Специальные методы дифференциальной психологии. Классификация методов дифференциальной психологии. По уровню обобщенности полученных закономерностей

Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент).

Собственно психологические методы -- интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.), социально-психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности.

Психогенетические методы.

Существует несколько разновидностей психогенетических методов, но все они направлены на разрешение задачи определения доминирующих факторов (генетики либо среды) в формировании индивидуальных различий.

а. Генеалогический метод -- метод исследования семей, родо- словных, который использовался Ф.Гальтоном. Посылкой для использования метода является следующее: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Таким образом, изучая степень проявления определенного признака у родственников, можно определить, является ли данный признак наследуемым.

б. Метод приемных детей. Метод состоит в том, что в исследо-вание включают 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных и 3) биологических родителей. Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50\% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

в. Близнецовый метод. Начало методу близнецов положила статья Ф.Гальтона, вышедшая в 1876 г. -- «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания». Но начало реальных исследований в данном направлении приходится на начало 20-го столетия. Существует несколько разновидностей данного метода.

а) метод контрольных групп

Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (МЗ), образованных из одной яйцеклетки и одного спермия и имеющих практически полностью совпадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50\%. ДЗ и МЗ пары помещаются в идентичную среду. Сопоставление внутрипарного сходства у таких моно и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.

б) метод разлученной близнецовой пары

Метод основан на изучении внутрипарного сходства разлученных в раннем возрасте волею судьбы моно и дизиготных близнецов. Всего в научной литературе описано около 130 таких пар. Обнаружено, что разлученные МЗ близнецы обнаруживают большее внутрипарное сходство, нежели разлученные ДЗ. Описания некоторых пар разлученных близнецов иногда поражают идентичностью их привычек и предпочтений.

в) метод близнецовой пары

Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную» личность.

г) метод контрольного близнеца

Подбираются особо похожие монозиготные пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

Математические методы

Использование методов статистического анализа явилось одной из предпосылок выделения ДП в полноценную науку. Следует отметить, что и здесь одним из первопроходцев был известный англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для доказательства своей теории наследуемости гениальности.

Дисперсионный анализ -- позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей. Зачастую именно дисперсионный анализ дает основную психологическую информацию. Так, представим себе, что в двух студенческих группах средний балл, полученный на экзамене по общей психологии, составляет 4 балла. Но в первой группе были и тройки, и двойки, и пятерки, а вторая группа активно списывала и в результате все ее участники получили по 4. Абсолютный среднегрупповой результат одинаков для обеих групп -- 4 балла, но за ним стоит совершенно различный психологический смысл.

Индуктивная статистика. Основная задача индуктивной статистики -- определять, насколько статистически значимы различия между выборками.

Для этого определяют разность между средними значениями двух распределений показателей, отклонения от среднего значения и с помощью специальных критериев и формул производят расчеты. Так, к примеру, если мы имеем группу испытуемых, на которую было оказано воздействие, то с помощью индуктивной статистики можно определить, имеется ли статистически значимое различие в показателях, которые демонстрируют испытуемые до и после воздействия.

Корреляционный анализ. Устанавливает, во-первых, наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными (например, между ростом и весом ребенка, между уровнем интеллекта и школьной успеваемостью, между временем, затраченным на подготовку к экзамену, и полученной оценкой). Во-вторых, показывает, сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная) другого. Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого. Коэффициент корреляции -- это величина, которая может варьироваться в пределах от +1 до -1.

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.

Биографический метод - использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П.Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П.Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности.

Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

Автобиография - это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.

Дифференциальная психология -- это раздел психологии, изучающий психологические различия, как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Дифференциальная психология сильно изменилась с тех пор, как Гальтон основал свою Антропометрическую лабораторию, веху в изучении индивидуальных различий.

В настоящее время эта отрасль психологии фокусирует свои усилия на определении относительных влияний наследственности и окружающей среды на поведение.
В этой статье мы вкратце объясним историческое развитие дифференциальной психологии, опишем цели и методы этой дисциплины и выясним, как она отличается от психологии личности, и в какой-то степени очень близкой дисциплине.

Что такое дифференциальная психология?

Дифференциальная психология (также известная как аналитическая психология) — это дисциплина, которая занимается изучением индивидуальных различий. В этой дисциплине изучаются различия, существующие между людьми в области и личности. Создателем выражения был психолог Уильям Стерн.

Создателем выражения дифференциальной психологии был психолог Уильям Стерн

Его объектом изучения было бы описание, предсказание и объяснение межличностной, межгрупповой и внутриличной изменчивости в соответствующих психологических областях в отношении ее происхождения, проявления и функционирования.

Часто против общей психологии, которая имеет прямое отношение к изучению того, что существует у людей, определяется как один из великих дисциплин в психологии.

Общая психология использует экспериментальный метод (следовательно, он также известен как экспериментальная психология), основанный на парадигме ER (стимул-ответ) или EOR (Стимул-Организм-Ответ), тогда как дифференциальная психология использует главным образом метод корреляции, и основывается на парадигме OER (Организм-Стимул-Ответ).

История дифференциальной психологии

В середине девятнадцатого века монах Грегор Мендель провел первые генетические исследования. Используя горох, Мендель определил законы наследственности, сделал успехи в будущей концепции «гена» и придумал термины «доминирующий» и «рецессивный» в отношении наследуемости биологических признаков.
Несколько десятилетий спустя Фрэнсис Гальтон, родственник Чарльза Дарвина, стал пионером дифференциальной психологии и личности через развитие психометрии. Студент и протеже Фрэнсиса Гальтона, математик Карл Пирсон, внес фундаментальный вклад в области статистики.
Возникновение бихевиоризма повлияло на разложение дифференциальной психологии, появившееся в 1960-х и 1970-х годах с публикацией «Поведенческой генетики» Джона Фуллера и Боба Томпсона. Эти авторы ввели дифференциальные открытия в области генетики, которые объясняли такие явления, как мутации и полигенная передача.

Несмотря на достижения в дифференциальной психологии и поведенческой генетике, по-прежнему трудно отделить наследственные и экологические влияния, изучая человеческое поведение и ум.

Цели этой дисциплины

Основная задача дифференциальной психологии — количественно исследовать поведенческие различия между людьми. Теоретики и исследователи этой дисциплины намерены определить переменные, которые вызывают поведенческие различия и влияют на их проявления.
Дифференциальная психология фокусируется на трех типах вариаций:

  • Межличностных (различия между одним человеком и остальным)
  • Межгрупповых переменных, которые учитывают такие как биологический пол или социально-экономический статус.
  • Внутриличностные — сравнивают поведение человека. Того же человека во времени или в разных контекстах.

Несмотря на то, что дифференциальная психология часто путается с психологией личности, рассматриваемая отрасль исследует очень разные темы:

  • интеллект
  • мотивация
  • здоровье
  • ценности
  • интересы

Однако верно, что более детально известны вклады дифференциальной психологии в личность и интеллект.
С самого начала психология индивидуальных различий применялась в образовательной и профессиональной областях, хотя ее полезность зависит от исследуемых явлений. Также важно упомянуть обычную взаимосвязь дифференциальной психологии с евгеникой, которая направлена ​​на «улучшение» генетики популяций.

Методы исследования

Дифференциальная психология использует главным образом статистические методы; таким образом, мы работаем с большими выборками предметов и анализируем данные из многомерного подхода. Таким образом, вводятся элементы экспериментального контроля, которые позволяют устанавливать взаимосвязи между переменными. Широко распространено использование наблюдательных и экспериментальных методов.
Существует три типа исследований, характерных для дифференциальной психологии:

  1. Те, которые анализируют сходство между членами семьи
  2. Рисунки с животными
  3. Те, которые изучают людей в особых условиях.

Из этого последнего типа мы можем выделить исследования с усыновленными детьми, а также знаменитый случай дикого ребенка Аверона.
Среди семейных исследований выделяются исследования с монозиготными близнецами, поскольку они идентичны на генетическом уровне, и поэтому их различия зависят от окружающей среды. Однако, несмотря на очевидные преимущества такого метода исследования, трудно отличить относительные влияния конкретной и общей среды.
Генетические исследования животных могут быть полезны из-за высокой скорости размножения некоторых видов и простоты экспериментов, но они создают этические проблемы, и полученные результаты часто невозможно обобщить для людей.

В чем отличие от психологии личности?

В отличие от дифференциальной психологии, которая носит преимущественно количественный характер, психология личности фокусирует свои усилия на причинах, характеристиках и последствиях для поведения межличностной изменчивости.
С другой стороны, психология индивидуальных различий не только анализирует личность, но и интересуется другими аспектами, такими как интеллект, социально-экономические переменные и определенные модели поведения, например преступное поведение.


В терминах методологии дифференциальная психология в большей степени основана на исследованиях, которые ограничивают относительное влияние наследования и окружающей среды на определенные переменные. С другой стороны, психология личности использует в основном корреляционные и клинические методы. Оба акцентируют внимание на экспериментальной методологии.
В любом случае, объем изучения этих двух дисциплин часто перекрывается. В области темперамента и характера психология личности исследует множество аспектов вариаций поведения, в то время как дифференциальная психология количественно оценивает их и также относится к другим аспектам человеческой природы.

Материалы

Американская ассоциация психиатров (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.). Арлингтон: Американская психиатрическая публикация. pp. 123-154. ISBN 0890425558.
Шмитт А, Малхоу Б, Хасан А, Фалкай П (февраль 2014 г.). «Влияние факторов окружающей среды на тяжелые психические расстройства». Front Neurosci 8 (19). DOI: 10,3389 / fnins.2014.00019. PMC 3920481. PMID 24574956.
Хиршфельд, Р.М. Vornik, LA (июнь 2005 г.). «Биполярное расстройство — затраты и сопутствующие заболевания». Американский журнал управляемого ухода 11 (3 Suppl): S85-90. PMID 16097719.

1.дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей,также природу, источники и последствия этих различий. наука о закономерностях психического варьирования.

психология, подобно молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

дифференциальная психология обращала внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

2.Этапы развития дифференциальной психологии

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла (точнее, находится в процессе прохождения) через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы. Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения. Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Пренебрежение к научным «происшествиям» рассматривается обычно как свидетельство молодости науки, для которой единичный феномен ценен постольку, поскольку может оказаться представителем определенного типа явлений, может привести к открытию всеобщего принципа или закономерности. Поэтому единичное обладает относительной ценностью для развития познания.

Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим). «...Дифференциальная психология лишь тогда будет иметь перспективу достигнуть фазы спокойного развития, когда она эмансипируется от породившей ее науки – общей психологии», – писал В.Штерн в 1911 году. Можно сказать, что сейчас это уже произошло. И здесь совершенно неизбежным оказывается исторический подход – рассмотрение явления в его становлении, анализ и прогноз последствий.

Господство гуманитарной парадигмы свидетельствует о зрелости научной дисциплины и отмечается не только в науках об обществе и человеке, но и в науках о природе. Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание – к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность (сравните с марксистским определением личности не как абстракта, присущего отдельному человеку, а как совокупности общественных отношений).

Дифференциальная психология имеет и предысторию становления.Так, характерология стремилась свести различия между людьми к простым типам, т.е. занималась составлением классификаций по разным основаниям, как анатомо-физиологическим, так и психологическим, подобно, например, способности человека принимать страдания. Представителями характерологии были И.Кант, И.Банзен. Другое направление, психогностика, выявляло и устанавливало отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и свойствами характера человека. В фокус внимания при этом попадали, естественно, разные природные свойства человека. Так, в рамках физиогномики, основанной Ж.Лаватером, черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. Сторонники френологии (краниоскопии), развиваемой Ф.А.Галлем, стремились определять особенности человека по форме строения черепа. А приверженцы графологии, науки о почерке, которой больше других занимался аббат И.Мишон, диагностировали признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека, отраженным в его почерке. Все эти области донаучного познания, в свое время признанные ненадежными и отвергнутые позитивистской наукой, в настоящее время, уже на новых основаниях, вновь возвращаются в психологию индивидуальных различий. Задача будущих исследований – валидизировать эти приемы эмпирических обобщений и связать их с современными научными результатами.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В.Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году. качестве синонимов использовались понятия: характерология (И.Банзен, Е.Люка), которая сегодня относится к области знания о характере; этология (Дж.Ст.Милль), в настоящее время изучающая науку о поведении; индивидуальная психология (А.Бине, Э.Крепелин), сегодня обозначающая адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г.Хейманс), обозначающая также медицинскую психологию.

Первыми крупными представителями нового научного направления были А.Бине, Дж.Кеттелл, Ф.Гальтон, В.Штерн, в России – А.Ф.Лазурский. Основным методом исследования вначале были индивидуальные и групповые тесты, тесты различий умственных способностей, а позже – проективные методики для измерения установок и эмоциональных реакций.

Психология индивидуальных различий всегда испытывала влияние практики – педагогики, медицины, психологии труда. А ее оформление в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам.

1. Внедрение в психологию экспериментального метода. Важнейшим событием здесь оказалось открытие В. Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории в 1879 году, где он начал в экспериментальных условиях (хотя и при помощи метода интроспекции) изучение психических процессов, в частности апперцепции. Не менее важным для развития позитивистской психологии стало выведение основного психофизического закона Фехнера – Вебера (Е = const In R, где Empfindung – величина ощущения, а Reiz – величина раздражителя), благодаря чему «светлая» и «теневая» стороны жизни оказались связанными между собой достаточно простой алгебраической зависимостью. Позже голландский исследователь Ф.Дондерс разработал специальную схему подсчета времени реакции, и увеличение времени реакции стало восприниматься как показатель усложнения психических процессов. Сегодня трудно по-настоящему оценить эти открытия, но на фоне полного отсутствия путей объективного наблюдения психического они имели поистине революционное звучание – психику стало возможно изменять, измерять и оценивать.

Впрочем, освободив психологию от комплекса неполноценности в связи с признанием себя наукой, экспериментальный метод, по мнению известной современной исследовательницы А.Анастази, несколько затормозил развитие интереса к единичным явлениям психики, которые актив­но изучались на донаучном этапе.

2. использование методов статистического анализа. Каждое психическое качество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка на континууме, выражающем изменение этой черты от минимума к максимуму. Почти каждый раз, когда рассматриваемое качество является результатом действия многих переменных, получается кривая нормального распределения, то есть малых (субнормальных) и больших (супернормальных) значений обычно меньше, чем значений средней величины (нормальных).

Необходимо отметить, однако, что не все закономерности подвержены закону нормального распределения; (например, существует закон Зипфа, определяющий распределе­ние количества населенных пунктов разной величины. Этот закон выражает линейную зависимость: деревень и поселков много, а высоконаселенных городов мало)всегда необходимо убедиться, что изучаемое явление описывается именно нормальным распределением.

Первыми, кто обратил внимание на возможность применения теории вероятности к социально-психологическим явлениям, были бельгийский социолог Адольф Кетле и Фрэнсис Гальтон. Кетле изучал большие группы и обратил внимание на ритмичность социальных процессов, на основании чего им была создана теория «среднего человека» (человек стремится действовать так, как поступает большинство людей). Статистические методы – это приемы прикладной математики, используемые психологией для повышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработки экспериментальных результатов. Сейчас выделяют несколько направлений использования статистических методов в психологии: а) описательная статистика, включающая группировку, классификацию, графическое представление данных; б) теория статистического вывода, используемая для предсказания результата по данным обследования выборок; в) теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными.

Обычно используют следующие приемы статистического анализа. Дисперсионный анализ позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей (так, понятно, что при одинаковых средних показателях размах распределения может существенно меняться.представим себе, что средний балл, полученный школьниками за контрольную по алгебре, составляет 4 и для мальчиков, и для девочек. Но у мальчиков присутствуют и тройки, и пятерки, а все девочки активно списывали друг у друга и в результате получили по четверке. Понятно, что итог одинаков в каждой группе, а психолого-педагогический смысл, стоящий за средним баллом, совершенно различен.

Корреляционный анализ удостоверяет наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными. При этом подтверждается одновременность проявления этих признаков, но вовсе не их причинная обусловленность. Например, отмечается, что удовлетворенность браком у супругов отрицательно коррелирует с тревожностью (это значит: чем больше они довольны семейной жизнью, тем спокойнее себя ощущают). Однако на основании этого факта мы не можем узнать, спокойны ли они оттого, что дома все в порядке, или довольны совместной жизнью потому, что обладают низкой тревожностью и вообще позитивным отношением к жизни.

И, наконец, факторный анализ – это группа методов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно. Задача факторного анализа состоит в самом общем виде в том, чтобы уменьшить количество переменных, свести все их многообразие к нескольким общим факторам. В том случае, если по результатам подсчета коэффициентов корреляции прослеживаются особо плотные связи между несколькими показателями (корреляционные плеяды), можно предположить, что за ними стоит общий фактор – переменная более высокого уровня обобщения. Факторные модели используются сейчас везде, но особенно популярны в психологии личности и интеллекта.

Чтобы использовать методы статистического анализа, нужно быть уверенным в нормальности распределения изучаемого качества;

3. использование, данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод в его вариантах, использованный впервые еще Гальтоном, который позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств на аддитивную (передаваемую из поколения в поколение), неаддитивную (присутствующую у сиблингов, имеющую значение только для родственников одного поколения) и дисперсию, связанную с разницей в окружении. В последнее время, однако, используют также и генетический анализ.

3. Классификация методов дифференциальной психологии

Метод в переводе с греческого означает путь. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики» используют различные способы получения данных

По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) иэкстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент .

По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По стабильности – изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических Первый: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Второй вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования – это постоянно решаемая и по-прежнему насущная задача.

Методы, используемые дифференциальной психологией , можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.

Общенаучные методы

Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию» 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение

Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т. д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).

Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам).

Моделирование – воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (

Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель – потомок и сиблинг – сиблицг). Только они имеют в среднем 50 % общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки.

Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). 1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов. 2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».

3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого – нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром. 4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида – человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Биографический метод – использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводыДневниковый метод – вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем» коллегой).

Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще – там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности (о чем будет говориться в следующих главах) могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям (1, 2, 5, 7).

По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).

По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.

По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).

По стабильности – изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).

Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

Общенаучные методы

Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.

Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Существует несколько видов наблюдения.

Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.

Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).



Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

Психогенетические методы

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида – человека, деятельность которо­го привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.



Биографический метод – использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П.Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П.Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности

5. История становления дифференциальной психологии как науки.Вклад Ф.Гальтона и У.Штерна.

Английский биолог и антропо­лог Ф. Гальтон (1822-1911). Целью своих опытов он провозгласил выявление генетических основ индивидуальных различий испы­туемых, а основными методами исследований - эксперимент и математические методы статистики. Его перу принадлежит работа «Наследственность таланта» (1869), где Гальтон выдвинул свою идею наследования способностей и талантов и впервые в науке попытался обосновать ее статистическим методом. Рассмотрим и проанализируем основные идеи Ф. Гальтона относительно приро­ды индивидуальных способностей человека.

1. Умственные способности, так же как и физические при­знаки, передаются по наследству, т. е. имеют генетическую при­роду и, следовательно, не могут быть одинаковыми у всех людей.

Таким образом, Гальтоном отрицается природное равенство лю­дей по признаку умственных способностей.

2. Выведение на основе статистических методов закона распределения способностей: распределение способностей в обществе происходит с точки зрения отклонения от средней величины, и это отклонение детерминируется наследственными факторами. То есть в общем количестве людей всегда большая часть имеет средний уровень способностей, а меньшая часть - высокий, следовательно, повышение уровня способностей ведет к понижению количества людей, обладающих ими.

3. Полное отрицание влияния на развитие индивидуальных способностей человека социального фактора, т. е. воспитания, культуры и общества в целом. Существуют только врожденные детерминанты: врожденное стремление к науке, выдержка, упорство, сила духа, здоровье индивида, данная от рождения независимость в суждениях и др.

4. Разработка концепции развития общества, основанной на законе передачи умственных способностей по наследству, согласно которой для общего улучшения человеческого рода необходима селекция наций по принципу привилегии сильнейших и талантливейших, а также заключение соответствующих браков, позволяющих через несколько поколений повысить общий уровень способностей у людей.

Ф. Гальтон очень активно использовал различные методы экс­периментального исследования для решения поставленных за­дач. Среди этих методов можно выделить следующие: анкетирование (опрос выдающихся людей Англии) и биографический (изучение их биографий) методы для получения необходимых для статистической обработки данных; экспериментальное изучение индивидуальных различий через измерение физических данных испытуемого и его сенсомоторных качеств, например видов чувствительности, остроты ощущений и времени реакции; статистические методы , используемые для точного подсчета результатов проведенных исследований; тесты, используемые с целью оценки ума через измерение психических функций, а именно: ассоциативных способностей, воображения и скорости образования суждений.

Несмотря на однобокость концепции Гальтона, представляю­щей индивидуальные различия человека только в их врожден­ной, генетической обусловленности, все же она оказала влияние на дальнейшее развитие многих отраслей психологии и постави­ла многие важные для психологии вопросы, впоследствии ус­пешно разрабатываемые другими учеными:

1) Гальтоном была поставлена проблема генетических предпосылок умственного развития и статистических методов их исследования;

2) в психологию вводятся методы вариационной статистики (метод исчисления корреляции через переменные), что обусловило дальнейшее создание многих ценных математических методик и возникновение метода факторного анализа, и по сей день успешно применяемого в большинстве психологических исследований;

3) Гальтон, выдвигая проблему генетических предпосылок развития психических способностей, еще раз доказывает неправомерность разделения и противопоставления телесных качеств душевным;

4) благодаря использованию Гальтоном тестов - нового метода измерения умственных способностей - было положено начало науки психотехники и широкого использования методов тестирования в других областях психологического знания.

Основателем дифференциально-психофизиологического направления как само­стоятельной научной дисциплины считается Уильям Штерн. В 1900 г. он выпус­тил книгу «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии». При переиздании (1911 г.) она вышла уже под другим названием - «Дифференциальная психология и ее методические основы».

У. Штерн интересовала природа раз­личий между людьми, поэтому он обратился к наследственности, климату, соци­альному или культурному уровню развития, образованию и другим факторам.

В 1903 г. вышла книга Томсона «Индивидуальные различия полов», в которой впервые были изложены результаты всеобъемлющего тестирования мужчин и жен­щин, проводившегося в течение нескольких лет. Тогда же появились исследова­ния различий расовых групп.

6. Психогенетические методы.

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (1, 10, 11, 12).

Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband – испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

Близнецовый метод использовался Э.Торндайком, Р.Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). 1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов. 2. Метод близнецовой пары, заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность». 3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого – нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т.Бауэром. 4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие – с фактором среды.

7. Номотетический и идеографический подходы в психологических исследованиях.

Номотетический подход к научному познанию описан Виндельбандом (в работах И.Канта рассматривается как способ законодательной деятельности разума), раскрыт Риккертом. Рассматривается как способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закономерности. Исследователь, нацеленный на поиск закономерностей, стремится от констатации частного случая перейти к пониманию общей связи и для него отдельный объект наблюдения не представляет научной ценности. Исследователю, ориентирующемуся на номотетическую методологию, интересны не характеристики уникальных свойств данного объекта как целого, а выражение общей закономерности, объединяющей данный объект с множеством других. Знание этих законов дает возможность предсказывать перспективные состояния и характеристики объектов данного типа (класса) и, исходя из этого, выстраивать собственную активность по отношению к ним [Забродин, 1987].

Идеографический подход в исследовании предполагает способ познания, целью которого является изображение объекта как единой уникальной целостности. Идеографический метод может быть направлен на постижение индивидуального в его своеобычности, однократности, уникальности либо на определение общих закономерностей, отраженных в единичном случае. Осознанно обращающийся к данному типу исследовательской методологии вынужден рассматривать целое как не равное сумме его частей. Определение результатов исследования, осуществляемого с помощью идеографического метода, как правило, формулируются вне рамок и предзаданных категориальных шаблонов, но в пределах понятийного поля, задаваемого теоретическим направлением, избранным автором .

Номотетический и идеографический подходы различаются по нескольким основаниям .

1.) по-разному понимается объект изучения. Если в рамках номотетического подхода присутствует атомистское понимание психических явлений, то идеография ориентируется на холистский подход.

2) номотетика, в целом, ориентирована на линейный детерминизм в объяснении причин явлений, тогда как идеография предполагает возможность вероятностного или кругового типов детерминизма.

Противопоставление номотетического и идеографического подходов находит выражение и в рамках осуществления научного исследования. Номотетическая диагностика, по сути, является сциентистской и нормографической, и конкретная личность, индивидуальность сводится в рамках этого подхода к набору определенных значений по нормативным общегрупповым шкалам. Такой подход предполагает относительную простоту в его осуществлении, а также несложный путь доказательства репрезентативности полученных данных, но имеет целый ряд недостатков, к которым, прежде всего, следует отнести высокую степень формализованности инструментария и исследования в целом. Исследование, ориентированное на использование идеографического метода, базирующееся на понимании личности как особой, неповторимой целостности, как правило, не претендует на высокие обобщения и репрезентативность полученных результатов (классически ориентированными исследователями это рассматривается как непреодолимая проблема метода). Если же таковая идея декларируется (как, с определенными оговорками, было в случае отдельных исследований А.Р.Лурия, З.Фрейда и некоторых других виднейших психологов), то ее воплощение неизбежно требует от исследователя предельно жесткой и последовательной реализации теоретических оснований в ходе интерпретации, а также убедительного логического обоснования предложенных обобщений.

8. Организационные методы исследований индивидуальных различий.

В организационной психологии особенно интенсивно исследовались индивидуальные характеристики, позволяющие прогнозировать трудовые усилия, качество деятельности и продуктивность работников, их отношение к работе, абсентеизм, склонность к вредным привычкам и т. д. Однако попытки найти однозначные, надежные взаимосвязи между, например, чертой личности и вредной привычкой редко оказывались успешными: факторы, детерминирующие индивидуальное поведение человека, слишком многочисленны и разнообразны. Они не позволяют надежно предсказывать поведение лишь по одной или нескольким индивидуальным особенностям.

Неповторимость и непохожесть людей привели к формированию в психологии идеографического подхода, ориентированного на описание личности как особой уникальной целостности. При всей правомерности такого подхода в клинической или консультативной практике (например, в психотерапии), он, в строгом смысле, не является научным и используется в организационной психологии очень ограниченно. Даже глубокое и всестороннее знание уникальности своих подчиненных вряд ли сильно облегчит менеджеру выполнение практических задач управления: как объединить и эффективно организовать в единую команду безграничное человеческое многообразие?

К счастью для менеджера, неповторимое своеобразие каждого человека, не исключает наличия у него типических черт, которые и представляют наибольший интерес для науки в целом и организационной психологии в частности. В этом смысле данная дисциплина придерживается номотетического подхода, т. е. подхода, ориентированного на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития, формирования и жизнедеятельности личности.

В психологии предлагались различные варианты типологических схем и классификаций индивидуальных характеристик, которые могут быть полезны для объяснения и прогнозирования поведения людей в организациях.

Темперамент. По-видимому, одной из первых попыток объяснить различия в поведении людей было учение знаменитого греческого врача Гиппократа о различных темпераментах (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей). Еще в VI веке до н.э. он предложил выделять четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический, исходя из преобладающих в теле человека «соков»: крови, желчи, черной желчи и слизи (лимфы, флегмы). Преобладание этих соков в организме человека и дало название основным типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В конце XVIII века психологическая характеристика этих типов темперамента была систематизирована И.Кантом, который выделил темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

Характер. Другой важной особенностью членов организации является характер. Характер (от греч. gharakter - черта, признак, примета, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

9. Математико-статистические основы дифференциальной психологии.

В современной психологии выводы психологов-практиков, не обоснованы на основе математически-статистических методов, воспринимаются как поверхностные, субъективные, не подтверждены. Одновременно с накоплением практического опыта, базы данных эмпирических исследований неизбежно встает задача их обобщения, выявления тенденций, динамики, характерных признаков, особенностей, которые невозможно обоснованно интерпретировать, не используя математические методы количественного анализа.

В психологических исследованиях обычно применяют количественный и качественный анализ. Количественный анализ используют преимущественно для описания данных и установления значимости результатов.

Количественный (математически-статистический) анализ - совокупность процедур, методов описания и преобразования исследовательских данных на основе использования математически-статистического аппарата.

К количественным методам анализа и интерпретации данных относятся:

Дисперсный анализ, выявляющий, насколько изменение дисперсии (рассеяния) зависимой переменной (33) соотносится с изменениями независимой переменной (НЗ), т.е. указывает ту качественную переменную, которая вызывает изменения 33 (f-критерий Фишера, г-критерий Стьюдента)

Корреляционный анализ, который устанавливает связь и направленность изменений 33 и НЗ;

Факторный анализ, предназначенный для выяснения влияния факторов (совокупность НЗ, коррелирующие) на 33. Фактор может формироваться с помощью уравнения линейной регрессии;

Регрессивный анализ, позволяет связывать несколько 33 в единственный фактор, который отражает влияние НЗ на объект, прогнозировать развитие фактора, наделенного тенденцией к снижению за определенный промежуток времени;

Кластерный анализ, который определяет связь или степень сходства поведенческих реакций различных объектов за "сходством" их переменных (характеристик), сочетает по определенным статистическим критериям разные "подобные" объекты (исследуемые) в один класс (группу, кластер и т.п.).

В психологических исследованиях качественный анализ используют для описания и характеристики связи между явлениями.

Качественный анализ результатов - совокупность процедур и методов описания исследовательских данных на основе теоретических умозаключений и обобщений, индивидуального опыта, интуиции, методов логического вывода.

Типами анализа результатов психологических исследований являются:

Систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантами; построение схем и структур;

Психологическая казуистика - системное описание типичных и уникальных случаев.

На основе теоретической модели и систематизации результатов качественного и количественного анализа исследовательского материала осуществляют интерпретацию (лат. - Толкование, объяснение) результатов - системную процедуру объяснения исследуемых феноменов.

К методам математически-статистического анализа относятся: методы описательной статистики (описание характеристик исследуемого явления: распределения, особенностей связи и т.п.); методы статистического вывода (установление статистической значимости данных, полученных в процессе экспериментов) методы преобразования данных (преобразование данных с целью оптимизации их представления и анализа).

Математические критерии никогда не рассматривали в психологии как самые, однако недопустимо и их игнорирование. От владения ими зависит точность выводов, которые, однако, можно возразить, воспользовавшись другими методами исследования.

10. Каналы получения информации об индивидуальности

Иногда методы изучения индивидуальности разделяют на три группы – на основании того канала, по которому была получена информация (9).

L (life record data) – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. Поскольку даже в научных целях одному психологу невозможно исчерпывающе изучить поведение человека в разных условиях, обычно привлекают экспертов – людей, имеющих опыт взаимодействия с испытуемым в значимой области.

L-данные трудно сделать валидными, потому что нельзя освободиться от искажений, связанных с личностью наблюдателя, действует эффект ореола (систематические искажения), возможны также инструментальные искажения, связанные с несовершенством методик обследования (некорректно сформулированными вопросами). Другой недостаток L-данных – большие временные затраты.

Чтобы повысить валидность, нужно соблюдать требования к экспертным оценкам: 1) определять черты в терминах наблюдаемого поведения (предварительно договориться, что мы будем фиксировать как проявление тревожности, агрессивности и пр.), 2) обеспечить длительность наблюдения, 3) привлекать не менее десяти экспертов на одного испытуемого, 4) ранжировать испытуемых в течение одной встречи не более чем по одному признаку, чтобы не было эффекта наведения и эксперты не повторяли свой список.

Оценки должны быть обязательно формализованы и выражены в количественной форме.

Т (objective test data) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. Объективность достигается благодаря тому, что наложены ограничения на возможность искажения тестовых оценок и имеется объективный способ получения оценок по реакции испытуемого.

Примерами использования Т-данных являются известные опыты Г.В.Биренбаум и Б.В.Зейгарник по запоминанию незавершенных действий, опыты с моделированием ситуаций для изучения альтруистического поведения. То есть необходимо создать целостную объективную ситуацию для проявления тех или иных особенностей личности.

Этот канал получения данных тоже требует больших временных и кадровых затрат и используется чаще на этапе пилотажного исследования для определения гипотезы, которая затем проверяется при помощи других, более экономичных методов.

Для того чтобы повысить валидность и эвристичность исследования, полезно применять следующие тактические приемы: 1) маскировку истинной цели исследования, 2) неожиданную постановку задач, 3) неопределенность и нечеткость формулирования целей исследования для создания зоны неопределенности и стимулирования активности испытуемого, 4) отвлечение внимания испытуемого, 5) создание эмоциональной ситуации при тестировании («Это задание до вас все выполняли с легкостью!»), 6) использование эмоционального содержания тестовой ситуации, 7) фиксацию автоматизированных реакций, 8) фиксацию непроизвольных индикаторов (электрофизиологических, биохимических, вегетативных изменений), 9) фиксацию «фоновых» индикаторов (физического статуса, уровня активности и утомления и пр.).

Q (questionnaire data) – данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов. Этот канал занимает центральное место в исследованиях индивидуальности благодаря своей высокой экономичности (можно применять в группе, автоматизированно обрабатывать результаты). Однако он не считается высоконадежным.

Искажения получаемой информации могут быть связаны со следующими причинами: низким культурным и интеллектуальным уровнем испытуемых (заполнять анкеты сложно сельским жителям и детям моложе десяти лет), отсутствием навыков самопознания и специальных знаний, использованием неверных эталонов (особенно в ограниченном социуме, когда человек сравнивает себя с близкими, а не популяцией в целом). Кроме того, различная мотивация испытуемых может приводить к искажениям либо в сторону социальной желательности (дисимуляции, ослабления симптоматики), либо подчеркивания своих дефектов (агравации и симуляции).

Таким образом, абсолютно совершенного способа познания индивидуальности не существует, но, осознавая недостатки и достоинства каждого из перечисленных методов, можно научиться получать с их помощью вполне достоверную информацию. Но на этом научные изыскания не заканчиваются.

11. Основные принципы изучения свойств нервной системы в школе И.П. Павлова.

Учение и.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:

1). сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2). уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);

3). подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому (, С.384).

И.П.Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. (, c. 408).

И.П.Павлов различал 4 основных типа нервной системы (,,):

1). сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П.Павлову – сангвинический темперамент);

2). сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по И.П.Павлову – флегматический темперамент);

3). сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П.Павлову – холерический темперамент);

4). слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову – меланхолический темперамент).

Выявленные И.П.Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы (, c. 408).. Павлов связывал общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), хотя понимал, что должны существовтаь и другие свойства нервной системы, и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.

Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания (, С.386).

Тип нервной системы – это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, это аспекты одного и того же явления. Именно в этом смысел можно вслед за И.П.Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В работах Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына были расширены представления о свойствах нервной ситемы, открыты два новых свойства неврных процессов: лабильность и динамичность. Динамичность нервных процессов - свойство, которое определяет динамичность возбуждения или динамичность торможения (легкость и быстроту образования положительных и тормозных условных рефлексов), лабильность нервных процессов – свойство, определяющее скорость возникновения и прекращения нервных процессов (возбудительного или тормозного процесса) , .

В отличие от И.П.Павлова найдены и другие комбинации свойств нервной системы. Например, кроме неуравновешенного типа с преобладанием возбуждения существует неуравновешенный тип с преобладанием торможения и т.д.

Психические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое. Например, низкая работоспособность слабого типа может иногда компенсироваться длительным отсутствием эмоционального пресыщения.

12. Свойства нервной системы и динамические параметры деятельности.

Свойства нервной системы определяются генотипом человека (от греч, ; genos - род, происхождение и typos - отпечаток, форма), передаваемыми по наследству физиологическими особенностями. Психолог работает с фенотипом (от грен, phaino - обнаруживаю) - совокупностью всех свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития (онтогенеза). Фенотип складывается в результате взаимодействия генотипа и условий среды обитания. Один и тот же фенотипический признак может быть проявлением различных генотипических признаков, а один генотип может дать различные фенотипы. Поэтому при оценке психофизиологических особенностей человека нельзя не учитывать «компенсаторные эффекты», так как генетически заданная конструкция преломляется за счет черт, которые человек приобретает в результате эмоционально-волевой регуляции.

Свойства нервной системы можно представить в виде иерархии уровней: верхний уровень - системные свойства мозг

Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования.

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.

  • 1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака -- феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемых данных. Поэтому, как отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связан ности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.
  • 2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).

Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.

Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко.

1. Методика условно-рефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей). 2. Методика кожно-галъванических реакций (КГР) -- изменение электропроводимости кожи. 3. Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях (зрения -- при слуховых раздражителях и, наоборот, в присутствии других раздражителей -- «индукционная методика», под действием кофеина и других фармакосредств). 4. Измерение других сенсорных функций критической частоты слития мельканий и др. 5. Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ, альфа-индекс, частота и амплитуда альфа-ритма). 6. Методика двигательных реакций (измерение времени реакции, методика сопряженных моторных изменений А.Р. Лурия, более известная под названием детектора лжи, и другие). 7. Методика дихотического прослушивания, используемая для определения церебрального оминирования по речи. Смысл ее состоит в одновременном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо. При восприятии, и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. право-полушарие), а при восприятии невербального -- левое yxo. Дополнительным показателем являются данные ЭЭГ, указывающие на преимущественную активацию.

Социально-психологические методы включают опросы и cоциометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

Беседа -- метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.

Интервью -- особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой -- ведомым, вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но которые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.

Анкетирование -- получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы.

2. «Продольные» (лонгитюдные) срезы использовались при изучении Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы (дневники матери и подростков), в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.

Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах -- более подробное продольное исследование.

Анализ продуктов деятельности (творчества) -- опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты -- графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.

Тестирование -- краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.

В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объединить в следующие группы (классификация имеет эмпирический характер, классы пересекаются). 1. Тесты способностей. 2. Тесты умений и навыков. 3. Тесты восприятия. 4. Мнения (интересы, социальные установки). 5. Эстетические тесты. 6- Проективные тесты. 7. Ситуационные тесты (выполнение за даний в разных условиях). 8. Игровые тесты.

Тесты очень экономичны, однако обладают малой надежностью и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).

Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток К. Келли) представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бес сознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Часто используются для изучения самосознания личности, требуют компьютерной обработки.