.Авдеева и К.А.Щетникович с курсантами

В 1992 г возглавил кафедру профессор В.В.Долгов, а заслуженный деятель науки, д.м.н. В.Т.Морозова перешла на должность профессора кафедры. За последние 15 лет докторские диссертации по специальности клиническая лабораторная диагностика защитили С.А.Луговская, И.П.Шабалова (профессора), С.С.Раков. Кандидатские диссертации защитили М.Е.Почтарь, А.П.Ройтман, Н.Г.Ракова, Л.А.Романова (все доценты), Т.В.Джангирова, К.Т.Касоян (ассистенты кафедры). Готовят к защите диссертации аспиранты и старшие лаборанты кафедры В. Смирнова, М.Федорова, Е.Наумова, А.Бугров, В.Шутов, М.Тропская.

Адрес: 125101 Москва, 2-й Боткинский проезд, 5, больница им.С.П.Боткина, корпус 17, кафедра клинической лабораторной диагностики

Институт профессионального образования ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) создан с 1 декабря 2013 года на основании решения Ученого совета Университета (протокол № 8 от 14 ноября 2013 года) в целях организации деятельности по повышению квалификации и профессиональной переподготовки медицинских кадров (приказ Ректора Университета от 4 декабря 2013 года № 896/Р). В его состав вошли: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов; инновационных образовательных технологий); кафедры, реализующие программы ДПО; отдел аспирантуры; отдел ординатуры.

Директором института профессионального образования назначена - профессор, доктор медицинских наук .

В настоящее время в состав Института профессионального образования входят: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов); кафедры, реализующие программы ДПО.

Институт профессионального образования осуществляет подготовку специалистов практически по всем врачебным специальностям. На его базе ежегодно повышают квалификацию более 15 тысяч работников практического здравоохранения. Кроме обучения слушателей, профессорско-преподавательский состав осуществляет подготовку специалистов в ординатуре, аспирантуре и докторантуре. К преподавательской деятельности привлечены высококвалифицированные специалисты, имеющие ученую степень кандидата или доктора медицинских наук. Обучение проводится более чем по 50 врачебным специальностям.

Кафедры института профессионального образования располагаются не только на базах Клинического центра Университета, но и на клинических базах ведущих Научно-исследовательских институтов, научных центров РАН, крупных городских клинических больниц, поликлиник, роддомов и диспансеров. Это дает возможность преподавателям помимо проведения теоретических занятий, демонстрировать современные диагностические и лечебные методики и знакомить слушателей с последними достижениями медицинской науки и практики.

Обучение медицинских работников проводится с использованием симуляторов и тренажеров, что позволяет проводить отработку практических навыков на более высоком уровне.

Институт профессионального образования активно участвует в организации и проведении обучения с применением дистанционных образовательных технологий, а также обучении с применением образовательного сертификата, онлайн-курсов.

С их помощью проходят обучение врачи Астрахани, Ярославля, Ростова, Тулы, Липецка, Белгорода, Пензы, Брянска, Таймыра, Якутска, Ингушетии и ряда других городов Российской Федерации.

Институт профессионального образования активно участвует в пилотных проектах, реализуемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, Департаментом здравоохранения города Москвы:

Пилотный проект по подготовке врачей общей практики для медицинских учреждений г. Москвы по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»

Пилотный проект «О присвоении статуса «Московский врач» по специальностям «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Психиатрия», «Рентгенология», «Гастроэнтерология», «Клиническая фармакология», «Судебно-медицинская экспертиза», а с 01 апреля 2019 года - «Клиническая лабораторная диагностика» на базе Методического центра аккредитации специалистов.

Институт профессионального образования организует и постоянно проводит специальный экзамен для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ, а также экзамена по допуску к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала.