Отчет студента во время педагогической практики. Отчет о педагогической практике материал на тему. о педагогической практике

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Я, Позняк Елена Николаевна, проходила педагогическую практику в СОШ №8 г. Мозыря в период с 05.09.2010 по 24.10.2010 г.

Педагогическая практика началась с установочной конференции в университете. Нам объяснили цели и задачи практики. В этот же день состоялась беседа с групповым руководителем, на которой нам рассказали основное направление педагогической деятельности студентов-практикантов: овладение методикой проведения уроков, умение активизировать деятельность учеников в урочное время.

За мной был прикреплен 9 «А» класс, в котором 27 ученика. В этом классе я проходила практику в качестве учителя-предметника.

Классным руководителем этого класса является Дайнеко Елена Владимировна. Она познакомила меня с планом воспитательной работы в 9 «А» классе.

Основная цель, которая была поставлена в начале практики – это выработать профессионально-педагогические умения и навыки.

В первую неделю я посетила уроки физкультуры у учителя-предметника Сенько И.Г. с целью изучения методики проведения уроков, ознакомления с типами, целями и задачами уроков, структурой урока, наблюдения за организацией дисциплины и поддерживанием внимания учащихся, исследования методов и приемов объяснения нового материала, организации самостоятельной работы учащихся. Посещение уроков помогло мне при подготовке и проведении своих уроков, написании планов-конспектов.

Также я посетила уроки истории, математики, истории, белорусского языка и др. в 9 «А» классе с целью ознакомления с учащимися этого класса и учеником, на которого была написана психологическая характеристика.

В соответствии с индивидуальным планом я провела 13 уроков, 11 из которых были зачетными.

В процессе проведения учебных занятий мною были приобретены профессионально-педагогические умения и навыки, включающие в себя умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих учебных занятий и определять обучающие, развивающие и воспитательные цели урока, умение определять тип и структуру урока, умение готовить к занятиям необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, умение оформлять план-конспект урока и других видов учебных занятий, умения и навыки использования разнообразных приемов установления порядка и дисциплины учащихся в начале урока, умение придавать работе над пройденным материалом повторительно-обучающий характер, умение использовать устные, письменные и практические упражнения по применению полученных знаний на практике и многие другие.

Также я посетила уроки, проводимые студентами-практикантами с целью наблюдения за организацией дисциплины и поддержания внимания учащихся в процессе изложения нового материала, за организацией осмысления и запоминания учащимися новых знаний на уроке, за организацией работы учащихся с учебником при закреплении нового материала, за умением практикантов ставить проблемные вопросы в процессе обучения, за умением использовать дополнительный материал в качестве приема активизации познавательной деятельности учащихся и др. Это позволило мне сравнить методику проведения своих уроков с уроками моих товарищей.

У меня сложились очень хорошие отношения с учащимися.

На протяжении всей практики я поводила методики с классом для написания психологической характеристики.

Таким образом, во время прохождения педагогической практики в школе я провела всю необходимую учебно-воспитательную работу. Педагогическая практика оказала положительное влияние на развитие моих профессиональных личностных свойств и качеств. Я научилась осмысленно применять психолого-педагогическую теорию в реальных условиях школьного обучения и воспитания. Был получен опыт в подготовке и поэтапной разработке учебных занятий, умения и навыки в определении темы, целей и задач урока, а также в правильном подборе необходимых учебно-наглядных пособий.

Главным своим достижением и успехом в ходе практики считаю приобретение педагогической уверенности и осмысленности своих действий в ходе урока, чего мне определенно не хватало на начальном и пробно-тренировочном этапах практики. Считаю, что педагогическая практика такого рода достаточно эффективна, помогает овладеть педагогической умелостью в целом; такую педагогическую практику следует продолжать использовать для подготовки будущих учителей-предметников и в дальнейшем.

После прохождения педагогической практики я отметила для себя очень много интересных вещей. Первое, это то, что мое отношение к профессии педагога изменилось в положительную сторону. Второе, вопреки тому, что я не представляла себя в роли учителя, то теперь я понимаю, что у меня для этого куча задатков.

Специальность «030100 - Информатика» Института образования и социальных наук Северо-Кавказского Федерального Университета

Андреева Светлана Николаевна.

Отчёт о педагогической практике студентки 6 курса в 7-х классах муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края (с 27.09.2013 г. по 19.01.2014 г.)

В период с 27.09.2013 г. по 17.01.2013 г. я, Андреева Светлана Николаевна (фото 1) проходила педагогическую практику на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края в 7-х классах. Коллектив данного общеобразовательного учреждения, оказался очень добрым, отзывчивым, искренним, творческим и позитивным (фото 2).

В процессе педагогической практики, согласно плана посетив уроки, я смогла ознакомиться с педагогическим опытом учителей школы, который помог мне вырабатывать творческий, исследовательский подход к моей будущей профессиональной деятельности.

Не без помощи методиста, благодаря учебной практике я научилась планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и тематическим планом, овладела навыками методической обработки материала и его письменного изложения (в форме тематического, поурочного планирования, конспекта урока).

В ходе педагогической практики, я научилась ставить конкретные цели каждого урока, и формулировать учебные задачи, обоснованно конструировать и реализовывать выбранные объём, логическую структуру, выбирать различные типы уроков, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, различая их частные и общие цели, организовывать деятельность учащихся на уроке, управлять ею и оценивать ее результаты.

Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики (фото 3) присутствуют одиннадцать компьютеров, девять из которых находятся в рабочем состоянии, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.

Основными целями прохождения практики являлись:

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников в 7-х классах (фото 4). Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя - это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя в 7 “a” классе (фото 5). Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

Во время прохождения практики меня очень сильно интересовала жизнь школы в целом. Мне пришлось немного отклониться от плана практики. Это мне позволило увидеть много интересного. Я с интересом побывала на занятиях кружка “Казачий двор”, который посещают дети 7 “a” класса, здесь был показан “Обряд сватовства” (фото 6). Меня очень заинтересовал элективный курс в 3 классе “Образовательная робототехника”, где ребята с интересом слушают о создании робототехники, о видах роботов, воспроизведение звуков и управление звуком, о движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком касания и многое другое.С наибольшим интересом ребята во время элективного курса увлекаются программированием и функционированием робота. Меня так увлекло занятие робототехникой, что я просто не смогла удержаться и сама решила, вмести с ребятами собрать очередную модель робота (фото 7, 8, 9, 10).

Мною были проведены:

  • 24 урока информатики в 7-х классах: из них 2 зачетных;
  • Викторина “Лучший информатик”.
  • Игра “КВН по информатике”
  • Новогоднее представление “Восточная страна
  • Родительское собрание на тему: “Возрастные особенности подростков”.
  • Классный час на тему “Как избежать конфликта в семье”.

Мною были подготовлены:

1. Отчёт о педагогической практике;

2. 12 планов-конспектов проведенных уроков;

3. письменный педагогический анализ одного посещенного урока;

4. 2 сценария мероприятия по информатике;

5. сценарий классного часа;

6. дневник педагогической практики;

7. индивидуальный план с отметкой методиста о его выполнении;

8. психолого-педагогическая характеристика класса;

В процессе проведения этих мероприятий совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

07.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована викторина «Лучший информатик» (фото 11). Основные цели мероприятия - проверка знаний учащихся по математике и информатике, популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта, развитие у учащихся командного духа, навыков общения и совместной деятельности, привитие интереса к информатике как элементу общечеловеческой культуры.

Передо мной стояли следующие задачи: создать условия для повышения познавательного интереса к предмету, формировать культуру общения «учитель» - «ученик», «ученик» - «ученик». Все цели и задачи были выполнены в ходе викторины, большую помощь в этом оказало применение ИКТ. Всё мероприятие проходило на высоком эмоциональном уровне, все учащиеся команд активно приняли участие в викторине. Засядько Ирину заинтересовал 1 тур викторины «Математическая разминка», Сахно Ивану и Беднову Вячеславу понравился 2 тур викторины конкурс капитанов «веселые вопросы», Исаджиевой Сабринее и Авторхановой Индире понравился 3 тур викторины «Занимательные задачи», особенно интересным для всех ребят, принимающих участие в викторине, оказался 4 тур викторины «Инфомарофон». В конце викторины каждый участник получил сладкий приз, так как победила дружба.

24.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована игра «КВН по информатике» (фото 12). Основные цели - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу информатики.

Задачи: развитие памяти, эрудиции, творческих способностей, логического мышления учащихся; воспитание у учащихся взаимовыручки, умение работать в команде, ответственности в достижении цели.

Для игры участникам команд были предложены карточки для разминки, задание для капитанов (Камышанов Андрей и Лукьянцов Константин), вопросы для конкурса «Кто кого» (Николайчук Андрей и Гнездилов Иван), рисунок для творческого конкурса (Исаджиева Сабрина и Логвинова Анастасия, вопросы для болельщиков.

В творческом конкурсе рисунков нарисованный с помощью графического редактора Pain был лучшим признан рисунок Исаджиевой Сабрины (фото 13).

Самой дружной командой оказался 7 класс, который стал победителем игры «КВН по информатике».

14.01.2014г.на одном из зачетных уроков (фото 14, 15, 16) в компьютерном классе был проведен урок познаний в 7-м классе «Документ как информационный объект». Основной целью данного урока познаний было познакомить учащихся с новыми терминами, сформировать навыки использования компьютерной техники, развивать творческие способности, внимание, память, логическое мышление, интерес к современным информационным технологиям, воспитывать творческое восприятие мира через технические средства обработки документальной информации. На уроке использовалась презентация по данной теме урока.

Учащиеся всего класса приняли активное участие в уроке познаний. На уроке учащиеся вспомнили прекрасную пору - это пору детства, когда появившийся на свет младенец такой маленький, беззащитный и беспомощный. Он не умеет ни говорить, ни ходить. Мы с ребятами на уроке выяснили, какой самый первый в жизни и очень важный документ, только что родившийся малыш получает? (СВИДЕТЕЛЬСТВО)

Затем мы с ребятами поняли, что существуют и другие немало важные документы, которые удостоверяют личность при достижении 14-летнего возраста (ПАСПОРТ), а также существуют другие документы, которые содержать необходимую информацию (СПРАВКА ОТ ДОКТОРА, ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ, ДИПЛОМ, АТТЕСТАТ и другие). Ребята благодаря этому уроку познаний запомнили, что документы принято оберегать от воды и от огня, от порчи и расхищения, так как они являются источниками информации, хранят исторические, технические, медицинские и другие данные. В документах содержатся текстовые, числовые и графические данные.

Учащиеся класса на уроке познаний познакомились с такими новыми терминами, как документ и электронный документ.

Для того, чтобы на уроке познаний ребята почувствовали себя настоящими программистами я им предложила поработать над интересными электронными заданиями за компьютером. Ведь многие из них понимают, что для того чтобы научиться работать за компьютером, необходимо владеть всеми его устройствами.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 22 Г. КАЛИНИНГРАДА

236039 Г. Калининград,
Новый Вал, 23, тел/факс: 64-65-42
e-mail: [email protected]

Характеристика студентки 4 курса факультета филологии и журналистики БФУ им. И.Канта
Лавренчук Натальи Станиславовны

Лавренчук Наталья Станиславовна проходила педагогическую практику в МАОУ гимназии № 22 города Калининграда в период с 13 февраля по 7 марта 2013 года.

За период прохождения практики в школе вела уроки русского языка в 7 классе «Г» по программе С.И. Львовой и В.В. Львова.

Наталья Станиславовна продемонстрировала хорошее знание методики преподавания русского языка, умение применить на практике полученные знания. В процессе работы использовала разные методы подачи материала: индивидуальные, групповые, письменные и устные. Каждый урок был систематически пройден с классов на основе планов-конспектов, подготовленных на базе методического пособия и учебника. Провела 6 уроков русского языка в 7 классе «Г» по темам: «Наречие в тексте», «Наречие в словосочетании и предложении», Обобщение по теме «Наречие», «Подготовка к контрольному диктанту», «Служебные части речи. Предлог». А также дала два урока по развитию речи. Зачетный урок проходил по теме: «Обобщение о наречии».

Наталья Станиславовна проявила себя, как старательный и ответственный педагог. Ей удалось привлечь внимание класса к предмету русского языка и поддерживать атмосферу внутренней дисциплины и доброжелательности. Ученики принимали активное участие в диалоге с преподавателем: работали у доски, отвечали на вопросы, выполняли домашнее задание. Особенное внимание Наталья Станиславовна уделила развитию речи учащихся на уроке по «Подготовке к сжатому изложению». Проявила активное участие в формировании творческого мышления учащихся. Провела групповой анализ социальной активности и успешности класса.

Наталья Станиславовна всегда откликалась на просьбы учителя, оказывая помощь в организации работы класса во время вынужденного отсутствия преподавателя.

Педагогическая практика студенткой пройдена полностью.
Оценка за педагогическую практику - 5 (отлично).

Директор МАОУ гимназии № 22 Н.Н. Шпигель

Учитель русского языка и литературы А.А. Конюхова

Отчет о прохождении педагогической практики
Лавренчук Натальи Станиславовны с 22.02.2013 по 7.03.2013.

За время прохождения практики я научилась систематически организовывать план урока, рационально распределять время и свободно ориентироваться в учебном материале по ходу урока. Очень важным испытанием для меня стало поддержание внутреннего спокойствия и выработка стрессоустойчивости. Так как в отношениях класса и учителя было несколько эмоционально накаленных ситуаций, мне понадобилось удержать себя в спокойном и уверенном состоянии духа, чтобы собраться и вести занятия. Ещё один очень важный навык, над выработкой которого я поработала - это удержание внимания аудитории. Я думаю, что у меня получилось «ещё раз» пробудить у ребят интерес к русскому языку. Надеюсь, что мне удалось в понятной и доступной форме повторить и объяснить ребятам материал по теме «наречия» и «служебные части речи», привлечь их интерес к развитию творческого мышления при выполнении краткого изложения текста. Практика стала для меня прекрасной возможностью для повторения ранее изученного теоретического материала.

Я, Карцев Анатолий Михайлович, студент 3 курса заочного отделения факультета физической культуры и спорта, проходил производственную психолого-педагогическую практику по месту работы в должности учителя по физической культуре с 01 сентября 2017 по 07 января 2018 года в МБОУ СОШ им.А.М.Селищева с.Волово Липецкой области.

Практика в школе является одним из этапов профессиональной подготовки. Этот вид практики позволил непосредственно включиться в различные виды профессиональной деятельности педагога-психолога, непосредственно познакомится с их спецификой. Практика дала возможность проверить степень своей готовности к психолого-педагогической деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества. Практика ориентирует на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

Цель практики – формирование готовности к практической психолого-педагогической деятельности, к целостному выполнению функций педагога-психолога, ознакомление с основными направлениями деятельности педагога-психолога в школе.

Достижение цели осуществлялась в ходе решения важнейших задач:

Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы;

Ознакомление со спецификой содержания и организации учебно-воспитательного процесса в школе;

Формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и в не учебных занятий и мероприятий.

В течение практики в школе:

1) ознакомился с организацией деятельности педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы и их непосредственным осуществлением в практической психолого-педагогической работе, с документацией психолога данного учреждения, проанализировал план работы педагога-психолога;

2) ознакомился с системой учебно-воспитательной работы педагога-психолога в школе, проанализировал разделы учебно-воспитательной работы применительно к возрастным особенностям и задачам развития детей;

3) принимал непосредственное участие в осуществлении педагогом-психологом школы практической деятельности (диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, психолого-просветительской работа, и т. д.,присутствовал на консультациях, проводимых педагогом-психологом;

4) провёл эмпирическое исследование личности школьника, составил её психологическую характеристику и разработал психологические рекомендации по возможным направлениям развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

высшего образования

Кафедра психологии

Документация

Карцев Анатолий Михайлович

Курск,2017

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»

Кафедра психологии

Дневник прохождения педагогической практики

Карцев Анатолий Михайлович,

Специальность - физическая культура и спорт

Курск 2017

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»

Кафедра песихологии

Отчет

О прохождении педагогической практики

Карцева Анатолия Михайловича

Студента 3 курса заочной формы обучения

Специальность физическая культура и спорт

МБОУ СОШ им.А.М.Селищева с.Волово

(место прохождения практики, наименование учреждения)

Курск 2017

Я, Карцев Анатолий Михайлович, студент 3 курса заочного отделения факультета физической культуры и спорта, проходил производственную психолого-педагогическую практику по месту работы в должности учителя по физической культуре с 01 сентября 2017 по 07 января 2018 года в МБОУ СОШ им.А.М.Селищева с.Волово Липецкой области.

Практика в школе является одним из этапов профессиональной подготовки. Этот вид практики позволил непосредственно включиться в различные виды профессиональной деятельности педагога-психолога, непосредственно познакомится с их спецификой. Практика дала возможность проверить степень своей готовности к психолого-педагогической деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества. Практика ориентирует на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.

Цель практики – формирование готовности к практической психолого-педагогической деятельности, к целостному выполнению функций педагога-психолога, ознакомление с основными направлениями деятельности педагога-психолога в школе.

Достижение цели осуществлялась в ходе решения важнейших задач:

Ознакомление с системой построения работы педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы;

Ознакомление со спецификой содержания и организации учебно-воспитательного процесса в школе;

Формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и в не учебных занятий и мероприятий.

В течение практики в школе:

1) ознакомился с организацией деятельности педагога-психолога в школе: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы и их непосредственным осуществлением в практической психолого-педагогической работе, с документацией психолога данного учреждения, проанализировал план работы педагога-психолога;

2) ознакомился с системой учебно-воспитательной работы педагога-психолога в школе, проанализировал разделы учебно-воспитательной работы применительно к возрастным особенностям и задачам развития детей;

3) принимал непосредственное участие в осуществлении педагогом-психологом школы практической деятельности (диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, психолого-просветительской работа, и т. д.,присутствовал на консультациях, проводимых педагогом-психологом;

4) провёл эмпирическое исследование личности школьника, составил её психологическую характеристику и разработал психологические рекомендации по возможным направлениям развития личности.

В ходе прохождения психолого-педагогической практики мне удалось добиться выполнению поставленных целей: провёл эмпирическое исследование личности школьника, составил психологическую характеристику ученика и разработал рекомендации по возможным направлениям развития школьника; была осуществлена работа с коллективом; практическая работа в школе позволила систематизировать и углубить полученные ранее знания по психологическим и педагогическим дисциплинам; во время практики я получил умения и навыки подбирать психодиагностический инструментарий, анализировать и корректировать программы коррекционной и развивающей работы. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о психолого-педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями. Задача оказалась довольно энергозатратной, их реализация требовала от меня прикладывания определённых усилий, на некоторых этапах я обращался за непосредственной помощью к школьному педагогу-психологу. Педагогический коллектив в школе доброжелательный, учителя никогда не отказывали в помощи, часто помогали по выполнению той или иной работы. В процессе, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и др. дисциплин, а также свой личный педагогический опыт работы в школе.

В целом, я оцениваю свою практику отлично. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт, углубил свои знания в психологии и педагогике, взаимодействовать с педагогическим коллективом школы и со школьным психологом в частности.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»

Кафедра психологии

Характеристика личности ученика

Карцев Анатолий Михайлович

Студент заочной формы обучения 3 курса,

Факультета физической культуры и спорта

Факультетский руководитель:

Курск 2017

Коровкин Кирилл Дмитриевич является обучающимся 7 «Б» класса МБОУ СОШ им.А.М.Селищева с.Волово. он родился 24 июня 2004года в городе Липецк.

В 1 класс поступил в 2009 году. Кирилл проживает в полной семье, состоящей из мамы, папы и младшего брата. Папа Кирилла работает в полиции участковым, мама в декретном отпуске по уходу за ребенком. Положение Кирилла в семье определяет как человека, которого понимают и уважают. Семейное воспитание основывается на взаимном доверии и понимании. Вследствие чего можно судить о правильности основной линии семейного воспитания.

Коровкин Кирилл - способный ученик, но занимается не в полную силу. Он обладает аналитическим складом ума. Ему легко даются предметы физико-математического цикла, он изучает математику на повышенном уровне.

Кирилл увлекается игровыми видами спорта, принимает участие в школьных спортивных соревнованиях.

Он внимателен в выборе друзей, поддерживает ровные отношения с одноклассниками. Спокойный, сдержанный, он требователен к себе и друзьям, ценит справедливость, ответственен за свои поступки, в конфликты старался не вступать, поступает всегда обдуманно. Имеет свои твердые убеждения.

Свободное время проводит разнообразно, увлекается компьютером, музыкой, хорошо рисует, на протяжении ряда лет занимался в кружке «Юный мастер», у него хорошо развито творческое воображение, фантазия. Он читает много познавательной литературы.

Кирилл трудолюбив, старается добросовестно выполнять возложенные на него обязанности и поручения.

Класс в котором учится Кирилл очень спортивный и подвижный, поэтому большее предпочтение отдают уроку физическая культура, очень хорошо успевают по предметам, таким как математика, русский язык, история, биология, информатика, робототехника.

Кирилл одинаково хорошо успевает по разным предметам. Он имеет оценки как хорошо, так и отлично, что обусловлено его обширным кругозором. Он с уверенностью излагает свои мысли, благодаря хорошему словарному запасу. В общении со сверстниками очень красноречив. Проведя методику «Самосознание (Самооценка)», можно с уверенностью сказать самооценка Кирилла имеет высокий уровень, что соответствует реалистичной или адекватной самооценке.

На момент исследования конфликтов у Кирилла со сверстниками не наблюдалось. Кирилл не пользуется авторитетом в классе. Он ребенок среднего звена. Особый интерес он проявляет к информатике, робототехнике, географии, биологии, истории. Он всегда задает много вопросов по интересующей его теме! Учебный материал усваивает с малыми трудностями, быстро, но старательно выполняет домашнее задание. У него очень хорошо развита память.

Кирилл ответственно относится к трудовой деятельности. Он доводит до конца любое начатое им дело.

По методике «Ценностные ориентации» У.В.Кала и В.В. Раудика наиболее важным для Кирилла в настоящий момент являются такие жизненные ориентиры как спорт, друзья, семья.

Кроме этого представляются для него важными такие цели в жизни, как кино, учение, телевидение. Кирилл считает, что в его жизни может присутствовать, а могут и отсутствовать следующие цели жизни: театр, изобразительное искусство, общественная работа, радио.

Кирилл очень ответственный и всегда пунктуален, мечтает окончить школу и поступить в МВД как когда-то его отец, много старается в спортивном направлении, так как там при поступлении нужно сдавать нормативы. Он не раз выступал на олимпиадах, соревнованиях, постоянный участник ВФСК ГТО, у него имеется золотой значок. Он всегда старается выполнить все в срок, никогда не опаздывает на урок, всегда приветлив и улыбчив. Кирилл записан на все кружки и секции, неделя расписана по часам. Ему очень нравится что-то новое. Требования учителей выполняет охотно и без пререканий. Очень часто занимается с учителями точных наук. На переменах ведет себя спокойно, дисциплинированно. Есть время на подготовку к другим предметам.

Проведя методику Е.Б.Фанталовой, я понял, что он смотрит в будущее очень уверенно. Для себя он выбрал свободу как независимость в поступках и действиях, обуславливая это тем, что не хочет быть зависимым от родителей. Для него важно также наличие хороших и верных друзей, и счастливая семейная жизнь. Менее значимые для него являются здоровье, красота природы и искусства, творчество. Кирилл очень уверенно отвечает на вопросы и правильно для себя расставляет приоритеты. Это, безусловно, помогает ему идти по жизни.

К учебе Кирилл относится очень добросовестно. Всегда выполняет домашнее задание. По отношению к себе очень скромный.

Проведя методику «Коммуникативные и организаторские склонности», я получил следующие результаты: Испытуемый, получил оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Он не стремятся к общению, чувствует себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои способности, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

Кирилл чувствует себя уверенно на уроках в школе и обычно в жизни. Он считает себя уравновешенным, энергичным, любознательным. Он обладает средним уровнем развития личности.

Таким образом, в ходе проделанной мною работы по изучению личности Коровкина Кирилла я установил, что его достоинства - это, прежде всего большее чувство ответственности, воспитанность, честность.

В результате исследования я выяснил, что преобладающим стилем лидерства у Кирилла является либеральный. Можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют, что им делать. Отсутствие похвалы и наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы. В ситуации конфликта он предпочитает такие формы поведения как сотрудничество и компромисс, что очень хорошо. Что касается способности сознательно управлять собственными действиями и состоянием, то для него характерен высокий уровень развития настойчивости и самообладания. Познавательная активность, как личностное свойство и ситуативное качество, характеризуется высоким уровнем развития.

Дальнейшая работа с Кириллом должна основываться на дальнейшем развитии таких психических процессов как внимание, память, воображение.

Для развития внимания можно применить упражнение "Скрытая подсказка".

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом. Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется. Задача водящего - отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание. Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно. - Прошу подсказать первую букву, - обращается он к играющим. Это его право - требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова "К". Как же подсказать ее, прямо не называя? Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому- нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "компас", другой - "сурок", третий - "капля". Во всех трех словах повторяется буква "К". Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее. - Давайте вторую букву! - требует он. Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "урок", "слон", "крот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить. Если отгадчик будет внимателен и не запутается в наших подсказках, то мы предоставим ему право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного нами слова, мы снова заставим его водить: пусть еще потренирует свое внимание.

Для развития памяти можно применить упражнения "Маленький жук".

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле). Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

Для развития воображения можно применить упражнения «Шкатулка со сказками».

Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».

Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:

«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:

-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки кружки, и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.

Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.

Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный университет»

Кафедра психологии

Карцев Анатолий Михайлович

студент заочной формы обучения 3 курса,

факультета физической культуры и спорта

Факультетский руководитель:

Курск 2017

Индивидуальный план-отчет практики

Фамилия, имя, отчество Карцев Анатолий Михайлович

Факультет Физической культуры и спорта

Направление подготовки 44.03.01-44.03.05 «Педагогическое образование»

Курс 3 Форма обучения за очная

Вид практики производственная

Тип практики практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Раздел практики практика по получению первичных профессиональных умений и навыков по психологии

Способ проведения: стационарная

Форма проведения: рассредоточено

Наименование и место расположения организации – базы практики МБОУ СОШ им.А.М.Селищева с.Волово

Период прохождения практики 1.09.2017 – 7.01.2018

Руководитель практики от КГУ_______________________________________________

Индивидуальное задание на период практики:

Провести эмпирическое исследование личности школьника, составить её психологическую характеристику и разработать психологические рекомендации по возможным направлениям развития личности.

Рабочий график (план) проведения практики

Отметка о согласовании содержания и планируемых результатов практики

№ п/п

(типовые задания для текущего контроля)

Дата

Подпись руководителя практики

Участие в работе установочной конференции

01.09

Разработка методического блока исследования личности обучающегося

04.09

Знакомство с работой принимающей организации

04.09

Знакомство с учениками, составление индивидуальной программы эмпирического исследования личности

04.09

Проведение эмпирического исследования личности школьника, на основании наблюдения за его поведением в процессе урочной и внеурочной деятельности

05.09-29.12

Исследование особенностей личности обучающегося с помощью психодиагностических методик

08.09-12.10

Беседа с классным руководителем и педагогами школы

04.09-

Обработка полученных эмпирических данных

07.01

Разработка психологической характеристики личности обучающегося

01.09-07.01

01.09-07.01

Подготовка отчетной документации по практике

01.09-07.01

Планируемые результаты практики

(оценивается выполнение типовых заданий из фонда оценочных средств для промежуточной аттестации)

Код компетенции

Этап формирования компетенции

Результаты прохождения практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОП (копируется из рабочей программы практики )

Отметка о выполнении и подпись руководителя практики от КГУ

ОК-6

Способность к самоорганизации и самообразованию

Знает:

Структуру самосознания, его роль в жизнедеятельности личности.

Виды самооценки, уровни притязаний, их влияния на результат образовательной, профессиональной деятельности;

Этапы профессионального становления личности;

Этапы, механизмы и трудности социальной адаптации;

Психологическую сущность самоорганизации и самообразования в педагогической деятельности;

Приемы самообразования при освоении методик для изучения личности обучающегося;

Умеет:

- осуществлять самоорганизацию и самообразование в ходе выполнения педагогической деятельности ;

Осуществлять самостоятельный подбор методик для изучения личности обучающегося;

Осуществлять самостоятельный поиск рекомендаций для личности обучающегося;

Самостоятельно оценивать роль новых знаний, навыков и компетенций в образовательной, профессиональной деятельности;

Самостоятельно оценивать необходимость и возможность социальной, профессиональной адаптации, мобильности в современном обществе;

Планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов анализа, оценивать и прогнозировать последствия своей социальной и профессиональной деятельности.

Владеет:

- приемами самоорганизации и самообразования при выполнении педагогической деятельности,

Приемами психологического изучения личности обучающегося;

Навыками познавательной и учебной деятельности, навыками разрешения проблем;

Навыками поиска методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Формами и методами самообучения и самоконтроля

ОПК-1

Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

Знает:

- социальную значимость своей будущей профессии;

Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

Основные механизмы социализации личности.

Умеет:

- сознавать социальную значимость своей будущей профессии;

Обосновать свою профессиональную позицию в отношении психологических проблем личности обучающегося в процессе образовательной практики;

Проектировать образовательный процесс, соответствующий общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

Создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

Владеет:

- способами пропаганды психологических знаний в педагогической деятельности в ходе профессионального просвещения учащихся;

Различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

Способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения.

ОПК-2

Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

Знает:

Сущность обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

Методы выявления индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации образовательных программ одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения.

Умеет:

- осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся ;

Осуществлять изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося;

Осуществлять изучение личности обучающегося с особыми образовательными потребностями;

Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения;

Владеет:

- техникой и технологией осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

- технологией осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

Методами выявления индивидуальных особенностей обучающихся и разработкой рекомендаций по формированию его личности;

Современными психолого-педагогическими технологиями, основанными на знании законов развития личности и поведения.

оценка по практике 5 (отлично)

Руководитель практики

От профильной организации ______________/Фомичева Н.В

(подпись)

Руководитель организации ______________/Подоприхина Т.А

(подпись)

М.П.

Руководитель от КГУ ____________________/Беспалов Д.В

(подпись)

Итоговая оценка по практике _______________________________________

Заведующий кафедрой ___________________/ Сарычев С. В. /

(подпись)

Отзыв

о прохождении педагогической практики

Карцев Анатолий Михайлович студент заочной формы обучения 3 курса, факультета физической культуры и спорта Курского государственного университета, обучающийся по направлению «Педагогическое образование», в период с 1 сентября по 7 января 2017 года проходил педагогическую практику в МБОУ СОШ им.А.М. Селищева с.Волово.

За время прохождения практики показал сформированность компетенций через следующие умения и владения:

Умеет обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся.

Умеет решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Умеет организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности.

Карцев Анатоллий Михайлович качественно и своевременно выполнял все виды работ , предусмотренные программой практики:

Провел психологические методики. Наиболее удачная работа - коммуникативные и организаторские склонности. За время прохождения практики Анатолий Михайлович проявил себя как активный, исполнительный, инициативный, ответственный педагог-организатор. Всегда готов был прийти на помощь, с детьми добр, отзывчив.

