Развитие связной речи детей посредством. «Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности». Приёмы работы по формированию связной речи

Актуальный педагогический опыт

Развитие связной речи детей посредством

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинирован вида №8 г. Шебекино»

Шебекино

1. Информация об опыте ……………...3

2. Технология опыта …………………..8

3. Результативность опыта……………17

4. Библиографический список ……….18

5. Приложение к опыту ………………19

Информация об опыте

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, речи, тической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит .


Условия возникновения опыта.

Педагогическая деятельность с детьми по данному опыту осуществляется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино ».

Работая с детьми, педагог обнаружила, что речь детей недостаточно развита, характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами. Дети были пассивны в ходе обсуждения текста, допускали ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, нуждались в постоянной помощи воспитателя. Проанализировав исходную ситуацию и проведя диагностические обследования, педагог пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию связной речи. Ребенок находится большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие связной речи в нужное русло. Но так как в организованной достаточное количество занятий по развитию речи, то необходимо было найти другие формы работы. В ходе работы изучив методическую литературу по данной теме, наблюдая за играми детей, педагог пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте игра является основным . Уже самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем, развивается речь, а также они учат их играть.


Актуальность опыта.

К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Эффективным средством развития связной речи детей могут стать дидактические игры, т. е. игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Главная их особенность: задания ребенку предлагаются в игровой форме. Актуальность состоит в том, что дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся друг с другом.

Итак, актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра:

Учит составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; учит связно рассказывать по

предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствует навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Совершенствует умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

В работе с детьми были обнаружены противоречия:

Между необходимостью повышения уровня развития связной речи дошкольников и в неполном объеме использования эффективных средств дидактической игры.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития связной речи детей, оказание помощи ребенку адаптироваться в окружающем мире с помощью дидактической игры.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом велась в течение трех лет, с момента обнаружения противоречия между желаемым результатом и действительным до момента выявления результативности опыта, с 2012 по 2015 год.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы в организации деятельности детей (занятия, беседы, обсуждения проблемной ситуации, чтение , рассказывание, игровая деятельность, а также в свободной деятельности детей).

Теоретическая база опыта.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей и самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенности развития связной речи изучались, и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.

По определению, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок овладевает грамматическими средствами и моделирует эту действительность. Закономерности развития связной речи с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно формированию связной речи, изменение ее функции зависит от содержания, условий, форм обучения ребенка с окружающим, определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также, .


В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов, показали, что происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности со взрослыми, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит. Являясь сторонницей и последовательницей взглядов на значение родного языка и развития ребенка, она особо отмечает роль чувственных восприятий и развития языка и мышления ребенка. Ею создан ряд дидактических игр с оборудованной куклой, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря и развитию связной речи. Она подчеркивает, что дидактические игры преследуют не только цель развития речи детей, - значение их шире. Живое участие детей воспитывает в них коллективные навыки, дисциплинирует их, упражняет память, внимание, волю. принадлежит ряд дидактических игр, созданных с целью обучения детей цвету, форме, размеру; создан последовательный дидактический материал для игр, в основном направленный на развитие органов чувств у детей, где игры с материалом построены по принципу парности: две палочки, две вазочки, отличающихся друг от друга незначительными признаками. ценила дидактические игры за то, что они дают возможность упрощать сложные жизненные ситуации, позволяют воспитателю развивать логическое мышление, способность анализа и синтеза, суждений, простейших умозаключений, что помогает осознать существенные связи между предметами и явлениями. В силу этого дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствуют повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки. Ценность дидактических игр она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка. считала, что дидактические игры вызывают к деятельности все умственные способности в их единстве, среди них первоначальными являются сенсорные способности. но не сами по себе, а в связи с речью. В дидактической игре развивается не одна какая-нибудь функция или способность, а вся личность ребенка в совокупности физических и психических сил, что очень важно для умственного воспитания.

Галина Кизяковская
Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.

1слайд. Прекрасная речь, когда она как ручеек, бежит среди камней, чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток, и восклицать : «О, как же ты красива» .

2слайд. Актуальность проблемы речевого развития : «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас» . Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно .

3слайд. Согласно Федеральному государственному образованию стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «…речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонетического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».

4слайд. Поэтому, исходя из этих предпосылок я считаю, что если в работе по обучению детей связной речи использовать приемы мнемотехники , то это поможет ребенку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить , рассказывать, выражать свои мысли.

5слайд. Учитывая практическую значимость и актуальность темы опыта, поставила цель и задачи, привязанные решить выше изложенную проблему.

Целью моей работы является : развитие связной речи детей , посредством использования мнемотехники .

6слайд. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

1. Внедрить технологию «Мнемонику » в образовательный процесс.

2. Совершенствовать условия для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов.

3. Формировать интонационную выразительность речи , развивать диалогическую речь , в процессе использования приёмом мнемотехники .

4. Сформировать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблицам .

5. Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

6. Создать картотеку «Мнемотаблиц » , обеспечивающих систему работы в группе по развитию речи .

7 слайд. Для решения поставленных целей и задач использовались следующие методы :

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ регулятатов.

9 слайд. Для начала проработала следующие этапы работы с мнемотаблицами .

1 этап : рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап : осуществляется перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап : после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказы по заданной теме самостоятельно

10 слайд. Реализация моей работы по развитие проходит в несколько этапов.

1) Мотивационный этап.

Цель : стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении , активности речи .

На данном этапе выделяются следующие задачи :

Развитие диалогической речи .

Развитие информационно-коммуникативных умений.

Развитие умений спорить , убеждать, приходить к общему.

Для реализации данного этапа использовала следующие методы :

Сюрпризный момент

Создание проблемной ситуации

Решение исследовательской задачи

Проблемного вопроса

Формы воздействия : ситуация общения, образовательные ситуации поддерживании в самостоятельной деятельности ребенка, коллективные обсуждения проблемы.

11 слайд. 2-этап накопления содержания общения и речи .

Цель : обогащение представлений по теме.

Задача :

Обогащать и активировать словарный запас детей .

Воспитывать инициативность и активность речевой и познавательной деятельности.

развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничество.

Методы работы : Наглядность, показ, демонстрация, словестные методы, чтение и рассказывание.

Практические методы : Организация исследовательской деятельности, изготовление поделок и атрибутов для игр, упражнение в умении, отгадывание ребусов, сочинение загадок.

12 слайд. 3-этап освоение речевых форм и коммуникативных умений.

Цель : Передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуаций речевых формах с использованием формул речевого этикета.

Задачи :

Составлять описательные повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение в процессе доказательства, развитие звуковой культуры речи , интерес к литературе.

Методы : Пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, коллективное составление рассказа и т. д.

13 слайд. 4-этап - творческий :

Цель-развитие самостоятельности и творчества речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками. На данном этапе детям очень нравится создавать на основе других мнемотаблиц свои собственные .

14 слайд. Бесспорно, базой для развитие речи становится дошкольной учреждение. Именно, в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников. Главной и отличительной чертой совершенного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи . Дети моей группы не исключение, уровень развития их речи так же требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности разработала план работы с родителями.

15 слайд. Цель : повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие родителей.

Задачи, которые я поставила перед собой :

Вовлечение родителей в процесс речевого развития детей .

Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей .

Способствовать созданию домашних условиях речевой предметно-развивающей среды .

17 слайд. Таким образом, систематическая работа по оформлению связной речи детей с использование не традиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работы с родителями воспитанников дает свои результаты.

18 слайд. Результаты работы :

1. Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировалось внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

2. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предположения.

3. Речевая активность повысилась, они с желанием общаются с товарищами и взрослыми.

4. Появился интерес к заучиванию стихов.

5. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей .

19 слайд. Итак, обучение детей для меня –это увлекательное занятие, но и трудоёмкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовление наглядных пособий. Поэтому, нужно как можно раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя методы мнемотехники .

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки Слайд 1 Визитная карточка Добрый день, уважаемая аттестационная комиссия. Я Кононова Юлия Валерьевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка».

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ посредством использования метода «рисуночного письма» Проблема овладения родным языком является одной из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания подрастающего поколения. Где развитие.

Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники» 1 слайд Визитная карточка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №7 Майорова.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Проблема На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень.

Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, вы все со мной согласитесь, что дошкольный возраст - самый благоприятный период для того, чтобы.

Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников.

Пересказ- осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно.

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах И.Е.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, Р.И.Габовой и других.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи,подражает ему. Тексты содержать образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Одним из самых дискуссионных направлений в вопросе приобщения детей к чтению во все времена было и остается изучение круга чтения дошкольника. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

Они должны иметь воспитательную ценность;

Полноценное и доступное содержание;

Разнообразие жанров;

Четкая композиция;

Простой, но богатый язык;

Небольшой размер.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Требования, указанным выше, отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина, В.Осеевой и других.

Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используются, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закреплении в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка.

Требования к пересказам детей таковы:

    Осмысленность

    Полнота передачи текста

    Последовательность и связность пересказа

    Плавность пересказа, отсутствие пауз.

6.Выразительная и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Грамматическая структура произведения.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание. Часто старшие дошкольники начинают пересказ с завязки, опуская разного рода описания. Это объясняется тем, что в памяти детей ярче сохраняется то, что сильнее задело чувства. Это нисколько не противоречит тому, что дети, если в их представлениях есть яркий образ, иногда дополняют свой пересказ описанием, которого может и не быть, например, в сказке. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста придумывают яркие описательные загадки (например, "Ярко-красная, душистая, сладкая, в траве растет, сама в рот просится"). Сравнивая знакомые предметы, дошкольники дают полноценные описания не только при наличии предметов, но и по представлению. В процессе наблюдений выяснилось, что если у детей есть представление о предмете или явлении, описываемом в рассказе, то они без затруднения и с интересом дают его описание. Если же внимание детей сосредоточено на сюжете, то они пропускают описательные места. Следовательно, для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.

Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Всеобъемлющий гений Пушкина и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя, черпавшего содержание и силу из творческих недр народа.

Горький говорит, что сказки открывали перед ним просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила; что устная поэзия трудового народа той поры, когда поэт и рабочий соединились в одном лице, эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка (Макарова В.Н).

Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать, рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам логики» (Швайко, Г.С.).

В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.

В сказках о животных главным персонажем, естественно, являются животные (иногда им противостоит человек). В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа (животные здесь, как правило, добрые помощники героя), в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально – бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля… В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах – землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных. В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа – древняя феодальная Русь. Унаследовав фантастику рассказов древнего человека, сказки, по существу, говорят не о природе, не о взаимоотношениях с ней, а о жизни человека в обществе, о нем самом.

Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Ее воплощением в сказках о животных нередко является волк. Его глупость – глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости – вот что утверждают сказки…

Противником волка выступает лиса. Это «кумушка – голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывают наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но хитрость, смекалка соседствуют у нее с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса – такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда. И за эти поступки она жестоко расплачивается.

Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных: добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь, строптивая коза – дереза. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые звери и птицы. Ведь те удивительней победа (Швайко, Г.С.).

В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего Кощей Бессмертный – страшный, сильный старичище, похищающий женщин, Баба Яга – «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая – в левый», Змей Горыныч. Это может быть и «мужичок с ноготок – борода с локоток» и др. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны.

Но злое начало нередко воплощают в себе и человеческие персонажи: ненавидящая детей мужа мачеха, старшие брать героя.

Отрицательные персонажи создают в волшебных сказках стихию таинственности, страшного. Именно из-за этого волшебные сказки исключаются из детского чтения, взрослые слишком оберегают «сказочный», «идеальный» мир ребенка, нередко забывая, свой не только взрослый, но и детский интерес к этим сторонам жизни. Но разве это правильно? Хорошо писала М.И.Цветаева: «Разве дети ненавидят Людоеда за то, что хотел отсечь мальчикам головы? Нет, они его только боятся. Разве дети ненавидят Змея Горыныча? Бабу Ягу с ее живым тыном из мертвых голов? Все это – чистая стихия страха, без которой сказка не сказка и услада да не услада. Для ребенка, в сказке, должно быть зло».