Руководитель практики от учреждения ____________Фомичева Н.В.

Руководитель образовательного учреждения _______Подоприхина Т.А.

1

Жиркова З.С. 1

1 ФГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск

Одной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких, как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценки деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату. В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.

педагогическая практика

профессиональная деятельность

мониторинг

формирование

рефлексия

результат

1. Андреев В.И.Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. – М., 1995.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 148 с.

3. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 345 с.

4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 144 с.

5. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика 1990. – Т. 5. – 528 с.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

    Практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

    Выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой .

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу-чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности .

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

    Способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

    Разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

    Формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

    Развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

    Формирование предметной области, рефлексивной культуры;

    Овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Прежде чем приступить к анализу качества выполнения студентами основных функций учителя, преподавательской деятельности, рассмотрим трактовки понятия «мониторинг».

В.И. Андреев рассматривает мониторинг как «систему диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций самообразования образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».

Матрос Д.Ш., Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова определяют образовательный мониторинг таким образом: «это система организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» .

Таким образом,мониторинг качества образовательного процесса - это наблюдение за состоянием его развития в целях оптимального выбора задач и методов образования.

Технологии мониторинга качества образовательного процесса включают в себя три основных этапа:

    Контроль образовательного процесса;

    Его оценку по различным параметрам;

    Аттестацию образовательного процесса в целом.

Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Анкета качества учебного занятия должна моделировать основные признаки урока, лекции, семинара. Только обеспечив необходимое качество измерителя, можно производить оценки качества педагогической деятельности .

Анкета, разработанная А.И. Севруком и Е.А. Юниной весьма доступна и очень удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства. Анкета характеризуется оптимальным количеством пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.

Нами было проведено исследование качества образовательного процесса с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной , при прохождении студентами преддипломной практики по дополнительной квалификации «Преподаватель» Педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.

Для анализа качества занятий практикантов, было проведено анкетирование студентов по пунктам анкеты матрицы (таблица).

Пункты анкеты

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2009-2011 учебный год

1. Цель эксперта

2. Уверенно владеет учебным материалом

3. Качественная речь

4. Ненасильственные приемы обучения

5. Устанавливает межпредметные связи

6. Использует:

а) социальный опыт

б) раздаточные наглядные материалы

в) динамические дидактические материалы

7. Дает разноуровневые задания

8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов

9. Поощряет:

а) инициативу и самостоятельность обучающихся

б) индивидуальные учебные достижения обучающихся

10. Реализует экзистенциальную направленность образования

11. Обращает внимание на качество речи обучаемых

12. Во время заканчивает урок, занятие

13. Использует приемы педагогических технологий:

а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения

б) проблемного обучения

в) диалогового обучения

г) рефлексивного обучения

д) коллективной мыслительной деятельности

е) здоровьесберегающие методики

В таблице показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами и суммарное количество полученных баллов по учебным годам. Диаграмма построена на основе обобщенных данных анкетирования по 36 занятиям, проведенным студентами-практикантами в разных учебных группах и пока-зывает осредненные по всем наблюдениям данные о качестве образовательного процесса по учебным годам. Данные о качестве образовательного процесса по учебным годам решают задачи получения информации обратной связи (проблему контроля) и соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблему оценки). Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания. Из таблицы видно, что сумма полученных баллов практикантами составляет в среднем половину от максимального количества, но затрагивает самые важные пункты анкеты. Это говорит о подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом. Практикантами использованы ненасильственные приёмы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, Широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы. Умело использовали интерактивную доску, качественные презентации и слайды. На всех занятиях эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии, в которых активно участвовали студенты. В конце каждого занятия проводились рефлексии практикантов и студентов.

По матрице (см. таблицу) можно определить, какие из пунктов анкеты не реализованы на занятиях, например: практиканты испытывали трудности, связанные с установлением связи с другими предметами, с интеграцией учебного материала из разных сфер знаний, жизнедеятельности человека. На занятиях недостаточно используют стимулирование: аргументации ответов, поощрения инициатив и самостоятельности, индивидуальных учебных достижений студентов. Не реализованы приемы педагогической технологии проблемного обучения и формы коллективной мыслительной деятельности.

В ходе анализа исследования мы выявили пригодность анкеты для наиболее важных обобщенных оценок качества педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:

Аманбаева Л.И., д.п.н., профессор педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Работа поступила в редакцию 11.04.2012.

Библиографическая ссылка

Жиркова З.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ – ПОДГОТОВКА К ОСНОВНЫМ ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-2. – С. 360-364;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»