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа (Макарова В.Н).

Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Ивана-царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка-бурка» приходит на помощь чудесный конь; Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака Журка и кот Васька…

Герои волшебных сказок летают на коврах-самолетах, бегают по земле в сапогах-скороходах, пользуются шапкой-невидимкой, едят со скатерти-самобранки.

Волшебные сказки – своеобразный вид устной приключенческой литературы народа. Сказочный герой путешествует в «тридевятое царство, тридесятое государство». Здесь его поджидают чудеса, неожиданные испытания, здесь ему нередко угрожает смерть. Но все в волшебных сказках заканчивается благополучно – чаще всего женитьбой Ивана-царевича или Ивана-дурака на распрекрасной царевне или королевне.

Именно благодаря волшебным сказкам утвердилось мнение, что во всех сказках все несчастья героя заканчиваются счастливо. Но ведь это далеко не всегда так, особенно если иметь в виду социально – бытовые, сатирические сказки, о которых речь впереди.

Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно в них проявилось сатирическое начало, выразившие симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат…

Осмеянию в социально-бытовых сказках, как и в сказках «Ерш Ершович», «Ворона-карабута», подвергались судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность, несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки («Шемякин суд»), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его не далекий, но богатый брат («Семилетка»).

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, высмеиваются зло и остро (например, в сказках «Горшеня», «Елевы шишки»), царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке «Царь и портной» царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Значительная часть социально-бытовых сказок принадлежит к числу антицерковных. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки «Церковная служба», «Безграмотная деревня», «Поп и дьякон», «Отец Пахом», «Похороны козла».

Народ видел недостатки и в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они высмеивают ленивых, глупых людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость, пьянство. «В них, - писал в статье «О народных сказках» В.Г.Белинский, - виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве» (Ушакова, О.С). Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, - начинает сказочник. – На острове Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто присказки юмористичны.

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жил-был…», «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался, было, бирюк в капкан…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). Повтор чаще всего бывает троекратным. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов.

В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет – улица, налево – переулочек». Так запечатлен бег богатырского коня: «Скачет конь выше лесу стоячего, ниже облака ходячего, озера меж ног пропускает, поля-луга хвостом устилает», а так передается красота: «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного для нас классического стиха Пушкина, Лермонтова, Некрасова с определенным количеством слогов и ударений в стихах и нередко рифмы; слогов же может быть разное количество. Например:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

Именно в том,

В котором мы живем,

Жил-был царь…

Некоторые сказки рассказывались полностью сказовым стихом. Таковы, например, сказки о козе – белой бороде, вороне-праведнице.

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок – живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую – волка.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот – Котофей Иваныч, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк – «из-за кустов хап», лиса – «на поле краса», медведь – «всем пригнетыш»…

В художественном произведении поэтические средства всегда используются целесообразно и экономно. Они являются и приметами жанра. Именно поэтому мы не встретим, например, в сказках о животных вместо их привычного зачина «Жили – были…» развернутого, фантастического зачина волшебной сказки. Это было бы художественно не целесообразно. Именно поэтому пышные «формульные» диалоги, которые ведут между собой персонажи волшебных сказок, отличаются от диалогов персонажей новеллистических сказок: в последние диалоги приближены к нашей живой, бытовой речи, хотя и не копируют ее.

Таковы русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Если иметь в виду только сюжеты сказок, то их – более тысячи, а опубликованных записей сказок около пяти тысяч. А сколько хранится в архивах!

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие (Алексеева, М.М).

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н.С.Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность (Алексеева, М.М.)

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи. Восприятие литературных и фольклорных произведении на втором году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек (Алексеева М.М.).

В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л.Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока.

Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В.Запорожцем, Д.М.Арановской, Т.А.Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношения к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он не редко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.

Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые последовательно изображают все основные события текста, а для старших – те, в которых ярче представлены действия и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их поступков.

Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что делают на картинке»? И приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, то есть действий персонажей. На просьбу «Расскажи о событиях, изображенных на картинке» и ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое.

Если ребенок дает картинке название, выраженное одним – двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза. (Алексеева М.М.)

Методика пересказыванию в разных возрастных для старших дошкольников.

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К.Д.Ушинского «Умей обождать», Л.Н.Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», Е.Пермяка «Как Маша стала большой» и другие (Короткова Э.П.).

Беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение- помочь детям понять и осмыслить содержания произведения. Без такой беседы дети иногда не понимают идею и смысл произведения.

В старшей группе широко применяется план пересказа (Дьяченко О.М.) .Это может быть готовый план, предложенный воспитателем, и план составленный воспитателем вместе с детьми.

Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения. К оценке пересказов привлекаются дети. Слушая анализ пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга. Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известным остальным. В этом случае,ребенок старается четче выстроить свой рассказ, следит за своей речью, часто дополняет его деталями. (Карпова С.Н.)

В подготовительной к школе групп значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить не сложные описания. Пересказывают русские народные сказки: «Лиса и Козел», «Четыре желания», К.Д.Ушинского «Утренние лучи», Л.Н.Толстого «Косточка», В.Овсеевой «Сосулькина вода», «Плохо» и другие. Повышаются требования к пересказу. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, подходят к оценке пересказов по следующим критериям: самостоятельность, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

Подготовка детей к описанию тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов. Применяется выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, выбранные детьми или отмеченные воспитателем), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

Публикация на портале «Мир дошколят»

Иванова Люция Прокопьевна

воспитатель первой категории

МБДОУ «ЦРР Детский сад «Чуораанчык»

с. Чурапча МО Чурапчинский улус (район)

Республика Саха (Якутия)»

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

Цель работы: состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики и обосновать педагогические условия его осуществления.

Исходя из поставленной цели, предмета, объекта и гипотезы сформулированы следующие задачи исследования:

1.Разработать и обосновать совокупность исходных положений. образующих теоретико-методологические основы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

2.Раскрыть сущность и содержание развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики

3.Определить критерии, показатели и уровни развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

4.Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики.

5.Разработать, опираясь на результаты исследования, методические рекомендации по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Новизна исследования:

Выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики

Определены критерии, показатели и уровни развития связной связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Разработан и апробирован комплекс педагогических условий обеспечивающий эффективность процесса связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики.

Теоретическая значимость исследования: мы в своей работе опирались на труды, таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Развитие связной речи – ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания, (описание, повествование, рассуждение). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Речевые проявления ребенка на первом году жизни составляют подготовительный этап формирования речи. Под влиянием эмоционального общения со взрослым, у ребенка в первые месяцы жизни возникают ответные голосовые реакции (их следует отличать от крика ребенка, который чаще всего не имеет функции общения, а представляет собой реакцию на неблагоприятное состояние. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи.

Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.

В чём значение бумагопластики в развитии детей?

Бумагопластика:

Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

Происходит развитие глазомера.

Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

В развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.

Она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Занятия по бумагопластике, начинают проводиться со 2-ой младшей группы. Форма работы подгрупповая, продолжительность одного занятия от 15минут в младшей группе, до 30 минут в старших группах.

Что необходимо для работы с бумагой?

Для работы нам необходима:

Цветная бумага, достаточно плотная;

Ножницы;

Кисточки для клея;

Немного воображения.

Теоретический анализ научно-исследовательских работ по проблеме развития связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики, опыт экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

  1. Работу над словом проводить при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.

2. Развитие связной речи происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей.

3. Все задачи развития связной речи решаются в единстве и в определенной последовательности.

4. Развитие связной речи эффективно проводится во взаимосвязи с продуктивными видами деятельности (рисование, лепка и т. д.).

МБДОУ «ЦРР Детский сад «Чуораанчык»
с. Чурапча МО Чурапчинский улус (район)
Республика Саха (Якутия)»

«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь

много ума, чтобы пользоваться им »

Г. Гегель.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки детей, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.